Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил
Как правильно наказывать ребёнка: 10 важных правил

Один из вечных вопросов родителей, повод для тревог и переживаний, жарких дискуссий и споров — наказывать детей или нет? И если всё-таки да, то как делать это правильно, так, чтобы не причинить вред неустойчивой детской психике? А если не наказывать, то где гарантии, что ребёнок не вырастет избалованным эгоистом, готовым в любой момент сесть на шею мягкосердечным родителям и превратиться в настоящего мучителя? Об этом «О!» рассказала семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт
Одни родители, считают, что ребёнок — источник грехов и пороков, наказывать его надо обязательно, применяя физическую силу, не жалея, иначе ничего путного из него не вырастет. Как правило, они защищают свою позицию тем, что «нас в детстве били, и мы хорошими людьми выросли», приводя в пример тех, кто вырос «не очень», значит, скорее всего, «мало били». Смысл такой модели воспитания — подчинить волю ребёнка себе, «чтобы глупостей не натворил».
Другая крайность — избегать любых наказаний, оправдывая это тем, что ребенок «маленький, он просто не понимает, что делает, он не специально, с ним просто нужно уметь договариваться» и так далее. Таким образом, родители, сами того не замечая, снимают ответственность со своего ребёнка. Эта модель получила распространение в связи с ростом «ценности ребёнка» и отрицает саму идею семейной иерархии.
На самом деле, ни первый ни второй вариант не допустимы. Применять физическое и моральное насилие (угрожать, не разговаривать, шантажировать, кричать) к ребёнку нельзя ни в коем случае. Конечно, бывают такие случаи, когда родитель под воздействием эмоций теряет контроль и может шлёпнуть или повысить голос, но намеренно заставлять ребёнка испытывать страдания — значит не оставить ему шанса на развитие таких чувств как сострадание, сожаление, не дать ему возможности осознать, что он важен и дорог.
Оставляют ребёнка совсем безнаказанным чаще всего родители, которые боятся его обидеть, причинить ему вред, возможно, пасуют перед детскими истериками и гневом, стараясь любыми способами минимизировать их проявления, либо в случае педагогической запущенности, когда уже просто нет сил воспитывать и проще разрешить делать всё, что угодно, чем пытаться изменить поведение малыша.

Чтобы разобраться в том, как можно наказывать ребёнка так, чтобы это имело смысл, нужно понять, что такое наказание, в чём его назначение? Чего мы — родители — хотим добиться, наказывая своих детей?
Этимологически слово «наказание» происходит от глагола «казать» — то есть наставлять, показывать. Тогда логично, что «наказание» — это нечто, что мы используем для того, чтобы направить ребенка на правильный путь, очертить для него границы дозволенного. Как правило, наказывая, мы хотим самого лучшего для своих детей — чтобы они поняли, что такое хорошо и что такое плохо, выросли «настоящими», «достойными» людьми, не допустили в своей жизни неисправимых ошибок, стали лучше нас.
Тогда следующий вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенок действительно осознал, что он поступил неверно, извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт? Достигнем ли мы этих высоких целей, воспитывая ребенка с помощью кнута и пряника? Конечно же нет. Единственное, чему мы сможем научить такими методами — бояться наказаний и родителей, стараться заслужить поощрение, награду — и всё это, не особо задумываясь о случившемся.

Для того, чтобы наказания принесли пользу, а не становились просто способом разрядки расстроенного, уставшего, беспомощного родителя, нужно соблюдать следующие правила:
Главное правило вытекает из базовой потребности, которая есть у каждого ребёнка — потребности в привязанности. Родитель для ребёнка, прежде всего, источник защиты, детям нужна забота сильного и ответственного взрослого, который априори находится выше и доминирует, но не для того, чтобы подчинять и угнетать, а для того, чтобы помогать и защищать. Когда безопасная привязанность сформирована, между ребёнком и родителем устанавливается очень тесная связь, которая сильно упрощает взаимодействие и делает малыша послушным. Наказывая ребёнка, важно сохранять к нему уважительное отношение.
Для того, чтобы урок был усвоен, ребёнок, в первую очередь, должен понять, осознать, в чём он не прав, прочувствовать последствия своего проступка. И эти последствия — не ремень или крик разгневанного родителя, не лишение сладкого или запрет выходить из дома. Это что-то, что непосредственно вытекает из содеянного. Например, опоздал домой и не позвонил, значит, не умеешь планировать свое время и тебе еще рано гулять по вечерам с друзьями. Кричишь и плачешь на площадке или в магазине — мне очень жаль, но это настолько портит моё настроение, что сейчас я не хочу больше продолжать прогулку и нам придется вернуться домой. Не сделал домашнее задание вовремя — значит придется делать перед сном вместо мультика или вечернего чтения. Если ты обидел кого-то и не извинился, то с тобой больше не захотят играть. Суть такого метода в том, что на каждый свой поступок ребёнок получает ответ от самой жизни. Это помогает ему обрести ориентацию в том, как устроен мир. Именно такая тактика учит детей в дальнейшем предвидеть последствия своих действий, почувствовать сожаление из-за того, что получилось плохо.
У ребёнка ни при каких обстоятельствах не должно возникать сомнения в том, что родители любят его таким, какой он есть. Он должен понимать, что его будут принимать независимо от его поступков. Именно поэтому наказывая, важно сфокусироваться на проступке, а не на личностных особенностях ребёнка. Если, например, малыш, играя с едой, разлил суп, не стоит говорить ему, что он «растяпа» — достаточно просто объяснить, чем его поступок плох и для закрепления полученного опыта предложить ему тряпку для уборки.
Наказывая малыша, стоит сосредоточиться на том, чтобы остаться во взрослой позиции. Если в момент разговора с ребёнком родитель чувствует раздражение или отчаяние, это значит, что из позиции взрослого его выбило. Это часто случается, когда детские слёзы, капризы и истерики пробуждает в нас внутреннего ребёнка — тогда мы становимся беспомощны. В этом случае стоит задать себе вопрос «Сколько мне сейчас лет?», отойти в сторону, немного остыть и только после этого возвращаться к разговору. Например, в ситуации, когда ребёнок отказывается выключать телевизор, но большое количество мультиков ему определённо не идет на пользу, мама из взрослой позиции может сказать так: «Мне очень жаль, но я не могу разрешить тебе посмотреть второй мультик, потому что если ты смотришь два подряд, то потом у тебя бывает истерика, и настроение у всех портится».
