Дошкольное воспитание детей. Методы, способы и средства подготовки ребенка

Успешно подготовить ребенка к школе способны комплексные образовательные программы.
Узнать подробнее…





Дополнительные развивающие занятия с логопедом и психологом помогут ребенку обрести уверенность в общении и лучше адаптироваться к школе.
Подробнее о занятиях…
С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова, учится пользоваться горшком и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.
Способы и средства воспитания детей
Воспитанием называют целенаправленное формирование личности, процесс, который помогает ребенку подготовиться к взаимодействию в социуме. Это передача накопленного опыта, развитие в ребенке определенных качеств и умений. Как правило, в любом воспитании используется три основных способа – наказание, поощрение и личный пример. Причем последний способ считается чуть ли не самым эффективным, поскольку дети склонны повторять за взрослыми, копировать их привычки и поведение. Это не означает, что метод «кнута и пряника» не работает, просто следует помнить о том, что все хорошо в меру. При чрезмерном наказании можно задушить в ребенке инициативность, создать психологическую травму – особенно, если он не понимает, за что его наказывают. При чрезмерном поощрении можно избаловать или поощрить развитие формата общения под названием «шантаж», когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен предоставления каких-либо благ и удовольствий.
Поэтому, в идеале, всегда помните о том, какой пример вы подаете вашему ребенку. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка зарядкой будет сложно. Если вы не читаете книг и много время проводите в Интернете, то не удивляйтесь, почему вашего малыша не интересует литература.
Развитие ребенка 1 – 5 лет
Перед детьми от одного до трех лет встает задача постижения огромного окружающего мира и приобретения самых необходимых навыков. К двум годам они делают резкий рывок в интеллектуальном развитии, формируются первые навыки абстрактного мышления, обогащается воображение, начинает развиваться память. В этом возрасте стимулировать развитие можно в игровой форме: полезно читать, петь, заниматься совместным творчеством, играть в игры.
Третий год в жизни ребенка детские психологи называют кризисным, он становится переломным с точки зрения осознания себя как личности. В этот период во избежание формирования в дальнейшем комплексов крайне важно правильно выстраивать общение с ребенком, уважая особенности его личности.
Важным аспектом становится и развитие речи, которая сейчаc является для малыша полноценным средством общения: происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса.
Основным видом деятельности для детей этого возраста является игра, однако сейчас игры переходят из разряда абстрактных в сюжетные.
В первые три года у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности, а также его характер. В этот период также активно совершенствуется моторика, усложняются мыслительные операции. К четырем годам основным видом игры становятся ролевые игры. С 4 лет ребенок вступает в дошкольный период, поэтому большинство родителей смещают главный акцент на воспитание, обучение и дальнейшее развитие психики. Однако не следует забывать и о физическом развитии.
Физическое воспитание
Первые 6-7 лет – наиболее важные для физического воспитания, ведь именно в эти годы формируется общая выносливость и работоспособность, идет интенсивный рост. Это время, когда дети наиболее активны, много двигаться для них – легко и естественно, поэтому стоит пользоваться этой природной возможностью и уделять особое внимание физическому развитию. Кстати, это же поможет и укрепить иммунитет, увеличить сопротивляемость различным заболеваниям, развить привычку к здоровому образу жизни.
Что можно делать в это время:
Умственное воспитание
Если физическое воспитание – это база для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка, то умственное может значительно упростить учебу в школе. К умственному воспитанию можно отнести развитие любознательности и познавательного интереса, памяти и внимания, речи и мышления, творческого восприятия мира и воображения.
Вот далеко не полный список того, что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет перед первым классом:
- Копировать в точности узор или движение ; уметь находить до шести отличий между разными предметами, в течение 15 минут выполнять одно задание, не отвлекаясь. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания у ребенка.
- Рисовать, штриховать картинки, не выходя за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не вылезать за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику, а это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
- Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
- Немаловажны и математические умения: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
- Ну и, наконец, ребенок должен знать ФИО (свое и родителей), а также, в каком городе/стране/области он живет
. Иметь представление о временах года, месяцах, днях неделях и времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.
Получается, что в процессе дошкольного воспитания стоит уделить внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (т.е. «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.
Что могут сделать родители?
- Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
- Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
- Отдавать ребенка на специальные занятия, в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.
Нравственное и духовное воспитание
Ну и, наконец, еще один немаловажный аспект – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще нет способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей.
Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.
- Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
- Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
- Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
- Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.
К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.
Помочь ребенку в нравственном развитии можно также, занимаясь с психологом, который направит и вовремя скорректирует поведение и развитие малыша. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях есть соответствующие курсы.
Нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, – как правило, на реализацию всех необходимых запланированных мероприятий своими силами не хватает времени и возможностей, большинство определенных целей требует системного подхода, что еще больше усложняет ситуацию, особенно когда в семье есть двое или более разновозрастных детей. Одно из оптимальных решений – современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.
