Самое важное на первом месяце жизни ребенка
Развитие внутренних органов и систем организма продолжается после рождения. Неонатальный период начинается с момента рождения и длится четыре недели. Первый месяц жизни малыша – основной адаптивный этап. Происходит ряд морфологических и физиологических изменений, новорожденный приспосабливается к новой среде. Порядка 40 процентов всех случаев детской смертности приходятся на неонатальный период, а три четверти этих смертей – на первую неделю. Поэтому очень важен контроль состояния новорожденных, выявление патологий, своевременная терапия, обучение родителей.
Регулярный патронаж в это время осуществляет педиатр. Первый визит на дом необходим в промежуток 1–3 день после выписки. Затем врач осматривает новорожденного еженедельно, при необходимости – чаще.
Уже в роддоме в первые дни жизни малыш получает прививки – БЦЖ, от гепатита В. На тридцатый день проводят ревакцинацию от гепатита В. Никакие другие прививки в первый месяц жизни не делают.
Наблюдение за развитием новорожденного
- Первую неделю малыш худеет – физиологическая потеря массы. Начиная с 8–10 суток вес сначала восстанавливается, затем прибавляется. Новорожденный «набирает» за первый месяц 600–700 грамм.
- Две-три недели температура неустойчива и частично зависит от окружающей среды.
- Пульс 120–140 ударов в минуту считается нормой. При плаче может достигать 160–180.
- Зрение, слух развиты недостаточно. Видит малыш размыто, плохо фокусирует взгляд. Речь не привлекает внимания. Новорожденный реагирует на громкий звук, яркий свет.
- Движения хаотичные, малыш не может удерживать игрушки, а вот обхватить мамин палец ему под силу.
- На 5–6 сутки появляется характерный «молочный» стул с кисловатым запахом.
- Частота мочеиспускания постепенно увеличивается, спустя две недели достигает 15–20 раз/сутки.
Доктора данного направления
Особое внимание требуется:
Обработке пупка.
Остаток пуповины будет подсыхать несколько недель. Пупочную ранку следует обрабатывать перекисью водорода 3 %, она должна быть чистотой и сухой. Необходимо следить за этой областью и в случаю каких-либо изменений, подозрении на воспаление (покраснение, мокнутие) сразу проинформировать педиатра.Родничку. Голова новорожденного немного сжата и/или вытянута и имеет два мягких пятна – роднички – места, где кости черепа еще не срослись вместе. Такая анатомия помогает продвижению вниз по родовым путям. Не стоит бояться пульсации родничка – это норма. А вот запавший или выпирающий родничок – повод для обследования.
Глазкам. Обычно глаза новорожденного не требуют специального ухода: их достаточно протирать ваткой (диском), смоченной в кипяченой водичке. Гнойные выделения, покраснение глаз говорят о конъюнктивите. Самостоятельно использовать капли не следует – назначить лечение должен врач. Если замечен желтоватый оттенок глаз, свидетельствующий о желтухе, следует сообщить педиатру.
Коже. У новорожденных чувствительная кожа, склонная к опрелостям. Поэтому после ежедневного купания следует внимательно осматривать складочки, пользоваться присыпкой. Желтоватый оттенок может указывать на желтуху, при появлении нужно проинформировать педиатра.
Соскам и гениталиям. Они бывают припухшими, у девочек может появиться небольшое количество крови на подгузнике. Это норма, но если кровь и/или припухлость не исчезнут через пару дней, обратитесь к педиатру. У мальчика следует наблюдать за неопустившимися яичками.
Первый месяц жизни – важный этап адаптации, от которого зависит будущее здоровье. Обеспечьте новорожденному в этот период наиболее пристальное внимание и своевременную помощь.
Для получения подробных консультаций и наблюдения в первый месяц жизни ребёнка обращайтесь к опытным педиатрам медицинских центров «Президент-Мед»
Читайте также:
Автор: Мамунц Цовинар Алексеевна
Главный врач Президент-Мед г. Видное
Высшее медицинское, Пермский государственный медицинский институт, лечебный факультет, специальность-лечебное дело
Записаться к врачу
6 советов, как воспитывать ребёнка до 3 лет
Дети — это инопланетяне. Взрослым приходится учиться понимать их язык, узнавать потребности и показывать, как жить в нашем мире. На основе книги семейного психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка» рассказываем, почему дети не делают ничего назло и что заставляет их плакать, кричать и цепляться за маму.
От 0 до 1 года
Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм
Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.
Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.
Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.
Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.
Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.
Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации.
Не отлучайте новорождённого от рук насильно
Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.
Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.
Иногда первые два-три месяца жизни младенца называют четвёртым триместром беременности. Задача взрослых — помочь ему плавно и без стресса перейти из материнской утробы во внешний мир.
Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.
Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».
А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью. И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.
Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.
От 1 года до 2 лет
Не заставляйте малыша идти на руки к чужим людям
Ситуация: ребёнку исполнился год, и вдруг он начал стесняться других. И даже тётя, к которой он раньше охотно шёл на руки, теперь воспринимается как страшная незнакомка. Кажется, он стал капризным.
Что происходит на самом деле: ребёнок просто перешёл в следующую фазу роста. Раньше для передвижения ему нужны были взрослые. Теперь ему год, и он пошёл сам. Но система защиты понимает, что маленькому человеку нужно знать, за какими взрослыми следовать, чтобы не попасть в беду. Поэтому у малыша созревают в мозге те участки, которые отвечают за хранение целостных зрительных образов. Он узнаёт маму и папу, отличает их от остальных людей даже на расстоянии в несколько десятков метров.
Ребёнок начинает создавать круг «своих» взрослых, в окружении которых он чувствует себя в безопасности. А остальные — это чужие. Следовать за ними не стоит и позволять себя трогать — тоже.
Если пятимесячного ребёнка вытащить из коляски, в большинстве случаев он не будет против. Но годовалый будет орать, выкручиваться и вертеть головой в поисках «своего» взрослого.
Чего не нужно делать: ломать эту установку, чтобы услужить окружающим. Требовать от ребёнка перестать капризничать, ругать или высмеивать за то, что он дичится других. Для ребёнка это неестественно и мучительно.
Что лучше сделать: позвольте малышу спрятаться лицом на вашей груди, успокойте его, дайте привыкнуть к чужому. Обычно, если новый человек ведёт себя правильно, уже через 15–20 минут малыш улыбнётся в ответ, и дело пойдёт на лад. Главное, помнить: ребёнок делает то, что ему велит программа, цель которой — обеспечить его выживание, а не доставить удовольствие общительной соседке.
Чтобы ребёнок слушался, научите его доверять вам
Ситуация: вы идёте с двухлетним ребёнком по супермаркету. Нужно купить всё быстро, вы летите вдоль полок со списком в руке, как вдруг слышите плач. Оборачиваетесь и видите своего малыша, который отстал на пару метров и голосит на весь супермаркет. Попытка позвать его не приносит результата, ребёнок продолжает плакать. Он явно делает всё, чтобы продавцы сочли вас ужасным родителем.
Что происходит на самом деле: после года малыш начинает исследовать мир. Он слезает с рук и следующие пару лет проводит рядом с родителем — «у маминой юбки». Несмотря на обретённую свободу передвижения, всё та же программа сохранения диктует ребёнку не уходить далеко от своего взрослого. У него запускается поведение следования. Им обладают все млекопитающие и большинство птиц: детёныши следуют за мамой, куда бы она ни пошла. Это залог выживания.
