«Такой ребёнок может родиться в любой семье»
Саратовский депутат Дмитрий Кудинов призвал избавить школы от детей-аутистов, «мяукающих под партой». Затем советник спикера Госдумы Юрий Шувалов предложил избавить от Кудинова партию «Единая Россия» — за его «слабоумие».
Зеркало этой ситуации — любой двор, где гуляет ребёнок-аутист. Его родителям постоянно приходится слышать: «Держите своего дебила при себе». Но в том же дворе появляются и друзья — дети, которые сразу же находят общий язык с особенным ребёнком, и их родители, которых это не пугает.
О том, какие мифы ежедневно приходится развеивать родителям аутиста, Лайфу рассказала Инна Власова — женщина с потрясающей улыбкой, успешной карьерой, неподдельным энтузиазмом и неиссякаемой энергией. Её 6-летний сын Илья — аутист.
Миф первый: аутисты рождаются в неблагополучных семьях
Я вас расстрою: такой ребёнок может появиться в любой семье. У меня было обычное счастливое советское детство: родители, сестра, дворовые прогулки под окнами с вышибалами и прыжками через резиночку, несколько раз в неделю музыкальные классы, сольфеджио, английский, спортивные секции. Ясли, сад, школа, университет. Так жили почти все от Калининграда до Владивостока.
Сегодня меня часто спрашивают: «Ты же делала скрининг? Неужели не было видно?» Делала. Но никакие существующие сегодня методы диагностики не покажут, что у вас может родиться аутист.
Миф второй: аутизм заметно сразу после рождения
Мой ребёнок родился в срок, здоровым, никто из докторов не замечал никаких тревожных звоночков. Да их и не было: он нормально реагировал на свет, звуки и другие внешние раздражители.
Развивался, как положено. Может быть, только пошёл чуть попозже. Но он в годик весил 12 килограммов, то есть был в два раза крупнее всех своих сверстников, и ему просто физически было тяжелее устоять на ногах.
Характер у него был чуть суровее, чем у других детей на площадке: всегда знал, что хочет и как этого добиться. Такой мужичок-богатырь. У мам с детских площадок в телефоне я так и была записана «Инна — мама богатыря».
Сомнения появились годам к двум: ребёнок не говорил, и у него не было минимальных навыков коммуникации. Все, включая неврологов, утверждали, что с мальчиками такое случается, что развиваются они позже и что надо подождать.А между тем стали появляться и другие «симптомы»: ребёнок плохо реагировал на речь взрослых, поэтому был неуправляем. Он отказывался пользоваться горшком. Потом он перестал играть с другими детьми, а ещё чуть позже стал вообще избегать места, где много людей, в том числе детские площадки. На него нельзя было надеть новую одежду, нельзя было пристегнуть ремнями в коляске или машине. Причём в какой именно момент это началось — непонятно.
Кстати, мальчики бывают аутистами чаще, чем девочки. К двум-трём годам ребёнок становится неуправляемым и истеричным, с ним невозможно сходить в театр, кино или зоопарк. На площадках таких детей избегают, а растерянные родители не знают, что делать.
Миф третий: аутиста сразу видно в толпе
Когда ты говоришь непросвещённым людям про аутизм, они почему-то представляют человека, у которого ДЦП и синдром Дауна одновременно. То есть как будто по лицу у него должно быть видно, что он аутист. На самом деле аутисты внешне не отличаются от обычных людей. Это просто определённое внутреннее состояние.
Аутист неудобен для общества. Он не социализируется, предсказать его поведение сложно. А аутисту при этом на общество глубоко наплевать. Мы все для него — агрессивная внешняя среда, источник раздражения. Это нам надо с ним общаться, и нам надо, чтобы он стал «нормальным». И в чём-то я даже завидую такой «независимости» своего ребёнка.
Миф четвёртый: аутизм лечится
Илюше назначили приём препаратов, и я стала честно выполнять рекомендации. Но стало только хуже. И доктор предложила попробовать другие препараты. Это метод подбора — перепробовать всё, что есть, и посмотреть, что поможет.
Меня испугала такая перспектива. Позже я пришла к выводу, что медикаментозный метод для моего ребёнка неэффективен. Нельзя заставить человека с особым мышлением с помощью таблеток стать нормальным. Никто до конца не знает, что такое аутизм, уж слишком он бывает разным. Менять симптоматику, на мой взгляд, бесполезно. Надо пытаться выяснить, почему и в какой момент у конкретного человека начались эти изменения. Наши врачи, к сожалению, так глубоко копнуть не имеют возможности: они ограничены во времени приёма, в списке диагнозов, в назначениях. Такая система, с этим сложно что-то сделать.
Последние два года я чувствую, что есть прогресс. В том числе благодаря команде специалистов, которая образовалась вокруг нас.
