Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Фиолетовый лес по воскобовичу: Развивающие игры Воскобовича — методика развития детей – Страница не найдена

Posted on 10.09.202015.03.2020

Содержание

  • Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича (коврограф «Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками»
  • Методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему: конспект занятия по Воскобовичу «Спасем Фиолетовый лес!»
  • «Путешествие в Фиолетовом лесу» с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича
  • «Фиолетовый лес», как необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды
  • План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Весна в Фиолетовом лесу» с использованием авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича (коврограф «Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА (КОВРОГРАФ «ЛАРЧИК», ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС») ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ».

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов при организации детско-взрослого взаимодействия посредством использования развивающих игр В.В.Воскобовича.

План:

  1. Вводный этап — теоретический блок.

  2. Основной этап — практическая фронтальная, индивидуальна, групповая работа по заданию.

  3. Заключительный этап — рефлексия.

Средства:

  1. Коврограф «Ларчик» (В.В.Воскобович).

  2. Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес» (В.В.Воскобович).

  3. 5 карточек с названиями образовательных областей.

Ход мастер-класса

Актуальность. В современной образовательной ситуации одним из основных регламентирующих документов является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, Стандарт). Согласно Стандарту ведущая форма деятельности в детском саду — игра, познавательная и исследовательская деятельность (п.1.2.ФГОС ДО).

Играя, воспитатель создает условия для развития ребенка во всех образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и речевое развитие.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п.3.3.1. ФГОС ДО).

Сегодня мы поговорим о развивающих играх В.В. Воскобовича, которые способствуют реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии со Стандартом. Мы рассмотрим использование Коврографа «Ларчик» и развивающего пространства «Фиолетовый лес». Как вы думаете, почему В.В. Воскобович использует именно фиолетовый лес? Почему не зеленый?

Педагоги размышляют, отвечают.

Как и многие психологи, автор данной сказочной среды обращает внимание на то, что фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему и повышает творческий потенциал.

Технология развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку. Методика рассчитана на формирование логического мышления и наглядное объяснение сложных для детей вещей.

Коврогаф Ларчик (представление его коллегам) помогает подавать материал интересно и предоставляет свободу творчества детей и взрослых, поддерживает детскую инициативу. Пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых. Коврогаф помогает познакомить детей с пространственными и количественными отношениями, учит строить геометрические контуры.

В пособии представлены игровые мини-ситуации с упражнениями и задачами. Коврограф Ларчик Воскобовича — центральное пособие методики, поэтому использование персонажей сказок «Фиолетового леса» обязательно. Фиолетовый лес по Воскобовичу включает в себя различные игровые зоны. (представление педагогам).

Как вы думаете, это все задачи, которые можно решить с помощью использования данных игр?

Педагоги отвечают.

На самом деле, использование Коврогафа и предметной среды «Фиолетовый лес» создают условия решения почти бесконечного числа задач воспитательно-образовательного характера.

Два пособия «Ларчик» и «Фиолетовый лес» могут использоваться по отдельности и вместе.

Предлагаю принять участие в следующем задании.

Задание 1 (фронтальная и индивидуальная работа).

Я придумала небольшой сюжет, который попрошу детей (вызывает двух педагогов) «оживить» на Кофтографе. Задача «детей» — постараться с помощью всех средств Коврогафа (кружки, ленты, картинки и пр) слева-направо схематично зафиксировать рассказ. Задача всех остальных определить, какие задачи были поставлены, какие образовательные области задействованы, какими были риски, к какой возрастной группе относятся дети, выполняющие задания и почему.

«Урликин отправился на прогулку с Орликином. Они шли по длинной тропинке, затм по короткой дорожке. Вдруг они увидели на поляне, где росло 5 цветов синего цвета и на один цветок больше желтого цвета, воздушный шар. Шуты посадили в летающий аппарат 5 гласных звуков и один согласный, созвучный с рычанием тигра и отправили их в полет».

Двое педагогов выполняют задание по рассказу. После выполнения задания все приступают к обсуждению задач, рисков и пр. в раках задания.

Если что-то педагоги не учли, ведущий мастер-класса, дополняет ответы воспитателей.

Ответ: Дети подготовительной группы, так как задачи по обучению грамоте способствуют возраст детей 6-7 лет.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить умение на слух определять первые звуки в слове (выбор шутов Урликин и Орликин).

  2. Закрепить умение соотносить предметы по отношению друг к другу по длине (длинный, короткий).

