Развивающие игрушки. Что это такое? Игры и игрушки для малышей
Содержание:
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Но порой весь процесс развития сводится к обучению. Как соотносятся эти понятия? Какие игрушки действительно ну лены для всестороннего развития?
Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т.д. Тем самым игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.
В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши, а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана.
Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи — от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?
А мой малыш не хочет играть
Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим. И тут есть две проблемы. Одна из них — непопадание в возраст. Например, хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной.
Вторая проблема — несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, но, поняв, что это, важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка, невыполнимо, моментально потеряла к нему интерес. При этом она не расстается с папиными ботинками и весьма искусно их шнурует.
А пятилетний мальчик наотрез отказывается видеть в кубиках с буквами что-то другое, кроме материала для строительства, выкладывает великолепные крепости для своей армии, как заправский каменщик, и к складыванию из кубиков конкретных слов относится без энтузиазма.
Что такое раннее развитие?
В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным.
Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения необходимо. Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами.
Поэтому под ранним развитием правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности. Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир — желания, вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческое воображение и интуицию.
Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры. Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности.
Что же касается дидактических игрушек, то в большинстве своем они не могут органично вписываться в пространство свободной игры. Дидактическая игрушка предполагает определенные рамки, «воротца», достаточно узкие, в которые должен попасть ребенок в процессе действий. Над воображением и волей ребенка начинает довлеть воля заложенного в пособии способа действия, то есть в реальности это воля взрослого, подводящего ребенка к этому алгоритму. Предметы, предполагающие узко-стереотипные действия, могут стать материалом для тренировок, но не игры. И если в раннем возрасте такая практика полезна, то позже она препятствует развитию.
Сфера игры — это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей. Таким образом, при попадании дидактических материалов в игру у них есть два способа проявления себя: либо в свободной игре они могут использоваться ребенком как предметы-заместители и таким образом теряют свое главное предназначение. Исключением, пожалуй, здесь будут материалы М. Монтессори, если дать возможность употреблять их детям в свободной игре с присущей им выдумкой. Тогда в игре так или иначе главные свойства будут востребованы и освоены. Либо дидактические материалы становятся предметами для занятия с определенными правилами, т.е. ребенок должен для достижения результата выполнить определенную последовательность действий. Таким образом, предполагается, что ребенок имеет уже достаточно высокий уровень произвольности
Значение свободной детской игры
Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения — самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.
Главное для ребенка — это эмоции, практические действия и образные представления. Удовольствие в этом случае не развлекает малыша, а является необходимым условием и одновременно признаком его развития.
В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения.
Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство. Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу — это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра. Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания.
В возрасте 3 — 5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх. В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес и благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны, впечатления, получаемые малышом, а с другой — неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим. Настоящая игра для маленького ребенка — это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными.
Главное качество игры — это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры его «корабля» (куклы или другие дети) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие?
Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются самосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (врача, шофера, кассира и т.д.), он учится добровольно принимать ограничения и правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность — внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.
«Правильные» развивающие игрушки
Исходя из этого развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Игрушки можно условно разделить на те, что относятся к формированию навыков предметной деятельности, и те, которые развивают социально-личностную сферу ребенка. Первая группа больше востребована в раннем возрасте, вторая — в дошкольном и младшем школьном.
Младенец
Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик — это первое, что малыш сможет взять в руки.
Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания, открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания, коробки с крышкой, стержень с 3 — 4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза) и игрушки-вкладыши (по 2 — 3 формочки с явными различиями в размерах). Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч. Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и с перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный. Кроме того, мяч — замечательное средство для общения и способности принимать и отдавать.
Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.
На втором и третьем году жизни
Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познает окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны пирамидки из 3 — 5-7 колец в спокойной цветовой гамме, стаканчики-вкладыши разной формы и размера, матрешки -3-4 — местные, динамические игрушки — клоун-акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями, шнурок и крупные бусины для нанизывания, желобок и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм», нужны ведерки и незатейливые, удобные для маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны. Совершенно необходимы и бытовые вещи — ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчески и пр. Все они требуют совершенно определенных действий, которые нелегко даются малышу.
Играя с такими вещами, с песком и водой малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса — поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремленность и настойчивость.
Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику — кукла-мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка. Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка. Нужна также и кукольная утварь, посуда, одежда с простыми застежками.
Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуют развитию фантазии ребенка. Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны и пр.
Для развития движений нужны мячи разных размеров, лошадка-качалка, качели, горки, лесенки, бревна и скамеечки для ходьбы.
Для развития речи полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд, рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.
От 3 до 7 лет и старше
В качестве игрушек прибавляются различных размеров лоскуты тканей, деревянные чурбачки и коряги и многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) — игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей). Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строительства — это деревянные наборы для конструирования.
Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5- 15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра.
Для ролевой игры требуются куклы-дети разного пола 30-50 см, кукольная мебель, посуда, одежда, атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.
Мозаика, материалы для лепки, аппликация и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов.
Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития — это ее открытость. Чем менее проработан образ — тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент.
Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка — некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности.
Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если у детей есть возможность и соответстующим образом организованное пространство для приложения сил и фантазии.
Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка. Примерно полтора часа — это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в определенное время дня посвятить себя игре, не отвлекаясь на TV, радио, резкие голоса и эмоции в доме.
Гимн организованной уборке
Уборка имеет не меньший развивающий потенциал. Организация пространства при крупномасштабном строительстве и размещение всех игровых материалов по местам — это два противоположных процесса, требующие от ребенка внутреннего плана действий и представления о конечном результате, внимания и произвольности. А раскладывание многочисленных мелочей по коробочкам-корзиночкам — это великолепное ежедневное упражнение в классификации и тренировка мелкой моторики, соразмерности предметов в пространстве. Если это дело не перекладывать на ребенка, а с увлечением выполнять лет до шести в одно и то же время вместе, то вы сформируете ценнейшую привычку к порядку.
Переразвитые игрушки и недоразвитая игра
Следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка. Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку — получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. Откуда в этом ящике такое изобилие музыкальных инструментов? И почему машины никто не касается, а она едет? Ведь главное, наверное, что заботливые родители желают внушить своему чаду, состоит в следующем: «Все в твоих руках, ты — творец. Ты можешь делать все, что доступно твоему пониманию и даже больше. Твои возможности — в твоем творчестве и свободе». А в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности. Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку — машина поехала, нажал другую — сделала поворот. Малышу не остается места для деятельности, для его представления, фантазирования и преобразований.
Особая статья — животные и куклы, которые на покачивание и поглаживание, равно как и на долгое невнимание, отвечают то обниманием, то репликами, то плачем. Здесь искаженному развитию подвергается сфера эмоций и чувств малыша.
Может быть, хорошо, что все за человека кем-то продумано, изготовлено. Пожалуйста, пользуйся! Но ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли творческими личностями, отзывчивыми и активными, не так ли? Так когда же и на чем он будет сам учиться изобретать несуществующее, применяя свой опыт и наблюдения, делать открытия, общаться, любить и заботиться не виртуально, а реально? Напрашивается вывод, что чем более сложной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества и самостоятельных игровых действий.
Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей?
Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.
Елена Абдулаева,педагог-психолог высшей категории,
методист учебно-методического Центра игры и игрушки
Московского государственного психолого-педагогического университета
Статья из журнала «Мама и Малыш» 02 2006 год
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Какие бывают развивающие игрушки для детей | Новости Украины
Чтобы ребенок гармонично развивался, родители должны грамотно направлять и корректировать его развитие. У специалистов нет единого мнения относительно пользы, или вреда раннего развития, но несомненно у ребенка оно должно протекать естественно, без давления со стороны родителей. Цель занятий с развивающими игрушками – повысить степень обучаемости ребенка, выявить его способности и склонности. Любая игрушка имеет сразу несколько функций – развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, образного, логического и ассоциативного мышления.Общие требования к игрушкам
Лучше покупать игрушки от проверенных, надежных производителей. Они должны быть безопасными, сделанными из экологически чистых материалов, не должна иметь острых углов. К примеру, если полимерная игрушка имеет резкий запах, то она произведена с нарушением технологий. Все игрушки должны легко мыться, а мягкие необходимо регулярно стирать. Задача родителей – обеспечить максимальную безопасность ребенка.
