Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Как делятся группы в детском саду по возрасту – Формирование групп в детском саду. — когда формируют группы в детском саду — запись пользователя Ксения (id1425893) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Детские сады, клубы, центры

Posted on 12.03.202022.01.2020

Содержание

  • Как делятся группы в детском саду по возрасту?
    • Лучшие ответы
    • Видео-ответ
    • Ответы знатоков
  • Распределение детей по группам в детском саду. Виды групп в детском саду
    • Деление по возрасту
    • Коллективы детей по времени пребывания
    • Деление по возрасту
    • Коллективы детей по времени пребывания
    • Повышаем квалификацию с помощью специального обучения
    • Задачи комбинированных групп
  • Как распределяют детей по группам в детских садиках
    • Распределение детей на группы по возрасту
    • Специализированные группы в детских садах
  • Разделение на группы в детском саду – Ребенок в детском саду
  • Возраст не важен, или Разновозрастные группы в детских садах
      •   Привычная российская практика
      • Практика Западной Европы
      • Полезная литература по теме
  • Статья «Разновозрастные группы в детском саду»

Как делятся группы в детском саду по возрасту?

Вопрос знатокам: Имеют ли право совмещать детей возраста 1,5 — 2 лет и детей 5-6 лет в одной группе?

С уважением, Надежда Полунина

Лучшие ответы

Анюта:
да так и формируется всегда))) 1,5-2….2-3….3-4….4.-5….5-6….)))))))

Светлана Самойлова:
Думаю, нет, т. к. для каждой возрастной категории предусмотрена своя образовательная программа. Да и к тому же детимогут конфликтовать между собой, например, ребенок 5 лет ударит ребенка 2 лет, что будет. Нет, я считаю это неправильно.

Вилена:
Смотря, по какой программе работает детский сад. Например, по методике Монтессори дети находятся разного возраста в одной группе.

Светлана Владимировна:
Да.
Это называется разновозрастная группа. Так работают детские сады в маленьких селах. В нашем районе таких садов штук 15. Официально в такою группу принимаются дети от3 до 7 лет, а на практике, зачастую — с 2 (и даже с 1.5 года) до 7 лет. По закону в такой группе должно быть 15 детей, у нас в конце 90-х — начале 2000-х годов списочный состав доходил до 28. Сейчас у нас две группы: от 3 (2,5) до 5 лет и от 5 до7лет, т. е в каждой группе по три возраста детей.

ОБЕЗЬЯНКА:
Вы не написали в какой сад ходит ваш ребенок. Разумеется, если сельский, то это постоянно. В нашем саду зав. ВРЕМЕННО была вынуждена соединять группы ( карантин это как правило, но могло быть мало детей по другим причинам — в канун праздника или высокая заболеваемость не только детей, а и персонала).

Юлия Борзых Артемовна:
Да, имеют, это называется разновозрастная группа.

BERGENIA:
Имеют. И не только в малокомплектных садах. У нас в прошлом году было две подг. гр, и одна недоукомплектована, им дали 6 детей мл возраста. Имеете право не ходить в дет сад.

Видео-ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Ольга:
О каких доплатах идёт речь?

Группы соединяют когда в дет. сад ходит мало детей (их объединяют в 2-3 группы) . При этом нагрузка не увеличивается. Ещё нужно учесть, что летом занятия не проводятся. За что по-Вашему должны доплачивать?

надежда:
Если детей больше нормы — то должны быть доплатя, а так нет!!!

Лара:
не было такого никогда!!! Сейчас вообще норма детей по общей площади.. и плевать на то количество, на нас тем более

Zlata Z:
Если вторые группы по документам не работали, то откуда же зарплата возьмется? А если вы заполняли журналы и туда и туда, то.. . ищите, на кого писали ставки.

Надежда Ивина:
У нас на лето группы соединены и никаких доплат нет. Общее количество детей в смешанной группе такое же как в обычной. Я вот работаю в младшей группе (у нас нынче летом работают две группы: младшая и старшая, в младшей дети от 2-х до 4-х лет, а в старшей от 5-ти до 7-ми) . В нашей младшей дети которые переходят по возрасту во вторую младшую и в среднюю. На прошлой недели их ходило по 9-12, а на этой недели уже по 16-18.

Большую часть времени на улице проводим. Ни о каких допалатах речи нет. Со следующей недели будут открываться группы в которые дети пойдут по возрасту с 1-го сентября.

Наталия:
По санитарным нормам положено определённое количество детей в группе. Если численность детей выше, должны быть доплаты. всё зависит от заведующей.

