7 важных навыков, которые мы теряем, когда совсем перестаём писать от руки
Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Анастасия Миронова разобралась, что будет, если мы (и наши дети) совсем перестанем писать от руки.
Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.
Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой. В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный. Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.
В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму. Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами — вся Великобритания пишет именно ими. Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.
История чистописания в России
В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамотно. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах. Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо. После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.
В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1 классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию. Прежде всего потому, что переучивать ребёнка письму сложно. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными. А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.
Письмо от руки превратится в редкое искусство
Сегодня уже среди взрослых людей появились миллионы тех, кто плохо пишет от руки. Если учителя, врачи и в какой-то мере журналисты ещё пользуются время от времени бумагой и ручкой, то остальным это просто не нужно. Какому-нибудь таксисту, инженеру или видеодизайнеру не нужно писать рукой. Люди перестали делать от руки даже списки покупок. А когда берут в руки ручку несколько раз в год, неизменно удивляются: почерк совсем испорчен, рука путает буквы, строчки ползут. А ведь эти люди писали в школе, институте и несколько лет после выпуска. Представьте, как будут писать даже список покупок дети, которые заканчивают знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в 1 классе? Их научили писать, на этом — всё. Здесь впору говорить не о почерке, а об элементарном сохранении навыка письма.
Сумеет ли человек, который берёт карандаш раз в год, чтобы написать письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?
На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти?
Допустим, шведские учёные правы и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.
Какие последствия отказа письма ждут школьников и вообще всех нас
1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.
Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк. А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.
2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.
3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.
4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта. Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.
5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.
6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.
7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.
Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично. На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.
Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.
Готовим руку ребенка к письму: первые шаги
Умение красиво писать прописными буквами — одно из главных требований к будущим первоклашкам. Чтобы ребенок уверенно чувствовал себя на уроках, а его домашние работы неизменно вызывали довольную улыбку преподавателя, начните «ставить» руку малыша и учить его писать.
Дошкольные педагоги подчеркивают: интерес к чтению у малыша появляется вслед за интересом к письму. В возрасте 3,5 — 4 лет ребенок начинает «подписывать» свои рисунки — и за этими каракулями скрывается появление у малыша желание быть понятым другим людям. Именно в этот момент, когда ему хочет освоить буквы родного языка, стоит начинать и занятия чтением, и упражнения для обучения письму.
Готовим руку ребенка к письму, что нужно учесть приступая к обучению?
Прежде, чем переходить к занятиям прописью, важно уделить время нескольким полезным упражнениям, которые помогут «поставить» руку для письма и развить мелкую моторику, а вместе с тем — и потренировать память и внимание.
Мелкая моторика. Для того чтобы ребенок в дальнейшем крепко и уверенно держал ручку, уделяйте 10−15 минут в день упражнениям на мелкую моторику: пальчиковые игры, мозаика, паззлы, аппликация или рисование.
Посадка и осанка. Во время занятий, развивающих мелкую моторику, внимательно следите за тем, как сидит малыш: обратите внимание ребенка на то, какой должна быть осанка, расскажите, почему важно за этим следить. В свою очередь, позаботьтесь о том, чтобы высота и размер стола и стула, за которыми будет заниматься малыш, соответствовали его росту.
Размер письменных принадлежностей. Очень важный аспект, о котором нетрудно забыть в пылу педагогических страстей, — это размер письменных принадлежностей для ребенка. «Взрослые» ручки тут не годятся — выбирайте специальные ручки и карандаши для дошкольников длиной не больше 15 сантиметров. Размер ручки напрямую влияет на почерк малыша: успехов в каллиграфии можно достичь только в случае, если держать ручку будет удобно и легко.
Упражнения для постановки руки
* Освоение письма не ограничивается методичным и многоразовым перерисовыванием букв! Непосредственно перед переходом к письму или параллельно с упражнениями стоит предложить ребенку заняться штриховкой геометрических фигур — это упражнение развивает аккуратность и умение управлять инструментами письма — ручкой, карандашами, фломастерами.
* Затем можно ввести упражнения на рисование наклонных линий или крючочков, которые помогут сформировать красивый почерк.
* Устраивайте физкультминутки. В дошкольном возрасте непросто концентрироваться дольше 15 минут подряд! Поэтому регулярно устраивайте с ребенком небольшие спортивные паузы — разминайте пальчики, прыгайте или просто танцуйте, пойте вместе веселую песенку. Тогда следующие 15 минут будут гораздо продуктивнее.
* Делайте массаж пальчиков. Для малышей держать ручку — непривычная нагрузка. Чтобы детская рука меньше уставала, после занятий рекомендуется делать легкий массаж пальчиков, чтобы расслабить уставшие мышцы.
