Группа кратковременного пребывания в детском саду
Родители малышей часто беспокоятся, что детям сложно будет пойти в детский сад: не расстараются с мамой, не ладят с малышами своего возраста, не умеют самостоятельно есть. Одно из вариантов смягчить эту ситуацию и адаптировать ребёнка — группа кратковременного пребывания в ДОУ.
Содержание статьи
Что такое ГКП в детском саду
ГКП — это специальная группа для малышей от 1,5 до 3 лет, которая работает три/четыре часа в день с 9.00/8.00 до 12.00. Можно сказать, что это современная альтернатива яслей. Группа кратковременного пребывания позволяет ребенку привыкнуть к детскому саду, а маме выйти на работу, когда крохе исполняется 1,5 года. Ведь на практике именно в этом возрасте перестают платить пособие, но детское учреждение пока не готово взять ребенка в группу.
Важный вопрос, с какого возраста можно отдать детей в группу кратковременного пребывания. В ГКП набирают малышей от полутора лет. Обычно в нее входит до 20 крох, однако многие детки приходят в группу кратковременного пребывания ближе к двум годам. Поэтому чем раньше родители отдают ребенка в садик в ГКП, тем выше шансы, что он попадет в группу с малой комплектацией. А это означает, что будет хороший присмотр и налаженный близкий контакта с воспитателем.
В группе кратковременного пребывания не предусматривается питание ребят. Считается, что родители кормят детей дома, приводят детей в сад после завтрака и забирают их перед обедом. Однако воспитатель устраивает перекус и питье. Иногда сами родители приносят детям воду, сок и фрукты. Также нет тихого часа.
Оформление малыша в ГКП
Чтобы начать ходить в группу кратковременного пребывания, родителям необходимо встать в очередь, собрать и предоставить необходимые документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, прописка (или регистрация по месту проживания). Когда подойдёт ваша очередь вам пришлют уведомление на электронную почту или позвонят. Перед посещениями ребенок проходит стандартный медосмотр. Воспитатель собирает родителей и проводит собрание на котором подробно все объясняет.
ГКП — это государственная услуга, доступная для всех граждан вставших в очередь и подавших необходимые документы.
Часы работы группы кратковременного пребывания – с 8 до 12 часов. Общая дневная длительность занятий не должна превышать свыше четырех часов.
Оплата за посещение группы кратковременного пребывания приемлема, около 1500 руб в месяц. Малыш находится в садике, а после обеда его заберет бабушка. Родители могут спокойно отправиться на работу или мама работает полдня на рабочем месте, а остальное время – дома.
Советы воспитателям
Чтобы стать воспитателем в группе кратковременного пребывания, нужно обладать требуемым уровнем подготовки. В ГКП ходят малютки, которые лишены элементарных навыков самообслуживания. Однако речь идет не только о бытовом вопросе.
Воспитанники требуют много внимания. С ними необходимо заниматься, играть в разнообразные игры. Значит, педагог разрабатывает специальную программу. Занятия чаще всего классического типа: рисование, лепка, музыка, речь, аппликация, конструирование. За день одно или два занятия .
Если вас пригласили работать в группе кратковременного пребывания или вы являетесь начинающим воспитателем, то могут возникнуть сложности с подготовкой и написанием программы, разработкой календарно-тематического планирования. Во избежание подобной ситуации, рекомендуется использовать специализированную методическую литературу. Она поможет разобраться с темой.
Какие издания мы рекомендуем применять:
- Т. В. Вискова «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий»;
- Бахаровская М.Н. «Адаптационная группа кратковременного пребывания. Образовательная программа»;
- Трифаненкова С.В. «Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет. Программа, тематическое планирование, разработки занятий» ;
- Микляева Н.В. «Группы кратковременного пребывания: педагогическое сопровождение»;
- Даминова М.Р. «Развитие вариативных форм дошкольного образования. Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ»;
- Стефанова Н.Л. «Учебно-тематическое планирование в группе кратковременного пребывания. Младший, средний и старший дошкольный возраст».
Все перечисленные издания получили отличные отзывы и завоевали высокий рейтинг. В настоящее время предусматриваются скидки на кое-какие позиции.
Что делают малыши в ГКП?
Чем можно заниматься с ребятами в группах кратковременного пребывания? В основном, это занятия, игры и общение между собой. Если малыш прежде не посещал никакие развивающие программы, то крохи это станет первым и новым опытом. Вот почему в первые дни будет лучше, если мама останется со своим ребенком в группе или будет ждать его в раздевалке. Такая мера необходима, когда сын или дочь не расстается с ней ни на одни сутки.
Занятия в группе кратковременного пребывания бывают:
- учебными;
- творческими;
- спортивными.