Быть последовательными, постоянным и предсказуемым в своих требованиях и реакциях. Это значит, что внутри семьи должна существовать некая единая концепция того, что можно, что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо. Ребёнок должен быть посвящён в нюансы этой концепции и твёрдо знать, за что его могут наказать. При этом способ реагирования родителей не должен зависеть от настроения, погоды за окном и времени года. Например, если мама в хорошем настроении просит ребенка выключить телевизор, а он начинает капризничать и не выключает, она, улыбаясь, разрешает ему продолжить. Но в той же ситуации, если у мамы настроение плохое — она начинает скандалить, кричать и скорее всего накажет малыша. При таком положении дел ребёнок просто не в состоянии усвоить, что ему можно делать, а что нельзя.
Очень важно в разговоре с ребёнком о плохом поведении использовать так называемый «временный» язык, а не постоянный. Например, «ты только что сломал игрушку, теперь тебе придется некоторое время поиграть без нее», вместо того чтобы сказать «ты всегда все ломаешь! Больше я тебе игрушки никогда покупать не буду». Используя такие слова как «никогда, ни за что, никому», вы рискуете не выполнить данное обещание и потерять доверие.
Наказание должно соответствовать возрасту ребёнка. Бесполезно пытаться что-то объяснить и читать лекции двухлетнему малышу, потому что он просто на просто не способен усвоить то, о чем вы ему говорите и не может концентрировать произвольное внимание дольше пяти минут. Точно так же не имеет смысла в качестве наказания запрещать есть сладкое подростку.
Наказание должно быть справедливым и соответствовать серьёзности поступка.
Ни в коем случае нельзя пугать и запугивать ребёнка — это верный способ научить его врать и выкручиваться.
Всегда, при любых обстоятельствах помните о самой большой ценности, которая у нас есть — о душевной связи с ребёнком. Ведь, если задуматься, становится очевидным, что ни один испорченный диван или плохая отметка в школе, лишние 30 минут у компьютера или потерянный телефон не стоят того, чтобы эту связь надорвать, омрачив образ внутреннего родителя, который каждый из нас слышит где-то в душе, когда так нужна защита, поддержка, любовь и принятие.
Читайте также:
Если родители — перфекционисты: 6 травм родом из детства
С какого возраста ребенку нужен свой смартфон: мнение психолога
Фото: Antonio Guillem/Shutterstock.com
методы, правила, способы, как нельзя
К сожалению, наши дети не всегда ведут себя, как ангелы. Часто нам, взрослым, приходится применять к ним воспитательные меры. Но как сделать это правильно? Сегодня мы поговорим о методах наказания ребенка родителями, которые не разрушают детскую психику, а дают ощутимые результаты.
Можно ли наказывать детей?
Споры о том, применять ли наказания к детям в семьях, ведутся очень давно. Прогрессивные родители утверждают, что применять санкции – вчерашний день. Однако множество известных педагогов предупреждают, что если малыша не наказывать, он в будущем не научится нести ответственность за свои поступки. Поэтому любая семья должна выдвигать перед карапузом определенные правила и законы, которых он должен придерживаться. Воспитывать детей без наказания вовсе, не получится. Главное – сделать это верно. Возраст, когда крошка сможет адекватно оценивать примененные к нему санкции – 3 года. В год детка вряд ли поймет, почему его наказали. Именно в этом возрасте начинают развиваться причинно-следственные связи.
Как нельзя наказывать?
Метод наказаний имеет свои правила и запреты. Если вы решились применить метод «кнута», то по совету психологов, следует учитывать следующие моменты:
- Головомойка бесполезна за то, чего кроха еще не знает. Например, ваш карапуз взял без спросу чужую вещь. Если воспитательные разъяснения по этому поводу еще проводились, то ругать его нельзя. При повторном подобном проступке наказание просто необходимо.
- Не используйте физическое наказание. О подобном запрете в воспитании говорят уже не один десяток лет. Мальчики, к которым применялись телесные наказания, вырастают либо агрессорами, либо неспособными отражать чужие нападки. А девочки подсознательно ищут себе подобного спутника жизни, чтобы постоянно ощущать себя жертвой. У таких женщин занижена самооценка, проявляется огромное количество комплексов. Кроме того, жестокие родители могут понести уголовное наказание за насилие над детьми. Ведь подобными варварскими методами пользовались только в старину.
- Запрет на эмоциональное насилие. Последствия от подобного подхода такие же, как и от битья ремнем по попе. Поэтому воспитывайте детей без крика, оскорблений и унижений, особенно на людях. Воздержитесь от обидных прозвищ и кличек. Этого же мнения придерживается и доктор Комаровский.
Наказание сразу после преступления. Если вы решили провести головомойку через день после того, как крошка совершил проступок, например, соврал, но воспитательного эффекта от такого воздействия не будет. Не оттягивайте санкции, хуже всего, когда карапуз будет испытывать страх от надвигающегося наказания. - Адекватность педагогического воздействия. Не стоит грозить малютке запретом просмотра телевизора на все лето. Вы же не сможете целых три месяца выдерживать характер и не подпускать кроху к экрану. Не наказывайте уроками, учеба должна приносить радость. Не опускайтесь до уровня неадекватных участников форумов в Интернете, которые практикуют садистские наказания крапивой, розгами и даже клизмой.
- Пообещали – выполните. Не бросайтесь угрозами зря. Если уж с ваших губ слетела угроза, найдите в себе силы выполнить ее. Либо сдерживайтесь в обещаниях наказания.
- Я тоже «за»! Когда папа наказывает маленького ребенка за непослушание, мама не должна проявлять слабость и снимать санкции с чада. Требования всех членов семьи, в том числе бабушки, должны быть одинаковыми. Нарушение этого принципа приведет к тому, что в вашей семье вырастет настоящий манипулятор.
Как правильно наказывать малышей
Для результативного наказания вы можете прибегнуть к следующим современным мерам воздействия и их разнообразным формам:
Лишение развлечений, любимых лакомств, игрушек
Не переусердствуйте, детка не должен быть лишен жизненно важных вещей, таких как еда, сон, отдых. А вот лишить сладостей или телефона можно запросто.Использовать «стул для раздумий»
Психологи рекомендуют сажать ребенка на специальное место, на котором малыш должен обдумать свое поведение. На стуле раздумий необходимо находиться столько минут, сколько малышу лет. После того, как время на размышление закончилось, следует обсудить, что именно было не так в поведении карапуза и что нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию.
