Лечение СДВГ у детей: лучшие добавки (препараты)
Гормоны, витамины и минеральные добавки
Исследования показывают, что дети с СДВГ часто имеют более низкие уровни определенных витаминов и минералов. Несмотря на это, в настоящее время нет убедительных доказательств того, что дефицит минералов вызывает СДВГ.
В некоторых случаях недостаток витаминов и минералов является следствием медикаментозного лечения СДВГ. Например, стимулирующие препараты могут подавлять аппетит, что может привести к снижению потребления питательных веществ.
Дефицит определенных питательных веществ может также ухудшить СДВГ или вызвать симптомы, которые имитируют состояние.
Исследователи изучают, эффективны ли следующие гормональные, диетические и растительные добавки для лечения СДВГ:
Мелатонин
Мелатонин – это гормон, который регулирует цикл сна и бодрствования. Он может быть полезен для детей с СДВГ, которые, по мнению экспертов, испытывают нарушения сна.
Во многих случаях нарушения сна являются побочным эффектом стимуляторов, которые врачи назначают для лечения СДВГ. Стимуляторы работают, увеличивая активность как мозга, так и центральной нервной системы.
Хотя это часто улучшает симптомы СДВГ, это может привести к следующим проблемам со сном:
- Трудно заснуть и проснуться
- Ребенок просыпается посреди ночи
- Дневная сонливость
Исследование, проведенное в 2019 году, было посвящено изучению пользы мелатонина для детей с СДВГ, у которых появились проблемы со сном в результате приема стимулятора Метилфенидата. Все 74 участника принимали разные дозы мелатонина в течение не менее 4 недель.
Чтобы определить успех лечения исследователи использовали родительские отчеты. Согласно отчетам, мелатонин эффективно облегчал проблемы со сном у 60,8% участников.
Витамин D
Витамин D играет важную роль в развитии и функционировании мозга. Несколько исследований обнаружили связь между дефицитом витамина D и нарушениями развития нервной системы, такими как СДВГ.
В исследовании 2018 года сравнивались уровни витамина D у детей с СДВГ и без него. У детей с СДВГ уровень витамина D в крови был значительно ниже, а вероятность дефицита витамина D была выше.
На втором этапе исследования ученые разделили детей с дефицитом витамина D на две группы. Участники одной группы получали 8-недельный курс приема витамина D, а участники другой группы получали плацебо.
Дети, которые получали добавки, показали значительное улучшение внимания и уменьшение импульсивности и гиперактивности по сравнению с детьми, которые получали плацебо.
Эти данные свидетельствуют о том, что добавки витамина D могут улучшить симптомы СДВГ у детей с дефицитом витамина D. Однако для подтверждения этой теории необходимы дальнейшие исследования.
Цинк
Цинк является важным минералом, который играет важную роль в функционировании мозга.
Дети с дефицитом цинка могут испытывать симптомы, похожие на симптомы СДВГ, такие как нервозность, невнимательность и задержка когнитивного развития.
В нескольких исследованиях сообщалось о связи между дефицитом цинка и СДВГ у детей. Обзор этих исследований 2015 года показал, что добавки с цинком могут помочь в лечении симптомов СДВГ у детей с дефицитом цинка.
Тем не менее до сих пор не ясно, оказывает ли цинк какое-либо влияние на симптомы СДВГ у детей или взрослых, у которых нет дефицита цинка.
Железо
Железо необходимо для производства мозгом нейромедиатора дофамина. Исследования показывают, что люди с СДВГ обычно имеют низкий уровень дофамина в мозге.
Некоторые исследователи предполагают, что дефицит железа может играть роль в СДВГ. В обзоре 2018 года рассматривались 17 исследований, сравнивающих уровни железа у детей с СДВГ и без него.
Обзор показал, что дети с дефицитом железа чаще имели СДВГ. Кроме того, у детей с СДВГ наблюдалась связь между дефицитом железа и более тяжелыми симптомами СДВГ.
Эти результаты показывают, что добавки железа могут быть полезны для детей с дефицитом железа с СДВГ. Тем не менее чтобы установить, так ли это, необходимы дальнейшие исследования.
Омега-3 жирные кислоты
Омега-3 и омега-6 являются незаменимыми жирными кислотами (НЖК), которые играют важную роль в здоровье мозга. Омега-3 особенно важны для защиты мозговой ткани и обеспечения связи между клетками мозга.
В обзоре 2017 года изучалось влияние омега-3 и омега-6 на лечение СДВГ у детей и молодых людей.
Обзор включал 16 рандомизированных контролируемых исследований. Участники каждого из этих исследований получали либо добавку НЖК, либо плацебо.
В 13 из этих исследований участники, принимавшие добавки НЖК, продемонстрировали следующие улучшения:
- внимание
- визуальное обучение
- краткосрочная память
- гиперактивность
- импульсивность
Важно отметить, что обзор 2016 года показал, что дети с СДВГ, как правило, имеют дисбаланс, а не дефицит НЖК. Как правило, они имеют более высокое соотношение омега-6 к омега-3 жирным кислотам.
Авторы обзора предполагают, что устранение этого дисбаланса является более важным, чем просто увеличение потребления НЖК.
Другие природные средства
Следующие растительные добавки также исследуются как потенциальные средства для лечения СДВГ.
Пикногенол
Пикногенол – это экстракт коры французской морской сосны. Согласно обзору 2016 года, небольшое количество рандомизированных контролируемых исследований показало, что пикногенол может улучшать симптомы СДВГ.