Государственная школа учит Илью заниматься в группе, что даётся очень тяжело таким детишкам. С ним занимается кинезиотерапевт (врач, владеющий диагностическим методом, основанным на изменении мышечного тонуса), работая с телом, он воздействует на мозг. Остеопат (человек, который руками чувствует патологии организма) снимает спазм сосудов, чтобы нормализовать поставку кислорода в мозг.
Есть ещё преподаватель по развитию интеллекта, которая готовит Илью к школе. Художник, которая помогает Илье научиться выражать свои мысли на бумаге. Есть прекрасный тренер по плаванию и другие замечательные люди, которые помогают особенному ребёнку адаптирповаться к жизни в нашем обществе. Многие из них для меня — шаманы какие-то. Себе самой я никак не могу объяснить, как всё это работает. Но результат налицо: Илюша стал лучше себя чувствовать, он говорит, может разговаривать даже с незнакомыми людьми, и они его поймут. Ещё он перестал закрывать уши, когда слышит резкий шум.
Миф пятый: от государства можно добиться достаточной поддержки
Я не могу сказать, что государство не оказывает нам поддержки. Пенсии, скидки на оплату квартиры, бесплатный проезд, бесплатное обслуживание в государственных медицинских центрах и больницах. Кроме того, бесплатные путёвки, бесплатные лекарства… Но всё это нужно получить… А на это — время.
Есть, например, государственные центры, где работают с детьми-аутистами. Там очень достойные преподаватели. Илюша сейчас посещает группу в таком учреждении, и занятия для него бесплатные. Проблема в том, что этого ничтожно мало для того, чтобы обеспечить необходимую поддержку всем детям-аутистам. Более того, такие центры часто закрываются, потому что обучение особенных детей дорого стоит для государства. Это инвестиции в будущее, но платить надо сейчас. А в бюджете много дыр. В мегаполисах есть альтернатива бесплатному образованию — частные специализированные школы и детские сады, центры. Но не все они эффективны, многие дорого стоят, да и найти их бывает нелегко. Число детей с особенностями развития растёт, а число обучающих центров — нет. Поэтому спрос на любую помощь стабильно высокий.
Государство платит аутистам пенсию, назначает дополнительные льготы. Но чтобы всё это оформить, нужно пройти медицинскую, социально-педагогическую экспертизу и «отлежать» в психиатрической больнице на диагностике. В общем, нужно потратить много времени. Я предпочитаю провести его с ребёнком, съездить на занятие, встретиться с друзьями и всей семьёй провести день на прогулке или в кафе.
Сейчас у меня уже нет выбора — нужно оформить инвалидность, чтобы Илюша мог пойти в специализированный класс или школу. В обычную школу он пойти не сможет.
И кстати, я считаю, что таким детишкам и правда без сопровождающего-тьютора делать в общем классе нечего. Такой ребёнок не только сам не сможет учиться, но и другим детям будет мешать.
Миф шестой: негативное отношение общества убивает
Иногда бывает, что я болезненно воспринимаю нападки. Однажды мы с Илюшей гуляли на детской площадке. Он залез в песочницу и стал играть с другими детьми — младше его. Одной из мам не понравилось, что такой взрослый ребёнок играет рядом с её малышом. Она пыталась мне объяснить, что Илюше в песок играть нельзя. Я напомнила, что тут не бывает возрастных ограничений. Я добавила, что мой ребёнок особенный и что потребность в игре с песком у него выше, чем у ровесников. На что эта мамочка мне ответила: «Держите своего дебила при себе!» Я посмотрела на малыша мамы, мальчика лет полутора, и тихим ровным голосом рассказала, что нет гарантий, что с её ребенком не произойдёт то же самое. Мама очень испугалась и ушла из песочницы.
Но заступаться за моего ребёнка мне приходится не чаще, чем мамам обычных детей, уж поверьте.
Миф седьмой: семьи, где растёт ребёнок-аутист, несчастны
Если бы я ещё во время беременности или в роддоме узнала, что у моего ребёнка будет аутизм, я бы никогда от него не отказалась. Более того, если бы сейчас мне сказали, что можно вернуться на шесть лет назад и поменять что-то — я бы просто пораньше начала адаптацию. Потому что такой вызов дал мне больше сил, больше энергии, больше знаний о жизни и себе самой. Я стала намного спокойнее и сдержаннее. Я понимаю, что моему ребёнку нужно больше времени, чтобы научиться каким-то вещам. Я должна считаться с тем, что он другой. Я глубоко уверена в том, что ничего не происходит просто так. Значит, Бог дал мне это испытание, чтобы я стала другим человеком, чему-то научилась.
Я бы не хотела, чтобы люди воспринимали меня и моего ребёнка как страдальцев. Я хочу, чтобы люди поняли, что аутизм, несмотря на то, что он неизлечим, — это не приговор! Да, это определённого рода отклонение, но с ним можно жить. И уж точно можно и нужно быть счастливыми!
Из за чего рождаются дети аутисты причины — Все о детях
Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.
Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.
Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.
Содержание статьи:
Что такое детский аутизм?
Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.
Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.
Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.
Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:
- Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
- Задержка развития личности.
- Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
- Страх изменений в окружающей среде.
- Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
- Эхолалия.
- Дефицит речи и ее использования.
- Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
- Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
- Стереотипные игры с неигровыми предметами.
- Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
- Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
- Отрешенность.
- Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
- Жевание заменяется сосанием.
- Эпилептические приступы в трети случаев.
- Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
- Наступают периоды возвращения способности к обучению.
- Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
- Отсутствие социального взаимодействия.
- Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
- Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
- Отсутствие логики в поведении.
- Импульсивность.
- Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
- Коммуникативный дефицит.
- Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
- Пустой взгляд.
- Речевые навыки не нарушены.
- Движения неритмичные и стереотипные.
перейти наверх
Причины детского аутизма
Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:
- Аффективная среда и слабость инстинктов.
- Расстройство восприятия и блокада информации.
- Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
- Ретикулярная формация ствола мозга.
- Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
- Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
- Расстройство парного функционирования обоих полушарий.
Провоцирующими аутизм факторами являются:
- Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
- Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
- Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
- Прививки.
- Психические болезни, например, эпилепсия.
- Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
- Эмоциональная холодность родителей.
- Ртутное отравление.
- Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
- Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
- Злоупотребление антибиотиками.
перейти наверх
Симптомы и признаки детского аутизма
Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.
Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.
Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:
- Проявление характеристик в 2-3 года.
- Отсутствие улыбки в ответ.
- Игнорирование и отторжение объятий.
- Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
- Отсутствие контакта глазами с собеседником.
- Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
- Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
- Задержка или полное отсутствие речи.
- Склонность к уединению.
- Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
- Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
- Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
- Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
- Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
- Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
- Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
- Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
- Судорожные припадки в 25% случаев.
перейти наверх
Ранний детский аутизм
Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.
Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:
- Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
- Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
- Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
- Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
- Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
- Отсутствие контакта глаза в глаза.
Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.
Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:
- Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
- Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
- Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
- Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.
Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.
перейти наверх
Лечение детского аутизма
Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:
- Семейная терапия.
- Исправление поведения.
- Медико-психолого-педагогическая коррекция.
Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:
- Амитриптилин – психотропное средство.
- Витамин В6.
- Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
- Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
- Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.
Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:
- Строгий распорядок дня.
- Прививание жизненно необходимых навыков.
- Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
- Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
- Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
- Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
- Избегание переутомления.
- Отсутствие спешки в обучении ребенка.
перейти наверх
Прогноз
Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.
Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.
Source: PsyMedCare.ru
Читайте также
Почему рождаются дети аутисты причины — Детишки и их проблемы
Аутизм у детей — это комплексное нарушение развития, которое должно проявится в раннем возрасте. Как правило, это первые 3 года жизни ребенка и оно обусловлено нарушением функционирования нервной системы.
Все признаки аутизма в этой статье описаны лишь в ознакомительных целях. Точный диагноз может поставить лишь квалифицированный врач после диагностики ребенка. Поэтому, не стоит принимать всю нижеизложенную информацию за истину в последней инстанции.
Аутизм у ребенка
Согласно современным представлениям аутизм это генетическая предрасположенность, которая следует за ребенком от родителей, либо возможны варианты генетической поломки у конкретного ребенка без унаследования. Но тут следует сделать акцент на том, что это склонность, которая может проявиться под влиянием внешних факторов. Такими факторами является, наличие в семье родственников не только с аутизмом, но и с другими психическими расстройствами, например с шизофренией.
Это в принципе отягощенность семейного анамнеза по шизофрении и другим психическим расстройствам. Кроме того в группу риска попадают дети, которые родились недоношенными, также если возраст родителей превышает 40 лет. Также в группу риска попадают люди проживающие в крупных мегаполисах, имеется ввиду загрязнённость окружающей среды разнообразными тяжелыми металлами и любыми вредными веществами. Это именно те факторы которые дают генетической программе реализоваться.
Риск развития аутизма у ребенке
На сегодняшний день методик прогнозирования аутизма у еще не рожденных детей, не существует. Все программы ранней диагностики предусматривают возможность выявления аутизма у ребенка с 18 месяцев.
На перед вы этого знать не можете и ребенок с аутизмом может родится в любой семье. То-есть раса, социальная принадлежность, способы воспитания ребенка не имеют существенного влияния.
Симптомы аутизма у детей
Согласно нынешней классификации с 2013 года критериями постановка диагноза аутизм являются две группы:
- Нарушение социальной коммуникации
Известно, что дети с аутизмом имеют нарушения связанные с развитием речи, то-есть это как отсутствие речи, так и отставание в развитии или несоответствующее функционирование. Например ребенок может цитировать огромные диалоги из фильмов, из мультиков, из рекламы, но пообщаться с ребенком вы не можете. Он не сможет сказать как его зовут, сколько ему лет, где он живет.
Дети с аутизмом избегают общения с людьми, не потому, что это им не нужно, а потому, что они не знают как взаимодействовать с окружающими. Они не умеют считывать эмоции по лицу, их надо специально этому обучать.