Лишение карманных средств
Такой метод подойдет для подростков, которые уже получают некоторые денежные вливания от родителей. Педагоги советуют не лишать их всей суммы, а только части денежных средств.
Воспитательная беседа
Разговаривать с малышом нужно еще с ранних лет. Авторитетное мнение родителей – важный воспитательный момент в формировании личности карапуза. Говорите спокойно, без криков и истерик, так детка гораздо лучше поймет то, что вы пытаетесь до него донести.
Комендантский час
Исправление ошибок
Довольно эффективно действует возможность самостоятельно исправить допущенные ошибки. Детка разлил чай на полу? Вручите ему тряпку и дайте возможность убрать за собой.
Способ логических последствий поступка
Основой этого метода является желание родителей не наказать, а научить карапуза, показать логическую взаимосвязь между проступком и тем, что происходит после. Результат достигается за счет выполнения следующих шагов:
- Знакомство с моделью поведения. Взрослый должен донести до малыша информацию о том, какого именно поведения ожидают от него окружающие. Не о том, как делать не следует, а о модели правильного поведения.
- Дайте выбор. Обязательно скажите, что у крохи есть выбор: если он отзывается на вашу просьбу и делает так, как вы говорите, то все идет гладко. Если же выбор детки не соответствует требованиям взрослого, он должен быть готов к последствиям.
- Логика важна. Желательно, чтобы проступок и последствия были логически связаны. Например, вовремя не выключил телевизор – на следующий день его вовсе не включаешь.
- Следите за тоном. Не кричите и не оскорбляйте малютку. Поясняйте спокойно, дайте понять, что у него всегда есть право выбора действий.
- Требования к наказаниям. Последствия выбора не должны длиться слишком долго, тогда кроха будет понимать, что у него скоро появится шанс исправить ситуацию.
- Просите повторить ваши пояснения. Это крайне важно, чтобы ребенок понимал, что именно вы от него хотите.
- Не жалейте похвал. Если детка выполнил вашу просьбу, обязательно похвалите и поощрите его. Поощрение детей не менее важно, чем наказание. Расскажите, как вам радостно, что малыш старается.
- Санкции и последствия. Если кроха все же ослушался, обязательно выполните то, что обещали. Не говорите: «Я же предупреждала!», просто сделайте так, чтобы чадо увидело связь между нежелательным поведением и санкциями, которые последовали.
Каждый человек имеет право ошибаться, тем более такой неопытный как ребенок. Поэтому будьте терпеливыми и адекватными взрослыми, помогайте малышу исправить свое негативное поведение. Чаще рассказывайте о своих промахах в детстве, о том, как вам удалось справиться с проблемами дома и в школе. Применяйте наказание, взвесив все «за» и «против».
Видео Комаровского
Как наказывать ребенка
25.11.2019
1
Что делать с ребенком, который не слушается, манипулирует, канючит, бросается в слезы, чтобы только добиться своего? Как реагировать и стоит ли наказывать детей за плохое поведение?
Когда мы наказываем ребенка, мы делаем что-то с ним. Но задача родителей — избегать призыва наказать и стремиться решить проблему совместно с ребенком. Когда вы думаете про то, чтобы надо наказать ребенка, значит пришло время его научить, как правильно себя вести.
Давайте посмотрим, какие методы наказания не работают, а какие — действительно помогают ребенку научиться владеть своими эмоциями и не повторять плохое поведение в будущем.

Наказания, которые ничему не научат:
1. Ставить в угол, бить по попе ремешком
Этот способ наказания не учит ребенка ничему. Он не получает правильную модель поведения. Таким способом родители лишь показывают, что физически они сильнее, чем ребенок.
Аналогично действует отправление ребенка в свою комнату с целью подумать о своем поведении.
2. Призыв извиниться
Тоже не работает. Через это наказание малыш понимает, что человека можно обидеть как угодно, а потом просто извиниться. Извинение теряет свою ценность.
3. Лишение мультиков на весь день
В этом случае ребенок быстро говорит: “Ну без мультиков, так без мультиков!” — и находит себе другое занятие. Он не придает значение такому наказанию и опять оно ничему его не учит.
4. Несдержанные угрозы:
«Никакого сладкого!» «Все, никаких мультиков! » — Обычно ребенок начинает плакать и просить еще сильнее, и вы меняете свое решение: “Ладно, только 1 конфету/один мультфильм…”
«Будешь плохо себя вести — не поедем на море!» — Естественно, в этом случае понятно, что все равно при любом поведении ребенка семья поедет на море. Так как путевка была куплена заранее.
Такие угрозы учат тому, что родители не держат своего слова. И ребенок учится так относиться ко всем попыткам установить границы и в отношении других вещей.
Когда вы планируете дать ребенку какое-то злостное обещание, стоит сделать паузу и подумать, а сможете ли вы его выполнить. И если дали обещание, нужно его держать. Или лучше вообще этого не делать.
Как правильно наказывать за непослушание:
- Выбирайте методы, которые сохранят достоинство обоих — ребенка и взрослого. Жестко не наказывать.
- Способы наказания должны подходить по возрасту и быть понятны малышу. Ребенок должен уметь справиться с наказанием эмоционально на уровне своего развития.
- Наказание должно помогать ребенку чему-то научиться и понять, как влияют его действия на других и почему.
- Давайте четкую инструкцию малышу во время наказания
- Наказание должно быть адекватно “преступлению”
Как наказать ребенка за плохое поведение в 1 год
С года можно уже рассказывать ребенку, что он сейчас чувствует:
-ты устал, так как не поспал;
-ты голодный, поэтому злишься;
-тебе холодно, потому что ты не надел варежки.
Учитесь с раннего возраста узнавать своего ребенка. Выделяйте его сильные стороны и стороны, которые требуют поддержки. Нельзя менять малыша под себя.
Начинайте учить ребенка дисциплине как можно раньше — вместе продумывайте альтернативы физическому наказанию, исходя из позиции любви. Стремитесь к объединению усилий над решением вопроса: мы вместе справимся, решим, придумаем.
Как наказывать ребенка в 2-3 года
Лучший вариант наказания — делать тайм-аут, передышку. Особенно эффективен в кризисный период, когда малыш не слышит, не видит вас. Тайм-аут помогает, когда ребенок теряет контроль над собой и своим телом и может причинить вред себе и окружающим.
В такие моменты нужно дать ребенку возможность отдышаться и избавить от окружения избыточных стимулов. Например, отнести в другую комнату. Но изолировать не с позиции наказать, а с позиции — дать ребенку пространство, где он сможет себя собрать, отдышаться и вернуться в уравновешенное состояние.