Оксана Навроцкая:
За 20 — 23 ребенка никто доплату производить не будет, это норм посещения…

Вячеслав Павлов:
у нас вообще списочных было 40 человек в группе, но заплатили мизер!

Ольга Ольга:
У нас НЕ доплачивают…

М.K.:
так какие доплаты.. доплаты, когда в вашей родной группе весь месяц более 21…
а так.. официально нет никаких доплат.. .
группы не переформировывались.. приказов нет — на каком основании?
да и перевыполнения не было..

mihondya:
нет, не должны.

kukolka:
нет. Доплата делается в случае увеличения нагрузки или зоны обслуживания. В вашем случае ничего подобного нет. Норматив наполняемости нужно брать средний по всему месяцу и из расчёта нормы прописанной САНПиНом, сейчас, это 1 ребёнок на 2 метра площади вашей группы. Сколько получается? Так что, коллега, скоро мы будем доплачивать государству за «неполненность» группы. Чётко прописано количество только для специализированных групп (лого, тифло, сурдо, туб и др.) .

Людмила:
у нас про это ни когда речи нет, просто работаем и все

Марина В:
моего, наоборот оформляли в группу с детьми старшего возраста…. как итог — при тестировании перед поступлением в 1 класс- уровень развития «выше среднего»….

Иван Полоумный:
будет лидером группы )

Лилия:
плюсы, что пойдёт в садик, а минусы развитие, ну хоть пару детей если его возраста есть, будет с кем общаться.

Ирина Янчуркина:
колотить не будут, все игрушки его, научится с малышней общаться, все главные роли на утреннике его, пойдет в школу уже готовым лидером.

Ольга Кириллова:
ТО что группа разновозрастная это не проблема. Главное Вы в саду, через какое то время Вас могут перевести в свою возрастную группу (у нас такое бывало и не раз) . А по поводу режима это не так и важно в его возрасте, ведь главное покушал, поспал, погулял.

Анастасия Шнабель:
У нас все группы смешаные, только занятия по возрасту, это не помешало моей дочке в 5 лет в школу пойти. .
Минусов я не видела)))

Екатерина Вожакина:
было бы лучше, чтобы детки были старше, а не младше вашего малыша. Ему ведь нужно развиваться по его возрасту…

Лена Диринг:
Мне кажется разновозрасная группа — это наоборот хорошо. Так сейчас летом в нашем садике и ребенку со старшими девочками интересней, они не так уже дерутся и вносят в общение что-то новое, малыш для них своего рода игрушка, которой они готовы заниматься. Ребенок этим доволен.

val_valeria:
Преимуществ много. Развитие, младшие тянутся за старшими, быстрее учатся говорить, взаимодействовать, обслуживать себя итп. Старшие дети учатся заботе о младших, защите, чувствуют собственную значимость и достоинство, учатся играть и отвлекать малышей, появляется чувство ответственности за младших. Вам это пригодится, если 2 ребенка заводить. Кроме того, в таких условиях у старших детей очень развиваются самостоятельность, умение принимать решения и лидерские задатки.

Ну а недостатки связаны с режимом отдыха и бодрствования, едой и вниманием воспитателей, которого в любом случае малышам будет перепадать больше.
Подумайте своем ребенке обьективно, какой он? активист? Тогда будет всех организовывать и строить, командовать научится, не плохо вроде. Тихоня? тогда он сможет расцвести в заботе о себе подобных, показать себя взрослым и сильным, самоутвердится, это даже отлично. Тяжело, на мой взгляд, в такой группе придется гиперактивному ребенку с частыми проявлениями агрессии и эгоизма (будет постоянно получать от воспитателя) , или обидчивому и крайне ревнивому малышу. (недостаток внимание, излишнюю заботу к малышам будет воспринимать тяжело и пытаться привлечь к себе внимание не всегда хорошими поступками.)

ОБЕЗЬЯНКА:
Поступите так, как вам удобнее. Замечательно, если ребенок будет ходить в ближайший садик к дому. То, что разновозрастная группа не так страшно. Зато почувствует себя » старшим братом», защитником малышей, помощником воспитателя в каком-то плане. А на следующий год вполне может попасть в группу сверстников, т. к. кто-то переходит в лог. группу, кто-то может выбыть в др. город.

Также спрашивают:

Распределение детей по группам в детском саду. Виды групп в детском саду

Группы дошкольников в детском саду делятся, как правило, по возрасту. Но есть заведения, где малышей распределяют по разным отрядам, ссылаясь на несколько принципов разбивки. Данная статья подробно укажет, как разделяются малыши по коллективам и какие вообще существуют группы.

