Обработка бересты и подготовка бересты к плетению и хранению
Заготовленная береста сразу пригодна только для строительных нужд (например, прослойка между фундаментом и срубом) и для растопки печей. Для производства изделий же нужна первоначальная обработка бересты и, в нашем конкретном случае, дальнейшая подготовка бересты к плетению. В данной статье я рассмотрю основные этапы, которые включает в себя обработка бересты.
Основные этапы подготовки бересты
- Первый этап – предварительная очистка бересты
- Второй этап – сортировка
- Третий этап – слоение
- Четвёртый этап – нарезка
Стоит оговориться, что первые два этапа подходят исключительно для листового материала, а не ленточного в клубках. Клубки же трогать не следует до самого использования. К тому же слоение и нарезка клубковой бересты гораздо проще, чем листовой.
Предварительная очистка бересты
Предварительная обработка бересты (очистка) может быть проведена и во время заготовки, чтобы не нести лишнюю грязь в дом. Но иногда время играет против нас, и такое мероприятие приходится делать позже. Однако, свежая заготовленная береста слоится в разы лучше той, которая успела полежать и просохнуть за несколько месяцев, поэтому не откладывайте этот процесс надолго. Как показывает практика — отложив обработку бересты в долгий ящик, вы рискуете потерять гораздо больше полезного материала.
Чистятся обе стороны листа ото мха, лишайника (насколько возможно), прилипших фрагментов растительности. Должно получиться примерно так, чтобы при тряске листа бересты от него не летели в стороны шелуха и прочие элементы. Обработка бересты на этом этапе будет более продуктивной, если использовать жёсткую щётку, но главное не переусердствовать и не повредить нежный слой свежей бересты.
Сортировка бересты
На этапе сортировки необходимо определить предназначение каждого листа. Хотя деление бересты на сорта довольно условно, я все равно опишу общие свойства бересты и объединю их в группы.
Масштабность операции «сортировка» зависит от количества всей собранной бересты. Если бересты всего пару листов, говорить о сортировке, наверное, не стоит. Однако этот этап никак нельзя пропустить, и если вы отложите его сейчас, то обязательно вернётесь к нему перед самым плетением.
Первый сорт — ровные, в меру плотные листы, с наименьшим количеством наростов и повреждений, с ровным приятным цветом лицевой стороны замечательно подходят для плетения. Обработка бересты такого типа не вызовет больших неприятностей в дальнейшем.
Важно обратить пристальное внимание на чечевички. Они не должны сильно по цвету отличаться от самой бересты. Хорошо если слегка зеленоватого оттенка и не трескаются при деформации.
Ещё одним важным моментом является способность к расслоению. С края листа попытайтесь отслоить примерно половину от толщины листа. Если слоится тяжело с чистой стороны, то это доставит ряд хлопот при подготовке, а если слишком легко – при плетении. Этот опыт можно получить только когда попробуешь плести из нескольких видов бересты, поэтому не стану здесь больше разглагольствовать.
Ко второму сорту можно отнести более заросшую и грубую бересту. На лицевом слое заметны некоторые вкрапления и пятна, береста сложно (или слишком легко) слоиться, а чечевички тёмные длинные и с трещинами. На такой бересте много наростов и уплотнений от сучков. Из этого материала тоже можно плести, но большие изделия вроде коробов, корзин и пестерей, где её грубость будет способствовать требованию нагрузки.
Подобную бересту вплетали у лаптей в подошву, когда родной слой начинал изнашиваться. Она имеет разнообразную фактуру и текстуру, может пригодиться также для производства сувенирной продукции и игрушек. Иногда чрезмерная обработка бересты второго сорта излишняя, так как можно лишить её имеющихся узоров и сделать непригодной для части продукции. Будьте внимательней.
Самой неудачной берестой считается толстая кора со старых берёз или снятая в ранние (или поздние) сроки периода сбора. На лицевом слое много разноцветных участков, фрагментов присохшего луба и прочих образований. Очень мало чистых участков белого материала. Чечевички черные или дырявые и их края деформированы и создают бугры на бересте. Для плетения чаще всего такая береста не пригодна, так как подготовка этой бересты займёт много времени, а брака и отходов будет очень много.
Но не стоит сразу выбрасывать эти листы. Мастера находят в такой поверхности свою неповторимую привлекательность, и иногда специально ведут сбор некачественной бересты. Из такой породы получаются удачные композиции в сочетании с другим материалом. А можно, обладая некоторым художественным талантом, писать живописные картины, если увидеть в текстуре некоторый образ.
Клубковый сбор бересты вообще имеет смысл только для первого и второго сорта. В таком случае сорт определяется ещё на этапе заготовки и для третьего сорта бересты данный способ сбора попросту невозможен или малоэффективен.
Слоение бересты
Расслоение бересты нужно для приведения её к требуемой толщине для конкретного вида и размера изделия. Данную обработку бересты можно проводить непосредственно перед плетением и в нужной дозировке.
Сложно объяснить в физических величинах подходящую толщину и плотность материала, пригодного для плетения. Все зависит от величины и рода изделий. Самой универсальной толщиной считается толщина 0,7 мм. — это примерно толщина фотобумаги или листа для черчения, но для мелких изделий можно чуть тоньше. Ощущение нужной толщины придёт с опытом, и потом будет казаться, что береста сама подсказывает как надо, потому что она разделяется проще на определённом слое — сопротивляться этому ни в коем случае нельзя, потом проблем не счесть.
