Подборка по базе: Буслаева Логопедия Золотова В.Ю ЛЗ-41.doc, Билеты госэкзамен ЛОГОПЕДИЯ.docx, ДКР речь Волкова.docx, 1. Логопедия как наука_ материалы к лекциям (1).docx, ВКР Волкова.docx, Г. А. ВолковаПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ.doc, Бабина_практикум по дисциплине логопедия_Дизартрия.pdf, Бабина_практикум по дисциплине логопедия_Дизартрия.pdf, 1. Логопедия как пед наука. Связь с др науками.docx, ГЭК Логопедия.docx. ДИСЛЕКСИЯВ современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» — для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях. Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество детей с дислексией достигает 22%. По данным Р. И. Лалаевой, в первых классах вспомогательной школы нарушения чтения отмечаются у 62% учеников. По данным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7—8 летнего возраста. В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия выявлена в 20—50% случаев. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем». По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. При чтении взрослый человек осознает лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосознанно, автоматизированно. Однако эти автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения. Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса. ЭТИОЛОГИЯ ДИСЛЕКСИИВопрос об этиологии дислексии до настоящего времени является дискуссионным. Некоторые авторы (М. Лами, К. Лонай, М. Суле, Б. Хальгрен) отмечают наследственную предрасположенность при нарушениях чтения. Изучение дислексии у близнецов позволило авторам сделать вывод о наследственном характере некоторых факторов, обусловливающих возникновение дислексии (нарушение латерализации, задержка развития речи). Рейнхольд считает, что встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Большинство авторов отмечает наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, катальный и постнатальный период. Этиология дислексии связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии). Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения. Таким образом в этиологии дислексии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии «цепочка» детских инфекций, травмы головы). Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минимально мозговой дисфункцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной речи, с церебральными параличами, с нарушениями слуха, у умственно отсталых детей. Таким образом, дислексия чаще всего появляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств. Дислексия у детей с относительно сохранным интеллектом представляет собой парциальную задержку психического развития, для которой характерным является ряд особенностей: сочетание с психическим инфантилизмом, выраженная неравномерность психического развития, определенные особенности структуры интеллекта, отмечается недоразвитие сукцессивных и симультанных процессов, нарушение кратковременной речеслуховой памяти и т. д. У детей с задержкой психического развития разного патогенеза также наблюдаются дислексии (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев). Авторы отмечают у них комплекс речевых нарушений, в том числе нарушения чтения, а также трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функции фонематического анализа, синтеза, трудности соотношения звука с буквой. Дети ошибочно прочитывают сложные по структуре слоги и слова, путают сходные по начертанию буквы. Разнообразные нарушения чтения, по мнению авторов, обусловлены не столько расстройствами устной речи, сколько недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса, сукцессивных и симультанных процессов. |
Дислексия
В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: «алексия» — для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия», «дислексия развития», «эволюционная дислексия» — для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях.
Распространенность нарушений чтения среди детей довольно велика. В европейских странах отмечается, по данным различных авторов, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект. По данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных классов массовой школы, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество детей с дислексией достигает 22%. По данным Р. И. Лалаевой, в первых классах вспомогательной школы нарушения чтения отмечаются у 62% учеников. По данным А. Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7—8 летнего возраста. В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия выявлена в 20—50% случаев. У мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».
По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. В дальнейшем происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в этом процессе можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения. Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.
При чтении взрослый человек осознает лишь задачу, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосознанно, автоматизированно. Однако эти автоматизировавшиеся при овладении чтением операции являются разносторонними и сложными.
Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Т. Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями; 2) послоговое чтение; 3) становление синтетических приемов чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются: сформированность устной речи, фонетико-фонематической ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса.
Волкова дислексия — Детки-конфетки
Наталья Гончарова
Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии
Дислексия.
Виды дислексии.
Профилактика и коррекция дислексии.