Деление по возрасту

Еще с советских времен воспитанников ДОУ разделяли по возрастным категориям. Подобный способ распределения сейчас считается не только актуальным, но и основным. Укажем, на какие отряды разбиваются ребята:

  • ясли — рассчитаны на малюток от 1 до 2 лет. При создании оптимальных условий у них формируются необходимые навыки самообслуживания, а заодно уделяется внимание развитию психомоторной функции, которая непосредственно влияет на развитие речи;


  • младшие группы в детском саду — это карапузы возрастом от 2 до 4 лет. Задача воспитателей — развивать у них память, мышление, устную речь. Осуществляется с помощью сюжетно-ролевых игр;


  • средний отряд ДОУ — дошкольники 4-5 лет. В этом возрасте у них формируются причинно-следственные связи, а также нравственные, мораль-эстетические представления;


  • старший коллектив — это дошкольники 5-6 лет. При посещении учреждения, каждое занятие должно приносить какие-то знания, умения. Дети такого возраста становятся самостоятельными, инициативными;


  • подготовительная отряд — воспитанники до 6 лет. Направленность коллектива — подготовка к школе. Ребята получают определенные знания, умения, которые помогут им при обучении в первом классе.


Коллективы детей по времени пребывания

Помимо стандартной разбивки воспитанников, есть и другие критерии формирования. Один из таких — это выделение дошкольников по времени пребывания. Согласно уставам ДОУ и Положениям, стандартное время нахождения в учреждении — с 7:00 до 18:00 (в некоторых случаях до 19:00). Но бывают и исключения. Такие группы детей в детском саду посещают следующие отряды:

Группы дошкольников в детском саду делятся, как правило, по возрасту. Но есть заведения, где малышей распределяют по разным отрядам, ссылаясь на несколько принципов разбивки. Данная статья подробно укажет, как разделяются малыши по коллективам и какие вообще существуют группы.

Деление по возрасту

Еще с советских времен воспитанников ДОУ разделяли по возрастным категориям. Подобный способ распределения сейчас считается не только актуальным, но и основным. Укажем, на какие отряды разбиваются ребята:

  • ясли — рассчитаны на малюток от 1 до 2 лет. При создании оптимальных условий у них формируются необходимые навыки самообслуживания, а заодно уделяется внимание развитию психомоторной функции, которая непосредственно влияет на развитие речи;


  • младшие группы в детском саду — это карапузы возрастом от 2 до 4 лет. Задача воспитателей — развивать у них память, мышление, устную речь. Осуществляется с помощью сюжетно-ролевых игр;


  • средний отряд ДОУ — дошкольники 4-5 лет. В этом возрасте у них формируются причинно-следственные связи, а также нравственные, мораль-эстетические представления;


  • старший коллектив — это дошкольники 5-6 лет. При посещении учреждения, каждое занятие должно приносить какие-то знания, умения. Дети такого возраста становятся самостоятельными, инициативными;


  • подготовительная отряд — воспитанники до 6 лет. Направленность коллектива — подготовка к школе. Ребята получают определенные знания, умения, которые помогут им при обучении в первом классе.


Коллективы детей по времени пребывания

Помимо стандартной разбивки воспитанников, есть и другие критерии формирования. Один из таких — это выделение дошкольников по времени пребывания. Согласно уставам ДОУ и Положениям, стандартное время нахождения в учреждении — с 7:00 до 18:00 (в некоторых случаях до 19:00). Но бывают и исключения. Такие группы детей в детском саду посещают следующие отряды:

В соответствии с нашим законодательством, все дети имеют равные права на развитие, образование и здравоохранение, независимо от их здоровья и психофизических особенностей. Соблюдая принцип равных возможностей, было принято волевое, иначе не назовешь, решение на высшем уровне – разрешить деткам с особенностями по состоянию здоровья воспитываться и расти в коллективе деток без таких особенностей.

Гуманность и мудрость этого решения оспаривать не приходится, но в настоящее время только-только вводится практика совместного воспитания детей с ОВЗ и обычных малышей. Что такое ОВЗ – это ограниченные возможности по здоровью, здесь имеются ввиду небольшие особенности, которые позволяют малышу, другим детям и персоналу пребывать на одной территории без ущерба для всех сторон.

Я уже писала цикл статей именно о детках с ОВЗ и о том, в чем заключается работа воспитателя с этим контингентом. Суть комбинированных групп в том, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. Скажем, в СССР малышей с психофизическими особенностями никогда не допускали в обычные сады и школы.

