Как повысить самооценку подростка?

Подростковый возраст – это переломный момент в жизни человека. В этот период происходит становление личности, вырисовывается отношение к себе и к миру, формируются основные жизненные принципы и стереотипы. Заниженная самооценка у подростков может стать причиной неудовлетворенности собой, отсутствия уважения к себе, попыткам добиться признания и любви крайними, иногда опасными способами. В этой статье мы поговорим об особенностях формирования самооценки подростков, способах ее коррекции, в частности о том, как поднять самооценку подростку.
Коррекция самооценки подростков
Если ваш веселый и жизнерадостный сын вдруг замкнулся в себе, или дочь, раньше активная и компанейская, вдруг стала избегать компаний, стала замкнутой и грустной, возможно, все дело в непостоянстве самооценки подростков. Пониженная самооценка может выражаться и по-другому: излишней агрессивностью, показной веселостью, бравадой, вызывающим стилем одежды и поведения и т.д. В любом случае, низкая самооценка – преграда для полной самореализации человека. Подростки с пониженной самооценкой легче подпадают под негативное влияние, а значит, подвергаются опасности. Долг родителей – помочь ребенку справится с психологическими проблемами и жить полной, счастливой жизнью.
Но как бы вам ни хотелось помочь своему ребенку, не переусердствуйте. Излишние, чрезмерные восторги и слишком слащавая похвала не помогут, а наоборот, усугубят ситуацию. Подростки очень тонко чувствуют фальшь, поэтому не стоит перегибать палку. Гораздо важнее обратить внимание на свои методы критики. Старайтесь, чтобы негативные высказывания были направлены не на личность подростка, а на его поведение, поступки или ошибки, то есть на то, что можно исправить. Не говорите «я недовольна тобой», скажите лучше: «я недовольна твоим поступком». Нельзя определять личность человека и относить его то к «плохим», то к «хорошим» в зависимости от его поступков и поведения.
Повышение самооценки у подростков невозможно без уважения. По возможности советуйтесь с ребенком, интересуйтесь его мнением и всегда берите его в расчет. Не пренебрегайте советами подростка, прислушивайтесь к ним. Особенно важно это делать в вопросах, которые касаются самого ребенка. Поверьте, ваше невнимание к его советам и пожеланиям глубоко ранит и обижает вашего ребенка. Очень важно соблюдать «границы приватности». Оставьте подростку «личную территорию», причем не только в сугубо физическом смысле, но и в духовном. Вы не можете строго регламентировать жизнь своих детей – друзей, увлечения, походы и развлечения, собственный стиль и пристрастия в музыке, фотографии, живописи и т.д. ребенок имеет право (и должен) выбирать сам.
Итак, мы выделили три основных условия формирования адекватной самооценки:
- Конструктивная критика и заслуженная похвала.
- Личная территория.
- любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть;
- дайте подростку понять, что вы верите в него и готовы понять и поддержать его в любой ситуации;
- интересуйтесь своими детьми. Конечно же, делать это нужно с самого рождения малыша, а не тогда, когда он достиг пубертатного периода. Резкая смена поведения родителей – от полного безразличия к повышенному вниманию вызовет у подростка скорее раздражение, чем радость;
- определите круг обязанностей и прав ребенка и четко их соблюдайте;
- найдите общие интересы и старайтесь проводить побольше времени с подростком, но не заставляйте его, а сделайте так, чтобы это было интересно и вам, и ребенку;
- доверие – вот что самое главное в отношениях внутри семьи. Ребенок должен знать, что с любыми проблемами и тревогами он может прийти к вам. Подросток не должен бояться вашей реакции и укоров. Только тогда вы первыми узнаете о его проблемах и сможете помочь вовремя.

Если вы видите, что проблема зашла слишком далеко, и вы думаете, что самостоятельно справиться у вас не получится, поговорите с ребенком и обратитесь к психологу – вместе вам удастся решить любые трудности.
Как повысить самооценку подростка?. ГУО «Средняя школа №17 г. Орши»
Подростковый возраст – это переломный момент в жизни человека. В этот период происходит становление личности, вырисовывается отношение к себе и к миру, формируются основные жизненные принципы и стереотипы. Заниженная самооценка у подростков может стать причиной неудовлетворенности собой, отсутствия уважения к себе, попыткам добиться признания и любви крайними, иногда опасными способами. В этой статье мы поговорим об особенностях формирования самооценки подростков, способах ее коррекции, в частности о том, как поднять самооценку подростку.
Коррекция самооценки подростков
Если ваш веселый и жизнерадостный сын вдруг замкнулся в себе, или дочь, раньше активная и компанейская, вдруг стала избегать компаний, стала замкнутой и грустной, возможно, все дело в непостоянстве самооценки подростков. Пониженная самооценка может выражаться и по-другому: излишней агрессивностью, показной веселостью, бравадой, вызывающим стилем одежды и поведения и т.д. В любом случае, низкая самооценка – преграда для полной самореализации человека. Подростки с пониженной самооценкой легче подпадают под негативное влияние, а значит, подвергаются опасности. Долг родителей – помочь ребенку справится с психологическими проблемами и жить полной, счастливой жизнью.
