| Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли?
Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.
Стоит ли заниматься по методике Домана?
Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».
Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.
Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.
Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.
Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.
Разумный подход к методике
Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов:
1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.
Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление! А это очень ценно и полезно для малыша.
Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.
Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.
Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.
2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.
Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.
В чем суть методики Домана?
Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.
Первый тип карточек Домана – энциклопедические, на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.
Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom, My-shop)
и карточки для обучения чтению (KoroBoom, My-shop).
Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту « Вундеркинд с пеленок». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.
Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки —
Как заниматься?
В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек. Этот вариант нам подошел.
Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день. Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды. За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса. После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.
Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.
Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.
Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.
Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:
МЕТОДИКА ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ИЗУЧАТЬ И В КАКИХ КОЛИЧЕСТВАХ?
МЕТОД ДОМАНА. НАШ ОПЫТ. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К КАРТОЧКАМ?
Также вам может быть интересно:
МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
До встречи на страницах блога! И буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, Вконтакте, Facebook.
Искренне ваша, Яна Разначенко
Методика Домана по раннему развитию детей является одной из наиболее популярных, но при этом не менее спорных методик. Существует множество различных мнений, основанных, в основном, на личном опыте. Некоторые люди утверждают, что карточки Домана способствуют развитию ребенка, а некоторые говорят, что от такой методики больше вреда, чем пользы.
В этой статье мы разберемся с тем, что такое карточки Домана, узнаем о том, как заниматься с ними, а также об их плюсах и минусах. В результате этого вы сможете самостоятельно решить, подойдет данная развивающая методика вашим детям или нет.
Историческая справка
Глен Доман – физиотерапевт, родившийся в Америке в 1913 году и являющийся автором одноименной методики по раннему развитию детей.
Гленн Доман заинтересовался тем, как развивается мозг ребенка еще в медицинском ВУЗе, и, по его окончанию, плотно стал изучать данную тему. Свои исследования он начал на «особых» детях у которых было диагностировано ДЦП, умственная отсталость или же поражение ЦНС. В своей работе врач использовал карточки, на которых были изображены точки, слова и различные картинки. В последствие он увеличивал количество показываемых карточек.
Изображения влияли на те участки мозга, которые оставались активными и здоровыми. В результате выяснилось, что длительное стимулирование мозга при помощи картинок положительно сказывается на состоянии больного ребенка. Через несколько месяцев постоянных занятий его мозг начинает развиваться. Данная методика даже помогала таким детям догнать здоровых детей в своем развитии.
Позднее данная методика стала применяться и для раннего развития здоровых детей, а после доработки методики таким известным врачом, как Маниченко, она стала популярна во всем мире.
Основные принципы обучения по Доману
Считается, что у детей умственная активность наиболее выражена в возрасте до 6 лет, поэтому, если использовать методику Глена Домана с рождения, есть все шансы вырастить гения.
Детский мозг как губка впитывает в себя знания с самого рождения. Поэтому, для максимального развития ребенка потребность его мозга в обучении необходимо постоянно удовлетворять, позволяя ему выполнять определенные упражнения. Для этого наилучшим образом подходят карточки Домана или же программа общего развития «Умница» Домана-Маниченко.
Когда и как показывать карточки Домана
Начинать заниматься по данной методике стоит как можно раньше. Чем раньше вы начнете показывать ребенку серию энциклопедических карточек (с картинками), тем больше будет шансов на то, что он не потеряет к ним интерес со временем. По опыту некоторых родителей, которые начинали демонстрировать малышу картинки после 1,5 лет, дети не проявляют к ним большого интереса, в результате чего, эффект от данной методики значительно уменьшается. Если же начать использовать карточки Домана для самых маленьких с 2-3 месяцев, то эффект будет абсолютно противоположным. Интерес к обучению сохранится надолго.
Если же вас интересует, с какого возраста стоит использовать карточки, на которых написаны слова или же нарисованы точки, позволяющие научить ребенка считать и читать, то, по мнению профессионалов, лучше начинать показывать их детям с 1 года.
Механизм показа карточек
Начинать занятие нужно энергично и радостно. Например, скажите, что хотите сегодня показать геометрические фигуры и сразу же начинайте показывать изображения. При этом учтите, что карточки должны располагаться приблизительно на расстоянии вытянутой руки.
Картинки стоит показывать быстро. Однако если это ваше первое занятие, то все-таки стоит немного сбавить темп, чтобы дать малышу рассмотреть изображение. Показывая карточки «Геометрические фигуры», называйте то, что изображено на них и указывайте категорию. Например, говорите: «Это геометрическая фигура. Круг». После того, как ребенок привыкнет к карточкам из категории «Геометрические фигуры для детей», ее можно будет не называть. Достаточно просто озвучивать то, что на них изображено. Однако вводя новые изображения, не забывайте снова называть категорию. Это нужно делать даже в том случае, если вы решили пополнить одну из уже изученных категорий.
Показывать карточки для малышей нужно быстро. Желательно на одно изображение тратить не больше 1 секунды, плюс время на то, чтобы назвать его. Максимальное время для показа – 15 секунд.
Именно скорость показа является самым главным параметром данной методики, предназначенной для развития детей до года. При быстром показе карточек у ребенка активируется правое полушарие, что способствует развитию образного мышления, фотографической памяти и скорости мозговой реакции.
Заканчивать показ карточек Домана «Мебель» или карточек из других категорий, которые можно купить или же распечатать самостоятельно, стоит сразу после того, как вы чувствуете, что малыш потерял к ним интерес, стал отвлекаться или же капризничать.
Через некоторое время вы поймете, сколько именно карточек успевает изучить ребенок, до того как он начинает отвлекаться. Таким образом, вы сможете найти наиболее подходящий момент для завершения занятия.
Начало занятий и введение новых карточек
Для того чтобы начать заниматься по данной методике, вам необходимо выбрать 5 категорий, в которых будет находиться по 5 картинок. При этом не стоит брать те картинки или же категории, которые малыш уже знает. Лучше выбрать то, с чем он еще не знаком. Например, карточки Домана «Овощи», «Животные», «Фрукты», «Игрушки» и «Продукты питания».
Обучающие карточки по методике Г. Домана «Дикие животные», также как и картинки из других категорий, нужно показывать как минимум 3 раза в день. Можно и больше, главное, чтобы ребенок не уставал от такого количества занятий.
Если вы считаете, что ваш малыш довольно легко усваивает такое количество информации, то можете начать вводить новые категории. При этом постарайтесь достигнуть при показе наиболее оптимальной скорости – 1 картинка за 2 секунды. При этом 1 секунда должна идти на показ изображения и еще одна на озвучивание.
Добавляя новые категории, стоит учитывать, что их должно быть не больше 10. Как только вы достигнете данного значения, и при этом все картинки будете показывать в скоростном режиме (2 сек. на карточку), можете начинать менять старые изображения на новые. Когда вы замените изображения во всех категориях, можете задуматься о том, чтобы сменить сами категории.
В среднем, занимаясь с ребенком по методике Домана, одну карточку нужно демонстрировать не более 30 раз. То есть, если вы будете показывать картинки 5 раз в день, то их жизненный цикл составит не более 6 дней. Если вы увидите, что ваш малыш легко усваивает информацию и найдете время и силы на подготовку новых карточек, то можете обновить их и раньше, например, через 3-4 дня.
Уже изученные карточки Домана «Фрукты», «Деревья» и прочие стоит сохранить, создав для них отдельную картотеку. В будущем они послужат базой для «программы знаний».
Программа знаний новая жизнь старых карточек
При постоянном использовании данной методики, очень быстро собирается огромное количество уже изученных карточек для развития. Если их немного доработать и добавить описание, то можно получить материалы для так называемой «программы знаний».