Небольшие изделия (солонки, стаканчики и другие) сложно сделать из толстой и грубой бересты, им передадутся все эти свойства, и вид получится «топорный». Изделия больших форм из тонкой бересты получатся мягкими и поддающимися деформациям, то есть перестанут держать форму. Ну и надо учитывать бытовое назначение предмета, ведь, например, лапти должны быть мягкими для ноги, но при этом прочными, так как это все-таки обувь.
После расслоения опять нужно произвести сортировку. На этот раз отобрать бересту схожую по толщине и цвету. На изделие может не хватить материала с одного дерева, и негоже использовать другой сорт в дополнение, но такой ситуации следует избегать, тщательно планируя расход бересты.
После слоения нужно произвести осмотр отходов. Среди них наверняка найдётся ещё полезный материал. И, хотя изделия из изнаночных слоёв считаются менее востребованными и дорогими, мастера зачастую создают поистине замечательные вещи из них. Так, например, из остаточной (и некондиционной) бересты можно изготовлять различные виды роз и других сувениров. А также и плетёные изделия, которые носят сувенирный, а не унитарный характер. Новичкам проще плести из лент с лицевым слоем, так как цветовое отличие сторон предотвратит путаницу. Весь представленный материал обязательно сделан с использованием бересты с лицевым слоем, чтобы облегчить понимание этапов плетения.
Подготовка бересты к плетению
Теперь нужно определится с видом предполагаемого изделия и чётко представить себе конечный результат, чтобы к нему стремиться во время работы. Исходя из этих соображений подбирается соответствующий материал и необходимом количестве.
Нарезка — заключительная обработка бересты. Многие мастера со мной не согласятся и скажут, что промазывание маслом тоже подготовка бересты, но я таким методом не пользуюсь и позже объясню почему.
Новичку для удобства стоит разлиновать лист на полоски одинаковой ширины и настричь необходимое их количество. Нарезать ленты обязательно вдоль волокон (определить по направлению чечевичек). У мастеров, постоянно занимающихся подобным ремеслом, должно имеется приспособление (станок) для нарезки полосок бересты. Это позволяет сократить время на подготовку и получить ровные одинаковые ленты. Разлинованный лист стрижётся обычными ножницами или нарезается ножом-косяком по линейке.
Когда получили нужное количество полосок, их края лучше обстричь в виде трапеции. Это делается для того, чтобы облегчить плетение, когда требуется продёрнуть одну ленту под другой. Не стоит делать слишком острые концы – они при плетении начнут загибаться и слоиться. Разумеется, эта процедура проделывается только для количества лент, участвующих в плетении.
Если делается не плетёное изделие, а, например, сувенир, тогда производится начертание и выстригание необходимых выкроек. Здесь удобно использовать шаблон, чтобы рациональнее тратить материал.
Особенности клубковой бересты
С собранной в клубки берестой дела обстоят куда проще. И слоится она легче, и длина ленты не ограничена шириной листа. Когда расслаиваешь такую бересту, то получается две ровные ленты, одна с важной лицевой поверхностью, а другая в отходы либо на изготовление менее качественных изделий. Но есть и пара минусов.
Первый заключается в ограничении видов изделий, которые возможно изготовить. Ведь ленты ограничены по ширине и редко превышают 4-5 сантиметров. Такая береста пригодна только для плетения. Возможно изготовление некоторых сувениров, не требующих широких выкроек.
Второй минус – чечевички. Их направление (как и волокон) не соответствует направлению самой ленты, и находится под некоторым углом. Поэтому, особенно когда чечевички черные и длинные, на ленте появляются заусеницы, которые могут вызвать обрыв ленты.
После расслоения бересты из клубка до нужной толщины производится нарезка лент. Разлиновка тут больше тормозит, чем помогает, а станок окажется бесполезным в силу своих технических возможностей. Опытные мастера «на глаз» настригают ленты обычными ножницами и те получаются достаточно ровными. После нарезки края также стоит обстричь трапециевидно.
Если расстригается большее количество, чем необходимо, или вся береста, то стоит полученные ленты скрутить снова в клубки или рулоны. В последнем случае нужно перевязать ниткой, чтобы рулон не распался, или использовать канцелярскую скрепку.
Хранение бересты
Нет специальных правил подготовки бересты к хранению, есть только рекомендации, потому что хранить бересту можно в любом виде: неочищенной и очищенной, отсортированной или нарезанной. Каждый способ хранения может быть подвержен критике, но все же можно дать несколько советов.
Листовой материал следует хранить под прессом между двух ровных поверхностей, не давая бересте возможности (для манёвра) скрутиться (это дело береста любит больше всего). Листы при таком способе хранения не должны содержать на поверхности жидкости (липкий берёзовый сок, например), так как это вызовет скорое появление плесени. Желательно предварительно такую бересту подвергнуть первоначальной обработке в виде грубой очистки. Сортировка тоже не будет лишней из рациональных соображений — из-под пресса каждый раз придётся выбирать подходящие листы, когда этого можно избежать.
Хранить листовую бересту можно в любом месте, но от условий хранения будет зависеть сохранение её свойств, таких как эластичность и прочность. В сухом помещении она быстро станет ломкой, а во влажном — не сгниёт, конечно, но вырастит на себе множество микроорганизмов.
Самым лучшим вариантом будет в меру сухое, тёмное и прохладное помещение, что-то вроде проветриваемого подвала. Но по сути можно даже зимой в неотапливаемом гараже хранить 🙂
Клубковая береста не менее прихотлива. Её можно подвесить или просто расположить на сухом и чистом полу. Однако из-за рыхлости клубка высыхает такая береста гораздо быстрее, так как листы под прессом лучше сохраняют влагу и к тому же они цельные, то есть имеют меньшее отношение периметра к площади.