Развивающие игрушки от 0 до школьного возраста
- Погремушки, подвесные гирлянды и мобиль-комплексы — способствуют развитию зрительного восприятия, помогают малышу фокусировать зрение. Кроме того, ребенок тренирует хватательный рефлекс, учится координировать движения;
- Динамические игрушки – действия ребенка вызовут определенный результат – неожиданный звук или движение. С помощью динамических игрушек ребенок учится анализировать;
- Наборы по принципу сортировки – малыш знакомится с цветом, формой и размером предметов. Правильные действия ребенка контролируются механически, так как в сортере для каждой детали предназначено только одно гнездо. К этой же категории можно отнести наборы вкладышей;
- Конструкторы и наборы пазлов – такие игрушки помогут ребенку получить представление о целом и его частях;
- Образные, или сюжетные игрушки — куклы и мягкие игрушки. Их можно давать уже грудничкам, начиная с 3 месяцев. Куклы и мягкие игрушки для малышей должны быть ярко окрашены, изготовлены с использованием разнообразных материалов, чтобы, ощупывая игрушку, малыш тренировал моторику. Происходит знакомство с различными фактурами: жесткое — мягкое, шершавое — гладкое. Дети от 3 лет используют образную игрушку по прямому назначению – для ролевых игр.
Необходимо помнить, что инструкции на упаковке не всегда точно отражают рекомендованный возраст. Почти все развивающие игрушки рекомендованы от трех лет. Также родители должны следить за индивидуальными успехами ребенка, не дожидаясь, пока он потеряет интерес к освоенной игрушке.
Подобрать и сравнить цены в магазинах на все вышеописанные игровые наборы и игрушки можно через систему сравния цен Прайс навигатор.
Полезные игрушки для детей: топ 5
От 0 до 12 месяцев дети еще только учатся распознавать окружающий мир, пытаясь попробовать все на вкус. Психологи убеждены, что наилучшим вариантом в этом возрасте будут максимально простые погремушки. Чем проще игрушка, тем лучше для ребенка.
Это позволяет ему экспериментировать, открывать что-то новое, придумывать новые занятия с изделием. Возможностей для игр открывается целый океан, при этом активно развивается любознательность маленького человечка.
Погремушки со звенящими элементами позволяют развить внимание, слуховое восприятие, зрительную активность. Дети находят массу применений погремушке, и при этом учатся сравнивать звуки, которые издает игрушка. Хорошим вариантом для ребенка до года станет старая добрая неваляшка. Кукла с разукрашенным лицом издает приятный, всегда разный мелодичный звук, а сама игрушка становится «стереотипом» человека.
Игрушки для детей от года
Начиная с 12 месяцев малыши начинают ходить и с усиленным усердием познавать все, что их окружает. Развитая до года любознательность переходит все границы, и малыши изучают новые способы взаимодействия с ранее знакомыми игрушками и предметами интерьера. До 3 лет упор делается на тактильные ощущения, развитие базовой самостоятельности и обретения уверенности в себе.
В этом возрасте помогут развить необходимые навыки основные типы изделий для малышей от года до трех лет — пирамидки, мягкие кубики. Все помнят традиционные оси с разноцветными колечками разных размеров, которые необходимо надевать на эту ось в правильной последовательности. Казалось бы, простейшая игрушка, но сколько навыков она развивает!
Среди них и концентрация внимания, и ловкость, и способность различать цвета, размеры, формы. Кроме того, активно развивается воображение малыша. Сегодня существует множество разновидностей детских пирамидок, не только традиционные колечки: квадратики, формочки, дуги. Благодаря такому ассортименту можно даже строить сооружения.
Кубики также являются неотъемлемым атрибутом детского развития. Начинать можно с мягких развивающих кубиков, которые ребенку интересно потрогать, пожевать, побросать или перекладывать с места на место.
Чуть позже, когда в сознании закрепится образ, можно перейти к более сложным деревянным кубикам с картинками из сказок или буквами. Кубики сослужат хорошую службу в дальнейшем, когда придет время развивать мышление и учиться конструировать.
Игрушки для детей дошкольного возраста
Детский возраст от трех до семи лет — чрезвычайно важный этап в жизни, как ребенка, так и родителей. Малыши уже становятся более самостоятельными и приспособленными к жизни. Кроме того, им просто необходимо доказать окружающим, что они готовы к выходу в мир, несмотря на юные годы. Возможность реализации потенциала — ключевой момент в дошкольном возрасте. Ребенку необходимо научиться общению со сверстниками и взрослыми, а родители должны помочь в непростой социализации.
