Распределение детей в детский сад: зачисление ребенка в 2019-2020.
Даже многодетные родители не всегда знают, как происходит зачисление ребенка в детский сад 2019. Это происходит потому, что законы постоянно меняются, по всей стране строятся новые сады. То, что было актуально еще год назад, сейчас уже не действует. Рассмотрим подробнее вопросы, связанные с зачислением малыша в дошкольное заведение.
Общие правила.
Если родители против того детского сада, в который предварительно был записан их ребенок, они должны сообщить об этом в управление образования по месту проживания.
В этом уведомлении также нужно передать сведения о желаемом учреждении. Если там останутся свободные места, ребенка переведут.
В законодательстве нашей страны есть правило, в соответствие с которым ребенок должен получить место в ДОУ не позднее месяца после обращения заявителя (мамы или папы).
Но иногда родители хотят пойти в садик немного позднее, это они также должны написать в своем заявлении. Но законодательство не всегда отвечает современным реалиям. Зачастую мест в сад не хватает.
Обратите внимание! Согласно Конституции, граждане нашей страны вправе требовать одинаковые возможности для личностного развития и образования. Поэтому в случае отказа Вы можете подать апелляцию.
Кого зачисляют в детский сад в первую очередь.
В 2019-2020 году для распределения предусмотрена электронная очередь. Причем, она не одна.
Существуют сразу две очереди:
- Первая — для льготников,
- Вторая — общая, для всех остальных.
В первую очередь попадают дети, которые:
А также дети, у которых сестра или брат уже ходит в выбранный детский сад.
Кроме того, льгота первоочередного поступления предоставляется детям, родители которых:
- работают в детском саду,
- являются инвалидами,
- матерям одиночкам,
- работают в прокуратуре, полиции или следственном комитете,
- являются военнослужащими.
Обратите внимание! Материнский капитал — это отдельная льгота, никак не влияющая на поступление в ДОУ.
Эти дети будут зачислены в садик первыми, а все остальные дети пойдут в порядке очереди, которая зависит от даты, когда было подано заявление.
Процедура комплектации группы.
Когда комплектуется группа детского сада, сначала учитывают:
- наличие льготы,
- день подачи заявления,
- возраст малыша,
- вид желаемого детского сада, указанный родителями.
Родители должны быть готовы представить следующие документы для зачисления в детский сад:
- документ о прививках (если ребёнок без прививок, то оформленный письменный отказ от прививок и от противотуберкулёзной помощи),
- выписку о составе семьи от паспортистов,
- паспорта родителей,
- полис ребенка,
- свидетельства о рождении,
- справку о здоровье, в которой нужно указать, что сам ребенок и его ближайшее окружение полностью здорово,
- медицинскую карту малыша.
Эти документы приносят в общем случае. Если требуется предоставить ребенку льготное место, родителям нужно подготовить бумаги, подтверждающие их льготу.
Последние изменения зачисления в детский сад.
В 2019 году был предложен законопроект, который предполагал внесение некоторых поправок в процедуру зачисления детей в группы.
Если вкратце, можно выделить следующие нюансы:
- специалистам детского сада разрешено предоставлять на дому платные услуги по воспитанию и присмотру за детьми младше 7 лет,
- группы постоянного пребывания должны быть сокращены в 1,5 раза,
- если мест в детском учреждении нет, то родители получат отказ, причем возраст ребенка не будет играть никакого значения (если родители получили такой отказ, они могут поставить малыша на очередь в другое ДОУ),
- места в яслях предоставляются на платной основе, декретные выплаты при этом будут продолжены, даже если ребенок уже пойдет в сад.
Разделение по группам в детском саду.
Детей разного возраста зачисляют в различные группы. В общей сложности, их 5:
- старшая (5-7 лет),
- средняя (4-5),
- младшая (3-4),
- подготовительная младшая (2-3),
- ясельная (младше 2 лет).
Группы кратковременного пребывания.
Кроме того, существуют и группы, подготавливающие ребенка к детскому садику.
Они называются группами кратковременного пребывания и работают всего несколько часов. Воспитатели за это время стараются адаптировать ребенка к смене привычной обстановки.
В некоторых садах вместе с ребенком разрешается приходить и родителям, это поможет малышу спокойно отнестись к новому окружению.
Чтобы ребенок был принят в данную группу, необходимо решение комиссии по комплектованию. Шансов попасть в сад у ребенка много, обычно в этих группах нет большой очереди.
