как определить, к какому типу принадлежит ваш ребенок
Воспитатели и учителя таких детей любят: тихие, уступчивые, неконфликтные — никаких проблем. Но родителям застенчивых ребят надо задуматься. Как правило, при подобном стиле поведения ребенок не учится принимать решения и действовать самостоятельно. Он следует за лидером.Если не принять меры, несамостоятельное поведение войдет в привычку и останется на всю жизнь. Психологи, наблюдая за такими детьми с детского сада, выяснили, что они в школе продолжают подражать другим, не стремятся во что-то вникнуть и понять, чтобы составить свое суждение. Часто такой стиль общения выбирают дети, которых мало хвалят строгие родители.
Что делать. Обычно робкого ребенка пытаются подбодрить: «Ну что ты боишься выступить? (рассказать стишок и т. д.). Смотри, как Петя это хорошо делает!» Такое невыигрышное сравнение убивает на корню возможность преодолеть свою нерешительность. Подойдите к вопросу творчески. Придумайте ситуацию, где ребенок сможет поверить в собственные силы. Возможно, малыш прекрасно рисует. Тогда повесьте его работу там, где ее смогут оценить другие.
Во что поиграть. «Театр одного актера». Спрятавшись за ролью, ребенок становится более смелым, он тренируется выражать свое мнение, действовать в непривычной манере поведения. Но в коллективной постановке ему будет некомфортно, поэтому пусть попробует показать какие-то образы самостоятельно. Например, попросите показать принцессу (грустную, веселую, капризную и т. д.). Можно придумать небольшую историю о том, как принц (зайка, мишка) сначала всего боялся, а потом стал смелым. Главное правило в такой игре — взрослый не должен делать замечаний и говорить, как лучше.
Игра «Король» позволяет ребенку на некоторое время оказаться в центре внимания, он получает возможность высказать все свои желания. Ребенок на некоторое время становится королем, а остальные дети или взрослые — его слугами, которые должны делать все, что приказывает монарх. Однако король не может отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других людей.
Какие бывают дети по характеру
🏠 » » Характер ребенка: как лучше узнать детейКаждый ребёнок уникален но все таки можно выделить несколько моделей поведения у детей.
По характеру дети бывают
Если вы узнаете какие бывают дети по характеру, то вы сможете помочь своему ребенку адаптироваться среди сверстников, защитить от нападок учителей, научитесь лучше понимать его.
Застенчивые дети.
Признаки:
- они ощущают на себе взгляд другого человека;
- чувствительны к еле слышимым или очень высоким звукам;
- не переносят прямых физических контактов с другими людьми и могут на них отреагировать даже шоковым состоянием;
- многолюдье и человеческая суета их очень утомляют;
- они очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению.
- Такому ребёнку нужно объяснить какие иногда бывают дети жестокие и как тяжело общаться с другими людьми не на своей территории. Такому ребенку желательно создать «укромное» место для общения без лишних глаз.
Как помочь застенчивому ребенку?
сказать малышу, что Вы понимаете его и будете помогать во всем.
полезно играть с ребенком в новые, незнакомые игры для него, бывать в неизведанных местах.
- попытаться исключить шумовой фон, чтобы он не оказывал на ребенка травмирующего влияния, а вместо этого использовать улыбки и физические контакты
поощрять его самостоятельность во всем, но не брать инициативу на себя.
помочь ребенку с помощью игр научиться отстаивать своё мнение.
- поощрять проявления инициативы и способности контролировать ситуацию.
Стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его боевые сверстники. Стеснительность – черта характера, а не недостаток. Хотя иногда они зажимаются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым.
Не такой, как все
“Все дети как дети – играют, шумят, дерутся, только мой сидит в сторонке и каких-то букашек разглядывает”, – возмущается одна из мам на детской площадке. Есть малыши, которые не любят шумных игр, а обществу ровесников предпочитают разглядывание камешков или цветов. И, если вы пытаетесь заставить ребенка играть вместе с остальными, он сопротивляется и плачет.
Вспыльчивые дети.
Признаки:
– дети очень легко огорчаются и сердятся.
– склонны высвобождать свою отрицательную энергию через чрезмерную активность( стучать руками, ногами)
– любят эксперименты, начинают дело с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру до конца.
– манипулируют родителями: если родители не делают то, что он хочет, он может закатить истерику.
-может отобрать у другого ребёнка игрушку, проблемы в общении со сверстниками
– плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми
Как помочь вспыльчивому ребенку?
1.чётко обозначить рамки дозволенного для ребёнка, и ни при каких обстоятельствах не отказываться от своих требований,
2. использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, а не в физической
3. не говорите ребенку требованиями «замолчи» и «сиди тихо». Наоборот, надо помочь ему выразить свои чувства, через речь.
