Как приучить ребенка спать в садике комаровский
На чтение 14 мин.
Как приучить ребенка к садику
Разберемся, как приучить ребенка к садику. Практически для всех детей первые посещения детского сада сопряжены со стрессом. Малыши не понимают, для чего им нужно посещать детский сад, и категорически отказываются оставаться с чужими взрослыми и детьми и подчиняться новым требованиям. Как сделать привыкание к детскому саду как можно менее болезненным и для детей, и для родителей?
Как приучить ребенка к садику: появление негатив
Причина негативного отношения к садику лежит на поверхности. Ведь еще недавно ребенок постоянно находился под маминой опекой в домашней обстановке. Теперь же все переворачивается с ног на голову – мама уходит, малыша окружают незнакомые вещи и люди. В такой ситуации сложно найти позитивные моменты, даже если вы будете им предлагать интерактивные игрушки. Кроме того, по достижении года дети становятся чересчур тревожными, особенно, когда в их жизни что-то меняется. Иногда состояние тревожности может сохраняться вплоть до школьного возраста. Поэтому важно найти подход к ребенку и развеять его страхи.
Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в трусости! Вспомните себя в его возрасте – вам ведь тоже было страшно впервые идти в детский сад. Незнакомая обстановка пугала и в первые школьные дни, да и сейчас многим взрослым ужасной кажется сама мысль о смене рабочего места. Так или иначе, перемены в привычном укладе жизни способны выбить из колеи и ребенка, и взрослого, поэтому отнеситесь к тревогам своего чада с пониманием. Ребенка к детскому садику необходимо приучить аккуратно.
Последовательность приучения ребенка к садику – залог успеха
Приучить ребенка к детскому саду можно. Главное – быть последовательными в своих действиях. Сначала малышу следует рассказывать о садике, о том, как детки там вместе играют, отдыхают и веселятся. В это же время желательно перестроить режим дня ребенка так, чтобы он соответствовал режиму детского сада, – так крохе будет проще привыкнуть к новому укладу жизни.
Намного легче будет в садике тем детям, которые умеют самостоятельно кушать, пользоваться горшком и хотя бы частично одеваться. Кроме этого, ребенка нужно учить играть, чтобы он умел делиться с другими детьми и не мешать им. Для этого многие мамы организовывают мини-детские сады на дому – ребенок привыкает к коллективу в уютной домашней обстановке, благодаря чему ему будет проще адаптироваться в будущем.
Малышу следует объяснить, что воспитатель – это человек, к которому можно обратиться с просьбой и которого нужно слушать. Неплохо будет предварительно поговорить с воспитателем, рассказав ему об особенностях характера ребенка, его привычках.
Наберитесь терпения
С одной мамой и ее маленьким сыном произошла следующая история. Малыш категорически не хотел оставаться в детском саду, постоянно плакал по этому поводу, стал очень беспокойным, стал плохо спать и почти потерял аппетит. Мама решила поговорить с воспитательницей о том, как облегчить период адаптации. Ответ был предельно лаконичен: А что в этом страшного? Поорет и успокоится . Как вы уже догадались, мама предпочла с воспитательницей больше не общаться и чадо ей не доверила.
Чтобы приучить ребенка к садику безболезненно, сначала его следует оставлять в саду на пару часов, постепенно увеличивая время до полного дня. Как правило, когда дети без проблем остаются на дневной сон, можно говорить об успехе мероприятия.
Многие психологи рекомендуют в первые дни водить ребенка в детский сад не утром, а вечером, чтобы чадо видело, как сверстников забирают родители. Это поможет укрепить в сознании малыша мысль: За всеми мамы приходят, за мной тоже придет . Кроме того, утро – стрессовое время и для детей, и для родителей, и вашему крохе совсем необязательно наблюдать, как другие малыши плачут, когда родители оставляют их в детском саду.
Как уменьшить стресс ребенка и приучить его к садику
Чтобы ребенок чувствовал себя в саду максимально комфортно, можно дать ему с собой любимую игрушку со словами: Я скоро вернусь, а пока с тобой побудет мишка (зайчик, котик, собачка) . Кроме того, в первое время следует быть особенно внимательными к малышу, уделяя ему максимум своего времени. Ребенку в этот период может показаться, что он никому не нужен, и даже мама его оставила. Покажите чаду, что это не так, и ничего страшного в его жизни не происходит.
