Статья (старшая группа) на тему: Особенности реализации Стандарта в группах компенсирующей направленности/
Особенности реализации Стандарта
в группах компенсирующей направленности.
автор статьи Шутова Валентина Анатольевна,
воспитатель группы компенсирующей направленности
МБДОУ « Детский сад № 11 г.Выборга»
« Великая цель образования- это не знания, а действия».
Герберт Спенсер, английчкий философ.
социолог 19 века.
Дошкольный возраст — уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения и играет важную роль в развитии ребенка.
Согласно приказа, от 14 ноября 2013 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» речевое развитие становится самостоятельной образовательной областью, ориентируя детский сад на:
- способность ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- овладение ребенком устной речью, умением выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, умения выделять звуки в словах, на формирование у ребёнка предпосылок грамотности;
- на проявление любознательности, его интерес причинно-следственными связями, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Особенности реализации ФГОС в группе компенсирующей направленности определяется строгой, продуманной системой воспитательно — образовательного процесса в интегрировании с логопедией, поэтому для эффективной коррекционно-развивающей работы очень важна педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка, система коррекционно-развивающей работы и предметно-пространственная развивающая среда. Именно пространство группы позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Каждый уголок моей группы — раздевалка, умывальная комната, спальня, игровые центры и участок – это широкая наглядная база для решения таких коррекционных задач, как формирование и активизация словарного запаса, совершенствование тонкой и общей моторики, закрепление грамматических категорий, развитие связной речи и психических процессов.
Каждому известно, что Стандарт выделяет пять образовательных областей и в работе по коррекции нарушений речи развитие ребёнка по этим направлениям происходит параллельно.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Зная, что обучение по ФГОС — это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, могу с точностью сказать, что особенностью реализации стандарта в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи является эффективная организация режимных моментов, при которой под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Создание эмоционально — благоприятной ситуации с момента прихода ребенка в группу способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении на протяжении всего дня, поэтому утренний отрезок времени очень важен, как для меня, так и для моего воспитанника. Постепенный приход детей позволяет мне вести эффективную коррекционную работу по звуковой культуре речи, а также организовать мини подгруппу по работе в уголке природы, где провожу игры для активизации и развития словарного запаса детей, тем самым контролирую построение грамматически правильной речи.
Почувствовать себя бодрыми и здоровыми нам помогает утренняя гимнастика, куда обязательно включаю артикуляционные упражнения и упражнения на развитие речевого дыхания. Зарядка проводится мной в сопровождении с речью. Обязательно обращаю внимание на самочувствие детей. И в зависимости от этого использую быстрый или медленный темп движений и речи.
Благотворной почвой для речевого развития являются игры и упражнения, которые помогают мне во время умывания. Здесь я выполняю с детьми самомассаж, играю с детьми в игру « Доскажи словечко», что развивает фонетическую сторону речи, словарный запас детей и грамматический строй речи.
Во время приема пищи мы решаем такую речевую задачу, как навыки общения за столом: упражняем в использовании речевых формул, учим выбирать тему разговора, поддерживать дружескую беседу, внимательно слушать говорящего. Роль ведущего исполняет как взрослый, так к этому могут подключаться и дети. Дети должны все видеть обязательно наглядно. Опираясь на конкретные вкусовые качества, формируется словарный запас детей, совершенствуется понимание словоизменения и словообразования.
Непосредственно образовательная деятельность воспитателя в группе компенсирующей направленности находится в прямой зависимости от планирования работы учителя-логопеда. Обязательным условием НОД является насыщенность игровыми и занимательными приемами, поэтому при реализации стандарта организую детей по зонам группы, чтобы каждый ребенок заинтересовался новой деятельностью, мог потрогать игрушки и манипулировать с ними. Каждая зона меняет местоположение в группе и меняется в соответствии с лексическими темами, что позволяет детям свободно излагать свои мысли, вести диалог друг с другом, при этом они могут играть самостоятельно или с педагогом, когда ведется контроль над правильностью речи. Для правильных представлений о том или ином объекте лучше использовать естественные натуральные объекты, чтобы у ребенка была возможность пощупать, потрогать и попробовать. Исходя, из опыта по приобретению пособий можно сказать, что все игрушки в настоящее время выглядят естественно.