Тревожные дети
Признаки:
- повышенная чувствительность,
- тонко чувствуют, остро переживают и плохо приспособлены к высокому уровню нагрузок и стрессам.
- бывают нерешительны и неловки в определённых обстоятельствах, не склонны к риску и очень зависимы от оценок окружающих.
Как помочь тревожному ребенку?
- поддержка и участие взрослых, одобрение и щадящий режим.при «плохом» поведении
- необходимо уделять больше внимания и времени, т.к. вероятнее всего, недостаток внимания является причиной дурного поведения ребенка такого склада
- не стоит наказывать и тем более унижать! Это очень больно для этих детей!
- хвалить и повышать самооценку.
Неуправляемый ребенок
Признаки:
- не задерживает внимание на какой-то одной задаче
- не выполняет требования и правила родителей
- частые истерики
- Игры со сверстниками заканчиваются дракой
- плохо засыпает
Как помочь неуправляемому ребенку?
Особенно активные и непослушные дети нуждаются в повышенном внимании и уверенности. Вы должны сделать их жизнь как можно более стабильной. Избежать большинства конфликтов вы сможете, только установив четкий порядок и повседневные ритуалы. Стоит доверить ребенку определенный круг задач, которые он смог бы выполнять сам. Это не только поможет ему обрести уверенность в себе, но и позволит почувствовать себя полезным и ответственным за что-то.
Обидчивый ребенок
Признаки:
- воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя,
- ребенок чувствует себя отвергнутым и ущемленным.
приписывают другим неуважительное отношение к себе - заниженная оценка, которая проявляется в ощущение своей «недооцененности», непризнанности их достоинств
- ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной ценности
Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.
Как выстроить отношения с обидчивым ребенком смотрите в видео:
Как помочь обидчивому ребенку.
Обычно родители, понимая особую ранимость своего обидчивого малыша, его обостренную потребность в признании и уважении, стремятся удовлетворять эту потребность и как можно чаще хвалить и поощрять его. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на тех или иных качествах своего характера, на постоянном сравнении себя с другими. В результате сверстник начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент, соперник.. Поэтому отсутствие оценок и сравнения детей может помочь родителям преодолеть обидчивость.
В дошкольном возрасте еще возможно побороть обидчивость, дальше это сделать будет все труднее. Какие бывают у детей характеры мы узнали из этой статьи.
Дети бывают разные, или Родителям о детском темпераменте
Все дети очень разные: «смешинки» и «хныки», «ураганы» и «останавливающие время». Даже близнецы с самого рождения могут вести себя по-разному, хотя имеют одинаковые гены и воспитываются в одной семье.
Причина этого явления – разный ТЕМПЕРАМЕНТ, такая характеристика личности, которая определяет силу и скорость детских реакций на жизненные события, степень внешних проявлений эмоциональности маленькой личности. Темперамент, как и цвет глаз, дается нам от рождения, его черты мы наследуем от родителей. В его основе лежат свойства нервной системы, а это значит, что кардинальной перестройке эта черта не подлежит.
Для родителей это сигнал о том, что темперамент нельзя воспитать и уж точно невозможно изменить на «более удобный». Задача родителя – научиться «сотрудничать» с темпераментом ребенка, а главное — научить этому своего малыша еще в раннем возрасте. Зачем? Чтобы слабые стороны темперамента превратить в продолжение достоинств формирующейся личности, а сильные сделать прочной опорой в жизни.
В жизни темперамент в чистом виде (т.е. когда ребенку полностью свойственны черты только одного типа) встречается редко. Чаще же мы наблюдаем смешение черт и, соответственно, образование промежуточных типов. Но даже в этом случае наиболее яркие черты все равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание при выборе стратегии эффективного взаимодействия с ребенком.
Определяем тип темперамента своего ребенка
Ребенок-САНГВИНИК – это дружелюбный, общительный и жизнерадостный ребенок. Он покладист и рассудителен, открыт и разговорчив. Обожает ВСЕ НОВОЕ: лица, места, впечатления. Охотно идет на компромисс. Не боится трудностей и легко переживает неудачи. Хорошо приспосабливается к непривычной обстановке. Любознателен, легко усваивает новую информацию. Быстро переключается с одного дела на другое, способен выполнять несколько дел одновременно. Он активен, подвижен, импульсивен, обожает шумные игры. Но если ему скучно, то тут же становится вялым. На наказания реагирует спокойно, совершенно незлопамятен и неконфликтен, поэтому с ним трудно поссориться. Но оборотная сторона «солнечной» натуры такова: сангвинику комфортно лишь в том случае, если он нравится всем.
Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-САНГВИНИКА
- Основной принцип — «ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ». Милый сангвиник всегда обещает, НО далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому обязательно проконтролируйте, сдержал ли он свое обещание.
- Обращайте особое внимание на качество деятельности, не допускайте поверхностного выполнения заданий.
- Приучайте доводить начатое дело до конца.
- Хвалите только заслуженно, т.к. сангвиник склонен к зазнайству.
- Формируйте устойчивые привязанности, интересы.
- Общайтесь с ребенком весело, с юмором, в духе легкости, т.к. этот стиль взаимодействия ему больше всего близок.
- Помните о том, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником легкомыслия и непостоянства.
Ребенок-ХОЛЕРИК часто приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!» — говорят родителей таких деток. Холерик непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако очень выразительна и эмоциональна. Движения стремительные, резкие, энергичные. Настроение неустойчиво, меняется по незначительным причинам. Новую информацию он усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Не умеет ждать и подавлять свои желания. Невнимателен. Ему не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. По натуре командир, легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Склонен к игре на публику, постоянно нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения. А потому никогда не будет плакать и капризничать в одиночестве. Засыпает с трудом (ото сна отвлекают впечатления прожитого дня).
Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ХОЛЕРИКА
- Основной принцип — «НИ МИНУТЫ ПОКОЯ»: поддерживайте и направляйте кипящую энергию ребенка на полезные дела.
- Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.
- Контролируйте бурные проявления ребенка, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби, занятия спортом.
- Постарайтесь оградить малыша от того, что явно перевозбуждает его нервную систему.
- В связи с повышенной чувствительностью обращайтесь с ребенком мягко.
- Холерик лучше реагирует на спокойное, тактичное требование, а не на уговоры.
- Целенаправленно воспитывайте усидчивость.
- Учите конструктивным способам выражения агрессии, умению владеть собой.
- Помните, что ребенку-холерику очень важно знать, что к его мнению прислушиваются.
Ребенок-МЕЛАНХОЛИК — это мягкий и послушный кроха. Он застенчив, робок и очень обидчив, а нерешительность – одно из основных свойств его натуры. Расстраивается из-за любой мелочи, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Причина повышенной чувствительности — в особенностях функционирования нервной системы. Всего боится, особенно незнакомых людей и новой обстановки. Опасается перемены мест и изменения уклада жизни. Часто замыкается в себе. При общении стремится быть в тени, малоинициативен, в конфликтных ситуациях теряется. Склонен зацикливаться на неудачах, болезненно реагирует на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Мнителен, часто волнуется по пустякам. Большое значение придает мелочам. Знания ему даются с трудом, из-за недостаточной активности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном. Любая деятельность, в том числе игра, для него — работа, от которой он быстро устает. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. Настроение изменчиво, движения скованы и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная. Долго готовится ко сну, плохо засыпает и с трудом просыпается.
Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-МЕЛАНХОЛИКА
- Основной принцип — «НЕ НАВРЕДИ». Ласка, мягкость такт – вот что ему нужно.
- Считайтесь с ранимостью психики ребенка – не кричите и не давите на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом.
- Чаще хвалите и не скупитесь на проявление искренних слов. Знайте, что у этого ребенка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
- Поощряйте его даже за незначительные успехи и достижения.
- Не упускайте случая показать своему ранимому чаду, что вы очень цените малейшее проявление его заботы.
- Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях, не обзывайте его – это провоцирует развитие серьезных комплексов.
- Чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь, гладьте его.
- Помните о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов, – не перегружайте его развивающими заданиями, длительными играми или поездками, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы.
- Старайтесь избегать любых ситуаций соревнования.
- Избегайте в общении с ребенком приказов, т.к. они только замедляют его деятельность.
- Развивайте самостоятельность, давая ребенку посильные поручения.
- Прицельно развивайте активность, общительность, смелость, инициативность.
- Не пугайте и не запугивайте своего ребенка. Страшные истории, тревожные фильмы и передачи не для вашего малыша.
- Своевременно помогайте избавиться от страха, для этого обсуждайте с ребенком его чувства. За страхи никогда не высмеивайте.
Ребенок-ФЛЕГМАТИК по упрямству превосходит всех, а дома его любя называют копушей. Он всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим никуда не спешащим малышом кажется, что время остановилось или его попросту не существует. У него замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. Чувства ровные, постоянные и глубокие. Он все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия к достижению цели. Свои решения не меняет, а если их надо отстоять, то он проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям. Не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. Засыпает быстро, а вот разбудить его непросто: малыш капризничает, ноет, а после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал. Не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому коллективу. Из-за низкой скорости протекания нервных процессов ему требуется много времени для усвоения новой информации. Но однажды полученные знания прочно закрепляются в его памяти. Все возрастные навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго. Флегматика практически невозможно переучить!
