Как научиться выговаривать букву Л взрослому человеку?
Влияние нарушений звукопроизношения на жизнь человека довольно велико. Часто возникает комплекс неполноценности, особенно сильно проявляющийся у подростков. Если человек к подростковому возрасту не сможет преодолеть его, то высока вероятность возникновения психических расстройств, комплексов, стеснения самого себя и невозможности выражать собственную индивидуальность в желаемой мере. Многим людям удается преодолеть барьер, принять свое отличие от других. Но не каждый взрослый способен чувствовать себя комфортно при общении с другими людьми из-за имеющихся речевых нарушений. И, если дефекты речи не были скорректированы в детстве, возможно их устранение во взрослом возрасте.
СодержаниеСвернуть
Причины нарушенного звукопроизношения у взрослых
Чаще всего нарушенное звукопроизношение у взрослых − это результат не устраненных в детстве речевых проблем. Как правило, речевое нарушение сопровождается низким тонусом и небольшой дискоординацией артикуляционных органов: языка, губ, челюстей.
Нередко отмечаются и разнообразные аномалии строения речевого аппарата: неверно сформированный прикус, короткая подъязычная связка, завышенный или узкий нёбный свод. Диагностировать их может стоматолог либо ортодонт. Также на состояние речи влияют такие факторы, как ухудшение физического слуха и неврологические проблемы. Речевые проблемы могут возникнуть из-за травмы или сильного стресса.
Виды и механизмы нарушения звука [Л]
При верном артикулировании звука [Л] губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук [Л] согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.
Нарушенное произношение звука [Л] носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:
- Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
- Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание [НГ].
- Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на [У], или английский [W]. При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
- Губно-зубной. Звучание, сходное с [В]. Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
- Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
- Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким [Л]. Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.
Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:
- Замена на [Ы]. Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
- Замена на [Г]. Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
- Замена на [Й]. При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
- Замена на [У]. В артикулировании вместо языка задействованы губы.
- Замена на [В]. При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.
Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы [Л], возможно ее полное отсутствие.
Процесс работы над звуком [Л]
При дефектном проговаривании нескольких фонем, а также при возникновении речевых нарушений во взрослом возрасте после перенесенного стресса или полученной травмы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью логопеда. Если взрослый неверно произносит только одну-две фонемы, он может справиться с речевой проблемой самостоятельно в домашних условиях, без помощи специалиста.
Процесс устранения дефектного произношения любого звука состоит из четырех этапов: подготовительного, собственно постановки, автоматизации, дифференциации.
Нельзя пропускать этап и переходить на следующий, полностью не освоив предыдущего.
Подготовительные упражнения для звука [Л]
Подготовительный этап служит для создания верной артикуляционной позиции. Он предполагает выполнение специальных логопедических упражнений. Для верного воспроизведения звука [Л] важно добиться подъема кончика и спинки языка, научиться расслаблять боковые края и совершать целенаправленный выдох.
Для отработки подъема кончика языка применяются такие упражнения:
- Открыть рот, губы не напряжены, расслабленный язык быстро кладут вначале на верхнюю губу, потом на нижнюю. Поэтапно усложнять действие, переставляя язык в рот, фиксируя у альвеолярных отростков.
- Открыть рот. Плоским языком облизнуть расслабленную верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз, потом спрятать язык к середине неба.
- Улыбнувшись открыть рот. Плоским языком прижаться к верхним альвеолам и громко оторваться. Начинать медленно, плавно ускоряясь.
- Улыбнуться, открыв рот. Совершать расплющенным краешком языка шлепки по верхней губе вперед-назад, пытаясь не отсоединять язык от губы. Начинать выполнение действий замедленно, плавно набирать скорость и подключать голосовые связки, добиваясь сочетания [Бл-бл].
- Напрячь согнутый кончик языка и перемещать по небу вперед–назад с разной скоростью. Межзубный промежуток равняется толщине пальца. Губы приоткрываются и не задевают резцы. Челюсти статичны.
