Методическая разработка (1 класс) по теме: Как научить ребёнка правильно держать ручку.
Как научить ребенка правильно держать ручку Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.»
(Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»)
«Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.
1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть «подушечка»:
2. На эту «подушечку» укладываем ручку (рис. 2):
3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху (рис. 3):
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.
В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда «проделали» достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.»
А ещё оказывается есть специальная «Ручка-самоучка» (Тренажёр для обучения детей правильно держать ручку во время письма, для снижения усталости при письме.)
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Чудо-ручка)
http://pishikrasivo.ru/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku
6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка
Последнее обновление статьи:
Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.
Естественно, страдает детский почерк, однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребёнка устаёт рука при работе, снижается скорость письма, может страдать осанка, усугубится искривление позвоночника.
Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребёнка правильно держать ручку или карандаш. Причём приступать необходимо в самом раннем возрасте, когда карапуз впервые берёт в ладошки погремушку, ложку или мелок.
Почему возникают ошибки?
Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.
Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.
Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.
Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.
С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.
Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.
На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.
Чем чревато неправильное держание карандаша?
Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.
Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.
Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:
- малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
- карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
- фломастер берётся щёпотью;
- пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
- ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
- верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
- малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.
Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.
Как держать ручку при письме?
Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.
У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.
Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.
К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.
Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:
- пишущий предмет кладётся ровно на подушку конечного отдела среднего пальчика;
- все три пальчика, который участвуют в удержании предмета, как будто закругляются;
- два других пальчика сгибаются и прижимаются к ладошке;
- вся кисть руки полностью расслаблена;
- идеальная позиция – пальчики располагаются выше полутора сантиметров от кончика ручки или карандаша;
- в процессе написания букв или рисования мизинчик может прикасаться к поверхности стола.
Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.
6 способов, как научить ребёнка правильно держать ручку
Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).
Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.
Захват пинцетом
Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.
Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.
Салфеточный метод
Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.
Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.
Дартс
Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.
Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.
Мелки
Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.
Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.
Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.
Метка на пальчике
Если малыш всё равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, следует воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш.
Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребёнку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.
«Баю-бай», ручка
Правильно удерживать карандаш или ручку совсем маленькому ребёнку поможет интересный игровой метод, при этом совсем неважно, правый или левый захват предпочитает малыш.
Крохе рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем».
Поясняем: «кровать» – средний пальчик, «подушка» – указательный, «одеяльце» – большой. Можно даже сочинить сказочную историю про карандашик и пальцы.
Насадка на карандаш в качестве обучающей методики
Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.
В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.
В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.
Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.
Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.
Как выбрать идеальную ручку?
В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.
Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:
- наличие резиновой вставки, которая исключит проскальзывание;
- безопасность материала, поскольку ребёнок обязательно потянет ручку в рот;
- трёхгранная форма корпуса;
- длина изделия менее 13 сантиметров, а толщина не превышает 8 миллиметров.
Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.
Правильная поза за столом
Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.
Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.
А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:
- держал ножки рядом;
- опускал целиком стопы на пол;
- укладывал руки при письме на парту;
- соблюдал 2-сантиметровый зазор между столешницей и туловищем;
- укладывал пропись под 30-градусным углом к туловищу;
- склонял голову чуть-чуть к столу.
Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.
Развитие навыков мелкой моторики
Чтобы ребёнок смог правильно писать в 6 или 7 лет, необходимо в раннем и дошкольном возрасте совершенствовать у него тонкую моторику пальчиков. Такие упражнения помогут выработать красивый почерк и скоординировать движения.
Для подготовки к письму можно выполнять такие упражнения, как:
- пальчиковая гимнастика;
- перекатывание бусин между пальцами;
- нанизывание бусин или крупного бисера на нитку;
- вырезание узоров из бумаги безопасными ножницами;
- завязывание и развязывание узлов;
- пришивание пуговиц;
- рисование;
- выполнение различных штриховок;
- дорисовывание узоров;
- лепка из пластичной массы;
- шнуровка;
- развлечение с конструктором;
- развлечение с пупырчатым мячом и пр.
С помощью вышеозначенных правил и рекомендаций родитель сможет развить тонкую моторику пальчиков и с лёгкостью научить ребёнка правильному положению пальцев при осуществлении письменной работы.
Таким образом, вопрос, как научить ребёнка держать карандаш или ручку, рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Однако решается эта проблема достаточно просто, но только если проявлять терпение и учитывать особенности малыша.
