эффективные методы, препараты и практические советы :: SYL.ru
Центральная нервная система — одна из самых сложноустроенных и важных в нашем организме. Она принимает участие в формировании адекватной реакции на внешние раздражители при помощи различных чувств, а также ответственна за контроль над большинством жизненно важных функций, например, дыхание, сердцебиение, чувство голода, жажды и прочее. Нервная система также лежит в основе всех эмоций: грусти, радости, счастья и т. д. Поэтому очень важно знать, какими методами и способами можно ее укрепить. Вдвойне важно делать это еще с самого детства.
Часто случается, что дети растут непослушными, много плачут, пугаются обычных вещей. Такие проблемы, в основном, встречаются по причине ослабленной нервной системы у ребенка. Если вы замечаете, что ваше чадо не способно вести себя, как вы того требуете, а также постоянно капризничает, жалуется и не может себя контролировать, значит необходимо обязательно предпринимать определенные меры. Как укрепить нервную систему и психику ребенка? Об этом мы и поговорим в статье.
К сожалению, не существует одного универсального метода или средства, который мог бы помочь моментально. Для общего положительного результата к проблеме необходимо подходить комплексно: постарайтесь изменить привычный распорядок дня ребенка, необходимо приучить его к полезному питанию, занятию спортом, также следует организовать все необходимые условия для крепкого сна, а также стараться поддерживать позитивный эмоциональный фон.
Витамины и минералы
Ни для кого не секрет, что регулярное употребление в пищу полезных микро- и макроэлементов способствует крепкому здоровью, но не многие знают, что такой рацион положительно сказывается и на работе центральной нервной системы. Какие продукты укрепляют нервную систему и психику? Врачи настоятельно рекомендуют увеличивать процент употребляемых незаменимых жирных кислот, которые содержаться в рыбе, например в лососе. Также следует больше есть овощей зеленого цвета, например брокколи, брюссельскую и обычную капусту, шпинат; кроме того не лишним будет оливковое масло, сухофрукты. Очевидно, что такой рацион едва ли понравится каждому ребенку, но следует строго ему объяснить всю важность и полезность этих продуктов, в крайнем случае, можно в игровой форме заставлять его употреблять эти вещества.

Витамины также существенно влияют на здоровье детской психики. В рационе ребенка обязательно должны содержаться такие витамины как B, C и E. Для удовлетворения потребностей детского организма в этих элементах необходимо регулярно есть свежие фрукты, овощи и каши из цельнозерновых злаковых культур. Витамины группы B особенно полезны для детской психики, так как они помогают снизить эмоциональную возбудимость, снимают усталость и улучшают концентрацию и внимание. Их употребление также повышает способности к учебе, улучшает память и предотвращает проявление стресса. Лучшими источниками этого витамина считаются фрукты, молочные продукты, мясо рыбы и морепродукты.

Питание и распорядок дня
Для маленького ребенка завтрак является одним из самых важных приемов пищи. Поэтому не стоит задерживаться с ним, тем более нельзя пропускать его, так как утром дети тратят больше энергии на восприятие и обработку полученной информации.
Впрочем, ужин играет не менее важную роль для здоровья нервной системы. Он должен быть обязательно легким, при этом не следует есть меньше чем за два часа до сна. Если ребенок ложится спать с полным желудком, это негативно скажется на его сне, а мы помним, что здоровый сон — это одно из обязательных условий для крепкой психики.
Рацион ребенка должен по большей мере состоять из натуральных продуктов. Нельзя использовать консерванты, красители, эмульгаторы и стабилизаторы вкусы. Все эти добавки гарантируют негативный эффект на здоровье ребенка. Еще как укрепить нервную систему и психику?
Препараты
Нарушения детской психики порой могут обрести форму заболевания, при этом эмоциональная несостоятельность требует определенного лечения. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одно из таких нарушений, при котором ребенок неспособен концентрироваться на определенном виде деятельности (например, учиться) и контролировать свое эмоциональное состояние. В таких случаях врачи часто назначают медикаментозную терапию, которая включает такой препарат, как «Атомоксетин». Однако в большинстве случаев достаточно просто давать витамины для памяти и работоспособности ребенка.
Народные средства

Как укрепить нервную систему и психику народными средствами? К счастью, многовековой опыт лечения проблем с нервами и психической неуравновешенностью предлагает много полезных рецептов и средств. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.
- Чай или настой из ромашки — это один из самых популярных народных рецептов для борьбы с возбужденным эмоциональным состоянием. Дело в том, что ромашка успокаивает нервозное состояние, а также снижает риск повторных эмоциональных вспышек. Желательно выпивать одну чашечку ромашкового чая перед сном, но ни в коем случае нельзя злоупотреблять этим настоем.
- Чай из липы — это еще один настой, который рекомендуют людям с неустойчивой психикой. Он помогает расслабиться всему телу и отвлечься.
- Салат из капусты помогает успокаивать нервную систему и позволяет крепко спать. Весь секрет заключается в том, что листья овоща содержат натуральные вещества с успокаивающими и снотворными свойствами.
- Пассифлора. Листья этого растения содержат натуральные успокаивающие вещества, которые помогают бороться с нервозностью и раздражительностью, и успокаивают нервную систему. Листья пассифлоры необходимо прокипятить минут 50-10, затем остудить и кушать в виде салата с медом или сахаром.
Как укрепить свою нервную систему
Часто эта проблема распространяется не только на детей, но и на взрослых. В таких случаях также необходимо предпринять ряд мер, нацеленных на восстановление собственной нервной системы и психики.
Как можно укрепить нервную систему и свою психику? В первую очередь необходимо отказаться от сигарет и алкоголя. Эти токсические вещества не только вредны для организма, они также постоянно влияют на нервную систему, каждый раз вызывая искусственную эйфорию. Также откажитесь от очень сладкой пищи, пейте меньше кофе, избегайте полуфабрикатов и жирной еды.
Крепкий сон
Бессонница, постоянный стресс, беспокойство и истощение организма полностью убивают способность предаваться крепкому сну. Такое состояние не позволяет полноценно восстанавливаться телу и мозгу, от чего страдает и нервная система. Для хорошего отдыха можно принять теплую ванну перед сном, выпить какой-нибудь травяной настой (см. выше) и ложиться спать.

Физические упражнения
Еще один способ укрепить свою психику — заниматься спортом. Достаточной нагрузкой также будет утренняя зарядка или регулярное занятие йогой. Такие процедуры позволяют не только расслабить и укрепить нервную систему, но и поддерживать психическое здоровье и равновесие. Прекрасной альтернативой физической нагрузке может стать медитация.
Ароматерапия
Натуральные методы широко применяются для укрепления нервной системы, и одним из таких считается ароматерапия. Для этого используются различные эфирные масла: масло чайного дерева, лаванды, розмарина, ромашки, шалфея и других растений. Лишь одна капелька такого масла позволяет привнести разнообразие в повседневность, тем самым отвлечь от проблем и снизить психическое напряжение.

Фруктовые и овощные коктейли
Фруктовые и овощные коктейли тоже помогают укреплять нервную систему, потому что они очень питательны и полезны. Можно приготовить микс из груши, клубники, дыни и яблока. По желанию можно добавлять орехи и изюм, так как эти продукты помогают накапливать организму необходимую энергию. В целом нет строгих рецептов приготовления таких коктейлей, поэтому смело можно экспериментировать с ингредиентами.
Пищевые добавки
Также можно прибегать к особым пищевым добавкам, которые тоже положительно влияют на здоровье нервной системы. Диетологи рекомендуют использовать в пищу такие дополнения как корень женьшеня, а также добавки, содержащие железо и магний.
Общие советы
Как укрепить нервную систему и перестать нервничать? В этих вопросах не стоит недооценивать и самые обычные, но от того не менее приятные действия и занятия. Чаще ходите босиком по влажной земле, молодой траве, песку на пляже или по мелководью. Это один из самых приятных и экономных способов укрепить психику.
Также принимайте контрастный душ. Он помогает разжижать кровь и направлять ее в область мозга, что особенно полезно для активной нервной деятельности. Зимой можно закаляться, обтираться снегом.