Как правильно воспитывать РЕБЕНКА-ФЛЕГМАТИКА
- Основной принцип — «НЕ ТОРОПИ». Помните о том, что этот малыш не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело. Не требуйте от своего ребенка высоких скоростей.
- Учите ребенка рационально распределить время.
- Не давите на него, т.к. под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неповоротливее и пассивнее.
- Не называйте ребенка копушей и т.п., особенно при других людях.
- Помните о том, что дети-флегматики очень нуждаются в одобрении.
- Развивайте интерес к движениям, для этого играйте с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость, и поощряйте, когда он соблюдает правила игры.
- Постепенно вырабатывайте способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой. Учите переключать внимание при выполнении различных поручений.
- Стимулируйте малыша к проявлению инициативы.
- Учите ребенка полнее выражать свои эмоции и чувства: если ему грустно, не запрещайте плакать, если ему радостно, разрешите радоваться в полную силу и пр.
- Привлекайте ребенка к совместной деятельности.
- Целенаправленно развивайте у ребенка навыки общения.
Светлана Шустова, клинический психолог, психолог-консультант
Пройдите тест Тип темперамента вашего ребенка
Какие бывают дети — четыре варианта самостоятельности | Быть родителями
Согласны ли вы с тем, что послушный ребенок самостоятельным не бывает? — Не торопитесь с этим соглашаться — это совсем не так.
Смотрите, тут целых четыре варианта, смотрим:
1. Есть дети послушные, но не способные без указки родителей сделать ничего
2. Есть дети непослушные и вполне самостоятельные, такие маленькие дикари, которые сами выбирают, как им что делать и у кого им чему учиться.
Например — Незнайка, Гекльберри Финн — нравится?
3. Есть дети непослушные и несамостоятельные: без родителей ничего сделать не могут, но родителей при этом не слушают: часто про них говорят — «трудные» — они упрямы и капризны.
4. И есть дети, которые к родителям относятся с огромным уважением, дети послушные — и при этом сильные и самостоятельные личности.
Таким был, например, Наполеон Бонапарт: да, упрямый и дерзкий, слабохарактерного отца он не слушался, но мама Летиция, женщина строгая, с детства приучила его к строгому порядку.
Умная самостоятельность детей – это продолжение послушания, привитого мудрыми родителями. И послушание, и самостоятельность имеют общий базис — умение выполнять то, что сказано: сказано себе самим собою или сказано родителям. Умение это не простое, в него включается умение не отвлекаться, держать направление и быть в этом направлении эффективным, что в свою очередь подразумевает определенный опыт.
Если ребенок не умеет завязывать шнурки, как он может послушно начать их завязывать? Но именно послушание дает возможность, следуя указаниям родителей, приобретать необходимый опыт. Если ребенок начнет завязывать шнурки не как попало, не как ему вздумается, а как показали и объяснили родители, он быстрее выучит этот навык и скоро сможет делать это совсем самостоятельно.
Самостоятельность начинается не в момент снятия контроля и предоставления полной свободы действий — это уже завершающий этап. Самостоятельность начинается с качественной подготовки к этой свободе, а именно с прохождения периода послушания, способствующему накоплению продуктивного опыта, с развития способности намечать цели, подбирать способы их достижения!
Хотите, чтобы ваши дети были самостоятельными? Создавайте условия для накопления опыта у ваших детей, создавайте условия для совместного принятия решений и потихоньку отдавайте контроль, делегируя им новые полномочия в освоенной области!
Но это — только первый этап.
Из послушания вырастает только возможность самостоятельности.
Превратится ли послушный ребенок в самостоятельного,
зависит во многом от родителей, от их установок.
Если родителям нужен ребенок только удобный, они, приучив его к послушанию, его самостоятельность будут притушивать. Если родители хотят видеть своего ребенка свободной, мыслящей и творческой личностью, то, приучив его к послушанию, они именно через послушание будут направлять его к смелым, свободным и ответственным решениям.
Если вы ребенку дадите свободу раньше времени, он вполне может ее употребить на то, чтобы ныть и жаться к маме.
Неправда, что все дети всегда хотят свободы и самостоятельности. Многие дети трусоваты, и без направления родителей к проявлению самостоятельности не очень склонны. Детям бывает выгодно быть туповатыми, детям бывают выгодно быть копушами, выгодно болеть… — но если рядом с ребенком мудрые родители, то будут расти в нужную сторону. Потому что ребенок послушный, а родители мудрые.
Умение подчиняться — основа умной самостоятельности
А как сочетается послушность (дисциплинированность) и способность думать творчески и самостоятельно?