Как научить ребенка держать ручку. 5 простых трюков |
5 простых трюков
Для быстрого перехода нажмите на название раздела
Казалось бы, что писать может каждый и держать ручку или карандаш это привычное дело. Но не так все просто для наших деток. Научиться правильно, держать карандаш, это не простая вещь, как может показаться на первый взгляд!
Если этого не сделать во время, то будет страдать почерк, он будет не разборчивый и неаккуратный. А рука ребенка будет быстро уставать. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше ему потребуется писать, и скорость письма будет увеличиваться. Если не правильно держать ручку, то скорость письма будет ограничена, из — за недостаточного контроля.
Поэтому на это стоит обратить внимание, и помочь ребенку. Научить его держать ручку. Ниже представлены несколько хитрых, но простых трюков, которые помогут вашему малышу функционально держать ручку или карандаш.
Подойдем к этому процессу творчески с фантазией!
Нам помогут обычные вещи, но их применение не обычное!
Как научить ребенка держать ручку весело и увлекательно.
Первый трюк — Легкий трюк с прищепкой.
Потребуется обычная бельевая прищепка, деревянная или пластиковая, не имеет значения.
Когда дети держат ручку с прищепкой, то обеспечивается физическая подсказка, которая позволяет им сгибать или закрывать свой мизинец и безымянный палец вокруг прищепки. Это в свою очередь позволяет обеспечить поддержку в письменной форме.
Это значит что средний палец, указательный палец, и большой палец свободны, и могут с точностью двигать карандаш. Большой и указательный палец — держат карандаш и двигают им, а средний палец поддерживает карандаш.
Второй трюк — Трюк с резинкой.
Здесь есть пара вариантов с резинкой.
1) Если проблемы с наклоном карандаша. ТО … Зацепите резинку вокруг карандаша, оставьте хвостик резинки
Попросите ребенка, что бы он просунул руку в резинку, так чтобы резинка оказалась на запястье.
В этом случае карандаш ребенок всегда будет держать под наклоном, как надо, так как, по- другому, резинка не даст поставить карандаш.
2) Если ручку держат более трех пальцев. В этом случае…
К концу резинки надо добавить, какой- либо элемент (брелок, бусина, пуговица и т.п), чтобы в процессе письма его зажимать мизинцем и безымянным пальцем.
Например: можно сделать такой тренажер из черной резинки для волос + синяя резинка + бусинка в виде звездочки.Попросите ребенка, чтобы он просунул руку в черную резинку в большую дырочку, а в маленькую дырочку черной резинки вставьте карандаш.
Далее скажите ребенку, что надо зажать звездочку безымянным пальцем и мизинцем.
А большой и указательный пальцы будут управлять карандашом, а средний пальчик будет поддерживать карандаш.
Третий трюк — Трюк с салфеткой, или ватным шариком, или маленьким ластиком.
Этот вариант отлично подходит для тех деток, кто держит ручку более чем 3 пальцами.
Рассмотрим пример с салфеткой.
Возьмите салфетку, сложите ее 4 раза, положите на ладонь и зажмите ее безымянным пальцем и мизинцем. А большим, указательным и средним пальцем держите ручку.
Трюк четвертый — Трюк с носком или варежкой.
В этом варианте нам понадобится носок.
В носке делаем три маленькие прорези для пальчиков: большого, указательного и среднего. Если это варежка то, надо отрезать «большой пальчик», и сделать еще две небольшие дырочки.
Далее просим малыша засунуть руку в носок и вытащить три пальчика, которыми он и будет держать ручку. А безымянный палец и мизинец останутся в носке, чтобы не мешались. Носок по желанию можно украсить глазками и ушками.
Трюк пятый — Трюк с канцелярской скрепкой.
Прикрепите скрепку на ручку или карандаш. Перед тем как ребенок начнет пользоваться таким тренажером, скажите ему, что указательный пальчик должен лежать между железными «ушками».
Тренажеры для обучения технике письма «Рыбки»
Как научить ребенка правильно держать ручку: 8 простых способов
Содержание статьи
Некоторые родители стремятся с пеленок вырастить из своего ребенка вундеркинда. Они ищут методики обучения чтению с 2 лет, пытаются объяснить, как сыграть простую мелодию по нотам. При этом не всегда помнят, что перед письмом и рисованием нужно научить ребенка правильно держать ручку и карандаш. Развитие не идет задом наперед. Сначала должны сформироваться точные движения пальцев, а мелкая моторика разовьет мозг намного лучше, чем умственные упражнения, недоступные понятию младенца.
