Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Кто ставит диагноз дислексия – что это такое, причины и симптомы заболевания, коррекция и диагностика отклонения, методы лечения

Posted on 27.11.202028.01.2020

Содержание

  • Кто ставит диагноз «дисграфия» и «дислексия»?
    • Дисграфия и дислексия: трудности с письмом и чтением, которые важно своевременно распознать
    • Какой врач может установить правильный диагноз?
    • В каком возрасте ставятся диагнозы «дисграфия» и «дислексия»?
  • Дислексия: болезнь или признак гениальности? | Здоровье ребенка | Здоровье
    • Лечиться лучше раньше, чем никогда
    • Поспешай не торопясь
    • Ликвидация безграмотности
    • Обучаться играючи
    • Смотрите также:
  • лечение, симптомы, этиология — Online-diagnos.ru
    • Общее описание
    • Психологические трудности при дислексии
    • Симптомы дислексии
    • Профилактика дислексии
    • Диагностика дислексии
    • Лечение дислексии
    • Рекомендации при дислексии
  • Дислексия – ответы на главные вопросы
      • Дислексия в разных языках
      • Дислексия в России и США
      • Изучение дислексии
  • особенности развития состояния и его коррекции у разных возрастных групп
    • Краткие сведения о распространенности патологии и механизме ее развития
    • Причины
    • Виды
    • Симптомы расстройства
    • Пути выявления
    • Лечение
    • Прогноз
    • Профилактика
  • «Никакой он не дурак». Что такое дислексия и почему дети не могут читать
        • Оригинал на сайте Snob.ru
    • «Не может даже списать нормально»
    • «Заставь одноногого прыгать»
    • «Детям не хватает воздуха!»
  • Разъяснения по справке о дислексии

Кто ставит диагноз «дисграфия» и «дислексия»?

Начало обучения в школе достаточно часто сопровождается возникновением у детей сложностей с освоением навыков чтения и письма. На фоне нормального интеллектуального развития и общей способности к обучению, малыши не могут справиться с этими задачами. Таких школьников ругают родители, вычитывают учителя и, в придачу ко всему, дразнят одноклассники. Чтобы избежать развития психологических нарушений и устранить проблемы, возникающие при чтении и написании информации, крайне важно вовремя обратиться к специалистам, которые смогут четко установить диагноз и предоставить ребенку квалифицированную помощь.

Дисграфия и дислексия: трудности с письмом и чтением, которые важно своевременно распознать

Дети с дисграфией с большим трудом обучаются навыкам письма. В тетрадках таких школьников множество грамматических ошибок. В упражнениях и диктантах отсутствуют заглавные буквы, спутаны слова и слоги, неправильно написаны знаки и символы. Дисграфики имеют плохой почерк и пишут крайне медленно, даже если очень стараются выполнить задание аккуратно и быстро. Со временем такие дети начинают всеми способами пытаться пропускать уроки и перестают выполнять письменные задания.

Очень часто дисграфия развивается в паре с дислексией. У малышей-дислексиков формирование навыков чтения происходит с особыми сложностями. Читая текст, дети пропускают звуки, неправильно произносят слова, путают слоги. Скорость восприятия информации при этом крайне низкая. Любые работы по русскому языку такие школьники выполняют очень неохотно, будь то чтение, изложение или пересказ.

Если родители ребенка своевременно не обращаются к специалисту чтобы распознать дисграфию или дислексию, у школьника начинает развиваться депрессия, чувство собственной неполноценности, а также появляются проблемы с коммуникацией со сверстниками. Более того, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить такие нарушения. Поэтому, ключевой задачей является обнаружение, диагностика и преодоление расстройств письменной речи с целью недопущения их развития и перехода на следующие этапы обучения.

Читайте также: Дисграфия у взрослых: причины и лечение

Какой врач может установить правильный диагноз?