Устойчивое поведение следования у человеческих детей формируется только годам к трём, а не отстать от родителя в толпе ребёнок сможет только к шести. Поэтому на прогулке малыш может отвлечься на интересную травинку и отстать. Даже если это всего несколько метров, у ребёнка уже активируется древняя программа выживания. Она смотрит на ситуацию так: драться этот маленький человек не может, хитро спрятаться тоже.
Вся надежда на возвращение родителя. Сам детёныш может только оставить звуковой маяк, чтобы взрослый не тратил время на поиски. Это значит оставаться на месте и кричать.
Чего не нужно делать: кричать, чтобы ребёнок подошёл к вам, ругать его и угрожать, что уйдёте, а его оставите.
Что лучше сделать: подойдите и успокойте малыша, обнимите его. Готовность слушаться определяется не нотациями, не наказаниями и поощрениями, а качеством привязанности. Чем она сильнее, тем естественнее для ребёнка слушать родителей.
Кризис 3 лет
Научитесь правильно спорить с ребёнком
Ситуация: милый и сладкий крошка превратился в монстра, который закатывает скандал по любому поводу. Он может протестовать полчаса и час и ни на какие уговоры не реагирует. По любому поводу и без: нет, нет, нет. Даже если вы видите, что на самом деле он хочет спать или пить.
Что происходит на самом деле: это наступил кризис негативизма. Да, родителям несладко, но для ребёнка этот период жизни вообще кошмарен. Вся его жизнь до этого строилась на том, что родители приходят на зов и удовлетворяют его потребности. А теперь ребёнок с удивлением обнаруживает, что он и родители иногда хотят разного, и пугается.
В три года ребёнок умеет массу вещей. И у него начинается, так сказать, головокружение от успеха. Ему кажется, что он способен абсолютно на всё. Но критическое мышление ещё не развито, он не видит сложности ситуации и всех обстоятельств. В отличие от родителей, которые уже накопили определённый опыт и не могут разрешать ребёнку делать всё, что он хочет.
Чего не надо делать: звать «злого дядю, который тебя унесёт» или грозить оставить одного. Ребёнок всерьёз верит словам родителя. Для него остаться одному равносильно смертному приговору. Не нужно также бить ребёнка. Так родитель агрессивным способом запускает реакцию следования, а малыш ничему не учится.
А если напугать ребёнка ещё сильнее, включится более ранняя программа: оставайся на месте и кричи. С каждым новым криком ребёнок будет всё глубже проваливаться в стресс. С каждым ударом и окриком образ родителя как источника защиты и заботы будет разрушаться.
Что лучше сделать: запомнить, что ребёнок ничего не делает назло. Ему делать назло ещё очень сложно. Для этого нужно как минимум представлять, как жертва воспринимает те или иные действия. То есть взглянуть на ситуацию со стороны другого человека и продумать стратегию. Мозг ребёнка будет на это способен только к шести-семи годам.
Во время кризиса негативизма с ребёнком нужно спорить. Только делать это не с помощью крика, а выстраивать грамотную дискуссию. Так ребёнок учится конфликтовать и отстаивать своё мнение. Сначала у малыша будет шок и протест от того, что не все хотят того же, что и он. Но со временем он научится жить в мире, в котором его воля порой ограничена волей других людей.
Если наказывать ребёнка за любую попытку протеста или наоборот — никогда с ним не спорить, он не сможет освоить разнообразие стратегий реакции на стресс. Останется только один из двух вариантов: капитуляция или позиция «упрямого барана».
Больше утешайте, а не воспитывайте
Ситуация: у ребёнка не получилось собрать пирамидку. Он вдруг расплакался и полез к вам на руки. «Вот так и вырастают хлюпики, надо отучить его чуть что бежать к маме», — может подумать взрослый.
Что происходит на самом деле: малыш ищет утешения, фактически возвращаясь на стадию донашивания. Психологи называют это «психологическая утроба» — успокаивающие, утешающие отношения, в которых можно укрыться от жизненных невзгод.
Объятия — это универсальное решение трудных проблем. Способность одного человека быть для другого «психологической утробой», дать ему утешение и успокоение называют способностью к контейнированию. В этом есть потребность даже у взрослых. Конечно, в отличие от малышей, взрослые не прибегают к контейнированию по каждой мелочи. Упустить свой автобус неприятно, но никто не побежит из-за этого искать успокаивающие объятия. Однако, если стресс серьёзный, без контейнирования обойтись будет сложно.
Unsplash / Jordan WhittДети более уязвимы. Их нервная система незрела, а способность совладать со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому, если ребёнок чего-то хочет или ему что-то не нравится, ситуация захватывает его целиком. Если у него есть взрослый, который всегда готов принять в свои объятия, контейнирование становится волшебной палочкой возрождения.
Чего не нужно делать: проявлять равнодушие, стыдить, ругать, угрожать. Например, малыш увидел лающую собаку и испугался. А вместо успокаивающих объятий родитель начинает стыдить его, говорит, что собака не страшная. Или сам пугается и убегает. Или идёт ругаться с хозяином собаки, оставляя рёбенка одного.
Испытывая сильный стресс, рёбенок вынужден рассчитывать только на себя. Его не взяли на руки, разрешения ситуации не наступило. Значит, он должен сам держать себя в руках. Выразить чувство невозможно, поэтому его нужно подавить и заблокировать. Заморозить внутри психики тот момент, с которым малыш не смог справиться, а помощи не получил.
Так происходит «запечатывание» травматического опыта. Стресс остаётся в психике, как заноза.
Если ребёнка продолжают воспитывать вместо того, чтобы утешать, или бросают без помощи, с освоением мира возникают проблемы. Ребёнок не понимает, как рваться вперёд, не бояться новых испытаний, если из стресса не будет выхода и никто не придёт на помощь.
Малышу приходится стать контейнером для самого себя. Для взрослых это нормально, мы так поступаем в большинстве случаев. Но рёбенок не готов, у него нет ресурса, чтобы заботиться о себе. И он отращивает «защитный панцирь» — учится терпеть боль и не воспринимать её. Все живые существа делают это: если опасность превышает возможность справиться с ней, разумнее всего притвориться мёртвым. Конечно, это удобно. Ребёнок не плачет, не жалуется. Но рано или поздно «панцирь» даст трещину, из которой вырвутся протуберанцы неконтролируемой ярости.
Что лучше сделать: утешайте, обнимайте и принимайте чувства ребёнка, чтобы он учился справляться с жизнью. Помогите ему прожить стресс и выходить из него, а не глотать. Пусть ребёнок плачет, боится и протестует. С заботливыми родителями, которые понимают его чувства, он научится принимать несовершенства мира.
Плач и ребенок.
Малыш может плакать по разным причинам. Плач — это его способ показать родителю, что ему что-то нужно. Ребенок может быть голоден, у него может быть полный подгузник или ему просто нужно внимание. Если плачущего ребенка нельзя успокоить, проблема может быть в коликах. Из этой статьи вы узнаете, как помочь малышу при коликах.
Что такое колики?
Когда говорят, что у малыша колики, подразумевается, что он много плачет и его трудно успокоить. Дети при коликах ведут себя беспокойно, но при этом набирают вес и в целом развиваются нормально. Если вы обеспокоены коликами у вашего ребенка, обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что нет никакого заболевания.
В каком возрасте детей беспокоят колики?