Прекрасно сочетается, если такая задача поставлена была. Порядок следующий: если родители сказали — ребенок в первую очередь должен это выполнить, а не обсуждать. После этого, если у ребенка есть вопросы или несогласие, он может и должен это с родителями обсудить, чтобы было максимальное взаимопонимание. И, возможно, общими усилиями удастся на будущее найти форму более приемлемую, радостную и веселую.
Начинаем с воли, подключаем разум, дополняем желанием!
Источник
Какие бывают дети. Рецепты хороших детей
Бывают удачные дети. Они с первого дня кажутся взрослыми, с ними можно договориться, они улыбчивы, почти никогда не плачут и не капризничают. Приходя в гости в семью с таким малышом, начинаешь задумываться о том, чтобы и себе завести ребёнка. Тогда как видя других, менее и гораздо менее удачных — тихо радуешься, что твои дети уже взрослые.
Даша называет своего второго ребенка «подарочный вариант». Ее старшая Маша девочка умная, гордая и своенравная, любит добиваться своего. А Ваня в животе сидел тихонько.. И рождался без проблем. Все схватки мы гуляли в зоопарке, он прямо рядом с домом, а домой пришли только рожать. В дальнейшем малыш практически не доставлял хлопот. Даже не дал родителям почувствовать разницу в уходе за одним и двумя детьми. Ваня добрый, всегда всем довольный, со всеми ладит.
У Светы малыш в два месяца выглядит почти на пол-года. Большущий, общительный, все время улыбается. Света говорит, что когда его беспокоит животик, она ложится перед ним И строит веселые мордочки. Он тут же перестает хныкать и начинает всем Своим видом показывать, какой он герой. Я спросила у нее, какой рецепт удачного ребенка. Света сказала: «Мы с Ваней — просто очень здоровые и очень везучие». Наверное, это состояние души. В квартире ребят почти нет нормальной мебели, а в карманах почти никогда не бывает денег. Но то, что они считают важным: горы, пещеры, берег моря, рюкзаки и палатки — присутствует в их жизни сполна.
Трехмесячный малыш Виталины и Вани, проснувшись утром, ослепительно улыбается и распевает арии. А ребенок Жанны и Димы с четырех месяцев по утрам будит родителей заливистым смехом. Маша и Сережа говорят, что их дочка за первый год жизни едва ли наплакала в сумме один час. До полугода она общалась с родителями с помощью боевых кличей, а с шести месяцев начала лихо осваивать человеческую речь. К 10-ти месяцам словарный запас этой малышки намного превосходил таковой знаменитой Эллочки Ильфа и Петрова, Подруги Марина и Тома говорят, что у их детей не было проблем с укладыванием спать. И с отлучением от груди после года кормления. Все происходило по обоюдному согласию мамы и малыша.
В общем, если вы постарались до и во время беременности и дали малышу хороший старт в жизнь, и природа наградила вас за это абсолютно удачным ребенком, примите искренние поздравления. И наилучшие пожелания, чтобы ваш малыш радовал вас все время, а следующие дети получались не менее удачными.
Но даже такие хорошие дети время от времени доставляют родителям хлопоты своими болезнями. Марина, мать пятимесячной Элеоноры, позвонила мне и сквозь плач сказала:
«Мы все-все делали как надо: сознательно зачинали, спортом всю беременность занимались, в воду рожали, кормлю грудью, закаливаем, а она все равно заболела — у нее сопли».
Я постаралась успокоить Марину и объяснить, что все, что она делала и делает, безусловно, здорово и только на пользу малышке. Но и это не гарантирует того, что ребенок никогда не заболеет. Хороший старт в жизнь, материнское молоко и закаливание делают ребенка, гармонично развитым и здоровым не абсолютно, а относительно. Относительно его самого, только развивающегося в других условиях. Если бы не все положительное, что сделано родителями для ребенка, он, несомненно, болел бы чаще и тяжелее. Наши же дети болеют редко, не подолгу, так имеют сильный иммунитет. Абсолютно здорового ребенка сейчас, как это не печально, родить невозможно. Здоровье малыша зависит от многих факторов, среди которых: наследственность, здоровье родителей, неблагополучная экологическая обстановка, некачественная вода, лекарства, принимаемые родителями, и пища с нитратами, консервантами и красителями.
Мы люди, а не Боги. В наших силах изменить многое, но не все. В нашем клубе часто звучит песня Новеллы Матвеевой «Я леплю из пластилина», над текстом которой я всегда прошу супружеские пары задуматься:
Я леплю из пластилина.
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее Дуреха.
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак.
Я леплю из пластилина,
Подошли ко мне два брата,
Подошли и говорят:
«Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их лепишь грубовато.
