Урок математики в 1 классе «Число и цифра 1»
Конспект урока математики в 1 классе.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
научить узнавать и называть цифру 1,
обозначать один предмет цифрой 1,
находить цифры в окружающей обстановке,
объяснять их смысл.
Задачи:
закреплять умения устного счёта в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
формировать умение отгадывать загадки, объяснять смысл пословиц;
развивать внимательность, творческое воображение, смекалку, умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы;
учить подводить итог урока;
закрепление геометрических понятий.
Оборудование для учителя:
числовые карточки от 1 до 10;
карточки с изображением римской и арабской цифры 1;
монеты достоинством в 1 копейку и 1 рубль;
индивидуальные карточки на каждого ученика с геометрическим материалом.
Оборудование для учащихся:
учебник,
тетрадь,
счётные палочки,
цветные карандаши,
кусочки ниточки или ленты.
Ход урока
Этапы урока.Содержание.
Примечания.
1. Организа-
ционный
момент.
— Девочки садятся на урок, а после – мальчики.
— Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
Мобилизовать внимание детей.
2. Актуализация знаний.
На доске выставляются числовые карточки, которые будут помогать детям вести счёт и отвечать на вопросы.
а) Устный счёт.
— Сколько карточек?
— Какое число первое?
— Какое число последнее?
— Какое число стоит за числом один?
— Назовите число, следующее за числом четыре.
— Назовите соседей числа пять; два.
Игра на внимание.
— Закройте глазки.
Учитель убирает карточку с любой цифрой.
— Откройте глазки. Какая цифра спряталась?
б) Решение задач.
Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну — Лене, одну- Саше.
Две осталось у него.
Сколько было слив всего? (5)
У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят.
Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.
— На сколько частей должна разрезать торт Лена? (8)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки (4)
Четыре — у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! (6)
— Молодцы, ребята! Справились с задачами, помогли Незнайке.
3. Физкульт
минутка.
Движения выполняются по содержанию текста.
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.
4. Формирование новых понятий
— Посмотрим, что ещё нам приготовил Незнайка.
Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.
— Отгадайте о ком или о чём идёт речь.
Один костёр весь мир согревает.(Солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. ( луной)
Кто один имеет рог?
Отгадайте…. (носорог)
— Что объединяет все эти загадки?
— Какое число есть в каждой загадке?
— А бывает два солнца, две луны?
— Число один – это тема сегодняшнего урока.
— Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.
5. Открытие новых знаний.
(Доска, дверь, указка, стол…)
— А что лично у вас связано с числом один?
(Номер квартиры или дома, день рождения 1-го числа, 1-ый класс…..)
— Как можно показать число один?
(Точкой, палочкой, пальцем,….., цифрой)
Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.
Вывесить карточку с цифрой 1 на доску.
— Где вы видели такое обозначение?
(Номер дома, номер маршрута автобуса, на часах, на линейке, на календаре, на деньгах….)
Учитель демонстрирует монеты.
— Что можно купить на одну копейку?
— А на рубль?
Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.
— Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и послушайте, как её описал поэт Г.Виеру:
Похожа единица на крючок,
А может ,на обломанный сучок.
— А вот как пишет о цифре один С.Я. Маршак:
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
— Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.
— А теперь выложим из палочек.
— В воздухе попробуем написать эту цифру.
6. Физкультминутка.
— Нам предстоит писать цифру один в тетрадках.
Чтобы у нас получились красивые цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно размять пальчики
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
(Различные движения ладонями)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)
7. Работа в тетрадях.
Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.
— Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.
— Из серединки в уголок и с наклоном ножка.
Можно попросить детей самим проверить свою работу и подчеркнуть самые красивые цифры.
Также можно предложить детям нарисовать один предмет.
8. Самостоятельная работа на карточках.
Ученикам раздаются карточки с заданием геометрического характера.
Учитель объясняет задание.
— Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.
— Проверим. Покажите свои рисунки.
— Что же вы разукрасили? (Скворечник)
9. Итог урока.
— Ребята, давайте вспомним о том, что мы изучали на уроке.
— С каким числом познакомились?
— Какой цифрой оно обозначается?
— Где можно встретить такую цифру?
— Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.
10. Оценивание работы.
Похвала.
— Ребята, вы все очень хорошо работали. Отлично справились со всеми заданиями.
Спасибо. Урок окончен.
Создание ситуации успеха.
План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД «Число и цифра 1. Знакомство с пособием «Город Цифроград»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе.
«Число и цифра 1. Знакомство с пособием «Город Цифроград»
Программное содержание:
Познакомить детей с пособием «Город Цифроград». Учить соотносить число с количеством и цифрой 1, писать цифру 1.
Развивать внимание, слуховое восприятие, мелкую моторику рук, умение сравнивать предметы, согласовывать числительное «один» с существительным в роде и падеже.
Воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.
Словарная работа: стойкий.
Оборудование: Пособие «Город Цифроград», Д/И «Сосчитай хлопки», картинки (солнце, луна, носорог), Д/И «Цветочная поляна», цветные карандаши, счетные палочки.
Ход.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся
— Подарим друг другу улыбки.
— Сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну «Математика»
— Попадёт в страну «Математики» тот, кто умеет считать. А теперь не зевайте, в круг скорее все вставайте. Д/И «Сосчитай хлопки».
2. Основной.
— Вот мы и попали с вами в страну «Математика». Это «Профессор Математики». Мне кажется, что здесь что-то случилось?
— У въезда в Математику есть «Город Цифроград»,
В нем знают математику все жители подряд.
Послушайте, какая в том городе беда:
Все цифры перессорились, покинули дома.
Пусты окошки в домиках и жителей в них нет.
Профессор «Математики» все ищет, ищет их.
Устал Профессор, выдохся из сил.
Однажды он заплакал и вежливо спросил:
«Ребята – дошколята, нужны ли цифры вам?» (ответы детей)
Давайте будем вместе цифры возвращать в нужный и веселый «Город Цифроград»
Посмотрите сколько здесь домов. Какие они? (разные по форме, разные по высоте, с разными крышами). В домах живут «Жители – числа »? Но без цифр они не знают, кто и в каком доме должен жить? Поможем расселить жителей? Для этого нам нужно найти и вернуть все цифры и правильно расселить «жителей-чисел».
— Пора отправиться на поиски первой цифры. Вместе с нами на поиски отправится «Считайка». Почему его так зовут? Он будет помогать нам, и подсказывать где искать цифры.
