Береста и ее история | Журнал Ярмарки Мастеров
Снаряжая мужа на дальние покосы или в другую какую дальнюю дорогу, аккуратно укладывала хозяйка в берестяной пестерь булки и калачи, шаньги и пироги. Укрывала тщательно полотенцем и наказывала — не придавить где случайно короб, а на покосе — не забыть «зарыть» его в траву, что погуще. Всю неделю, а то и дольше, будет хлеб мягкий, душистый, будто только из печи вынутый….
Старинный берестяной пестерь.
В русском народном календаре-месяцеслове называли апрель березозором, а в народе объясняли это название так: в эту пору яркое весеннее солнце березы зорит, оттого и пробуждаются они к жизни после долгого зимнего оцепенения. В один из апрельских дней специально приходили в лес и «слушали» березы.
Остановится человек у той, что больше других ему приглянулась. К самому стволу подойдет — будто и впрямь прислушивается. От березы к березе ходит, приглядывается. Весь лес обойдет — все примечает. Месяц, другой минует, тогда опять вернется. Приходит время бересту заготавливать. Все приметы на то указывают. Сейчас она легко снимается — и человеку в подмогу, и для самого дерева безболезненно.
Издавна береста считалась прекрасным материалом для изготовления туесов. Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, с округлыми донцами и овальными были у каждой хозяйки. И у каждого из них было свое особое предназначение.
В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит — сразу намокает, а после, если подсохнет, — каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством — предохранял ее от попадания влаги. В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко и творог не кисли — в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надежно защищены от воздействия тепла.
В туеса наливали мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из берестяного туеса водицы. А то и кваску. В берестяном туеске и водица колодезная студена, и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.
С берестяными туесами ходили в лес по ягоды — за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой, черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора — у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса — не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду-морошку. В рот положишь — сочная, во рту тает, как вчера собранная.
В дальнюю дорогу отправляться — удобнее берестяных лаптей не найдешь обуви, но не одну пару их приходилось с собой брать. Одни сносятся — другие достаешь. А по пословице — «в дорогу идти — пятеры лапти сплести».
Плести берестяные лапти — дело не хитрое, но и не простое. Не случайно именно лапти считались символом мастерства на Руси. Ребятня присматривалась к взрослым, училась у них с малолетства.
Вот такая интересная история у берестяных изделий..))
Художественная обработка бересты | Страна Мастеров
Работа «Хризантемы» выполнена Баевой О. руководителем «Мастерской декоративно — прикладного творчества». Материал — береста необыкновенно приятен в работе.
Настенное декоративное панно «Вдохновение» выполнено из бересты и природных материалов (кукурузные листья, листья клена, лоза, семена плодовых культур). Техника: флористический дизайн. Автор работ — Волкова Мария, 16 лет. На региональном этапе конкурса «Декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства» (2013 год) работа удостоена Диплома 2 степени, в номинации «Работа с природным материалом». Работа выполнена в «Мастерской декоративно-прикладного творчества» (ДДТ г. Котовск, Тамбовская обл.).
Коллекция авторских конусных кукол из бересты и соломки «Тамбовские красавицы». Материалы: береста, соломка, деревянные элементы для декора. Техника: художественная обработка бересты и соломки (аппликация, прорезная береста). Работы выполнены в «Мастерской декоративно-прикладного творчества» (ДДТ г. Котовск, Тамбовская обл.) в рамках подготовки к региональному конкурсу «Декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства». Автор работ — Зотова Елена, 16 лет. На региональном этапе (2013 год) работы удостоены Диплома 1 степени, на Всероссийском этапе конкурса (2013 год) — Диплома 3 степени.
Браслет — выполнен в технике «художественная обработка бересты». В качестве отделки использован перламутр. Автору работы — 17 лет.
Берестяной туесок — прорезная береста. В работе использованы естественные тона бересты и обработанные морилкой в нужной гамме.
«Мастерская природы»- флористический дизайн, береста. Шамоян Анне — 14 лет.
«Дружная компания» — художественная обработка бересты.
Ольга — победитель регионального конкурса «Декоративно-прикладное изобразительное искусство» в номинации «Работы с деревом», возрастная категория 12-14 лет (март 2014).
«Пасхальный сувенир» — декоративное настенное украшение к празднику святой Пасхи. Автору 12 лет. Работа получила диплом I степени в рамках регионального конкурса » Православная культура Тамбовского края».
«Букет с розами» — декоративная настенная композиция. Автору 12 лет. Автор коллекции представленной в данном блоге — победитель международного конкурса «Зеленая планета — 2014» в номинации «Работа с природными материалами» (Москва, октябрь 2014 г.).
«Детская молитва» (береста). Автору 15 лет. В смотре-конкурсе «Православная культура Тамбовского края — 2014» работа была признана лучшей в номинации «Декоративно-прикладное искусство».
«Лесной букет» (берестяные туески). Автору 15 лет.
«У самовара» (художественная обработка бересты). Автору 15 лет.
Художественная обработка бересты.В работе использована береста натуральных оттенков и обработанная морилкой.
Декоративная композиция для дизайна помещения. В работе использована береста натуральных оттенков и обработанная морилкой. Автору 14 лет.
Композиция «Мастерская природы». В работе использована береста натуральных оттенков и обработанная морилкой, семена овощных культур. Автору 12 лет.
Магнитики на холодильник «Подкова на счастье». Цветы розы выполнены в технике квиллинг.
Декоративная композиция из бересты «Маки». Элементы композиции обработаны путем термического формования инструментами (ножи, бульки).
Автору 12 лет.
Автору 16 лет.
«Весёлая компания». Комозиция из весёлых ромашек создана из бересты различных оттенков. Стебельки растений — проволока обработанная флористической бумагой. Автору 12 лет.
«Композиция с розами». Композиция с розами изготовлена из бересты натуральных оттенков и обработанных морилкой нужного цвета. Объём в работе достигался путём термического формования элементов композиции инструментами (ножи, бульки). Автору 11 лет.
«Берестяное кружево». Декоративная композиция «Берестяное кружево» изготовлено в технике квиллинг из тонких берестяных лент , бересты натурального цвета и бересты обработанной морилкой нужного тона. Автору 15 лет.
«Творчество из даров природы». Работа «Творчество из даров природы» выполнена из природных материалов — бересты, талаша (листьев с початка кукурузы, высушенных трав. автору 15 лет.
«Топиарий в подарок». Цветочный топиарий — изделие из бересты и талаша предназначено для дизайна интерьера помещения. подарка. В работе использована береста различных оттенков. Автору 15 лет.
Конусная кукла «Барышня» изготовлена из бересты натуральных оттенков и окрашенной морилкой в нужные тона .В оформлении костюма куклы использованы приёмы аппликации и прорезные элементы.
Символ 2017 года выполнен из бересты натуральных цветов и окрашенных морилкой. Туловище петушка выполнено из мягких сортов бумаги — салфеток сформованных нитью.
«Семейство филинов»-художественная обработка бересты. Береста натуральных оттенков и обработанная морилкой.
Автору 15 лет.
Топиарий -художественная обработка бересты.
Туесок » Подсолнухи»- художественная обработка бересты. Автору 15 лет.
Украшения из бересты своими руками
В старину, когда рождался ребенок, его первым делом опоясывали тоненьким плетеным пояском. Это был оберег живота (жизни). Мастеровые обязательно опоясывали лоб — это оберег мыслей.
И, наконец, те, кто много трудился, всегда берегли ноги, обувая их в легкие, непромокаемые, подходящие на любой размер и форму ноги лапти. Они пропускают воздух, гораздо лучше любых тапочек.