По мнению авторов обзора, пикногенол является мощным антиоксидантом, который может действовать, уменьшая повреждение клеток и улучшая приток крови к частям мозга, которые играют роль в СДВГ.
Тем не менее, чтобы поддержать использование пикногенола для лечения СДВГ необходимы дальнейшие исследования.
Гинкго билоба
Гинкго билоба это растительное средство, которое производят из листьев дерева Гинкго двулопастный. Это средство содержит химические вещества под названием терпеновые трилактоны. Исследования показывают, что эти химические вещества помогают защитить от повреждения клеток головного мозга и увеличить доступность дофамина в мозге.
В 2013 году небольшое исследование изучало влияние гинкго билоба на СДВГ у детей.
Исследование показало, что прием максимальной суточной дозы 240 мг гинкго в течение 3–5 недель улучшал симптомы СДВГ. Согласно отчетам родителей, у детей наблюдалось улучшение внимания, уменьшение гиперактивности и импульсивности.
Тем не менее это было небольшое исследование с участием только 20 участников и без контроля плацебо. Чтобы подтвердить пользу гинкго при СДВГ у детей необходимы хорошо контролируемые клинические исследования.
Хотя в исследовании не сообщалось о каких-либо побочных эффектах растительного экстракта, NIH сообщают о следующих потенциальных побочных эффектах:
- расстройства желудочно-кишечного тракта
- тошнота
диарея- головные боли
- головокружение
- аллергические реакции
Поскольку гинкго также является разжижающим кровь средством, он может не подходить для людей с нарушениями свертываемости крови или тех, кто принимает антикоагулянты.
Подведем итог
- Многие различные виды добавок рекомендуются в качестве дополнительного средства для лечения СДВГ у детей. Тем не менее исследования этих добавок все еще находятся на ранних стадиях.
- Чтобы лучше понять эффективность и безопасность этих добавок (препаратов) при СДВГ у детей необходимы дальнейшие клинические исследования с большим количеством участников.
при диагнозе СДВГ детям в США сразу назначают лекарства. Лечение СДВГ
Содержание:
Чем выше конкуренция в образовании, чем сложнее становятся школьные программы, тем больше детей получают диагноз СДВГ и начинают принимать лекарства — как правило, всем известный риталин. В США его выписывают даже детям ясельного возраста. Хорошо это или плохо?
Употребление рецептурных лекарственных средств резко возрастает в одной из групп американского населения — среди детей. Наверное, это положительное явление, поскольку так подрастающему поколению легче справиться с вызовами современного мира. Но тренд требует пристального наблюдения — нельзя позволить ему выйти из-под контроля и нанести вред детям.
По мере развития системы медицинского страхования детям все чаще ставили диагнозы, при которых помогает медикаментозное лечение. За последние 20 лет частота выявления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) у детей подскочила с 3-5 до почти 15%.
Некоторые считают, что этот рост связан с доступностью для американцев психиатрической и психологической помощи — действительно, во многих школах сейчас есть штатные психологи, к которым учащиеся могут обращаться еженедельно. Другие говорят о том, что требования, предъявляемые в наши дни к детям, так высоки, что помощь, позволяющая выдержать бесконечные часы корпения над математическими задачами, потребуется еще очень и очень многим.
В любом случае отклонения все чаще диагностируются в раннем детстве, и их лечение обычно продолжается и в юности.
В Америке рецептурные лекарства, как правило, назначаются сразу же, а не в крайних случаях. В результате в наши дни американские дети принимают столько же таблеток, сколько и их родители. По данным центров контроля и профилактики заболеваний, число американских детишек, которым назначается медикаментозное лечение в связи с СДВГ, резко возрастает: в 2003 г. такой диагноз был поставлен 7,8% детей, а в 2015 г. его получили уже 11% детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет.
СДВГ: дети не справляются с жизнью?
В 1978 г. СДВГ определяли как «синдром детской гиперактивности», характерный в основном для маленьких детей и встречающийся только у одного ребенка из тысячи. С тех пор произошел чуть ли не стократный рост заболеваемости. Одни врачи считают, что виной этому факторы внешней среды, другие связывают его с генетикой. Одни говорят, что главная причина в растущих нагрузках, другие — что в недостатке сна. А есть те, кто возлагает ответственность на воспитание в семье, указывая, что работающие родители просто не замечают изменений в поведении детей.
Сегодня в Америке больше детей работающих родителей, чем когда-либо прежде. А в детских дошкольных учреждениях не очень хотят разбираться с плохим поведением детей, которые портят настроение всем остальным в группе. Вместо того чтобы потратить время на обследование ребенка, провести соответствующее тестирование, опросить педагогов и сотрудников детского сада, родители и врачи принимают простое и быстрое решение: посадить ребенка на лекарства, хотя бы временно. Лучше поскорее успокоить его, чем рисковать отказом детского учреждения принимать ребенка. Но временное часто становится постоянным.
Свою роль играет и одержимость американцев образованием. В нашем обществе у любого ребенка есть все возможности получить как минимум четырехлетнее университетское образование. Погоня за успехом начинается с трехлетнего возраста. Ваш ребенок не знает алфавит? Похоже, у него проблемы. Существуют летние лагеря, в которых детсадовцев учат чтению, восьмиклассники овладевают высшей математикой, а школьников-спортсменов готовят к поступлению в университеты. Отставать нельзя.
Средняя численность детей в школьном классе не снижается, а возрастает, и часто среди них есть дети с особенностями развития. В 1991 г. в американское законодательство об образовании были внесены изменения, учитывающие потребности детей с СДВ и СДВГ. Наличие специальных образовательных услуг сделало постановку диагноза проблемным детям привлекательной и для родителей, и для учителей. Учителя перегружены, им мало платят, и эмоциональные вспышки учеников им совершенно ни к чему. Медикаментозное лечение помогает исправить ситуацию.