Но как бы вам ни хотелось помочь своему ребенку, не переусердствуйте. Излишние, чрезмерные восторги и слишком слащавая похвала не помогут, а наоборот, усугубят ситуацию. Подростки очень тонко чувствуют фальшь, поэтому не стоит перегибать палку. Гораздо важнее обратить внимание на свои методы критики. Старайтесь, чтобы негативные высказывания были направлены не на личность подростка, а на его поведение, поступки или ошибки, то есть на то, что можно исправить. Не говорите «я недовольна тобой», скажите лучше: «я недовольна твоим поступком». Нельзя определять личность человека и относить его то к «плохим», то к «хорошим» в зависимости от его поступков и поведения.
Повышение самооценки у подростков невозможно без уважения. По возможности советуйтесь с ребенком, интересуйтесь его мнением и всегда берите его в расчет. Не пренебрегайте советами подростка, прислушивайтесь к ним. Особенно важно это делать в вопросах, которые касаются самого ребенка. Поверьте, ваше невнимание к его советам и пожеланиям глубоко ранит и обижает вашего ребенка. Очень важно соблюдать «границы приватности». Оставьте подростку «личную территорию», причем не только в сугубо физическом смысле, но и в духовном. Вы не можете строго регламентировать жизнь своих детей – друзей, увлечения, походы и развлечения, собственный стиль и пристрастия в музыке, фотографии, живописи и т.д. ребенок имеет право (и должен) выбирать сам.
Итак, мы выделили три основных условия формирования адекватной самооценки:
- Конструктивная критика и заслуженная похвала.
- Уважение и внимание.
- Личная территория.
Практические советы родителям
- любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть;
- дайте подростку понять, что вы верите в него и готовы понять и поддержать его в любой ситуации;
- интересуйтесь своими детьми. Конечно же, делать это нужно с самого рождения малыша, а не тогда, когда он достиг пубертатного периода. Резкая смена поведения родителей – от полного безразличия к повышенному вниманию вызовет у подростка скорее раздражение, чем радость;
- определите круг обязанностей и прав ребенка и четко их соблюдайте;
- найдите общие интересы и старайтесь проводить побольше времени с подростком, но не заставляйте его, а сделайте так, чтобы это было интересно и вам, и ребенку;
- доверие – вот что самое главное в отношениях внутри семьи. Ребенок должен знать, что с любыми проблемами и тревогами он может прийти к вам. Подросток не должен бояться вашей реакции и укоров. Только тогда вы первыми узнаете о его проблемах и сможете помочь вовремя.
Если вы видите, что проблема зашла слишком далеко, и вы думаете, что самостоятельно справиться у вас не получится, поговорите с ребенком и обратитесь к психологу – вместе вам удастся решить любые трудности.
Самооценка подростка: повысить нельзя понизить
Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.
Самооценка подростка
Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»
Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» — зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.
Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше
Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.
Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.
Что делать родителям
1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.
2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу — идея хорошая.
3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».
Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»
4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».
5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.
При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной — в завышенную.
Неадекватно завышенная самооценка — следствие сильной внутренней уязвимости
На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.
Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» — следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки — процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.
Об авторе
Анна Быкова – психолог, автор серии книг «Ленивая мама». Подробнее на сайте.
Читайте также
Как повысить самооценку подростка и укрепить уверенность в себе
Как определить, что у ребёнка занижена самооценка?
- В речи вы часто слышите фразу «у меня не получится», или подобные выражения;
- Ребёнок не любит отвечать у доски, всячески этого избегает, порой даже зная материал урока;
- Ребёнку что-то понравилось, но он не просит об этом;
- Старается избегать внимания к себе;
- Выбирает серые – тёмные, неброские цвета в одежде, не любит ярких вещей.
Причины появления заниженной самооценки у детей и подростков
Домашняя обстановка
- Обратите внимание как вы и другие члены семьи общаются с ребёнком.
- Забудьте слова «ты плохо сделал», «всё равно не получиться», «ну ты как обычно» и прочее.
- Не пытайтесь навязывать постоянно вашу помощь и делать всё за ребёнка, даже если это реально быстрее и удобнее вам.
Общество и детские коллективы
- Бывает такое, что у ребёнка не складываются отношения со сверстниками. Его начитают дразнить, обижать. Причём об этом не всегда в нужное время узнают родители. Часто дети просто стесняются сказать о проблеме, тем самым усугубляя её.
- Негативное отношение со стороны сверстников может быть и из-за характера ребёнка (слишком капризный, категоричный, жадный, обидчивый и т.д.) Дети очень жестоки, они не прощают такого поведения. А если оно повторяется постоянно, то итог волне логичен. Негативное отношение к ребёнку.