* Обязательно отмечайте успехи и хвалите малыша. Ровный ряд идеально параллельных черточек, красивые крючочки или, может быть, уже первое предложение «Мою мамочку зовут Наташа», написанное прописью, — это великолепный повод похвалить малыша. Такой приятный стимул поможет ребенку не останавливаться на достигнутом и стараться писать как можно лучше.
И с каждым успешно и аккуратно написанным словом рассказывайте малышу, как новые знания и умения пригодятся ему в школе — ведь ему будет легче и интереснее учиться. Педагоги уверяют, что именно первые успехи, похвала и настрой родителей способны пробудить в ребенке интерес к школьным занятиям.
Десять советов для уставших писателей
Бесс Козби
Твит
Сейчас ноябрь, и я собираюсь пойти на риск и поспорить, что там есть несколько уставших писателей. Дни короткие. Возможно, наступает школьная усталость. Не за горами каникулы со всем чудесным хаосом, который они приносят. И вдобавок ко всему, мы прошли примерно треть пути через NaNoWriMo, и свечение может угаснуть. Я не буду заниматься NaNoWriMo в этом году, но это был напряженный год, и следующие несколько недель тоже будут напряженными. Я тоже устал!
Правда в том, что для большинства писателей усталость и растянутость — это реальность. У нас есть работа на полный рабочий день, семьи, вторая работа, внештатная работа и социальные обязательства. Нам нужно время, чтобы прочитать и наполнить колодец. Нам нужно время для отдыха, и это делает время для письма еще более ценным. Итак, что вы делаете, когда вы устали, но вам нужно писать? Вот несколько советов, как пройти через:
1) Подвести итоги
Каждые несколько лет я перечитываю книгу Стивена Р. Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Это фантастическая книга для писателей. Его первая привычка — «Начинай с конца». Есть сила в том, чтобы знать , куда вы идете, прежде чем вы начнете куда-то идти. То же самое верно и для письма. Если вы устали, мотивация является ключевым фактором. Прежде чем начать писать, потратьте несколько минут на то, чтобы понять, чего вы хотите достичь, но не в это конкретное время, а на этой неделе, в этом месяце, в этом году. Помня о своих больших целях, вы сможете выполнить меньшую задачу, стоящую перед вами сегодня.
2) План
Следуя этим инструкциям, запишите конкретную цель для этого сеанса письма. Это должно быть что-то амбициозное, но достижимое, и что-то, что позволяет вам чувствовать усталость! Если вы знаете, что вот-вот заснете, а пить кофе уже слишком поздно, не пытайтесь написать 2000 слов. Успех мотивирует, а неудача — нет. Поставьте цель, которую вы можете достичь, но это подталкивает вас настолько, что вы гордитесь ее достижением. Тогда приступайте к работе. Кто знает? Вы можете удивить себя и в конце концов дойти до 2000 слов!
3) Устранение отвлекающих факторов
Научно доказано, что сопротивление искушению утомляет нас. Каждый раз, когда на вашем телефоне или в Facebook появляется мигающее уведомление, и вы решаете его игнорировать, вы истощаете себя немного больше. Отключите эту опцию, переведя телефон в режим полета, закрыв интернет-браузер или даже полностью отключив Wi-Fi.
4) Выйти из дома
Вы когда-нибудь читали книжку с картинками «Пять минут мира»? Это о маме, которая всего лишь хочет пять минут тишины и покоя, но ее детишки сходят с ума. Независимо от того, есть у вас дети или нет, жизнь — это буря и отвлечение, особенно дома. Иногда мой сосед по комнате просто заходит ко мне в комнату, чтобы поговорить, и это здорово, но если я нахожусь в середине писательского спринта, я, скорее всего, потеряю ход мыслей. Дома также отвлекают, потому что дома всегда есть работа, будь то уборка, организация или приготовление следующей еды. Дом полно соблазнов сопротивляться, но всего этого можно избежать, бросив ноутбук в сумку и отправившись в кафе.
5) Создайте творческую среду
Поход в кафе может быть идеальным способом работы, но иногда вы просто слишком устали, или вам хочется писать в постели, или до того, как ваша семья вернется домой, осталось всего сорок пять минут, а тратить пятнадцать минут на то, чтобы тащиться за собой, не имеет смысла.
т стоит. Если вы дома, боритесь с творческой усталостью, создав пространство для успеха. Закрой дверь. Наклейте цель на стену. Наденьте наушники, чтобы сосредоточиться на экране, а не на том, что происходит внизу. Еще одна вещь, которая может добавить немного атмосферы, — это зажечь свечу или распылить эфирные масла. Удивительно, как эти мелочи могут помочь вам расслабиться, сосредоточиться и получить удовольствие от работы.6) Измени его
Вы когда-нибудь возвращались домой с работы и думали: «Если мне придется смотреть на другой экран, я умру?» Ладно, может быть, это немного слишком драматично, но мы писатели! Мы можем драматизировать. И мы определенно чувствуем жжение от того, что целый день смотрим на экран. Это не просто компьютеры. Мы тоже всегда смотрим на наши телефоны. Наши глаза не отдыхают! Иногда это мешает мне писать вообще. Но! Есть надежда! У нас есть эти замечательные придатки, называемые руками, и прекрасное изобретение, называемое карандашом, и мы также можем писать этими штуками.