Почему это так важно?
Ребенок впервые схватил в кулак карандаш и пробует что-то изобразить на бумаге. Мама с умилением смотрит на его неуклюжие движения. Не надейтесь, что со временем он сам поймет, что при правильном положении ручки писать и рисовать намного проще. Неверный захват может войти в привычку, переучить малыша будет очень сложно. Проблемы возникнут в школе, а могут перейти и во взрослую жизнь. Писать ребенок научится, возможно, даже почерк выработается разборчивый, но вид непонятным образом торчащего из пальцев письменного прибора вызовет насмешки у окружающих. И это только одна сторона вопроса. При неправильном положении ручки (карандаша) в руке во время их использования нагрузка распределяется неэффективно – идет на всю кисть и запястье, тогда как при правильном положении работа осуществляется за счет пальцев, что позволяет писать быстро, красиво (разборчиво) и не уставать.
В младших классах внимательный педагог может заняться перевоспитанием школьника, но наработанная годами привычка возьмет верх. Ребенок будет постоянно получать замечания, долго пытаться установить ручку в нужное положение. Сосредоточиться придется не на решении примеров, а на борьбе с непослушным письменным приспособлением. Если учитель не обратит внимания на неправильный захват, рука у ученика начнет быстро уставать, он станет медленнее других писать сочинения и диктанты. Проблемы могут возникнуть также со зрением и с осанкой.
Если вы против желания малыша начнете заставлять его взять карандаш правильно, ребенок может обидеться, заплакать и надолго потерять интерес к изобразительному творчеству.
Совет
Чтобы избежать конфликтов, не кладите письменные принадлежности вместе с остальными игрушками, уберите их в шкаф. Первое знакомство с ручками и фломастерами лучше проводить под руководством мамы или папы, как только родители заметят интерес ребенка к рисованию.
Первое знакомство с карандашом
Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.
Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.
- Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, сверху ее придерживает большой, с сбоку указательный палец.
- Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони.
- Расстояние от пальцев до острия карандаша – около 1,5 см.
- Тупой конец направлен на плечо пишущей руки.
Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.
Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.
Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.
Упражнение для формирования правильного захвата
Освоить нужное положение пальцев малышу очень сложно. Отложите на некоторое время уроки рисования и займитесь упражнениями, развивающими правильный захват карандаша. Не устраивайте серьезные тренировки, ребенку они быстро наскучат. Все должно проходить в форме игры.
Проделайте 8 упражнений и посмотрите, что у малыша лучше получается. Попробуйте следующие методы.
- Сначала карандашик можно приласкать. Поставьте его вертикально, уприте нижний конец в твердую поверхность. Малыш берется за верхнюю часть большим, указательным и средним пальцем и проводит вниз, будто гладит.
- Ручка устала и хочет спать. Средний палец будет кроваткой, указательный – подушкой, а большой – одеялом. При этом можно напевать колыбельную, или приговаривать «Баю-бай». Когда пишущий прибор займет правильное положение, можно поставить кулачок на стол и поводить по бумаге, этими линиями карандаш скажет «Спасибо» за хороший отдых.
- Полотенце для карандаша. Дайте малышу небольшой лоскуток ткани, который он должен будет прижимать к ладони мизинцем и указательным пальцем. Скажите, что ручка умылась и хочет вытереться или ей нужно высморкаться в носовой платочек. Нужно, удерживая салфетку, взять пишущий прибор. Ухватить его неправильным способом будет очень сложно, скорее всего, пальчики займут нужное положение.
- Насадка для письма. В отделах детских канцтоваров можно найти большой выбор специальных насадок в виде забавных животных, птичек, рыбок. Ваш карандашик завел себе кошечку, теперь нужно с ней поиграть. На приспособлении есть отверстия для пальцев, малыш обязательно возьмет ручку правильно и сможет нарисовать различные «каляки-маляки».
- Обучающие тренажеры. Если хотите, чтобы ребенок без долгих упражнений сразу взял пишущий прибор правильно, купите ручку-тренажер Stаbilо LеftRight. На ее трехгранной поверхности сделаны выемки для пальцев, малыш сразу возьмет ее правильным способом и сможет рисовать.
