Дислексия: симптомы, причины, лечение заболевания
Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств. Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим каналам, например, хорошо понимать на слух.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Виды дислексии
Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.
- Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
- Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
- Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
- Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
- Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
- Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.
При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам. Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
- проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
- сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
- трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
- изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
- неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку над
Дислексия — Википедия
Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в западных странах в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с поддержанием внимания.
Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:
- дислексию,
- дисграфию,
- дизорфографию,
- дискалькулию,
- диспраксию и
- СДВ(Г),
соответственно.
Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Описание
В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.
В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.
В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Профилактика
Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.
Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.
Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.
История
Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.
В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.
В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.
В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.
Причины
Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].
Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].
Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.
Диагностика
Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.
Симптомы дислексии
- интеллект сохранён;
- плохие навыки чтения;
- чтение с ошибками, угадывающее чтение;
- непонимание прочитанной информации;
- трудности пересказа только что прочитанного текста;
- трудности в написании слов, даже простых;
- множество ошибок даже при списывании текста;
- выраженные проблемы с почерком;
- неспособность выполнять задание в установленный срок;
- повышенная чувствительность нервной системы;
- излишняя эмоциональность;
- раздражительность;
- импульсивность;
- эмоциональная нестабильность;
- нарушение координации движений;
- неуклюжесть;
- расстройство схемы тела;
- затруднение в определении правой и левой стороны;
- нарушения межполушарного взаимодействия;
- обострённый эстетический вкус;
- выраженное чувство справедливости.
У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.
Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.
Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.
Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.
Проблемы дислексиков
Психологические трудности при дислексии:
- эмоциональная нестабильность;
- изменчивость настроений;
- склонность витать в облаках;
- психологический дискомфорт;
- трудности концентрации на одной деятельности;
- склонность быстро терять интерес;
- непосредственность;
- неуверенность в себе;
- подверженность скуке;
- стремление уйти от действительности;
- рассеянность и мечтательность;
- проблемы идентификации: я кто? я какой?
- высокий уровень тревожности;
- страх ошибки.
Дислексией страдали и многие известные люди, которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере. Среди них основатели компаний Ричард Брэнсон и Стив Джобс, художник Пабло Пикассо, режиссёр Стивен Спилберг, актёры Том Круз и Киану Ривз, киноактриса и модель Лив Тайлер, актрисы Кира Найтли, Кая Скоделарио и Сальма Хайек, музыканты Флоренс Уэлч и Шер, а также и многие другие публичные личности.
Документальные фильмы
- 2014 — Правописание! / Ortho! (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)
См. также
Примечания
- ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
- ↑ Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
- ↑ «Uber Dyslexie». Archiv fur Psychiatrie 15: 276–278.
- ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
- ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
- ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
- ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
- ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
- ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
Литература
- Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
- Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.
Дислексия — Википедия
Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в западных странах в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с поддержанием внимания.
Отечественная логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:
- дислексию,
- дисграфию,
- дизорфографию,
- дискалькулию,
- диспраксию и
- СДВ(Г),
соответственно.
Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв (лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.
Описание
В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.
В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.
В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Профилактика
Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.
Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.
Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.
История
Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.
В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.
В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.
В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.
В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.
Причины
Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].
Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].
Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.
Диагностика
Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.
Симптомы дислексии
- интеллект сохранён;
- плохие навыки чтения;
- чтение с ошибками, угадывающее чтение;
- непонимание прочитанной информации;
- трудности пересказа только что прочитанного текста;
- трудности в написании слов, даже простых;
- множество ошибок даже при списывании текста;
- выраженные проблемы с почерком;
- неспособность выполнять задание в установленный срок;
- повышенная чувствительность нервной системы;
- излишняя эмоциональность;
- раздражительность;
- импульсивность;
- эмоциональная нестабильность;
- нарушение координации движений;
- неуклюжесть;
- расстройство схемы тела;
- затруднение в определении правой и левой стороны;
- нарушения межполушарного взаимодействия;
- обострённый эстетический вкус;
- выраженное чувство справедливости.
У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.
Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.
Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.
Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.
Проблемы дислексиков
Психологические трудности при дислексии:
- эмоциональная нестабильность;
- изменчивость настроений;
- склонность витать в облаках;
- психологический дискомфорт;
- трудности концентрации на одной деятельности;
- склонность быстро терять интерес;
- непосредственность;
- неуверенность в себе;
- подверженность скуке;
- стремление уйти от действительности;
- рассеянность и мечтательность;
- проблемы идентификации: я кто? я какой?
- высокий уровень тревожности;
- страх ошибки.
Дислексией страдали и многие известные люди, которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере. Среди них основатели компаний Ричард Брэнсон и Стив Джобс, художник Пабло Пикассо, режиссёр Стивен Спилберг, актёры Том Круз и Киану Ривз, киноактриса и модель Лив Тайлер, актрисы Кира Найтли, Кая Скоделарио и Сальма Хайек, музыканты Флоренс Уэлч и Шер, а также и многие другие публичные личности.
