Как правильно держать ручку при письме и как научить этому ребёнка
21 апреляЖизнь
Идеального способа не существует, но есть более и менее удобные.
Ия Зорина
Автор Лайфхакера, атлет, КМС
Поделиться
0Нужно ли учиться держать ручку правильно
Тоддлеры хватают карандаши и фломастеры как придётся. Но ближе к трём годам примерно половина детей начинаютAnn-Sofie Selin. Pencil grip. A descriptive model and four empirical studies зажимать ручку между большим, указательным и средним пальцами, поскольку такое положение обеспечивает больше контроля.
В 4–5 лет уже стоит обратить внимание на то, как ребёнок держит её, и помочь ему сформировать правильный хват. Способ удержания ручки важен по двум причинам: он обеспечивает контроль над инструментом и позволяет долго писать, не перегружая мышцы кисти и пальцев.
Если ребёнок берёт ручку каким-то особенным и странным способом, это может указывать на слабость мышц кисти. Недостаток стабильности заставляет дополнительно удерживать инструмент другими пальцами. Например, поджимать большой, обхватывать ручку указательным или заворачивать кисть внутрь. Примеры — на фото ниже.
1 / 0
2 / 0
3 / 0
4 / 0
5 / 0
6 / 0
Такие виды удержания ручки считаютсяAnn-Sofie Selin. Pencil grip. A descriptive model and four empirical studies нефункциональными, могут плохо повлиять на скорость письма и перегрузить мышцы кисти. Чтобы избежать проблем в дальнейшем, стоит исправить ситуацию как можно скорее.
Как можно держать ручку, чтобы было удобно
В анализеAnn-Sofie Selin. Pencil grip. A descriptive model and four empirical studies научной литературы учитель Энн-Софи Селин описала несколько популярных и функциональных способов, которые используют не только дети, но и многие взрослые люди.
Динамический трипод
Динамический триподРучка зажимается между большим и средним пальцами, а указательный лежит сверху. Безымянный и мизинец при этом отдыхают на столе.
За счёт скоординированной работы трёх пальцев и надёжной опоры из двух оставшихся такой хват обеспечивает контроль над инструментом и считается идеальным для письма.
Латеральный трипод
Латеральный триподЭтот способ похож на предыдущий с той только разницей, что большой палец удерживается в прямом положении и прижимает ручку не кончиком, а подушечкой первой фаланги.
Так держат инструмент для письма где-то четверть детей, и если они не переучиваются под давлением учителей или родителей, продолжают писать так всю жизнь.
Квадрапод
КвадраподПри таком способе на ручке сверху лежит не только указательный, но и средний палец, а безымянный и большой сжимают инструмент с двух сторон.
Латеральный квадраподПомимо обычного, есть также латеральный квадрапод, при котором ручка прижимается подушечкой первой фаланги большого пальца, а указательный и средний лежат сверху инструмента.
Какой способ поможет писать быстро и красиво
Несмотря на то, что большинство учителей и врачей считают идеальным динамический трипод, в действительности его нельзя назвать единственно правильным.
В одном экспериментеAnn-Sofie Selin. Pencil grip. A descriptive model and four empirical studies с участием 60 учеников 11–12 лет выяснили, что такой способ удержания ручки позволяет писать более аккуратно, но при этом латеральный трипод помогает делать это быстрее и меньше уставать.
Если в начальной школе красивый почерк ещё имеет какое-то значение, то в старших классах и университете в приоритете обычно оказывается скорость, а если написанное понимает только хозяин тетради — не велика беда.
В другом экспериментеH. Schwellnus, H. Carnahan, A. Kushki. Effect of pencil grasp on the speed and legibility of handwriting after a 10-minute copy task in Grade 4 children / Australian Occupational Therapy Journal с участием 120 учеников 4-го класса учёные проверили два трипода и квадрапод и пришли к выводу, что ни один из них не даёт преимуществ в скорости и аккуратности.
Таким образом, если ваш ребёнок или вы сами держите ручку одним из этих способов и при этом не страдаете от быстрой утомляемости кисти, можете выдохнуть и забыть об этом.
Если же во время письма ребёнок подворачивает пальцы и сгибает запястье, попробуйте приучить его к динамическому триподу, раз уж он считается идеальным.
