25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии
Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.
- Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
- Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
- Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
- Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
- Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
- Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
- Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
- Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
- Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
- Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
- Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
- Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
- Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам.
- Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
- Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
- Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
- Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
- Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
- Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
- Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, – лучшее подтверждение вашей любви.
- Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
- Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
- Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации. Читаем советы психолога как правильно поощрять детей
- Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.
Читаем по теме:
Воспитание ребёнка – очень сложный процесс. Ребёнка воспитывают не только родители, но и сама обстановка, которая царит в доме, другие члены семьи, детский сад, школа. Но именно родители – главные люди в жизни ребёнка. Родительская любовь делает его сильным, жизнестойким, способным добиваться успехов и справляться с любыми трудностями. Работайте над собой, меняйте неудачные модели воспитания на более эффективные, обретайте родительскую мудрость и воспитывайте ребёнка в спокойствии и любви!
Как правильно воспитывать собаку — Лайфхакер
Когда начинать воспитание собаки
Принимайтесь выстраивать отношения с щенком сразу после того, как он появился в вашем доме. И обязательно с первого дня обеспечьте его всем необходимым: мисками для еды и воды, лежанкой для сна, подходящим кормом, игрушками и лакомствами. Уделяйте достаточно внимания, чтобы он чувствовал себя в безопасности и научился доверять вам.
Окружите собаку заботой с первого дня / dogtime.comЗнакомить питомца с командами нужно с раннего возраста. В первые месяцы обучайте им на прогулках и дома, в том числе во время игр.
Для начала щенок должен усвоить, как его зовут. Лучше выбрать короткое имя, которое легче запоминается, и называть собаку только им. Когда малыш освоится и начнёт откликаться, можно переходить к командам. К трём месяцам он уже должен знать необходимый минимум: «Фу!», «Ко мне!», «Место!», «Рядом!» и «Апорт!». После можно переходить к остальным.
Поинтересуйтесь 🐕
Как правильно воспитывать собаку
Обучая питомца и корректируя его поведение, вы со временем вырастите послушного пса, который не доставит особых хлопот.
Не забывайте, что игрушки не заменят внимание / vetvoice.com.auВоспринимайте собаку как личность
Любой пёс имеет свою личность, как и каждый человек. Учитесь понимать друг друга, и тогда проблем во взаимодействии не будет.
Цезарь Миллан, профессиональный тренер собак
По мнению специалистов , на восприимчивость к воспитанию и дрессировке могут влиять разные факторы, из комбинации которых складывается поведенческая модель животного:
- темперамент — скорость реакции на внешние раздражители, как положительные, так и отрицательные;
- характер — как собака противостоит неприятным внешним воздействиям;
- послушность — способность добровольно принять лидерство человека;
- бдительность — насколько быстро пёс замечает ситуации, которые могут представлять потенциальную опасность для него или владельца;
- агрессивность — способность враждебно реагировать на то, что является или кажется опасным и угрожающим для питомца или хозяина;
- любопытство — естественный интерес, который появляется, когда собака видит, слышит или чувствует что-либо;
- общительность — способность просто и естественно взаимодействовать с людьми;
- собственничество — интерес, который животное проявляет к предметам, например, своим игрушкам или костям.
От того, какие черты доминируют, во многом зависят темпы обучения и его эффективность. Учитывая эти факторы, вы непременно найдёте подход к щенку и сможете скорректировать его поведение.
Не торопитесь
Не пытайтесь научить щенка всем командам сразу, прорабатывайте их поочерёдно. Наберитесь терпения и действуйте методично. Не ругайте питомца, если он допускает ошибки, и обязательно поощряйте, когда всё получается.
Будьте внимательны и терпеливы. Помните, что каждое животное индивидуально и усваивает информацию в естественном для него темпе.
Не бейте питомца
Не применяйте физические наказания, даже шлепки, пока собаке не исполнится три месяца. Ограничьтесь только сменой интонации, но никогда не переходите на крик.
По достижении трёх месяцев можно использовать лёгкий, но ощутимый шлепок ладонью по седалищу в качестве меры воздействия. При этом не забывайте произносить команду «Фу!». Наказывайте только в момент проступка, а не после него. Иначе пёс просто не поймёт, что пошло не так.
Будьте последовательны
Главная цель обучения — выполнение любой команды с первого раза. Чётко формулируйте их и произносите ровным голосом, чтобы собака вас понимала и слушалась. Не говорите «Иди сюда» или «Подойди» вместо «Ко мне!». Особенно важно это на самых первых этапах.
Привлекайте к воспитанию собаки всех членов семьи, но обязательно действуйте заодно. Не допускайте ситуацию, когда вы ругаете щенка за что-то, а другие поощряют баловство или просто закрывают на это глаза.
