Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Как новорожденные видят мир – Когда новорожденный начинает видеть: когда ребенок начинает смотреть после рождения и приобретать живой взгляд

Posted on 23.07.202022.01.2020

Содержание

  • Как видит мир ребенок до года
  • Мир глазами младенца: что и как видят малыши — Статьи — Новорожденные
  • Как видит мир новорожденный – Умная мама
  • этапы развития зрения у новорожденных
    • Как и что видят новорожденные?
    • Когда малыш начинает фокусироваться?
    • Когда кроха начинает узнавать родителей?
    • Как привлечь внимание ребенка в 1 месяц?
    • Видео по теме
  • Что видят новорожденные дети по месяцам, когда начинает видеть ребенок
    • Особенности зрения новорожденных детей
      • Анатомия
    • Развитие зрения в утробе
      • После родов
    • Когда они начинают видеть
    • Что и как видят новорожденные в первые дни и недели
    • Изменение зрения по месяцам
    • На что любят смотреть новорождённые
      • Как привлечь внимание, как тренировать и развивать зрение
    • Наблюдение у специалистов
      • Причины для обращения к врачам
  • Как видят мир новорожденные — Детишки и их проблемы
  • Как видят мир дети от рождения и до года (ФОТО)

Как видит мир ребенок до года

Как видят мир младенцы? При рождении ребенок не различает цвета, а общая картина выглядит расплывчатой. На фото ниже вы увидите, как меняется зрение ребенка до года. Полностью зрение формируется в возрасте около двух лет. Именно тогда малыш начинает видеть мир как мы, взрослые.

13 ФОТО

1. В первый месяц мир ребенка представляется просто большим серым пятном.1. В первый месяц мир ребенка представляется просто большим серым пятном.1. В первый месяц мир ребенка представляется просто большим серым пятном.

 

2. Через месяц ребенок уже может различать силуэт мамы.2. Через месяц ребенок уже может различать силуэт мамы.
2. Через месяц ребенок уже может различать силуэт мамы.

 

3. В 2 месяца ребенок начинает видеть, хоть и размыто, отдаленные предметы.3. В 2 месяца ребенок начинает видеть, хоть и размыто, отдаленные предметы.3. В 2 месяца ребенок начинает видеть, хоть и размыто, отдаленные предметы.

 

4. Как видите, лицо мамы в 3 месяца малыш видит достаточно четко.4. Как видите, лицо мамы в 3 месяца малыш видит достаточно четко.4. Как видите, лицо мамы в 3 месяца малыш видит достаточно четко.

 

5. В 4 месяца мир начинает окрашиваться. Отдаленные предметы становятся все менее размытыми.
5. В 4 месяца мир начинает окрашиваться. Отдаленные предметы становятся все менее размытыми.5. В 4 месяца мир начинает окрашиваться. Отдаленные предметы становятся все менее размытыми.

 

6. 5 месяцев. Картинка все четче.6. 5 месяцев. Картинка все четче.6. 5 месяцев. Картинка все четче.

 

7. В 6 месяцев отдаленные предметы уже не кажутся такими размытыми.7. В 6 месяцев отдаленные предметы уже не кажутся такими размытыми.
7. В 6 месяцев отдаленные предметы уже не кажутся такими размытыми.

 

8. В 7 месяцев цвета становятся более яркими.8. В 7 месяцев цвета становятся более яркими.8. В 7 месяцев цвета становятся более яркими.

 

9. 8 месяцев.9. 8 месяцев.9. 8 месяцев.

 

10. 9 месяцев.10. 9 месяцев.
10. 9 месяцев.

 

11. 10 месяцев. Ребенок видит достаточно четко.11. 10 месяцев. Ребенок видит достаточно четко.11. 10 месяцев. Ребенок видит достаточно четко.

 

12. 11 месяцев.12. 11 месяцев.12. 11 месяцев.

 

13. 12 месяцев.13. 12 месяцев.13. 12 месяцев.

 

Мир глазами младенца: что и как видят малыши — Статьи — Новорожденные

Фото: lori.ru

Взрослый человек почти 80% информации получает благодаря зрению. Новорожденный в этом плане ничуть не отстает, кроме того, внимательно смотря на мир, он развивается физически, умственно и эмоционально. Мамы стараются ловить взгляд крохи, им интересно знать, как развиваются его глазки, когда он начинает различать лица и, самое главное, почему им все время кажется, что ребенок немного косит…

На наши вопросы ответил детский офтальмолог, академик АМТН РФ, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник «Ясный взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

– Когда новорожденный начинает что-то видеть?

– Если малыш родился в срок и его глазная система сформирована правильно, как и та часть головного мозга, которая отвечает за работу зрительных анализаторов – то он видит сразу после рождения. Конечно, только что родившийся малыш видит откровенно плохо – не больше 4-5% от того, что видит взрослый человек с хорошим зрением. 

Зрительная система – самая сложная в организме. Об этом свидетельствует тот факт, что 40% активности мозга приходится на управление зрительной системой (и у взрослых и у новорожденных).

Это интересно!

