Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Игры кубики зайцева: Методическая разработка на тему: Игры с кубиками Зайцева – Кубики Зайцева | Методика обучения чтению | Варианты игр и занятий с кубиками

Posted on 09.01.202131.01.2020

Содержание

  • Методическая разработка на тему: Игры с кубиками Зайцева
  • Развиваем речь с «кубиками Зайцева»: обучение без учения
  • Методическая разработка на тему: Методика Пятибратовой «Игры с кубиками Зайцева»
  • Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2—7 лет на основе методики Н.А. Зайцева
  • Методическая разработка на тему: кубики зайцева

Методическая разработка на тему: Игры с кубиками Зайцева

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение  детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка»  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Кубики Зайцева

Воспитатель:

Т.М. Таюнда

Методика обучения чтению Николая Зайцева хорошо выводит в чтение детей самого разного возраста и способностей. Таблицы и кубики могут появиться в группе с 2-х лет. Раннее обучение чтению помогает малышам стать «болтунишками», потому что опора на графические элементы при чтении «запускает» речевой механизм. Хорошая речь малыша — это уже сама по себе ценность. Кроме всего сам процесс обучения чтению помогает развивать память, мышление, внимание. Петь, танцевать, развивать с кубиками логику, играть и обучать в игре. А прежде всего, развивать и корректировать речь.  

 

                                         

                                             Игры для детей 2-х лет

«Погремим-позвеним»

Все кубики выставляются сразу. Показываем сами и предлагаем детям погреметь, потом позвенеть. Затем можно погреметь и позвенеть одновременно, поочередно.

«Классификация»

Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, а сюда – все железные. Вот послушай: вот эти звенят, а вот эти – гремят.

Классификация возможна не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие).

 «Меткий стрелок»

Для этого  понадобится корзина или ведро, несколько кубиков. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все не железные останутся лежать. Можно использовать  раскладывающуюся сумку для игрушек или баскетбольную сетку, для детской игры. А можно попросить принести большой золотой кубик и показать его на таблице. Если ребенок затрудняется принести, то пусть несет, какой хочет, а воспитатель сам или с ребенком пропевает его и только потом бросают в корзину.

 «Кегли»

В середине нескольких полуторалитровых пластиковых бутылок сделать отверстие, по размеру кубиков. В отверстие просим малыша положить кубики и расставим их как кегли. Небольшим мягким мячиком или маленькой мягкой игрушкой будем сбивать кегли. Как только сбили — кубик надо вытащить, он споет малышу песенку и отправится спать в коробку. И так пока все используемые  кубики не будут пропеты.

«Поющие башенки»

С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. А потом все склады башни  весело пропевает воспитатель и потом вместе.

 «Паровоз»

По группе раскладываем кубики. Говорим детям: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: «чух-чух-чух», а когда подъезжает к станции «ту-ту». — Все пассажиры готовы? Двигаемся, держась друг за друга, а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его: «Мы приехали на станцию – БУ».

«Неси кубик!»

Детки очень хорошо отзываются на такую игру: «Неси мне кубик, я спою тебе песенку». Спели – отложили в сторону, просят принести другой. Даже если дети не пытаются повторить песенку, надо продолжать  играть, пока играется.

«Поехали, с орехами…»

Вместе с детьми пропеваем все по таблицам, под попевки отлично танцуется  и поется.

 

«Поедем через железную страну»

Строим поезд из стульчиков и говорим, что сейчас поедем по «железной стране», поем только звонкие склады. Внимание держится до конца строки.

«Как тебя зовут?»

 Этот  пример отлично описал в своей методичке Н. Зайцев. « Как тебя зовут? – Ка-тя». Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи всем взрослым и ребятам. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?

«Четвертый лишний»

 Из кубиков составляем ряд: большой БО, большой кубик ХА, маленький НЬ, и золотой А. «Угадай, какой кубик не подходит к остальным?» 

Можно поставить на полку все деревянные кубики, а один — золотой. И спросить у детей: какой лишний?

Или ставим три маленьких, а один — большой. 

«Логоритмика»

 Можно использовать кубики, читая ритмичные стихи, например:

 СА-СА-СА
СА-СА-СА,

ПРИЛЕТЕЛА К НАМ ОСА.

СЫ-СЫ-СЫ, 

НЕ БОИМСЯ МЫ ОСЫ. 

 Стихи эти есть в любом пособии по логоритмике.

«Как мычит корова?»

С двухлетками поем веселую и задорную песенку «Прыгал козлик на лугу» (из пособия «Читай и пой»). Используем плакат с картинками и звукоподражания. Сюжет песенки очень простой: потерялся козлик и ищет свою маму. Он встречает овцу, корову, собаку и, наконец, свою маму — козу. Все они издают звуки, эти звуки и показывают потом кубиками: БЕ, МУ, ГАВ, МЕ. 

«Сдуваем пылинки»

Берем обыкновенные ватки-комочки и выкладываем их на кубики, а потом, прочитав кубик, сдуваем комочек ваты. Переворачиваем кубик и опять повторяем. 

«Поставь игрушку на кубик …»

Очень помогает в играх с малышами какой-нибудь персонаж. Любимая игрушка, маленькая лошадь или игрушечный слоник. Матрешка, в общем, что угодно, главное, чтобы ребенку нравилось. Этому замечательному персонажу можно помогать прыгать с башенок, можно спасать колобка от злобной лисы, прыгая по кубикам и пропевая их. А можно просто попросить отнести игрушку в ее домик- черепахе- ЧЕ, зайчику –ЗА и т.д.

                                                Игры с детьми 3-4 лет

«Пишем слова из кубиков»

Начинаем с самого простого, постепенно переходя к более сложным заданиям. Вначале находим нужные кубики и склады и просим ребенка поставить их рядом. Например: возьмем 2 кубика со складами МА, даем ребенку в руки и предлагаем поставить на полку. Когда малыш это сделает, похвалим его за то, что он сам написал слово мама. Повторяем то же самое со словами «ПАПА», «БАБА», «КАША», ЖАБА» и т.п. Далее научим малыша на примере этих же слов самостоятельно находить нужный склад. Затем покажем (опять же на примере этих слов), как находить нужный кубик. Далее, называя слово, допустим «КАША», произнесем первый слог КА и спросим ребенка, какой именно нужен кубик. Если он не может сообразить, скажем «КА ищем на кубике КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К», и так далее. Постепенно уменьшаем количество подсказок.