- Мелки. Ваш упрямец никак не хочет подружиться с карандашиком и держать его правильно? От обиды карандаш ушел от такого хозяина, теперь можно рисовать только мелками. Не давайте малышу большой стержень, отломите маленький кусочек, который невозможно зажать в кулаке. Рисовать двумя пальцами сложно, грифель наклоняется то в одну, то в другую сторону. В результате ребенку придется взять его нужным способом – пинцетным захватом.
- Дартс. Учите малыша играть в дартс, это прекрасно подготовит его кисть к письму. Бросить дротик можно только тремя пальцами. Сначала ребенок поражал стрелами мишень, теперь можно таким же способом взять ручку и попробовать попасть в нужное место на листке бумаги.
- Совмещение точек. Дисциплинированным детям, которые во всем любят порядок, можно объяснить, что, как у всех игрушек есть свои уголки, так и карандаш должен лежать в руке на нужном месте. Нарисуйте на среднем пальце и на корпусе ручки точки. Теперь нужно совместить отметки, придержать пишущий прибор двумя другими пальчиками – и рисунок получится красивым.
Совет
Если ваш ребенок левша, учите его держать ручку в таком же положении, но в левой руке. Указательный палец окажется сверху, а большой – сбоку. При покупке тренажеров следите, чтобы на этикетке было указано, что приспособление предназначено для левой руки.
Занятия не должны утомлять малыша, поэтому каждое упражнение можно делать, пока ему это нравится. Обычно интерес держится не больше 4–5 раз, а непоседы и после 2 повторений могут заскучать. Сигналом, что на сегодня урок окончен, послужит потеря интереса у ребенка. Желательно даже не дожидаться «полного насыщения», а переключиться на другую деятельность, когда юный художник готов еще немного попачкать бумагу. Когда в следующий раз вы позовете его за столик для рисования, он побежит с большой охотой.
Научите ребенка самого контролировать, насколько правильно он держит ручку. Пусть приподнимет указательный палец, при этом письменный прибор должен остаться на месте.
Чтобы малыш не заскучал, выучите с ним забавные стихи, потешки. Например:
«Чтобы буковки писать,
А не закорючки,
Нужно правильно держать
Эту ручку в ручке».
Если за правильным положением карандаша и позой за столом родители должны следить, то вмешиваться в творческий процесс не нужно. Вы можете предложить ребенку нарисовать дом или дерево, но не давайте ему прописи, не заставляйте по 10 раз выводить один и тот же крючок. Рука дошкольника еще не готова к каллиграфии, правильному начертанию букв его научат в школе, а сейчас такое занятие только утомит ребенка, заставит его заскучать. После этого приобщить малыша к рисованию будет очень сложно.
Как сидеть за письменным столом?
Позвоночник ребенка еще не окреп, поэтому при неправильном положении при занятиях у него могут возникнуть проблемы с осанкой. Лучше сразу купить стул и стол, высоту которых можно увеличивать по мере роста малыша. Он должен сидеть прямо, поставив ноги на пол или на специальную подставку. Следите, чтобы юный художник положил оба локтя на стол и не сгибался вправо или влево.
На стол не нужно опираться грудью, но и слишком далеко отодвигаться нельзя. Расстояния 2 см будет достаточно. Голову можно немного наклонить, но не утыкаться носом в бумагу. Приучите ребенка время от времени проверять расстояние от рисунка до глаз. Нужно поставить локоть на стол, органы зрения должны находиться на уровне пальцев. Чтобы рука меньше уставала, листок нужно расположить под углом 30⁰ к краю стола, уголок должен смотреть в центр груди ребенка.
Совет
Если заметите, что малыш не водит карандашом по бумаге, а тянет альбом, разберитесь в причинах. Возможно, он левша, а мама заставляет работать правой рукой.
При занятиях письмом и рисованием надо позаботиться о зрении малыша. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Лампу нужно располагать слева, чтобы правая рука не отбрасывала тень на листок. Если у вас растет левша, расположите источник света справа. Пасту в ручке или грифель карандаша лучше выбрать ярких, сочных оттенков. Бледные линии трудно различить – ребенок будет напрягать и глаза, и руку, стремясь сделать их более четкими при помощи сильного нажима.