Как укрепить нервную систему: мастер-класс
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно составить краткий мастер-класс. Ориентируясь на него, вы сможете без особого труда восстанавливать свое психическое состояние и укреплять нервную систему.
- Откажитесь от вредных привычек.
- Составьте здоровый рацион: ешьте больше овощей и фруктов, мяса, молочных и цельнозерновых продуктов.
- Принимайте витамины.
- Занимайтесь спортом.
- Старайтесь всегда высыпаться.
- Разнообразьте свою повседневную жизнь: чаще гуляйте на свежем воздухе, принимайте контрастный душ и т. д.
- Обратитесь к народным рецептам.
Согласитесь, данный список не включает в себя ничего экстраординарного, достаточно лишь сделать волевой шаг над собой и своими привычками. Воплотив в жизнь даже половину вышеперечисленного списка, можно будет существенно улучшить свое психическое состояние, и ребенка в том числе. Теперь вам известно, как укрепить нервную систему и психику. Берегите себя и своих родных. Здоровье нашей нервной системы зависит исключительно от нас.
Успокоительные средства для нервной системы для детей, препараты
Темпы современного мира, к сожалению, сказываются не только на взрослых людях, но и на детях. Нынешнее поколение гораздо быстрее взрослеет, учится и получает массу информации. Естественно, это огромный стресс для детей и нервная система будет реагировать соответствующим способом.
Чаще всего родители замечают у ребенка нарушение режима бодрствования и сна, смену настроения и частые его перепады. Фактически это проявляется плаксивостью, чувствительностью, раздражительностью. Нервный ребенок постоянно расстраивается по мелочам, имеют место аффективные вспышки ярости и даже агрессии. Из-за подобного состояния страдает самочувствие и здоровье, как самого малыша, так и его близких. При этом разговоры и развлечения не успокаивают. Именно поэтому, в таких случаях ищут средства и методы, как успокоить разбушевавшиеся нервы, уравновесить процессы возбуждения и торможения ЦНС.
Нормализация режима дня
Основная проблема в том, что в детском возрасте практически все препараты имеют негативное влияние на развитие детского организма, в том числе на психическое здоровье. Это значительно сужает круг лекарственных средств, которые могут быть использованы с этой целью. Несмотря на это, каждый родитель должен знать, как укрепить нервную систему ребенка.
Чаще всего, если ребенок капризничает, закатывает истерики или плачет, родители начинают искать «волшебную» таблетку, которая решит все проблемы сразу. Следует сразу же обозначить, что в случае с детьми такой вариант никогда не пройдет. Обычно, следует искать корень проблемы и влиять на него. Так как, таблетка сможет снять конкретные симптомы только на определенный период, но затем они вернутся.
Чаще всего нарушения в поведении ребенка наблюдаются из-за нарушения нормального распорядка дня. Например, ребенок заигрался, поздно лег спать и целый день потом вялый и уставший. Или же, если длительность сна недостаточна на протяжении некоторого времени, то появится раздражительность, капризы и другие признаки плохого поведения. У ребенка биоритмы ещё не так стабильно установлены и могут легко нарушаться. Более того, это вызывает значительные изменения в поведении и эмоциональной сфере ребенка.
Некоторые дети предпочитают вечером посидеть дольше и утром подольше поспать. Другие же ложатся очень рано, но с утра встают раньше всех. Это физиологические особенности организма ребенка и не следует кардинально перекраивать этот график. Корректировать его нужно лишь тогда, когда есть значительные расхождения со стандартными часами отдыха и бодрствования. Таким образом, правильный уход за детьми поможет укрепить их нервную систему.
Полноценный рацион
С пищей в организм ребенка должны поступать полезные вещества, микроэлементы, витамины. Они включаются в метаболизм и обеспечивают правильное функционирование всех органов и систем. Так как в детском возрасте активно развивается нервная система, то большинство этих веществ используется для её поддержания.