«Озвучим кубик»

Суть игры такова: ребята из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим.

Игру можно усложнить, пропев все грани кубика, принесенного ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:

1. Вся игра должна занять как можно больше пространства помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположить в противоположном  конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между взрослым и столом, тем лучше.

2.Лица взрослого и малышей и кубик должны быть на одном уровне. Для этого  лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице  сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б .

3. Кубик должен быть выбран самим ребенком. Если ребенок принес маленький железный, значит, исполняем соответственную песенку: ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-ЙИ-Й. Маленькие беленькие озвучиваем без называния знаков препинания (тем более, правил их постановки!), просто даем грамотный пример интонирования на конкретный знак. Звучать это может так: Курица. (.) Курица? (?) Ку-урица-а! (!) Не курица, а петух (,). Проговаривая подобный текст, в нужном месте показываем знак.

4. Не допускать искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала. Не забывать, что установки на запоминание не было и не будет, рассчитывая исключительно на эмоциональную память и не требуя повтора. Но если малыш непроизвольно запел или просто замычал вместе с вами, это значит, что вы на правильном пути. Поощрять, но не настаивать! Есть детишки, которые должны много раз услышать от других, прежде чем сами захотят воспроизвести. Просто нужно поддержать, когда это произойдет естественно!

5. Не ограничивать ребенка  во времени. Дать наиграться всласть, пока не начнет отвлекаться. Это верный признак, что пора менять вид деятельности.

«Паровоз»

Предложить детям построить паровоз. Для этого на полку поставить локомотив (игрушечный вагончик) и большой золотой кубик с буквой А (для первого занятия). Говорим, что все вагоны в паровозике будут с буквой А, и показать на первом кубике (на любом большом), как надо находить сторону с буквой А. Поставить его рядом с локомотивом. Остальные кубики пусть ребенок попробует ставить сам. Вмешиваться лишь в случае, если малыш не понял, как искать кубики с буквой А. Обязательно пояснить, что буква А бывает только на больших кубиках. Таким образом, ребенок работает лишь с ними, постепенно выделяя их зрительно. Когда паровоз построен, он должен отправиться в путь, но для этого все вагончики надо прочитать: ПА, ТА, НА, СА, ФА, ША, ЧА и т.д. ? Как это делается? Убедиться, что взгляд ребенка направлен на паровоз. Указательным пальцем правой руки показать первый большой золотой кубик и назвать его.

Пусть малыш повторит. То же самое — с другими вагончиками, причем сначала взрослый или игрушка передвигается к следующему кубику, а уже затем склад озвучивается.

 На следующих занятиях за образец берутся другие гласные буквы на большом и маленьком золотых кубиках. В дальнейшем ребенок сам решает, с какой буквой будут вагончики его поезда.

«Смешные слова»

Предложить малышу написать из кубиков любое слово, какое он хочет. Для этого нужно просто набрать понравившиеся кубики и поставить их вместе. В процессе работы ненавязчиво напомнить ребенку, как надо ставить кубики: слева направо, рядышком, на ножки, а не на голову. Затем прочитать написанное слово, как обычное. Получится, естественно, абракадабра. Малыши обычно веселятся из-за того, что вышла нелепица, и пробуют повторить игру. Поощряйте инициативу ребенка! Эта игра помогает научить  правильно ставить кубики и интуитивно ощущать границы слов (ведь слово не может быть чересчур длинным — из 9-12 кубиков). Это — этап подготовки к самостоятельному и осознанному написанию слов из кубиков.

«Поющие башенки, говорящие башенки».

 Если ребенок сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. В остальных случаях натолкните малыша на эту мысль. По окончании постройки скажите: -Ты знаешь, эта башня не простая, а волшебная. Кубики-то у нас умеют петь, а у каждого кубика есть своя песенка. Башня получилась поющая. Давай, я спою тебе какой хочешь кубик. Ребенок выбирает из башни любой кубик, вы пропеваете его так же, как в игре «Какой кубик тебе спеть?» Только помните о взгляде ребенка — во время любого упражнения с кубиками он должен фиксировать его на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа теряет смысл. Помочь в этом случае может любимая игрушка, которая ищет для себя домик, перепрыгивая с одного кубика на другой.

«Братишки и сестренки»

Объяснить, что у всех кубиков есть братишки и сестренки: у больших — маленькие, младшие, а у младших — большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе. Вы берете первый кубик (СЮ СЁ СЯ СЕ СИ СЬ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С (несколько раз повторите). Малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

«Обед»

Предложить малышу сварить обед. То есть написать из кубиков слова, которые обозначают различные блюда. Ребенок вполне может вспомнить такие слова, как суп, компот, макароны. Вместе с малышом ставьте нужные кубики на полочку. А затем обед съешьте, то есть каждое слово прочитайте. Эти же слова можно написать указкой по таблице, если ребенок захочет добавки.

«Зоопарк»

Пусть ребенок назовет тех животных, которых помнит, и эти слова напишет кубиками на полке. Если трудновато вспомнить сразу, поставьте на полку фигурки зверей. При желании ребенок пишет эти же слова указкой по таблице (вместе с вами, конечно).

«Магазин»

Выберете какой-либо раздел магазина, например игрушки. Что там может продаваться? Ребенок перечисляет, а вы пишите. После того, как ребенок увидел много написанных вами слов, предложите ему самостоятельно написать или переписать со складовых картинок слова.

По аналогии можно придумать игры:

«Путешествие»,

«Больница»,

«Кафе»,

«День рождения» и многое другое.

Игры с детьми 4 -7 лет

«Какие слова начинаются на первый кубик этого слова?»

Выложить из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на КО. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь, конь, корыто. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие -не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.

