Этапы развития ребенка: классификации, особенности, кризисные точки
Во время роста организм человека претерпевает множество изменений, в определенные периоды – кризисные. Значение слова «кризис» с медицинской точки зрения, отличается от общепринятого в социуме. Для экономики это крайне неблагоприятное время, после которого сложно ожидать немедленных положительных сдвигов. В медицине используется первоначальное значение греческого слова «krinein» – «разделяю». То есть кризисом является резкий переход из одного состояния в иное, качественно измененное. В педиатрии этапы развития ребенка разделяются между собой критическими периодами. Это наиболее уязвимое время для организма, но вслед за кризисом организм приобретает новые качества, выходит на совершенно другой уровень существования. Изменяются анатомо-физиологические показатели, ребенок растет и приближается к взрослому уровню жизни.
Существуют различные классификации, которые пытаются отразить этапы развития ребенка применительно к своей отрасли:
- Педагогической;
- Юридической;
- Психологической;
- Медицинской.
Педагоги определяют возрастные возможности для обучения детей, степень их интеллектуального развития. Большое значение имеют этапы развития речи ребенка как второй сигнальной системы высшей нервной деятельности.
Юридическая классификация определяет степень ответственности перед законом и обеспечивает имущественные и другие права несовершеннолетних.
Психология рассматривает этапы развития ребенка в плане формирования личности, с учетом наследственных и приобретенных навыков общения в социуме.
Медицинская классификация рассматривает период детства как начальный отрезок жизни, в котором дети определенных возрастных групп имеют собственные анатомо-физиологические особенности. С точки зрения генетики, этапы развития ребенка включают самый начальный период существования, с момента образования зиготы. Это и есть первый кризис в жизни человека. Завершение детского возраста с точки зрения медицины заканчивается половым созреванием.
Возрастные этапы развития ребенка
Соответственно возрасту человека детские годы жизни подразделяются на определенные отрезки времени. Медицинская классификация учитывает анатомо-физиологические особенности организма, применительно к медицинским методам диагностики и лечения. Многие разделы кажутся не приемлемыми для общества, педагогики, юрисдикции, но возрастные этапы развития ребенка, так или иначе, начинаются с первой минуты после зачатия и подразделяются на следующие периоды:
- Эмбриональный;
- Перинатальный;
- Грудной;
- Преддошкольный;
- Дошкольный;
- Школьный: младший и старший (пубертатный).
Внутриутробный этап развития ребенка продолжается в течение 280 дней, что составляет 10 лунных месяцев. В этот период жизни определяются три кризисных точки развития плода:
- Образование зиготы;
- Формирование плаценты;
- Роды.
На каждом отрезке внутриутробной жизни человека происходят процессы закладки и формирования внутренних органов. Это имеет громадное значение для профилактики врожденных заболеваний. Исключаются вредные факторы, подбираются необходимые и безопасные медикаменты для будущей матери.
Неонатальный этап развития ребенка охватывает первые четыре недели жизни человека. Это период новорожденности, который характеризуется адаптацией к жизни после внутриутробного пребывания. В это время организм ребенка находится в непрерывной борьбе с агрессивными факторами внешней среды.
В грудном возрасте происходит дальнейшая адаптация. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, более устойчивы к инфекциям, поскольку находятся под защитой иммунитета матери. Тем не менее, многие процессы в организме малыша в это время склонны к генерализации. Так, лихорадочная реакция почти у всех детей сопровождается судорожным синдромом. К одному году жизни грудной этап развития ребенка заканчивается. Ребенок полностью адаптируется к окружающей среде.
Преддошкольный период развития продолжается от одного до трёх лет. Дети подвержены возрастным инфекциям за счет увеличения контактов со сверстниками. За столь короткий период времени проходят все этапы развития речи ребенка, поэтому дети подлежат обязательному обследованию логопеда. Это время детских инфекций: ветряной оспы, кори, скарлатины, инфекционного паротита и др.
Дошкольный этап развития ребенка продолжается от трёх до семи лет. Происходит заметное снижение роста массы тела, но продолжается рост конечностей. В шесть лет начинается замена молочных зубов постоянными. Патологические процессы теряют системный характер, и заболевания ограничиваются поражением отдельных органов.
В младшем школьном периоде детства наибольшей нагрузке подвергается костная система, проводится профилактика искривления позвоночника. Изменение питания на этом этапе развития ребенка провоцирует развитие патологии желудочно-кишечного тракта. Дети страдают из-за несоблюдения правил гигиены, что проявляется болезнями «грязных рук»: кишечными инфекциями, гельминтозами, острыми гепатитами.
Пубертатный период, то есть, завершающий этап развития ребенка, характеризуется развитием вторичных половых органов, начинающимся с 12 лет. К 16 годам клинические проявления всех заболеваний подростков протекают так же, как и у взрослых людей.
Основные этапы развития ребенка
Критические периоды определяют переходы от одного состояния детского организма к другому. Поэтому основные этапы развития ребенка разделяются следующими кризисами:
- Новорожденности;
- Первого года жизни;
- Трехлетнего возраста;
- Семилетнего возраста;
- Семнадцати лет.
В некоторых странах законодательно определяют возраст совершеннолетия в 21 год, основываясь на уровне развития высшей нервной деятельности. С точки зрения физиологии окончательное формирование личности завершается к 25 годам.
Периоды развития детей
В постнатальном онтогенезе выделяют четыре критических периода: 1-й месяц жизни, 3 года, 7 лет и 12-16 лет. В эти периоды происходят существенные изменения в морфофункциональной зрелости организма. В течение 1-го месяца жизни ребенка по своей «критичности» особенно выделяются первые минуты 1-го дня жизни. В момент рождения начинается новый отсчет времени и условий развития организма. Меняется среда обитания: водная — на воздушную, начинают действовать силы гравитации: до рождения плод, находясь в жидкой среде, был как бы в невесомости. Ребенок впервые в жизни получает «глоток» воздуха — начинается газообмен организма с окружающей средой не посредством плаценты, а через легкие. Резко изменяется кровообращение: последовательно к большому кругу подключается малый круг кровообращения, происходят и другие изменения. К завершению 3-го года жизни малыш самостоятельно передвигается в окружающей среде, с минимальной помощью одевается. В это время бурно развивается его речевое общение с родителями и сверстниками. В возрасте 7 лет ребенок обычно идет в школу. Развитие центральной нервной системы, анализаторов, мышечной системы, мышление достигают нового уровня. В этом возрасте наблюдается пик активности гипофизарно-надпочечниковой системы. Критический период — возраст от 12 до 16 лет — характеризуется ярко выраженными гормональными сдвигами: происходят половое созревание и связанное с ним изменение физического и умственного развития.
Достаточно полно критические периоды в развитии организма учтены в классификации Н.П.Гундобина, которую мы приводим с некоторыми изменениями и дополнениями.
А. Внутриутробный (антенатальный) онтогенез.
1. Эмбриональный период (эмбрион до 2 мес).
2. Фетальный период (плод от 2 до 9 мес).
Б. Внеутробный (постнатальный) онтогенез.
1. Период новорожденности (неонатальный период — от рождения до 1 мес).
2. Грудной возраст (от 1 мес до 1 года).
3. Ясельный период (от 1 года до 3 лет).
4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет).
5. Младший школьный период: у мальчиков — от 7 до 13 лет, у девочек — от 7 до 11 лет.
6. Подростковый возраст (пубертатный период): у мальчиков — от 13 до 17 лет, у девочек — от 11 до 15 лет.
Глава 1регулирующие системы организма и их взаимодействие
Регуляция функций органов — это изменение интенсивности их работы для достижения полезного результата согласно потребностям организма в различных условиях его жизнедеятельности. Классифицировать регуляцию целесообразно по двум основным признакам: механизму ее осуществления (три механизма: нервный, гуморальный и миогенный) и времени ее включения относительно момента изменения величины регулируемой константы организма. Выделяют два типа регуляции: по отклонению и по опережению (см. раздел 1.6).
Регуляция осуществляется согласно нескольким принципам, основными из которых являются принцип саморегуляции и системный принцип (см. раздел 1.5). Наиболее общий из них — принцип саморегуляции, который включает в себя все остальные. Принцип саморегуляции заключается в том, что организм с помощью собственных механизмов изменяет интенсивность функционирования органов и систем согласно своим потребностям в различных условиях жизнедеятельности. Так, при беге активируется деятельность ЦНС, мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В покое их активность значительно уменьшается.