Ребята обучаются: изучают буквы, цифры, цвета. Они осваивают такие азы науки, которые соответствуют возрастной норме.
Малыши лепят из пластилина, создают подделки с аппликациями, рисуют. В зависимости от того, как оснащен детский сад, дети занимаются физкультурой, плаванием и иными видами спорта. Если на улице хорошая погода, ГКП включает прогулки на свежем воздухе.
Пример расписания в группе ГКП:
Понедельник: 9.15-9.25 — Развитие движений.10.10- 10.20 — Дидактическая игра.
Вторник: 10.00 — 10.10 — Музыкальные игры. 10.20 -10.30 — Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).
Среда: 10.00 — 10.10 — Игры со строительным материалом.10.20 -10.30 — Развитие речи.
Четверг: 10.00 — 10.10 — Развитие движения. 10.20 — 10.30 — Дидатическая игра.
Пятница: 10.10 — 10.20 — Развивающие игры. 10.30 — 10.40 — Музыкальные игры.
Дети дошкольного возраста, посещающие группы кратковременного пребывания, участвуют в выставках поделок, праздничных утренниках, интересных мероприятиях вместе со своими родителями.
Результатом посещения ГКП становится то, что малыш быстрее осваивает навыки самообслуживания. Он учится ходить на горшок, если раньше не был к этому приучен. Кроха обучается контактировать со своими сверстниками и пополняет свой запас слов. Ребенок раньше знакомится с различными инфекционными заболеваниями. Но это неплохо. Так вырабатывается иммунитет, который на следующий год защитит его от инфекций в детском саду.
Несколько рекомендаций родителям, у которых ребенок посещает ГКП
Если у вас первый ребенок и нет предыдущего опыта посещения группы кратковременного пребывания, придется запастись терпением. Часто случается, что не все получается сразу — это нормально. Не нужно пугаться, просто будьте к этому готовы. Обязательно приготовьте и положите в ящик малыша сменную одежду. Могут произойти непредвиденные ситуации. Некоторые учреждения просят подписать верхнюю одежду с обувью. Однако это требование не обязательное.
Несколько слов об игрушках. Родителям нужно понимать, что предметы, которые малыш приносит с собой на занятия, становятся общими. В группу находятся дети с разным воспитанием, характером и нравом. Воспитателю не всегда удается проследить, чтобы любимую игрушку не взял кто-то другой. Вот почему не стоит брать с собой дорогие вещи.
Проявите терпение, если ваша кроха научится в группе кратковременного пребывания нехорошим словам. Каждый малыш через такое проходит. Однако в задачу родителей входит разговор с ребенком. Они должны объяснить, что произносить такие слова – это плохо. Не нужно повторять их за своими сверстниками.
Основной приоритет ГКП – лучшая адаптация малышей к детскому саду. Они должны запомнить группу кратковременного пребывания, как что-то приятное и интересное, где не было слез или плохого настроения.
Надеемся, что наша статья оказалась полезной. Если у вас в детском саду сделали ГКП, обязательно начните ее посещать.
Группа кратковременного пребывания в детском саду: как ее организовать
Детский сад – первая ступень социализации ребенка. Это место ему еще не знакомо: здесь нет мамы и папы, зато есть другие дети и воспитатель, которого почему-то надо слушаться. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к новой среде, во многих дошкольных образовательных организациях существуют группы кратковременного пребывания. Но в конце 90-х такого понятия еще не было, как не было и таких групп. Тогда в детском саду №2350 в Новокосино г.Москвы появилась группа «Вместе с мамой!», где занимались дети вместе со своими родителями. Уже позже опыт этой группы обобщили и превратили в авторскую адаптационную программу. О том, как это было, редакции рассказала бывшая заведующая этим детским садом, педагог с огромным стажем Надежда Ермачкова.
Расскажите, как появилась идея о создании группы кратковременного пребывания?
В 1998 году я была заведующей центром развития ребенка № 2350 в Новокосино, и ко мне обратились две женщины – педагог дошкольного образования и артист-кукловод. Они захотели создать пространство для адаптации малышей перед детским садом. Задумка у них была, а подходящего места не было. Через знакомых они с этой идеей обратились ко мне, и я согласилась. Так мы организовали группу «Вместе с мамой!». В то время, чтобы реализовать подобную идею, не требовалось разрешений и согласований. Мы открыли группу, просто потому что об этом просили родители.
Как формировались группы?
В самом начале мы пригласили знакомых родителей и их детей. Они рассказали о занятиях своим друзьям, а те – своим. Так к нам стало приходить еще больше людей. Через год мы создали особые условия для малышей, закончивших обучение в группе «Вместе с мамой!», – они стали первыми в очереди в ясли.