- Но бывает и так, что ребёнок реально не виноват. Он мог просто «не понравиться» лидеру, или не влиться в коллектив.
Что делать когда не складываются отношения со сверстниками?
- Если причина плохого отношения к ребёнку его характер, то стоит решать этот вопрос. Обидчивость, категоричность, жадность и подобные качества характера не самые лучшие для того, чтобы найти себе друзей. С этим можно справиться, и чаще всего сделать это легко. Если не поминают беседы с родителями, разбор примеров из фильмов и из жизни других ребят, то помогут групповые тренинги. Получить обратную связь от тренера и участников группы, посмотреть на себя со стогны – очень ценный опыт.
- Когда поймёте, что изменения в ребёнке произошли можно принять решение менять или нет детский коллектив. Порой можно наладить отношения, а иногда ситуация слишком запущена и проще начать «всё с начала».
- Если так вышло что «не сложилась с коллективом», то нет ничего плохого в том, чтобы забрать ребёнка из него, сменить детский сад или школу. Нет смысла ждать, когда окончательно сформируется заниженная самооценка, и работать с ней будет сложно.
Педагоги
- Хороший педагог – великая ценность, он способен воспитать полноценную личность, но на это нужны годы, а плохой может всё испортить за пару месяцев.
- Спрашивайте подростка о том, как с ним общаются в школе учителя, у ребёнка поинтересуйтесь как с ним обращаются воспитатели.
- Бывает, что педагог может просто «невзлюбить» ребёнка, и своим отношением расправить против весь коллектив. А возможно, преподаватель недооценивает ребёнка и говорит ему что он не может справиться с заданием, ругает.
Программа обучения
- Не все дети обладают одинаковыми способностями. Выбирая продвинутую программу обучения сопоставьте её с возможностями ребёнка. У каждого человека свой талант, и не факт, что вашему ребёнку нужна углубленная программа изучения языков. Если у него нет способностей к языкам, то самооценка ребёнка будет становиться всё ниже. Ведь, сравнивая себя с другими, он будет видеть, что менее успешен. А вот найти сферу, где ваш ребёнок сможет реализовывать себя стоит и как можно раньше.
Как родителям сформировать уверенность в себе у детей?
- Верьте в ребёнка, говорите позитивно: не вышло сейчас, попробуем ещё раз и поучиться.
- Спрашивайте, нужна ли ваша помощь, или он сам хочет решить проблему. Дело в том, что если ребёнок чувствует, что для того, чтобы справиться с задачей ему всегда нужен кто-то, уверенности в себе не дождаться.
- Дайте ребёнку чувство «надёжного тыла», но не решайте все проблемы за него.
- Найдите дело, в котором ребёнок будет успешен – рисование, мультипликация, танцы, фотокурсы. Подойдут любые варианты.
- Пройдите тренинг уверенности в себе, под руководством опытного тренера в группе ребят проблема решатся быстрее и легче.
Как формируется самооценка человека?
Здесь всё просто. Адекватная самооценка подростка складывается из понимания своих способностей, умения брать на себя дела, с которыми он реально может справиться и получения хорошего результата.
Когда эта схема работает правильно, то вопрос как поднять самооценку у ребенка не встанет, даже если периодически будут случаться неудачи, а куда же без них?
А заниженная самооценка появляется, если он не умеет правильно оценить свои силы и берёт на себя изначально слишком сложные задачи. Или воспринимает негативный результат как трагедию, а не как возможность что-то переделать.
Чтобы самооценка ребенка не страдала, его девизом должна быть фраза «Нет ничего, чего нельзя исправить! Не получилось сейчас, получиться потом!» И ваше отношение к событиям либо помогает сформировать уверенность в себе, либо заниженную самооценку. Так что, когда в следующий раз соберётесь сказать что-то категоричное, подумайте, хотите ли вы потом решать вопрос как поднять самооценку и как повысить уверенность в себе?
Как же поднять самооценку ребёнка?
Для этого отлично подходит тренинг уверенности в себе.
На тренинге ребята выполняют интересные занятия, общаются, развиваются. В итоге ребёнок не только увидит собственные сильные стороны и поверит в себя. Он так же поймёт, что он не одинок со своей проблемой. Как ни странно, в историях разных людей часто очень много общего. Участники тренинг групп часто начинают дружить, общаться, вместе проводить время и поддерживать друг друга в жизни.
Таким образом, тренинг – не только эффективный и интересный способ повысить уверенность в себе у детей, но ещё и возможность найти новых друзей.
Но помните – никакой тренинг, детский психолог и первоклассный специалист не сможет вам помочь, если вы не будете готовы сами помогать своему ребёнку в том, чтобы поднять самооценку и стать уверенным в себе!
Как работают в центре К.О.Т. с самооценкой детей и подростков?