Существует ряд продуктов, которые негативно влияют на нервную систему ребенка. Именно поэтому, лечение должно исключать их влияние на организм. По возможности, следует ограничивать количество в рационе малыша:
- газированных и сладких напитков с консервантами;
- ароматизаторов, красителей;
- генномодицифированных продуктов;
- полуфабрикатов;
- соленой и острой пищи.
Для укрепления нервной системы следует обеспечивать организм ребенка витаминами, которые так важны для правильного формирования психики малыша. Рекомендуют витамины для нервной системы группы В, так как они благотворно влияют на психоэмоциональное состояние.
Витамины для укрепления нервной системы:
- Тиамин. Иначе это вещество называют В1. Это природный антидепрессант, который значительно улучшает самочувствие и настроение, полезен для мозга. Принимает участие в усваивании магния, который влияет на возможность ребенка учиться чему-то новому. Содержится в рисе, гречке, бобовых.
- Рибофлавин или В2. Обеспечивает организм ресурсами для продолжительной умственной деятельности. В случае его нехватки работоспособность значительно снижается. Содержится в молоке, орехах и печени.
- Никотиновая кислота или В3. Один из самых важных витаминов для нормального развития и функционирования нервной системы человека. Повышает устойчивость к некоторым психическим заболеваниям, уравновешивает биохимические процессы в головном мозге.
- В5. Способствует формированию реакции на острые изменения во внешнем мире. С его помощью человек правильно реагирует на стресс. В случае недостатка этого витамина выстоять в таких ситуациях сложнее. Он помогает, как восстановить нервную систему после стрессов, так и улучшить самочувствие ребенка после него.
- Пиридоксин. Витамин В6 отвечает за самочувствие ребенка и хороший крепкий сон. Помогает восстанавливать функции ЦНС после отдыха. Его недостаток проявляется бессонницей и раздражительностью. Содержится в орехах, морской рыбе.
- В7. Этот витамин представляет собой метаболит для обмена глюкозы в организме. Так как, клетки головного мозга питаются исключительно этим веществом, то его количество всегда должно присутствовать на определенном уровне.
- Фолиевая кислота или В9. Отвечает за процессы памяти и способность учиться. Для ребенка недостаток этого вещества может обернуться плохой успеваемостью, невнимательностью и снижением работоспособности. Содержится в морской капусте, моркови.
- Аскорбиновая кислота или витамин С. Обеспечивает заряд бодрости для повышения работоспособности и самочувствия ребенка. Защищает от стрессов и умственного переутомления. Содержится в черной смородине и цитрусовых.
- Ретинол или витамин А. Улучшает сон ребенка, внимание. В случае его нехватки наблюдается рассеянность, неспособность собраться. Содержится в моркови, облепихе.
Немедикаментозные успокоительные средства
Естественно, прежде чем использовать фармакологические препараты, можно обратиться за помощью к народной медицине или фитотерапии. Их арсенал состоит из множества средств на природной основе, которые не имеют эффекта привыкания, быстро действуют и не вызывают побочных эффектов. Более того, эти средства можно использовать с самого маленького возраста, просто нужно учитывать некоторые особенности.
Даже деткам до 1 года можно использовать специальные ванночки с отварами трав. Они приносят долгожданное успокоение, выделяя специфические вещества, обладают приятным ароматом, ухаживают за кожей и улучшают самочувствие ребенка. Необходимо правильно подобрать нужный сбор трав.
Успокаивающие ванны нужно проводить обязательно перед ночным сном, так как практически сразу после процедуры малыш крепко уснет.
Собирать растения для ванн можно самостоятельно, а можно купить в аптеке. Они там в готовом виде и некоторые даже распределены по сборам. Грудничков до 1 года желательно купать с отваром одного растения. Сборы можно применять также деткам постарше.
Предварительно следует залить измельченные растения кипятком и настоять. После этого процедить, отстоять и можно применять, доливая в теплую воду.
Чаще всего, в качестве лекарственного растения применяют валериану, хвою, лаванду, мяту, крапиву. Они помогают успокоить нервную систему ребенка, расслабляют и дарят крепкий сон. Седативный эффект достигается из-за целебных свойств растений, приятного аромата. Процедуру может дополнять музыка релакс.
Рецепты лечения с помощью сборов трав для ванн:
- Пустырник, спорыш, седативный сбор №2. Все эти ингредиенты можно найти в аптеке в готовом сушеном виде. Следует взять по одной столовой ложке каждого, залить стаканом кипятка и дать настояться. Когда остынет — процедить и можно использовать. Обычно, данной настойки хватает на 10 литров воды в ванночке. Длительность такой процедуры не должна превышать 15 минут. Повторять следует через день.
- Календула, душица, мята. Нужно 50 грамм данного сбора залить 3 литрами кипяченой воды. Затем настаивать около 30 минут и процедить. Хватает на 10 литров воды в ванночке. Процедуру проводить перед сном два раза в неделю. Продолжительность курса не больше месяца.
- Валериана, пустырник, чабрец. На литр кипяченой воды используют 3 столовых ложки такого сбора. Настаивать нужно 1 час, затем процедить и можно использовать. Повторять каждый день перед сном не больше 5-7 процедур.
Успокоительные фармакологические препараты
Также можно использовать успокоительные или седативные средства для нервной системы ребенка, которые представлены фармакологическими препаратами. Их применение без назначения врача крайне опасно и может вызвать нежелательные последствия, поэтому обязательно следует обращаться за помощью к специалисту.
Лечение с помощью препаратов возможно только с 5-летнего возраста и только определенными препаратами. Большинство сильнодействующих успокаивающих запрещены до 16 лет.
Чаще всего используют валериану в таблетках, пустырник в настойке или таблетках, персен, ново-пассит, нервофлукс. Лечение с помощью таких препаратов допустимо детям, так как все они имеют растительное происхождение.
В некоторых случаях есть основания использовать ноотропные препараты — психостимуляторы, улучшающие когнитивные функции коры головного мозга ребенка. Чаще всего применяют Фенибут, Пантогам. Лечить с помощью таких лекарств может только квалифицированный врач, так как нужно учитывать их особенности взаимодействия с другими препаратами и возможные побочные явления.
Укрепление организма и нервной системы ребенка — важный аспект ухода за ребенком. Для профилактики развития в будущем разнообразных психических расстройств, следует во время обратить внимание на проблему, если она имеется. В случае наличия серьезных симптомов, нужно обязательно обратиться за помощью, так как они могут указывать на серьезную патологию, которая требует правильного лечения.
Как укрепить нервную систему ребенка
Нервная система у ребенка, в особенности младше 5 лет, еще слишком слабая. Поэтому не стоит удивляться, если малыш начинает капризничать без видимой на то причины, вздрагивать от появления любого источника шума, у него трясется подбородок. Причем успокоить его оказывается очень нелегко. С чем может быть связана подобная реакция? Как лечить и укрепить нервную систему ребенка?
У детей и взрослых особенности нервной и сердечно-сосудистой системы совершенно разные. Регуляция нервных путей до 3-5 лет еще незрелая, слабая и несовершенна, но является анатомо-физиологической особенностью его организма, объясняющей, почему им быстро надоедает даже любимое занятие, игра, им крайне сложно усидеть на одном месте во время одних и тех же монотонных занятий. Так отличается нервно-психическое развитие детей.
Примерно с 6 месяцев ребенок уже становится личностью, до того дети в основном еще отождествляют себя с мамой. Общаясь с малышом и воспитывая его, родители обязаны учитывать особенности и тип нервной системы маленького человека и, конечно же, анатомо-физиологические особенности своего ребенка.
Дети-сангвиники всегда находятся в движении, они полны сил и энергии, веселые и без труда переключаются с любого занятия, которым в данный момент занимались на другое. Флегматики отличаются работоспособностью и спокойствием, однако они чересчур медлительны. Холерики энергичны, но им сложно себя контролировать. Также их непросто успокоить. Меланхоличные дети – застенчивые и скромные, обижаются даже на малейшую критику со стороны.
Развитие нервной системы у детей разного возраста
Нервная система ребенка всегда начинает свое развитие еще задолго до его рождения. Еще на 5 месяце его внутриутробной жизни происходит ее укрепление вследствие обволакивания нервного волокна миелином (другое название — миелинизация).
Миелинизация нервных волокон разных отделов мозга происходит в разные периоды в закономерном порядке и служит показателем начала функционирования нервного волокна. В момент рождения миелинизация волокон еще не является законченной, ведь не все разделы мозга могут еще полноценно функционировать. Постепенно процесс развития происходит абсолютно в каждом отделе, благодаря чему устанавливаются связи между разными центрами. Подобным образом идет формирование и регуляция детского интеллекта. Малыш начинает распознавать окружающие его лица и предметы, понимает их назначение, хотя незрелость системы все еще хорошо заметна. Миелинезация волокон системы полушарий считается законченной еще на 8 месяце внутриутробного развития плода, после чего она в течение многих лет происходит в отдельных волокнах.
Потому не только миелинизация нервных волокон, но и регуляция и процесс развития психического состояния и анатомо-физиологические особенности ребенка и его нервной системы проходят в процессе его жизнедеятельности.
Заболевания
Врачи утверждают, что нельзя назвать ни одного детского заболевания с отсутствием физиологических особенностей и изменений в работе сердца либо ЦНС. Подобное утверждение в особенности касается детей до 5 лет, и чем ребенок младше, тем своеобразнее проявление реакций со стороны сосудов и ЦНС.
К подобным реакциям относятся нарушения дыхания и кровообращения, амимия лицевых мышц, кожный зуд, трясется подбородок, другие физиологические симптомы, свидетельствующие о поражении мозговых тканей. Заболевания ЦНС бывают самые разные, и каждая отличается своими признаками. Лечить ее незрелость, соответственно, их тоже нужно по-разному. И помните: заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!
- Полиомиелит – возникает под действием фильтрующего вируса, который попадает в организм перорально. Среди источников заражения выступают сточные воды и продукты питания, среди которых и молоко. Антибиотиками лечить полиомиелит не получится, они на него не действуют. Данному заболеванию свойственна повышенная температура тела, разнообразное наличие признаков интоксикации и различных вегетативных расстройств — зуда, дермографизма кожного покрова и повышенной потливости. Прежде всего, данный вирус негативно влияет на кровообращение и дыхание.
- Менингококковый менингит, возбудителем которого выступает менингококк, обычно встречается у детей младше 1 года – 2 лет. Вирус является неустойчивым и поэтому обычно во внешней среде под воздействием различных факторов довольно быстро погибает. В организм возбудитель попадает через носоглотку и крайне быстро распространяется на весь организм. С началом заболевания происходит резкий скачок температуры, появляются геморрагические высыпания, вызывающие зуд кожи, который не удается успокоить.
- Гнойный вторичный менингит – встречается наиболее часто у детей младше 5 лет. Развивается данное заболевание после среднего гнойного отита стремительно, с резким подъемом температуры тела больного, беспокойством у детей, головной болью, возможен зуд. Опасно оно вероятностью проникновения вируса в оболочки головного мозга.
- Острый серозный лимфоцитарный менингит отличается мгновенным развитием своих симптомов. Температура тела буквально за минуты поднимается до показателей в 39-40 градусов. Больной ощущает сильную головную боль, которую не удается успокоить даже таблетками, возникает рвота и кратковременная потеря сознания ребенка. Но внутренние органы болезнь не затрагивает.
- Острый энцефалит – появляется у ребенка в случае развития соответствующей инфекции. Вирус оказывает негативное влияние на стенки сосудов, вызывая нарушения в работе сердца и другие физиологические нарушения. Заболевание протекает достаточно тяжело. Одновременно у больного поднимается температура тела, наблюдается потеря сознания, появляется рвота, кожный зуд, а также судороги, бред и другие симптомы психического характера.
Любое подозрение на какое-либо из вышеописанных заболеваний — повод срочно вызвать врача, предварительно успокоив ребенка.
Поражение системы до рождения и после
Кроме вирусных заболеваний, сравнительно часто ставится диагноз «поражение центральной нервной системы у новорожденных». Обнаружить его возможно в любой момент: и во время внутриутробного развития плода, и в момент родов. Основными ее причинами принято считать родовую травму, гипоксию, внутриутробные инфекции, пороки развития, хромосомные патологии и наследственность. Первая оценка зрелости системы, психического состояния и анатомо-физиологических особенностей ставится сразу после рождения малыша.
Такой ребенок легко возбудим, часто беспричинно плачет, когда нервничает, у него трясется подбородок, иногда мучает кожный зуд, наблюдается косоглазие, запрокидывание головы, тонус мышц и другие физиологические симптомы психического расстройства. Во время истерик ребенка практически невозможно успокоить.
Укрепляем нервы
Существует целый комплекс способов укрепления. Он представляет собой долгий, но достаточно эффективный процесс, направленный и на успокоение малыша, и на общее улучшение его эмоционального, психического и нервного состояния. И прежде всего старайтесь окружать ребенка спокойными и уравновешенными людьми, готовыми моментально прийти ему на помощь.
Вызываем положительные эмоции
Первое, с чего следует начать – учиться контролировать и регулировать детские эмоции и его анатомо-физиологическое и нервное состояние. Есть целый ряд упражнений, которые развивают мышцы ребенка и успокаивают его. К примеру, младенцу помогает катание на мяче. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений рядом с малышом находились оба родителя. Именно совместные действия родителей придают их малышу уверенности в своих силах, в дальнейшем лишь положительно скажется на определении его места в обществе.
