Как правильно держать ручку при письме
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как правильно держать ручку
при письме.
Вопрос, как правильно держать ручку при письме, обычно возникает перед родителями, когда ребёнку исполняется 5 или 6 лет. Но специалисты убеждены, что приступать к обучению нужно с 4 летнего возраста, наблюдая за тем, как ребёнок рисует.
Признаки неправильного положения руки и неверный захват пишущей принадлежности:
малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
фломастер берётся щепотью;
пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.
Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.
Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом, повышенная утомляемость при выполнении письменных работ, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.
Правильное положение пальцев при письме
Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.
У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.
Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.
Если ребенок неправильно держит ручку?
Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).
Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.
Захват пинцетом
Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.
Салфеточный метод
Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.
Дартс
Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.
Информацию подготовила учитель-логопед
Саблина Ольга Николаевна
http://kroha.info/razvitie/kak-nauchit-rebyonka-derzhat-ruchku
«Как правильно и профессионально держать руки при рисовании?» – Яндекс.Кью
Правильно рисовать на планшете, поставленном на мольберт, рисунок находится на уровне глаз, спина прямая, рука в воздухе.
Положение карандаша в руке может быть разным, в зависимости от задачи. Для покрытия больших площадей, для зарисовки крупными, размашистыми линиями карандаш держится ближе к кончику карандаша, рука свободная, работает вся рука — от кисти до плеча.
Для прорисовки более мелких деталей, где нужно что-то сделать точно и сосредоточить руку на одном месте, можно взять карандаш плотнее. Похожим образом мы берем ручку при письме, но если при письме у нас рука лежит на столе, то здесь рука опять-таки находится в воздухе. Для этого карандаш фиксируется рукой не у самого основания, а подальше — ближе к середине карандаша.
Также карандаш может зажиматься большим и указательным пальцем. Подходит как для крупных движений, так и для коротких и сосредоточенных. В таком положении рука находится снизу. карандаш направлен вверх.
Новичкам очень тяжело держать руку на весу, особенно при работе с мелочами. Поэтому нет ничего страшного, если хочется как-то поддержать и зафиксировать руку. Для этого можно упереться об лист мизинцем.
Чтобы не возить по работе, не пачкать ее, можно подложить листочек под мизинец, или файл.
При этом рука не лежит полностью на рисунке, ее касается только мизинец.
Не правильно класть всю руку на планшет, как при рисовании на столе, или как при письме.
Как правильно держать ручку при письме
Правильное использование ручки во время письма
Хоть в современном мире и правит бал компьютерная техника, с помощью которой, в частности, сегодня набирают текст различных писем и документов подавляющее число людей, однако не стоит забывать и о традиционном способе письма.
Особенно, если речь идёт о ребёнке. Ведь в детском возрасте закладывается фундамент поведенческих привычек на всю жизнь.
Так что, если с детских лет не объяснить ребёнку как правильно держать ручку, то в более зрелом возрасте это может сказаться как на почерке, так и на внешнем виде: согласитесь, что бизнесмен или чиновник неуклюже, будто клешней, держащий ручку – не самое позитивное зрелище.
Общие правила
Лучше всего обучать малыша правильному захвату предметов вроде карандашей или ручек в увлекательной игровой форме. Экспериментальными образцами могут стать даже обычная погремушка или фигурки из пластилина, которые ребёнок лепит в качестве развлечения.
Игры с ними развивают мелкую моторику пальцев ребёнка, так что вы уже в процессе игры можете оценить правильность захвата.
Чем быстрее вы определите признаки неправильного хвата, тем больше времени у вас будет на исправление. Из характерных особенностей, по которым можно определить, что ваш ребёнок неправильно держит ручку, можно выделить следующие:
- Особенности хвата. Зажим карандаша в кулаке, в щепоть, когда большой палец ниже указательного, а карандаш поддерживает указательный палец вместо среднего – признаки неправильного хвата;
- Высота. Пальцы ребёнка должны располагаться не слишком низко к пишущему стержню ручки и не слишком высоко к её верхней части.
- Нажим. Он не должен быть слишком слабым или чересчур жёстким. Кисть руки должна быть расслабленной и не напрягаться во время письма.
Прежде всего, потренируйте с ребёнком правильный захват ручки или карандаша. Для этого письменную принадлежность необходимо зафиксировать большим (сверху) и указательным (сбоку) пальцами на верхней фаланге среднего.
Захват должен отстоять от пишущей части на 1,5-2 см, а сам карандаш должен иметь наклон в сторону правого плеча. Следите за тем, чтобы указательный палец ребёнка был расслаблен. В противном случае кисть быстро устаёт. Также обратите внимание на экземпляр ручки, на котором собираетесь тренироваться. Она должна быть обычной и не длинной – до 15 см, а также не толстой, поскольку пальцы ребёнка гораздо меньше, чем у взрослого.
Упражнения для постановки правильного захвата
Сегодня есть достаточно много упражнений, с помощью которых можно закрепить на практике правильный захват письменной принадлежности, к примеру, следующие:
- Метод пинцета. Берём карандаш за кончик большим, указательным и средним пальцами. Упираем его в поверхность бумаги и затем позволяем пальцам плавно скользить вниз, занимая правильное положение, при котором сжатие карандаша будет не жёстким.
- Мелки. Разламываем цветные мелки на небольшие кусочки – до 5 см длиной, и даём рисовать ими ребёнку. Из-за того, что взять его в кулачок не получается, малыш будет вынужден брать его правильно – тремя пальцами.