— Посмотрим, что нам приготовил «Считайка».
(Из конверта педагог достаёт карточку с загадками).
— Отгадайте о ком или о чём идёт речь.
Один костёр весь мир согревает. (Солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. (луной).
Кто один имеет рог?
Отгадайте…. (носорог).
(Отгадки вывешиваются на доску)
— Сколько носорогов? (Один носорог) А бывает два солнца, две луны?
— Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного. (одна доска, одна дверь и т.д.)
— Как вы думаете, какую цифру мы вернем сегодня в город?
— Правильно цифру 1.
— Эта цифра – единица.
Видишь, как она гордится.
А ты знаешь, почему?
Начинает счет всему. (И. Блюмкин)
— Единица или цифра один всегда впереди, она начинает счет. Найдите
цифру один и покажите ее (дети используют кассы цифр или веера «цифры»)
— На что похожа цифра 1? Где можно встретить цифру 1? (в книгах, на телефоне…)
— Давайте попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.
— А теперь выложим из палочек.
— Цифра 1 вернется, если вы правильно и красиво ее напишите. Чтобы у нас получились красивые цифры, нам нужно размяться.
Физкультурная минутка:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади…
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Письмо цифры.
— Разомнем пальцы.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
— Сейчас мы научимся писать цифру 1 в клеточках по всем правилам. Правила такие:
1. Головка у всех цифр должна быть в правом верхнем углу клетки
2. Ножка цифры должна встать на середину нижней стороны клетки
3. Цифру начинаем писать с головы, карандаш не отрываем до конца
— Посмотрите на мою большую клетку. (Показ)
— Сейчас вы напишите сами цифру 1, но сначала скажем волшебные слова: «Карандаш, карандаш мы с тобой друзья, плохо нам писать нельзя»
Закрепление.
— В городе «Цифрограде» есть цветочная полянка. Растут на полене необычные цветы. Рассмотрите и соберите букет из цветов, на которых есть цифра 1. Д/И «Цветочная поляна».
— Цифре 1 очень понравился ваш букет, она готова вернуться в город.
— Цифра 1 живет в доме с голубой крышей. Какой это дом? Сколько «Жильцов — чисел» будет жить в нем? Какая цифра должна быть у «жителя».
— Заселили первый дом,
Число один поселили в нем.
— Мы еще будем возвращаться в город «Цифроград» для того, чтобы заселить всех жильцов.
3. Итог.
— Пора возвращаться в детский сад «Вокруг себя ты обернись и в детском саду окажись»
-Вот мы и дома.
— Что вам понравилось больше всего во время путешествия?
— Какое задание оказалось наиболее трудным?
— Вы рады, что смогли вернуть первую цифру, заселить первый дом?
-Будьте и сами дружными, помогайте друг другу.
— Нарисуйте дома рисунок «На что похожа цифра 1».
Урок математики в 1-м классе «Число и цифра 1»
Тема: Число и цифра 1. Количественное понятие: один-много. Соотношение числа предметов с цифрой. Письмо цифры 1.
Цели:
- Создать условия для знакомства учащихся с числом 1 и цифрой 1; закрепить понятие: один-много; упражнять в написании цифры 1; повторить геометрические фигуры и понятия: большой-маленький.
- Способствовать коррекции мелкой моторики пальцев, слухового и зрительного восприятия.
- Воспитывать аккуратность при работе на уроке.
Оборудование:
- учебник «Математика» 1 класс;
- предметные картинки для счета и разной величины;
- магнитные доски для письма;
- коробка с манкой;
- цифра 1 на карточках, вырезанная из линолеума, шершавая;
- вырезанные геометрические фигуры разного цвета и величины;
- игра «Большой, средний, маленький».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение геометрических фигур треугольник, круг, квадрат.
— Какое сейчас время года? (Осень)
— Ребята, представьте, что мы с вами попали в сказочный осенний лес. Идем-бредем и встретили ежика. А еж-то непростой, еж — ученый. Он задает много вопросов. Но мы с вами тоже многому уже научились. Ответим на все его вопросы, выполним все задания.
(Демонстрируется лист с изображением ?-ов, ?-ов, ?-ов)
— Покажи треугольник, круг, квадрат. (Дети показывают, выходя к доске)
— Назови фигуру. (Учитель показывает)
3. Повторение понятия: большой-маленький
— В коробке лежат разные по величине геометрические фигуры. Возьмите и покажите большой круг. (Дети показывают с места)
— Покажите маленький квадрат. Какого он цвета?
— Покажите большой квадрат. Какого он цвета?
— Сравните квадраты, круги методом наложения. Какой больше? Меньше?
— Наш ежик идет по лесу и вдруг увидел елочки. Это какая елочка? (Большая)
— Это какая елочка? (Маленькая)
— Это какие елочки-сестрички? (Одинаковые)
— Вокруг елочки летают разные по величине бабочки. Посадим большую бабочку на большую елочку, а маленькую бабочку на маленькую елочку.
— Под елочками выросли грибы. Под большой елочкой какой гриб вырос? (Большой)
— Под маленькой елочкой какой гриб вырос? (Маленький)
(Учащиеся выходят и прикрепляют предметные картинки к магнитной доске)
4. Физминутка
После теплого дождя
Подросла картошка,
Помидоры, огурцы,
Даже я немножко.
5. Игра: «Большой, средний, маленький»
Детям выдаются по два набора из трех карточек для составления пар предметов по величине: большой, средний, маленький. Нужно большую кастрюлю накрыть большой крышкой, среднюю кастрюлю — средней крышкой, маленькую - маленькой крышкой.
Самостоятельная работа на картах.
6. Закрепление понятия: один-много
— Идет ежик по лесу. Сколько ежиков? (Один)
— Ежик один. (Дети повторяют фразу)
— Увидел он елочки. Сколько елочек? (Много, несколько)
— Елочек много. (Дети повторяют фразу)
— Свернулся ежик под елочкой. Сколько елочек? (Одна)
— Елочка одна. (Дети повторяют фразу)
— Отдохнул еж и побежал дальше. На поляне увидел яблоки. Сколько яблок? (Много)
— Наколол яблочко на иголки. Сколько яблок наколол? (Одно)
— Яблоко одно. (Дети повторяют фразу)
— Потом увидел еж грибочки. Сколько грибочков? (Много)
— Наколол грибочек на иголки. Сколько грибов наколол? (Один)
— Гриб один. (Дети повторяют фразу)
— Нашел ежик гриб, яблоко, ягоду и стал их считать. А считать-то не умеет. Давайте поможем. (Яблоко одно, гриб один, ягода одна)
7. Физминутка для глаз
8. Знакомство с цифрой 1
1)
— Ежик по лесу ходил
И грибочки находил.
