методики для улучшения памяти у детей
Упражнение «Цифры и ассоциации»
Возраст: от 5 летЧто развивает: память, образное мышление.
Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.
Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.
Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.
А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.
<<Форма демодоступа>>
Упражнение «Таблица Шульте»
Возраст: от 7 летЧто развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.
Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.
Упражнение «Пять спичек»
Возраст: от 7 летЧто развивает: внимательность, образное мышление.
Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.
Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
Упражнение «Что вокруг»
Возраст: от 5 летЧто развивает: внимательность.
Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.
Упражнение «Спидкубинг»
Возраст: от 7 летЧто развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.
Упражнение «Чертоги разума»
Возраст: от 7 летЧто развивает: образное мышление, внимательность, логику.
Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.
Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.
Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:
- Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
- Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Что делать для улучшения памяти детей? Приведенные ниже упражнения часто используются воспитателями детских садов и начальных классов школы для развития всех видов памяти у детей. Вожатые в летних лагерях также часто включают gриемы для улучшения памяти детей в комплекс развивающих мероприятий. Потренируйтесь и Вы со своим ребенком. «10 СЛОВ» Зачитайте ребенку список, например: утро, корова, летчик, лыжи, трамвай, река, картина, кольцо, садовник, карандаш. А затем попросите его повторить. Если дошкольник 6-7 лет в состоянии воспроизвести 5-6 слов — это замечательный показатель кратковременной памяти. Напомните ему те слова, которые он забыл. А примерно через час вернитесь к упражнению. Теперь пусть ребенок без подсказки вспомнит все, что он называл. Долговременная память считается очень хорошей, если малыш вспомнил хотя бы 7-8 слов. «ПОВТОРИ ЗВУКИ» Предложите ему закрыть глаза и не открывать их в течение минуты. Ваша задача — издать ряд звуков: пошуршать газетой, постучать ложечкой о стенку чашки, пощелкать пальцами, позвенеть в колокольчик… Попросите ребенка повторить изданные вами звуки в той последовательности, в которой он их услышал. МЕТОД ЦИЦЕРОНА, ИЛИ ВСЕМУ СВОЕ МЕСТО Заключается он в том, чтобы мысленно расположить образы, которые необходимо запомнить, в хорошо знакомом пространстве — например, в собственной комнате. Предложите ребенку запомнить 10 слов, к примеру: зонт, стрекоза, море, слон, конфета, сад, ворона, кастрюля, апельсин, ложка. И объясните, как все вышеперечисленное нужно «размещать» в помещении, чтобы потом без труда извлечь из памяти: «Большой зеленый зонт мы «повесим» на ручку двери, стрекозу увеличим до гигантских размеров и «посадим» на ковер, висящий на стене. Море пусть бушует в телевизоре, слон (его мы уменьшим до размеров спичечного коробка) будет прогуливаться под сенью фикуса, растущего на подоконнике. Огромную конфету в ярком фантике мы «разместим» на балконе — она так велика, что едва там помещается. Цветущий сад «разобьем» на полу. Ворону «посадим» на люстру». В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придется всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища. Пользуясь этим методом, нужно соблюдать правило: маленькие предметы лучше увеличивать до больших размеров, а большие уменьшать (что мы и проделали со слоном и стрекозой) «10 КАРТИНОК» Возьмите 10 изображений различных предметов. Пусть ребенок рассмотрит их, а спустя 30 секунд назовет то, что удалось запомнить. 6-7 картинок из 10 -прекрасный результат для 6-7-летнего возраста. Затем покажите те картинки, о которых он забыл. А через час попросите вспомнить все изображения. Об отличных показателях долговременной памяти можно говорить, если названо 7 и более картинок. «НАЙДИ 10 ОТЛИЧИЙ» Хорошие результаты для улучшения памяти детей могут принести регулярно выполняемые задания из серии «Что изменилось на картинке?», «Найди два одинаковых предмета» и пр. Их без труда можно отыскать в развивающих книжках и детских журналах. Она особенно развита у потерявших зрение. Но ее можно и нужно тренировать всем. Мы запоминаем ощущения, которые испытываем, прикасаясь к чему-либо. Возьмите несколько предметов с различной поверхностью – деревянные и металлические, теплые и холодные, гладкие и шершавые. Предложите малышу закрыть глаза, потрогать их, а затем пусть он попытается угадать, что у него в руках СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ Еще один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов — придумать историю с их участием, связный рассказ, где каждому из элементов отведена роль. Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых изображены кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин. Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку и заснула. Во сне она увидела мышь в шляпе». Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ Помните мультфильм про пластилиновую ворону, которая превращалась в корову, собаку, дворника и двух страусов — доброго и злого? Мнемотехнический прием, о котором пойдет речь, основан на том же принципе. Назовите первое слово и попросите ребенка во что-то мысленно его «превратить». У предмета или существа могут отрастать уши, лапы, хвост… В своем воображении малышу разрешено всячески изменять его форму, размер, цвет, совсем как если бы из большого комка пластилина он поочередно создавал разные фигурки. Например, первое слово «карандаш». Вдруг он начинает растягиваться, делается мягким, гибким, очень тонким. Затем скручивается, сворачивается — и вот уже перед нами клубок ниток, из которого начинают расти иголки. Клубочек оживает и превращается в ежика. В зависимости от возраста можно совершать от 10 до 20 чудесных превращений, после чего юному волшебнику предстоит вспомнить весь ряд слов: карандаш, клубок, ежик и т. д. Если с легкостью названы все, надо усложнить задачу — следующую цепочку сделать длиннее на 3-4 элемента.КСТАТИ Феноменальной слуховой памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. 14-летним подростком он как-то оказался в соборе Святого Петра в Риме, где звучала прекрасная органная музыка, ноты которой держались в тайне. Придя домой, юный музыкант записал услышанное им произведение по памяти. И как позже выяснилось, не сделал ни единой ошибки! А зрительная память французского художника Гюстава Доре была тоже удивительна — живописец мог без труда написать точную копию картины, виденной им всего раз. Этот вид памяти напрямую зависит от нашей наблюдательности и способности к концентрации внимания. Развить столь ценные качества также помогут специальные упражнения |
Как задействовать процессы памяти учащихся начальной и средней школы для улучшения обучения
Мы все сталкивались с этим. Недели тщательно спланированных уроков, а в конце раздела студенты сдают тест, и результаты их разочаровывают. Как это может быть? Как это возможно, что ученики не усвоили содержание после всего этого обучения? На самом деле все просто: они не переносили свое обучение в долговременную память.
Благодаря достижениям в области неврологии и когнитивной психологии мы теперь многое знаем о том, как работает память. Вот основы: во-первых, мы задействуем разные типы памяти в зависимости от задачи. Во-вторых, способность извлекать информацию, хранящуюся в долговременной памяти, является важной частью обучения. В-третьих, забывание — естественный процесс. Наш мозг регулярно сортирует информацию, когда мы спим (и бодрствуем), чтобы определить, что важно сохранять, а что нет.
Когда дело доходит до обучения, учителям полезно понимать различные типы памяти, когда и как их задействовать, а также как обучать учащихся таким образом, чтобы они могли перемещать новую информацию из своей рабочей памяти в долговременную. Память.
Типы памяти, используемые при обучении
Первый тип памяти, задействованный при обучении, — это кратковременная или рабочая память. Рабочая память — это временное хранилище с ограниченной емкостью. Вообще говоря, чем моложе студент, тем меньше вместимость. У детей одного возраста могут быть самые разные возможности рабочей памяти. Мы видим это, когда просим их обратить внимание и следовать указаниям.
В книге Uncommon Sense Teaching , авторы описывают оперативную память как жонглирующего осьминога: «Слишком много мячей сразу, и пуф, все пропадает!» Так что, в зависимости от сложности направления или задачи, важно поддерживать учащихся, имеющих разные возможности рабочей памяти. Мы можем сделать это, повторяя указания, записывая указания и поддерживая задачи визуальными средствами.