Аналогичная ситуация с расслоений берестой — её следует как можно раньше израсходовать, чтобы она не успела иссохнуть.
Не рекомендуется хранить бересту для плетения дольше одного года, так как чем старше береста — тем старше новое изделие, изготовленное из неё.
Ни в коем случае нельзя бересту хранить с использованием полиэтилена. Высыхая, береста будет выделять влагу, которая сконденсируется на полиэтилене и будет накапливаться, создавая благоприятную среду для микроорганизмов, а это уже даже опасно. Минусовая температура, разумеется, скроет такой недостаток, но она в нашей полосе далеко не весь сезон, а выделять холодильник для бересты — смешно. Картонные коробки лучше всего подходят в качестве тары для бересты в любом виде.
Все этапы подготовки бересты выполнены. Теперь все готово и можно переходить непосредственно к производству.
Хранение бересты и подготовка её к работе
· Рубрика: Береста Метки: Материалы для флористикиА А А
Хранение бересты
После заготовки бересты впрок, необходимо позаботиться о хранении бересты. Берестяная лента, снятая со ствола, должна быть скручена в клубок и непременно белой стороной вверх. Если полосу не скрутить сразу, то для работы она уже не подойдёт и усилия, потраченные на заготовку бересты, пропадут даром. Это то что касается берестяных лент, предназначенных в основном для плетения.
Другое дело, если береста снята пластами. Пласты бересты нужно разместить между листами фанеры, а потом ещё сверху груз. Зачем? Да чтобы заготовленная береста не скручивалась при хранении. Между пластами обязательно нужно оставлять небольшое расстояние.
К условиям хранения бересты несколько требований. Одно из них — сухое и проветриваемое помещение. В сырости у бересты появляются пятна плесени. Работа с таким природным материалом не принесёт удовольствия, к тому же дышать спорами плесени вредно для здоровья. Другое — хранить бересту нужно в тёмном помещении. Почему? Потому что при хранении бересты на свету, она светлеет, то есть теряет свой свет.
Подготовка бересты к работе
Прежде чем приступить к работе с берестой её нужно подготовить. Сначала очистить от пыли и мусора. Для этого внутреннюю сторону бересты протирают мягкой сухой тряпкой, а по наружной стороне бересты можно пройтись наждачной бумагой, причём все наплывы и утолщения предварительно срезаются ножом.
Следующий этап подготовки природного материала — расслаивание.
Проще говоря, бересту надо разделить на тонкие (1-2 слоя) или толстые (3 и более слоёв) заготовки. Для этого ножом подцепляется слой бересты нужной толщины и осторожно отделяется. Толщина заготовок зависит от того какое изделие будем делать. Только нужно помнить, что очень тонкая заготовка может оборваться в самый неподходящий момент.
Размачивание бересты, как этап подготовки материала, требуется в том случае, если береста хранилась долго или она старая.
Распаривание необходимо для толстой бересты, чтобы разделить на слои. Затем слои укладываются под лист фанеры и ставится груз, чтобы береста была гибкой и не скручивалась.
Размоченная и распаренная береста легко поддаётся расслаиванию становится прочной гибкой, легко обрабатывается не боится сырости и плесени.
Окрашивание. Природный цвет бересты очень красивый. Береста в своём натуральном виде не очень-то и нуждается в окрашивании. Изделия из неокрашенной бересты традиционны и привлекают своей естественностью. Но если нужна окрашенная береста, значит надо покрасить. Прежде чем окрашивать, бересту нужно вымочить в растворе мыла или пищевой соды, для того чтобы освободить её от дубильных веществ. Затем бересту закладывают в горячий раствор красителя на несколько часов. Интенсивность окраски зависит от времени окрашивания. Анилиновый краситель хорошо окрашивает пласты бересты. Окрашенную бересту ополаскивают и развешивают на верёвке, закрепив бельевыми прищепками для просушки. Важно не пересушить. Тонкие заготовки можно просто прогладить утюгом.
Теперь когда береста подготовлена к работе можно приступать. В работе с берестой используется: аппликация, роспись (картины из бересты), резьба, плетение.
Заготовка бересты. Время и способы заготовки бересты
Заготовка бересты, как и заготовка других материалов для ремесла — необходимое мероприятие и первая работа с берестой, которую приходится освоить начинающему ремесленнику. На этом этапе уже сложится первое практическое понятие о сложностях в работе мастера с берестой и свойствах материала, о необходимом запасе терпения и ловкости, и, конечно же, о философии отношений с природой.
Заготовка бересты сопровождается рядом особенностей, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить природе и самому себе, а также рационально заготовить сырье для производства. Ведь не стоит забывать, что от срока хранения зависят свойства бересты (со временем ухудшаются), поэтому не стоит брать больше, чем сможешь израсходовать до следующего периода сбора.
Заготовка бересты производится в местах планирующейся валки леса и по предварительной договорённости с местными лесными хозяйствами. Такая работа с берестой в берёзовом бору может сильно навредить деревьям, да и просто испортить их внешний вид. Поэтому заготовка бересты запрещена в парках и близ жилых селений, если не планируется законное спиливание леса.
По приходу в лес будьте предельно внимательны и осторожны — в траве и на кустах на уровне роста человека могут в это время попадаться чьи-нибудь жилища (с желторотыми юнцами, например), не доставляйте неудобства обитателям столь прекрасного места.
