Геоконт Воскобовича: игры и схемы

Развивающие игры Вячеслава Воскобовича очень популярны среди педагогов и родителей. Одной из таких игр является «разноцветные паутинки» или «дощечка с гвоздиками», как называют конструктор «Геоконт» в народе. Однако далеко не сразу родители могут разобраться с тем, как играть в «Геоконт» В. Воскобовича и правильно преподнести его своим детям.

Что собой представляет конструктор «Геоконт»
Название игры «Геоконт» образовано от словосочетания «геометрический контур». Конструктор представляет собой дощечку из фанеры. На эту дощечку наклеена пленка с координатами и закреплены 33 гвоздика из пластмассы разных цветов. По центру крепится черный гвоздик, остальные же располагаются цветовыми группами, кроме белых гвоздиков сверху.
В. Воскобович использовал в конструкторе законы оптики, говорящие о том, что белый цвет состоит из 7 цветов. Лучик белого цвета, попадая на центральный черный гвоздик, распадается на 7 цветов радуги.
Это свойство помогает не только познакомить детей с основными цветами, но и упрощает знакомство детей с координатной системой. Лучи имеют буквенное обозначение в соответствии с цветом, где «Б» — белый, «К» — красный, «О» — оранжевый, «З» — зеленый, «Г» — голубой, «С» — синий, «Ф» – фиолетовый.

Гвоздики в лучах также пронумерованы от 1 до 4. С помощью этого, поиск необходимого гвоздика происходит по его обозначению, например Б1, З4, Г2. В комплекте к конструктору идет набор разноцветных резинок, пособие с иллюстрациями, в котором предложены творческие игры разного по сложности уровня.
Подробное описание игры смотрите в следующем видео.

Как сделать игру по подобию Геоконта Воскобовича, смотрите в следующем видео.
Играем со сказкой
В. Воскобович придумал сказку, приложением к которой является конструктор. Главные сказочные герои – это малыш Гео, ворон Метр и дядя Слава. Ребенок, своими иллюстрациями из резинок к сказке, совершает путешествие и помогает героям выбраться из различных сложных и опасных ситуаций. Все схемы, которые должны получиться у ребенка, в пособии к конструктору предоставлены.

В пособии предлагаются задания разного уровня сложности и разного возраста детей. Это помогает сделать конструктор «Геоконт» привлекательным не только для детей 2-3 лет, но и постарше. Даже взрослые с удовольствием совершат путешествие вместе со своим ребенком.
Также вы можете придумать свои сказочные сюжеты и схемы для конструирования из резинок. Это разнообразит вашу игру с малышом и сделает ее еще привлекательнее для него. Вы можете предложить детям построить дорожки определенного цвета, длинные и короткие дорожки, широкие и узкие. Сконструируйте различные геометрические фигуры разного размера, постройте домики.
Предложите малышу придумать свой собственный узор, попросите назвать, какие фигуры он для него использовал. Можно даже попробовать изобразить с помощью резиночек сказочного героя.

Чем полезны игры с «Геоконтом»
Конструктор «Геоконт» принесет огромную пользу для развития ребенка любого возраста. Детям раннего возраста «Геоконт поможет:- познакомиться с разными геометрическими фигурами, их особенностями;
- выучить основные цвета, формы и величины;
- будет учить работать по образцу и по схеме из пособия;
- придумывая собственные схемы малыш будет развивать воображение;
- развивать мелкую моторику, которая очень важна для ребенка.

Дети более старшего возраста, помимо перечисленного выше, будут:
- познавать азы моделирования;
- понимать, что такое система координат и учиться в ней ориентироваться;
- развивать мышление, в том числе и нестандартное;
- развивать внимание и память;
- уметь находить общее и отличия, учиться анализировать;
- знакомиться с понятиями «симметрия» и «асимметрия»;
- развивать мыслительные процессы;
- находить и устанавливать закономерности.
Конструктор «Геоконт» окажет неоценимую помощь в интеллектуальном развитии для детей всех возрастов.

Пример занятия с Геоконтом смотрите в следующем видео.
