что это за болезнь, симптомы, виды и методы устранения
Симптомы дислексии у детей
Многие родители задаются вопросом: «Дислексия – что же это за болезнь?». Спешу Вас заверить, что дислексия ни в коем случае не означает какие-то отклонения в психическом развитии ребёнка. Даже напротив – особенности восприятия и мышления часто рождают выраженные таланты, например, к рисованию, рукоделию, танцам или любому другому виду творчества.
Термин «дислексия» в дословном переводе означает «нарушение речи». Причины дислексии могут быть различными, но, существует мнение, что часто это связано с наследственностью, в результате чего у ребёнка обнаруживаются и неспособность к обучению чтению и письму. Он может путать буквы, менять их местами, читать по слогам или буквам, не понимать смысла слов и неправильно их писать. При этом стандартные схемы обучения – постоянное повторение и заучивание – не срабатывают.
Методика Дейвиса по коррекции дислексии у детей и взрослых основана на использовании ряда инструментов, которые призваны развить самоконтроль, а также на выполнении специальных упражнений. Я осуществляю практику этого уникального и действенного способа, получив сертификат DDAI – Международной Ассоциацией Дейвиса (США, www.dyslexia.com) и являясь членом DLF — Британской Ассоциации Дейвиса (www.davislearningfoundation.org.uk)
Задача данной методики по устранению дислексии – это не только освоение дислектиком инструмента для самостоятельного контроля за своим состоянием, но и последующее закрепление этого навыка.
Вы можете самостоятельно определить, что у ребёнка дислексия, пройдя тест.
Признаки и характеристики дислексии
- пропускает буквы или слова при чтении
- меняет местами или путает буквы
- Меняет последовательность слов в предложении
- пропускает строчку при чтении
- отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания
- запинается или останавливается
- ускоряется или замедляется при чтении
- игнорирует знаки препинания
- хмурится или выглядит рассеянным
- теребит уголок страницы
- слишком старается, концентрируется во время чтения
- меняется в голосе
- взгляд становится туманным или блуждающим
- краснеет или бледнеет
- трясёт или раскачивает ногой
Классификация и основные формы дислексии
Нужно иметь ввиду, что у ребёнка может быть выражена как одна характеристика дислексии, так и несколько одновременно. Также полезно будет знать, что в России существует классификация дислексии. Вам, возможно, придётся столкнуться с тем, что дефектологи выделяют следующие виды дислексии: семантическая, оптическая, мнестическая, фонематическая, аграмматическая.
В любом случае, уникальность и действенность курса по методу Р.Дейвиса в том, что он позволяет корректировать ЛЮБОЙ вид дислексии, в любом возрасте, за 5 дней!
Дислексия — что это за «болезнь»?
Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.
Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.
Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.
Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.
Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.
У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.
Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий
причины, симптомы, диагностика и лечение
Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.
Общие сведения
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
Дислексия
Причины дислексии
В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.
Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:
- Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
- Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
- Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
- Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.
В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:
Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга.
В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.
Патогенез
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:
- зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
- соотнесение их с соответствующими звуками;
- слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
- понимание, осознание прочитанного.
Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.
Классификация
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
- Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
- Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
- Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
- Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
- Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
- Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
Симптомы дислексии
В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.
Фонематическая дислексия
При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).
Семантическая дислексия
Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.
Аграмматическая дислексия
В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.
Мнестическая дислексия
При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.
Оптическая дислексия
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.
Тактильная дислексия
Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.
Диагностика
Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.
- Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
- Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
- Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.
По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.
- При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
- Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
- В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
- Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
- При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
- При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
Дислексия у детей и взрослых: Симптомы, причины, лечение
Дислексия — это расстройство обучения, которое характеризуется трудностью чтения текстов, несмотря на то, что у человека нормальный интеллект.
Это наиболее распространенное расстройство чтения которое существует. В большей или меньшей степени затрагивает большое количество людей всех возрастов.
Содержание:
Дислексия может вызвать множество различных проблем. Некоторыми из наиболее распространенных являются сложность написания, снижение скорости чтения, проблемы с правильным написанием слов, неспособность произнести вслух прочитанное.