Как правило, о подозрении на дисграфию или дислексию родителям школьника сообщает учитель. Сами родители далеко не всегда задумываются о наличии расстройств, списывая все на безграмотность ребенка, его лень или простое нежелание учиться.

Изначально следует провести обследование ребенка на предмет нарушений слуха или зрения. Если школьник, например, имеет проблемы со слухом, то вполне естественно, что у него не получается ни расслышать звуки, ни правильно перенести их на бумагу.

Если же со здоровьем малыша все в порядке, родителям обязательно нужно обратиться к:

  • Логопеду-дефектологу. Врач проводит основную работу по диагностике заболевания и выявлении нарушений чтения и письма.
  • Психоневрологу. Доктор помогает диагностировать сопутствующие отклонения (если таковые есть), выявить причины дисграфии и дислексии. В случае необходимости, специалист также подбирает медикаментозное лечение.

Диагнозы «дислексия» или «дисграфия» устанавливается исключительно после комплексного обследования ребенка.

В каком возрасте ставятся диагнозы «дисграфия» и «дислексия»?

Учитывая то, что малыши очень быстро растут и развиваются, при чем, в индивидуальном темпе, диагностировать сложности с чтением и письмом достаточно затруднительно. Диагноз «дисграфия» или «дислексия» логопед-дефектолог и психоневролог не могут окончательно установить детям, которые еще не достигли 7-8-летнего возраста. Именно в этом возрасте заканчивается формирование письменной речи и механизмов зрительной дифференцировки. До этого возраста школьник может быть еще просто не готовым к письму и чтению.

Читайте также: Лечат ли дисграфию методом Томатиса?

Грамотный специалист не станет торопиться с окончательным диагнозом. Безусловно, трудности с овладением письменной речью могут возникать и в 5-6 лет. В особенности, если у малыша еще окончательно не сформирована устная речь. При этом раннее обращение к логопеду позволит за относительно короткий срок справиться с такими сложностями. Ведь чем позже начинается терапия, тем труднее научить читать и писать запущенных дисграфиков и дислексиков. Своевременное выявление таких патологий – это одно из важнейших условий их дальнейшего эффективного лечения.

Дислексия: болезнь или признак гениальности? | Здоровье ребенка | Здоровье

Наш эксперт – директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

Если к 3–4-му классу школы ребенок все еще читает по слогам, старается угадывать слова, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, постоянно теряет строчку или неоднократно возвращается к уже прочитанному слову, то в этом случае специалисты ставят диагноз «дислексия».

Лечиться лучше раньше, чем никогда

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет право поставить раньше, чем ребенку исполнится 10–11 лет. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять время даром. Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно, а вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.

Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития.

Сегодня известно, что причин этого явления гораздо больше. Кроме упомянутого фактора это могут быть еще и проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия и т. д. Если хотя бы одна из этих «кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом. Выявить, что именно из этих функций хромает, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к специалистам: логопедам, дефектологам, психоневрологам. В их арсенале есть специальные методики, которые помогают сначала разобраться в причинах развития дислексии, а затем и скорректировать эти проблемы.

На занятиях используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов. Ребенок тренируется в правильном произношении определенных звуков, учится определять, какой букве на письме соответствует звук, выделяет грамматические элементы слов. Владеют специалисты и определенными секретами, многие из которых совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями внимания порой достаточно применить простое приспособление – надеть на книжную страницу полоску с передвижным «окошечком», в которое помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться на одном этом слове и не будет отвлекаться на другие.

Поспешай не торопясь

В появлении так называемой «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремление научить своего ребенка читать как можно раньше может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда еще у малыша не все функции для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату. Научиться читать к 5 годам способны всего 20% детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии. Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания.

То же самое касается и раннего обучения в школе. 30% детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70% – не раньше, чем к 6–7 годам. Ведь для того, чтобы уметь читать, мало знать буквы. Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит стараться быстрее сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать в ребенке все те функции, которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И когда они будут сформированы, ребенок быстро «дозреет» и научится читать правильно.