Здесь я тоже рискну и порекомендую писать на пишущей машинке, если она у вас есть. Нет ничего более мотивирующего, чем услышать, что Дин! , который говорит вам, что вы сделали еще одну строку.
7) Сделай перерыв
Писатели действительно могут выйти из себя, и я думаю, важно помнить, что иногда вам действительно нужен перерыв, даже если вы не достигаете своей цели по количеству слов или не укладываетесь в срок сегодня. Несколько идей для писательских перерывов:
- Упражнение: Что? Да. Это кажется немного нелогичным, но физические упражнения очень важны для долгосрочного здоровья. Это сделает вас более энергичным, улучшит сон, и это прекрасное время, чтобы дать волю идеям. Я действительно не большой поклонник тренажерного зала, но я считаю, что мой разум становится яснее, а моя работа более сосредоточенной, если я выделю полчаса утром на пробежку. Еще одна отличная идея — подружиться! Некоторые из моих лучших писательских бесед были во время длительных прогулок с друзьями-писателями.
- Читайте: Потому что мы писатели, и нам это нужно! Потому что это весело! И мотивирует!
- Медитация: Успокоение ума и обретение тишины в разгар напряженного дня или сезона могут помочь вам оставаться в здравом уме. Даже если у вас есть всего несколько минут, проверьте управляемую медитацию. В Интернете есть множество бесплатных приложений и руководств.
- Посижу в Интернете: это может быть отличным способом дать вашему мозгу передышку, не покидая компьютерного стола, но ключ в том, чтобы установить таймер и придерживаться его. Может быть, вы скажете, что у вас будет пятнадцать минут просмотра, но когда эти минуты истекут, выключите его и вернитесь к работе!
8) Сон
Это кажется немного очевидным, но это , поэтому заманчиво засиживаться допоздна. Будь то слова или просто дурачиться. Когда я заканчиваю писать, я иногда задерживаюсь допоздна, занимаясь важными делами, такими как проверка Instagram и просмотр Netflix. Правда в том, что без сна наши тела ломаются, и даже если сегодня мы сможем сделать больше, завтра мы будем бесполезны. Полноценные восемь часов сотворят чудеса с вашим письменным временем. Нам также нужно время, чтобы наш мозг расслабился после того, как мы написали. Так что пообещайте остановиться за час до того, как ляжете спать, и доведите это время до 9.0027 действительно расслабьтесь. Почитайте книгу, выпейте стакан чая, приведите в порядок свое пространство, чтобы вы были готовы и освежились, чтобы вернуться к делу утром!
9) Найдите других писателей
Мне нравится цитата К. С. Льюиса о дружбе. «Дружба рождается в тот момент, когда один человек говорит другому: «Что! Ты тоже? Я думал, что никто, кроме меня самого. . ». Я думаю, что это особенно верно для писателей. Наличие кого-то, с кем вы можете поговорить, кто понимает сумасшествие писательской жизни, может держать вас в здравом уме.
10) Гидрат
Мы писатели. Большинство из нас, вероятно, пьют большое количество кофе или чая в течение дня (и, возможно, вина ночью). Можно легко забыть пить воду. Многие из нас обезвожены, даже не подозревая об этом! Если вы будете пить много воды, ваш мозг будет бодрствовать, а ваш ум станет более сосредоточенным. Однако вода становится немного скучной, поэтому я люблю разнообразить ее, нарезав фрукты и бросив их в воду.
Вы удивитесь, насколько лучше вы себя почувствуете — я точно был!Что помогает вам пережить усталые письменные дни? Дайте нам знать в комментариях или в Твиттере, используя хэштег #DIYMFA. Спасибо, что заглянули, и приятного письма!
Бесс Козби пишет эпические истории в обширных мирах из своей крошечной квартирки в Нью-Йорке. Днем она редактор Tor Books и веб-редактор DIY MFA. Ее работу представляет Брукс Шерман из Bent Agency. Напишите ей в Twitter @besscozby, свяжитесь с ней по адресу [email protected] или посетите ее веб-сайт www.besscozby.com.
Советы по преодолению писательской усталости
Писательская усталость и писательский кризис — схожие понятия. В то время как блоки могут возникать в любой момент процесса письма, даже до того, как вы начали писать, утомление обычно возникает после продолжительных периодов письма. Это состояние расстраивает, эмоционально истощает и влияет на уверенность в себе.