Где один грибок? Где два?
Разобрался он едва.
Чтобы больше не гадать,
Надо цифры изучать.
(Демонстрация карточки с единицей)
— Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица. (Показ спицы)
— Это цифра один. (Демонстрация цифры разных шрифтов и видов)
Скажем: | «Одно яблоко». | Запишем: 1. |
«Один ежик». | Запишем: 1. | |
«Одна елка». | Запишем: 1. |
— Обведем пальчиком цифру 1. (Шершавая, вырезанная из линолеума, напечатанная)
2) Выбор единицы из множества.
Учитель демонстрирует плакат, дети указывают.
9. Физминутка пальчиковая
1, 2, 3, 4, 5 — вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел.
10. Письмо цифры 1
1) На доске. (Выходят учащиеся по одному) Учитель показывает элементы единицы: на горку (вверх), с горки (вниз) по вырезанному шаблону.
2) На манке.
3) На магнитной доске.
4) В тетрадях по обводке.
5) На печатном листе.
11. Самостоятельная работа
На печатном листе раскрасить только те предметы, которые изображены по одному.
— Кто один на рисунке?
- Один самолет.
- Одно солнышко.
- Одна обезьяна.
- Один попугай.
12. Итог урока
— С какой цифрой познакомились?
— На что она похожа?
13. Рефлексия
— Понравилось на уроке?
(Ученики получают вырезанные смайлы-улыбки)
— Кому отдашь свою улыбку, веселому или грустному человечку?
(Учащиеся прикрепляют смайлик к понравившемуся человечку)
14. Индивидуальная работа
- Штриховка на листе бумаги.
- Работа у доски (прикрепить бабочку).
- Запись цифр в тетради с помощью учителя.
- Шнуровка по проколам.
Исследовательская работа «Число и цифра 1»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Щучье
«Число и цифра 1»
Исследовательская работа
Подготовила Панова Екатерина Александровна,
обучающаяся 1 «А» класса
Руководитель работы Рогозина Т.Н
Г.Щучье 2015 г.
Тема исследовательской работы: «Число и цифра 1» (1 слайд)
Тип работы: творческая, индивидуальная работа ученика совместно с родителями.
Актуальность выбранной темы(2 слайд):
Цифры живут на различных предметах:
В календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине, и в телефоне,
И на машине, и на вагоне…
Цифры повсюду, цифры кругом.
Мы их поищем и сразу найдём.
Цель работы- узнать новое и интересное о числе и цифре 1.(3 слайд)
Задачи исследовательской работы:
Собрать и проанализировать информацию о числе и цифре 1;
Получить первый опыт работы над проектом;
Сделать собственные выводы, на основе проведённых исследований;
Заинтересовать остальных одноклассников математикой и вовлечь их в исследование.
Объект исследования- число и цифра 1.
Ожидаемые результаты(4 слайд):
Углубление знаний у учащихся о числе и цифре 1,создание презентации с материалами для дальнейшего использования в работе по воспитанию обучающихся.
Понятие число и цифра(5 слайд):
Числа-это единицы счёта. С помощью них можно сосчитать количество предметов и определить различные величины (длину, ширину, высоту).
Для записи чисел используются специальные знаки- цифры.
Цифр десять:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Числа, которые используются при счёте, называются натуральными.
1-самое маленькое число.
История(6-8 слайд):
История возникновения чисел очень глубокая и давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что стало просто необходимо использовать символы для написания чисел.
Представьте, ведь давным-давно во времена, когда у людей не было цифр и они не умели считать как мы сейчас, у них все-равно возникало огромное количество поводов для счета. Правда, в те времена им не нужно было применять огромные числа. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног, чтобы посчитать, например, количество голов скота в стаде. Если уж своих пальцев не хватало, звали приятеля, чтобы уже считать на его руках и ногах.
Потом кто-то придумал делать глиняные кружочки для подсчета. Сколько кружков-столько предметов. Подобных вариантов существовало множество, то есть пользовались подручными средствами.
Первое доказательство использования древними людьми счета — это волчья кость, на которой 30 тысяч лет назад сделали зарубки. Притом они набиты не как-нибудь, а сгруппированы по пять.
В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, майа использовали только три обозначения: точку, линию и эллипс и записывали ими любые цифры.
А вот наши предки-славяне использовали самую сложную запись чисел. Они их записывали буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», чтобы отличить, где написали буквы, а где цифры, и значков у них было 27.
Человечество развивалось, хозяйство увеличивалось, усложнялись и подсчеты. Появилась потребность в записи чисел.
Первые цифры представляли собой примитивные засечки и значки.
В Вавилонской системе счисления использовались клиновидные знаки.
Римская система счисления была очень распространена в Европе и считалась на то время, пока не придумали арабские цифры, идеальной.
Четкие, строгие и ясные обозначения- удачное изобретение римлян.
В Древней Руси каждая цифра была названа соответствующей ее рангу буквой алфавита. Десятки и сотни также были подписаны соответствующими буквами алфавита. Чтобы не путать слова с цифрами, над числовыми записями рисовали титло-горизонтальную волнистую линию.
Сколько бы не спорили ученые, сколько бы изменений не претерпевала форма цифр, но возникновение арабских, «наших» цифр приписывается Древней Индии. Возможно они позаимствовали древнеиндийскую систему счисления или создали ее сами. Полноценность позиционной системы укрепилась возникновением «нуля».
В V веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9. Каждая цифра записывалась так, чтобы ей соответствовало количество углов. Например, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место.
Вот такая история чисел. Сейчас тоже используются разные числа. Некоторые страны пользуются своими особенными цифрами. Но, все-таки, наибольшее распространение получили арабские цифры, которые используют и понимают во всем мире.
Интересное о цифре 1:
На что похожа цифра 1?(9 слайд)
Этот стройный господин
называется Один.
А такая же девица
Носит имя Единица.
Словно палка единица.(10 слайд)
Для работы пригодится-
Можно с ней пасти овец.
Эта цифра молодец!
Вот, ребята, Единица,
Очень стройная девица.