Ликвидация безграмотности

                                                               
Кстати
Когда-то дислексиков считали людьми интеллектуально ограниченными. А сегодня некоторые ученые даже называют дислексию одним из признаков гениальности. В доказательство они приводят весьма внушительный список знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Петр I, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин Тарантино, Оззи Осборн, Том Круз и 40% миллионеров (в том числе знаменитый Джон Рокфеллер).

Еще одна большая опасность заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ребенку во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, в большинстве учебных заведений эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Конечно, для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают детей абсолютно зазря – ведь при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно.

К тому же дислексия – это не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи прошлогоднего ЕГЭ, более половины выпускников средней школы не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит, что, несмотря на то что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а те – в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели. Недаром же великий психолог Л. С. Выготский сказал: «Чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».

Обучаться играючи

Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом нужно больше разговаривать, как можно чаще провоцировать его на диалог, а затем и на монологическую речь. Пусть пересказывает сказки, мультики, составляет рассказы по картинке, делится своими переживаниями и впечатлениями. Помимо речи также с первых дней жизни нужно развивать и зрительно-пространственное восприятие ребенка: учить его сначала дотягиваться до погремушек, затем собирать пирамидки и башни из кубиков, а позже срисовывать предметы. Развивать мелкую моторику пальчиков помогают пазлы, мозаика, конструктор. Необходимо также работать над вниманием и памятью маленького человечка. Вот, например, одна очень полезная игра, которая отлично подготавливает ребенка к чтению, но ее лучше начинать после 5 лет. Надо разрезать картон на квадратики, нарисовать на них печатные буквы и разрезать каждую букву на две части. Затем смешать все картинки, найти половинку одной буквы и попросить ребенка отыскать вторую, недостающую половинку. Следующий этап – разрезать картину с буквой на 4 части и попросить малыша восстановить буквенный пазл целиком. Вся эта работа не должна носить эпизодический характер, ее надо сделать системным, ежедневным делом. Но любые занятия с дошкольником 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10 минут.

Смотрите также:

лечение, симптомы, этиология — Online-diagnos.ru

Медучреждения, в которые можно обратиться
  • Общее описание

Общее описание

ДислексияВ нашем грамотном обществе дислексией называют нарушение способности к обучению, которое сопровождается долгосрочными последствиями как в личном, так и социальном плане.

Дислексия — это неврологическое расстройство генетической природы, заключающееся в затрудненном овладении навыками чтения и письма от руки при традиционной системе обучения. Дисграфия обычно проявляется при дислексии. В тяжелых случаях возможно развитие алексии — полной утраты навыка чтения и правописания. У более чем 70% школьников, которым в 3-м классе был поставлен диагноз «дислексия», симптомы дислексии проявляются и во взрослом возрасте. Особое внимание стоит обратить на тот факт, что не у всех, кто плохо или медленно читает, имеет место дислексия.

Факторы, влияющие на развитие дислексии:

  • наследственность;
  • нарушение равновесия между полушариями мозга;
  • правополушарный тип мышления;
  • явное либо латентное левшество у мальчиков.

Человеку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если вы испытываете трудности в реализации своего интеллектуального потенциала по причине дислексии, обратитесь за помощью к специалисту.

Психологические трудности при дислексии

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей. К психологическим трудностям при дислексии относятся:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Симптомы дислексии

Симптомы дислексииДислексика легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

  • интеллект сохранен;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых слов;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • затруднение в определении верха и низа;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обостренный эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У пациентов с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у себя или своего ребенка, стоит записаться на прием к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария и требуется специальная терапия.

Профилактика дислексии

Заботливые родители обязательно должны пройти вместе с ребенком профилактический осмотр до школы на предмет выявления дислексии, чтобы предупредить трудности в обучении у своего будущего школьника. Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5-ти лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также такие неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойность, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

Диагностика дислексии

Диагностика дислексииДиагностика дислексии может осуществляться в любом возрасте. Диагностика интеллектуального развития и способностей к обучению как при установленном диагнозе «дислексия», так и при возможной дислексии является ключевым аспектом клинического обследования.