Дошкольное развитие ребенка — Все о детях
Обучение детей дошкольного возраста и весь образовательный процесс в рамках дошкольных учреждений рассматривается подробно Н.В. Абрамовских, Е.Н. Степановой, Л.В. Поздняк и другими учеными. Они воспринимают обучение детей дошкольного возраста и образование в детском саду целостной системой воспитания, которая содержит в себе формирование личности детей, их развитие, воспитательный и учебный процессы. Сюда же входят различные методики преподавания, формы и условия.
Для педагогики существенным шагом является то, что процаесс образования и обучение детей дошкольного возраста признаны системой, состоящей из множества элементов.
Содержание статьи:
Обучение детей дошкольного возраста в ДОУ
Существуют следующие принципы организации процесса образования в детских садах:
- Обучение детей дошкольного возраста требует учета особенностей каждого ребенка, связанные с его возрастом и индивидуальным личностным развитием. Также нужно учитывать интересы детей.
- Образовательные и воспитательные задачи нужно решать совместно друг с другом.
- Нужно учитывать, что ведущей деятельностью для детей этого возраста является игра. Также необходимо чередовать деятельность детей.
- Педагог обязан таким образом строить свое взаимодействие с каждым ребенком, чтобы это отражало его уважение к нему.
- Нужно создавать условия, которые положительно влияют на процесс формирования разных способностей у детей.
- Нужно обеспечить педагогов ДОУ всеми условиями для формирования их компетентности и уровня мастерства.
- Нужно стимулировать всех участников образовательного процесса к выполнению принципов из декларации прав детей.
И.П. Подлаская считает, что необходимо четко выделять отдельные элементы системы. Это позволит проанализировать существующие в ней связи и проследить за отношениями между ними. А это позволит усовершенствовать практику процесса образования.
Это значит, что чтобы управлять процессом образования, необходимо иметь системный подход.
Для этого нужно глубоко теоретически анализировать процесс образования в детском саду и обучение детей дошкольного возраста, как структуру, в которой есть определенные закономерности.
Во время образовательного процесса педагог целенаправленно обучает детей, развивает их личностные качества, воспитывает их, помогает детям учиться самообразованию.
Организованный педагогический и воспитательный процесс в детском саду – это система отношений между педагогом и ребенком, которая ставит перед собой цель — обучение детей дошкольного возраста, воспитание каждого ребенка как полноценно развитую личность и обучить его необходимым социальным навыкам.
В результате ребенок развивается разносторонне. Он совершенствуется в физическом отношении, улучшается его эстетическое и художественное восприятие, познавательная активность. У него формируется социальная и личностная позиция.
Значение образовательного процесса
Значение образовательного процесса заключается в том, чтобы создать условия, максимально подходящие для своевременного запуска программы формирования личности. Как процесс обучение детей дошкольного возраста должно быть направлен на достижение конкретных целей и задач. Он должен быть постепенным и проходить разные этапы. Также нужно помочь ребенку приобрести опыт в разных видах деятельности.
Процесс образования в детском саду имеет те же принципы, что и образовательный процесс в общем. У него та же структура. Также логика его построения не отличается. Однако есть и некоторые специфические особенности, характерные для обучения детей в детском саду. Эти особенности связаны с возрастом детей, закономерностью их развития в дошкольный период.
Более того, в каждом учреждении обучение детей дошкольного возраста чем-то уникально. Даже в пределах одной группы в одном учреждении к каждому ребенку существует свой подход. В проектировании образовательного процесса в любом учреждении принимают участие несколько сторон. Свою роль вкладывает государство. Очень многое зависит от родителей детей, самих дошкольников. Но ключевая роль, конечно же, лежит на воспитателе.
Основные модели образовательного процесса
Чтобы определить, какая модель образовательного процесса будет наиболее оптимальна в детском учреждении, нужно изучить основные модели, которые сегодня существуют в детских садах и успешно практикуются:
1. Учебная.
Сегодня эта модель является одной из самых распространенных в детских образовательных учреждениях. Принцип этой модели заключается в том, чтобы разделить разные учебные методики и каждую отдельную методику выстраивать на собственной логике.
Взрослый в этой модели играет роль учителя. Он полностью проявляет инициативу в том, что и как будут делать дети. Он направляет их деятельность практически все время их нахождения в пределах детского сада.
Для осуществления этой модели заранее жестко программируется обучение детей дошкольного возраста и образовательная среда с помощью различных методик. Сам процесс образования основан на дисциплине. Он во много напоминает урочную школьную форму.
Предметная среду в группе организована так, чтобы поддерживать проводимые занятия. Поэтому каждый предмет играет роль учебного пособия. Учебная модель привлекательна тем, что она высоко технологична, педагог может ее легко понять и применить.
Также у учителей есть множество конспектов, выпущенных методистами и практиками. Поэтому он может легко найти материал для занятий.
2. Комплексная тематическая
Эта модель несколько отличается от предыдущей. Она основана на том, что основой содержания является тема. Эта тема преподносится детям в эмоциональной форме и сообщается в виде знаний. Причем дети не просто получают готовые знания, они как бы получают их во время своей собственной деятельности, переживают ее.
Педагог уже играет роль не учителя, а партнера для детей, чем становится на планку ближе к ним психологически.