Расслабляющий массаж
Следующий пункт комплекса – массаж с использованием различных масел, препятствующих зуду кожи. Сеанс массажа допустимо проводить лишь высококвалифицированным специалистом,хорошо знакомым со способами влияния на анатомо-психологическое состояние и физиологические процессы в организме человека. Благотворное влияние на детскую психику оказывает тихая и спокойная музыка, в особенности произведения Моцарта. Продолжительность одного подобного сеанса массажа должна составлять около 30 минут. В зависимости от психического состояния, нервной и сосудистой системой, ребенку назначают в разных случаях от 10 до 15 сеансов массажа. Оценка его психического состояния ставится доктором индивидуально.
Правильное питание
Правильное питание детей, особенно младше 5 лет, — один из основных способов укрепления нервной и сосудистой систем ребенка. Важно исключить из рациона малыша сладкие и газированные напитки, ароматизаторы и красители, полуфабрикаты, чье качество зачастую оставляет желать лучшего. Зато обязательно употребление яиц, жирных сортов рыбы, сливочного масла, овсянки, фасоли, ягод, молочных и кисломолочных продуктов, нежирной говядины.
Прием витаминов и микроэлементов
Укреплению нервной, сосудистой и других систем и нормальному анатомо-физиологическому и психическому состоянию организма очень способствует прием витаминов. Особенно витаминизация актуальна в сезон простудных заболеваний, когда физиологические силы организма находятся на пределе. От недостатка витаминов в организме ухудшается память, настроение, общее состояние организма. Именно поэтому настолько важна регуляция количества витаминов и минералов в организме.
К примеру, дефицит кальция негативно отражается на общем состоянии. У ребенка наблюдается гиперреактивность, возможны нервные тики, судороги, кожный зуд.
Физическая активность
Регуляция работы сердечно-сосудистой и нервной системы, миелинизация нервных волокон связаны с физическими упражнениями. Они приводят организм в тонус и способствуют улучшению настроения, общего и анатомо-физиологического развития головного мозга, чем существенно уменьшают риск развития различных недугов нервной и сердечно-сосудистой систем. Лучше всего подходят плавание и йога — детям старшего возраста.
Режим дня
Еще с детства нам твердили о важности соблюдения режима дня — и не напрасно. Режим крайне важен детям. Позаботьтесь о полноценном сне ребенка, который оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. Ложиться спать и просыпаться надо ежедневно в одно и то же время. Также насыщению организма кислородом, необходимым в анатомо-физиологическом развитии, способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе.
Каждый родитель должен осознавать, что нервно-психическое развитие ребенка во многом зависит от него.
Успокоительные витамины для детей
Успокоительные витамины для детей помогают улучшить не только состояние нервной системы ребенка, но и его физическое самочувствие. При этом необходимо знать, при каких показаниях следует давать витамины, и какие препараты предназначены для разных возрастных групп.
Когда нужны витамины ребенку
Организм ребенка нуждается в полезных веществах на постоянной основе. Однако витамины успокоительного типа нельзя назначать малышам и подросткам просто так. Для приема соответствующих средств должны существовать показания, среди которых можно перечислить:
- повышенную возбудимость и гиперактивность ребенка;
- нарушения ночного сна — если ребенок просыпается чаще 2 раз за ночь и долго не может заснуть обратно, можно говорить о сбоях в работе нервной системы;
- склонность к истерии — все дети время от времени устраивают бурные эмоциональные сцены, однако у некоторых это носит постоянный и нездоровый характер;
- проблемы с концентрацией внимания и усидчивостью, если большую часть дня ребенок бегает, кричит, активно жестикулирует и не слушает, что ему говорят, это свидетельствует о наличии нарушений;
- необычную подавленность и замкнутость, проблемы в общении со сверстниками и сложности в обучении и социальном взаимодействии;
- ночной энурез после 3 лет, частые кошмары, заикание и нервный тик.
Важно! Психика детей сильно отличается от психики взрослых. Повышенная эмоциональность и острая реакция на стресс являются нормой для ребенка, но если это начинает отражаться на физическом здоровье и социализации, нервную систему необходимо поддержать успокоительными средствами.
Какие витамины нужны для успокоения ребенка
За здоровье нервной системы отвечают несколько базовых ценных компонентов. При появлении тревожных симптомов нужно в первую очередь проверить, не наблюдается ли в организме их дефицита:
- Витамин А — вещество отвечает за хорошую концентрацию внимания и за скорость реакции нервной системы. Получить соединение в природном виде можно из моркови, тыквы и рыбьего жира, а также молочных продуктов.
- Витамин В1 — соединение отвечает за качество сна и за умственную деятельность, снимает стрессы и успокаивает. В продуктах питания В1 содержится в орехах и бобовых, в крупах и зеленых листовых овощах, в мясе.
- Витамин В2 — это вещество участвует в синтезе новых клеток и в их восстановлении, поэтому дефицит В2 проявляется в быстрой утомляемости, усталости, нарушениях сна и головных болях. Полезное вещество присутствует в орехах и мясе, злаках и молочных продуктах.
- Витамин В3 — соединение не допускает развития депрессивных состояний у детей и отвечает за нормальное кровоснабжение мозга. При дефиците В3 часто возникают страхи, ночные кошмары и угнетенные состояния. Получить В3 можно из грибов, семечек, злаков, бобовых и мяса птицы.
- Витамин В6 — вещество отвечает за выработку серотонина, снимает излишнее возбуждение и нормализует сон. Естественным образом получить вещество можно из морской рыбы, орехов, бобовых и мяса.
- Витамин В9 — фолиевая кислота улучшает память, помогает избавиться от раздражительности и тревожности. При недостатке фолиевой кислоты часто развивается гиперактивность и дефицит внимания. Больше всего В9 содержится в брокколи, яйцах, моркови, тыкве, зелени и грибах.
- Витамин В12 — вещество кобаламин препятствует повреждению нервных клеток и улучшает активность мозга. При дефиците необходимо ввести в рацион ребенка рыбу, яйца, морепродукты и зеленые листовые овощи.
- Витамин С — аскорбиновая кислота является натуральным антистрессовым соединением, незаменима при повышенных эмоциональных нагрузках. Получить вещество можно из клюквы, шиповника, цитрусовых, черной смородины и болгарского перца.
- Витамин D — кальциферол оказывает успокоительное действие и помогает легче переносить нагрузки физического и эмоционального плана. Чтобы повысить уровень кальциферола в крови, нужно ввести в рацион морепродукты, рыбий жир, сливочное масло, молочные продукты.
- Витамин Е — токоферол защищает от разрушения клетки мозга и способствует восстановлению нервных волокон, оказывает успокоительное действие при стрессах и тревожности. Больше всего токоферола присутствует в растительных маслах, семечках, орехах и яйцах.
За здоровую работу нервной системы отвечают также селен, йод, железо и цинк, магний и калий. Дефицит любого из минералов приведет к тому, что ребенок станет раздражительным и плаксивым.
Успокаивающие витаминные комплексы для детей
Если ребенок ведет себя слишком тревожно, и анализы показали нехватку витаминов, то имеет смысл не только пересмотреть рацион, но и прибегнуть к аптечным препаратам. Витамины для успокоения нервной системы для детей необходимо выбирать в соответствии с возрастом ребенка.
До 1 года
Выбор успокоительных витаминов для младенцев довольно сильно ограничен. Прежде всего, новорожденным можно давать только слабые натуральные успокоительные без побочных эффектов. Кроме того, средства должны быть жидкими или водорастворимыми, капсулы и таблетки малыш проглотить не сможет.
Глицин
Широко известный препарат, представляющий собой аминокислоту с легким седативным действием, подходит, в том числе, для младенческого применения. Назначают препарат при нервозности ребенка и нарушениях сна, при стрессах и тревожности у младенца. Успокоительный препарат выпускается в форме таблеток, но для детского применения его превращают в порошок и предлагают ребенку в форме суспензии. Противопоказанием может служить только индивидуальная аллергия.
Внимание! Назначать дозировку Глицина должен врач. Самостоятельно определять количество препарата для младенца до 1 года нельзя.
Мультитабс Бэби
Препарат выпускается в виде капель, поэтому у младенцев не возникает трудностей с его приемом. Главными действующими веществами средства являются аскорбиновая кислота, ретинол и колекальциферол. Мультитабс Бэби не только оказывает легкий седативный эффект, но и повышает иммунитет ребенка.
Максимальная дозировка средства составляет 1 мл в день, но устанавливать нормы употребления должен педиатр. Дают капли детям во время еды или сразу после.
С 1 года до 3 лет
Детям чуть постарше разрешены другие успокоительные витамины в форме гранул, таблеток или капсул. Принимать препараты ребенок должен по назначению врача и под контролем взрослых, дозировки также определяются педиатром.
Пантогам
Успокоительное средство содержит в своем составе гопантеновую кислоту, стеарат кальция и гидроксикарбонат магния. Препарат улучшает мозговое кровообращение у детей и снижает нервное напряжение, улучшает ночной сон и помогает бороться с детским энурезом.
Средняя дозировка препарата для детей составляет от 0,25 до 0,5 г, принимают Пантогам натощак трижды в день. Всего курс терапии витамином продолжается от 1 до 4 месяцев, после чего необходимо сделать перерыв.
Витрум Кидс
Витамины с успокоительным действием разрешены для детей от 2 лет и старше. В составе препарата содержатся железо и селен, йод и цинк, витамины В, С и Е, витамин D и аскорбиновая кислота. Прием витаминов не только укрепляет нервную систему, но и улучшает обмен веществ ребенка, повышает тонус и умственную активность.
Выпускается препарат в форме жевательных таблеток. Принимать Витрум Кидс нужно дважды в день во время еды по 1 таблетке, точную дозировку определяет врач.
С 3 до 7 лет
В возрасте от 3 до 7 лет дети начинают испытывать повышенные психоэмоциональные нагрузки, поскольку вступают в фазу социализации. Посещение детского сада или подготовительных классов может стать стрессом для ребенка, но справиться с ним помогают комплексные успокоительные витамины.
Мультитабс Юниор
Препарат в форме жевательных таблеток содержит в своем составе все основные витамины — аскорбиновую кислоту и витамины А, Е, группу В, а также железо и цинк, марганец и медь, селен и йод. Назначают препарат при гиперактивности или тревожности у детей на фоне стресса, при скудном рационе и недостатке полезных веществ.
Успокоительные витамины необходимо давать детям по 1 таблетке в день во время еды. Перед тем, как приобрести препарат, лучше проконсультироваться с педиатром.
Пиковит
Успокоительным действием для нервной системы детей обладают жевательные таблетки Пиковит. В состав витаминов входят магний и железо, цинк и кальций, витамины А, Dи Е, а также группа В. Пиковит помогает при тревожности, дефиците внимания и нарушениях ночного сна.
Принимать средство детям нужно во время еды по 2 жевательные таблетки, курс препарата составляет месяц.
От 7 лет и старше
Дети старше 7 лет особенно подвержены нервным нарушениям. Нагрузки в школе и общение со сверстниками часто приводят к стрессам, поэтому для подростков рекомендованы более сильные витаминные препараты.
Алфавит Школьник
Витамины предназначены для детей от 7 лет, принимать их можно для предотвращения и лечения нервных расстройств на фоне повышенных умственных нагрузок. В состав препарата входят все основные витаминные соединения и минералы, дозировки рассчитаны таким образом, чтобы полностью покрыть суточную потребность ребенка в витаминах.
Препарат представлен в форме жевательных таблеток, принимать его нужно трижды в день. С утра вместе с завтраком употребляют обычно красную таблетку, днем — оранжевую во время обеда, вечером — белую незадолго до сна.
Витрум Юниор
Поливитаминный успокоительный комплекс для подростков позволяет нормализовать состояние нервной системы у детей в период повышенных эмоциональных нагрузок. В состав комплекса входит полный набор основных витаминов А, В, С и D, фолиевая кислота, минералы фосфор, кальций, железо, марганец, цинк и другие.
Детям от 7 лет нужно принимать по 1 жевательной таблетке в день. Употреблять средства с успокоительным действием нужно во время еды, чтобы не вызвать желудочных расстройств.
Как правильно выбрать детские витамины
При выборе успокоительных витаминов нужно ориентироваться на несколько моментов:
- Прежде всего, следует отвести ребенка на анализы и точно установить, каких соединений в его организме не хватает, а какие содержатся в достаточных количествах. В соответствии с этим подбирают успокоительный препарат и его дозировки.
- Витамины с успокоительным действием должны обладать максимально натуральным составом без красителей и ароматизаторов.
- При выборе успокоительных средств нужно строго придерживаться возрастных показаний — таблетки для школьников нельзя давать младенцам, и наоборот.
- Успокоительные витамины нужно принимать курсами — в среднем не дольше месяца, иначе наступит гипервитаминоз.
Совет! По окончании приема успокоительных средств необходимо еще раз посетить педиатра и заново пройти обследование. Это позволит понять, помогли ли успокоительные препараты, или причина нарушений кроется в более серьезных сбоях организма.
Заключение
Успокоительные витамины для детей представлены комплексными препаратами для разных возрастов. Если нарушения вызваны стрессами или нехваткой полезных веществ, поливитаминные препараты принесут благотворный эффект и помогут вернуть ребенку хороший сон, спокойствие и способность к концентрации.
Была ли Вам данная статья полезной?
Да Нет
Витамины для нервной системы для детей
Витамины для нервной системы для детей играют большую роль. Их поступление в организм положительно влияет на здоровье. Вещества способны улучшить сон, снять раздражительность, тревогу, страхи. Если с пищей поступает недостаточное количество витаминов, доктор пропишет аптечные комплексы.