НИИ Эврика. Геоконт своими руками
Уважаемые читатели, эта статья для тех, кто интересуется, как создать геоконт своими руками и в какие развивающие игры с ним можно играть.
Геоконт — это доска с закреплёнными в определённом порядке кнопками или гвоздиками, на которые натягиваются цветные резинки. По сути, такой игровой квадрат можно назвать оригинальным конструктором, позволяющим создавать различные геометрические фигуры, схематические изображения предметов, всевозможные орнаменты. Дома вполне можно сделать аналог промышленной игрушки. Хотите узнать как? Читайте!
Занимательная развивающая игра
Геоконт — полезная игра для развития логики, воображения и сенсорных и пространственных ощущений малыша. Она стимулирует формирование образного мышления и математических способностей. Ребёнок учится конструировать из резинок различные геометрические фигуры, создаёт домики, кораблики, машины, цветы и т. п. Этот процесс естественно и ненавязчиво развивает мелкую моторику детских пальчиков, стимулирует развитие речи и памяти.
Дети 3–4 лет учатся самостоятельно натягивать резинки на цветные шляпки, создавая простейшие геометрические фигуры. Ребятишки знакомятся с понятиями «ровно», «выше», «ниже». Одновременно малыши запоминают цвета.
В 5–6 лет дошкольники осваивают устный счёт, пространственные понятия, начинают изучать цифры и буквы. В этот период игровой тренажёр геоконт станет отличным помощником. Родители придумывают схемы, называют координаты точек для фиксации резинки, а малыш должен найти их. Постепенно создаётся изображение, которое нужно назвать.
В создании картинки смело используйте несколько резинок разного цвета. Усложняйте контуры, сочетая ломаные и прямые линии. Конструируйте с фантазией и воображением. Предложите крохе воссоздать изображение по памяти, называя координаты нужных точек. Спрашивайте об ассоциациях, которые вызывают различные ломаные линии и фигуры.
Для старшего дошкольного возраста придумывайте задания на самостоятельное перенесение изображения в соответствии со схемой на бумаге. Устраивайте конкурсы на самую интересную схему или самую сложную фигуру. Детей всегда радует игровая конкурсная основа деятельности.
Домашняя мастерская
Самостоятельно изготовить геоконт очень просто. Посмотрите мастер-класс в интернете, как сделать игрушку своими руками. Изучите различные варианты разметки игровой доски. Определите подходящие размеры и материалы и приступайте к работе.
Необходимые материалы и инструменты:
- квадратная доска (ДВП, фанера, очень плотный картон) со сторонами 21 см, или 35 см, или 50 см;
- материалы для оформления доски: краски, самоклеющаяся цветная плёнка, ткань, клеёнка;
- гвоздики или кнопки с цветными шляпками всех цветов радуги;
- цветные канцелярские резинки;
- линейка, карандаш, цветные маркеры, клей;
- плоскогубцы.
Инструкция по изготовлению геоконта:
- Подготовьте базовый квадрат нужного размера, тщательно обработайте его края и углы.
- Покройте квадратную основу цветной краской или оклейте тканью, плёнкой или клеёнкой. Цвет основы должен быть однотонным, светлым, позволяющим хорошо различать цвета гвоздиков или кнопок. Традиционно у геоконта жёлтое поле.
- Проведите пересекающиеся чёрные диагонали, соединив противоположные углы.
- Через точку пересечения диагоналей начертите перпендикулярные линии, соединяющие середины противоположных сторон.
- Рисуйте квадраты с вершинами на диагоналях и сторонами 5 см, 10 см, 15 см, 20 см и т. д., если у вас большая доска.
- Точку в центре квадрата обозначьте буквой «Ц», остальные точки пересечения всех линий пронумеруйте от центра к краю отрезков. На каждой линии своя нумерация. Так, например, в самом маленьком квадрате вокруг центра все точки будут с цифрой «1», в следующем — с цифрой «2» и т. д.
- На каждом отрезке с цифрами от 1 до последней плотно вставьте гвоздики или кнопки со шляпками одного цвета. Первая линия от центра вверх — белая. Затем располагайте цветовые отрезки по порядку цветов в радуге: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Не расстраивайтесь, если нет какого-то цвета. Смело замените его на имеющийся в наличии или перекрасьте шляпки.