Колики, как правило, начинаются, когда малышу 2-4 недели. У большинства детей они проходят к 3-4 месяцам. Но у некоторых могут длиться и до 6 месяцев.
Как понять, что у ребенка колики?
1. Ребенок много плачет, от 3 до 5 часов день. Между периодами плача он спокоен.
2. Плач предсказуем, каждый день случается примерно в одно и то же время. Чаще это происходит во второй половине дня, ближе к вечеру.
3. Малыша могут мучить газы. При этом он поднимает или вытягивает ножки.
Как помочь малышу при коликах
Есть разные способы, как успокоить ребенка при коликах:
1. Запеленайте ребёнка — так он почувствует себя в безопасности.
2. Положите малыша на левый бок или на животик, потрите ему спинку. Если он начнет засыпать, обязательно переверните его на спину.
3. Напомните малышу, как комфортно и безопасно было в утробе. Для этого используйте успокаивающие звуки: запись сердцебиения, шум вентилятора (или фена, пылесоса, вытяжки, стиральной машины), белый шум телевизора.
4. Имитацию утробы также поможет воссоздать слинг. С его помощью прижмите ребенка к себе, ходите и тихонько покачивайте. Поищите в интернете, какие слинги бывают — шарфы, рюкзаки. Слинг-шарф можно сделать своими руками, в сети множество инструкций.
5. Старайтесь не перекармливать ребенка, выдерживая интервал между кормлениями в 2-2,5 часа.
Причины детского плача: чеклист
Ребенок может плакать не только из-за колик. Убедитесь в этом, изучив все возможные причины плача:
1. Он голодный
Следите за тем, чтобы перерывы между кормлениями соответствовали возрасту малыша и не были слишком долгими. Первые признаки голода — малыш тянет руки в рот и облизывает губы.
2. Ему холодно
Ребенок должен быть одет в столько же слоев одежды, что и вы сами.
3. Проверьте подгузник
Вероятно он грязный или мокрый. Особенно в первые месяцы жизни подгузники пачкаются очень быстро, смена подгузника может требоваться 10-12 раз в сутки.
4. Срыгивание
Малыши иногда беспокойны после кормления из-за состояния, которое называется гастроэзофагеальный рефлюкс (GER), а проще говоря — им просто нужно срыгнуть.
5. Малыш болен
Измерьте температуру, и если обнаружится ее повышение, вызовите врача.
6. Перевозбуждение
Малыш недоспал или у него слишком много впечатлений за короткий отрезок времени.
7. Ему скучно
Попробуйте развлечь малыша игрой, песней или прогулкой.
Колики у ребенка. Откуда они берутся и как с ними справиться.
Ваш ребенок постоянно плачет, плохо спит и ведет себя беспокойно? Не паникуйте, скорее всего вы столкнулись с младенческими коликами. Это распространенное явление, через которое проходят многие. Обычно колики начинаются на 2-й неделе и исчезают бесследно к 3 месяцам. Но иногда они могут продолжаться чуть дольше, до 4–5 месяцев.
Что такое колики?
Главное, что нужно запомнить: колики – не болезнь. Сами по себе они не опасны для здоровья. Врачи до сих пор спорят о ведущих механизмах развития колик. Скорее всего дело в том, что пищеварительная система ребенка в первые месяцы еще не полностью созрела, из-за чего могут возникать трудности в процессе переваривания пищи. Зато точно известно, что от типа вскармливания появление и продолжительность колик не зависят. Коликам подвержены дети как на грудном, так и на искусственном вскармливании.
Чеклист: как понять, что это колики?
Первым делом нужно обратиться к специалисту — расскажите врачу о симптомах, пусть он осмотрит малыша.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно, симптомы колик легко можно спутать с такими проблемами, как, например, лактазная недостаточность или аллергия. Иногда коликами даже объясняют проблемы, никак не связанные с пищеварением малыша – от болезни до беспокойного характера.
Проверьте «правило трех».
Если вы заметили, что ваш кроха плачет по 3 часа в день, около 3-х раз в неделю, а продолжается это не меньше 3-х недель. При этом эпизоды плача появляются и исчезают без каких-либо причин, ребенок не болен, у него нет температуры, и он хорошо набирает вес, то скорее всего это именно колики.
Понаблюдайте за малышом: в какое время суток он начинает чаще плакать и как себя при этом ведет.
Часто колики о дают о себе знать между 6 и 10 часами вечера. Определить их можно по следующим симптомам: вздутию животика крохи и характерным движениям ножками (поджиманием к животику).
К сожалению, на 100% эффективное средство от колик у новорожденных еще не изобрели, но на сегодняшний день детские врачи во всем мире пришли к выводу, что помочь малышу может налаживание режима дня и техники кормления, а также обязательная коррекция питания.
Вот несколько простых и безопасных рекомендаций, которые могут помочь вашему крохе почувствовать себя лучше:
- Попробуйте упражнение «велосипед» и легкий массаж живота от колик (в направлении по часовой стрелке).
- Не забывайте про ношение столбиком после кормления, чтобы малыш отрыгнул лишний воздух.
- Положите малыша животиком на свой живот (кожа к коже) или попробуйте носить его в слинге. Такой тесный контакт с мамой поможет ему успокоится и почувствовать вашу заботу.
- Контролируйте прикладывание к груди. Следите, чтобы ребенок правильно захватывал сосок. Как это сделать, читайте в нашей статье.
- Если ребенок на искусственном вскармливании, держите бутылочку правильно — соска всегда должна быть заполнена смесью. Здесь та же история — малыш может заглатывать воздух
- Всегда следуйте рецепту и тщательно отмеряйте количество детской смеси.
Еще совет: постарайтесь успокоить малыша, чтобы ему было проще заснуть. Одним деткам помогает «белый» шум (запись звуков дождя или моря, звук льющейся воды и пр.), другим — укачивание (на руках, в колыбельке или на фитболе), а кому-то необходимы долгие прогулки перед сном.
Что касается питания, то все зависит от типа вскармливания ребенка: если вы кормите только грудным молоком, то начните соблюдать диету. Здесь работает следующее правило: не ешьте того, что у вас самой вызывает газообразование или аллергию. Если же в рационе малыша присутствует детская смесь, обратите внимание на ее состав. Сегодня для малышей с коликами производятся специальные смеси, содержащие активные компоненты, которые влияют на основные причины нарушений пищеварения и помогают справиться с коликами.
Существуют и лекарственные средства от колик, хотя эксперты сошлись на том, что эффективность их не доказана. В аптеках продаются два вида препаратов против колик: симетикон, который подавляет газообразование, и разнообразные БАДы (биоактивные добавки), например, укропная вода. Помните, что применение непроверенных лекарств и добавок может вызвать побочные эффекты. Если вы хотите попробовать дать вашему малышу препараты — делайте это под контролем специалиста и только в том случае, если никакие другие методы борьбы с коликами не работают.
Это небольшой чек-лист поможет вам пережить период колик:
- Убедитесь что это именно колики – покажите кроху врачу.
- Используйте методы, которые облегчат состояние вашего малыша: массаж животика, тепло, ношение столбиком и нежное укачивание. Разным детям помогают разные приемы.
- Проверьте технику кормления.
- Помогите малышу заснуть, не бойтесь приучить его к рукам или избаловать – слишком много заботы в таком возрасте не бывает.
- Любые лекарства и БАДы против колик применяйте только согласно инструкции и строго после консультации со специалистом.