  3. Закрепление количественного счета (отсчитать 5 цветов, 5 гласных звуков).

  4. Закрепить представления детей о цвете (5 синего цвета, остальные — желтого).

  5. Продолжать формировать навыки выполнения простых арифметических операций (5+1=6).

  6. Продолжать формировать навык дифференцирования гласных и согласных звуков (посадили в шар 5 гласных и один согласный звуки).

Развивающие:

  1. Развивать воображение (при выборе элементов для схематичного изображения описанных предметов).

  2. Развивать самостоятельность (при выборе предметов для схематичного изображения описанных предметов).

  3. Развивать мышление (при арифмитических операциях, при определении согласного звука [р]).

  4. Развивать слуховое внимание (при прослушивании рассказа).

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение при командном взаимодействии.

  2. Воспитывать умение договариваться при совместном взаимодействии.

  3. Воспитывать положительное отношение к образовательной деятельности.

Риски:

  1. Низкий уровень познавательной активности детей.

  2. Низкий уровень компетенции педагога при составлении задания для детей, отвечающего возрастным особенностям дошкольников.

Мы рассмотрели с вами, как с помощью игрового пособия и рассказа из 4-ех предложений в игровой форме можно решить 13 задач.

Детям нужно давать работать с данными игровыми пособиями без задания, самостоятельно по замыслу, это поспособствует изучению детьми игрового материала и в последствии более быстрого ориентирования в картинках, кружочках, ленточках и пр. при игровых заданиях воспитателя. Как я уже говорила, персонажи Фиолетового леса могут приходить на Коврогаф Ларчик.

Как стало уже понятно, пособие рассчитано на несколько возрастных групп: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет), старший дошкольный возраст (6-7 лет).

Предлагаю самостоятельно разделиться на 4 группы.

Задание 2. Групповая работа.

Ваша задача придумать задания для индивидуальной работы с детьми в любой образовательной области с использованием Ковтографа Ларчик:

1 группа — для детей второй младшей группы;

2 группа — для детей средней группы;

3 группа — для детей старшей группы;

4 группа — для детей подготовительной группы.

Воспитатели выполняют задание. После выполнения задания, команда выступающих, выбирает «детей» для индивидуального задания из числа противоположных команд, «ребенок» выполняет задание, все обсуждают задачи, цель, дают рекомендации, высказывают свое мнение.

Пособия Воскобовича довольно гибкие, они дают возможность проявить фантазию или выбрать подходящий Вам способ обучения.

Фиолетовый лес — большая страна, поэтому и моделирующая ее ковролиновая основа поделена на 4 соответствующие игровые зоны:

  1. «Небо»

  2. «Лужайка»

  3. «Дорожка»

  4. «Полянка»

Ребенок, используя элементы Фиолетового леса, самостоятельно играет, конструирует и закрепляет полученные знания. Он совершенствует мелкую моторику и координацию движений, стимулирует свою фантазию и воображение, запоминает цвета и информацию об окружающем мире.

Задание 3. Предлагаю разделиться на пять групп. Подгрупповая работа.

У нас организовались пять групп. Каждая из групп вытянет бумажку с определенной образовательной областью. Ваша задача придумать для детей любого возраст (на выбор) задание по данной образовательной области с использованием предметной среды Фиолетового леса и Ларчика. Условие: задание ориентировано на фронтальное взаимодействие с детьми в игровой форме.

После выполнения задания один из членов команды (по выбору команды) презентует свое игровое задание, дает пояснение, аудитория задает вопросы, обсуждают. После выступления всех команд, коллеги рефликсируют, что кому удалось, а у кого остались пробелы и недоработки.

Невероятные возможности нам дает использование данных пособий, думаю, Вы согласитесь со мной! Существуют определенные рекомендации по играм с данными пособиями, но нужно помнить, что всегда есть место творчеству.

В завершении нашего мастер-класса я хотела бы Вас пригласить к совместному составлению рассказа или сказки в Фиолетовом лесу.

Педагог берет один элемент на выбор и располагает его по своему желанию на лужайке, озере, полянке или небе, и начинает рассказ (например, воспитатель берет лягушонка и садит его в небо — начинает рассказ: «Если бы лягушки умели летать…»), далее подходит следующий воспитатель и берет другой элемент и продолжает рассказ, так продолжается пока все воспитатели не поучаствуют и не решат, что достигнут логический конец рассказа или сказки.

Педагоги приступают к выполнению задания.