Если же, несмотря на ваши усилия, ребенок категорически отказывается от посещения сада, попробуйте дать ему небольшой перерыв. В этот период главное – постоянно напоминать малышу о том, как в садике интересно, сколько нового он может там узнать. Особенно важно, чтобы разговоры имели эмоциональную окраску и настраивали ребенка на позитивное восприятие.
Просмотры: 29251 / 22
Как научить ребенка засыпать самостоятельно | Комаровский
При воспитании ребенка родители могут сталкиваться с самыми разными проблемами. И во многих случаях возникают сложности при укладывании малыша в кровать. Действительно, научить ребенка засыпать без каких-либо дополнительных манипуляций совсем нелегко. Поэтому и Комаровский обращал на такой момент серьезное внимание в своей передаче. Знать, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, полезно любому родителю.
Но, чтобы выяснить, как научить ребенка засыпать самостоятельно, Комаровский сначала советует разобраться в причинах отсутствия нормального сна. По большей части к проблемам со сном приводят следующие ситуации.
- Ребенок просто не привык самостоятельно засыпать. Практически в 98\% случаев наблюдается именно такое затруднение. Ничего опасного в нем нет, поэтому справиться в подобной ситуации несложно.
- Детская травма тоже может привести к сложностям с засыпанием. Но Комаровский успокаивает родителей, говоря, что такое происходит крайне редко. Тем не менее, если причина именно в психологической травме, без участия специалиста обойтись бывает практически невозможно.
Если наблюдается первая описанная ситуация, Комаровский не называет серьезных причин для того, чтобы ребенок не засыпал самостоятельно. Но приучить его засыпать все равно иногда не выходит. Поэтому родителям важно точно представлять, как должен выглядеть процесс отхода ко сну. Комаровский описывает его довольно полно.
И для начала нужно сказать, что приучить ребенка засыпать желательно примерно к полутора годам. Если до этого момента привить ребенку подобную способность не удалось, потом сделать это будет весьма проблематично.
Создание условий, чтобы ребенок самостоятельно засыпал
Тем родителям, которые пытаются разобраться, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, Комаровский, прежде всего, рекомендует защититься от ряда характерных ошибок. Родителям ни в коем случае нельзя делать следующее.
- Сразу оставлять ребенка одного в комнате. Если малыш не привык засыпать самостоятельно, то сразу научить его этому не получится. А оставив малыша без контакта с мамой и папой, можно сделать только хуже. Это чревато некоторыми проблемами с психикой. Поэтому «разлучение» должно быть максимально мягким.
- Пытаться приучить засыпать, не объясняя, для чего это нужно. Ребенок, привыкший засыпать на руках у родителей, просто не поймет, почему его лишили физического контакта. Здесь поможет апеллирование к тому, что ребенок уже вырос и может спать отдельно.
- Намеренно игнорировать страхи ребенка. Чтобы удалось научить его самостоятельно засыпать, важно проявлять внимание. Поэтому Комаровский рекомендует в первое время очень чутко относиться к малышу, создать для него самые комфортные условия.
Прежде всего, необходимо учесть именно представленные моменты. Но каким образом можно научить ребенка самостоятельному сну, принимая во внимание описанное выше? Об этом Комаровский может рассказать более подробно.
Как приучить ребенка засыпать самостоятельно по Комаровскому
Можно представить ряд рекомендаций, соблюдение которых позволяет родителям облегчить ребенку самостоятельное засыпание. Комаровский дает следующие советы, которые важно учитывать в полной мере.
- Необходимо постепенно разрывать контакт между ребенком и матерью. Особенно это важно в том случае, когда ребенок обычно спит с родителями. Первую неделю можно укладывать между матерью и ребенком мягкую игрушку или подушку. Это позволит малышу отвыкнуть от физического контакта.
- Приучать ребенка засыпать самостоятельно, сразу отправляя его в другую комнату, не стоит. Комаровский советует сначала поставить детскую кроватку рядом с кроватью родителей. Только после того, как ребенка удастся научить засыпать, таким образом, можно переставлять его кровать в детскую. Но все равно первые ночи родители должны оставаться со своим чадом, пока оно не уснет.