Для повышения работоспособности и удержания внимания использую динамические паузы, детские песенки, пальчиковые и зрительные гимнастики, упражнения с массажными мячиками, самомассаж и многое другое. Такие упражнения помогают в коррекции общей и мелкой моторики, для активизации мыслительных процессов, а также для развития интонационной выразительности речи. Любое упражнение или игра обязательно поддерживает сюжет занятия.
Эффективно развивают связную речь проблемные, а затем и игровые ситуации, приближенные к жизни, где ребенок непринужденно учится размышлять, анализировать и сравнивать. Создание таких ситуаций происходит на протяжении всего дня: в перерыве между занятиями, в раздевалке, на прогулке, перед обедом, как в утренний отрезок времени, так после сна. Весь педагогический процесс в группе компенсирующей направленности построен в соответствии с тематическим планированием, поэтому все прогулки планируем с логопедом, так как на любом этапе работы с детьми необходимо, чтобы прогулка соответствовала периоду коррекционной работы. На прогулке обязательно провожу подвижные игры, с учетом моторных возможностей детей, особенно на начальном этапе работы. Для сплочения детского коллектива на начальном этапе коррекционной работы лучше проводить безречевые игры «Найди пару», «Зайка и лиса», « Догони мышь» и другие. Такие игры развивают слуховое и зрительное внимание, воспитывают правильную осанку, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. Но не забываем, что прогулка содержит и познавательные моменты, где вместе с воспитателем дети наблюдают за изменениями в природе, тем самым развивая словарь и связную речь. На прогулке продолжается работа над звукопроизношением, когда мы создаем образы звуков: шуршат листочки, летит самолет, ревет мотор и др.
Режимные моменты во время одевания на прогулку и раздевания я использую для совершенствования грамматического строя, активизации и обогащения словарного запаса, а также для автоматизации поставленных звуков. Я играю с детьми в речевые игры, игры-рассуждалки, да-нетку и др.
Перед сном в нашей группе звучит спокойная музыка. Она помогает детям расслабиться, и восстановить ровное дыхание. В течении 7 -10 минут перед дневным сном мы читаем детские книги, и возвращаемся к содержанию книги после сна.
Пробуждение детей начинается с бодрящей гимнастики, которая состоит из упражнений, способствующих поднятию хорошего настроения, укреплению мышечного тонуса. Используя закаливающие процедуры после сна, такие как : ходьба по дорожкам здоровья, самомассаж, воздушные и водные процедуры служат хорошим средством улучшения здоровья. Каждый комплекс бодрящей гимнастики обязательно включает речевые игры.
Нам известно, что игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Она помогает даже скованным детям вступать в речевое общение, где ребенок раскрывается.
При проведении коррекционного часа дети самостоятельно выбирают зоны игр, заранее мной подготовленные. Предлагаемые игры позволяют ребенку действовать самостоятельно, т.е. они разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют предметы и т. д. С помощью таких игрушек и игр я расширяю знания родного языка, знакомлю со свойствами предметов, и при этом развиваю наблюдательность, сообразительность, логическое мышление и ловкость. Обучение игре происходит поэтапно, поэтому на первом этапе, организацию в игре беру на себя, помогаю детям выполнять их роли. На втором этапе я уже во второстепенной роли, но по-прежнему руковожу, “дирижирую” игрой. И, наконец, на третьем этапе можно отстраниться от игры, принимая роль наблюдателя и оценить, как дети умеют общаться в игре, развивать ее сюжет, вести контроль звукопроизношения и правильности в построении высказываний. В этот период я уделяю внимание индивидуальной работе, где по заданию логопеда предлагаю различные варианты игр для закрепления правильного звукопроизношения. Это могут быть игры с волчком, игры на сенсорном столе с сухим песком, игры с мелкими предметами, игры – эксперименты, настольные игры и другие. Во второй половине дня мы организуем театральные постановки и играем в сюжетно-ролевые игры, с помощью которых дети активизируют речь, повышают словарь и выразительность.