Однако даже если вашего ребенка не приняли, обратитесь к заведующей напрямую. Она будет держать этот вопрос на контроле, и если какие-то родители откажутся водить своего ребенка в эту группу, зачислят следующего желающего.
ГКП в Москве.Обратите внимание! Если ребенок находился в группе кратковременного пребывания, это совсем не говорит о том, что он будет ходить в этот же сад.
Принципы зачисления в ДОУ.
Принимая решение о зачислении в детский сад, комиссия руководствуется всего двумя принципами:
- возрастным,
- и принципом очередности.
Дело в том, что в дошкольных программах воспитания малышей немаловажную роль играют возрастные различия детей. Отсюда и идет разделение на 5 вышеуказанных групп.
Принцип очередности напоминает нам о том, что дата зачисления в детский сад
во многом зависит от дня подачи заявления.Момент зачисления в ДОУ.
После того, как комиссия приняла решение о зачислении, и родители представили все документы, заведующая должна издать Приказ о зачислении в детский сад.
На это ей отводится 3 дня.
Отказ в зачислении в детский сад.
В нашей стране зачисление в ДОУ происходит по правилам, указанным:
- в Конституции,
- в законах федерального значения,
- в подзаконных актах муниципального уровня.
Поэтому, если родители получили отказ, они могут пожаловаться в:
- Министерство образования,
- местное Управление образования.
Кроме того, можно составить исковое заявление в суд. Но, подавая заявление, родители должны помнить, что выиграют дело исключительного тогда, когда будет доказано, что ребенок не получил место незаконно.
Если же свободных мест не было, и все происходило в вышеописанном порядке, никто вам не поможет.
Заключение.
Как видно из статьи, на зачисление малыша в детский сад влияет много различных факторов. Все их нужно знать, а в случае неправомерного отказа, оспаривать такое решение.
Как попасть в детский сад.
Количество детей в группе детского сада по санпин 2019
Наполняемость групп детского сада – острый вопрос. Все знают об оптимизации, уплотняемости, нехватке мест в дошкольных учреждениях для всех желающих. Создавая группу, записывая малышей, администрация сада обязана учитывать законодательные нормы по количеству детей в группе детского сада.
Нормы
В СССР комплектование групп проводилось по нормам, созданным постановлением Минтруда от 1993 года. В нем есть расчет количества персонала, оборудования. По советским законам в группе могло одновременно находиться не более 20 детей 3–7 лет. Сегодня нормы изменились.
1 октября 2010 года приняты новые СанПиН, по которым важным стал не списочный состав малышей, а фактический приход детей в сад. Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. На каждого воспитанника должно приходиться не менее 2 квадратных метров для крох от 3 лет, не менее 2,5 квадратных метра — в младшей группе.
Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается.
Учитывается только фактический список пребывания детей в садике в данный момент, по списку их может быть 45–49.
Еще одним новшеством в нормативном документе стало разрешение на переоборудование игрового помещения на время сонного часа в спальню. Детский сад приобретает раскладушки, воспитатели расставляют их в игровой комнате для тех, кому стационарных кроватей не хватает. После сна оборудование убирается, игровая зона свободна.
Стоит учитывать, что 2 или 2,5 квадратных метра на ребенка — это условный показатель. По факту игровая комната выполняет роль столовой, учебного помещения. Здесь стоят столы, стулья, игрушки, методическое оборудование. То есть половина зала занята мебелью. Таким образом, остается 50 процентов площади.
Детским садам с узконаправленной деятельностью повезло больше. Малышам с дефектами психического, речевого, умственного и физического развития предложили другие условия пребывания в ДОУ:
- С серьезными дефектами речи — до 10 воспитанников, с ФФНР — до 12.
- Глухонемых, глухих — допустимая численность 6 человек.
- Слабослышащих — до 8.
- Слепых — до 10.
- С ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата — не более 8.
- С умственной отсталостью, кретинизмом — до 10.
- В комбинированной группе с разноплановыми дефектами — набирать для образования можно не более 15 человек.
Такая ситуация не понравилась инициативным родителям дошколят, представителям Общественной палаты. Были поданы запросы на разъяснение законодательных актов, нормативных документов. Ответ пришел от Роспотребнадзора.