Если сравнивать зрительную систему с компьютером, то глаза у нас – видеокамеры, а вот серверы, видеокарты и монитор находятся в головном мозге. Зрительная система начинает работать тогда, когда в мозг начинают поступать импульсы, т.е. с первого момента, когда кроха открыл глаза.

– А что именно ребенок видит?

Фото: lori.ru

– Как я уже сказал, 4-5% зрения дают возможность малышу видеть все предметы очень нечетко, как бы в тумане, причем крупные предметы выделяются на общем фоне. Первые два-три месяца ребенок видит те предметы, которые находятся близко от него – на расстоянии не больше 20-25 см. Поэтому лицо мамы в момент кормления, которое находится как раз в области видимости, запоминается очень быстро. Хотя кроха узнает ее прежде всего по запаху, по звуку биения сердца, по той чувствительности, которые во взрослом состоянии теряются безвозвратно.

К концу первого месяца жизни малыш видит немного дальше – на расстоянии 30 см, он умеет следить за предметом, различать силуэты, причем на расстоянии до 1 метра. В полтора месяца кроха отличает круглые объемные предметы, например, шар. К трем месяцам ребенок способен различать лицо не только мамы, но и тех, кто находится с ним в постоянном контакте – папы, бабушки, няни.

К четырем месяцам малыш различает движущиеся игрушки, а к полугоду начинает четко видеть мелкие предметы. А к одному году он видит почти как взрослый человек, хотя зрение развивается еще несколько лет, примерно до 3-4 лет.

В самую первую неделю жизни ребенок не может останавливать взгляд на предмете более чем на 3-4 секунды, а через четыре месяца взгляд уже уверенно фокусируется на чем-то, что его заинтересовало. А вот картинку в целом он не воспринимает примерно до 1 года.

Это интересно!

– А когда малыш начинает различать цвета?

– Поначалу он не воспринимает одинаково яркие цвета, это умение придет к  2,5 месяцам. Основные цвета ребенок различает примерно к 5-му месяцу жизни. Оттенки – гораздо позже.

– Надо ли налаживать с ребенком зрительный контакт?

– Конечно! Ваша мимика и улыбка очень помогут в этом. Лучше всего, как говорилось выше, если ваше лицо находится на расстоянии не более 20-25 см от глаз ребенка. Ну и поговорите с крохой – негромко, спокойно, с ласковой интонацией.

– На что малыш больше любит смотреть?

– Безусловно, на маму – ее лицо самое прекрасное для него. А также на игрушки ярких цветов, особенно на черно-белые геометрические узоры, фигуры. Если близкие ему взрослые резко меняют внешний облик, он может отвернуться и даже расплакаться.

– На что нужно обратить внимание родителям, чтобы не пропустить признаки болезней глаз?

–  Я не буду говорить о банальных случаях конъюнктивита. Но надо внимательно отнестись к возможным проблемам со зрением в том случае, если кроха в группе риска: он родился недоношенным или у него отягощена наследственность, т.е. если кто-то из родителей или оба сразу имеют близорукость, косоглазие, дальнозоркость, астигматизм.

Но даже если родители в плане зрения здоровы, то насторожитесь, если кроха ведет себя неадекватно, когда, например, вы вошли в комнату и включили свет, а не спящий малыш, вместо того, чтобы дернуться и зажмурится, лежит спокойно, не реагирует на свет. Или если он в 1-1,5 месяцев не видит мать, которая отошла от него на расстояние около метра и плачет. Если глазки начинают «бегать», малыш не может сфокусировать взгляд на чем-то одном.

– Бытует мнение, что все дети рождаются с косоглазием, а потом это проходит.

Фото: lori.ru

– Ничего подобного! Просто у новорожденных глаза близко посажены, плюс широкая переносица, т.е. лицевой скелет еще не сформирован. Со временем, к 6 месяцам, все выправляется и создается впечатление, что косоглазие ушло. А вот если у малыша один глаз смотрит прямо, а второй «уходит» вверх, вниз, право или влево, то это реальное косоглазие и надо идти к врачу.

– Нужен именно детский офтальмолог?

– Да, обязательно. У нас в стране, к сожалению, таких специалистов очень мало. А зря – ведь врач должен учитывать все нюансы детского организма, знать по месяцам этапы развития и быть опытным именно в работе с детьми.

Также читайте о 7-ми удивительных навыках маленьких детей

Как видит мир новорожденный – Умная мама

Автор invaxi На чтение 7 мин. Просмотров 1k. Опубликовано

05.09.2019

Попробуйте ответить на вопрос: “Что знает и умеет совсем маленький ребенок?”, то есть, какова его компетентность относительно вашего мира. В большинстве случаев этот вопрос вызывает недоумение и встречный вопрос: “А разве он что-нибудь понимает и умеет, кроме того, что есть, спать и пачкать пеленки?” Вы, наверное, удивитесь, узнав, что за последние десятилетия наука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца, о которых еще в начале нашего века никто не подозревал.

Психологи, физиолога, медики установили, что психическая жизнь ребенка начинается задолго до момента рождения (в пренатальном периоде). Именно в это время происходит формирование, по-существу, всех видов чувствительности.