Педагог, действующий в рамках этой модели, более свободен в своих подходах. Он может проявлять творческие методики.
Сам воспитатель определяет, какие темы нужно внедрить в занятия. Также он сам организует систематичность образовательного процесса. Обучение детей дошкольного возраста строится таким образом, чтобы не просто развивать личность ребенка, а расширять его представления об окружающем мире.
Эта модель особенно популярна у детских логопедов. Так как отбирать темы и творчески реализовывать их во время занятий, нужно иметь большой педагогический и творческий потенциал.
3. Предметная средовая.
Образовательный процесс строится на принципах проецирования на предметной среде. Педагог организует предметную среду в группе. Он подбирает развивающие материалы, побуждает детей пробовать с ними взаимодействовать.
Хорошо раскрывает суть этой модели – модель Монтессори.
Этот подход делает ставку на саморазвитие дошкольника, ограничивая его образование предметной средой. Поэтому в образовательном процессе отсутствует систематичность. Кругозор ребенка резко сужается. При этом педагог не нуждается в том, чтобы творчески организовывать процесс воспитания.
Модель строится на технологичных решениях.
На чем строится обучение детей дошкольного возраста в рамках детского сада?
Выделим две группы:
- формы работы с дошкольниками, адекватные их возрастным способностям. Сосредоточенность на развитии всех типов деятельности ребенка, особенно на игре, так как именно она является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
- обучение детей дошкольного возраста строится таким образом, что они взаимодействуют со взрослыми. Они играют вместе, читают вместе, общаются, выполняют различные физические упражнения, занимаются музыкой, проводят исследования, узнают что-нибудь новое.
Образовательная программа
Обучение детей дошкольного возраста в пределах детского сада основывается на принятой в учреждении образовательной программе. Она разрабатывается самостоятельно, но при этом основана на требованиях, изложенных в государственном стандарте.
ДОУ придерживается политики, диктуемой государством, старательно выполняя законодательство в сфере образования.
Программа, принятая в рамках образовательного учреждения направляет содержание процесса, его организацию в определенное русло. Дети должны развиваться культурно, должны повышать собственную физическую культуру, интеллектуально развиваться, расти в личных качествах.
Также нужно создавать предпосылки для учебной деятельности, нужно обеспечивать детям социальный рост, помогать их сохранять свое здоровье, как физическое, так и психическое.
Также образовательная программа предусматривает, какие планируются промежуточные и итоговые результаты деятельности детей в рамках ДОУ, как осуществляется мониторинг достижений дошкольниками этих результатов, как часто нужно проводить этот мониторинг и каким образом.
Детский сад реализует программу образования как во время общеразвивающих занятий, так и во время компенсирующих занятий.
Образовательный процесс управляется в диалектическом единстве со стилем отношений между субъектами. При этом считается, что наиболее динамичен в этом отношении стиль, ведь он определяется каждым участником процесса индивидуально.
Таким образом, образовательный процесс — это система отношений между педагогом и ребенком, которая ставит перед собой цель воспитать в нем полноценно развитую личность и обучить его необходимым социальным навыкам.
В результате ребенок развивается разносторонне. Он совершенствуется в физическом отношении, улучшается его эстетическое и художественное восприятие, познавательная активность. У него формируется социальная и личностная позиция.
Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.
Важность обучения с ранних лет
Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.
Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.
Занятие рисованием в садике
На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.
Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.
Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.
Домашнее обучение с родителями
Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес.
Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.
Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе.
Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.
Урочные занятия у дошкольников
К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения.
Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.
С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.
В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.
В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.
Принцип научности
Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания.
Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены.
Принцип научности в изучении природы
В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой.
Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу.
Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.
Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и правильного представления о законах природы.
Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.
С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.
Принцип наглядности
Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики.
Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.
Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда.
Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.
Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности.
Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах.
Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.
Принцип наглядности — ребенок воспринимает информацию лучше
В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.
Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире.
Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.
Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.
К наглядным материалам предоставляются следующие требования:
- реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
- достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.
Принцип доступности
Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию.
Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала.
Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.
Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.
Задания должны быть доступными для ребенка
Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе.
Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление.
Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.
Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет
Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.
Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.
Принцип активного участия в процессе обучения
Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.
Ребенок должен принимать участие в обучении
Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление.
Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной.
В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.
Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.
Принцип последовательного обучения
Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному.
Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.
Принцип последовательности на примере
Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.
Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей
Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению.
Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.
Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях.
Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.
Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.
Занятия с учетом возрастных особенностей
Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности.
Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.
Обучение чтению по Зайцеву
Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях.
При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.
Принцип взаимосвязи обучения и развития
Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями.
Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.
Взаимосвязь обучения и развития у дошкольников
Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное.
Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул.
Любите детей, тогда у вас непременно все получится.
Source: podrastu.ru
Читайте также
исследовательская деятельность, активность и интересы детей дошкольного возраста
Ребенок дошкольного возраста – на самом деле настоящий детектив.
Обнаружить плохо спрятанную иголку в стоге сена, мелкую пуговицу или карамельки – не составит труда.