Содержание:
• Титульный лист
Содержание
Определение дислексии
Причины дислексии
Классификация дислексии
Основные методы и приемы по преодолению
Литература
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией. Эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. По степени выраженности выделяют:
АЛЕКСИЮ (полная невозможность овладения чтением или его полная утрата).
ДИСЛЕКСИЮ
Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) — алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться удетей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. В основе дислексии могут лежать различные этиологические причины:
— биологические причины: недоразвитие или поражение головного мозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный, патологии беременности, травматизация плода, асфиксии, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции, истощающие нервную систему ребенка.
В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
— социально-психологические причины:
к таким причинам относятся недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдром госпитализма и т. По А. Егорову четыре ступени
навыка чтения:
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями. Характеризуется формирования зрительного узнавания букв слова и прочтением слога после слияния букв.
2. Слоговое чтение. Слог читается легко, но есть трудности слияния слогов в слова.
3. Становление целостных приёмов восприятия. Слова знакомык простые по структуре, читаются целостно. Трудные по слогам. Ребенок синтезирует слова в предложения и в пределах предложения появляется смысловая догадка.
4. Синтетическое чтение. Целостное чтение словами и группами слов.
Главная задача – осмысление прочитанного. Классификация Р. И. Лалаевой построена на основании учета нарушенных операций процесса чтения.
С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии:
— фонематическая;
— оптическая;
— аграмматическую;
— мнестическая;
— семантическая;
— тактильная; Фонематическая дислексия – вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии.
Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.
Вторая форма фонематической дислексии
связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.
В. К. Орфинская выделила следующие виды анализа:
— определение наличия (отсутствия) звука;
— определение первого (последнего) звука;
— определение места звука в слове (начало, середина, конец);
— определение количества звуков
определение последовательности звуков;
— определение места звука в слове по отношению к другим звукам (соседние звуки); При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.
Оптическая дислексия (греч. optikos — относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.
При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. При фонематической дислексии наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов.
Оптическая дислексия (греч. optikos — относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.
При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Различные нарушения:
— зрительного гнозиса;
— оптико-пространственного гнозиса и праксиса;
— несформированность пространственных представлений.
Аграмматическая дислексия – проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. В процессе чтения у детей с аграмматической дислексией наблюдаются следующие ошибки: изменение падежных окончаний существительных,
числа существительных, неправильное согласование в роде, числе, падеже; прилагательных и существительных, изменение числа, родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени, изменение формы, времени и вида глаголов. Мнестическая дислексия
Мнестическая дислексия. Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.
Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Семантическая дислексия (греч. semantikos — смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Тактильная дислексия (лат. tactilis — осязательный) — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Основное нарушение при тактильной дислексии -нарушение символьного узнавания букв Брайлевского письма. Слепые дети при чтении смешивают буквы, теряют слова, часто наблюдается угадывающий характер чтения (без прочтения последних букв). Характер нарушений движений пальцев у слепых детей с дислексией соответствует характеру нарушений движений глаз у зрячих детей (частые регрессии, хаотичные движения). Р. И. Лалаева выделяет следующие группы ошибок чтения при дислексии:
— замены и смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки, замены графически сходных букв;
— нарушения слияния букв в слоге;
— искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов);
— нарушение понимания прочитанного на уровне слова, предложения, текста при отсутствии расстройства технической стороны чтения;
— аграмматизмы при чтении, иногда зеркальное чтение; Неречевая симптоматика дислексии
1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа.
2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.
3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта). Основные методы и приёмы при работе по преодолению дислексии на уроках литературного чтенияОсновные приемы и методы работы с детьми дислексиками:
Массаж
1. Оттянуть уши вперёд. Затем назад. Медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
2. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
3. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций у учащихся начальных классов:
1. Предложите ребенку “поймать звук” в слове. Для этого дайте ему три карточки, где цветок обозначает позицию звука: в начале, в середине и в конце слова.