Поэтому и восприятие людей с какими-либо отклонениями от норм до сих пор у нас пещерное. Если бы мы с детства воспитывались в одних и тех же коллективах, то воспринимали бы друг друга с большей добротой и открытостью, не видя различий между нами по внешним проявлениям.

Программа обучения и развития в детском саду с комбинированными группами составляется в соответствии с требованиями Министерства и с учетом индивидуальных особенностей деток. Есть стандарты, по которым составляются программы, но в них вносятся коррективы в зависимости от состояния здоровья и физических особенностей малышей.

Повышаем квалификацию с помощью специального обучения

Чтобы иметь право работать воспитателем комбинированной группы в ДОУ, нужно пройти курсы и получить соответствующие дополнительные знания, наличие которых должно быть подтверждено документально. Мой любимый «УчМаг» предлагает отличную возможность подучиться и получить сертификат об обучении таким темам:

  • «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации ФГОС ДО: дополнительное образование дошкольника с ОВЗ» ;
  • «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности» .

Стоит сказать, что доверять качеству информации, которую вы услышите в формате вебинаров, можно смело. Все материалы строго по ФГОС, сертификаты этого учебного портала тоже легальные, установленного образца.

Задачи комбинированных групп

Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предн

Как распределяют детей по группам в детских садиках

Вопрос посещения детского сада актуален для большинства родителей. Дошкольные учреждения предоставляют возможность матери вернуться к нормальной трудовой деятельности, а для ребенка садик полезен с точки зрения выработки навыков самостоятельности и развития в коллективе сверстников.

Как правило, родителей озадачивает вопрос о том, в какую группу попадет их ребенок. Ниже мы подробно рассмотрим этот вопрос.

 Распределение детей в садике на группы по возрасту

 

Распределение детей на группы по возрасту

 

Основным признаком, по которому отбирают детей в определенные группы, является их возраст. Это объясняется тем, что у каждой подобной группы есть свои определенные функции и задачи. Кроме того, дети одного возраста гораздо лучше усваивают новые навыки и умения. Таким образом, повышается эффективность образовательного процесса.

Как правило, в одной группе собирают детей одного года рождения с условием, что на первое сентября текущего года они достигают необходимого возраста.

В зависимости от возраста, выделяют следующие категории групп в дошкольных учебных заведениях:

 

  • Ясельная группа. Здесь осуществляют уход за детьми от 1 до 2 лет. В некоторых детских садах принимают детей не младше полтора — двух лет. Ясли в таких учреждениях предусмотрены для детей, не достигших трехлетнего возраста. В ясельной группе уделяют внимание формированию навыков самообслуживания, развитию сенсорики, речи, памяти и психомоторных функций.
  • Младшая группа может подразделяться на первую (2-3 года) и вторую (3-4 года) младшую. Такое подразделение помогает более тщательно подходить к тонкостям образования детей этого возраста. В младшей группе основное внимание уделяют играм с детьми, ведь именно через игровые моменты ребенок формирует нормальную манеру поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Воспитатели обращают внимание на развитие речи и памяти у своих воспитанников.
  • Средняя группа (от 4 до 5 лет). В этом возрасте исключительное значение имеет развитие навыком эстетического и морально-этического образования, а также развитие логического мышления.
  • Старшая группа (от 5 до 6 лет). Подход коллектива детского сада в воспитании детей этой возрастной группы направлен на подготовку к школе. Под их руководством дети еще больше социализируются и приобретают знания об окружающем мире.

 

Специализированные группы в детских садах

 

В некоторых дошкольных учреждениях наряду с обычными возрастными группами, существуют специальные:

 

  • Группа кратковременного пребывания – ребенок находится в детском саду первую половину дня, а после обеда родители должны забрать его домой. Такие группы создаются по причине переполненности садиков или же по желанию родителей.
  • Логопедическая группа создается для коррекции звукопроизношения или расширения словарного запаса. Как правило, количество детей, в таких группах не превышает 15 человек. С ними регулярно проводятся занятия под руководством логопеда.
  • Летняя группа. В летние месяцы количество детей в садах существенно сокращается, воспитатели поочередно уходят в отпуск и в группах начинаются ремонтные работы. Все эти факторы заставляют руководство детсадов объединять разновозрастных детей в общие группы. Учебные занятия приостанавливаются до осени, основной упор делается на развлечения, экскурсии и подвижные игры.

 

Разделение на группы в детском саду – Ребенок в детском саду

Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чем руководствуются комиссии по комплектованию ДОУ, заведующие ДОУ при зачислении ребенка в определенную группу детского сада по возрастному критерию? Где может быть прописано, например, что в подготовительную группу детского сада зачисляются дети, которым на 1 сентября текущего учебного года исполнилось 6 лет?