В качестве игрушек психологи в этом возрасте рекомендуют интерактивные наборы, настольные игры для времяпрепровождения с друзьями и родителями, игрушки в образе животных или людей. Одним словом, все то, что научит будущего школьника принимать решения и не пасовать перед трудностями. Важным этапом является «отработка» отношений между людьми, дети должны понимать, каким образом им общаться с окружающими и какие эмоции испытывают посторонние люди.
Игрушки для детей младшего школьного возраста
Пожалуй, это последний период, когда ребенок нуждается в игрушках. То время, когда еще интересно, но кроме игрушек уже существуют и другие увлечения. В этом возрасте полезными игрушками считаются изделия, которые помогут развить мышление, фантазию и воображение. Отлично подойдут игры, где ребенку необходимо «поставить спектакль», режиссировать действия, придумать сюжет и действующих персонажей. Кроме того, необходимы интеллектуальные игры — шахматы, шашки. Это помогает научить стратегическому мышлению, анализу и тактике.
Топ 5 полезных детских игрушек
Кроме игрушек, соответствующих возрасту, существует отдельная категория так называемых универсальных изделий для любых периодов жизни ребенка. С некоторыми из таких игрушек зачастую интересно даже родителям, и они с удовольствием проводят время с малышом за развивающими играми. Все они развивают ответственность, мышление, аккуратность и другие человеческие качества, которые пригодятся малышу в дальнейшей жизни.
какие бывают игрушки
Какие бывают игрушки: как выбирать игрушки; лучшие современные игры и игрушки для детей; виды современных игр и игрушек; история игрушки; игрушки, рекомендованные специалистами; журналы по игре и игрушке для бесплатного скачивания.
Заходя в магазин, мы видим великое множество самых разнообразных игрушек, в котором очень трудно сориентироваться не только родителям, но и даже педагогам. Тем более, все продавцы утверждают, что каждая игрушка столь развивает ребенка и столь необходима ему, что без нее просто жить нельзя. Точнее чаще всего реклама звучит примерно так: «Заботливые мамы покупают эту игрушку. Как, а у Вашего малыша ее еще нет? Покупайте прямо сейчас!» :). Чаще всего это уловки рекламы, или возможности игрушки сильно преувеличены. Иногда бывает, что рекламируемая игрушка вредит – нет не здоровью малыша, а его развитию как активного творческого человека. Результаты этого влияния подчас незаметны и проявляют себя позже.
Как же разобраться в современных игрушках, чтобы покупать малышам действительно те из них, которые развивают ребенка, приносят ему пользу, будут интересны ему длительное время, а не заброшены на антресоль через неделю. Ведь не зря говорят: «Как и во что ребенок играет – так он и будет жить».
В этой статье Вы получите в руки бесплатного помощника – гида в мире современных игр и игрушек для родителей и педагогов. Это бесплатный специализированный журнал «Игры и игрушки». В нем Вы найдете:
— Какие бывают современные игрушки, подробные описания, анализ того, как влияет игрушка на ребенка, чем она для него полезна или вредна,
— Какие игрушки признаны лучшими, прошли психолого-педагогическую экспертизу и были рекомендованы для детей дошкольного возраста,
— Как грамотно выбирать игры и игрушки для своего ребенка, ориентируясь не на рекламу, а на конкретные показатели и зная, как та или иная игрушка влияет на детей.
— История игр и игрушек в России и в мире,
— Анализ современных игрушек: мнение специалистов и опыт мам и педагогов,
— Интересные идеи по играм и игрушкам от мам, психологов, педагогов.
— Статьи экспертов Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ и описание игр, получивших значок «Детские психологи рекомендуют»,.
В журнале высказываются разные мнения об игрушках, ведется обсуждение проблемных вопросов родителями, специалистами по игре и игрушке и педагогами. Вы можете присоединиться к диалогу!
ОЧЕНЬ ПРИЯТНАЯ НОВОСТЬ. Любой выпуск журнала Вы можете не только просмотреть здесь, на сайте, но и скачать бесплатно, переслать своим друзьям и знакомым, поделиться им в своем детском саду или в детском центре. Это разрешено редакцией журнала! Выпуски очень интересные и содержательные – рекомендую ознакомиться. Вы также можете дать друзьям ссылку на эту статью, т.к. журналы выложены здесь на постоянное «место жительства», и Вы всегда сможете вернуться к этой страничке об играх и игрушках. И еще приятная новость. По мере выпуска новых журналов они автоматически будут появляться в этой статье, и Вы сможете скачать и их тоже.