Программа знаний – одна из частей методики Домана. Она заключается в том, что вы не только показываете ребенку карточку, на которой изображен тот или иной фрукт или овощ, но рассказываете о различных фактах, связанных с изображенными на них деревьями, предметами личной гигиены, продуктами питания и т.д.
Делать это можно 3 способами:
- Просто озвучивать;
- Зачитывать их, показывая карточку, на которой они напечатаны крупными буквами;
- Рассказывать о них, показывая изображение того, к чему они относятся.
Факты для карточек программы знаний
Какой именно факт указать по карточке, на которой изображено что-либо из категории «транспорт» или же «мебель», решать только вам. Главное чтобы они были расположены в порядке от самого простого до самого сложного. Например, для ежа можно указать следующие факты:
- Еж – дикое животное, но может жить и в доме;
- Ежи не способны носить на своих колючках грибы или яблоки;
- Зимой ежи впадают в спячку, которая длится чуть больше 4 месяцев;
- У ежа больше 10 000 иголок;
- Первые ежи появились 15 миллионов лет тому назад;
- У ежей есть маленький хвостик длиной в 3 сантиметра;
- У ежей острый нюх и слух, но видят они плохо.
Количество фактов и их порядок зависят только от ваших предпочтений и доступной вам информации. При этом желательно чтобы они были расположены в порядке сложности: первый факт – самый простой, а последний – самый сложный. Найти их не так уж сложно, достаточно зайти на Википедию или же почитать подборку интересных фактов.
То, что вы будете изучать, можно написать на обратной стороне карточки или же напечатать крупным шрифтом на еще одной карточке и прикрепить ее сзади. Таким способом обычно пользуются те, кто решили не только зачитывать факты, но и показывать их в виде текста.
Создавая свой набор фактов, необходимо следовать таким рекомендациям:
- Достоверность. Не стоит брать факты, в которых вы не уверенны;
- Точность. Например, «Ноутбук – это портативный компьютер» — хороший факт, а «Ноутбук удобней компьютера» — это уже оценочное суждение;
- Ясность и недвусмысленность.
Желательно, чтобы эти факты затрагивали и другие категории. При этом важно чтобы информация была не только простой и понятной ребенку, но и интересной, а по возможности, еще и веселой. Таким образом, вы сможете повысить заинтересованность вашего малыша.
Схема занятий по программе знаний
Начинать занятия можно сразу после того, как вы подготовите все необходимые материалы и соберете достаточное количество интересных фактов.
Показом карточек из программы знаний нужно заниматься не менее 3 раз в день. При этом для начала вам хватит 5 категорий, в каждой из которых будет по 5 картинок.
Проводится занятие следующим образом. Вы показываете картинку и зачитывайте собранные вами факты. В данном случае скорость абсолютно неважна. Главное – это громкость и четкость вашей речи.
Показывая изображение, зачитывайте только один, самый простой факт. Через несколько дней, когда маленький ребенок хорошо изучит весь предоставленный материал, вы можете заменить карточки с фактами на другие. Категории при этом менять не нужно. Связано это с тем, что на изучение фактов уходит больше времени, а из-за их ступенчатости можно запутаться с тем, что вы уже учили, а что еще нет.
В среднем, на изучение самых простых фактов уходит 3-5 дней (в зависимости от частоты демонстрации изображений). Но при необходимости вы можете ускорить данный процесс и ввести новые картинки немного раньше.
Когда будут пройдены все уровни сложности собранной вами информации по картинкам в выбранных вами категориях, можете заменить их на 5 новых.
В чем суть методики Домана
На самом деле, развивающие занятия по методике Домана не ограничиваются одним лишь показом карточек, но когда речь заходит о данном способе обучения, все вспоминают только их.
Но не стоит думать, что методика Домана включает в себя только карточки с изображениями и фактами. Используя методику Домана можно с легкостью научить ребенка читать и считать.
Учебные материалы можно либо изготавливать самостоятельно, либо же покупать уже готовые комплекты карточек, которые продаются в «Детском Мире». В таких наборах есть все основные темы. Кроме того, вы можете купить дополнительные темы, для расширения картотеки. Также на их обратной стороне вы найдете интересные факты для программы знаний.
Однако если вы не хотите покупать карточки, то их можно самостоятельно скачать и распечатать на принтере. Картинки или даже фото по данной методике можно показывать и с помощью компьютера, планшета или же смартфона.
Стимуляция физического развития с рождения
Для физического развития малыша, согласно методике Гленна Домана, главное – предоставить ребенку свободу движений с самого рождения. По словам самого автора, именно раннее физическое развитие способствуют развитию зрения, умственных способностей и в дальнейшем речи.
Основной акцент в данной методике сделан не на спорте, который во многом связан с конкуренцией и зацикленностью на достижении результатов и победах, а на индивидуальном развитии. Кроме того, так как данная система разрабатывалась для особенных детей, Доман считал, что никаких противопоказаний она не имеет.
Для физического и интеллектуального развития ребенка нужно систематично выполнять упражнения, способствующие ползанью, ходьбе, подтягиванию и не только. Главное, чтобы это нравилось ребенку. Принуждать его к занятиям не стоит.
Также автор советует свести к минимуму, а по возможности, и вовсе не использовать ходунки, манежи, коляски и прочие приспособления. Также он советует не пеленать ребенка, так как это не дает ему нормально двигаться, что негативно влияет на физическое и психологическое развитие малыша.
В основном можно выделить следующие виды физической активности:
- Массаж. Его можно начинать делать с самого рождение. Он способствует не только расслаблению мышц, но и облегчает колики, прорезывание зубов и улучшает сон младенца.
- Ползание. Начинать стоит с выкладывания малыша на живот. При этом желательно, чтобы в этом положении он находился как можно дольше. Это будет способствовать улучшению тонуса мышц навыков моторики.
Когда ему исполнится 6 месяцев, необходимо всячески способствовать развитию навыка ползания. По мнению многих экспертов, активное пользование способствует тому, что в будущем ребенку будет проще научиться читать и писать. Стимулировать ползанье можно подставляя под пятки руки, выкладывая перед ним игрушки, а также ползая вместе с ним. - Плавание. Такой вид физической активности прекрасно развивает все группы мышц, не нагружая при этом позвоночник. Кроме того, сложно поспорить с тем, что умение плавать – полезный для жизни навык. Начинать учить плавать ребенка можно с самых первых дней жизни. Особенно это полезно недоношенным детям. Плавая, они будут быстрее развиваться и смогут не только догнать, но и, возможно, превзойти своих сверстников.
Развитие чувства баланса равновесия
Развивать вестибулярный аппарат по методике раннего развития, можно как с помощью ходьбы и бега, так и с помощью специальной гимнастики.
Ходить ребенок начинает в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет. При этом желательно, чтобы вставая на ножки и делая свои первые попытки, он был босиком.
Если вашему малышу больше года, а он еще не начал ходить, то переживать по этому поводу не стоит, так как самым полезным видом активности младенца считается именно ползание. Развивать вестибулярный аппарат можно, просто занимаясь специальной гимнастикой.
В основе данных упражнений лежат 3 основных типа движений:
- Хватательный рефлекс. Для начала давайте ребенку для захвата пальцы, постепенно усложняя упражнение, предлагая вместо пальцев палку, а после и турник. Все эти упражнения являются не более чем подготовкой к хождению на руках по горизонтальной лестнице после 1 года жизни.
- Покачивания. До того, как ребенок начнет самостоятельно держать головку, покачивать его можно в кроватке, коляске или же на руках. Позже его можно будет брать под мышки, поворачивать лицом к себе и несколько раз поднимать вверх и опускать вниз. Точно также можно качать ребенка и из стороны в сторону. Детям постарше наверняка понравится покачаться в одеяле, которое за края держат родители.