Сегодня мы рассмотрели с Вами использование развивающих игр В.В.Воскобовича при детско-взрослом взаимодействии. Кто-то почерпнул для себя что-то новое? Кто-то хочет поделиться своими идеями по данной теме?

Спасибо за работу!

Методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему: конспект занятия по Воскобовичу «Спасем Фиолетовый лес!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Црр – детский сад № 243 «Апельсин»

Конспект

занятия в подготовительной группе «Шустрики»

«Спасём Фиолетовый лес!»

Подготовила:

Воспитатель Кноп И.В.

Саратов 2018

Цель: развивать умения конструировать по схеме путем наложения пластинок друг на друга;

Материал:  «Льдинки», пособие «Коврограф Ларчик», «Кораблики Плюх – плюх», «Игровизор», «Двухцветный квадрат Воскобовича», конверт с письмом, персонажи: Незримка Всюсь, Малыш Гео, Капитан Гусь и лягушата.

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и гости!
Я пригласить хотела вас
В волшебный «Фиолетовый лес»,
Там ожидает нас много чудес,
По лесным тропинкам будем мы гулять,
И, наверно, тайну леса сможем разгадать.

Но на вокзале мне в кассе сказали,
Что о таком никогда не слыхали,
И самолёты туда не летают,
Где же лес этот, кто о нем знает?
Кто нам подскажет, кто посоветует,
Как оказаться в лесу Фиолетовом?

Ведущая: Ребята, а вы знаете, как туда попасть? (сказать волшебные слова: «Кохле, охле, желе, зеле, геле, селе, фи»)
Ведущая: Хорошо, попробуем!
Произносят заклинание, но ничего не меняется. Почему? Гости не помогают. Ещё раз вместе с гостями. Произносят вместе с гостями, ничего не получается. Посмотрите, что это?

Ведущая: Ребята, туда ли мы попали? Наверное, что то случилось в Фиолетовом лесу. (на пустом коврографе прикреплено письмо) Нам письмо!
Ведущая:
Текст письма: здравствуйте, ребята! У нас большая беда! Незримка Всюсь обиделся на Малыша Гео и сделал весь лес и даже всех обитателей невидимыми. Только вы сможете нам помочь, если выполните все задания Всюся! Мы очень надеемся на вас! Помогите! Разноцветные гномы.
Ведущая: 
Без Фиолетового леса жить не сможем!
Давайте все ему поможем!
И нам спасибо скажет Лес,
Полный красок и чудес!
— Ну, что, ребята, поможем?

Ведущая: Восстановить водоёмы нам поможет Гусь-капитан и его Лягушата! Они отправятся на поиски на своих корабликах. Нужно прикрепить на мачты пяти кораблей по три флажка, прикрепить так чтобы все было по цвету и в одном направлении.

На поляне Фиолетового леса появляются водоёмы.
Ведущая: Отлично, мы уже восстановили водоёмы в Фиолетовом лесу! Что – то еще не хватает? Чего же не хватает: (ответы детей). Правильно деревьев и нам помогут Игровизовы! Дети получают задание на Игровизорах, зарисовки по клеточкам деревьев.

Ведущая: Вот, красота, сколько деревьев появилось!
Ведущая: Ребята, смотрите, чьи-то следы! Как вы думаете, кто их оставил? Никого же не видно? (Незримка Всюсь) Да, вы правы! Наверное, он приглашает нас поиграть!
Физминутка. Дети проходят по следам.

Ведущая: Хорошо подвигались, но пора продолжать работу. Чего ещё не хватает в лесу? (животных) Как будем восстанавливать животных, что нам понадобиться, предлагайте! (дети называют игры и пособия) ПРОЗРАЧНЫЙ КВАДРАТ
Ведущая: Молодцы! Посмотрите, как оживает Фиолетовый лес!
Дети убирают детали конструктора на место.
Ведущая: Ах, какая красота! Мы справились, мы восстановили весь Фиолетовый лес! Отдохнем на поляне ковровой немного, и в путь отправляемся снова. Чтобы быстрее в группу попасть, предлагаю смастерить самолёты из Волшебного квадрата.
Дети мастерят самолёты и отправляются в группу.
Ведущая: Путешествие закончилось. Вам понравилось играть?

«Путешествие в Фиолетовом лесу» с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Конспект занятия

«Путешествие в Фиолетовом лесу»

с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

воспитатель Казиева Д.М.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей в процессе разрешения специально организованных проблемных ситуаций с использованием развивающих математических игр В.В.Воскобовича.