Как научить ребёнка держать ручку правильно
Есть два популярных способа, которые помогут ребёнку привыкнуть к правильному положению ручки.
Зажимать небольшой предмет под пальцами
Этот лайфхак направлен на установку правильной позиции безымянного пальца и мизинца при письме.
Вам понадобится небольшой предмет, который можно удобно зажать в руке: обычная свёрнутая салфетка или маленький помпон, как на видео.
Положите его под безымянным пальцем и мизинцем ребёнка и попросите прижать вещь к ладони. Затем дайте ручку и проследите, чтобы ученик зажал её между большим, указательным и средним пальцами, не выпуская при этом тренировочный предмет.
Предупредите ребёнка, что во время письма салфетка или шарик обязательно должны оставаться в руке.
Использовать специальные насадки на ручку
Этот способ поможет ребёнку привыкнуть к положению большого, указательного и среднего пальцев. Вы можете совмещать его с предыдущим вариантом.
Купите специальную насадку на ручку из мягкого силикона. Они стоят дёшево, часто продаются наборами и могут иметь разные формы — с выемками и отдельными секциями для двух или трёх пальцев.
Сложно сказать, какая форма будет лучше — попробуйте несколько и выберите ту, что понравится ребёнку. Кстати, такие силиконовые штуки подходят и для праворуких, и для леворуких детей.
Что делать, если не получается правильно держать ручку
Если ребёнок не может держать ручку правильно, возможно, ему пока не хватает силы или способности координировать движения пальцев.
В современном мире игры, в которых нужно напрягать руки, часто уступают приложениям на смартфоне и планшете, что может не лучшим образом сказаться на силе мышц.
Чтобы развивать мелкую моторику и укреплять пальцы, попробуйте следующие занятия:
- Лепка из пластилина, теста, кинетического песка.
- Создание поделок. Важно, чтобы в процессе ребёнку нужно было выдавливать клей или краску из тюбика.
- Игры с прищепками.
- Совместное приготовление еды. Например, имбирного печенья. Сначала ребёнок может перемешать тесто, а потом выдавливать цветную глазурь из кондитерского мешка. И весело, и вкусно.
Попробуйте эти варианты, а если у вас есть опыт развития силы пальцев и мелкой моторики у детей, делитесь ими в комментариях.
Читайте также 🧐
- Графология: действительно ли можно определить характер по почерку
- Как научиться красиво писать
- Чем занять маленького ребёнка: 15 интересных развивающих игр
Как помочь первокласснику научиться красиво писать?
«Искусственно изменяя почерк – графотерапией –
можно корректировать характер ребенка»
Кандидат психологических наук,
графолог Александр Фармагей
Ваш ребенок первоклассник и вы столкнулись с тем, что у вашего ребенка не получается писать красиво. Как поступить любящему родителю? Многие родители подходят ко мне с вопросом, как же им помочь своему ребенку.
На Западе сейчас говорят о том, нужно ли вообще обучать каллиграфии детей. Начиная от 1970-х годов, существенно снизилась важность письма от руки. Существуют даже программы, которые препятствуют развитию индивидуального письма: в некоторых школах Гамбурга, например, детей учат писать только печатные буквы, а не чистописание: мол, каллиграфия является слишком сложным делом для детей и перегружает их.
Противники этой точки зрения утверждают: умение красиво писать – почти синоним образованности. Эксперты пришли к выводу, что рукописное письмо приводит к тому, что дети учатся думать логически и делать выводы. Так что все-таки стоит ребенка научить писать красиво, хотя бы потому, что каллиграфические навыки развивают мелкую моторику, и это способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Каллиграфия — это искусство изображения слова. В Японии это нечто среднее между рисунком и письмом. Выполненные на листах бумаги или на шелке иероглифы выполняют функцию картин — передают сюжет и приносят эстетическое удовольствие. Японская поэтесса Ханда Сюко писала: «Каллиграфия – цветок души человека».
Проблема плохого почерка – одна из самых распространенных в школе.
Первая причина – плохо развита мелкая моторика кисти рук.
Что же такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Вторая причина – неправильное положение ручки.
