Мастерим куклу «Берестушку» | Журнал Ярмарки Мастеров
Береста — традиционный материал для изготовления русских народных кукол. Мягкая, податливая, пластичная, работать с ней — одно удовольствие.
Для основы своих кукол я часто использую берестяные скрутки. Одна из моих любимых кукол на бересте — маленькая Берестушка. Эта малышка призвана хранить покой и благополучие дома. Обычно такую куколку ребенку дарила бабушка, поэтому еще ее называют Бабушкина кукла. Внутрь Берестушки можно вложить записку с заговором или молитвой, можно просто написать желание. Рост куколки небольшой, помещается на ладошке, от 10 до 15 см. Обязательное условие — это основа куклы, скрутка из бересты. Предлагаю скрутить такую куколку. Сделать ее не сложно, с маминой или бабушкиной помощью справится даже ребенок.
Для работы нам пронадобится:
- береста;
- ножницы;
- нитки;
- лоскуты хлопковых и льняных тканей, сочетающиеся между собой.
Из бересты вырезаем заготовку (10х15 см, приблизительно размер ладони) скручиваем в трубочку (белой стороной внутрь) и закрепляем при неоходимости ниткой. Если береста слишком жесткая, то предварительно можно опустить ее на 1-2 мин в горячую воду — она станет мягче и эластичнее. В этом случае береста держит форму и без нитки.
Из цветного лоскута прямоугольной формы формируем юбку-сарафан, закрепляем нитью на талии. Если сложно собрать равномерные складочки, то можно предварительно собрать верх юбки-сарафана на нитку.
Из лоскутов прямоугольной формы делаем многослойный передник. Для этого возьмите три прямоугольных лоскута ткани, кадый следующий лоскут должен быть на 1-2 см короче предыдущего. Сложите их вместе, сверху положите нитку. Верхнюю часть закрутите в скатку. Закрепите ниткой на кукле, сначала завяжите концы сзади, а затем перекрестите впереди обережным крестом. Концы пояса можно украсить бусинками или узелками.
Из яркого лоскута сделайте повойник — он должен закрывать кукле лоб и верхнюю часть головы. Сверху повязываем платок и завязываем простым узлом сзади.
Куколка готова!
Надеюсь, что мой мастер-класс поможет вам сделать свою куколку Берестушку. С наилучшими пожеланиями приятного творчества!
Наталья «Душевности»
Куклы из бересты от Веры Верхотуровой: ochendaje — LiveJournal
Вера Верхотурова — один из талантливейших мастеров Иркутска. Её работы отличаются разнообразием форм и приёмов изготовления – это туеса, шкатулки, бижутерия с самоцветами, сумочки, лапти, босоножки, детские погремушки, но настоящую славу ей принесли неповторимые — «верхотуровские» — куклы
Работы Веры — это не игрушки, а примеры прикладного искусства, которые высоко ценятся знатоками. Её берестяная игрушка занимает достойное место среди образцов традиционной народной игрушки
Художественные изделия из бересты — оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность.
Береста — это верхний тонкий слой березовой коры нежного розовато-кремового цвета. Ее древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор.
Петрушка — пилигримм. Путешественник, а чтоб лапти не сносить — за спиной носит . Автор: Верхотурова Вера
Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) — сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь — плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники — короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, — все это делалось из бересты.
Береста, дерево. Вышивка берестой, тиснение, тонирование, резьба, плетение. Автор: Верхотурова Вера
По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства — вышивкой и резьбой по кости.
Береста как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Из этого пластичного, стойкого материала изготовлялись плетеные изделия: кузова, корзины, пестери, лапти, хлебницы, солонки
Жбан, фляжка под вино. Береста, дерево. Автор: Верхотурова Вера
Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала
Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая — июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры — зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.
Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.
Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.
Арлекин … Ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу Берста, дер .. Автор: Верхотурова Вера
В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту
Вера Ивановна Верхотурова родилась в исконно русских землях — на нижегородчине, в маленьком разъезде Саконы. Время было послевоенное, и семье пришлось не раз переезжать. Казахстан, Забайкалье, Ангарск. Родители Веры были люди мастеровые. Мать, Тамара Павловна, как водится у хороших хозяек, сама шила, вязала, вышивала. Дом всегда украшали всевозможные скатерти, салфетки. Узоры мама любила продумывать сама
Домовенок. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна
Отец — Иван Михайлович — очень уважал дерево. Знал все его свойства, сам делал мебель, сам построил дачу. Вот от родителей, наверное, и переняла дочь чуткость к красоте и стремление создать что-то свое, новое, самобытное. Не может просто вышивать крестиком или гладью, она изобретает свои стежки, например, точечные — меньше миллиметра.