Документальные фильмы
- 2014 — Правописание! / Ortho! (реж. Натали Сартио / Nathalie Sartiaux)
См. также
Примечания
- ↑ Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
- ↑ Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
- ↑ «Uber Dyslexie». Archiv fur Psychiatrie 15: 276–278.
- ↑ Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
- ↑ G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
- ↑ DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
- ↑ J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
- ↑ Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
- ↑ Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
Литература
- Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2; пер. с англ. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, М. А. Островская; под ред. Н. Н. Заваденко. — М.: Теревинф, 2010.
- Ткаченко, Т. А. Логопедический букварь. — М.: Эксмо, 2009.
что это такое, коррекция и лечение
Как жить с дислексией
Я дислектик и, как ни странно, работаю журналистом. Мне всегда неловко, когда ругают за ошибки. Чувствую себя виноватой, хотя знаю, что ничего с этим сделать не могу. За 7 лет так и не смогла привыкнуть. Писать в открытую о своей особенности раньше просто не приходило в голову. Тем более, что моя форма нарушения – легкая, иногда она месяцами себя не проявляет. И до четвертого класса начальной школы я вообще была круглой отличницей. А потом дислексия сказала “привет!”.
Самое смешное, что я понятия не имела, что со мной что-то не так. Думала, что у меня какие-то пробелы в образовании, хотя все базовые грамматические правила помнила наизусть и вечно повторяла, боясь снова оплошать. От чего вместо 5 ошибок в тексте, делала по 45.
А потом, когда я стала редактором на одном проекте и получила выговор от руководства за тотальную безграмотность, мне вдруг вспомнились какие-то странные тесты, которые я проходила в шестом классе школы. И все встало на свои места.
Виды дислексии
“Избирательное нарушение способности при овладении навыками чтения при сохранении общей способности к обучению”, – так определяет дислексию “Википедия”. Наглядно это выглядит следующим образом: в детстве человек испытывает трудности в письме и чтении, он отстает от всего класса. Затем, с высокой долей вероятности, становится троечником по нескольким предметам сразу. Наконец, в зависимости от формы и степени “особенности”, личной биографии и наличия психотравм, дислектик стыдливо признается в своей безграмотности и пытается как-то с этим жить, пройти классический путь социализации, как все “нормальные” люди, не делая себе никаких скидок и считая себя неудачливым, глупым, бездарным…
Главная проблема отечественного дислексика в неосведомленности учителей и родителей о том, что это такое. В школе таких ребят вгоняют в стресс – “ну почему снова три ошибки в одном слове!”, пытаются наказать, ссылаясь на лень и невнимательность. От стресса появляется еще больше ошибок и страхов их совершить, еще более яркое проявление дислексии.
Дислексия – что это за болезнь? Симптомы, причины и методы лечения дислекции
Рассматривается такое заболевание, как дислексия, часто диагностируемая у детей раннего возраста. Что это за болезнь, каковы симптомы дислексии и как с ней бороться ребенку и родителям.
Дислексия, такой диагноз у ребенка родители не редко воспринимают как приговор, считая, что исправить ситуацию нельзя. Дислексия характеризуется ухудшением овладения чтением у ребенка, хотя общие способности к обучению и усвоению новых материалов и навыков не затронуты.Проблема отмечается у 5% детей, чаще мальчиков, и при этом интеллект их соответствует возрасту. У части больных симптоматика нарушения проходит сама по мере взросления и формирования головного мозга. Другим необходимо комплексное лечение, которое дает хорошие результаты. Необратимость состояния встречается редко.

ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ: [скрыть] ДОПОЛНИТЕЛЬНОДислексия – это состояние, при котором отмечается нарушение навыков чтения по причине распада или недостаточной сформированности ряда функций психики, которые отвечают за правильность письма и прочтения текста. Главная характеристика состояния в том, что при нем ошибки чтения и письма повторяются постоянно и одинаковые.Alit lectio ingenium.
Латинские пословицы и поговорки
Чтение питает ум.
(Чтение обогащает разум.)
Людей, страдающих дислекцией, называют дислектиками.
Международная ассоциация дислексии характеризует это состояние как специфическую неспособность к обучению, природа которой неврологическая. Явление связывается с нарушениями фонологических компонентов языка. Осложнениями состояния считают сложности в понимании текста, который прочитан и трудности в увеличении словарного запаса.
Появление избирательной неспособности ребенка к освоению чтения не связано с проблемами зрения, слуха или ум
Дислексия у детей|Симптомы, причины, лечение
Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!
Если у вас есть дети, то вы понимаете, как это тревожит – когда у малыша появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом.
Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить.
Детям с дислексией можно помочь, если вовремя ее определить, отличить от других проблем, обратиться к специалисту и начать лечение.
Как это сделать и что вообще такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!
Содержание статьи
Понятие
Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?
Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития.
Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются.
В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста.
Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда.
Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней.
Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью.
Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.
Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,
на данный момент сложилась такая ситуация,
что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.
Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.
Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы
Можно выделить несколько форм дислексии.