Кто и почему сажает детей на таблетки?
Изначально я предполагал, что сажают детей на таблетки преимущественно в состоятельных семьях. Исследовав вопрос, мы обнаружили, что на самом деле нынешний тренд деток на таблетках затрагивает в основном детишек из менее зажиточных слоев населения и из сельской местности, получающих медикаментозное лечение рецептурными препаратами. За период между 1998 и 2013 гг. количество диагнозов «СДВГ» среди детей бедноты возросло на 73%, тогда как рост аналогичного показателя среди детей из семей, не относящихся к бедным, составил лишь 35%.
Лекарства используются в качестве первого средства против поведенческих проблем как из-за низкой доступности когнитивно-поведенческой терапии (которая недостаточно широко распространена, затратна и требует много времени), так и из-за страха исключения из школы. Ряд школ придерживается принципа нулевой терпимости по отношению к вызывающему поведению или скандалам, и для детей из бедных семей, не принимающих таблетки, угроза исключения вполне реальна.
Рост распространенности медикаментозного лечения затрагивает все возрастные группы. Рецептурные лекарства в связи с эмоциональными или поведенческими нарушениями прописывают более чем 9% юных американцев в возрасте от 6 до 17 лет. Такие же лекарственные средства прописывают более чем 7% черных американских детишек и 4,5% испаноязычных. Это очень высокие показатели — почти каждый десятый белый американский ребенок принимает рецептурные лекарства.
В основном американских подростков лечат от какого-то одного из двух основных заболеваний: депрессии или проблем с концентрацией внимания. По данным центров контроля и профилактики заболеваний, психотропные средства принимают примерно 6% населения страны в возрасте от 12 до 19 лет, а более 3% всех подростков лечится от синдрома дефицита внимания. Американские подростки-мальчики с большей вероятностью сидят на лекарствах в связи с СДВГ, чем подростки-девочки, — 4,2 и 3,2% соответственно. Лишь немногим более половины (53,3%) этих тинейджеров посещали за последний год специалистов по психическому здоровью. Тренд состоит в том, чтобы полностью полагаться на лекарства.
Лекарствами пичкают также младенцев и детишек ясельного возраста, хотя для них, как и для детей постарше, нет стандартных процедур оценки состояния. Согласно данным центров контроля и профилактики заболеваний, «не менее 10 000 детей ясельного возраста получают психостимуляторы, например метилфенидат (риталин)», а число американцев моложе 18, регулярно принимающих психостимуляторы, возросло пятикратно. В самом разгаре очередная лекарственная эпидемия.
Еще большее беспокойство вызывают нейролептические средства, прием которых за тот же период увеличился в шесть раз, о чем сообщает Национальный центр медицинской статистики. Цифры растут с пугающей скоростью: по данным компании IMS Health, в 2014 г. детям не старше двух лет было выписано почти 20 000 рецептов на рисперидон (известный как риспердал), кветиапин (сероквель) и прочие нейролептики, что на 50% больше, чем за предыдущий аналогичный период. Всего за один год для этой возрастной группы было выписано на 23% больше рецептов на антидепрессант флуоксетин (прозак) — примерно 83 000.
Кроме того, огромное число американских деток на таблетках злоупотребляет этими лекарствами. По данным факультета здравоохранения Университета Джонса Хопкинса, «резко возросло» количество обращений в отделения экстренной медицинской помощи в связи с передозировкой популярного стимулирующего средства (применяемого при СДВГ) риталина. Его употребляют, чтобы взбодриться и справиться с учебными нагрузками. Чем доступнее рецепты и слабее контроль, тем больше может стать несчастных случаев, связанных со злоупотреблением лекарствами подобного рода.
Детки на таблетках: хорошо или плохо?
В том, что касается американской семьи, феномен деток на таблетках влияет на отношения детей и родителей, причем, судя по всему, и в положительном, и в отрицательном смысле. С одной стороны, эти лекарства порой помогают детям с поведенческими проблемами лучше, чем традиционная психотерапия или обычные воспитательные меры, снижая уровень стресса и тревожности и возвращая покой родителям. Однако они способны также порождать зависимость, а готовность родителей сразу начать медикаментозное лечение (или последовать указаниям сделать это) не дает им изучить альтернативные методы.
Происходящее в большой степени связано с расширением страхового покрытия, предоставляемого системой здравоохранения: психиатрическая помощь стала доступной большему количеству семей, и детей посадили на лекарства, без которых они вполне могли бы прожить. А это, в свою очередь, открыло фармацевтическим компаниям новые рынки продаж.
Есть как минимум одна область, в которой тренд «детки на таблетках» способствовал улучшению жизни американцев, — дестигматизация психических расстройств. Когда детки на таблетках и их друзья без предрассудков относятся к антидепрессантам или откровенно обсуждают свои проблемы, постепенно исчезает ощущение изоляции, страха и неуверенности, сопутствующее многим психическим заболеваниям.
Рост числа деток на таблетках говорит очень многое о традиционной американской вере в чудодейственность лекарств. Она передалась и американской молодежи, и, хотя лечение некоторыми из этих препаратов идет обществу на пользу, оно может привести к и появлению нового поколения зависимых, даже при том что средства, применяемые при СДВГ, не вызывают зависимости. Остается надеяться, что психиатры не ошибаются.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Для гиперактивных детей успокоительные — Детишки и их проблемы
Детские капризы, истерики, повышенная нервозность и гиперактивное поведение – повод для беспокойства родителей. При таких симптомах ребенку показан курсовой прием успокоительных средств. Прежде чем выбрать лекарство, требуется проконсультироваться с участковым педиатром. Самолечение противопоказано.