- Использование насадок. Сегодня всё большую популярность приобретают специальные насадки на карандаши и ручки. Для повышенного интереса у ребёнка, их делают в виде ярких зверьков, рыбок, птиц. Благодаря тому, что они имеют особые отверстия для пальцев, взять их неправильно невозможно.
- Игры. Приобщайте ребёнка к играм, в которых используется мелкая моторика рук, к примеру, дартс. Дротики для дартса вполне схожи с корпусами карандаша или ручки, так что всё время, которое ребёнок проведёт за игрой дартс, повысит его навык правильного захвата письменных принадлежностей.
На что ещё обратить внимание?
При обучении ребёнка правильному захвату ручки, обращайте внимание на то, как он сидит за столом. Это также немаловажный момент, который может повлиять на его осанку и проблемы в будущем, вроде скалиоза. При оценке этого фактора следует обращать внимание на следующие особенности:
- Положение тела. Ступни поставленных вместе ног должны всей поверхностью прилегать к полу, локти – лежать на столе, а расстояние между столом и грудной диафрагмой ребёнка – около 2 см.
- Положение бумаги. Лист бумаги должен быть расположен так, чтобы его левый угол «смотрел» в центр груди. При этом голова ребёнка должна быть наклонена, чтобы расстояние между бумагой и глазами составляло не более 30 см.
Кроме того, не забывайте, что ребёнка можно занять играми, формально не связанными с письмом, однако способствующими правильному захвату и развитию моторики пальцев.
Такими играми могут быть вырезание ножницами снежинок и фигурок из бумаги; завязывание разнообразных узелков; обведение в книгах-разукрашках фигур по контурам с последующим их закрашиванием; нанизывание бусинок на нитку.
Все эти советы подойдут как к детям-правшам, так и к левшам. Если на протяжении достаточно долгого времени практиковаться с ребёнком, то в первый класс он придёт уже достаточно подготовленным для правильного письма, от которого у него не будут затекать руки или сводить кисти.
Как правильно держать карандаш или ручку при письме
Подобный вопрос возникает чаще всего у более молодых мам. Сейчас педагоги в школе практически не занимаются постановкой руки у первоклассников. В расчете на то что, что это произойдет на этапе подготовки в школу. Но и в подготовительный период такому важному вопросу
достаточного внимания не уделяется. Причина вполне понятна — к шести годам ребенок уже привык держать ручку определенным образом и переучиваться по собственному желанию не собирается. А у родителей не хватает времени, сил и нервов, чтобы помочь ему справиться с этим сложным и болезненным процессом. «Эх, вот если бы сразу научили правильно держать карандаш, — вздыхает измученная мама, — Сейчас бы с ручкой уже вопроса не возникло!» Тем временем в тетради появляются угловатые неровные каракули, исправления, грязь. Маленький ученик слышит ругань и требования стараться… Желание учиться быстро испаряется.
Как помочь ребенку? Рекомендации одинаковы и для праворуких и для леворуких детей. Сначала научимся правильно подбираем карандаш. Именно карандаш, пусть ребенок научится пользоваться карандашом, который требует определенной степени нажима. Ручку берем, когда карандашное письмо уже освоено.
Выбираем карандаш трех- или шестигранный. Не берите круглые карандаши. Когда ребенок учится писать, он достаточно сильно может сжимать пальцы, и рука начинает потеть. Удержать круглый карандаш в такой ситуации сложнее. Существуют специальные насадки на карандаши для помощи малышу, их тоже можно использовать.
Длина карандаша должна быть примерно с ладонь ребенка или длиннее. Огрызки карандашей на этапе постановки руки вообще недопустимы. Толщина карандаша желательна стандартная, слишком толстые неудобны не только детям, но и взрослым.
Теперь обратим внимание на правильный захват орудия письма. Держать карандаш нужно за окрашенную часть, т.е. примерно в 2-х сантиметрах от кончика. Ни в коем случает не позволяйте ребенку браться за заточенную часть. Подобный захват обязательно приведет к искривлению осанки. Ведь ребенку придется наклонять голову, чтобы увидеть, что он там пишет. Позаботьтесь о здоровье своего чада.
Удерживаем карандаш двумя пальцами — большим и указательным. Причем, указательный палец лежит сверху, а большой сбоку. Оба они направлены в одну сторону — к пишущему кончику. Снизу карандаш поддерживается средним пальцем. Оставшиеся безымянный палец и мизинец расслабленно сгибаются к ладони. Таким образом в захвате активно участвуют три пальца.
Опирается карандаш на впадину между большим и указательным пальцем. Обратите внимание, чтобы он не торчал вверх или в противоположную от ребенка сторону. При таком «неправильном» положении руки нагрузка на пальцы увеличивается. При «правильной» постановке карандаш находится над рукой, не заваливаясь ни вправо, ни влево.
В процессе письма локоть рабочей руки (не важно, правша ребенок или левша) должен лежать на столе. Кисть с карандашом располагается таким образом, чтобы пишущий кончик оказался напротив солнечного сплетения. Вторая рука лежит на тетради, удерживая ее в нужном положении и передвигает в случае необходимости. Наклон тетради примерно под 30 градусов к краю стола.
Не забываем также о правильной посадке за рабочим столом.
Чтобы помочь ребенку освоить правильную постановку руки, используются специальные игровые разминки. О них обязательно поговорим в следующий раз.
Мария Эдельнард