- Повторяющиеся формы стереотипного поведения
Очень часто у детей с аутизмом присутствуют такие стереотипии как махание руками, кручение на месте, подпрыгивание. По теперешним представлениям эти стереотипии это механизмы саморегуляции, ребенок таким образом приводит свое состояние более или менее в равновесие.
Стереотипии не нужно стараться ликвидировать, так как они помогают ребенку.
Кроме таких явных поведенческих моментов это может быть однотипность в пристрастиях в еде, к расположению предметов, к определенным маршрутам. К примеру если вы передвинете какой-либо предмет в комнате ребенка это может вызвать бурные негативные эмоции.

Как часто встречается аутизм
Раньше был очень низкий уровень таких пациентов, хотя на самом деле аутизм существовал всегда. В данный момент начиная с 80-х годов наблюдается постоянное ежегодное увеличение количество людей с этим диагнозом во всем мире. Сейчас около 70 миллионов людей во всем мире имеют диагноз аутизм.
И средняя его частота с каждым годом увеличивается, буквально несколько лет назад это был 1 случай на 100, сейчас это 1 на 68 и даже по некоторым источникам 1 на 63. В среднем если мы возьмем два школьных класса, то это примерно один ребенок с аутизмом на два класса.
Проведено огромное количество исследований которые показывают, что во всем мире, в независимости от страны, от континента, частота расстройств аутистического спектра одинакова и составляет 1 — 3% от общей популяции. Эта патология имеет гендерную особенность, то-есть у мальчиков в 4 — 5 раз чаще встречается аутизм, чем у девочек.
Диагностика аутизма
Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то-есть это семейный врач или педиатр.
На, что следует обратить внимание при диагностике аутизма это, если ребенок к полутора годам не типично развивается. Отсутствие коммуникационных навыков (ребенок не хочет общаться со взрослыми, он не откликается на свое имя, реагирует на обращение близких родственников, но не реагирует на остальных людей).
Также важно как играет ребенок: он не по назначению использует игрушки (например машинки не ездят, а он их изучает, рассматривает под разным углом, крутит колесики, облизывает, нюхает).
Кроме того следует обратить внимание на реакции ребенка, если у ребенка на незначительные раздражители очень бурная реакция и вы долгое время не можете ее остановить. Это могут быть прикосновения, звуки, яркий свет, то-есть в принципе то на, что нормальный ребенок так бы не реагировал.
Очень важно, что у детей с аутизмом нарушен сон, они очень тяжело засыпают, очень долго, у них очень поверхностный сон.
Аутизм признаки у ребенка
Важно понимать, что ребенок с аутизмом выглядит обычно, то-есть пока не проявились поведенческие моменты, проблемы в общении, вы можете и не заподозрить, что у ребенка есть аутизм.
- Нарушено социальное взаимодействие
Степень нарушения зависит от степени тяжести аутизма. В тяжелых случаях ребенок вообще не общается с окружающими, не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, лицо не выражает эмоций.
Важным признаком аутизма является отсутствие эмоций, вспомните приводить ли когда нибудь, что нибудь ребенка в восторг, вызывало смех, улыбку, если вы упали пытается ли ребенок вас пожалеть, видно ли по нему, что он переживает за вас.
Умение просить важный базовый коммуникативный навык, нормальная реакция просить, считается указанием жестом на желаемую вещь или просто позвать маму. Просьба в виде толкания взрослого к нужному предмету, не считается нормальной.
Типичная реакция на окружающих, особенно на новых людей, это избегание иногда это интерпретируют как крайнюю степень стеснительности, которая однако с возрастом не снижается.
Анализ зрительного контакта особенно важен в детском возрасте, нормальным считается взгляд ребенка глаза в глаза, если ребенок проводит взглядом мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь к себе внимание, это может быть проблемой.
Навыки игры со сверстниками — аутичные дети, как правило, не играют с другими детьми, им более важны игрушки, которые они беззастенчиво могут отобрать у других детей или беганье по кругу или просто наблюдение из далека.

Задержка речевого развития
Для аутичных детей характерна задержка речевого развития. Дети точно должны в 2,5 года иметь в своем обороте десятки слов. В 3 года ребенок должен уметь составлять и говорить предложениями.
Ряд родителей до последнего отрицают наличие проблем, аргументируя тем, что ребенок произносит очень сложные фразы услышанные от взрослых или по телевизору. Это на самом деле может быть отраженная речь, то-есть бессмысленное повторение, это никак нельзя назвать нормальным развитием речевого аппарата.
В более взрослом возрасте речь ребенка более быстрая, сбивчивая, при общении тяготеют перебивать и скатываются к волнующей теме, не имеющей отношения к текущей беседе. К сожалению порядка 1,3 аутичных детей вообще не пользуются речью.
Желание разложить все по порядку
Все мы с детства играем в пирамидки, пожалуй это самая распространенная детская игра. Задача данной игры выстроить элементы пирамидки в нужный порядок, но у аутичных детей часто наблюдается пристрастие выкладывать в определенном порядке игрушки и предметы не предусмотренные для такого порядка. Еще пример, ребенка интересует не сама игрушка, в виде машинки, как нечто целое, а колесико от машинки, которое хочется крутить часами. Это все нарушения принципа связывания, в мозге. Мозг не способен разложить все по полочкам и поэтому фокусируется на отдельных детальках.