- Чтобы научить ребенка засыпать без крика, его важно успокоить перед сном. Для этого нужно читать сказки или смотреть спокойные мультики. Комаровский также советует родителям петь колыбельные.
- Создать для ребенка условия, которые позволят приучить его засыпать, можно, если положить в кровать любимую детскую игрушку. Малыш сможет обнимать ее и в результате компенсирует отсутствие физического контакта с родителями.
- В особых ситуациях ребенку можно разрешать спать с родителями. Комаровский говорит, что при поездках или после сильных потрясений нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. Сделать это удастся именно за счет «совместного» сна.
Если принять во внимание такие рекомендации, приучить ребенка самостоятельно отходить ко сну окажется намного проще. Соблюдая рекомендации Комаровского, обязательно удастся сделать засыпание простым и безболезненным.
Как приучить ребенка к садику? Советы по подготовке и адаптации
Как только ребенок выберется из младенческого возраста, перед его родителями встает вопрос о необходимости устройства его в детское учреждение. Есть ли в этом необходимость? Психологи утверждают, что здоровому ребенку лучше расти в коллективе, поэтому детский сад все же предпочтительнее няни или бабушки.
Однако малыши могут по-разному отнестись к идее посещения детского коллектива. Некоторые быстро привыкают и ходят в сад не без удовольствия, другие каждое утро проливают слезы, третьи чувствуют себя обиженными и брошенными. Чтобы процесс адаптации прошел максимально безболезненно, нужно знать, как приучить ребенка к детскому садику.
В каком возрасте?
Когда малыша можно отдавать в детское учреждение? Тут все определяется индивидуально. Некоторые малыши уже в 2 года вполне успешно адаптируются в группе, другие и в 5 лет наотрез отказываются посещать сад. Но все же, большинство детей готово к посещению сада в 3 года.
Основные признаки того, что ребенок готов к посещению сада :
- малыш умеет самостоятельно есть или хотя бы делает первые попытки орудовать ложкой;
- ребенок может обходиться без памперсов, то есть, может самостоятельно воспользоваться туалетом или попроситься на горшок;
- ребенок может одеться (пусть даже пока он не справляется с застежками).
Кроме того, к трем годам большинство малышей уже с удовольствием общаются со сверстниками, и могут отпустить от себя маму без истерик.
Если же трехлетний ребенок крайне болезненно реагирует на разлуку с мамой и не хочет играть со сверстниками, стоит подождать еще год и начинать его устраиваться в сад в 4 года.
Как подготовить ребенка?
Чтобы правильно приучить ребенка ходить в садик, его нужно предварительно подготовить.
Родителям стоит понимать, что первые посещения детского учреждения для детей большой стресс. Ведь даже взрослому сложно бывает адаптироваться в новом коллективе, где все незнакомо, а что уж говорить о ребенке, который привык все время проводить рядом с любящими его взрослыми.
Прежде всего, родителям нужно приучить малыша жить по садиковскому режиму, то есть, кушать в те часы, когда в садике завтрак, обед и полдник, гулять и укладываться днем спать в то же время, что и в группе. Если малыш успеет привыкнуть к режиму еще дома, адаптация в саду будет проходить легче.
На прогулках нужно стараться стимулировать детку к совместным играм со сверстниками, гуляющими на площадке. Нужно учить общаться, делиться, в чем-то уступать, на чем-то настаивать.
Периодически нужно подводить малыша к ограде детского сада, когда дети на прогулке. Ребенку нужно объяснить, что в садике детки вместе весело играют, гуляют, что в группе много интересных игрушек и пр.
Как проводить приучение?
Но даже, казалось бы, хорошо подготовленный малыш может растеряться, попав в незнакомую обстановку. Как же приучить ребенка к садику без слез? В этом могут помочь советы психолога:
- желательно отдавать ребенка в группу в летний сезон, когда дети большую часть времени проводят на улице;
- на начальном этапе приучения малыша стоит приводить в садик после обеда во время прогулки, чтобы он видел, что деток забирают их мамы и папы. Это поможет ему понять, что детей не оставляют в садике навсегда, и за ними приходят родные;
- чтобы приучить ребенка оставаться в садике, нужно действовать постепенно. Сначала нужно оставить его не более чем на час. Затем время пребывания можно будет увеличить;
- можно давать ребенку с собой в группу его любимую игрушку, этот кусочек дома помогут ему легче перенести разлуку.