Кроме того, может вызвать вторичные последствия, такие как проблемы с пониманием, которые могут остановить приобретение словарного запаса и приобретение других базовых знаний.
Термины расстройство обучения чтению и дислексия являются синонимами. Все дети учатся читать без особых затруднений; но примерно 25% могут в какой-то момент испытывать проблемы.
Современные научные тенденции свидетельствуют о том, что это заболевание имеет генетическую основу и является результатом сбоя фонологической обработки.
Типы дислексии
По оценкам, дислексия затрагивает приблизительно 20% взрослого населения. Однако не все люди с этим расстройством имеют одинаковые симптомы. Далее мы увидим некоторые из наиболее распространенных вариантов этой патологии.
Фонологическая дислексия
Одной из наиболее распространенных форм дислексии является та, которая вызывает затруднения при распознавании отдельных звуков каждой буквы и объединении их в целые слова. Люди, которые страдают от этого варианта расстройства, могут испытывать проблемы с написанием или разделением слова в слогах.
Люди с фонологической дислексией также испытывают трудности с графическим представлением звуков, поскольку не могут связать каждую букву с соответствующей фонемой. Эта проблема как раз и связана с их неспособностью правильно читать.
Поверхностная дислексия
Главной особенностью людей, страдающих поверхностной или прямой дислексией, является трудность чтения слов, которые написаны не так, как они произносятся. Считается, что этот вариант больше относится к зрительному пути мозга, а не к слуховому.
Хотя в русском языке не так много слов, которые произносятся не так как пишутся, у людей с такими трудностями могут также возникнуть проблемы с нашим языком. Например, у них могут быть проблемы с распознаванием гомофонов или с произвольным написанием.
Тем не менее, поверхностная дислексия вызывает гораздо более серьезные проблемы у людей с языком, где письменность отличается от произношения, например, на английском или французском.
Дислексия медленного распознавания
Другим наиболее распространенным типом дислексии является медленное распознавание письменной формы букв или цифр. Как правило не считается серьезным, как остальные формы этой патологии.
Несмотря на это, медленное распознавание может вызвать серьезные трудности чтения или написания с высокой скоростью.
Смешанная или глубокая дислексия
Смешанная дислексия, как правило, считается наиболее тяжелой формой этой патологии.
Люди, которые страдают от смешанной дислексии, испытывают очень серьезные трудности в понимании значения написанного слова. Кроме того, испытывают трудности в распознавании псевдослов, понимании абстрактных слов, функциональных слов (предлогов и определителей) и сопряженных глаголов.
Симптомы
Симптомы дислексии сильно различаются у разных людей. В зависимости от типа дислексии, можно найти разнообразные симптомы.
Ниже мы увидим, каковы наиболее распространенные признаки, которые указывают на то, что человеку может быть трудно читать.
Симптомы у дошкольников
Дислексия обычно выявляется, когда человек начинает свое начальное образование, в тот момент, когда начинается обучение чтению и письму. Однако в некоторых случаях эту патологию можно обнаружить до того, как ребенок пойдет в школу.
Например, ребенок может иметь менее обширный словарный запас, чем другие дети его возраста. В то же время часто встречаются ошибки произношения в сложных словах.
Наконец, дети дошкольного возраста с дислексией не проявляют интерес и затрудняются в понимании рифм, стихотворений для детей и словесных игр. Также не проявляют интерес к изучению букв алфавита. Однако это не обязательно означает, что у ребенка дислексия.
Симптомы у детей школьного возраста
Симптомы дислексии в первый раз становятся очевидными, когда ребенок идет в школу и начинает учиться читать и писать. В большинстве случаев, это расстройство можно обнаружить в возрасте от 6 до 12 лет.
Сложность появляется в том, чтобы выучить название и звук каждой буквы. Из-за этого дети с дислексией испытывают затруднения при правильном написании слов в дополнение к многочисленным ошибкам в письме.
Некоторые из наиболее распространенных ошибок — пересчет чисел в обратном порядке или изменение порядка букв в слове.
Чтение также намного медленнее, чем у их сверстников.
Симптомы у подростков и взрослых
Симптомы, как правило сохраняются также в подростковом и взрослом возрасте. Однако из-за важности чтения и письма на этих этапах жизни существуют и другие косвенные признаки, которые могут помочь диагностировать дислексию.