Примерно в 8,5 недель жизни плода возникает первый вид чувствительности – тактильная и кожная (чувствительность к прикосновению). Вся же кожная поверхность тела плода готова к приему тактильной информации на 14 неделе, то есть задолго до того, как этот вид чувствительности понадобится ребенку в сложном процессе познания окружающего мира.

Чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах также развивается чрезвычайно рано. Установлено, что специальные “датчики”, сигнализирующие о состоянии мышц, начинают функционировать к 4-му месяцу жизни плода. На 10-й педеле закладываются вкусовые точки языка, и ребенок, родившийся преждевременно, па 6-7-ом месяце беременности, способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Многочисленные факты свидетельствуют о возможности плода воспринимать звуки и даже отвечать на них движением. Так, каждая будущая мать может заметить, что ребенок отчетливо “вздрагивает” в утробе при резком и громком звуке. Таким образом, задолго до рождения ребенка его органы чувств способны получать информацию об окружающей среде. Более того, эта способность реализуется в конкретных условиях жизни плода.

Еще до рождения ребенок ощущает прикосновения к различным участкам своего тела при движениях матери. Он воспринимает изменения температуры, испытывает вкусовые и обонятельные воздействия. Особенно богата слуховая среда плода, поскольку он находится в жидкости, обладающей способностью передавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда. Поэтому еще до рождения ребенок слышит не только звуки, идущие извне, но и топы сердца матери, ее голос. Ученые пришли к выводу, что развитие до рождения не просто сводится к формированию отдельных органов чувств, а заранее настраивает органы чувств ребенка на встречу с внешним миром.

Вместе с чувствительностью развиваются мышечный аппарат и некоторые нервные механизмы, обеспечивающие работу безусловных рефлексов, необходимых ребенку для выживания. Многие из этих рефлексов вы можете наблюдать у новорожденных. Малыш закрывает глаза в ответ на яркий свет или хлопок руками возле головы. При прикосновении к уголку рта с какой-либо стороны ребенок поворачивает туда головку, а при вкладывании пустышки в рот начинает ее сосать. Все это – врожденные приспособительные реакции, жизненно необходимые малышу.

Затем начинается длительный процесс созревания центральной нервной системы, а вместе с ней совершенствуется и высшая нервная деятельность. Но вот, что интересно: для созревания центральной нервной системы необходимо ее активное функционирование. Это значит, что окружение малыша с самого начала должно быть организовано так, чтобы его органы чувств были “загружены” соответствующей информацией, чтобы ему “было на что посмотреть, что услышать и почувствовать”. Ведь новорожденный способен получать информацию из окружающего мира и особым образом на нее реагировать. Если не учитывать потребностей ребенка в активных воздействиях и новых впечатлениях, оставлять его в закрытой ширмами кроватке, подходить и брать на руки только для кормления, – ваш малыш будет воспитываться в условиях сенсорной денривации (недостаточной информации о внешнем мире). Возможно, он будет спокоен и нетребователен, но вы должны знать, что отсутствие активности, интереса к окружающему миру, погруженность в “растительное” существование – свидетельство серьезного искажения развития.

Многочисленные наблюдения опровергли бытующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят в течение двадцати четырех часов в сутки. Оказалось, что хотя они бодрствуют небольшими промежутками времени, в совокупности это составляет иногда несколько часов.

Каким же видит окружающий мир новорожденный?

Техническая оснащенность исследований позволила выявить поистине сенсационные факты. Прежде всего было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все “вверх ногами”, не различает отдельных предметов, а воспринимает их как “нагромождение разноцветных пятен”. Теперь стало ясно, что хотя зрительный аппарат новорожденного еще очень несовершенен, он позволяет ему адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму того, что он видит. В своих исследованиях американский психолог Фаттц показал, что уже в первые педели жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отношение к зрительным стимулам. По локализации и длительности фиксации зрачка определено, что малыши пяти-ссмидиевпого возраста чаще и дольше смотрят па предметы более сложной формы, предпочитая сложные, движущиеся и объемные фигуры. То есть, новорожденный изначально готов к восприятию человека, матери. Не менее важные и интересные сведения получены также о слухе новорожденных. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую же чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи.

Что самое удивительное, – младенцы предпочитают осмысленную связную речь набору бессмысленных слогов, а прослушивание своего собственного голоса, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они перед этим неудержимо плакали.

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший интеллектуальное развитие младенцев, наблюдал у детей примерно в трехмесячном возрасте такую сложную мыслительную способность, как отделение средства от цели. В опытах другого психолога Дж. Уотсоиа описано, как дети еще младше – всего двух месяцев от роду – научились приводить в действие подвижную игрушку, двигая головой по подушке особой конструкции. Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с существом, которое ничего не знает и не умеет, подрастая, словно растение при хорошем уходе, а с чем-то гораздо более сложным, – внутренне организованным, одаренным спонтанной активностыо.

В последнее десятилетие широко развернулось изучение синхронизации сложных действий взрослого (обычно матери) и младенца. При изучении простейших игр взрослого с малышом младше 4-х месяцев было обнаружено, что ребенок участвует в них с помощью взгляда. Он то смотрит па взрослого, показывающего “козу” или делающего “ладушки”, то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его в лицо взрослого и этим помогает определить темп и ритм движений и действий старшего партнера.