Пояс из бересты
Более удобной и практичной обуви для дачи или деревенского лета никто еще не изобрел. Но где сейчас купить лапти и плетеные пояса из бересты? Изредка они бывают в магазинах сувениров, но стоят там не меньше, чем вышитые скатерти и кружева.
А пояса из бересты все равно быстро разбирают, потому что они могут сделать неповторимым самый обыкновенный наряд. Умеющие использовать природные материалы могут всегда сделать самую недорогую одежду«штучным» экземпляром, что всегда ценится.

Лапти из бересты
Бересту можно легко найти в лесхозах и снять ее со срубленных деревьев. У нас еще многие деревни топят дома березой, так что за берестой можно обратиться чуть ли не в каждый дом.
Снимать бересту с живых деревьев не советуем, хотя специалисты говорят, что это можно сделать, не принося вреда березе. В таком случае свои заготовки бересты вы должны согласовать с местным лесничеством.
Необходимые инструменты для изготовления украшений из бересты
Для работ с берестой нужны самые простые инструменты и приспособления. Важнейшие из них: нож, пазило, защипки, лопаточка, циркуль и ножницы, а также колодки и тиски.
Нож годится хороший перочинный, а еще лучше так называемый финский, или переплетный. Пазило делается из крепкой кости или из твердой породы дерева, или же из металлической пластинки, лучше стальной; но металлическое пазило не должно быть слишком острым. Пазило нужно для отдирания бересты от дерева.
Защипки легко сделать из дерева; длина их от 4 до 8 см, а ширина от 1/2 до 1/4 см. Они не дают плетению распускаться. Лопаточка делается из дерева твердой породы. Она должна быть очень гладкой (отполированной).
Служит лопаточка для выравнивания прогибов полос бересты при плетении. Циркуль требуется не часто; нужен он для вырезания из бересты правильных кругов, нанесения точных делений, установления равной ширины берестяной ленты и т.д.
Годится и циркуль из готовальни. Ножницы годятся любые. Нужны они для обрезания краев ленты. Колодки также требуются для работы. Они пригодятся как для склеивания бересты, так и для выравнивания самих листов бересты и их поверхности.
Колодки — это два ровных деревянных бруска, на которые натягивается кусок бересты; в промежуток между брусками с двух сторон вбиваются клинья, с их помощью и натягивают бересту. Тиски, переплетные или столярные, тоже необходимы для работ из листовой бересты.
Склеивать бересту надо жидким столярным клеем. Резец (зубчатое металлическое колесико на ручке) можно использовать для украшения берестяных изделий каким-либо рисунком. Выбойка может пригодиться для пробивания сквозных отверстий. Еще можно использовать инструменты (шаблоны) для тиснения.
Где и как взять бересту?
Лучше всего сдирать бересту для украшений с берез, уже срубленных для чего-либо: береста тогда сдирается очень легко. Добыть её не трудно, но правильно содрать и не повредить при том дерева — не так-то просто.
Для работ из листовой бересты она сдирается одним способом, для плетения — другим. Рекомендуем в обязательном порядке соблюдать следующие основные правила. Не повреждайте коры и самого ствола дерева и не сдирайте с одного дерева чересчур больших кусков бересты.

Как правильно снять бересту
И то, и другое вредит дереву. Листовую бересту можно сдирать в любое время года. Данное действие надо производить следующим образом: выбрав часть ствола, надрежьте бересту ножом (вдоль и поперек) на протяжении нескольких сантиметров и отогните ножом угол.
Посмотрите, подходит ли эта береста для ваших работ (как по внешнему виду, так и по толщине). Если береста годится, ведите надрез дальше, легко нажимая на нож. Затем возьмите пазило и с его помощью отдирайте бересту дальше (поперек ствола и слева направо).
Цвет внутренней стороны бересты зависит от времени добывания ее. Самый приятный цвет береста имеет, если добывать ее весной. Именно в это время береста лучше всего пригодна для выделки красивых вещей.
Осенняя береста имеет с внутренней стороны более бледную окраску. Летняя береста очень мягка и жидка, поэтому она непригодна для выделки прочных изделий. Береза, растущая в сухих и каменистых местах, дает более плотную и крепкую бересту, чем береза с сырых мест.
Когда необходимое количество бересты содрано, сложите ее вместе (лист к листу) и в таком виде отнесите домой. Там добытые заготовки сушите в течение примерно двух недель, желательно в прохладном месте.
Если береста пересохнет, ее надо смочить теплой, а то и горячей водой. Укладывайте листы на ровном полу таким образом, чтобы они были обращены внутренней стороной один к другому. На пачку листов положите доски, а на них какую-либо тяжесть — камни, гири и пр. Это делается для того, чтобы листы, просыхая, не коробились.