Набор зависел от числа желающих. В среднем мы запускали одну-две группы, в каждой из которых было по 15 человек с учетом родителей. Для некоторых занятий мы делили детей по возрасту на подгруппы, ведь в год и в полтора малыши воспринимают информацию по-разному.
Первое время дети и родители ходили к нам два раза в неделю на полтора часа. Уже после того как время занятий регламентировали законом, они стали посещать наш детский сад три раза в неделю по 3,5 часа. Все обучение было рассчитано на восемь месяцев – с 1 октября по 31 мая.
На занятиях вместе с детьми присутствовали родители. Какая у них во всем этом была роль?
Родители, как и дети, учились. Воспитатели рассказывали им, как правильно общаться со своим ребенком и что нужно делать, чтобы в будущем, когда малышу придется пойти в детский сад, легче было перенести разлуку на целый день.
В чем была практическая польза для родителей?
На уроках воспитатели делали упор на комплексные занятия, весь учебный материал подавался ребенку через родителей или с их помощью. С каждым участником ГКП постоянно работали воспитатель и его помощник, педагог-психолог, музыкальный руководитель и медсестра. Родители в любой момент могли обратиться к ним за консультацией. Чаще всего взрослых интересовало, как наладить отношения со своим ребенком, скорректировать его поведение, справиться со сложностями в характере и укрепить здоровье малыша.
Во второй половине учебного года успехи в социализации малышей были заметны, и большая часть родителей могли спокойно оставить своих детей на занятии с музыкальным руководителем и воспитателем.
Группа называлась «Вместе с мамой!», потому что из родителей там были только мамы?
Нет, в группах были и папы, и бабушки, и даже дедушки. Ребенка на занятиях мог сопровождать любой член семьи. Единственное, о чем мы настоятельно просили родителей на первом родительском собрании, – это чтобы в течение учебного года у ребенка как можно реже менялся партнер, иначе положительных результатов могло не быть.
Чем были заняты дети на уроках?
Я старалась, чтобы в нашей группе было все необходимое для успешных занятий родителей и детей. Так там появился уголок с дидактическим столом и набором предметов для развития сенсорных способностей у детей, кубиками, играми, центром воды и песка, сухой бассейн, игрушки и игровое оборудование для развития двигательной активности малышей, оборудование для сюжетной игры. Воспитатели и педагоги создали информационный уголок для родителей и выделили место для выставки детских работ. Они же придумывали для воспитанников игры, например, «Волшебные пуговицы», «Игрушечные мочалки» и «Цветные крючочки».
Игровое оборудование для развития двигательной активности, сухой бассейн и другие перечисленные вами предметы стоят дорого. Откуда у детского сада были на это средства?
Сначала дети пользовались всем, что было в моем детском саду. Уже позже, когда группа стала называться группой кратковременного пребывания «Вместе с мамой!», родители платили за ее посещение официально, как и за детский сад. Эти деньги мы и использовали для покупки специального оборудования, ведь малышам в таком возрасте требуются специальные столы, стулья и другие предметы.
Дети в детском саду участвуют в разных мероприятиях: играют роли в сказках, танцуют, поют. А здесь?
Это хоть и особая группа, но все же детский сад. Мы организовывали и проводили традиционные праздники – Новый год, 8 Марта. В мае, когда обучение подходило к концу, воспитатели и родители готовили выпускной. Дети участвовали в кукольных спектаклях, выступали с концертными номерами и устраивали совместные игры.
Благодаря пройденному курсу занятий в группах кратковременного пребывания, дети успешнее адаптировались в детском саду, а родителям было проще доверить своего ребенка уже знакомым воспитателям. Практически все малыши после обучения в ГКП оставались именно в этом ЦРР.
Сегодня группы кратковременного пребывания есть практически в каждом детском саду. Есть свод правил и нормативов, которые регламентируют все, начиная от порядка зачисления в эту группу и заканчивая тем, сколько времени может заниматься малыш. Программа, разработанная в центре развития ребенка №2350, была адаптирована под конкретный детский сад. Но это не значит, что ее нельзя применить в другом детском саду, – нужно только грамотно ее адаптировать.
Программа для групп кратковременного пребывания
польза для детей и родителей
Никто не оспаривает и не подвергает сомнению значимость воспитания ребенка в семье, где он окружен только любовью и положительными эмоциями. Родители хотят создать все необходимые условия для отличного эмоционального самочувствия своего отпрыска, его нормального психического развития. Однако далеко не все мамы и папы, к сожалению, осознают важность некоторых моментов, понимают необходимость общения с малышом и учитывают особенности педагогического воздействия на детей до трех лет. Порой случается так, что родители и рады бы все это воплотить в жизнь, но кому-то не хватает времени, кому-то определенных знаний, кому-то просто лень уделить внимание ребенку.