- Постарайтесь успокоиться и не будьте к себе слишком требовательны. Если есть такая возможность, заручитесь помощью близких. Вам в этот период поддержка нужна не меньше, чем малышу.
Колики — тяжелое испытание для маминой нервной системы. Чтобы пережить это время повторяйте себе по несколько раз в день, что уже очень скоро все пройдет. А спустя несколько недель вы даже не вспомните, что колики у ребенка вообще были.
Врожденные пороки сердца у детей
Врожденный порок сердца — болезнь сердечных клапанов, при которых орган начинает работать неправильно. В результате врождённого изменения строения клапанного аппарата, сердечных перегородок, стенок или отходящих от сердца крупных сосудов наступает нарушение кровотока сердца. Заболевание может прогрессировать. В ряде случаев возможен летальный исход.
Врожденные пороки сердца встречаются с частотой 6-8 случаев на каждую тысячу родов, что составляет 30% от всех пороков развития. Они занимают первое место по смертности новорожденных и детей первого года жизни. После первого года жизни смертность резко снижается, и в период от 1 года до 15 лет погибают не более 5% детей.
Чем раньше выявлен врожденный порок сердца, тем больше надежды на своевременное его лечение.
Причины
- Вирус краснухи.
- Вирусы гриппа, а также некоторые другие, если их действие приходится на первые 3 месяца беременности.
- Бактериальные инфекции.
- Наличие генетической предрасположенности.
Симптомы
- Голубой или синюшный цвет кожи, губ, ушных раковин.
- Появление синюшной кожи при кормлении грудью, крике малыша.
- Побледнение кожи и похолодание конечностей (при «бледных пороках»).
- Шумы в сердце.
- Признаки сердечной недостаточности.
- Изменения на электрокардиограмме, рентгеновских снимках, при эхокардиографическом исследовании (УЗИ сердца).
Конечно, при таких симптомах обеспокоенные родители немедленно обращаются к врачу, и порок сердца диагностируется в первые месяцы жизни ребенка, либо при рождении во время сопутствующих первых осмотров. Небольшие дефекты проявляют себя иногда только необычными шумами в сердце при прослушивании во время регулярных осмотров у детского врача.
Даже имея врожденный порок сердца, некоторое время после рождения ребёнок может выглядеть внешне вполне здоровым в течение первых десяти лет жизни. Однако в дальнейшем порок сердца начинает проявлять себя: ребенок отстает в физическом развитии, появляется одышка при физических нагрузках, бледность или даже синюшность кожи.
Для установки истинного диагноза необходимо комплексное обследование сердца с применением современного высокотехнологичного оборудования.
Хирургическое лечение является наиболее эффективным, причём операции зачастую делают новорожденным и детям от первого года жизни. Чаще всего вопрос о хирургическом лечении ставится еще до рождения ребенка, если это касается «синих пороков». Поэтому в таких случаях роды должны протекать в роддомах при кардиохирургических больницах. Терапевтическое лечение необходимо, если сроки операции можно перенести на более поздний срок. Если вопрос касается «бледных пороков», то лечение будет зависеть от того, как будет себя вести порок по мере роста ребенка. Скорее всего, все лечение будет терапевтическим.
Профилактика
Так как причины возникновения врождённых пороков сердца до сих пор мало изучены, сложно определить необходимые профилактические мероприятия, которые гарантировали бы предотвращение развития врождённых пороков сердца. Однако забота родителей о своем здоровье может значительно снизить риск появления врожденных заболеваний у ребенка.
Подробнее о детской кардиологии в клинике «ЮгМед»«Дети дождя». Что нужно знать об аутизме
11 Апрель 2019 12:01
За поэтичным выражением «дети дождя» скрывается каждодневный подвиг людей, столкнувшихся с диагнозом аутизм. Детей, которые никогда не смогут воспринимать себя частью окружающего их мира, и родителей, для которых каждый день – это череда сражений и побед. Сначала — борьба с самим собой, принятие и осознание того, что их ребенок никогда не вылечится, а затем борьба с болезнью за каждый жест, каждую улыбку, каждый взгляд и слово ребенка — маленькие, но такие важные победы.
Ученым так и не удается достоверно установить причины заболевания. Известно о генетической предрасположенности: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Беременность у матерей таких детей протекает нормально, да и сами дети часто очень привлекательны внешне – аутизм, как правило, никак не влияет на физическое развитие ребенка. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:
- ДЦП;
- заражение краснухой матери в период беременности;
- туберозный склероз;
- нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ожирением).
Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.
Важную роль в дальнейшем развитии ребенка – аутиста играет ранняя постановка диагноза. Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.
Ранние признаки аутизма у ребенка
Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.
Признаки аутизма у детей следующие:
- нарушенное социальное взаимодействие;
- нарушенная коммуникация;
- стереотипное поведение;
- ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.
Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует. Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.
Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.
Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.
Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.
Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.
Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.
Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.
У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм). Речь бессвязная, ребенок повторяет одни и те же фразы, лишенные смысла, говорит о себе в третьем лице. Он не реагирует и на чужую речь. Когда наступает «возраст вопросов», родители не услышат их от малыша, а если услышат, то эти вопросы будут однообразны и без практического значения.
Стереотипное поведение включает в себя зацикленность на одном занятии, повторение каждодневных ритуалов, развитие страхов и навязчивых идей. При этом, если последовательность ритуала нарушается, ребенок впадает в истерику или может проявлять агрессию или самоагрессию.
Можно ли вылечить аутизм и лечится ли он вообще? К сожалению, не лечится. Как можно помочь ребенку, зависит от каждого индивидуального случая. Медикаментозное лечение назначается только в случае деструктивного поведения маленького пациента. Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста. Занятия проводятся поэтапно:
- Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
- Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
- Учить наблюдать, подражать.
- Учить социальным играм и ролям.
- Учить идти на эмоциональный контакт.
Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология). Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Обязательна логопедическая практика: если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение. Дома родители помогают ребенку в выработке навыков самостоятельного обслуживания и социализации. Так как у аутистов отсутствует мотивация играть, они тяжело привыкают к распорядку дня, повседневным делам, создаются карточки, где написан или прорисован порядок выполнения того или иного действия.
Почему так важна ранняя постановка диагноза? Есть состояния, которые имитируют аутизм, которые можно спутать с его симптомами. Но для их коррекции применяются другие методики.
ЗПРР с аутичными чертами
Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.
Тугоухость
Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции.
Слуховой аппарат поможет решить проблемы.
Шизофрения
Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.
Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.
как правильно вести себя родителям упрямого малыша — Российская газета
Если малыш начинает отказываться выполнять ваши указания, не спешите браться за ремень.
Все по-своему, все наперекор! «Сереж, пойдем гулять!» — «Нет, не пойду!» «Иди ужинать, я испекла блины!» — «А я их не люблю!» Да как это не люблю, если раньше дрожал от нетерпения, чувствуя запах из кухни; а гулял так, что за уши домой было не затащить! Да вообще, почему вдруг стало так: почти на все, что ни скажешь — «нет», «не хочу», «не дам»…
Непобедимая физиология
Да, это шокирует, особенно молодых родителей — их двухлетка только начал умилять папу с мамой осмысленной речью, стал по-настоящему общаться, и вдруг стал эдаким ежиком, что и на руки лишний раз не пойдет. Такое впечатление, что главное для него сейчас — идти наперекор.
