Буква Р задания для дошкольников с картинками
Цель занятия: изучаем букву Р, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
Задачи:
- познакомить дошкольника с буквой Р, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Р по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
-
- Радуга
-
- Рыба
-
- Рябина
-
- Редис
- Как рычит собака? (Р-р-р!..)
- Какой звук есть и в слове РЫБА, и в слове КОМАР, и в слове МАРКА?
- В начале, в конце или в середине слова звук [р] в слове РЫБА? — КОМАР? — МУХОМОР? — МАРКА? — ПАРОХОД?
Когда мы произносим звук [р], кончик языка поднимается за верхние зубы и там дрожит. Произнеси: РРР.
Язык мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [р].
- Гласный или согласный звук [р]?
- Звонкий или глухой этот звук? Почему?
- Какие еще звонкие согласные звуки ты знаешь?
Задание: печатная буква Р для дошкольников
Рассмотри букву Р, напиши ее в воздухе. Нарисуй палочку (вертикальную) и преврати ее в букву Р.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это…(рысь).
Где обедал, воробей?
В зоопарке у… (зверей).
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная… (радуга).
В реке большая драка:
Поссорились два… (рака).
Сказка про букву Р
Рыжий город
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит — ворота стоят, а на них написано:
«Добро пожаловать в Рыжий город!» Вошел он — и ахнул.
В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли.
Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.
По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка:
«Ты почему такой грустный?»
«Меня все рыжим дразнят»,— хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький,— засмеялась девочка.
— А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?»
«Ну, рыжего»,— робко сказал мальчик.
«И мы — рыжего! Значит, все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо!..»
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…
(Г. Юдин)
Загадки для детей на букву Р
По волне, по волне
Плывет музыка ко мне.
(Радио)
Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь — он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
(Радуга)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
(Раки)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост
— Понесется до звезд.
(Ракета)
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редис)
Летом бежит.
Зимой спит.
Весна настала —
Опять побежала.
(Река)
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.
(Река)
Зубов много, а ничего не ест.
(Расческа)
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.
(Рубашка)
Стальной конек по белому полю бегает,
За собой черные следы оставляет.
(Ручка)
Круглая, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь.
Новая посудина, а вся в дырах.
(Решето)
Кто ни прикасается —
За того цепляется.
(Репейник)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
— Ищем, ищем, не найдем.
(Роса)
Четверо ребят
В одной шубе сидят,
А пятый — в шубенке
Стоит в сторонке.
(Руки в варежке)
Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине.
(Рюкзак)
Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
Пословицы и поговорки на букву Р
В труде рождаются герои.
Правду как ни прячь — наружу выйдет.
На чужой сторонушке рад родной воронушке.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Веселые стихи про букву Р для детей
Резинка
Я — ластик, я — резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с листа!
(В. Берестов)
Ворона
— Кра! — кричит ворона.
— Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
— Как!
— Подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
— Что ж вы раньше не сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман укр-р-рали!
(В. Орлов)
Рыбке рак — ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунин)
Ружье, заряженное пробкой,
Ерш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
(Г. Сатир)
Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто-голосисто
Заливается горнист:
«На лугу трава не смята!
Солнце смотрит в реку!
На зарядку-ка, ребята!
На за-ряд-ку-ка-ре-ку!»
(В. Левин)
Ручка
Буквы печатные
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
(В. Берестов)
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)
Про букву Р
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы ее вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
— Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!
(В. Творогова)
Почему?
Не скажу я никому,
Почему тигры рычат: «Га-р-р»,
Вороны кричат: «Кар-р-р»,
Кони хрипят: «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: «Скр-р-р».
Не скажу я никому. Почему
Кенар поет: «Тью-ир-р-р»,
Летит вертолет: «Др-р-р»,
Трактор ревет: «Тр-р-р»,
Катер плывет: «Шр-р-р».
И не догадается никто.
Что
Тигры рычат,
Ставни скрипят,
Кони храпят,
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р-р» выговаривать!..
(П. Высоцкий)
Беда Олесика
У Олесика всегда
С буквой «эр» была беда.
Скажет «рак» —
Выходит «лак».
Вместо «рожь» —
Выходит «ложь».
У щенка, который злился.
Он рычанью научился.
И теперь назло беде
Произносит «эр» везде:
«Крокодир» и «мороток»,
«Мороко» и «коробок».
В зоопарке «рев» и «рвица»…
У кого же «эл» учиться?
(Н. Тимчак)
Разлетаемся, слетаемся.
Мы на роликах катаемся.
Развеселые танцоры,
Резвые, как метеоры.
(В. Берестов)
Раки,
Эх, и забияки!
Не обходятся без драки.
То и дело меж собой
Затевают драки.