Одна из популярных форм выпуска — жевательные пастилки
Причины расстройства нервной системы
ЦНС и головной мозг зависят от поступления кислорода, хорошего кровообращения и регенерационной функции клеток. Улучшить показатели можно с помощью специальных витаминов, которые не только повысят умственную деятельность, но и сохранят хорошую память и ясность ума на долгие годы.
Нервные отклонения имеют разную природу возникновения. Иногда на ребенка влияет генетическая предрасположенность. Другие провоцирующие факторы:
- патологии, вследствие которых вегетативная нервная система перестает нормально функционировать;
- болезни головного мозга;
- чрезмерная нагрузка на ребенка – эмоциональная, физическая, умственная;
- проблемы в семье – развод, скандалы, ссоры;
- проблемы со сверстниками в школе;
- наличие фобии;
- высокие требования к ребенку при воспитании.
Любая подавленность может привести к нервным расстройствам. Нередко причиной становится несоответствие темперамента матери и ребенка. Малышу не хватает любви, внимания.
Симптомы расстройства нервной системы
Нервные расстройства могут возникнуть в любом возрасте, но чаще всего им подвержены дети в следующие периоды:
- от 3 до 4 лет;
- 6-7 лет;
- от 13 до 18.
Маленький ребенок не всегда может объяснить, что случилось, поэтому родители должны понаблюдать за поведением малыша. Для отклонений в работе нервной системы свойственны такие признаки:
- чрезмерная эмоциональность;
- болезненное восприятие слов, критики, замечаний;
- капризность и раздражительность;
- быстрая утомляемость;
- упрямство;
- истерии;
- замкнутость;
- ухудшение учебы;
- проблемы со сверстниками;
- тревожность.
У ребенка могут возникнуть отклонения в речи, смена поведения. Например, он начинает играть с одной только игрушкой, игнорируя другие.