Запаситесь лакомствами
Не забывайте награждать любимца вкусностями и похвалами, когда он выполнил то, что от него требовалось.
Еда — отличный мотиватор для собак, что важно при обучении. Простые и понятные для вас слова или жесты иногда тяжело даются питомцу, а поощрительное угощение упростит задачу. Используйте небольшие лакомства, чтобы пёс мог быстро проглотить их.
Цезарь Миллан, профессиональный тренер собак
Воспитайте котика 🐈
Каким основным командам учить собаку
Одни команды вы будете использовать чаще, другие — реже. Но все они пригодятся, чтобы легко взаимодействовать с питомцем и даже обезопасить его в разных ситуациях.
Апорт
Апортирование даст дополнительные физнагрузки вашему питомцу / thriveglobal.comПо этой команде собака должна приносить предмет, который вы бросили: палку, мячик или другую игрушку. Особенно пригодится она во время прогулок и поможет обеспечить питомцу полезные физические нагрузки. После таких игр пёс будет спокойнее и послушнее, а ещё это полезно для его здоровья.
Дай
Научите собаку отдавать вам игрушки и другие предметы / thriveglobal.comРечь тут идёт не о любимом многими трюке с лапой. По такой команде пёс должен отдать хозяину игрушку или любой другой предмет, который оказался у него в пасти.
Лежать
Обучите собаку команде «Лежать» / petsami.comЭта команда пригодится не только дома и на прогулках — она поможет в освоении других.
Ко мне
Научите питомца откликаться сразу / nomnomnow.comЭту команду вам придётся использовать довольно часто. Так что обязательно научите пса выполнять её в любых ситуациях. Произносите команду вместе с именем питомца. Во время обучения, когда щенок откликается, обязательно поощряйте похвалой или угощением.
Никогда не зовите собаку, чтобы наказать, и не ругайте, если она подошла сама, даже нашкодив перед этим. Такое поведение с вашей стороны может оттолкнуть животное.
Место
У собаки должно быть своё место / greatdogs.orgЩенок, а потом и взрослый пёс должен чётко понимать, в какой точке находится его место. Спать он может где угодно, если вы не против, но умение выполнять команду это не отменяет.
Использовать её можно и вне дома, обозначив место поводком или любимой игрушкой.
Рядом
На прогулке собака должна идти рядом / dogtime.comЭта команда пригодится при прогулках с поводком и без него, например, когда псу очень захочется погнаться за соседской кошкой. А ещё обезопасит питомца при переходе дороги и в других ситуациях вне дома.
Сидеть
Научите собаку садиться по команде / akc.orgЭта команда поможет в бытовых ситуациях и на прогулках, когда нужно успокоить животное или зафиксировать на одном месте. Например, если вы хотите пристегнуть поводок или обработать глаза и уши специальными гигиеническими средствами.
Стоять
Обучите собаку стоять по команде / pawleaks.comЕщё одна команда, которая пригодится в быту. Например, при вычёсывании пса во время очередной линьки.
Фу
Умейте останавливать действия питомца / timeforpawsblog.co.ukЭтой командой вы сможете остановить собаку, даже если находитесь на некотором расстоянии. Она пригодится, например, если щенок слишком заигрался или взрослый пёс хочет поднять что-то с земли во время прогулки. Когда питомец усвоит значение «Фу», использовать команду нужно сразу, как только он начинает делать что-то недозволенное.
Читайте также 🐕🐱🐶
Как правильно воспитывать детей: с чего начинать родителям: system_psiholog — LiveJournal
Рука, качающая колыбель, правит миром.
Английская пословица
Никто не родился плохим. Семья желает ребенку добра. Почему у многих детей нарушено социальное поведение и психика? Как правильно воспитывать детей, чтобы вырастить счастливого человека?
Я — малыш. Ты — мама, мой мир, пища, защита. Нас связывает психологическая пуповина. В первый год жизни не знаю, что я — это я. Во мне заложены определенные желания, способности. Я родился «чистым листом», но имею заданные психические свойства. Они — мои инструменты познания реальности. Все, чего достигну к пубертату, останется на всю жизнь.
Важное правило: дать в детском возрасте основу благоприятного развития свойств психики, успеть расширить диапазон возможностей для будущего.
Слова мамы — моя судьба
Многие психологи подтверждают, что слова, сказанные родителями, воспринимаются как директивы. Они без цензуры проходят в бессознательное. На их основе идет формирование сценария жизни.
Но родитель желает ребенку только добра! — скажете вы и будете правы.