- Крайние точки каждого цветного отрезка обозначьте первой буквой соответствующего цвета (Б, К, О, Ж, З, Г, С, Ф). Теперь каждая точка имеет свое имя (Б2, К4, З2).
- Переверните доску и проверьте обратную сторону. Если острые края гвоздей или кнопок опасно проткнули основание насквозь, загните их плоскогубцами и залейте клеем. Лучше всего на оборотную сторону игровой доски наклеить картон, который защитит малыша от царапин и травм.
Геоконт для вашего ребёнка готов.
Возможны варианты
Геоконт может выглядеть иначе.
- Подготовьте большой квадрат — это будет основа, как указано картинке.
- Расчертите игровое поле на квадраты со сторонами 5 см.
- Распределите кнопки по всем точкам пересечения. Причём все шляпки могут быть одинакового цвета.
- Обезопасьте оборотную сторону доски.
Такой игровой квадрат вполне подойдёт малышу для конструирования и моделирования. Обратите внимание, что базовой основой для такого геоконта может стать обычная шахматная доска. На ней уже готова идеальная разметка. Достаточно аккуратно и безопасно закрепить кнопки.
Подведём итоги
- Игровой квадрат геоконт помогает детям развиваться и обучаться.
- Вам по силам эту игру создать в домашних условиях.
- Обязательно следите за безопасностью и надёжностью всех деталей и креплений.
- Используйте геоконт для занятий по развитию речи для освоения математических основ.
- Поощряйте инициативу детей в создании новых изображений.
Уважаемые читатели, если у вас есть опыт создания геоконта и занятий с ним, поделитесь с нами. Ждем ваших отзывов и комментариев. До новых встреч!
Консультация (подготовительная группа) на тему: «Развивающие игры В. В. Воскобовича».Мастер класс по изготовлению Геоконта.
Мастер — класс
«Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Биография.
Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в армии, вернулся в родной город. Помимо физики, имел параллельное увлечение — участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках.
Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. В начале 90-х родилась методика В. Воскобовича. Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге.
В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре.
В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых.
Не зря говорят, талантливый человек — талантлив во всем.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
4. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» — это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» — жесткость и гибкость одновременно.
К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры» (авторы Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Рецензентами технологии стали д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А.И. Герцена Крулехт М.В. и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им.А.И.Герцена Полякова М.Н. Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Основные принципы технологии
- Игра плюс сказка
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
- Развивающая среда — Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.
Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа:
- Игра «Геоконт» — Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, паучата Ромбик, Плюсик, Вопросик, Фантик, Лучик.
- Игра «Геовизор» — Школа Волшебства, персонажи – Околесик, Гномы Разделяй-Объединяй, Больше-Меньше, Крути-Верти, Появись-Исчезни.
- Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи — Ворон Метр.
- Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – шуты Дион, Дван, Трин.
- Игра «Прозрачный квадрат» — Озеро Айс, персонажи – Хранитель Озера Айс, Малыш Гео, Ворон Метр, Незримка Всюсь.
- Игра «Прозрачная цифра» — Цифроцирк, персонажи – Магнолик.
- Игры «Математические корзинки», «Счетовозик» — Цифроцирк, персонажи Магнолик, Ежик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четверка, Пес Пятерка, Кот Шестерка, Крокодил Семерка, Обезьяна Восьмерка, Лиса Девятка.
- Комплект «Игровизор» — Страна Муравия, персонажи – Околесик, королева Мурана и ее поданные, муравей Мурашик.
- Комплект «Ларчик» — Ковровая Полянка, персонажи Лопушок и Гусеница Фифа.
- Игры «Чудо-крестики», «Чудо-соты» — Чудо-острова, персонажи – Пчелка Жужа, Китенок Тимошка, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.
- Игра «Чудо-цветик» — Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео, девочка Долька.
- Игра «Теремки Воскобовича» — Город Говорящих Попугаев, персонажи – Шуты Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ерлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин.
- Игры «Конструктор цифр» — Город Говорящих Попугаев, персонажи – попугаи Эник и Бэник.