Разъяснения от Роспотребнадзора
В январе 2013 года на вопросы родителей о законности СанПиН 2.4.1.2660-10 ответили письмом. Роспотребнадзор объяснил, как нужно понимать увеличение группы в детском саду. Пункт 1.10 дает возможность администрации ДОУ формировать группу по списку максимум 50 человек. Если из записанных малышей утром пришли в садик 25 человек, площадь помещения позволяет вместить такое количество воспитанников, то закон не нарушается.
Остается один вопрос, если в один прекрасный солнечный день, все «списочные» решат посетить любимых воспитателей и придут в детсад полным составом, где им ложиться спать, кушать и играть?
Для нормирования пребывания возможно использование запасной группы в детском саду, то есть свободного, но оборудованного для такой ситуации помещения. В этом случае у ДОУ должны быть и «запасные» воспитатели, няни, игрушки, посуда и т.д.
Таким образом, СанПиН, установленные в 2010 году, действуют и в 2019-м. Изменений на данный момент нет. Наполнение, оборудование помещений ведется с учетом законодательных актов. Их соблюдение проверяется ежегодно министерствами, внеплановым контролем.
Сколько детей в группе вашего ребенка?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.Как проконтролировать соблюдение СанПиН
К сожалению, сегодняшняя действительность, тотальная халатность работников детских учреждений в вопросе присмотра за воспитанниками, их безопасности, обеспечения нормальными условиями пребывания в ДОУ не дает родителям возможности расслабиться и быть спокойными за детишек.
Контроль соблюдения прав дошколят — обязанность взрослых. Не нужно терпеть, пускать все на самотек. При возникновении вопросов, недовольства работой садика, воспитателей, нарушениях закона можно обратиться в государственные службы с заявлениями:
Администрация ДОУ
Решает вопросы внутреннего порядка. Если проблема серьезная, то лучше использовать письменную форму обращения, добиваясь ответа в той же форме. Это необходимо для дальнейшего заявления в вышестоящую инстанцию при бездействии заведующей ДОУ.
Управление образования муниципального, областного, федерального значения
Орган регулирует учебный план ДОУ, режим работы и отдыха воспитанников детского сада. К начальнику образовательного отдела можно прийти на личную встречу, написать письмо через официальный сайт.
Комплектование групп, отслеживание процента посещаемости относится к сфере деятельности управления. Именно по их срезам, диагностике и разрешается объединение нескольких групп в одну при низком проценте посещающих садик детей.
При обращении к начальнику управления образования в устной форме не забудьте составить письмо, требуйте его регистрации, ответа в электронной форме или письменно.
Роспотребнадзор
Письмо отправляется через сайт госуслуг, через официальную страницу службы. В заявлении обязательно укажите точные данные о проблеме, свои контакты. По жалобе разбирательство начнется не позднее 30 дней со дня подачи.
Специалисты Роспотребнадзора помогают устранить недочеты по содержанию детей, соблюдению гигиенических норм. К ним можно обратиться, если детям в многокомплектной группе не хватает кроватей, стульев, унитазов, шкафчиков для одежды, постельного белья. При несоблюдении СанПиН по площади помещения для группы в расчете на каждого ребенка заявление подается тут же.
На основе жалобы проводится выездная комиссия обычно совместно с прокуратурой. Заявление лучше составлять по факту нарушения прав детей, точно указывая дату, подробности произошедшего.
Прокуратура РФ
Принимает жалобы от населения через интернет, в письменной форме, лично. В основу заявления должен лечь факт нарушения норм, законов. Лучшим вариантом обращения будет коллективное заявления от большого числа родителей с подписями и расшифровками.
Полномочные представители президента по округам
Если администрация ДОУ, города, контролирующие органы местной власти бездействуют, не отвечают на ваши запросы, обращайтесь с письменными заявлениями на официальные сайты полпредов. Опишите ситуацию подробно, приложите ответы других структур на запросы по проблеме, ваши жалобы.
Представители партий
На местном уровне помогают администрации прийти в чувство, обратить внимание на соблюдение норм и правил организации образовательного процесса. Подключайте к проблемам в ДОУ представителей политических партий, если хотите создать общественное волнение, привлечь к жалобе внимание прессы.
На войне все средства хороши. Если права ваших детей нарушены, пользуйтесь любыми средствами для того, чтобы их отстоять. Не бойтесь осуждения, проблем на работе, третирования ребенка в детском саду. Здоровье, безопасность малышей важнее. А активность родителей в защите ребенка вызывает уважение и трепет у воспитателей, поэтому дошкольнику ничего не угрожает, скорее, наоборот, к нему будут относиться внимательнее.