Показания к применению успокоительных препаратов для детей
Детское успокоительное назначают самостоятельно или комплексно с представителями других фармакологических групп. Основные показания к применению:
- неконтролируемые эмоции;
- крик и плач без причины;
- повышенная нервозность, раздражительность;
- нарушение сна, бессонница;
- головные боли;
- эмоциональная лабильность;
- нервная возбудимость;
- нейроциркуляторная дистония;
- синдром дефицита внимания;
- снижение мотивации к обучению;
- ночной энурез;
- гиперактивность;
- снижение памяти;
- период адаптации к школе;
- стрессовые ситуации, депрессия;
- заикание;
- другие расстройства нервной системы.
Виды успокоительных средств для детей
Психотропные средства расслабляют нервную систему. Седативные препараты для детей регулируют процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, снижают реакцию на внешние раздражители.
Эти медикаменты контролируют дневную активность ребенка, делают сон глубоким и продолжительным.
Виды успокоительных средств, рекомендованных в детском возрасте:
- Медикаментозные седативные средства. Подходят при непатологических изменениях психоэмоционального фона, имеют несколько форм выпуска. Например, высокой эффективностью обладают Глицин (таблетки), бромид натрия (раствор), Димедрол (порошок).
- Гомеопатические препараты. В составе таковых содержатся растительные компоненты и глюкоза, которая улучшает метаболизм и снижает нервную возбудимость. Эти лекарства выпускают в форме капель (Валерианахель), таблеток (Дормикинд), чаев, микстур.
- Растительные средства. Успокоительные травы мягко расслабляют нервную систему, снимают физическое напряжение, улучшают сон ребенка. Педиатры назначают чай с мелиссой, отвар с валерианой и пустырником.
- Транквилизаторы (анксиолитики) и нейролептики. Сильнодействующие успокаивающие средства для детей, которые назначают неврологи при осложненных нервных расстройствах, симптомах депрессии.
Детские седативные препараты
Название медикамента | Компоненты | Фармакологические свойства | Схема лечения |
Пантогам |
| Противосудорожный, ноотропный, седативный эффект. Препарат успокаивает нервную систему, стимулирует умственную деятельность. |
Курс лечения – 1–3 месяца. |
Тенотен детский | Микроцеллюлоза, стеарат магния, лактоза, смесь гомеопатических разведений С12, С30 и С50. | Убирает тревожность, стимулирует интеллектуальную деятельность, помогает справиться с эмоциональными нагрузками. | Требуется рассасывать под языком по 1 табл. 1–3 раза/сутки. Курс лечения длится несколько месяцев (по врачебным показаниям). |
Фенибут | Фенибут, крахмал картофельный, лактоза, стеарат кальция. | Подавляет необоснованную тревожность, помогает при борьбе с внутренними страхами, переживаниями. |
|
Ноотроп | Глицин, экстракт гинкго билоба и готу кола, витамины В3, К1, В5, В6, В12. | Повышает работоспособность, стимулирует тонус сосудов, снимает эмоциональное напряжение, убирает конфликтность. | Положено принимать по 1 капсуле во время еды 1 раз/сутки. Курс лечения – 20 дней. |
Глицин | глицин микрокапсулированный. | Снижает степень вегетососудистых расстройств, конфликтность, и детскую агрессию. | Пациенту назначают по 0,5–1 табл. 2–3 раза/сутки в зависимости от возраста ребенка, характера патологии. |
Успокаивающие травы для детей
Название лекарственного растения | Ингредиенты для рецепта | Способ приготовления | Правила применения |
Пустырник |
|
| Принимайте по 100 мл отвара в охлажденном виде независимо от приема пищи. Курс лечения длительный. |
Ромашка, валериана |
|
| Принимайте отвар внутрь по 100 мл утром и вечером независимо от приема пищи. Курс лечения составляет 2–3 недели. |
Мелисса |
|
| Давайте ребенку чай с мелиссой в качестве основного питья. |
Гомеопатические средства
Название средства | Состав | Механизм действия | Схема лечения |
Нотта (капли, таблетки) | Посевной овес, кофейное дерево, аптечная ромашка, фосфор, валеринат цинка. | Убирает нервную возбудимость ребенка, улучшает сон. |
Курс лечения — от 1 до 4 месяцев. |
Валерианахель (капли) | хумулюс люпулюс, аммониум броматум, кратегус, мелисса оффициналис, гиперикум перфоратум, авена сатива, ацидум пикриникум, камомилла рекутита, калиум и натриум броматум, этанол. | Помогает при бессоннице, неврозах, неврастении, повышенной возбудимости в детском возрасте. |
Курс лечения – более 1 месяца. |
Киндинорм (гранулы) | Хамомилла, купрум, стафизагрия, валериана, калиум фосфорикум, кальциум гипофосфорозум. | Улучшает концентрацию внимания, успешно борется с нервной возбудимостью ребенка. |
|
Лиовит (таблетки) | Пустырник, валериана, боярышник, кориандр, мелисса, мускатный орех, сахар, крахмал, овес, стеарат кальция, ПВП. | Общеукрепляющее, успокоительное, седативное действие. | Требуется принимать по 1–3 табл. трижды/сутки во время приема пищи. |
Беби-сед (гранулы) | Бриония, хамомилла, стафизагрия | Нормализует фазу сна, повышает настроение ребенка, успокаивает нервную систему. | Рассасывать под языком по 5 гранул перед едой, желательно утром. Курс лечения составляет 2 недели. |
Успокоительное для детей до года
Новорожденным запрещено давать успокоительные средства с синтетическими и гомеопатическими компонентами. Такие медикаменты могут навредить детскому здоровью. При органических поражениях головного мозга, гидроцефалии назначают микстуру с цитралью. Список лекарств увеличивается по мере взросления малыша:
- С 1 месяца грудничку назначают травяной чай «Ромашка». В составе содержится ромашка, мелисса, липа, мята. Лекарство успокаивает, убирает спазмы, колики и метеоризм. Его дают ребенку в качестве добавки к еде или питья.