- Игры «Конструктор букв», «Шнур-затейник» — Цифроцирк, пероснажи – Филимон Коттерфильд.
- Игры «Логоформочки» — персонажи – Восклицатик.
С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре.
Примеры игр
1.«Теремки Воскобовича» — базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков — очень компактная, удобная конструкция.
В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука — впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя — Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком.
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках».
Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками.
2. «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.
3. Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни.
4. Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.
5. ГЕОКОНТ в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:
— маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
— дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.
Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.
Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.
6. Квадрат Воскобовича — Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.
Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!).
Во многих дошкольных учреждениях создается «вертикальная» развивающая среда в виде Фиолетового Леса. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.
Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Мастер-класс по изготовлению игры «Геоконт»
«Геоконт» или «дощечка с гвоздиками». На фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные резинки, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта», в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка).
Играя с «Геоконтом» у детей развивается сенсомоторные способности (освоение цвета, формы, величины, креативное мышление.
Работая по методике Воскобовича, хотелось, что бы у каждого ребенка был такой квадрат. Решила показать, как сделать упрощенную версию «Геоконта» своими руками. Делюсь с вами, может кому пригодится.
Это всё, что мне понадобилось. Квадрат можно сделать любого размера. У меня 21х21.
Закращиваем квадрат полностью жёлтым цветом.
Проводим линии по двум диагоналям черным цветом.
Проводим вертикальную и горизонтальную перпендикулярные линии через центр черным цветом.
Чертим квадраты со сторонами 6см, 9см, 15см, 20см. Проверить соединение углов по диагоналям.
Места пересечения линий обозначаем цифрами от центра (Ц) к краям (1-4).
Декорируем точки пересечения цветными кнопками. Верхний отрезок — белый. Далее следуем порядку цветов радуги. Центр — черный.
«Геоконт» своими руками готов. Играйте и развивайтесь.
Геоконт или волшебная дощечка по следам Геоконта | Дошкольное образование
Геоконт или волшебная дощечка по следам Геоконта
Автор: Зайцева Елена Николаевна
Организация: МДОУ ДС №29
Населенный пункт: Челябинская область, г. Копейск
Автор: Рудакова Дания Ахмеяновна
Организация: МДОУ ДС №29
Населенный пункт: Челябинская область, г. Копейск
Наши дети живут и развиваются в новую эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого мышления. А дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся в школе, достигают высоких результатов, лучше ориентируются в социуме.
Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Приоритетным направлением в работе является не навязывание ребенку готовых знаний, а необходимость в указании путей их приобретения. Необходимо сделать процесс познания более гибким, а итог – результативным.
При обучении и развитии детей основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитать интерес к самому процессу познания, умению преодолевать трудности, не боясь ошибок — самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. А значит, обучение детей должно быть увлекательным, проблемно – игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Решить все эти задачи помогают игры нового поколения. Наш детский сад работает по программе «Детство» и главный девиз её «Чувствуем. Познаем. Творим». По этой программе очень важно применение развивающих игр, таких как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича и другие.
На сегодняшний день по методике В.В. Воскобовича насчитывается более 50 игр. Их содержание, методика и организация проведения заключает в себе огромный потенциал для развития интеллекта у детей, так как игры Воскобовича – многофункциональны, не имеют ограничений по возрасту и проявления творческого потенциала, что дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение и многое другое.
В своей практической деятельности я решила взять для работы одну из развивающих игр Воскобовича — Геоконт.
В народе Геоконт называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые расположены на ней в определенной последовательности (по осям) по цвету и соответствуют цветам радуги.
На гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка, выступающая средством конструирования, при помощи которой получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов).
Знакомство с пособием происходило поэтапно, небольшими шагами, сначала использовала простые и легкие задания, а затем постепенно повышала уровень их сложности.
При первом знакомстве дети рассмотрели «дощечку с гвоздиками», имеющую разные цвета, поиграли с резинками, натягивая их на пальцы, затем стали натягивать резинки на гвоздики без всяких заданий.
Затем этой игрой погрузила детей в мир геометрии, познакомив их с основными понятиями: «прямая», «горизонтальная, вертикальная, наклонная линия». Строили длинные и короткие, широкие и узкие дорожки, предлагая детям прогуляться пальчиками по дорожкам, определенного цвета.