Диагностика дислексии включает:

  • Анализ анамнестических данных.
  • Изучение истории развития ребенка и семейной истории.
  • Обследование поведения при взаимодействии со взрослым.
  • Проведение дерматоглифического исследования.
  • Диагностику письменной речи (навыков чтения и письма).
  • Проведение графологического анализа почерка.
  • Оценку работы зрительного анализатора.
  • Консультацию у невролога.

Возможно назначение эхоэнцефалографии, электроэнцефалографии, компьютерной томографии.

Лечение дислексии

Лечение дислексииКоррекция навыков чтения и письма при дислексии является областью профессиональной помощи. Эффективность же медикаментозного лечения дислексии не доказана и на этом основании к применению не рекомендована. Предупреждение негативных появлений дислексии в обучающем процессе и поведении целесообразно начинать еще в дошкольном возрасте, уделяя особое внимание развитию навыков самообслуживания, самоконтроля за движениями и эмоциональным состоянием. Полезными при дислексии считаются упражнения, которые помогают установить равновесие между полушариями мозга.

Но следует помнить: в ряде случаев достичь приемлемого уровня грамотности при дислексии не удается.

Рекомендации при дислексии

Дерматоглифическое исследование позволит специалисту определить в чем истинные причины проблем с чтением, почерком и грамотностью в письме. А организация коррекционных занятий с учетом результатов дерматоглифического исследования позволяет в короткие сроки в корне изменить сложившуюся ситуацию с обучением у детей, подростков и взрослых с дислексией; показывает, как следует более эффективно рассчитать стратегию обучения при дислексии.

Дислексия – ответы на главные вопросы

В этом случае дислексию нужно диагностировать и рассматривать как один из вариантов расстройства развития. Трудности могут носить разный специфический характер ― в зависимости от культуры, в которой растет ребенок, и от языка, на котором он учится читать.

Дислексия в разных языках

В своих исследованиях я рассматриваю дислексию как определенный вид неспособности обучения чтению, связанный с чтением отдельно взятого слова, — это процесс декодирования. Иными словами, декодирование — это то, как быстро человек может прочитать слово без ошибок. Эта характеристика дислексии особенно важна для «непрозрачных» языков, например для английского. В таких языках нет прямого, «прозрачного» соответствия фонем и графем.

Чтобы правильно и без акцента говорить на родном языке, нужно уметь слышать и манипулировать фонемами, часто называемыми неделимыми звуковыми носителями языка (все слова разговорного языка собираются из фонем). Чтобы ребенок научился читать, у него должно быть сформировано репрезентативное пространство родного языка, которое описывается в фонемах. При обучении чтению эти фонемы нужно научиться картировать, то есть переводить, в графемы — визуальные носители языка. Азбучные языки, примером которых является русский, отличаются друг от друга в зависимости от того, с какой точностью и однозначностью фонемы картируются в графемы или наоборот.

При картировании графем в фонемы вы декодируете (озвучивая или нет) слово. При картировании фонем в графемы вы занимаетесь правописанием. В русском языке достаточно просто читать — картировать графемы в фонемы. Мало слов, из-за которых возникают сложности с кодированием, — в этом случае нужно знать произношение слова. Например, «солнце» ― при чтении буква «л» не читается, но если вы все-таки прочтете «соЛнце», то никто не посчитает это ошибкой. То есть в русском языке, как только ты овладел азбукой, то есть принципом кодирования, ошибок при чтении практически не бывает, в отличие от английского, где много слов читаются совершенно не так, как пишутся. Ситуация с правописанием в русском совсем другая: кодирование фонем в графемы является задачей совсем непростой.