2. Определить, чем отличаются друг от друга изображенные на рисунке домики. Затем попросите его отобрать две одинаковые геометрические фигуры несколько экземпляров которых можно предварительно вырезать из бумаги (фигуры и домики можно сделать из цветного картона) Если ребенок затрудняется в зрительном различении не только букв, но и геометрических фигур, то и коррекционную работу с ним надо начинать не с букв, а с выполнения более простых заданий. Предлагается назвать, что изображено на картинке, обвести предметы пальчиком.
3. Найди в прямоугольниках ту букву, которая отличается от остальных:
4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква:
5. Буквы играли в путаницу и перемешались. Какие буквы ты видишь?
6. “Глазастики ”Узнай букву пересеченную посторонними линиями:
7. Ребенку предлагается назвать написанные рядом сходные по начертанию буквы (печатные и рукописные):
Модифицированные зрительные диктанты
Федоренко – Пальченко.
Диктант №1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идет дождь. (9)
3. Небо хмурое. (10)
Диктант №22
1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)
2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)
3. По нашему краю течет красивая полноводная река Енисей. (46) Зеркальное рисование
Цель — развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. — чертить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии одинаковой длины, постепенно увеличивать или уменьшать амплитуду движения;
— рисовать то же самое обеими руками вместе;
— рисовать одновременно обеими руками расходящиеся и сходящиеся линии;
— так же рисовать круговыми, синусоидовидными движениями;
— рисовать любое симметричное изображение относительно вертикальной оси;
— рисование несложных орнаментов: совершенствовать от пофрагментарного движения к плавному. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Можно предложить детям следующие упражнения:
1. Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия- разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
3. «Ищет птичка». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
Смена рук.
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков!
4. «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз:
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь,
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.
Вертишейки, вертихвостки
Не хотят носить обноски —
Им бы праздничные блестки
Да высокие прически! Интеллектуально – развивающие словесные игры:
Анаграмма
(греч.) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами.
Подберите анаграммы к следующим словам:
верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.
(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.) Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой.
Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота,
Цепочки слов.
Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка — мошка — кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, Например:
Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.
(Возможные варианты ответов: час – бас – бес – вес – век;
час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гонСлова-перевертыши:
молоко — окмоол
игрушка — гришука
кукла — лукка
мама — аамм
каша — аакш
коляска – яклоаск
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота: Слова матрешки
Цель этой игры – найти как можно больше слов, вложенных друг в друга, например:
ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА;
АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК;
КОШМАР – КОШМА – КОМА – КОМ – ОМ.
Побеждает игрок, у которого будет больше всего слов-матрешек или самые длинные цепочки
Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:
1) плохо различает и воспроизводит звуки;
2) с трудом учит стихи;
3) путается в порядке следования времён года и дней недели;
4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном — три;
5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
6) плохо ориентируется в понятиях “право — лево”;
7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
8)затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
Таким образом, корректировать трудности в чтении нужно, обеспечивая слаженную работу всех отделов мозга, активно подключая тело или т. н. сенсомоторный уровень.
Литература:
Логопедия — Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской
Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.