Единица-как иголка.
Сверху-маленькая челка.
Пословицы и поговорки(11 слайд):
Один — за всех, все — за одного.
Одно око, да видит далеко.
Один раз солгал — навек лгуном стал.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Одна нога тут, другая – там.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Семь бед — один ответ.
Загадки(12 слайд):
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапёра,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… единица
У меня есть две игрушки,
Завтра дам одну Ванюшке.
День рождения у Вани,
Отнесу ему коня.
Сколько же игрушек станет
Завтра дома у меня?(одна)
Заключение(13 слайд):
При работе над данной темой я узнала , что числа играют важную роль в нашей жизни и встречаются очень часто в загадках, пословицах и поговорках. Я поняла, что без знания математики обойтись невозможно. Поэтому математику называют королевой всех наук.
http://lubopitnie.ru
https://ru.wikipedia.org
Л.Н. Толстой «Сказки, загадки, пословицы»
И. С. Марченко , Е.В, Безкоровайная, Е.В. Берестова, Н.В. Кириченко, Н. Л. Вакуленко «Новейший полный справочник школьника 1-4 класс»
С.Я . Маршак «Веселый счет»
Урок 2: Числа от 1 до 5
План урока:
Один, много. Число и цифра 1
Число и цифра 2
Число и цифра 3
Число и цифра 4
Число и цифра 5
Счет предметов. Последовательность чисел
Сравнение чисел. Числовые равенства и неравенства
Один, много. Число и цифра 1
Привет! Я рада нашей новой встрече в нашей математической школе. Надеюсь, она тебе понравилась, и ты не заскучал на своем первом уроке.
Сегодня мы продолжим наше знакомство, и я расскажу тебе о своих учениках, которые посещают мою школу. Они с удовольствием помогут тебе лучше понять и усвоить материал, быстро и правильно справиться с заданиями.
Вот мои школьники уже почти все собрались в классе и нам пора начинать.
Очень рада видеть вас,
и начнем урок сейчас.
Будем вместе мы считать,
числа, цифры изучать.
А вот и мой первый ученик. Ты угадал, кто это?
Правильно, Буратино.
После истории с Золотым ключиком, Буратино решил выполнить желание папы Карло и записался в мою школу.
Сегодня он пришел к нам в первый раз. Значит, он учится только один день. Как ты думаешь, это много или мало?
Правильно! Один день – это очень мало, чтобы узнать обо всем на свете. Но одну тему мы сможем сегодня выучить. Я расскажу о понятиях «один» и «много».
Смотри, Буратино у папы Карло один.
Так говорят, если больше нет подобных предметов. Ведь у папы Карло не было других кукол. Поэтому и получается, что Буратино у него один.
А у Карабаса Барабаса были разные куклы.
Если их несколько, тогда мы говорим, что их много.
Рассмотрим еще один пример.
У Буратино золотой ключик только один. Другого ведь нет.
Источник
А монет у него было несколько, то есть много.
Источник
Все очень просто. Я думаю, что ты все понял. Давай теперь закрепим. Попробуй разобраться, где один или много.
Источник
Назови ту часть тела, которая у Буратино только одна:
- голова;
- пальцы;
- зубы;
- рот;
- язык;
- волосы;
- нос.
Правильно, у него одна голова, один рот, один язык, один нос. Подумай, что еще можно назвать?
Прочитай перечень еще раз и назови части тела, каких много.
Молодец! У Буратино много пальцев, много зубов, много волос. Попробуй продолжить сам.
А сейчас давай проверим, как ты понял новую тему.Рассмотри внимательно обложку книги о Буратино и назови, какой предмет один, а каких много.
Как же передать, что предмет один? Можно поднять один палец.
В математике для обозначения числа используют специальные знаки – цифры. Число один обозначается цифрой 1. Рассмотри внимательно, как она выглядит.
Единица состоит из двух палочек: одной длинной и одной короткой. Присмотрись хорошенько, правда, цифра 1 чем-то похожа на нашего Буратино с очень длинным носом?
Подумай, с чем еще можно сравнить единицу? Она похожа на сломанную ветку или сучок, стрелу, аиста.
Давай поиграем в игру. Рассмотри картинку и найди, где спряталась цифра 1.
Попробуй сделать цифру 1 из пластилина, а рядом с ней прикрепи один предмет. Например, вот так.
А теперь посмотри, как нужно писать цифру 1 в тетради.
Источник
- Начинаем писать с маленькой палочки. Для этого ставим ручку чуть выше центра клеточки и ведем прямую линию в верхний правый угол.
- Не отрывая ручку, пишем большую палочку, доводя ее почти до средины нижней линии клеточки.
Распечатай и потренируйся писать отдельные элементы и саму цифру 1.
Итак, теперь ты знаешь о том, что может быть один предмет или много предметов, и мы с Буратино рассказали тебе о числе и цифре 1. Давай продолжим.
Число и цифра 2
А вот наша вторая ученица. Это Феечка. В нашей школе она не только учится волшебству, но и старается освоить математику. Феечка поможет нам познакомиться со следующим числом.
Раньше она была обычной девочкой, которую звали Ванесса. Она очень любила бабочек и выращивала в своем саду цветы, чтобы мотыльки слетались на их чудесный аромат. Сначала вырос один цветок, а потом еще один. И их стало два.
Итак, мы познакомимся с числом два.
Желтый цветок – один, розовый цветок – два. Мы посчитали все цветы в саду. Их два.
Желтый цветок расцвел первым, а розовый – вторым.
Как только цветочки распустились, к ним прилетели бабочки: сначала одна, а потом еще одна. И стало их две.
Давай пересчитаем всех бабочек: маленькая бабочка – один, большая бабочка – два. Их две. Маленькая бабочка прилетела первой, а большая – второй.
Мотылькам очень понравилось в саду у Ванессы, и они подарили девочке две пары крыльев и дали волшебную пыльцу. Ванесса превратилась в Фею бабочек.
Пара – это два предмета, которые не могут существовать отдельно. У Феечки два больших крылышка (она не сможет летать с одним крылышком). И два маленьких крылышка. Значит у нее пара больших и пара маленьких крыльев.
Посмотри на Ванессу и назови другие пары предметов, которые у нее есть.
Это пара глаз, пара рук. А еще?
Феечка хочет рассказать тебе свое первое волшебное заклятие об образовании числа: два это один и еще один. Считать нужно так: один, два. Можно считать по порядку: первый, второй.