(Ф. Бобылев)
Прогремел над черной тучей,
Прорычал над рыжей кручей,
Пусть в горах грохочет гром!
Все равно гулять пойдем!
(С. Погореловский)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
Полезные материалы
Звук и буква Р, р. Видеоурок. Русский язык 1 Класс
Сегодняшний урок начинается с очень важных слов, которые должны знать все люди – и маленькие, и взрослые. Прочитайте их и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.
- Ребенок
- Родился
- Родители
- Родня
- Родной край
- Родина
- Россия (наши предки называли её Русь и говорили: «Родной край – сердцу рай»).
Конечно же, это буква Р. Сегодня мы поговорим о букве «Р р» и звуках, которые она обозначает.
Дадим характеристику звуку [р], т. е. расскажем, какой он. Произнесите звук [р] и понаблюдайте, как ваш язычок приподнялся кверху и загородил проход для звука. Звук получился очень звонкий, даже рычащий. А значит, это звук – согласный.
Проверим звонкость этого звука. Чтобы это сделать, нужно положить руки на горлышко или на ушки и произнести звук [р]. Ощутите вибрацию своего горла. Вибрация будет очень сильной, потому что звук этот очень рычащий. Часто поэты в своих стихах используют звучание этого звука. Вот пример такого стихотворения:
Р-Р-РЫ!
Вышел лев из-за горы
И, подумав, молвил:
– Р-р-ры!
Подлетели какаду:
– Что имели вы в виду?
Р-р-р-разорву и
р-растерзаю?Р-р-р-разнесу и
р-раскидаю?
Р-р-р-распугаю
всех подряд?
Лев сказал:
– Я просто
Р-Р-РАД!
Г.М. Кружков
Это стихотворение очень убедительно доказывает звонкость звука [р]. А еще слово «ура» стало таким радостным и звонким тоже благодаря этому звонкому звуку [р].
Также мы можем выяснить мягкость и твердость звука [р]. Произнесите слово «ура». Звук [р] в этом слове твердый. А теперь проверим, встречается ли мягкий звук [р’] в словах нашего языка. Вспомните названия месяцев:
- сентябрь
- октябрь
- ноябрь
- декабрь
- январь
Все эти слова заканчиваются мягким звуком [р’]. Значит, у твердого звука
Потренируемся узнавать эти звуки в словах. Отгадайте загадки и скажите, в названиях каких грибов есть нужные нам звуки [р] или [р’].
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьёю,
Первый найден …
(боровик) (рис. 1)
Рис. 1. Боровик (Источник)
В этом слове твердый звук [р]
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпки разноцветные –
Самые заметные.
(сыроежки)
В этом слове твердый звук [р]
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(подберёзовик)
В этом слове мягкий звук [р’]
Стоит мальчонка –
Рыжая шапчонка.
(рыжик)
В этом слове твердый звук [р]
Бледная она стоит,
У неё съедобный вид.
Принесешь домой – беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб – обманка,
Враг наш – бледная …
(поганка)
В этом слове нет звуков [р] или [р’]
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзине пусть
Полежит съедобный …
(груздь) (рис. 2)
В этом слове твердый звук [р]
Рис. 2. Грузди (Источник)
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
И хоть на вкус я горьковат,
Но людям послужить я рад.
(горькушка)
В этом слове мягкий звук [р’]
А вот кто-то важный, на беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
(мухомор) (рис. 3)
В этом слове твердый звук [р]
Рис. 3. Мухомор (Источник)
Назовем имена, в которых встречается твердый и мягкий звуки [р] или [р’].
Твердый звук:
Рома
Рая
Руслан
Мягкий звук:
Римма
Рита
Рената
Приведите свои примеры.
А теперь отправимся в сказочный музей. Нас сегодня там встретят сказочные герои, имена которых начинаются на букву Р. Назовем их и определим, какой звук (мягкий или твердый) означает буква Р в каждом слове.
Вот прекрасная Русалочка (твердый звук [р]) (рис. 4).
Рис. 4. Русалочка (Источник)
Курочка Ряба (мягкий звук [р’]) (рис. 5).
Рис. 5. Курочка Ряба (Источник)
Рассеянный с улицы Бассейной (твердый звук [р]) (рис. 6).
Рис. 6. Рассеянный с улицы Бассейной (Источник)
Репка, которую помогла вытащить маленькая мышка (мягкий звук [р’]) (рис. 7).
Рис. 7. Репка (Источник)
Рыбак с золотой рыбкой, которая могла исполнить все желания (твердый звук [р]) (рис. 8).
Рис. 8. Рыбак и золотая рыбка (Источник)
Очень храбрый Рикки-Тикки-Тави (мягкий звук [р’]) (рис. 9).