Второй тип памяти, задействованный во время обучения, — это наша долговременная память. Он существует в коре головного мозга и, в отличие от нашей рабочей памяти, имеет неограниченный объем памяти. Долговременная память делится на две основные категории: явную и неявную. Эксплицитная память использует сознательное воспоминание информации, опыта и понятий. Имплицитная память — это бессознательная память или выполнение действий без необходимости думать о них, например, езда на велосипеде. Хитрость заключается в том, чтобы получить информацию после ее сохранения.
Исследования памяти показывают, что наша механическая память очень ограничена и что-то легко забыть. При представлении информации изолированно или в случайном порядке нашему мозгу очень трудно закодировать ее в нашу долговременную память. Согласно кривой забывания Эббингауза, мы со временем забываем многое из того, чему научились. Чем больше времени проходит, тем больше мы забываем. Это происходит относительно быстро и будет утеряно навсегда, если мы не будем сознательно пересматривать информацию с течением времени. То, что вы научили этому один раз, не означает, что ваши ученики запомнят его.
Как преподаватели могут повысить способность учащихся запоминать? Несколько стратегий, поддержанных исследованиями, могут оказать значительное влияние на способность учащегося запоминать новые знания.
Стратегии, основанные на исследованиях
Активация фоновых знаний: Базовые знания чрезвычайно важны для обучения — в мозгу уже может быть нейронный путь для подключения и усиления новой информации. Нам нужно активировать эти связи, прежде чем мы начнем обучать новому содержанию или навыку. Картирование понятий, словесные сети, диаграммы KWL, действия «думай/пари/делись» и видео – все это стратегии, которые пробуждают предыдущие знания и улучшают процесс кодирования новой информации.
Глубокие базовые знания действительно могут улучшить нашу рабочую память. Исследования обучения на основе схем показывают, что новые знания легче внедряются в неокортекс.
Использование практики поиска: Если мы не можем вспомнить информацию, мы ее не выучили. Учащиеся могут использовать полезные стратегии извлечения информации, такие как использование флэш-карт, запись резюме обучения за день и реагирование на урок, указав три основных момента и их важность. Попробуйте использовать входные и выходные билеты, часто давайте викторины и пользуйтесь такими программами, как Kahoot и Quizlet.
Контекстное обучение: Сделайте обучение актуальным и интерактивным. Смешивайте уроки, чтобы ученикам не приходилось слушать вас более 10 минут за раз. Они должны использовать свою рабочую память, которая имеет очень ограниченный объем, чтобы следить за лекцией, поэтому остановитесь и попросите их сделать следующее:
- Повернуться и поговорить с партнером
- Провести демонстрацию
- Включить активное обучение или руки -при периодическом обучении
- Подведите итоги или нарисуйте рисунок, охватывающий основные моменты обучения
- Используйте стратегии картирования понятий или истории на протяжении всего урока. Когда учителя используют чередующуюся практику, они помогают учащимся связывать разные темы во время обучения. Например, они могут узнать об определенном историческом событии, но затем вы связываете это с чем-то другим, что происходило в то время, на что также повлияло. Этот термин также описывает смешанную практику, поэтому, возможно, ваши ученики возвращаются к фактам сложения и вычитания, когда они практикуют новые факты умножения. Исследования показывают, что чередование улучшает запоминание новой информации и приводит к более быстрому ее усвоению.
Обучение зависит от нашей способности хранить новую информацию в долговременной памяти и от нашей способности извлекать эту информацию, когда она нам нужна. Понимание и применение фундаментальных исследований памяти может помочь учителям улучшить обучение учащихся, улучшая их способность перемещать новые знания из рабочей памяти в долговременную память.
Когда учащиеся переносят информацию в долговременную память, их рабочей памяти не приходится так усердно работать, и они могут быстрее и эффективнее справляться с новыми сложными темами. Обучение становится менее трудным, и учащиеся могут чувствовать себя умнее и увереннее. Когда учащиеся чувствуют себя так, они более склонны придерживаться сложных понятий и проблем, что позволяет им глубже учиться. В конечном счете, учителя могут видеть лучшие результаты обучения в оценках, что также делает их энергичными и уверенными в себе.