- Фонематическая
- Аналитико-синтетическая
- Оптическая
- Мнестическая
- Аграмматическая
- Семантическая
Поговорим подробнее о признаках каждой из этих форм.
Симптомы дислексии
Фонематическая
В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции).
Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».
Аналитико-синтетическая
Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы.
Допустим, написано: «За домом», а малыш читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.
Оптическая
Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании букв В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.
Мнестическая
Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Малыш попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.
Аграмматическая
Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков.
В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.
- Изменение падежа или числа в окончании.
- Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
- Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)
Семантическая
Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.
- Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором букв.
- Недостаточный словарный запас.
- Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
- Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.
«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли…»
Я Сён Ко
Причины дислексии
Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения.
Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку.
Конечно, это непросто, потому что причины могут быть разными.
Некоторые из них зависят от формы дислексии.
Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение.
Умственная отсталость или задержка психического развития
Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда.
В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность).
У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество других признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.
Системное недоразвитие речи
Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии.
Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга
К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития.
С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе.
Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью.
Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.
Наследственная предрасположенность
Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям.
Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%.
Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.
Недостаточный речевой опыт
Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим другим проблемам.
Ранний возраст
Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.
Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.
Последствия
Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.
Успеваемость в школе
Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники.
Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.
Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?
Учебная мотивация
Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки?
А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика.
Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон.
Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.
Вполне возможно даже, что над малышом подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).
При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.
Речь и словарный запас
Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе).
Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.
Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность.
Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет
«впитывать в себя речевую грамотность».
Дислексия во взрослом возрасте
Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).
Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться.
Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.
Коррекция дислексии
Обращение за помощью к специалисту
Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут понять причину трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)!
Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях.
Да, это займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но закрывать на проблему глаза или заниматься самолечением – не лучшие выходы из ситуации.
Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь легче пережить трудности.
Развитие мелкой моторики
Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.
Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики.
Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом.
Психологический комфорт
Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы.
- Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что нарушение речевого развития не позволяет ему держать темп всего класса.
- Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится.
- Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте прерываться, отдыхать, разминать глаза и так далее.
- Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от неудач и ругательства оставьте – пользы от них не будет.
Упражнения
Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений.
Иногда можно прорабатывать такие упражнения и дома (если ребенок от них не устает).
Занятия могут быть самые разные.
- Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
- Поиск и дорисовывание букв и цифр.
- Складывание букв и цифр из палочек или лепка их из пластилина.
- Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к проблеме).
- Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие буквы подходят, и вставить).
- Составление слов из перемешанных слогов или букв.
- Английский кроссворд.
- Дорисовывание к букве буквы (например, сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
- Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
- Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу (например, линейкой).
- Таблицы Шульте.
- Методика Пьерона – Рузера (с использованием букв и цифр) и многие-многие другие.
Дислексия – болезнь гениев
Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.
Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями.
Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.
Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие.
Ассоциация родителей детей и взрослых с дислексией
В 2016 году Марией Пиотровской, общественным деятелем и мамой ребенка с дислексией, учредила «Ассоциацию родителей детей и взрослых с дислексией».
Данная организация занимается просвещением населения в вопросах дислексии, организует вебинары, летнюю школу и прочие мероприятия.
Ассоциация имеет свой сайт и страницы в социальных сетях – это очень полезно и удобно для Вас.
В заключении посмотрите видео с упражнениями для преодоления дислексии и дисграфии
Желаю, чтобы Ваши дети росли здоровыми и развивались правильно!
Подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям, буду ждать Вас здесь снова!
С уважением,
Анастасия
Дислексия — Симптомы и причины
Обзор
Дислексия — это нарушение обучения, при котором возникают трудности с чтением из-за проблем с распознаванием звуков речи и изучением того, как они соотносятся с буквами и словами (декодирование). Дислексия, также называемая неспособностью к чтению, затрагивает области мозга, обрабатывающие речь.
Люди с дислексией обладают нормальным интеллектом и обычно имеют нормальное зрение. Большинство детей с дислексией могут преуспеть в школе с репетиторством или специальной образовательной программой.Эмоциональная поддержка также играет важную роль.
Хотя от дислексии нет лекарства, раннее обследование и вмешательство дают наилучший результат. Иногда дислексия остается невыявленной в течение многих лет и не распознается до зрелого возраста, но никогда не поздно обратиться за помощью.
Симптомы
Признаки дислексии бывает трудно распознать до того, как ваш ребенок пойдет в школу, но некоторые ранние подсказки могут указывать на проблему.Когда ваш ребенок достигнет школьного возраста, учитель вашего ребенка может первым заметить проблему. Тяжесть различается, но состояние часто становится очевидным, когда ребенок начинает учиться читать.