Сроки заготовки бересты зависят от географического положения и особенностей местности. Так, в Вологодской и Архангельской областях период может начинаться с середины июня и продолжаться месяц, чаще всего, или немного дольше.
Перед планированием похода за материалом необходимо сделать пробные «вылазки», чтобы определить, как хорошо отделяется береста от луба. Такие проверки можно начинать делать в разных местах уже с начала июня.
В зависимости от периода и места сбора будут наблюдаться различные дефекты бересты. Так, например, в конце сезона сбора бересты в засушливых местах или на открытом солнечном месте вы будете наблюдать отслоение полезного (жёлтого) слоя бересты в виде вздутий плёнки или изменение цвета бересты. Такого рода дефекты могут быть интересны для изготовления различного рода декоративных изделий, но негативно скажутся на качестве плетёных предметов.
Инструменты для заготовки бересты
Перед походом нужно приготовить необходимые инструменты и приспособления, чтобы работа с берестой была эффективной и безопасной.
Первым предметом, имеющимся в распоряжении, должен быть нож-косяк. Такой нож изготавливается из полотна для пилки по железу, вклеенную в деревянную рукоять из мягких, несмолистых пород древесины. Лучше всего иметь пару ножей, с короткой и длинной ручкой (до метра длиной). Ножи должны быть заблаговременно заточены. При отсутствии такого ножа можно воспользоваться канцелярским резаком или хорошо заточенным кухонным ножом, это доставит некоторые неудобства, но для сбора некоторого количества бересты сгодится. Заготовка бересты без ножа будет совсем непродуктивной.
Так же придётся изготовить что-то вроде плоской деревянной лопатки с неострыми краями. Этим инструментом аккуратно отделяется береста от луба, предотвращая повреждения материала и дерева.
Бечёвка пригодится для связывания пачек добытой бересты.
Некоторые мастера, чтобы более эффективно совершать заготовку бересты, стараются залезть как можно выше, особенно если берёза с чистой, ровной корой, а первые сучки и ветки кроны начинаются довольно далеко от корня. Лестницу в лес брать весьма непрактично, поэтому энтузиасты придумали использовать самодельные приспособления, напоминающие когти электриков, но без зубьев и сделанные из колец металлической проволоки, дабы не повредить ствол. При этом мастер привязывает себя к стволу берёзы прочным широким ремнём, чтобы не резало спину, и, оставляя между собой и деревом некоторое расстояние, забирается как можно выше, начиная сбор. Это связано с определённой сложностью и риском, поэтому настоятельно не рекомендую прибегать к такому методу.
Ходить за берестой одному не следует, лучше вдвоём или даже более многочисленной компанией. В некоторых ситуациях работа с берестой может потребовать сторонней помощи.
Технические и эстетические свойства бересты во многом зависят от места, где растут берёзы, и от их возраста. В зависимости от вида изделий собирается разная береста. Так для плетения небольших и средних изделий необходима береста с берёз от 15 до 25 сантиметров в диаметре. Для коробов и пестрей необходим более толстый материал, значит и берёзы должны быть старше.
В густом смешанном лесу береста чаще всего непригодна для плетения, так как она слишком поражена лишайником и грибами, но такая береста может пригодиться для декора или в строительстве. На окраинах леса берёзы слишком узловаты и коренасты, что тоже не очень подходит. В рощах с умеренной тенистостью на не очень засушливых землях берёзы вырастают гладкими и стройными, а значит с качественной берестой.
Заготовка бересты может начаться и раньше срока, ведь мероприятия по поиску места заготовки тоже требуют времени, и такая работа с берестой должна быть учтена мастером, чтобы не спохватиться в самый разгар сезона.
Заготовка бересты начинается с тщательного обследования дерева. Необходимо выяснить ряд свойств, таких как толщина бересты, наличие сучков и мха, вид чечевичек.
Чечевички — продольные полоски на бересте, через которые выполняется некоторый обмен веществ, поэтому в народе их называют «форточками». Чечевички не должны быть слишком темными и большими, следует обратить внимание, не слишком ли они выступают над уровнем коры.
Ещё необходимо сделать разрез и отделить часть бересты от дерева. Только таким способом можно определить наличие некоторых дефектов и готовность бересты к сбору, при этом не навредив дереву.
Самая ценная береста — с однородным жёлтым или желтовато-зелёным цветом и с тонкими зеленовато-коричневыми чечевичками. Береста с другими свойствами, а особенно с неровным цветом и пятнами считается второсортной.
Перед непосредственным сбором берёза очищается от старых слоёв бересты, мха и лишайника. Делать это можно в перчатках, поглаживая ствол по направлению чечевичек.
Способы заготовки бересты
Самым непрактичным и редким способом является использование специального инструмента — станка, который нарезает бересту по спирали на стволе. Из-за разного диаметра берёз использование такого способа проблематично и ресурсоёмко, а также наносит больший вред самой берёзе.
Самый популярный, думаю, способ — сбор листами. Для этого делается вертикальный надрез на стволе ножом. Необходимо выдержать определённое давление на рукоятку ножа, чтобы не повредить луб и древесину, поэтому тут нужен некоторый опыт, который придёт после нескольких таких операций.
Перед разрезом необходимо определить наиболее чистый край берёзы. С северной стороны всегда больше лишайника, поэтому там обычно береста хуже чистится и слоится. Не стоит делать надрез посреди чистой стороны берёзы — эта часть более пригодна для использования, и её нужно сохранить как можно больше. Разрез делается между чистой и заросшей лишайником частью так, чтобы последняя осталась с краю предполагаемого листа. Резать посреди заросшей части тоже не стоит — это может вызвать трудности с отделением листа от луба и его дальнейшим расслоением.