Любовь и заботу каждый видит по-своему, понимание добра у каждого родителя свое. А почему? Ответ мы находим на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. В каждом векторе свои особенные желания, стремления, ценности. У родителя свои приоритеты. Для ребенка они совсем иные. Безрассудством будет гадать на кофейной гуще, решая: каким будет мой ребенок? Что подойдет одному, а что другому? На одной интуиции и материнском чутье не воспитать счастливого человека.
Теперь — как правильно воспитывать детей — психология дает советы на основе новых научных знаний о векторах. Например:
Я смотрю на мир широко раскрытыми глазами, восхищенно улыбаясь всем. Душа стремится навстречу людям, чуткая к красоте, сочувствию. Я — обладатель зрительного вектора. Мама с кожным вектором, желая добра, наставляет: «Творчество никому не нужно в нашем черством мире», «лишь бы хорошо платили», «у тебя нет таланта», «художники нищие, зачем тебе такая судьба?». Мама сказала, что «я наивный», меня «каждый обманет», «никому верить нельзя».
Ее видение мира становится моим. Счастье мамы в успехе, мои приоритеты — любовь и сострадание. В результате я остаюсь замкнутым на себе. Моя способность к общению остается не развитой. Хотя на сегодняшний день это самое востребованное умение, единственное, что соединяет людей, — эмоциональные связи, теплота человеческого доверия.
Мама, я так хочу соответствовать твоим ожиданиям. Чтобы ты гордилась мной. Скажи, что я хороший — без всяких достижений. Если весь мир отвернется от меня, ты будешь меня любить? Остановись, чтобы заглянуть в глаза. Я увижу свое отражение. Не бесконечное «должен, должен, должен»… Угнетает ожидание моих успехов, хорошей учебы, престижной работы.
Для детей с анальным вектором очень важно быть правильными и послушными. Они верят маме настолько, что способны заменить свои воспоминания на мамины. От природы внимательные и самые послушные, когда их торопят, стыдят: «тормоз», «недотепа», — они становятся самыми большими упрямцами.
Мам, колготки я мог натянуть и сам. Надо только подождать, набраться терпения.
Другой пример. Особенный, удивительно чуткий малыш со звуковым вектором. Смысл сказанных слов способен остановить развитие его психики, а это самый большой интеллектуальный потенциал.
Я рожден задавать вопросы, хочу знать! А ты снова твердишь о необходимости убраться в комнате. Я слышу тебя! Мне не надо «повторять по сто раз». Считаешь меня недалеким, сравнивая с другими детьми. Я хочу тишины, своего уголка. Чрезмерный шум и громкие голоса провоцируют погружение в себя. Слышу от мамы: «станешь тупым грузчиком», «бездельник», «бука».
Чтобы избежать наказаний, я научился скрывать от тебя то, что не одобряется: я сижу в тишине и темноте шкафа, но ты подозреваешь меня в недостойном поведении. Что я там удумал? У меня не должно быть секретов? Потребность в уединении очень важна для детей со звуковым вектором.
Плохо, когда ты маленький и не можешь помочь себе сам. Признаться в своих психологических проблемах и попросить о помощи. Замыкаешься в одиночестве, теряя эмоциональную связь с мамой.
Обесцененный запрет
Я родился познавать и взаимодействовать. Моя жажда жизни неуемна. Все хочу трогать, облизывать, ползать. Бегать, лазить, говорить. Воспитанный человек начинается с разумного ограничения: «Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого». Слово «нет» вызывает в человеке самый большой стресс. С раннего детства я слышу «нет», «нельзя», «не ходи», «не трогай». Они превратились в фон. Если у взрослых плохое настроение, то «нельзя», а если хорошее, то «можно». Мама, не подрывай свой авторитет в моих глазах, будь последовательной в запретах, объясняй мне причины своих решений, разговаривай со мной, я все понимаю.
Всем детям нужен навык: следовать правилам и ограничениям. Для детей с кожным вектором особенно важен режим.
Как правильно воспитывать детей: психология, ошибки воспитания
● Крик разрушает мозг.
Мама, я слышу, что ты устала и тебе тяжело, но не кричи, пожалуйста, не кричи больше. Это разрушает нейронные связи в мозгу. От этого я, потенциальный гений, действительно становлюсь тупым. Мне страшно, мой мир рушится от твоего крика. Я улетаю в свой мир. Я как космонавт в скафандре. Даже не вижу тебя, мой взгляд отсутствует. Но если ты позовешь меня шепотом, когда успокоишься, я услышу сквозь весь космический вакуум. Любимый голос долетит до моего слуха. Слышал его, когда еще не родился. Его вибрации целебны.
● Физические наказания останавливают развитие.