У нас такая ситуация: ребенок, окончивший старшую группу обычного детского сада, переводится в логопедический сад, но не в подготовительную, а опять в старшую группу. На 1 сентября 2010 ему будет 5 лет и 10 месяцев. В 2011 году идет в первый класс (6 лет и 10 месяцев). Вынужден повторно проходить программу старшей группы и не получит адекватной подготовки к школе! Есть ли правовая регламентация? Заранее спасибо за ответ.

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Добрый день. Правила комплектования дошкольных учреждений закреплены рядом документов, в том числе и разделение на группы в детском саду. В частности, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, а также актами местных и региональных органов власти о комплектовании ДОУ.

Все группы в ДОУ комплектуются в соответствии с уставом данного учреждения и конечно же образовательной программой, которая является различной в детских садах.

Ни один документ из мной просмотренных не содержит такого термина, как «подготовительная группа». На практике родители ставят администрацию учреждения в известность, что данный учебный год является последним для их ребенка в качестве дошкольника, администрация детского сада, исходя из имеющейся информации, самостоятельно комплектует группы. На данные действия отделы образования не уполномочены.

Возраст не важен, или Разновозрастные группы в детских садах

Из младшей группы в среднюю, оттуда – в старшую, потом в подготовительную. Такой путь дошкольника нам привычен и понятен. Но может быть и по-другому, когда сегодня воспитанник детского сада в группе творцов, завтра – в группе исследователей, а послезавтра он просто читает книгу и не хочет быть ни в какой группе. 

О лучших технологиях и  методиках работы в разновозрастной группе рассказывает Татьяна Волкова. Татьяна более 15 лет работала в системе дошкольного и школьного образования педагогом-практиком, в том числе воспитателем и методистом в детском саду. Автор практических и методических пособий по вопросам дошкольной педагогики, транслирует отечественный опыт за рубежом,  знакомится с зарубежными практиками и знакомит с ними российских коллег.

 
Привычная российская практика

В большинстве российских детских садов деление детей на группы в зависимости от возраста – нормальная и давно всем привычная практика. Путь детей от младшей группы до подготовительной  – это традиционный путь в системе российского дошкольного образования. 

Но из любого правила есть исключения. Например, в сельских малокомплектных детских садах, в садиках, работающих по вальдорфской методике, в группах кратковременного пребывания, в специальных, коррекционных, инклюзивных группах, а также в домашних и семейных детских садах норма – как раз разновозрастный состав.

Сейчас практика организации и работы в разновозрастной группе активнее всего развивается в семейных детских садах. За 10 лет развития данной формы образования накоплен большой опыт по работе с детьми в разновозрастной группе.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Работа педагога в  разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен

  •  знать программы всех возрастных групп; 
  • уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
  • обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. 

Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе — это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

воспитанник

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен. 

В разновозрастной группе воспитатель должен варьировать формат занятий с детьми: индивидуально, с разбивкой на подгруппы или одновременно со всеми. Индивидуальные занятия, равно как и объединение в подгруппы, не всегда приемлемы, поскольку, например, дети в многодетной семье, как правило, очень дружны, и если они что-то делают, то только все вместе.  Соответственно, остаётся только проведение занятий одновременно со всей группой. 

При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. 

Практика Западной Европы

Там в большинстве дошкольных учреждений воспитательно-образовательный процесс организуется именно с учетом разновозрастного состава детей, а не посредством разделения их на возрастные группы. И как показывает практика, такой подход более эффективен,  он позволяет детям более активно взаимодействовать не только с ровесниками, но и со старшими и младшими воспитанниками, учиться выстраивать разные отношения,  осваивать разные виды коммуникаций.

Например, в Германии,  если группы разновозрастные, а в детском саду не очень много воспитанников, то дети свободно передвигаются по его помещениям.

Обычно весь разновозрастной состав детей (преимущественно от 3 до 7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы, воспитанники могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других. Воспитатели закрепляются, таким образом, не за группой детей, как свойственно традиционным детским садам в России, а за помещением, в котором в течение дня бывают дети всех возрастов, например, лабораторией, библиотекой, творческой мастерской или спортивным залом. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.

Если же проектная мощность детского сада достаточно велика, то и рамки передвижения по учреждению строже, и группы детей чаще одновозрастные,  в целях реализации более оптимальной и рациональной образовательно – воспитательной работы.

Помещения оснащены по принципу «избыточной достаточности» и доступности, то есть так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование. 