Как добиться разделения группы
Иногда администрация ДОУ слишком увлекается оптимизацией, стремится перевыполнить план экономии средств, данный свыше. Комплектование групп в этом случае ведется с нарушением законов и принятых норм. Родители могут подавать жалобы на действия управления образования, заведующих детских садов в следующих ситуациях:
- Дети посещают детский сад постоянно в максимальном количестве.
То есть площадь помещения рассчитана на 28 человек, по списку малышей 40, ходят в ДОУ все. Нарушаются СанПиН. Для подачи заявления необходим подтвержденный факт наличия детей в группе в определенный период времени, заявления для разъяснения вопроса на имя заведующей, опрос воспитателей. Жалоба подается в прокуратуру, Роспотребнадзор.
- Нехватка спальных мест для всех присутствующих, обеденной мебели, посуды.
Например, кроватей и раскладушек 29, а детей в группу пришло 34. Вопрос: где спят и раздеваются 5 воспитанников ДОУ?
- Сон ребенка на чужой кровати без смены белья.
Не секрет, что раскладушку применяют только в том случае, если все кроватки заняты. В том случае, если Петя Иванов сегодня не пришел, то Машу укладывают на его кроватку, постелив чистое белье. Это не является нарушением закона. Чистый комплект из простыни и наволочки хранится в специальном ящике, подписанный датой упаковки после санитарной обработки. Если белье не сменили, гигиена нарушается регулярно, подавайте жалобу в Роспотребнадзор.
- Численность одной группы составила 50 детей.
В этом случае коллектив делится по закону. Образуются две группы одного возраста. Учтите, что комплектование ведется круглый год. Разделение производится сразу после добора.
Винить воспитателей в сложившейся обстановке не стоит. Наемные работники выполняют указания администрации. Относитесь к их работе в многокомплектной группе с пониманием. Уследить за таким количеством малышей крайне сложно.
Писать жалобы, заявления в прокуратуры за малейшую царапину, синячок не стоит. Но обратиться к заведующей, в органы надзора в случае систематических беспорядков, если воспитатель не справляется с нагрузкой, нужно обязательно.
Чем грозит несоблюдение норм
Формирование многочисленной группы в детском саду — большой риск. Нахождение в толпе, в тесном помещении, дефицит внимания пагубно сказываются на психическом и физическом состоянии детей. Малыши чаще болеют, отказываются идти в садик, плачут, нервничают, страдает память, внимание, сон.
Группа детского сада – это небольшое государство. Со своими интересами, целями, задачами и особенностями. А живут в нем наши дети, так сказать, граждане маленькой страны. Для гармоничного пребывания друг с другом 5 дней в неделю, не менее 8 часов каждые сутки, важно создавать оптимальные для этого условия. Одним из показателей правильной работы администрации сада является комплектование групп.
От того, сколько детей будет в группе детского сада, зависит:
- Эффективность образования
Даже в ясельных группах ведутся занятия по рисованию, лепке, развитию речи. Образовательные программы прописываются согласно возрасту и уровню здоровья дошкольников. Обучение ведется вплоть до выпуска детей в школы.
Проводить занятия с небольшим количеством детей в саду легче и эффективнее, чем в массово переполненной группе.
- Психическое состояние
Детский организм, психика – тонкая материя. Постоянное нахождение в толпе, одиночество, отсутствие заботы и внимания от педагога пагубно влияют на развитие личности. При расчете норм по количеству воспитанников ДОУ этот факт учитывается.
- Уровень здоровья
Медицинские исследования последних десятилетий указывают на понижение уровня здоровья новорожденных. Являются абсолютно здоровыми только 5–7 процентов первоклассников, 40 процентов малышей уже рождаются с патологиями, остальные заболевают в дошкольный период. Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на улучшение показателей медицинских исследований.
- Обеспеченность свободной площадью в помещении для игр, движения
Чем больше детей в группе, тем масштабнее площадь. Каждый имеет право на свободное пространство для активных игр, общения с ровесниками, индивидуальных занятий.
- Безопасность
Представьте себе, что вам нужно одновременно держать в поле зрения 20 человек или 50. Какой вариант кажется реальнее? Скорее, первый. От возможности наблюдать, следить за всеми на прогулке, в процессе занятий зависит безопасность малышей в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).
Родителям важно «отвоевать» положенные по закону метры в помещении, личный стул, шкафчик для одежды, кровать. Нельзя допускать переполненности группы, размещения вещей нескольких детей в один шкаф для верхней одежды. Это грозит педикулезом, эпидемиями, распространением инфекций.