Задачи:

  • формировать у детей в ходе игр мыслительные операции;

  • Закрепление прямого счета в пределах 5;

  • Закреплять умение узнавать и называть цифры, способствовать запоминанию графических контуров цифр, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять;

  • закрепить цвета и форму предметов;

  • ориентировка на листе бумаги при помощи картинок животных ЛЕВ,ЛАН,,ПАВЛИН,ПОНИ

  • развивать логическое мышление и творческое воображение,

  • развивать мелкую моторику рук, умение сопровождать речь движениями;

  • воспитывать доброжелательность, желание оказывать помощь сказочным героям.

Оборудование: Фиолетовый лес, корабль «Брызг-брызг» Радужные гномы, Магнолик; карточки с Цифрятами из игры В.В.Воскобовича; коврограф, указка

— раздаточный материал по количеству детей для игр В.В.Воскобовича игровизор , геометрические фигуры

Билингвальный компонент: счет до 5, поощрения, похвала

Ход занятия.

Здравствуй друг, здравствуй друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Мы пойдем с тобой в тот лес,

Полный сказок и чудес!

Мы получили положительный заряд энергии и с хорошим настроением отправляемся в путь.

Я приглашаю вас нас в путешествие в Фиолетовый лес!

— А на чем бы нам добраться?

Дети предлагают варианты( такси, автобус, поезд, самолет, корабль)

— Ну что же отправимся на нашем корабле «Брызг-брызг»… Ну что же пройдем на палубу и займем свои места… А чтобы в дороге нам не было скучно давайте посчитаем мачты на нашем корабле.

«Посчитай мачты!»

Сколько красных мачт? желтых? зеленых?

дети считают индивидуально и хором на русском и казахском языке

— Я вижу вдалеке Радужных гномов. Посмотрите ребята они нас встречают.

Давайте поприветствуем их.

-Сәлеметсіздер бе!

— Этих гномов называют Радужные гномы.

— Как вы думаете почему? (потому что они цветов радуги)

-Ребята давайте угадаем, какое имя подходит каждому из гномов, а подсказкой будет цвет одежды, в которую одеты гномы.

Имена гномов –это зашифрованные цвета радуги: Кохле –красный, Охле –оранжевый, Желе –желтый, Зеле –зеленый, Геле –голубой, Селе –синий, Фи –фиолетовый.

— Радужные гномы хотят чтобы мы выучили считалку, которую знают все жители Фиолетового леса.

Кохле – охле – желе — зеле- геле- селе- фи.

— В считалке спрятались цвета радуги. Кохле — это какой цвет? (красный). Охле? (оранжевый). Желе? (желтый). Зеле? (зеленый). Геле? (голубой). Селе? (синий). Фи? (фиолетовый).

Радужным гномам очень понравилось как вы рассказали считалку, а теперь они приглашают нас пройти в пустыню и послушать сказку «Царь зверей»

(дети проходят к коврографу)

Сказка « Царь зверей»

Однажды в далекой – далекой пустыне жили лев, павлин, пони и лань. Целыми днями они ходили по пустыне в поисках пищи и воды. И вот однажды, лев очень проголодался и решил кого-нибудь из животных съесть. Испугались животные, стали думать, что им делать. И придумали… Собрались они и в центре пустыни вырыли колодец. И тут лев сказал: — Я – царь зверей, это мой колодец и стал жить около колодца. А бедные животные ушли в самую дальнюю часть пустыни и держались вместе. И вот однажды они решили отправить на переговоры к льву павлина. Пришел павлин и рассказал то, что придумали животные. А придумали они вот что. Пусть каждый из нас, поселится в своей части пустыни, а к колодцу приходить только тогда, когда пить захочется, и во время водопоя никто никого трогать не будет. А чтобы ты, лев, был с нами добрым, мы иногда будем тебе дарить подарки. Так и сделали, лев живет в ЛВ, павлин – в ПВ, пони – в ПН, а лань – в ЛН. Никогда они больше не ссорились, а льву часто дарили подарки.

— ЛЕВ в каком углу?ПАВЛИН? ЛАНЬ? ПОНИ?

Игра «Радужные гномы в гости к животным «

Дети расставляют гномов к животным, комментируя.

Радужные гномы пригласили для животных «Цифроцирк»

Внимание ! Внимание! Начинаем представление! На арене Цифроцирк. Выступают Цифрята-зверята!