Source: www.maam.ru
Читайте также
Подборка по базе: Буслаева Логопедия Золотова В.Ю ЛЗ-41.doc, Билеты госэкзамен ЛОГОПЕДИЯ.docx, ДКР речь Волкова.docx, 1. Логопедия как наука_ материалы к лекциям (1).docx, ВКР Волкова.docx, Г. А. ВолковаПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ.doc, Бабина_практикум по дисциплине логопедия_Дизартрия.pdf, Бабина_практикум по дисциплине логопедия_Дизартрия.pdf, 1. Логопедия как пед наука. Связь с др науками.docx, ГЭК Логопедия.docx. СИМПТОМАТИКА ДИСЛЕКСИИНарушения чтения часто сопровождаются и неречевыми расстройствами, которые не включаются в симптоматику дислексии, представляя собой патологические механизмы (например, нарушения пространственных представлений). При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок: 1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.). 2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, «бухштабируются» (р, а, м, а). 3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. 4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизм при чтении. Они проявляются на анали-тико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Симптоматика и течение дислексии во многом зависит от ее вида, степени выраженности, а также овладения чтением. На аналитическом этапе овладения чтением (на ступени овладения звуко-буквенными обозначениями и послогового чтения) нарушения чаще всего проявляются в заменах звуков, нарушении слияния звуков в слоги (побуквенном чтении), искажении звуко-слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного. На этом этапе наиболее распространенной является фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функций фонематической системы. На этапе перехода к синтетическим приемам чтения симптоматика дислексии проявляется в искажениях структуры, заменах слов, аграмматизмах, нарушении понимания прочитанного предложения, текста. При синтетическом чтении наблюдаются также замены слов аграмматизмы, нарушения понимания прочитанного текста, чаще всего отмечается аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Динамика дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности. Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. ДИСГРАФИЯПсихофизиологическая структура процесса письмаДисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью, основной целью которого является передача смысла или его фиксация. Процесс письма взрослого человека характеризуется целостностью, связностью, является синтетическим процессом. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом. Процесс письма осуществляется автоматизированно и протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Операции процесса письмаАвтоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляют в развернутом виде. А. Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма»определяет следующие операции письма. Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать. Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее. О роли проговаривания в процессе письма свидетельствуют многие исследования. Так, Л. К. Назарова провела следующий эксперимент с детьми I класса. В первой серии им предлагается для письма доступный текст. Во второй серии аналогичный по трудности текст давался при исключении проговаривания: дети в процессе письма закусывали кончик языка или открывали рот. В этом случае они делали ошибок во много раз больше, чем при обычном письме. На начальных этапах овладения навыком письма роль проговаривания очень велика. Оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. Следующая операция — соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы не является для первоклассника простой задачей. Затем следует моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. Для обозначения нарушений письма в основном используются термины: дисграфия, аграфия, дизорфография, эволюционная дисграфия. Причины нарушений чтения и письма являются сходными. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произноси-тельной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультивных процессов, эмоционально-волевой сферы. Психолингвистический аспект изучения дисграфии недостаточно представлен в логопедической литературе. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания (по А. А. Леонтьеву): внутреннего программирования связного текста, внутреннего программирования отдельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др. (Е. М. Гопиченко, Е. Ф. Соботович). |
Волкова Лариса Степановна | Dyslexia.ru
Раздел посвящается светлой памяти моего Учителя. Чувствовали ли вы желание сделать что-то особенное, когда вспоминаете человека, оказавшего на вашу жизнь существенное позитивное влияние? Я — да, всякий раз, когда думаю о Волковой Ларисе Степановне. Прилив признательности и благодарности я всегда желала преобразовать в поступок. Время пришло, действие определилось.
Каждый логопед знает имя Волковой Ларисы Степановны — замечательной женщины, оказавшей существенное позитивное влияние на моё становление как Учителя для людей с дислексией.
От Учителя наука ПРЕДСТАВЛЯЮ всем ученикам своего УЧИТЕЛЯ и Наставника. Волкова Лариса Степановна была, есть и будет лидером отечественной логопедии. Именно её научно-практическая деятельность способствовала разработке и внедрению в практику нового научного направления по изучению и коррекции системных речевых расстройств у детей с нарушениями сенсорного, интеллектуального и двигательного развития. За вклад в науку в 1998 году Волкова Л.С. удостоена звания лауреата премии Правительства РФ в области образования. |
Научные исследования Волковой Ларисы Степановны внесли значительный вклад в развитие фундаментальных представлений о механизмах, структуре и проявлениях сложных речевых дефектов. Выявленные Л.С. Волковой особенности аномального развития детей с патологией отражены в опубликованных ею более чем 100 научных работах, в отечественных акдемических и зарубежных изданиях.
Л.С. Волкова, работая 10 лет деканом дефектологического факультета ЛГПИ им. А.И. Герцена и 15 лет заведуя кафедрой логопедии, внесла большой личный вклад в развитие высшего педагогического образования в России. С 1999 года преподавала на дефектологическом факультете МГОПУ им. М.А. Шолохова (ныне МГГУ им. М.А. Шолохова). Лариса Степановна Волкова является редактором фундаментального учебника «Логопедия», а также «Хрестоматии по логопедии».