А вообще-то в детстве я была отчаянной девчонкой. Другие — с бантиками да с куклами, я же носилась в мальчишечьих ватагах, гоняла мяч, делала какие-то балаганы…
После окончания в 79-м году Иркутского училища искусств Верхотурова занималась резьбой по дереву. Делала дверки для мебели, разделочные доски, гардины, рамы для зеркал. Работала в художественно-оформительской мастерской и здесь познакомилась с Сергеем Павловичем Судленковым. Мастер от Бога, он владеет чеканкой, живописью, знает бересту, кроме того, охотник, рыбак, великолепно чувствует природу и ценит ее неподдельную красоту. Он-то и стал наставником Веры, помог ей найти себя как берестянщицу.
вторская кукла. Варька (За грибами пошла …) Береста, дерево. Вышивка, плетение Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна
Я занимаюсь берестой с 1994-го года и училась вместе со своими учениками. Однажды показывала им, как надо работать резцом и линейкой. Объясняю, а сама — «вжик» — и палец порезала. Говорю: вот так делать не надо… Но до сих пор помню свой первый маленький туесок. Распаришь бересту в кипятке, и она вдруг оживет, станет гибкой, теплой, эластичной, словно кожа. И рождение туеса превратится в радость, таинство.
И все это — гибкость, податливость березовой коры, навыки, привитые матерью, стремление Веры работать по-своему — соединилось в своеобразном стиле ее произведений. Вышивка по бересте — удивительна! Будто замшевая — сумка с тончайшим цветочным рисунком, туески с веселыми скоморохами, затейливыми узорами, орнаментами..
Купец. Береста, дерево. Автор работы: Верхотурова Вера Ивановна
Пусть будут и фарфор, и керамика, и металл, особенно, если они гжельские да жестовские. Но все мои знакомые, попробовавшие использовать берестяные изделия, уже от них не отказываются. Как красивы сухари да баранки в сухарнице: все это вместе будто солнцем облито, жаром сияет. Подстаканники не жгут руки, соль в солонке не отсыревает, крупы в туесах хранятся долго, а хлеб в хлебнице не портится около недели… Будет больше изделий — больше и ценителей. Сначала традиции надо возродить, а потом уж они сами за себя скажут.
В настоящее время Вера проживает в городе Саянске.
Блог Оченьдаже
Источники (1), (2), (3)
Если материал вам понравился, возможно, вам будет также интересен пост «Воздушные стружки» об удивительных работах Сергея Бобкова
Куклы из бересты Юрия Любимцева
В этой статье я хотела написать о том, с чего все началось, почему я занялась таким редким ремеслом, как плетение из бересты, и оказалось, что рассказывать нужно вовсе не о себе, а о моем дедушке, Юрии Ивановиче Любимцеве. Именно благодаря его исключительно мастерским работам и любви к своему делу и я, будучи лет шести, начала делать робкие шаги в творческом направлении. Это история о самобытном художнике, открывшем новое направление в традиционном ремесле — узнаваемая характерная скульптура из бересты.