- Вращения. Переворачивать малыша вверх ногами поначалу можно на 5 секунд, а когда он и привыкнет и на большее время. При этом у вас должно быть достаточно места, вы должны хорошо себя чувствовать и держать равновесие, а ребенок должен быть накормлен как минимум час назад. Если вы боитесь переворачивать малыша самостоятельно, то можете заниматься этим вместе с супругом.
Интеллектуальные занятия с рождения
Как известно, ребенок начинает воспринимать окружающий мир с помощью органов зрения и слуха. Именно на основе данного факта и была разработана методика Гленна Домана для раннего развития.
Развивать интеллектуальные способности малыша можно не только с помощью энциклопедических карточек, призванных познакомить ребенка с окружающим его миром, но и с помощью обучающих карточек для чтения и счета. Например, карточки для обучения чтению могут представлять собой картинку с напечатанным на ней словом. Само слово должно быть написано достаточно крупным шрифтом. При этом желательно, чтобы это был черный текст на белом фоне.
Используя карточки Домана на английском языке также можно начать обучать своего малыша иностранному языку. При этом, если вы учите ребенка читать по этой же методике, то напечатанные под картинкой слова должны быть другого цвета. Так, если для обучения чтению на русском вы используете черный цвет для слов, то для английского языка должны быть красные слова и белый фон.
Таким образом, при правильном подходе к использованию карточек, вы сможете обучить своего ребенка чему угодно, например, познакомить его с шедеврами изобразительного искусства, флагами различных стран, городами, породами собак и т.д.
Основные принципы и правила обучения
Начиная заниматься с ребенком по данной методике, стоит запомнить 2 главных принципа:
- Главное, не количество, а качество.
- Другие игры и занятия никто не отменял.
Берите те темы и карточки, которые в данные момент интересны малышу и те, которые вы сможете закрепить в ближайшее время во время прогулки, игр, чтения и т.д. Кроме того, не стоит форсировать события и показывать ему карточки для детского развития по 10-15 раз в день. Ни к чему хорошему это не приведет. Вы просто перегрузите ребенка информацией, и он потеряет к ним всякий интерес.
Кроме того, обратите особое внимание на размер карточек. Объекты, изображенные на них, должны быть большими и красочными, поэтому лучше, если их будет меньше.
При этом не стоит все свое свободное время тратить на изготовление карточек Домана на английском или другом языке. Не забывайте о том, что ваш ребенок в первую очередь нуждается в вас, а не в новых обучающих материалах. Поэтому изготовлением новых карточек не стоит заниматься в ущерб общению и играм.
Обучение чтению по Доману
По методу Гленна Домана ребенок до 5 лет может научиться читать, считать, выучить английский язык, а также получить энциклопедические знания в самых разных сферах.
Обучение чтению с помощью карточек, больше известное как глобальное чтение, проходит без использования азбуки в виде игры, в результате чего ребенок намного быстрее и с большим удовольствием учится читать. Считается, что начинать учить ребенка чтению можно с 6 месяцев, когда он может видеть слово целиком. Это связано с тем, что дети с самого рождения слышат слова и воспринимают их как единое целое, а не набор слогов или букв.
Процесс обучения чтению по данной методике можно разделить на несколько этапов:
- Изучение слов;
- Словосочетаний;
- Чтение простых предложений;
- Изучение предложений, наиболее часто встречающихся в жизни ребенка;
- Чтение книг и другой литературы.
Для начала вам понадобятся белые карточки, на которых крупными буквами будут напечатаны слова. Лучше выбирать те слова, которые уже известны малышу. Например, мама, папа, каша и т.д. Если вы учите ребенка иностранному языку, то карточки Домана на английском должны содержать наиболее простые слова, которые также можно дополнить картинкой.
В первый день необходимо будет 3 раза показать набор из 5 карточек. На следующий день добавить еще 5. Когда количество карточек для одного занятия достигнет 25, можно начинать менять уже изученные слова на новые. Делать это нужно постепенно, так же как и при изучении энциклопедических карточек.
После того, как вы решите, что сформировали у ребенка неплохой словарный запас, можете переходить ко второму этапу.
Лучше всего начинать изучать те словосочетания, которые дополнены теми или иными цветами, например, «белая кошка» или «красный мяч». При этом важно, чтобы ребенок понимал о чем именно вы говорите.
После изучения карточек с цветами начинайте использовать в словосочетаниях такие понятия, как большой/маленький, низкий/высокий, толстый/худой. Дальше можно будет уделить внимание таким понятиям как: «круглый», «квадратный», «далеко», «близко», «сидит», «стоит» и т.д. Сколько времени уйдет у вас на данный этап, будет зависеть только от того, скольким именно понятиям вы захотите обучить малыша.
Следующий этап – предложения. Их стоит составлять из тех слов, которые уже известны ребенку. Для начала вам понадобится 5 предложений. Через 5 дней учебы по данной методике замените 2 предложения на новые. При этом данные карточки должны быть черно-белые с размером букв не более 2,5 см. Желательно, чтобы составленные вами предложения были распространенными и часто встречались в обычной жизни.
После того, как вы пройдете все предыдущие этапы можно переходить к самостоятельному чтению книг. Однако не стоит сразу брать большие и длинные сказки. Лучшим вариантом будут детские книги, состоящие не более чем из 100 слов. При этом на каждой странице должна быть расположена картинка и 1 предложение.
Если найти подходящую книгу не получается – сделайте ее сами. Только ни в коем случае не заставляйте ребенка читать вслух, так как ему это пока еще тяжело.
Учим ребенка считать по Доману
Используя данную методику, вы также можете научить ребенка математике и развить у него фотографическую память. Карточки для счета можно купить в магазине либо же изготовить самостоятельно.
Во втором случае вам потребуется картон белого цвета для создания 100 табличек и красная самоклеящаяся бумага. Из нее вам потребуется вырезать 5050 кружочком, с радиусом около 1 сантиметра. Кружочки нужно хаотично размещать на листике. При этом нужно быть внимательными и тщательно пересчитывать количество наклеенных точек.
Для начала вам понадобится 5 карточек, на которых будет изображено от 1 до 5 точек. На следующий день добавьте еще 5 карточек (6-10) и ближайшие 5 дней проводите занятия именно по этим 10 табличкам. Следующим этапом будут карточки от 10 до 20 и так дальше, пока вы не дойдете до 100.
После того, как ваш ребенок познакомится с числами, можно начинать учить его складыванию и вычитанию. Например, возьмите 3 карточки с 2, 3 и 5 точками, переверните их и открывайте по одной, зачитывая при этом уравнение «3+2=5». На обучение сложению следует потратить 2 недели. Столько же времени у вас уйдет на вычитание, умножение и деление. Главное, заранее готовиться к каждому занятию, чтобы потом вам не пришлось тратить время на поиск нужной карточки.
Проверить знания можно таким образом. Покажите ему 2 карточки с кружочками. На одной пусть будет 26, а на другой 38. Попросите показать 26. Если ребенок справится – похвалите его, а если нет, спросите, уверен ли он в этом и разве не на этой карточке 26. Главное, ни в коем случае не ругать его. В противном случае он потеряет интерес к занятиям или же будет бояться ошибиться и поэтому не станет отвечать.
Когда вы пройдете все этапы обучения с точками, переходите на графическое изображение цифр. Схема обучения, как цифрам, так и счету, такая же, как и в предыдущих двух этапах. Пройдя полный курс обучения, при желании, можно начать решать с малышом различные уравнения.
Плюсы и минусы методики
Методика обучения ребенка с помощью карточек Домана, как и любая другая методика раннего развития, имеет как достоинства, так и недостатки. Поэтому, прежде чем создавать учебные материалы и приступать к занятиям по методу Домана, следует узнать о всех ее плюсах и минусах.