После того как сделан разрез, аккуратно деревянной лопаткой отделяется береста от луба по всей длине разреза в обе стороны. В самый разгар сезона сбора бересты можно наблюдать, как береста сама отходит от ствола при надрезе. В этом случае и лопатка не нужна.
С чистой стороны береста отходит проще — начинать отделять лист нужно именно оттуда. Не стоит увлекаться большими листами. Вполне хватит ширины порядка 40-70 см., в зависимости от готовящегося изделия. Широкие листы сложнее транспортировать и обрабатывать.
Снятые листы аккуратно складываются, чередуя лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной, подбираясь примерно по ширине. Делается это, чтобы защитить материал от загрязнения, так как листы первое время смочены в соке, и к ним может прилипнуть нежелательные элементы растительности, тем самым испортив ценный лицевой слой бересты. Сложенные листы можно связать в рулоны по 8-7 килограмм или в стопки, сжимая их с помощью бечёвки и палок. Последний способ предпочтительнее тем, что распрямлённую бересту проще обрабатывать и использовать.
Самый старый, наверное, способ — сбор бересты в клубки (лентами). Он удобен для плетения массивных изделий, где критична длина полос. При таком способе у выбранной берёзы делается надрез шириной 3-4 см. как можно выше, затем аккуратно отгибается лопаточкой или ножом и ведётся снятие бересты по спирали, слегка оттягивая полоску бересты вниз и на себя. Такие ленты сворачиваются в клубок с оставлением обязательного отверстия для просушки.
Такой способ может доставить поначалу некоторые неудобства, так как направление чечевичек будет отклонено от общего направления самой ленты, и может вызвать образование заусениц на бересте при плетении. Опытные мастера легко справляются с такими неудобствами и не считают это проблемой.
Для туесов береста собирается сложнее всего, ведь нужно собрать её цилиндром, а значит берёзу придётся спиливать. В таких случаях берёза выбирается особо тщательно, потому что береста у неё должна быть чистой и легко отслаивающейся.
Спиливается дерево, оставаясь на пне. Валится так, чтобы не упала прямо на землю, а осталась на весу примерно в полуметре от почвы. Затем выбирается нужный участок коры и надрезается с двух сторон вкруговую. После этого очень аккуратно, не допуская разрывов, отслаивается тонким прутом или лопаточкой не от луба в этот раз, а от древесины. Эту процедуру нужно выполнить с двух торцов цилиндра, пока он не начнёт проворачиваться по оси вокруг дерева. По всему стволу делается несколько таких цилиндров, а потом спиливается верхушка.
Когда все сделано бересту можно сдёргивать со ствола, начиная с верхнего. Остатки луба после снятия со ствола можно отделить, слегка деформируя цилиндр. Потом заготовки вставляются друг в друга матрёшками для транспортировки.
Обратите внимание на то, что береста очень любит скручиваться, особенно в период сбора, ведь в это время уже печёт солнце и температура воздуха достаточно высока. Поэтому сразу же после сбора листовой материал нужно поместить под пресс между двумя ровными поверхностями, например, двумя досками или полом и листом фанеры.
Художественная обработка бересты | Страна Мастеров
А теперь немного о самом промысле… Береста издревле привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства — мягкость, гибкость и прочность. Береста — это верхний тонкий слой берёзовой коры нежного розовато-кремового цвета. Её древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) — сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питьё в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь — плетёный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники — короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, — всё это делалось из бересты. По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства — вышивкой и резьбой по кости.
Технология изготовления. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая — июне, когда берёза полна соков, и береста легко отстаёт от остальной коры. Если её снимали умело, не повреждая следующий слой коры — зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нём вырастала снова нарядная белая одежда. Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.
Изделия из бересты расписывали живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта. Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив её. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из неё даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т.е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обёрнутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.
И в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что искусство всё время развивается, на старые технологии постоянно наслаиваются всё более совершенные, всё более прихотливо используются старые формы, берестяное производство остаётся почти неизменным… Конечно, в сувенирных лавках можно встретить берестяные предметы с какими-нибудь современными героями, но это уже скорее исключение, чем правило… В основном же мастера придерживаются традиционных способов изготовления берестяных изделий, своё умение и опыт они передают из поколения в поколение, поэтому этот промысел дошёл до наших дней почти в первозданном виде. А я на этом заканчиваю и благодарю всех за внимание!!!
Источники информации: сайт Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» и официальный сайт Министерства культуры Республики Коми.
природный материал для поделок своими руками
Наружная часть коры березы называется берестой или берёсто. Береста — доступный и хорошо поддающийся обработке природный материал. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок и становится гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста прекрасно сочетается в поделках с другими природными материалами.
Наружная часть коры березы называется берестой или берёсто. Береста — доступный и хорошо поддающийся обработке природный материал. Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных бело-розовых пленок и становится гибкой и прочной. Изделия из бересты не боятся влаги. Кроме того, береста прекрасно сочетается в поделках с другими природными материалами.
Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве севера России. Сохранились предметы, относящиеся к X—XVII вв. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта, Особенно широко было распространено берестяное ремесло на европейской территории РОССИИ: В Вологодской, Новгородской и Велико-Устюгской областях. В фольклоре северных областей России сохранилось множество песен и поговорок, воспевающих красоту и полезность этого дерева — помощницы-березы. В старинной русской поговорке-загадке говорится:
В этом дереве четыре угодья:
Первое — больным на здоровье
(банный веник),
Второе — от тьмы свет
(лучина),
Третье — дряхлых пеленание
(крепление битой посуды),
Четвертое — людям колодец
(сок березы).