Самым важным симптомом во взрослой жизни является сложность написания связных и организованных текстов, даже если у вас есть обширные знания по предмету. Из-за этого у людей с дислексией обычно возникают проблемы, когда дело доходит до составления отчетов, письменных работ или эссе.
Эти трудности могут вызвать серьезные проблемы как в течение жизни студента (например, из-за низкого качества сделанных заметок), так и на рабочем месте. Человек с дислексией, как правило, старается избегать чтения и письма в максимально возможной степени, что может иметь очень негативные последствия.
Причины
Дислексия была впервые обнаружена в 1881 году, исследователи пытались найти причину этого расстройства. Хотя до сих пор не выяснено, почему у некоторых людей есть проблемы такого типа, они обнаружили несколько факторов, которые влияют на возникновение этой патологии.
В целом, причины дислексии можно разделить на три типа: нейроанатомические, генетические и экологические.
Нейроанатомические причины
С помощью современных методов нейровизуализации, таких как функциональный магнитный резонанс или позитронно-эмиссионная томография, было обнаружено, что у людей с дислексией присутствуют как анатомические, так и функциональные различия на уровне мозга с теми, у кого этого расстройства нет.
Тем не менее, аномалии у лиц с дислексией на уровне мозга не всегда одинаковы. В некоторых случаях, например, люди с этим расстройством могут иметь меньшую активацию в частях левой доли, связанных с чтением.
Другие, представляют изменения больше связанные с мозжечком. В этих случаях чаще возникают проблемы с беглостью речи.
Однако, как это часто бывает в исследованиях нейробиологии, в настоящее время невозможно определить, были изменения мозга у людей с дислексией во время рождения или наоборот, они появляются из-за факторов окружающей среды. Поэтому мы не знаем, являются ли они причиной или следствием проблемы.
Генетические причины
Исследования возможной связи между генетическими факторами и дислексией берут свое начало в исследованиях, проведенных путем вскрытия пациентов. В большинстве этих случаев были обнаружены аномалии, свидетельствующие о том, что гены могут играть фундаментальную роль в возникновении патологии.
Например, многие из обследованных пациентов после смерти имели микроскопические пороки развития в коре головного мозга, известные как эктопии. В других случаях также присутствовали некоторые сосудистые микропреобразования (участки мозга, которые менее плотны, чем обычно).
Все эти исследования указывают на тот факт, что генетика играет очень важную роль в возникновении дислексии, хотя нельзя сказать, что это единственная причина.
На генетическом уровне некоторые гены были связаны с дислексией, включая DCDC2, KIAA0319 и DYX1C1.
Влияние факторов окружающей среды
Многочисленные ученые пытались выяснить, какое значение имеет окружающая среда для генетики при появлении дислексии. Основным механизмом выявления являются исследования с близнецами. Это указывает на то, что хотя гены играют более важную роль, но окружающая среда может предотвращать или уменьшать симптомы.
Лечение
Дислексия — это тип расстройства, которое может возникать в любое время жизни.
Раннее выявление и лечение на ранней стадии необходимы для достижения контроля и успешной адаптации к различным уровням.
Во многих случаях потребуется вмешательство специализированного терапевта, использующего различные мультисенсорные стратегии для работы с трудностями чтения.
Студентам с дислексией часто требуется повторение и большой объем практики, чтобы развить правильные и эффективные навыки.
Можно ли контролировать симптомы дислексии?
В принципе, нет лечения, которое полностью устраняет симптомы дислексии. Однако, если компенсаторные стратегии. Многие дети с этим заболеванием могут научиться читать более или менее нормально.
Целью этих процедур обычно является научить детей правильно ассоциировать каждую букву со звуком. Таким образом, многие из трудностей, вызванных дислексией, исчезают или значительно уменьшаются.
В случаях, когда дислексия очень серьезна, пострадавший человек может извлечь большую пользу из систем практики. Среди наиболее распространенных — использование каллиграфических шрифтов, разработанных специально для дислексиков, или использование технологий автоматического чтения и голосовой диктовки.