под номером один выступает — Ежик наездник 
под цифрой два — Зайка укротитель диких зверей 
под цифрой три- Мышка  
под номером четыре — Крыска силачка
а под номером пять — Пес Жонглер

— Давайте посчитаем сколько Цифрят-зверят в Цифроцирке. Для этого посчитаем на английском языке.

— И вот он самый главный Цифроцирка, директор Магнолик — Нолик

«Назови цифру!»

Отличное выступление Цифроцирка… сколько гостей собралось. наши радужные гномы Кохле и Зеле хотят угостить животных печеньем.

— Поможем Гномам?(поможем)

— В этом нам помогут наши игровизоры. Пройдем к ним. Каждый найдет свое место.

Наши глаза внимательно смотрят

наши уши внимательно слушают

наши ноги нам не мешают

наши руки нам помогают

Гномик Кохле испек печенье квадратной формы для Льва

Гномик Зеле испек круглое печенье для Павлина

Лани Желе испек круглое печенье

Пони Фи испек печенье квадратной формы

(дети выкладывают геометрические фигуры разного цвета).

Какого цвета испек печенье Зеле? а Кохле? почему?

Какие вы молодцы!

Вот и закончилось наше путешествие по сказочному Фиолетовому лесу. А нам пора возвращаться в детский сад. наш корабль «Брызг-Брызг» ждет нас. Где мы путешествовали? Что вам больше всего понравилось? Какие герои вам запомнились?

«Фиолетовый лес», как необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды

«Фиолетовый лес», как необходимый элемент предметно-пространственной развивающей среды

Я много лет работаю в детском саду и стараюсь, чтобы группа стала для детей вторым домом, в котором им было бы тепло и уютно. В своей группе я постаралась создать предметно-пространственную среду в соответствии с требованием ФГОС ДО, обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала, двигательную  активность детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Свою предметно-развивающую среду я дополнила «Фиолетовым лесом» В. Воскобовича. В.Воскобович является автором уникальной  игровой технологии «Сказочные лабиринты игры». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует В.В. Воскобович в своих пособиях и развивающей среде.

«Фиолетовый лес» можно использовать в любой возрастной группе детского сада, да и дети младшего школьного возраста не откажутся от такой замечательной игры. Детскую комнату своего ребёнка родители могут превратить в сказочный мир, используя эту развивающую среду. При большом желании можно сделать это всё своими руками.

«Фиолетовый лес» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ.

Во-первых, предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы дошкольного образования . «Фиолетовый лес» включает в себя множество различных элементов, красочных и разнообразных. Удивительные сказочные персонажи, придуманные автором, сопровождаются интересными  и поучительными сказками. В процессе игры с фиолетовым лесом у детей развивается мелкая моторика, т.к. пособие содержит очень много мелких деталей на липучках, вкладышей и шнуров — затейников, которые закрепляются, вставляются, накладываются на ковровое покрытие. Формируется познавательная активность детей: можно оформить лес по временам года, расселить животных и птиц, познакомиться с насекомыми, посадить цветы на полянке, вариантов —  множество, всё зависит от фантазии воспитателя и детей. Все детали и игры можно использовать как счётный материал: необычный, яркий и красивый. Игровая и творческая деятельности замечательно реализуется в «Фиолетовом лесу»! Дети самостоятельно придумывают различные игры, играют вместе и по одному, деталей очень много, можно сделать и свои дополнительно, поэтому каждый ребёнок здесь найдёт себе игру по своему желанию. Вместе с воспитателем можно придумывать различные сказки, ситуации, можно составлять красивые узоры из цветов и листьев. Кроме этого детали можно использовать для трафаретного рисования, составляя замечательные коллективные работы. «Фиолетовый лес» — не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей.

Во — вторых предметно-пространственная среда должна быть трансформируемой, т.е. должна изменяться в зависимости от образовательных ситуаций и интересов детей. Здесь всё просто: все детали фиолетового леса легко снимаются, заменяются и дополняются. Сегодня, например, мы играем на сказочной поляне, а завтра уже плывём по озеру или гуляем в лесу. Сам лес можно переносить в любое место.

Третье требование – полифункциональность. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в  качестве предметов-заместителей в детской игре. Например, цветочки, листочки, кружочки можно использовать при игре с детской посудой, в качестве каши, супа и т.д. Можно использовать на различных развлечениях, эстафетах, соревнованиях. Например, быстро перенести птиц и животных из одного леса в другой, пересадить цветы на другую полянку, вариантов множество. Каждое пособие развивает широкий спектр качеств, так, например, мы знакомим ребёнка со счётом, то одновременно будут развиваться логическое мышление, речь, память, координация движений и пространственные представления.