Как просмотреть журнал об игрушках:
— Кликнете по нужному журналу, откроется картинка. (Чтобы просмотреть все журналы, прокрутите мышкой вниз голубую вертикальную полоску справа от представленных номеров журналов.
— Если Вы кликнете по появившейся картинке – она увеличится.
— Для пролистывания используйте стрелочку или мышку (нажмите левую клавишу мышки и перетаскивайте лист мышкой справа налево — как Вы обычно перелистываете бумажные журналы).
— Если журнал Вам понравится, и Вы захотите его скачать – нажмите на кнопку «скачать». Тогда журнал об игрушках сохранится у Вас на компьютере в формате файла pdf.
ЕЩЕ ОДНА ПРИЯТНАЯ НОВОСТЬ. В новом 2015 году журнал «Игры и игрушки» будет участвовать в нашей Бесплатной Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!». А сейчас в 2014 году мы уже придумали совместно с журналом интересные конкурсы с ценными призами для Вас – читателей моего сайта. Есть и еще один сюрприз, который мы для Вас приготовили вместе с журналом, о котором я Вам пока не скажу. Это будет сюрприз. Если Вы читатель сайта «Родная тропинка» и не пропускаете новостей сайта – то Вы об этом скоро узнаете.
Желаю всем интересного путешествия в мир игр и игрушек! Уверена, что в ходе прочтения журнала, Вы получите исчерпывающую информацию о том, какие бывают игрушки, как их выбирать, что покупать и что не покупать и как играть с малышами. В журнале отражены и обоснованы разные, зачастую противоположные точки зрения о том, какие игрушки нужны ребенку и полезны для него – Вы можете познакомиться с ними и аргументацией авторов и на основе этой информации и данных выбрать свою тактику создания игровой среды для Ваших детей. Но Вы будете делать это не слепо, а с пониманием: зачем, почему Вы покупаете эти игрушки и как они повлияют на Вашего ребенка.
Журнал для взрослых, которым небезразлично, во что играют дети «Игры и игрушки»
«Игры и игрушки»: журнал для родителей и педагогов.
«Игры и игрушки: эксперт». Журнал для специалистов — педагогов и психологов.
«Игры и игрушки: гид» — журнал производителей игрушек.
Еще информацию о том, какие бывают игрушки, какие игрушки полезны, а какие вредны для развития ребенка (хотя они активно везде рекламируются) Вы можете получить из моего бесплатного курса для родителей «Секреты развития детей в игре».
Желаю всем интересных радостных летних игр! До новых встреч на «Родной тропинке».
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Детские игрушки. Как выбрать игрушку для ребенка?
В детской комнате в среднем 500* игрушек. Ориентироваться в таком количестве невозможно. Погорим о самых необходимых и необычных, которые развивают ребенка и делают его жизнь наполненной и осмысленной.
Думаю, вы согласитесь, что вначале ребенка стоит учить буквам, потом словам и чтению или же вначале цифрам, а потом уже простым арифметическим действиям. От простого к сложному. В игрушке пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Она должна способствовать образованию и развитию ребенка, приносить пользу и в то же время быть привлекательной.
При выборе игрушки всегда задайте себе три вопроса:
- Что эта игрушка будет развивать у ребенка?
- Сможет ли ребенок играть сам без моей помощи?
- Несет ли она “утяжеляющие” маркетинговые “накрутки”?
Важные критерии, на которые стоит обращать внимание при выборе:
- Имейте в виду возраст, интересы и уровень развития ребенка.
- Обращайте внимание на качество, дизайн и конструкцию.
- Убедитесь, что все указания в инструкции ясны вам и, при необходимости, вашему ребенку.
- Обязательно читайте этикетки. Придерживайтесь возрастных рекомендаций, таких как «Не рекомендуется для детей младше трех лет.» Те что содержат мелкие детали не предназначены для детей в возрасте до трех лет (съемные глаза и носы, пищалки и т.д)
- Для детей в возрасте до восьми лет игрушки должны быть без острых стеклянных и металлических краев. Со временем, они могут сломаться, образуя режущие кромки.