Историческая справка
В 1952 году окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена и была зачислена в штат кафедры сурдопедагогики. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме устранения косноязычия у детей младшего школьного возраста, а в 1983 году — докторскую диссертацию.
Качество Наставника ОПРЕДЕЛЯЕТ качество входа в новый формат жизнедеятельности.
Волкова Лариса Степановна — мой Учитель и Наставник.
Оглядываясь назад и размышляя об особенностях своей карьеры, я понимаю, что именно Лариса Степановна раскрыла мои способности, разрешив мне свободно пробовать себя в новых стилях и приобретать полезные навыки. Дав свободу, она дала мне и защиту от назойливого вмешательства «заботливых» людей в процесс становления молодого специалиста.
Вы отмечены УДАЧЕЙ, если в вашей жизни есть человек, который обладает даром давать другим «свободу маневра».
Волкова Лариса Степановна — мой Учитель и Наставник.
Учителя, которые влияют на нас с уважением, руководствуются не сиюминутными соображениями: они знают, что трудятся на будущее.
Волкова Лариса Степановна — мой Учитель и Наставник.
Я чувствую, что Лариса Степановна, которая раскрыла мой потенциал, всё ещё продолжает своё дело, используя мой опыт, чтобы зажигать огонь добра в других. Именно наставники обеспечивают своим ученикам пространство и защиту.
У нас только одна жизнь. Мы в этом мире лишь на короткое время. Какую бы роль мы ни играли — родителя, учителя, друга, подруги … — все мы художники. Вы рисуете? Вы учите своих детей создавать радугу жизни? Вы проживаете её так, как считаете нужным, а потом она заканчивается, и вы уходите. Однако ваше наследие живет в других людях. И об этом лучше задуматься сейчас, когда мы живем, взаимодействуем, можем и должны.
ПЕРВАЯ КНИГА о ДИСЛЕКСИИ в России
Ценность книги заключается в том, что она позволяет идентифицироваться человеку и понять, что с ним происходит, почему он так эмоционально реагирует на обычные для общества ценности и социальные требования
быть как все и не выделяться из толпы обычных людей.
Книга Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного» наполнила мир людей с дислексией уникальными знаниями, которые она почерпнула из своей успешной практики работы с дислексиками разных возрастов. Прочтение книги уже вдохновило очень многих людей жить и учиться согласно мозговой деятельности при дислексии мозга.
Первая книга в России о дислексии «ДИСЛЕКСИЯ МОЗГА. За гранью известного» издана Педагогическим обществом России в 2016 году.КНИГЕ ПРИСВОЕН ISBN — уникальный номер книжного издания. ISBN или международный стандартный номер книги (перевод с англ. International Standard Book Number) — уникальный номер книжного издания, необходим для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием. Если изданию присваивается ISBN, то для пересылки в Российскую книжную палату из тиража издательством изымаются 16 экземпляров.
УНИКАЛЬНОСТЬ КНИГИ в том, что в ней описаны психологические особенности людей (детей) с дислексией. Так, например, вы знаете, что среди нас много людей, которым по природе своей прекрасно подвластны и логика, и интуиция одновременно. СЕГОДНЯ мы всё чаще встречаемся с утверждением, что дети-дислексики умные дети, но как добраться до интеллекта эмоционально нестабильного ребёнка мало кто знает.Книга Татьяны Гогуадзе «ДИСЛЕКСИЯ МОЗГА. ЗА ГРАНЬЮ ИЗВЕСТНОГО» повествует о том, как добраться до интеллекта эмоционально нестабильного ребёнка и раскрывает особенности детской души ребёнка с дислексией. В книге описан опыт успешной работы автора с дислексиками как взрослыми, так и детьми. Именно этот опыт и позволяет Татьяне Гогуадзе СООБЩИТЬ ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ о том, что только понимая психологию поведения: психологию социального поведения и психологию познавательного поведения при дислексии можно найти подход к ребёнку в учебном процессе.