Этапы развития ребенка

В данной статье мы расскажем о периодах (стадиях) развития ребенка, рассмотрим главные характеристики каждого этапа развития мышления у ребенка и поговорим о главных принципах воспитания и гармоничного развития ребенка с учетом этих периодов. Мы также.
Возрастные этапы развития ребенка
Выделяют следующие основные этапы психического и физического развития ребенка:
- Внутриутробный. Этот период длиться в среднем около 280 дней – от зачатия до родов. Внутриутробное развитие чрезвычайно важно для ребенка, ведь именно в этот период закладываются все системы органов, а по утверждениям некоторых специалистов, и первые подсознательные воспоминания и впечатления об окружающем мире.
- Неонатальный (период новорожденности). Первые 4 недели после рождения. Малыш в это время слаб и уязвим – малейшее изменение условий окружающей среды может сказываться на его состоянии. В это время очень важно обеспечить правильный уход за новорожденным и следить за поддержанием комфортных условий жизни для малыша.
- Грудничковый (период грудного возраста). С 29-го дня жизни до года. В это время ребенок активно растет и познает мир, учиться владеть собственным телом, сидеть, ползать, ходить и т.д. У детей прорезываются зубы. Родители грудничков должны не забывать тщательно следить за здоровьем своих детей, и при появлении малейших симптомов нездоровья обращаться к врачу.
- Ясельный (преддошкольный период). От 12 месяцев до 3 лет. В это время навыки и умения ребенка (как физические, так и психологические) очень быстро совершенствуются, улучшается речь и мышление, продолжается активный рост. Основная форма деятельности в этом периоде – игра, с помощью которой малыш познает основные закономерности мира и учится вести себя в различных ролях и ситуациях. Дети ясельного возраста учатся общаться со сверстниками, стремятся играть с другими детьми, вследствие чего повышается риск инфекционных заболеваний (коклюш, корь, скарлатина, ветрянка и т.д.).
- Дошкольный. Начинается с 3 лет и заканчивается к 7 годам. В этот период дети готовы осваивать сложные навыки – вышивание, катание на двухколесном велосипеде, шитье и т.д. В возрасте около 6 лет обычно начинают сменяться молочные зубы.
- Младший школьный возраст. Этот период охватывает возраст от 7 до 12 лет. Скелет и мышцы ребенка в этом возрасте заметно крепнут, молочные зубы полностью сменяются постоянными. Данный период является этапом активного развития внимания у детей. Оно перестает быть только непроизвольным и малыш учиться контролировать свое поведение, усилием воли заставлять себя сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче.
- Старший школьный возраст (период полового созревания). Начинается обычно в 12-летнем возрасте и длиться в среднем до 16 лет. Период очередного «скачка» в росте и развитии, вследствие чего многие системы организма становятся неустойчивыми, часто наблюдаются функциональные нарушения. Очень важно в этот период обеспечить ребенку полноценный и разнообразный рацион, со сбалансированным
соотношением витаминов, минералов, белков, углеводов и жиров.
Основные этапы развития речи у детей – ясельный и дошкольный. В это время особенно важно обеспечить малыша достаточным количеством речевых примеров для подражания, как можно больше говорить с ребенком, читать ему вслух и поощрять проявления речевой активности, тщательно контролируя правильность и чистоту речи. Увлекаясь популярными и, безусловно, полезными теориями и методиками раннего развития, не забывайте, что малыш имеет право быть ребенком, играть, учиться и делать ошибки. Не отнимайте у него детство только из-за своей мечты вырастить вундеркинда.
Основные этапы развития ребенка до рождения и после
Согласно наиболее распространенной классификации, жизнь и развитие ребенка начинаются не после рождения, а с момента зачатия.
Выделяют семь возрастных этапов развития ребенка:
- внутриутробный этап – от зачатия до рождения;
- период новорожденности – от рождения до конца первого месяца;
- период грудного возраста – с первого месяца до 1 года;
- ранний возрастной этап развития – от 1 года до 3 лет;
- дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет;
- младший школьный возрастной этап развития – от 7 до 12 лет;
- этап старшего школьного возраста – от 12 до 16–18 лет.
На каждом из этих этапов развития организм ребенка имеет особенности, которые требуют различного подхода к уходу за ним и воспитанию.
Этапы развития ребенка в утробе
Основных этапов развития ребенка в утробе три: начальный, эмбриональный и фетальный. Начальный этап длится с момента оплодотворения до двух недель беременности. На этом этапе происходит соединение яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы, которая затем прикрепляется в стенке матки. Эмбриональный период внутриутробного развития длится с 3 до 12 недели беременности. В это время происходит формирование органов и систем будущего ребенка. Начиная с 12 недели наступает фетальный период развития, на протяжении которого плод будет активно расти и набирать вес, а его органы будут активно развиваться.
Периоды новорожденности и грудного возраста
В первый месяц своей жизни малыш очень уязвим, а потому требует особенного ухода. В период грудного возраста ребенок постепенно учится управлять своим телом и изучает окружающий мир: учится поднимать головку, сидеть, ползать, ходить. В возрасте 6 месяцев он начинает достаточно хорошо различать цвета, кроме того, у него развивается восприятие пространства. На этом этапе развитие речи ребенка происходит постепенно: примерно в 3–4 месяца он неосознанно произносит гласные звуки, тренируя речевой аппарат, к 8 месяцам учится осознанно повторять звуки, а в 10 месяцев уже способен произнести вместе несколько одинаковых слогов.
Ранний возрастной этап развития ребенка
В возрасте от года до 3 лет ребенок продолжает совершенствовать навыки, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром: развиваются его речь и мышление, он учится общаться со сверстниками и взрослыми. Примерно с года начинается важный этап развития речи ребенка: обычно годовалый ребенок может повторять за взрослыми слоги и отдельные слова, а к 2,5–3 годам он уже умеет составлять простые предложения из 3–4 слов. Ближе к концу этого периода малыш начинает проявлять стремление к независимости и самостоятельности. В этом возрасте нормальному развитию ребенка лучше всего способствуют активное общение и игра. В 3 года у ребенка происходит кризисный период, в течение которого он может вести себя агрессивно и проявлять упрямство. Каждый малыш переживает кризис трех лет по-разному. В это непростое время родителям рекомендуется поддерживать ребенка и стараться не проявлять отрицательных эмоций в ответ на его агрессию и капризы.
Период дошкольного возраста
Считается, что с трехлетнего возраста начинается формирование характера ребенка, а также личностных механизмов поведения. В этот период на дальнейшее развитие ребенка сильно влияют его взаимоотношения с близкими людьми и атмосфера в семье. Трехлетний малыш уже осознает себя как отдельную личность, но при этом копирует поведение взрослых, поэтому в этом возрасте для развития у ребенка положительных качеств и правильных механизмов поведения очень важен положительный пример. Основным способом познания для малыша остается игра. С 3 до 6 лет у ребенка активно развиваются мышление, внимание, память, воображение, а также социальные навыки. В 6 лет полностью заканчивается формирование речи. Ребенка следует учить основам счета, чтения и письма, а также развивать его словарный запас и прививать правильные нормы поведения в обществе.
Младший школьный этап развития ребенка
В этом возрасте ребенок учится планировать свою деятельность, выполнять правила, нести ответственность, а также принимать социальные нормы поведения. В этот период заниматься его воспитанием следует с особенным вниманием, так как от знакомства с учебным процессом во многом зависят развивающиеся способности ребенка к учебе в целом. Все дети при поступлении в первый класс проходят период психологического и физического напряжения, который обычно длится в течение одного–полутора месяцев. Родителям необходимо внимательно относиться к режиму дня и питанию ребенка, так как у многих школьников в это время ухудшаются сон и аппетит. Также следует оказывать маленькому ученику моральную поддержку, которая поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.
Старший школьный этап развития
Последний из основных этапов развития ребенка – это время его перехода во взрослую жизнь. В этот период происходит половое созревание и гормональная перестройка организма, по причине которой ребенок проявляет эмоциональность, раздражительность и упрямство. Многие подростки в это время конфликтуют с ровесниками и взрослыми, а также испытывают трудности с самооценкой. Также в это время происходит активное развитие внутренних убеждений ребенка и формирование собственных взглядов на жизнь, которые, как правило, отличаются максимализмом.