Родителям придется запастись терпением. Зачастую, ребенок ходит в сад охотно в течение 1-2 недель. Родители радуются, что период адаптации прошел успешно и ребенок привык. И вдруг малыш начинает упрямиться, отказываясь вставать утром или идти в группу. Дело в том, что в течение этого времени новые впечатления успели притупиться и начались будни , которые ребенка совсем не радуют. В этом случае, родителям придется запастись терпением, но, ни в коем случае, не ругать ребенка. Мама должна быть настойчивой, но спокойной. Ее внутренняя уверенность в том, что посещение сада – это норма, должна передаться и малышу.
Детский сад и болезни
Как бы не был хорошо подготовлен ребенок к детскому саду, болезни на первых месяцах посещения практически неизбежны. А виной всему – стресс, который существенно снижает защитные силы организма.
По этой причине, желательно, не совмещать выход мамы на работу и начало посещения детского учреждения ребенком. Ведь частые больничные, которые придется брать маме на первых порах, вряд ли порадуют ее работодателя. Лучше отдать ребенка в сад, пока мама еще находится в отпуске, либо иметь на подхвате бабушку или няню.
Более частые болезни – это, пожалуй, единственный отрицательный момент посещения детского сада. Поскольку большинство болезней – острые респираторные инфекции, а их подхватить в большом коллективе намного проще.
Однако большинство педиатров, в том числе и Евгений Комаровский, считают, что этот факт не является абсолютно отрицательным. Дело в том, что многие инфекции не зря принято называть детскими . Краснуха, ветряная оспа, корь у детей протекают более менее легко, а вот инфицирование взрослого человека чревато реальной угрозой для жизни.
Что означает термин несадиковский ребенок?
Каких детей называют несадиковскими ? Чаще всего тех, которые, поступив в группу, начинают бесконечно болеть, переползая из ангины в грипп, из гриппа в отит и так далее.
Причина такой болезненности – снижение иммунитета, которое, в свою очередь, провоцируется стрессом. А заболев, малыш оказывается в привычной обстановке, рядом с мамой. И у него формируется ассоциация – болезнь, значит, сидим дома с мамой. В результате образуется порочный круг, вырываться из которого крайне сложно.
Чтобы избежать такой ситуации, важно, правильно подготовить малыша к посещению детского коллектива и тогда ваш малыш никогда не станет несадиковским .
Источники: http://mamasek.ru/ot-1-do-3/vospitanie-rebenka/kak-priuchit-rebenka-k-sadiku, http://zhenskij-sajt-katerina.ru/kak-nauchit-rebenka-zasypat-samostoyatelno-komarovskij/, http://4allwomen.ru/publ/deti/psikhologija/kak_priuchit_rebenka_k_sadiku_sovety_po_podgotovke_i_adaptacii/24-1-0-621
Избранные статьи
Делать компресс ребенку кашля
Компрессы от кашля далее…
Полидекса при аденоидах у детей
Полидекса при аденоидах у детей -отзыв Дочь впервые пошла далее…
Месячного ребенка температура сопли
Насморк у месячного ребенка чем лечить? Насморк далее…
Что должен уметь малыш в 4 месяца
или войти с помощью: СПАСИБО ЗА РЕГИСТРАЦИЮ! На далее…
Популярные статьи
Овощной супчик для ребенка 7 месяцев (416)
Стих поздравление с 5 месяцев малышу (196)
Недоношенный ребенок 7 месяцев последствия (174)
9 Месяцев ребенку поздравления в стихах мальчику (170)
Ребенок родился 8 месячный последствия (136)
Простуда ребенка 5 месяцев (133)
Ребенок 2 месяца хрюкает носом и кашляет (124)
Как отучить ребенка спать с мамой комаровский (123)
Интересно
Ребенок 1 месяц плохо спит днем
Ребенок не спит днем Перефразировав народную мудрость можно сказать, что еда – пища тела, а сон – пища бодрости. Мамы не понаслышке знают, что хорошо…
Сказки для детей 3 месяца читать
Сказки для детей всех возрастов Сказки для детей, самые известные и проверенные временем. Здесь размещены русские народные сказки и авторские детские сказки, которые точно стоит прочитать ребенку. Для…