Результативность опыта:
Таким образом, организованный педагогический процесс в течении дня, включая в себя режимные моменты – это самая главная особенность реализации стандарта в группах компенсирующей направленности. Именно такая организация коррекционного процесса показывает результат на этапе завершения дошкольного образования. А именно: дошкольник хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делает умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы. Он любознателен, инициативен, самостоятелен, в общении со взрослыми и сверстниками проявляет умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживает диалог, способен к принятию собственных решений, умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям, что является особенностью при реализации ФГОС ДО. Мы все пришли на свет на этот творить добро, надеяться, любить, смеяться, плакать, но при всём при этом должны красиво говорить.
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Г.А. Османова, Л.А. Позднякова Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков.
3. Г.А. Османова, Л.А.Позднякова Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений.
4. О.С. Гомзяк Организация логопедической работы с детьми.
5. Г.А. Волкова Энциклопедический словарь логопеда.
6. Е.А. Алябьева коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие.
7. Коррекционная педагогика. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде.
8. Интернет-ресурсы: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-na-temu-korekcionaja-rabota-vo-vremja-rezhimnyh-momentov-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html
https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/sovmestnaya-korrekcionno-ndash-razvivayuschaya-deyatelnost-logopeda-i-vospitatelya
Группа компенсирующей направленности | Социальная сеть работников образования
Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Воспитатели: Портнова Анна Юрьевна https://nsportal.ru/anna-portnova
Бондаренко Татьяна Владимировна
Актуально
Подготовка прогулочного участка к зимней кампании 2020

Важно
Ответы на вопросы родителей в видео-интервью с воспитателем группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Портновой Анной Юрьевной http://www.youtube.com/watch?v=Ad00ex_BtxIХарактеристика детей с задержкой психического развития
Образовательная деятельность, 2019-2020 учебный год
Развивающая предметно-пространственная среда группы
Развивающая предметно-пространственная среда разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР).
Совместная деятельность с детьми (2019-2020 учебный год)
02.09.2019 — праздник «День Знаний»








Кружковая деятельность с детьми «Герои любимых сказок» (2019-2020 учебный год)
Русская народная сказка «Колобок»
Бондаренко Татьяна Владимировна, воспитатель высшей категории
Совместная деятельность с родителями
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей analiticheskaya_zapiska.pdf (76.05 КБ)Консультации для родителей
Обобщение опыта:
2014 год — участие в Открытом дистанционном Всероссийском конкурсе инновационных учебных материалов «Воспитательный вектор — 2014″bondarenko.jpg (684.78 КБ) 2015 год — участие в городском фестивале педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности»Портнова Анна Юрьевна, воспитатель 1 категории
август 2017 — Курсы повышения квалификации «Здоровьесберегающие и здоровье формирующие технологии обучения и воспитания в соответствии с ФГОС», 108 часов


Обогащение педагогического опыта:
июль, 2015 год — участие в вебинаре «Развитие изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с помощью пособия «Маленький художник» издательства «Просвещение». sertifikat1.jpg (723.43 КБ)сентябрь, 2015 год — участие в вебинаре «Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассника к обучению в школе». sertifikat2.jpg (428.52 КБ) февраль, 2016 год — участие в вебинаре «Как реализовать исследовательские проекты для детей и взрослых в детском саду? kak_realizovat_issl.jpg (466.78 КБ)март, 2016 год — участие в вебинаре «Современные формы взаимодействия ДОУ с родителями» sertifikat.jpg (512.45 КБ)апрель, 2016 год — участие в вебинаре «Организация прогулок с детьми дошкольного возраста» org_progulok.jpg (305.22 КБ)февраль, 2017 год — участие в вебинаре «Современные подходы к сопровождению дтетей с интеллектуальной недостаточностью: задержкой психического развития, умственной отсталостью, деменцией» sertifikat.jpg (822.26 КБ)февраль, 