И все же даже в этой загадке перечислены не все дары березы. Бересту еще использовали в строительстве — изолировали строения от воды, обшивали ею лодки-берестянки, столь распространенные в северных районах.
Широко использовалась береста и в таежной зоне Западной и Восточной Сибири, в Якутии, Приамурье. Охотники и рыбаки укрывали берестой шалаши, делали спальные подстилки, в домах стояли люльки-колыбельки. Женщины создавали прекрасные веера, делали трафареты узоров для рукоделия. Многие народности использовали берестяные ведра, туеса для хранения воды и даже кастрюли для приготовления пищи! Ведь такая берестяная кастрюля, наполненная водой и поставленная над углями, — не горит!
А такие берестяные изделия, какие делали в Якутии, не встречаются больше нигде в мире. Свою берестяную посуду якуты украшали черным или темно-коричневым конским волосом или бисером, что придавало ей особую декоративность. Из бересты же якуты делали и предметы убранства, и детали национальной берестяной юрты — урасы. Археологи нашли орнаментированные полотнища юрты: берестяную дверь, отделанную накладной подкрашенной берестой с ажурными прорезями и металлическими подвесками из ромбовидных чеканных пластинок и литых шариков. Можно только догадываться, какой сказочно красивой была ураса, когда она стояла возле леса или на поле и сверкала на солнце.
Служила береста и декоративным материалом для оклеивания различных изделий из дерева. Она прорезалась, подвергалась тиснению, на ней выжигали различные узоры и орнаменты, делали поверх изделий объемные накладки. Особенно часто бересту использовали для украшения мебели (шкафов, буфетов) и табакерок. Поскольку табакерка служила своеобразным «участником» разговора, мастер стремился придать ее рисунку как можно больше смысла и занимательности. Иногда на табакерке изображался путем вырезания, тиснения или выжигания целый рассказ о каком-либо реальном или сказочном событии.
А в Северном Китае и Корее из бересты и сегодня создают большие картины и панно, используя не только различные слои бересты, текстуру и толщину, но и перья птиц, засушенные травы, мхи и лишайники.
Доставка новых самоделок на почтуПолучайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.Заготовка бересты. Своими руками — www.rukihelp.ru
Заготовка бересты — это неотъемлемая часть ремесла плетения из бересты и требует наработки навыков и опыта так же как и само плетение.
Прежде чем начинать пробовать что-то делать из бересты своими руками нужно хорошо понимать как сделать заготовку для изделия.
Ключевые моменты заготовки бересты:
Место сбора
Березовая роща — лучшее место для сбора бересты. Технические и эстетические свойства бересты во многом зависят от места, где растут березы, и от их возраста. В густом смешанном лесу береста чаще всего непригодна для использования, так как она слишком поражена лишайником и грибами. На окраинах леса березы слишком узловаты и коренасты, что тоже не подходит мастерам. В рощах с умеренной тенистостью на не очень засушливых землях березы вырастают гладкими и стройными. А значит с качественной берестой.
Сбор бересты нужно проводить в разрешенных местах. Лучше заранее узнать у лесничество места предстоящей вырубки деревьев.
Можно договориться с местными заготовщиками дров. Помните — сбор бересты с живого дерева может сильно ему навредить.
Заготовка бересты регулируется местным законодательством. Например:
Время сбора
Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной, во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него. Именно этот временной момент используют для ее заготовки. В этот же период наблюдается сокодвижение. Лист набирает свою силу, становится темно-зеленым. В это время гремит первый гром, идет первая гроза. В Ленинградской области средние сроки заготовки бересты колеблются в пределах от 15-20 мая до 15 июня. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания березы, времени наступления и характера весны. В этот период — с середины мая — надо просто чаще наведываться в лес. По окончании сокодвижения береста как бы присыхает к лубу, а в конце лета заготовка ее становится практически невозможной.
В средней полосе России кору заготавливают в основном с середины мая до середины июня.Вологодской и Архангельской областях период может начинаться с середины июня и продолжаться месяц, чаще всего, или немного дольше. Если правильно определено время, кора режется с легким потрескиванием, края в местах разреза приподнимаются. Перед планированием похода за материалом необходимо сделать пробные «вылазки», чтобы определить, как хорошо отделяется береста от луба. Такие проверки можно начинать делать в разных местах уже с начала июня. В зависимости от периода и места сбора будут наблюдаться различные дефекты бересты. Так, например, в конце сезона сбора бересты в засушливых местах или на открытом солнечном месте вы будете наблюдать отслоение полезного (желтого) слоя бересты в виде вздутий пленки или изменение цвета бересты. Такого рода дефекты могут быть интересны для изготовления различн
Мастер — класс «Сувенир из бересты»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»
Рассмотрено
на МС МБОУДО ЦРТ
«Народные ремесла»
протокол №
от «___»__________ 2017г.
Методическая разработка мастер — класса
«Сувенир из бересты»
Выполнила: педагог дополнительного образования
Рукосуева Ольга Сагитовна
р.п. Чунский
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………….
3
1.1.
Цель мастер – класса..…………………………………………………
3
1.2.
Материальное обеспечение……………………………………….….
3
2.
2.1.
3.
Сценарий мастер — класса……………………………………….…….
Технологическая карта ……..………………………………….……..
Используемые интернет источники…………………….……………
Приложение ……………………………………………………………
4
8
9
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка представляет мастер – класс по художественной обработке бересты.