А сейчас проверим, как ты все запомнил. Посмотри на картинку и скажи каких предметов по два.
Давай закрепим.
Скажи, сколько подружек прилетело к Ванессе?
Источник
Правильно, одна.
Вспомни, что ты узнал об образовании числа два. А сколько еще должно прийти феечек, чтобы их стало две?
Подумал?
Верно, еще одна!
Источник
Потому что два – это один и один!
А как же записать, что на картинке две феи, два цветка или две бабочки?
Чтобы обозначить число два есть цифра 2. Рассмотри ее. Она состоит из крючка и хвостика.
Наша Феечка в этой позе очень похожа на цифру 2.
На что еще похожа цифра 2?
На лебедя, хобот слона и даже на жирафа с длинной шеей.
Взгляни на картинку и найди среди всех знаков цифру 2.
Попробуй сделать цифру 2 из пластилина и рядом прикрепи два предмета. Например, вот так.
Теперь поговорим о написании цифры 2 в тетради.
картинкаhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/propisi_2.gif
- Первый элемент начинаем писать чуть ниже средины верхней границы клеточки. Линию ведем вверх и закругляем в правом верхнем углу.
- Опускаем линию к средине нижней границы клеточки.
- Ведем волнистую линию вправо вдоль нижней границы клетки до ее угла.
Распечатай картинку и потренируйся писать элементы и цифру 2.
картинкаhttp://www.razumniki.ru/images/articles/obuchenie_detey/propisi_2_cifra.gif
Вот и все. Мы вместе с Феечкой Ванессой познакомились с числом и цифрой 2.
Число и цифра 3
А вот в класс зашла моя третья ученица. Угадал?
Это же Симка! Лучшая ученица в школе фиксиков! В моем классе она тоже хорошо учится и прекрасно знает математику. Симка всегда с радостью приходит на выручку своим друзьям. Вот и сегодня она поможет нам познакомиться с новым числом и цифрой.
Симка прекрасно разбирается в технике и может починить практически любой прибор. Сначала они с Ноликом отремонтировали дисковод и рассказали Дим Димычу как надо обращаться с дисками.
Еще они с друзьями починили будильник.
Давай посчитаем, сколько вещей отремонтировали фиксики:
- дисковод – это один;
- будильник – это два.
Всего они починили два предмета.
А потом Симка устранила поломку в холодильнике.
А сколько теперь отремонтированных предметов? Было два, починили еще один и стало три:
- дисковод – один;
- будильник – два;
- холодильник – три.
Всего три предмета.
Число три получается, если к двум добавить еще один. Запомни правило образования числа три.
Симке очень весело со своими друзьями. Когда у них получается все починить, они показывают свой знак «тыдыщ». Присмотрись и посчитай, сколько пальцев они показывают.
Получается три пальца. Наверное, поэтому Симка и любит число три, ведь это ее знак.
Давай проверим, как ты научился считать до трех. Посчитай друзей.
Правильно, Нолик – один, Дим Димыч – два, Симка – три. А можно посчитать их по порядку:
- Нолик – первый;
- Дим Димыч – второй;
- Симка – третья.
Итак, друзей трое. Фиксики побежали играть, Дим Димыч остался дома.
Сколько фиксиков?
Правильно, два.
Сколько мальчиков?
Один.
Запомни! Число три – это два и один.
Вечером Дим Димыч сидел дома один и скучал. Чтобы его развеселить, к нему прибежали Симка и Нолик.
Запомни! Число три – это один и два.
И еще раз повторим состав числа три.
Давай все закрепим. Выбери картинки, на которых изображено три фиксика.
А теперь посмотри, Мася показывает один палец.
Сколько еще пальцев ей надо поднять, чтобы получился знак «тыдыщ», в котором три пальца?
Правильно, еще два.
Потому что три это один и два!
Пришло время познакомиться с цифрой, которая обозначает число три. Вот она. Это цифра 3.
Она состоит из двух крючков. Симка может сделать цифру 3 из двух компакт-дисков – нужно всего лишь обвести их с правой стороны.
На что еще похожа цифра 3?
На свернутую змею, на крылья бабочки, на лук для стрел.
Поищи цифру 3 среди этих знаков.
Ты уже пробовал изготовлять цифры и пластилина – сделай так же карточку с цифрой 3.
А теперь посмотри, как нужно писать цифру 3 в тетради.
Источник
Последовательность написания цифры 3 следующая.
- Начинаем немного ниже середины верхней границы клетки. Ведем линию вверх и закругляем в правом верхнем углу.
- Ведем линию в центр клетки.
- Немного не дописав до центра, разворачиваемся и плавно закругляем второй полуовал в нижнем правом углу.
- Заканчиваем чуть выше середины нижней границы клетки.
Скачай картинку и потренируйся писать отдельные элементы и цифру 3.
Источник
Вот мы и выучили число и цифру 3. Узнали, как оно образуется и какой у него состав.
Число и цифра 4
Пришло время познакомиться со следующей моей ученицей.
Источник
Это волшебная поняшка. Ее зовут Пинки Пай. Она нам расскажет о числе четыре. Пони очень хорошо знает это число, ведь у нее четыре ноги. Давай посчитаем.
Всего четыре ноги.
Вспомни, какие еще предметы имеют по четыре ноги или ножки?
Конечно, это звери (например, собака, кот, волк, заяц), а еще стол, стул, кровать, шкаф, диван.
Можно также вспомнить, что у машины четыре колеса, а у двери четыре стороны.
Так что число четыре связано со многими вещами, которые нас окружают. Давай узнаем, как это число образуется.
У Пинки много подружек – поняшек. Несколько из них пошли гулять на площадку. Давай их посчитаем:
- Сумеречная Искорка – один;
- Радуга Дэш – два;
- и Пинки Пай – три.
Всего было три пони. Потом к ним пришла еще одна — главная модница Рарити. Сколько теперь стало подружек?
Теперь их четыре.
Значит порядок образования числа четыре следующее: к трем добавить еще один.
Поняшек можно посчитать по порядку:
Давай еще потренируемся. Найди картинку, на которой изображено четыре поняшки.
Теперь узнаем о составе числа четыре. Пинки считает, что это очень легко запомнить.
У нее ведь четыре ноги – две передние и две задние. Значит четыре – это два и два.
А теперь посмотри на картинку. Что сделала поняшка? Она подняла одну ногу, а три стоят на земле.