- С 2 месяцев рекомендуют отвар валерианы. Лекарство имеет приятный вкус, нормализует сон, улучшает пищеварение, делает ребенка спокойным.
- С 3–4 месяцев эффективные успокоительные средства для нервной системы ребенка –«Бебивита», чай с мелиссой Хипп. Такие напитки можно давать в качестве питья, обязательно перед сном.
- С 5 месяцев малышу назначают комбинированные средства с седативным эффектом, например, чаи с фенхелем, чабрецом и ромашкой, травяной чай «Бабушкино лукошко».
- С полугода ребенку подходит фитосбор «Вечерняя сказка». В его составе содержатся фенхель, лаванда, мята, анис.
Успокоительные средства для детей от 1 года до 3 лет
Название | Состав | Назначение | Схема применения |
Дормикинд (таблетки для рассасывания) | башмачок мелкоцветковый |
| Растворить таблетку в 1 ч. л. воды, давать ребенку перорально утром и вечером. |
Зайчонок (жевательные пастилки) | сироп глюкозы, сахароза, лимонная кислота, концентрат яблочного сока, агар, натуральный вишневый ароматизатор, аскорбиновая кислота, экстракты ромашки, душицы, мяты перечной, фенхеля, чабреца, сухой вишневый сок, карнаубский воск и растительное масло, витамин В6, кармин. |
| Разжевывать по 1 пастилке 2 раза/сутки. Курс лечения составляет 2 недели. |
Вибуркол (свечи ректальные) | Подорожник, белладонна, кальций. |
| По 1 шт. 2–3 раза/сутки ректально. Курс – 2 недели. |
Детские успокоительные препараты от 3 до 7 лет
Название | Состав | Назначение | Схема применения |
Баю-Бай (гомеопатические капли) | Липовый цвет, мелисса, душица, ромашка, мята. |
|
|
Эдас (капли, сироп, гранулы) | Состав зависит от формы выпуска успокоительного средства. |
| Перорально по 5 капель 3 раза/сутки. Дозировки врач корректирует индивидуально. |
Шалун (гранулы) | Стафизагрия, полынь цитварная, ромашка аптечная. |
| По 5 гранул 1 раз/день. Желательно вечером и натощак. Курс лечения составляет 2 недели. |
Успокоительные средства для детей 7 лет и старше
Название | Состав | Назначение | Схема применения |
Магне В6 | магния лактат дигидрат, витамин В6. |
| Принимать внутрь по 1 табл. 2–3 раза/сутки во время приема пищи. Курс лечения составляет 1 месяц. |
Атаракс | гидроксизин гидрохлорид. |
| Успокоительное для ребенка принимают суточной дозировкой 0,001–0,0025 г/кг веса ребенка. |
Атомоксетин | атомоксетина гидрохлорид. |
| Внутрь по 1 капсуле каждые 24 часа. Дозировки и курс лечения корректируются индивидуально. |
Видео
Source: mosmama.ru
Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. Здоровье женщины
Содержание:
Нейробиолог доктор Амен — один из крупнейших специалистов по синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Он научился выявлять это расстройство не только у детей, но и у взрослых и разработал систему диагностики и лечения СДВГ, которая прибегает к традиционным лекарствам лишь в последнюю очередь. Итак, что способно улучшить состояние ребенка или взрослого с СДВГ?
7 советов для всех
Ниже я буду говорить о шести различных типах СДВГ и о том, как важно знать свой тип, чтобы получить адекватную помощь. Однако существует ряд процедур, общих для всех пациентов с СДВГ, помимо предписаний врача.
- Принимайте мультивитамины. Они помогают в обучении и предотвращают хронические заболевания. Независимо от типа СДВГ у вас или вашего ребенка, рекомендую мультивитамины и минеральные добавки каждый день. Когда я учился в медицинской школе, профессор, который преподавал нам курс питания, говорил, что если бы люди питались сбалансированно, витаминные и минеральные добавки были бы им не нужны. Однако сбалансированный рацион — это нечто архаичное для многих наших семей, питающихся фастфудом. По своему опыту могу сказать, что семьи с СДВГ в особенности имеют проблемы с планированием и, как правило, едят вне дома. Защитите себя и своих детей, принимая мультивитамины и минеральные добавки.
- Дополните свой рацион жирными кислотами омега-3. Было выявлено, что страдающие СДВГ имеют недостаток омега-3 жирных кислот в крови. Особенно важны две из них — эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК). Обычно прием ЭЗПК очень помогает людям с СДВГ. Взрослым я рекомендую принимать 2000–4000 мг/сутки; детям 1000–2000 мг/сутки.
- Исключите кофеин и никотин. Они не дают заснуть и снижают эффективность других методов лечения.