Дислексия в России и США

В России мало специалистов, которые могут поставить диагноз «дислексия», потому что в стране используется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и в ней нет такого диагноза. Там есть диагноз специфического расстройства чтения F81.0, но эти расстройства не дифференцируются на неспособности на уровне слова и неспособности на уровне связного текста.

В пятой редакции американского «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-V) употребляется термин «дислексия», на основании этого лицензированный специалист — педиатр, психолог, психиатр, невролог — может поставить соответствующий диагноз. При этом дислексия определяется как «трудности с обучением, характеризующиеся проблемами с точным или беглым распознаванием слов, плохим декодированием и плохими способностями к правописанию» — «a pattern of learning difficulties characterized by problems with accurate or fluent word recognition, poor decoding, and poor spelling abilities (p.67, DSM-5)».

Диагноз ставится на основе клинического наблюдения и психологического тестирования, которое выявляет проблему. Специалисты используют тесты интеллекта, проверяют фонетические навыки человека, навыки, связанные с развитием родного языка и речи, и навыки, связанные с элементами когнитивных процессов, например памяти. На основе большого количества тестов пишется развернутое заключение, и на основе этого ставится диагноз.

Изучение дислексии

Впервые это расстройство развития было зафиксировано в немецкоязычной литературе в конце XIX века. В ней описывались случаи, когда у детей, которые посещают обычные школы и растут в достаточно состоятельных семьях, есть проблемы с обучением. Расстройство обозначили как неврологическое, и сразу были описаны его семейные формы.

В этих ранних работах дислексию называли по-разному, в том числе врожденной словесной слепотой. В начале XX века американский ученый Самюэль Ортон ввел в своих работах понятие «дислексия». Ортон также провел первые популяционные исследования в штате Айова (США), чтобы установить частоту встречаемости этого расстройства — до него ученые описывали единичные случаи.

особенности развития состояния и его коррекции у разных возрастных групп

Дислексия представляет собой нарушение процесса чтения. В отличие от более тяжелой алексии, когда человек в принципе не может читать, некоторые способности к восприятию текста на материальном носителе присутствуют. Нарушение развивается в ранние годы, еще до овладения навыками чтения, предрасположенность имеется с самого рождения.

Строго говоря, дислексия не считается ни самостоятельным заболеванием, ни психическим расстройством. Это, скорее, симптом, аномалия мнестического плана. Коррекцией патологии (говоря условно) занимается врач-логопед.

Выявить легкие формы не всегда представляется возможным на первый взгляд. Человек читает, даже воспроизводит прочитанное дословно или своими словами, однако обнаруживается бедность лексического строя, неточность семантического плана, когда заменяется смысл и прочие моменты. Отграничить состояние от недостаточного образования во взрослые годы непросто, требуется несколько консультаций.

Лечение систематическое, зависит от первопричины развившегося нарушения. Как правило, эффекта удается достичь в 80% случаев, остальные ситуации требуют более глубокой проработки. Неизлечимые формы дислексии встречаются крайне редко и имеют органическое происхождение. Связаны со структурными изменениями в головном мозге.

Краткие сведения о распространенности патологии и механизме ее развития

Согласно статистическим данным, расстройство встречается в той или иной форме почти у 3% населения планеты, возможно больше. Данные отличаются. Парадоксально, но основная часть лиц с описанным отклонением фиксируется в развитых странах: США, Канаде, Европейских странах. С чем это связано доподлинно неизвестно. Как предполагают исследователи, речь идет о высоком уровне информационного воздействия («интоксикации»), загрязненности информационной среды «шумом». Дислексия выступает своего рода защитным механизмом и имеет психологическое происхождение.

Мужчины страдают патологией чаще женщин. Соотношение составляет почти 5:1 соответственно. Манифестация в подавляющем большинстве случаев встречается у детей. У дошкольников обнаружить проблему сложно, если не невозможно. У школьников она становится очевидна в первый же год обучения. У взрослых дислексия формируется сравнительно редко. Причины в основном органические, от нейроинфекций до опухолей и травм.