Рис. 9. Рикки-Тикки-Тави (Источник)
И твердые, и мягкие звуки на письме обозначает буква Р. Печатные буквы Р и р отличаются только размером.
Ножка, справа голова –
Р рычит страшнее льва.
Подумаем, на что же похожа буква Р? Прочитайте стишки:
Подсказать нам Рома смог:
Р похожа на флажок (рис. 10)!
Рис. 10. Флаг (Источник)
Р – турист идет в поход,
За спиной рюкзак несет.
Буква Р на мечте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Дрожу от страха до сих пор! – воскликнуло полено,
– Похожа буква на топор! Расколет непременно!
Буква на дороге
Р вдали видна…
Передохни, шофёр, немного:
Стоянка здесь разрешена.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Попробуйте изобразить букву Р. А еще её можно вылепить из пластилина или выложить из каких-нибудь предметов.
Писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Р в цветке и говорил о ней так: «Буква Р, скорее всего, выросла на лугу, среди трав и цветов. У нее стройный стебелек. Она стала бы, наверно, красивым цветком, но, застеснявшись, так и не раскрыла бутон. Буква эта так скромна, что не любит, когда о ней говорят и называют по имени. Вот и легче кому-то написать Р, чем произнести».
Если вы пока еще плохо проговариваете звук [р] или [р’], то рассказывайте скороговорки или учите стишки, например вот такие:
Рыбке рак – ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунин)
Помогите рыбаку выловить букву Р, отыщите её среди других букв.
Прочитайте слоги:
Ар – ра
Ор – ро
Эр – рэ
Ыр – ры
Ур – ру
Ир – ри
Найдите слог, в котором звук [р’] мягкий. Конечно же, это ри, а подсказала нам это буква И, потому что она пишется после мягких согласных, чтобы показать мягкость звука.
Заменяя одну букву в слове, можно получить совсем новое слово:
Рыл – мыл – мол – мал – мил – мир – мэр
Прочитайте слова в левом и правом столбике и найдите подходящие по смыслу слова:
Он
Она
Оно
Они
Рыли
Рыл
Рыла
Рыло
Проверьте: он рыл, она рыла, оно рыло, они рыли.
Сравните письменные и печатные буквы (рис. 11):
Рис. 11. Письменные и печатные буквы Р, р (Источник)
Научимся писать заглавную письменную букву Р (рис. 12). С этой буквы, кстати, начинается и слово ручка, которой все пишут.
Рис. 12. Заглавная письменная буква Р (Источник)
Заглавная письменная буква Р состоит из двух элементов. Пишутся они отдельно друг от друга. Начинаем писать букву на дополнительной строке: сверху вниз опускаем прямую наклонную линию, ведем её влево, пересекаем контрольную линию рабочей строки и продолжаем вести линию вниз. Немного не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Отрываем руку и прописываем второй элемент – шапочку. Сверху над первым элементом пишем полуовальную линию снизу вверх, вправо и закругляем влево.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке. При написании заглавной письменной буквы Р возможны такие ошибки: второй элемент буквы – шапочка – съехала в сторону и оказалась не посередине первого элемента; шапочка слишком маленькая или очень большая. Попробуйте написать букву в тетради сами. Вспомните о правилах посадки во время письма. Элементы заглавной буквы Р можно написать и в другом порядке: сначала – шапочку, а потом – палочку с закруглением влево. Тогда букву будет удобнее соединять без отрыва, с помощью дополнительной соединительной линии, с другими буквами в слове. Попробуйте написать сами букву способом с соединительной линией.
Маленькая письменная буква р совсем не похожа на заглавную (рис. 13).
Рис. 13. Маленькая письменная буква р (Источник)
В ней два элемента, которые можно писать с отрывом или слитно. Напишем букву первым способом – с отрывом. Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки: сверху вниз ведем наклонную влево линию, пересекаем нижнюю рабочую строку и продолжаем вести вниз до центра дополнительной строки, потом отрываем руку и от середины рабочей строки начинаем писать второй элемент; выписываем небольшое закругление вправо до верхней линии рабочей строки, коснувшись её, опускаем прямую наклонную линию вниз, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её.
Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите ее обратной стороной ручки на ладошке. Вот возможные ошибки при написании этой буквы: первый и второй элементы разъехались очень широко друг от друга, потому что второй элемент стал отклоняться резко вправо. Попробуйте написать букву самостоятельно в тетради. Букву р можно написать и без отрыва. Для этого начинаем писать первый элемент так же, как в первом способе, но руку не отрываем, а возвращаемся по написанной линии вверх до середины рабочей строки; сразу продолжаем плавную линию вверх, отклоняясь вправо; не дойдя до верхней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. После опускаем прямую вниз и, не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Соединять маленькую букву р с другими буквами будем с помощью второго элемента. Нижнее соединение: начинаем писать следующую букву от конца этого элемента буквы. Для верхнего соединения поведем второй элемент буквы до верхней линейки рабочей строки и от неё напишем нужную нам следующую букву.
Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Р, которая на письме обозначает звуки [р] и [р’]. Наши предки эту букву называли иначе, а именно – «Рцы», что в переводе означало «говори слово уверенно, твердо». Но помните, что уверенно и твердо можно говорить только те слова, смысл которых вы понимаете, и те слова, которые не обидят других людей. А поможет грамотным вам стать русский язык, который тоже начинается на букву Р. Пусть изучение русского языка приносит вам только радость.
Домашнее задание
1. Потренируйтесь в написании буквы Р. Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Рр (большие и маленькие).
2. Найдите слова, в которых буква Р обозначает мягкий звук [р’].
Речка, зеркало, бревно, русло, приём, кран.
3. Выберите любой стишок из этого урока про букву Р и выучите его наизусть.
Список литературы
- Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. – М.: Астрель, 2011.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. – М.: Баллас.
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Festival.1september.ru (Источник).
- Логопед-класс.рф (Источник).
Игры по формированию звука «Р»
Игры на закрепление звука Р
Волшебные картинки
Буква Р благодарна тебе за то, что ты ей помог, и хочет с тобой поиграть. Найди буквы Р и назови их.
Буквы играют в прятки
Буква Р решила поиграть с тобой в прятки. Попробуй найти все буквы. Для этого ты должен все буквы прочитать вслух, а затем обвести их.
Подарки
Буква Р приглашает тебя к ней на день рождения и хочет получить в подарок красивый воздушный шар. Найди и назови все буквы Р и обведи рядом с ними воздушные шары.
Подарки
К Р на день рождения приглашены гости. Гости приготовили подарки. Интересно, что подарят Р? На картинке видны тени подарков. Посмотри на картинку, угадай, что же подарят Р.
Сломанные ручки
Гости приготовили в подарок Р много ручек, но злой волшебник поломал все ручки, чтобы испортить праздник. Давай найдем все ручки и уберем их, чтобы не расстроить Р. Называй все картинки и зачеркивай только ручки.
Гости
К Р на день рождения спешит много разных гостей. Посмотри на картинку и угадай, кто придет к Р на день рождения? Назови этих гостей и скажи, как их можно назвать одним словом?
Помоги Макару
Макару его друзья дали задание купить в магазине подарки для Р. Но эти подарки должны быть только со звуком Р. Помоги Макару. Назови предметы на полках и найди подарки, в названии которых есть звук Р. Раскрась подарки со звуком Р.
Угощение
Тамара помогает Р приготовить угощение. Помоги ей разобраться, из чего можно сварить компот, а из чего суп. В скороварке мы будем варить суп, а в графин наливать компот. Назови картинки и правильно нарисуй стрелки к графину и скороварке.
Рассади друзей
Подскажи Р, кого рядом посадить за столом, кто с кем дружит? Чьи имена звучат похоже, в рифму? Соедини стрелочками друзей.
Прочитайте ребенку три имени, например: Ира, Макар, Кира, — покажите этих ребят и спросите, какие два — похожие, то есть звучат в рифму. Ребенок отгадывает. Если у него не получается, помогите ему, выделяя рифмованные слова интонацией. Затем ребенок соединяет этих детей стрелочками, еще раз называя их. Словарь: Юра — Нюра, Ира — Кира, Вера — Гера, Захар — Макар, Тамара — Варвара.
Найди что лишнее
Подскажи Р, какая картинка лишняя в каждом домике, назови и обведи ее. Объясни, почему ты так сделал. Назови остальные картинки в каждом домике одним словом.
Помогите ребенку правильно назвать предметы. Словарь: рукав, воротник, карман, рубашка; топор, рубанок, отвертка, гармошка; кровать, этажерка, парта, ковер; самовар, сахарница, сковорода, мясорубка; крапива, подорожник, мухомор, укроп; трамвай, парусник, грузовик, маршрутка.
Скажи наоборот
Р хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Она будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать наоборот. Например: кровать бывает узкая, а бывает – (широкая).
Вы начинаете предложение, выделяя интонацией его незавершенность. Ребенок должен найти картинку и назвать антоним. После того как ребенок назовет антонимы, задание нужно изменить. Спросите: что бывает веселым, а бывает и грустным? Ребенок называет нужную картинку и раскрашивает ее и т. д. Словарь: веселое и грустное настроение, сухая и мокрая рубашка, длинный и короткий сарафан, больной и здоровый Петрушка, узкая и широкая кровать, белый и черный карандаш.
Исправь малышку
У Р есть младшая сестренка. Она еще не умеет выговаривать звук Р. Послушай, как у нее получается. Скажи правильно и найди соответствующую картинку.