После 4-х месяцев младенцы регулируют взаимодействия не только взглядом, но и жестами. Опыты американского психолога У. Копдопа обнаружили способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться в такт с речью взрослого, наподобие тому, как это делают взрослые слушатели. Любопытны кинозаписи движений головы у глядящих друг па друга трехмесячного ребенка и взрослого: движения матери и младенца – это очень точно сочетающиеся взаимные приближения и отступления, составляющие как бы своеобразный “вальс”. Образ танца, “неуловимого балета” упоминают многие авторы, пытающиеся передать свои впечатления от непроизвольных синхронных движений младенцев при звуках осмысленной речи, при взаимодействии с матерью. Это поразительно тонкое и точное совпадение их жестов, стройная гармония взаимодействия, конечно, не осознается не только ребенком, но и его старшим партнером. Да и психологу она открылась лишь благодаря сложной математической обработке и анализу с помощью специальных технических средств. И тем не менее, синхронизация поведения – по-видимому, важнейший факт психологии младенчества, установленный в последние годы.

Для чего же нужны все эти сложные возможности и способности новорожденному, если он ведет такой простой, казалось бы, “образ жизни”? Известный специалист по детской психологии М. И. Лисина так ответила на этот вопрос: все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Без взрослого младенцу не удастся этого сделать.

этапы развития зрения у новорожденных

Фото 1

Младенцы познают мир через осязание, слух, зрение. Первые две недели после появления на свет дети лишь спят и едят. Многие родители думают, что новорожденные ничего не видят.

Но это не совсем так: их зрительный аппарат не сформирован полностью, но очертания предметов вокруг себя малыши различают. Мамам и папам рекомендуется понимать, как дети видят в 1 месяц.

Это поможет им правильно развивать ребенка, вовремя выявить патологию.

Как и что видят новорожденные?

Фото 2Чтобы не волноваться из-за кажущихся проблем, родителям нужно понять особенности строения работы зрительного аппарата малыша. За то, что человек видит, отвечают не только глаза.

Принятая этим органом информация передается в участки головного мозга. Тут происходит ее интерпретация и формирование картинки. Реакция на свет появляется еще до рождения.

Первые изображения, по мнению ученых-медиков, дети видят спустя несколько минут после рождения. Но все объекты размыты. Это является защитной реакцией. Нервная система малыша очень слабая. Большой поток информации может нанести вред организму. Не до конца развитое зрение защищает от избытка визуальных раздражителей.

Новорожденный неспособен четко фокусироваться на конкретном объекте. Это связано с тем, что его глаза начинают постепенно привыкать к новой атмосфере. Спустя некоторое время у малыша появляется способность видеть объекты, расположенные на расстоянии до 20 см. Но предметы все равно видятся нечеткими, лишенными контраста. Острота зрения варьируется в пределах 0,005-0,015%. Узоры и цвета не воспринимаются.

Фото 3Что и как видит ребенок в 1 месяц, зависит от строения его органов зрения. Глазные яблоки младенца занимают гораздо меньшую площадь, чем у взрослого. Лучи, несущие картинку, попадают за сетчатку.

Слезные протоки у месячного малыша еще не сформированы. Поэтому слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами.

Все это делает глаза новорожденного уязвимыми к инфекциям, воспалениям. Патологический процесс становится преградой для развития зрения. Вопрос, что видит ребенок в 1 месяц, волнует многих родителей. Взгляд младенца в этом возрасте уже становится осмысленным. Малыш может следить за крупными предметами, расположенными на расстоянии до 60 см.

Все объекты ребенок видит в черно-белых красках. По мере роста и развития перечень зрительных восприятий пополняется другими цветами: сначала красным, желтым, а ближе к трехмесячному возрасту – синим, зеленым и прочими оттенками.

По мере взросления зрение развивается и совершенствуется. Полностью зрительный аппарат ребенка формируется лишь к 6-7 годам.

Когда малыш начинает фокусироваться?

Фото 4Из-за недоразвитости центров мозга, отвечающих за зрительное восприятие, малыш до четырехмесячного возраста видит мир в двухмерном изображении. Новорожденные не способны фокусироваться на предметах.

Они блуждают взглядом по комнате. Младенец может скашивать глаза. Это считается вполне нормальным явлением. Но если глаза постоянно косят и эта проблема наблюдается у ребенка после 6 месяцев, то стоит обратиться к офтальмологу.

Постепенно глазные мышцы укрепляются. Умение использовать оба органа зрения одновременно постигается лишь к полугодовалому возрасту. К четырем месяцам мозговой отдел, отвечающий за зрительное восприятие, начинает обрабатывать картинки.

С этого момента у малыша появляется способность ненадолго фокусировать взгляд на ярких неподвижных и перемещающихся предметах. Многие педиатры советуют родителям помогать детям сосредотачиваться на объектах, проводя специальные занятия в игровом виде.

Родителям рекомендуется регулярно показывать грудничка педиатру. Специалист проведет осмотр и даст оценку физическому и психическому развитию малыша. О правильном становлении говорят определенные рефлексы.