И, знаете, это совершенно нормально, ваш ребенок правильно, закономерно развивается. Именно к двум годам начинает быстро взрослеть мозг малыша — активнее начинает проявлять себя левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, он начинает осознавать себя, контролировать свою речь, формируется его «я». Малышу кажется, что ему все по плечу.
В этом возрасте дети начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании своей самостоятельности и права на собственную точку зрения и линию поведения, конечно, кажущуюся смешной и абсурдной взрослому. Поэтому мы продолжаем гнуть прежнее — контролировать каждое их движение и раз за разом нарываться на крепнущее сопротивление и требование самостоятельности.
Ребенок увлечен, поглощен своим новым состоянием, а ввиду слабой силы воли он, пока с трудом переключающийся с одной деятельности на другую, может и просто не понимать обращенную к нему речь. У ребенка и в мыслях нет специально тиранить вас, у него просто может не хватить внимания, чтобы вас дослушать или моральных сил, чтобы послушаться. Так что, можно сказать, что малыши в этом возрасте иной раз капризничают не потому, что хотят достичь определенной цели, они просто не могут справиться со своим упрямством.
Но что поделать — физиология!
От упрямства — к заботе
Которая, однако, может перерасти в черту характера. Ведь при всей неизбежности физиологических процессов черты упрямства с особой силой проявляются у самолюбивых и одновременно активных и энергичных от природы детей. Такие дети в «возрасте упрямства» нуждаются в особом понимании и поддержке.Главное для вас — не мелочиться, правильно расставлять приоритеты.
Старайтесь давайте вашим детям в это время по возможности больше свободы. Если он у вас такой «взрослый», пусть, так и быть, оденет разного цвета варежки, коль ему уж так этого хочется — и увидит, как на это реагируют ребята во дворе. Не мешайте ему положить, убирая игрушки, книжку на мячик — она и без ваших указаний упадет на пол. Вмешиваться стоит только тогда, когда речь идет о безопасности ребенка, пытающегося, скажем, по-взрослому бежать вниз по лестнице через две ступени. Скажу больше: моменты упрямства можно попробовать обращать на пользу малыша.
Дочке подруги вдруг надоело мыть руки перед едой, никакие рассказы о микробах не помогали. Она приняла решение и упрямо ходила мимо умывальника сразу к столу. И у знакомой получилось решить эту проблему как раз через стремление ребенка к самостоятельности. Она попросила девочку помыть руки… маме. И Наташка сделала это с удовольствием, мыла лучше, чем себе, и даже помогла вытереть руки. Понятно, что после такого попечения о родителях девочку уже не надо было лишний раз призывать к гигиене. Попутно выяснилось и то, что желание самостоятельности легко превращается в стремление заботиться о других.
А моя однажды заупрямилась и не захотела ни за что уходить с улицы, несмотря на то, что явно устала. И тут мне повезло — мимо, вместе со своей хозяйкой, прошествовала великолепная колли, явно не из нашей округи. «Слушай, — сказала я Насте. — Побежали домой, расскажем папе, кого мы видели!» Дочка со всех ног рванула к дому делиться впечатлениями. Когда она подросла, классический прием, называемый в литературе «Переключение внимания», действовать, увы, перестал…
Детское упрямство поборет себя само — если использовать то самое стремление к самостоятельности, которое лежит в основании этого качества.
Упрямые родители
Противопоставлять детскому упрямству упрямство взрослое — дело не просто бесперспективное, но вредное и, по-моему, нечестное. Ни в коем случае родители не должны втягиваться в борьбу с детьми, потому что в каждой борьбе есть победители и проигравшие. Малыши, понятно, не победят родителей, а для последних… Неужели вам нравится чувствовать себя круче маленького?
И достаточно ли у вас гибкости и воображения, чтобы переключить маленького человека на что-то интересное для него, соответствующее тому волшебному игровому миру, в котором он живет? Умеете ли вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка (вы его чувствуете, вообще?), или вам необходимо только его подчинение? Оцените свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли вы его?
И что самое странное, эти свои порывы вы компенсируете, чувствуя, возможно, вину за излишнюю строгость, чрезмерным балованием, заласкиванием сына или дочки. В эти моменты вы прощаете им все, снимаете все запреты. И после этого вы еще удивляетесь, что он упрямо, не оттаскиваясь от полки, требует с нее какую-то игрушку? Ребенку ваше непостоянство категорически непонятно. Почему вчера мультик до 10 вечера смотреть было можно, а сегодня — нет? Он так будет до бесконечности настаивать на своем…
Имейте в виду, что, перегнув палку с запретами, вы рискуете повредить психику ребенка. И, вполне возможно, скоро начнете жаловаться не на упрямство малыша, а на его робость и трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Ваш ребенок потерял уверенность в себе, вместе с упрямством вы «выплеснули» его самостоятельность.
Цифра
2,5 года — на этот возраст приходится пик детского упрямства.
В борьбе с упрямством:
- не пытайтесь что-либо внушать своему ребенку, ругать его — это еще сильнее его возбудит;
- будьте с ребенком настойчивы, если сказали «нет», стойте на своем;
- исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета»;
- не прибегайте к помощи посторонних: ребенку только этого и нужно — истеричность и капризность требует зрителей.
Как ведет себя ваш новорожденный — HealthyChildren.org
Ваш новорожденный, лежа на руках или в кроватке рядом с вами, скручивает маленький узкий узелок. Так же, как и в утробе матери, он будет держать руки и ноги согнутыми близко к телу, а пальцы — плотно сжатыми, хотя вы должны уметь их осторожно выпрямлять руками. Его ступни естественно загнутся внутрь. Его телу может потребоваться несколько недель, чтобы развернуться из этого предпочтительного положения зародыша.
Вам придется подождать еще дольше, чтобы он издал воркование или лепет, которые мы обычно воспринимаем как «детский лепет».Однако с самого начала он будет очень шумным. Помимо плача, когда что-то не так, у него будет множество различных мычаний, писков, вздохов, чиханий и икоты. (Вы можете даже вспомнить икоту во время беременности!) Большинство этих звуков, как и его резкие движения, являются реакцией на окружающие его беспокойства; пронзительный звук или сильный запах могут быть всем, что ему нужно, чтобы прыгнуть или заплакать.
Эти, а также более тонкие реакции являются признаками того, насколько хорошо органы чувств вашего ребенка функционируют при рождении.После всех этих месяцев в утробе матери он быстро узнает голос своей матери (и, возможно, своего отца). Если вы включите успокаивающую музыку, он может замолчать, когда слушает, или будет мягко двигаться в такт ей.
Используя обоняние и вкус, ваш новорожденный может отличить грудное молоко от любой другой жидкости. Рожденный сладкоежкой, он предпочитает сахарную воду простой воде и морщит нос от кислого или горького запаха и вкуса.
У вашего ребенка будет лучшее зрение в пределах от 8 до 12 дюймов (20.От 3 до 30,5 см), что означает, что он прекрасно видит ваше лицо, когда вы его держите и кормите. Но когда вы находитесь дальше, его глаза могут блуждать, придавая ему косоглазый вид. В первые пару месяцев его жизни об этом не беспокойтесь. По мере того, как его глазные мышцы созревают и его зрение улучшается, оба глаза будут одновременно сосредоточены на одном и том же. Обычно это происходит в возрасте от двух до трех месяцев. Если этого не произошло, сообщите об этом педиатру вашего ребенка.