1. …ома покупает …озы. 2….ая пишет …учкой.
3. 0…а иг…ает с …акетой. 4. Ню…а ест а…буз.
5. …омашки …астут в т…аве. 6. Ма…уся соби…ает у…ожай.
Прочитайте ребенку предложения, пропуская звук Р. Ребенок должен найти подходящую картинку и произнести предложение правильно.
Смешилки
У Р есть друг-чародей. Он подписал поздравительную открытку для Р, но в ней все перепутал. Помоги Р исправить ошибки в открытке чародея, а потом найди подходящую картинку.
1. Дровами рубят топор. 2. На радуге — небо.
3. Сахар грызет Иру. 4. Дорога едет по грузовику.
5. Горшок растет в розе. 6. Градусник несет врача.
7. Крышка накрыта ведром. 8. Забор красит Рому.
Прочитайте ребенку неверное предложение, чтобы он на слух постарался исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку. Например: в открытке написано «дровами рубят топор», а как правильно сказать?
Про Рому (пересказ описательного рассказа)
Послушай рассказ про друга Р Рому. Постарайся запомнить, как нужно раскрасить эту картинку, и раскрась ее. Скажи, что за подарок у Ромы для Р? Обведи его.
Это Рома. У Ромы серые глаза, рыжий чуб, розовые щеки, красный рот. Рома одет в красную рубашку с черным воротником, в черные шорты с красными карманами. На ногах у Ромы серые кроссовки. А в руках у Ромы подарок для Р.
Выразительно прочитайте текст ребенку два раза. Задайте вопросы к тексту и попросите ребенка пересказать текст.
Грузовик (пересказ описательного рассказа)
Послушай рассказ про грузовик, который везет подарки для Р.
Игрушечный грузовик везет подарки для Р на день рождения. У грузовика черные шины, красный кузов, серая кабина. Грузовик везет подарки в коробках.
Предложите ребенку инструкцию по аналогии с предыдущим заданием. Попросите ребенка ответить полным предложением на вопрос: какие подарки везет грузовик? Например: игрушечный грузовик везет в коробке ромашку.
Огород (цепной текст)
Вера для Р в подарок вырастила овощи на огороде. Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.
У Веры в руках корзинка.
В корзинке много помидоров, огурцов, морковки и картошки.
Помидоры, огурцы, морковка и картошка растут в огороде.
Прочитайте ребенку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помогите ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Картина (цепной текст)
Юра для Р нарисовал в подарок картину. Послушай рассказ об этой картине, попробуй пересказать его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.
У Юры есть цветные карандаши.
Цветными карандашами Юра раскрашивает картину.
На картине изображены красивые розы.
Розы стоят в керамической вазе.
Рыбалка (цепной текст)
Рома и Юра братья. Они решили наловить для Р в подарок раков и рыбы. Послушай рассказ об их рыбалке и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.
Рома и Юра братья.
Братья идут на пруд.
В пруду братья поймают рыбу и раков.
Крупных раков братья подарят Р.
Оркестр (рассказ по сюжетной картинке)
Посмотри на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.
Ребенку нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные на ней. Попросите ребенка назвать сначала струнные, затем ударные, а потом — духовые инструменты. Объясните ребенку, почему они так называются. Словарь: носорог — труба, баран — барабан, кенгуру — гармошка, ворона — гитара; арфа.
В гостях у Р (рассказ по сюжетной картинке)
Посмотри на картинку и расскажи, кто на ней нарисован, где они находятся и что делают.
Ребенку нужно придумать рассказ по картинке, используя слова со звуком Р, нарисованные на ней. Словарь: торт, самовар, сахарница, груши, виноград, персик, фруктовница, скатерть; Красная Шапочка, Буратино; Гарри Потер, Чебурашка, Петрушка, Артемон, Пьеро; зефир, коробка.
День рожденья Р подошел к концу. Р очень понравилось играть с тобой. Р и авторы желают тебе дальнейших успехов! Не забывай произносить звук Р правильно!
Игры, в которые играют дети и Я
Здравствуйте!
Сегодня немного игрового чтения для дошколят. Для тех, кто собирает мои буквы с точками — сегодня можно будет скачать букву «Р». Плюс будет еще два материала для скачивания. Так что, кто учит малышей читать — добро пожаловать.
Прошу обратить внимание, что я показываю материалы не для одного урока и не для одного возраста — отталкивайтесь от уровня подготовки вашего малыша и выбирайте то задание, которе будет ему под силу.