Подъем задней части язычной спинки отрабатывается пропеванием гласных фонем [О], [У], [А], [Ы]. Для тренировки навыка опускания боковых сторон языка и целенаправленного выдоха потока сквозь щель между ними и молярами надо плотно держать плоский кончик языка зубами, выдохнуть воздух, надув щеки, одновременно пальцами легонько стукнуть по ним, чтобы послышалось хлюпанье.
Когда артикуляционные органы будут готовы и упражнения получится выполнить безошибочно, в довольно ритмичном темпе, можно заняться постановкой звука.
Способы постановки звука [Л] у взрослых
Постановка звука [Л] у взрослых проводится такими же методами, как и у детей, выбор приема зависит от механизма дефекта.
Постановка звука в случае его отсутствия возможна тремя способами:
- От опорной фонемы [А]. Расположить плоский край языка на нижней губе и легонько прижать его резцами. Язык неподвижен. Выполнить многократно. Потом нужно протягивать звук [А] в момент прикусывания языка, плавно увеличивая скорость. Должны послышаться слоги АЛ и ЛА. После получения необходимых слогов язык переместить за зубы, в верное для артикуляции [Л] положение.
- Механическим путем от опорной фонемы [У]. Расположить язык между вытянутыми губами. Протягивать [У], одновременно пальцами разъединять губы, придвигая их к передней стенке резцов.
- От опорной фонемы [Ы]. Постановка выполняется так же, как и от фонемы [А].
Аналогичные методы постановки [Л] применяются при межзубном [Л] и при замене его фонемами [Ы] и [Г]:
- При носовом ламбдацизме нужно добиваться точного движения воздушного потока: воздух должен выдыхаться ртом.
- При замене [Л] фонемой [Й] надо учиться удерживать кончик языка, сильно прижавшись им к верхним резцам, расслаблять середину язычной спинки, приподнимая корень. Чтобы язык смог занять эту позицию, надо положить плоский кончик на нижние резцы и протянуть [Ы] или поместить на середину языка круглый предмет, приподнимая кончик языка к верхнему альвеолярному отростку.
- При замене на [У] следует добиться статичного состояния губ.
- Если есть замена на [В], надо устранить активность нижней губы. Для этого надо вначале научиться опускать ее, открывая резцы, и задерживать в данной позиции, потом приподнимать язык к верхним молярам. Выполнять неоднократно. Если не удается сделать правильно, можно расположить под нижней губой напряженный палец и помочь им.
Постановка завершается, когда человек может выговаривать звук изолированно.
Автоматизация и дифференциация звука [Л]
Правильное выговаривание звука требует обязательной автоматизации, то есть закрепления в спонтанной речи. Ее следует начать с проговаривания прямых и обратных слогов. Вначале нужно говорить слоги медленно, протягивая каждый звук. Это помогает речевым органам принять верную позицию. Плавно скорость проговаривания слогов увеличивается, приближаясь к привычному темпу речи. После удачного проговаривания звука в слогах можно автоматизировать его в словах, а затем в предложениях. На автоматизацию положительно влияют заучивание стихотворений, насыщенных закрепляемым звуком, пересказы и сочинение текстов.
Завершающим шагом работы над звукопроизношением становится этап дифференциации. Это различение похожих по артикулированию и звучанию фонем. На данном этапе человек учится не заменять их в речи и не путать буквы на письме. Это наиболее важно для тех, у кого ранее наблюдались параламбдацизмы.
Начинается дифференциация по аналогии с автоматизацией с различения фонем в слогах, потом приступают к словам и фразам. При дифференциации актуально использование скороговорок. После завершающего этапа дети свободно применяют правильный звук в собственной речи. Но взрослому может понадобиться гораздо больше времени из-за слишком долгого неправильного произношения.
Таким образом, научиться правильно говорить звук [Л] взрослому человеку можно самостоятельно при отсутствии других речевых проблем. Трудность состоит в том, что довольно продолжительное время потребуется самоконтроль. Он нужен для того, чтобы устранить имеющийся автоматический навык неправильного произношения.