Как правильно наказывать тайм-аутом:
Во время истерики возьмите ребенка на руки и спокойно, но не обвинительно и не строго искажите: “Давай пойдем с тобой в другую комнату и подышим.”
Ребенок может не согласиться, вырваться и убежать в другую комнату.
Спокойно скажите: “Я вижу, тебе сложно, я тебе помогу”. Возьмите его на руки и посадите к себе спиной. Обнимите и дайте ему плотный контроль над своим телом. Скажите, что вы готовы его отпустить, когду ручки и ножки успокоятся и перестанут пинаться. Если он продолжает вырываться, держите ребенка, пока он не успокоиться.
Посыл такой передышки:
- создать безопасную для всех среду
- научить справляться со своими эмоциями, проговаривая их ребенку
- показать, что с любыми чувствами можно справиться, заметив их
“Подушка мира” — еще один вариант эффективного наказания трехлетнего малыша.
Когда вы видите, что ребенок начинает терять над собой контроль, скажите: “Сейчас хорошее время отдышаться и пойти посидеть на подушке/кресле.” То есть отправить ребенка в такое место, где он чувствует себя комфортно.
Вы не изолируете ребенка, а предлагаете безопасную зону, где он может успокоиться: “Тебе сейчас надо посидеть на подушке/в комнате/ в любимом кресле, а мне выпить чаю. После этого мы все обсудим”.
Если ребенок отказывается, сами ведете его и сидите с ним. При этом наказывающий должен успокоиться сам и вести себя доброжелательно.
Как наказывать ребенка в 4-5 лет
В этом возрасте многие родители думают, что ребенок манипулирует. Манипуляция с точки зрения родителя — это преднамеренно рассчитанный сценарий, который приведет к результату: «Чтобы получить конфету — нужно пинаться, кричать, пока мама не даст ее.» Но на самом деле очень долго дошкольник не способен к выстраиванию такого плана.
Дети в состоянии понять, как они воздействуют на родителей: если долго плакать, моя мама сделает так, чтобы я не плакал. Когда мы подкрепляем такие действия, ребенок запоминает и повторяет этот сценарий. И родителям кажется, что он манипулирует. Здесь важна ваша реакция, чтобы прекратить такое поведение.
В этот период детям очень нужно чувствовать любовь родителей. И поэтому они могут начать врать, так как им важно быть хорошими для взрослых.
Используйте в качестве наказания логичные последствия.
Это самый понятный и доходчивый вид наказания. Его можно использовать и раньше четвертого года. Мы не исправляем ошибки ребенка, а даем почувствовать и понять, к какому результату приводят его действия. Например:
- Вышли на прогулку без шапки — он замерз. Можно достать шапку и сказать: “Да, видишь, без шапки уши мерзнут.” И в следующий раз, когда ребенок будете собираться на прогулку, спросите его, что нужно надеть, нужна ли шапка? Что нужно сегодня надеть, чтобы ему было тепло на улице?
- Ребенок голодный на прогулке, так как плохо поел. Объясните: “Ты не съел весь обед, теперь видишь, у тебя нет сил гулять”.
Позволяйте совершать ошибки — они помогут ребенку понять результат своих действий.
Наказывая, мы предлагаем решение. Если ребенок, ошибаясь, не принимает наше решение, мы анализируем последствия. Чтобы он смог вынести урок из конфликта.
С какими проблемами сталкиваетесь вы, наказывая ребенка?
Наказание и поощрение для подростка: как воспитать ребенка правильно
Автор: Наталья Визер

Вопрос о наказаниях подростков актуальная тема для многих родителей. Ведь подросток ещё не взрослый, но уже и не ребенок. Как же на него повлиять, как реагировать на неправильное поведение, плохие оценки?
Ответы на этот вопрос принято искать у психологов.
Но одно дело давать рекомендации, а другое — жить в своей семье, строить отношения со своими детьми, и решать те же «насущные» родительские вопросы.
Нам стало интересно узнать, как обстоят дела с наказаниями в семьях наших тренеров и что на эту тему думают вами подростки. Поэтому мы попросили дочь нашего тренера, Елизавету, (ей 13 лет) ответить на вопрос как правильно наказывать подростков. Вот что получилось.
Можно ли наказывать подростков
«Будешь сидеть в своей комнате до конца дня! Никаких конфет до конца недели! Гулять сегодня не пойдёшь!»
Подобные меры, приведенные выше, кажутся родителям нужными в некоторые моменты. К примеру, когда дочка получила двойку, или сыном была порвана совсем новая спортивная форма. Однако, так ли они необходимы?
Я, как подросток, могу сказать: нет. Я прожила 13 лет, и не думаю сказать, что наказания на меня сильно повлияли, хотя бы запомнились или «послужили уроком».
Если честно, я вообще не помню, чтобы меня на самом деле наказывали…
Но я слышала истории про родителей, которые сильно наказывают своих детей. Несомненно, бывают моменты, когда родители устали на работе, приходят домой, а им звонит учитель с гневной тирадой… Тут, наверное, хочется своему любимому школьнику всё, что вы о нём думаете… Наказание тут как тут. Но остановитесь на минуточку!
Случается, когда ребенок приходит в школу, устаёт там, да ещё и неудачи какие то происходят. С учителем конфликт или плохие оценки получил. Сам не рад. Приходишь домой, а на тут ругаются родители, и грозят лишить интернета, или ещё чего-нибудь.
Объясню на своём примере. Есть у меня в школе учитель. Преподает хорошо, только, по моим ощущениям, минимум для студентов — не всегда понятно, так ещё и с колкостями через раз. И как запомнить нормально этот предмет? Вообще понять объяснения? А потом вопрос ну почему по этому предмету у многих плохие оценки?
Или вот ещё. Прихожу я в школу в понедельник, сижу на физике. Бывает, что наша учительница вскипает и минут 5 ругается на нарушителей дисциплины. После такого урока выходишь выжатый, как лимон. Потом алгебра и геометрия устаёшь вдвое. Затем английский дисциплина ужасная. Когда наконец то попадаешь домой уже устал очень сильно. Уже не кажется важным, сложил ты школьную форму, красиво написал упражнение, сделал ли зарядку. А родителям кажется. Они начинают выговаривать, а в конце лишают телефона. Правда, я таких случаев в своей жизни не помню, но одноклассники рассказывают о том, что родители так часто поступают.