На нормальное протекание речевого процесса указывает умение малыша сообщать о своем дискомфорте посредством крика. Зрительные навыки в этот период ограничиваются наблюдением за яркими, крупными, хорошо освещенными объектами.

Если имеются какие-либо нарушения в состоянии малыша, педиатр направит его на консультацию к более узкому специалисту. Окулист сможет вовремя выявить косоглазие, птоз, ретинопатию, амблиопию и прочие болезни, дать рекомендации по лечению.

Когда кроха начинает узнавать родителей?

Фото 5В первые минуты жизни к малышу прикасается его мама. Это новые ощущения для младенца. Он чувствует тепло тела, мягкость и запах кожи родного человека, его прикладывают к груди и новорожденный успокаивается.

Маму ребенок узнает благодаря вкусовому и тактильному опыту. Педиатры отмечают, что обоняние у детей развивается очень рано. Родных людей младенец различает по запаху уже на третий день после появления на свет.

Отчетливо видеть лицо матери новорожденный может примерно с третьего месяца жизни. В этом возрасте у малыша начинает функционировать бинокулярное зрение: ребенок обретает способность видеть синхронно двумя глазами.

Чтобы младенец смог хорошо рассмотреть черты лица родителей, нужно держать его вертикально на расстоянии до 30 см. В таком положении ребенок лучше сосредотачивается. Полезно использовать мимику при общении с грудничком.

Чтобы малыш быстрее начал узнавать лица родителей, требуется чаще к нему наклоняться и разговаривать с ним.

Как привлечь внимание ребенка в 1 месяц?

Младенцы редко останавливают свой взгляд на чем-либо более 3-4 секунд. Многие родители интересуются, как можно привлечь внимание месячного малыша.

По мнению специалистов, лучший предмет для сосредоточения взгляда ребенка – это лица мамы и папы. На втором месте идут черно-белые фотографии, портреты, контрастные узоры (например, шахматная доска).

Варианты привлечения внимания грудничка:
  • взять ребенка на руки, расположить в вертикальном положении;
  • подождать, пока грудничок сосредоточится;
  • взять предмет и расположить его в 25 см от лица младенца. Ближе держать игрушки нельзя: это чревато развитием у ребенка косоглазия. Предмет должен быть немаленький;
  • развернуть малыша лицом к себе. Начать разговаривать с ним, широко отрывая глаза и рот во время общения. Голос должен быть ровным и тихим.

Игрушки над детской кроваткой следует вешать не перед самым лицом малыша, а чуть дальше: сбоку либо за ножками. Выбирать нужно крупные и яркие предметы. Также можно попробовать поиграть с грудничком в «Глаза в глаза». Для этого надо расположить ребенка на удобное для его глаз расстояние.

Малыша следует медленно, аккуратно перемещать то дальше, то ближе, пока взгляд не станет сосредоточенным. Такой игрой можно заниматься и когда ребенок находится в горизонтальном положении. Но в этом случае подобное занятие быстро надоест младенцу.

Видео по теме

Как и что видит ребенок в первый год своей жизни:

Таким образом, месячные дети видят все объекты размыто, неконтрастно. Они способны ненадолго фокусироваться на крупных и ярких предметах. По мере взросления органы зрения совершенствуются, начинают лучше работать зоны головного мозга, отвечающие за преобразование картинки.

Родителям полезно учить малыша сосредотачиваться на объектах расположенных в его поле зрения. Для этого стоит играть с ним в «Глаза в глаза», показывать яркие предметы, контрастные картинки.

Что видят новорожденные дети по месяцам, когда начинает видеть ребенок

Многих родителей интересует: что видят новорожденные дети после приезда из роддома и какие сроки формирования полноценного зрения у грудничка.

Знание диапазона зрительных возможностей крохи на каждом этапе развития, позволяет родственникам выбрать правильную тактику контактирования с малышом, вовремя выявить возможные глазные дефекты.

Ребенок смотрит на маму

Особенности зрения новорожденных детей

Глаза грудничка недостаточно сформированы и приспособлены к восприятию окружающего мира. Строение зрительного аппарата новорожденного имеет значительные отличия от взрослого.

Анатомия

Новорождённые дети воспринимают мир иначе, это обусловлено состоянием развития глазных яблок, глазодвигательных мышц, хрусталика:

  • глазные яблоки не превышают величины 4-5 мм, намного меньше в пропорциональном отношении, чем у взрослых;
  • тонкая роговица с малой преломляющей силой;
  • зрачок узкий, менее 2 мм в диаметре;
  • слёзные протоки сформированы не полностью, слёзная жидкость отсутствует первые 1-2 недели;
  • повышенная кривизна хрусталика, приводящая к искажению изображения;
  • недостаточное количество пигмента в оболочке радужки;
  • зрительный аппарат грудничка содержит больше слоёв сетчатки по сравнению с глазом взрослого человека;
  • жёлтое пятно на сетчатке развито к моменту появления ребёнка на свет в пределах 50-60%.

Не полностью сформированные органы зрения значительно искажают зрительное восприятие малыша.