В связи с этим и пользуется популярностью группа кратковременного пребывания в детском саду. В чем же ее особенности и достоинства? Зачем нужна подобная форма воспитания?Во-первых, группа кратковременного пребывания в детском саду отличается от обычной ясельной тем, что ребенок не получает психологической травмы из-за расставания с мамой. Ведь именно с ней он поначалу посещает дошкольное учреждение, постепенно привыкая к своим новым друзьям, воспитателям, занимаясь интересными и подходящими для его возраста делами.
Во-вторых, ребенок проводит здесь не целый день, а всего лишь примерно 3,5 часа 3 раза в неделю, что позволяет опытным педагогам и психологам организовать образовательный процесс таким образом, чтобы малыш получил все необходимые для него знания, ни одна важнейшая деталь не упускается из виду. Благодаря этому время распределяется экономно, его хватает и для запланированных занятий, и для свободной деятельности.
В-третьих, группа кратковременного пребывания в детском саду имеет особую специфику, что подразумевает наличие особой образовательной программы с учетом возраста малышей, их психологических и эмоциональных особенностей.В-четвертых, нельзя забывать и о маме, которая может со спокойной душой оставить ребенка на профессионалов и за те же несколько часов успеть посетить парикмахерскую, приготовить обед или просто отдохнуть.
Какие же задачи выполняют группы кратковременного пребывания в детском саду? Главные из них:
- укрепление физического и психического здоровья малышей;
- формирование эмоциональной устойчивости с учетом физиологических особенностей детей;
- расширение кругозора, соответствующее возрасту развитие способностей;
- помощь детям в адаптации к конкретному учреждению;
- формирование средств и способов общения со сверстниками и взрослыми;
- работа с родителями, ознакомление их с необходимыми видами деятельности.
Группа кратковременного пребывания в детском саду во всех отношениях оказывает огромную помощь родителям в правильном и соответствующем воспитании детей. Педагоги проводят с детьми игры, которые направлены на развитие мышления, речи, мелкой моторики, воображения, памяти, восприятия. Кроме того, с малышами работают музыкальный руководитель и специалист по физической культуре. Группа кратковременного пребывания в ДОУ – это не просто веселое и интересное времяпрепровождение, но и огромная польза как для детей, так и для их родителей.
Группа кратковременного пребывания в ДОУ: основная информация
Приветствую вас, мои дорогие читатели. Часто слышу беспокойства родителей о том, что их детям будет сложно привыкнуть к детскому саду: один не умеют самостоятельно есть, другие — не ладят с малышами своего возраста, третьи — и вовсе не могут остаться без мамы более получаса. Хочу сказать, что выход всегда есть, вот и из описанных выше ситуаций выход тоже есть — это группа кратковременного пребывания в ДОУ.
Содержание статьи:
Как оформить ребенка в ГКП?
Группа кратковременного пребывания, или ГКП, как ее сокращенно называют — это возможность для ребенка адаптироваться к детскому саду, а для мамы — возможность выйти на работу по достижению 1,5-летнего возраста. Ведь на практике оказывается, что декрет заканчивается в это время, а детские сады еще не готовы принять малышей в свои группы.
Группа кратковременного пребывания открыта для детей от 1,5 лет, как правило в нее записывают до 20 малышей, однако большинство начинает посещать ближе к 2-ухлетнему возрасту, поэтому чем раньше вы отдадите ребенка в сад, тем больше шансов посещать малоукомплектованную группу, где будет хороший присмотр за крохой и возможность наладить близкий контакт с воспитателем.
Для того, чтобы посещать ГКП, нужно встать на очередь, как и в обычный детский сад. Перед началом посещений необходимо будет пройти стандартный медицинский осмотр, Как правило, проводится родительское собрание, где родителям все подробно объясняют. Преимущественно ГКП работают в первую половину дня с 8 до 12 ч или в пределах этого времени, но общая дневная продолжительность посещения не превышает 4 часов.
Также важно отметить, что в такой группе обычно нет питания для детей, тихий час также отсутствует, но может быть предусмотрен перекус и питье, либо родители сами оставляют фрукты, водичку или сок.
Соответственно, и плата за посещение достаточно приемлемая. Поэтому мама может смело отправляться на работу, если у бабушек есть возможность забрать внуков в обед. Да и мама может работать полдня в офисе, а остальное время дома — если это возможно.