Значит, четыре – это один и три.
А можно сказать и наоборот, четыре – это три и один.
Правда, ничего сложного?
Для закрепления предлагаю поискать ответы на такие вопросы.
Пинки накрывает стол для четырех подружек. Посчитай, сколько тарелок она поставила.
Правильно, три.
Сколько же еще нужно поставить тарелок, чтобы хватило для всех подружек?
Подумал?
Конечно же, еще одну.
Потому что четыре – это три и один.
Какой же цифрой обозначим число четыре? Это цифра 4. Рассмотри ее. У этой цифры три палочки. Они могут вверху соединяться.
Источник
Чтобы запомнить цифру 4, давай перевернем Пинки вверх ногами
На что еще похожа цифра 4?
На парус, на перевернутый стул, на мальчика с факелом.
Потренируйся, найди цифру 4 среди других цифр.
Сделай карточку с цифрой 4 из пластилина.
В тетради цифра 4 пишется так.
Источник
Написание цифры 4 проходит в два этапа.
- Ставим ручку правее от средины верхней границы клетки и ведем линию в центр клеточки. Продолжаем линию вправо, не доводя ее до правой границы клетки.
- Ставим ручку немного выше от средины правой границы клеточки и пишем ровную наклонную палочку, доводя ее до нижней границы клетки.
Скачай картинку и поучись писать отдельные элементы и цифру 4.
Источник
Давай скажем спасибо поняшке Пинки за то, что она рассказала нам об образовании числа 4, составе числа 4 и написании цифры 4.
Число и цифра 5
Нам осталось познакомиться с моей замечательной ученицей – куколкой Лол. Бон-Бон спешит поздороваться с нами. Видишь, машет рукой?
Источник
Ведь она знает, что мы должны выучить сегодня число пять и показывает нам ладошку, на которой пять пальцев. Давай посчитаем.
Посчитай пальцы на своей руке. И помаши куколке в ответ.
Можно посчитать их по порядку:
Бон-Бон хочет проверить, как ты умеешь считать до пяти. Она позвала своих подружек. Найди картинку, где пять куколок.
Бон-Бон хочет угостить нас яблоками. Она сложила их в корзинку. Посчитай, сколько яблок.
В корзинке лежало четыре яблока. А потом куколка добавила еще одно. Сколько теперь будет яблок?
Стало пять яблок. Итак, мы рассмотрели образование числа пять: к четырем добавить еще один.
Посмотри, пять яблок можно разделить на те, что лежат в корзине, и те, что лежат на столе.
Сколько яблок в корзине?
Правильно, четыре.
А сколько на столе?
Всего одно.
Значит, пять – это четыре и один. Или наоборот, пять – это один и четыре.
А теперь обрати внимание на цвет яблок.
Сколько зеленых?
Правильно, три.
А красных?
Два.
Значит, пять – это три и два. Или наоборот, пять – это два и три.
Запомни состав числа пять!
Давай поупражняемся.
Покажи на руке три пальца. Вот так.
А сколько пальцев спряталось?
Подумай, сколько всего пальцев на руке и сколько не хватает на картинке.
Догадался?
Конечно же, два.
Потому что пять – это три и два.
Попробуй самостоятельно составить другие комбинации на пальцах.
Пришло время познакомиться с цифрой, которая обозначает число пять. Рассмотри ее.
Источник
Говорят, что цифра 5 похожа на цифру 2, только перевернутую. У нее тоже есть крючок и хвостик.
А еще цифра 5 похожа на половинку яблока, которым нас угощала Бон-Бон.
Найди все цифры 5 на этой картинке.
Сделай карточку с цифрой 5 из пластилина
Сейчас я расскажу, как нужно писать цифру 5 в тетради.
Источник
Сначала надо написать крючок, а затем дописать вверху хвостик.
- Начинаем писать чуть правее от середины верхней границы клеточки. Опускаем прямую наклонную линию почти в центр клетки.
- Из этой точки пишем полуовал. Сначала закручиваем вверх, потом ведем линию вниз, касаясь сначала середины правой границы клетки, а затем середины нижней границы и слегка закручиваем вверх.
- Ставим ручку в первоначальное положение и пишем волнистую линию в правый угол клетки.
Скачай картинку и потренируйся в написании цифры 5.
Источник
Ну вот, мы выучили число и цифру 5. Правда, это было интересно?
Счет предметов. Последовательность чисел
Давай вспомним всех моих учеников, с которыми ты познакомился сегодня, и посчитаем их:
- Буратино – один;
- феечка Ванесса – два;
- фиксик Симка – три;
- поняшка Пинки – четыре;
- куколка Бон-Бон – пять.
Их всего пять. Мы с тобой научились считать до пяти!
Получается такая последовательность натуральных чисел: 1, 2, 3, 4, 5.
А можно вести счет предметов и в обратном порядке: 5, 4, 3, 2, 1.
Потренируйся самостоятельно. Главное, не пропускай ни один предмет и не меняй последовательность чисел!
Когда мы считаем, то должны называть числа в определенном порядке. У каждого числа есть соседи, т.е. те числа, которые стоят рядом с ним. Посмотри на запись чисел цифрами.
Например, у числа 4 соседи 3 и 5. Подумай, какие соседи у числа 2?
«Сосед», который стоит перед нужным нам числом, называется предыдущее число.
У числа 4 предыдущее число 3.
Назови предыдущее число у числа 5.
Правильно, это число 4. Оно стоит перед ним.
«Сосед», который стоит после нужного нам числа, называется последующее число.
У числа 4 последующее число 5.
Определи последовательность чисел и назови последующее у числа 2.
Верно, это число 3. Оно стоит после числа 2.
Вспомни, как образовывались наши числа. Это важное правило!
Если к числу добавить еще один, то получим последующее число.
Например, возьмем число 3 и добавим еще 1. Получим 4 – число, которое стоит после числа 3.
Самостоятельно добавь к числу 2 еще 1 и назови, какое число получится.
А сейчас мы посчитаем моих учеников по порядку:
- Буратино – первый;
- феечка Ванесса – второй;
- фиксик Симка – третий;
- поняшка Пинки – четвертый;
- куколка Бон-Бон – пятый.
Давай поменяем их местами.
Назови, кто теперь третий?
Правильно, феечка Ванесса.
А кто первый? четвертый?
Вот ты и узнал, как можно считать предметы и какие есть правила о последовательности чисел.