Стоматит у 6 месячного ребенка лечение
Чем лечить стоматит у ребенка: общая тактика лечения и меры профилактики Слизистая оболочка ротовой полости у детей еще очень тонкая и уязвимая,…
Как приучить ребенка спать в садике: советы психолога
Как приучить ребенка спать в садике
Отсутствие дневного сна в детском саду – большая проблема большинства детей, особенно тех, чей возраст свыше 3-5 лет. Обычно тихий час для деток это такое сакраментальное время, когда можно либо тихонечко поболтать друг с другом, либо наоборот – подурачиться. Разумеется, дети, отказывающиеся спать, доставляют неудобство не только нянечкам и воспитателям, но и тем детишкам, которые вовсе не прочь вздремнуть в дневное время. Из этого вытекают дополнительные проблемы: воспитатели выдвигают претензии родителям впредь до того, что просят забрать ребенка из сада на время тихого часа. Как приучить ребенка спать в садике? Такой вопрос, наверняка, задает себе большинство мамочек и воспитателей.
Очень важно задумываться над этим заблаговременно, еще до того, как малыш начал посещать детский сад. Наверняка, родители, ставшие в очередь в садик, уже имели честь пообщаться с воспитателями, есть смысл задать педагогам вопрос, к каким методикам домашнего воспитания стоит прибегнуть заранее, чтобы у ребенка не возникло проблем со сном в садике в будущем. Специалисты вам расскажут о дневном распорядке дня и в процессе подготовки к детскому саду, вам придется немного изменить режим ребенка, например, начать приучать его спать днем дома в четко отведенные для этого часы. Такие меры выработают у малыша привычку и вопроса, как приучить ребенка спать в садике в будущем, скорее всего, не возникнет.
Однако если ваш ребенок уже посещает детский сад и такая проблема стоит ребром, то следует немедленно начать ее решать.
Как приучить ребенка спать в садике
Как приучить ребенка спать в садике
Приучить ребенка спать в садике непросто, и зачастую этот процесс зависит вовсе не от родителей, а от подхода и строгости воспитателей. Однако мама с папой просто обязаны провести с малышом беседу, уточнить, по какой причине он не спит, и попробовать разъяснить пользу и необходимость дневного сна. Если ваш ребенок мал, вы можете посчитать, что беседы лишь пустая трата времени, но это вовсе не так. Малыши все прекрасно понимают, особенно если мысль пытаются донести не назидательным, а объясняющим тоном.
В процессе разговора следует также выяснить причины, почему ребенок не хочет спать в садике. Нередки случаи, что ему кто-то мешает или он чувствует себя неуютно или не защищенным. При первом раскладе крайне необходимо побеседовать с воспитателем. Кстати, процесс приучения ребенка ко сну в детском саду в любом случае должен контролироваться не только родителями, но и воспитательницей. Именно она и нянечка наблюдают за обстановкой в детском коллективе, в том числе и во время тихого часа, благодаря чему именно от них стоит ждать объективной оценки того, почему малыш отказывается спать.
В случае отсутствия уюта или ощущения незащищенности, рекомендуется давать ребенку в детский сад его любимую игрушку, скажем, ту, с которой он спит дома.
Если случай тяжелый и ваш малыш не просто тихо валяется с открытыми глазами, а мешает другим детям, возможно, придется во время тихого часа наведываться в детский сад и контролировать ребенка. Неплохим способом будет отвести его в другую комнату и провести воспитательную беседу. Чтобы приучить ребенка спать в садике, нужно оговорить все нюансы с воспитателями: например, попробовать попросить их проводить активные игры с детьми за час до дневного сна, а также предупреждать, что скоро придется отправиться в спальню.