В большинстве дошкольных образовательных организациях Германии существует не программа, а  «концепция образования». В теории вырабатываются, а в практике принимаются только основные концептуальные основы организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы им соответствовать. В детском саду может быть от 30 до 300 воспитанников, в зависимости от вместимости и ресурсного оснащения конкретного детского сада. В группе обычно работают 2 воспитателя и один помощник (ассистент). По норме на одного воспитателя при этом приходится от 9 до 15 детей. В среднем, если сад крупный,  в группе находятся 24 ребенка. Количество рабочих часов воспитателя регулируется его договором с учреждением.

В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования.

Педагоги так строят работу с детьми, чтобы каждый ребенок развил коммуникативные навыки (речевое развитие, взаимодействие с людьми, умение действовать самостоятельно или в группе детей). Большое  внимание уделяется формированию  системы  моральных ценностей. Даются основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной), музыкальной культуры. Важное место в работе педагогов занимает развитие физических способностей, ловкости, координации детей, их представлений о здоровом образе жизни.   Все это реализуется через игровую деятельность разновозрастных объединений, в которые дети собираются по своему желанию и на произвольный промежуток времени. 

воспитанник

Полезная литература по теме

Весной 2018 года в издательстве «Сфера» выходит новое пособие по организации работы в разновозрастной группе авторов Волковой Т.В., Червовой А.С. «Занятия в разновозрастной группе». В пособии будут представлены сценарии занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, лепке, музыкальные, логопедические, психологические занятия и многие другие. 

Данное пособие будет интересно и полезно родителям, желающим самостоятельно воспитывать и развивать своих детей, родителям-воспитателям семейных и домашних детских садов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем взрослым, стремящимся к росту своей педагогической компетенции.

Представленные в пособии занятия помогут родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений организовать и провести  интересные занятия, обучающие игры и досуги с детьми дошкольного возраста, и с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия во многом базируются на принципах позитивной социализации дошкольников, транслируя главным образом, развитие коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, личностных компетенций ребёнка с помощью игры. Занятия можно легко корректировать на усмотрение родителей, а также применять при реализации любых комплексных и парциальных образовательных программ, с которыми работают детские сады. 

В пособиях Волковой Т.В., Червовой А.С. «Семейный детский сад. Практическое пособие», издательство «Айрис-Пресс», 2011 и «Семейный детский сад в системе государственного воспитания и образования», издательство «Линка-Пресс», 2011 помимо необходимого материала по семейным детским садам содержится большое количество  конспектов занятий с детьми  в разновозрастной группе со ссылками рекомендуемых  к применению на занятиях книг, рабочих тетрадей, альбомов и пр.

Также данной теме посвящена публикация Волковой Т.В., Фетисовой Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада журнал»  // Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011

Татьяна Волкова «Как воспитать счастливого ребёнка. Особенности дошкольного образования Германии» // Школьный Психолог (методический журнал для педагогов – психологов) ИД «Первое сентября» № 10 (535) , октябрь 2015 , с 28 – 30

Татьяна Волкова «Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды» //Дошкольное образование — методический журнал для педагогов детского сада N12 (347), декабрь 2015, с 26-31
***
Своим опытом по организации работы в разновозрастной дошкольной группе на основе зарубежных и отечественных практик Татьяна Волкова поделится на Всероссийской конференции «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии».
 

Подписаться на канал «Школа педагогов и директоров»

Атлас


Партнерский материал 

Статья «Разновозрастные группы в детском саду»

Разновозрастная группа в детском саду

Современной тенденцией дошкольного образования стала вариативность сети дошкольных образовательных учреждений. В результате уменьшилось количество ДОУ вида «детский сад», а увеличилось количество садов общеразвивающего вида с различными направлениями деятельности. А так же появились комплексы школа — детский сад, в которых дошкольные группы в основном укомплектованы дошкольниками двух — трех возрастов. Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно — методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду. Таким малокомплектным детским садом с этого года стало и наше учреждение, в виду резкого сокращения численности воспитанников всех объединили в одну разновозрастную группу.

Идея организации педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности. Так, она требует от педагога знания содержания программы всех возрастных групп, с которыми работает педагог; умений соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников; развитых профессиональных способностей рационально распределять внимание между группами детей, держать в поле зрения каждого ребенка и видеть всю группу в целом; обеспечивать развитие детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными возможностями.