У нас повышение самооценки увлекательный процесс! В центре развития детского и молодёжного развития К.О.Т. есть курс из 5 тренингов «Я сам: развитие уверенности в себе и ответственности», направленный на то, чтобы ребёнок научился оценивать собственные возможности и верить в себя. А ещё – тренинг на один день «Я могу». Эта программа поможет вдохновиться, поднять настроение почувствовать, что ты действительно можешь очень много! Для девушек интересный и оригинальный способ поверить в себя – создать свой уникальный стиль. Это можно сделать на курсе “Красивые перемены”.
Как повысить самооценку подростка?
Содержание:
Быть родителями – не только почетно, но и хлопотно и ответственно. А быть родителями подростка и вовсе – тяжелое испытание. Еще бы, ведь не зря народная мудрость гласит о том, что маленькие детки-маленькие бедки, а детки – большие бедки. У подростков то со сверстниками проблемы, то любовь первая несчастная, то еще какая беда приключится. И именно родители должны быть рядом, помочь и поддержать свое повзрослевшее чадо.
Но обо всех проблемах подросткового возраста в рамках одной статьи не расскажешь, поэтому сегодня речь пойдет о конкретной проблема, а именно о том, как повысить самооценку подростка. Наверняка этот вопрос интересует многих родителей, ведь самооценка подростка – самое уязвимое место. Для подростка типичен углубленный самоанализ, причем всегда субъективный – он умудряется найти 333 недостатка, причем в большинстве случаев совершенно вымышленных.
А уж в том случае, если есть реальные недостатки – например, лишний вес, очки или плохая успеваемость в школе – вообще гаси свет. Там где низкая самооценка, всегда различные комплексы. А что может быть хуже для формирующейся личности, чем комплекс неполноценности? Поэтому главная задача родителей – поднять эту самую оценку, оградив тем самым его хрупкую психику от ненужных потрясений.
Как понять, занижена ли самооценка?
К сожалению, далеко не всегда родители понимают, что самооценка их сына или дочки занижена – очень часто подростки все свои переживания тщательно скрывают. А ведь для того чтобы помочь ребенку, необходимо сначала понять, существует ли сама проблема. Внимательным родителям и говорить ничего не нужно – они сами обо всем догадаются. Чтобы облегчить задачу, мы предлагаем вам ряд вопросов, которые помогут прояснить ситуацию. Чем на большее количество вопросов вы дадите положительный ответ, тем острее проблема.
- Ваш ребенок крайне неохотно идет на контакт со сверстниками, опасаясь быть высмеянным?
- Подросток достаточно тревожный и часто поддается панике?
- Ребенок отказывается пробовать что-то новое для себя, потому что заранее уверен в неудаче?
- Если у него получилось что-то сделать хорошо, ребенок считает, что это случайная удача?
- Ваш ребенок зависит от мнения окружающих?
- Есть у вашего ребенка пример для подражания среди сверстников?
- Ребенок избегает пристального внимания на семейных праздниках?
- Подросток отказывается участвовать в школьных мероприятиях?
- Прогулке с друзьями ребенок предпочтет вечер в своей комнате?
- Ребенок никогда или крайне редко и неохотно делится с вами своими успехами, мыслями, тревогами и переживаниями?
Конечно же, один – два положительных ответа могут быть случайным совпадением, поэтому тревогу поднимать рано – просто понаблюдайте за чадом. А вот если положительных ответов три и более – подростку требуется помощь взрослых. Причем если родители вовремя не отреагируют и не скорректируют ситуацию, появится необходимость в профессиональной помощи детского психолога.
Чего делать ни в коем случае нельзя?
Очень часто взрослые, обнаружив низкую самооценку, пытаются найти ответ на два известных вопроса – кто виноват и что делать? И мало кому в голову приходит, что в первую очередь в заниженной самооценке ребенка виноваты в первую очередь родители. Необдуманное слово, необоснованное наказание, невинная на ваш взгляд шутка – все это может стать началом серьезных проблем.
Поэтому внимательно изучите то, чего делать ни в коем случае нельзя и хорошо запомните. Очень высока вероятность, что эти нежелательные элементы “воспитания” в той или иной степени присущи и вам. Итак:
- Не критикуйте ребенка
Критика, конечно, необходима. Но критика исключительно конструктивная! Ни в коем случае не переходите на личность ребенка, даже если он очень сильно вас разозлил. Например, подросток в очередной раз вас ослушался. Чаще все он слышит высказывание ” ты невыносим!”. Замените это высказывание на иное – “твое поведение стало невыносимо”. То есть критика должна быть направлена на нежелательные действия подростка, но не на его личность!
- Не скупитесь на похвалу
К сожалению, все мы скоры на расправу, особенно если речь идет о ребенка. А вот похвалы от родителей дождаться не так уж и просто. И очень зря – если вы не будете регулярно хвалить своего ребенка, его самооценка вряд ли будет достаточно высокой. Конечно же, за вымытую за собой тарелку хвалить каждый раз – это перебор. А вот если вы хотя бы раз в неделю отметите, какой у вас помощник, ребенок это обязательно оценит.