Дислексия
Дислекси́я (др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение + λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически так сложилось, что в западных странах в понятие Дислексия включают все проблемы, связанные с письменной речью:
проблемы с овладением навыком чтения;
проблемы с овладением навыка письма;
проблемы с грамотностью;
проблемы с овладением математикой;
проблемы связанные с нарушением моторики и координации.
проблемы с поддержанием внимания;
Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по-отдельности, не связывая их между собой, как: дислексия, дисграфия, дисорфография, дискалькулия, диспраксия, СДВ(Г).
Существует ещё один вид дислексии. Dyslexia litteris- латынь (дислексия букв). Проявляется при наборе текста. Выявляется как смена местами рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно, появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Диагностика дислексии
Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на, казалось бы, обычные ситуации повседневной жизни.
Симптомы дислексии
интеллект сохранен;
плохие навыки чтения;
чтение с ошибками, угадывающее чтение;
непонимание прочитанной информации;
трудности пересказа только что прочитанного текста;
трудности в написании слов, даже простых;
множество ошибок даже при списывании текста;
выраженные проблемы с почерком;
неспособность выполнять задание в установленный срок;
повышенная чувствительность нервной системы;
излишняя эмоциональность;
раздражительность;
эмоциональная нестабильность;
нарушение координации движений;
неуклюжесть;
расстройство схемы тела;
затруднение в определении правой и левой стороны;
нарушения межполушарного взаимодействия;
обострённый эстетический вкус;
выраженное чувство справедливости.
У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет и требуется специальная терапия.
Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.
Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.
Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.
Профилактика дислексии
Ещё до школы родители обязательно должны пройти вместе с ребёнком профилактический осмотр на предмет выявления дислексии, чтобы предупредить трудности в обучении у будущего школьника. Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5-ти лет.
Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как, плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность.
Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.
Путем осмотра ребенка, можно обнаружить, что Дислексия выражается в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения. Главными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.
Дислексия негативно влияет на формирование личности ребенка.
Неудачи младшего школьника при овладении навыком чтения могут способствовать возникновению неуверенности в себе, робости, тревожной мнительности или, наоборот, агрессивности, озлобленности, негативизма. В ряде случаев это следствие дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психического заболевания.
Ошибки чтения закономерно наблюдаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки чтения, даже если они носят специфический характер, достаточно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются длительное время, месяцы и даже годы.
При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.
Ошибки чтения при дислексии всегда являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они не преодолимы. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.
Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую. Например, РАМА — Р, А, М, А.
Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках:
в пропусках согласных при стечении
пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения
добавлении лишних звуков при чтении
перестановках звуков
пропусках, перестановках слогов при чтении и др.
Нарушения понимания, прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.
Виды дислексии:
Оптические дислексии проявляются в трудностях усвоения букв вследствие нечеткости их восприятия, неустойчивости представлений о зрительных образах букв.
Фонематические дислексии вызываются недоразвитием фонематических обобщений у ребенка, прежде всего несформированностью функции фонематического анализа (т. е. ребёнок не различает звуки речи на слух).
Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматических обобщений у ребенка. Они проявляются в искажениях и заменах падежных окончаний, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Психологические трудности при дислексии:
эмоциональная нестабильность;
изменчивость настроений;
склонность витать в облаках;
психологический дискомфорт;
трудности концентрации на одной деятельности;
склонность быстро терять интерес;
непосредственность;
неуверенность в себе;
подверженность скуке;
стремление уйти от действительности;
рассеянность и мечтательность;
проблемы идентификации: я кто? я какой?
высокий уровень тревожности;
страх ошибки.
Существует ещё ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислекcик. Наиболее распространённые из них:
задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию
дезориентация в пространстве, дезорганизация
трудности с восприятием информации
трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано
неуклюжесть или нарушение координации
синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.
Дислексией страдали и многие известные люди, которым это нарушение не помешало в карьере. Так у одной из самых известных британских киноактрис Киры Найтли — врожденная дислексия, которая не помешала актрисе получить всемирное признание.