За что нужно наказывать подростков?
Слово «нужно» я здесь считаю не подходящим. Не нужно, по моему мнению. Но расскажу, как это происходит у нас.
Так что, дорогие родители, услышьте подростков: нам плохо, если вам плохо. Что бы мы ни говорили в порыве гнева, мы вас любим. А конфликты, к примеру, с осанкой, можно решать обычным разговором. А споры крепкими объятиями. Так что не наказывайте подростков, особенно в гневе, нам будет хуже и за вас, потому что вас расстроили, а также за себя.
Бывает, когда мама приходит уставшая домой, видит гору грязной посуды. Тогда она может обидеться, и день-другой нам приходится кормить себя самим, в особенности, мыть посуду. В этом всё наказание и заключается. Как итог — недельку посуда в раковине не застаивается. Потом бывают, конечно, снова «сбои в системе» J. С этим вроде бы вопросы решаются так.
Так что, дорогие родители, услышьте подростков: нам плохо, если вам плохо. Что бы мы ни говорили в порыве гнева, мы вас любим. А конфликты, к примеру, с осанкой, можно решать обычным разговором. А споры крепкими объятиями. Так что не наказывайте подростков, особенно в гневе, нам будет хуже и за вас, потому что вас расстроили, а также за себя.
- Не моем посуду.
Бывает, когда мама приходит уставшая домой, видит гору грязной посуды. Тогда она может обидеться, и день-другой нам приходится кормить себя самим, в особенности, мыть посуду. В этом всё наказание и заключается. Как итог — недельку посуда в раковине не застаивается. Потом бывают, конечно, снова «сбои в системе» J. С этим вроде бы вопросы решаются так.
- Красивая осанка
Иногда случается, что я устала в школе, на кружках, поругалась с братом, а мама приходит и начинает ругаться на кривую осанку. Слушать это нестерпимо из-за того, что и так стараешься, учишься изо всех сил. А на то, чтобы спину ровно держать сил как раз не остаётся. А из-за того, что маме грустно, и мне самой нехорошо…
- «Хочу это!» или «не буду делать!»
Вы знаете, что даже споры часто наказание. Даже если мы их провоцируем, удовольствие от них не получаем точно. Просить и в очередной раз получать отказ, слышать 10 раз о том, что ты что-то должен сделать не очень радостно.
Споры могут возникать, если вы трижды попросили ребенка что-то сделать, например, убрать обувь, а грязные ботинки до сих пор стоят в прихожей. Или вы объяснили, что это невозможно, а он продолжает вас просить, к примеру, купить краски в 10 вечера. Почему не убирает или просит? В первом случае устал, или считает это не таким важным, во втором реально краски хочется…. Так как же решить эти вопросы, и многие подобные?
Методы правильного наказания или как сделать так, чтоб не наказывать
В каждой семье должны существовать правила, вывешенные на видное место. Но сначала надо объяснить, почему так нельзя, почему правила именно такие. Принять их всей семьёй, согласовать между родителями и детьми.
Например, правила могут выглядеть так:
- Обувь сразу убирать в шкаф
- Посуду моет дежурный, меняющийся каждый день
- Звуки прекращаются, хотя бы сводятся к минимуму в 10 часов, даже если одному из членов семьи завтра не надо рано вставать.
- Грубить друг другу нельзя даже в ссоре.
- Надо помогать в готовке и уборке даже если не просят.
А также должны быть назначены меры за невыполнение таких правил, причём актуальные и ребенка и взрослого.
- Если обувь оставлена в коридоре, то надо её помыть в качестве наказания.
- За каждое грубое слово раньше ложиться спать минут на десять.
- За невымытую посуду мыть её на следующий день, на один раз освободив от этой обязанности дежурного.
- За различимую мелодию музыки после 10 часов сделать подарок из конфет или книжечку любимых качеств в том человеке, которому вы случайно помешали.
Лучше просто объяснить, почему надо делать уроки или смотреть по сторонам на дороге. Для этого нужно договориться и составить правила. Тогда всё понятно для подростка, и ругаться просто не из-за чего. Ведь ты и сам знаешь, что делать, если правила нарушены.
Ещё немного о спорах с подростками
Надо уменьшить, а лучше совсем обнулить количество споров. Здесь тоже помогают правила. Исключения составляют споры, которые прерываются смехом о каком-нибудь изобретении, идее. Но я считаю, что даже споры должны кончаться миром. То есть, обычным разговором.
Очень обидно, кстати, когда родителями прерывается спор братьев или сестер, если не слышно воплей и криков. Ведь им может нравиться такой спор, или как я его называю, дискуссия. Бывает, что мы с братом вполне серьёзно спорим о теории по книге или о нашем будущем изобретении. Очень неприятно, если такой спор прерывается гневным замечанием: «прекратите спорить, потом кто-то плакать будет!». Ведь вы, взрослые, не всегда различаете мирный спор от яростного. Мирный спор бывает о каком-нибудь вопросе, а яростный переходит на личности и заканчивается оскорблениями.
За что нужно поощрять подростков и зачем нужна похвала?
Часто родителями обсуждается вопрос наказания, но вопрос похвалы редко. А она очень важна. И если наказание важно для взрослого, так как в следующий раз дитя не будет выводить взрослого из себя, то похвала служит настроению ребенка, а взрослому при этом ничего не стоит. Но не всякая похвала ценна для подростка.
Похвала на пустом месте, когда ты перешел дорогу, посмотрев по сторонам, или с преувеличенными неискренними выражениями, типа «ты герой»; «вот это ты молодец!» вызывают только отвращение ребенка и желание махнуть рукой. Так, как надо подъёму настроения не служит.
Так за что же надо хвалить подростков?
Попросите своего ребенка честно написать или сказать, что он любит, что ему дается с трудом. А может быть вы и сами знаете это. Самой ценной похвалой будет именно за это.
Если ребенку, как и мне, интересна книга или фильм, а может он просто рукодельник, и очень часто делает интересные вещи по любимой вселенной, то знайте ему будет очень приятно, если его рисунок повесят на стенку, в игру будут играть, а рассказ — часто перечитывать, и это будет лучшей похвалой.
То есть похвала для подростка это не слова, а действия!
- Хвалить за то, что важно.
Если ребенок не дружит со школой или учёбой лучшей похвалой будет маленький тортик в честь успешно сданного экзамена, или разрешение пригласить друга в гости, если он раньше мало с кем дружил, а сейчас понемногу у него появляются друзья и вы хотите похвалить его за это.