- Регулярно занимайтесь физкультурой: хотя бы 45 минут 4 раза в неделю. Продолжительные, бодрые прогулки — как раз то, что нужно.
- Не больше получаса в день смотрите телевизор, играйте в видеоигры, пользуйтесь сотовым телефоном и другими электронными устройствами. Это может быть непросто, но даст заметный эффект.
- Относитесь к еде, как к лекарству, потому что она им и является. Большинству пациентов с СДВГ становится лучше, когда они придерживаются программы полезного для мозга питания. Работа с диетологом может дать серьезные результаты.
- Никогда не кричите на страдающих СДВГ. Нередко они ищут конфликта или возбуждения как средства стимуляции. Могут легко вывести вас из себя или заставить злиться. Не теряйте самообладания с ними. Если такой человек заставляет вас взорваться, его низкоэнергетическая лобная кора активизируется, и это ему неосознанно нравится. Никогда не позволяйте своему гневу стать чьим-то лекарством. Такая реакция вызывает привыкание у обеих сторон.
6 типов СДВГ
Эффективное лечение человека с СДВГ может изменить всю его жизнь. Тогда почему лекарственные препараты типа риталина помогают одним пациентам, но лишь усугубляют состояние других? Пока я не начал делать сканы ОЭКТ (однофотонной эмиссионной компьютерной томографи)и, я не знал причины этого. Из сканов я узнал, что СДВГ — это не какой-то один тип расстройства. Насчитывается по крайней мере 6 различных типов, и они требуют разного подхода к лечению.
Наши исследования свидетельствуют, что СДВГ затрагивает в первую очередь следующие области мозга:
- Кору лобных долей — она отвечает за концентрацию, устойчивость внимания, оценку происходящего, организацию, планирование и контроль импульсов.
- Переднюю поясную извилину — переключатель передач мозга.
- Височные доли, связанные с памятью и опытом.
- Базальные ганглии, которые производят и перерабатывают нейротрансмиттер дофамин, влияющий на лобную кору.
- Лимбическую систему, связанную с эмоциональным состоянием и настроением.
- Мозжечок, связанный с координацией движений и мыслей.
Тип 1: классический СДВГ. У пациентов наблюдаются основные симптомы СДВГ (непродолжительная устойчивость внимания, рассеянность, дезорганизация, прокрастинация и отсутствие перспективной оценки поведения), а также гиперактивность, нервозность и импульсивность. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры и мозжечка, особенно при концентрации. Этот тип, как правило, диагностируется на ранних этапах жизни.
В данном случае я использую биологически активные добавки, которые повышают уровень дофамина в мозге, такие как зеленый чай, L-тирозин и родиола розовая. Если они неэффективны, то могут понадобится стимулирующие препараты. Я также обнаружил, что может быть очень полезна диета с повышенным содержанием белка и ограничением простых углеводов.
Тип 2: невнимательный СДВГ. Пациенты демонстрируют основные симптомы СДВГ, но кроме этого у них наблюдаются упадок сил, пониженная мотивация, отстраненность и склонность зацикливаться на себе. На ОЭКТ-скане мы тоже видим снижение активности в лобной коре и мозжечке, особенно при концентрации.
Этот тип обычно диагностируют в более позднем возрасте. Он чаще встречается у девочек. Это тихие дети и взрослые, их считают ленивыми, немотивированными и не очень умными. Рекомендации для данного типа такие же, как для 1-го.
Тип 3: СДВГ с чрезмерной фиксацией. Для этих пациентов тоже характерны первичные симптомы СДВГ, но в сочетании с когнитивной негибкостью, проблемами с переключением внимания, склонностью зацикливаться на негативных мыслях и навязчивом поведении, потребностью в единообразии. Кроме того, имеется предрасположенность к беспокойству и обидчивости, и они, как правило, любят спорить и идти наперекор.
На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности в лобной коре при концентрации и повышенную активность передней поясной извилины, что приводит к зацикливанию на негативных мыслях и определенном поведении. Стимуляторы обычно лишь ухудшают состояние таких пациентов. Этот тип я часто начинаю лечить добавками, повышающими уровень серотонина и дофамина. Я рекомендую диету со сбалансированным сочетанием здоровых белков и «умных» углеводов.
Тип 4: СДВГ височных долей. Основные симптомы СДВГ у этих пациентов сочетаются со вспыльчивостью. Иногда они испытывают периоды тревоги, головные боли или боли в животе, предаются мрачным мыслям, имеют проблемы с памятью и трудности с чтением и подчас неправильно интерпретируют обращенные к ним замечания. В детстве у них нередко бывают травмы головы, или в их роду у кого-то из родственников наблюдались припадки ярости. На сканах ОЭКТ мы видим снижение активности лобной коры при концентрации и активности височных долей.
Стимуляторы обычно делают этих пациентов еще более раздражительными. Я, как правило, использую комбинацию стимулирующих добавок, чтобы помочь успокоить и стабилизировать настроение. Если у пациента есть проблемы с памятью или обучением, я назначаю ему БАДы, улучшающие память. Если необходимы лекарства, я назначаю комбинацию противосудорожных препаратов и стимуляторы, а также диету с более высоким содержанием белка.
Тип 5: лимбический СДВГ. Первичные симптомы СДВГ у этих пациентов сопровождаются хронической меланхолией и негативизмом в сочетании с упадком сил, низкой самооценкой, раздражительностью, социальной изоляцией, отсутствием аппетита и сна. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры в состоянии покоя и при концентрации и увеличение активности глубокой лимбической системы. Стимуляторы здесь тоже вызывают проблемы с обратной реакцией или симптомы депрессии.