правильное положения губ и языка, методы
Одной из проблем при развитии речи ребенка является постановка звука Л. Для выработки правильного произношения разработано много упражнений. Выполнять их лучше под контролем логопеда. Когда будет выработан навык произношения, его нужно автоматизировать. Тренировки могут занять много времени.

Для постановки звука «Л».
Что такое ламбдацизм и его разновидности
Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.
Различают несколько видов этого нарушения:
- Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
- Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
- Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
- Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
- Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.
Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.
Наиболее частые разновидности замены:
- В — «вук» вместо «лук»;
- Д — «дожка» вместо ложка;
- Й — «йампа» вместо «лампа»;
- мягкий Л — «плет» вместо «плот».
У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».
В чем причины неправильного произношения Л
До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.
Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:
- Неправильное дыхание в процессе речи.
- Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
- Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
- Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.
Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:
- У ребенка уменьшен объем легких.
- Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
- При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
- Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.
Как нужно расположить язык и губы

Артикуляция звука «Л».
У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.
Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:
- Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
- Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
- Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
- Область у корня должна быть слегка приподнята.
- Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
- Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.
Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.
Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л
Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:
- Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
- Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
- Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.
Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)
Неправильная постановка губ
Если выявлен двугубный ламбдацизм, ребенок неправильно располагает губы и неверно выговаривает Л. Вместо того, чтобы расслабить их, ребенок вытягивает трубочкой. В результате у него получается звук У или В. При этом в произношении ведущую роль играет не язык, а губы. Кончик языка опускается и ложится на дно ротовой полости.
Подготовка к упражнениям
Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.
Чтобы сформировать правильное прохождение воздуха, делают дыхательную гимнастику.

Ошибки, которые делает ребенок.
Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:
- «Гамак».
Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет. - «Вкуснятина».
Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться. - «Индюк».
Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл». - «Лошадка».
Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы. - «Качели».
Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз. - «Грибок».
Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.
Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.
Как постановить звук Л
После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.
Постановка Л проводится:
- по подражанию;
- на вдохе;
- механическими способами.
Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.
По подражанию
Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.
Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:
- Язык нужно сделать широким.
- Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
- Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
- Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.
Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.
Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.

Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.
На вдохе
Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.
Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:
- Вдох быстрый — 1 секунда.
- Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.
Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.
Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:
- Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
- «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
- Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
- Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.
С механической помощью
Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:
- шпателем;
- специальными зондами;
- деревянной палочкой от мороженого;
- черенком ложки и пр.
Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.
С помощью подручных средств делают следующие упражнения:
- Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
- Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
- Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
- Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
- Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.
Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.

Слова для тренировки звука «Л».
Как сделать правильное произношение автоматическим
После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.
Мягкий Л
Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.
Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.
Примеры приведены в таблице
Слоги простые | Слоги сложные | Примеры слов | Скороговорки |
Ля | Сля, кля, пля, фля, гля | Поля, Коля, Толя, тополя | Ля-ля-ля — холодная земля |
Лю | Слю, клю, плю, флю, глю | Люся, лютик, люк | Лю-лю-лю — печь топлю |
Ли | Сли, кли, пли, фли, гли | Лида, липа, лиса, лимон | Ли-ли-ли — лимон нашли |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лена, лень, лес | Ле-ле-ле — все в золе |
Ле | Сле, кле, пле, фле, гле | Лен, легкий, кулек |
Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.
Простые слоги | Примеры слов | Скороговорки |
Аль | Пальто, калька | |
Ель | Капель, кисель | Ель-ель — за окном капель |
Оль | Моль, соль | Оль-оль — залетела моль |
Уль | Куль, буль-буль | Уль-уль — повесили тюль |
Ыль | Пыль, намыль | Ыль-ыль — ладони намыль |
Юль | Июль, тюль |
Твердый Л
Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Упражнения для постановки звука «Л».
Осваивать правильную речь нужно поэтапно:
- Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
- Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
- После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
- Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.
Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:
- лу-лу-лу — лужа на полу;
- ла-ла-ла — мусор подмела;
- ло-ло-ло — стояло помело;
- около Лондона — логово колдуна;
- клади уголь в угол.
При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:
- Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
- Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
- Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
- Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
- Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).
Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.
Как научиться выговаривать букву Л?
Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.
Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.
Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?
- Голосовые связки вибрируют.
- Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
- Корень языка поднят.
- Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
- Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
- Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
- Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.
Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л
- Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
- Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
- Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
- Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».
Готовим речевой аппарат к произношению звука Л
- Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
- “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
- “Иголочка”: улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
- “Накажем непослушный язычок”: На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
- “Индюк”: приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
- «Скачем на лошадке»: улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
- «Покатаемся на качелях»: улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.
Несколько способов постановки звука Л
Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.
Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.
Видео уроки
Как научиться выговаривать букву Л? — UchiEto.ru

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.
Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.
4
Несколько способов постановки звука Л
Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.
Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.
Как научиться выговаривать букву л взрослому человеку
Posted On 23.02.2018
Как научиться выговаривать букву Л?
Многие из нас в детстве не выговаривали те или иные буквы. У кого-то это само прошло, а кто-то мучается и по сей день. Предлагаю вам самим научить ребенка говорить букву «л», если у него есть такая проблема.
Как правильно говорить букву «л»?
Зубы разомкнуты, губы немного приоткрыты, кончик языка упирается в основание верхних зубов, при произношении воздух выходит по краям языка.
Логопедические занятия на букву «л»
Вся наша речь происходит на выдохе. Поэтому важно научиться контролировать дыхание. Чтобы помочь ребенку в этом деле можно попробовать надувать с ним пузыри, задувать свечи, перегонять с места на место перышки или кораблики по воде. Главное, чтобы во время таких игр ребенок не надувал щеки.
Все следующие упражнения выполняйте вместе. Сядьте так, чтобы ребенку хорошо был виден ваш рот.
- «Лошадка». Улыбнитесь, приоткрыв рот и показав зубы. Поцокайте языком, словно лошадка, постепенно увеличивая скорость, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- «Лошадка едет тихо». Предыдущее упражнение нужно выполнять без звука.
- «Ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот. Кончик языка прикусите передними зубами и подуйте. Из уголков рта подуют две струйки воздуха. Для того чтобы проконтролировать правильное выполнение этого упражнения поднесите кусочек ваты, либо перышко.
- «Варенье». Широким передним краем языка оближите верхнюю губу сверху вниз, не двигая нижней челюстью.
- «Гул парохода». Приоткрыв рот, произнесите долгое «ы». Кончик языка должен быть опущен, а спинка, наоборот, поднята к нёбу.
Исправление произношения буквы «л» в старшем возрасте
Если нет неправильного прикуса и уздечка в норме, не беспокоят неврологические заболевания и не было сильных стрессов, то можете попробовать самостоятельно исправить произношение буквы «л». Не забывайте о том, что чем старше, тем сложнее. Но вся сложность будет заключаться лишь в отучении от привычки. Придется вести постоянный контроль над произношением, которое уже довелось до автоматизма.
Работая над произношением, постоянно тренируйте мелкую моторику рук. Еще с древних пор известно, что от развития пальцев зависит все речевое развитие.
Статьи по теме:
Как писать изложение? Написание изложения — одна из наиболее сложных задач в работе с текстами для детей. Для ее выполнения нужно иметь хорошую память, уметь выделять суть текста и понимать его структуру. В силах родителей помочь своим детям научиться правильно писать изложения. | Коротко изложенный пересказ Умение пересказывать тексты — навык, необходимый ребенку не только в школе, но и в повседневной жизни, так как любое событие, происходящее в своей жизни, ребенок должен суметь описать. Пересказы развивают память, логическое мышление, тренируют навыки речи. Как научить ребенка выговаривать букву Л?О то, как научить ребенка пересказывать текст — наша статья. |
Как писать сочинение-рассуждение? Сочинение-рассуждение — одно из наиболее сложных заданий для школьника. Не все умеют правильно излагать свои мысли и высказывать свою точку зрения по определенным вопросам. Как научиться писать сочинение-рассуждение, мы расскажем в нашей статье. | Как быстро учить стихи? Изучение детьми стихов с самого раннего возраста — отличный способ тренировки памяти.Обычно малышам нравится повторять стихи за родителями и они быстро их запоминают. Но что делать, если малыш отказывается учить стихи? Ведь этот навык необходим для дальнейшего обучения в школе. |
Как выговаривать букву л
Самосовершенствование
Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?