Плюсы
К преимуществам данного метода можно отнести следующее:
- Чтобы заниматься с ребенком, используя карточки Домана «Посуда» или «Сад», не требуется обладать специальными знаниями или же тратить много времени. В связи с этим, обучать его можно самостоятельно.
- Чтобы развивать ребенка не нужно ходить в специальные развивающие центры. Обучение может происходить как дома, так и на отдыхе.
- Обучающие материалы можно изготовить своими руками, и тем самым сэкономить средства из семейного бюджета.
- Физические упражнение по Доману развивают не только физические, но и умственные способности.
- С помощью карточек можно стимулировать мозговую активность у ребенка до 6 лет. Чем раньше вы начнете занятия, тем больше знаний он сможет получить.
- С помощью данной методики развивается скорость мышления, фотографическая память мозга и образное мышление.
- На освоение огромного количества информации уходит сравнительно мало времени.
- Энциклопедические карточки и дальнейшая программа знаний обеспечивает всестороннее развитие малыша.
Минусы
У данной методики раннего развития есть и противники. В качестве ее недостатков они называют следующие аспекты:
- При таком обучении ребенок занимает пассивную роль. По сути, пока вы показываете и рассказываете, он не делает ничего. Просто смотрит и случает.
- Тактильные, осязательные и обонятельные каналы познания окружающего мира маленьким ребенком важны ничуть не меньше слуховых и зрительных. Однако в данной методике они никак не задействованы.
- Все обучение по Доману сводится к запоминанию. Какой бы то ни было творческой составляющей или же другого типа мозговой деятельности при этом не наблюдается.
- Если ребенка учить читать, считать и заниматься с энциклопедическими карточками одновременно, то можно его перегрузить.
Привет всем!!!
Я думаю, каждая мама хотя бы раз слышала о карточках Глена Домана, а многие с успехом ими пользуются.
Я впервые услышала о Домане еще будучи студенткой. Нам одном из занятий по детской психологии нам рассказали о его методике. Тогда я и подумать не могла, что спустя несколько лет активно буду применять её в своей жизни.
Ещё будучи беременной, я много читала о раннем развитии детей, о разных методиках и играх, направленных на то, чтоб бы дети с самого рождения интенсивно развивались.
Конечно, после рождения дочурок, мой пыл значительно поутих, сразу после родов банально не хватало времени, да и рано было, как мне казалось.
Но, когда дети немного подросли, я вернулась к методике Глена Домана, решив основательно подойти к вопросу интеллектуального развития детей. В Интернете я стала искать карточки Домана и пришла в ужас: цена блока из 10-20 карточек может доходить до 100 гривен или почти 4 долларов. А блоков этих нужно очень много,
Поэтому и решила я сделать карточки Домана самостоятельно. Для этого мне понадобился всего лишь плотный картон и все тот же, вышеупомянутый Интернет.
Я скачала блоки с домашними и дикими животными, насекомыми, фруктами, овощами, транспортом и фигурами. Далее все просто, осталось их просто распечатать и разрезать на карточки.Да, безусловно, получилось у меня не так, как в оригинале, ведь мой старенький принтер полосит, да и яркость не всегда такая, как в оригинале.
Безусловно, по качеству самодельные карточки уступают карточкам, изготовленным промышленным путем. По крайней мере, в моем случае.Но, учитывая, что лист картона стоит всего лишь 1 грн. 50 коп., а на нем можно напечатать 4 карточки, то как-то можно с этим смириться.
Поэтому могу с полной уверенностью заявить, что сделать карточки Домана в домашних условиях легко, для этого нужно совсем немного: картон, цветной принтер, Интернет, ножницы.
Как заниматься по карточкам?
По методике самого Домана нужно демонстрировать детям карточки блоками, определенное количество времени, по нескольку раз в день, чётко приговаривая то, что изображено на карточке. Со временем, количество карточек увеличивается, изученные карточки убираются, добавляются новые. В Интернете есть множество вариаций на тему занятий по карточкам Домана. Да и каждая мама, я уверена, привносит что-то своё в эти методики. Лично я делаю так: показывают детям карточки, называю то, что на них нарисовано и описываю:
«Это яблоко. Оно красное/круглое/твердое/сладкое/вкусное».
«Это кошка. Она говорит «мяу»./ У неё четыре лапы.
В общем, при помощи этих карточек я стараюсь рассказать детям как можно больше об окружающем мире.
Изначально, когда дети были ещё совсем маленькими, они особо не реагировали на то, о чем я им рассказывала. Но, по мере того, как они росли, я видела интерес в их глазах. Со временем, они начали повторяет за мной как говорит котик, собачка, могли показать на карточке то животное или тот фрукт, о котором я спрашивала.
Чем заменить карточки Домана?
Одновременно с тем, дети стали стремиться самостоятельно брать карточки в руки, в результате чего, дидактический материал быстро начал приходить в негодность. И тут в одном из магазинов я наткнулась на книги, которые, по сути, были изготовлены по принципу карточек Домана. Они-то с успехом и заменили мне карточки.
Это были книги из серии «Окружающий мир» издательства «Пегас.
Цена одной такой книги всего лишь 10 гривен 99 копеек.
На сегодняшний день в нашей коллекции уже 10 книг и постоянно мы покупаем что-то новое.
Вот, к примеру, недавнее наше приобретение — книга под названием «Транспорт».
Что мне нравится в этих книгах? Я уже говорила, что сделаны они по принципу карточек Домана, то есть, на одной странице изображена одна картинка, внизу подписано что на ней изображено. К примеру,
При желании, книгу можно разрезать и сделать из неё карточки.
Я же не стала этого делать, оставив книги в первозданном виде.
Дочки очень любят заниматься по этим карточкам. В фаворе у нас несколько книг с карточкам. Это, к примеру, «Овощи».
Я показываю то, что изображено на картинке, называю изображенный овощ, а кроме того, рассказываю, как он выглядит, какой формы и какого цвета. Также проговариваю во время еды, что в супе есть картошка, морковь, кабачок и т.д.
Очень дочки любят карточки с изображением фруктов.
Яблоко, конечно, самое любимое, но и другие уже узнают и показывают с лёгкостью.
Мне очень нравится заниматься по книжкам, где на развороте есть сравнения. К примеру, «твердый/мягкий». Параллельно с карточками, стараюсь показывать то же на предметах окружающей среды: «чистый/грязный», «много-мало» и т.д.
Недавно я купила детям и 2 «Азбуки» на русском и украинском языках, но к буквам у дочек пока что интереса нет, так что эти книги у нас не в ходу.
Максимум, что мы модем — посмотреть картинки с животными и показать кто из них кто.
Кстати, благодаря занятиям по карточкам, дети изучили многих диких животных, не говоря уже о домашних. И теперь с лёгкостью находят и показывают их в детских энциклопедиях. Одновременно с детьми, и я подтянула свои познания в вопросах фауны.
Книги, купленные первыми, уже очень потрепаны, что опять-таки подтверждает, что детям они очень нравятся и дочки любят по ним заниматься.
Буквально на днях я приобрела книгу «Цвета».
Я показывают не только карточки, но и указываю на ту игрушка, у которой одинаковый цвет с изображенным на картинке.
Что могу уже точно сказать: дочки стали с лёгкостью подбирать кольца для пирамидки, основываясь на моих подсказках относительного того, колечко какого цвета им нужно взять следующим.
По методике Домана я все же не стала заниматься: демонстрировать карточки блоками, определённое количество времени, по несколько раз в день.
Я просто показываю детям карточку, называю то, что на ней, рассказываю о изображенном как можно больше информации. Детям это нравится, я вижу, что они с радостью занимаются.