- Не акцентируйте внимание на недостатках внешности
В подростковом возрасте отношение к своей внешности наиболее критическое. Родители должны быть особо тактичными, когда дело касается внешнего вида подростка. Никакой критики и даже замечаний в шутливой форме – даже если повод имеется. Максимум – очень тактичное замечание, а еще лучше совет.
- Не сравнивайте своего ребенка
Очень большая ошибка, которую часто допускают родители – это сравнение своего ребенка с его сверстниками. Особенно если это сравнение далеко не в пользу ребенка. Например, неправильно ребенку, который принес очередную тройку, приводить в пример его одноклассника, который получает одни отличные отметки.
Как можно помочь ребенку?
Итак, мы разобрались с тем, как понять, что у подростка заниженная самооценка и как не усугубить ситуацию. Давайте теперь поймем, как эту самую самооценку подростка повысить. На самом деле это не такая уж сложная задача – по крайней мере, для родителей. Очень часто папа с мамой сетуют, что их подросшее чадо очень отдалилось и замкнулось в себе. Взрослым кажется, что они для подростка теряют былой авторитет. Однако на самом деле это не так! Ребенок все еще очень сильно зависит от вашего мнения, поэтому все в ваших руках.
- Следите за внешним видом ребенка
Безупречный внешний вид подростка – это очень важный вопрос, который родители должны держать под контролем. Своевременная стрижка, для девушек – маникюр, модная одежда – да, все это требует немало затрат, но экономить на этом не стоит. Дети – существа жестокие, особенно в подростковом возрасте. Поэтому сэкономленные на джинсах или кофте деньги могут оказаться ценой за душевное спокойствие сына и дочери. Хотя, разумеется, это не значит, что вы должны потакать абсолютно всем капризам и покупать вещи из последней коллекции модельеров мирового имени – все должно быть разумно и в меру.
Кстати говоря, о стиле одежды – обязательно прислушивайтесь к своему ребенку. Ваши представления о подростковой моде могут очень сильно отличаться от действительности. Позвольте подростку самостоятельно делать выбор вещей. В крайнем случае, слегка подкорректируйте этот выбор – аккуратно и ненавязчиво. Поверьте – если вы сделаете все правильно, повышение самооценки ребенка не заставит себя ждать.
- Помогите подростку добиться чего-либо
Хотите повысить самооценку своего ребенка? Помогите ему найти повод для гордости, ведь он наверняка есть, просто подросток его не видит. Быть может, ваш сын увлекается игрой на гитаре? Купите ему хороший инструмент и дайте денег на личного учителя. Дочка увлекается фотографией? Подарите ей хороший фотоаппарат и поддержите ее начинания. Многие подростки пишут стихи – напечатайте сборник! Пусть он будет всего в 10 экземплярах, но он будет! Дочка любит готовить? Прекрасно, предложите ей пригласить друзей и устроить вечеринку. В любом ребенка есть искра, главное – разглядеть ее.
Если вам это удастся, очень скоро ребенок заслужит признание и среди сверстников. А вряд ли что-то сможет повысить самооценку лучше, чем это. Да и кто знает, как повернется жизнь? Возможно, это подростковое увлечение станет делом всей жизни вашего ребенка?
- Учите ребенка говорить “нет”
Очень многие люди даже и не догадываются, что самооценку можно повысить сразу на несколько пунктов, если научиться говорить “нет”. Это справедливо и в отношении подростка – если он не может никому ни в чем отказать, он будет чувствовать себя ведомым, что никак не способствует высокому мнению о себе.
Кстати говоря, практически никто из людей, у которых занижена самооценка, не умеет отказывать. Он полагает, что помогая окружающим, он становится более значимым для них. На самом же еле это, увы, не так – люди просто бессовестно используют такого “друга-товарища”. Но уважения у них не добавляется. Более того – очень скоро люди начинают воспринимать эту помощь как должное и попросту наглеют. В результате самооценка подростка падает еще ниже. Поэтому, уважаемые родители, учите своих детей уважать себя и отказывать, если их пытаются эксплуатировать.
- Материальная сторона вопроса
Не хлебом единым жив человек. Всем нам с детства внушали, что материальные блага – далеко не самое главное в жизни. Однако современная реальность диктует свои правила. Выше мы уже говорили, что нельзя экономить на гардеробе ребенка. Однако помимо одежды у современного ребенка есть и другие потребности.
Например, мобильный телефон, плеер, компьютер, в конце концов. Во-первых, все эти вещи действительно необходимы для нормальной жизни подростка. А во-вторых, это еще и вопрос престижа – ребенка, у которого нет всего этого, скорее всего очень быстро сверстники задразнят. Уж поверьте, ни о какой самооценке в данном случае не может быть и речи.