В тоже время ребенок хочет не просто изучать предметы, он стремится проверить их на прочность, исследовать и изучить все досконально.
Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Внимание! Самая важная функция в формировании познавательной деятельности ребенка – восприятие.
На этой базовой особенности строятся все основополагающие принципы дальнейшего развития психики человека. Благодаря этой функции дошкольник способен ориентироваться в окружающем его мире. Восприятие развивается в игровой форме – собрать красивый пазл, составить разноцветную пирамидку, разложить треугольники по формочкам и так далее.
С года до трех лет
Подбирая части фигурок по цвету, форме, величине и другим признака, комбинируя и сравнивая их между собой ребенок получает практическое применение полученных знаний.
Естественно, что добиться идеального результата сразу у ребенка не выходит.
В какой – то мере, благодаря достаточно грубым ошибкам формируется правильный результат.
Примерно ближе к двум годам количество совершаемых действий сокращается.
Теперь начинает играть роль зрительное восприятие – на глаз определяется верность/неверность того или иного движения.
В это же время вместе с восприятием развивается и мышление. Появляется своеобразная логика. Так, чтобы достать мячик со стола, следует придвинуть к нему стул, встать на него, а затем уже и взять мячик. Насыпая муку в сеялку, понимает, что она вываливается через дырочки.
Благодаря этому, ребенок с большим усердием начинает открывать новые горизонты.
Скатывание, перекатывание и скольжение – данные навыки также формируются в процессе активной подвижной деятельности.
Таким образом, достигая трехлетнего возраста малыш способен не тратить лишнее время на эксперименты, а проворачивать это все в голове, предусматривая положительные, либо же отрицательные версии поступка.
Помимо самостоятельного изучения окружающего мира ребенок узнает интересующую его информацию у взрослых. Почему собака лает? Это кот? Тетя улыбается? Песок сыпется? И тому подобное.
Таким образом, на основе взаимодействия с миром и общения с окружающими малыш развивает свою познавательную функцию и получает информацию о жизни вокруг себя.
В возрасте 3 – 5 лет
Характер познавательной деятельности ребенка приобретает более выраженный характер:
- Знания о мире получены более полно.
- Выявлены новые средства ориентирования в мире.
Появляется образное мышление, способность понимать различную символику. Возникает такое явление, помимо восприятия, как ощущение. Острота зрения повышается, увеличивается фонетический слух. Но при этом фантазия еще не до конца развита, ребенок – реалист. Что вижу – то существует. Что не вижу – того нет. Любознательность начинает развиваться с большей силой, ребенок задает все новые «почему?».
К 5 – 6 годам
Начинает развиваться интеллект, появляется способность к моделированию и экспериментированию. Дошкольник самостоятельно начинает ставить опыты.
Развитие когнитивных способностей, активности и интереса
Важно! Для того, чтобы в полной мере развить познавательные способности ребенка следует проводить специальные занятия. Самое интересное в таком возрасте – игра. Поэтому всю информацию следует проводить в игровом режиме.
В среднем такая игра должна занимать не больше 15 – 20 минут, чтобы не вызывать у малыша отторжение. Во время занятий необходимо все показывать на своем примере: в какой руке держать ложку, как снимать и надевать одежду.
Справка! Дети любят, чтобы им перечитывали сказки или заново рассказывали ту или иную историю. Таким образом ребенок лучше запоминает информацию.
Не следует предъявлять завышенных требований или ругать ребенка за непонимание или плохое усвоение знаний. Помните, так можно лишь отбить желание что – либо делать. Это неправильная стратегия. Лучше хвалить дошкольника за маленькие успехи и помогать исправлять недочеты.
Упражнения
1. С года до трех лет:
В ход идут кубики, различные фигурки (не слишком мелкие, ребенок может их проглотить), собирание пазлов, вылепливание элементарных фигурок из пластилина и ролевые игры (продавец – покупатель, парикмахер – клиент, ну и конечно же, дочки — матери).
2. Три – четыре года:
Обучение алфавиту и чтению по слогам, обучение элементарному математическому счету (мишка плюс мишка, сколько мишек?), чтение детских книг, беседы по ним (почему королева злая?), лепка из пластилина животных, растений, создание поделок, сбор лего, конструкторов.
3. С четырех до пяти лет:
Игры на сравнение, отличие (какой мозаики недостает, какая картинка лишняя). Развивается умение различать цвета, согласовывать существительные и прилагательные и т. д.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
С пяти до семи лет познавательная деятельность дошкольника начинает включать в себя исследования и эксперименты.
Можно брать стандартные игры (прятки) или же поиграть в игру – отыщи спрятанную вещь в комнате, ориентируясь на подсказки «холодно – горячо».
Следует поиграть в такую развивающую игру: несколько детей по очереди пытаются объяснить значение слова не называя его, ребенок должен угадать.
В дошкольном возрасте дети учатся делать выводы и умозаключения, ставить опыты, путем проб и ошибок. Очень хорошо в это время развивать творческие способности, формировать моральные и нравственные ценности путем показа качественных мультфильмов и чтения хороших книг.