Оцените статью:Период новорожденности (0-2 месяца) | Особый, кризисный период в психическом развитии ребёнка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. С одной стороны, ребёнок – беспомощное существо и полностью зависит от родителей в удовлетворении жизненных потребностей. С другой, при максимальной зависимости от взрослых ребёнок лишён ещё основных средств общения в виде человеческой речи. К концу периода появляется комплекс оживления, который включает в себя: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; улыбка, использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых общаются и играют с ними. Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности – упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. |
Младен чество (2 месяца–1 год) | В этот период зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. К году ребёнок произносит первые слова, в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт с взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Знания о людях и окружающих предметах складываются у детей на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. В этом главная функция взрослого человека. Если ребёнок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. В младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. В этом же возрасте формируется чувство привязанности. Развитие движений и действий. На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец, манипулировать (действовать с предметами) ими — размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д. Совместная деятельность взрослого и ребенка состоит в том, что, взрослый руководит действиями младенца, а также в том, что младенец, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого. Развитие ориентировки в окружающем мире. По мере овладения новыми видами движения и их совершенствования происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве. Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением. Происходит формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой речи. |
Ранний возраст | К году у ребёнка возникают первые представления о себе. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребёнок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам с помощью зеркала ребёнок получает возможность формировать своё представление о себе настоящем. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Трёхлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает своё имя, пол. К 3 годам ребёнок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестёр. Это позволяет ребёнку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие. Уяснение ребёнком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола. У детей от 1 до 3 лет большой диапазон страхов: перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно период 3 лет протекает достаточно бурно. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии эмоциональной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. |
Дошкольный возраст (3–7 лет) | В дошкольном возрасте основной деятельностью является игра, которая возникает в 3 года, когда ребёнок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребёнок в процессе её воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. Далее у ребёнка возникает ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ребёнок начинает регулировать своё поведение правилами. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы. Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации – наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание. При доброжелательности и любви к ребенку родители учат его подражанию, используют внушение и убеждение. |
Младший школь ный возраст (7-11 лет) | В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно, должно быть, сродни игре: ведь ребёнок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. У детей появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Высокая самооценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Начиная с шестилетнего возраста, дети всё больше проводят времени со сверстниками, причём почти, всегда одного с ними пола. Ребёнок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Следовательно, ребёнок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени. 7-11 лет – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребёнка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребёнком школы. Самое главное, что может дать семья младшему школьнику, — научит его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время — потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумная и любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое. |
Подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет) | Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). У подростков на первом месте – общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи. В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании. С течением времени группы становятся смешанными. Ещё позже происходит разделение на пары, так, что компания состоит только из связанных между собою пар. Ценности и мнения группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу и взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Ребенок требует независимости, уважения к своим тайнам. Разногласия с родителями происходят в основном по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Подросток стремится к самообразованию, причём часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. Важно понимать, что в этот период происходит выбор дальнейшего жизненного пути: будущей профессиональной деятельности, интенсивное освоение мужской или женской роли и формируется новое представление собственного «Я», сопровождаемое кризисом и т.д. Главная потребность возраста – понимание. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Подросток в приемной семье — сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители. В то же время его волнует и то, как оценивают лично его сверстники в связи с тем, что он не имеет кровной семьи. В этот период очень важно понимание и доверие к ребёнку. |
Юношеский возраст (от 15-16 до 21-25 лет) | Юношеский возраст не является полностью устоявшимся. Процессы физического, физиологического, психического и социального созревания протекают неравномерно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются. Главным моментом ранней юности является то, что юноша / девушка стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. В юношеском возрасте уже присутствуют реальные черты взрослой жизни. Психологически это освобождает юношу от неопределённости, с одной стороны, ослабляет напряжённость личностного выбора, а с другой – сохраняет эту напряжённость, переводя её из плана переживания и воображения в план реальных действий, реальных планов. Юность — период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др. |
Основные возрастные этапы развития ребенка
Все младенцы разные и опыт каждого родителя различен, но эксперты имеют четкое представление о диапазоне нормального развития от рождения до 5 лет и признают, что у них может быть задержка. Ниже вы найдете перечисление значимых фактов в формировании ребёнка, организованное по периоду развития, и советы: когда обратится к специалисту по вопросам здравоохранения с вашими проблемами. Помните — нет ничего предосудительного в том, что вы осторожны в отношении растущего ребенка, и если есть проблема, раннее вмешательство может иметь решающее значение.
Нормы в 1 месяц
Основные этапы развития
- Делает отрывистые, дрожащие движения.
- Руками достаёт глаза и рот.
- Поворачивает голову, с одной стороны в другую, лежа на животе.
- Головка откидывается назад, если не помогать.
- Держит руки зажатыми в кулак.
- Производит сильные рефлекторные движения.
Визуальные и слуховые нормы
- Фокусирует предметы на расстоянии от 8 до 12 дюймов (от 20,3 до 30,4 см).
- Взгляд блуждает и иногда останавливается.
- Выбирает черно-белые или высококонтрастные шаблоны.
- Предпочитает человеческое лицо всем другим картинкам.
- Слух полностью сформирован.
- Узнает некоторые звуки.
- Может повернуться в сторону знакомых голосов.
Нормы обоняния и осязания
- Предпочитает сладкие вкусы.
- Избегает горьких или кислых ароматов.
- Признает запах грудного молока своей матери.
- Предпочитает мягкие ощущения.
- Проявляет реакцию на грубое или резкое обращение.
Здоровье
Если во время второй, третьей или четвертой недели жизни вашего ребенка возникает любой из следующих признаков задержки развития, сообщите об этом педиатру.
- Плохо ест и мало шевелиться.
- Не мигает, когда отображается яркий свет.
- Не фокусирует и не следит за движущимся рядом объектом.
- Редко шевелит руками и ногами: кажется «жестким».
- Чрезмерно рыхлый в конечностях или позвоночнике.
- Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбуждается.
- Не реагирует на громкие звуки.
Нормы в 3 месяца
Основные этапы развития
- Поднимает голову и тело.
- В горизонтальном состоянии вытягивает ноги и пинает.
- Разводит руки в стороны и наоборот.
- Поддерживает верхнюю часть тела.
- Переставляет ноги, когда опирается на твердую поверхность.
- Кладет ручки в рот.
- Хватает пальцы, машет, дергает игрушки.
Визуальные и слуховые
- Следит за движущимися объектами.
- Признает знакомые предметы и людей на расстоянии.
- Пытается координировано использовать руки и глаза.
- Улыбается на ваш голос.
- Подражает некоторым звукам.
- Поворачивает голову в направлении шума.
Социальные и эмоциональные
- Начинает развивать общественную улыбку.
- Наслаждается игрой с другими людьми и может плакать, когда прекращает.
- Становится более коммуникативным и выразительным в движениях и мимике.
- Имитирует некоторые выражения лица.
Здоровье
Хотя каждый ребенок развивается по-своему, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о медицинских вопросах или проблемах формирования, требующих особого внимания. Если вы заметили следующие признаки у ребенка в возрасте до 4 месяцев, обсудите их с педиатром.
- Не реагирует на громкие звуки.
- Не замечает собственных рук.
- Не улыбается вашему голосу.
- Не следит глазами за движущимися объектами.
- Не хватает предметы.
- Не показывает эмоции людям.
- Не может хорошо поддерживать свою голову.
- Не тянется и не хватает игрушки.
- Не плачет.
- Не берет предметы в рот.
- Начинает гулить, но не пытается подражать какому-либо из ваших звуков.
- Не напрягает ноги, когда его ставят на твердую поверхность.
- Не двигает один или оба глаза в разных направлениях.
- Не обращает внимания на новые лица или кажется очень напуган ими или окружением.
- Наблюдается кривошея.
Норма в 7 месяцев
Основные этапы развития
- Совершает наклоны вперед и назад.
- Садится с, а затем и без помощи.
- Поддерживает весь вес на ногах.
- Тянет и перекладывает предмет с одной руки в другую.
- Обнимает.
Визуальные
- Проявляется цветное зрение.
- Зрение полностью сформировано.
- Улучшается слежение за движущимися объектами.
