Минимум запретов и вера во врождённую доброту: как воспитывают детей в Японии

Говорят, самые вредные малыши мира растут в Японии. Но уже к концу 1 класса они становятся самыми дисциплинированными учениками в мире. Как происходит это перевоплощение и что знают японцы в воспитании такого, чего не знаем мы, — рассказывает Светлана Белецкая, которая почти год провела в Японии.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
XVI век. Европа, а точнее, Франция. Непредсказуемый Мишель Монтень дал парадоксальную формулировку учителю: «Хороший учитель тот, кто умеет очень мило прикрывать глаза на отдельные детские прегрешения». Через тысячи километров от Франции, небольшой народ с японских островов показал всему миру, как это возможно на практике «очень мило прикрывать глаза на отдельные детские прегрешения». Около года я изучала этот вариант «прикрытых глаз» (проводила исследование в самом древнем женском университете Японии, Ochanomizu University) и вот что выяснила.
Взрослые в Японии верят, что ребёнок рождается с сильным призывом любить и быть любимым. Согласно взглядам древних японцев, до семи лет малыши чисты и непорочны, они наиболее близко стоят к Богу и не знают греха. Они добрые и хорошие, другими они быть просто не могут. Именно так звучит базовая идея всей воспитательной философии японского подхода к ребенку. Благодаря ей стенания наших мам «он делает мне назло» японцам не ведомы. На массовом уровне японцы верили и верят в «хорошесть» каждого малыша.
Веря во врожденную доброту ребёнка, японцы в воспитании стремятся к гармонии, а не к послушанию. И в этом они великолепны. Западных людей всегда озадачивало отношение японцев к детям. Впервые возгласы удивления прозвучали в XVII столетии из уст Франкос Кэрон (Francoys Caron) (1645), который писал:
«Они воспитывают своих детей внимательно и мягко. Они полагают, что дети ещё недостаточно выросли, чтобы понимать, поэтому детей необходимо просто терпеливо направлять»
Все последующие поколения наблюдателей продолжают удивляться. Наш современник, Дэвид Макконел (David McConnell), в конце ХХ столетия, вторит своим предшественникам: «Все те правила, к которым мы привыкли во время нашего детства, — не есть в комнате, не прыгать на диване, не перекусывать перед едой, ложиться спать в определенное время, — все они кажутся чересчур строгими в контексте японских стандартов, как если бы мы пытались сделать из наших детей взрослых до того, как они к этому будут готовы».

Когда читаешь все эти высказывания, мимо воли возникает желание разобраться, так ли это, нет ли тут преувеличения. На основе своих исследований могу сделать уточнения: отношение к дисциплине в японской истории менялось и были периоды, например, эпоха Мейдзи (1868–1926 годы), когда правила контроля в японских семьях были достаточно суровы. У японцев всегда были правила и ограничения для детей, они просто делают другие акценты, не совсем привычные для западного человека.
Философия японского воспитания
1. Ребёнок априори не способен к дурным поступкам. Японцы верят в то, что ребёнок может себя вести плохо из-за отсутствия информации и своего незнания. И только! Я была свидетелем следующей сценки: воспитатель забрал у четырёхлетнего малыша камень, который тот собирался бросить в друга. Взрослый показал и объяснил, что камень может попасть в кого-то. После этого он спокойно вернул увесистый булыжник в ладошку шалуна.
2. Маленькие дети ограничены в своей способности следовать предписаниям других. Другими словами, до шести-семи лет ребёнок просто не может воспринимать ваши правила, запреты, он не может понять связь между его проступком и вашим наказанием.
3. Ограничения в детстве приводят к тому, что ребёнок станет «несчастным взрослым». Поэтому японские малыши не просто свободно перемещаются по всему детскому саду (как в помещении, так и на прилегающей детской площадке), они буквально «летают» по помещениям. Невообразимый шум, постоянный атрибут любого детского учреждения, просто ошеломляет. Нам с вами это сложно даже представить. Интересно, что воспитатели не только не утихомиривают своих подопечных, а наоборот, стимулируют их быть «энергичными». Например, на одном из собраний первого класса, на котором подводились итоги дня, я услышала очень непривычный для нашего менталитета диалог. Тобан (руководитель дня) задал вопрос: «поднимите руки, кто сегодня выполнил нашу цель «играй на улице энергично». Все подняли руки. На следующий день один из учеников просигналил о своем не выполнении этой цели. В ответ он услышал: «Завтра постарайся сильнее»! Вы представляете себе такую ситуацию у нас? Я нет, к сожалению.
Объясняется такая тактика философской позицией японских воспитателей, которые рассматривают шум и гиперактивность как естественное проявление детской природы. Многие педагоги начальной школы Ochanomizu University говорили мне о том, что «детям важно иметь возможность вести себя в соответствии со своим возрастом, чувствовать себя детьми». Японские мамы следуют этой же философии: они никогда не будут ругать малыша за беготню и шум, так как «на то это и дети, чтобы играть и двигаться».
Как японцы дисциплинируют своих детей
Японские мамы намного меньше, чем мамы Запада, обращаются не только к угрозам и наказаниям, но и к более «мягкой» вербализации — к уговорам и убеждениям.
Японки чаще обращаются к эмоциям, они упор делают на вопросы и «рассуждения вслух», акцентируют внимание ребёнка на последствиях его поступка (например, они говорят: «Ты бы не хотел, чтобы тебя так ударили кубиком, как ты это сделал», «Овощи помогают тебе вырасти сильным и здоровым», «Владелец магазина работает очень много, чтобы содержать эти полки аккуратными»).