Не позволяйте ребенку рисовать на низкой скамеечке, сидя на полу на коленках. Не нужно, чтобы он писал, лежа на полу. С ранних лет малыша нужно приучить, что для каждого занятия есть свое место, своя мебель и свое положение тела. У некоторых детей лучше получается писать стоя. Препятствовать этому не надо, такое умение очень пригодится ему в школе. Купите специальную доску с надежной подставкой или петлями, за которые ее можно повесить на стену. Объясните, что на этой поверхности он может изображать все, что хочет, а обои, мебель и двери разрисовывать нельзя.
Как подготовить руку к письму?
Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.
Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести конструктор.
Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:
- пазлы;
- завязывание узелков, обучение основам макраме;
- раскраски;
- рисование различных фигур по клеточкам, точкам или контурным линиям.
Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.
Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.
Как научить ребёнка держать ручку правильно
В начальных классах дети часто неправильно держат пишущие принадлежности во время выполнения заданий на уроках. А это чревато многими проблемами в будущем. Сформировать у ребёнка правильный захват ручки и карандаша лучше ещё в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятный период для этого — 3–4 года.
Правильный захват — залог красивого почерка и свободного письма
Очень важно начать учить кроху верно захватывать письменные принадлежности ещё на стадии знакомства с ними, чтобы избежать такого неблагодарного дела, как переучивание. Если малыш неправильно берёт карандаш, это часто приводит к множеству проблем:
- быстрой утомляемости во время выполнения письменных заданий;
- снижению быстроты письма;
- ухудшению зрения и осанки (поскольку часто, чтобы увидеть написанное при неправильном захвате, приходится сгибаться в неестественной позе и приближать глаза к бумаге).
Чтобы научить, как правильно держать ручку при письме, первоклассника или дошкольника, родитель должен быть сам осведомлён, как располагать пальцы на этих принадлежностях при письме. У праворуких детей пишущий предмет при должном расположении лежит на левой стороне среднего пальца; придерживает его наверху указательный палец, а слева — большой; оставшиеся пальчики прижимаются к ладони.
У леворуких детей расположение пальцев зеркально праворуким: карандаш лежит на правой части среднего пальца, справа её удерживает большой палец, а наверху — указательный.
Ручка должна держаться тремя пальцами
Как понять, что ребёнок неправильно держит ручку
Признаками неправильного захвата является следующее:
- конец письменной принадлежности расположен не в направлении к плечу, а в противоположном;
- малыш берёт пишущий предмет двумя, четырьмя пальцами или всей ладонью;
- при письме ручка удерживается очень близко к пишущему кончику или очень далеко;
- рука сильно напряжена.
Проверить должный захват можно и следующим образом: если оторвать от пишущего предмета указательный палец, то предмет не упадёт.
Галерея: неправильный захват ручки и карандаша
- Неправильным является и захват четырьмя пальцами
- Если ручка удерживается средним и большим пальцем — это неправильный захват
- При неправильном захвате ребёнку не видно за рукой, что он пишет
Как подготовить руку к захвату пишущих принадлежностей
Существует несколько способов подготовки руки к должному захвату письменных принадлежностей:
- Начинать знакомство малыша с инструментами изобразительной деятельности лучше с восковых мелков, разломленных на несколько маленьких частей. Поскольку малюсенькие кусочки нельзя взять в ладонь, то крохе приходится брать их тремя пальцами.
- Важно стимулировать ребёнка брать маленькие предметы.
- Обязательно нужно развивать мелкую моторику рук с помощью шнуровок, застёгивания/расстёгивания пуговиц, пальчиковой гимнастики, лепки и т. д.
Способы обучения верному захвату (простые лайфхаки, помощь резинки и других приспособлений)
Чтобы малыш быстро запомнил корректное расположение пальчиков при письме, можно использовать следующие способы:
- Можно вообразить, что ручка «ложится спать» на подушку, которой является верхняя часть среднего пальца, и «укрывается» покрывалом из указательного и большого пальчиков.
- Предложите малышу поиграть в игру «Птичка». Указательный палец — это птица, клюющая зёрнышки. Пусть малыш постучит по корпусу карандаша указательным пальцем и приговаривает: «тук-тук-тук». Впоследствии, когда он забудется и возьмёт карандаш неправильно, задайте вопрос: «А где птичка?». И он сразу вспомнит, как брать предмет.
- Следите, чтобы во время выполнения письменных заданий пальчики не напрягались.
- Напоминайте, что пальцы нужно располагать от кончика пишущего предмета на расстоянии около 2 см. Чтобы быстрее запомнить, на каком расстоянии держать ручку, можно сделать пометку на среднем пальце и пишущем предмете.