- Сами уважайте ребенка
Все вышеперечисленные способы повысить самооценку подростка, безусловно, эффективны. Но все они будут совершенно бесполезными, если вы сами своего ребенка не будете уважать. Милые мамы и папы! Для начала поймите одну очень важную вещь – ваш вчерашний малыш сегодня уже вполне взрослый человек. Взрослая личность, со своими желаниями, мнениями и потенциалом, пусть еще и не до конца реализовавшаяся.
И эту личность вы должны уважать, принимать всерьез и считаться с ее мнением. О том, что вы не должны ни при каких обстоятельства позволять себе унижать ребенка, мы уже говорили. Но помимо этого важно дать понять ребенку, что вы считаете его равным себе. На семейных советах всегда учитывайте мнение ребенка, периодически интересуйтесь его мнением по поводу того или иного вопроса. И, что самое главное, время от времени поступайте так, как советует ребенок – даже если это не всегда правильно. Главное, что ребенок увидит подтверждение своей значимости.
Если вы будете соблюдать все рекомендации, у вас обязательно получится повысить самооценку ребенка. Конечно же, это произойдет не за один день, но терпение и труд все перетрут. Если же через два-три месяца вы не заметите улучшения ситуации, стоит обратиться к детскому психологу. Причем это не значит, что вы должны вести ребенка на прием под конвоем – очень часто бывает достаточно разговора родителей с психологом, который точно знает, как повысить самооценку подростка.
Как помочь подростку повысить самооценку – Развитие ребенка
![]() | Рейтинг Полезные советы, которые помогут подростку повысить самооценку и стать успешнее в жизни |
Самооценка у подростков – сложное явление, учитывая постоянную смену эмоций из-за гормональной перестройки организма. Сегодня они чувствуют себя на вершине мира, а уже завтра – на самом дне. Проблема заключается в том, что подростки чаще всего страдают от заниженной самооценки. Иногда мы имеем дело с действительно серьезной проблемой, которую не решить без участия психолога. Однако в большинстве случаев достаточно одной лишь поддержки самых близких людей – семьи и друзей.
Подростки с заниженной самооценкой обычно плохо принимают похвалу. Пусть это вас не останавливает: хвалите подростка, говорите ему о том, что он важен для вас, подчеркивайте его положительные качества. Поговорите с ним о его самооценке и постарайтесь понять его мысли. Подросток может отрицать, что его самооценка занижена. Установите с ним диалог, расскажите о мыслях, посещающих вас во время его подросткового возраста. Помогите ему справиться с разочарованиями и неудачами. Наконец, дайте понять ребенку, что он не один: многие люди страдают от заниженной самооценки, особенно подростки.
Часто подростки избегают пробовать что-то новое из-за страха неудачи. Не давайте своему ребенку замкнуться в себе и в своей зоне комфорта. Поощряйте занятия чем-то новым и вместе с ним празднуйте его первые маленькие достижения. Новые занятия и вызовы помогут ребенку открыть в себе новые таланты. Развивайте их, чтобы поднять самооценку и вдохновить на новые достижения. Преодолевая препятствия, подросток научится правильно оценивать свои силы. Не позволяйте неудачам сломить его. Дайте ребенку понять, что неудача – это всего лишь жизненный урок, а ошибки – неизбежная часть жизни, особенно взрослой.
Помогите подростку открыться. Существует много способов это сделать. Планируйте поездки и совместные занятия с ребенком. Привлекайте к этим занятиям его друзей. Интересуйтесь тем, чем интересуется ваш ребенок, и сами принимайте участие в его занятиях. Это поможет подростку лучше узнать мир и сделает его неравнодушным к проблемам окружающих. Помощь другим людям поднимает самооценку подростка, особенно если он чувствует, что никак не может повлиять на окружающий мир.
Самооценка невероятно важна для подростков. Она влияет на их жизненные решения в будущем. Низкая самооценка может привести к опасному поведению. Поэтому родителям следует всячески помогать ребенку повысить его самооценку. Это станет залогом его успешного будущего. Жизнь – сложная штука, поэтому помогите ребенку полюбить себя.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
22.05.2017
ее виды, становление, как укрепить
Самооценка играет важную роль в жизни человека. Она напрямую влияет на уровень его успеха в сфере межличностных отношений и карьерных достижений. Базовая самооценка формируется еще в раннем детстве и с трудом поддается коррекции во взрослом возрасте без помощи психолога. Потому, чем раньше родители задумаются, как привить ребенку уверенность в себе, тем ему будет проще в дальнейшей жизни.

Основная иллюстрация
Как понять, какая у ребенка самооценка
Определить, насколько искажено у малыша самовосприятие, можно по тому, объективно ли он оценивает свои способности, акцентирует внимание на возможностях или препятствиях. Если ребенок постоянно использует такие обороты речи как «я не смогу», «ничего не получится», «мне просто повезло», то он себя недооценивает.