Я такой неудобный. Болтаю, когда надо помолчать, огрызаюсь. Ты приучаешь молчать. Иногда, рассердившись, бьешь по губам. Когда я вырасту, буду бояться высказывать свое мнение. Я неуместный, лишний. Внутри я так и остался испуганным малышом, которому сказали «заткнись». Остановился в развитии. От этих застрявших слов у меня постоянно болит горло, я кашляю, пытаясь освободиться.
● Боевые виды спорта учат агрессии.
Я считываю твой страх за будущее и усваиваю как данность. Мир опасен и жесток! Меня ударят, я не смогу ответить. Обведут вокруг пальца. Мама, я усвоил все твои уроки: никому не доверяю, готов биться с каждым, кто мне скажет слово против, я «всегда прав».
● Насильственное кормление убивает радость жизни.
Еда — источник удовольствия. Но не для меня. Это пытка! У меня кусок не лезет в горло, меня воротит от этого запаха, не заставляй меня доедать. Пользу принесет только съеденное с аппетитом. Эволюцией заложено: есть — это жить. Значит, есть с удовольствием — жить с удовольствием. Я не хочу есть! Мама, что в нашей жизни не так?
Как правильно воспитывать ребенка с рождения
Есть два принципа воспитания: принуждение и вовлечение.
Совет: начинать строить всю деятельность на вовлечении с самого малого возраста, подавая пример своим поведением. Психические свойства ребенка, проявления векторов подскажут, какой сфере уделить особое внимание:
● Для кожного вектора — соревновательный момент в уборке, одевании и играх. Объяснять пользу для здоровья, выгоду труда.
● Для зрительного вектора самое важное — смена впечатлений. Заинтересовать чудом окружающего мира, его красотой, гармонией.
● Доверительное эмоциональное общение со всеми детьми, но особенно со зрительными.
● Если ребенок медлительный, задумчивый, поощряйте его терпение и аккуратность. Максимально уважительно объясняйте. Всегда просите прощения, если были не правы. Предупреждайте о планах.
● Обладателю звукового вектора объясняйте с самых малых лет смысл событий, причинно-следственные связи. Бережно охраняйте психику от шума.
● Вовлечение малышей всех векторов в чтение хороших книг на сопереживание.
● Комната, уголок, кровать ребенка — это его территория, личное сокровенное пространство.
● Единственная из всех деятельность, требующая принуждения, — это математика. Она сложная и очень полезная наука для развития нейронных связей любого ребенка.
Я люблю тебя, мамочка! Слышал, что я другой, поколение современных детей иное, с бОльшим объемом психики. Я хочу вместе с тобой учиться сосредотачиваться на психических свойствах людей.
«…Когда мы с мужем проходили 1 уровень, нашей старшей дочке было 1.5 годика, и уже тогда мы стали серьезно задумываться о том, как вырастить ребенка, развить его способности и научить жить счастливо среди людей.Для меня это было большой неожиданностью, когда родился желанный ребенок и вдруг выясняется, что я не знаю, как его воспитывать, на тот момент мне было уже 30 лет, но я не представляла каким образом надо направлять ребенка для его гармоничного развития.
Дочка наша со звуковым вектором, а я на нее кричала, чего категорически нельзя делать, я даже не понимала этого, мне казалось, что я всего лишь строго разговариваю с ней. Сейчас я учусь вести себя таким образом, чтоб не навредить, а наоборот, дать возможность развиться ее природным свойствам.
Еще я научилась справляться с ее зрительными истериками. Сейчас ей уже 3.5 года и у нас есть еще и младшенькая, которой 1.5 годика, они частенько делят игрушки, отнимают друг у друга, но бывают и моменты нежности, обнимаются, целуются-)))
Я очень рада, что у меня есть такой точный инструмент для понимания своих детей, как СВП, ведь ошибки в воспитании нам очень дорого стоят…»
«…У каждого из нас свои цели. Моей целью было научится понимать своего ребенка. Вернее, самой главной целью. Конечно, «видеть» окружающих, может быть, где-то манипулировать ими… все это тоже интересно, но главное все-таки воспитать умного, развитого и счастливого человечка. Сейчас я заканчиваю 1 уровень в группе 26. Итак, какие результаты? Мое глубокое убеждение, что Результаты (именно с большой буквы) будут позже. Мне нужно немножко времени, чтобы в голове все сложилось. Но первые результаты, конечно, есть.Я знаю, как нужно вести себя с сыном. И это для меня так легко, так очевидно…»
«…Все свойства детей психологи не могут объяснить, они проводят тесты и определяют характер. Но, чтобы понять ребенка, его истинные свойства, не нужно диплома психолога. Системно-векторная психология может помочь каждому родителю и воспитателю намного точнее и лучше понимать детей. Это необходимо для воспитания хороших, счастливых детей. Очень многие детские проблемы можно решить, просто зная, где искать ответы.Тренинг подтвердил мои догадки к подходу воспитания детей и систематизировал знания. Понимать детей стало проще…»
Начать можно с бесплатного онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Автор: Яна Семенова, педагог-психолог
Корректор: Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Как воспитать доброго ребенка
Просто я не люблю своего ребенка
Как стать сексуальной и притягательной
Как отцу правильно воспитывать сына?