Использую игру КУБИКИ ИСТОРИЙ — составляем словосочетания, предложения и маленькие рассказы. Недавно я показывала чудесную игру «СТРЕЛОЧКИ» Папы Карпа
А сегодня покажу еще интересное пособие Папы Карпа для обучения дошколят чтению, вдруг вы пропустили в прошлый раз или не добрались до него))
СЛОГИ (по ссылочке пройдете, а там разберетесь, где скачать)Для начинающих просто читаем странички, а с «опытными» читаем на разных скоростях — включаем первую скорость — читаем медленно, включаем вторую — чуть быстрее, третью… и пока не надоест)) Работаем над скорочтением.
Для деток 4-5 лет сделала карточки со словами, в которых есть буква «Р». Ищем букву и отмечаем её прищепками.
С ребятами 5 лет раскладывали слова в три столбика. В первый должны были попасть слова, которые начинаются на букву «Р», во второй — слова с буквой «Р» в середине слова и в третий столбик нужно было поместить слова с буквой «Р» в конце слова.
А вот шестилеткам, которые пришли позже, нужно было догадаться, почему ребята из предыдущей группы разложили слова именно так. Что объединяет слова в каждом столбике.
Вдруг и вам такое надо — скачать можно прямо отсюда (увеличиваем картинку и сохраняем)
Добрались до букв с точками.
В этот раз задания такие:
— На первом листе в фигурах с большими точками нужно было нарисовать снежинку так, чтобы точка — стала серединой снежинки, а лучики снежинки касались сторон фигуры.
Задание оказалось не простым, серединка норовила убежать)))
— На втором листе в рабочей фигуре расположена одна большая точка и несколько маленьких. Нужно было соединить большую точку с маленькими.
Это оказалось достаточно просто, поэтому по ходу задания добавилось усложнение — вокруг большой точки нужно было еще нарисовать столько кругов, сколько маленьких точек в фигуре. Дааа такое задание «на автомате» не сделаешь — нужно всё время быть включенным в процесс!
Кто ждал буквы с точками — качаем и играем!
Можно посмотреть и другие мои буквы:
Буква А
Новости моего блога
можно получать на вашу любимую почту,
а подписаться можно
ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ
НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА
План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: НОД по обучению грамоте Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »
НОД по обучению грамоте
Тема: «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р »
Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’].
Задачи: Познакомить детей с новой буквой Р, новыми звуками [р,р’], их классификация; знакомить с ударением; закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; упражнять в решении кроссвордов; развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; развивать логическое мышление; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование: карточка с буквой «Р», предметные картинки (рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, роза, телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать), разрезные картинки (компьютер, кенгуру),ребусы, набор семян (горох, фасоль), конструктор, мозаика, карандаш, лист бумаги на ребенка, игрушки (машина, матрешка, лопата, ведро, мышка, кукла, лейка, корабль), карточка с изображением 1 согласной и нескольких гласных букв, игрушка – замок, дверной замок, набор цветных квадратов – красные, синие, зеленые.
Ход I. Организационный момент
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
(На столе разложены игрушки – машина, матрешка, мышка, лопата, ведро, кукла, лейка, корабль).
— Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите ее и встаньте в круг. (дети выполняют задание)
— Назовите выбранную игрушку, назовите первый звук в этом слове, охарактеризуйте его.
II. Вступительная часть
— Ребята, сейчас у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы)
— Чем отличаются звуки от букв?
— Какими бывают звуки?
— Приведите пример гласных звуков (А, О, У, Ы, И)
— Какие звуки называют согласными?
— Какими бывают согласные звуки? (мягкими и твердыми)
— А еще? (звонкими и глухими)
Игра «Буква заблудилась»
А О У И Н Ы
— Какая буква лишняя? Почему?
III. Основная часть
- Знакомство с новым звуком.
— Послушайте и определите какой звук часто встречается в этом стихотворении?
Солнце светит, дождь идет,
В небе радуга цветет.
Над рекой она взошла,
Радость людям принесла.
Речка краше сразу стала
Разным цветом засияла.
(Звук [Р])
— Правильно, с этим звуком мы знакомимся сегодня. У звука [Р] есть брат – мягкий звук [Рь].
— При произношении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит. Значит звук какой? (согласный) Почему? Он глухой или звонкий? (звонкий)
Вывод: Звук [Р] – согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
- Игровое упражнение «Услышь звук».
— Я называю разные слова, а вы хлопаете в ладоши, когда слышите слово со звуком [Р].
(брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)
- «Доскажи словечко»
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь).
Ра – ра – ра – начинается … (игра)
Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)
Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)
Ру – ру – ру – продолжаем мы … (игру)
Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)
Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)
- Знакомство с буквой «Р».
(показ буквы «Р»)
— На что похожа буква «Р». (трость, парус)
«Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, —
Похожа буква на топор!
Расколет непременно.»
- Написание буквы в воздухе
- Физкультминутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар! (Громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар! (Громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар – кар – кар! (Тихо)
- Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.