Итак, началось все крайне прозаично около двадцати лет назад, когда мой дедушка вышел на пенсию. Он был отличным художником, но всю жизнь для творчества не хватало времени, а тут, как нарочно, моя мама, его дочь соответственно, научила его плести простые изделия из бересты. Все бы этим и закончилось, но мастеру не достаточно было повторять уже существующие формы, и он начал придумывать сначала новые элементы, а после и работы. Потом и этого оказалось мало — он попробовал сделать берестяную куклу. Так, постепенно и родилось направление, где мастер смог полностью реализовать себя как художник. Поначалу создавались вымышленные образы и сюжетные композиции, а потом появились и узнаваемые. В коллекции Юрия Любимцева есть исторические персонажи, среди которых — Петр Первый, первая характерная скульптура мастера, писатели и поэты (А.С. Пушкин, М. Горький, М.Ю. Лермонтов, Лев Толстой и другие),
знаменитости прошлого столетия (Мэрлин Монро). Есть целые серии скульптур, посвященные греческой мифологии, карельскому народному эпосу «Калевала», спортивной, новогодней и другим тематикам. Каждая такая скульптура создается около месяца. Юрий Любимцев занимается подробным изучением исторического периода, характера человека, чтобы как можно более точно передать образ, продумать каждую пусть даже самую крохотную деталь. Если сначала скульптуры были достаточно просты в исполнении, то теперь мастеру удаются даже изгибы ноги или руки. Многое приходится делать на глаз, без линейки. Удивительно, что скульптуры созданы настолько живо, что кажется, словно они замерли только на долю секунды, чтобы попозировать перед камерой.Также мастер увлекается макетированием памятников деревянного зодчества. Причем макеты создаются с учетом реальных пропорций построек. Размеры всех деталей выверены до миллиметра. Примечательно, что некоторые часовенки и церквушки близлежащих деревень сохранены для истории только в этих макетах, поскольку разрушились без должного ухода и реставрации.
Самый главный вдохновитель скульптора — его жена Маргарита Степановна Любимцева. Супругов так и называют — Мастер и Маргарита. За два десятилетия их небольшая уютная квартира превратилась в необыкновенный музей: вот с комода строго смотрит величавая Екатерина II, в углу перед поклонным крестом стоит богомольная старушка, по трюмо прогуливается задумчивый Лермонтов… Удивительный мир скульптурных образов словно переносит в другую реальность.
К сожалению, мастер почти нигде не выставляется, но тем не менее его имя известно не только в России. Работы Юрия Любимцева есть в Мексике, Швеции и других странах, статьи о нем и его работах можно найти в интернете.
До сих пор мастер полон идей и ищет новые образы. Одна из последних узнаваемых скульптур дедушки — В.И. Чапаев. Помимо этого он постоянно придумывает новые изделия из бересты. Примечательно, что работы мастера не продаются, а только дарятся. Два музея Карелии могут похвастаться такими подарками.
В такой среде я не могла остаться равнодушной к семейному ремеслу. Буквально сказочная, музейная обстановка в доме дедушки и бабушки к этому очень располагала. Конечно, мои работы намного проще, до характерных скульптур мне еще далеко, но в арсенале уже есть несколько авторских работ.
Очень хочется, чтобы о таком уникальном мастере узнало как можно больше людей. Подробней о коллекциях его скульптур я расскажу в следующей статье.
Берестяные игрушки: тема плетения продолжается
Сегодня, как я и обещала, мы поговорим об игрушках, коих из бересты может быть превеликое множество, только фантазию подавай. Ни в коем случае не следует рассматривать моё повествование как какую-либо классификацию или хоть сколько-нибудь профессиональную интерпретацию. Это сугубо моё личное распределение игрушек из бересты, так я их представляю и так мне легче про них рассказывать.
Начнем рассказ с изделий, в которые запросто могли играть наши пра-бабушки и пра-дедушки, а уж пра-пра…, так почти 100% именно в такие игрушки и играли.
Традиционные:
Это те игрушки, которые выполнялись в старину и чаще всего это были лошадки.
Иногда их называли «коники», в каждой местности по-разному, но у коников ножки тоже выплетались.
Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтобы даже игрушка носила на себе бытовую роль. А чтоб дети берегли ее, то хранили в ней самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Итак, солонички:
Почти мифическое происхождение было у погремушек, тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло вначале, оберег или погремушка:
Погремушка из Новгородской губернии (Великий Новгород).
Современные варианты:
Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом. И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой. Считалось, что звук шуршащих зёрен отгонял злых духов. Вот бычок:
Хотя, существовали определённые формы, такие как уточка, курочка или зайчик, которые делались только так и накак иначе и считались оберегами по своей сути. Но о них будет отдельный топик.
Обереги:
Совсем недавно стали появляться игрушки, которые созданы на основе или «на базе» традиционных игрушек, но с применением современных мотивов. Согласитесь, сложно представить игрушку в виде машинки веке эдак в 17-м. А теперь — пожалуйста:
Самовар «Иван-Иваныч» — это, конечно уже не совсем игрушка, но вещь красивенная:
Современные игрушки, но сюжеты, которых все чаще встречаются у разных мастеров, вполне могут претендовать на то, чтобы стать традиционными, лет эдак через 200 будут достойны изучения и хранения в музеях. Как правило, это животные, чаще всего почему-то собачки, и кошки, ну и конечно, «Иван-Иваныч»!