Вариативность – четвёртое требование. Дети свободно могут выбрать для игры тот материал, который им нравится. «Фиолетовый лес» можно постоянно пополнять новыми деталями по желанию детей, тем самым стимулировать игровую деятельность, можно придумать своих персонажей, развивая тем самым творческую фантазию. Например, из листочков можно составить узор, а можно и логический ряд, можно разместить их на дереве, а можно использовать как счётный материал. Вариантов – тысячи!

«Фиолетовый лес» полностью соответствует пятому требованию – доступность. Доступ к нему абсолютно свободен всем детям без исключения. Размещается  лес на уровне роста ребёнка, всё можно достать и потрогать. Детям с ограниченными возможностями  так же просто и легко дотянуться до любой детали. Около леса можно постелить коврик, на котором дети будут играть. Все детали приятные на ощупь, изготовлены с использованием плёнки, препятствующей появлению бликов (серия «Чудо-конструкторы», легко различимы для детей с ослабленным зрением.

Последнее требование – это безопасность. Все элементы «Фиолетового леса» соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, на все игры есть сертификаты.

С «Фиолетовым лесом» можно использовать различные формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, совместная деятельность, проведение развлечений, праздников и досугов, придумывание сказок и различных персонажей, свободная деятельность детей, сочинение стихов и загадок, исследовательская деятельность, математические викторины и многое другое.

Большую помощь оказывает развивающая среда В.Воскобовича  в индивидуальной работе с детьми.  Это очень важно, ведь некоторые дети не раскрываются в коллективной работе, не могут проявить свои способности, а в ходе индивидуальной работы малыш меньше стесняется, чувствует, что именно к нему воспитатель проявляет внимание, у ребёнка формируется чувство уверенности.

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт, очень мало. Одной из таких технологий, в которой игры распределены по возрастным категориям и направлены на развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников, является технология В.Воскобовича .

Во ФГОС ДО пять образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Игры технологии раскрывают каждую из областей. Если сделать сравнительный анализ задач, которые ставит каждая область развития ребёнка, можно убедиться, что задачи во многом совпадают.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Автор игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» изобрёл большое количество разнообразных игр, с которыми дети с удовольствием играют. Это Геоконт (изучение геометрических фигур), Квадрат Воскобовича (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество), Ларчик (мелкая моторика, творчество и фантазия, изучение букв, звуков), а также Шнурок-затейник, Складушки, Цветовые часы, Прозрачный квадрат, Прозрачная цифра, Домино, Чудо-головоломки, Математические корзинки, Кораблики «Брызг-брызг» и «Плюх-плюх», Цифроцирк,  Игровизор, Логоформочки и другие.

Среди всех игр выделяется Геоконт.

«Геоконт» — оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.

В комплект игры «Геоконт» входит методическая работа «Умелые лапки». Это сказочная история о Пауке Юкке и его внучатах – паучатах, игровые задания, схемы.

Ещё хочу отметить «Занимательный квадрат» или «Квадрат Воскобовича».

Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения — 1000000.

Речевое развитие предполагает достаточно хорошее владение ребёнком устной речью, умение выражать свои мысли и желания и  использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, ребёнок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Игры: «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Шнур Грамотей» — далеко не полный список игр, позволяющих решать задачи речевого развития ребёнка, не говоря уже о сказках, прилагаемых к этим играм.

На художественно-эстетическое развитие ребёнка окружающая среда оказывает очень большое влияние, ведь с первых шагов малыш  уже тянет ручки к ярким, красивым предметам, повзрослев, начинает рисовать, творить, фантазировать. «Фиолетовый лес» и все игры, входящие в игровую технологию Воскобовича  идеально подходят для творчества детей. Можно создавать красивые узоры и различные фигуры с помощью «Чудо-конструкторов», украшать цветами ковровые полянки, создавать коллективные композиции, применяя трафаретное рисование, рисовать на «Игровизоре» всё, на что способна фантазия ребёнка.

Ну и, конечно же, играя с «Фиолетовым лесом» у ребёнка формируются социально-коммуникативные навыки. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться, помогать друг другу и сказочным персонажам.

«Фиолетовый лес», это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей. Конечно, «Фиолетовый лес» не является универсальным средством, но он служит отличным дополнением к предметно-пространственной среде, прекрасно вписывается в интерьер группы.