Используя эти типы стратегий, даже люди с дислексией, которые не могут научиться читать и писать на приемлемом уровне, могут вести практически нормальную жизнь.
Воздействие
Воздействие конкретного расстройства чтения различно для каждого человека и в значительной степени зависит от серьезности и конкретных вмешательств, которые предпринимаются.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются люди с дислексией, являются трудности с распознаванием слов, с беглым чтением и в некоторых случаях с трудностями в написании.
Читайте также:
Ссылки
Bierer LM, Hof PR, Purohit DP, et al.: Пирамидальный neurofibrillary tangles correlate with dementia severity in Alzheimer’s disease. Arch Neurol 1995; 52:81-88.
Blair SN, Моррис ИН (2009) Healthy hearts and the universal benefits of being physically active: Physical activity and health. Ann Epidemiol 19: 253-256.
Braak Ч, Braak И: Staging of Alzheimer’s disease-related neurofibrillary changes. Neurobiol Aging 1995; 16:271-278.
“Психобиологии обучения и памяти: основы и последние изменения”. REV NEUROL, 2005; 40: 289-297.
Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию
болезнь гениев, а не лентяев — WIZKID.RU
Дислексия это хроническая проблема с чтением, которая влияет на большой количество людей, особенно на людей с различного рода инвалидностями. От дислексии страдает до 15% населения в развитых странах. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой. Дислексия у мужчин встречается в три раза чаще, чем у женщин.
Что такое дислексия
Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.
Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.
Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.
Причины дислексии
Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.
Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.
Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.
Симптомы дислексии
Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.
Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:
Низкая успеваемость. Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.
Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.
Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.
Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.
Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.
Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.
Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.
Основы лечения дислексии
Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.
Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.
Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.
Дислексия: когда обращаться к врачам
Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.
Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©
Источник
симптомы, что это за болезнь, виды, причины, коррекция, упражнения, лечение у детей, диагностика
Дислексия — это нарушение навыков чтения, которое характеризуется устойчивостью, типичностью, повторением одних и тех же ошибок.
Симптомы дислексии у детей и взрослых
Выделяют следующие явные признаки проявления дислексии:
- чтение по буквам
- путание, пропуск слогов в слове
- смешение, замена звуков
- неумение составить из букв/слогов слова
- медленное чтение
- непонимание прочитанного
- угадывание слов при чтении
- замена окончаний, неправильное употребление падежей
Следствием отклонений в способности к чтению могут стать нарушения навыков письменной речи- дисграфия. Часто дислексия и дисграфия идут рука об руку.
При этом человек, страдающий этим расстройством, может иметь нормальный интеллект, хорошо усваивать знания в других областях, проявлять выраженные творческие способности.
Дислексики мыслят образами, а не словами.
Сопутствующими состояниями при дислексии бывают дезориентация в пространстве, сложности с концентрацией, синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей.
Причины появления
С медицинской точки зрения причиной возникновения дислексии является несимметричное развитие полушарий головного мозга (когда правое полушарие развито лучше, чем левое).
Факторами поражения участков мозга в пренатальном периоде могут быть:
- кислородное голодание плода
- анемия или тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности
- асфиксия у ребенка в процессе рождения.
Это речевое нарушение может развиться из-за травм головного мозга, осложнений от перенесенных инфекционных заболеваний, затронувших мозговые функции.
Кроме того выделяют социальные причины возникновения дислексии. Таковыми являются: недостаток речевого общения, билингвизм в семье, неблагоприятная социальная среда.
Ученые также выяснили, что нарушение навыка чтения может передаваться по наследству.
Виды
В зависимости от особенностей нарушения навыков чтения дислексию подразделяют на:
- Фонематическую — выражается в смешивании и подмене похожих звуков, при этом человек читает по буквам или слогам, пропуская их, переставляя местами
- Механическую (семантическую) — человек читает текст, но не понимает того, что прочел; слова в тексте для него не связаны между собой
- Аграмматическую — проявляется неумением согласовать слова по роду, числу падежу, склонению
- Мнестическую — форма расстройства, при которой человек не может запомнить связь между тем как буква пишется и как произносится
- Оптическую — человек путает похожие по написанию буквы
Диагностика
Чтобы диагностировать дислексию у ребенка или взрослого логопед должен провести комплекс тестов. Предварительно другие специалисты должны исключить проблемы со здоровьем у обследуемого — в норме ли зрение, слух, нет ли отклонений в развитии интеллекта.