Подводя итог
Безусловно, я рекомендую карточки Домана — это прекрасная возможность познакомить детей с окружающим миром, способствующая интеллектуальному развитию малышей. Вариаций занятий по ним огромное множество, каждая мама может выбрать тот вариант, который удобен ее ребенку. Карточки можно купить, изготовить самим, приобрести книги, сделанные по принципу методики Домана.
Спасибо всем за внимание!!!
Доброго времени суток, читатель!
Сегодня, хочу поделиться своими впечатлениями, от покупки карточек по методике Домана » Базовый набор «.
Для начала фото упаковки и самих карточек:
И так, узнала я о их существовании, от знакомой мамочки, с которой ты вместе играем на улице, с малышом.
Моему ребенку, вот в январе 2018 исполниться годик, некоторые могут сказать, что ему ещё рано что-то учить карточки и все такое.. у меня другое мнение на этот счёт.
К карточкам. Их я искала долго и тщательно, выбирала нужный вариант покупки. Есть как просто наборы— животные, растения, предметы одежды и т.д. но мне хотелось, именно набор всего по немного, и вот я его нашла, Базовый набор карточки Домана 90 штук.
Можно приобрести набор на украинском , русском или английском языках на выбор.
Карточки, же напечатаны на качественном белом картоне, как фото печать, цветные, красочные.
На каждой карточке рисунок-изображение и внизу подпись шрифтом красного цвета, название что именно изображено на картинке. Размер карточек
10×10.5 см, самый оптимальный размер для восприятия ребёнка.
Начали мы заниматься по ним. Опишу как это происходит: в день я беру 5 карточек, показываю примерно 5—6 раз в день по 1-2 секунды каждую карточку, и во время показа, громко и четко говорю ребенку что изображено на ней, на следующий день, я одну карточку меняю на новую и снова показываю их, и так каждый день. Конечно, о результатах, судить, пока что рано, мы занимается всего месяц по ним, но я могу сказать одно, что моему ребенку нравится это развлечение, и я уверена оно даст свои плоды.
Позже, обязательно обновлю отзыв!
Хорошего дня!
Малыш взрослеет, и родителям приходится прилагать все больше и больше фантазии, чтобы разнообразить повседневные игры и занятия. Еще вчера ребенок довольствовался «козой» и «сорокой», а сегодня он тыкает пальцем в картинку своей книжки и смотрит на артикуляцию ваших губ, пытаясь запомнить верное произношение того или иного слова. Еще чуть-чуть – и он заговорит, и каждый день его словарный запас будет пополняться новыми и новыми звуками, словами, а затем и предложениями.
Наша дочь Мария как раз сейчас находится на этом интересном этапе развития. Видя ее тягу к знаниям, не могу не помочь ей в их приобретении.
Итак, я задалась целью сделать карточки Домана. На сайте 7я.ру уже представлены работы других заботливых мам. Я также хочу поделиться своим опытом. Искренне надеюсь, что он поможет кому-нибудь еще.
Предвижу замечания специалистов по поводу некоторых отклонений от классических домановских критериев (размер листа и др.). Поэтому сразу оговорюсь: карточки создавались скорее для того, чтобы сообщить ребенку (в моём случае годовалому) о существовании определенных объектов окружающей среды. Если же нам удастся при помощи данной методики еще и освоить чтение, мы будем приятно удивлены, и непременно сообщим об этом здесь.
Предлагаем вашему вниманию четыре комплекта карточек, в каждом из которых по 12 картинок формата А5 с подписями.
«Домашние животные»: гусь, козленок, корова, кошка, кролики, лошадь, овца, ослик, петух, поросёнок, собака, цыплёнок.
«Объекты природы»: ветка, гнездо, жёлуди, камень, колосья, листья, перо, полено, ракушка, цветок, шишки, яйцо.
«Овощи»: баклажан, горох, капуста, картофель, лук, морковь, огурец, перец, помидор, редис, свекла, тыква.
«Фрукты и ягоды»: ананас, апельсин, банан, виноград, вишня, груша, землянка, киви, лимон, малина, персик, яблоко.
Все изображения были распечатаны на цветном струйном принтере на бумаге Ink Jet. Затем каждую из карточек я приклеила на картон. Совершенно случайно мне попался односторонний цветной картон, и я не преминула этим воспользоваться: каждой тематике был отдан свой цвет, «Домашним животным» — желтый, «Объектам природы» – синий, «Овощам» — зеленый, «Фруктам и ягодам» — красный. Как мне кажется, это поможет в дальнейшем разнообразить игры с карточками.
Желаем приятного использования!
Светлана Омельченко, [email protected].
На самом деле это очень интересная мысль. Мне очень понравилось. А я делаю по другому — у меня на стенах развешены такие же картинки , а под картинками набранные на компьютере крупным шрифтом слова, естественно, что слово и картинка должны соотвеоствовать друг другу. Таким образом ребёнок учится и читать. Это проверено.
2005-09-19, АннаЯ увлекалась карточками Домана, когда первый ребёнок был младенцем. Со вторым и третьим я уже этими глупостями не занималась.И дети ничуть не глупее растут. Пожалейте себя, мамочки, и деток тоже. Выбросьте этого Домана, лучше сказки детям почитайте.
2006-05-17, ЕлиззззаветаЕдинственное замечание к карточкам. У Вас не лошадь, а вполне себе конь…
Но идея хороша.
nikak ne mogu otkrit’! PODSKAJITE, kak eti prezentacii otkrivayutsa. Zaranee spasibo
2006-05-12, marusyaВсего 5 отзывов Прочитать все отзывы.
Карточки Домана решила купить спонтанно, посмотрев видео Глена Домана. Как оказалось продаются они в большом ассортименте на разную тему обучения. Самыми необходимыми на тот момент мне показались «Форма и Цвет», «Времена года» и «Цветы».
Как занимать карточками Домана:
1. На момент занятий ребенок должен быть здоров и весел
2. Заниматься ежедневно, но не заставлять ребенка. В противном случае его просто отвернет от обучения.
3. Обязательно хвалить малыша за достижения. Это подтолкнет его к дальнейшему обучению
На момент покупки карточек моей дочке было около 2х лет. С цветами и тем более с геометрическими фигурами у нас не слаживалось. Нет, дочка конечно знала квадрат, круг и треугольник, на этом все.
Обучение начали с карточек «Форма». В наборе их 20 штук, с одной стороны надпись на русском языке, с обратной на английском. На фото некоторые из них, размер карточек 10 на 8 см.
Занималась с ребенком каждый день. Первый день выложила перед ней 5 карточек, на следующий день другие 5 и т. д.
К моей радости результат был отличнейший, дочка за считанные дни выучила не только фигуры (правда не все еще), но и цвета.
Также ей очень понравились «Цветы».
В наборе 20 карточек с фактами, на одной стороне изображен цветок, на обратной факты о нем, загадка и задание. Размер карточек 19,5 на 16,5 см.
Факты и задания
Загадка
Цветы на карточках яркие и красивые, уверена понравятся каждому ребенку.
Теперь о карточках «Времена года» с фактами.
На момент покупки моему сыну было около 5 ти лет, и карточки больше покупались для него.
В наборе 80 штук:
-времена года
-месяцы
-дни недели
-время суток
-календарь
Все карточки с фактами.
Мне понравилась эта методика обучения с карточками Домана. И детям она дается легко, а главное что результативно.
Однозначно рекомендую карточки Домана!