2017 год — участие в вебинаре «Психолого-педагогическое сопровождение детей с эмоциональными проблемами» sertifikat2.jpg (604.53 КБ)февраль, 2017 год — участие в вебинаре «Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями: дети с ОВЗ.» sertifikat3.jpg (765.96 КБ)февраль, 2017 год — участие в вебинаре «Дети с множественными нарушениями развития. Системный подход к обучение в условиях ФГОС ОВЗ». sertifikat_4.jpg (675.64 КБ)март, 2017 — участие в вебинаре «Проектирование календарно-тематического планирования образовательного процесса ДОО с учетом принципов развивающего образования» certificate_5.jpg (330.74 КБ)май, 2017 — участие в педагогическом тестировании образовательного форума «Знанио» «Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: игровые технологии» sertifikat_znanio.jpg (504.08 КБ)»Игровые технологии как эффектифноре средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхорда в образовании» igrovye_tekhnologii.pdf (275.46 КБ)август, 2017 — участие в вебинарах по осуществлению консультационно-методической поддержки педагогических работников по вопросам, возникающим у образовательных организаций в ходе разработки образовательных программ (в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. «Внедрение примерной образовательной программы дошкольного образования в 85 субъектах Российской Федерации» sertifikat-uchastnika_7-avgusta.jpg (484.88 КБ) sertifikat-uchastnika_8-avgusta.jpg (490.64 КБ) sertifikat-uchastnika_9-avgusta.jpg (520.98 КБ)Октябрь, 2017 — участие в Конкурсе воспитателей, владеющих технологиями работы с детьми, соответствующими требованиям ФГОС дошкольного образования «Школа Росатома» «Технология театрализованной деятельности как система поддержки и развития инициативы и игровой деятельности дошкольников в образовательном пространстве детского сада».
Ноябрь 2017 — Интернет-конференция АО издательство «Просвещение». «Эмоциональное развитие: как и зачем. Агрессия и истерики ребенка: как реагировать»



Обобщение опыта, участие в конкурсах:
2014 год — участие в Открытом Всероссийском дистанционном конкурсе «Воспитатель года — 2014». Лауреат конкурса. Диплом № 159-Ак. diplom_laureata.jpg (662.99 КБ)2014 год — участие в Открытом Всероссийском дистанционном конкурсе «Воспитательный вектор 2014». Лауреат конкурса. Диплом № 073-Вп. diplom_laureata.jpg (714.38 КБ) май 2015 год — 1 место во Всероссийском конкурсе «Педагогический успех» в номинации Методическая разработка секции Дошкольное образование. Диплом победителя I степени №8348 от 10.05.2015. diplom_i_st.pdf (1.54 МБ) октябрь 2015 год — 1 место во Всероссийском конкурсе «Педагогический успех» в номинации Методическая разработка секции Дошкольное образование. Диплом победителя I степени №13980 от 10.10.2015diplom.jpg (920.92 КБ)август-ноябрь 2015 год — участие во Всероссийском конкурсе «Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации-2015». sertifikat.pdf (645.98 КБ)
декабрь 2015 года — Лауреат II степени Всероссийского конкурса «Вектор дошкольного образования-2015». diplom_laureata.jpg (760.84 КБ)
Методическая копилка:
Материалы для бесед с родителями:
Консультации для родителей:
«Сюжетно-ролевая игра — фактор развития дошкольника»syuzhetno-rolevaya_igra.pdf (288.6 КБ)Памятки для родителей:
«Безопасность дошкольников в быту» bezop_v_bytu.pdf (239.94 КБ) «Правила безопасного поведения на улице» po_pdd_2.pdf (166.1 КБ)Родительские собрания:
«Психологические особенности детей с задержкой психического развития» deti_s_zpr.pdf (231.06 КБ) «Наказание как способ воздействия на ребенка» nakazanie.pdf (236.42 КБ)Проектная деятельность и познавательно-исследовательская деятельность:
Картотеки
Картотека опытов и экспериментов с бумагой





2014-2015 год — Проект «Умные игры» umnye_igry.pdf (280.25 КБ)
Консультация для воспитателей ДОУ «Работа с дидактическими пособиями «Блоки Дьёныша», «Счетные палочки Кюизенера» konsultatsiya.pdf (701.45 КБ)
апрель-май 2015 — Познавательно-исторический проект «Дети — герои Великой Отечественной войны» poznavatelno-istoricheskiy_proekt.doc (37 КБ)
Достижения воспитанников:
декабрь, 2017 — участие детей в городском конкурсе поделок «Землянам чистую планету»






Группы компенсирующей направленности — Мой веб-сайт
В своих стенах ДОУ размещает 4 группы для детей с задержкой психического развития, 2 логопедические группы для детей с общим недоразвитием речи, 2 группы для детей с нарушением интеллекта.