Языковые этапы
- Реагирует на собственное имя.
- Начинает понимать слово «нет».
- Различает эмоции по тону.
- Использует голос, чтобы выразить радость и неудовольствие.
- Произносит шаблонные цепочки согласных.
Когнитивные
- Находит частично скрытый объект.
- Исследует руками и ртом.
- Борется за получение недоступных предметов.
Социальные и эмоциональные
- Наслаждается общественной игрой.
- Интересуется зеркальными отображениями.
- Отвечает чувствам других людей и часто проявляет радость.
Здоровье
Развитие вашего собственного ребенка может иметь несколько иной путь. Однако предупредите своего педиатра, если к семи месяцам малыш не сможет соответствовать следующим требованиям развития для этого возрастного диапазона.
- Уверенно сидеть, прямо держать спину, иногда опираясь на руки.
- Ползать.
- Есть пищу с ложки, пить из кружки с поддержкой.
- Самостоятельно вставать у опоры и пребывать в этом полжении некоторое время.
- «Ходить», когда мама поддерживает его.
- Совершенствовать хватательные движения, развивать мелкую моторику рук (ребенок бывает в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки»).
- С удовольствием изучать свойства окружающих предметов: стучать ими, трясти, бросать на пол, разбирать, ломать, тянуть в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими.
- Показывать, где его глаза, нос, губы, уши, изучает себя прощупывая.
- Копировать поведение взрослых.
- Активно лопотать, пропевать звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», «ав-ав», «ква-ква» и другие.
- С удовольствием разглядывать картинки в книжках, листать страницы.
- Определять по тону голоса, что значит «нет».
Нормы на 1 год
Основные этапы
- Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
- Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
- Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
- Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
- Ярко проявляются вкусовые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
- Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
Развитие движений рук и пальцев
- Собирает и разбрасывает игрушки; если нужно освободить пальчики, кладет предмет под мышку или в рот.
Языковые этапы
- Увеличивает внимание к речи.
- Отвечает простым устным вопросам.
- Откликается на «нет».
- Использует элементарные жесты, такие как встряхивание головы для выражения несогласия.
- Говорит «папа» и «мама».
- Использует восклицания, такие как «о-о!».
- Пытается подражать словам.
- Понимает все, о чем ему говорят.
- Заявляет о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10–15 слов.
Когнитивные
- Исследует объекты разными способами (трясет, стучит, бросает).
- Выбирает правильное изображение при названии его.
- Имитирует жесты.
- Начинает правильно использовать вещи (пить из чашки, расчесывать волосы, набирать телефон, слушать приемник).
- Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
Социальные и эмоциональные
- Стесняется или беспокоится в присутствии незнакомца.
- Плачет, когда мать или отец уходит.
- Показывает конкретное предпочтения определенных людей и игрушек.
- Испытывает родительские ответы на его действия во время кормления (что вы делаете, когда он отказывается от пищи?).
- Испытывает родительские ответы на его поведение (что вы делаете, если он плачет после того, как покидаете комнату?).
- Предпочитает мать и / или регулярного опекуна над всеми остальными.
- Повторяет звуки или жесты для внимания.
- Подает руку или ногу, чтобы помочь одеться.
Этапы развития в 2 года
Движение
- Любит прогулки.
- Тянет игрушки за собой во время ходьбы.
- Переносит большие предметы или несколько сразу.
- Становится на цыпочки.
- Бросает и пинает мяч.
- Без помощи взбирается на мебель.
- Ходит вверх и вниз по лестнице.
- Переворачивает контейнер с игрушками.
- Создает башню из четырех и более блоков.
- Может использовать одну руку чаще, чем другую.
Языковые
- Указывает на объект или изображение.
- Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела.
- Говорит несколько отдельных слов.
- Применяет простые фразы.
- Использует предложения состоящие из нескольких слов.
- Выполняет лёгкие инструкции.
- Повторяет слова, услышанные в разговоре.
Когнитивные
- Находит объекты, даже если они скрыты под двумя или тремя слоями.
- Начинает сортировать по фигурам и цветам.
- Играет с пластилином.
Социальные и эмоциональные
- Имитирует поведение других, особенно взрослых и детей старшего возраста.
- Все больше осознает себя как отдельное лицо.
- Часто восторгается компанией других детей.
- Демонстрирует растущую независимость.
- Начинает вызывающе вести себя.
- После 2 лет исчезает беспокойство от разлуки.
Этапы развития в 4 года
Движение
- Стоит на одной ноге до пяти секунд.
- Самостоятельно идет наверх и вниз.
- Ловит отскочивший мяч.
- Умело движется вперед и назад.
Развитие рук и пальцев
- Пробует рисовать квадратики, круги и разные фигуры.
- Изображает человека с двумя — четырьмя частями тела.
- Использует ножницы.
- Начинает копирование заглавных букв.
Языковые
- Понимает концепции «того же» и «другого».
- Воспринимает некоторые основные правила грамматики.
- Использует в предложениях от пяти до шести слов.
- Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые понимали его.
- Рассказывает истории.
Когнитивные
- Правильно называет некоторые цвета.
- Понимает концепцию подсчета и может знать несколько цифр.
- Подходит к проблемам с одной точки зрения.
- Начинает иметь более четкое ощущение времени.
- Выполняет команды из трех частей.
- Вспоминает отрывки истории.
- Понимает концепцию того же / другого.
- Фантазирует.
Социальные и эмоциональные
- Заинтересован в новых впечатлениях.
- Сотрудничает с остальными детьми.
- Играет в «Маму» и «Папу».
- Все более изобретателен.
- Идет на согласование решений конфликтов.
- Независим.
- Представляет, что многие незнакомые изображения могут быть «монстрами».
- Рассматривает себя как целого человека, включающего тело, ум и чувства.
- Часто не может различать фантазию и реальность.
Здоровье
Ребенок должен уметь в 4 года следующее:
- Бросить мяч вверх.
- Встать на место.
- Ездить на трехколесном велосипеде.
- Держать карандаш между пальцами.
- Пытаться писать.
- Собрать минимум четыре блока.
- Не цепляться или кричать, когда родители уходят.
- Интересоваться интерактивными играми.
- Не игнорировать других детей.
- Реагировать на людей вне семьи.
- Не сопротивляться одеванию и сну, ходить в туалет.
- Не капризничать, когда сердится или расстроен.
- Может показать круг.
- Употреблять предложения из более чем трех слов.
- Использует «Я» и «Ты» соответственно.
Этапы развития в 5 лет
Ребенок должен уметь:
Движение
- Стоять на одной ноге в течение десяти секунд или дольше.
- Кувыркаться, вращаться.
- Кататься на качелях.
Руки и пальцы
- Раскрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
- Уметь держать карандаш или кисть и изменять направление движения ладони в зависимости от формы изображенного предмета.
- Лепить из пластилина мелкие фигурки.
- Завязывать узелки на веревке.
Языковые
- Вспоминать часть истории.
- Говорить предложения, состоящие из пяти и более слов.
- Использовать будущее время.
- Рассказывать длинные истории.
- Говорить имя и адрес.
Когнитивные
- Может подсчитывать десять или более объектов.
- Правильно называть не менее четырех цветов.
- Лучше понимать смысл времени.
- Знать о вещах, используемых каждый день в доме (деньги, еда, приборы).
Социальные и эмоциональные
- Хочет угодить друзьям.
- Подражает товарищам.
- Скорее соглашается с правилами.
- Любит петь, танцевать и действовать.
- Показывает большую независимость и даже может посещать соседа.
- Осознает свой пол.
- Способен отличать фантазию от реальности.
- Временами требователен, иногда нетерпелив.
Здоровье
Обратите внимание на отклонения в развитии вашего ребёнка.
- Экспонирует чрезвычайно агрессивное поведение.
- Не может отлучиться от родителей без серьезного протеста.
- Легко отвлекается и не сосредотачивается на какой-либо отдельной деятельности более пяти минут.
- Показывает небольшой интерес к игре с другими детьми.
- Отказывается контактировать с людьми вообще или реагирует только поверхностно.
- Редко использует фантазию или подражание в игре.
- Кажется, несчастным или грустным.
- Не участвует в различных мероприятиях.
- Избегает или находится в стороне от других детей и взрослых.
- Не выражает широкий спектр эмоций.
- Имеет проблемы с едой, сном или с использованием туалета.