Этого кота изобрела я лично в каком-то дветысячи-мохнатом году, поэтому он удостоился двух фото:
Из всех сказок наиболее часто встречается и поэтому уже почти традиционна именно «Репка». Каждый уважающий себя мастер воплощал ее сюжет на том или ином этапе своего творчества.
И игрушки, которые можно было бы назвать истинно авторскими, сюжет или образ которых пришел кому-то одному в голову и не имел повторного воплощения.
Женская фигура:
Такая дама вряд ли появилась бы на свет даже лет 100 назад.
Деды, кстати играют в старинную игру, кто первей ударит соперника по ладони.
Емеля — тоже часто встречающийся сюжет (но рекорд «Репки» не побил).
А вот дань памяти любимому писателю:
И снова тема домашних питомцев, кот и пес:
Наш любимый крокодил Гена:
Коляска для пупсиков, но можно и большую сплести, если постараться
А вот дань Дню Победы:
Гармонисты, даже затрудняюсь сказать, что за «звери» такие:
Рамки для фото, скорее уже предмет быта:
А вот настоящий шедевр:
Часто встречаются так называемые «реплики», точные копии работ выполненных в старину, вот солонка и пастух:
Разумеется, куклы:
Постановочные композиции:
Не смогла пройти мимо такого «позитивного поросёнка», хотя он почти не имеет отношения к плетению — это техника складывания:
Снова, повторюсь, в моей публикации никакой классификации игрушек, я даже не пыталась сделать. И не думайте, что вот этими образами и формами можно ограничиться. Ограничить вас может только ваша фантазия. Береста очень податливый и благодарный материал из нее можно сделать всё, что угодно! Видела и Змея-Горыныча и даже Аврору(корабль).
Дерзайте, плетите, вас ничто не держит!
Благодарю всех за внимание!
Предыдущая публикация: Виды плетения из бересты
Следующий разговор будет об украшениях из бересты.
Рабочий момент. Делаем куклу Вареньку.
Нам нужно сделать три куклы Вареньки. Заготовки уже вырезаны, на них сделана резьба, они окрашены морилкой и протёрты растворителем. Теперь нужно их свернуть и склеить. Каждая кукла делается на основе развёртки конуса. На бересте вычерчивается развётка для конуса, а на ней делается резьба. Вернее три таких развёртки. Одна для туловища, две для рук.Куклы Вареньки делаются по той же схеме, что и ангелочки. Только они побольше и сделаны из жёлтой стороны бересты, а не из белой. Жёлтую проще резать. И с неё лучше стирается карандаш.
«Делаем куклу Вареньку из бересты.» на Яндекс.Фотках
Аля сидит и подрезает края заготовки, чтобы лучше склеились.
А здесь заготовки уже склеены.
«Делаем куклу Вареньку из бересты.» на Яндекс.Фотках
Теперь нужно приклеить к туловищу руки.
«Делаем куклу Вареньку из бересты.» на Яндекс.Фотках
«Делаем куклу Вареньку из бересты.» на Яндекс.Фотках
Когда в следующий раз придём на работу, нужно будет выточить деревянные головы для кукол. А потом сделать волосы из льна «для сантехников». Приклеить их к голове. Заплести в косичку. А потом… в общем много ещё чего нужно будет сделать для того, чтобы кукла стала примерно такой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
А пока нам не до кукол. Послезавтра идём на мастер-класс для педагогов в «Благое дело». Будем с ними делать берестяные туески.
Плетение из бересты, или Всё новое — это хорошо забытое старое
Сегодня настал такой день, когда мне захотелось рассказать подробнее о таком исконно русском и очень старинном ремесле как плетение из бересты.
Сразу скажу, что береста или иногда еще говорят берёста — это кора дерева берёзы. Мне больше нравится первый вариант, его я и буду употреблять.
Очень рада тому, что в последние годы это ремесло всячески возрождается и набирает былую силу и славу. Всё больше и больше открывается школ и студий и появляется новых мастеров. Спешу успокоить любителей природы, вопреки распространенному мифу, никакого вреда живой берёзе снятие с нее коры не приносит, если это сделано правильно. За 7 лет на месте снятого куска нарастает новый слой уже пригодный к повторному снятию. Еще есть вариант промышленной заготовки, это на лесопилках и лесоповале, где дерево уже срублено.