Как помочь ребенку адаптироваться
Чаще родителям и детям приходится смириться с уплотнением, если соблюдаются СанПиН, группа обеспечена всем необходимым. В этом случае нужно помочь дошкольнику адаптироваться в садике с большим количеством ровесников.
Для малышей 2–3 лет находиться 8–10 часов в окружении еще 35–40 человек такого же возраста сложно психологически. Шум, гам, толкотня, игры утомляют, вводят в состояние стресса. Родители могут оказать ребенку посильную помощь, чтобы развитие нервной и других систем не пришло в дисгармонию:
- Принесите из дома подушку, постельное белье. Ребенок почувствует себя как дома в период сонного часа.
- Разрешите взять в садик любимую игрушку.
- Устраивайте внеплановые выходные. Оставляйте малыша с бабушкой или родственниками.
- Наладьте с воспитателями доверительные отношения. Подружитесь с ними, подробно расспрашивайте о ребенке вечером. Внимательные родители (без фобий и агрессии) — залог безопасности ребенка в детском саду.
- После садика проводите с ребенком больше времени в тишине, без телевизора, мультиков, шумных компаний. Малышу нужно отдохнуть от психологической нагрузки за день. Лучше погуляйте в парке, поиграйте в мяч, догонялки.
- Соблюдайте режим сна. Невыспавшийся дошкольник устанет гораздо быстрее, будет раздражительным и нервным.
- Забирайте ребенка пораньше, в выходные и отпуск не водите в детский сад.
Отвечать на вопрос, сколько детей должно быть в группе детского сада предельно, можно по-разному. Для комфортного пребывания, с точки зрения психологов, детей — не больше 20, лучше 15. По мнению экономистов, оптимизаторов, больше 40. Несовпадение мнений ведет к спорам, недовольству, хотя вопрос можно решать иначе:
- разрешение комплектовать частные группы в здании муниципальных детских садов;
- поддержка бизнеса по созданию сетей дошкольных учреждений с дневным пребыванием;
- внимательное отношение к детям, их здоровью и развитию по-настоящему, а не ради отчета в министерства.
Только комплекс мер поможет в преодолении дефицита мест в ДОУ или при их избытке.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/kolichestvo_detej_v_gruppe_detskogo_sada.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
рекомендуемое максимальное количество для ясельного и иного возраста, нормы для ДС комбинированной направленности
Многие родители, отдавая своего ребенка в детский сад, беспокоятся о том, сколько малышей будет ходить в группу. И это естественно, ведь от количества детей зависит безопасность и то, насколько хорошо будет осуществляться присмотр. С помощью данной статьи попробуем разобраться, отчего зависит наполненность детсадовских групп.
Рекомендуемая максимальная численность
До 2010 года количество деток в группе детского сада зависело от возраста: для малышей от 3 до 7 лет действовала норма – не больше 20 человек.
В настоящее время в силу вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10 от 1 октября 2010 года. Согласно новым правилам количество деток рассчитывают в зависимости от площади игрового помещения. Так в яслях на одного малыша должно приходиться не меньше 2,5 м², а на ребенка старше 3 лет – не менее 2 м². И это не учитывая площади, которую занимает мебель. Ознакомиться с полным текстом рекомендаций СанПина вы можете по ссылке.
СанПиН 2.4.1.2660-10 п. 1.10: Сколько детей должно быть в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Это значит, если площадь комнаты составляет 60 м², то в ней могут одновременно находиться 24 ребенка ясельного возраста или 30 малышей старше 3 лет. А по списку значиться могут еще больше детей, так как одновременно они все не приходят. Вот и получается, что формируются группы по 40 и даже более человек.
Разъяснение Роспотребнадзора
Сложившаяся ситуация не устроила многих родителей, ведь по списку могло значиться до 50 детей. По этому поводу пришло много вопросов в Роспотребнадзор, который дал свои пояснения 10 января 2013 года в письме № 01/25-13-32.
Мнение эксперта
Лисова Алина Викторовна – педагог
Педагог-психолог частного развивающего центра
Учитывая изложенное, при осуществлении федерального государственного надзора территориальным органам Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации следует руководствоваться следующими разъяснениями. При применении пункта 1.10 исходить из того, что при увеличении укомплектованности групп дошкольных организаций следует учитывать количество детей не по списочному составу, а по фактическому количеству.