«Волшебные цепочки»

 Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова. Например, курица — цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим — лямка. Попробуем еще: следующим может стать каша, затем шапка: И так до бесконечности, пока есть интерес. Вам обязательно будут попадаться интересные, с точки зрения правописания, слова. Здесь с ними и поработаем, не планируя специально орфограмму на сегодняшний день.

«Загадки»

Загадаем детям загадки. Они отгадывают, а воспитатель пишет ответ кубиками. Например, такая загадка: Кто над нами вверх ногами? Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте слово: пусть дети сами попробуют.

«Посмотри и повтори»

Предложите написать из кубиков свое имя (или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем воспитатель предлагает отвернуться. В это время переставить и перекрутить кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть дети попробуют восстановить написанное , опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое писали не раз. Затем поиграйте с именами или фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать. В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило — не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих — поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если дети не справляются и расстраиваются по этому поводу, помогите им.

«Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите, что вы придумали одно интересное словечко, а какое — не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово стол. Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память. Если кубик никак не находится, называете его полную характеристику: это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

«Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек (мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово (не забывайте вести пальцем по кубикам), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличьте до 8-10.

«Бесконечный круг»

Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Можно самим поднять соответствующий кубик, не более. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Вариации заданий:

•        поднимите деревянный,

•        покажите маленький,

•        поднимите большой,

•        поднимите золотой,

•        покажите двойной.

«Компьютер»

Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и независимо от его положения показать пальчиком (нежно нажать кнопочку), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, озвучиваете программу: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить озвучить самостоятельно. Уже озвученные программы допустимо менять (т.е. после озвучивания нажимать другие кнопочки)-в этом случае можно много раз проходить у детей за спинами и произносить не повторяющийся смешной текст.

Если таблицы висят так, что малыши могут достать их руками, или у вас имеются указки, игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные клеточки. У взрослого действия те же.

Еще более веселый вариант — нажимать на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук (или двумя указками) нажимать на две разные кнопочки. Здесь необходимо введение правила: нельзя перекрещивать руки -ни свои, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче, веселее. А у взрослого есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей воспитатель будет, попеременно нажимать то на левое плечико, то на правое, говоря, что показывает пальчик левой, а потом правой руки.

Строительные и сюжетные игры

Из кубиков дети всех времен и народов первым делом строят домики. Замечательно, если играет не один, а несколько малышей. Попробуйте строить выборочно: одна бригада возводит дома из маленьких кубиков, другая — из больших. При строительстве обратите внимание на фасадную часть зданий (здесь не бойтесь пользоваться этими почти профессиональными терминами, со временем ребята быстро с ними разбираются): на ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т.е. не вверх ногами и не боком. После этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже живет, сходите друг к другу в гости. В конце дайте детям возможность обыграть постройки самостоятельно.

Развиваем речь с «кубиками Зайцева»: обучение без учения

[Статья написана для журнала «Речь ребенка», вып.1 Читать в журнальной верстке>>] 

Представляю подборку простейших игр с «кубиками Зайцева», помимо известного всем составления слов.

«Кубики Зайцева» были первой развивающей игрушкой, которую я сделала для своей дочери. Ей тогда было всего 3 месяца, а мне не терпелось начать заниматься со своей малышкой.

Хочу поделиться опытом, как мы играли с кубиками с первых месяцев и играем по сей день (сейчас дочери 2,5 года). Именно играем, потому что задачи обучить ребенка читать к определенному возрасту я не ставлю. Это просто забавы с кубиками и буквами, хотя пособие «кубики Зайцева» создано именно для обучения чтению. Сам автор рекомендует заниматься по нему с 3 лет, а вот играть можно практически с рождения.

Сначала кубики, конечно же, служили погремушкой. Они имеют наполнитель нескольких видов с разным звучанием: «золотые» – с колокольчиками, «железные» — с металлическими крышками, «деревянные» — с фасолью. Я их включала также в «звуковую коробочку», где были собраны предметы с характерными звуками (шуршащий пакет, велозвонок и т.д.). Эта коробочка до сих пор актуальна: подросшую дочь я прошу определить звук, не глядя на предмет. Вот и еще одна игра с кубиками!

Следующий этап – использование кубиков в качестве строительного материала. Вместе с ребенком собираем башни, дороги, лесенки, сравниваем размеры и цвет кубиков. Например, строим дорогу только из «железных», а дом – из «деревянных». И по ходу прочитываем или пропеваем, что получилось. Лучше сразу делать постройки такими, чтобы склады на них можно было прочитать, то есть чтобы они располагались прямо, а не вверх ногами. Здесь я подталкивала дочь к двум открытиям: что знаки на кубиках можно озвучивать, читать, а также что у знаков этих есть правильное положение.

 

Еще одна забава, которая развлекала дочь еще до года – пропевание кубиков. Она подавала мне любой из набора, я произносила попевки на разные мотивы. Автор методики рекомендует пропевать по такой схеме: БУ-БО-БА-БЫ-БЭ-Б (для больших кубиков) и бю-бё-бя-би-бе-бь (для маленьких). Эти попевки я включала в музыкальные занятия, когда мы играли на музыкальных инструментах и распевали песенки. Полноценное пение со словами началось, конечно, после 2 лет, а вот знакомый мотив способны поддержать даже груднички.

Сортировка по признакам – очень полезная тренировка для развития мышления, с нашими кубиками она имеет дополнительный бонус – усвоение некоторых законов русского языка в игровой форме. Главная прелесть методики Зайцева как раз в том, что это не просто кубики с буквами, — здесь цветом, звуком, размером и весом обозначены свойства букв и звуков: гласные-согласные, звонкие-глухие, твердые-мягкие и т.д. Кубики дают подсказки, как произносить склад, исключают некоторые ошибки. Если нет таких сочетаний в русском языке, как «ЖЫ-ШЫ», то их и на кубиках нет.