Подспорье для воспитателей
Для того, чтобы работать воспитателем в ГКП необходимо иметь определенный уровень подготовки, ведь сюда приходят самые маленькие, часто без элементарных навыков самообслуживания. Но дело не только в бытовом плане.
С этими воспитанниками также нужно заниматься, развивать их, учить, играть в игры, а это означает, что должна быть определенная программа, разработанная педагогом. Однако если вы начинающий воспитатель, либо вам впервые предложили поработать в ГКП, то может возникнуть сложность в написании программы и разработки календарно-тематического планирования.
Чтобы этого не случилось, предлагаю воспользоваться специализированной методической литературой, которая поможет вам освоиться в теме:
- Вискова Т.В. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий»;
- Бахаровская М.Н. «Адаптационная группа кратковременного пребывания. Образовательная программа»;
- Трифаненкова С.В. «Группы кратковременного пребывания для детей 2-4 лет. Программа, тематическое планирование, разработки занятий»;
- Микляева Н.В. «Группы кратковременного пребывания: педагогическое сопровождение»;
- Даминова М.Р. «Развитие вариативных форм дошкольного образования. Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ»;
- Стефанова Н.Л. «Учебно-тематическое планирование в группе кратковременного пребывания. Младший, средний и старший дошкольный возраст».
Обратите внимание, что все данные пособия имеют отличные отзывы и высокий рейтинг. Также на данный момент предусмотрены скидки на некоторые позиции.
Чем занимаются дети в ГКП?
Чем же занимаются с детьми в группах кратковременного пребывания в детском саду? Как уже отмечалось выше, прежде всего, это игры, занятия и общение со сверстниками. Если ребенок никогда не ходил ни на какие развивашки, то для него будет первый и новый опыт, поэтому первые дни можно маме оставаться прямо в группе с малышом или ждать в раздевалке на всякий случай, особенно если сынок или дочка ни на день не расстаются с мамой.
Как правило, занятия в ГКП можно разделить на учебные, творческие и спортивные. Дети учатся, изучая цвета, счет, буквы и осваивают другие азы науки согласно своему возрасту. Они лепят из пластилина, делают аппликации и другие поделки. Занятия физкультурой, плаванием и другими видами спорта также осуществляется в зависимости от оснащения детского сада. Прогулки на свежем воздухе в хорошую погоду также соблюдаются.
Кроме того, в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста устраивают выставки из детских поделок, проводят утренники к праздникам, различные интересные мероприятия с участием родителей.
В процессе посещения ГКП ребенок быстрее обучается навыкам самообслуживания, учится ходить на горшок, если до этого не был приучен, пополняет свой словарный запас и учится ладить с другими детьми. Он ранее знакомится со всевозможными инфекциями, вырабатывает иммунитет, и спустя год уже не будет болеть в детском саду каждый месяц, как вновь прибывшие воспитанники.
Советы родителям, чьи дети планируют посещать ГКП
Если у вас первый ребенок и первый опыт посещения ГКП, то вам нужно набраться терпения. Возможно, не все получится с первых дней, но это не страшно. Просто нужно быть к этому готовым.
Обязательно оставьте в кабинке сменную одежду для малыша, ведь всякое может случиться. Верхняя одежда и обувь должна быть подписана, но такое требование могут предъявить в детском саду, а могут и нет.
Что касается игрушек, то вы должны понимать, что то, что ребенок приносит в группу — общее. А в группе могут быть ребята с разным характером, темпераментом и воспитанием, поэтому воспитатель может не успеть спасти любимую игрушку вашего крохи. В связи с этим настоятельно рекомендую не давать с собой дорогостоящих вещей.
Будьте терпеливы, если ребенка в саду научат плохим словам. Каждый через это проходит, но задача родителей в таком случае, объяснить, что плохо, а что хорошо, и что ни в коем случае нельзя повторять за другими детьми.
Работа группы кратковременного пребывания направлена на то, чтобы за год как можно лучше адаптировать детей к детскому саду, чтобы предстоящие годы в саду стали для них приятными и запоминающимися, без болезней, без слез, без плохого настроения.
Надеюсь, что статья была для вас полезна, а поэтому попрошу поставить «класс» и поделиться с друзьями. Если в вашем детском саду есть группа ГКП, то обязательно запишите в нее своего ребенка!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Опубликовано: 02.11.2013
Здравствуйте читатели блога на связи Татьяна Сухих! Я тут недавно перебирала…
Опубликовано: 03.11.2013
Здравствуйте дорогие читатели блога, на связи Татьяна Сухих и сегодня…
Опубликовано: 08.12.2013
Приветствую вас уважаемые читатели блога, на связи Татьяна Сухих! Сегодня речь…
Опубликовано: 20.05.2015
Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…
Опубликовано: 31.05.2015
Здравствуйте, читатели блога, с вами Татьяна Сухих! Сегодня речь пойдёт о…
1.5 / 5 ( 2 голоса )
Восемь признаков готовности малыша — Российская газета
Конец года, и многим родителям позвонили заведующие детскими садами, в которые записаны их малыши, с ультимативным предложением немедленно определиться, отдадут ли они своих детей с Нового года в формирующиеся группы кратковременного пребывания или нет.