Развитие зрения в утробе

Формирование зрительного аппарата эмбриона начинается с главной структуры глаза — сетчатки.

Процесс начинается с первых недель беременности:

  1. 2-3 нед. —закладка будущих сетчаток (глазных ямок), хрусталика, зачатков зрительных нервов.
  2. 5-6 нед. — образуются основные составляющие сетчатки, первичное стекловидное тело, начинается формирование роговицы.
  3. 7 нед. — закладка зачатков век.
  4. 11 нед. — формирование радужки, ресничного тела.
  5. 16 нед. — первые движения глазных яблок.
  6. 26 нед. — приоткрытие век, моргание.
  7. 32-36 нед. — совершенствование всех органов зрительной системы.

В критические периоды развития органа закладка структур особенно чувствительна к воздействию негативных факторов, что может стать причиной врождённых патологий. Здоровье матери, отсутствие вредных привычек — имеет определяющее значение для гармоничного развития зрительной системы. Патологии, возникшие на эмбриональном уровне, трудно поддаются коррекции.

Завершение формирования сетчатки, палочек и колбочек, анализирующих поступающую световую и цветовую информацию, происходит на 39-40 неделе эмбрионального развития. Недоношенные дети часто имеют проблемы с совершенствованием зрительных структур.

После родов

Различать свет и темноту малыш начинает ещё в утробе матери. Он привыкает к влажной затемнённой среде. Процесс рождения — огромный стресс для новорождённого.

Несовершенная слизистая оболочка роговицы с несформированными слёзными протоками раздражается от сухого воздуха и яркого света. В первые часы после рождения кроха держит глазки закрытыми большую часть суток.

Когда они начинают видеть

Глаза ребенкаВ конце второго триместра беременности будущий ребёнок начинает тренировать зрительные структуры: открывает и закрывает глазки, рефлекторно расширяет и суживает зрачки. Выработанные навыки потребуются сразу после рождения.

На 30 неделе беременности малыш начинает отличать свет от темноты, при нахождении мамы под прямыми лучами солнца кроха может уловить рыжеватое расплывчатое пятно.

В первые дни после рождения грудничок видит неясные силуэты предметов, находящихся вблизи. Через сколько дней дети начинают видеть — зависит от времени родов. Недоношенные дети отводят глаза от света. Дети, появившиеся в срок интересуются яркими источниками света.

 До 14 дней глаза ребёнка слабо реагируют на происходящее вокруг. Новорождённый видит белесоватые пятна округлой формы, не воспринимает происходящее сбоку и сзади. Зрительные возможности новорожденных ограничены на 30˚ вправо и влево, на 10˚ вверх и вниз.

Что и как видят новорожденные в первые дни и недели

Младенцы в первые 2-4 недели видят чередование чёрно-белых пятен, так они воспринимают предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Глаза грудничка реагируют на свет, слишком яркий световой источник раздражает роговицу. Кроватку ребёнка нельзя устанавливать прямо под люстрой.

Глазные яблоки новорождённого подвижны, глазки часто смотрят в разные стороны, непроизвольно подрагивают. Создаётся впечатление косоглазия, нистагма, что часто пугает родителей. Это физиологическая особенность, вызванная слабостью глазодвигательных мышц, самостоятельно исчезающая в течение 1-2 недель.

Все груднички имеют врождённую физиологическую дальнозоркость (гиперметропию). Из-за малой величины глазных яблок несущие картинку лучи попадают не на сетчатку, а за неё. Этот дефект исправляется самопроизвольно по мере развития зрительных структур.

Существуют нормы самостоятельного исправления дефектов зрительного аппарата в зависимости от возраста:

  • отсутствие реакции на смещение источника света — до 2 недель;
  • косоглазие —до 4 месяцев;
  • необычно выпуклый хрусталик — до 12 месяцев;
  • светлый цвет глаз, пониженное количество пигмента — до 6-9 месяцев.

Основное формирование зрительного аппарата грудничка происходит в возрасте до года. Физиологическая дальнозоркость проходит в 2-3 года. Полноценно органы зрения формируются в 5-7 лет.

Изменение зрения по месяцам

По мере роста ребёнка развиваются зрительные навыки, в головном мозге формируется связь полученных изображений с тактильными ощущениями.

Совершенствование зрения по мере роста:

  1. К 4-5 неделе грудничок задерживает взгляд на ярких предметах, находящихся на расстоянии 40-50 см.
  2. В 6 недель кроха начинает воспринимать объёмные изображения. Постепенно новорождённый осваивает близлежащее пространство, видит грудь матери.
  3. В 3 месяца начинает фиксация взглядом движущихся игрушек. В это время активно развивается цветовой скрининг аппарата сетчатки.
  4. В 4 месяца грудничок начинает узнавать лица родителей. В этот период ребёнок может делать ошибки в определении объёмности предметов — пытаться схватить солнечные блики и движущиеся тени.
  5. В 6 месяцев у ребёнка формируется стереоскопическое зрение. Глаза способны сфокусироваться на предмете.
  6. В 7-10 месяцев малыш начинает распознавать геометрические формы, различать мелкие детали.

Даже по достижении двухлетнего возраста малыши имеют только 50% остроты зрения, по сравнению со взрослым человеком.