После этого мы перешли к конструированию простых геометрических фигур, натягивая большой или маленький квадрат, узкий или широкий прямоугольник и учились давать характеристику геометрическим фигурам. Дети с удовольствием играли с квадратами, треугольниками и трапециями. Освоив приемы конструирования, элементарные контуры предметных форм стали превращаться в образы объектов. Для начала, задания выполнялись по готовым схемам и только заметив, что дети стали воображать и придумывать фигуры сами, мы перешли к выполнению заданий по собственному замыслу, предлагая детям самим придумать узор.
Для большей заинтересованности детей при выполнении заданий в комплект игры «Геоконт» входит методичка, в её содержание включена сказочная история с отдельными героями: Гео, вороном Метром и дядей Славой. Суть игры заключается не только в выполнении заданий разного уровня сложности, но при этом дети путешествуют с малышом Гео преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Но как показала практика, что не все ребята из группы в самостоятельной деятельности берут играть в руки Геоконт. В связи с тем, что не все дети моей группы интеллектуалы, большинство из них дети творческие, можно сделать вывод, что не каждому ребенку Геоконт может быть интересен, а возможно некоторые дети имеют затруднения при выполнении заданий и не всегда умеют быстро концентрироваться на поставленной задаче. У меня возникла идея в необходимости создания подобия данного пособия, но с внесением изменений, т.е. модернизировать макет Геоконта. Проанализировав интернет ресурсы я увидела, что педагоги уже применяют похожее пособие в своей практике и дают ему название Геоборд или Геометрик.
Изготовить его своими руками для желающих не создаст никаких проблем. Для этого потребуется лист фанеры (можно купить обычную разделочную доску), на котором необходимо расчертить квадраты одинакового размера. Гвоздики с легкостью заменяются канцелярскими кнопками разных цветов, их количество увеличится в сравнении с самим Геоконтом. Приобрести набор цветных резинок, предназначенных либо для денег, либо для волос. Технология натягивания у этих резинок разная. Резиночки для волос натягиваются между соседними кнопочками, а канцелярские резинки можно растягивать на большое количество кнопок.
При использовании такого пособия ребёнку есть, где развернуться, это большое поле для воплощения его фантазий, еще больше проявления самостоятельности! А это значит, что ребёнку предоставляется еще больше возможности проявления детской инициативы, что не маловажно для перспективы развивающего обучения.
Очень важно было оснастить группу данными пособиями, то есть создать условия для игры каждому ребёнку индивидуально, учитывая их возможности и интересы. В этом большую помощь нам оказали родители детей. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с технологий игры в Геоконт, заинтересовала их. При их помощи были изготовлены дополнительные экземпляры Геоконта и его подобия.
А пособие, которое я вам предлагаю в комплекте, заменит ваше воображение. Применение интересных заданий и игр помогут вам и специалистам: учителям – логопедам, педагогам – психологам, дефектологам применять Геоборд или Геометрик в разных образовательных областях, с разными возрастными категориями детей и их индивидуальным развитием. А так же может быть успешно использован, как в индивидуальной, так и в подгрупповой или групповой работе с детьми. Данное пособие можно использовать на начальном, подготовительном этапе работы с развивающем пособием Геоконт.
Что же общего между двумя пособиями?
-Настольная дидактическая игра в виде математического планшета;
-Предназначение: развивает мелкую моторику рук, логику, пространственное восприятие;
-Материал изготовления: фанера, гвоздики, резинки;
-Действие детей по образцу и самостоятельно.
А какое различие мы находим в данных пособиях?
ГЕОКОНТ |
ГЕОМЕТРИК |
расположение гвоздиков в определенном порядке: вертикально, горизонтально, по диагонали, по окружности |
расположение гвоздиков по квадратам сетки
|
обозначение вершин цифрами, буквами |
нет обозначений
|
выполнение задания по шифру |
произвольное выполнение заданий, задания на творческое воображение |
Приведу несколько примеров из своей практики применения Геоборда или Геометрика:
- При проведении работы по звукоподражанию ребёнок вместе с педагогом строит с помощью разноцветных резинок машину, дорожку, домик, делает дерево и другие предметы, затем озвучивает их.