Сравнение чисел. Числовые равенства и неравенства
Итак, мы с тобой познакомились с числами от 1 до 5. Каждое число относится к множеству с определенным количеством элементов.
Это правило тебе кажется очень сложным? На самом деле это не так. Сейчас объясню. Во множестве медведей только один элемент, значит, оно обозначается числом 1.
К какому множеству относится число 4?
Посчитал?
Правильно, это множество кошек. В нем всего четыре элемента. Правда, это легко и понятно?
Подбери самостоятельно числа ко всем остальным множествам.
Множества могут быть разными. Например, вот множество грибов и множество ежиков.
Элементы в этих множествах разные.
Сейчас мы поговорим о сравнении чисел, которыми обозначаются разные множества.
Посчитай количество элементов в каждом множестве.
Количество одинаковое. У нас три гриба и три ежика.
Чтобы сравнить числа, надо каждый элемент одного множества соотнести с элементом другого множества. Вот смотри как.
Это значит, что всем ежикам достанется по грибу.
В математике называют такие множества равными.
Чтобы их записать используют знак равенства:
Надо писать так:
3 = 3
Читаем, что три равно трем.
Такая запись называется числовым равенством.
Значит, если во множествах одинаковое количество предметов, то такие множества обозначаются одним и тем же числом, и они равны.
Придумай сам числовые равенства с другими одинаковыми числами.
Теперь разберемся, что бывает, если количество элементов во множествах неодинаковое.
Вот множество тарелок. Посчитай, сколько в нем элементов и назови число.
Правильно, их 5.
А сейчас пересчитай элементы во множестве пирожных.
Их три.
Количество неодинаковое. Давай попробуем сравнить эти числа. Соотнесем элементы множеств, т.е. расставим пирожные по тарелкам.
Посмотри, мы расставили все пирожные, но две тарелки еще остались свободные – для них пирожных не хватило. Значит тарелок больше, чем пирожных.
В математике знак «больше» пишется так:
У нас 5 тарелок и 3 пирожных. Надо написать так:
5 > 3
Читаем, что пять больше трех.
Это называется числовое неравенство.
Теперь посчитаем вазы.
Их 4.
И цветочки.
Их 5.
Сравним числа, разложив цветочки по вазочкам.
Вазочки закончились, а один цветочек остался лишним.
Значит вазочек меньше, чем цветочков.
В математике знак «меньше» выглядит так:
У нас было 4 вазочки и 5 цветочков. Надо написать:
4 < 5
Это читается: четыре меньше, чем пять.
Это тоже числовое неравенство.
Итак, чтобы сравнить числа, нужно соотнести элементы во множествах, к которым они относятся.
Но можно действовать быстрее и проще. Мы знаем, что в каждое последующее число получается из предыдущего, если к нему добавить еще один элемент. Значит в каждом последующем числе элементов будет больше.
Поэтому число, которое в числовом ряде стоит дальше будет больше, чем все предыдущие.
Например, возьмем проведем сравнение числа 2 и 4.
В числовом ряде число 2 стоит ближе, чем 4 – значит два меньше, чем четыре. Нужно написать 2 <4.
Попробуем сравнить числа 5 и 1.
5 стоит дальше, а 1 ближе. Значит, пять больше, чем три. Запишем 5 >1.
Правда, все легко?
Проведи самостоятельно сравнение чисел 3 и 4.
Посмотри, как нужно писать знаки «равно», «больше» и «меньше» в тетради. Потренируйся самостоятельно.
Источник
Ну вот и все! Ты сегодня узнал много новой информации. Давай проверим, как ты усвоил материал.
Дидактический материал по математике «Изучаем цифры» 1 класс
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат ст-цы Крыловской
Дидактический материал по математике
1 класс
«Изучаем цифры»
Подготовила: Тарареева Неля Петровна учитель начальных классов
ст-ца Крыловская 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Одной из задач обучения математике первоклассников всегда было и остается формирование сознательных и прочных (во многих случаях доведенных до автоматизма) навыков вычислений. Обучение детей раннего школьного возраста простым математическим приёмам является непростой задачей, поэтому знакомство первоклассников с математикой должно происходить в увлекательной и красочной атмосфере, способной заинтересовать любого, даже самого неусидчивого, ребёнка.
Ключ к успеху — это развитие у ребёнка таких важных познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь. Урок является основной формой обучения, он вбирает в себя всё богатство методических средств. При изучении новой цифры приходится тщательно подбирать задания. И как нельзя лучше в этом помогут игры по математике, которые позволяют легко, увлекательно, в игровой форме познакомить с цифрами, числами, основами счета, арифметическими действиями, понятиями «больше-меньше».
Цель представленного материала – помочь учителю начальных классов эффективно и интересно построить урок; разнообразить деятельность первоклассников; способствовать развитию образного мышления, памяти, пополнять активный словарный запас. Задания подобраны с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Важным достоинством обучения детей при помощи математических игр является наглядность изучаемого материала, которая развивает абстрактное мышление. Игры про цифры и числа с ярким привлекательным оформлением, основанные на понятных жизненных примерах, помогут ребёнку научиться анализировать, сопоставлять предметы, сравнивать их качества и запоминать арифметические действия.
Дидактический материал целесообразно использовать при изучении новой цифры. Он включает в себя подбор добрых, красивых рисунков нужной тематики, загадки, стихи, пословицы, ребусы на изучаемую цифру.
Проживают в умной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти,
Сосчитают все на свете.
Загадка
Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок
Нолик — круглый,
Как Земля.
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль — ладонь пуста.
Пишем «0»,и ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем
Загадка
С хитрым носиком сестрица
Счёт откроет …
Единице так не весело
Крючковатый нос повесила.
Спину гордо распрямила
И тихонько загрустила.
Ребус
Загадка
Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка.
Плавно закругленная большая голова,
И изящно выгнутая тоненькая шея.
Хвостик симпатичный- это цифра два.
Написать такую я легко сумею.
Состав числа
Пословицы
Два сапога — пара.
Одна голова — хорошо,
а две лучше.
Старый друг, лучше
новых двух.
Ребус
Загадка
Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец.
Нет, ты только посмотри,
Как красива цифра три!
Стоит лишь два полукруга
Нам поставить друг на друга.
Состав числа
Ребус
Загадка
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою …
Чтобы четыре написать,
Черту нам нужно провести,
И угол к ней подрисовать.
Вот, все готово- посмотри!