Хотя ваш младенец при рождении сможет отличить свет от темноты, он еще не будет видеть весь диапазон цветов.Хотя младенцы, которым показывают рисунок из черного и белого или резко контрастирующих цветов, могут изучать их с интересом, они вряд ли вообще отреагируют, когда им покажут картинку с множеством тесно связанных цветов.
Пожалуй, самое важное чувство новорожденного — прикосновение. После нескольких месяцев купания в теплой жидкости в утробе матери ваш ребенок теперь будет подвергаться всевозможным новым ощущениям — от одних резких, до удивительно успокаивающих. Хотя он может съежиться от внезапного порыва холодного воздуха, ему понравится ощущение мягкого одеяла и тепло ваших рук, обнимающих его.Держать ребенка на руках доставит ему такое же удовольствие, как и вам. Это даст ему чувство защищенности и комфорта, и это скажет ему, что он любим. Исследования показывают, что тесная эмоциональная связь действительно будет способствовать его росту и развитию.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.
Поведение новорожденного
Какого поведения я могу ожидать от своего ребенка?
Многие молодые родители могут не знать, что считается «нормальным» поведением новорожденного. Младенцы развиваются с разной скоростью, но по-прежнему демонстрируют одно и то же поведение. Не пугайтесь, если ваш ребенок кажется немного отстающим. Важно знать, какого поведения следует ожидать от новорожденного, чтобы вы могли определить, есть ли проблема.
Если ваш ребенок родился недоношенным, не сравнивайте его или ее развитие с развитием доношенных новорожденных. Недоношенные дети часто отстают в развитии от доношенных. Если ваш ребенок родился на два месяца раньше срока, то он или она может отставать на два месяца от доношенного ребенка. Ваш врач будет следить за развитием вашего недоношенного ребенка. Обратитесь к врачу, если считаете, что ваш ребенок развивается необычно медленными темпами.
Спящий
Новорожденные дети обычно спят от 20 минут до 4 часов за раз, до 20 часов в день.Их желудки слишком малы, чтобы они могли долго оставаться сытыми, поэтому их нужно кормить каждые несколько часов. У младенцев разные привычки сна, но в три месяца большинство младенцев спят от 6 до 8 часов в сутки.
Плач
Новорожденные могут плакать по несколько часов в день. Это их способ сказать вам, что им что-то нужно или что-то не так. Новорожденные плачут, когда им:
- Есть голодные
- Устали
- Слишком холодно или слишком жарко
- Нужно поменять подгузник
- Нужно утешиться
- Есть газ
- Перенапрягаются
- Болеют
У новорожденных также часто бывает икота, чихание, зевание, срыгивание, отрыжка и бульканье.Иногда новорожденные плачут без всякой причины. В этом случае попробуйте успокоить ребенка покачиванием, пением, мягкими разговорами или укутав его или ее одеялом. Скоро вы сможете определить, что нужно вашему ребенку, по тому, как он плачет.
Возможно, вам не всегда удастся утешить своего новорожденного. Это не ваша вина. Постарайтесь набраться терпения и сохранять спокойствие, когда новорожденный не перестает плакать. Если необходимо, попросите кого-нибудь остаться с вашим ребенком, пока вы сделаете перерыв. Никогда не трясите ребенка ни при каких обстоятельствах.Встряхивание ребенка может вызвать серьезное повреждение мозга, известное как синдром тряски ребенка, что приведет к пожизненной инвалидности.
Обратитесь к врачу, если ваш новорожденный плачет больше обычного, плачет в другое время дня, чем обычно, или если плач звучит иначе, чем обычно. Это могут быть признаки того, что ваш новорожденный болен.
Рефлексы
В течение первых нескольких недель новорожденные сохраняют положение, которое они занимали в утробе матери (положение плода): сжатые кулаки; согнутые в локтях, бедрах и коленях; руки и ноги близко к передней части тела.Это изменится, когда ваш ребенок научится лучше контролировать свои движения. У новорожденных есть несколько естественных рефлексов. Понимание этих рефлексов поможет вам понять причину некоторого поведения вашего новорожденного. Рефлексы новорожденных включают следующие:
- Рефлекс укоренения : Новорожденный поворачивается в направлении еды и готов сосать. Поглаживание щеки новорожденного вызовет такую реакцию.
- Сосательный рефлекс : Если вы поместите какой-либо предмет в рот ребенка, он естественным образом начнет сосать.
- Реакция испуга : Ребенок выбрасывает свои ручки и ножки, а затем сгибает их, когда испуган. Этот ответ часто включает плач.
- Тонический шейный рефлекс : Ребенок поворачивает голову набок и вытягивает руку на той же стороне.
- Хватательный рефлекс : пальцы ребенка плотно сжимаются вокруг предмета, помещенного в его или ее ладонь.
- Шагающий рефлекс : Стопы ребенка имитируют шаг, когда его или ее держат в вертикальном положении, при этом ступни касаются твердой поверхности.Руки, ножки и подбородок ребенка могут дрожать, особенно когда он плачет. Это происходит потому, что нервная система новорожденных еще не полностью развита.
Дыхание
Новорожденные нередко испытывают нерегулярное дыхание. Это когда новорожденные перестают дышать на 5-10 секунд, а затем сразу же снова начинают дышать самостоятельно. Это нормально. Однако вам следует позвонить своему врачу или отвезти ребенка в отделение неотложной помощи, если он или она перестает дышать более чем на 10 секунд или начинает синеть.
Видение
Новорожденные могут видеть, но их глаза могут быть скрещены, потому что им сначала трудно сфокусироваться. Новорожденные могут видеть движение и контраст между черными и белыми предметами. Первые пару месяцев им легче смотреть на вещи под углом. К 2–3 месяцам младенцы лучше контролируют свои глазные мышцы и могут фокусировать взгляд на чем-то одном. Они также могут следить за объектами глазами.
Слух
Новорожденные могут различать разные звуки.Они узнают знакомые голоса, поэтому вам следует почаще разговаривать с малышом. Вскоре вы можете обнаружить, что ваш ребенок поворачивается на звук вашего голоса. Для новорожденных язык звучит как музыка с разными тонами и ритмами.
Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев
Появление в мире — большое и страшное приключение для младенцев. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить их и заботиться о них — они знают только тогда, когда они чувствуют себя комфортно и безопасно или иначе.Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или просыпаются и бодрствуют. Они все время учатся, и задача родителей — помочь им понять, что мир — это гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.Социальное и эмоциональное развитие
Даже застенчивым и сонным младенцам интересны ваш голос и лицо. Большая часть мозга предназначена для понимания и запоминания лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей.Чтобы «влюбиться», необходимо смотреть в глаза, поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и успокаивающе поговорите с ним. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные младенцы часто устают при общении.Новорожденные:
- Не понимают, что с ними происходит, или не осознают, что они отдельный человек
- Не знаю, кто их кормит или кто им помогает, когда они плачут
- Плачь, когда они голодны или устали , но не знают, что о них заботятся
- Не могут плакать «для внимания» или «добраться до родителей» — новорожденный не способен отвечать вам с какой-либо сознательной целью
- Может чувствовать, но не думайте
- Улыбайтесь через пять-семь недель
- Смейтесь вслух через три месяца.
Физическое развитие
Общие характеристики:- Многие дети в возрасте до трех месяцев много плачут, особенно поздно днем или вечером. («Покачивание» младенцев — не лучший способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
- Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и легко могут чувствовать себя подавленными.