Ключ к улучшению внимания и памяти для оптимального обучения – хорошее сенсорное обучение
Знаете ли вы, что визуализация может быть ключом к раскрытию способностей памяти, навыков внимания и удовольствия от обучения? Удивительно, но использование мысленных образов для обучения не является чем-то новым
Использование визуализации на протяжении всей истории:Фактически, признание и признание визуализации разбросаны по всей истории. Его можно проследить вплоть до Аристотеля в 348 г. до н.э. Он писал: «Воспоминание — это поиск образа». Опять же, в 5-м и 6-м веках греческие и римские интеллектуалы использовали мысленные образы для
улучшают память (Ashcraft, 1989; Sadoski and Paivio, 2001). В то время визуализация была обычной стратегией, используемой для публичных выступлений. Ученые использовали этот навык, который теперь известен как метод локусов, для организации и воспроизведения речи путем воображения и связывания тем с повседневными предметами (Дувилль, Пугали, Уоллес и Лок, 2002). И снова в тринадцатом веке святой Фома Аквинский говорил о визуализации, указывая на то, что мы приобретаем знания, формируя «фантомы» или мысленные образы (Magill, 19).63). Наконец, в 19 и 20 веках возродился интерес к ментальным образам в области экспериментальной психологии и когнитивной психологии (Thomas, 2013). Пиаже, сосредоточив внимание на когнитивных построениях и «внимательности», предложил новый интерес к роли визуализации в познании и обучении. (Дувиль, Пугали, Уоллес и Лок, 2002). Эйнштейн также был сторонником визуализации, и по сей день его часто цитируют: «Если я не могу это представить, я не могу этого понять».
Что такое научное доказательство?Совсем недавно научные методологии использовались для оценки достоверности и полезности визуализации. За последние 50 лет исследователи изучили влияние ментальных образов на успеваемость. Существует множество исследований по этой теме, и этот блог посвящен некоторым из ключевых исследований, изучающих влияние мысленных образов на обучение.
Исследование влияния визуализации на чтение:Исследования изучали влияние визуализации на способность к чтению. Исследования показали, что существует прямая связь между плохими навыками понимания и неспособностью визуализировать текст (Gambrell, 1982; Gambrell and Bales, 1986; Gambrell and Jawitz, 1993; Steingart and Glock, 1979). Напротив, исследования подтверждают, что учащиеся, которые представляют себе то, что они читают, таким образом рисуя обстановку, персонажей и сюжет на холсте своего мысленного взора, имеют более высокие баллы за понимание и получают больше удовольствия от процесса чтения (Bell, 19).91; Гэмбрелл, 1982; Гэмбрелл и Бейлз, 1986 г.; Гамбрелл и Джавиц, 1993 г.; Лонг, Виноград и Бридж, 1989; Садоски, 1985; Садоси, Гетц и Кангисер, 1988 г .; Садоски и Кваст, 1990; Стейнгарт и Глок, 1979). Algozzine и Douville (2004) также утверждают, что обучение мысленным образам помогает учащимся создавать свои собственные мысленные образы при чтении. Кроме того, учащиеся, которые визуализируют во время чтения, лучше делают выводы и делают точные прогнозы (Gambrell, 1982; Steingart and Glock, 1979). Кроме того, исследования эффективности использования визуальных образов также показали, что они улучшают глубокие связи, которые помогают вспоминать и понимать прочитанное (Craik and Lockhart, 19).72). Ясно, что визуализация является необходимым когнитивным навыком, который помогает читателям обращать внимание на литературу и кодировать ее, но мысленные образы также помогают учащимся развивать свои выразительные языковые способности.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы узнать об играх и мероприятиях по визуализации Мозер, 19 лет91). В частности, одаренные учащиеся, получившие инструкции по созданию мысленных образов, превосходят тех, кто этого не делал, по оригинальности и использованию сенсорных дескрипторов (Jampole, Konopak, Readence, & Moser, 1991). Кроме того, Algozzine и Douville (2004) утверждали, что обучение визуализации помогает учащимся создавать собственные мысленные образы при письме. Кроме того, Кван-Луи, Ляо, Фрейзер, Хаузер и Костис (2012) сообщили, что визуализация событий, описанных в письменной форме, «имеет решающее значение для построения богатого и последовательного зрительно-пространственного мысленного представления текста». Наконец, когда Юранд (2012) исследовал эффективность визуализации для летней писательской программы, он сообщил, что художественные проекты были успешным методом, который помогал учащимся визуализировать свои идеи в процессе письма, а также служил для развития воображения учащихся. Тем не менее, чтение и письмо — не единственные области академических достижений, которые выигрывают от ментальных образов.