Природа возникновения расстройств может быть разной
Какие витамины укрепляют нервную систему ребенка
Самыми необходимыми витаминами являются соединения группы В. Они благоприятно сказываются на памяти, помогают усвояемости глюкозы. В1 устраняет нежелательные побочные продукты после углеводного обмена, большая концентрация которых приводит к утомляемости, снижению умственной деятельности. Другие функции витамина В1 для нервной системы:
- улучшает настроение;
- успокаивает нервы;
- ацетилхолин принимает участие во взаимодействии нервных окончаний и мышц, замедляет клеточное старение.
Если организму не хватает витамина В1, у ребенка появляется:
- повышенная возбудимость, возникшая из-за истощения защитного слоя клеток головного мозга;
- боль в глазах, ухудшение зрения;
- головокружение;
- депрессивные состояния, паника, галлюцинации;
- сонливость, усталость ввиду накопления молочной и пировиноградной кислоты.
Витамин В1 должен поступать в детский организм в количестве 2-3 мг в сутки. Он содержится в следующих продуктах:
- арахис, лесные орехи;
- свиная печень и сердце;
- гречневая крупа;
- дрожжи;
- овсяные хлопья.
Вещество незаменимо для людей, занимающихся активной умственной и физической деятельностью. Оно снабжает мозг энергией. При его недостатке орган использует питательные элементы из мышц. В итоге нервная система истощается, появляется авитаминоз.
В формировании и развитии нервной системы ребенка участвуют несколько витаминов:
- Витамин А способствует хорошей концентрации, повышает скорость реакции ЦНС. Он содержится в тыкве, моркови, рыбьем жире, молочных продуктах.
- Витамин В2 участвует в производстве новых клеток, помогает их восстановить. Если организму недостает вещества, то ребенок быстро утомляется, у него ухудшается сон. Витамин присутствует в бобовых, мясе, злаковых культурах.
- Витамин В3 не допускает появления депрессивных мыслей, он отвечает за хорошее кровообращение. При недостатке ребенок испытывает страхи, ему снятся кошмары. Вещество сосредоточено в мясе птиц, семечках, грибах и злаках.
- Витамин В6 способствует выработке серотонина, убирает раздражение, улучшает качество сна. Его получают из морских сортов рыбы, орехов, мяса.
- Витамин В9, называемый фолиевой кислотой, улучшает процесс запоминания, снимает тревогу и раздражительность. При нехватке ребенок становится гиперактивным. Витамин содержится в моркови, брокколи, яйцах.
- Витамин В12 повышает активность головного мозга, предотвращает повреждение нервных волокон.
- Витамин С – натуральный антистрессовый состав. Он нужен при эмоциональных нагрузках. Соединение сосредоточено в клюкве, шиповнике, черной смородине.
- Витамин Н не позволяет клеткам мозга разрушаться, снимает стресс.

Некоторые витамины выпускают в форме сиропа
Продукты, содержащие витамины для нервной системы
Если нервными расстройствами страдает подросток, то из рациона нужно исключить кофеиносодержащие напитки. Также рекомендуется воздерживаться от копченостей, полуфабрикатов и консерваций.
В основе рациона должны находиться следующие продукты:
- морская и речная рыба;
- кисломолочные продукты;
- различные орехи;
- зерновые культуры;
- фрукты и овощи.
Необходимо употреблять нежирные сорта мяса. Рыба содержит омега-3 насыщенные кислоты, которые обеспечивают полноценное питание нервных клеток. В кисломолочных продуктах содержится лецитин и бифидобактерии. В орехах множество аминокислот и ценных жиров. Красный перец незаменим для улучшения мозговой деятельности.
Свежие овощи, соки из них, зелень приведут в тонус организм и предоставят полноценное питание мозгу. Также можно воспользоваться народными проверенными рецептами. При напряжении принимают отвар из аптечной ромашки. Положительно влияет на психику липа, мелисса и мята. Прием травяных чаев во второй половине дня поможет бороться со стрессами, бессонницей.