Основной принцип воспитания сына отцом — это передача своего опыта. Едва ли можно отрицать, что именно отца мальчик рассматривает, осознанно и неосознанно, в качестве главного примера для подражания. Ведь мальчик — сам будущий мужчина. Даже старший брат, дедушка, дядя и любые другие родственники того же пола — на столь значимые лица в его восприятии, особенно в раннем возрасте.
У разных народов и разных культур свои представления о том, как именно отец должен воспитывать своего сына. Но неизменными остаются основы: отец должен передать сыну всё самое лучшее, что есть у него. Спустя долгие годы отец сможет гордиться своим сыном, если увидит, что тот стал таким же, как он, и превзошёл его. Конечно же, лишний повод гордиться мальчиком, который стал мужем, появится, когда он создаст свою семью и начнёт воспитывать своих детей.
Как правильно воспитывать?
Психологи, педагоги, исследователи семейных ценностей не всегда сходятся во мнениях по поводу того, как именно отец должен воспитывать своих детей и в частности сыновей. У разных народов есть разные предписания по этому поводу. Часто они основаны на религиозных догмах. Многие из таких догм уже морально устарели, некоторые на поверку оказались неправильными. Но кое-что из традиционного опыта всё же можно почерпнуть.
Соединяя традиции с результатами новейших исследований, можно сделать несколько выводов о том, какое воспитание считается в целом правильным:
- Сын не должен бояться отца, не должен стыдиться его, не должен презирать. Он должен гордиться им и стремиться быть похожим на него.
- Отец должен быть для сына образцом мужественности, твёрдости, стойкости и решительности.
- Именно отец должен быть рядом со своим сыном в те моменты, когда ему тяжело, особенно в детстве. Он — первый наставник и главный защитник.
- Заботясь о сыне и оберегая его, отец не должен допустить, чтобы сын вырос робким, нерешительным. Нужно подталкивать его к обретению самостоятельности.
Воспитание — процесс непрерывный. Его правильность определяется не какими-то общими предписаниями, а конкретным результатом. Если возмужавший сын благодарен отцу, а отец гордится им — значит, воспитание было правильным.
Роль отца в воспитании
Вряд ли можно пренебрегать тысячелетним опытом многих народов, которые издревле разделяли роль мужчины и женщины в семье, в том числе при воспитании детей. Сегодня в умах царит смута, многие семейные ценности рушатся, в некоторых странах институт семьи находится в плачевном состоянии, а отношения между отцами и сыновьями далеки от прежних.
Но забывать о роли отца нельзя ни в коем случае. Мать всегда будет для сына ласковой, заботливой, нежной, любящей, готовой пригреть и успокоить. Отец также должен быть заботливым, но иначе. Он не должен быть слишком мягким. Его строгость и справедливость становятся для сына мерилом ответственности. Мальчик учится отвечать за свои слова и поступки, нести ответственности и заслуженное наказание именно благодаря отцу. Отец хвалит заслуженно, и его похвала никогда не является утешением — она всегда по делу, равно как и осуждение.
В семье, где роли мужчины и женщины не слиты воедино, где есть строгое разделение в соответствии с традиционными ценностями, у взрослеющего мальчика никогда на разовьётся психологических комплексов. Он не станет ни маменькиным сынком, ни робким или застенчивым, ни жестоким или бессердечным человеком. Он вырастет похожим на отца и превзойдёт его — из него получится настоящий мужчина, на радость родителям.
Как воспитать настоящего мужчину?
Настоящий мужчина — какой он? У разных людей свои представления об этом. Обобщая традиционный опыт и психологические представления, можно сделать вывод о том, в каком случае возмужавший мальчик соответствует этому представлению:
- Мужчина относится к женщине как к равной, любит и оберегает её, но никогда не притесняет и уж тем более не совершает над ней насилия.
- К своим родителям мужчина относится с благодарностью и почтением, к детям — с заботой и вниманием.
- В любое время мужчина готов встать на защиту от внешней угрозы. Он защищает своих детей, свою семью, своих близких, а если нужно — то и свою страну.
- Мужественность, решительность и твёрдость настоящего мужчины подкреплены его сдержанностью. Он никогда не становится развязным, жестоким или грубым.