Перед школой
Признаки того, что маленький ребенок может быть подвержен риску дислексии, включают:
- Поздно говорить
- Учите новые слова медленно
- Проблемы с правильным формированием слов, такие как перестановка звуков в словах или сбивание с толку слов, которые звучат одинаково
- Проблемы с запоминанием или обозначением букв, цифр и цветов
- Сложности разучивать детские стишки или играть в рифмующиеся игры
Школьный возраст
Когда ваш ребенок пойдет в школу, признаки и симптомы дислексии могут стать более очевидными, в том числе:
- Чтение значительно ниже ожидаемого уровня для возраста
- Проблемы с обработкой и пониманием того, что он или она слышит
- Проблемы с поиском нужного слова или формированием ответов на вопросы
- Проблемы с запоминанием последовательности вещей
- Трудности видеть (а иногда и слышать) сходства и различия букв и слов
- Невозможность произнести незнакомое слово
- Орфографические ошибки
- Необычно много времени на выполнение задач, связанных с чтением или записью
- Избегать занятий, связанных с чтением
Подростки и взрослые
Признаки дислексии у подростков и взрослых аналогичны таковым у детей.Некоторые общие признаки и симптомы дислексии у подростков и взрослых включают:
- Затруднения при чтении, включая чтение вслух
- Медленное и трудоемкое чтение и письмо
- Орфографические ошибки
- Избегать занятий, связанных с чтением
- Неправильное произношение имен или слов или проблемы с поиском слов
- Проблемы с пониманием шуток или выражений, значение которых трудно понять из определенных слов (идиом), например «кусок пирога» означает «легко»
- Необычно много времени на выполнение задач, связанных с чтением или записью
- Сложность описания истории
- Проблемы с изучением иностранного языка
- Сложность запоминания
- Сложности при решении математических задач
Когда обращаться к врачу
Хотя большинство детей готовы научиться чтению в детском саду или в первом классе, дети с дислексией часто не могут усвоить основы чтения к этому времени.Поговорите со своим врачом, если уровень чтения вашего ребенка ниже ожидаемого для его возраста или если вы заметили другие признаки дислексии.
Когда дислексия не диагностируется и не лечится, трудности с чтением в детстве сохраняются и во взрослой жизни.
Причины
Дислексия, как правило, передается в семье. Похоже, что это связано с определенными генами, которые влияют на то, как мозг обрабатывает чтение и речь, а также с факторами риска в окружающей среде.
Факторы риска
Факторы риска дислексии включают:
- Семейная история дислексии или других нарушений обучаемости
- Преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
- Воздействие никотина, наркотиков, алкоголя или инфекции во время беременности, которые могут повлиять на развитие мозга у плода
- Индивидуальные различия частей мозга, обеспечивающих чтение
Осложнения
Дислексия может привести к ряду проблем, в том числе:
- Ошибка обучения. Поскольку чтение является базовым навыком для большинства других школьных предметов, ребенок с дислексией находится в невыгодном положении в большинстве классов и может иметь проблемы со сверстниками.
- Социальные проблемы. При отсутствии лечения дислексия может привести к заниженной самооценке, проблемам с поведением, тревоге, агрессии и отчуждению от друзей, родителей и учителей.
- Проблемы взрослых. Неспособность читать и понимать может помешать ребенку реализовать свой потенциал по мере взросления.Это может иметь долгосрочные образовательные, социальные и экономические последствия.
Дети, страдающие дислексией, имеют повышенный риск развития синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ), и наоборот. СДВГ может вызвать трудности с удержанием внимания, а также гиперактивность и импульсивное поведение, которые могут затруднить лечение дислексии.
,Дислексия: симптомы, лечение и типы
Дислексия — это трудность в обучении, которая ухудшает способность человека читать и писать.
Дислексия включает в себя способы, которыми мозг обрабатывает графические символы и звуки слов. Обычно это влияет на распознавание слов, правописание и способность сопоставлять буквы со звуками.
Хотя это неврологическое заболевание, дислексия не имеет отношения к интеллекту.
Дислексия встречается часто. Некоторые эксперты считают, что им страдают 5–10% людей, другие — 17%.
Получение диагноза, рекомендаций и поддержки с раннего возраста может помочь уменьшить влияние заболевания.
В этой статье подробно рассматриваются причины дислексии, симптомы и методы лечения у детей и взрослых.
Дислексия влияет на то, как мозг обрабатывает письменные материалы, что затрудняет распознавание, написание и декодирование слов.
Эффекты дислексии варьируются от человека к человеку. Людям с этим заболеванием, как правило, трудно быстро читать и читать без ошибок.У них также могут быть проблемы с пониманием того, что они читают.
Дислексия — это неврологическая проблема, которая может передаваться в семьях. Это не результат плохого обучения, обучения или воспитания.
Хотя это может быть непросто, почти каждый страдающий дислексией может научиться читать, если получит правильные инструкции.
В начале 2018 года в Соединенных Штатах было внесено 33 законопроекта, касающихся дислексии. Это отражает тот факт, что государственные организации признают необходимость раннего вмешательства для поддержки детей с дислексией.
Люди с дислексией чаще всего получают диагноз в детском или молодом возрасте.
Взрослые, которым ставится этот диагноз, обычно страдают этим заболеванием всю жизнь. Однако человек может получить дислексию из-за травмы головного мозга.