Готовый сбор №3 для детей
Витаминные комплексы для нервной системы
Если малыш чрезмерно возбужден, раздражителен, а анализы крови показывают дефицит витаминов, необходимо пересмотреть рацион питания и пропить курсом комплексы.
Важно! Препараты подбирают в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями.
Малышам до 1 года средства нужно давать с особой осторожностью. Им разрешено пить только слабые растительные препараты, не имеющие побочных действий. Также витамины должны быть в жидком или водорастворимом виде, поскольку ребенок не сможет проглотить капсулы или таблетки.
Наиболее распространенным является глицин. Это аминокислота, обладающая легким успокаивающим эффектом. Препарат прописывают при нервозности, нарушении сна. Классическое исполнение лекарство – таблетки, но для ребенка его разработали в виде суспензии.

Еще одна форма препарата — шипучка
Важно! Назначать препарат ребенку до 1 года должен доктор, самостоятельно давать нельзя.
Препарат Мультитабс-Бэби выпускается в виде капель, поэтому маленькому ребенку легко его принимать. Основными компонентами является аскорбиновая кислота, ретинол, колекальциферол. Комплекс успокаивает ЦНС, повышает иммунитет. Максимальная доза составляет 1 мл в сутки, но педиатр может увеличить ее.

Состав разработан специально для грудничков до первого года жизни
Для ребенка от 2 до 4 лет прописывают Центрум.

В составе много витаминов и элементов
От 2 до 14 лет можно предложить жевательные таблетки Витрум.

Он также помогает при авитаминозе и плохом аппетите
Витрум Суперстресс эффективно снимает нервное напряжение, укрепляет иммунитет, благоприятно влияет на психику.

Витрум выписывают подросткам и взрослым
Алфавит разработан отечественной фармацевтической компанией. Он максимально адаптирован для подрастающего организма. Все ингредиенты, которые он содержит, не мешают друг другу усваиваться. В детских витаминах для нервной системы отсутствуют красители, консерванты, ароматизаторы и другие аллергены.