- Хвалить за соблюдение правил.
Я уже писала про список правил семьи, так вот: за выполнение этих правил в течении недели купите долгожданную книгу или сходите в кино на любимый фильм. У нас в семье раньше был список задач, за выполнение которых следовало сделать что-то приятное.
- Хвалить за стремление к мечте.
Попросите ребенка, не стесняясь, список задач на неделю, месяц и год. Там могут быть и шуточные задания — разыграть пять человек, так и серьёзные сесть на шпагат. Если школьник любит какую-либо вселенную пусть поставит цель нарисовать любимого персонажа или написать рассказ про него. Если увлекается чем-то конкретным, например, рисованием или выпиливанием кинжалов из дерева он может сделать целью пять кинжалов или альбом рисунков. Если школьник знает, чем хочет заниматься в будущем пусть его целью будет прочитать книгу по будущей профессии, или разработать новый проект. И если он выполнит план — сводите его в лес с ночевкой или на интересный мастер-класс.
Как правильно поощрять подростков
Я писала, что похвала на пустом месте или она же без искренности очень раздражают. Со мной иногда бывает, что я слышу совершенно лживое «ты такая молодец!» Прямо чувствуется, что сказано это для того, чтобы быть вежливой. Очень хочется раздраженно промычать что-нибудь, чтоб поток лести иссяк. Так что если вы хотите, чтобы похвала воспринималась похвалой, а не лестью, хвалите только тогда, когда вам действительно что-то нравится, или когда понимаете, что то нечто достойно похвалы, и не каждый может сделать тоже. По-прежнему — главной наградой, похвалой, поощрением, служат тёплые слова, крепкие объятия и ваши действия.
Комментарий психолога о наказаниях для подростков.
Мы попросили прокомментировать эту статью Наталью Ломилину, маму Лизы.
«У меня двое детей, сейчас им 11 и 13 лет. В какой-то момент я поняла, что наказания не работают.
Хотя часто слышу мнения о том, что детей без наказания нельзя вырастить, что ничего путного из них не выйдет, если не наказывать за проступки. А ещё о том, что «меня наказывали и вот я вырос человеком».
Я считаю, что тут вопрос больше в том, что как научить ребенка жить в обществе, а первое общество для него это семья.
В нашей семье мы ввели правила. Вводили их всей семьей. Вот как это было.
-
Мытьё посуды.
За ужином, когда все собрались, каждый высказал свой вариант решения этого вопроса и очередности дежурства. Были варианты мыть ее через день, каждый сам за собой, фиксированные дни за каждым членом семьи. Не скрою, что обсуждение было жарким и за один вечер мы не пришли к единому решению. Оставили идею «на подумать». На следующий вечер после обсуждения нашли то, что устроило всех. Каждый подтвердил, что понял условия, согласен выполнять, и нести ответственность за невыполнение.
-
Разграничение «детского» и «взрослого» времени.
Весь день до 22 вечера время «детское». Дети могут заполнять все пространство. Здесь общение, занятия, и игры разной степени активности. А с десяти вечера время детское заканчивается и начинается время взрослое. Дети уже знают это и готовятся заранее. Их задача покушать, попить, уложить игрушки в кровать, гигиена и прочее. До 22:00
Тогда наступает тишина, и взрослые могут пообщаться друг с другом, провести время вместе или наедине с собой, поработать, то есть так как им нужно, важно, хочется.
Если в 22 часа возникает вопрос можно ли мультики? Есть готовый универсальный ответ ребенку: время детское кончилось. Спокойной ночи.
Введение адекватных правил, помогают взрослым или детям обходиться без наказаний. Сохраняя при этом теплые отношения и мир в семье.»
Помощь в воспитании подростков в тренинговом центре К.О.Т.
В наш центр часто обращаются родители с вопросами конфликтов в семье, или не слушается подросток. Конечно, бывают случаи особенно сложные, где договоренностями и рекомендациями не обойтись. Но по нашему опыту можем сказать, что редко. Если у вас есть вопросы по поводу воспитания вашего ребенка, задайте его Наталье Ломилиной , или другим нашим специалистам. Или запишитесь на консультацию психолога.
Как наказать сотрудника и остаться хорошим боссом
Как наказать сотрудника и остаться хорошим боссом » Как правильно наказывать подчиненных


© 2015-2019 CRM-система для бизнеса SALESAP CRM
Закажите обратный звонок! Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами.
Мы постоянно пишем о CRM-системах. Подписывайтесь на нас в соцсетях и узнаете:
- checkкак выбрать CRM-систему;
- checkкак внедрить CRM;
- checkкак CRM решает задачи бизнеса;
- checkкак CRM помогает зарабатывать больше
и многое другое.
За 10 минут в формате демонстрации экрана мы расскажем о возможностях S2 и ответим на все ваши вопросы.
Оставьте контакты, и наши эксперты свяжутся с вами, чтобы обсудить детали внедрения CRM под ваш бизнес.
А пока вы можете прочитать кейс о том, как менеджеры нашего клиента стали звонить в 2 раза больше после внедрения S2.
Читать
Когда и как наказывать можно
Фильм «Телепроект: Няня спешит на помощь»
Некоторые дети в принципе не считают нужным слушаться родителей, и в этом случае без наказаний пока не обойтись.
скачать видео
Фильм «Крутая Джорджия»
Разумная жизнь начинается с разумных порядков, но эти порядки нужно установить. И предупредить о санкциях.
скачать видео
Фильм «Майор Пэйн»
Майор Пэйн своих воспитанников не только наказывает в случае нарушений с их стороны, но и считает это своим долгом.
скачать видео
«Наказания должны учить, а не травмировать», «Не орите на детей», «Не бейте ребенка» — эти нравоучительные призывы естественны для любого разумного человека и именно поэтому чаще всего бесполезны. Почему? Потому что те так называемые «родители», которые срывают на детях свое недовольство и злость, которые действительно детей травмируют, книги о психологии и педагогике не читают, и разговаривать с ними на эти темы бессмысленно. Плохие родители нравоучения не слушают, хорошие в них не нуждаются. Чувствительные и склонные к аутоагрессии родители (а таких среди любящих — множество), когда им приходится наказывать детей, чаще наносят душевные травмы себе, а не ребенку.