- Обращайте внимание и на такие надписи на этикетках: «огнезащитный состав /огнестойкие» на изделиях из ткани, «стирающийся/использование гигиенических материалов» на куклах.
Игрушка — это не фон, не декор детской комнаты. Дети должны манипулировать и играть, складывать сюжеты и сказки. Большое количество убивает ценность.
В раннем возрасте, например, главная деятельность — предметная.
В этом возрасте ребенку нужно покупать так называемые составные — пирамидки и, например, деревянные сортеры.
В данный период (1-3 года) очень большое значение имеет развитие координации движений ребенка. Он учится ходить и а также развивает мелкую моторику пальцев. Очень помогут различные шнуровки, фребели, и конечно же пирамидки, которые помогают ребенку развивать пространственное мышление, а также определять понятия больше — меньше.
Для дошкольников игрушка перестает быть предметной и становиться сюжетной. Детей это возраста важно вовлекать в игру, придумывать сюжеты, роли, сказочные истории. Данный возраст характеризуется широчайшим интересом к различным животным, и конечно же людям. Так как ребенок начинает осознавать себя, и ему становятся интересны другие люди. Все это предъявляет особые требования к игрушкам в этом возрасте. Среди них должно быть немало различных человечков и фигурок животных.
Ребенку нужны игрушки, которые могут изображать самые разные эмоциональные состояния, иметь грозный внешний вид, но при этом не быть страшными или некрасивыми. Привлекательность– важное требование, только в этом случае, она вызывает желание действовать с ней и обеспечивает мотивационную составляющую игры.
Эмоциональные игрушки должны издавать громкие звуки. Например, барабаны, дудки и ружья. Из животных подойдут драконы, крокодилы. Это может быть все, что так или иначе могут ассоциироваться с агрессивным поведением. Ребенку в этом возрасте, обязательно, нужен выход для энергии.
Это все в потенциале у каждого ребенка, нам взрослым просто нужно помочь этому проявиться. Поделитесь, какие игрушки вы считаете самыми полезными для ваших детей, какие — бесполезными, сколько было в вашей детской комнате?
Интересных и волшебных вам игр с вашими детьми.
* по статистике Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ
Какие игрушки нужны детям — семейный сайт nсuxolog.ru
Развитие эмоционального мира ребенка невозможно без существования в нем игрушек. Именно игрушки позволяют выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие огромные львы и медведи и электрические машины и паровозики. У кого-то это невзрачный мишка, малюсенький пупсик.
Зачем ребенку любимая игрушка?
Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. У ребенка должна быть игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит, которая поможет преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет. В друзья ребенок скорее выберет куклу, мишку, зайку, т.е существо, похожее на человека, близкое и понятное ему.
Узнав о желании ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте, настолько ли она ему необходима.
У ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его восприятия, мышления, кругозора, помогающие проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Какие-то игрушки не обязательно покупать в магазине, их можно смастерить самим, от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.
Игрушки из реальной жизни
Кукольное семейство (это может быть семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машина, железная дорога, телефон и другие.
Игрушки для выплеска агрессии
Солдатики, ружья, мячи, резиновые игрушки, скакалки, кегли и другие.
Игрушки для развития творческой фантазии
Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, пазлы, мозаика, краски, пластилин, наборы для рукоделия и др.
Игрушки следует выбирать, а не собирать
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Часто бывает так, что, купив ребенку игрушку, наши ожидания не оправдываются: игрушка так и остается невостребованной. Почему? Потому что мы покупаем не для ребенка, а для себя, т.е. то, что нам интересно, что нам хотелось бы иметь в детстве.
Игрушки для самых маленьких должны прежде всего развивать органы чувств: уши, глаза, руки. Они должны быть мягкими и теплыми, поскольку у ребенка существует потребность чувствовать тепло. Самые лучшие игрушки для маленьких те, которые можно кусать. Они должны быть изготовлены из безопасных материалов, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться, и яркими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пирамидки из 3-4 колец, мисочки, которые можно вкладывать друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект, но доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается. Очень полезны каталки и неваляшки.
Для 2-летних малышей очень хорошо большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, пирамидки из 7-8 колец, мягкие игрушки. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться игрушки после игры. Сейчас в магазинах огромный выбор корзин и ящиков для игрушек. Хорошо, если у ребенка будет свое место для игр и игрушек.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким игрушкам добавляются простые конструкторы, которые собираются вместе со взрослыми. Поскольку в этом возрасте ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, то полезны будут наборы посуды, парикмахерских принадлежностей, доктора Айболита, мебели и др.