3 августа 2013
Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо?Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?
Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.
Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.
Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.
Схема его выполнения проста:
- первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
- второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
- третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву – «Д»;
- во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
- язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
- четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
- выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
- после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.
Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».
Другая легкая, удобная и просто хорошая методика – это повторение многократно сложных для вас слов.
Советы, как научиться выговаривать букву «Л» в домашних условиях
В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.
Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.
Комментарии
Похожие материалы
Здоровье
Как научиться выговаривать букву ‘Р’. Простые советы для детей и взрослых
Когда человек говорит грамотно и красиво — это всегда привлекает внимание. При желании этому можно научиться. Словарный запас пополняется из книг и хороших фильмов. Нужно только запомнить особо понравившиеся обороты и…
Дом и семья
Как научить детей выговаривать букву «р»? Простые методы
Постановка правильного произношения звуков требует от родителей и ребенка кропотливой работы. Чтобы малыш смог овладеть своей родной речью в устной и письменной её формах, следует правильно поставить звучание каждой б…
Здоровье
Какой пульс должен быть у взрослого человека, и о чем свидетельствуют его изменения?
В китайской древней медицине выделяют до 70 различных видов пульса! Интересно, что здесь проводят диагностику организма, основываясь именно на измерении пульса. Это своего рода показатель состояния здоровья всего чело…
Здоровье
Какой основной симптом краснухи у взрослого человека?
Симптом краснухи, как собственно и сама болезнь, чаще всего проявляется в детском возрасте. Но бывают и такие случаи, когда данное заболевание касается и взрослых жителей нашей планеты. Стоит отметить, что краснуха пр…
Новости и общество
Почему небо голубое? Как ответить на детский вопрос взрослому человеку
Почему небо голубое? Этот вопрос часто слышишь, когда идешь в ясный день по улице, держа своего ребенка за руку. И в один момент, подняв голову к небу, и заинтересовавшись голубизной палитры с редкими мазками на нем о…
Спорт и Фитнес
Как научиться кататься на велосипеде взрослому
Чаще всего вопрос «Как научиться кататься на велосипеде?» задают маленькие дети, которым еще нет десяти лет. И чаще всего родители учат их этому непростому занятию. Однако в детстве обучение всему происходит гораздо б…
Финансы
Как узнать есть ли кредиты на человеке в банке?
Закредитованность населения растет с каждым годом. Если еще десять лет назад один кредит в семье – это была редкость, то сегодня счет идет на три, четыре и более. Порой даже жена не знает, есть ли долги у ее муж…
Дом и семья
Как развить внимательность и память в любом возрасте
Начальник дал вам среди прочих какое-то мелкое задание, а вы начисто о нем забыли? Делая сверку, пропустили какие-то данные, в результате чего в ваши вычисления закралась ошибка? И что вы скажете в свое оправдание? Я …
Закон
Как получить военный билет в любом возрасте?
Рано или поздно может возникнуть проблема с получением военного билета.Конечно, считается, что парню, возраст которого превысил 27 лет, военный билет выдаётся просто так (стоит всего лишь прийти в местный военк…
Карьера
Как стать художником в любом возрасте
Каждый из нас в детстве мечтал стать кем-нибудь, но не всем мечтам суждено было осуществиться. Кстати, а как часто у вас возникает желание взять карандаш и нарисовать что-нибудь необыкновенное?