В этой ситуации кажется более правильным начать заботиться не о детях, а родителях. В интеллигентных семьях ситуация наказания напрягает более родителей, нежели детей. Детям обидеться на наказание не тяжело, поплакать бодро, а психика родителей, переживающих по поводу их обид и плача, начинает разрушаться. Кажется более важным говорить не о том, что наказания детей должны быть экологичными, беречь здоровье и психику ребенка, а просвещать родителей, что в большинстве случаев в наказаниях самих по себе для детей нет ничего страшного.
Если вы лишили ребенка телевизора за то, что он не сделал вовремя уроки, ребенок удалился в свою комнату, где проводит время в комфорте и тепле. Если даже родители шлепнули ребенка за то, что тот не остановился в драке с сестрой после команды родителей — попа ребенка получила только полезный для здоровье массаж. Для здоровья и психики — ничего страшного.
В любом случае, когда за наши ошибки нас наказывает жизнь, большинство из нас воспринимает это без восторга, но с пониманием. Когда же нас наказывают близкие, неприятно не само наказание, а то, что кто-то посмел ущемить нашу свободу и наши права. Тогда можно себя и расстроить, и разозлить, и смертельно обидеться — сделать все себе возможно плохое, от чего дрогнет сердце близких.
Если родители ребенка шлепнули, а ребенок им в ответ не заплакал — они могут шлепнуть его еще раз. А если расплакался громко и несчастно, родители успокоятся и отстанут. Плач ребенка, как правило, является только способом защитить свою попу, является способом влияния ребенка на родителей. Ребенку не нравится, как ведут себя родители, и он наказывает их своим плачем.
Все плохое, что дети получают от родительских наказаний, им причиняют не родители. Это причиняют себе сами дети, когда находят, что это оказывается действенным средством влияния на родителей.
Если можно обойтись без наказаний и договориться с ребенком по-хорошему, наказывать глупо. Не шлепайте, если можно предупредить. Не кричите, если можно сказать спокойно. Если можно и похвалить, и поругать, начните с того, чтобы похвалить. Если ребенок уже наказан последствиями своих собственных действий и переживает, не добивайте его. Если наказание можно заменить обучающей игрой или компенсацией, чем-то позитивным, сделайте это! Иногда эти простые напоминания все-таки оказываются нужными даже для осмысленных родителей. И, тем не менее, наказывать можно, а иногда — просто необходимо. Если порядок не соблюдается, его наводят. Некоторые дети в принципе не считают нужным слушаться родителей, они привыкли родителями командовать, и в этом случае, если родители решили изменить ситуацию, без наказаний не обойтись.
Если по-хорошему с ребенком договориться не получается, объяснения не помогают, обещания не выполняются и ребенка вы о наказаниях предупредили, наказывать можно. Можно наказывать тогда, когда ваши наказания понимаются и воспринимаются как справедливые. Адекватные наказания, служащие уроком, воспринимаются нормально и бывают просто необходимы.
Иногда вас попросту проверяют на прочность: можете вы использовать силу или нет? В этом случае ваше наказание — четкий ответ: «Да, я могу и силу применить». После этого можно устанавливать уже нормальные отношения.
Если у вас хорошие, теплые отношения с ребенком, если ребенок знает, что вы его любите, если вы знаете это сами — то когда-то, за дело, наказать ребенка — абсолютно нормально. Возможно, это просто ваш родительский долг. Итак, наказания можно использовать:
- Для поддержания своего статуса в конфликтных ситуациях. В этом случае наказанием будет переход от мягкой конфронтации к жесткой и управляемому конфликту.
- Для создания и поддержания дисциплины там, где дисциплина необходима. Например, если это работа, тренировка или урок. В этом случае нужно заранее сформулировать правила, оговорить санкции и четко штрафовать за невыполнение правил, особенно на первых порах. Обычно 1-2 случаев достаточно, чтобы установить дисциплину.
В любом случае лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо. Чтобы это правило можно было применять, старайтесь создать в своей семье запас хороших традиций, семейных праздников и т. д. Тогда ребенку будет о чем жалеть в случае проступка.

Как наказывать собаку за непослушание — правильные методы наказания
Грамотное наказание – один из методов дрессировки, обучения собаки. Позволяет эффективно закрепить нужный образец поведения, показать, что питомец поступил неправильно. Важно научиться правильно наказывать собаку, чтобы она не воспринимала действия хозяина как жестокость. Чрезмерно агрессивные методы могут привести к изменению психики животного, проблемам со здоровьем.
Особенности психологии собак
Все собаки – стайные животные, ориентированные на хозяина. Они хорошо социализируются, стараются во всем угодить человеку. Обладают простой психикой, не способной к сложным мыслительным процессам. Однако они хорошо улавливают причинно-следственную связь, что является основой любой дрессировки и воспитания. Считается, что они не могут мстить, но они обладают достаточной памятью, чтобы запомнить отношение к ним. Чрезмерная жестокость и агрессивность людей приводит к деформированию психики, появляется пугливость и неустойчивое поведение.
Отношение к наказанию отличается у разных пород. Например, той-терьерам и левреткам достаточно одного осуждающего взгляда хозяина. Для темпераментных собак (азиатские породы, терьеры и шнауцеры), а также всех охотников требуется более интенсивное воздействие.
Когда стоит наказывать
Главный принцип наказания собаки – реакция на ее действия должна быть незамедлительной. Следует учитывать, что питомец не обладает логической связью. Если вы начнете ругать его за поступки через какое-то время, животное не сможет связать эти два события. Отрицательное подкрепление должно следовать сразу же после проступка.
Например, если вы пришли домой и обнаружили порванные вещи, беспорядок, то наказание любимца будет малоэффективным. Он не сможет связать эти два события, в результате появление хозяина для нее будет ассоциироваться с неприятными эмоциями.
Как наказывать за непослушание
В кинологии есть несколько методов наказания. Основные формы отрицательного подкрепления:
- Выговор. Один из самых популярных методов. Обратить внимание собаки на какое-то действие. Для этого достаточно серьезного тона, но нельзя кричать.
- Неожиданные действия. Позволяют отвлечь питомца, чтобы скорректировать поведение провести выговор. Это может быть брызги воды, хлопок в ладоши, звук свистка или резкое одергивание поводка.
- Игнорирование. Применять данный метод нужно только в крайних ситуациях. Игнорировать собаку до тех пор, пока она не осознает вину из-за своего поведения. Если в семье несколько человек, все должны придерживаться одной тактики.
- Встряхивание за шкирку. К этому способу прибегать только в исключительных случаях. Такое действие имитирует поведение мамы при воспитании потомства.