Гленн Доман, директор Института развития человеческого потенциала, твердо верит, что научиться читать — это то же самое, что научиться говорить и ходить. Более того, годы обучения привели его к выводу, что чтение — это не только то, что отделяет нас от животных, но и право каждого человека. Поэтому возможность для этого должна быть предложена как можно раньше: если вы можете начать сразу после рождения, обязательно сделайте это, но если ваш ребенок уже старше — не откладывайте это больше! Не все с ним согласны.Не стесняйтесь узнать больше о противодействии всему методу слова. И многие из нас искренне используют эту возможность: с другой стороны, прочитайте взгляд Элизабет на это в методе «Целое слово — вредно для развития детей».
Прежде всего, Гленн Доман считает, что дети слишком умны, чтобы утомлять их индивидуальными буквами, звуком и другими методами. За годы работы с детьми он обнаружил, что вы можете научить своего ребенка читать всего за 90 секунд в день. Как? Показывая им большие целые слова несколько раз в день (см. Подробности в кратком изложении его метода ниже).В том, что все?! Ну, почти. Рецепт успеха Гленна Домана следующий:
- Мать (отец или другой основной попечитель) — Гленн Доман считает, что родители — лучшие учителя, и именно их любовь и уверенность в своих детях обеспечивают их детям лучшее вдохновение, независимо от того, находятся ли они дома с ребенком целый день или работаю и могу проводить всего несколько часов в день.
- Отношение и подход — ожидайте, что обучение будет веселым, лучшая из возможных игр, величайшее приключение — и вашему ребенку это тоже понравится: объятия, поцелуи, хихиканье — работают намного лучше, чем умение сидеть и слушать.Обучение всегда должно происходить, когда родители и ребенок счастливы.
- Размер и упорядоченность материала для чтения — чем младше ребенок, тем больше отпечаток следует использовать!
- Начните как можно раньше — чем младше ребенок, тем легче ему учиться
- Всегда останавливайтесь, прежде чем ваш ребенок захочет остановиться — одно из самых важных правил: ребенок должен просить большего. Если ваш ребенок устает после 5 слайдов, покажите ему всего 4, но оставьте его голодным еще.
- Не надоедайте своему ребенку! — часто представляйте новый материал, показывайте его быстро. Если ребенку это не интересно, возможно, вам нужно показать его еще быстрее, а обновлять еще чаще!
- Последовательность — лучше показывать меньше слов чаще, более последовательно, чем иногда больше слов. Дети учатся повторением. Пока вы часто обновляете свои материалы, чтобы не утомлять их…
- Без тестирования! — тестирование — признак недоверия, противоположность веселья. Итак, абсолютно без тестирования.Хотя … есть некоторые уловки, которые могут поддержать ваше настроение, показывая, что ваш ребенок действительно учится, и для него это будет еще веселее!
Заинтригован? Ну, я был. Вы можете прочитать мое личное мнение о том, зачем учить своих детей читать. Как только вы закончите с замечательным обзором метода ниже, вы можете начать свою программу чтения! Обновление: Лори Тименс написала действительно краткую и очень прямую последовательность шагов для обучения детей чтению. Вы можете найти его на eHow: Как научить вашего ребенка читать.Это действительно метод Домана в двух словах. Пожалуйста, оставьте свой рейтинг и добавьте комментарий в конце!
А теперь краткое изложение фактического подхода, любезно предоставленное Лори Тименс, модератором группы TeachYourBabyToRead:
После того, как вы прочтете это резюме, я призываю вас приобрести книгу Гленна Домана «Как научить вашего ребенка читать». Это объясняет вещи намного более подробно и дает вам хорошее представление о том, почему эта программа работает. Как только вы поймете, почему это поможет вам оставаться там, если что-то не так.Я предлагаю это резюме для тех, кто хочет начать прямо сейчас.
Может ли ребенок действительно читать?
Зачем учить ребенка читать?
Обучение вашего ребенка чтению приведет к росту его мозга. Мозги растут с использованием так же, как мышцы. Мозг ребенка развивается быстрее в младенчестве, чем в более позднем детстве. Поскольку у них больше возможностей для адаптации в зависимости от окружающей среды, чем у детей старшего возраста, мозг ребенка может научиться читать более эффективно, если ребенок учится рано.Дети учат языковые навыки быстрее и легче в младенчестве, поэтому легче научить их читать как младенцев, чем когда-либо. Чтение является одним из самых важных навыков, которым родитель может научить ребенка. Чтение это удовольствие для детей и малышей. Обучение чтению ставит их надолго, как доказано в контролируемых исследованиях. Окно возможностей для обучения чтению начинает закрываться к четырем годам. Обучение чтению положительно влияет на многие другие аспекты жизни ребенка.
Хотите ли дети учиться читать?
Да, потому что они хотят узнать все! Они — ненасытные гончие знаний, особенно для языка, независимо от того, говорят ли они, слышат ли, или печатают и читают.
Когда начинать чтение программы
Хорошее время для старта — 3-4 года,
Лучшее время для старта 2-3 года,
Лучшее время для старта — 0-24 месяца
2 жизненно важных точки:
ваше отношение и подход
- радостный и восторженный, он должен рассматриваться как превосходная * игра *
- учат в то время суток, когда вы и ваш ребенок счастливы
- Лучшая продолжительность для сеансов чтения составляет 30 секунд или менее.
- всегда останавливаться, прежде чем он хочет.
- Представьте новый материал, когда ваш ребенок будет к нему готов — следуйте его указаниям
- соответствует вашей программе
размер и порядок чтения материалов
- отпечаток большого размера — почему?
Размер отпечатка имеет решающее значение для вашего успеха. У очень маленьких детей незрелые зрительные пути. Если отпечаток слишком маленький, они расстраиваются, потому что им приходится так усердно работать, чтобы увидеть тип. Если бы нам с тобой пришлось читать слишком мелкий шрифт, мы могли бы и не захотеть читать.
Видишь, что я имею в виду? Вы готовы остановиться, не так ли? - Постепенно переходите от большого к мелкому шрифту и от слов к куплетам, к коротким предложениям и к более длинным предложениям по одной смене за раз.
- отпечаток большого размера — почему?
Необходимые материалы — Большие карточки с надписями 4 ″ x 22 ″ (6 ″ x 22 ″, если новорожденный)
- Жесткая бумага
- , которая не качается, как плакатная доска — предварительно вырезанная на сайте www.kards.com или разрезанная на резак для бумаги
- красных слов
- 3 «, (5» если новорожденный)
- ½ ”-5/8 ″ толстый ход
- ½ ”поля
- печатать слова, используя строчные буквы
- через несколько месяцев вы начнете постепенно переходить к черным буквам нормального размера
- лицевая сторона — сторона ребенка, сзади — ваша сторона, где вы должны написать дату, когда вы начали показывать слово, а также само слово; таким образом, вы будете знать, что написано на лицевой стороне карты, не поворачивая карту вокруг
- Слово выбор
- слов о своем мире, начиная с его тела и семьи, затем дома и интересов
- в основном используют существительные, глаголы и прилагательные — все остальное, что он поднимет в контексте, это поможет избежать скуки.