Или вас останавливает о…
Если речь у ребенка развивается нормально, к 5-ти – 6-ти годам он произносит правильно все звуки. Некоторые дети, научившись произносить звук «Р», заменяют им звук «Л». На этапе автоматизации звука это нормально, ребенка следует аккуратно исправлять и этого будет достаточно. Звуки «Л» и «Р» появляются при нормальном развитии речи в 3-4 года, в этот период может происходить их замена. При неправильном произнесении буквы «Л» в пятилетнем возрасте, нужно обращаться к логопеду, а родителям заниматься с ребенком дома самостоятельно.
Родителям нужно принять к сведению, что при правильном произношении звука «Л» органы артикуляции должны принять следующее положение – губы слегка раскрыты, зубы разомкнуты, язык – тонкий и длинный, кончиком упирается в основание верхних передних зубов. Струя воздуха при произнесении проходит по краям языка сбоку и выходит из уголков губ.
Дома с ребенком можно выполнять упражнения, которые будут способствовать правильному произношению буквы «Л». Выполнение всех упражнений начинайте с улыбки, чтобы ребенок улыбался в ответ. Он должен чувствовать, что это веселая игра, а не жесткая необходимость.
В некоторых случаях дети наотрез отказываются заниматься логопедическими упражнениями.
Как же выговорить эту трудную букву Л
Не нужно настаивать, а тем более заставлять. Переждите какое-то время, а затем предложите занятия снова.
Упражнения для исправления буквы Р вместо Л
Первое упражнение помогает научиться расслаблять мышцы языка. Приоткройте рот вместе с ребенком и положите на нижнюю губу широкий передний край языка. В таком положении язык нужно удерживать, считая до десяти. Ребенка можно заинтересовать, предлагая соревнование, кто удержит свой язык дольше в таком положении.
Упражнение «Лошадка» не только укрепляет мышцы языка, но и вырабатывает навык его подъема вверх. Приоткройте рот, покажите зубы, пощелкайте кончиком языка, как будто лошадка цокает копытами.
Упражнение «Качели» учит быстро менять положение языка, что необходимо в случае соединения звука «Л» с гласными звуками а, о, ы, у. Приоткрыв рот, положите язык на внутреннюю сторону нижних зубов, затем поднимите его вверх, упираясь кончиком в верхние зубы. Подобным образом 6-8 раз меняйте положение языка, убыстряя постепенно темп.
Упражнение «Дует ветерок» вырабатывает правильно выходящую по краям языка воздушную струю. Приоткройте рот вместе с ребенком, прикусите кончик языка и подуйте. Контролируйте наличие, и направление воздушной струи, поднося ко рту ребенка кусочек ватки. Если это упражнение выполнять систематически, с включением голоса и поднятым кверху кончиком языка, получится хороший звук «Л».
Упражнение «Чистим зубы». Приоткройте рот и широким языком двигайте по нижней и верхней губе с внешней и внутренней стороны, как будто чистите зубы.
Упражнение «Вкусное варенье». Слизывайте предполагаемое варенье широким языком с нижней и верхней губы. Повторить пять раз.
Упражнение «Маляр». Водите по верхнему небу кончиком языка, как будто тщательно его красите.
Для укрепления мышц языка можно высунуть язык и пытаться дотянуться им до кончика носа.
Вместе с ребенком тренируйтесь произносить слова и слоги со звуком «Л».
На мотив какой-нибудь простой песенки пойте ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу. Упражняйтесь в произношении слов, например лошадка, лампочка, молоток, пила и др.
Как выговорить букву л — учим ребенка правильному произношению
Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.


Осторожно: физиологическая дислалия
Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.


Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
- Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
- «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» — «уожка»; «Лариса» — «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
- Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» — «мойоток»
- Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.
Правильная артикуляция звука Л
Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.
Постановка произношения твердого звука Л
- Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» — очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.
Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
- Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» — зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла» напевая любую мелодию: «ла-ла-ла».
- Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
- Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА — ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
- Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.
Упражнения на произношение звука Л
После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».


- Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
- Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
- Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
- Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.