Чтобы продемонстрировать вашу реакцию на послушание собаки на улице, можно резко одернуть поводок. Сочетается с классической командой «фу» для работы с питомцем при прогулках на открытом воздухе.
После наказания нужно ограничить общение, игры и похвалу. Собаке нужно продемонстрировать вашу реакцию на поведение, чтобы она быстрее усвоила необходимую модель поведения. После того, как питомец продемонстрировал, что понял урок – обязательно помириться с ним.
Как наказать за укус или агрессию
Агрессивное поведение питомца недопустимо – укусы собак даже небольших по размеру пород могут привести к серьезным травмам. Из-за особенностей строения челюстей они легко разрывают кожу и мышцы, а силы сжатия зубов достаточно для перелома кости человека. Повышенная агрессивность собак не проявляется резко, как правило, это следствие неправильного содержания и воспитания, регулярного физического насилия со стороны хозяина. Следует различать следующие виды агрессии:
- половая;
- оборонительная и защитная;
- иерархическая;
- охотничья;
- игровая;
- межвидовая;
- материнская.
Кроме того, собака может начать кусаться на фоне воздействия резких внешних раздражителей. Если она укусила хозяина или кого-то из членов семьи – реакция в виде наказания должна быть незамедлительной. Нужно сразу же взять питомца за ошейник, сделать строгий выговор. Дождаться стабильного состояния, а чтобы переключить внимание, можно сделать какой-нибудь неожиданное действие.
После первой демонстрации агрессии к людям рекомендуется пойти на курсы ОКД, а также скорректировать процесс воспитания, чтобы питомец понимал иерархию. Если были попытки нападения на других животных на улице, прогулки нужно проводить только в наморднике. За укусы и рычание нельзя наказывать физически, что может усугубить ситуацию. После того, как собака приняла наказание и идет на примирение, обязательно нужно показать хорошее отношение к ней.
Если она гадит дома
Собака может справлять нужду в квартире, если она не обучена делать этого на улице или имеются заболевания выделительной системы. При обнаружении лужи или кучи в квартире, питомца следует сразу же отчитать. Для этого достаточно немного усилить тон голоса, но не кричать. Категорически нельзя наказывать едой, бить животное. Если вы видите, что собака хочет справить нужду – нужно отвлечь ее от этого командой «фу». Как можно скорее идти с ней на улицу (если сделаны все прививки). Полезные рекомендации, если любимец не хочет писать на улице:
- найти друга для совместных прогулок – он может стать примером;
- взять с собой воду и напоить собаку после того, как она побегает;
- увеличить время прогулки;
- усилить физическую нагрузку, играть с питомцем.
В среднем, процесс обучения справлять нужду на улице занимает 1-2 месяца. Зависит от особенностей дрессировки, возраста и здоровья.
Как приучить собаку к лотку

Наказание за непослушание на улице
Невоспитанная собака может демонстрировать агрессию к другим животным на улице, подбегать к людям, а также подбирать мусор. Это может быть опасным, так как ваш питомец легко съест отравленный продукт или чужие экскременты, что грозит долгим лечением. За непослушание на прогулке нужно проводить наказание. Основные методы:
- одергивание поводка;
- команда «фу»;
- строгий выговор.
Если ваш питомец проявляет агрессивное поведение к другим, то всегда нужно надевать поводок. Когда вы видите другое животное, нужно подвести своего пса к ноге или посадить рядом. Для профилактики рекомендуется записаться на курсы общей дрессировки. Чтобы подкрепить желаемое поведение, полезно всегда носить с собой лакомство для поощрения. Для удобства контроля к началу прогулок на улице стоит еще дома обучить собаку простым командам «лежать», «сидеть», «стоять».

Как наказать за порчу вещей
Основные причины, почему собака грызет и портит вещи в доме – щенячий возраст (режутся зубы), а также недостаточная физическая активность. Если вы обнаружили хаос, когда зашли в квартиру, собаку нельзя бить, наказывать едой. Следует обратить внимание на происходящее, сделать строгий выговор.
Чтобы избежать деструктивного поведения вашего любимца, нужно добиться физической усталости. Для этого подойдут игры на свежем воздухе, занятия на выносливость и продолжительные прогулки. Взрослым псам и щенкам рекомендуется оставлять косточку или любое другое плотное лакомство, что полезно и для чистки зубов.
Как наказать щенка
Можно ли наказывать собаку – один из первых вопросов, который встает в начале дрессировки. От воспитания зависит не только особенности последующего поведения собаки, но и ее здоровья. Наказание щенка должно быть очень мягким. При его непослушании достаточно, переключить внимание на себя, а затем сделать строгий выговор или слегка встряхнуть за шкирку.
Щенок может до 4-6 месяцев ходить в туалет в квартире, грызть вещи из-за активного роста зубов. В таких ситуациях нельзя проявлять физическую и вербальную агрессию, лишать еды, выгонять на холод. Молодые собаки имеют подвижную психику, они быстро учатся – уже с 3-4 месяцев их можно обучать команде «фу», «рядом» и другим необходимым способам контроля.
Как нельзя наказывать собаку
При воспитании и дрессировки есть ряд моментов, которые нельзя допускать во время наказания. Это может вызывать изменение психики, обиду и потерю авторитета, ухудшение социализации. Основные вещи, которые недопустимо делать:
- причинять боль;
- бить рукой или острым, тяжелым предметом;
- использовать ошейники с шипами, шоком и другие агрессивные методы;
- отбирать игрушки и лежак;
- запугивать;
- на длительный срок ограничивать общение;
- использовать сильные медикаментозные средства и хирургическое вмешательство.
Если не получается наладить отношения с собакой, обучить ее базовым командам, рекомендуется обратиться к профессиональному кинологу. У разных собак могут отличаться поведенческие реакции на наказание и поощрение, поэтому важно учитывать особенности темперамента, характера вашего любимца.
Коротко о главном
- Наказание, или отрицательное подкрепление – важная часть воспитания, дрессировки.
- Реакция на агрессию, испорченные вещи и непослушание должно быть незамедлительным.
- Основные методы наказания: строгий выговор, игнорирование, встряхивание за холку.
- Даже если собака демонстрирует деструктивное поведение, ее нельзя бить, наказывать голодом и надолго лишать общения.
- Из-за особенностей развития щенки могут справлять нужду в доме, грызть предметы. При грамотном подходе такое поведение уходит к 4-6 месяцам.
Наказание – один из самых сложных моментов воспитания собаки. Делитесь своими проверенными методами в комментариях.