Что касается физических наказаний, в Японии отношения «мама — ребенок» меняются в сторону «ужесточения» когда малыш достигает пяти-шести лет
Считается, что в этом возрасте ребёнок уже способен понимать семейные правила и стандарты, он может действовать более ответственно. Чаще всего физические наказания применяют в ситуациях, когда дети демонстрируют неуважение к старшим (например, случаи лжи).
Нельзя утверждать, что японские малыши совсем не знают физических наказаний. Шлепки присутствуют в жизни маленького островитянина, хотя они сталкиваются с ними значительно реже, чем в свое время их родители.

Японцы практикуют косвенное воздействие на ребёнка (не прямое указание «делай так или не так», а воздействие через ситуацию). Они акцентируют своё внимание на эмоциональной близости с малышом, физические наказания у них не так распространены, как в славянских странах.
Нельзя не отметить специфику японской ситуации: отношения «родитель — ребёнок» очень сильно зависят от возраста ребёнка, воспитательная философия в отношении тинейджеров совершенно другая, чем с детьми младшего школьного возраста. Несмотря на это, японские авторы любят сравнивать свою систему воспитания с работой умелого садовника, который понимает, что ребёнок, как и растение, имеет природные задатки к росту и в этом процессе весьма самостоятелен. Западную систему воспитания они сравнивают с обучением животных из-за элементов дрессировки.
В чем японцы особенно хороши? Они умеют чувствовать мир детства. Они умеют «не замечать» те поступки ребёнка, которые считаются естественным проявлением детства.
При этом их система воспитания далека от попустительства и вседозволенности. Я согласна, что японский Baby Boss имеет больше свободы, чем наши дети. Вместе с тем ограничения и правила тоже присутствуют в жизни ребёнка. Они постепенно входят в детский «рацион», в результате чего ребёнок учится нести ответственность за свои действия. В этом и есть сила японского подхода.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Пижамы, никаких телефонов и рис круглосуточно: как учатся в японской школе
Как звучит «Боевой гимн матери-тигрицы»
8 причин, почему французские школьники завидуют русским
Воспитание детей в Японии — чем оно отличается от нашего воспитания

В Японии малыш до пять лет – это самый настоящий король и ему позволяют абсолютно все! После этого возраста он попадает в так называемую фазу «раба». Именно до пятнадцати лет в ребенка закладываются нормы общественного поведения, которые следует соблюдать. А после данного возраста ребенок считается взрослым. Японцы считают подростка взрослым человеком, который знает обязанности и подчиняется правилам. В Японии при воспитании детей, детям разрешают все, но после дети находятся под жестким контролем, им говорят, как поступать в разных жизненных ситуациях. Данной системе не подчиняться нельзя, так как таким образом поступают все, и делать по-другому – значит быть вне группы.
Когда рождается новорожденный, акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает и кладет в небольшую деревянную коробочку. Позолоченными буквами, на ней выбивается дата рождения ребенка и имя матери. Мать всеми силами делает так, чтобы у ребенка не было повода для плача. 1 год ребенок постоянно находится с матерью. Мать берет его с собой, привязывая на спину, ночью спит вместе и кормит грудью. Для удобства местная промышленность создает специальные куртки, которые имеют вставку на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Затем вставку отстегивают, и куртка становится обычной одеждой. Ребенку не запрещают что-либо делать, взрослые лишь предостерегают его. Но в случае ожога или ушиба, мать чувствует себя виновной и просит у ребенка прощения. Дети разных полов воспитываются по-разному, так как у них разные соц. роли. Сына видят опорой семьи. В Японии есть праздник – День мальчиков – в воздух поднимаются изображения карпов. Рыбы, которые имеют способность плыть против течения, что символизирует путь мужчины, который может преодолеть все трудности на своем пути. Девочек обучают домашней работе. В школе также можно ощутить различия в воспитании. После уроков мальчикам нужно обязательно посещать кружки, где продолжается обучение, а девочки могут посидеть в кафе и поболтать с подругами.
При воспитании детей, никогда не повышается голос, не читаются нотации. Там применяют метод «угроза отчуждения». Вот поэтому одиночество они переживают тяжело, и отлучение от дома для них катастрофа.
Обычно мама не выходит на работу до исполнения ребенку 3 лет, затем он идет в детсад. Не приветствуется воспитание в яслях. Всеобщее убеждение там, что, за детьми должна ухаживать мама. Если женщины отдают ребенка в ясли, а сами идут работать, то их поведение считается эгоистическим. Об этой женщине говорят, что она не предана семье и ставит на 1 место свои интересы.
В детсадах формируются группы от шести до восьми человек. Их состав изменяется каждые 6 месяцев. Если у ребенка не складываются отношения в группе, то он получает друзей в другой. Воспитатели также меняются, чтобы дети не привыкали. Эти привязанности развивают зависимости детей от наставников. Главной задачей детского сада в японии считается не образовательная, а воспитательная, это обучение ребенка поведению в коллективе. В будущем ему нужно будет, находится в какой-то группе, и это умение очень пригодится. Детей учат анализировать конфликты в играх. В тоже время избегается проявление соперничества. Наиболее продуктивным решением конфликтов считается компромисс. В ссоры не вмешиваются взрослые. Считают, что это мешает детям получать умение уживаться в коллективе. Важным местом в обучении считается пение в хоре. Выделение солиста, по местным представлениям считается непедагогичным. А пение в хоре воспитывает чувство единства. В Японии не сравнивают детей меж собой.