К четырем годам основным видом деятельности становится ролевая игра. Многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретный предмет в воображаемый. Поэтому наибольшую пользу принесут не покупные игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми.
К пяти годам крупные игрушки перестают интересовать ребенка. Большее внимание привлекают наборы зверушек, солдатики, кукольные семейства. Появляется большая возможность для проигрывания разных ситуаций одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, обогащается эмоциональный мир.
В 6-летнем возрасте уже интересны не статичные игрушки, а разнообразные конструкторы, сборка моделей, настольный игры, рукоделие. Детям очень нравятся игрушки, сделанные своими руками. Такие игрушки вызывают у него радость и гордость. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерит, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание делать в жизни что-то для других.
В дальнейшем ребенок сам делает инвентаризацию игрушек.
Не заставляйте ребенка никогда выбрасывать своими руками сломанные или устаревшие игрушки, потому что это его воспоминания, это его друзья. Лучше отремонтировать их и отдать другим детям, в детский сад… Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, Вы можете выбросить его самые любимые игрушки.
Из книги «Развитие эмоционального мира детей»
Автор Надежда Кряжева
На сайте размещен фрагмент книги, предназначенный исключительно для ознакомления. Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.
Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:
Статья на тему: Какие игрушки полезны детям
Какие игрушки полезны детям?!
Нормальное развитее ребенка, становление его внутреннего мира невозможно без игры и игрушек. Игрушки для ребенка- это исследовательская среда, которая помогает формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек дело ответственное и серьезное. Выбирать игрушки в настоящее время очень сложно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики), появляются новые (динозавры, пауки, пакемоны), невиданные даже самими родителями. Часто игрушки покупаются стихийно.
Очень важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно- гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Развитее ребенка происходит в разных видах деятельности. Главная функция игрушки – это активизация этой деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Выделяют три группы игрушек:
1.Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ( или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними, как с живыми персонажами.( различные виды животных, куклы с кукольной утварью, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, детали костюма, транспортные игрушки и т.д.
2.Игрушки, способствующие развитию интеллектуально- познавательных и моторных способностей.( кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото, домино и т.д.
3.Игрушки,способствующие развитию физических качеств.(мячи, обручи, скакалки, кегли).
Основные требования к игрушке:
-потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия ребенка. Выбирая забаву нужно ориентироваться на возраст ребенка, и стремится, чтобы в распоряжении ребенка были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности.
— соответствие игрушки интересам самого ребенка. Главное достоинство игрушки – это возможность что-либо с ней сделать. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна быть не только привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка.
— предмет игры должен содержать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности.
— особое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую совместную игру.
— «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям дух «своего» времени.
— оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство, отличающиеся от типовых, массовых образцов.
Какие игрушки приобретать детям.
— Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта: посуда, светофор).
— Двигательные: Каталки, коляски, спортивные игрушки.
— Строительные.
— Дидактические (разборные пирамидки, башенки, настольно-печатные, мозаика).
— Игрушки-забавы.
— Игрушки-полуфабрикаты, которые может делать сам ребенок.
Что такое хорошая игрушка? Прежде всего, это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат и соответствующая возрасту. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей. Но разнообразие игрушек не означает их изобилие, достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у ребенка много одинаковых игрушек, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка. Не следует покупать игрушки специально для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны машинки, куклы, механические игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-ролевыми игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса, а дочери техническую игрушку. Если 90 % игры приходится на долю ребенка и только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Это нам родителям надо помнить.
В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребенка. Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому мешает то, что ему на глаза одновременно попадается слишком много игрушек. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени. Большое воспитательное значение имеют игрушки- самоделки. Хорошо, когда ребята любят что-то мастерить из глины и картона, дерева и бумаги. Надо с большим уважением относится к тому, что дети сделали своими руками, не считая это хламом, который можно выбросить, измять, сломать.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки:
1.Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.
2.Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.
3.Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые средства.
Играйте с ребенком, учите его, как правильно играть с игрушками, приучайте к аккуратности и порядку и ваш ребенок будет расти вам на радость!