Мы раскладывали кубики по полочкам, коробочкам, мешочкам, просто по кучкам. Разбирали их по цвету: «золотые», «коричневые/деревянные», «серые/железные», «белые», по размеру: большие и маленькие, по звуку (здесь включается дополнительная градация громче-тише). Если проводить сразу несколько сортировок подряд, можно обратить внимание ребенка, что одни и те же кубики каждый раз оказываются в разных кучках (то есть обладают разными признаками).

Совмещаем сортировку и конструирование — строим ряды. Например, выбираем все кубики с буквой «А» или все «железные» кубики, строим из них дорожку или паровоз и прочитываем ребенку. Особенно здорово получается, если ряд состоит из складов с одной гласной. Чтобы оживить игру, можно использовать различных персонажей. Большая и маленькая лошадка бегают наперегонки, чей ряд длиннее, зайчик прыгает по ступенькам из кубиков: на какой кубик прыгнет, тот и озвучивается.

Когда дочь заинтересовалась буквами, в ход вошла следующая забава: она ставит рядом любые два кубика, а я читаю, что получилось, эмоционально и с выражением. Веселье обоим обеспечено.

Последняя любимая игра – «семейка кубиков». Выбираем среди них «маму», «папу», «братьев-сестер». Пусть мама будет гласной («золотой»), папа – какой-нибудь большой кубик (со складом «ПА», например), а дети – маленькие кубики из пары глухой-звонкий («бя»-«пя», «зя»-«ся» и т.д.). Далее разыгрываем сценку, когда они будут звать друг друга, ходить в гости к другим кубикам-складам, заведут себе большую собаку «ГА-В».

В каком возрасте переходить собственно к складыванию слов из кубиков, зависит от интереса ребенка. Интерес к кубикам у дочери то разгорался, то угасал. Бывало, мы откладывали их на несколько месяцев. Так, летом они обычно у нас забрасывались.

Классика жанра — выкладывать кубиками имя ребенка, имена родственников, названия окружающих предметов. Однако на раннем этапе, когда дочь еще осваивала звукоподражание, лучше всего воспринимались именно слова, обозначающие, что как звучит, голоса животных: «МУ-МУ», «БЕ», «би-би», «мя-У» и так далее. Для наглядности я ставила рядом с кубиками подходящие игрушки: машинку, кошечку, корову.

Как видите, все игры предельно простые, не требуют никакой подготовки, кроме наличия самих кубиков и, при желании, сопутствующих игрушек. Ребенок знакомится с буквами и звуками между делом и «вдруг» открывает для себя правила русского языка. Уже не раз убеждалась, что занятия, даже те, которые как будто еще «не по возрасту», рано или поздно дают результат, иногда совершенно неожиданный.

P.S. Таблицы к «кубикам Зайцева» тоже здорово привлекают ребенка и подогревают его интерес к буквам и словам, но это уже другая история.

 

Методическая разработка на тему: Методика Пятибратовой «Игры с кубиками Зайцева»

        Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение  детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка»  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Методика  Н.В. Пятибратовой

«Игры

с использованием

кубиков Зайцева»

Воспитатель:

Т.М. Таюнда

Наталья Владимировна Пятибратова — не только является последователем Зайцева, но и сама дополняет своими разработками эту  «нетрадиционную методику обучения чтению»: книга «Учимся читать с удовольствием»( 32 занятия).

        Методика очень подвижна — «можно научить читать не присев на стул».

 Задачи:

 -развитие речи;

— обучение чтению.

Отличительные особенности:

  1. Складововой метод(не звук и буква, т.к.это фонемный метод).А склад, не слог- согласный присоеденивший к себе гласный, а теоретическая единица- открытый слог. Склады могут быть как двубуквенные- МА, РА ,так и однобуквенные- А, К ….
  2. Обучение с 3,5- 4 лет от естественного интереса «что написано, прочитай мне». Возможно и раньше – манипуляции с кубиками.
  3. Профилактика речевых нарушений и осанки, усталости глаз и гиподинамии.
  4. Пение обязательно – лучше усваивается и с логопедической точки зрения развивается мелодико — интонационная и ритмическая сторона речи — заикание и другие речевые нарушения. Да и просто веселее.
  5. Не обязательно знать буквы — лучше полное незнание, так как знание букв предполагает распадание  слогов на буквы (фонемное слияние – не складываются слоги и буквы знают, а читать не выходит). Здесь же этот этап – звуко — буквенного слияния минуем и сразу выходим в открытый слог – склад. Но если очень хочется, чтобы сначала были все таки буквы, то есть картинки — ассоциации: жук-ж; папа-п; мама-м; автомат-д; молоток-т; мяч-с; стрекоза-з; барабан-б; кашляющий мальчик-к; рот и зубы-в; самолет-у; леопард-ш; штанга-ы. В них и логопедический аспект- четкие жесты и звукопроизношения. Здесь можно использовать игры:

 «Картинка — буква»- буквы закреплены на фланелеграфе, картинки — ассоциации разложены на полу или столе. Ребенку предлагается выбрать соответствующую букве картинку, показать ассоциативное движение, произнести звук и прикрепить картинку к букве.

«Картинка-кубик» — из разложенных картинок — ассоциаций ребенок выбирает любую, показывает движения и произносит звуки, а воспитатель просит «давай подберем картинке кубик» (все разложены на столе).

  1. Обучаем не занудствуя — 5-10 мин. Играем и меняем действия.

   

Основные элементы методики:

— кубики, с различными наполнителями: большие железные — звонкие, твердые; большие деревянные — глухие; большие золотые — гласные. Все маленькие кубики — мягкие слияния, а пустые — знаки препинания.

— таблицы, со складами: по ним поют в нужной последовательности — лу, ла, ло,лэ…Они крепятся на уровне головы педагога и используются в начале дня или в образовательной деятельности (1-2 мин.)Здесь можно использовать игры:

«Споем вместе песенку» — пение вместе по таблице и можно дополняя выполнением ассоциативных движений.

«Найди кубик» — воспитатель поет по таблице и затем предлагает ребенку самому спеть. Затем просит найти нужный кубик.