Также важно уделить внимание развитию речи ребенка. Занимайтесь самостоятельно, если видите в этом прок, но когда ваш ребенок долго не выговаривает определенную букву или совершает сильные артикуляционные ошибки, обратитесь к логопеду.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть и пройти тест на логику:
Собирая, изучая и усваивая информацию дети пополняют запасы своих знаний и умений. Придя в школу, ребенок уже должен иметь базовые навыки. Это позволит ему успешно осваивать новую программу и не отставать от подавляющей части класса.
Развитие дошкольников
Что и как можно развивать с детьми дошкольного возраста

Со взрослыми и школьниками все понятно — их надо вести в Advance, где мы покажем, как запоминать по 500–1000 иностранных слов или формул за один день.
А что делать с дошколятами?
Ведь не случайно психологи говорят, что именно первые годы жизни самые важные, что в них закладывается не только жизненный сценарий человека, но и многие другие вещи, тесно связанные с его интеллектуальным развитием.
Конечно, родителям и педагогам очень интересно узнать и почитать что-нибудь полезное, но правда в том, что узнавать и читать здесь надо достаточно много, а вот применять некоторые приемы в жизни можно уже практически сразу.
Именно поэтому в данной статье будет минимум теории, но будет несколько практических рекомендаций, которые можно сразу брать и делать.
Как построить игровой процесс:
Спокойствие, терпение, любовь и внимание. Основное, в чем нуждается ребенок, — это любовь и внимание. Именно эта потребность в значительной степени будет определять все, что будет делать ребенок. Не думайте, что ребенок маленький: он отлично понимает цену внимания — и здесь действует правило, что внимание — это ценность. Если не хватает позитивного внимания (положительных поглаживаний или плюс-подкреплений, как говорят психологи), то годится и негативное внимание. И если негативную оценку или даже наказание получить легко, а похвалу трудно, то ребенок с детства будет стремиться получать негативные поглаживания как более простые в добывании.
Основное, что должен получать ребенок в ходе игр с родителями, — это внимание. Играть с ребенком, залипая в смартфон или смотря одним глазом сериал, будет почти бессмысленно, потому что ребенок пусть и будет играть, но не будет получать то, ради чего он играет, — внимания родителя.
Из первого вытекает то, что следует избегать негативных оценок и тем более наказаний. Если вы задаетесь вопросом: «Как же так — не ругать его за баловство? А можно ли наказать, если он очень сильно балуется?» — подумайте о долгосрочных последствиях. И попробуйте все-таки воздержаться от наказания и даже просто от порицания. Если интересно, почему, почитайте в интернете про воспитание и тренировку дельфинов — интересная тема и очень полезная для любого родителя.
Итак, за баловство не ругаем и не хвалим. Периодически просто так говорим ребенку, что любим его, — не как вознаграждение за какие-то успехи, а просто так. И, естественно, хвалим за его успехи. При этом успехи надо оценивать не по шкале взрослого, а с точки зрения ребенка, когда он делает то, что раньше сделать не мог. Еще один важный момент: не ставьте ребенку сложных задач, всегда дробите задачу на более простые и хвалите за выполнение простых этапов.
Методики развития для дошколят:
По своему опыту, в качестве базовой методики для дошкольного развития ребенка рекомендую методику Монтессори, названную в честь автора и разработчика — итальянского педагога Марии Монтессори.
Суть методики в том, что, взаимодействуя с разными объектами, ребенок получает сигналы через свои органы восприятия, — и эти сигналы стимулируют его головной мозг.
Поскольку ребенок много ползает, то его ноги и ладони часто в контакте с полом, стенами и всякими мелкими объектами, которые он тянет себе в рот, стоит родителю отвернуться. Через стопы и руки идет стимуляция головного мозга, ведь на них находится множество высокочувствительных нервных рецепторов и биологически активных точек.
И если напольное покрытие разнородно — например, разные коврики разной степени шершавости/гладкости/ворсистости и т. д., — мозг ребенка получает множество разных сигналов.

Сигналы, стимулирующие нервную систему, ребенок получает и через визуальный (зрительный) канал. Именно поэтому так полезны для детей кенгурятники, в которых они могут путешествовать с родителями и видеть множество разных мест, — это развивает их мозг за счет обработки большого количества визуальной информации. По этой же причине способствуют развитию ребенка и конструкторы типа Лего, и все, что ребенок трогает, ощупывает и тянет в рот.
Говоря о моторике, нельзя не сказать про известную всем игру «сорока-белобока кашку варила», сопровождающуюся как раз касаниями внутренней стороны ладони и пальцев, — это тоже полезная развивающая игра. Она стимулирует нервную систему и головной мозг через тактильный контакт.
С малышами в «сороку-белобоку» можно играть и на их стопах, поскольку там тоже много нервных рецепторов и их стимуляция способствует интеллектуальному развитию.
При этом большое количество касаний (именно касаний, а не тисканья, ограничивающего подвижность ребенка) способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка.
Методические материалы для развития дошкольников
Есть масса полезных пособий, сделанных по принципу методики Монтессори.