В условиях специализированных группах для детей с ЗПР, ОНР перед педагогическим коллективом стоит особая задача создание системы условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Созданы специальные условия для физкультурно-оздоровительной работы, игровой, художественно-эстетической и музыкально-театральной деятельности, обеспечивается необходимый набор учебно-дидактических пособий, оборудования и игрушек (предметно-развивающая среда).
В ДОУ функционируют две группы для детей с умственной отсталостью. На основе программы, разработанной авторами Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» разработаны индивидуальные коррекционные программы, в которых используются следующие блоки:
- Блок «Социальное развитие» ориентирована на формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, способов усвоения и присвоения общественного опыта, подготовку к школе, и шире — на адаптацию к постоянно меняющимся условиям современной жизни.
- Блок «Познавательное развитие» нацелен на поэтапное формирование у детей способов ориентировочно — исследовательской деятельности и усвоения общественного опыта.
Цель деятельности таких групп – оказание помощи детям с особыми возможностями здоровья, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.
Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Положение о группе компенсирующей направленности
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании заведующий МДОУ
педагогического совета № 7 «Семицветик»
МДОУ № 7 «Семицветик» ____________ Н.В. Зинченко
Протокол от 12.01.2014 г. № 5 приказ от 10.01.2014 г. № 1
Положение
о группе компенсирующей направленности
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №7 «Семицветик»
Общие положения
1.1 Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 7 «Семицветик» (далее – Учреждение, Положение) в соответствии с Федеральными законами от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», уставом Учреждения.
1.2. Цель организации группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в Учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими образовательной программы Учреждения и подготовка воспитанников к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
1.4. Основные задачи группы компенсирующей направленности Учреждения:
— коррекция нарушений устной речи детей, формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
— своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
— коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
— активизация познавательной деятельности воспитанников;
— пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
1.5. Деятельность группы компенсирующей направленности может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя Учреждения.
Организация деятельности группы
компенсирующей направленности
2.1. Содержание образования в группе компенсирующей направленности определяется:
«Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой;
«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», под редакцией Т.Б. Филичёва, Г.В.Чиркина;
И другими индивидуальными коррекционными программами, составленными на каждого воспитанника.
2.2. Воспитанники, имеющие нарушения речи и требующие коррекционной помощи учителя — логопеда, направляются на территориальную ПМПК г. Георгиевска по рекомендации специалистов Учреждения с согласия родителей (законных представителей).
2.3. Зачисление в группу компенсирующей направленности проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и заключения, полученного по результатам обследования территориального ПМПК и рекомендаций о профиле соответствующего обучения.
2.4. В группу компенсирующей направленности воспитанники зачисляются приказом по Учреждению, имеющие следующие диагнозы:
— общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
— фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) при дизартрии, ринолалии;
— фонетическое недоразвитие (ФН) при дизартрии, ринолалии.
2.5. В группу компенсирующей направленности Учреждения зачисляются, как правило, воспитанники одного возраста (5-6 лет в старшую группу и 6-7 лет в подготовительную группу) и уровня речевого развития.
В группу компенсирующей направленности могут включаться воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
2.6. Рекомендуемое количество воспитанников группе компенсирующей направленности не должно превышать:
— для детей с тяжелыми нарушениями речи от 3-х лет и старше– 10 человек;
— для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи от 3-х лет и старше – 12 человек.
2.7. Длительность пребывания воспитанников в группе компенсирующей направленности определяется территориальной ПМПК в зависимости от тяжести речевого дефекта и динамики коррекции речевого нарушения и может составлять 1-2 года.