Главной целью педагогики является воспитание человека, который работает слаженно в коллективе. Это нужно для жизни в обществе. Но воспитание сознания приводит к тому, что дети не могут мыслить самостоятельно. Но стремление соответствовать стандартам так прочно укоренилось в сознании, что когда кто-то имеет свое мнение, его делают объектом насмешек. Сегодня это явление распространилось в школах и называется «идзимэ». Такой ученик подвергается травле, его избивают. Отрицательную сторону своей системы жители японии и сами понимают. Сегодня в местной печати обращается внимание в необходимости выявления талантливых детей в раннем возрасте. Но данную проблему пока не решили. Можно заметить увеличение инфантилизма подростков, возникает неприятие критики со стороны взрослых молодежью, есть проявление агрессии к старшему поколению и к родителям.
Сегодняшнее видео, как-раз, про воспитание детей в Японии. Кстати, на youtube есть 2 часть — посмотрите, очень познавательно!
особенности, актуальные методы и традиции
Не секрет, что Япония является страной, в которой одним из главных принципов общества считается соблюдение традиций. С ними человек знакомится уже с самого рождения. После традиции идут рядом на протяжении всей его жизни. И несмотря на то что на современное социальное устройство Японии оказывает свое влияние Запад, перемены, принесенные в Страну восходящего солнца, вовсе не касаются глубинных общественных структур. Они проявляются лишь во внешнем подражании модным веяниям и тенденциям.
То же самое можно сказать и о воспитании ребенка в Японии. Оно коренным образом отличается от тех педагогических приемов, которые применяются в России. Например, на японских игровых площадках для детей невозможно услышать грубые фразы типа «я тебя сейчас накажу» или «ты ведешь себя плохо». И даже в тех случаях, когда эти малыши начнут драться с мамой или, взяв в руки фломастеры, обрисовывать белую дверь магазина, никаких выговоров со стороны взрослых не будет. Ведь ребенку до 5 лет в Японии позволительно все. Подобные либеральные традиции воспитательного процесса никак не укладываются в представление российских людей.
В этой статье будет рассмотрено кратко воспитание детей в Японии. Чем же примечательна эта система?
Роль матери
Забота о воспитании ребенка в Японии ложится, как правило, на плечи женщины. Отцы в этом процессе участия практически не принимают. Особенно это касается первых лет жизни малыша.

Статус мам в Японии выделен особо. Этих женщин принято называть «амаэ». Перевести на русский язык значение этого слова довольно трудно. Оно выражает собой желанную и очень глубокую зависимость малыша от самого главного и любимого человека в его жизни.
Конечно, японские матери делают для своего чада все, что зависит от них. Увидеть в этой стране плачущего ребенка практически невозможно. Мама делает все, чтобы не давать ему для этого повода. На протяжении первого года своей жизни малыш постоянно находится с женщиной. Мать носит его на груди или за спиной. А для того чтобы это было возможным при любой погоде, японские магазины одежды предлагают специальные куртки, в которых есть отделения для детей, пристегивающиеся с помощью молний. Когда малыш подрастает, вставка отстегивается. Таким образом, куртка становится обычной одеждой. Мать не оставляет свое дитя даже ночью. Карапуз всегда спит возле нее.
Японские мамы никогда не станут утверждать власть над своими детьми. Считается, что это может привести к возникновению чувства отчуждения. Мать никогда не станет оспаривать желания и волю ребенка. А если она захочет выразить свое недовольство тем или иным поступком своего чада, то сделает это косвенно. Она просто даст понять, что ее огорчает его поведение. Стоит отметить, что большинство японских детей буквально боготворят своих мам. Именно поэтому, совершив некий проступок, они непременно прочувствуют раскаяние и вину за свои действия.
Знакомясь с интересными фактами о воспитании детей в Японии, стоит отметить то, что при возникновении конфликтной ситуации мать никогда не станет отдаляться от своего малыша. Напротив, она попытается быть к нему как можно ближе. Считается, что это позволит усилить столь необходимый в подобной ситуации эмоциональный контакт.
Также в Японии дети не помогают своим мамам мыть посуду. Не убирают они и в комнате. Подобное в стране просто не принято. Работа по дому полностью ложится на плечи хозяйки. Считается, что женщина, попросившая о помощи, не способна справиться со своей основной функцией – содержать в порядке жилище и быть матерью. Не помогают в хозяйственных делах друг другу даже самые близкие подруги.
Материнство считается основной функцией женщины в Японии. Причем она непременно превалирует над остальными. Даже при общении между собой женщины этой страны редко обращаются друг к другу по именам. Они указывают именно на семейный статус своей собеседницы, говоря: «Здравствуй, мама такого-то ребенка, как твои дела?»

Ступени воспитания
Основными элементами японской системы педагогики являются три модуля. Это своеобразные ступени, по которым малышу предстоит пройти в различные периоды своей жизни.
Итак, основными фазами, которые существуют в традиционном воспитании ребенка в Японии, являются:
- Ступень «император». При воспитании детей в Японии до 5 лет считается, что им дозволено практически все.
- Ступень «раб». Она длится в течение 10 лет, когда ребенок находится в возрасте от 5 до 15 лет.
- Ступень «равный». Эту фазу дети проходят после своего пятнадцатилетия.
Стоит отметить, что принятый в Японии метод воспитания детей эффективен только в этой стране. Ведь его принципам следуют все взрослые, которые проживают на территории государства — от мегаполисов до провинций. Применительно к другой среде подобная методика будет нуждаться в некоторой корректировке с целью адаптации ее к местным условиям.