- Не различает фантазию и реальность.
- Кажется необычно пассивным.
- Не может понять команды из двух частей с использованием предлогов («Положи чашку на стол»; «Подними мяч на диван»).
- Не указывает правильно имя и фамилию.
- В речи должным образом не использует множественное число или прошедшее время.
- Не говорит о повседневной деятельности и опыте.
- Не может построить башню от шести до восьми блоков.
- Считает неудобным применение карандаша.
- Имеет проблемы с одеванием и раздеванием.
- Не умеет эффективно чистить зубы.
- Плохо моет и вытирает руки.
Не игнорируйте «мелочи». Специалисты помогут вашему ребёнку преодолеть проблемы.
Ключевые этапы развития ребенка | Детские психологи
Что представляет собой “нормальное” развитие? Ситуация каждого ребенка уникальна, и на самом деле не существует ни одной идеальной среды, которая бы способствовала тому, чтобы все дети развивались по какому-то стандарту или образцу.
Дети растут здоровыми при разных условиях развития: они могут быть единственным ребенком в семье или иметь много братьев и сестер; жить в неполной семье с одним родителем или в семье с обоими родителями, работающими целый день; воспитываться в приемной семье или в детском доме. В разных культурах структура семьи тоже может варьироваться. Самое главное в этом то, что дети могут расти здоровыми при совершенно разных условиях.
Единственное, о чем мы можем говорить, это о ключевых эмоциональных потребностях, которые должны удовлетворяться для здорового развития ребенка. Какие шаги вперед или задержки развития мы можем рассматривать в качестве предвестников будущей независимой взрослой жизни ребенка? Данная статья направлена на то, чтобы найти ответы на эти вопросы.
Эта статья направлена на прояснение этапов нормативного эмоционального развития. Мы надеемся, она поможет родителям, воспитателям, семьям понимать поведение ребенка, а также мы верим в то, что она даст родителям и воспитателям уверенность в своих силах и ресурсах.
Ключевые этапы развития
В процессе воспитания или работы с детьми очень важно помнить, что в эмоциональном развитии нет плавности или прямолинейного движения.
Путь к независимой взрослой жизни обычно тернист и полон трудностей и переживаний. Но это ни в коем случае не соревнование и не гонка. Здесь не существует призов. Например, часто ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, на самом деле развивается в соответствии с нормативным этапом развития. Также вполне нормальным для ребенка является откат на более раннюю ступень развития под влиянием стресса. Например, ребенок двух-трех лет, прекрасно развивавшийся, возвращается к необходимости носить подгузники, когда у него рождается брат или сестра. Для родителей важно понимать, что такие откаты в развитии ребенка вполне предсказуемы, так как ребенок просто приспосабливается к изменениям в его жизни.
В данной статье мы постараемся прояснить, что гораздо удобнее и полезнее думать о развитии ребенка с точки зрения этапов, чем возрастов. В зависимости от конкретного случая, ребенок может достигать той или иной ступени развития в разных возрастах. Например, годовалый ребенок, развивавшийся умеренно и гладко на протяжении первого года жизни в крепкой семье, может находиться на другом этапе эмоционального развития, по сравнению с годовалым ребенком, который имел в своем развитии различные трудности.
Жизненный опыт может тормозить или препятствовать развитию. Многие дети растут в среде, наполненной реальными сложностями и недостатками: бедность, попустительское отношение к детям, насилие, отвержение, расизм. Родители не всегда могут защитить детей от травмы и травматических событий. Травматические жизненные события кроме того могут негативно влиять на способность родителей уделять внимание ребенку, заботиться о нем. Порой родители не способны защитить своего ребенка от взрослых, которые эксплуатируют или проявляют насилие для достижения своих собственных целей. Частью родительских обязанностей является передача детям действенных средств решения трудностей в том обществе, в котором они растут, а также передача стратегий совладания с их переживаниями.
Сами родители при этом тоже могут находиться в не очень выгодном положении, так как им приходится справляться со сложностями, идущими из собственного детства. Часто, не осознавая этого, они могут укреплять неблагоприятные семейные модели поведения, которые передаются из поколения в поколение в семейной родословной. Такой нездоровый цикл может быть укоренен, в результате чего дети, имеющие неадекватные образцы родительства, в будущем имеют шанс стать неблагополучными родителями.
С сожалением следует признать то, что некоторые условия развития являются для ребенка нездоровыми, а также и то, что иногда взрослые не способны понять нужды ребенка. В некоторых случаях особенности личности ребенка, сложности в семье, опыт травмы или насилия, влияют на то, что дети оказываются не способны на здоровый эмоциональный ответ на ситуацию. Недавние исследования раннего мозгового развития показывают, что недостаток опеки, чрезмерное воздействие травматического опыта, в том числе насилия, могут привести к изменениям центральной нервной системы, и в какой-то мере предрасполагают к тому, что ребенок будет развиваться более импульсивным и жестоким.
Однако, важно помнить и о том, что в развитии ребенка нет ничего неминуемого и неизбежного. Нездоровый цикл может быть изменен, например, с помощью поддерживающих мероприятий, в особенности профилактическими мерами, предпринимаемыми на ранних этапах развития ребенка. Часто родители находят пути улаживания проблем с помощью последовательной, конкретной помощи со стороны. Важным для развития ребенка является возможность родителей понимать значение тех или иных событий в своей жизни и жизни их ребенка. Родителям необходимо сознавать и думать о том, как их ребенок может чувствовать себя, находясь в той или иной ситуации. Им нужно вникать в то, через какие переживания он проходит. В таком случае есть шанс того, что ребенок примирится и придет к согласию с тем, что он испытывает. Речь в данном случае идет о том, что не неприятности и трудности являются камнем преткновения для развития ребенка, а то, как эти неприятности воспринимаются и эмоционально переживаются и им самим и его родителями.
НОВОРОЖДЕННЫЙ
Первый этап развития
Рождаясь, ребенок покидает теплую и комфортную среду утробы матери и вступает в неизвестный для него мир. Для ребенка это первый опыт сепарации, первый значительный шаг в процессе развития. Маленькие дети с рождения испытывают разнообразные чувства, в том числе радость, грусть, тревогу, гнев. Конечно же, эти эмоции нормативны для всех нас – не только для маленьких детей.
Каждая мама встречает рождение ребенка с ее собственной историей, страхами и надеждами. Переживание самого рождения ребенка может варьироваться. Иногда чувства по поводу рождения ребенка могут быть смешанными. Матери необходимо привыкать к тому, что она отпустила от себя ребенка, который так долго был внутри нее, встречать требования и нужды уже отдельного маленького человека. В это время и отцы также испытывают довольно сильные чувства. Например, они ощущают себя оставленными и брошенными, испытывают зависть к ребенку. Становление родителем пробуждает скрытые переживания, надежды и страхи, которые часто появляются неожиданно для самих родителей. На этом этапе очень важной является способность говорить друг с другом об этих чувствах.
Отцы при этом могут оказывать значительную поддержку, в некоторых семьях они играют практически идентичную материнской роль заботы о ребенке. В некоторых случаях отец может брать на себя базовый уход за ребенком. В данный период времени мать получает поддержку и чуткое понимание от тех, кто находится рядом с ней: от ее партнера, родителей, друзей. Вместе с тем патронажная сестра и врач общей практики не менее важны. В том случае, если окружающие думают и заботятся о том, как себя чувствует мать ребенка, она с большей вероятностью способна концентрироваться на физическом и эмоциональном развитии ребенка, а также откликаться с заботой на его потребности.
В первые недели жизни ребенка эмоциональное развитие идет параллельно физическому. Это связано с тем, что актуальные потребности ребенка сильно связаны друг с другом. Так потребность в безопасности удовлетворяется только если малышу не приходится слишком долго ждать кормления, комфорта или объятий. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы их матери были поглощены ими, при этом наслаждались процессом. В первые недели жизни ребенка материнская живость и чуткость к его нуждам имеют решающее значение для эмоционального и умственного развития ребенка. Мозг ребенка нуждается в стимулах внимательного ухода. И это будет поважнее, чем мобиль в кроватке у ребенка! Дети не являются пустой страницей. Они приходят в мир с сильными эмоциями и способностями, направленными на развитие. Чем лучше мама узнает своего ребенка и может удовлетворять его потребности, тем с большей вероятностью ребенок будет процветать.