Это означает, что при площади группы в 60 м² администрация садика может формировать группу по списку 35 и даже 40 человек, но если одновременно придут только 30, то нарушения не будет. Правда, никто не гарантирует, что в какой-то день не придут все записанные дети.
Если вам нужно узнать все рекомендации из письма Роспотребнадзора, переходите по ссылке.
Почему это важно?
В детском саду малыши находятся большую часть дня 5 дней в неделю, поэтому важно, чтобы там им было комфортно.
- Несмотря на увеличенное количество детей, количество воспитателей остается прежним. Им труднее уследить за каждым ребенком.
- Сложнее в таких условиях организовать процесс обучения и развития.
- У некоторых деток могут возникнуть психологические проблемы при постоянном нахождении среди большого количества людей.
- Чем больше детский коллектив, тем меньше пространства для двигательной активности.
- Чем больше малышей находится в замкнутом помещении, тем больше вероятности обмена заразными заболеваниями.
- В группах с повышенной комплектностью сложнее уследить за безопасностью.
- Кроме того, эта ситуация может привести к тому, что не будет хватать кроватей, шкафчиков, стульев, полотенец и других вещей, которые должны быть индивидуальными.
Нормы для детских садиков компенсирующей направленности
Для детских садов с узким профилем и различных групп компенсирующей направленности в законе прописаны нормы максимального количества детей:
- с дефектами речи – 10;
- для глухих и глухонемых – 6;
- для слабослышащих – 8;
- для слепых – 10;
- с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата – 8;
- для умственно-отсталых детей – 10.
Сколько рекомендуется для садиков комбинированного типа?
В группах, куда ходят дети с различными отклонениями, может быть до 15 человек.
Как контролируется соблюдение СанПин?
Родители больше кого бы то ни было заинтересованы в соблюдении санитарных норм в детских садах, куда ходят их дети. Они первыми замечают нарушения и несоответствия.
- Как только вы обнаружили, что в группе находится больше деток, чем это позволено по правилам, необходимо обратиться к администрации садика. Иногда получается договориться на этом уровне, но если вам не идут навстречу, то обращение лучше подавать в письменном виде.
- Если предыдущий шаг не помог – идите в Управление образования. Контроль образовательных и воспитательных учреждений – их непосредственная обязанность. При обращении следует обязательно составить письмо и зарегистрировать его.
- Следующая инстанция – Роспотребнадзор. Отправить туда письмо можно через сайт Госуслуг. Рассматривая ваше обращение, Роспотребнадзор организует комиссию, которая разберется в ситуации.
- В прокуратуру лучше направлять коллективное обращение, если недовольных родителей много.
- Так же можно искать справедливости у представителей партий и полномочного представителя президента.
Как добиться разделения детского коллектива?
Родители в праве потребовать разделения высококомплектной группы в следующих случаях:
- Если постоянно ходят все дети по списку. В этом случае нарушаются санитарные нормы. При обращении в Роспотребнадзор или прокуратуру необходимо зафиксировать факты, подтверждающие эти нарушения.
- Если не хватает оборудования на всех ребят. Например, по списку детей 30, а кроватей 25.
- Если ребенка укладывают на чужую кровать, не меняя при этом постельное белье. Это нарушает санитарные нормы. Такая ситуация следствие из предыдущего пункта, когда не хватает кроватей на каждого.
- Если количество детей по списку достигло 50 человек.
Чем грозит несоблюдение норм?
Если в результате проверки Роспотребнадзором будет выявлено несоответствие санитарным нормам, то администрация детского сада получит предписание устранить нарушения.
После выполнения предписания садику необходимо отчитаться. Если же выявленные нарушения окажутся особенно серьезными, влекущими за собой опасность для здоровья детей, то могут быть наложены штрафы.
Опыт мам по решению проблемы
Форумы в интернете полны вопросов от мам, которые столкнулись с тем, что их ребенок идет в долгожданный детский сад, но группа состоит из 40 ребятишек по списку. Не хватает кроваток, шкафчиков. Да и перспектива, что ребенок будет лишен должного присмотра и ухода из-за большого количества детей, тоже не радует.
Как правило, обращения родителей по поводу перенаселения детсадовских групп не встречают поддержки у администрации детских садов и в управлении образования. Для администратора детского сада важно решить проблему с очередями.
- Мама Марина: «Наша история ничем не закончилась. Мы не можем бороться, ведь закон учитывает «фактическое» количество деток, а не по списку. Заведующая отвечает, что не виновата, а управление прислало список из 41 ребенка».