- У мужчины есть моральные принципы, он неболтлив, ответственен, держит обещания и отвечает за всё, что делает или говорит.
- Ни при каких обстоятельствах настоящий мужчина не станет использовать физическую силу для решения споров и конфликтов, но, если на него нападут, он всегда будет готов дать отпор.
Основной способ привить мальчику такие принципы поведения — демонстрировать их собственным примером. Никогда не получится делать сына настоящим мужчиной, если самому не соответствовать данному образу.
Особенности воспитания по годам
В разные периоды жизни воспитания сына имеет свои особенности. Так, в дошкольный период, преимущественно от двух до пяти лет, отец является для сына всемогущим — добрым великаном, сказочным силачом, великим героем, победителем живущих в темноте монстров. Заботясь о своём сыне и находясь рядом, отец напоминает, что всегда есть защита, всегда есть кто-то сильный и готовый прийти на помощь. В то же время именно благодаря отцу мальчик уже в раннем возрасте учится быть ответственным и честным.
Начало школьного периода — это начало социализации. Примерно с семилетнего возраста и до начала подросткового периода, то есть в среднем до тринадцати лет, мальчик переживает разные этапы становления. Он учится иметь собственное мнение и защищать его, сталкивается с различными проявлениями общественной жизни, даёт отпор обидчикам. Задача отца — помочь сыну пережить этот стресс, но в то же время не допустить того, чтобы он стал мягкотелым или нерешительным.
Наконец, примерно с тринадцати лет начинается один из самых непростых периодов — переходный возраст. Физиологические и психологические изменения, которые происходят с мальчиком в это время, в корне меняют его представление о мире и о себе. Далеко не всё, что его волнует, он может обсуждать с матерью. Именно с отцом у него происходят теперь по-настоящему мужские разговоры.
Задача взрослого мужчины — передать своему взрослеющему сыну максимум опыта, связанного с социальным, психологическим, сексуальным аспектами. В современном мире, полном сомнительных и деструктивных течений, для отца особенно важно уберечь сына от развития нездоровых склонностей, поведенческих (в том числе сексуальных) девиаций, жестокости, аморальности, асоциальности.
Роль отца состоит в том, чтобы не потерять контакт с сыном и не стать «стариком», с которым нет смысла говорить. Идеально, когда отец и для уже взрослого сына остаётся старшим товарищем, верным другом и надёжным советчиком.
Воспитание без матери, после развода
Особенно тяжело приходится мужчинам, которые воспитывают детей в одиночку. Вне зависимости от того, что стало причиной такого положения дел, задача перед отцом стоит двойной сложности: ему нужно проявить заботу о сыне и притом не допустить того, чтобы он вырос чёрствым без материнской любви. Этого можно достичь разными способами.
Кто-то из мужчин предпочитает воспитывать сына в одиночку, стараясь одновременно быть с ним и в меру строгим, и в меру ласковым. Кто-то же предпочитает повторно жениться. Практика показывает, что мачеха далеко не всегда находит общий язык с мальчиком. Но именно мужчина должен наладить отношения между своей новой женой и сыном.
Отдельная ситуация — общение отца и сына после развода. Если ребёнок остался с матерью, то мужчине нужно ребёнку максимум внимания, поддерживать связь, не отдаляться вне зависимости от расстояния. Это бывает непросто, особенно если с бывшей женой отношения напряжённые, но мужчине следует быть сильным и непременно находить возможность общаться с сыном.
Что можно и что нельзя делать
Определённые ограничения и правила в поведении мужчины позволят ему воспитать сына, не допуская неблагоприятных изменений в его восприятии:
- Отец может быть строгим, чтобы внушать уважение. Однако он никогда не должен быть жестоким, ни в коем случае не должен внушать сыну страх.
- Мужчина может сохранять твёрдость духа и учить тому же сына. Но он ни в коем случае не должен быть чёрствым и равнодушным.
- Слово отца должно иметь вес, причём такой, чтобы ему никогда не приходилось подкреплять его физической силой. Это достигается благодаря ответственному поведению.
- Отец может поощрять и наказывать сына по справедливости, всегда объясняя причину. Он не должен ни баловать его, ни наказывать просто так, ни за что.
- Поддерживая сына в ходе становления его как мужчины, отец может использовать разные методы. Но он ни в коем случае не должен иронизировать над мальчиком, издеваться над ним, унижать за проступки, осуждать прилюдно.
Разумно ограничивать себя не просто допустимо, а необходимо. Ведь отец — один из ключевых образцов для мальчика, а потому любое неконтролируемое поведение способно стать негативным примером.