Маленькому ребенку нужна игра, fun, процесс, а не лекция по когнитивной психологии, поэтому мы сразу перейдем к простым пособиям, по которым можно заниматься с детьми:
- Комплект из нескольких книг для развития моторной активности:
Ссылка>> - Развивающие доски относятся к аналогичным Монтессори методикам и развивают мелкую моторику. Отличный вариант такой доски:
Ссылка>> - Тетради Кумон. Развивают мелкую моторику и учат обращаться с пишущими принадлежностями. Они отлично работают с 2-х лет. Делать по одному заданию в день из разных тетрадей будет интересно и не будет надоедать ни ребенку, ни взрослому. Ниже ссылка на OZON, где их можно найти:
Ссылка>> - Еще одна полезная вещь — развивающие игры Никитиных (авторы тоже развивают идеи Монтессори). Рекомендую две игры:
Ссылка 1>>
Ссылка 2>> - Ну и под конец подборка книг по методике Монтессори:
Ссылка>>
P.S.
Спасибо моим коллегам из академического отдела Advance Глебу Годуну и Наталье Вечериной за помощь в подборе материалов к этой статье.
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
особенности формирования способностей младших и старших дошкольников
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.
Ощущение цвета, формы, размера предметов, ощущение пространства и времени – все это относится к чувственному (сенсорному) восприятию.
А дошкольный возраст лучше всего подходит для такого развития.
Этапы
Прежде чем говорить об этапах сенсорного развития детей дошкольного возраста, следует дать определение тому, кто такой дошкольник. Это ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.
Этапы сенсорного развития дошкольников:
- 1-й этап (3–4 года). Ребенок знакомится с основными цветами спектра, знает формы плоских предметов (овал, круг, квадрат, прямоугольник), знакомится объемными фигурами (шар, куб). На этом этапе малыш учится тактильному восприятию формы объемных предметов. Например, детям такого возраста можно продолжить определить форму шарика или кубика спрятанных в «волшебный» мешочек. В этот же период дети осваивают восприятие размера: «большой» – «маленький», «высокий» — «низкий», «узкий» — «широкий» и т. д.
- 2-й этап. (4–5 лет). На этом этом этапе малыш углубляет свои знания цветов, учится различать оттенки. Для него уже существует понятие «светлее – темнее». Ребенок уже уверенно различает плоские и объемные предметы, а также может сравнивать их по форме и объему. Появляется понятие плоской и объемной фигуры.
- 3-й этап (5–7 лет). В этом возрасте малыш умеет анализировать цвета, формы, объем предметов. Он может различать и называть множество оттенков, появляется понятие о взаимосвязи цветов. Дети уже умеют анализировать сложную форму, разбивать ее на составляющие, улучшают свои навыки анализа и синтеза.
Младшие дошкольники (4–5 лет)
Говоря о детях этого возраста, обязательно стоит упомянуть об изменениях в игровой деятельности.
Теперь в игре появляются роли и смысл. При этом малыши четко отделяют себя от выбранных ролей.
Рисунки детей от 4 до 5 лет становятся более детализированными и конкретными.
Если это человек, то у него обязательно будут руки, ноги, голова и даже одежда. Теперь дети способны рисовать геометрические фигуры, вырезать и называть их, делать аппликации.
Навыки конструирования усложняются и детализируются, что говорит о развитии пространственного восприятия.
На данном этапе усовершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений, анализ и синтез. К концу пятого года жизни ребенок не просто различает форму, он уже способен абстрагировать. Например, малыш уже может назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, выделить из сложных форм более простые, упорядочить предметы по определенному признаку (величина, цвет, размер, форма).
Совершенствуется и восприятие пространства. Ребенок прекрасно ориентируется в таки понятиях как «ближе» — «дальше», «над» — «под», «внутри» – «снаружи» и т.д.
Речевое восприятие также становится более совершенным, улучшается произношение звуков, дикция, запоминание новых слов и выражений. Ребенок умеет имитировать голоса животных, интонацию других людей, персонажей сказок и мультфильмов.
Все это говорит о том, что у малыша 4–5 лет совершенствуется сенсорное восприятие практически всех сфер жизни.
Справка: специалисты заметили, что дети, с которыми проводились занятия в направлении развития сенсорики быстрее адаптируются в школе, лучше усваивают материал, имеют более высокую успеваемость.
Старшие дошкольники (6–7 лет)
6-7 лет – это период, когда сенсорное развитие с новой силой набирает обороты.
Как это происходит? Ребенок становится более внимательным.
Он уже может управлять своим вниманием и взором.
Например, если период внимания у малыша 4-5 лет составляет около 6 минут, то в 6–7 лет это период будет равен 10–12 минутам.
Но в то же время такие дети еще не способны проникнуть в суть вещей, они по-прежнему сосредоточены на форме.
Еще одна особенность этого возраста – не расчлененность восприятия. Ребенок видит только поверхностную информацию и пока не умеет проникать в суть вещей. Это хорошо показывает простой опыт. Перед группой детей положили 2 ряда пуговиц одинакового размера, в одном ряду было семь пуговиц, в другом 10. В тот ряд, где было 7 пуговиц под каждую из них подложили еще по одной, такого же размера и формы. Затем спросили малышей: «В каком ряду пуговиц больше?». Практически все дети показали на ряд из 10 пуговиц, так как он был визуально длиннее.