В исключительных случаях допускается пребывание воспитанников в группе до 3 лет — в связи с возрастом и при сложных дефектах речи, по решению территориальной ПМПК и согласию родителей (законных представителей).
2.8. На каждого воспитанника, зачисленного в группу компенсирующей направленности, учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.9. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.10. Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с образовательной (адаптированной) программой обучения детей с нарушениями речи.
2.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом режима работы Учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.12. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
2.13. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю:
— с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
— с детьми, с тяжелыми нарушениями речи;
— с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере формирования произносительных навыков у воспитанников, занятия с ними проводятся в подгруппе.
2.14. Подгрупповые занятия проводятся не менее двух-трех раз в неделю.
2.15. Продолжительность группового логопедического занятия:
— в старшей группе — 20-25 минут;
— в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.15.1. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут.
2.15.2. Продолжительность индивидуального занятия – 15 минут с каждым ребенком.
2.16. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями — 5-10 минут.
2.17. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.
2.18. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности осуществляется после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
2.19. Для уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в ГБУЗ СК «Георгиевская ГДП» для обследования врачами-специалистами и невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.).
2.20. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе компенсирующей направленности несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели и администрация Учреждения.
Руководство деятельностью группы
компенсирующей направленности
3.1. Непосредственное руководство группой компенсирующей направленности осуществляется администрацией Учреждения.
3.2. Заведующий Учреждения:
— обеспечивает создание условий для проведения с детьми квалифицированной коррекции нарушения их развития;
— обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой;
— подбирает в группу компенсирующей направленности постоянных воспитателей, имеющих опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, прошедшие соответствующие курсы повышения квалификации.
3.3. Методическое сопровождение, консультативную помощь учителям-логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет информационно-методический отдел МКУ Центра по обслуживанию МОУ.
3.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.
Участники образовательной деятельности группы
компенсирующей направленности
Участниками образовательной деятельности являются воспитанники, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги Учреждения.
4.1. Родители (законные представители):
— имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
— принимать участие в деятельности Учреждения в соответствии с его уставом;
— знакомятся с характером коррекционных форм и методов работы с детьми;
— принимают активное участие в преодолении речевых недостатков.
4.2. Педагоги Учреждения интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи, оказывают консультационную помощь родителям (законным представителям) по вопросам их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
4.3. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее логопедическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «логопедия».
4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.
4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам Учреждения и родителям (законным представителям) воспитанников, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.
4.6. Воспитатель группы компенсирующей направленности:
— закрепляет приобретенные навыки;
— отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
— планирует и организует занятия.
Не рекомендуется менять воспитателей в логопедической группе. Смена воспитателей приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе учителя-логопеда.
4.10. Педагог-психолог:
— оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) и педагогам Учреждения, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
— участвует в составлении индивидуальных программ развития воспитанников;
— внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи.
4.11. Музыкальный руководитель:
— развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
— стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
4.12. Инструктор по физической культуре
— способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
— совершенствует координацию основных видов движения;
— развивает общую и мелкую моторику.
V. Документация учителя-логопеда
5.1. Речевая карта на каждого ребенка с индивидуальным планом работы по коррекции выявленных нарушений развития речи.
5.2. Список детей группы компенсирующей направленности с заключением территориальной ПМПК.
5.3. Тетрадь для записи рекомендаций воспитателю.
5.4. Планы коррекционной работы (перспективный, календарный, индивидуальных, занятий).
5.5. Тетрадь для родителей (законных представителей) ребенка с индивидуальными рекомендациями.
5.6. Отчет о результатах работы за год.
5.7. Заключения ПМПК для зачисления воспитанников в группы компенсирующей направленности.
VI. Материально-технические условия
6.1. Логопедический кабинет размещается в помещении Учреждения.
6.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
6.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием (зеркало с дополнительным освещением).
6.4. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) используется этиловый спирт. Утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с нарушениями речи.
Принято на заседании
Совета Учреждения
Протокол от «12» января 2014г. № 1