— Складовые картинки, без них обучение не может считаться полноценным, так как схватывается все слово сразу. Они есть цветные или черно-белые (силуэтные). На них изображена картинка и слово (черные буквы показывают ударный склад), а с оборотной стороны слово без картинки (уже при обучении чтению). Происходит развитие наглядно-образного и зрительного мышления.

— Домашняя рабочая тетрадь с заданиями.

     

Этапы обучения:

1-подготовительный, даже для самых маленьких или знакомство с кубиками:

кубики используются все сразу и выполняются манипуляции с ними.

Игры:

«Классификации» — на полу лежат два обруча и детям дается задание «девочки кладут в свой красный обруч все большие кубики, а мальчики в свой синий обруч-все маленькие кубики»; «девочки кладут в свой обруч все железные кубики, а мальчики – все деревянные». Возможны и другие усложненные варианты.

«Какой кубик звучит»- железный — звонкий, деревянный — глухой…

«Чудесный мешочек» — детям предлагается наощупь узнать большой или маленький кубик; по звучанию – железный или деревянный- глухой или звонкий.

«Назови и покажи» — выбирается картинка –ассоциация «Что это? Скажи, как стучит молоток? (т-т-т) Как играет барабан?(б-б-б) А коготочки?(ш-ш-ш)».

2- пение по таблицам и кубикам.

Игры:

«Баскетбол» -ребенок выбирает кубик, пропевает склады и если все верно бросает в игрушечную баскетбольную сетку.

«Найди пару» — воспитатель выбирает большой кубик и просит ребенка найти ему пару- такой же маленький кубик.

3- выкладывание складов – одно — двубуквенных и затем слов.

Используемые игры:

«Паровозик» — воспитатель показывает гласную букву – паровозик «А» или др. и предлагает детям принести кубики с такой же буковкой. Если дети затрудняются помочь им: «А» — паровозик, а ваши будут вагончики, только тогда поезд поедет!

«Напиши слово» — воспитатель предлагает выложить слово. При затруднении подсказывает поскладовое выкладывание с их проговариванием, возможно сопровождение движениями – ассоциациями. И затем  ребенок читает слово.

«Я придумала, а ты отгадай» — воспитатель показывает и называет первый кубик — склад и предлагает ребенку угадать его слово и выложить дальше. Если затрудняются пропеть весь ряд по таблице, вспомнить ассоциативные  движения.

4- игры, используются везде.

     

Основные правила:

— «везде и всегда» — встречаются в развивающей среде и бытовых и в режимных моментах: выкладываем из кубиков — перед едой «что будем кушать?»; «что всем скажем?»; перед прогулкой «куда идем?»; «что возьмем  с собой?» и т.п.

— «ритуальность» —  из кубиков выкладываем — утром «что скажем друг другу?»; вечером «как будем прощаться?» и т.п. Используем пение по таблицам и кубикам.

— «мотивация» — должно быть желание к обучению. Не хочет сейчас, а в зоне доступа всегда — сам взаимодействуя.

— «запрет на фонемный метод» — убрать все азбуки и звуко-буквенное восприятие, только склад, как единица чтения.

— «печатание после» — когда сформирован механизм чтения «читаем по кубикам любой склад» — если до чтения, то слоги будут распадаться на буквы. Использовать чистоговорки, скороговорки возможно после выработки «механизма чтения».

— «занятия 2-3 р. в неделю» — длительность 30-40 мин. Научились читать и совершенствуемся без кубиков, затем понимание смысла читаемого, знаки препинания и выход в книгу. При этом кубики уже не нужны, а таблицы еще используются.

«С- ПА-СИ-БО»

Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2—7 лет на основе методики Н.А. Зайцева

ИГРЫ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ПО БЫСТРОМУ И УВЛЕКАТЕЛЬНОМУ

ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ 2—7 ЛЕТ

НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ Н.А. ЗАЙЦЕва

Обучение чтению по кубикам Зайцева проводится в 3 этапам

1  этап — Знакомство с кубиками и таблицами. Изучение складов.

2  этап — Чтение одного слова.

3  этап — Ч. ^ние текста. Игры-тесты с кубиками

1-этап: ЗНАКОМСТВО С КУБИКАМИ  И ТАБЛИЦАМИ. ИЗУЧЕНИЕ СКЛАДОВ

Цель: Познакомить детей с кубиками и таблицами, научить детей различать кубики по цвету и звучании ; учить называть склады на кубиках, а также находить и называть склады на таб.ш пах.

Основное правило работы с кубиками: выкладывая из кубиков слова, располагайте их или на краю стола, или на специальной  подставке так, чтобы они располагались на уровне глаз ребенка!

Сокращения: в-ль, В  — воспитатель ж/з — железно-золотой д/з — деревяньо-золотой

Условные обозначения

Буква на кубике (М) — «ими» кубика Склады (МА-МО-МУ) — — «Фамилия» куби>

I

ПОДБОИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР I ЭТАПА

ИГРЫ С КУБИКАМИ

Перед   работой   надо  определить   уровень   знаний   детей. 1. «Угадай, какой кубик звучит?»

Цель-

1) учить детей узнавать на  слух  какой кубик звучит глухой или звонкий.

2) познакомить с новым понятием: глухой кубик — деревянный, звонкий — железный. Атрибуты пары: кубики ДА, П, Д, Т, Б. Содержание игры:

Дети сидят на* стульчиках. На столе у воспитателя кубики. Воспитатель вызывает по 1 ребенку и предлагает, закрыв глаза или повернувшись спиной, определить на слух — какой звучит кубик и правильно его назвать: железный или деревянный. 2. «Подбери к большому  маленький кубик» (и наоборот)

Цель: дать детям понятие о том, что есть большие и маленькие кубики,  и  каждому большому соответствует  маленький кубик, но произносится он по-другому. Материал для игры:

1)   кубики: М, II, Б. Д, Т,

МЬ. ПЬ, БЬ, ДЬ, ТЬ

2)   зайчик-игрушка. Вариант № 1. Содержание игры:

В-ль: «Сегодня к нам на занятие пришел Зайчик; он хочет поиграть с вами в кубики. Сейчас я вам раздам маленькие кубики, а у Зайчика останутся большие. Зайчик вместе со мной будет поднимать большие кубики, а вы будете подбирать к  большим маленькие кубики.