Тем не менее, все дети разные. Некоторые – спокойные, быстро удовлетворяются, в то время как другие могут быть нервными, капризными и требовательными. Недоношенные дети, в том числе и те, кто провел некоторое время в реанимации или кювезе для недоношенных детей, в отдалении от матерей, могут переживать первые недели жизни как травматические. Такие дети нуждаются в очень чуткой заботе. Маленькие дети с особенностями, например, с хроническим заболеванием или инвалидностью, также могут переживать в это время сложности в эмоциональном плане. Некоторые дети без какой-либо видимой причины проявляют большее беспокойство, чем другие – такое может происходить в целях коммуникации с матерью. В первые недели жизни ребенок откликается на маму только для того, чтобы прояснить состояние комфорта и несчастья, ребенок нуждается в присутствии матери и в ее уверенности. С некоторыми детьми матери испытывают огромную нагрузку, поэтому могут чувствовать себя на грани потери терпения и выносливости.
Вместе с тем различаются и матери. Некоторые матери – спокойные, расслабленные, в то время как другие – неуверенные и ранимые. Иногда матери испытывают смешанные чувства по отношению к ребенку и к задаче материнства. Или же они могут быть подавленными, иметь депрессивные чувства. Важно отметить, что при этом родительский отклик на нужды ребенка на данном этапе развития не должен быть непрерывным или поступающим только со стороны матери. Отцы так же могут оказывать огромный вклад в развитие своих детей, взаимодействуя с ними с самого рождения. Бабушки и дедушки, братья и сестры, и другие окружающие люди также могут включаться в отношения теплого внимания и заботы, являющихся существенными для развития ребенка. Степень включенности каждого члена семьи в уход за ребенком так же может варьироваться в разных семьях. Например, отец, бабушка или старший ребенок могут осуществлять базовую заботу о ребенке.
Приемные родители имеют вдвойне сложную задачу. Они должны не только обеспечивать ребенка любящей заботой и вниманием к его нуждам, но и признавать, принимать во внимание наличие у ребенка эмоционального опыта раннего отделения от родной матери. В данном случае важным является направленность ресурсов всей семьи на поддержку няни или члена семьи, выполняющего роль матери, решающего важную задачу урегулирования легкости вхождения ребенка в мир.
Не менее существенным является и то, насколько общество в целом обеспечивает поддержку и понимание всего набора потребностей семьи, в какой степени оно формирует надежную опору для развивающегося ребенка. Только тогда ребенок будет готов перейти на следующий этап своего развития.
ОТДЕЛЕНИЕ (СЕПАРАЦИЯ)
Каждый ребенок в своем собственном темпе открывает окружающий мир.
Следующий этап развития посвящен становлению ребенка все более самостоятельным человеческим существом. Связано это с тем, что малышу необходимо до некоторой степени отпустить мать и начинать привыкать к миру, который включает в себя множество других людей. Эти изменения – переход к новому, более сложному миру, но такой переход не является резким скачком, а представляет собой постепенный процесс. На самом деле, процесс отделения ребенка от взрослого начинается с самого рождения. Хотя в некоторых культурах период близкой привязанности матери и ребенка продолжается и после первого года, обычно, все же после шести месяцев начинается процесс сепарации. В каком бы возрасте это отделение не произошло, ребенок постепенно учится быть частью расширенного сообщества, где он встречается с требованиями, потребностями членов семьи, других детей, а также с собственными потребностями матери. И матери, и ребенку нужно постепенно учиться становиться отдельными личностями, а также стараться отходить от особой близкой связи матери и младенца. Для некоторых матерей подобные изменения воспринимаются как облегчение, освобождение, прекращение зависимости от стадии младенчества. Для других же – такие изменения видятся в виде препятствий.
В любом случае, маме действительно необходимо в некоторой степени отдаляться от растущего ребенка, начинать говорить ему “нет”.
Отец или другой близкий взрослый играют очень важную роль на данном этапе развития ребенка, особенно если у ребенка сложились с этим другим взрослым собственные устойчивые отношения. Именно в этот период близкий взрослый может оказывать матери поддержку, чтобы она могла начать процесс сепарации, несколько ограничивая свою доступность для ребенка. Другими словами, давая матери возможность уйти или заняться делами отдельно от ребенка. Развитие отношений с бабушками и дедушками, со старшими сиблингами, нянями и сверстниками привносят свой вклад в опыт сепарации ребенка, в его развитие. Более того, все эти люди в чем-то замещают родителей, а также могут транслировать ему адекватные ролевые модели, отличные от родительских. Все упомянутые выше факторы оказывают влияние на эмоциональную устойчивость развивающегося ребенка.
Некоторые дети тяжело справляются с тем, чтобы одновременно любить и отпускать, принимать тот факт, что они не имеют абсолютного контроля над матерью, которая обнимает и утешает их, необходимость делить ее с другими. Данный этап вызывает ряд сильных чувств, как у матери, так и у ребенка: злость, ярость, грусть, вину. Очень важно для матери осознавать и фиксировать эти чувства а не делать вид, что их не существует.
Сепарация от матери может быть болезненным и стрессогенным процессом, но она имеет решающее значение для его развития.
Некоторые мамы и их дети находят процесс сепарации волнующим и увлекательным, в то время как для других это тяжелая работа. Перед матерью в это время стоит сложная задача: быть обнадеживающей, успокаивающей и сочувствующей, но в то же время устанавливать жесткие границы. Им необходимо тщательно думать о темпе происходящих изменений. Может быть, ребенок, выплевывающий твердую еду и отказывающийся от всего кроме груди или бутылочки, выражает подобным образом мощный протест? Или он не готов сделать шаг на пути к следующему этапу развития? Мамам приходится принимать решение о том, поднимает ли ребенок шум просто из-за того, что происходит что-то новое и оттого некомфортное для него. Или же он пока недостаточно приспособлен, не чувствует себя в безопасности, чтобы столкнуться с новым эмоциональным вызовом развития, таким как процесс отнятия от груди.
Примерно в это время многие мамы выходят на работу. Некоторые вынуждены (или сами выбирают) вернуться на работу и намного раньше. Если это происходит, то им приходится справляться со специфическим процессом, который это сопровождает… Сильные чувства и тревога значительно усиливаются в это время, как у матери, так и у ребенка. В такой ситуации очень важным является совместное с ребенком планирование и обсуждения времени ухода и возвращения матери, так как именно эти моменты являются самими трудными. Ритуалы и игры помогают легче справляться с процессом сепарации и позволяют матери и ребенку привыкать к необходимости встреч и расставаний.
Независимо от того, как родители заботятся о ребенке, как взаимодействуют с ним, для них в любом случае, самым главным остается уверенность в том, что эмоциональные и физические потребности ребенка удовлетворяются в должной мере. Какими бы ни были чувства родителей по поводу передачи заботы о ребенке другим взрослым, очень важно обеспечить такую ситуацию, в которой ребенок сможет сформировать привязанность к устойчивому взрослому. Родителям необходимо быть уверенными в том, что рядом с их ребенком тот, к кому он может обратиться, кто слышит и отвечает на нужды ребенка. Дети, которые сформировали надежную привязанность с родителями в первый год жизни, или к человеку, который выполнял функции родителя, являются более жизнестойкими и жизнерадостными. В дальнейшем они значительно лучше справляются со стрессовыми событиями.
РАННЕЕ ДЕТСТВО
(1-3 года)
Каждый этап развития представляет собой вызов, как для родителей, так и для ребенка. Так как им необходимо адаптироваться и развиваться.