Ты их любишь маловато.
Ты сама и виновата,
И никто не виноват».
Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко.
Приговариваю так:
Если кукла выйдет плохо,
Назову ее Бедняжка,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Бедняк.
Родителям дан ребенок определенного пола с определенным темпераментом, другими задатками. Есть данность, которую изменить нельзя. Но очень многое зависит от родительских усилий. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с этим в жизни. Родители, давшие своим детям низкий старт и не осознающие этого, потом ищут виноватых и удивляются, почему их чадо получилось таким. А те, кто понял, и в последствии раскаивается, жалеют своих «бедняжек» и несут по жизни комплекс вины за них. Поэтому лучше растить детей осознанно и с любовью, давая им лучшее из того, что в родительских силах. И пусть вам поможет эта молитва:
Господи, дай мне разум и душевный покой
Принять то, что я не в силах изменить,
Мужество изменить то, что я могу
И мудрость отличить одно от другого.
Жизнь с ребёнком
«Родителям следует начинать воспитание своего ребенка с первых дней жизни. Малыша приучают к режиму. Если ребенок ночью плачет, нужно проверить, не мокрый ли он и, если нужно, перепеленать. Дать ему воды. Ни в коем случае не брать на руки, иначе он к этому привыкнет и будет нарушать сон себе и вам каждую ночь. Нужно постараться выдержать режим несколько ночей. Ребенок привыкнет к ночному перерыву в еде. Брать на руки ребенка нужно для переодевания, кормления или на 10 минут, когда он спокоен для эмоционального общения с ним» (Из пособия молодым родителям «Как вырастить здорового ребенка»).
Слово «воспитание» — не точное слово в этих рекомендациях, скорее подходит — дрессировка. Так можно объезжать лошадь, но вряд ли стоит руководствоваться подобными принципами в отношении собственного ребенка. Если за роддомовскую неделю ребенка все еще не переломали и не объездили, и ему по-прежнему приходит в голову «нарушать сон себе и родителям», достаточно потерпеть еще несколько ночей душераздирающие крики младенца, запаивая его водой вместо молока, и ни в коем случае не беря на руки. Ведь эмоциональному общению отводится лишь 10 минут днем в спокойном состоянии.
Внимание родителей нужно заслужить примерным поведением…
Результата можно добиться, но придется заплатить за него большую цену. Ребенок утрачивает доверие к родителям. Эти близкие люди оставляют его один на один со своими страхами, голодом и потребностью в родительской заботе.
Смотрите также
Только что родившийся малыш, безусловно, нуждается в вашей заботе. Человеческие детеныши, в отличие от животных, не способны выжить самостоятельно. Но не стоит превращать родительство в тяжелую непосильную ношу. Женщина, вываривающая пеленки и проглаживающая их в течение нескольких минут с обеих сторон, тратящая несколько часов в день на бесполезное сцеживание, теряет контроль над своей жизнью. У нее не остается времени не только на свои увлечения и чтение, но даже на полноценный отдых и сон. Она живет по инерции: пеленки, режим, сцеживание — постоянная рутинная круговерть. Она выматывается. У нее нет душевных сил на полноценное общение с малышом, а значит и энергетических импульсов. Но она твердо уверена, что выполняет свой долг и живет для ребенка. Это неравные отношения и, впоследствии, мать неоднократно припомнит своему подросшему ребенку: «Я на тебя жизнь положила, а ты...». Помните, в «Трое из Простоквашино»: «Я из-за тебя ночей не спала, а ты на электричке уезжаешь».
Лучше постараться наладить с ребенком партнерские отношения. У вас разные возможности и разный опыт. Вы умеете то, что малыш не умеет. А он то, что вам не под силу. Сомневаетесь в способностях младенца? Они, действительно, безграничны. Посмотрите, какой чистый у него взгляд, как много утраченного нами опыта хранится в его душе. Обратите внимание, какой он гибкий: он может выполнять асаны беби-йоги и динамической гимнастики, которые нам не под силу. У него огромный запас жизненных сил. Диапазон колебаний температуры окружающей среды, которые он, в отличие от взрослого, легко переносит, достаточно велик. А как он быстро растет, учится, перенимает опыт. Между новорожденным и годовалым ребенком — целая вечность. А от пятилетнего до взрослого человека всего несколько шагов. У ребенка должно быть право на свою личную жизнь. Жизнь, а не существование в строго регламентированном и туго спеленутом пространстве. И у матери тоже есть право на личную жизнь. Женщина, не погрязшая в сцеживаниях и пеленаниях, имеет возможность уделять время своим интересам, следить за собой. Для малыша мама-личность куда более интересный и уважаемый объект, чем мама-робот.