Как правило, те, кто там работают, никогда не бывают против, если у них попросить.
Итак, тем или иным путем заготовив необходимое количество бересты, мастер-берестянщик приступает к работе. Все, что для этого нужно — это ножницы, 50 грамм растительного масла, тряпочка, собственные руки и фантазия.
Плетение из бересты считалось раньше мужским ремеслом, впрочем, как и любимое наше вязание тоже было мужским занятием, как это ни удивительно! Для того чтобы полоски хорошо и ровно затянуть в изделии, требуется недюжинная сила и очень крепкие пальцы рук. Поэтому чаще всего привлекались к обучению именно молодые мужчины.
Очистив кору от верхнего белого слоя, ее нарезают на полоски, смазывают маслом и плетут. Ах, да, забыла еще сказать про прищепки, которыми закрепляют углы изделия во время работы.
Начинают обычно с простых вещей — салфеточек, солоночек, подносиков.
У русских людей в быту широко применялись такие изделия, иногда бала посуда для всей семьи только из бересты.
Различные хлебницы и короба:
Мелкая домашняя утварь:
Украшения:
Надо ли говорить о корзинах?
Заплечный рюкзак «кошель» для ношения личных вещей:
Огромные заплечные «короба», как в сказке про Машеньку и медведя. В таком вот коробе она сидела и приговаривала: «Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок!»
И малюсенькие для кукол:
Сугубо традиционные вещи, которые принято относить к народному творчеству, были весьма просты и однообразны в исполнении, только так и никак иначе считалось, что простому люду некогда тратить время на безделушки. Там существовало несколько методов и приемов, которые и использовались в работе.
Но интересен тот факт, что в конце 19 века и начале 20-го были очень распространены артели мастеров, и уж там-то фантазия буйствовала как могла. Мастерская берестянщика и по сей день выглядит примерно также как и 200 лет назад:
Даже в богатых и знатных домах было принято иметь вещи плетеные из бересты, шкатулки, например:
Были даже специальные шкатулки для белья и перчаток.
К сожалению, не имею таких фотографий, но доподлинно знаю, что в Карелии плелись сапоги для хождения по болоту и даже плащи. Но вот фотографию лодки нашла.
Хотя, конечно, она не плетеная, но все равно интересно.
В различных местностях, делались различные обереги, назывались они «шаркунок».
Или такой вариант
Даже детские погремушки
Хочу поподробнее остановиться на обуви. Никогда обувь из бересты не называлась лаптями, никогда! Лапти делались только из лыка, которое собирали на иве. Дерево такое — ива, растет по берегам рек. Любые — маленькие, большие, для кукол, для детей, сувенирные, лапти делались из лыка. Обувь же из бересты хоть для ярмарочного медведя, хоть для куклы, хоть для крестьянина, хоть распространенные сейчас мизерные сувенирные —все до единого, назывались «ступни», запомните это, пожалуйста.
Ну под завершение моего рассказа, так сказать, «на сладенькое» — игрушки:
Попутно нашла фото с сапогом, которые плели карело-финны (в другую папку попал), любуйтесь:
А видов плетения было (ну и есть, конечно) два… Но это уже тема для другой истории!
P.S.: Использовала в топике некоторые фото из интернета, но они не подписаны были и в свободном доступе. Сделала это только потому, что качество фотографий в сети лучше, чем я могу соорудить.
Удачного дня! А может ночи! Спасибо за просмотр!
Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом
«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!
Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».
Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >>
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.
Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.
На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:
Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.
Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.
Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.
Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.
Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.
Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.
Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.
Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.
Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.
Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.
Прямое плетение
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».
Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:
Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.
Болванка нужна для соблюдения ровных углов.
Чаще всего так делались различные бутылочки.
На схеме можно понять принцип плетения.
Те же салфетки.
Нехитрая домашняя утварь.
Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.
И схема плетения «утицы», вдруг кому надо:
Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.
Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.
Конечно, чаще всего и плелись корзинки.
Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.
Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.
Косое плетение
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.
Кто хочет, может обратиться к китайцам.
Угол «в живую»
Угол в работе.
В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:
Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:
Короба:
Даже сумка для ноутбука:
И многое другое.
А главное, игрушки!
Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.