Слышать и видеть
Новорожденные могут слышать и слышали звуки задолго до своего рождения.У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно с близкого расстояния), они не могут организовать визуальные образы в значимые формы.Характеристики развития включают:
- В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
- Глаза движутся в унисон большую часть времени на шесть недель.
- Человеческое лицо — первый «объект», который они узнают.
- В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие вещи (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.
Использование своего тела
Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной. Они двигают своим телом, пока бодрствуют, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.Характеристики развития включают:
- Сосание, хватание, вздрагивание и тяга к стойке — все это рефлексы.
- Они начинают понимать, как поднимать голову, лежа на животе, и бить ногами примерно через восемь недель.
- На третьем месяце они начинают наблюдать, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.
Речь и язык
Для новорожденных плач — единственное средство общения. Важно как можно скорее ответить малышу, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:- К семи или восьми неделям они начинают узнавать свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
- Даже примерно через восемь недель они будут слушать, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, «разговаривая» с вами.
Рекомендуемые занятия
Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:- Сделайте мобильник и повесьте его лицом к себе над кроваткой
- Погладьте разные части тела, чтобы увидеть, как им нравится, когда к ним прикасаются к ним нежно и используйте их имя
- Слушайте им музыку
- Пойте им
- Держите их много
- Позвольте им смотреть вам в лицо, когда вы говорите с ними
- Скопируйте их маленькие жесты
- Покачивайте их.
Признаки, указывающие на проблему развития
Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает все, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что они работают в какой-то другой области обучения и разработка. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что он идет не так, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.Признаки, которые могут указывать на проблему развития, включают:
- Необычно гибкое или жесткое тело
- Рука или нога на одной стороне явно отличается по тонусу или силе мышц от другой
- Пальцы всегда сжаты в кулак
- Нет наблюдение за лицами к двум-трем месяцам
- Без шума
- Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
- Длительные периоды плача и постоянные трудности с установлением равновесия
- Ребенок исключительно тихий и безмятежный.
Куда обратиться за помощью
- Ваш врач
- Медсестра по охране здоровья матери и ребенка
- Телефонная линия по охране здоровья матери и ребенка доступна круглосуточно Тел. 132 229
Что нужно помнить
- Даже с рождения младенцы могут общаться с вами.
- Новорожденный не осознает, что он отдельный человек.
- Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной.
Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев
Появление в мире — большое и страшное приключение для младенцев. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить их и заботиться о них — они знают только тогда, когда они чувствуют себя комфортно и безопасно или иначе. Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или просыпаются и бодрствуют. Они все время учатся, и задача родителей — помочь им понять, что мир — это гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.Социальное и эмоциональное развитие
Даже застенчивым и сонным младенцам интересны ваш голос и лицо. Большая часть мозга предназначена для понимания и запоминания лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей. Чтобы «влюбиться», необходимо смотреть в глаза, поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и успокаивающе поговорите с ним. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные младенцы часто устают при общении.Новорожденные:
- Не понимают, что с ними происходит, или не осознают, что они отдельный человек
- Не знаю, кто их кормит или кто им помогает, когда они плачут
- Плачь, когда они голодны или устали , но не знают, что о них заботятся
- Не могут плакать «для внимания» или «добраться до родителей» — новорожденный не способен отвечать вам с какой-либо сознательной целью
- Может чувствовать, но не думайте
- Улыбайтесь через пять-семь недель
- Смейтесь вслух через три месяца.
Физическое развитие
Общие характеристики:- Многие дети в возрасте до трех месяцев много плачут, особенно поздно днем или вечером. («Покачивание» младенцев — не лучший способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
- Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и легко могут чувствовать себя подавленными.
Слышать и видеть
Новорожденные могут слышать и слышали звуки задолго до своего рождения.У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно с близкого расстояния), они не могут организовать визуальные образы в значимые формы.Характеристики развития включают:
- В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
- Глаза движутся в унисон большую часть времени на шесть недель.
- Человеческое лицо — первый «объект», который они узнают.
- В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие вещи (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.
Использование своего тела
Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной. Они двигают своим телом, пока бодрствуют, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.Характеристики развития включают:
- Сосание, хватание, вздрагивание и тяга к стойке — все это рефлексы.
- Они начинают понимать, как поднимать голову, лежа на животе, и бить ногами примерно через восемь недель.
- На третьем месяце они начинают наблюдать, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.
Речь и язык
Для новорожденных плач — единственное средство общения. Важно как можно скорее ответить малышу, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:- К семи или восьми неделям они начинают узнавать свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
- Даже примерно через восемь недель они будут слушать, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, «разговаривая» с вами.
Рекомендуемые занятия
Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:- Сделайте мобильник и повесьте его лицом к себе над кроваткой
- Погладьте разные части тела, чтобы увидеть, как им нравится, когда к ним прикасаются к ним нежно и используйте их имя
- Слушайте им музыку
- Пойте им
- Держите их много
- Позвольте им смотреть вам в лицо, когда вы говорите с ними
- Скопируйте их маленькие жесты
- Покачивайте их.
Признаки, указывающие на проблему развития
Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает все, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что они работают в какой-то другой области обучения и разработка. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что он идет не так, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.Признаки, которые могут указывать на проблему развития, включают:
- Необычно гибкое или жесткое тело
- Рука или нога на одной стороне явно отличается по тонусу или силе мышц от другой
- Пальцы всегда сжаты в кулак
- Нет наблюдение за лицами к двум-трем месяцам
- Без шума
- Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
- Длительные периоды плача и постоянные трудности с установлением равновесия
- Ребенок исключительно тихий и безмятежный.
Куда обратиться за помощью
- Ваш врач
- Медсестра по охране здоровья матери и ребенка
- Телефонная линия по охране здоровья матери и ребенка доступна круглосуточно Тел. 132 229
Что нужно помнить
- Даже с рождения младенцы могут общаться с вами.
- Новорожденный не осознает, что он отдельный человек.
- Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной.
Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев
Появление в мире — большое и страшное приключение для младенцев. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить их и заботиться о них — они знают только тогда, когда они чувствуют себя комфортно и безопасно или иначе. Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или просыпаются и бодрствуют. Они все время учатся, и задача родителей — помочь им понять, что мир — это гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.Социальное и эмоциональное развитие
Даже застенчивым и сонным младенцам интересны ваш голос и лицо. Большая часть мозга предназначена для понимания и запоминания лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей. Чтобы «влюбиться», необходимо смотреть в глаза, поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и успокаивающе поговорите с ним. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные младенцы часто устают при общении.Новорожденные:
- Не понимают, что с ними происходит, или не осознают, что они отдельный человек
- Не знаю, кто их кормит или кто им помогает, когда они плачут
- Плачь, когда они голодны или устали , но не знают, что о них заботятся
- Не могут плакать «для внимания» или «добраться до родителей» — новорожденный не способен отвечать вам с какой-либо сознательной целью
- Может чувствовать, но не думайте
- Улыбайтесь через пять-семь недель
- Смейтесь вслух через три месяца.
Физическое развитие
Общие характеристики:- Многие дети в возрасте до трех месяцев много плачут, особенно поздно днем или вечером. («Покачивание» младенцев — не лучший способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
- Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и легко могут чувствовать себя подавленными.
Слышать и видеть
Новорожденные могут слышать и слышали звуки задолго до своего рождения.У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно с близкого расстояния), они не могут организовать визуальные образы в значимые формы.Характеристики развития включают:
- В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
- Глаза движутся в унисон большую часть времени на шесть недель.