Если родитель, опекун или учитель подозревают, что у молодого человека дислексия, они должны спросить о профессиональной оценке. Школа может помочь. Ранняя диагностика с большей вероятностью приведет к эффективному лечению.
Диагноз дислексии может открыть дверь для получения дополнительной поддержки для ребенка или подростка. Они могут получить право на услуги специального образования, программы поддержки и услуги в колледжах и университетах.
По данным Международной ассоциации дислексии, диагностические оценки часто охватывают следующие области:
- справочная информация, включая семейный анамнез и раннее развитие
- интеллект
- навыки устной речи
- распознавание слов
- навыки беглости
- понимание прочитанного
- словарный запас
- декодирование, или способность читать новые слова, используя буквенно-звуковые знания
- фонологическая обработка, или как мозг обрабатывает звуки слов
Во время оценки экзаменатор будет стремиться исключить другие условия, которые могут иметь похожие симптомы.Примеры включают проблемы со зрением, нарушение слуха, отсутствие обучения, а также социальные и экономические факторы.
Люди могут проявлять симптомы дислексии в любом возрасте, но, как правило, они проявляются в детстве.
Дислексия может вызвать проблемы, которые включают:
Достижение развития вехи
Дети с дислексией могут научиться ползать, ходить, говорить и кататься на велосипеде позже своих сверстников.
Обучение речи
Ребенку с дислексией может потребоваться больше времени, чтобы научиться говорить.Они также могут неправильно произносить слова, находить рифмы сложными и, казалось, не различать звуки разных слов.
Обучение чтению
Эта трудность может возникнуть уже в дошкольном учреждении. Ребенку может быть трудно сопоставить буквы со звуками, и у него могут быть проблемы с распознаванием звуков в словах.
Симптомы дислексии также могут возникать, когда молодые люди начинают осваивать более сложные навыки. Например, это состояние может вызвать трудности с:
- грамматикой
- пониманием прочитанного
- беглым чтением
- структурой предложения
- углубленным письмом
Воспитатели и учителя могут заметить, что ребенок не хочет читать — они могут избегайте ситуаций, в которых это необходимо.
Учимся писать
На бумаге человек с дислексией может переворачивать цифры и буквы, даже не осознавая этого.
Кроме того, некоторые дети с дислексией не следуют ожидаемым моделям прогресса в обучении. Например, они могут научиться писать слово и полностью забыть на следующий день.
Обработка звуков
Если в слове больше двух слогов, обработка звуков может стать намного более сложной задачей. Например, при слове «к сожалению» человек с дислексией может обрабатывать звуки «un» и «ly», но не промежуточные.
Наборы данных
Детям с дислексией может потребоваться больше времени, чтобы выучить буквы алфавита и их произношение. У них также могут быть проблемы с запоминанием дней недели, месяцев года, цветов и некоторых арифметических таблиц.
Координация
Человек с дислексией может быть менее скоординированным, чем его сверстники. Например, поймать мяч может быть сложно, и они могут перепутать правую и левую стороны.
Снижение зрительно-моторной координации также может быть симптомом других подобных неврологических состояний, включая диспраксию.
Концентрация
Людям с дислексией часто трудно сконцентрироваться. Это может быть связано с тем, что после нескольких минут попыток читать или писать они чувствуют себя умственно истощенными.
Кроме того, по сравнению с населением в целом, большее количество детей с дислексией также страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
По некоторым оценкам, 30% людей с дислексией также страдают СДВГ, по сравнению с 3–5% школьников, страдающих обоими состояниями.
Последовательность идей
Человек с дислексией может выражать идеи в последовательности, которая его сверстникам кажется нелогичной или несвязанной.
Аутоиммунные состояния
Люди с дислексией более склонны к развитию аутоиммунных состояний, таких как сезонная аллергия, астма и экзема.
Лекарства от дислексии нет, но ряд подходов может помочь значительно облегчить повседневные задачи.
Дислексия влияет на каждого человека по-разному, и большинство людей находят способы приспособиться к своим различиям в обучении и добиться успеха.
Получение диагноза и поддержка в раннем возрасте может иметь долгосрочные преимущества. Управление дислексией у детей может включать:
- Оценка индивидуальных потребностей: Это помогает учителям разработать целевую программу для ребенка.
- Адаптированные средства обучения: Детям с дислексией могут быть полезны средства обучения, которые задействуют их чувства, такие как осязание, зрение и слух.
- Руководство и поддержка : Консультации могут помочь минимизировать любое влияние на самооценку.Другие формы поддержки могут включать, например, предоставление дополнительного времени на экзамены.
- Текущая оценка : Взрослым с дислексией может быть полезна помощь в разработке развивающихся стратегий преодоления трудностей и определении областей, в которых они могли бы получить дополнительную поддержку.
Он также может помочь приспособить любое рабочее или учебное пространство. Найдите здесь идеи для домашних заданий.