А вот Роспотребнадзор и прокуратура будут на вашей стороне, если удастся доказать фактическое пребывание большего количества детей в помещении. Известны прецеденты, когда суд выносил решения в пользу родителей.
- В 2014 году Верховный Суд РФ решил дело в пользу Натальи Савельевой из Санкт-Петербурга, мамы дошкольника. Она обратилась по поводу новых санитарных норм, которые разрешали перенаселять группы детского сада (решение ВС РФ по делу АКПИ14-281).
Большие группы в детском саду это опасно для здоровья ребенка. С этим можно и нужно бороться, хотя новые санитарные нормы сильно усложнили эту борьбу.
Разновозрастная группа в детском саду и особенности её организации
Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены были формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.
Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними
Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.
Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.
Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:
- Младшие — от двух лет до четырёх.
- Старшие — от пяти до семи.
Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:
- Младшая — два-три года.
- Средняя — четыре-пять.
- Старшая — шесть-семь.
Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба — к младшим.
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.
При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:
- Индивидуальные занятия.
- Групповые.
- Фронтальные.
Таблица: организация занятия с разновозрастной группой
Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.
Схема не одновременного начала занятия
Можно использовать другую схему — заканчивать занятия по очереди с каждой группой.
Окончание занятия по очереди в каждой группе
Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе
Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.
Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три — четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.
Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника
Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.
Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста — геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал — он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.
При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние — для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.
Видео: разновозрастная группа
Проведение занятий
По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.
- Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные», в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
- Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы«. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.
Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.
Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга
В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:
Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС
Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:
- Образовательная программа.
- Сведения о воспитателях.
- Список группы.
- Режим дня (отдельно летний и зимний).
- Расписание занятий.
Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.
Паспорт группы можно разместить на стенде
Пример оформления паспорта разновозрастной группы.
Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада
При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.
Основные цели программы для разновозрастной группы:
- Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
- Воспитание культурно-нравственных основ личности.
- Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
- Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.
Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:
Режим дня в разновозрастной группе детского сада
Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это — пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее — делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна — первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.
В предложенной таблице показан распорядок дня, учитывающий разницу в выполнении режимных моментов разных возрастных групп:
Режим дня учитывает возрастные особенности детей
Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педколлективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно.
При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий — контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ,
Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем,организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.
Группа 40 детишек… — сколько детей в группе детского сада — запись пользователя M@rina (ngzkt2) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Потрындеть
Нда.....неприятно я вчера была удивлена,когда узнала,что группу нашу будут набивать до 40 детишек.Девчонки из род.комитета предложили сходить к заведующей и спросить "что за нафиг",я согласилась,но покопавшись в инете поняла-бороться БЕСПОЛЕЗНО!!!! Итак,что я нашла :
Дефицит мест в детских садах сегодня является одно из самых острых проблем России. На сегодняшний день только в официальной очереди состоят более 2 млн детей (по неофициальным данным количество детей, которые ждут своей очереди на место в детский сад, составляет около 3,5 млн), а для того, чтобы хотя бы частично покрыть этот дефицит необходимо создать не менее 1,2 млн. мест.
Естественно, можно даже не надеяться на то, что в ближайшем будущем в бюджете страны найдется достаточно денег для создания такого количества мест в детских садах (то есть, фактически строительства новых детских садов). Однако кое-какие шаги для покрытия дефицита правительство России уже предприняло. Речь идет об изменениях в СанПиН (санитарных нормах и правилах для детских дошкольных учреждений), согласно которым группы в детских садах можно вполне официально "уплотнить".
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА СОГЛАСНО НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ
До 1 октября 2010 года Типовым положением о ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) и СанПиН для ДОУ были установлены достаточно жесткие условия работы детских садов. Предельно допустимое количество детей в группах было строго регламентировано, а руководство детского сада не имело права самостоятельно устанавливать режимы пребывания детей в группах. Однако 22 июля 2010 года главный санитарный врач России подписал Постановление № 91, согласно которому с 1 октября 2010 года в действие вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10, а старые санитарные правила, принятые в 2003 году (СанПиН 2.4.1.1249-03) утратили силу.
Напомним, согласно санитарным правилам СанПиН 2.4.1.1249-03 количество детей в группах определялось исходя из их предельной наполняемости. А именно:
- до 1 года — не больше 10 детей;
- до 3 лет — не больше 15 детей;
- 3-7 лет — не больше 20 детей (оптимально 15 детей).