- При автоматизации звука, ребёнок с помощью представленной в альбоме схемы самостоятельно создаёт образ предмета, определив его по заданному звуку.
- При конструировании на планшете домика, он может менять его высоту и ширину, форму крыши.
- Для более легкого запоминания ими букв алфавита.
- При работе над лексической темой дети выкладывают изображение предмета, с помощью педагога учатся задавать вопросы и отвечать на них, обсуждать уже известную информацию, знакомятся с новым материалом и уточняют, какой предмет они сделали, из каких частей (геометрических форм) и т.д.
- В образовательной области «Познавательное развитие», раздела РЭМП для более легкого запоминания ими цифр, геометрических фигур, ориентировке на плоскости.
- В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», раздела экология для более легкого запоминания ими игры с созвездиями.
- отличный метод для расслабления и снятия психологического напряжения.
- применение в сюжетной игре.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что опираясь на главный девиз программы «Детство»: «Чувствуем. Познаем. Творим», применяя различные развивающие технологии, мы со своими коллегами добиваемся высоких показателей в развитии и обучении детей. Хотелось бы порекомендовать вам попробовать использовать данные пособия: Геоконт и Геометрик или Геоборд в вашей дальнейшей работе
Пробуйте и развивайте своих воспитанников. Удивляйтесь сами и удивляйте своих детей!
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 13,4 МБ
- file0.docx.. 28,2 КБ
Опубликовано: 02.04.2019
геоконт своими руками смотреть онлайн видео воскобович развивающие игры своими руками в хорошем качестве. — Видеохостинг Rutube
Подпишись, поставь лайк, оставь свой комментарий! https://www.youtube.com/channel/UC-q_pSbG8Ja9U0bzpX1FYFAhttps://youtu.be/i7iqeTtL-fc ГЕОКОНТ своими руками. Развивающая игра Воскобовича геоконт своими руками. Развивающие игры Воскобовича направлены на развитие навыков силуэтного конструирования, освоения начальных геометрических знаний, представлений и пространственных отношений. Играя с этими пособиями ребенок получает возможность совершенствовать свой интеллект, внимание, память, воображение и творческие способности. «Геоконт» — её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки» -. представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»). В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество. Пособие представляет собой игровое поле, с нанесенной на него координатной сеткой, геометрическими фигурами и лучами. В каждой из 33 точек пересечения размещены разноцветные пластмассовые гвоздики. Натягивая между ними разноцветные резинки, входящие в комплект, ребенок сможет создавать геометрические фигуры, предметные силуэты, узоры, цифры и буквы. Действовать ребенок может как по образцу, используя для этого инструкцию со схемами и рисунками, так и следуя словесному алгоритму или собственному замыслу. Словесный алгоритм можно шифровать, записывая точки координат придуманных вами предметов. Для этого сконструируйте на Геоконте свою фигуру и попросите ребенка воссоздать ее используя только ваши координаты. Пособие можно использовать для ознакомления детей с основными геометрическими понятиями «луч», «отрезок», симметрия. Можно предложить ребенку поиграть в «Зеркальное отражение». Для этого создайте на одной половине игрового поля часть задуманного изображения и предложите ребенку симметрично дополнить ее на второй, «зеркальной» части Геоконта. Что в итоге получилось? Игры с Геоконтом помогут вам развить сенсорные способности ваших детей (освоение цвета, формы, величины), творчество, воображение, мелкую моторику кисти и пальцев. Такие игры станут основой для крепкого усвоения геометрических представлений и пространственных отношений. Развития навыков конструирования по словесной модели и построения симметричных фигур, поиска и установления причинно-следственных связей.Презентация по математике на тему: Мастер — класс «Развивающая игра В.В.Воскобовича «Геоконт»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 15»
Согласовано: | Утверждено: заведующий |
руководитель ГМО | муниципального бюджетного |
по социально – коммуникативному | дошкольного образовательного |
развитию | учреждения «Детский сад |
__________ / Белоусова О.Н. | общеразвивающего вида № 15» |
_____________ / Гимранова Л.Ш. |
Тема выступления:
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА В.В. ВОСКОБОВИЧА « ГЕОКОНТ»
на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района
Составили: |
воспитатели |
МБДОУ № 15 |
Ганиева А.М., Шайхуллина Н.Х. |
г. Нижнекамск,
2016 год
Развивающая игра В.В. Воскобовича « Геоконт»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Игра «Геоконт» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик»).