- перед запуском программы составьте не менее одного месяца карточек слов
Путь чтения Ваш ребенок будет следовать
- сеансов чтения
- Где
- как можно меньше отвлекающих факторов
- ты сталкиваешься с ним, если это вообще возможно
- сидя на коленях — второй лучший вариант
- Как
- как можно быстрее, 1 карта в секунду или быстрее
- с энтузиазмом насколько это возможно
- посмотрите на вашего ребенка, произнося слова
- остановить, прежде чем он хочет
- каждый набор может быть от 1-10 слов, взять реплики от ребенка
- не забывайте обниматься и целоваться, когда вы закончите
- не просите ребенка повторить слова
- перемешайте карты, чтобы вы были готовы к следующей сессии
- подождите не менее 15 минут, прежде чем делать следующий сеанс
- Первая неделя (при условии, что вашему ребенку по-прежнему интересно видеть 5 слов в наборе)
- , День 1, Набор 1, Показать Слово 3X / день
- , День 2, Набор 1, Показать Слово A + B 3X / день
- , День 3, Набор 1, Показать Слово A, B, C 3X / день
- , День 4, Набор 1, Показать Слово A, B, C, D 3X / день
- , День 5, Набор 1, Показать Слово A, B, C, D, E 3X / день
- , День 6, Набор 1, Удалите Слово А, Показать Слово B, C, D, E, F 3X / день
- Продолжайте добавлять новое слово и выбрасывать старое каждый день
- Расписание
- Каждый набор 3 раза в день
- 30 секунд или меньше общего времени обучения за комплект
- Удаляйте слова после того, как вы показываете их 15 раз каждые
- Никогда не показывать их снова как отдельные слова
- Делайте до 5 подходов в день — столько, сколько вы можете сделать последовательно.
- Через некоторое время вы обнаружите, что вашему ребенку требуется меньше показов, чтобы выучить их. Это потому, что его мозг вырос с использованием.
- В конце концов, вашему ребенку нужно только один раз увидеть слово, чтобы выучить его!
- Отношение — радостное!
- Новый материал — не ждите, пока он не узнает 100 процентов слов, иначе ему станет скучно
- Новые слова могут быть добавлены ежедневно, а старые слова удаляются ежедневно, как указано выше.
- В качестве альтернативы, целые наборы могут быть запущены и позднее удалены одновременно, но этот метод определенно не является предпочтительным.
- слов для начала — см. Банки слов
- Сами слова
- Семейные слова
- Домашнее окружение слова
- предметов в его мире
- Имущество
- Еда
- Животные
- Действия
- Все, что его интересует
- Где
- Покажите ему, по крайней мере, 200 слов перед добавлением следующего шага
1-й шаг — отдельные слова, описанные выше
Продолжайте этот шаг до тех пор, пока вы делаете программу чтения со своим ребенком. - 2й шаг — куплеты
- Куплет это просто два слова, представленные вместе
- Делайте куплеты, используя слова, которым уже научили
- Покажите 1-2 набора их каждый день наряду с наборами отдельных слов
- 3-й шаг — фразы
- 3 слова типа «мама ест»
- Может быть добавлен в виде набора карт или изучен через игру или книги.
- 4й шаг — Приговоры
- Включает в себя существительное, глагол и объект и обычно содержит не менее четырех слов.
- Учил так же, как учат фразы.
- 5й шаг — Книги
- Если ребенок младше 3 лет, вам, вероятно, придется создавать свои собственные книги, вырезая коммерческие книги и поставляя крупный шрифт.
- Если вашему ребенку уже исполнилось 3 года, найдите книги с типом 7/8 ″.
- Делать книги с несколькими словами на странице о его интересах,
- Слова только на одном макете, на следующей странице может быть изображение
- Используйте одну книгу в неделю, читайте 3 раза в день
Адаптация программы для вашего ребенка
- Если вы начинаете с ребенком в возрасте от 0 до 18 лет: чем ближе ваш ребенок подойдет к 18 месяцам, тем быстрее вы его представите, и тем более короткими должны быть ваши занятия.
- Если вашему ребенку исполнилось 18-30 месяцев, начните постепенно, но как можно скорее переходите к фразам, исходя из его интересов.
- Если вашему ребенку 30-48 месяцев: чем он старше, тем сложнее слова, которым вы должны его научить. Вам нужно быть уверенным, что вы удалите слова из отставки в книгах для ознакомления, так как он понадобится.
- Если вашему ребенку уже исполнилось 48 месяцев, не отчаивайтесь. Гленн Доман: «4-летний пожиратель огня по сравнению с 8-летним или даже 6-летним … Есть тысячи превосходных читателей, которые начали, когда им было 4 года.«Обязательно начните с очень сложных слов о том, что его интересует. Используйте тезаурус широко. И идти в книги как можно скорее. На самом деле, сначала напишите книгу, а затем научите словам, которые вам понадобятся.
Другие очки
- Долгосрочный проект. Чтобы научить ребенка читать, нужно много месяцев.
- Отношение — решающее значение для успеха вашей программы чтения Последовательность
- — начните медленно, хорошо утвердите свою программу, прежде чем начинать добавлять больше
- Никогда, никогда, никогда, никогда не проверяйте своего ребенка! Чтение всегда должно быть игрой, в которой он всегда побеждает! Можно показать ему две карточки с словами и сказать: «Можете ли вы найти Слово А?» Но если он начинает тянуться к Слову B, вы должны быстро с улыбкой сказать что-то вроде «О, вы нашли Слово B!» или «Вот слово А!» Чем больше вы его проверяете, тем медленнее он будет учиться и тем меньше ему захочется.Чем меньше вы его проверяете, тем быстрее он будет учиться и тем больше он захочет учиться.
- Времени — около 5 минут на комплект плюс подготовка материала
- Что нужно и чего не нужно
- Не надоедайте ребенку, особенно если вы слишком медлительны или проверяете его.
- Не давите на своего ребенка.
- Не будь напряженным.
- Радуйся.
- Будьте изобретательны.
- Ответьте на все вопросы вашего ребенка.
- Дайте вашему ребенку достойный материал для чтения.
Хорошо, вы прочитали сводку. А теперь возьми книгу Гленна Домана «Как научить ребенка читать». Это объясняет вещи намного более подробно и дает вам хорошее представление о том, почему эта программа работает. Как только вы поймете, почему это поможет вам оставаться там, если что-то не так. Он доступен на сайте
www.amazon.com, в большинстве местных библиотек в США и на сайте www.gentlerevolution.com. Я рекомендую получить самый последний выпуск, который посвящен 40-летию.
Пост навигации
,Гленн Доман Метод обучения с помощью карточек
Гленн Доман — физиотерапевт и пионер в области развития детского мозга. В 1955 году он основал Институт развития человеческого потенциала (IAHP), некоммерческую организацию, предоставляющую обучающие программы для улучшения и ускорения умственного и физического развития нормальных, а также детей с повреждениями мозга.
Философия Гленна Домана
Гленн Доман написал дюжину книг о раннем развитии ребенка, которое стало началом мягкой революции, которая продолжается и по сей день.Миллионы матерей и отцов прочитали эту книгу, и в результате бесчисленное количество младенцев и маленьких детей начали путь к интеллектуальному совершенству.
Метод Домана основан на следующих основных убеждениях:
- У каждого ребенка есть гениальный потенциал.
Каждый рожденный ребенок обладает на момент рождения большим потенциалом интеллекта, чем когда-либо использовал Леонардо да Винчи. - Стимуляция — ключ к раскрытию потенциала ребенка.
Рост и развитие мозга — это единый динамический процесс, который можно остановить (как это происходит при глубоких повреждениях головного мозга), замедлить (как это происходит при умеренном повреждении головного мозга), но, что наиболее важно, это процесс, который можно ускорить. - Обучение должно начинаться с рождения.
Первый год жизни — это критическое время, когда мозг взрывно растет. Мозг буквально растет при использовании — и если мы его используем, мы собираемся его развивать. И если вы не используете его, особенно в первые 12 месяцев, вы буквально потеряете клетки мозга. - Чем младше ребенок, тем легче процесс обучения.
До пятилетнего возраста ребенок может легко усваивать огромное количество информации. Если ребенок младше четырех лет, он будет легче и эффективнее, до трех лет — еще проще и намного эффективнее, а до двух — самым легким и эффективным из всех. - Дети, естественно, любят учиться.
Дети скорее учатся, чем едят; дети скорее учатся, чем играют. На самом деле, дети думают, что обучение это игра. - Родители — лучшие учителя своих детей.