С трудностями в обучении детей правильно держать ручку при письме сталкиваются родители и педагоги. Ребенок приходит в школу уже с определенным навыком держать пишущий инструмент! К сожалению, переучивать гораздо сложнее, чем научить правильно. Сколько тратится усилий и времени для обучения детей этим, казалось бы, несложным правилам! Дети неправильно держат пишущий инструмент: излишне сжимают, неправильно ставят пальцы, изгибают их, выкручивают кисть. В результате в пальцах и кисти возникает избыточное напряжение, которое вызывает онемение и боль, ребенок быстро устает, скорость письма снижается и портится почерк. Неправильная манера письма может даже способствовать возникновению такого серьезного заболевания, как писчий спазм.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
Третья причина – неправильная посадка.
Правильная посадка: прямая спина, ровные плечи опущены вниз, голова немного наклонена на нужном отдалении от тетрадки. Грудь не должна соприкасаться со столом — такая поза затрудняет дыхание.
Четвертая причина – положение тетради.
Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно. Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно. Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
Что еще влияет на почерк ребенка?
Очень многое зависит и от психологического настроя. Не стоит ругать малыша за некрасивые линии, ни в коем случае нельзя сравнивать его результаты с результатами других детей. Так можно полностью отбить желание учиться. Больше хвалите своего ребенка за то, что у него получается!
Прежде всего, настройтесь на снисходительное отношение к вашему ребенку, ведь от начинающего ученика требуется терпение и аккуратность. Не забывайте, однако, о том, что усталость к малышу может прийти после пятиминутного занятия каллиграфией. При этом ребенок, жалующийся на усталость руки, показывает даже не столько на мятые и затекшие пальчики, сколько на мышцы предплечья. В этом случае руку необходимо обязательно размять. Лучше всего поможет массаж.
Письменные работы первое время необходимо выполнять вместе с ребенком, без суеты и спешки.
Принцип «Лучше меньше да лучше» особенно уместен в чистописании. Поверьте, результативность от такой методики намного выше, чем неаккуратное многократное повторение «для галочки».
Есть еще одна небольшая хитрость, как научить ребенка красиво писать. Как правило, в современные прописи для первого класса вкладывают листочек кальки. Этот листочек очень полезен для тренировки написания красивых букв. Как обычно первоклашки пишут в прописи? Сначала тренируются на «черновике», а только потом пишут в «чистовик». К тому моменту, когда нужно писать в «чистовике», ребенок уже изрядно устал, да и не всегда все гладко получается. Словом — муки! Чем хороша калька? Она избавляет от изнурительной работы в «черновике». Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. На кальке по печатной основе прописываем два-три раза необходимую букву или элемент, потом следующий один раз в прописи. Снова кладем кальку: два раза пишем на кальке, третий раз в прописи. В следующей строке можно писать по одной букве на кальке и в прописи. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не устает. Если кальки в прописях нет, то стоит ее купить, ее много не нужно.
Очень важно, чтобы ваш ребенок называл букву, которую прописывает и каждый элемент этой буквы. Такое проговаривание благотворно влияет на развитие речи. Проговаривание буквы по ходу ее написания позволяет ребенку контролировать правильность каждого элемента. Сконцентрироваться на процессе, быть «здесь и сейчас». Эту методику «письма с секретом» разработала В. Илюхина. Вера Илюхина предложила иной способ письма: вместо закругления писать уголок, но не острый. Писать такой уголок (автор методики называет его «поворот на месте») гораздо легче.
Приведу простой пример: как проговаривать написание буквы «и» по методике Илюхиной. Ставим ручку на верхней линеечке рабочей строки. Прямая наклонная линия вниз. Поворот на месте, крючок до середины. По «секрету» поднимаемся вверх до верхней линеечки рабочей строки. Прямая наклонная линия вниз. Поворот на месте, крючок до середины.
Я желаю вам и вашим детям успехов в ваших начинаниях! Надеюсь, что вам помогла эта статья.
Используемая литература:
1. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей и педагогов: Программа обучения в детском саду. — Издательство: АСТ, Астрель (2008 г.)
2. М.Безруких «Пишу красиво и правильно. Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности» Учебники для родителей. Издательство: Рама Паблишинг
509 Превышен предел пропускной способности
509 Превышен предел пропускной способности Сервер временно не может обслуживать ваши запрос из-за того, что владелец сайта достиг своего ограничение пропускной способности.