Стойкие привычки также являются визитной карточкой аутизма, например привычка к одному типу еды.
Лечение аутизма
Если диагностировать у ребенка аутизм в раннем возрасте, до трех лет и сразу же начать коррекцию, интенсивное вмешательство, то в этом случае можно надеяться на благоприятный исход и многие дети к школьному возрасту догоняют в развитии, своих сверстников и в принципе могут обучаться в обычной школе.
При комплексном подходе коррекции аутистических расстройств, конечно можно добиться большего эффекта если сочетать поведенческую терапию с микро токовой рефлекса терапией, которая помогает восстанавливать нарушенные связи в головном мозге, то в этом случае эффект лечения достигается быстрее.
Самое главное это совместная работа по коррекции аутизма, специалистов и семьи.
Поведенческая и медицинская терапия для детей-аутистов может помочь им расти и учиться.
Хоть и нет никакого лечения от аутизма, существует много поведенческих методов лечения и лекарств, которые могут значительно улучшить состояние аутичного ребенка, способность учиться и общее качество жизни.
В лечении аутизма есть два элемента. Один из них включает принципы поведенческого анализа, в котором используются подсказки и награды, чтобы помочь детям учиться. Другой элемент предполагает использование соответствующей для развития практики. Это означает, что цели вмешательства определяются таким образом, что самый легкий навык или знание — это содержание следующей цели обучения. Таким образом, дети достигают успеха, и обучение происходит быстрее.
Поведенческая терапия для детей-аутистов
Два признака аутизма – трудности в общении и с социализацией — решаются посредством поведенческой и дополнительных терапий. Рекомендуемая терапия для детей-аутистов включает:
- Прикладной поведенческий анализ. Это структурированный терапевтический подход к обучению детей-аутистов, помогая им остановить нежелательное поведение. Несколько десятилетних исследований, поддерживают использование данного анализа.
- Вмешательство язык — речь. Коммуникативное расстройство является основной проблемой аутизма. Поэтому все дети должны получить вмешательство, которое предполагает развитие речи и языка. Патологи могут помочь детям с аутизмом более эффективно общаться и понимать тонкие моменты социальных взаимодействий.
- Трудотерапия. Профессиональные доктора помогают аутичным детям учиться тем вещам, которые им нужно выполнять дома и в школе, например, как одеваться, использовать ножницы и четко писать.
- Физиотерапия. Физиотерапевты работают с детьми для развития активности, равновесия, осанки и координации.
Аутичные дети в школе
Дети с аутизмом сталкиваются со многими проблемами в школе, но цель терапии внутри и вне класса состоит в том, чтобы помочь им быть успешными в школьной работе и со своими сверстниками.
Объединение детей с аутизмом с нормально развивающимися детьми очень полезно для их развития, если учителя и сверстники также получат некоторые рекомендации. Чтобы помочь в этом, команда профессионалов, включая родителей, педагогов и терапевтов, разрабатывает индивидуальную программу обучения для каждого ребенка, которая определяет, какие изменения и вмешательства необходимы в течение школьного дня. Программа регулярно пересматривается, чтобы убедиться в ее актуальности.
Лекарства для детей с аутизмом
В настоящее время нет лекарств, которые могут вылечить аутизм. Вместо этого родители и врачи могут использовать различные препараты для лечения некоторых симптомов аутизма, таких как гиперактивность, а также связанные с ними состояния, которые влияют на качество жизни, такие как нарушения сна или желудочно-кишечный дискомфорт. Лекарства используются главным образом для лечения поведенческих нарушений, связанных с аутизмом, включая возбужденное состояние, импульсивность, беспокойство и повторяющееся поведение.
Медикаменты следует принимать, когда такое поведение достаточно разрушительно, и оно мешает способности ребенка находиться в школьных, социальных или домашних условиях. Лекарства, которые используются для лечения симптомов аутизма, включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, стимуляторы, противоопухолевые препараты, трициклические и антипсихотические средства.
Решение о том, какие лекарства подходят, зависит от имеющихся симптомов у аутичного ребенка. Может потребоваться некоторое время, чтобы найти правильную комбинацию методов лечения для каждого ребенка. Есть надежда, что при лечении все дети с аутизмом могут получить помощь и лучше ориентироваться в своем мире.
Аутизм у детей — Школа доктора Комаровского (Видео)
Source: vseorebenke.ru
«Дети дождя»: почему ребенок становится аутистом?
ЧТО ЭТО ЗА БОЛЕЗНЬ?
…Сначала малыш не смотрит никому в глаза, потом отказывается от маминых ласк. Он не говорит и часами может смотреть в одну точку. Он ест только определенные продукты и только из тарелки определенного цвета, а в детском саду играет сам с собой. Присмотритесь к вашему ребенку: если он днем за днем погружается в себя, возможно, ему очень нужна помощь, чтобы научиться жить в нашем мире.