Советы
Основной список рекомендаций, которых следует придерживаться отцу, сводится, таким образом, вот к чему:
- Мужчине нужно сделать так, чтобы сын уважал и слушался его, но ни в коем случае не боялся.
- Качества настоящего мужчины можно воспитать лишь при условии, что отец сам является их примером.
- В разные годы воспитывать сына нужно по-разному, от защиты и опеки переходя к тому, чтобы помогать ему становиться самостоятельным человеком.
- Даже если приходится воспитывать сына в одиночку или после развода, следует поддерживать с ним доверительные отношения.
Как уже упоминалось, правильное воспитание обеспечивает достойный результат: сын будет благодарен отцу, а отец будет гордиться сыном.
Как правильно воспитывать детей воспитание детей
Как воспитать ребенка личностью независимой, незаурядной, целеустремленной и просто целостной? Воспитание ребенка – труд непрерывный и весьма сложный. Имея двух сыновей десяти и восьми лет, я регулярно ищу различную информацию на эту тему.
Все родители и педагоги знают, что ребенок лучше всего учатся на чужом примере. И в первую очередь таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам, приходя с работы, этого не делает, то, сколько бы малыша не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление поступать так, как отец. Возникает конфликт в воспитании – несоответствие требуемого и действительного. И это несоответствие будет рождать непонимание и сопротивление.
Конечно же, в каждой конкретной семье есть свои представления о воспитание детей. Но интересно посмотреть, какие практики воспитания существуют. Недавно прочитала девять заповедей воспитания ребенка из «Домашней энциклопедии». Это довольно интересные мысли, предлагаю и вам обратить на них внимание.
9 заповедей воспитания ребенка. Родителям на заметку
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
5. Не унижай в процессе воспитания.
6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.
7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!
8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Можно сделать из всего этого вывод: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!
А на каких основах зиждется воспитание ребенка в вашей семье?
Как воспитывать девочек правильно с рождения: практические советы, рекомендации
«Как воспитывать девочек?» — актуальный вопрос для родителей, которые хотят вырастить не только приспособленную к жизни девушку, но и видеть в ней красавицу-принцессу. Базовыми принципами в воспитании считаются развитие женственности, заботы, хозяйственности, доброты и сострадания.
Советы, как развить в девочке чистоплотность
До 1-2 лет малышке тяжело привить азы чистоплотности, для этого возраста характерно прохождение сенсорно-оральной фазы. Она пытается все ощупать, попробовать на вкус, размазывает по лицу кашу из тарелки, облизывает игрушки.
Как воспитывать девочек, может порекомендовать детский психологВ 2 года можно начинать приучать девочку к первым элементарным правилам чистоплотности:
- сложить в одно место игрушки
- самостоятельно одеваться;
- приводить в порядок волосы и лицо.
Не стоит разрешать девочке появляться за столом не причесанной, в пижаме, когда кровать не заправлена. Привитые с детства навыки аккуратности пригодятся в будущем, когда девочка пойдет в детский сад, поедет в оздоровительный лагерь, а родители не испытают чувства стыда за ее неопрятность.
Важно научить дочь наводить чистоту в своей комнате. Кукол, конструкторы, мячи и другие игрушки ребенок должен самостоятельно раскладывать по местам перед ночным отдыхом или тихим часом. Следует договариваться с дочерью, что это ее вещи, и если она не хочет содержать их в порядке, значит, не будет с ними играть. Родители должны выполнять это правило, а не просто угрожать тем, что «отдадут кукол другой девочке, которая более послушная».
Как правильно воспитывать хозяйственность
Основной род занятий малышей в 3-4 года – игра, но в перерывах важно приучать девочку к выполнению домашних обязанностей. Лучше делать это в развлекательной форме. Первое время она будет совершать ошибки, но мать должна проявить терпение, объяснять, исправлять, вместо того, чтобы отправлять дочь играть дальше и делать все самостоятельно.
Во время мытья полов полезно привлечь дочь – можно оставлять сухие места на полу, чтобы она шваброй «исправила» недочеты в уборке. В 3-4 года девочка вполне сможет справиться с вытиранием пыли, уборкой посуды со стола после обеда, поливкой цветов, протиранием окон. К 10-12 лет сумеет накормить близких несложным обедом, если будет регулярно получать азы кулинариных навыков от матери.
Гармоничное физическое развитие ребенка
Поскольку воспитанием девочек занимаются, в основном, мамы, это приводит к совершению классической ошибки – чрезмерной жалости. Ребенка кутают, берегут от сквозняков, физической активности. Не нужно бояться закалять дочь, разрешать дольше гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры со сверстниками без опасений, что она разобьет коленку или упадет, такие моменты неизбежны. Полезен контрастный душ, который при отсутствии проблем с иммунитетом можно практиковать уже в год.