Тип 6: СДВГ «Кольцо огня». Помимо основных симптомов СДВГ для этих пациентов характерны капризность, вспышки гнева, оппозиционные черты характера, отсутствие гибкости, поспешность мышления, чрезмерная болтливость и чувствительность к звукам и свету. Я называю этот тип «Кольцо огня», поскольку на сканах мозга людей с этим типом СДВГ видно характерное кольцо.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Применение препаратов при гиперактивности у детей.
Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?
Что такое гиперактивность
Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности , который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.
Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.
СДВГ — синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности
Признаки СДВГ
Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.
Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:
- Дефицитом внимания.
- Импульсивностью.
- Гиперактивностью.
Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.
В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.
Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет
Проявления дефицита внимания:
- Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
- У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
- Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
- Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
- Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
- Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
- Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
- Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
- В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
признаки, как успокоить гиперактивного ребенка
Содержание
Понятие гиперактивности
В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.
Симптомы СДВГ
Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.
У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:
- неусидчивость, суетливость, беспокойство;
- импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
- игнорирование правил и норм поведения;
- наличие проблем со сном;
- задержка речевого развития и т.д.
Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.
Провоцирующие факторы
Осложнения течения беременности
Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.
Нарушения нормального образа жизни беременной женщины
На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.
Осложнения течения родов
Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.
Диагностика синдрома гиперактивности у детей
Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.
Сбор субъективной информации
Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.
Проведение психологического обследования
Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.
Проведение аппаратного обследования
Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.
Гиперактивный ребенок в школе
Если в классе учится гиперактивный ребенок, признаки СДВГ могут проявляться в его невнимательности, неусидчивости и быстрой потере интереса к занятиям. Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок. Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками. Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.
Как успокоить ребенка
Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ. Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.
Советы родителям гиперактивных детей – что делать
Гиперактивный ребенок – что делать? Таким вопросом задается немало родителей. Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.
Корректно формулируйте запреты
При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.
Четко ставьте задачи
Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.
Будьте последовательны
Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.
Контролируйте временные рамким
Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
Соблюдайте распорядок дня
Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.
Придерживайтесь позитивной модели общения
Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.
Определите рамки и критерии поведения
Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.
Создайте малышу комфортные условия
Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.
Создавайте возможности для расходования избыточной энергии
Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.
Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей
Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты. Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения определяется только после проведения комплексного обследования ребенка. Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.
Тенотен Детский станет надежным помощником в борьбе за спокойствие – Ваше и Вашего малыша!
что это такое, диагноз, симптомы и лечение
Синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к категории достаточно серьезных патологических процессов, которые диагностируются в детском возрасте. Патология сопровождается импульсивностью, гиперактивностью и стабильной невнимательностью. При появлении этих признаков пациенту необходимо экстренно начинать лечение.
СДВГ у детей: что это за болезнь
Синдром дефицита внимания у детей – это патологический процесс, при котором ребенку очень сложно контролировать свои побуждения. Одновременно у малютки диагностируется гиперактивность. Заболевание встречается в три раза чаще у мальчиков. Так как ребенок не может сосредоточить внимание, то это приводит к неправильному выполнению учебных задач.
Гиперактивность у детей сопровождается тем, что они не могут слушать объяснения учителей и воспитателей. Это устойчивый хронический синдром, который проходит самостоятельно по мере взросления крохи.
Что делать родителям (советы психолога)
Если у малыша диагностируется синдром СДВГ, то психологи рекомендуют родителям ознакомиться с особенностями его протекания. Это даст возможность обеспечить малышу соответствующую психологическую поддержку, что ускорит процесс лечения патологии.
Как справиться?
Дефицит внимания требует особого подхода к лечению. Психологи советуют родителям вырабатывать позитивное отношение к ребенку. Синдром гиперактивности категорически запрещает обвинять или ругать малютки.
Если он разбрасывает вещи, тогда необходимо их собирать вместе с ним. Также психологи дают советы, как успокоить гиперактивного крохи. Они рекомендуют прослушивание спокойной музыки, применение спокойных игр, а также использование успокаивающих ванн. Перед тем, как уложить спать гиперактивного малютки, его необходимо успокоить.
Как воспитывать?
О том, что делать родителям гиперактивного чада расскажут советы психолога. Если у малыша есть диагноз СДВГ, то необходимо иметь правильный подход к его воспитанию. Дети должны иметь определенный распорядок. Если диагностируется гиперактивность у грудничков, то им необходимо принимать пищу и спать в определенное время. В более старшем возрасте малютки рекомендуется приучать выполнять определенные дела в одно и то же время.
То, как воспитывать гиперактивного крохи расскажет психолог, только после общения с маленьким пациентом. Большинство специалистов советует как можно больше общаться с малышом. Ему необходимо задавать открытые вопросы, на которые он сможет давать ответы в виде рассказа.
Как учить?
При синдроме дефицита внимания без гиперактивности у детей необходимо в обязательном порядке рассказать об этом учителям. Они смогут выработать особое поведение одноклассников по отношению к нему. Это обеспечит улучшение качества обучения малыша.
Как помочь ребенку?
Родители должны знать, как воспитывать гиперактивного малютки, что значительно упростит процесс лечения. При гиперактивности у детей дошкольного возраста родителям рекомендуется правильно реагировать на плохое поведение, маленькому пациенту необходимо объяснять, что он неправильно делает. Также родители должны задумываться о справедливости наказания. Родители должны знать, как успокоить гиперактивного крохи. В данном случае рекомендуется вести диалог, а не кричать на малыша.