«Император»
Первая фаза предназначена для воспитания детей до 5 лет. В Японии в этом возрасте взрослые практически ничего не запрещают ребенку.
Мама все разрешает делать своему чаду. От взрослых ребенок может услышать лишь предостережения «плохо», «грязно» или «опасно». Однако если он все же обжегся или ушибся, мама считает, что виновата в этом только она. При этом женщина просит у ребенка прощения, что не смогла уберечь его от боли.
Дети, начав ходить, находятся под маминым присмотром постоянно. Женщина следует за своим карапузом буквально по пятам. Часто матери организуют для своих детей игры, в которых сами принимают активное участие.
Что касается пап, то их можно увидеть на прогулке лишь в выходные дни. В это время семья стремится выехать на природу или посетить парк. Если же погода не позволяет сделать этого, то местом для проведения досуга становятся игровые комнаты в крупных торговых центрах.
Японские родители никогда не станут повышать на своих детей голос. Не будут они и читать им нотации. О телесных наказаниях и вовсе не может быть никакой речи.
В стране нет никакого общественного порицания действий маленьких детей. Взрослые не станут делать замечаний ни малышу, ни его матери. И это несмотря на то что на улице ребенок может вести себя по меньшей мере невоспитанно. Многие дети пользуются этим. Исходя из того, что воспитание детей в Японии до 5 лет происходит при отсутствии наказания и осуждения, малыши очень часто ставят свои прихоти и капризы превыше всего.
Сила личного примера
Особенности воспитания детей в Японии на ступени «император» для американских и европейских родителей кажутся баловством, потаканием капризам, а также полным отсутствием контроля со стороны взрослых. Однако это совсем не так. Власть родителей при воспитании ребенка в Японии намного сильнее, чем на Западе. Дело в том, что в ее основе традиционно лежат обращения к чувствам, а также личный пример.

В 1994 г. был проведен эксперимент, результаты которого должны были указать на разницу в подходах к воспитанию и образованию детей в Японии и в Америке. Ученым Азума Хироши было предложено мамам, представительницам обеих культур, собрать со своими детьми конструктор-пирамидку. Наблюдения выявили интересный факт. Японки вначале показывали своим малышам, каким образом можно выстроить конструкцию. Только после этого они позволяли ребенку повторить свои действия. Если дети ошибались, то женщины начинали показывать им все с начала.
Американские матери шли совершенно другим путем. Вначале они объясняли своему чаду алгоритм необходимых действий, а после выполняли их вместе с малышом.
Замеченная исследователем разница в воспитательных методиках была названа «вразумляющим типом родительствования». Его придерживались японские матери. Они «вразумляли» детей вовсе не словами, а воздействовали на их сознание поступками.
Особенности воспитания детей в Японии заключаются в том, что с младенчества их приучают проявлять внимание к своим чувствам, а также к чувствам окружающих людей и даже предметов. Мама не станет отгонять маленького проказника от горячей чашки. Однако если ребенок обжегся, то «амаэ» непременно попросит у него прощения. При этом она обязательно упомянет о том, что поступок ее карапуза причинил ей боль.
Еще один пример. Разбаловавшись, ребенок ломает свою любимую машинку. Европейка или американка в таком случае отберет игрушку. После этого она прочитает нотацию малышу о том, что ей пришлось долго трудиться, чтобы купить ее в магазине. Японка же в таком случае скажет ребенку, что он сделал машинке больно.
Итак, традиции воспитания детей в Японии до 5 лет разрешают им практически все. При этом в их сознании происходит формирование образа «я – хороший, любящий родителей и воспитанный».
«Раб»
Данная фаза системы воспитания детей в Японии является более продолжительной, чем предыдущая. С пяти лет ребенку приходится сталкиваться с реальностью. Ему предъявляются жесткие ограничения и правила, не соблюдать которые он просто не может.
Объяснить данную фазу можно тем, что японское общество по своей сути является общинным. Экономические и природно-климатические условия этой страны всегда заставляли ее население жить и работать сообща. Только благодаря самозабвенному служению делу и взаимовыручке люди получали хороший урожай риса, чем обеспечивали для себя пропитание. Этим и объясняется сильно развитое групповое сознание японцев. В традициях этой страны выражение общественных интересов является приоритетным. Человек осознает, что он не более чем один из элементов в большом и очень сложном механизме. И если он не нашел своего места среди людей, то непременно станет изгоем.
В связи с этим, согласно правилам воспитания ребенка в Японии, его с 5 лет учат быть частью общей группы. Для жителей страны нет ничего более страшного, чем социальная отчужденность. Именно поэтому малыши довольно быстро привыкают к тому, что им необходимо жертвовать своими личными эгоистическими интересами.
Любимые занятия маленьких японских «рабов»
Малыши, которых отдают в детский сад или в специальную подготовительную школу, попадают в руки к воспитателю, который играет роль вовсе не учителя, а своеобразного координатора. Этот специалист использует целый арсенал педагогических методов, одним из которых является «делегирование полномочий по присмотру за поведением». Своих подопечных воспитатель разбивает на группы, каждой из которых не только дает задание по выполнению определенных действий, но и предлагает им проследить за своими товарищами.

Школы в Японии – это то место, где дети ходят в одинаковой строгой форме, ведут себя довольно сдержанно и почтительно относятся к своим учителям. В этом возрасте им прививается принцип равенства. Маленькие японцы начинают понимать, что все они одинаковые члены социума, вне зависимости от происхождения или финансового состояния родителей.