Стройная и спортивная фигура, крепкое здоровье в будущем станут залогом отсутствия комплексов, проблем в личной жизни и карьере. Девочку уже в 3-4 года рекомендуется отдать на бальные танцы, йогу для малышей. Это развивает мускулатуру, дыхательную и сердечнососудистую системы, подчеркивает женственность.
Девочкам постарше подойдут следующие виды спорта:
- фигурное катание;
- велосипедный спорт;
- легкая атлетика;
- художественная гимнастика.
Плавание – отличный способ поддерживать здоровье осанки и мышц, но в результате длительных занятий у девочки формируются мужские плечи. Целесообразно заменить этот вид спорта бегом и гимнастическими упражнениями.
На какие качества нужно обратить внимание
Понятно желание родителей вырастить ласковую, умную и добрую дочь, которая не будет перечить родителям и сможет находить общий язык со сверстниками. Когда девочка соглашается с родителями и выполняет их наставления потому, что она доверяет им, ценит их знания и опыт – она действительно является умной. Скрытое желание сделать наперекор и поспорить ведет не к самостоятельности и разумности в будущем, а к внутреннему саботажу, конфликтности и проблемам в организации своей жизни.
Как правильно вести себя девочке, следует показать на примере родителейНельзя заставить дочь быть послушной путем наказаний или угроз. Она должна выполнять обязанности самостоятельно, в добровольной форме. Навязывание девочке установки, что она обязана быть тихой и безропотной, сформирует в ней отсутствие сопротивления физическому и психологическому дискомфорту в будущем.
Безоговорочное вынужденное послушание приучит подростка терпеть, считая, что изменить что-то не в ее силах. Излишняя требовательность и критичность приведет к заниженной самооценке маленькой дочери. Лучший подход – три раза похвалить, один раз поругать.
Как воспитывать девочек на примере родителей
Дочь важно правильно воспитывать с рождения на собственном примере. Отношения между матерью и отцом становятся главенствующими. Достойный папа формирует в дочери видение мужа для собственной будущей семьи. Он должен заботиться о маме, проявлять заботу и ласку по отношению к ней и самой девочке. Проявление уважения к мужу со стороны женщины – не менее важное звено воспитания.
Чтобы девочка развивалась гармонично, она должна ощущать себя красивой. Родителям следует приучать малышку к здоровому питанию, чаще делать ей комплименты, не акцентируя внимания на недостатках. С ранних лет дочери нужно объяснять, как ухаживать за собой, подбирать одежду, не переедать, приобщать к спорту.
Практические советы по воспитанию девочек
Поскольку воспитание девочек и мальчиков различается больше в психологическом, чем в физическом плане, специалисты дают следующие рекомендации родителям дочерей:
- Развивать в девочках женственность, сочувствие, доброту – на собственном примере, образах героинь сказок, мультфильмов.
- Давать дочерям заботиться о ком-нибудь – в возрасте 4-5 лет можно купить животное, чтобы малышка приучалась ухаживать за ним, нести ответственность.
- Направлять в нужное русло гиперактивность и разбойничьи выходки – отдать в спортивную секцию, увлечь соревновательными играми.
- Выстраивать нежные и доверительные отношения с отцом, предоставляя дочери правильную модель взаимодействия с мужчинами.
- Приучать к послушности и выполнению домашних обязанностей без фанатизма, иначе девушка будет стремиться быстрее покинуть дом, чтобы, наконец, отдохнуть.
- Найти золотую середину между требовательностью и недостаточным уделением внимания ребенку.
- Ограничить навязывание стереотипов – например, что девочка должна уметь мыть полы и готовить, но не может стать математиком или шахматистом, поскольку это мужские профессии.
Не стоит переживать, если дочь проявляет мужские черты характера – упорство и темперамент. Подавление в девочке лидерских качеств послужит в будущем формированием комплексов и неуверенности в себе.
Девочка в возрасте 3-4 лет переносит на себя образ своих кукол. Следует подбирать ей игрушки с приятной внешностью, учить маленькую хозяйку расчесывать их, стирать платьица, не разбрасывать по комнате.
Стремясь преуспеть в воспитании дочери, важно прислушиваться к ней, выявлять и учитывать ее таланты и интересы. Не нужно настаивать на занятиях музыкой, если дочь не склонна к искусству, только потому, что ее мама в детстве мечтала стать знаменитой пианисткой. В борьбе с непослушанием и детскими капризами нельзя переусердствовать. Если, наслушавшись советов, держать дочку в «ежовых рукавицах», родители приведут ее к закомплексованности и боязни высказывать свое мнение.
Смотрите далее: как воспитывать мальчиков