Береста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, бытовых предметов обихода, художественных панно, сувенирной продукции. Эластичность и прочность этого материала, позволяет деформировать её, как того пожелает мастер. Береста – это чудо — материал: красивая, пластичная, легкая, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. Почти каждое изделие является своего рода авторским и неповторимым. Берестяные изделия – это великолепный подарок себе и вашим близким созданный своими руками.
Методическая разработка состоит из сценария мастер — класса, технологической карты и приложения.
Представленный мастер — класс может быть использован педагогами дополнительного образования, руководителями творческих объединений и другими участниками неравнодушными к художественной обработке бересты.
Участниками мастер-класса могут быть дети с 12 лет и старше, а также взрослые не имеющих какой – либо специальной подготовки.
Цель мастер – класса
Выполнить декоративное изделие из бересты.
Задачи:
поддерживать сохранение традиций народных промыслов;
демонстрировать экологическое, рациональное использование природного материала;
совершенствование навыков работы с природным материалом;
формирование художественного видения и интереса к изготовлению сувенира;
формирование активной творческой позиции: «Создаем мир своими руками».
Материальное обеспечение
Для педагога: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, различные изделия из бересты, образец сувенира.
Для участников:
Технологическая карта
Берестяные ленты шириной 1 см, длиной до 1 метра
Береста размер 5х5 – 5шт
Ножницы
Клей момент «Кристалл», клей ПВА
Нитки декоративные
Салфетки влажные
Сценарий мастер – класса
Чуть золотится береста и мягко и светло,
Конечно это неспроста: в ней солнышка тепло,
Снегов пушистых белизна и серебро дождей.
Как душу радует она нам красотой своей!
И чудо мастер сохранил всю прелесть бересты.
Ей жизнь вторую подарил, добавил красоты.
А. Васильев.
Слайд 3
Береста – наружная часть коры березы, состоящая из отделяемых друг от друга тонких полупрозрачных слоев образуемых с каждым новым годом жизни березы, поэтому служит также для определения возраста дерева.
Береста отличается чистым белым наружным слоем с продольными черточками – чечевичками.
Благодаря замечательным свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению, пластичности, малой плотности, гидро — и термоизоляционности, а главное – доступности и простоте обработки береста ещё издавна считалась прекрасным и универсальным материалом для изготовления самых разнообразных предметов домашнего обихода.
Старые мастера знали все особенности бересты и её достоинства. Её мягкая бархатистая поверхность, шелковый блеск заставляли работать с берестой как с воодушевленным материалом, вкладывая в него и любовь и умение. Декоративные природные свойства материала в берестяных изделиях дополнялись различными украшениями: росписью, тиснением, резьбой, плетением, чеканкой, выжиганием и т.д.
Слайд 4
Впереди наступает новый 2017 год огненного петуха. Мы изготовим сувенир в виде колокольчика петушка. Порадуйте себя и своих близких частичкой березового леса и вы почувствуете положительную энергетику бересты. На ощупь кора березы всегда теплая, мягкая и бархатистая. Вы можете его подарить своим близким, друзьям и знакомым, украсить новогоднюю елку, а также поставить на праздничный стол, как символ года. Ведь сувени́р в переводе с (фр. souvenir – воспоминание, память)— предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Слайд 5
Перед началом нашего мастер – класса поговорим о сборе бересты, как заготавливают и как её хранить. В нашем районе сбор коры лучше проводить весной и ранним летом, кора в это время хорошо отслаивается, и храниться она будет дольше и не потеряет своих рабочих качеств. Существует несколько признаков, когда можно заготавливать бересту:
Лист берёзы достигнет 2 — 3см;
После сокодвижения березы;
Когда появятся комары;
Когда зацветают цветы «жарки»;
Хорошая береста – широкопластная, слоистая, ровная и тонкая, с небольшими узкими чечевичками, с лицевой стороной золотисто – желтого цвета. Такая береста бывает у стройных берез с гладким ровным белым стволом. Вдоль ствола делают неглубокий ровный надрез длиной метр полтора. В начале и в конце продольного надреза делают поперечные надрезы длиной 20 см. надрезы делают аккуратно без сильного нажима.
Если вы выбрали удачное время, береста с треском легко отделится от ствола. Сняв кору, положить её нужно на полчаса на траву в тень, вверх лицевой стороной, которая была обращена к стволу дерева. Это нужно для того, чтобы береста просохла и обветрилась. Только что снятая береста очень нежная и каждое прикосновение к ней оставляет след.
Заготовив бересту, её складывают парами, лицевыми сторонами друг к другу в стопку и придавливают сверху грузом или туго перевязывают. Если этого не сделать, береста скручивается в рулон.
Хранить кору надо в темном прохладном проветриваемом помещении, во избежание пересыхания между двумя широкими досками или листами фанеры, главное, чтобы между слоями была вентиляция.
Чтоб подготовить кору к работе нужно, осторожно снять верхний белый слой до нужной вам толщины.
Если береста старая и слишком сухая и ломкая, можно замочить в горячей воде на несколько часов. Затем протереть насухо и береста готова к работе.
Слайд 6
Какие нам понадобятся материалы и инструменты?
Нам понадобится небольшой пласт бересты.