Несмотря на описанные трудности, работа в условиях разновозрастной группы имеет и ряд достоинств. Одним из преимуществ разновозрастного принципа комплектования групп является возможность расширения круга общения детей. Дети разного возраста, находящиеся в одном коллективе, чаще учитывают интересы других при выборе вариантов совместной деятельности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения. Так, взаимодействие с малышами усиливает действия мотива ответственности старших дошкольников. В свою очередь, младшие дети «тянутся» за старшими, быстрее и активнее развиваются в условиях взаимообучения

Таким образом, грамотное построение организации жизни и разнообразной деятельности детей разного возраста в детском саду, создание благоприятных условий для развития, реализация принципа эмоционального благополучия будет способствовать разностороннему развитию детей, воспитывающихся в режиме разновозрастных групп. Продуманное, системное, постоянное методическое сопровождение организации работы педагогов ДОУ в режиме разновозрастной группы – залог устойчивых положительных их результатов

Варианты межличностных отношений в разновозрастных группах детского сада

• Отстраненное отношение характеризовалось низким интересом к другим детям и выраженной ориентацией на взрослого. И у старших, и у младших детей это выражалось в предпочтении индивидуальных форм активности и высокой нормативности в высказываниях и в поведении. Главным для них были взаимоотношения с взрослым при полном равнодушии к другим детям. Правильное выполнение инструкций и заданий воспитателя выступало как способ получения его поощрений. Следуя указаниям взрослого не обижать малышей и уступать им, старшие помогали младшим, но делали это формально и равнодушно, без эмоциональной включенности.

Младшие также стремились заслужить поощрение воспитателя, выполняя его указания и подражая старшим детям.

• Эгоцентрическое отношение характеризовалось ярко выраженным прагматизмом. Главным мотивом поведения было стремление реализовать свои интересы и получить свою выгоду. Другой ребенок воспринимался как препятствие. У старших детей это выражалось в подчеркивании своих преимуществ по отношению к младшим и стремлении управлять ими и поучать их. Такое поведение проявлялось в демонстрации своих преимуществ и в менторском тоне высказываний: «Я старше и лучше тебя знаю, как надо делать. Делай, как я говорю». Младшие при этом игнорировали старших и отстаивали свои интересы. Они вмешивались в действия других, мешали друг другу, нарушали правила. Каждый стремился забрать себе лучшее и действовать в свою пользу.

• Отношение обесценивания выражалось в стремлении старших самоутвердиться за счет младших. Оно проявлялось в негативных оценках действий и поведения других детей. Такое отношение могло распространяться на личность другого ребенка, и тогда оно становилось оскорблением, унижением. В отличие от случаев эгоцентрического отношения, старший ребенок утверждал свое Я не просто за счет своих преимуществ в игре, но через унижение и обесценивание личности младшего. Младшие при этом либо протестовали (жалобы, слезы, обиды), либо терпели и подчинялись воле старших.

• Отношение сопричастности проявлялось в стремлении к совместной деятельности, в согласовании интересов, поиске общности. Старшие дети стремились вовлечь малышей в общее дело, не на словах, а реально помогали им, уступали лучшее, помогали в игре, причем все это осуществлялось по собственной инициативе самих дошкольников, без указаний и побуждений воспитателя. Младшие были заинтересованы общим делом и с готовностью откликались на предложения старших.

• Конкурентное отношение выражалось в том, что другой ребенок выступал как объект для сравнения. При исходно равных возможностях проявлялось стремление подчеркнуть свое превосходство: кто быстрее и лучше нарисует, кто выиграет и т. д. Главным при этом выступало соревновательное начало.

Рассмотрим, как представлены выделенные типы отношений в разновозрастных и одновозрастных группах детского сада.

Особенности отношений детей в разновозрастных группах

по сравнению с одновозрастными группами

Анализ показал, что между одновозрастными и разновозрастными группами имели место существенные различия; к тому же значительная неоднородность наблюдалась и в самих разновозрастных группах.

В первой разновозрастной группе (РВГ 1) у 70% детей явно преобладало эгоцентрическое отношение. Они проявляли высокую двигательную активность, очень быстро меняли занятия, бесцельно ходили по комнате, вмешиваясь в игру других детей, мешая им. Конфликты часто возникали из-за демонстративной, менторской позиции старших. «Я тебе сказала, как делать, так и делай. Я старше тебя и лучше знаю, как надо». Преобладало прагматическое общение с элементами шантажа: «Не дашь мне конфету, я всем девочкам скажу, чтобы с тобой не играли». Мы не наблюдали у детей совместной продуктивной деятельности, игра прерывалась на стадии согласования усилий и распределения игрового материала.

При рисовании на общем листе основные проблемы возникали сразу при рассаживании вокруг листа, а также при разделении пространства самого листа. Дети толкали друг друга, оттесняли от листа ватмана, чиркали на рисунках другого, что нередко приводило к конфликтам. В процессе рисования наблюдались высказывания менторского характера: «Ты не так рисуешь, смотри, как надо рисовать».