Препарат разработан для разных возрастных категорий
Что еще необходимо для укрепления нервной системы
Кроме сбалансированного, полноценного питания ребенок должен регулярно совершать прогулки, выполнять физические упражнения, пробежки или заниматься любой другой активностью.
Двадцатиминутная прогулка перед сном не только обеспечит организм кислородом, но и улучшит сон, спасет от бессонницы. Контрастный душ поможет сосудам, приведет их в тонус.
Умеренная, но каждодневная физическая нагрузка активирует обменные процессы. Спортивные занятия способны провоцировать выработку определенных гормонов, которые оказывают мощную поддержку нервной системе.
Массаж положительно воздействует на психологическое и физиологическое состояние организма. Процедура должна длиться полчаса. Соблюдение режима дня – подъем и отбой в одно и то же время способствует улучшению деятельности всех систем, повышению настроения.
Заключение
Витамины для нервной системы для детей незаменимы. Если готовить ребенку правильную, сбалансированную пищу, содержащую все необходимые вещества для нормальной жизнедеятельности, не встанет вопрос о покупке магазинных препаратов. Кроме питания необходима физическая активность, прогулки на свежем воздухе. Положительные эмоции, хобби, хороший сон станут гарантией отличного здоровья и крепкой психики.
Была ли Вам данная статья полезной?
Да Нет
Берегите нервную систему ребенка
Есть одна важнейшая сторона в развитии ребенка, которая подчас ускользает от нашего внимания, — это работа центральной нервной системы, коры головного мозга. А между тем именно от создания правильных, нормальных условий для ее деятельности во многом зависят развитие, поведение и характер ребенка, состояние его здоровья.
Особенно важно обеспечить нормальную деятельность нервной системы в первые годы жизни малыша, в то время, когда происходит бурное ее развитие.
Что может привести к нарушениям в работе центральной нервной системы? Иногда это различные заболевания, иногда неправильный режим питания или погрешности в уходе за ребенком. Но чаще всего это происходит из-за утомления.
Ребенок в течение дня много двигается, играет, вследствие чего к концу дня у него наступает утомление. Если уставшего ребенка вовремя уложить спать, он, отдохнув, снова будет бодрым. Для малыша, который на прогулке много бегал, отдыхом будет спокойное занятие за столом. Если же вовремя не дать отдохнуть утомленному ребенку, может наступить опасное для него переутомление.
Сильная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, неспособность сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном, что так часто встречается у детей в более старшем возрасте, — все это последствия утомления нервной системы.
Предупреждать утомление нервной системы нужно с самого раннего возраста. И здесь мы сталкиваемся с большими трудностями. Обычно бывает нелегко заметить первые признаки утомления у маленького ребенка. Тем более, что многие родители считают нормальным, если ребенок в этом возрасте часто плачет, капризничает, быстро переходит от веселого настроения к раздражительности. А ведь все это иногда вызывается утомлением его нервной системы. Действительно, нередко трудно бывает отличить: просто капризничает ребенок или же он устал.
Детям раннего возраста, например, свойственна легкая отвлекаемость. Но если ребенок слишком часто отвлекается во время каких-нибудь своих занятий, игры, это может быть одним из признаков утомления. Об усталости может говорить и быстрая смена настроений.
Признаков утомления у маленьких детей очень много: у ребенка плохой аппетит, с трудом засыпает. Спокойный и веселый — он перед сном вдруг начинает капризничать и плакать. Обычно приветливый и добрый — с криком отнимает игрушку у приятеля.
Вы, наверное, не раз замечали, как ваш сын, недавно научившийся складывать из кубиков башню, в конце игры начинает беспорядочно накладывать их один на другой и, рассердившись, с плачем бросает. Это значит, что ребенок устал, он, наверное, хочет спать.
Когда устает взрослый, он прекращает утомившее его занятие. Маленький ребенок, естественно, не может сам разобраться в своем самочувствии. Он иногда не понимает, что устал. И здесь на помощь к нему должны прийти родители.
Самое важное для нервной системы малыша — это режим. Правильная смена сна и бодрствования необходима для предупреждения утомления. Четырехмесячный ребенок спит три-четыре раза в день. Годовалый ребенок — уже только два раза.
Иногда в семье рано переводят детей на один дневной сон. Делать это до полутора лет не следует. До года и шести месяцев ребенка необходимо укладывать спать днем дважды. Некоторые матери считают: ребенок долго спит ночью, а поэтому ему не обязательно спать днем второй раз. Это абсолютно неправильное убеждение. Надо ведь, чтобы ребенок не только спал положенное ему количество часов в сутки, но и чтобы сон его правильно чередовался с бодрствованием. Только так он вовремя получит необходимый отдых.
Но бывает так, что родители вовремя укладывают ребенка спать и днем, и вечером, а настоящего отдыха его нервная система все же не получает.
Происходит это потому, что сон ребенка бывает неполноценным. Вам, наверное случалось видеть у соседей вечером такую картину: почти на полную мощность включен телевизор, сидящие вокруг мужчины издают еще более громкие возгласы при каждом забитом голе. А в соседней комнате спит ребенок. Разве можно считать его сон полноценным? Конечно, нет.
Яркий свет в комнате, громкий разговор взрослых — все это мешает малышу. Он может при этом спать, но его нервная система не получает от такого сна полноценного отдыха. И напрасно некоторые родители считают своей заслугой то, что ребенок спит у них при любом свете и шуме. Конечно, не нужно создавать какие-то особенные условия. Слабый свет, спокойный, негромкий разговор не помешают сну малыша.
Но не только недостаточный и неполноценный сон может вызвать утомление нервной системы ребенка.
Иногда бывает так. Режим дня маленького налажен правильно: на сон, прогулку и еду отведены определенные часы; обстановка в семье спокойная, а ребенок все-таки капризничает и раздражается, то он слишком вялый, то, наоборот, чересчур возбужденный. Это может происходить потому, что родители, соблюдая режим, не учитывают индивидуальных особенностей ребенка.
Вспомните, как по-разному, например, просыпаются дети. Одному стоит только открыть глаза — и он уже улыбается, уже тянется к игрушке, хочет немедленно спуститься на пол. Другой же просыпается с трудом, долго не хочет отвечать на вопросы, настроение его пониженное, он вот-вот заплачет.
И неправильно делает мать, если в первом случае она, занятая домашними делами, задерживает ребенка в постели, не сразу одевает его, заставляет ждать, пока приготовит завтрак.
Настроение у ребенка падает, вынужденное бездействие вызывает раздражительность.
А если ваш ребенок просыпается с трудом, не следует сразу же заставлять его вставать. Надо поговорить с ним, привлечь его внимание к чему-нибудь яркому, радостному, чтобы помочь ему проснуться и создать хорошее настроение.
Однообразная деятельность также ведет к утомлению.
Ребенок весь день находится в движении и не устает, и в то же время он быстро утомляется, если ему, например, приходится долго идти за руку со взрослым.
Отчего так происходит? Объясняется это очень просто. Ребенок, играя, меняет характер своих движений — в работе находятся разные мышцы и, соответственно, различные участки коры головного мозга, которые ведают работой этих мышц. Поэтому малыш не устает. Другое дело, когда ему приходится все время выполнять одни и те же движения.
— Папа, на ручки, — хнычет маленькая девочка. Отец недоумевает: — Целый день бегаешь, а сейчас не можешь дойти до дома сама.
А она действительно не может, потому что устала.
Чтобы ребенок был бодрым, спокойным и веселым, нужно разнообразить его занятия. При этом, повторяем, надо помнить, что дети сами не могут понять, что они устали. Они часто бегают, пока не упадут от утомления, или требуют вновь и вновь рассказывать полюбившуюся сказку, хотя давно уже пора спать и глаза у них слипаются от усталости. И родители, конечно, не должны идти на поводу у детей. Трехмесячный ребенок может бодрствовать непрерывно 1 час, шестимесячный — 2, годовалый — 3 — 3 с половиной часа, не больше.
Здоровый ребенок трех лет может без каких-либо признаков утомления бодрствовать 6 с половиной часов. Но заниматься чем-либо одним более 20 — 25 минут он не может.
Плохо, когда малыш слишком много находится в сидячем положении или же, наоборот, чересчур много бегает. И то и другое ведет к быстрому утомлению нервной системы. Поэтому необходимо спокойные игры чередовать с подвижными, время от времени менять характер занятий детей.
Нельзя все время развлекать ребенка, надо дать ему возможность побыть одному, на какой-то срок сосредоточиться на определенном занятии.
Нервная система ребенка чрезвычайно уязвима и хрупка, поэтому ее надо оберегать от резких внешних раздражителей. Малышей утомляют громкие звуки, издаваемые некоторыми игрушками, громкая речь взрослых, и особенно окрики.
Не следует водить маленьких детей в кино, разрешать им смотреть телевизор, брать их с собой в гости, где собирается много народа. Такие непосильные нагрузки ведут к утомлению ребенка и ничего, кроме вреда, ему не приносят.
Утомление нервной системы у детей могут вызывать и другие ошибки, допускаемые родителями в воспитании.
Например, что можно сказать о тех родителях, которые вечером затевают с ребятами шумную, возбуждающую игру? После этого малыш долго не может уснуть, сон его неглубок и неспокоен.
— Да он сам просит, — оправдываются родители.
Конечно, маленьким детям очень нравится, когда взрослые играют с ними. Несколько раз так поиграли с малышом перед сном, и вот он уже не хочет ложиться в постель и требует, чтобы мать или отец развлекали и забавляли его снова.
Есть такие семьи, где родители, для того чтобы успокоить ребенка, читают ему на ночь книжки. Ребенок и так утомился за день, а его «загружают» новыми впечатлениями, которые подчас очень сильно действуют на нервную систему. Вы прочитали сказку о Бармалее, и ваша дочь или сын долго не могут уснуть:
— Смотри, папа, а в этом темном углу не Бармалей сидит?
Ребенок начинает бояться темноты, плохо спит, становится раздражительным и мнительным, ему начинают сниться «страшные» сны.
Если вы своевременно не прекратите чтение таких сказок и рассказов, которые чрезмерно волнуют ребенка, возбуждают его воображение, вы можете серьезно расшатать его еще не окрепшую нервную систему.
Обилие впечатлений, даже радостных, приятных, также может вызвать у ребенка утомление. Если родители чуть не ежедневно приносят ребенку все новые и новые игрушки и книжки, он быстро перестает ими интересоваться. Едва перелистав книжку, он тут же бросает ее и тянется за игрушкой. Яркая картинка не привлекает его, как прежде, и не вызывает у него никакого восторга. Но и игрушка уже не может надолго задержать его внимания. Это также говорит в какой-то мере об усталости нервной системы. Частая смена впечатлений требует от ребенка большого нервного усилия, и это утомляет его.
Дети раннего возраста не могут долго заниматься чем-то одним, но им также трудно сразу прекратить свое занятие и быстро переключиться на что-нибудь другое.
— Сейчас же кончай играть и иди умываться! — требует мать.
Но маленькому ребенку очень трудно сразу прервать игру. Все его внимание сосредоточено на ней, игра заинтересовала его. Чтобы оторваться от нее, ребенку нужно сделать определенное усилие. Однако это для него нередко очень сложная, а иногда и непосильная задача. А если мать, не учитывая этой особенности нервной системы ребенка, будет настаивать на быстром выполнении своего требования, малыш начнет раздражаться. Он отказывается выполнить требование матери, становится непослушным.
Еще хуже, когда родители сами, без предупреждения, прекращают игру, отнимают и прячут понравившуюся ребенку игрушку. Этим они не только не добиваются послушания, а, наоборот, вызывают у детей раздражение и нежелание слушаться.
Если вы хотите, чтобы ребенок оставил игру, постарайтесь чем-нибудь отвлечь его.
Иногда родители из самых лучших побуждений все время одергивают ребенка.
— Вова, сиди за столом прилично! — Не хлопай дверью! — Не мешай папе читать газету!
Все это совершенно справедливые требования. Но если непрерывно делать детям замечания, это начинает раздражать их, вызывает у них сопротивление и нервозность.
— Миша, нельзя двигать стулья! — Перестань бегать!
Запреты иногда так и сыплются на ребенка. А он не может долго находиться без какого-либо занятия, а тем более сидеть неподвижно. Ребенок устает, начинает капризничать, раздражается.
Нельзя заставлять детей сидеть спокойно за столом и долго ждать, пока им подадут еду.
Вы только что начали одевать ребенка и вдруг зазвонил телефон. Так не надо же сердиться на трехлетнего сына за то, что он не может спокойно дождаться, когда вы закончите разговор, и пристает к вам: «Мама, пойдем!» Он просто не в состоянии ждать.
Значит ли это, что ребенку можно позволять делать все, что он захочет в данную минуту? Многие родители совершают большую ошибку, считая, что самое главное — это не вызвать раздражения ребенка. «Лишь бы не капризничал», — говорят они и разрешают ему многое из того, что разрешать не следует.
Ваш сын начинает капризничать и вы, «чтобы не волновать ребенка», позволяете ему смотреть вечернюю передачу по телевидению; он хочет, чтобы вы купили ему новую заводную машину, и вы, боясь его расстроить, снова уступаете его требованию.
Так вот, не стоит бояться такого рода капризов. К детям нужно относиться чутко и внимательно, но — когда это необходимо — и требовательно. Потакать им не надо и, конечно, нужно запрещать то, что нельзя делать, но, запрещая что-либо, старайтесь тут же заинтересовать малыша каким-нибудь другим занятием.
Очень важно в воспитании ребенка придерживаться единства требований в семье. А ведь часто бывает так, что бабушка разрешает делать то, что не позволяет мать, а мать нарушает запреты отца. Ребенок не понимает, почему, когда отца нет дома, ему можно играть с письменным прибором на столе, а когда приходит отец, это уже не разрешается. Он продолжает тянуться за пресс-папье, и тут его настигает грозный окрик отца. Как это плохо, когда кто-нибудь из членов семьи старается снискать расположение ребенка, разрешая ему делать то, что не позволяют остальные!
— Какая нехорошая мама, она не дает Сереженьке свои пуговицы! — говорит двухлетнему малышу бабушка. — А мы, пока ее нет, поиграем с пуговичками.
И попробуйте в следующий раз не дать Сереже пуговицы — он будет требовать их с криком и слезами, и сама бабушка долго не сможет успокоить его.
Несогласованность действий и требований членов семьи, при которой сегодня ребенку разрешают делать то, за что наказывают завтра, раздражает малыша, нервирует его.
Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребенка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье могут быть созданы хорошие условия для нормального развития его нервной системы.
Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребенка. Там, где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны, капризны.
Вы приходите с работы усталый и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно накрыла вам на стол. А на вас смотрят внимательные глаза вашего сына. Он слушает вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно ваша перепалка с женой.
Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо маленьким детям не меньше, чем вовремя приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых.
Как укрепить нервную систему и психику ребенка: воспитание
Человек рождается с потенциалом быть здоровым, уверенным в себе, но нормальная самооценка не присутствует у него в крови, она не передается генетически. Скорее наоборот: как новорожденные, так и дети более слабые, менее способны противостоять проблемам, чем старшее окружение. Маленький человек зависит от того, как родители воспитают его уверенность в себе.
Подавляющее большинство людей перешагивает порог взрослой жизни и независимости с более или менее заниженной уверенностью в себе. Родители, воспитывающие в детях здоровую самооценку, делают для малышей гораздо больше, чем различные психологические кружки, развивающие игрушки, мультивитаминные комплексы, отдых у моря вместе взятые. При этом, ответ на вопрос, как укрепить нервную систему и психику ребенка, очень прост: достаточно соблюдать несколько простых принципов.
Что такое уверенность в себе?
Откуда возникает уверенность в себе? Где ее истоки? Ответ на эти вопросы следует искать в детстве. Родители существенно влияют на то, пойдет ли их ребенок по жизни как психически устойчивый, уверенный в себе человек, знающий, чего и как он хочет достичь. Характер малыша формирует отношение к нему родителей.
Американский психолог, писатель Дэниэл Гоулман сказал: «Ребенок развивает уверенность в себе, когда родители доверяют его способностям, уважают его мнение в формировании семейной жизни. Только так он научится выражать свои пожелания и потребности. Самосознание формируется жизненным опытом».
Что означает уверенность в себе:
- знание своего права на уважение, осознание обязанности уважительно вести себя по отношению к другим;
- выражение и отстаивание своих чувств;
- открытое, ясное отстаивание своего мнения, даже если другие имеют противоположные взгляды;
- уважение мнения других;
- открытое и свободное знакомство с другими людьми;
- справедливое восприятие критики в свой адрес;
- выражение своих пожеланий, потребностей;
- умение сказать «нет».
Некоторые из взрослых людей испытали в детстве наказания, унижения, высокие требования родителей. Их собственный опыт поможет поставить себя на место ребенка, понять его чувства.
Как укрепить самооценку – основные правила
Для укрепления детской уверенности в себе важно соблюдать несколько основных правил. Они не сложные. Прежде всего, следует воспринимать ребенка, как полноценного человека, имеющего свое мнение. Также нужно повышать свою самооценку – если вы будете себя вести уверенно, станете примером для ребенка.
- Осознайте, что все дети уникальны, не пытайтесь навязывать свои идеи.
- Покажите свою любовь, даже если вам не нравится поведение малыша. Он должен знать, что может ошибаться: «Я поступил неправильно, но это не значит, что я плохой».
- Не требуйте вещей, которые маленький человек в силу развития еще не способен сделать – в пять лет малыш не может убрать комнату так же, как в 15-летнем возрасте.
- Не сравнивайте детей с братьями, сестрами, другими детьми. Это способствует конкурентному восприятию других, получению опыта из неудач.
- Если ребенок совершает ошибку, покажите ему, как можно сделать лучше: «Послушай, может быть, попробовать по-другому?».
- Воспринимайте детей так же серьезно, как хотите, чтобы воспринимали вас. Слушайте их, показывайте понимание.
- Уважайте мнение ребенка, даже если оно не совпадает с вашей точкой зрения: «Я знаю, что ты думаешь по-другому. Как думаешь, сможем ли мы договориться, во сколько ты вернешься от друга/подруги?».
- Дайте малышу почувствовать себя комфортно, когда он потерпел неудачу («Ты сейчас разочарован»), поощряйте его продолжать усилия («Попробуешь еще раз? Может быть, получится лучше»).
- Не высмеивайте ребенка. Вы можете причинить ему боль.
- Подчеркивайте, что важно быть довольным собой, независимо от похвалы и восприятия окружающих людей.
- Создайте место, в котором будете регулярно рассказывать друг другу о проблемах. В этом месте каждый сможет высказать свою точку зрения.
Поддержка самооценки уже от рождения
Самый важный этап формирования уверенности в себе приходится на время, когда человек еще не осознает своей собственной идентичности – задолго до произнесения слова «мама». Решающий фактор правильного развития нервной системы – эмоциональная стабильность и отношения между родителями.
В этом контексте Даниэль Големан приводит следующий пример. Представьте себе двух матерей и их 2-х грудных детей посреди ночи в аналогичной ситуации. Малыш просыпается, плачет, хочет пить. Первая мать берет его на руки, прикладывает к груди, лелеет, терпеливо ждет, пока дите напьется. Она дает понять, что рада быть с малышом, несмотря на усталость. Младенец, удовлетворившись молоком и материнской любовью, скоро снова засыпает.
Другая мать (возможно, не желавшая рождения ребенка) реагирует на него с повышенной раздражительностью, нервозностью. Она встает резко, без положительных эмоций, во время грудного вскармливания смотрит перед собой, поглощенная собственными мыслями. Младенец чувствует напряжение, перестает пить. Мать, расстроенная из-за ненужного вставания, кладет малыша обратно в кроватку, он долго плачет.
Это две крайности, но ясно, кто из малышей будет убежден в важности своих потребностей, поймет, что мир – хорошее место для жизни. Большинство детей в некоторой степени переживают как положительный, так и негативный опыт. Но поскольку один из типов родительского поведения преобладает, у них развивается определенная форма доверия или недоверия к окружающей среде и самому себе.
«Каждое, даже едва заметное общение между ребенком и родителем, имеет некоторую эмоциональную окраску. Повторение эмоциональной связи постепенно создает у малыша собственные психологические установки, которые формируют его самооценку», – пишет Гоулман.
Уверенный в себе маленький человек более комфортно идет по жизни. Он более успешный в школе, на работе, у него больше социальных контактов, дружеских отношений. В будущем он может стать опорой для людей.
Ошибки – это нормально
Все дети любопытны и, при этом, неуклюжи, поэтому часто что-то ломают, рвут, разбивают. Позже в школе они совершают ошибки, забывают сделать уроки, неправильно решают примеры. Это естественные вещи, из которых не следует делать глобальную проблему. При правильном подходе они помогут детской психике укрепляться.
После совершенной ошибки превратите ее в полезное дело. Например, плохо решенный пример – причина сесть и посмотреть на них еще раз. Разбитая ваза приводит к объяснению того, что вращаться вокруг себя с машинкой на длинной веревке – это не очень хорошая идея и т.д.
Критикуйте поведение, но не личность в целом
Здоровая критика – это также способ укреплять психику. Это самое важное правило, но оно сложное для понимания и реализации: когда ребенок делает что-то неправильно, следует поддать критике его поведение, но никогда не личность в целом. На практике это выглядит так.
- Неправильно: «Ты невозможный, неуважительный. Ложись спать!».
- Правильно: «Послушай, меня злит тот факт, что ты все еще здесь. Ложись спать».
Критика – вот что укрепит нервную систему ребенка 5 лет и старше. Маленькие дети неспособны воспринимать ее должным образом.
Похвала
Заслуженная похвала – это проверенное «народное» средство повышения самооценки. Каждый человек, особенно в детские годы, должен чувствовать себя успешным. Поэтому хвалите малыша за прогрессы, которые он совершает. В области, которая у него пока не получается, ищите любую положительную мелочь, например, усилие и терпение. Оценка усилий важнее оценки результата. Результат часто зависит от других обстоятельств, влияющих на работу (сотрудничество, погода, доступность и т.д.), но усилие всегда является продуктом собственной воли.
Хвалите лично, от себя («Я рад, что ты вспомнил о Дне рождения бабушки», «Мне нравится, как ты рисуешь»).
Будьте примером
Поведение родителей сильно влияет на детей и их отношение к жизни. Если вы великодушно оставляете без внимания их ошибки, но нервничаете, ругаете себя при малейшем промахе, он будет находиться в смятении или «впитает» такое поведение. Аналогичная ситуация – критика другого родителя.
Идеальное воспитание может дать самоуверенный родитель. Но таких людей немного, как уже упоминалось выше. Осознав причины своей низкой самооценки, вы сможете улучшить восприятие мира малышом, передать ему то, что знаете, но не можете в полной мере применить.
Воспринимайте детей такими, какими они есть
А также себя, других людей. Уважайте личность, цели, способности, потребности; не судите. Каждый человек уникален. Попытка переделать кого-то недостойна, фактически она говорит ему, что он недостаточно хорош. Отсюда исходит неуверенность в себе. Ваш ребенок неуклюжий? Ну и пусть. Со временем ситуация либо улучшится, либо он преуспеет в чем-то другом (или нет), но все равно останется уникальным человеком. У него нет музыкального слуха? Ну и что? Все остальное ведь в порядке. Портить нервы себе и малышу из-за такой мелочи излишне.
Как родители могут навредить самооценке своих детей?
Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.
На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).
Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.
С этим вопросом тесно связана проблематика похвалы и критики. Как одно, так и другое должно быть заслуженным. Преобладающая преувеличенная похвала наносит вред аналогично преувеличенной критике. Как это ни парадоксально, незаслуженное поощрение приводит к долговременной неопределенности, беспокойству, колебаниям величия и пониженной самооценки.
Важно иметь в виду, что дети в период развития воспринимают то, что неоднократно слышали от родителей. На этом постепенно формируется внутренний голос их самооценки. Именно родители отвечают за то, будет ли этот голос положительным, поощряющим и конструктивным, или наоборот.
В заключение
Родители – это путеводители детей. Ребенок рождается по их воле, а не по своей. Поэтому можно ожидать, что родительская забота будет присутствовать до тех пор, пока в ней будет потребность. Эта забота должна привести к самостоятельности молодого человека, возможности проявлять способности, которыми он обладает, а не исполнять волю и представления родителей.