Что видят новорожденные

На что любят смотреть новорождённые

Родители должны активно содействовать совершенствованию зрительных функций у ребёнка. Комната, где находится детская кроватка должна быть хорошо освещена. Кроватку устанавливают так, чтобы малыш мог видеть окружающие предметы со всех сторон.

Нужно понимать, что первое время глаз ребёнка воспринимает только чёрно-белые изображения, цветовое восприятие предметов формируется к 3 месяцам. Красный и жёлтый цвета кроха начинает распознавать в первую очередь, синий и зелёный — значительно позднее. Это следует учитывать при выборе развивающих игрушек.

Как привлечь внимание, как тренировать и развивать зрение

Когда малыш достигнет возраста 4 недель в кроватку вешают погремушки. Расстояние до глаз грудничка должно составлять 40 см. До трёх месяцев тренировку зрения проводят с помощью чёрно-белых картинок: прикрепляют изображения к стенкам кроватки, детскому мобилю. Контрастные изображения перемещают в разные стороны, добиваясь фиксации взгляда.

Детям старше 3 месяцев пищащие игрушки заменяют бесшумными, цветными. Ребёнок должен брать их в руки, соединяя в головном мозге цепочки тактильных ощущений с изображением.

После полугода детям следует предоставлять свободу передвижения. Стереоскопическое зрение значительно быстрее формируется у активно двигающихся малышей. Ежедневные прогулки исключительно важны: ребёнок постепенно познаёт мир за пределами дома, ультрафиолет благотворно влияет на развитие зрительных органов.

Наблюдение у специалистов

Ребенок у окулистаПервый осмотр детским врачом проводится в роддоме. Выявляются врождённые патологии органов зрения. Осмотр при рождении не даёт 100% гарантии, некоторые заболевания проявляются со временем.

В 1 месяц проводится осмотр врачом-офтальмологом в детской поликлинике:

  • проверка зрительных рефлексов;
  • обследование формы и размеров глазных яблок;
  • проверяется чистота (незамутнённость) хрусталика.

Следующий профилактический осмотр проводится в 3 месяца для недоношенных детей, для малышей, родившихся в положенное время — в 6 месяцев.

На осмотре происходит детальное обследование органов зрения:

  • оценка состояния глаз;
  • двигательная активность глазных яблок;
  • способность фокусирования глаз на предметах;
  • аккомодация, рефракция.

При необходимости решается вопрос: является имеющееся косоглазие физиологическим или требуется коррекция патологии.

Плановый осмотр в 1 год предусматривает исследование зрения малыша с помощью листа бумаги, покрытого чёрно-белыми полосками.

В полтора года оценку остроты зрения ребёнка проводят с применением диагностической детской таблицы Орловой. В дальнейшем, профилактические осмотры офтальмолога проходят 2 раза в год.

Причины для обращения к врачам

Предрасположенность к возникновению глазных патологий в раннем детстве:

  • генетическая наследственность;
  • недоношенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • курение и употребление беременной женщиной спиртных напитков;
  • иммунодефицит.

Поводом к посещению офтальмолога может служить:

  • в 1 мес. не наблюдается реакции сужения зрачка;
  • после 3 мес. глаза грудничка не фокусируются на предметах красного и жёлтого цвета;
  • в 4 мес. глазки малыша не следят за перемещающейся игрушкой;
  • сохраняющееся косоглазие после полугода;
  • в 5-7 мес. ребёнок не узнаёт лица родственников;
  • глазные яблоки имеют разные размеры, зрачки движутся произвольно, рефлекторно подёргиваются;
  • покраснение склер, гнойные и слизистые выделения из глаз.

При наличии глазных болезней у родственников первой линии риск возникновения патологии зрительной системы возрастает в полтора раза.

Полноценное совершенствование зрительного аппарата ребёнка оказывает положительное влияние на формирование других органов и систем, способствует гармоничному психомоторному развитию малыша. Действия родителей должны быть направлены на тренировку зрительного аппарата малыша, своевременное выявление и корректировку возможных отклонений.

Видео по теме:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Как видят мир новорожденные — Детишки и их проблемы

Понимают ли новорожденные что-либо или они умеют только пачкать пеленки? Наверное, ответ на этот вопрос волнует всех новоиспеченных родителей. Не так давно ученые открыли, что у грудничков есть уникальные возможности и способности, о которых сто лет назад никто и не подозревал.

Психологи и физиологи доказали, что психическая жизнь малыша начинается в пренатальном периоде. Еще в утробе матери происходит формирование чувствительности будущего человека.

В 8,5 недель у малыша появляется кожная чувствительность. На 14 неделе кожа ребенка готова к приему тактильной информации. В сухожилиях, мышцах, суставах также есть чувствительность. Мышцы начинают функционировать к четвертому месяцу жизни плода.

Уже на десятой неделе появляются основы для развития вкусовых точек языка, поэтому даже недоношенные детки различают вкус горького, соленого, кислого и сладкого. Дети слышат еще до рождения, причем на резкие и громкие звуки ребенок отвечает вздрагиванием.