В вашу худшую минуту вашего худшего дня с ребенком вы будете лучшим учителем своего ребенка — лучше, чем кто-либо в мире. В обычный день или в самый лучший момент вашего лучшего дня вы абсолютно впечатляет — потому что вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. - Преподавание и обучение должны быть радостными.
Родители заслуживают того, чтобы испытывать радость от обучения своего ребенка, и дети имеют право ценить радость обучения со своими родителями. - Преподавание и обучение никогда не должны включать тестирование.
Одной из прелестей обучения крошечного ребенка является то, что процесс обучения — это чистый процесс предоставления информации без повторного запроса.
Обучение с помощью карточек
Гленн Доман предлагает универсальный рецепт для обучения маленьких детей с использованием карточек. Этот метод использует огромный потенциал очень маленького ребенка, побуждая вас начать как можно раньше.
В своем методе Доман использовал карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывали ребенку недолго, но много раз в день. Постепенно количество карт увеличилось.
Карты стимулировали избыточные здоровые клетки мозга у детей с повреждениями мозга. Ушли месяцы кропотливой работы, прежде чем больные дети начали развиваться, двигаться, разговаривать. Умственно отсталые дети в своем развитии догоняли своих сверстников. Больные дети стали говорить, считать, писать раньше.Впоследствии техника Домана стала использоваться в качестве учебного пособия для обучения здоровых детей.
В настоящее время метод использования карточек позволяет детям со всего мира быстро выучить названия вещей во время игры, запомнить, как пишутся слова. Такое обучение развивает детский интеллект, формирует фотографическую память и энциклопедические знания.
Гленн Доман предлагает конкретные инструкции, такие как точные размеры карточки, цвет чернил на карточках, размер слов, прописные или строчные буквы, сколько карточек, как быстро, сколько раз в день, неделю и т. д.Вам не нужно следовать рецепту — вы можете использовать его в качестве руководства, если вы придерживаетесь основных правил:
- Начните как можно моложе;
- Будь радостным во все времена;
- уважать и доверять своему ребенку;
- Учите только тогда, когда вы и ваш ребенок счастливы;
- Создать хорошую учебную среду;
- Остановитесь, прежде чем ваш ребенок захочет остановиться;
- часто вводить новые материалы;
- быть организованным и последовательным;
- не проверяйте своего ребенка;
- Тщательно подготовьте свои материалы и будьте впереди;
- Запомните закон безотказности: если вы не замечательно проводите время, а ваш ребенок не замечательно проводит время — остановитесь.Вы делаете что-то не так.
Я желаю вам всего наилучшего в вашем раннем учебном путешествии с вашими детьми!
,Гленн Доман и метод Домана
Гленн расширил свою работу, чтобы помочь детям с особыми потребностями, поскольку у них самих были неврологические заболевания. В то время как дети могли получить диагнозы аутизма, церебрального паралича, задержки развития, СДВГ / СДВГ, ПДД-НОС, трисомии 21 и других генетических аномалий, эпилепсии, трудностей в обучении, апраксии речи и множества других диагнозов — Гленн обнаружил, что эти у детей было неврологическое состояние, и, если бы их развитие мозга могло быть улучшено, их функция также улучшилась.Для многих из этих детей Гленн узнал, что общество склонно «маркировать и ограничивать» этих детей — что диагноз был поставлен, но что с ним не было никакой надежды. Он не приписывал этот способ мышления.
Достигнув отличных результатов с детьми, которых он видел, он обнаружил, что именно когда семьи детей проводят лечение дома, они достигают самых лучших результатов. Гленн начал учить семьи основам роста и развития мозга, а также тому, как проводить лечебные программы дома.Переход от модели, основанной на психотерапевте, к модели лечения, основанной на семье, стал смещением парадигмы в области лечения. Возможно, это была величайшая эволюция в истории метода Домана, которая продолжается сегодня.
Метод Домана расширился, поскольку были обнаружены и включены новые методы лечения. Метод — это не одно лечение или деятельность; Это целостная система лечения, которая включает физиологическое, диетическое, физическое, сенсорное и когнитивное лечение. По этой причине, команда экспертов в этих различных областях необходима, чтобы обучить этим методам лечения семьи.В Doman International команда учителей обучает родителей тому, как проводить комплексные программы лечения на дому, которые помогают их детям полностью раскрыть свой потенциал.
Итак, чтобы ответить на оригинальный вопрос: «Что такое метод Домана?»
Метод Домана — это система домашних процедур, разработанная, чтобы помочь детям с особыми потребностями развиваться и прогрессировать во всех сферах деятельности с конечной целью оздоровления.
В Doman International родители узнают, как применять метод Домана дома, чтобы помочь своим детям полностью раскрыть свой потенциал.Все начинается с «Метод Домана: от особых потребностей до хорошего самочувствия», учебный семинар для родителей, который проводит Doman International. Многие родители, посещающие этот курс, продолжают возвращаться в Doman International, чтобы оценить своих детей и назначить домашнюю программу для своего ребенка.
Сегодня семья Доманов продолжает осуществлять открытия и учения Гленна Домана и работает над тем, чтобы воплотить его мечту в реальность — помочь всем детям во всем мире раскрыть весь свой потенциал.В Doman International пять членов семьи Доман продолжают обучать методам Домана семьям по всему миру. Дуглас Доман, сын Гленна, работает в директоре Doman International. Его жена, Розалинда Доман, является клиническим директором. Внучка Гленна, Морган, является главным операционным директором. Я внук Гленна, и я работаю в качестве директора по инновациям Doman International. Моя жена, Мелисса, является директором департамента физического развития.
Glenn Doman & Doman Method
Elle закончила свою программу Doman Method для особых нужд
Elle была диагностирована как аутист. Она была сверхчувствительна к звукам и слишком чувствительна к прикосновениям. Она узнавала буквы алфавита, но не умела читать. Ее речь была дезорганизована, она говорила от третьего лица и короткими фразами.
Родители Элле начали программу по методу Домана, когда ей было шесть лет. Чтобы улучшить свою координацию и равновесие, Элле много ползла по рукам и коленям и ползла по животу.Элле научилась читать на норвежском и английском языках с помощью программы чтения метода Домана. Родители проводили последовательную сенсорную программу по методу Домана, чтобы постепенно уменьшить гиперчувствительность Элль к звукам и прикосновениям.
По мере того, как чтение у Элл улучшилось, она и ее родители расширили свою познавательную программу от чтения книг на дому до обучения на дому по математике и энциклопедическим знаниям. Эль достигла прогресса в своих физических способностях, и с ее улучшенным балансом и выносливостью она продолжила выполнять программу аэробного бега по методу Домана и гимнастику.Она преуспела в своих физических возможностях за пределами сверстников в ее возрасте.
Развиваясь, она улучшила во многих различных областях. Ее речь не только увеличилась до произнесения многих слов и предложений, но также стала организованной в грамматике и последовательности. Ее разговорные навыки и способности рассказывать истории также улучшились, и с этими изменениями она стала заводить много друзей. Элль стала ненасытным читателем и начала писать — теперь она могла читать книги и писать письма!
Физически она была старше возраста и была социально очень зрелой и компетентной.
После двух лет последовательной программы по методу Домана для особых нужд и ее родители, и команда в Doman International почувствовали, что Элль готова присоединиться к своим сверстникам в школе.
Теперь Элле вернулась в школу и ей это очень нравится.
Мать Элл говорит: «Для Элл программа« Метод Домана »полностью изменила ее жизнь. Она более общительна, имеет друзей, участвует в занятиях гимнастикой и уроках игры на фортепиано. Она счастливее, здоровее и процветает больше, чем когда-либо.”
Сотрудники Doman International с гордостью присуждают Elle и ее семье, Graduation to Life!