Лечиться в больнице или дома
Нет однозначного ответа на этот вопрос. Оснащенная клиника, врачи и профессора, современное оборудование внушают гарантию и защищенность. Ответственность как будто снимается с пациента и перекладывается на учреждение. Сегодня больничная медицина занимает важное место в жизни общества. В условиях стационара можно делать операции, химиотерапию, переливание крови и многое другое, способное спасти человеческую жизнь. И, по всей видимости, если нет других путей решения проблемы, так и следует поступать. Но больница принимает пациента не только в экстренных случаях, но и в ситуациях, когда вполне можно обойтись без госпитализации. В этом отрывке из работы Фуко «Рождение клиники» есть глубокий смысл, неформальное отношение к больному, его болезни и среде ее протекания.
«Больница как цивилизация является искусственным местом, внедряясь в которое, болезнь рискует утратить свое истинное лицо. Она сразу же встречает форму осложнений, которую врачи называют тюремной или больничной лихорадкой: мышечная астения, сухой обложенный язык, свинцовый цвет лица, липкая кожа, понос, бледная моча, стеснение дыхательных путей… В целом, контакт с другими больными в этом беспорядочном саду, где виды пересекаются, портит чистую природу болезни, делая ее менее разборчивой; и как в этой вынужденной близости исправить флюиды, исходящие от всего сообщества больных, гангренозных частей тела, сломанных костей, заразных язв, гнилостных лихорадок»? И потом, можно ли изгладить досадное впечатление, произведенное на больного, оторванного от своей семьи, сценой этих заведений, являющихся для многих лишь «храмом смерти»? Это публичное одиночество, безнадежность вместе со здоровыми реакциями организма искажают нормальное течение болезни; нужно было бы иметь очень опытного больничного врача, «чтобы ускользнуть от опасностей ложного опыта, который, как кажется, проявляется в искусственных болезнях, о которых нужно позаботиться в больнице. В конце концов, никакая из больничных болезней не является чистой».
Естественное место болезни — это естественное место жизни. Семья, нежность непосредственных забот, свидетельства преданности, общее желание выздоровления, — все входит в согласие с тем, чтобы помочь природе в борьбе с болезнью, и тем, чтобы ей самой дать проявиться в своей истине. Больничный врач видит лишь двусмысленную, искаженную болезнь, полностью искривленную патологию; тот же, кто лечит дома, достигает за короткое время истинного опыта, основанного на естественных феноменах всех типов болезни». Предназначение этой домашней медицины — быть необходимо почтительной: наблюдать болезнь, помогать природе без насилия и ожидать, скромно признавая нехватку знаний.
Таким образом, типологическая медицина требует для болезни свободного пространственного размещения без привилегированных областей, без больничного принуждения — чего-то вроде свободного распределения в месте своего рождения и развития, которое должно функционировать как место, где она развивает, завершает свою сущность, где она доходит до естественного конца — неизбежной смерти, если таков ее закон, выздоровления, часто возможного, если ничто не расстроило ее природу. Там же, где она проявляется, ей полагается в том же самом развитии исчезнуть. Не следует ее закреплять в приготовленной медицинским образом области, но оставить в позитивном смысле «произрастать» на родной почве: семейный очаг, социальное пространство, задуманное в самой естественной, наиболее примитивной и морально прочной форме, одновременно закрытое и совершенно прозрачное».
Еще раз скажу, что, на мой взгляд, если решить болезнь можно действительно только в больничных условиях, не стоит пренебрегать этой возможностью ради спасения человеческой жизни. Но если решение болезни можно организовать дома, в привычной обстановке, методами, позволяющими активизировать природный иммунитет, это непременно нужно сделать. Многие ситуации болезней во время беременности, осложнения родов и болезни ребенка можно исправить, не прибегая к условиям больницы. Нужно взвешивать вред от больницы как таковой с пользой, которую она сможет принести в каждом конкретном случае. Лечебные мероприятия при болезни нужно соизмерять с ее силой, тяжестью и возможными последствиями.
Какие бывают дети по возрасту?
Непрерывный быстрый рост и бурное развитие детей реализуется в несколько основных этапов, определяющих ключевые изменения, происходящие в эти периоды. Возрастная стратификация условна, ведь организм и личность каждого ребенка формируются индивидуально, но она хорошо отражает общие для всех закономерности.
То, какие бывают дети по возрасту, описано в разных классификациях, разработанных детскими психологами, педагогами и врачами. Общепринятой в России является периодизация Д. Б. Эльконина и биологическая, опирающаяся на степень приспособленности организма к условиям окружающего мира.