Как предположили образовательные чиновники, у педагогов подоспела пора отчетов и верстки финансовых планов. Однако прогрессивным молодым мамам и папам, поставленным перед необходимостью немедленно принять важное решение, от этого не легче. ProРодитель проконсультировался с заведующей кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета Ириной Бурлаковой и выяснил: чтобы найти верный ответ на этот вопрос, надо разобраться с несколькими моментами.
1. Зачем вообще нужна эта «группа кратковременного пребывания»?
Трехчасовые занятия, освобожденные от таких «радостей» как дневной сон или еда в группе, позволяет легче пройти период адаптации к детскому саду. Большинство малышей за месяц-полтора вполне осваиваются в новой обстановке. И тогда они уже могут перейти из группы кратковременного пребывания (ГКП) в полноценный детский сад.
Формально считается, что ГКП дает молодой маме три часа свободной жизни. Успеть поработать в это время вряд ли получится — слишком короткий промежуток, но отдохнуть или что-то сделать по хозяйству — вполне.
Кроме того, в ГКП ребенок может познакомиться с инфекциями и микробами, с которыми в семье он не встречался. Попав в детский коллектив, малыш, с большой вероятностью, первое время будет болеть — это, к сожалению, неизбежно. Но расправившись со многими болезнями один раз, он приобретет иммунитет. И потом, когда родители отдадут малыша в полноценный детский сад, есть шанс что он будет не так подвержен разным хворям.
2. Семья или детский сад?
Дошкольное образование у нас не обязательное, поэтому всегда есть возможность подержать ребенка до семи лет дома, а потом уже отправить в первый класс, но поступать так стоит далеко не всегда. Образование, получаемое в садике, выигрывает у семейного за счет своей регулярности, систематичности работы с детьми и профессионализма педагогов. Если резкого отторжения нет, в садик ребенка лучше водить.
3. ГКП или развивающие занятия?
С точки зрения развития ребенка, отдельные занятия, на которых он находится с мамой, зачастую могут быть полезней посещения ГКП. Ведь даже кратковременное посещения садика связано со многими дополнительными, — зачастую неприятными — моментами: разлучение с мамой, вокруг коллектив, надо привыкнуть слушаться воспитательницу… Поэтому выбирать ГКП как постоянную форму досуга ребенка вряд ли стоит. В основном задача этих групп — именно адаптация к садику.
4. Как понять, готов ли ребенок посещать группу кратковременного пребывания?
Есть три простых критерия:
— Режим. Малыш должен быть готов легко вставать рано утром, чтобы успеть к началу занятий, без громких протестов и истерик.
— Общение. Если ребенок на прогулке хоть как-то общается или взаимодействует со сверстниками, то, скорее всего, он будет более или менее комфортно себя чувствовать в группе.
— Контакт с чужим взрослым. Пригласите кого-то из надежных друзей и попытайтесь оставить малыша с ним. Сначала познакомьте их, объясните, что это — хороший человек, а вы уходите совсем ненадолго и обязательно вернетесь. Если ребенок переживет этот тест относительно спокойно — это хороший признак, что он готов ходить в детский сад.
5. В каком возрасте стоит отдавать малыша в ГКП?
Лучше всего это делать в промежутке от 2 до 3 лет, максимум — в 3,5 года. Раньше крохе будет очень тяжело приспособиться к новой жизни, а более взрослых обычно записывают сразу в группу полного дня детского сада.
6. Будет ли ребенок первое время плакать в кратковременной группе?
Реакция может быть очень разной, все зависит от личности маленького человека. Кто-то легко расстается с мамой, кто-то — с большим трудом. Но в любом случае надо быть готовым, что первые полторы-две недели малыш будет отправляться в детский сад со слезами. Если плач продлиться дольше, пропадет аппетит или нарушится сон, стоит посоветоваться с педагогом и психологом и, возможно, от посещения ГКП отказаться.
Бывает так, что ребенок с легкостью уходит в садик, когда его отводит папа или бабушка, и с ревом, если за дело берется мама. Это вполне объяснимо — с кем-то из взрослых крохе расстаться легче, с кем-то сложнее. Возможно, правильный выбор сопровождающего поможет предотвратить утренние истерики.