Сушка бересты
Для плетеных работ береста сдирается иначе, оптимальное время года для ее добычи — середина лета. Можно добывать бересту и в другое время года, только, конечно, не зимой.
Лучше выбирать для этого сухую и ясную погоду, чтобы содранную ленту не покоробило от сырости. Березу следует выбирать молодую, не имеющую сучьев на большом протяжении.
Хорошая береста должна быть плотной, как кора. Толщина бересты и легкость отдирания ее определяются так: проведите ножом продольную черту длиной в 5-10 см и отогните этот кусок.
Тогда сразу можно определить качество бересты. Но имейте в виду: пробу нужно производить осторожно, чтобы не испортить всей подходящей для сдирания ленты. Так как для плетеных работ требуется береста в виде ленты, то бересту нужно сдирать спиралью.
Когда сделаете все надрезы, сдирайте бересту с помощью пазила, держа его в правой руке; левой рукой тяните к себе ленту. Ширина ленты не должна превышать 3-4 см. Получаемую таким путем ленту сматывайте в мотки.
При этом следите, чтобы наружный (белый) слой бересты приходился всегда сверху. Величина мотков значения не имеет. Только старайтесь, чтобы в каждом мотке была лента одинаковой (по возможности) ширины.
Можно ленту одинаковой ширины, но разной толщины сматывать в разные мотки. Это облегчит выбор ленты нужной толщины при плетении. Храните мотки непременно в сухом месте. Изделия из бересты могут быть разнообразными: коробочки, туеса, ножны и т.п.
Но для начала, пожалуй, выберем то, чем можно приятно удивить своих родных и знакомых, да и в случае удачи — блеснуть мастерством на любительской, а может быть, и на профессиональной выставке.
Изготовление украшений из бересты
Из плетеной бересты можно делать очень красивые и прочные пояса. Его делают из 6 лент, или полос. Плести надо с помощью защипок, с которыми вы уже знакомы. Когда пояс достигнет требуемой длины, заканчивайте плетение либо углом, по образцу начала пояса, либо просто прямым обрезом.
Для этого нужно пропустить концы лент в пазы в обратном направлении. По окончании плетения опустите пояс в теплую воду, а после этого прогладьте утюгом, чтобы он получился плоским. Такие пояса легко делать и пестрыми.

Картина из бересты
Этого можно достичь, чередуя берестяные ленты разных оттенков — более темные и более светлые. Пряжку или застежку удобнее выполнить из березового прута, согнутого в форме кольца.
К одному концу пояса прикрепите кольцо, к другому — палочку, которая будет продеваться в кольцо. Плетение лаптей можете начать по образцу пояса. Форма лаптя зависит от вашего усмотрения и искусства.
Однако помните: чем уже ленты, тем красивее и прочнее получается берестяная обувь. Желательно иметь под руками разборную колодку, которую легко можно вынуть, окончив работу.
Готовый лапоть, который обычно годится как на левую, так и на правую ногу, потому что симметричен относительно осевой линии. Остается только прикрепить к запятнику красивые ленты (они тоже могут быть берестяные), удерживающие эту удобную обувь на ноге.
Если вы еще не набили руку, то тренируйтесь на более простых изделиях. Попробуйте, к примеру, такое вот плетение. Плетение пояса уголками отличается от других работ из бересты. Для этого плетения требуется всего четыре ленты. Такая работа идет гораздо быстрее; она много легче прямого плетения.
• Форма готовых изделий из бересты может быть несколько изменена путем смачивания этих изделий в теплой или горячей воде. Например, слишком маленькую крышку короба таким образом можно растянуть до нужного размера. Берестяная обувь должна быть предварительно смочена, и затем ей на ноге или на колодке придается нужная форма.
• Аккуратно сделанная из бересты вещь не нуждается ни в окраске, ни в лакировке. Однако береста прекрасно принимает и окраску, и лак. Красить бересту надо в лентах, до плетения; для этой цели пригодны краски для бумажных тканей.
Лакировать следует только старые, загрязнившиеся и потерявшие натуральный цвет изделия; покрывают их обыкновенным светлым столярным лаком. Перед лакировкой вещь влажной тряпкой тщательно очистите от грязи, клея и пр.
Затем ваткой или кисточкой нанесите лак. Если хотите получить более темный цвет, покройте вещь лаком дважды. Ниже представляем инструкцию по изготовлению браслета из бересты.
Волшебно красивая резьба по бересте
Береста — это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия
Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.
Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.
За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту — прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.
Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,
плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.
В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества — молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.
Туеса из бересты — что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.
Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.
Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев — берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.
Береста — один из самых поэтических материалов народного декоративно- прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ» защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов, в зимнюю пору — от трескучих морозов.
Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.
В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.
Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.
Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.
Каждое изделие неповторимо.
Изделия из бересты очень красивы — их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…
ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА ПО БЕРЕСТЕ. МАСТЕР-КЛАСС
Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо.
Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо. Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву
Так как я раньше учился резьбе по дереву в «Татьянке», то у меня в наличии вот такой набор стамесок. Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.
Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.
Начинаем работу
Первое, что нам необходимо сделать — это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур. Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.
Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.
Вот несколько примеров тиснения по коже:
Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком Потренируйтесь на не нужном куске бересты.
Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.
Источник
Волшебно красивая резьба по бересте
Береста – это кора березы, которая является уникальным природным материалом. Милые береза- украшение русских лесов, олицетворение юности и целомудрия
Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору.
Кора березы имеет своеобразное строение. Поверхностный слой ее выделяется белым цветом.
За ним следуют тончайшие многочисленные желтоватые слои, которые составляют так называемую бересту — прочный, гибкий, не поддающийся гниению материал, уникальное природное образование.
Эти свойства поставили бересту в ряд жизненно необходимых для человека материалов. Из бересты гнали черный деготь, ладили легкие лодки, кровлю для шалашей,
плели лапти и болотные сапоги, куртки и картузы, бутылки и чернильницы, рожки и дудочки, ласкающие ухо.
В специально изготовленных туесах и коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое.
Туеса из бересты — что термос: сметана в них не скисает, рыба зимой не смерзается, а в жару не портится.
Все эти продукты могли хранится бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Не случайно в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Швы в изделиях заделывались так плотно, что не пропускали влагу.
Из специально обработанной бересты изготавливали сумки, одежду, обувь,
которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи.
В стародавние времена на Руси бересту в большом количестве использовали
для письма. До наших дней хорошо сохранились письмена древних новгородцев — берестяные грамоты, донесшие до нас картины жизни той далекой поры.
Береста — один из самых поэтических материалов народного декоративно-
прикладного искусства. Подобно одеждам, она надежно защищает дерево
от различных невзгод. По весне, в яркие солнечные дни, белоснежная
кора отражает палящие лучи светила. Осенью берестяной «плащ»
защищает ствол от попадания влаги, гнилостных микробов,
в зимнюю пору — от трескучих морозов.
Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний. Прорезную бересту использовали для украшения художественных изделий.
В каждом крупном центре производства берестяных изделий складывались свои приемы украшения вещей, в которых нередко использовались узоры, орнаменты с изображением птиц и растений.
Всевозможные изделия из бересты мастер выполняет с тончайшей резьбой и тиснением, в сочетании они гармоничны. Искусно варьируя узоры, он заставляет каждый предмет как бы звучать по-своему.
Береста очень теплый материал. Даже в холодной комнате она на ощупь теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой.
Очень часто приходится слышать от женщин, долгое время работающих на компьютере, что обод из бересты снимает усталость, а зачастую и нормализует давление.
Каждое изделие неповторимо.
Изделия из бересты очень красивы – их мягкое очарование с налетом русской старины заставляет людей тянутся к таким предметам всей душой…
Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу
Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.
Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву
Так как я раньше учился резьбе по дереву в “Татьянке”, то у меня в наличии вот такой набор стамесок.
Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.
Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.
Начинаем работу
Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.
Далее ножом-пером, стамесками прорезаем контуры.
Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.
Вот несколько примеров тиснения по коже:
Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком Потренируйтесь на не нужном куске бересты.
Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.
Галинка
Два способа плетения из бересты. (Федорова Надежда)
«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а пишем, но покоя нам точно нету! Итак, здравствуйте, уважаемые Бэйбики! теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».Начало моих описаний здесь: babiki.ru/blog/hobby/54224.html
А как вообще всё начинается здесь: babiki.ru/blog/interesting/54285.html
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак

нужно следить, чтоб коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот

Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и Вы не сможете работать.

Так Вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия. Белая сторона, «улица»,

когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь буд-то засалена и смотрится это некрасиво.
Теперь делаем «заплёт» то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.

Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.
Прямое плетение:
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное кол-во полосок. Сделав дно, нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри»
Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:
Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.
Болванка нужна для соблюдения ровных углов.
Чаще всего так делались различные бутылочки
на схеме можно понять принцип плетения.
те же салфетки
нехитрая домашняя утварь
солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки
Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать
Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения
Конечно, чаще всего и плелись корзинки
простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее
Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди как в прямом плетении, а сбоку и сзади как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.
Косое плетение:
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема
Кто хочет, может обратиться к китайцам
Угол «в живую»
угол в работе
В обоих способах, изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы остается только обплести изделие свободными полосками, чтоб оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:
Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:
короба
Даже для ноутбука
и многое другое
А главное, игрушки!
Спасибо всем, кто заглянул! Топик об игрушках будет следующим в нашей темке.
P.s.: Только не обижайтесь! Не думайте, что я наобещала и пропала! Игрушек великое множество и каждую хочется показать, о каждой рассказать, а тут еще заказ на голову свалился (ну это, конечно, хорошо) и его тоже надо сделать. Поэтому я пропаду на несколько дней. Но теперь уже сама с нетерпением буду ждать встречи с такой благодарной аудиторией!