Период новорожденности
Этот период начинается с момента перевязки пуповины и продолжается до 4 недель. Он невероятно важен для адаптации ребенка в новой для него среде, характеризуется незрелостью всех органов и систем, повышенной чувствительностью к инфекциям. В это время бывает трудно разграничить патологическое состояние с физиологически нормальным.
Грудной возраст
Ребенок находится в этом периоде с момента исполнения ему 29 дней и до года. Масса тела интенсивно нарастает, увеличивается рост, идет развитие нервной системы, интеллекта, меняются пропорции тела. В это время самым важным для малыша является тесный физический и эмоциональный контакт с матерью, имеется высокая потребность в активном познании окружающего мира.
Ранний детский возраст
Период исчисляется с 1 года до 3 лет и является критическим для дальнейшей жизни человека. В это время уточняется программа развития и закладывается уровень психического и физического благополучия ребенка, формируется его устойчивость к внешним воздействиям. Удивление окружающим миром — мощнейший стимул для развития психики, поскольку любознательность служит ведущим мотивом деятельности. Формируется речь, личность, волевые качества.
Дошкольный возраст
Дети находятся в этом возрасте с 3 до 7 лет. Он характеризуется высокой подвижностью ребенка, его огромным интересом к спортивным мероприятиям и ручному труду. Однако важно помнить о том, что дети сильно устают при длительной ходьбе без остановки и отдыха. Огромный интерес к игре определяет ведущую форму деятельности, важным становится и выполнение посильных полезных трудовых функций. Человек демонстрирует не только развитое наглядное мышление, но и зачатки логического, происходит становление смысловой памяти и произвольного внимания.
Младший школьный возраст
С момента достижения 7 лет ребенок переходит в группу младшего дошкольного возраста и остается в ней до 11 года. Его рост замедляется, однако происходит усиленное развитие мышечной массы. В это время малыш учится жить интересами группы, например, школьного класса, она становится центральной областью его интересов. Большие объемы учебной нагрузки, ошибки в организации режима дня могут стать причиной появления невротических нарушений.
Старший школьный возраст
В эту группу включены подростки, юноши и девушки 12-18 лет. Физиологически этот период отличается тем, что происходит созревание половых желез. Гормональные перестройки влияют на состояние всего организма, вызывая слабость, головокружения, беспричинную раздражительность, высокую утомляемость, немотивированные сдвиги настроения. Черты, отличавшие ребенка от взрослого человека, сглаживаются и исчезают к совершеннолетию.
Получив ответ на вопрос, какие бывают дети по их календарному возрасту, важно помнить об условности границ этих периодов и учитывать, что каждый человек растет и формируется в своем ритме и имеет личные особенности физиологического, физического, эмоционального и интеллектуального развития.
Какие бывают способности у ребенка?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.
Способности, склонности и задатки
Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.
Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название «склонности». Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.
На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.
Задатки художника
Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:
- подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
- передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
- не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
- замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
- мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).
Музыкальный дар
Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:
- эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
- узнают песню по первым нотам;
- легко воспроизводят услышанную мелодию;
- сами сочиняют простые песенки;
- любят играть с музыкальными инструментами.
Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.
Артистические данные
Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:
- любит выступать перед публикой;
- очень эмоционален;
- выразительно жестикулирует;
- подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
- рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.
Литературные способности
Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:
- любовь к книгам;
- умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
- большой словарный запас;
- интерес к сочинению собственных историй, стихов;
- богатая фантазия.
Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.
Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и социализация детей к жизни в обществе.
Спортивные задатки
Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:
- очень подвижен;
- отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
- не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
- любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
- способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.
Родителям рекомендуется познакомить ребенка с разными видами спорта. Сходите всей семьей в бассейн и на каток, встаньте на лыжи, найдите партнеров для игр в футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон.
Технические склонности
Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:
- предпочитают играть с машинками и конструкторами;
- собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
- часто рисуют транспорт и технику;
- пытаются самостоятельно что-нибудь «починить»;
- любят помогать отцу с ремонтными работами;
- разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.
Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.
Математические таланты
Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на «гуманитариев» и «технарей». Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:
- интерес к вычислениям и измерениям;
- легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
- решение сложных для его возраста задач, примеров;
- умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
- любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
- способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.
Прививать ребенку интерес к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.
Интеллектуальные способности
Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:
- любознательность;
- отличная память;
- интерес к учебе;
- наблюдательность;
- способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
- попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
- любовь к чтению энциклопедий;
- увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.
Для развития умственной активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.
Задатки лидера
Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.
Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:
- самостоятелен;
- быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
- уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
- пользуется популярностью у сверстников;
- любит руководить другими;
- может увлечь друзей любимой игрой;
- умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
- интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.
Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.
Ищем таланты
Развитие способностей у детей дошкольного возраста – дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.
На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.
Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.