В игре по правилам старшие дети часто нарушали правила в свою пользу, обманывая малышей, забирали себе большую часть игрового материала и никогда не делились выигранными конфетами.

Во второй группе (РВГ 2) у 85% детей преобладали отстраненные отношения. Предпочтение отдавалось индивидуальным формам деятельности. Игры в небольших группах происходили преимущественно со сверстниками. Младшие дети располагались рядом и наблюдали за действиями старших. Конфликтов между детьми мы не наблюдали, дети часто привлекали на помощь воспитателя и постоянно спрашивали его. Так, во время рисования на общем листе одна из старших девочек спросила: «А можно я нарисую дом?» После согласия взрослого все дети стали рисовать дом, солнышко и т. д. И старшие, и младшие дошкольники спрашивали, что нужно рисовать, правильно ли они рисуют, что делать дальше и пр. Все контакты между детьми касались обмена мелками. Не было ни оценочных, ни содержательных суждений или обсуждений.

В игре по правилам старшие дети уступали младшим, сопровождая свои действия словами, услышанными от взрослых: «С малышами нужно делиться», «Младшим нужно уступать», но только двое после настойчивого предложения воспитателя поделились конфетами с малышами, остальные отказались.

Только в третьей разновозрастной группе (РВГ 3) у большинства детей (64%) наблюдались отношения сопричастности. Имели место непрерывные игровые контакты, в которых различить детей разного возраста можно было лишь по внешнему виду. У большинства детей преобладало просоциальное поведение и деловое общение, ни разу мы не наблюдали, чтобы ребенок мешал игре других. В процессе рисования отмечалось много содержательных контактов. Дети не оценивали рисунки друг друга, но часто советовались, что лучше нарисовать. Не было ни одного обращения к взрослому, все вопросы дети решали самостоятельно. Они легко обменивались мелками и уступали их товарищам.

В игре по правилам старшие дети без колебаний и сомнений отдавали недостающий игровой материал младшим, следили за правилами, помогали, подсказывали им правила игры. Конфеты либо делили поровну, либо уступали младшим; по результатам игр все участники получили конфеты.

В четвертой разновозрастной группе (РВГ 4) доминировали отношения обесценивания младших детей со стороны старших (60%).

Межвозрастных контактов, продуктивной совместной деятельности детей или сюжетно-ролевой игры практически не наблюдалось. Старшие нередко отрицательно высказывались по поводу младших: «Она ничего не умеет», «Пожалуйста, выгоните этого Петрова! Он ничего не умеет и что попало рисует».

В процессе рисования отсутствовали содержательные обсуждения, но было много оценочных суждений и стычек по поводу недостатка пространства на листе. В игре по правилам старшие выказывали недовольство, раздражение, если малыши нарушали правила, или вовсе игнорировали младшего: «Она все равно не сможет выиграть, потому что не умеет играть». Конфетами никто из детей не делился, все выигравшие уносили их с собой.

Таким образом, отношения между старшими и младшими детьми в отдельных РВГ принципиально различались. Следует подчеркнуть, что при всех различиях в каждой из РВГ доминировал какой-либо определенный тип отношений между детьми. В отличие от этого, в одновозрастных группах не было явного доминирования какого-либо одного типа, и разные варианты межличностных отношений были представлены более равномерно.

В одновозрастных группах в тех же ситуациях мы не наблюдали проявлений безразличия к другим: дети не толкались, не чиркали на чужих рисунках, не отбирали мелки, как это нередко делали старшие по отношению к младшим. Отношения сверстников никогда не доходили до обесценивания и унижения другого ребенка, что нередко наблюдалось в разновозрастных группах. Высокомерная, менторская позиция также присутствовала только в разновозрастной группе, где старшие стремились подчинить себе младших. Однако в одновозрастных группах в большей степени были выражены конкурентные отношения — дети соперничали, боролись с партнерами за выигрыш или свое преимущество.

Для выявления различий в предметной и личностной составляющих отношений детей мы, используя показатели методик «Рисование» и «Игра с правилами», выделили формы поведения, отражающие личностную (ЛС) и предметную (ПС) составляющие.

Так, к показателям, отражающим предметное начало, относились: стремление захватить как можно больше места, претензии на недостаток пространства для своего рисунка, хвастовство, обесценивание усилий другого и пр.

К показателям личностного отношения мы относили готовность уступить место, сотрудничество с другими детьми, интерес и положительное отношение к работе других, помощь, стремление договориться, поделиться конфетами с другими.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»