Мы зайдём в «Фиолетовый лес»,

Ожидает нас много чудес,

По тропинкам мы будем гулять,

Тайну леса хотим разгадать.

К гномам радужным в гости зайдём,

Вместе с Долькой цветы соберём,

Малыш Гео научит играть,

Лес любить и друзьям помогать.

Ворон Мэтр нам покажет квадрат,

Заниматься с детьми ворон рад.

На Чудесной поляне всегда

Небольших паучков чехарда.

Мудрый Юк нам поможет в пути,

Как дорогу к полянке найти.

К заповедному озеру «Айс»

Нам Незримка поможет попасть,

Своё озеро он охраняет

И в холодные льдинки играет.

В цифроцирк не забудем зайти

И Магнолика в цирке найти,

Мы конструктор возьмём поиграть

Будем буквы скорей собирать.

Пчёлка Жужа покажет нам соты,

У неё очень много работы.

Отдохнём на поляне ковровой

И пойдём путешествовать снова.

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа): Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Весна в Фиолетовом лесу» с использованием авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Весна в Фиолетовом лесу»

Цель:         

Закрепление представлений о сезонных изменениях весной в живой и неживой природе.

Задачи:

Расширить кругозор о весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой;

Развивать наблюдательность детей;

Развивать умение моделировать ситуацию;

Формировать мышление, умение анализировать, систематизировать и обобщать знания;

Развивать познавательную и речевую активность, расширять словарный запас.

Воспитывать доброжелательность, коммуникативные навыки и выдержку;

Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: конверт с письмом, фигурки РППС «Фиолетовый лес»  В.В. Воскобовича (листики, силуэты животных, персонажи: Малыш Гео, Долька, снежный Гномик, Незримка Всюсь, его следы), сугробы, ручьи, берлога, снежинки, ПК с записью звуков леса весной, видео «Звонок Малыша Гео», раскраски на тему «весна в лесу».  

Технологии: здоровьесберегающая технология, авторская технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Предварительная работа:

• чтение сказки «Я и природа. Друзья Малыша Гео» Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса» В.В. Воскобовича

• рассматривание иллюстраций и силуэтных картинок диких животных, перелетных и зимующих птиц  РППС «Фиолетовый лес»;

• чтение стихотворений о весне;

• загадывание загадок;

• прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.

• рассматривание фотографий, иллюстраций весны;

• просмотр видеоролика «Весна в лесу».

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Дети здороваются с гостями. Раздается звонок скайпа на ПК.

 «Алло! Здравствуйте ребята, вам звонит Малыш Гео. Мне очень нужна ваша помощь, дело в том, что в моем Фиолетовом лесу все никак не наступит весна!

Дорогу в лес, вам подскажет Незримка Всюсь. Но будьте осторожны — ее охраняют волшебные существа. Жду вас!»

Воспитатель:  Ну, что, ребята, поможем Малышу Гео? Тогда в путь!

Д/игра «Следы Незримки Всюся».

Дети прыгают так, как указано на схеме из следов на панно, на пути встречают фигурки красного зверя, желтой птицы, голубой рыбу и выполняют задание по подсказкам из сказки про Малыша Гео: «Прогони Красного зверя оранжевым криком», «Прогони Желтую птицу зеленым свистом», «Прогони Голубую рыбу синим шепотом».

  1. Дети подходят к панно.

Воспитатель:  Вы наверно устали в дороге, присаживайтесь на полянку. 

Садятся на коврик.

Воспитатель:  Вас приветствует малыш Гео:

Из деревьев и из елок

Из загадочных кустов

Вырос в сказке, появился

Фиолетовый лесок!

В лес гулять со мной иди

Все чудесное найди!

На пособие изображена зимняя природа: на озере и под деревьями лежит снег, деревья голые, солнце низко над землёй, снежный Гномик.

Воспитатель:  Ребята, какое время года в Фиолетовом лесу?

А какое время года должно наступить после зимы?

Чтобы помочь наступлению весны вам надо стать такими же волшебниками как Малыш Гео. Скажите заклинание радужных гномов: «Кохле — Охле — Желе — Зеле — Геле — Селе — Фи».

Воспитатель читает стихи и по очереди вызывает детей для моделирования ситуации с помощью элементов РППС «Фиолетовый лес».

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла … весна

Поднять солнце убрать снег

Воспитатель: Почему звонче птичьи голоса? (Их много, появились перелетные, самцы поют песни)

Воспитатель: Что вы можете сказать про весеннее солнце? (Солнце выше над горизонтом, греет землю.)