Также статистика указывает на особенности воспитания, микроклимата в семье, эмоциональной близости ребенка — как факторы развития дислексии. Речь идет о сложном психофизиологическом комплексе.

Механизм формирования патологического процесса изучен недостаточно. Врачи говорят о нарушении высшей нервной деятельности. Чтение проходит несколько этапов: от визуального восприятия буквенных начертаний, синтеза их воедино, восприятия связей между буквами, идентификации звуковых особенностей до создания семантической связи в предложении, понимания смысла написанного в единстве. Это сложный процесс. Почему человек делает это за считанные секунды, даже не задумываясь? Психика способна к формированию так называемых автоматизмов. У детей с дислексией процесс на определенном этапе нарушается.

В зависимости от того, какой именно аспект нарушен, какая форма отклонения развилась, проводится коррекция. Способы и подходы строго индивидуальны.

Причины

Факторы развития патологии также не изучены до конца. Практики и теоретики (врачи, нейрофизиологи) выделяют две группы причин. Органические и психологические. Они встречаются изолированно и в системе.

Органические причины могут быть внутриутробными. При влиянии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды на организм роженицы, развиваются изменения в коре головного мозга. Не всегда они заметны с первого взгляда и очевидны.

Какие факторы оказывают губительное воздействие:

  1. Перенесенные инфекционные заболевания. Особенно вирусные: герпес, грипп, ОРВИ.
  2. Воздействие интенсивного ионизирующего излучения. Некоторые регионы планеты более опасны в этом отношении. Среди таковых, например, Ивановская, Брянская, Свердловская области в России, Киевская область на Украине и т. д. Проживание в таких местах ассоциировано с более высоким риском мутаций, дефектов у плода.
  3. Прием алкоголя, курение. Пагубные привычки критичны на любом этапе беременности.
  4. Стрессы, физические нагрузки.
  5. Нарушения гормонального фона, нескорректированные медикаментами.
  6. Тяжелый токсикоз.
  7. Поздняя первая беременность. После 25-30 лет. Считается опасным периодом в плане вероятности аномалий развития плода.

Большую роль играет гипоксия внутриутробного периода. Головной мозг плода, все ткани организма недополучают кислорода, что сказывается на их развитии. В критических случаях обнаруживается не стагнация и замедление развития, а гибель клеток и выраженные психические расстройства при рождении, слабоумие. Та же роль отводится аутоиммунным процессам. Когда организм матери атакует плод, принимая его за опасного вторженца.

После рождения основная роль отводится психологическим факторам. В первые несколько лет жизни — ребенок, его психика наиболее уязвимы для различного воздействия. Потому не должно быть разлучения с матерью. При периодическом «исчезновении» матери из жизни ребенка развивается так называемый госпитальный синдром. Дети, страдающие им, развиваются медленнее, хуже усваивают социальные нормы, имеют склонность к девиантному и даже преступному поведению в будущем, социопатии, психопатиям.

Другой вариант — педагогическая запущенность. Это результат недостаточного воспитания ребенка, его личностного развития, малого количества контактов со взрослыми, социальными институтами либо недостаточной интенсивностью такого воздействия. Встречается сравнительно часто, но не всегда приводит к дислексии. Зависит от личностных особенностей ребенка и его психики.

Согласно профильным исследованиям, большая роль отводится и наследственности. Это объясняет отсутствие четкой закономерности между психологическими факторами и развитием отклонения.

В то же время, дислексия чаще встречается у детей, растущих в неблагополучных семьях, где активно практикуется насилие, психическое и физическое, конфликты, потребление спиртного (не обязательно).