Если при малейших неудачах и промахах малыш ведет себя раздраженно и винит во всем окружающих, слишком стремится к лидерству, то это говорит о его чрезмерной самоуверенности. При этом некоторая пассивность и необщительность не всегда являются признаками низкой самооценки, склонность к агрессивному поведению – завышенной. Следует брать в расчет особенности темперамента ребенка и влияние возрастных кризисов.
Максимально непредвзято оценить уровень самооценки чада помогут проективные методики:
- «Лесенка»;
- «Смешные человечки»;
- рисуночный тест «Человек».
Достаточно показательным является расположение детских рисунков на бумаге. При здоровой адекватной самооценке изображение в подавляющем большинстве случаев оказывается посредине листа и занимает не более 2/3 его площади. О завышенной самооценке говорят увеличение размера рисунка и его сильное смещение вверх. Дети, подверженные комплексу неполноценности, склонны рисовать внизу листа и отводить своему творению не более 1/3 доступного пространства. Также о неверии в свои возможности свидетельствует плохая прорисовка стоп и рук при изображении людей. Признаком высокой самооценки являются рисунки принцесс, королей, супергероев.

Тест «Смешные человечки»
От чего зависит становление самооценки
Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность). В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.
Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы.
В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.
Виды самооценки у ребенка
Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:
- Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
- Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки
Способы повышения самооценки
Самые эффективные способы и советы, как поднять заниженную самооценку ребенку, дают психологи.
Отказаться от сравнений
Для ребенка сравнение с другими может обернуться глубокими внутренними страданиями и нанести огромный удар по самооценке. Ведь ставя другого человека в пример, родители делают посыл своему чаду: «Таков, каков есть, ты недостаточно хорош». Если сравнение проводится с братом или сестрой, то оно вдобавок порождает детскую ревность и борьбу за родительскую любовь.
Сравнивать малыша допустимо только с ним самим: таким, каким он был в прошлом или станет в будущем. Например, «Молодчинка! В прошлый раз в диктанте было пять ошибок, сегодня – только три! Могу уже представить, как в будущем ты станешь еще внимательнее и совсем перестанешь делать ошибки!».
Интересоваться его мнением
Помочь повысить ребенку чувство собственного достоинства может привычка взрослых советоваться с ним в несложных повседневных вопросах. Разговаривать при этом с ним нужно как с равным или даже более компетентным собеседником. Это подарит ему чувство значимости и уверенности в способности принимать разумные решения.
Например, можно попросить помочь определиться, какие шторы лучше повесить в гостиной или какие цветы посадить на балконе. При этом важно хотя бы отчасти, но последовать совету малыша, пусть даже не самому лучшему. Данный прием дает особенно хорошие результаты при общении с подростками, способствуя развитию в них самостоятельности и ощущения сопричастности к миру взрослых.
Предоставить свободу выбора
Устанавливая четкие границы дозволенного, необходимо в чем-то оставить ребенку свободу выбора, позволить ему столкнуться с последствиями неправильно приятого решения. Например, можно принудить малыша надеть шапку на улицу, но какую именно – оставить право голоса за ним. Можно потребовать убрать игрушки с пола, но позволить их сложить так, как он хочет сам.

Право выбора
Предъявлять адекватные требования
У всех родителей есть представление о том, каких высот должен достичь их ребенок в той или иной области. Если малыш не соответствует возложенным на него ожиданиям, они испытывают чувство разочарования. Жизнь такого ребенка превращается в настоящую гонку в попытках порадовать маму и папу: бесконечные кружки, спортивные секции, занятия с репетиторами. Как правило, родители-перфекционисты все равно остаются чем-то недовольны.
Важно научится ставить перед крохой посильные задачи. Например, в силу особенностей развития мыслительных процессов у детей до 6-7 лет основным видом деятельности должна быть игровая, а не учебная. Загружать ребенка занятиями, не подходящими по возрасту, вредно не только для его самооценки, но и для психического развития.
Даже на государственном уровне, что закреплено в стандартах ФГОСа, курсовой задачей становится развитее у детей таких качеств, как наличие собственного мнения, внутренней мотивации, умения учиться новому, а не просто достижение высокого уровня успеваемости. Ведь без определенной закалки характера невозможно найти свое место в мире.
Другие методы
Эффективным средством, как развить у ребенка большую уверенность в себе, являются сюжетно-ролевые игры. Например, можно предложить малышу разыграть сценку, в которой он занял первое место в соревнованиях, а его лучший друг – последнее, из-за чего очень сильно расстроился. Дальше нужно попросить ребенка утешить друга. Или разыграть сценку, в которой малыш опоздал на урок, и учитель на него сердится, затем поменяться с ним ролями. Такие приемы помогают крохе подготовиться к стрессовым ситуациям и освоить эффективные способы поведения.