В зависимости от личной истории родителей, один и тот же этап развития может быть довольно сложным для одних родителей, но совершенно безоблачным для других. В чем же сложность взаимодействия с ребенком на этом этапе развития. Именно во время периода раннего детства ребенок, которым до этого момента родители вполне могли управлять, внезапно становится личностью, с которой приходиться считаться, становится отдельным человеческим существом, которое невозможно заставить съесть еще одну рыбную палочку, которое может говорить “нет. В такой ситуации родители видят своего требовательного ребенка, который ведет себя, как тиран, и, кажется целенаправленно осложняет жизнь окружающих. На самом деле, двухлетний малыш, который кажется таким могущественным, борется с целым рядом спутанных чувств, главное из которых — ощущение себя маленьким, беспомощным, зависимым. Ребенок, который устраивает скандалы по поводу одежды и еды, на самом деле отчаянно пытается контролировать хотя бы тот маленький кусочек жизни, который, по его ощущениям, он уже может держать под контролем. И если мы постараемся поставить себя на место этого маленького человека, наша задача, как родителя или опекуна, сразу покажется менее тягостной и невыносимой. Потому что прежде всего, ребенку необходим любящий и терпиливый родитель (или заменяющая родителя фигура). Ребенок нуждается, чтобы рядом был кто-то, кто понимает, что на каждые три шага вперед, скорее всего, есть два шага назад. Ребенку нужен сочувствующий взрослый, который будет вести его через баррикады переживаний и эмоций. Чаще всего для взрослых это действительно довольно сложная работа. Но вместе с тем она может быть увлекательной и полной веселья: родитель может принять на себя вызов и не воспринимать данный этап развития ребенка как ужасную битву.
Маленькие дети играют, экспериментируют, исследуют, имитируют. В то же время они осваивают целый ряд новых навыков, решают задачи развития, пытаются разобраться в сложных чувствах, как своих, так и окружающих их людей. И это неизбежно приводит к борьбе между интеллектуальным пониманием ситуации и ее эмоциональным переживаниям. Если ребенок готов к посещению детского сада и достаточно хорошо функционирует в условиях группы других маленьких детей, то детский сад оказывает неоценимую помощь в прояснении интеллектуальных и эмоциональных задач, с которым сталкивается маленький ребенок на данном этапе развития. Находясь в детском саду, играя и познавая мир, трех- и четырехлетние дети находят новые пути понимания себя и окружающего мира, в то же время, они подготавливаются к следующему шагу — более формальному миру начальной школы.
На данном этапе развития ребенок с увлечением начинает изучать свое тело и различия между полами, формируется половая идентичность. И у девочек, и у мальчиков происходит развитие отношений с отцом, которые очень важны. Для развития мальчика особенно важным и нужным оказывается наличие значимой мужской фигуры. Если в семье нет отца, то роль значимой мужской фигуры, как образца для мужской модели поведения может взять на себя работник детского сада или учитель, близкий друг семьи или дядя.
Развитие национальной идентичности также является важным пунктом развития ребенка. Дети нуждаются в наличии взрослого как образца для подражания, с которым они могли бы идентифицироваться и который демонстрировал бы понимание культуры и этических основ.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА И ТО, ЧТО ЗА НЕЙ СЛЕДУЕТ
Начало школы знаменует следующий большой шаг в процессе сепарации ребенка от родителей. Начало этого нового периода развития предполагает завершение раннего детства, где главным фокусом для ребенка был дом и родители, и выход в мир, как таковой, в котором у ребенка будут отношения и интересы, независящие от родителей.
На самом деле дети готовы к этому новому этапу развития в разном возрасте. Например, те, у кого есть старшие братья и сестры, становятся социально развитыми довольно рано, ходят в детский сад и могут быть готовы к школе в возрасте около четырех лет (в Англии). Для таких детей обучение, книги, игра организовываются особым образом. Другие дети предпочитают проводить больше времени в уединении и могут быть не готовы к школе и в более старшем возрасте.
Дети нередко довольно тяжело переживают начало школьного времени, даже если родителями прикладываются все необходимые усилия для обеспечения комфортных условий. В поведении ребенка разными путями может выражаться тревога. Некоторые дети плачут и цепляются за родителей, или же возвращаются к более ранним проблема, например, сосанию большого пальца, порой имеет место ночное недержание мочи, или же происходят “несчастные случаи” в школе, так же могут случаться истерики или «детский лепет». Вместе с тем и родители испытывают смешанные чувства по поводу сепарации ребенка. Например, могут испытывать грусть или ревность, нежелание отпускать ребенка и двигаться вперед. Родители могут не осознавать того, что им не удается подать ребенку обнадеживающие знаки внимания, указывающие на то, что он может уверенно и спокойно двигаться в своем развитии дальше.
Довольно часто встречается значительное различие между настроением ребенка дома и в школе. Порой родители поражаются, узнавая о том, как уверенно и успешно их ребенок справляется в школе, в то время как дома они видят только требовательного малыша.
Способность ребенка освоиться в начальной школе в значительной степени зависит от его общего эмоционального состояния: ребенок, переполненный волнениями и тревогами, связанными с домом, не будет ощущать себя готовым к новому для него опыту школьного обучения. Чуткие учителя начальных классов школы понимают суть их работы. Они осознают то, что многие дети этого возраста нуждаются в ослаблении школьных требований, а также признают важность сотрудничества с родителями, которое оказывает влияние на благополучие ребенка в школе. Ребенок, который ходил в детский сад и успешно закончил его, будет интеллектуально и эмоционально преуспевать и в школе.
Во время обучения в школе, ребенок учится многому, он развивает новые навыки и интересы, а также осваивает то, как управлять своими эмоциями, находясь в большой группе, где часто присутствует лишь один взрослый, удовлетворяющий потребности множества детей. Именно поэтому это время может восприниматься фрустрирующим и разочаровывающим. Ребенок также сталкивается с тяжелой правдой о том, что он не так всемогущ или важен для других, как он, возможно, думал.
Таким образом, школьник двигается к своей независимости, но в то же время все еще нуждается в поддерживании связей с домом, в домашнем уюте. У него сохраняется потребность в любви, поддержке, ободрении, сопереживании семьи и тех близких, которые любят его больше всех на свете. Но вместе с тем родители должны как бы отходить назад, потому что у их детей появляются собственные друзья и они пытаются найти свое место в социуме. Задача поддержания в этой ситуации дружеских отношений с ребенком для некоторых родителей может оказаться непростой. Иногда родителям тяжело выслушивать истории ребенка, наполненные жестокостью и недоброжелательностью, когда, например, их ребенок был исключен из какой-либо группы друзей, или когда ему было сказано резко: “ты не мой друг”. Важно отметить, что в случаях запугивания, насилия, расизма, связанных с ребенком, вмешательство родителей необходимо. Но в целом, дети развиваются и созревают, самостоятельно проживая сложности и неприятности, а также перипетии, связанные со школьными друзьями.
Учащиеся начальной школы, вызывающие у родителей и учителей наибольшее беспокойство, часто ведут себя провокационно. С одной стороны, эти дети не могут рассказать о том, что с ними происходит и о том, как они себя чувствуют, с другой стороны их поведение оставляет желать лучшего. Они часто не могут успокоиться и сконцентрироваться. Они раздражают других детей и учителей, требуют внимания, при этом не выглядят теми, кто принимает во внимание то, что им говорят и предлагают. Эти дети ведут себя незрело, не в соответствии со своим возрастом, поэтому мы часто не знаем, что с ними делать. Такие дети могут происходить из семей, где принято удовлетворять все потребности ребенка, при этом присутствует отстраненность родителей от него, родители занимаются своими другими делами. Дети со сложностями могут быть также детьми, имеющими негативный опыт перемещения из одной приемной семьи в другую, опекаемыми государственными службами по надзору за детьми. Наряду с этим дети могут иметь в своей жизни опыт утраты, иметь множество опекунов, или же в некоторой степени быть запущенными или подверженными насилию. Ребенок может не осознавать того, что уровень внимания и заботы, а также отзывчивости в семье, не дает ему возможности отвечать на требования школы и общества в целом. Благодаря вдумчивому, соответствующему вмешательству со стороны психологов и педагогов, прошлые упущенные моменты в развитии ребенка могут быть скомпенсированы. С подобной помощью дети могут прийти к осознанию и принятию прошлого опыта, который по той или иной причине затормозил здоровое развитие, а также развить большую вдумчивость и чуткость.
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Бурные годы (годы турбулентности)
Подростковый возраст может быть трудным как для самих детей, так и для их родителей и учителей. Но разные дети достигают его в разном возрасте. Однако есть приблизительные границы. Так большинство детей примерно в 11 переходят из начальной школы в старшую, и они неизбежно сталкиваются со значительными изменениями. Оканчивая начальную школу, дети часто ощущают себя важными персонами – переходя же в старшую, они снова начинают чувствовать себя маленькими детьми. Происходит это потому, что они перемещаются из знакомой им, безопасной среды, где они были узнаваемы, окружены группой друзей в расширенную группу взрослых и детей, в окружение, которое может ощущаться пугающим. Учителя могут казаться недружелюбными, требующими соответствовать школьным правилам, которые могут быть более жесткими, по сравнению с правилами начальной школы.