«Геоконт» — оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.
В комплект игры «Геоконт» входит методическая работа «Умелые лапки». это сказочная история о Пауке Юкке и его внучатах – паучатах, игровые задания, схемы.
Методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» открывает цикл сказочных историй Фиолетового Леса. В ней «Геоконт» становится Чудесной Поляной Золотых Плодов. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их интересными и понятными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Развивающая суть игры.
Игра «Геоконт» развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников. Самостоятельное конструирование геометрических фигур, когда задействуются зрительный и осязательно – тактильный анализаторы, способствуют формированию представлений об эталонах формы. В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции сознания. Построение фигур на листе бумаги по координатам игрового поля готовит детей к освоению простейшего программирования. С помощью координатной сетки дошкольники могут рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.
Игра «Геоконт» и сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я , дядя Слава» погружают ребенка в мир геометрии, он осваивает основные геометрические понятия: «луч», «прямая», «точка», «отрезок», «угол», «многоугольник» и т.д.
Методические рекомендации.
Игра «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи. Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т.д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает».
Младший дошкольный возраст. Осваивая игру «Геоконт», дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант.
Старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные на «Геоконте» фигуры. Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета.
С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.
Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.
В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребёнка, подбирая игровые задания по силам.
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это повод побыть немного в детстве своего ребенка, оторвав его от цепких пут «мамопапозаменителя» с квадратной головой — телевизора или компьютера. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя, это материал для организации занятия в группе. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия.
Для побуждения ребенка к занятиям с «Геоконтом» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача педагога, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не тольконескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого.
«Мастер-класс» ГЕОКОНТ
Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовича.
— Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Затем появились и методические сказки.
К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:
Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:
Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;
Узнает и запоминает цвет или форму;
Учиться считать, ориентироваться в пространстве;
Тренирует мелкую моторику рук;
Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи технологии.
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Универсальность использования
Универсальность по отношению к образовательным программам позволяет использовать развивающие игры В.В. Воскобовича в любой программе дошкольного образования: «Детство», «Радуга», «Развитие» и т.д.
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми — «Геоконт»
Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
— А сейчас я познакомлю вас еще с одной игрой из технологии «Сказочные лабиринты» — «Геоконт».
В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят — это не просто доска, а сказка — «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле «Геоконт» нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.
Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. Но знакомство с играми как вы, наверное, уже поняли, начинается с сюжетно-ролевых игр.
— Предлагаю начать знакомство с «Геоконтом» с подвижной развивающей игры «Паутинка».
(Показ заданий )
Консультация по математике по теме: Использоване технологии «Геоконт» в работе с детьми
Мастер – класс для педагогов
«Использование развивающей игры В. В. Воскобовича «Геоконт», для развития интеллектуальной сферы дошкольников»
Цель мастер — класса: повышение профессионального умения педагогов по развитию интеллектуальной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности.
Задачи мастер — класса:
— познакомить педагогов с использованием развивающей игры «Геоконт» с детьми дошкольного возраста;
— обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающей игры в педагогическом процессе;
— развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
— вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Раздаточный материал: дидактическая игра «Геоконт», образцы для выполнения узоров.
План проведения мастер-класса:
1. Вступительное слово, актуальность темы.
2. Ознакомление участников мастер — класса с игровой технологией развития интеллектуальных способностей детей В. Воскобовича.
3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию игры «Геоконт» для развития интеллектуальной сферы дошкольников.
4. Рефлексия:
• выводы, подведение итогов,
• вопросы участников мастер — класса.
Ход мастер-класс:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В основу технологии В. Воскобовича положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач. Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.