(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)
- Введение понятия «ударение».
Показать предметные картинки: ры –ба, лу – на, ша – ры, ли –са, ра – ду – га, машина.
— Вы заметили, что слоги в словах звучат по – разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче.
Ры – ба – вы слышите, как мой голос усиливается в начале слова – это слышится ударение.
(показ сказочного замка и дверного замка)
— Это сказочный замок, а теперь выделите другой слог в слове «замок» получится «замок», который висит на двери замка.
— Видите, как важно правильно делать ударение в слове.
— Ребята, у нас есть еще задания, давайте попробуем их выполнить.
Игровое упражнение «Составь картину»
(На столе разрезные картинки.)
— Дети поделитесь на 2 команды и каждая будет составлять свою картинку.
— Что получилось? Какой звук слышится в начале слова? Есть ли в этом слове звук [Р]? Поделите слово на слоги и определите их количество, выделите ударный.
Игровое упражнение «Ребусы»
К В
У/Е
Игровое упражнение «Подели на слоги»
У детей на столах картинки — телефон, карандаш, лимон, конфеты, стул, диван, кровать.
— Дети, поделите слова на слоги и зарисуйте схемы на листе бумаги.
— Молодцы!
III. Итог.
— Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?
Рефлексия.
— Дети, если занятие вам понравилось – поднимите зеленый квадрат, понравилось не очень – синий, не понравилось – красный.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет на тему: «Буква Р»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» Промышленного района
Конспект открытого занятия по программе
«В мире звуков и букв».
Тема: «Буква Р»
Возраст детей 6 – 7 лет.
Составитель: Абубакирова И.Р.
педагог дополнительного
образования первой
квалификационной категории
Оренбург
2019
Тема: «Буква Р»
Цель: Знакомство с буквой «Р».
Задачи: Развивать зрительное восприятие, фонематический анализ и синтез, логическое мышление; продолжать учить соотносить звук и букву; закреплять навык чтения слогов и слов; пополнять словарный запас.
Оборудование: Предметные картинки, магнитные буквы, карточки – образы букв, набор для конструирования букв, карточки с изображением наложенных друг на друга букв, пособие «Звуковой поезд», слоговые таблицы, фишки для оценивания своей работы.
Ход занятия:
1.Вводная часть: Организационный момент. Подготовка к восприятию (игра «Узнай букву»).
3 мин
2.Основная часть: Игра «Отгадай загадки». Игры на нахождение места звука в слове. Пальчиковая гимнастика. Характеристика звука. Знакомство с буквой. Речевая разминка. Игра «Поймай звук». Чтение слогов и слов. Словообразование.
23 мин
3.Итог занятия: Оценивание детьми своей работы. Беседа с детьми о том, что больше всего понравилось на занятии.
4 мин
1.Организационный момент.
2. Игра «Узнай букву».
— Узнавание наложенных друг на друга букв.
3. Игра «Отгадай загадку».
Маленький мальчишка
в сером армячишке.
По двору шныряет.
Крошки собирает. (Воробей)
Крашеное коромысло
Над рекою повисло. (Радуга)
Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд. (Рак)
Зверь я горбатый,
Нравлюсь всем ребятам. (Верблюд)
— Отхлопайте слоги в словах (радуга, рак, воробей, верблюд)
— Какой общий звук у слов-отгадок? (р)
4. Игра «Звуковой поезд» на определение места звука в слове.
У детей на столах лежат предметные картинки – отгадки. Ребёнок проговаривает слово, определяет, есть ли в слове звук (р) и размещает картинку в нужный вагончик поезда, в зависимости от места звука в слове (начало слова, середина или конец слова).
5. Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите, как можно пальчиками показать раков. Давайте пальчиками сделаем упражнение «раки». Ладони поставить горизонтально. Указательный и средний пальцы развести в стороны. Остальные пальцы прижать к ладони.
— С какого звука начинается слово раки? (р)
6. Характеристика звука.
— Поднесите руку ко рту и произнесите звук (р и рь). Как выходит воздух? (свободно или что–то мешает ему, пропойте) Если воздуху что-то мешает, значит это какой звук гласный или согласный? (согласный, мешает язык)
Положите руку на горло. Оно дрожит? (да) Значит, голос есть – звуки (р и рь) звонкие.
7. Знакомство с буквой.
— На письме звуки (р и рь) обозначаются буквой Р. Посмотрите, на что похожа буква Р? (на руку) Про букву Р есть двустишие, послушайте его:
Крепко сжата левая рука,
Она напомнит Р наверняка.
-А теперь давайте повторим его все вместе (повторяют 3 раза)
-Из каких элементов состоит буква Р? (из палочки и полукруга)
-Сколько элементов в этой букве? (2)
— Нарисуйте в воздухе эту букву, выложите на парте букву из элементов набора. Проверьте, в какую сторону смотрит ваша буква.