- Научите сына или дочь играть в дартс. При метании дротиков снаряд берётся с помощью трёх пальцев. Их расположение соответствует правильному захвату при письме. Когда малыш берёт в руки карандаш, напомните ему, что его нужно взять так же, как дротик.
- Расположение безымянного пальца и мизинца быстро запоминается, если между ними и ладонью вложить смятую салфетку, разрезанную на 2 части. А затем попросите обучаемого взять ручку, не уронив салфетки.
- Можно прикрепить ручку к запястью руки с помощью банковской резинки. Неправильное положение приведёт к дискомфорту.
- Можно купить тренажёр в виде насадки на письменные принадлежности или трёхгранные ручки и карандаши, которые тренируют руку малыша.
- Некоторые фирмы, занимающиеся изготовлением пишущих принадлежностей, выпускают специальную продукцию для обучения детей правильному захвату. Пример — серия LeftRight от Stabilo.
- Можно использовать «пинцетный захват». Поставить ручку вертикально кончиком на бумагу, затем ухватить его за верхушку тремя пальцами. Потом постепенно опустить пальчики вниз, сохраняя захват.
По опыту работы с детьми разных возрастов могу сказать, что при выборе принадлежностей для письма нужно ориентироваться на их возраст. Детям 3–4 лет подойдут толстые трёхгранные пишущие принадлежности. А в 4–5 лет уже можно переходить на обычные карандаши.
Галерея: способы формирования правильного захвата ручки и карандаша
- Резинка помогает удерживать карандаш в правильном положении
- В продаже имеется множество насадок на карандаж для формирования правильного захвата
- Способ захвата дротика и карандаша аналогичен
- Зажатая между безымянным пальцем и мизинцем салфетка помогает взять ручку правильно
Видео: как научить правильно сидеть за столом и держать ручку
Видео: учимся держать ручку правильно — советы даёт нейропсихолог Светлана Циновская
Отзывы родителей
Успешность в учёбе зачастую зависит от того, насколько ребёнку легко удаётся красиво и разборчиво писать. В большинстве случаев причиной плохого почерка является неправильный захват ручки. Поэтому очень важно научить малыша как можно раньше правильно держать пишущие принадлежности.
Статья (1 класс) на тему: Учимся держать ручку правильно!
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
Как правильно держать ручку
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку слева. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку слишком сильно. Указательный палец может легко подниматься, и ручка при этом не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или же свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, представим, что на среднем пальце правой руки у нас есть невидимая подушечка:
Именно на эту подушечку мы и укладываем ручку:
Теперь указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:
Расстояние Х от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 1,5 см. Если расстояние очень маленькое или большое, рука во время письма будет напряжена.
Правила, которые нужно соблюдать при письме:
1. Сидим прямо.
2. Ноги вместе.
3. Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.
4. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
5. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
6. Оба локтя лежат на столе.
5 способов, как научить ребенка правильно держать ручку
Способ 1 – с помощью салфетки
Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.
Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены. Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку!
Способ 2 – аналогия с дротиком
Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.
Способ 3 – ручка – “самоучка”
Это устройство, которое надевается на ручку. Можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек.
Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев
Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.
Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.
Способ 5 – игра “Спокойной ночи, ручка!”
Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху — одеяло – большой пальчик.
Консультация (1 класс) по теме: Консультация УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ 6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
ИЛИ
6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ
Как правильно держать ручку
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку слева. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку слишком сильно. Указательный палец может легко подниматься, и ручка при этом не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или же свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, представим, что на среднем пальце правой руки у нас есть невидимая подушечка:
Именно на эту подушечку мы и укладываем ручку:
Теперь указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:
Расстояние Х от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 1,5 см. Если расстояние очень маленькое или большое, рука во время письма будет напряжена.
Правила, которые нужно соблюдать при письме:
1. Сидим прямо.
2. Ноги вместе.
3. Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см.
4. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
5. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
6. Оба локтя лежат на столе.
6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку
Способ 1 – с помощью салфетки
Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.
Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены. Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку!
Способ 2 – аналогия с дротиком
Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.
Способ 3 – ручка – “самоучка”
Это устройство, которое надевается на ручку. Можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек.
Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев
Продукция серии Stаbilо LеftRight разработана совместно со специалистами медицины, образования и эргономики.
Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.
Способ 5 – игра “Спокойной ночи, ручка!”
Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеяло – большой пальчик.