Согласно новым санитарным правилам норму количества детей в группе не просто уменьшили, а стали рассчитывать исходя из общей игровой площади (включая площадь, занятую мебелью) помещения:
- для ясельных групп — не меньше 2,5 кв.м. на одного ребенка;
- для дошкольных групп — не меньше 2 кв.м. на одного ребенка.
Другими словами, при игровой площади помещения в 50 кв.м., из которых 20 кв.м. будут заставлены кроватями, группа может быть наполнена 25 детьми дошкольного возраста, вместо оптимальных 15. Мало того, новыми санитарными нормами разрешается из игровой комнаты делать спальню (например, устанавливать раскладушки), при этом количество воспитателей осталось неизменным.
Конечно же, многим родителям такое новшество не понравилось. Мало того, что некоторым детям пришлось спать на неудобных раскладных кроватях, так еще и воспитатели (итак, в большинстве своем, не перегружающие себя индивидуальным подходом к воспитанникам) еще меньше могут уделять внимание каждому конкретному ребенку. Общественная палата России и неравнодушные родители забили тревогу, однако ничего кроме разъяснительного письма от Роспотребнадзора не добились.
РАЗЪЯСНЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ПРИМЕНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ НОРМ САНПИН 2.4.1.2660-10
10 января 2013 года Роспотребнадзор в своем письме № 01/25-13-32 дал некоторые разъяснения, касательно применения некоторых норм санитарных правил СанПиН 2.4.1.2660-10.
В частности, пункт 4 данного письма говорит о том, что при применении пункта 1.10 санитарных правил исходить нужно из того, что при увеличении укомплектованности групп ДОУ можно учитывать не «списочное» а фактическое количество детей.
Иначе говоря, при игровой площади в 50 кв.м. руководство детских садиков может укомплектовать группу дошкольников в количестве 25 детей, и это является «перенасыщением» группы. Однако если фактически группу посещает 20 детей, то все нормально, и никаких нарушений нет. Только вот, кто определяет фактическое количество детей, и как происходит такое определение, никто не знает.
Такие вот дела,но раз пообещала,то сегодня сходим к заведующей,но думаю,что она ответит типа «не виноватая я,он сам пришел…»
занятия в детском саду ясельная группаНазвания групп в детском саду
Ваш малыш уже подрос и стал почти самостоятельным, а значит, настало время собираться в детский сад. Когда ребенок растет в заботливом окружении родителей и бабушек это очень хорошо – малыш всегда сытый, чистый и тепло одет.
Но если он лишен общения со сверстниками, то в дальнейшей жизни ему будет сложнее адаптироваться к новым условиям жизни. Чтобы этого не допустить, ребенку нужен детский коллектив, где он сможет учиться общаться с себе подобными, и постигать свою первую житейскую науку.
В зависимости от возраста, в котором ребенок идет в детское учреждение он попадает в определенную группу, соответственно количеству своих лет. В разных регионах классификация названий групп в детских садах немного различается по названию, но это не влияет на возрастной ценз.
Какие бывают группы в детском саду?
- Ясельная группа. Ее посещают самые маленькие детки, начиная с полутора лет до двух включительно. В некоторых детских садах есть две таких группы – первая и вторая. В первой малыши 1,5 – 2 лет, во второй с 2 до 3 лет. Это самые малочисленные коллективы, ведь большинство деток идет в сад позже.
- Первая младшая группа. Сюда относятся дети двух-трех лет. Еще ее иногда называют второй ясельной.
- Вторая младшая группа. Ее контингент – дети от 3 до 4 лет. Обычно именно в этом возрасте малышей отдают в детское учреждение, когда мама идет работать после декретного отпуска.
- Средняя группа. Она везде средняя, тут уже не может быть никакой путаницы. Четко установлен возрастной промежуток – 4-5 лет.
- Старшая группа. Предназначена она для детей в возрасте от 5 до 6 лет.
- Подготовительная группа.Название говорит само за себя. Это группа для детей, которые готовятся стать первоклассниками, им от 6 и более лет. Но они есть не во всех садах, в некоторых старшая – самая последняя перед школой. В ней можно встретить детей, которым еще оставаться в садике один или два года, и тех кто будет уже выпускником.
Родители часто не понимают, каковы критерии отбора в те или иные группы детского сада существуют в данном заведении. В любом случае последнее решение остается за руководством заведения, к которому и стоит обращаться в первую очередь.