Самые любимые занятия японских детей – хоровое пение, эстафеты и командные спортивные игры.
Начинать следовать законам общества помогает малышам и их привязанность к маме. Ведь если они начнут нарушать нормы, принятые в коллективе, то это сильно расстроит «амаэ». При этом на ее имя ляжет позор.
Итак, фаза «раба» предназначена для обучения ребенка быть частичкой микрогруппы и действовать слаженно с коллективом. При этом происходит формирование социальной ответственности подрастающей личности.
«Равный»
Начиная с 15 лет ребенка считают уже взрослым человеком. Он уже вполне готов к ответственности, которую должен нести и за себя, и за семью, и за все государство.

Молодой японец, вступивший в эту фазу воспитательного процесса, должен знать, а также безукоризненно соблюдать те правила, которые приняты в обществе. Следовать всем нормам и традициям ему необходимо при посещении учебных заведений. Но в свободное время ему позволительно вести себя так, как заблагорассудится. Молодому японцу разрешено носить любую одежду из западной моды или самурайских традиций.
Сыновья и дочери
Традиции воспитания детей в Японии отличаются в зависимости от пола ребенка. Так, сын считается опорой семьи. Именно поэтому воспитание ребенка (мальчика) в Японии тесно связано с традициями самураев. Ведь они позволят дать будущему мужчине умение и силу переносить невзгоды.

Согласно традициям японского народа, мальчиков не допускают к работе на кухне. Считается, что это чисто женское дело. Но при этом сыновей непременно записывают на различные занятия и кружки, что не является обязательным для девочек.
Основу воспитания детей в Японии составляют многочисленные праздники. Есть среди них день посвященный мальчикам. Отдельный праздник существует и для девочек.
В день мальчиков в небо поднимают разноцветные изображения карпов. Ведь только эта рыба способна длительное время плыть против речного течения. Именно поэтому ее считают символом готовности мальчика – будущего мужчины – к тому, что он непременно преодолеет все жизненные трудности.
Что характерно для воспитания девочки в Японии? Ребенка уже с самых ранних лет растят для выполнения функции матери и хранительницы домашнего очага. Девочек учат быть терпеливыми и покорными, а также слушаться во всем мужчину. Малышек обучают готовить, стирать и шить, красиво ходить и одеваться, чувствуя себя полноценной женщиной. После уроков им не обязательно посещать кружки. Девочкам дозволяется посидеть в кафе с подружками.
Секреты воспитания в Японии
Тот подход, который жители Страны восходящего солнца применяют в педагогике, достаточно интересен. Однако его можно рассматривать не просто как воспитание. Это целая философия, основное направление которой – упорство, заимствование и уважение к личному пространству.

Педагоги многих стран мира уверены, что японская система, которая носит название Икудзи, позволила стране за самое непродолжительное время добиться ошеломляющих успехов, чтобы занять свое место в списке ведущих стран мира.
Каковы основные секреты подобного подхода?
- «Не индивидуализм, а только сотрудничество». Этот метод в воспитании детей применяется для направления «дитя Солнца» по верному пути.
- «Каждый ребенок – желанный». Происходит это потому, что считается, что женщина, будучи матерью, может быть уверена, что займет определенное положение в социуме. Для мужчины считается большим несчастьем, если он не будет иметь наследника.
- «Единство матери и ребенка». Воспитанием своего малыша занимается только женщина. Она не выходит на работу, пока сыну или дочке не исполнится 3 года.
- «Всегда рядом». Мамы следуют за своими детьми повсюду. Малюток женщины носят всегда с собой.
- «Отец тоже участвует в воспитании». Это происходит в долгожданные выходные.
- «Ребенок делает все, как родители, и учится делать это еще лучше их». Папы и мамы постоянно поддерживают свое чадо в его успехах и начинаниях, приучая его имитировать их поведение.
- «Воспитательный процесс направлен на развитие самообладания». Для этого используются различные методы и специальные приемы. Один из них – «ослабление контроля со стороны педагога».
- «Основная задача взрослых – воспитать, а не дать образование». Ведь в дальнейшей жизни детям придется самим быть в какой-то группе. Именно поэтому с ранних лет они учатся анализировать возникающие в играх конфликты.
Задача японского образования
Основной целью педагогики Страны восходящего солнца является воспитание члена коллектива. Для жителей Японии интересы корпорации или фирмы стоят превыше всего. В этом и кроется успех товаров этой страны, которым они пользуются на мировых рынках.
Подобному здесь учат с самого детства, то есть быть в группе и приносить обществу пользу. При этом каждый житель страны непременно будет считать, что в ответе за качество того, что он делает.
Воспитание детей в Японии
Все мы знаем, что Страна восходящего солнца – это особый мир. На планете нет ни одного народа, культура которого была бы идентична японской.
Мировоззрение, общественные отношения, традиции и многое другое привлекают внимание к этой удивительной стране. Европейцы издавна пытаются постигнуть ее загадки. И одна из них – воспитание детей в Японии.
На самом деле практически каждый хотя бы краем уха слышал об интересном подходе японцев к этому вопросу. Он настолько отличается от привычных нам принципов, что вызывает недоумение и неприятие. Однако в связи с огромным интересом к японской культуре и желанием многих привнести ее частицы в свою жизнь, стоит поговорить на данную тему более подробно.
Попробуем разобраться с тем, что собой представляет система воспитания детей. В чем ее смысл и можно ли брать на вооружение чуждые нам подходы?