Йельский центр дислексии и творчества предлагает советы по обучению с дислексией. В их число входят:
- , использующие стратегии управления временем, такие как разбиение проекта на более мелкие части и составление схемы перед запуском задачи
- с использованием таких инструментов, как флеш-карты и технология преобразования текста в голос
- визуальная организация заметок с помощью маркеров или система цветового кодирования
- , работающая в тихом, чистом месте — с затычками для ушей или наушниками с шумоподавлением, если необходимо — и сводящая к минимуму отвлекающие факторы
Исследователи не уверены, почему у некоторых людей развивается дислексия.
Похоже, существует генетическая связь, потому что дислексия передается в семье. Некоторые исследователи связывают изменения в гене DCDC2 с проблемами чтения и дислексией.
Хотя подавляющее большинство людей с дислексией страдают ею от рождения, ее можно получить, как правило, в результате черепно-мозговой травмы или инсульта.
Родной язык человека может повлиять на его восприятие этого состояния. Например, человеку с дислексией легкой и средней степени тяжести может быть легче выучить язык с четкой связью между письменной формой и ее звуками и с последовательными правилами грамматики — например, итальянский или испанский.
Языки со словами, которые имеют нечеткую связь между письменными формами и их звуками — например, «кашель» и «тесто» на английском языке — могут быть более сложными для человека с дислексией.
Симптомы дислексии меняются с возрастом. Ниже вы узнаете, как это состояние проявляется на разных этапах жизни.
Перед тем, как дети пойдут в школу, они могут показать:
- задержку развития речи и словарного запаса
- трудности в формировании и выборе слов, например, путем смешивания слов с похожими звуками
- проблемы с сохранением информации, такой как числа, алфавит и названия цветов
Когда дети школьного возраста, они могут:
- иметь низкий уровень чтения для своей возрастной группы
- испытывать трудности с обработкой информации и запоминанием последовательностей
- иметь проблемы с обработкой звуков незнакомых слов
- читать и писать больше
- избегать задач, связанных с чтением
Подростки и взрослые могут:
- испытывать трудности с чтением вслух
- читать и писать дольше
- иметь проблемы с орфографией
- неправильно произносить слова
- не могут вспомнить слова для определенных предметов или тем
- имеют трудности с изучением другого языка, запоминанием текста и математикой
- затрудняюсь подвести итоги
Подробнее о симптомах дислексии по возрасту и дислексии у взрослых читайте здесь.
В настоящее время не существует официальных диагностических «типов» дислексии, хотя исследователи изучают группы симптомов, которые испытывают некоторые люди.
В целом, определение конкретных проблем человека может помочь ему получить правильную поддержку. Некоторые люди испытывают:
- Фонологическая дислексия : Также известная как дисфонетическая или слуховая дислексия, это связано с трудностями при разбиении слов на более мелкие части, что затрудняет сопоставление звуков с их письменной формой.
- Поверхностная дислексия : Также называемая дизеидической или зрительной дислексией, она связана с проблемами распознавания слов на вид, из-за чего слова трудно выучить и запомнить.
- Недостаток быстрого именования: Это связано с трудностями в именовании буквы или числа, когда человек их видит.
- Дислексия с двойным дефицитом: Это связано с трудностями в выделении звуков для обозначения букв и цифр.
Иногда люди также называют «направленную дислексию», что означает, что им трудно отличить левое от правого.Это общая черта состояния.
Если у человека проблемы с числами и математикой, в частности, медицинский термин для обозначения этой дискалькулии. Иногда возникает при дислексии или самостоятельно.
Дислексия — это различие в обучении, которое создает проблемы для чтения и письма.
Хотя от дислексии нет лекарства, многие подходы и инструменты могут помочь облегчить повседневную деятельность.
Каждый страдающий дислексией испытывает это состояние по-разному, но при правильной поддержке люди с этим заболеванием могут преуспеть, как люди без него.Прочтите здесь несколько историй личного успеха из Йельского центра дислексии и творчества.
.Что такое дислексия? | Краткий обзор и определения
Дислексия — это заболевание, которым страдают около 10% населения Великобритании. Вероятно, он присутствует при рождении и будет длиться всю жизнь. Дислексия не связана с интеллектом и не вызвана ею, и лекарства от нее нет, но люди могут ее преодолеть. Люди с дислексией страдают по-разному, но, как правило, испытывают трудности в некоторых из следующих областей:

Признаки дислексии
- Чтение
- Письмо
- Правописание
- Последовательность
- Быстрое наименование
- Работа память
- Выражение мыслей
- Отличие левого от правого
- Ориентация
- Кратковременная память
- Управление временем
- Организация
Важно помнить, что многие дети и взрослые с дислексией обладают сильными сторонами и талантами, которые могут быть используется для компенсации этих трудностей.Британская ассоциация дислексии перечисляет следующие сильные стороны:
- Новаторские мыслители
- Отличные специалисты по устранению неполадок
- Интуитивное решение проблем
- Творчество во многих смыслах
Наш сайт dyslexic.com предлагает широкий спектр технологических решений, которые используйте эти сильные стороны, чтобы помочь преодолеть трудности, связанные с дислексией. Мы предлагаем ряд статей, которые помогут вам узнать больше о программных и аппаратных инструментах, которые доступны от вводных обзоров до подробных обзоров и сравнений продуктов.