Далее логопед проверяет навыки:
- устной речи (произношение слов, способность строить сложные предложения, словарный запас)
- письменной речи
- чтения (оценивается скорость, правильность, способность понимать прочитанное).
Постановка диагноза может потребовать проведения технических исследований- МРТ, ЭЭГ и других.
Коррекция
Дислексия не требует лечения медикаментами. Нарушение навыков чтения поддается корректировке. Одним людям удается полностью справиться с отклонениями от нормы, другие лишь частично овладевают умением читать и понимать текст, а кому-то это не удается вовсе.
Коррекцией дислексии занимается только специалист-логопед. Необходимо верно определить вид и степень нарушений, исходя из чего подбирать индивидуальную методику для работы над проблемой.
Помимо занятий с логопедом, потребуется выполнять упражнения дома, для закрепления и оттачивания навыков. Родителям ребенка дислексика необходимо уделить ему как можно больше внимания, создать комфортную психологическую среду, поощрять старания. Важно, чтобы в школе ребенку тоже было комфортно, а педагоги и друзья понимали проблему, поддерживали его.
Методика Рональда Дэйвиса — один из способов побороть дислексию
Для ознакомления кратко расскажем об этапах данного метода (но помните, не стоит заниматься самостоятельно, важно наблюдение специалиста):
- Создание для ребенка зоны комфорта. Психологический настрой на работу
- Ориентация. Ребенку важно научиться фокусировать внимание на предмете/букве/слове, ориентироваться во времени и пространстве, овладеть самоконтролем.
- Координация. Усвоение понятий право-лево, верх-низ.
- Освоение символов. Научиться читать невозможно, если не понимаешь буквы. На этом этапе ребенку предлагают лепить буквы из пластилина — запоминание лучше происходит в игровой форме, а развитие мелкой моторики положительно влияет на работу мозга
- Чтение:
- научиться водить взглядом слева направо
- освоение групп букв как слова
- научиться понимать прочитанное
признаки, симптомы, лечение у детей и взрослых
Обучение детей отнимает немало времени и сил. Однако существуют проблемы, при которых помочь ребенку освоить основные жизненные навыки становится необычайно сложно. Что такое дислексия? Какова симптоматика заболевания? Каковы причины возникновения дислексии? Какие признаки заболевания проявляются в первую очередь? Как проводится лечение дислексии у взрослых?
Общая информация о заболевании
Коротко говоря, дислексия – это нарушение возможности понимать написанный текст и свободно его читать. При этом дислексик обладает другими способностями к обучению и нормальным уровнем интеллекта для проживания в обществе.
Эта болезнь в процессе длительных исследований не была причислена ни к заболеваниям психологической природы, ни к физиологическим расстройствам.
Общие симптомы заболевания
Симптомы дислексии у взрослых несколько отличаются от тех, что проявляются в раннем детском возрасте. Полностью вылечить данную болезнь, к сожалению, невозможно. Однако с помощью хороших специалистов-логопедов можно достичь заметных улучшений.
Симптоматика у детей
Признаки дислексии, которые развиваются еще у детей в начале этапа освоения грамоты и письма, описаны в таблице ниже:
- малыш пытается читать книгу одним глазом или необычно поворачивает голову;
- ребенок подносит книгу слишком близко к глазам;
- после попыток немного почитать, приходит быстрая усталость;
- ребенку трудно удается понимать суть написанного текста;
- сложно обучить писать, не допуская ошибок;
- трудно происходит запоминание новых слов, в особенности, длинных;
- при чтении происходит спутывание близких по звучанию букв;
- умственная работа, связанная с чтением и письмом, вызывает головную боль;
- заметна гиперактивность наряду с нарушением координации движений.
Некоторые симптомы являются признаками не только дислексии. Что-то подобное может проявляться у школьников при заболеваниях сосудов, например, при вегето-сосудистой дистонии. Иногда проблемы вызывает нарушение зрения. Чтобы точно установить диагноз, необходимо проконсультироваться с врачом при появлении каких-то из этих симптомов.