Аутизм — психическое расстройство, связанное с разрывом связи внутреннего мира человека с внешним миром, с уходом от контакта и большими трудностями во взаимодействии с окружающим миром. Такие люди либо не умеют общаться вообще, либо делают это в необычной причудливой форме. И это не единственная их особенность. Они вообще другие — «люди дождя». Появление в семье такого ребенка — это тяжелое испытание на всю жизнь. Ведь аутизм неизлечим.
— Но при адекватной помощи аутизм поддается коррекции, — уточняет психолог Анна Симоненко. — Чем раньше будет выявлено это расстройство и начата комплексная медицинская, психологическая и педагогическая коррекция, чем внимательнее родители отнесутся к проблеме, тем больше шансов на успех.
В БЕЛАРУСИ ВЫЯВЛЯЕТСЯ МЕНЕЕ 10% ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ
Несмотря на то, что диагноз «аутизм» ставится, как правило, после трех лет, проявления этого расстройства заметны с рождения. Но зачастую их не замечают или игнорируют и родители и доктора. Первые — из-за незнания или страха получить психиатрический диагноз. Вторые — из-за недостаточной компетентности в этой области, из-за нехватки кадров, больших нагрузок, невнимательности. А ведь первыми заметить проблему могут именно родители и педиатры.
Так или иначе, на конец января 2011 года в Минске с расстройствами аутистического спектра (это собирательный термин для расстройств одного типа: ранний детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, связанный с нарушением развития мозга) на учете состоит всего 116 детей.
Но мировая статистика показывает, что детей-аутистов в обществе гораздо больше. По данным знаменитого американского специалиста в области аутизма, доктора Эрика Шоплера, в 2007 году из каждых 150 — 155 новорожденных один малыш рождался с расстройством аутистического спектра.
— Если учесть, что детское население Минска — 303 тысячи, то, согласно мировой статистике, число детей в столице, нуждающихся в лечении и коррекции аутистических расстройств, достигает приблизительно 2000 человек, — говорит Анна Владимировна. — Получается замкнутый круг: при таком количестве выявленных случаев трудно оценить всю серьезность проблемы, и, как следствие, без должного внимания к аутизму без диагноза остаются более 90% пациентов.
ДЕТСКИЙ АУТИЗМ ЕСТЬ, ВЗРОСЛОГО — НЕТ?
Есть еще одна черная дыра, в которой пропадают аутисты. Любой ребенок, получивший диагноз «детский аутизм», со временем заново проходит обследование. И для аутистов старше 18 лет диагноз «детский аутизм» превращается в разные варианты шизофрении или умственной отсталости.
— Возможно, в ближайшем будущем, когда состоится очередной пересмотр Международной классификации болезней, такой термин, как «Расстройство аутистического спектра», будет внесен в перечень диагнозов, — говорит Анна Симоненко. — Это позволит людям с аутизмом и во взрослой жизни рассчитывать на специализированную помощь.
ПРИЧИНА АУТИЗМА У РЕБЕНКА — В ПОВЕДЕНИИ МАТЕРИ?
Несмотря на то, что сейчас проводится множество исследований по аутизму, его причины до сих пор не установлены. Большинство исследователей полагают, что аутизм является генетическим расстройством. Другие считают, что причиной аутизма могут стать перенесенная во время беременности краснуха, диабет, контакт с пестицидами, высокий уровень стресса матери. Другие винят аутоиммунные заболевания и всевозможные вирусные инфекции. Есть и те, кто считает: причиной аутизма у ребенка являются особенности воспитания.
— Предположения о том, что аутизм появляется вследствие того, что мамы избрали диктаторский стиль воспитания, опровергнуты еще в прошлом веке, — говорит Анна Симоненко. — Ясно только одно: у аутизма нет границ. За помощью специалистов обращаются люди с совершенно разным достатком, семейным укладом и отношением к ребенку.
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
Как распознать ребенка-аутиста?
— Неспособность вступать в контакт и взаимодействовать с окружающими. Аутичный ребенок испытывает трудности в общении и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Это один из основных признаков и проявляется он буквально с младенчества — когда малыш избегает прямого взгляда глаза в глаза, не стремится прижаться к маме; не разделяет с другими эмоции радости и грусти.
— Нарушение речевого развития. Ребенок при аутизме может вообще не говорить или общаться фразами-штампами, услышанными от родителей или из мультфильмов. Он может как эхо повторять все, что слышит, и не способен обратиться за помощью. Главное в этом нарушении то, что речь не выполняет коммуникативную функцию.
— Перестановка личных местоимений и отсутствие местоимения «я». Нормально развивающийся ребенок рано или поздно осознает себя отдельной личностью. Его настойчивое «я» особенно ярко проявляется примерно к трем годам. Дети-аутисты с большим трудом выделяют себя, и поэтому «я» в их жизни может вообще не появиться.