Не забывайте о режиме сна в выходные. Старайтесь полностью повторять распорядок, которому малыш следует в детском саду. Пожалуй, это самый лучший способ, с помощью которого родители могут повлиять на приучение ребенка спать в садике.
И не забывайте о благоприятной и уютной атмосфере дома. Часто проблемы малыша с дневным сном связаны с переживаниями из-за неспокойной атмосферы, царящей дома.
Как приучить ребенка спать в садике: видео
в чем причина и что делать родителям
Тихий час в саду – испытание не только для ребенка, но и для его родителей. Часто именно из-за нежелания спать «по режиму» дети отказываются ходить в садик, и это становится настоящей проблемой. Расскажем, почему возникает такое явление и как родители могут его исправить.
Почему ребенку нужно спать днем?
Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Еще лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребенок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.
Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс), мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Именно дети, которые не спят днем в садике, начинают часто болеть.
Ребенок не спит в садике: какие причины?
Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:
- Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребенок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
- Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
- Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
- Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъем за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
- Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребенок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
- Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребенка и его желание/нежелание спать в садике.
- Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.
Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?
Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нем.
Во-вторых, родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днем в саду.
В-третьих, нужно выяснить, почему ребенок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.
Ребенок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?
Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:
- Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов, и спят до 15 часов.
- Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
- Чтобы ребенку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
- В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
- Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трех-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьей, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
- Всегда обозначайте время, когда вы придете, и выполняйте обещание. Причем говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
- Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошел день, что сегодня было интересного. Если ребенок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.
Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.
как приучить ребенка спать в садике
Скажите ему, что он может просто полежать и спать не обязательно, а уж там как получится. Я дочку ни когда спать днём не заставляла, зачем тратить нервы и ей и себе? Раньше не спала а теперь (ходит последний год) стала спать.
ну и воспитатели пошли нынче. . мы один раз до обеда сходили.. . орали как резаные.. . но воспитатель нашлась и как-то успокоила.. . на следующий день говорит — вы на обед приходите, но не показывайтесь.. . я пришла, спряталась в раздевалке.. . слышу мою дочу спать укладывают — ор, рев. . минут 15… потом затихла и всё.. что ей воспитатель рассказывала я не знаю — но с моей стороны была полная поддержка — ребенок знал, что без этого жизни не будет…
У меня дочька все время со мной спала и вопщее очень мамина…. в садик тоже первый месяц ходит с первого дня остаетса на сон…. спит со свое любимой игрушкй и подушку свою притащила))))
мы пошли ровно в 2 года. Тоже была уверена что спать там сын не будет. Но у нас какая то воспитательница волшебная-спит как миленький. А приучала она так-просто ложилась с ним вместе и он засыпал с ней в обнимку. Просто она у всех родителей спрашивала кто из деток как засыпает, я ей сказала что мы только в обнимку. Может это и не правильно педагогически, но спит же. Она его таким способом за 3 раза приучила. Может вашему ребенку какое нибудь гомеопатическое, легкое успокоительное попить?
Вообще-то это работа воспитателя, а не ваша (я работаю в яслях, сейчас в декрете) . Все у нас детки спят, кого-то погладить нужно по головке, кому-то спинку почесать, с кем-то посидеть рядом. Через месяц все детки отлично спят. А еще очень действенно: когда я была маленькая папа мне говорил»Ты только не закрывай глаза, смотри не спи! Потолочек рассмотри, но глазки ни в коем случае не закрывай» Через 5 минут я сладко спала. Дух противоречия есть в каждом из нас, можно попробовать так, и свою я так иногда укладывала, хотя она и так прекрасно спала и дома, и в саду.
Скажите ему что если не хочет спать — пусть не спит, а просто закроет глазки и притворится спящим чтоб воспитатели не ругали. Вконце концов он уснёт сам того не заметив.
ни как, моя дочка ни когда не спала в садике, такой уж ребенок. объясните, что, если не хочется спать, то нужно лежать тихо и ни кому не мешать. А еще воспитатель наи ставила раскладушку в игровой, если не лижится смирно, то тихо играла.
Меня в сад отдали в год. И я НИКОГДА там не спала! Каждый день об этом сообщали маме… но что она могла сделать? не трогайте ребенка, захочет-уснет.