Например, Зайчик поднял большой кубик — М, у кого маленький — МЬ? А теперь он возьмет кубик «П». У кого маленький — ПЬ? — дети смотрят на свои кубики и определяют и т. д. Кто правильно подобрал маленький кубик к большому, получает эти два кубика. Вариант № 2. Все кубики перемешаны на столе у воспитателя.

В-ль: Когда Зайчик играл с кубиками, он их нечаянно перепутал и теперь не знает, как подобрать кубики друг к другу. Давайте поможем ему. Сейчас Зайчик будет поднимать любой кубик, а вы должны подобрать к нему: а) маленький кубик, если Зайчик поднимет большой;-б) если Зайчик поднимет маленький  кубик — вы должны найти большой кубик.

Зайчик поднимает поочередно (вместе с воспитателем) то большие, то маленькие кубики, дети выбирают из оставшихся на столе кубиков, нужные и называют их. Кто подберет больше всех кубиков, тот получает от Зайчика приз — открытку.

Организация игры: Дети  сидят  на  стульчиках  вокруг  стола,   на  столе  кубики. В руках у воспитателя Зайчик. В первом варианте игры — у детей Маленькие кубики, у воспитателя»—большие. Во «втором варианте все кубики переметаны на середине стала. 3. «Построй башню или паровоз»

Цель: разъяснить детям назначение белой полосочки на кубиках, учить детей  во время игр и при составление слов правильно ставить кубики — белой полосочкой  вниз, чтобы буквы стояли правильно.

Пособия для игры:  кубики: М, П; Б, Д, Т.

МЬ, ПЬ, БЬ, ДБ. ТЬ.

Организация игры: дети сидят на стульчиках вокруг стола, на столе — кубики. • Содержание игры:

В-ль: Посмотрите, дети, у меня на столе много кубиков, есть и большие и маленькие кубики (в-ль поднимает и показывает 1 большой кубик, 1 маленький) и железные (показывает), и деревянные (поднимает и показывает), но у каждого кубика есть внизу белая полосочка. Вот посмотрите — В-ль берет несколько кубиков и показывает, что белая полосочка есть у каждого кубика. Художник нарисовал ее не случайно. Оказывается, чтобы кубики стояли правильно, их всегда надо ставить на белую полосочку.

Люди ходят по земле ногами; ногами стоят на полу. Так и буквы стоят на белой полосочке — как люди на полу. Надо кубик поставить так (в-ль поворачивает кубик так, чтобы белая полосочка была сбоку) — буквы как будто спать лягут и мы не сможем ничего прочитать. А если вот так (еще раз поворачивает кубик) — то мы тоже не сможем прочитать слово (буквы «вверх ногами»). Вы запомнили, как правильно  ставить кубики? — только белой  полосочкой вниз! Правильно, молодцы! А сейчас из кубиков вы будете делать постройки. девчки будут строить из маленьких кубиков, мальчики — из больших. Можно построить башню или паровоз. А когда вы закончите, мы вместе прочитаем название папки постройки; только не забывайте, как правильно ставить кубики —- белой полосочкой вниз.

Дети строят, по окончании вместе с воспитателем читают смешное название постройки. — Если какой-то кубик стоит неправильно:

Методическая разработка на тему: кубики зайцева

 Чтение требует работы аналитического мышления (буквы — абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе.

 Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

 Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

 В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

 Большие — это кубики с твердыми складами.

 Маленькие — кубики с мягкими складами.

 Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

  1. Железные — кубики со звонкими складами.
  2. Деревянные кубики — с приглушенным складами.
  3. Золотые — кубики с гласными.
  4. Железно-деревянные — используют для складов, имеющих твердые знаки.
  5. Деревянно-золотые — для складов с мягкими знаками.

 Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

 Буквы на кубиках пишутся разным цветом:

  1. гласные — голубым;
  2. согласные — синим;
  3. твердый и мягкий знак — зеленым.

Приложение

1. Озвучим кубик

 Эта игра может быть направлена на детей ясельного и младшего дошкольного возраста. Она часто выводит неговорящих малышей в речь. Выглядит она так: детишки из кучи кубиков на столе достают по одному на свое усмотрение, несут и показывают педагогу. Тот называет склад, написанный на этой конкретной стороне, каждому ребенку, после этого разрешается заменить кубик следующим («Принеси другой…»).

1.2  Игра похожа на предыдущую, но задача педагога назвать не только склад, но и «пропеть» все грани кубика, принесенного каждым ребенком. Здесь важно соблюсти определенные условия:

Вся игра должна занять как можно больше пространства Вашего помещения. Стол с хаотично лежащими кубиками расположите в противоположном от Вас конце комнаты. Чем дальше детям нужно бегать между Вами и столом, тем лучше.

Ваши с малышом лица и кубик должны быть на одном уровне. Для этого педагогу лучше присесть, взять левой рукой за запястья обеих детских рук, сложенных лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу малыша в том порядке, в каком они написаны в таблице 1 сверху вниз, и одновременно петь. Например, БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б (мелодию и «слова» см. в таблице, сл. на кассете).

Кубик должен быть выбран самим ребенком, а не педагогом. Не допускайте искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала.

2. Пропевание таблиц

В этой игре, также как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием родной письменности.

2.1. Много радости и пользы приносит пропевание всей таблицы 1 уже с первых занятий любыми попевками. Для совсем малышей – попевка первая. Чуть постарше — уже можно предложить и сразу вторую, а там вскоре и третью. Исполним ее увлеченно и не медленно, это займет не более 2 минут.

2.2. Какую песенку тебе спеть? Предложите детям выбрать понравившиеся столбики со складами и, обнимая каждого сзади и поддерживая его руку с указкой под локоток, исполните сами, а, может быть, и вместе с ребенком его, т. е. им выбранную, песенку.