Кроме того, дети 6-7 часто путают слова сходные по написанию и звучанию, но совершенно разные по смыслу, например, «поставил» и «подставил». Это связано с тем, что в это период у них слабо развита аналитическая функция и детям трудно целенаправленно и углубленно анализировать и воспринимать. Визуальная составляющая все-таки остается приоритетной на данном этапе.
Что касается восприятия времени и пространства, то у детей этого возраста оно имеет свои особенности. Они с трудом воспринимают большие отрезки времени. Например, период динозавров и 80 лет будет воспринят ими совершенно одинаково, ведь у детей пока отсутствует временное абстрагирование.
Внимание! На данном этапе педагогу очень важно научить малышей правильно воспринимать и оценивать пространственные и временный категории и значения.
Игры для развития способностей
Для того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:
- Игра для развития тактильных ощущений «Узнай фигуру». В мешочек кладут несколько различных фигур, а затем на столе раскладывают такие же. Педагог показывает малышам фигуру и просит их достать из мешочка такую же. Дети на ощупь должны найти нужную фигуру в мешочке. Занятие предназначено для малышей 3-4 лет.
- Упражнение для развития слухового восприятия. В несколько стеклянных бутылочек насыпают самые разные предметы: горох, фасоль, песок, камешки, пуговицы и др. Затем малышу предлагают потрясти каждую бутылочку и нарисовать, то, что он услышал. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с этой задачей, так как она предназначена именно для них.
- Упражнение для развития зрительного восприятия. Для этого берут любой прозрачный предмет: бутылку из цветного стекла, банку с окрашенной водой, лупу и т. д. и просят ребенка посмотреть на комнатный цветок через каждый их эти предметов. Затем можно просить малыша поделиться своими ощущениями и нарисовать цветок, таким, каким он видел его сквозь эти предметы. В результате получится несколько рисунков, которые потом можно обсудить. Игра рассчитана на детей 5-7 лет.
Полезное видео
Рекомендуем также посмотреть полезное видео в тему:
Некоторые спросят, зачем развивать сенсорику? Ответ прост — такие занятия включают в себя гораздо больше чем кажется на первый взгляд. Они помогают в раскрытии талантов и способностей, учат взаимодействию со сверстниками, развивают образное мышление, воображение, абстрагирование.
формирование личностной и эмоциональной составляющей дошкольника
Многие основы жизнедеятельности закладываются в раннем возрасте.
Дошкольный этап развития наиболее подходящий для начала процесса социализации маленького человека.
Социальное развитие ребенка — это впитывание традиций общества, культуры, окружающей среды, формирование ценностей и способностей к коммуникации.
Особенности
В общении со сверстниками ребенок учится брать во внимание не только свои, но и чужие интересы.
Окружающий мир закладывает в ребенка ничуть не меньше, чем родительское воспитание, поэтому необходимо тщательно следить за социализацией малыша.
Социально-личностное
Социально-личностное развитие подразумевает закладывание фундамента в дальнейшее поведение малыша.
Он учится у сверстников, перенимает их повадки, манеру общения, имитирует действия — это нормальный процесс жизнедеятельности.
ВАЖНО! В сознании ребенка четко закрепляются правила, полученные в раннем возрасте от окружающего мира. В большинстве своем они остаются с ним на всю оставшуюся жизнь.
Социально-эмоциональное
В дошкольном возрасте ребенок учится проявлять и распознавать эмоции. Ведь чем раньше ребенок научится отличать одну эмоцию от другого, тем с большей точностью он будет понимать других людей.
На социально-эмоциональное развитие влияют несколько факторов:
- наследственность;
- опыт общения со взрослыми людьми;
- факторы обучаемости;
- социальный опыт в кругу сверстников.
Этапы
В каждом промежутке своей жизни человек изменяется по-разному — с различной интенсивностью, результатами и временем.
Социальное развитие детей тоже нельзя назвать единым, поскольку оно разделяется на несколько групп.
3 года
Многие родители убеждены, что в столь раннем возрасте ребенок может обойтись без контакта со сверстниками.
Данное утверждение является ошибочным. В этот период своей жизни малышу нужно помочь найти общий язык с другими детьми, в этом деле могут оказаться полезными детские сады.
Коммуникативные способности малыша в этом возрасте будут адекватны, если он ощущает поддержку со стороны родителей и получается правильный ориентир.
ВАЖНО! Необходимо с большой осторожностью пресекать неправильное поведение по отношению к остальным детям — драки, оскорбления и прочие проявления легкой или тяжелой агрессии.
Малыш должен осознавать, что такое хорошо и, что такое плохо.
От четырех до пяти лет
В данном возрасте ребенок начинает интересоваться окружающим миром, он заинтересован в обучении и задает множество вопросов.
Главная зада родителей — отнестись к этому периоду максимально серьезно и постараться помочь малышу узнать окружающий мир.