Из этой статьи вы узнаете
Что мы знаем
Итак, что же ставит в тупик европейцев, когда речь заходит о японских детях? Конечно же, основной принцип, по которому проходят их юные годы. Речь идет о том, что до пяти лет малыши живут как настоящие боги. Удивительно, но в этот период их ни в чем не ограничивают и не противоречат желаниям. Однако следующие десять лет своей жизни они проводят в положении, в литературе чаще всего называемом «рабством». И лишь достигнув пятнадцатилетнего возраста, подростки получают право считаться равными взрослым.
В таком изложении это все на самом деле выглядит, мягко говоря, удивительно. Но надо понимать, что мы смотрим на вещи со своей европейской колокольни. На самом деле все эти «странности» направлены на то, чтобы воспитать наиболее полезного члена общества.
Рассмотрим систему более подробно.
Единое целое
В нашем современном обществе дети являются одной из величайших ценностей. Мы воспеваем силу материнской и отцовской любви, стараемся дать малышам все самое лучшее, что способны. По сути, это мало отличается от того, что происходит в Японии. Только вот воспитывают они своих отпрысков совершенно иначе.
С самого момента появления ребенка на свет он является неотъемлемой частью своей матери. Последняя отдает ему абсолютно все время. Мать и дитя не расстаются ни на минуту. У маленьких японцев в первые годы жизни даже не бывает отдельных кроваток. Зачем? Ведь под бочком у мамы гораздо уютнее, к тому же и покушать можно в любой момент.
Японцы никогда не передают своих малышей на воспитание бабушка и дедушкам, как это распространено у нас. Если по какой-либо причине женщина решит выйти на работу до того, как ребенку исполнится три года, никто не посчитает ее героиней. Наоборот, такую маму ждет позор и общественное осуждение. В восприятии японцев главное предназначение женщины – быть матерью и хранительницей домашнего очага. Если она с этим не справляется, то грош ей цена.
Это отношение как раз и способствует тому, что японские женщины могут позволять своим малышам вольности. Им просто нечего опасаться, ведь они ежесекундно под присмотром. Разве такое можно сказать о европейской женщине, у которой есть подружки, салоны красоты, саморазвитие и самореализация?
Японка практически не существует как отдельная личность, пока в три года ее ребенок не отправится в детский сад. Для нас это звучит угнетающе. Однако жительницы Страны восходящего солнца едва ли не с рождения готовятся к своей роли.
В результате между матерью и ребенком возникает настолько тесный контакт, что маленький человек даже став взрослым, чтит авторитет родившей и вырастившей его женщины. Это очень важный момент для японского общества.
А как же контроль
Действительно, как можно позволить ребенку, едва научившемуся ходить, делать то, что взбредет в голову? Это же чревато множеством опасностей для него, не говоря уже о невозможности элементарного контроля.
На самом деле все не так страшно. Никакой анархии. Для японцев ребенок – это губка, которая впитывает в себя всю получаемую информацию. Поскольку мать для него – важнейший в мире человек, то именно ее поведение и действия он будет пытаться копировать. Соответственно, достаточно правильно себя вести с собственным чадом, чтобы жизнь стала легкой и удобной. При этом никаких нервов, пузырьков валерьянки и скандалов.
Еще один важный момент – обращение к чувствам ребенка. Например, если он будет ломать куклу, японка не станет его ругать и угрожать, что больше никогда не купить новую. Она просто тихо и с грустью в голосе расскажет, как кукле больно.
Таким образом, в первые пять лет жизни ребенок учится уважать чувства окружающих. При этом он растет с постоянной мыслью, что он хороший, его любят. А это очень важно для последующего гармоничного развития.
Попадание в «рабство»
Не надо думать, что подросшие дети отправляются на плантации и заводы. На самом деле в их жизни наступает период познания правил существования в обществе.
Очень важно понять, что в Японии никогда не относились к отдельной личности так, как это принято в Европе. Человек здесь – лишь часть общего механизма. Для его бесперебойной работы необходимо, чтобы каждая деталь функционировала правильно. Именно на это и направлено дальнейшее воспитание ребенка.
Последующие десять лет он будет постоянно пребывать в группе. Даже при выполнении каких-либо работ в школе, дети нацелены не только на собственный успех. Они также следят за тем, чтобы со всем справлялись и их товарищи. Это совершенно противоречит европейскому подходу.
При этом и меры воздействия на ребенка у японцев специфические. Ученика пугает плохая оценка. Но происходит это потому, что таким образом он подводит всю группу, класс. Вообще, отлучение от общества – это самая страшная кара для японца, будь он маленьким или взрослым. И точно так же страшным наказанием является недовольство матери. Если ребенок поступил плохо, то он оставил пятно не только на своей репутации, но подвел и всю семью.
Равенство
К пятнадцати годам ребенок считается полностью готовым к жизни в обществе. Конечно, он еще будет продолжать учебу, однако основные принципы уже заложены в нем. Причем они проникают настолько глубоко в человека, что он уже не может их нарушить. Даже переходный возраст не способен испортить результат.
«За» и «против»
Теперь, когда мы знаем, почему и как воспитывают детей в Японии, можно рассмотреть плюсы и минусы такого подхода.
Нет никаких сомнений, что для традиционного японского общества он подходит идеально. И дает необходимые плоды. Все мы знаем, насколько уважительно жители Страны восходящего солнца относятся к родителям и как они преданы интересам фирм, в которых трудятся. Экономическое процветание, безусловно, не было бы возможно без этого.