2.3. Так же можно исполнить любую из попевок. Обычно последующие «новшества» уже не требуют предварительной эмоциональной подготовки. Достаточно предложить новую попевку, как дети уже просто готовы воспринимать.

В эти игры можно играть по-разному: как всей группой, так и индивидуально.

3. Напишем каждому его имя по таблице, «простукивая» склад за складом.

Добавьте к этому предложение написать по таблице любое любимое слово.

3.1. Цепочки слов могут быть не только с именами. Можно работать над любой темой.

3.2. Интересные игры получаются, когда в группе есть уже некоторые бегло читающие. Этим детям необходимо предоставить возможность продвигаться дальше, не скучая и не мешая остальным. Обычно во время игр они быстро выкрикивают, а остальным остается только повторить.

4. Классификация

4.1 Бесконечный круг. Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Внимание! Заранее показывать и объяснять, что это такое — не следует! Можно самому поднять соответствующий кубик, не более. Позвольте догадавшимся показать остальным, о чем идет речь. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Теперь Ваша задача, проходя за спинами детей слева направо (направление чтения) и гладя их по плечам, быстро на ушко называть кубик, который ребенок держит в руках (РУ-РО-РА-РЭ-РЫ-Р), но только в том случае, если малыш правильно выполнил задание. Обычно дети очень быстро догадываются, что стоит за названием (ведь наполняли сами, подсказывает и образец в Ваших руках: и звук, и цвет, и размер). Когда Вы переходите к следующему ребенку, предыдущий может взять другой кубик в соответствии с заданием.

Вариации заданий:

  1. поднимите деревянный,
  2. покажите маленький,
  3. поднимите большой,
  4. поднимите золотой,
  5. покажите двойной.

4.2 Строительные и сюжетные игры. Кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т. е. не вверх ногами или боком (Вы в этом случае просто поправите). А после этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже, живет, сходите друг к другу в гости. И вообще, дайте обыграть постройки детям самостоятельно.

4.3 Нахождение парных по мягкости-твердости и звонкости-глухости.

Дети в пособиях видят живые объекты. Они дают имена и фамилии кубикам, наделяют различными характерами, придумывают про них удивительные истории.

4.4 Поезд. Эта игра на снятие комплекса знания букв и приобретение навыка слияния.

Итак, взрослый показывает любую грань большого золотого кубика, спрашивая: «Что здесь написано?» В любой группе дошколят найдутся «всезнайки». Как всегда, сделаем на них ставку. Допустим, что оказалось буква У. Ставим на полочку и спрашиваем у ребят: «А на других кубиках есть такая буква? Кто нашел — несите такой сюда». Когда малыши подбегают к Вам, можно спросить: «Что ты принес?» Если ответ не последует, ответьте сами: «Молодец, МУ! Ставь сюда и неси еще». Молодец — даже если молчит или неправильно называет, ведь задание выполнено и кубик с У перед Вами. Предупредите, что кубики надо носить по одному. Следите, чтобы ребенок показывал нужную грань, а не просто отдавал Вам кубик («Замечательный кубик нашел. А где на нем ТУ? Найди, пожалуйста»).

В результате выстраивается длинная цепочка, напоминающая поезд. Например: У-ЗУ-РУ-ШУ-ЛУ-ПУ-КУ-ТУ-БУ-ФУ-ЩУ-СУ-ГУ-ВУ-ЖУ… Предложите детям сесть на пол, тогда они не будут невольно толпиться у полок и смогут увидеть весь «поезд» от начала до конца.

Продолжаем играть. Эмоциональной связкой может служить такой диалог:

— Наш поезд скоро тронется в путь. Но прежде чем он поедет, он должен дать сигнал к отправке. Как вы думаете, какой сигнал даст наш поезд? (взрослый ставит белый кубик с ударением на «локомотив», т. е. на первый кубик, у нас это У).

— У-у-у!, — произошла установка речевого аппарата. Теперь Ваша задача показать ее в слегка утрированном виде. Это и весело и вызывает желание подражать.

— Сейчас мы его будем провожать (можно помахать руками), а заодно рассмотрим пассажиров этого поезда. Итак, свисток: У-у-у! (ударение переносится на следующий кубик) Кто здесь едет? — если через секунду не будет ответа, то скажите сами, не забывая об утрированном показе. Затем переносим ударение на следующий… и так до конца.

5. Настольный компьютер. 

Предложите детям, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и, независимо от его положения, показать пальчиком (нежно нажимать «кнопочку»), другую руку лучше спрятать за спину. Вы при этом, изображая компьютер, «озвучиваете программу»: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить «озвучить» самостоятельно. Уже «озвученные программы» можно менять, т. е. после «озвучания» нажимать другие кнопочки, тогда можно проходить много раз за спинками и произносить никогда не повторяющийся смешной текст.

5.1. Настенный компьютер.

 Если у Вас таблицы висят так, что дети могут доставать их руками, или на каждого есть указки, то эту игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные ими клеточки. Ваши действия те же.

5.2. Нажми на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук нажать две разные «кнопочки». Здесь необходимо введение правила игры — нельзя перекрещивать рук ни своих, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче и веселее. А у Вас есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади детей Вы будете, попеременно нажимая то на левое плечико, то на правое, говорить, что показывает пальчик левой, затем правой руки.

6. Чепуха (Веселые слова)

Это самая веселая и «долгоиграющая» игра начального этапа. Она дана в развитии, и может служить различным целям. Вы можете использовать как всю игру целиком, так и частично в зависимости от задач. Играют в нее как малышки, так и «взрослые» старшеклассники. Меняются лишь задачи и, соответственно, варианты и правила игры.

6.1 Предложите каждому ребенку найти себе друга или подругу. Раздайте каждой паре по три кубика, стараясь, чтобы в каждую тройку входили маленькие и большие, железные и деревянные. Пусть пары выберут место на общей полке и расставляют полученные кубики в различных сочетаниях. Получаются слова-бессмыслицы, приводящие детишек в восторг. Ваши действия: подходите к каждой паре и громко, для всех, читайте полученные слова, приговаривая: «Ну надо же, какое интересное слово! На каком же языке вы разговариваете?» Разрешается искренне удивляться и радоваться за подопечных. После прочтения очередного «слова» разрешите составить новую комбинацию из этих же кубиков.