7. Какой режим ГКП лучше подойдет для ребенка?
Группы кратковременного пребывания бывают двух видов: утренние и вечерние. В одни надо приходить к девяти утра, в другие — после обеда. С точки зрения физиологии и психологии, лучше ходить в «первую смену». После длинного ночного сна у малыша остается больше сил для занятий и привыкания к необычной для него обстановке, чем после короткого и не такого крепкого дневного отдыха.
8. Как распознать настоящую Мэри Поппинс?
Маме намного проще отпускать ребенка в группу, если она уверена в доставшемся ребенку педагоге. Если есть возможность, посмотрите, как работает воспитательница с детьми. Опасный признак, если кто-то из детей в группе сидит и плачет. Некоторые воспитатели считают, что таким надо дать выплакать свое горе. Это не слишком правильное решение: двух-трехлетних малышей очень легко отвлечь, переключить их внимание и тем самым успокоить. Настоящая Мэри Поппинс обязательно придет на помощь горюющему ребенку.
Еще три аспекта
— Горшочный вопрос. Сейчас большинство детей растут в памперсах и поэтому поздно приучаются пользоваться горшком. Педагоги в детском саду к этому давно привыкли, относятся спокойно и никаких жестких требований не предъявляют. Наоборот, понемногу помогают приучиться делать свои дела «по-взрослому».
— Не сможет пожаловаться. Многих родителей пугает, что кроха, еще не научившийся нормально говорить, не сможет пожаловаться на обиды и притеснения со стороны воспитателя. Но на самом деле большой беды в этом нет. Если с ребенком произошло что-то плохое, его обижали, не уделяли нужного внимания или еще каким-то образом обошлись с ним не лучшим образом, это будет по нему очень хорошо заметно. Да и воспитателю стоит больше доверять: в детских садиках работают профессиональные педагоги, а не изверги, они сами заинтересованы в том, чтобы у их подопечных все было в порядке.
— Попытка — не пытка. Если предлагают записаться, а вы предполагаете ходить в будущем в садик — стоит согласиться и попробовать. Отказаться всегда успеете. Вдруг все пойдет хорошо с самого начала? А если нет, продолжать посещать группу кратковременного пребывания никто не обязывает.
Методическая разработка на тему: Группы кратковременного пребывания в ДОУ
Колесникова Светлана Николаевна, старший воспитатель,
МБДОУ д/с №21 «Аленький цветочек» город Саяногорск
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ
Современная система дошкольного образования совершенствуется и развивается. Одно из важных направлений – работа с дошкольниками, не посещающими детский сад по разным причинам. Создаются и активно развиваются игротеки, консультативные пункты, центры, группы кратковременного пребывания, семейные группы и др.
В нашем детском саду функционируют две группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста. Именно, посещая детский сад совместно с родителями, у детей формируется и развивается социальный опыт; дети учатся общаться с другими детьми, считаться с их интересами и потребностями. Ребёнок не может стать личностью в изоляции от людей, ему нужно научиться быть человеком в общении с ними. В совместной деятельности с детьми родители повышают свой воспитательный потенциал, а педагоги детского сада совершенствуют своё профессиональное мастерство. Кроме того, группы кратковременного пребывания способствуют частичному снятию социальной напряженности, связанной с большой очередностью в дошкольные образовательные учреждения.
Цель работы групп: обеспечения ранней социализации и адаптации детей к поступлению в детский сад, оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за ними.
Образовательная деятельность в группах кратковременного пребывания построена на игровых методах и приёмах. Также используются приёмы показа, проговаривания, сопряжённых и отражённых действий, создание сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым, так и самостоятельных игр детей. Родители во время организованной деятельности имеют возможность находиться в группе вместе со своим ребёнком. Приоритетными направлениями являются: общение, игровая и художественно-творческая деятельность, двигательная активность детей. В рамках работы групп кратковременного пребывания учтены запросы родителей на образовательные услуги: организуется образовательная деятельность по речевому развитию, психическому развитию, сенсорному воспитанию, физическому развитию, музыкальному воспитанию, изобразительному творчеству. Проводятся консультации по актуальным вопросам воспитания и оздоровления детей младшего дошкольного возраста. Образовательную деятельность организуют педагоги детского сада: воспитатели, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, педагог-психолог. Наполняемость групп -14 человек, возраст детей от одного года до трёх лет. Группы кратковременного пребывания функционируют (бесплатно) дважды в неделю — понедельник, среда с 18.00 по 20.00 часов (с 01октября по 31 мая).