— Стремление к однообразию (феномен тождества). Любое изменение в окружающей обстановке вызывает у них тревогу и даже страх. Такие малыши, попробовав одно блюдо, могут отказываться от всего остального или требовать раз за разом соблюдения определенного ритуала (к примеру, кушать только тот картофель, который нарезан соломкой).
— Повторяющаяся и стереотипная игра и действия. Игра ребенка-аутиста заключается в повторении одних и тех же действий: например неоднократное открытие и закрывание дверей или ящиков, вращение или покачивание нитей и веревок, разглядывание телевизора, уткнувшись лицом в экран, раскачивание и многое другое.
БУДЬ В КУРСЕ!
Как обучать ребенка-аутиста?
«Мы в полной растерянности, как учить ребенка-аутиста и где искать помощь? Моей внучке 7 лет, недавно поставили этот диагноз».
Регина. Вилейка.
— Вам нужна помощь профессионала, специально подготовленного для работы с аутичными детьми, — отвечает психолог Анна Симоненко. — Опыт показывает, что без подготовки дефектологи, логопеды, психологи, учителя, как правило, не могут работать с такими детишками.
В Минском городском клиническом детском психоневрологическом диспансере можно пройти медицинское и психологическое обследование, получить индивидуальную психологическую консультацию по вопросам воспитания обучения и развития такого ребенка. Что же касается помощи в республике в целом, то стоит обращаться в первую очередь к детским психоневрологам по месту жительства.
— В зависимости от степени нарушения ребенок может посещать обычное или специальное дошкольное учреждение, общеобразовательную или специальную школу. В случае серьезных проблем ребенок с аутизмом может обучаться в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или получать образование на дому, — рассказала Антонина Змушко, начальник управления специального образования Министерства образования РБ. — Рекомендации по выбору места обучения даются индивидуально для каждого ребенка психолого-медико-педагогической комиссией, работающей в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства ребенка. Такие центры есть во всех районах республики.
КСТАТИ
Согласно статистике, многие из детей-аутистов не могут научиться читать и писать. 70% из них не имеют друзей, 95% из них никогда не женятся и не выйдут замуж. Только 25 — 30% смогут устроиться когда-нибудь на работу. У 55 — 60% малышей с таким диагнозом — глубокая умственная отсталость, а у 15 — 20% — легкая умственная отсталость.
Причины возникновения аутизма у детей
Какое оно — лицо аутизма
Расстройство психического развития ребенка, именуемое аутизмом, явление не частое, но и не редкое, как бы нам этого не хотелось. Из 1000 детей у 6 диагностируется это заболевание. Такова распространенность аутизма на Земле. По половому признаку недуг «предпочитает» мальчиков, которые страдают данным видом психического расстройства в 4 раза чаще, чем девочки. Так какие же причины возникновения аутизма у детей выдвигает официальная медицина, чем она объясняет этот тяжелый недуг и кого в этом винит — давайте разбираться вместе.
Ученые не прекращают споры о причинах, заставляющих мутировать гены малыша, и продолжают исследовать болезнь в надежде найти «противоядие». Почему и как происходит изменения генов, отвечающих за созревание синаптических связей головного мозга — на этот вопрос нет точного и исчерпывающего ответа. Ребенок, больной аутизмом в легкой степени, внешне ничем не отличается от здоровых детей. Все коварство недуга проявляется в поведении.
Ребенок с подобным расстройством не способен к построению нормального человеческого общения. Он не задействован в детских играх, потому что не понимает их смысл, часто выглядит грустным и подавленным. Озвучивая свои желания, больной аутизмом использует короткие, без эмоциональной окраски, фразы, не способен вести диалог, воспринимая речь собеседника как что-то непонятное. Ярким проявлениям аутизма является желание ребенка или взрослого многократно повторять какое-либо действие: раскладывать вещи, расставлять предметы, дергать себя за волосы, выключать и включать свет.
Причины аутизма
Воспользуемся привычным приемом и представим причины заболевания списком. Вот что относят к виновникам аутизма медики на сегодня:
- генетическая предрасположенность (родители как носители мутированного гена)
- тяжелые металлы
- вакцины и вирусы
- недостаток белка
- химический и биологический дисбаланс
А теперь посмотрим на представленных «провокаторов» болезни внимательно.
Генетическая предрасположенность
[ADSBLOCK]В частном исследовательском университете Рочестера (США) провели скрупулезное обследование 60 больных аутизмом. У 30 из них была обнаружена мутация определенного гена, отвечающего за формирование головного мозга в первые недели жизни эмбриона. И в этом случае не трудно было установить связь произошедшей мутации с наследственным фактором. Это значит, что один из родителей больного ребенка являлся носителем дефектного гена.
На основании многочисленных исследований, ученые констатировали: существует очевидная корреляция (зависимость, связь) аутизма с синдромом слабой Х-хромосомы. Именно на половой хромосоме сосредотачиваются гены, провоцирующие развитие тяжелых генетических недугов.