Кроме того, что дети пытаются разобраться в том, куда они могут примкнуть в таком новом мире, они меняются и в других аспектах. Примерно в это время физические и гормональные изменения вызывают целый ряд эмоциональных всплесков. Дети могут ощущать себя покинутыми, в особенности тогда, когда сверстники вокруг не имеют похожих переживаний и проблем. К примеру, 11-летняя девочка, которая стесняется отчетливо выделяющихся женских черт своей фигуры, может чувствовать себя неловко в окружении девочек того же возраста, которые все еще выглядят по-детски. Наиболее болезненно может воспринимается ребенком ощущение себя не таким как все. Он может испытывать интенсивные, бурные эмоции. Подросток вполне может задаваться следующими вопросами: “Как я выгляжу? Нормальный ли я? Как меня воспринимают другие?” Быть сомневающимся и эгоцентричным на данном этапе развития – это норма.
Взрослые часто лучше осведомлены о проблемах, с которыми сталкиваются девочки-подростки, чем о проблемах мальчиков-подростков. Девочки, как правило, много говорят о своих проблемах среди сверстников и таким образом находят поддержку друг у друга. Девочки озвучивают свои сложности в общении со взрослыми, кроме того, девчачьи проблемы активно обсуждаются в подростковых журналах. Подростковый возраст может оказаться более тяжелым для мальчиков, от которых родители, сверстники, социальные группы, школа ожидают мужественного, бравого поведения, в независимости от того, что он чувствует. Такие мальчики менее склонны говорить об эмоциональных сложностях со своими друзьями или обсуждать чувства и эмоции с взрослыми. Родителям и учителям необходимо быть крайне внимательными к эмоциональной сфере мальчиков, и быть вместе с ними в этом процесс, рядом. Мальчики, как и девочки, могут быть такими же уязвимыми и ранимыми, сталкиваясь, например, с издевательствами, ощущением несправедливости по отношению к себе. При этом мальчики, в отличие от девочек, могут чувствовать невозможность раскрыть другому человеку подобные сложности. В результате всего этого, разочарование может выливаться, например, в угрюмость, грубость и враждебность. Мальчикам трудно плакать и выражать свою уязвимость. На самом деле, данный этап развития труден и полон ранимости для каждого ребенка.
Родители могут воспринимать подростковые годы своих детей, как очень угрожающие. Сомнения и неуверенность родителей в своей собственной сексуальности, представлениях, альтернативах по жизни, раздуваются, когда родители встречаются со сложностями подросткового возраста своих детей. Подростки демонстрируют провокационное поведение, они требовательны, много спорят – они могут доводить родителей до белого каления. Родителям необходимо иметь холодную голову, находясь под атакой подростка, придерживаться жестких границ и руководящих принципов. В то же время родителям важно постараться адаптироваться к изменяющимся потребностям своих детей. Кроме того, это время, когда нужно относиться к детям немного по-другому, не забывая при этом, что они родители и демонстрировать здравый родительский авторитет.
К сожалению, нет однозначных ответов на вопросы, которые волнуют родителей больше всего: “В каких количествах и когда можно: употреблять алкоголь, принимать наркотики? Можно ли заниматься сексом до совершеннолетия? Когда детям можно оставаться вне дома на всю ночь? Что я должен делать, если дети попадут в неприятности со школой или полицией?”. С одной стороны родителям нужно уважать и взращивать растущую независимость своего ребенка. Развитие независимости ребенка включает в себя постепенно увеличивающуюся возможность делать свой выбор, экспериментировать, совершать собственные ошибки. Вместе с тем, родителям нужно иметь собственное твердое понимание того, что является приемлемым и неприемлемым поведением. Авторитарный, контролирующий родитель с большой вероятностью вырастит подростка, не имеющего четкого ощущения собственной идентичности. В будущем, при столкновении с более независимой жизнью, такой подросток будет неустойчив, он будет пытаться найти опору по жизни, что будет даваться ему с трудом. Попустительский стиль воспитания также продуцирует сложности. В этом случае подросток ощущает себя неуверенным, находящимся в небезопасных условиях. Взаимодействие с ребенком на данном этапе развития является тонким процессом балансировки, когда подростки пытаются бороться и находить свои истины, а родители проходят через многие испытания в попытках направить его в нужное русло. На данном этапе развития для большинства родителей нет никакого способа избежать тяжелых конфронтаций с детьми. Жизнь с подростками является сложной задачей, но она также может быть очень стимулирующей и увлекательной.
ПОЗДНИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
На грани
Поздний подростковый возраст – переходный период между детством и взрослой жизнью, между школой и работой. В данный период и дети, и родители должны совершить драматический скачок в развитии: им необходимо отпустить то, что есть, и двигаться дальше, только вперед.
Для многих подростков этот процесс перехода подкрепляется фактическим переездом из родительского дома. Так подростки могут начинать работать, обустраивать свой собственный дом, они могут отправляться в путешествия или уехать учиться. Подростки готовятся к таким изменениям, когда они начнут задавать себе свои вопросы и делать собственный выбор:
«Что я на самом деле хочу делать в своей жизни? Я хочу работать, учиться или в первую очередь путешествовать? Хочу ли я жить со своей девушкой? Насколько для меня важно получить работу и сразу же зарабатывать деньги? Что я могу делать со своей жизнью? Смогу ли я получить работу?»
В этот период времени у родителей очень сложная работа: быть поддерживающими, давать советы, не навязывая детям своего мнения, своих надежд, страхов и желаний. Родители должны наблюдать, как дети игнорируют их добрый и хороший совет. Например, подросток может покинуть школу в 16 лет и создать свой собственный дом. Подростки могут хотеть большей независимости, к которой, по мнению родителей, их дети не готовы. Родители должны принимать тот факт, что не в их власти изменить ситуацию. Они не могут защитить подростка от боли, от совершения ошибок. Но что родители могут – это постоянно поддерживать своего ребенка и поддерживать общение с ним.
А что происходит, если подросток не уезжает из родительского дома? Для многих семей проблемным вопросом являются деньги. Подростки могут продолжать жить в доме родителей из-за необходимости, не по собственному выбору. Такая ситуация может быть тяжела для всех. Между родителем и ребенком могут происходить многочисленные споры, связанные с деньгами. Как родители могут жить в одном доме и поддерживать того, кто был ребенком, а сейчас уже взрослый человек? Здесь могут вовлекаться и другие факторы. Чувствует ли ребенок или родитель то, что он преуспел в чем-либо, добился чего-то? Есть ли в семье ощущение беспомощности, когда родитель может не иметь работы, может быть болен и при этом лелеять надежду о том, что его ребенок станет кормильцем семьи? Многие семьи на данном этапе проходят сложное время: пожилые бабушки и дедушки могут отнимать у родителей множество времени и энергии, родители ощущают себя на грани, их брак может рушиться. Имея нагрузки и напряжения извне, подростки, которые все еще не уверены насчет своего направления движения в жизни, могут быть очень уязвимы и ранимы. Подростки могут чувствовать утрату силы духа, разочарование и неуверенность насчет того, смогут ли их планы быть реализованы в жизни, смогут ли они себе позволить съехать от родителей. Родителям необходимо упорно продолжать быть ободряющими и поддерживающими. Им нужно быть с детьми, когда те проживают драмы и колебания настроения. Родители не должны наносить ответный удар на обиды и неприятности или быть отвергающими родителями, даже если они чувствуют, что их воспитательные функции отвергаются.
Конечно же, функции родителей на этом не заканчиваются. Подростки удаляются, уезжают по работе или учебе, чтобы вести свою собственную жизнь, но обычно они уезжают, а потом периодически возвращаются в родительский дом. Подростки будут тестировать себя, учиться независимой жизни с поддержкой друзей и родительских фигур. Родительский дом все еще будет оставаться важной точкой в жизни подростка, но постепенно она перестанет быть центральным фокусом его жизни. Родителям также необходимо сделать некий переход, отпустить “ребенка”, столкнуться с пустым гнездом и начать уделять больше времени себе. Это время является сложным, но вместе с тем для всех оно вполне может стать очень творческим.
Скачать статью