Логопедические упражнения на артикуляцию Л
- Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
- Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
- Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.
Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.


Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.
( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Учимся выговаривать звук Л | Логопатики
Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука Л, которое носит название лабмдацизм. Так, вместо слова «лопата», мы можем услышать разные звукосочетания, например, «ропата», «увапата» и т.д. Если так говорит малыш трех лет, это может даже кого-то умилять. Но когда так продолжает говорить взрослый человек, это, скорее всего, вызывает насмешку со стороны окружающих.
Чтобы не довести до такого плачевного состояния, нужно своевременно обратиться к логопеду. И это следует сделать как можно раньше.
Бывают случаи, когда логопеды считают, что можно исправить неправильное произношение звука Л в старшем дошкольном возрасте или даже в младшем школьном. Поверьте, эти специалисты неправы. Ведь от того насколько качественно говорит ребенок, зависит овладение им звукобуквенным анализом слов, письмом и чтением. Да и вообще становление его как успешного человека.
Если вы не желаете ждать, когда же логопед все-таки окажет квалифицированную помощь вашему ребенку, можете сами попробовать это сделать.
Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л
• положение губ изменяется и зависит от идущих за звуком Л гласных звуков;
• верхние и нижние зубы должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга;
• достаточно напряженный кончик языка должен упираться в верхние зубы или десны;
• края языка (именно боковые) не должны примыкать к верхним коренным зубам с целью оставления проходов для выдыхаемого воздуха;
• корень языка поднят;
• мягкое нёбо должно быть приподнято так, чтобы закрыть проход в полость носа;
• голосовые связки вибрируют.
Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л
— язык оттянут в глубь рта, слышится звук Ы, например, «ыожка» вместо «ложка»;
-неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», например, «пашува» вместо «пошла».
-замена звука Л на звук Р, например, «рыжи» вместо «лыжи»;
— форсированный выдох, вследствие чего слышится звук, подобный на звук Ф (при участии щек) или звук Н (воздух идет через нос).
Готовим речевой аппарат к произношению звука Л
Для выполнения упражнения «Улыбочка» нужно выполнить следующие действия: растянуть губы в улыбки, а затем вернуть их в исходное расслабленное состояние.
Упражнение «Трубочка» можно выполнить двумя способами. Первый способ – имитация произношения звука У (без голоса). Второй способ – зубы сомкнуть, губы вытянуть вперед и преобразовать их в квадрат.
Упражнение «Иголочка». Губы растянуть в улыбке, острый язык высунуть изо рта.
Упражнение «Накажем непослушный язычок». Расположить широкий язычок на нижней губе. Можно образовать небольшую ложбинку. Главное, чтобы язык сильно не напрягался.
Упражнение «Покатаемся на качелях». Губы растянуть в улыбке. Сначала опустить острый кончик языка за нижние зубы, а затем поднять за верхние.
Упражнение «Скачем на лошадке». Губы растянуть в улыбке, язык поднять вверх к альвеолам и «присосать». Затем пощелкать им, имитируя «цоканье копыт».
Упражнение «Индюк». Рот приоткрыть. Язык расположить на верхней губе, после чего совершить им поглаживающие движения сверху вниз. Можно добавить звукосочетания «бл-бл-бл».
Несколько способов постановки звука Л
Первый способ. Предложите ребенку произнести звук Ы. Затем попросите его повторить за вами простые слова, в которых есть слог ЛЫ, например, лыжи, лыко и т.д. Как только у малыша получится произносить звук Л в межзубном положении, покажите ему правильную позицию – кончик языка должен быть поднят вверх и упираться в зубы или десны.
Второй способ. Предложите ребенку широко открыть рот. Лучше всего если будут видны как нижние, так и верхние зубы. После этого попросите малыша высунуть широкий язык между зубами, произнести звук А и в этот момент слегка прижать его зубами. В ответ должно получиться сочетание звуков Л и А. Когда ребенок уверенно сможет произносить звук Л в таком положении, следует переместить язык в верную позицию.