Эту зависимость уверенно доказали ученые Кембриджского университета. Они приступили к исследованиям детей на внутриутробной стадии и регулярно, по мере развития испытуемых, делали анализы на гормоны. В их крови было выявлено значительное превышение тестостерона. В четырехлетнем возрасте, по словам опрошенных родителей, дети с трудом адаптировались в обществе своих ровесников и взрослых, не отличались присущим малышам любопытством. Однако не все дети, участвовавшие в эксперименте, были признаны аутистами. Более того, нейробиологи сумели объяснить развитие у больных аутизмом необычных способностей, на которые также повлияло излишнее количество тестостерона. Уникальные музыкальные и математические способности проявлялись тогда, когда избыток тестостерона подавлял деятельность логического левого полушария мозга, вынуждая правое творческое выступать в роли компенсатора.
Еще одним генетическим фактором, вызывающим болезнь аутизм у детей, является конфликт, возникающий между генами отца и матери, унаследованными ребенком. При большей активности «отцовских» генов и происходит развитие аутизма.
Многие ученые уверенны, что одним-двумя генами история не ограничивается, поэтому их поиск ведется и сегодня.
Тяжелые металлы
Версия причастности тяжелых металлов появилась у врачей тогда, когда у большинства больных детей в анализе мочи были эти металлы обнаружены, причем в повышенной концентрации. Если предположение, а оно таковым на сегодняшний день и является, о причастности тяжелых металлов на развитие психического расстройства будет полностью доказано, возможно, появиться способ лечения аутизма медикаментозно. Достаточно будет вывести излишки металлов из организма ребенка и признаки аутизма исчезнут. Перспектива очень привлекательная, но пока только как прогноз на будущее.
Вакцины и вирусы
Тема возможной виновности вакцин в заболевании детей аутизмом стала достоянием гласности совсем недавно. В 1998 году британский ученый Вейкфилд занялся изучением детей, заболевших аутизмом в связи, как он предполагал, с введением им комбинированной прививки от кори, краснухи и свинки (MMR), и его выводы подтвердили предположения, но не поставили жирную точку в обвинительном вердикте.
Заметим, что разговоры о негативных сторонах прививок ведутся давно, особенно среди родителей. Никто не умаляет заслуги вакцинации в снижение заболеваемости оспой, корью и другими болезнями, но использование комплексных составов вызывает глубокие сомнения и порой обоснованные опасения.
Та же MMR способна вызывать нарушения в работе ЖКТ, и это уже доказано. Происходит сбой в процессах всасывания и удаления продуктов пищеварения, который тянет за собой дисфункцию мозга, и, как следствие, развитие аутизма.
Особую активность по поводу реального вреда комбинированных вакцин здоровью ребенка проявляют ученые и простые граждане Великобритании. В стране все чаще звучит призыв применять отдельную вакцинацию против каждой болезни. Но, даже моно вакцина способна вызвать непредсказуемую реакцию организма. В основе развития аутизма лежит поломка иммунной защиты, а предвидеть наступление этой поломки от вакцины невозможно.
Недостаток белка
Это еще одна версия, вписанная в причины возникновения аутизма. В нашем организме есть циклин-зависимая киназа (Cdk5), белок, помогающий развитию синапсов. Синапсы — это сложнейшие структуры головного мозга, влияющие на способности человека изучать и запоминать любой материал. Сообщаясь с другими белковыми комплексами, синапсы участвуют в передаче сигналов к головному мозгу и от него. Недостаток и неправильное формирование белка Cdk5 ведет к нарушениям мозгового развития, что может вызвать и аутизм. По крайней мере, виновность Cdk5 в болезни Альцгеймера, уже доказана на молекулярном уровне.
Химический и биологический дисбаланс
И снова мы вынуждены говорить о предположениях. Тесная связь аутизма с эпилепсией и сложностями в обучении ребенка заставила ученых выдвинуть в качестве причины развития болезни биологический и химический дисбаланс. В ходе исследований была выявлена некоторая параллель между повышенным содержанием в крови серотонина и возникновением аутизма. Из разряда предположений и проявление аутизма на фоне врожденной краснухи, фенилкетонурии и младенческих судорог.
Недавно выдвинута и новая версия предполагаемого виновника аутизма. Она родилась в процессе исследований с помощью компьютерной томографии. У больных аутизмом выявилось нарушение развития миндалевидного тела головного мозга, отвечающего за эмоциональную регулировку и способность человека органично взаимодействовать с другими людьми.
Пристальное наблюдение за детьми, больными аутизмом, их всестороннее исследование показало, что мозг больного ребенка в возрасте от 3 до 4 лет превышает норму объема на 10-13 %. Если ученым удастся выяснить причину данной патологии, то можно будет говорить о профилактике аутизма.
После очевидного превалирования в нашем обзоре о причинах аутизма слова «предположение», напрашивается мысль о том, что список виновников заболевания будет продолжать расти.