Содержание образовательной деятельности определяется ООПДО ДОУ с использованием комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Е.О.Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю.Мещеряковой; методическим пособием Д.Н.Колдиной «Игровые занятия с детьми 1-2 лет».
Организация образовательной деятельности в ГКП в течение недели
неделя | понедельник | среда |
1 неделя | музыка | Физическое развитие |
Игры-занятия (социально-коммуникативное развитие) | Игры-занятия (художественно-эстетическое развитие: рисование) | |
Совместные игры с родителями | Совместные игры с родителями | |
2 неделя | музыка | Физическое развитие |
Игры-занятия (познавательное развитие) | Игры-занятия (речевое развитие) | |
Совместные игры с родителями | Совместные игры с родителями | |
3 неделя | музыка | Физическое развитие |
Игры-занятия (социально-коммуникативное развитие) | Игры-занятия (художественно-эстетическое развитие: лепка/аппликация) | |
Совместные игры с родителями | Совместные игры с родителями | |
4 неделя | музыка | Физическое развитие |
Игры-занятия (познавательное развитие) | Игры-занятия (речевое развитие) | |
Совместные игры с родителями | Совместные игры с родителями |
Учебный план в группе кратковременного пребывания
№ п/п | Направление деятельности | Количество ОД | ||
неделя | месяц | год | ||
1 | музыка | 1 | 4 | 36 |
2 | физическое развитие | 1 | 4 | 36 |
3 | Игры-занятия (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие) | /1 | 4 | 36 |
4 | Игры-занятия (художественно-эстетическое развитие: рисование; лепка/аппликация) | /1 | 2 | 18 |
5 | Игры-занятия (речевое развитие) | /1 | 2 | 18 |
всего | 4 | 16 | 144 |
Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия
Инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия.
Педагог-психолог проводит игры-занятия один раз в неделю (понедельник) по социально-коммуникативному развитию (игры-занятия, направленные на развитие общения детей со сверстниками) и по познавательному развитию (игры-занятия, направленные на развитие познавательной активности, на развитие восприятия и мышления, на развитие целенаправленности и самодеятельности в предметной деятельности, на развитие практических и орудийных действий).
Игры-занятия по речевому развитию, рисованию, лепке, аппликации организует и проводит воспитатель.
В сфере развития игровой деятельности детей раннего возраста перед педагогами стоят следующие задачи:
- создание адекватной предметной среды для развития процессуальной игры;
- обогащение игрового опыта детей.
Совместные игры с родителями организует воспитатель, предлагая сюжеты для процессуальных игр, сюжеты для игр-замещений.
В результате работы групп кратковременного пребывания:
- Обеспечен плавный переход от семейного воспитания к воспитанию в детском саду.
- Оптимизирован адаптационный период детей при поступлении детей в группы полного дня пятидневной недели.
- Совершенствуется психологическое, физическое, эмоциональное развитие ребенка.
- Повышается компетентность родителей в вопросах воспитания детей, укрепляются детско-родительские отношения.
- Повышен и обогащён профессиональный опыт педагогов.
- Устанавливается сотрудничество между педагогами и родителями.
Таким образом, посещая в нашем детском саду группы кратковременного пребывания, родители замечают индивидуальный подход и уважение к личности ребёнка-дошкольника, в дальнейшем, успешную для ребёнка адаптацию к условиям детского сада.
Приложение 1.
Расписание образовательной деятельности в ГКП
неделя | Группа «Карапузики» | Группа «Малышок» | ||
понедельник | среда | понедельник | среда | |
1 неделя | музыка | физическое развитие | игры-занятия (социально-коммуникативное развитие) | игры-занятия (художественно-эстетическое развитие: рисование |
игры-занятия (социально-коммуникативное развитие) | игры-занятия (художественно-эстетическое развитие: рисование) | музыка | физическое развитие | |
совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | |
2 неделя | музыка | физическое развитие | игры-занятия (познавательное развитие) | игры-занятия (речевое развитие) |
игры-занятия (познавательное развитие) | игры-занятия (речевое развитие) | музыка | физическое развитие | |
совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | |
3 неделя | музыка | физическое развитие | игры-занятия (социально-коммуникативное развитие) | игры-занятия (художественно-эстетическое развитие: лепка/ аппликация) |
игры-занятия (социально-коммуникативное развитие) | игры-занятия (художественно-эстетическое развитие: лепка/ аппликация) | музыка | физическое развитие | |
совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | |
4 неделя | музыка | физическое развитие | игры-занятия (познавательное развитие) | игры-занятия (речевое развитие) |
игры-занятия (познавательное развитие) | игры-занятия (речевое развитие) | музыка | физическое развитие | |
совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями | совместные игры с родителями |