Характеристика развивающей игры:
1. Многофункциональность. В игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игры. Эта игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка». Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с не тающими льдинками озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал. Игра дает ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из разноцветных «паутинок». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игра даёт возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
Цель занятий с игрой «Геоконт»:
— Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
— Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
— Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
— Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях.
— Развитие мелкой моторики.
В народе Геоконт называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые называются «разноцветными». На «разноцветные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка, и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Динамичная «резинка» выступает средством конструирования.
Одна и та же игра привлекает детей и трёх и шести — семи лет, так как можно решать упражнения в одно — два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки в действительность, Сколько интересного можно придумать и сделать из разноцветных «паутинок» «Геоконта».
Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а рассматривают и создают на «Геоконте» не модели конструирования, а разноцветные паутинки.
На «Геоконте» дети создают силуэты по показу взрослого и собственному замыслу, по схеме-образцу и словесной модели (на игровое поле «Геоконта» в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка).
Весь комплекс игр и пособий под общим названием «ГЕОКОНТ» интенсивно развивает интеллектуальную сферу дошкольников.
Прежде всего, «Геоконт» открывает путь в мир Геометрии, об этом говорит название игры, образованное из двух слов «геометрический» «контур»,
С помощью игры дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины, тренируют тактильно-осязательные анализаторы, Это имеет огромное значение для их дальнейшего умственного развития.
Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.
В игре «Геоконт» нет возрастной градации игровых заданий, поэтому важно ориентироваться на уровень развития ребёнка, подбирая игровые задания по силам.
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, в индивидуальной и коррекционной практике. Структура игры имеет строго алгоритмированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. Это возможность индивидуальной работы и коррекции воспитателя, это материал для организации занятия в группе. Причем, игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия.
Для побуждения ребенка к занятиям с «Геоконтом» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз, общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани. Неструктурированный образный материал стимулирует спонтанное творчество, и тут задача педагога, на волне интереса ребенка, использовать гибкость игровой системы. Принцип «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого.
Убедиться во всем этом нам поможет практические задания, которые мы с вами выполним с помощью планшета «Геоконт».
1. Задание: «Дорожки» и «Квадрат, треугольник, домик» для детей 2-3 лет и при первом знакомстве с «Геоконтом» старших дошкольников. (педагоги выполняют по образцу)
Можно предложить детям прогуляться пальчиками по красным, синим и т. д. дорожкам. Затем пробуем построить длинные и короткие дорожки, широкие и узкие, натягивать большой и маленький квадраты, строить дома. Важно предлагать детям самим придумать узор. Обязательным условием при игре является назвать форму и величину создаваемых предметов.
2. Задания, выполненные по готовым схемам, для дошкольников постарше (4-7 лет) – «Золотая рыбка»
3. Играть с «Геоконтом» детям будет интереснее, если мы попробуем включить их в какую-нибудь сказочную историю.
Мы сейчас отправимся с вами на поиски пропавшего Буратино.
«Взволнованный Пьеро (из известной сказки про Буратино) рассказал мне, что встретил в лесу напуганного Буратино с Золотым ключиком. «Думаю, он прятался от разбойников. Я хотел его догнать, чтобы помочь ему, но не смог. Очень волнуюсь, что с ним случится беда!» — прошептал Пьеро.
Воспитатель: Буратино может заблудиться и потеряться в лесу. Ребята, давайте поможем Пьеро найти и защитить Буратино от разбойников! У нас есть чудесная поляна с гвоздиками и волшебными паутинками. С помощью них мы и найдем Буратино. (Дети (в нашем случае, педагоги) из резинок – паутинок на «Геоконте» составляют силуэт Буратино по образцу, который показывает воспитатель.) Ребята, вы молодцы! У вас все получилось! Буратино радуется, что ему теперь ничего не угрожает и очень благодарит вас.»
4. Очень интересные задания и игры можно придумать для детей логопедической группы для более легкого запоминания ими букв алфавита. (педагоги выкладывают буквы, слоги)
Таким образом, используя логическую игру «Геоконт», подключая вашу фантазию, вы можете в непринужденной игровой, а самое главное, интересной для дошкольника форме, достичь очень хороших результатов в развитии интеллектуальной сферы детей. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».