6.2. Творческой вариацией может служить задание на развитие речи: предложите придумать толкование своих слов.

«Котюпá» — название маленького автомобиля, а «Кóтюпа» — имя плюшевого мишки, «Лирумэ» — сказочный герой-принц, спаситель угнетенных, «Мулька» — маленький, ласковый и пушистый зверек.

6.3. С каким удовольствием после этого группа рисует некоего Мульку, придумывает его историю. Обратите внимание, слова и истории придумывают сами дети. В каждом случае это рождение уникального результата творчества, которое не может быть оценено, а также сравнимо друг с другом или с определенными стандартами.

6.4. Предложите каждой паре найти себе в друзья другую пару. И теперь готовые четверки, объединив свои 6 кубиков, пытаются составить новое слово. Дайте возможность ребятам самостоятельно найти способ договориться о комбинации и о том, каким образом они это сделают (не попробовав согласовывать свои действия, вряд ли в будущем дети смогут сами задумать и реализовать общее дело).

Бывает так, что бывшие пары не хотят разрушать первоначальных слов, а просто сдвигают их. Ну что ж, это их право. Но чаще всего дети смешивают кубики и составляют совершенно новое слово. Это уже достижение! Очень интересно, как это сделают Ваши дети?

6.5. Попробуйте повторить задание придать смысл полученному слову уже из 6 кубиков, составить рассказ, сделать коллективный рисунок, а, может быть, и разыграть маленький спектакль.

6.6. Собирание слов уже восьмерками с аналогичными предыдущим заданиями со временем переходит в собирание общей комбинации из всех задействованных кубиков всей группой или делегатами от восьмерок. К уже известным Вам обыгрываниям можно добавить хоровое и индивидуальное чтение полученного слова из 16 кубиков. Его весело читать наперегонки или «кто меньше ошибется» и т. п.

6.7. Существует еще один веселый вариант игры и для старших дошкольников, и для школьников. Он, конечно, не для малышей, но это настолько естественное и эффективное продолжение «Чепухи», что нельзя не рассказать о нем сейчас. Наши дети назвали его «Расскажи мне про…». В результате игры у ребят, во-первых, формируются навыки выразительного чтения, во-вторых, умение выражать свои чувства, в-третьих, развивается чутье языка, которое в будущем позволит грамотно писать. Выглядеть это может так: воспользуйтесь знаками препинания, раздвиньте кубики, превратив одно длинное слово в несколько коротких, расставьте произвольно запятые, двоеточия, дефисы, закончите фразу соответственным знаком. На первую букву поставьте белый кубик с Зб, как бы невзначай заметив, что первую букву в предложении пишем заглавной (вот Вам и якобы случайное появление правила, как будто давно известного). А теперь, внимание! Озвучьте текст в соответствии со знаками, явив детям пример грамотного интонирования. При этом совершенно необязательно давать определения и, тем более, правила постановки. Вначале обыгрываем знаки конца предложений (. ! ? …), со временем подключаем и внутрифразовые (— , : и др).

6.8. Предложите детишкам найти в длинном конечном слове случайно образованные, но реально существующие слова, не вынимая и переставляя кубиков. Годятся любые части речи в любой грамматической форме. После их изъятия на нижнюю полку, кубики сдвигаются, что может повлечь за собой образование новых слов. Задача — найти все слова, которые оказались в «тексте», при этом, напомню, не разрешается вынимать и переворачивать кубики для образования новых слов, допускается поиск и обсуждение версий.

Проверьте свои способности: найдите 4 слова в подобном «тексте»: ЛЭ-И-ВО-Т-КЯ-ТИ-С-МЫ-ЖИ-ПУ-КА-ШИ-БЬ-О-ШЕ.

7. Конкретное слово (текст) из конкретных кубиков

Конкретное — значит, заранее задуманное, из конкретных — заранее отобранных.

7.1.Имена. Предложите обладателю имени самостоятельно составить его из «своих» кубиков, например, из РЮ-РЁ-РЯ-РИ-РЕ-РЬ и ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т слово РИТА. Если это пока трудно, можно сделать вместе со старшими.

7.2. Любые слова можно составлять «по заказу», разделившись на маленькие группки. Каждая группа получает заранее отобранные кубики и задание составить определенное слово. Теперь Ваша задача грамотно помочь. Это значит, что, во-первых, «еще нечитающим» ребятам слова стоит подбирать покороче и собирать вместе с ними, во-вторых, сначала слово диктуем орфографически, т.е. так как пишется: «Говорится ЗУП, а пишется ЗУБ, потому что ЗУБЫ. Говорится ВАРАБЕЙ, а пишется ВОРОБЕЙ:». Постарайтесь пока обойтись без терминологий, назиданий и затягиваний, дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. В будущем можно будет собирать более сложные слова, уже дав возможность самостоятельно подбирать проверочные там, где это необходимо.

10. Любое слово из конкретных кубиков

10.1. Какие слова начинаются на первый кубик этого слова? Выложите из кубиков любое слово. Например, слово корова начинается на ко. Предложите ребятам вспомнить, какие еще слова начинаются с этой грани этого кубика: козы, кошка, ком, колобок, корь,конь,корыто:. Подходящие под условия слова, которые получаются в результате подбора, обязательно фиксируются. Их можно собирать из кубиков, писать указкой по таблице или мелом на доске. Неподходящие — не фиксируются, и это снова самое суровое допустимое наказание.

10.2 Волшебные цепочки. Можно собирать слова как бусинки в пригоршню, а можно нанизывать их на нитку. До сих пор мы их набирали несколько к одному слову, а теперь каждое новое будет подбираться на основе предыдущего. Задание может звучать так: подберите слово на последний кубик моего слова, положим, курица. Например: цапля. Теперь попробуем придумать слово на последний склад получившегося. Допустим — лямка.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»