Исследование влияния визуализации на математику:Визуализация также оттачивает математические способности. Дугвилл, Пугали, Уоллес и Лок (2002) предположили, что использование мысленных образов может помочь учащимся «конкретизировать абстрактные математические концепции таким образом, чтобы способствовать более эффективному решению задач». Они также отметили, что более сложные математические изображения можно получить с помощью раскадровки, когда этапы математической задачи нарисованы в графической последовательности. Дугвилль, Пугали, Уоллес и Лок (2002) утверждали, что слова их участников представляют собой убедительные доказательства. Участники предположили, что использование мысленных образов было похоже на «видеокамеру в моем мозгу» и на «поход в кино в моей голове», и что «читать и учиться было веселее» для студентов-участников. Очевидно, что математическое сообщество признает преимущества визуализации, но согласны ли с ней представители точных наук?
Исследование влияния визуализации на науку:Даже научное сообщество начинает задумываться о том, как визуализация может сделать исследования более понятными и управляемыми для общественности (Кван-Лю, Ляо, Фрейзер, Хаузер, Костис, 2012 г.) . Когда
учащихся визуализируют графические последовательности и циклы, а также сети, диаграммы и лабораторные работы, они могут улучшить свое понимание и запоминание содержания. Хотя исследований по визуализации в науке мало, кажется очевидным, что все области обучения совершенствуются, если научиться использовать мысленный взор.
Качественные доказательства, поддерживающие визуализацию:Качественные анекдоты еще больше подтверждают силу визуализации в обучении. Многие из моих учеников, которые любят читать, а также имеют отличное понимание прочитанного, утверждают, что слова «
создают фильмы в своих головах» позволяют им совершить мысленное путешествие в царство фантазии, созданное автором. Точно так же актер Том Круз отметил: «Мне пришлось тренироваться, чтобы сосредоточить свое внимание. Я стал очень визуальным и научился создавать мысленные образы, чтобы понимать то, что читаю». Некоторые талантливые немногие сообщают, что они могут даже пережить исторические события, прошлые научные эксперименты и лекции в классе! Точно так же визуализация помогает в процессе письма. Великие писатели, такие как Марк Твен, утверждали, что использовали личную визуализацию, чтобы написать сцену, вообразив момент, а затем нарисовав его словами. Твен заметил: «Вы не можете полагаться на свои глаза, когда ваше воображение не в фокусе». Точно так же писательница Холли Лайл утверждала: «Мы должны видеть — действительно видеть — людей и места вокруг нас, как если бы наши тела были сенсорными камерами, а наши мысли — пленкой».
Даже ученые сообщают, что они используют визуализацию, чтобы помочь себе понять концепции. Альберту Эйнштейну приписывают высказывание: «Картинка говорит за тысячу слов». Он также дал совет, как визуализировать в 4-м измерении: «Возьмите точку, растяните ее в линию, сверните в круг, скрутите в сферу и проткните сферу». Даже если ученик может визуализировать и использовать свое воображение, он может использовать или не использовать этот талант при чтении, письме или прослушивании. Поскольку чтение, письмо и слушание требуют внимания, исследователи предполагают, что некоторые учащиеся обнаруживают, что у них нет когнитивного пространства для визуализации во время обучения (Gambrell, 19).82; Гэмбрелл и Джавиц, 1993).В целом, ментальные образы влияют на все области науки. Douville и Algozzine (2004) объединяют предыдущие результаты и предлагают использовать визуализацию в учебной программе.
Нажмите на изображение выше, чтобы просмотреть серию действий по построению визуализации.