Береста размер 5*5 – 5шт
Ножницы
Клей момент «Кристалл», клей ПВА
Нитки декоративные
Салфетки влажные
Слайд 7
Техника безопасности
Перед тем, как приступить к практической работе, проговорим технику безопасности при работе с клеем:
Тюбик с клеем необходимо класть прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов;
Избегать попадания клея в глаза;
Клей намазывать ровно столько, сколько необходимо. Лишний клей не делает вашу поделку красивей;
Клей Момент всегда нужно слегка подсушивать после нанесения, около 1-2 минут, перед тем, как соединять детали. Не приклеивать сразу после нанесения клея!
Клей по возможности закрывать.
Для начала нужно отделить слой бересты от наружной коры до 3мм. Затем нарезать полоски.
Слайд 8, 9, 10, 11
Практическая работа
Делаем ленту из бересты
Нарезаем полоски шириной 1 см. Края полосок отшлифовать наждачной бумагой и склеить между собой, чтобы получилась лента длиной около 1 м (если длина будет меньше, туловище получится короче, если длиннее, получится выше).
Скручиваем и склеиваем туловище
Начинаем плотно скручивать берестяную ленту по спирали, формируя туловище. Край ленты приклеиваем на клей Момент.
Склеиваем шейку петушка
Нарезаем полоски шириной 0,3-0,4 см. длиной до 40 см. плотно скручиваем ленту. Затем смазываем клеем Момент оставшийся край ленты.
Важный момент
Чтобы туловище и шейка со временем не распалась, обязательно промазать с внутренней стороны туловища клеем ПВА. Клей не жалеть, после высыхания его не будет видно!
Склеиваем головку и «язычок», другое название металлического язычка – «клепало».
Из длинных треугольных полосок шириной примерно до 3 см и длиной примерно до 30 см. скрутить головку петушка и «язычок» — шириной 2 см. Смазать клеем.
Склеиваем глазки
Из узких полосок скрутить глазки. Склеить. Можно просто пометить глазки маркером.
Вырезываем детали (крылышки, гребешок, бородку, хвостик)
Вырезаем из кусочков бересты детали — крылышки 2 шт. — гребешок 2 шт,- бородку и хвостик (здесь можно вырезать на «глаз» или с помощью шаблонов). Приложение
Края заготовок, кроме гребешка, нарезать, не доходя до края как на лапшу. С помощью шила закрутить края хвостика, крылышек и бородки. Гребешки соединить вместе и склеить, оставив края по 1 см для приклеивания к головке.
Собираем «язычок» для колокольчика
Декоративную нитку сложить вдвое и нанизать на нитку «язычок» из бересты, на конце закрепить узелок.
Можно использовать вместо берестяного «язычка» металлический колокольчик. Приколоть внутрь (с помощью обычной канцелярской кнопки), к которой, предварительно, привязать веревочку.
Сборка
Сборку начинаем с головы. Приклеиваем гребешок к головке. Приклеить глазки по бокам. Из тонких полосок сформировать клюв, вставив в отверстие.
«Язычок» колокольчика вставляем внутрь туловища, шейку склеиваем с туловищем между нитями.
Головку приклеиваем к широкой части шейки.
Приклеиваем бородку, крылышки и хвостик к туловищу.
Наш сувенир из бересты готов. По желанию можно раскрасить у петушка гребешок, крылья и хвост акриловыми красками.
Подведение итогов мастер – класса.
Мы с вами изготовили сувенир из бересты, который можно подарить на память своим близким, друзьям и знакомым. Подарок, сделанный своими руками, из чудесного природного материала бересты принесет в ваш дом частичку света, добра и тепла.
Ознакомиться с художественной обработкой бересты можно самостоятельно. Информацию о заготовке бересты, ее хранении и обработки можно найти на сайтах рекомендованных ниже, а затем попробовать с ней поработать. Уверена, это ремесло не оставит вас равнодушным к этому виду искусства.
Технологическая карта
Склеить край клеем момент. Чтобы туловище и шейка со временем не распалась, обязательно промазать с внутренней стороны туловища клеем ПВА
2. Из длинных треугольных полосок шириной 3см скрутить головку петушка и «язычок» шириной 2см
Склеить края
3.Из узеньких полосок скрутить глазки.
склеить края
4. Вырезать из квадратиков крылья 2 шт; гребешок 2шт склеить -оставив края по 0,8см;
бородку 1 шт. вырезать произвольно; хвостик вырезать в виде лепестка — скрутить и склеить
5. Края заготовок бородки, хвостика и крыльев, нарезать, не доходя до края, как на лапшу.
6.Нитку вдеть в язычок и закрепить на конце узелок
7.
Наклеить детали клеем момент «кристалл»
8.Готовый сувенир из бересты!
Используемые источники
Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 168 с.: ил. 2008 г.
http://m-der.ru/store/10006316/
http://www.bibliotekar.ru/krasota/16.htm
http://spleteno.ru/publications/wiki/53-beresta-svojstva-beresty.html
http://spleteno.ru/publications/beresta/18-kochedyk-nozh-rezak.html
http://spleteno.ru/publications/beresta/20-zagotovka-beresty.html
http://spleteno.ru/publications/beresta/19-podgotovka-i-obrabotka-beresty.html
http://www.livemaster.ru/topic/1491447-delaem-suvenir-iz-beresty-kolokolchik-russkaya-krasavitsa?
http://www.livemaster.ru/topic/1209903-muzej-sibirskoj-beresty-v-novosibirske-vospominaniya-o-poseschenii
http://severberesta.ru/handling-birch-bark.html
http://mademaster.ru/master-klassy/rabota-s-derevom/beresta-chto-yeto-takoe-kak-mozhno-ispol.html
Приложение
Шаблоны
Крыло 2 шт Хвост 1 шт
Бородка 1 шт