Однако в последнее время все чаще звучат опасения, что стране не хватает ярких личностей и людей, способных брать на себя ответственность и принимать решения. Действительно, сложно воспитать неординарный характер в условиях, когда все усилия направлены скорее не его подавление. Кстати, не зря такая закрытая и хранящая традиции страна как Япония начала все чаще привлекать к работе граждан других государств. Необходимость в свежих идеях стала настолько насущной, что пришлось немного поумерить национальную гордость.
В Японии приобретают популярность программы, позволяющие выявлять одаренных детей и развивать их способности. Однако это настолько чуждо устоявшейся системе, что пока не принесло ощутимых плодов.
Свойственна Стране восходящего солнца и проблема, с которой столкнулись практически во всем мире. Современная молодежь становится все более инфантильной, подростки предпочитают проводить жизнь в сети, а не в реальности. Кроме того, все чаще возникают конфликты между родителями и детьми, что ранее было практически невозможным.
Берем на вооружение
Безусловно, в японской модели воспитания есть огромное количество плюсов, которые бы нам не помешали. Однако никогда не следует забывать о том, что она работает в конкретном обществе и преследует определенные цели.
Конечно, каждый волен взять на вооружение те или иные приглянувшиеся принципы. Например, будет прекрасно, если удастся совместить неприменение прямых запретов и раннее развитие талантов маленького человека. Умение работать в группе будет прекрасно сочетаться с лидерскими качествами. А уважения к родителям в нашем обществе зачастую очень не хватает.
Выстраивая свою систему воспитания нельзя забывать о том, что это должна быть именно система, которой вы будете следовать изо дня в день. И тогда прекрасные результаты не заставят себя ждать. А любящий и уважаемый окружающими ребенок – это ли не лучший их них?
Секреты восточной системы воспитания, которые помогут вырастить талантливого и умного ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Азиатские страны, такие как Китай, Япония и Корея, уже много лет подряд занимают первые строчки рейтинга образования, по данным международной программы по оценке успеваемости учащихся PISA. 15-летние студенты с Востока чаще превосходят по математике, чтению и естественным наукам других студентов по всему миру.
Вырастить талантливого и успешного ребенка, который уважает старших, свою культуру и поступает правильно, — главная цель на Востоке. Но как родители ее добиваются?
Для этого существуют гласные и негласные правила, которым следуют в странах Азии уже много десятков лет. И о них
Считается, что образование не главное
Но только в первые 2 года. В этот период на первое место ставится эмоциональная составляющая, поэтому ребенка максимально окружают заботой и теплом. Важен тактильный контакт: ребенка часто берут на руки, даже без видимой надобности.
Тут не принято считать, что до определенного возраста ребенок еще не способен что-либо понимать. Хоть малыш и не может ответить, но он начинает принимать и анализировать информацию еще задолго до рождения. Поэтому родители стараются подавать пример, даже когда ребенок еще в пеленках.
Огромное значение уделяют личному опыту
Но, в отличие от западной системы воспитания, на Востоке не принято запрещать. Если ребенок начинает делать что-то опасное или нежелательное, взрослые переключают его внимание на другое. В восточной системе считается, что запрет может остановить познавательный интерес.
Поэтому малышу расскажут об опасности, объяснят, почему лучше этого не делать. Но не запретят. Благодаря этому в будущем такие дети мыслят более креативно, умеют искать оригинальные решения, соблюдают важные правила и уважают старших.
Собственные интересы на последнем месте
Например, западные родители говорят: «Не поранься». А в Китае скажут: «Не порань других». Еще до 3 лет детей учат уважению к людям и животным, великодушию, поиску истины, самоконтролю и бережному отношению к природе.
Детей стараются воспитывать таким образом, чтобы они могли уживаться с другими, помогали и учитывали в первую очередь их интересы, а не собственные. В Японии считается, что такой подход очень важен для развития гармоничного общества и государства в целом. Именно поэтому детей учат быть частью команды, частью большого целого.
С 2–3 лет дети посещают несколько спортивных и образовательных кружков
Японское воспитание — Психологос

Японская семья
Традиционная японская семья — это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж — добытчик, жена — хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.
Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношению к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин — «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол — это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.
Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.
Японское общество — это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, — проповедует японская мораль. — Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.
Жизнь японского общества строго нормирована и подчинена бесчисленному количеству правил: начиная от стандартов поведения в семье, в школе и на работе, заканчивая множеством правил этикета, которые позволяют не нарушать пространство другого человека при общении. Строгое соблюдение инструкций очень важно для любого японца, а их несоблюдение грозит непониманием со стороны окружающих и проблемами на работе или в учебе.
Воспитание малышей
Первое, что привлекает внимание в японском воспитании, это вседозволенность для малышей, а конкретно — до 5 лет.
Зарисовка: японская мама приходит в парикмахерскую с маленьким сынишкой. Сначала карапуз терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все.
Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ — так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, его высушивают и кладут в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.
В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которые позволяют носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла.
Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.
Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.
Раннее развитие
Японцы были одними из первых, кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука — директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы Sony. В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей — создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.
Идем в детский сад
Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.
Группы в японских детских садах маленькие: 6 — 8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка, а с другим педагогом сложатся хорошие отношения.
Подробнее См.→
Японская школа
Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет — «как с рабом», а после 15 — «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток — это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.
В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях — побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» — один из принципов японской жизни.
Основная задача японской педагогики — воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Оборотная сторона этого — «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Если кто-то из школьников высказывает мнение, отличное от мнения большинства, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Нестандартного ученика травят, часто избивают.