- Человеческое лицо — первый «объект», который они узнают.
- В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие вещи (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.
Использование своего тела
Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной. Они двигают своим телом, пока бодрствуют, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.Характеристики развития включают:
- Сосание, хватание, вздрагивание и тяга к стойке — все это рефлексы.
- Они начинают понимать, как поднимать голову, лежа на животе, и бить ногами примерно через восемь недель.
- На третьем месяце они начинают наблюдать, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.
Речь и язык
Для новорожденных плач — единственное средство общения. Важно как можно скорее ответить малышу, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:- К семи или восьми неделям они начинают узнавать свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
- Даже примерно через восемь недель они будут слушать, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, «разговаривая» с вами.
Рекомендуемые занятия
Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:- Сделайте мобильник и повесьте его лицом к себе над кроваткой
- Погладьте разные части тела, чтобы увидеть, как им нравится, когда к ним прикасаются к ним нежно и используйте их имя
- Слушайте им музыку
- Пойте им
- Держите их много
- Позвольте им смотреть вам в лицо, когда вы говорите с ними
- Скопируйте их маленькие жесты
- Покачивайте их.
Признаки, указывающие на проблему развития
Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает все, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что они работают в какой-то другой области обучения и разработка. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что он идет не так, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.Признаки, которые могут указывать на проблему развития, включают:
- Необычно гибкое или жесткое тело
- Рука или нога на одной стороне явно отличается по тонусу или силе мышц от другой
- Пальцы всегда сжаты в кулак
- Нет наблюдение за лицами к двум-трем месяцам
- Без шума
- Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
- Длительные периоды плача и постоянные трудности с установлением равновесия
- Ребенок исключительно тихий и безмятежный.
Куда обратиться за помощью
- Ваш врач
- Медсестра по охране здоровья матери и ребенка
- Телефонная линия по охране здоровья матери и ребенка доступна круглосуточно Тел. 132 229
Что нужно помнить
- Даже с рождения младенцы могут общаться с вами.
- Новорожденный не осознает, что он отдельный человек.
- Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной.
Baby Behavior
Ах, детки. Эти воркующие, улыбающиеся сгустки радости — это все, что вы представляли себе во время беременности — по крайней мере, иногда. Также есть вопиющее, капризное, неудовлетворенное альтер-эго вашего ребенка. Выяснить поведение ребенка (и как с ним бороться) — нелегкая задача для любого родителя. Ваш маленький узелок — чувствительный ребенок или ребенок с высокой интенсивностью? Застенчивый ребенок или активный ребенок? Получите подробную информацию о личности вашего ребенка, расшифруйте детский плач и узнайте другие тонкости поведения ребенка с помощью приведенных ниже советов.
Новорожденный: рефлексы новорожденного
Что случилось с этими странными резкими движениями? А вот и дело с рефлексами новорожденных.
Недельный ребенок: характер кормления новорожденного
Хотите знать, каков характер кормления вашего ребенка? Посмотрите, подходит ли ваш малыш к одной из этих категорий.
Двухнедельный ребенок: ребенок сосет большой палец
Если ваш новорожденный сосет большой палец, не волнуйтесь. Вы можете показать ей, что она сосет большой палец (по крайней мере, пока!).
3-недельный ребенок: режимы сна младенца: смешение дня и ночи
Что делать, если ваш новорожденный весь день спит, а вечеринки всю ночь.
4-недельный ребенок: шумное дыхание ребенка
Ваш новорожденный может издавать все эти странные звуки, когда дышит, но эти симфонические звуки являются обычным явлением для курса для новорожденных.
5-недельный ребенок: можно ли испортить новорожденного?
Узнайте, почему невозможно побаловать новорожденного своей любовью и вниманием.
6-недельный ребенок: 7 детских ритуалов перед сном
Хотите установить для своего ребенка распорядок отхода ко сну, на который вы можете установить часы? Попробуйте эти семь идей, вызывающих сон.
7-недельный ребенок: расшифровка криков вашего ребенка
Плач — единственное средство общения вашего ребенка. Вот несколько «детских» заметок, которые помогут вам узнать, что может говорить ваш ребенок.
Расшифровать плач ребенка
Двухмесячный ребенок: личность ребенка
Что заставляет вашего малыша тикать? Эти сведения о подающей надежде личности ребенка могут помочь вам понять своего ребенка.
Трехмесячный ребенок: переноски, слинги и надувные сиденья
Что вы можете сделать, если ваш извивающийся ребенок ненавидит автокресло, коляску или качели? Прочтите эти четыре простых совета, как привязать его.
4-месячный ребенок: Sensitive Baby
Ваш малыш плачет, когда слышит сирену пожарной машины или видит яркий свет? Узнайте, как помочь своему чувствительному малышу оставаться спокойным, хладнокровным и собранным.
5-месячный ребенок: обучение ребенка дисциплине
Когда пора начинать учить ребенка правильному и неправильному? Теперь, пока ваш ребенок не начал ползать!
6-месячный ребенок: 3 стратегии, чтобы сдержать ночного пробуждения ребенка
Какой бы маршрут вы ни выбрали, чтобы максимально увеличить свои Zzzs, просто знайте, что все дети учатся (в конце концов) спать самостоятельно.
7-месячный ребенок: Как читать ребенку: 3 способа воспитать заядлого читателя
Быть книжным червем никогда не рано. Узнайте, как побудить вашего ребенка любить рассказывать истории.
8-месячный ребенок: Бинки, Бланки и другие переходные объекты
Узы, которые у ребенка развиваются со своей возлюбленной, прочно укоренились — и это хорошо. (Просто убедитесь, что у вас есть запасной!)
9-месячный ребенок: 3 способа справиться с тревогой, связанной с разлукой ребенка
Долгое и слезливое прощание дается каждому тяжело.Научитесь делать их короткими и милыми.
10-месячный ребенок: как избавиться от укусов ребенка
Почему твердый и серьезный подход к жеванию вашего ребенка лучше всего.
Вот как сделать так, чтобы тот, кто рано встал, больше спал.
Личность ребенка
Знакомство с малышом — одно из лучших преимуществ быть мамой. Вы даже можете получить представление о ее темпераменте еще до ее рождения, исходя из уровня ее активности в утробе матери! Во многом ее личность определяется наследственностью, тем уникальным сочетанием черт, которые семьи передают из поколения в поколение.
Но то, как вы ей ответите, зависит от вас, и со временем это может существенно повлиять на то, как она себя чувствует и как она выражает эти чувства. Когда вы узнаете, что ей нравится (а что ей определенно не нравится), вы не только укрепляете свои отношения, но и помогаете сделать свои дни — и ночи! — идут более плавно.
Так что обратите внимание на следующие черты, которые, вместе взятые, составляют личность и темперамент вашего ребенка. Как бы вы описали свое маленькое существо?
- Спокойный или активный? Дрожит ли она весь день, или она довольна сидением сложа руки и расслаблением, наблюдая за миром вокруг себя? Более активные дети могут быть жестче для родителей изо дня в день.Они не спят так много, они становятся беспокойными, когда им положено есть, и вы должны наблюдать за ними, как ястребы, чтобы они не поранились. Но в то же время они любопытны, внимательны и быстро осваивают новые навыки.
- Довольны или нейтральны? Некоторые дети улыбчивые, веселые и солнечные, а некоторые просто нет.