ни как-надо посидеть с ним там ведь орет он не просто так-может наказали, что не спал… . У меня сын ни в какую не спал с 2 лет ни дома, ни в саду-не все спят
У меня ребёнку год и десять месяцев. она ни то что спать не хочет, она даже в кроватку не ложиться. просто ходит и орёт. воспитательница пробовала качала её,не помогает. как ребёнка уговорить спать в садике???? с игрушками она не спит. дома сама ложится всвою кроватку и засыпает
заставлять или нет, мнение экспертов
Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.


Дневной сон благотворно влияет на психику дошкольнику, устраняет усталость, способствует усвоению информации
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
- Малыш оказывается в незнакомой обстановке, с неродными людьми. Поэтому он напряжён, не может расслабиться днём в кроватке.
- В садике нет привычных ритуалов, связанных с процессом засыпания (например, дома перед сном мама гладит по спинке, читает сказку, кроха обнимает в кровати большую мягкую игрушку и пр.).
- Дети — это маленькие психологи. Возможно, малыш понял, что когда он отказывается спать, воспитатель звонит маме и просит забрать его (конечно, если есть такая возможность). И такая ситуация его очень даже устраивает.


Нежелание спать часто проявляется у малышей в период адаптации к садику
Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.
Татьяна Челпанова, психолог
https://vk.com/topic-48978_7738981
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
- Позднее пробуждение ребёнка по утрам. Родители, жалея малыша, будят его в самый последний момент, чтобы он подольше поспал.
- В выходные дни дошкольник не соблюдает режим: дома ему разрешают не спать днём.
- Возможно, малышу что-то не нравится в самой обстановке (например, неудобная кровать, её расположение, короткое одеяло и пр.).
- Ребёнок просто не устаёт днём в садике и поэтому не хочет отдыхать.
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Варианты решения проблемы
Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:
- Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
- Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Если получится, можно договориться с педагогом, чтобы она немного посидела возле крохи, погладила его.
Можно попросить воспитателя разрешить малышу спать с любимой игрушкой
- Наладить режим дня ребёнка: утром стоит будить его пораньше, а в выходные обязательно укладывать спать днём.
- Если малыш манипулирует взрослыми (добивается, чтобы его забрали из садика вместо сна), это нужно пресекать: сказать крохе, что мама уходит на работу и может прийти только вечером. Женщине также необходимо предупредить воспитателей, что она не будет забирать ребёнка по их первому требованию.
- Если засыпанию ребёнка мешают какие-то внешние факторы, нужно поговорить о них с педагогом (например, попросить переложить малыша на другую кровать).
Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).


Воспитатель моджет пойти на хитрость — сказать ребёнку, что он может не спать, а просто лежать с закрытыми глазками
Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.
Если малыш всё равно не спит
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:
- Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
- Вместо сна дошкольник тихонько играет в групповой комнате или рисует. Лучше всего отправлять его туда не сразу — пусть немного полежит в кроватке, пока заснут другие ребята.
Во время тихого часа ребёнок может просто тихонько поиграть или порисовать в группе
- Если есть возможность, во время дневного отдыха мама или ещё кто-то из близких забирает ребёнка (это время можно потратить на посещение какого-то кружка, прогулку и пр.), а потом приводит его обратно в садик. Ведь после сна во многих учреждениях проводятся развивающие занятия.
Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)
Отзывы родителей
Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.
что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик?» – Яндекс.Знатоки
Ребенок не хочет идти в детский сад: 5 причин
Детский и семейный психолог Людмила Свешникова рассказывает, почему дети иногда не хотят идти в детский сад, и как эту проблему можно решить.
Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет.
Итак, вот какие могут быть причины:
Дом не отпускает
Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», – как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» – кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи – а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).
Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», – чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.
Дом подталкивает
Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы – хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», – чувствует он.
Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать – можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», – спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.
Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» – так неправильно. Правильно – «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».
Ребенок не готов к саду
История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину – и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» – надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.
Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.
Сад не готов к особенностям ребенка
Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.
Также, например, есть особенность – непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.
Как подготовить ребенка к выходу в детский сад: 16 советов
Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.
Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития – спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», – говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.
Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.
Ярлыки
Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).
История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении: «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.
И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.
Статья Chips Journal