Ручейки бегут быстрее

Светит солнышко теплее

Воробей погоде рад

Заглянул нам месяц … март

Прикрепить ручейки, воробья Воспитатель: Откуда взялись ручейки? (Солнце светит ярче, снег тает)

Мишка вылез из берлоги

Грязь и лужи на дороге

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришел … апрель

Найти медведя, прикрепить жаворонка.

Воспитатель: Почему Мишка вылез из берлоги? (Он голодный после зимней спячки)

Лес оделся в яркий цвет

Соловей поёт сонет

В зелень наш оделся край

Нас теплом встречает … май

Воспитатель: Что происходит с деревьями весной? (Появляются листочки на деревьях, распускаются цветы).

Украсить дерево листьями, красными цветами, прикрепить травку

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие изменения произошли весной в неживой природе?

Ответы детей. Ярче и выше светит солнце, становится теплее, начинает таить снег, потекли ручьи, идёт дождь, а не снег.

Воспитатель: Давайте еще наколдуем изменения в живой природе?

Прорастает сквозь снежок

к солнечным лучам цветок

маленький и нежный

беленький … подснежник                           Прикрепить голубые цветы

Листьев нет — она цветёт

Холодом охвачена

Пчёлка самый ранний мед

Дарит мать-и-мачеха                                Прикрепить желтые цветы

Воспитатель: А теперь наколдуем весенние изменения в жизни зверей!

Живёт на свете зверь смешной.

Он бодрый летом, спит зимой.

И на игольницу похож,

Зовут его, конечно, … ёж!

Воспитатель: Что изменилось в жизни зверей весной?

Ответы детей. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи у многих рождаются детеныши. Звери линяют. Рыбы мечут икру.

Воспитатель: А сейчас наколдуем перелетных птиц!

Март. Всех перелётных птиц черней

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашни вскачь,

А зовётся птица … грач

Апрель. Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения. Жаворонок

Конец марта. «Из дальних стран вернулся я,

Чтоб вас порадовать, друзья:

Весна пришла! Зиме конец!» —

Поет в скворечнике … скворец

Май. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. … Ласточка

Конец мая. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели

Голосистее, нежней?

Кто же это? … Соловей

Воспитатель: Что же делают птицы весной?

Ответы детей.  Птицы  возвращаются с юга, строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Воспитатель: Давайте наколдуем весенние изменения в жизни насекомых?

Тёплым днём, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу, я … майский жук

Воспитатель: Что делают насекомые весной?

Ответы детей. Насекомые начинают появляться из своих укромных убежищ. Появляются из куколок бабочки. Просыпаются муравьи, открывают свои входы в муравейник. Позднее появляются мухи, комары, стрекозы; вылетают осы, шмели, пчелы.

4. Воспитатель:  Посмотрите, как изменился Фиолетовый лес! С вашей помощью пришла долгожданная весна! Вы молодцы!

Убрать снежного Гномика. Прикрепить фигурку Дольки. 

Психогимнастика «Весенний лес» (проводится при наличии времени)

Под звуки леса весной дети закрывают глаза и представляют себе весенний лес. Можно уточнить у детей: что слышите, что видите, что ощущаете, какое у вас настроение?

6. Воспитатель: Жалко с лесом расставаться,

Но пришла пора прощаться.

До свиданья, Фиолетовый лес,

Полный сказок и чудес!

Дети прощаются.

Воспитатель: Чтобы вернуться в садик, повторите заклинание радужных гномов: «Кохле — Охле — Желе — Зеле — Геле — Селе — Фи».

Либо (при наличии времени) повторить Д/игру «Следы Незримки Всюся».

Воспитатель: Давайте попросим Незримку Всюся показать нам обратную Дорогу.

Составить схему без фигурок зверей. Ребенок-ведущий может сам выложить дорожку.

7. Итог 

Воспитатель:  Ребята, где мы сегодня побывали?

Понравилось вам в гостях у Малыша Гео?

Что интересного вы узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Малыш Гео в благодарность передал вам эти раскраски с весенним лесом.

Здравствуйте ребята, приглашаю вас в гости! Дорогу в мой сказочный фиолетовый лес, вам подскажет Незримка Всюсь. Но будьте осторожны — дорогу в лес охраняют волшебные существа. Жду вас!

Подсказки:

Прогони красного зверя оранжевым криком!

Прогони желтую птицу зеленым свистом!

Прогони голубую рыбу синим шепотом!

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»