Причины СДВГ у детей
Для того чтобы определить, как помочь гиперактивному ребенку, рекомендуется узнать, почему появилось данное заболевание. Причины СДВГ могут заключаться в различных патологиях. Возникновение гиперактивности у малютки грудного возраста диагностируется при заболеваниях почек, сердечной недостаточности, сахарном диабете.
При пищевых отравлениях будущей женщины, курении и приеме спиртных напитков может диагностироваться развитие патологии. Заболевание развивается на фоне иммунологической несовместимости по резус-фактору. При угрозах выкидыша развивается СДВГ.
Если у женщины имелись травмы позвоночника, а роды проходили методом кесарева сечения, то это может стать причиной патологии. При родовых осложнениях диагностируются асфиксии и травмы позвоночника у крохи. Если родители начинают рано сажать малыша, то это может травмировать позвоночник, что вызовет нарушение внимания и гиперактивность.Причины гиперактивности могут заключаться в инфекционных процессах, которые пережила женщина в период вынашивания малютки.
Классификация СДВГ
СДВГ характеризуется наличием несколько видов:
- Невнимательный. Симптомы СДВГ проявляются в виде невнимательности. На фоне этого ребенок не может полноценно запоминать и усваивать информацию.
- Гиперактивный. В этом случае ребенок не может сидеть на месте даже минимально короткий промежуток времени.
- Смешанный. В данном случае гиперактивность смешивается с невнимательностью. Это наиболее сложная форма заболевания.
Симптомы гиперактивности
Признаки гиперактивности являются ярко выраженными, что дает возможность родителям самостоятельно определить данное заболевание. При возникновении первых симптомов возникновения патологии крохи необходимо обязательно показать педиатру.
У малышей до года
У гиперактивного малютки в грудном возрасте нарушается концентрация внимания. Он не может долго фиксировать взгляд на предметах, которые ему демонстрируют взрослые. В этот период у грудничков наблюдают слабую моторную координацию.
У детей 2-3 лет
В этот период наблюдается появление таких признаков гиперактивного крохи, как сниженная концентрация внимания. Малыш не может играть в спокойные игры. Он не слушает родителей, часто разбрасывает вещи, плохо спит.
У дошкольников
Проявление гиперактивности у малютки в детском саду наблюдается в виде дефицита энергетического снабжения. Определить этот симптом можно методом энцефалогического обследования. Дети с СДВГ не могут спокойно играть. Патологическое состояние сопровождается повышенной активностью малышей, а также импульсивностью.
У школьников
У детей школьного возраста наблюдается неаккуратность и непослушность. Ребенок не может полноценно выполнять все школьные требования. В некоторых случаях маленькие пациенты отстают в речевом развитии от сверстников. СДВГ в школе проявляется тем, что ребенок не может запоминать всю предоставляемую учителем информацию, что приводит к его отставанию.
Диагностика заболевания
Диагностика СДВГ заключается в прохождении нескольких этапов. Изначально крохи осматривает педиатр и психиатр. С целью определения неврологического и психологического статусов доктором проводится изучение медицинских карт малыша. Диагностика должна заключаться в оценке слуха, зрения, вербальных навыков, черт характера, вербальных способностей.
Как отличить активность от гиперактивности
Специалисты определяют симптоматику патологического состояния в виде гиперактивности и невнимательности. Но, эти признаки могут быть этапами нормального развития малыша. Именно поэтому в постановлении диагноза должны участвовать родители.
Они наблюдают за ребенком в течение определенного периода, а после этого о своих наблюдениях рассказывают доктору. Это дает возможность постановления правильного диагноза и назначения рационального лечения.
Лечение синдрома дефицита внимания
Лечение синдрома дефицита внимания является достаточно сложной процедурой и требует комплексного подхода, что будет гарантировать его результативность.
Препараты
Если родители не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, то им необходимо прописывать соответствующие препараты. Медикаментозная терапия рекомендуется в том случае, если другие методы лечения выявились неэффективными.
В данном случае рекомендовано применение ноотропов, психостимуляторов, антидепрессантов и транквилизаторов. Лекарство для гиперактивных детей должно подбираться только доктором в соответствии с индивидуальными особенностями малютки, а также степенью тяжести развития болезни.
Народные методы
Лечение гиперактивности у детей достаточно часто проводится с применением средств народной медицины. Они являются не только действенными, но и максимально безопасными для здоровья малыша.
Для лечения СДВГ рекомендуется применять расслабляющие ванны с ромашкой, чабрецом, календулой. Если гиперактивный ребенок в школе, то ему можно давать настои из мяты и мелиссы, которые обладают успокаивающими свойствами.
Питание, диета
Существуют разнообразные пути коррекции патологического состояния, одним из которых является диетотерапия. Для нормализации работоспособности пищеварительного тракта рекомендуется давать ребенку только натуральную пищу. От молочных продуктов, свинины, рафинированного сахара, яиц, шоколада ребенку рекомендовано отказаться.
Упражнения
Коррекция у детей СДВГ заключается в применении специальной лечебной гимнастики. С малышом необходимо ежедневно заниматься, что значительно снизит активность. Комплекс упражнений разрабатывается только доктором с учетом возрастных особенностей малыша.
Профилактика гиперактивности
Во избежание развития патологии необходимо своевременно проводить его профилактику. С этой целью женщинам при беременности необходимо отказаться от вредных привычек. Также им рекомендовано укреплять иммунную систему, вести здоровый образ жизни и правильно питаться.
СДВГ – это серьезная патология, которая сложно поддается лечению, именно поэтому при появлении первых признаков болезни нужно обращаться за помощью к доктору.