Важно! Если у ребенка обнаружена дислексия, это необязательно означает, что он никогда не научится читать, просто данный процесс будет проходить сложнее, чем у сверстников.
Симптоматика у взрослых
Даже значительные изменения, которые возможны благодаря грамотному лечению, не помогают полностью избавиться от заболевания. Среди взрослых людей появляются такие симптомы:
- нарушения чтения;
- сложность в восприятии новых терминов;
- дезориентация в пространстве;
- неспособность быстро схватывать прочитанную информацию;
- плохая организованность;
- непунктуальность;
- нарушения координации;
- невнимательность;
- плохая память;
- постоянное повторение одних и тех же ошибок на письме;
- трудности при концентрировании.
Дислексия у детей и взрослых приводит к совершенно иному восприятию действительности. За печатным текстом обычно стоят образы, а в умах дислектиков порой рисуются совершенно иные картины.
Причины развития
Важно понимать, что дислексия – не психическое заболевание. По мнению исследователей, в скором будущем данную проблему отнесут в разряд наследственных патологий.
Хотя точно механизмы развития не установлены, замечено, что болезнь имеет предрасположенность передаваться генетически. Патология наследуется более чем в половине всех случаев заболевания. При дислексии нарушен ген, отвечающий за зоны головного мозга, обеспечивающие способности читать и понимать информацию.
Реже неспособность к чтению появляется уже в процессе жизни. Это происходит из-за полученных травм головного мозга. В большинстве случаев приобретенные нарушения затрагивают не только способности читать, но и говорить внятно.
Классификация
Классификация заболевания содержит 6 видов дислексии:
- аграмматическую;
- семантическую;
- оптическую;
- мнестическую;
- тактильную;
- фонематическую.
Каждая форма имеет свои отличительные особенности.
Аграмматическая форма
Аграмматическая дислексия характеризуется такими симптомами:
- неспособность правильно строить предложения;
- сложно согласовывать прилагательные и существительные;
- есть склонность неправильно использовать местоимения и времена глаголов.
Люди, страдающие данной формой патологии, нередко страдают от нарушений речи.
Семантическая дислексия
Семантическая дислексия проявляется как неспособность логически объединять слова в предложения. Это связано с отсутствием ясного понимания значения семантических структур и с трудностями синтеза звуков и слогов.
Оптическая форма болезни
При оптической дислексии наблюдаются проблемы с использованием пар букв М-Л, Г-Т и Р-Ь. то есть буквы, которые имеют визуально общие признаки, спутываются в сознании у дислексика.
Мнестическая форма заболевания
О мнестической дислексии говорят, если у человека есть проблемы с использованием всех букв. То есть, в уме ребенка нет связи между конкретной буквой и конкретным звуком.
Тактильная форма патологии
Тактильная дислексия развивается только у слепых людей или у тех, кто имеет значительные нарушения зрения. При этом данный тип патологии появляется при врожденных проблемах со зрением.
Особенности фонематической формы
Фонематическая дислексия диагностируется у детей школьного возраста и продолжается несколько лет до момента, пока ребенок не привыкает правильно читать.
Диагностика и лечение
Диагностика заболевания обычно проводится в начальных классах школы. Тест на дислексию включает проверку не только детей, но и родителей, так как проблема передается по наследству.
Упражнения для дислексиков проводятся в форме игры, чтоб ребенок мог расслабиться и чувствовал себя непринужденно.
Лечить дислексию можно лишь правильно откорректировав методику обучения. Важно сделать этот процесс интересным и вовлечь ребенка. Коррекция дислексии должна проводиться с пониманием, что эта проблема – не признак отсталости в развитии, а лишь наличие необычного восприятия.
Смотрите видео:
Своевременная помощь ребенку с нарушением чтения и письма позволит ему выйти на тот уровень, когда патология не будет оказывать влияния на его способность общаться с людьми и свободно жить в коллективе.
Поделитесь с друзьями и оцените публикацию.
Вам не трудно, а автору приятно.
Спасибо.