На начальную школу Японии возлагается важная функция: помочь ребенку, еще недавно эгоистично живущему «как король», научиться соблюдать все правила и жить ради группы. Вот почему большая часть времени начального образования посвящена не столько овладению науками, сколько посвящению в этикет. Малышей учат, как надо себя вести в тех или иных ситуациях, что можно и нужно говорить и делать, а что нельзя.
Все классы делят на группы, внутри которых есть и лидеры, и аутсайдеры. При этом лидер опекает своих товарищей и обязан отвечать за них и помогать им. В свою очередь, остальные члены группы всячески прислуживают лидеру. К каждому первоклашке приставляют куратора – ученика шестого класса, тем самым воспитывая в младших уважение к старшим, а в старших ответственность перед младшими. Так дети приучаются к иерархичности – еще одной черте страны с кожным менталитетом.
Каждый год ученики всех классов с параллели перетасовываются между собой. Обычно каждый ученик пишет на листочках три имени тех, с кем бы он хотел оказаться в одном классе, и три имени тех, с кем бы не хотел. Но администрация не обещает, что сможет выполнить все требования. В итоге каждый год ученик как бы попадает в новый коллектив, где есть и старые знакомые, и новые. Так японцы воспитывают чувство единства среди малышей: ребята учатся уживаться с каждым.
Японская школа – самая унифицированная во всем мире. Здесь нельзя оставаться на второй год или заканчивать обучение экстернатом. Раз положено учиться шесть лет в начальной школе – ученик должен учиться ровно столько же. Знания и способности играют меньшую роль, нежели возраст.
Подробнее См.→
Гендерное воспитание
В Японии мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников — День мальчиков — в воздух поднимают изображения разноцветных карпов.
Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Япония: Вопросы воспитания
Все начинается с воспитания. О нем можно сказать одной японской поговоркой: «Выпирающий гвоздь следует вбить». До пяти лет дети воспитываются как боги: им позволено делать все. Если матери не нравится, что ребенок что-то сделал, например, разбил чашку, она только невнятно хихикает, приговаривая: «ну, не надо было».В Стране Восходящего Солнца в любом разговоре принята похвала. Садятся ли люди за стол, или же кто-то что-то сделал: приготовил пирог, нарисовал картинку или сделал домашнюю работу. Похвала состоит из длинной последовательности повторяющихся фраз. В этом деле необходимо быть восхищенным, что для россиян часто кажется наигранным. Сначала мать хвалит ребенка за любое действие, но по мере того, как дети учатся говорить, они начинают так же хвалить своих мам и всех подряд. Монотонная похвала приводит детей к тому, что они учатся вежливости и, что самое важное приучаются разговаривать стандартными фразами. Нестандартных слов и предложений здесь старательно избегают, дабы не шокировать кого-нибудь, в отличие от России, где каждый стремится показать наибольшую изобретательность.
В школе же, дети попадают в совсем другой мир. Основная цель воспитания в школе – научить подростка самодисциплине и ответственности, а также общественным принципам и существованию в группе. Такие правила висели на стене классной комнаты первого класса в Хиросиме:
1. Будь весел;
2. Будь активен;
3. Будь в восторге;
4. Улыбайся;
5. Наслаждайся жизнью.
Главное, чему учит японское воспитание – не сбиться по пути к цели. Даже если цель становится недостижима, нельзя останавливаться. Основная идеология –упорство: даже если не получилось в сотый раз, необходимо продолжать, и даже, если не получится… никогда!Человек всегда часть группы, поэтому творческая работа для японца, такая как писательство, не считается работой, если над ним не стоит началь-ник – к таким видам деятельности относятся с пренебрежением. В обществе испокон веков соблюдается строгая иерархия. Это относится как к карьере и образованию, так и к правилам заключения браков и семейному укладу. Женщина всегда мать и домохозяйка, отец – добытчик в семье, причем, до нашего времени дошла традиция, когда родители женят детей. Следует упо-мянуть, что женщин иногда даже в лицо называют: мама того-то-того-то, а не так давно женщины писатели так и подписывались под своими работами.
О жизни одной такой семьи написана книга «Ты сияй звезда ночная» японской писательницы Экуни Каори. С виду это абсолютно нормальная семья, но мало кто знает, что происходит внутри: он гей, она алкоголичка с проблемной психикой, проблема в том, что их поженили родители. Книга о том, как такие семьи выживают и пытаются быть счастливыми в условиях реальной жизни.
Да и вообще, все японское воспитание учит не отступать от стандартов.
Так, один западный ученый, занимающийся вопросами образования, провел эксперимент. Он предложил двум группам матерей со своими детьми собрать пирамидку. Группы состояли из японских и западных испытуемых. Мамы-европейки сначала объясняли детям принципы конструирования пирамидки, а затем строили вместе с ними. Японки же собирали пирамидку, после, предлагали собрать ребенку, если он ошибался, они начинали процесс заново.
В этом-то вся и суть различия двух культур. Возможно, именно из-за такого воспитания японцы никогда не отходят от правил. Из практики одного российского инженера, приехавшего в командировку в Японию известно, что когда в сложном оборудовании завода не хватало одной детали, производство остановилось на сутки. Тот инженер просто согнул ее из другой детали и процесс возобновился. Другие рабочие с изумлением спрашивали: «А так разве можно было?».Несмотря на слаженность, вежливость и «восторженность», все-таки японцы одиноки. Об одиночестве и психологии жителей Страны Восходящего Солнца читайте в следующей статье.
Смирнова Ксения