Симптомы усталости писателя включают некоторые из следующих.
- Неясное мышление
Разочарование структурой предложения и словарным запасом
Ощущение, что каждое написанное предложение ничего не стоит
Многократное переписывание одной и той же концепции без удовлетворения
Негативное мышление, которое затуманивает суждения, мысли и стиль письма
К сожалению, не существует волшебного средства, которое избавит вас от этого препятствия на пути письма; однако есть несколько способов уменьшить его влияние с течением времени.
Прервите свое письмо . Несмотря на соблазн продолжать писать, пока вы в работе, делать перерыв полезно. Сидеть за компьютером физически вредно для здоровья. Примерно каждые 20 минут давайте себе несколько минут, чтобы приспособиться. Вставайте и ходите каждый час или два. Когда наступает писательская усталость, вы, скорее всего, почувствуете ее в мышцах и суставах, а также в голове. Установите таймер, если вы не можете вспомнить, что нужно встать и походить.
Смените свое местоположение – Если вы пишете в одном и том же месте каждый день, вам может просто понадобиться смена обстановки. Попробуйте встать, выйти на улицу или поработать в кафе. Все, что заставляет вас двигаться, бросает вызов вашему мозгу и снижает вероятность эмоционального выгорания.
Завершите управляемую медитацию. . Выполните простой поиск в Google по запросу «управляемые медитации». Найдите то, что кажется вам успокаивающим, и сделайте это. Выключите свет, лягте и попытайтесь следовать инструкциям. Иногда очищение ума и присутствие в данный момент дает вам достаточно отдыха, чтобы снова начать писать, или уверенность, чтобы отложить это на другое время.
Уважайте свое тело – Пора прекращать писать, если у вас болит голова, чувствуется усталость, и вы эмоционально реагируете на то, что пишете. Все работают по-разному. Ваша работа и ваше здоровье пострадают, если вы будете заставлять себя писать из-за усталости. Установите ограничения на отдых. Возьмите день или два, но не дольше недели. Вам нужно время, чтобы восстановиться, а не время, чтобы уйти от практики.
Общение – Когда писатели проводят несколько часов в своих мыслях, идеи путаются и теряют смысл. Позвоните или навестите друга и вместе обсудите идеи. Обмен идеями с другом или коллегой-писателем может помочь переориентировать ваши мысли.
Упражнения . Упражнения полезны для ума и тела. Физические нагрузки усиливают кровоток и кровообращение. Ваши мысли становятся яснее, а беспокойство проходит с помощью физических упражнений. Затем потянитесь, прежде чем снова начать писать.
Продолжайте писать – Те, кто пишет, чтобы зарабатывать на жизнь, могут не позволить себе длительный перерыв или работать в сжатые сроки. Когда единственный выбор — продолжать писать, поищите вдохновение в Интернете. Продолжайте искать разные варианты идеи, пока что-то не поразит вас, а затем следуйте за мыслью. Записав что-то для начала, вы сможете гораздо проще вернуться назад и переоценить содержание. Вы можете обнаружить, что ваш контент не так плох, как вы думали.
Вздремнуть – Думать и писать трудно без достаточного отдыха. Короткий 30-минутный сон может творить чудеса с вашим настроением, устранять мозговой туман и давать вам энергию, необходимую для письма. Однако занятия продолжительностью более 30 минут могут на самом деле утомить вас еще больше.
Выполняйте силовую позу в течение 2 минут. . Эта рекомендация основана на выступлении социального психолога Эми Кадди на конференции TED. Встаньте и оставайтесь в «позе силы» в течение 2 минут. Установите таймер и встаньте, расставив ноги и положив руки на бедра или в другую уверенную позу. Две минуты — это все, что нужно, чтобы физически изменить свое мышление. Первоначальная цель этого упражнения — повысить эффективность собеседования; тем не менее, это может дать вам необходимый импульс, чтобы снова сесть и написать.
Возьмите немного кофеина . Если возможно, насладитесь чашечкой кофе на террасе или во дворе. Кофеин и перерыв могут дать вам ясность. Ограничьте употребление кофеина, когда вы чувствуете усталость или у вас может развиться нездоровая зависимость.
Писательская усталость — не самое приятное занятие, и со временем она может накапливаться, что может привести к эмоциональному выгоранию. Избегайте выгорания, включив некоторые из этих решений для борьбы с усталостью. Если вы достигли конца своей веревки, отвлекитесь на некоторое время от письма, чтобы переориентироваться. Вам нужно разработать здоровые способы справиться с писательской усталостью, прежде чем снова начать писать. Слишком быстрое возвращение к рутине может привести к рецидиву, который также может подорвать уверенность в письме.