8. Речевая разминка.
Разучивание и проговаривание скороговорки со звуком.
«Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!»
Проговаривание ранее изученных скороговорок и объяснение значений новых слов.
9. Игра «Поймай звук» на различение твёрдого и мягкого звуков в словах.
-Я буду говорить слова, а вы закроете глаза и будете внимательно их слушать. Если вы услышите звук (Р), хлопните в ладоши. Если вы услышите звук (Рь), топните ногой. (Радость, корабль, редкий, горький, правда, туфли, репей, гриб, ракета, моряк, трос, репа, тюлень, топор, красный и т.д.)
10. Чтение слогов и слов.
— Сначала дети вместе с педагогом прочитывают слоги на доске, а затем по слоговой таблице.
11. Закрепление словообразования относительных прилагательных.
-Скажите, что нарисовано на картине? (Берёза) Сок какой? (Берёзовый) Ветка какая? (Берёзовая). (Орех – варенье, куст, скорлупа; абрикос – сок, ветка,, варенье; арбуз – корка, сок, лист, варенье.)
12. Итог занятия.
— С какой буквой мы сегодня познакомились? На что она похожа? Что понравилось? Оцените свою работу.
АО
У
Ы
МА
МО
МУ
МЫ
СА
СО
СУ
СЫ
ХА
ХО
ХУ
—
РА
РО
РУ
РЫ
ША
ШО
ШУ
—
ЛА
ЛО
ЛУ
ЛЫ
КА
КО
КУ
КЫ
ТА
ТО
ТУ
ТЫ
Грамматика, Изучаем букву Р — Учу учиться
Изучаем букву Р. Звук Р согласный-синий, звонкий. Произнесите слегка приоткрыв рот отрывисто и попросите ребёнка повторить, порычите вместе с ним.
Если есть проблемы в произношении, то обратитесь к логопеду. Ну а если нет возможности, то занимайтесь сами, в интернете есть много упражнений для укрепления мышц языка, начните выполнять ежедневно и звук «прийдет».
Напоминаю, звук Р, не название буквы (эр). Сначала соединим звук Р с гласными Ааар (звук А протягиваем, звук Р отрывисто), Ооор, Ууур. Просим ребёнка показывать пальчиком сначала строку, затем столбец. Затем соединяем с гласными, но звук Р впереди- РАаа, РОоо, РУуу.
Рассмотрите картинки, попросите назвать . Рыба, ворона, шар, прочтите ещё сами слова — сор, хор, рама и попросите ребёнка определить в начале, посередине или в конце слова находится звук Р.
Читаем слоги, сначала прочитаем в строчку, затем в столбец. Спросите ребёнка, помнит ли он что значит в строчку, а что значит в столбец, попросите пальчиком показать.
Читаем в столбик СО, СОР, ХО, ХОР. Попросите ребёнка назвать буквы, затем соединить в слог, потом прочесть слово из трёх букв-сор, хор. В конце слога добавить согласную проще, детям это даётся легче, чем тогда, когда её добавляют в начале слога.
Прочитываем со звуком М. Так же называем звуки и соединяем в слоги.
Следующая страница.
На этой странице появляются длинные слова. Ребёнку нужно запоминать первый слог, пытаться соединить следующие звуки вместе и ещё потом вспомнить первый слог и соединить со вторым. В общем задача для него очень сложная. Запаситесь терпением! Есть детки, которые уже легко могут соединить два звука, поэтому им будет нетрудно соединить и три звука. А некоторым тяжело даются два, а три вообще сложно. Умение приходит с опытом- настойчиво продолжаем соединять, другого не дано.
Вот к примеру слово — мусор. Говорим ( называем только звуки) — М, У будет МУ, запомни! С,О будет СО и Р, будет СОооР, запомни СОР. Что запоминали? Молодец, МУ. Ещё запомнили СОР. Что получилось, МУ-сор. Не помнит, подсказывайте. Когда поймёт, что нужно запоминать и как соединять, тогда все будет идти быстрее.
Чем больше вы будете читать слоги из двух букв, тем быстрее ребёнок начнёт понимать или запомнит разные вариации, и тем проще будет добавлять в начале слога букву или в конце ( это про три буквы в слоге).
На завтра обязательно читаем! Нельзя пропускать ни один день, потому как через день ребёнок уже ничего не вспомнит и Вам придётся долго мучиться с обучением!
Стих для заучивания
Рак — речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву … Н. Пунько
Для пересказа Л.Н. Толстой «Лев и мышь»
Для вечернего чтения В.Ю. Драгунский «Друг детства»
Занятие #8: логика
Поделиться статьей:
Понравилось это:
Нравится Загрузка…