Тетрадь для письма — Простой класс
Недавно я написал, что считаю важным выделять студентам ежедневное время для письма. Но очевидно, что логистическая проблема возникает, когда ваши ученики пишут каждый день учебного года (или, по крайней мере, довольно близко к этому).
Как нам организовать все это письмо? Как нам не отставать от оценок?
Ответ — писать тетради!
Академические тетради в классе — отличный способ собирать и организовывать студенческую работу, вести записи об успеваемости учащихся с начала до конца года и научить их немного самостоятельности. Если у вас есть раздел в письменном блокноте для заметок со всего группового урока, у учеников будет дополнительный ресурс прямо на своих партах, который они могут использовать, когда вы будете повторять эти навыки позже.
Если у вас есть разные вкладки для разных частей учебного года, учащиеся должны организовать и отсортировать свою работу соответствующим образом. Я считаю, что это подготавливает учащихся к миру папок для разных классов, шкафчиков в один прекрасный день, файлов на компьютерах … всех различных способов, которыми они должны будут организовать себя в будущие школьные годы и даже во взрослой жизни.
Итак, давайте поговорим о том, что находится внутри блокнота, и о простом решении для оценки всего этого ежедневного письма.
Что внутри тетради? Это своего рода вопрос с подвохом, потому что ответ — это то, чем вы хотите быть внутри. У меня есть ресурс организации блокнота для письма в моем магазине TPT, который имеет 11 различных вкладок-разделителей, которые вы могли бы использовать. Я не рекомендую использовать все 11 разделов. Вместо этого я бы выбрал три или четыре раздела, которые вы бы хотели, чтобы ваши ученики выполняли в течение года. Мини уроки, конспекты, ведение дневника. Или, может быть, разделите блокнот по жанрам, над которыми вы работаете, и пусть все записи какое-то время будут основаны на повествовании, а затем перейдите к следующему жанру. Вы можете организовать это, как хотите!
После того, как вы определились с разделами, за которыми должны следить учащиеся, распечатайте и подготовьте эти разделители, чтобы подготовить их к раздаче в начале года. Я бы сделал настройку блокнота целым групповым уроком, чтобы учащиеся интересовались тем, что представляет собой каждый раздел, куда он идет и как им нужно поддерживать порядок. Это облегчит им работу в течение всего года.
Как я могу не отставать от них? Прежде всего, позвольте мне добавить для вас следующее предупреждение: вам не нужно оценивать каждое письмо, которое ваши ученики помещают в тетрадь.
Тетрадь для записей должна быть инструментом для развития. Итак, вам нужна процедура оценивания, за которой вы можете не отставать!
Я рекомендую ту же процедуру оценивания, которую я использую для своих тетрадей Reading Response. Это работает следующим образом:
Дайте учащимся образец записи в журнале и краткое описание того, как вы собираетесь их оценивать. Четко сообщите о своих ожиданиях в начале года, чтобы они знали, как все должно пройти.
Учащиеся ежедневно пишут в дневнике каждый день недели, чтобы быстро освоить навыки письма, которые вам нужны.
В конце недели они сдают свои тетради, и вы выбираете один день для оценки. Только один! Не сообщайте об этом учащимся заранее, чтобы они никогда не узнали, будете ли вы оценивать ответ в понедельник, в среду или в другой день!
Откройте этот день в каждой тетради. Кратко прочитайте их ответ в журнале. Отметьте то, что они сделали, в рубрике и дайте им окончательную оценку.
Напишите им краткую заметку о том, что они сделали хорошо или что могли бы улучшить, если хотите. Если ваши ученики ставят перед собой цели в начале года, то у вас есть руководство по тому, какую обратную связь вы должны дать им. У меня есть пост об этом здесь!
Оставьте рубрику в блокноте в тот день, когда вы поставили оценку, прикрепите забавную заметку на лицевой стороне, если вы хотите быть лишним (как я обычно). вот и все!
Если вы хотите записать эти еженедельные оценки в тетрадях как оценку в их табелях успеваемости, это достаточно легко сделать. Если вы хотите просмотреть другие их записи в дневнике и просто дать им звезду за участие, это тоже здорово. Но единственная глубокая работа, которую вы должны делать, — это один день в неделю писать блокнот. Говорю вам прямо сейчас, в прошлом году я проводил 30 минут каждую пятницу с 22 детьми во время их еженедельного теста по чтению.