Нет лучше способа, как воспитать действительно уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку, чем на своем примере демонстрировать здоровое отношение к победам и поражениям. При малыше лучше сказать: «Не получился пирог, ничего страшного! В следующий раз попробуем положить меньше муки!», чем характеризовать каждый свой неуспех как конец света: «Какой кошмар! Больше никогда в жизни ни возьмусь за выпечку!».

Кулинарный провал или новый опыт?
Чтобы вырастить уверенного в себе ребенка, также полезно читать сказки и давать смотреть разные мультфильмы, способствующие поднятию самооценки («Гадкий утенок», «Про божью коровку», «Про то, как хорошо быть черепахой»).
Излишняя похвала
Одним из простых способов, как повысить самооценку ребенку, является похвала. Однако нужно знать, за что и как можно хвалить, а что приводит к обратному результату:
- Можно одобрять любое стремление малыша к развитию и самовыражению, помощь ближнему, храбрые поступки, готовность отстаивать свою точку зрения, оптимистический настрой.
- Не поможет выработать здоровую самооценку восхваление того, что не достигнуто собственным трудом: красоты, игрушек, одежды.
- Не рекомендуется использовать общие фразы типа «самый умный», «самый смелый». Абстрактная похвала не дает малышу понимания того, за что именно его одобряют.
Особенности самооценки подростка
Если самооценка младших школьников, в первую очередь, зависит от их успеваемости, то в подростковом возрасте школьные успехи отходят на задний план. Переживание своей значимости и отверженности в кругу сверстников становится основным источником формирования самовосприятия. Авторитет учителей и родителей в этот период максимально падает, соответственно, его способность прямо влиять на самооценку ребенка тоже.

Общение с единомышленниками способствует повышению самооценки подростка
Одним из самых эффективных способов, как поднять самооценку и уверенность в себе подростку, является создание возможностей для новых знакомств. Чем в большее количество социальных групп будет входить ребенок, тем больше различных точек зрения на свою личность он получит, тем объемнее станет его представление о своей значимости. Бывает так, что отношения в школе со сверстниками не складываются, в кружке по интересам или летнем лагере ребенок получает уважение и любовь.
Дополнительная информация. Методика Будасси или тест Дембо-Рубинштейн на самооценку личности подростка помогут определить ее адекватность.
Как еще повысить самооценку и уверенность в себе подростку:
- Необходимо поддерживать ребенка в его увлечениях и хобби. Ведь то, что нравится, обычно получается хорошо делать. Высокие результаты труда как ничто другое повышает веру в свои силы и способности.
- Важно ориентировать подростка на абстрактные духовно-нравственные идеалы. Это поможет снизить его зависимость от мнения случайных людей и сделает его самооценку более устойчивой.
Разница заниженной самооценки девочки и мальчика
На самооценку девочек и мальчиков может негативно влиять гендерная привязка одобряемых обществом качеств. Так, в девушках, к примеру, приветствуются ухоженная внешность, аккуратность, покладистость, целомудрие и стыд. Проявление традиционно мужских черт характера и интересов, если и не запрещается, то все равно не поощряются. Аналогично для юношей: им предписывается быть активными, смелыми, агрессивными. Редкому юноше удается сохранить здоровую самооценку, если он не вписываешься в традиционные представления о маскулинности.
Важно! Отношение к ребенку как к представителю определенного пола влияет на формирование его самооценки в целом.

В рамках гендерных стереотипов
Гендерные стереотипы пагубно влияют на самооценку, когда лишают юношей и девушек права развивать все свои таланты и сильные стороны характера, ограничивают свободу выбора жизненного и профессионально пути. Поэтому важно объяснять ребенку, что его ценность не зависит от того, насколько он вписывается в ожидания общества. Необходимо убрать из собственного лексикона выражения: «Делай так-то! Ты же мальчик/девочка!».
Чего не нужно делать
Существуют типичные ошибки родителей, пагубно влияющие на самооценку ребенка:
- Критикуя, нельзя переходить на характеристику личности. Негативную оценку можно давать только поступкам. Лучше сказать «я не люблю, когда у тебя в комнате бардак», а не «ужас, какой ты неряха».
- Неэффективно примешивать к похвале критические замечания, упреки. Нельзя говорить: «Как здорово, что ты убрался в комнате, а то обычно у тебя жуткий бардак!».
- Нельзя наказывать малыша, когда он не справляется с наплывом негативных эмоций, любым недостатком, прилагая искренние усилия.
- Не рекомендуется вспоминать о старых проступках. Так можно сформировать у ребенка ощущение вечно виноватого.
Важно! В первую очередь, ребенок реагирует не на поступки и слова родителей, а на их эмоциональную компоненту. Полные раздражения и презрения высказывания в адрес малыша могут навредить его самооценке гораздо больше, чем самое строгое наказание.
Корректировать самовосприятие ребенка можно и нужно. Главное в этом деле – начать с работы над собой, поднимать собственную самооценку и развивать эмоциональный интеллект.