Неправильно воспитание может повлечь за собой эгоизм и черствость со стороны ребенка.
От шести до семи лет
Теперь ребенку интересен не столь окружающий мир в целом, сколько взаимодействия между людьми и эмоциональная составляющая жизни.
В процессе познания окружающих зарождается индивидуальность ребенка, с помощью которой он в дальнейшем будет отличаться от всех остальных людей на планете.
От чего зависит социализация ребенка?
Существует несколько факторов, влияющих на уровень социализации малыша:
- отношения в семье;
- детский сад или иное дошкольное учреждение;
- окружение;
- увлечения или иная деятельность;
- книги/песни/фильмы/детские передачи и прочее.
Для гармоничного воспитания социализированного ребенка необходимо сочетать все факторы.
Как помочь дошкольнику развить такие навыки?
Основными средствами для социального воспитания дошкольника являются:
- игры, направленные на социальный контакт;
- непосредственное общение с ребенком;
- обсуждение происходящего вокруг;
- упражнения для развития речи;
- расширение кругозора;
- чтение книг.
Крайне интересным видом деятельности в этом возрасте являются сюжетно-ролевые игры. Ребенок перенимает некоторую модель поведения и учится у персонажа, которого изображает. Это позволяет ему лучше понять поступки людей и научиться чему-то новому.
Полезное видео
Рекомендуем также посмотреть интересное видео по теме:
Если создать для малыша максимально благоприятные условия, он будет легко обучаться и быстро станет полноценным членом общества.
Дошкольное развитие. Развитие детей дошкольного возраста
Вы здесь: Home / Archive for «Дошкольное развитие» Из раздела: Дошкольное развитие, Развитие школьникаС момента своего появления на свет новорожденная кроха приобретает несколько социальных ролей. Дома он
Окружающий мир удивительный и любой ребенок с удовольствием его познает. Изучению флоры уделяют внимание
Из раздела: Викторины для детей, Дошкольное развитие
Викторина сказки К.И. Чуковского с ответами для детей старшей и подготовительной групп детского сада. «Доктор
Лепка является одной из разновидностей изобразительного искусства. Она играет важную роль в процессе воспитания
Время, когда ребёнок лежит беспомощный в коляске давно прошло. Теперь ребёнок не сидит на
Родители порой безумно устают от чересчур любопытного дошкольника. Однако процесс объяснения физических явлений можно
Родители не раз оказываются в ситуации, когда приходится проводить время в ожидании. И если
Кто из нас в детстве не играл в «морской бой»? Этой игрой можно скрасить
Все дети активны, поэтому сидеть и слушать они не станут, с ними нужно играть.
С назначением ножниц малыш начинает знакомиться с малых лет. И всякий раз этот блестящий
Временные рамки дошкольного возраста – от 3 до 7 лет. Ребята посещают детский сад или играют со сверстниками во дворе в этом возрасте. В чем же особенности развития детей дошкольного возраста?
Начинается этот период с так называемого «кризиса трех лет». Как правило, это тяжелый для родителей период: ребенок становится упрямым, отказывается от предложенной еды и игр. Но родители не должны отчаиваться. Ведь это закономерный этап развития, и он позволяет ребенку осознать себя как отдельное от родителей существо и учиться принимать самостоятельные решения.
Сюжетная ролевая игра является основной деятельностью в этом возрасте. Через нее ребенок усваивает различные социальные роли: семейные (в игре «дочки-матери»), профессиональные (в играх в доктора, продавца, водителя и т.д.) и многие другие. Причем игры девочек отличаются от игр мальчиков: игры девочек спокойнее и тише, а игры мальчиков обычно подвижные и шумные. Чтобы развитие детей дошкольного возраста протекало гармонично, ребенок должен иметь возможность проигрывать разнообразные роли с разными детьми. Так он учиться взаимодействовать со сверстниками и усваивает основные модели поведения.
Из познавательных процессов наиболее интенсивно развивается воображение. Мышление – наглядно-образное. Обеспечить хорошее развитие детей дошкольного возраста помогают развивающие игры, рисование, занятия музыкой и танцами. Благодаря развитому наглядно-образному мышлению в этом периоде, ребенок лучше может выразить свои впечатления через рисунок, чем словами. Рисование также позволяет развить мелкую моторику ребенку, приучить его к аккуратности и развить эстетическое чувство.
Дошкольное развитие ребенка протекает довольно быстро, хотя и не настолько, как в раннем или младенческом возрасте. В этот период закладывается фундамент личности ребенка. Его потребности и желания перестают быть импульсивными и складываются в систему. Ребенок начинает задаваться вопросами о морали, нравственности и устройстве окружающего мира. Родители должны уметь давать грамотные, но понятные ребенку ответы. Нельзя вводить ребенка в заблуждение «детскими» ответами под предлогом того, что он все равно не поймет. Нужно уметь простым языком объяснять сложные вещи.
Итак, в дошкольном возрасте ребенок через игру знакомится с различными социальными ролями, формирует первые представления о морали и получает познавательные и творческие навыки. Цель родителей – обеспечить условия для лучших игр и развития.