Очевидно, что задолго до появления ребенка на свет его органы чувств могут получать информацию об окружающей среде. Слуховая среда плода очень богата, так как малыш плавает в жидкости, прекрасно передающей звуковые колебания. Малыш слышит биение сердца матери, он привыкает к звуку ее голоса. Кроме того, медики установили, что развитие до рождения не только формирует отдельные органы чувств, а настраивает малыша на жизнь в новой для него обстановке.

новорожденный

Помимо чувствительности у ребенка развиваются безусловные рефлексы, необходимые для выживания.  Так, дети закрывают глаза на яркий свет, а если дотронуться до щечки малыша, он повернет в направлении касания головку. Кроме того,  даже новорожденные умеют сосать пустышку.

Позже происходит процесс развития центральной нервной системы, совершенствуется высшая нервная деятельность. Родители должны знать, что слишком спокойный и нетребовательный малыш погружается в «растительное» существование, что может явиться признаком серьезного порока развития.

Как видит мир новорожденный?

Первые факты, полученные в результате исследований, были сенсационными. Первоначальное представление о том, что грудничок видит мир «вверх ногами», не верно. Зрительный аппарат малыша несовершенен, он позволяет видеть действительность в трехмерном пространстве. Фаттц, психолог из США, доказал, что уже в первые дни жизни малыши неодинаково реагируют на зрительные стимулы. Одним словом, новорожденный уже готов к восприятию матери и членов семьи. Уникальные результаты были получены при исследовании слуха новорожденных. Новорожденные слышат не только звуки, но также различают их тональность. Кроме того, груднички показывают чувствительность к речи человека. Но удивительно то, что новорожденные предпочитают осмысленную связную речь, нежели беспорядочный набор букв. Если записать голос ребенка на магнитофон, то при прослушивании собственного голоса, он начнет успокаиваться.

Психолог Жан Пиаже из Швейцарии занимался изучением интеллектуального развития детей. У трехмесячных младенцев была отмечена сложная мыслительная деятельность, в частности они могли отделять средства от цели.

Еще один психолог, Джон Уотсоиа, доказал, что малыши в возрасте двух месяцев могут приводить в действие игрушку сознательными движениями тела.

Изучая простейшие игры родителей с ребенком в возрасте до 4-х месяцев, было установлено, что малыш принимает участие в процессе игры с помощью взгляда. Также дети регулируют общение не только с помощью глаз, но и посредством жестов. Благодаря опытам психолога У. Копдопа было установлено, что малыш в первый день жизни может  двигаться в ритм с речью родителей. Это происходит примерно так, как в аудитории, где есть взрослые слушатели. Синхронизация поведения – определяющий фактор психологии новорожденных.

Для чего необходимы малышам столь сложные способности, если они пока ведут очень простой, на первый взгляд,  «образ жизни»? М.И.Лисина, детской психолог, ответила на данный вопрос так: все, что есть в распоряжении у новорожденного, помогает ему выживать. Без взрослых малыш не сможет этого сделать.

Поделиться во ВКонтакте

Поделиться в Одноклассниках

Поделиться в Моем мире

Поделиться в Facebook

Отправить через E-mail



Source: www.womensplay.net

Как видят мир дети от рождения и до года (ФОТО)

9 февраля 2017 16:00 Дина Пацьорка

Медики давно выяснили, что человеческие малыши, даже рожденные совершенно здоровенькими, появляются на свет немного… недоношенными. Это отражается и на способности деток видеть. Существует миф, что новорожденные видят все вверх ногами. Это не так. На самом деле, малыши в первые месяцы видят окружающий мир немного размытым, а полностью зрение формируется только к двум годам. Именно тогда малыш начинает видеть мир как мы, взрослые.

Читайте такжеДети до года: нормы роста и прибавки веса (таблица)

В течение первого месяца все для малыша видится мир большим серым пятном, а лицо склонившейся мамы только к концу первого месяца кажется крохе просто смайликом, на котором проявляются глаза и рот.

Спустя месяц кроха уже может различать силуэт мамы.

В 2 месяца малыш может видеть, пусть и размыто, предметы вдалеке, на расстоянии 2-3 метров от него.

3-месячный малыш видит лица достаточно четко, а свои ручки и пальчики различает отлично – поэтому с удовольствием подносит к глазкам и ротику.

В 4 месяца мир для крохи приобретает краски. Отдаленные предметы становятся все более четкими.

Для 5-месячного непоседы картинка еще более четкая.

В полгода малыш способен хорошо видеть и близкие, и отдаленные предметы.

В 7 месяцев цвета вокруг для крохи становятся еще более яркими.

Для 8-месячного малыша теперь ясно – где свои, а где чужие люди. Детки в этом возрасте начинают плакать, если оказались на ручках у незнакомца. Или если папа вдруг склонился над кроваткой в незнакомой шапке.

9 месяцев – еще более четкая картинка и яркие краски.

10-месячный малыш улавливает все больше цветовых оттенков.

В 11 месяцев детки отслеживают форму и цвета в динамике – они начинают с удовольствием смотреть динамичные картинки на экране телевизора, планшета, телефона.

12 месяцев – не идеально, но близко к этому.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»