49,99 фунтов стерлингов — 69,99 фунтов стерлингов с НДС


47,94 фунтов стерлингов — 59,94 фунтов стерлингов Inc. НДС


240,00 фунтов стерлингов 237,00 фунтов стерлингов Inc. — 600,00 фунтов стерлингов Inc. НДС


Номинальный 5,00 из 5
44,99 фунтов стерлингов Inc. НДСОпределение дислексии
В 2009 году отчет сэра Джима Роуза «Выявление и обучение детей и молодых людей с Дислексия и трудности с грамотностью »(PDF) дал следующее описание дислексии.
Описание дислексии, принятое в отчете, выглядит следующим образом:
«Дислексия — это трудность в обучении, которая в первую очередь влияет на навыки, необходимые для точного и беглого чтения слов и правописания.
Характерными чертами дислексии являются трудности с фонологическим восприятием, вербальной памятью и скоростью речевой обработки.
Дислексия возникает в зависимости от интеллектуальных способностей.
Лучше всего рассматривать это как континуум, а не как отдельную категорию, и здесь нет четких границ.
Сопутствующие трудности могут наблюдаться в аспектах языка, моторной координации, умственных расчетов, концентрации и личной организации, но сами по себе они не являются маркерами дислексии.
Хорошее указание на серьезность и стойкость дислексических трудностей может быть получено путем изучения того, как человек реагирует или отреагировал на хорошо обоснованное вмешательство ».
Британская ассоциация дислексии (BDA) добавляет к определению Rose Reports
Помимо этих характеристик, модель B.Д.А. признает трудности со зрительной и слуховой обработкой, которые могут испытывать некоторые люди с дислексией, и указывает, что читающие с дислексией могут проявлять комбинацию способностей и трудностей, которые влияют на процесс обучения. Некоторые также имеют сильные стороны в других областях, таких как дизайн, решение проблем, творческие навыки, интерактивные навыки и устные навыки.
Понимание определения
В определении говорится, что дислексия не является следствием способности человека учиться и развивать эти навыки.Это связано с тем, как люди обрабатывают информацию и как это влияет на их способность учиться. Эта сложность обработки может быть вызвана рядом причин, но именно она вызывает проблемы с приобретением навыков грамотности. У большинства студентов с дислексией был выявлен один или несколько из следующих недостатков суб-навыков, необходимых для приобретения и использования адекватных навыков грамотности:
Заметная неэффективность в системе рабочей или краткосрочной памяти
Это означает, что студент-дислексик может иметь проблемы с объемом информации, который может храниться и обрабатываться в сознательной памяти в реальном времени.
Неадекватные возможности фонологической обработки, вызывающие проблемы с соединением буквенных шаблонов со связанными звуками
Это обычно связано с проблемами со скоростью, с которой может обрабатываться слуховая информация, и с доступом к памяти звуковых звуков, чтобы связать их с буквенным шаблоном ,
Трудности с автоматизмом
Это может вызвать проблемы с наведением вещей в правильном порядке или последовательностью, а также может проявляться как неуклюжесть, вызванная тем, что мозг посылает неправильные сигналы частям тела в неправильном порядке.
Ряд проблем, связанных с визуальной обработкой, связанных со скоростью, с которой может обрабатываться визуальная информация, и с доступом к памяти визуальных образов
Некоторые люди используют термин «визуальная дислексия» для обозначения того, что мы называем визуальным стрессом.
Итак, дислексию можно охарактеризовать как проблемы с обработкой зрительной или слуховой информации; удержание этой информации в рабочей памяти и с кинестетическим осознанием, координацией и автоматизмом. Это может повлиять на успеваемость по целому ряду предметов.Их влияние можно смягчить путем правильного обучения, разработки стратегии и использования информационных технологий.
Из-за этих трудностей с конкретным определением дислексии в образовательном сообществе часто используется термин «особые трудности обучения» (SpLD). SpLD относится к трудности, которая характерна для конкретной области или которая влияет на конкретный процесс (в отличие от общей трудности обучения, которая влияет на изучение множества различных навыков). SpLD включает другие нарушения, связанные с обучением, такие как:
Дисфазия, задержка и / или дефицит речи и языка.Диспраксия, нарушение моторики и координации. Дискалькулия, трудности с математическими понятиями, вычислениями и интерпретацией математических символов. Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью или без нее (СДВ / СДВГ), аутизм, синдром Аспергера и синдром Туретта.
В Великобритании термин SpLD также определяется термином SEND, который охватывает не только дислексию, но и все особые образовательные потребности и инвалидность (SEND) в системе образования.