Состав числа
Загадка
Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру …
Как красива цифра пять!
Будем мы ее писать.
Полукруг мы нарисуем,
Палку, хвостик подрисуем.
Состав числа
Загадка
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру …
Нарисуем мы кружок,
Сверху маленький крючок.
Его плавно закругляем,
Цифру шесть мы получаем
Состав числа
Ребус
Загадка
На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра …
Так просто и легко совсем
Написать нам цифру семь.
Палочка, две закорючки,
Вот семерка из-под ручки
Состав числа
Ребус
Загадка
Цифра с виду как игрушка —
Неваляшка-погремушка.
Не удариться ей оземь.
Всем понятно — это…
Восьмерка — это два кружка,
Соединенные слегка.
Писать ее совсем не сложно,
И научиться быстро можно.
Состав числа
Ребус
Загадка
Вот так циферка, взгляни,
У нее и тайна есть –
Ты ее переверни,
И получишь цифру шесть!
Цифра девять- маленький кружок.
С снизу подрисованным крючком.
Написать такую я бы смог,
С цифрами давно уж я знаком
Состав числа
Ребус
Загадка
Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут …
Если грустной единице
С круглым ноликом сдружиться,
Цифра десять в тот же час
Взглянет весело на вас.
Состав числа
Список использованных источников:
1. Моро, М. И., Пышкало, А. М. Методика обучения математике в I—III классах. — М.: Просвещение, 1978.— 336 с
2. В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990
3. Н. Г. Уткина. Материалы к урокам математики. 1 класс
4. Максаков А.И. Учитесь ,играя-М.,1983.
5. Детский портал Солнышко ( http://www.solnet.ee/)
6. www.proshkolu.ru/
7. http://riddle-middle.ru – загадки про цифры
8. http://gamejulia.ru – стихи про цифры
9. https://go.mail.ru – картинки- цифры
10. https://go.mail.ru — ребусы
Учимся писать цифру «1» вместе с ребенком
Закончились ясельки, и ребенок поступает в среднюю группу детского сада, а это значит, что начинаются первые попытки изучения письма. Сначала детей учат писать цифры. Самая первая и, казалось бы, простая цифра – «один». Однако и к ее написанию нужно подходить правильно.
Как написать?
Прежде, чем учить малыша писать любое число, нужно, чтобы он умел считать до 5 или 10, у малыша должно быть представление о самом понятии числа. Оно формируется у ребенка к 4-5 годам. В это время можно приступить к письму.
Писать цифру «1» и все остальные числа нужно только в игровой форме. Так ребенку будет весело и интересно запоминать новые знания. Для начала предложите обвести уже готовую цифру 1. Далее учимся вместе – берем руку ребенка и рисуем цифру «один», произнося ее название. Важно написание цифр по правилам, иначе точность и красоту письма будет привить сложней, ведь у ребенка уже будет свой простой навык написания чисел.
Поставьте точку, с которой начинается написание. Далее поднимитесь вверх, и проведите черточку вниз. Цифра готова. Первый раз цифру пишут большого размера, чтобы научить ребенка последовательности написания и точности. Далее переходим к написанию в клеточке тетради.
Чтобы иметь визуальный образ, нарисуйте большую клеточку на листе и вновь правильно напишите цифру, произнося последовательность прорисовки элементов. Повесьте образец на стену, чтобы ребенок смотрел и повторял написание.
Сначала научите ребенка простой печатной «1», затем покажите, как пишется прописная.
Методики
Существуют следующие:
- Занимательный планшет. Загрузите на планшет, кроме игр, приложение с числами. Анимация написания позволит ребенку запомнить последовательность и повторять на листке самостоятельно, если взрослые будут заняты. Альтернатива – анимированная картинка с написанием цифры один.
- Рисуем в воздухе. Ведите рукой в воздухе и предложите малышу повторить за вами. В дальнейшем при изучении можно угадывать, что изображается в воздухе.
- Трафарет. Создайте трафарет «1» и предложите обвести его.
- Пишите везде – на прогулке: по песку, выстраивайте цифру из камешков или палочек, при готовке: на муке или крупе, с помощью игрушек.
- Рисунок из цифр. Предложите малышу нарисовать картину, используя только цифру 1. Начните с малого – узоры, снежинки, елочки. Одновременно играем в игру «На что похоже?», создавая любой ряд цифр «один» и выискивая в них смысл.
- «Оживите» цифру. Сделайте цифрового героя, добавив ручки, ножки, лицо. Поиграйте или придумайте вместе сказку с участием этого героя.
- Ассоциации. Спросите у малыша, на что похоже это число: ищите среди бытовых предметов, игрушек или в книге. Хорошими помощниками будут календари и часы – простой поиск числа и его значения помогут научиться понимать время.
- Разные материалы. Используйте для письма ручки, карандаши, фломастеры, мелки, лепите цифру из пластилина, вырезайте из бумаги. Все это позволит ребенку сравнить, каким образом получается циферка, как легче ее писать, а рука постепенно привыкнет, и навык дойдет до автоматизма.
Советы
Родителям стоит иметь ввиду следующее:
- Не начинайте обучение слишком рано, иначе ребенок потеряет желание учиться вместе со сверстниками. Если же чадо изъявляет желание, то отказывать не стоит.
- Научите понятию «клеточка» и покажите, как ориентироваться в ней. Это очень поможет в обучении и при объяснении написания.
- Развивайте мелкую моторику. Существует диагноз «дрожащая рука» – когда элементы кривые, а линии — волнами. В этом случае ребенок мало прорабатывает мелкую мускулатуру руки. Для укрепления моторики и силы рук играйте в пальчиковые игры, пальчиковый твистер, вырезайте, плетите, перебирайте мелкие детали, лепите, рисуйте пальчиками.
- Начинайте с простого. Рисуйте по точкам: палочки, строчки с элементами цифры «один». Далее усложняйте задачу. Расскажите, что цифра «дружит» с другими, и вместе они образуют новые числа – 10, 21, 11, 100.
- Обязательно хвалите ребенка, чтобы повысить желание учиться и стремление к успеху.
Чтобы ребенок легче осваивал написание самой первой цифры, используйте разные методики, чередуя и сочетая их, тогда обучение станет увлекательной игрой, ребенок быстрее все запомнит и будет аккуратно выводить числа.
Рекомендуем также показать ребенку развивающий мультфильм о том, как писать цифру 1.