Оценка и скрининг
Диагностика дислексии может быть очень сложной из-за сложной природы состояния и сопутствующего воздействия других состояний в рамках дислексии.Мы можем рассмотреть различные этапы идентификации с помощью скрининга или оценки для определения состояния. Скрининг или контрольные списки используются в качестве ранних индикаторов дислексии. Их нельзя использовать в качестве окончательной идентификации, но можно использовать для определения конкретных черт в рамках состояния, чтобы помочь понять способности человека и указать на слабость. Полная диагностическая оценка может быть проведена только учителем-специалистом по дислексии, имеющим квалификацию AMBDA (ассоциированный член Британской ассоциации дислексии) и / или APC (сертификат практики оценки), или психолог-педагог с регистрацией HCPC, который может использовать батарею оценок для установления и диагностики дислексии.
Присоединяйтесь к нашему сообществу и получайте последние обновления с dyslexic.com, такие как новости, вспомогательные технологии и предстоящие события!
.Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Дислексия — это нарушение обучаемости, состояние, которое затрудняет обучение и понимание вещей так же, как это делают другие. Это очень распространенная проблема, которая влияет на то, как наш мозг понимает слова. Наиболее частые признаки дислексии — проблемы с чтением и письмом. По оценкам, в Соединенных Штатах от 5 до 9% школьников страдают дислексией, хотя оценки достигают 50%. [1] [2]
Дислексия может быть у человека, даже если он или она очень умен или образован.Недавние исследования показывают, что есть много владельцев малого бизнеса, которые страдают дислексией; от 35 до 50 процентов американских и британских предпринимателей страдают. Исследователи считают, что многие предприниматели с дислексией успешны, потому что они могут делегировать обязанности (писать письма) и при этом хорошо говорить. [3]
В конце 19 века [4] ученые провели много исследований дислексии и нашли некоторые из причин, по которым люди страдают дислексией. Профессор, проводивший исследования в 1980-х и 1990-х годах, изучал мозг умерших людей с дислексией.Он обнаружил, что некоторые части мозга не очень хорошо связаны, и что это произошло на четвертом месяце беременности. Эта проблема сильно влияет на левую половину мозга. Новейшие исследования показывают, что причиной дислексии являются три гена.
Одна вещь, которая вызывает дислексию, — это проблема с центральным слуховым нервом. Эта проблема не может быть обнаружена с помощью обычного теста на слух, поэтому специальный врач должен провести специальные тесты, чтобы найти ее. Это означает, что люди с тяжелой дислексией чувствительны к громкому шуму, могут иметь проблемы с речью и не могут сконцентрироваться.Это также может вызвать проблемы с ритмом и мелодией музыки. [ необходимо пояснить ]
Многие люди, страдающие дислексией, также имеют другие психические расстройства, особенно синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Чтобы определить, есть ли у ребенка дислексия, его должен показать врач. Ребенка можно назвать дислексиком, если он не умеет хорошо читать или писать, а другой причины проблемы нет. Врачи пытаются создать ранние тесты, чтобы помочь выяснить, есть ли у ребенка дислексия, прежде чем он станет достаточно взрослым, чтобы пойти в школу.В этом случае ребенок может начать лечение очень рано, и у него может быть меньше проблем в школе. Многие известные люди страдают дислексией, в том числе: Стивен Хокинг [5] , Джейми Оливер, Вупи Голдберг, Оззи Осборн, Джей Лено, Джон де Ланси, Кира Найтли, Сьюзан Хэмпшир, Орландо Блум, Киану Ривз, Ричард Брэнсон, Генри Винклер, Патрик Демпси, Альберт Эйнштейн и Том Круз. Но эти люди продолжают преуспевать в своей работе.
Детям с дислексией можно помочь.Один из способов, которым учителя помогают ученикам с дислексией, — это разбивать слова на разные звуки. Студент должен научиться писать различные звуки и создавать слова. Это помогает при чтении и письме. Некоторые люди думают, что дети с дислексией могут лучше читать и писать, если кладут листы цветной бумаги поверх того, что они читают. [ источник? ]
- ↑ Шайвиц, Салли Э. (август 2001 г.). «Нейробиология чтения и дислексии». Основное внимание .Национальный центр изучения обучения и грамотности взрослых. 5 (А).
- ↑ Нарушения обучаемости: Многопрофильные исследовательские центры, Руководство NIH, Том 23, номер 37, 21 октября 1994 г., полный текст HD-95-005 («Продольные эпидемиологические исследования LDRC показывают, что RD (дислексия) затрагивают не менее 10 миллионов детей, или примерно 1 ребенка из 5 «)
- ↑ Brent Bowers (6 декабря 2007 г.). «Отслеживание деловой проницательности до дислексии». Нью Йорк Таймс. Цитирует исследование Джули Логан, профессора предпринимательства в Cass Business School в Лондоне, среди другой литературы.
- ↑ «История дислексии | Осведомленность о дислексии». www.dyslexia-aware.com . Проверено 23 мая 2017.
- ↑ Известные люди с дислексией: Стивен Хокинг