В поздние годы, у взрослых и подростков тяжесть обусловленности смещается в сторону органических расстройств, в основном структурных отклонений со стороны головного мозга. Вариантов много:

  1. Нейроинфекции. Менингит, энцефалит. Провоцируют деструкцию тканей, рубцевание, выпадение высших нервных функций. Вероятность развития расстройства зависит от локализации поражения.
  2. Инсульт. Едва ли не основной виновник. При поражении лобной, височной, особенно теменной долей развивается комплекс нарушений. Отклонение часто сочетается с дисграфией, невозможностью нормально говорить и формулировать мысли, когнитивными нарушениями. Возможность коррекции зависит от сроков начала реабилитации, обширности поражения церебральных структур.
  3. Опухоли головного мозга. Доброкачественные и злокачественные. Нарушение способностей к чтению обусловлено преимущественным поражением теменной доли. При раннем оперативном лечении и устранении провоцирующего фактора возможно полное восстановление функции.

Некоторые органические внемозговые заболевания также провоцируют отклонение косвенным путем. Сердечно-сосудистые болезни могут вызвать нарушение кровотока в головном мозге (среди таковых сердечная недостаточность, кардиомиопатии, перенесенный инфаркт, ишемическая болезнь), эндокринные патологии воздействуют на сосуды и провоцируют их стеноз (гиперкортицизм, также избыточная выработка гормонов щитовидной железы, гипофизарная дисфункция). А значит снижение качества трофики мозга.

Причины развития дислексии выявляются в обязательном порядке. В зависимости от результатов тщательной диагностики подбирается терапия. Эффективно сочетание способов (психотерапия, занятия с логопедом и др.).

Виды

Формы патологии подразделяются в зависимости от того, какая функция в восприятии письменного текста выпадает, какой аспект психического отклонения более выраженный.

  • Фонематическая

Сопровождается невозможностью адекватного восприятия отдельных звуковых, буквенных единиц. Проблема фундаментальная, на уровне понимания звуковой структуры слова, что сказывается и на устной речи пациента.

  • Семантическая

Пациент воспринимает отдельные слова, но не способен понять связь между ними. Потому предложения не складываются воедино и не имеют для такого человека никакого смысла.

Нарушение высшей нервной деятельности. В этом случае страдает не восприятие, а интеллектуальная составляющая. Человек не способен соотнести написанную букву с конкретным звуком.

Полная невозможность восприятия начертания букв и знаков препинания. Человек не понимает, что он видит и не может распознать символы.

Она обнаруживается у пациентов с нарушениями зрения вплоть до полной слепоты. Частота у таких больных составляет от 3 до 7%, коррекции поддается относительно легко. Может обуславливаться адаптацией к новым условиям жизни.

Виды дислексии могут сочетаться. Классификация условная, потому как грани между видами не всегда такие четкие.

Симптомы расстройства

Признаки отклонения зависят от конкретной формы.

  1. Фонематическая разновидность сопровождается невозможность воспринимать буквенный и звуковой состав слов. Человек заменяет одни звуки на другие, похожие по звучанию: звонкие на глухие и т. д. Считается одной из наиболее сложных форм расстройства.
  2. Семантическая приводит к механическому чтению. Пациент читает написанное, но не понимает ни слова. Потому как связь между словами в предложении не осмысливается. Текст остается сухим набором символов и отдельных слов.
  3. Мнестическая сопровождается узнаванием букв и невозможностью сориентироваться, какой звук они обозначают. При этом проблема возникает не только в вербальном воспроизведении, но и в ментальном, внутренним голосом.
  4. Оптическая соответствует скорее алексии, полной невозможности читать. Отграничить их непросто.
  5. Тактильная обнаруживается при невозможности распознать написанное шрифтом Брайля.

Почти во всех случаях страдает не только восприятие письменной речи, но и вербальные способности. Лексический строй скудный, как и словарный запас. Человек путается при произнесении слов. Тяжесть и выраженность таких симптомов зависит от формы расстройства и причины такового.

Помимо, пациент испытывает массу сопутствующих симптомов. Вроде дезориентации, ощущения собственной ущербности, зацикленности на проблеме, чувства вины. Нередко развивается невроз, тревожное расстройство, обсессивно-компульсивный синдром. Почти в 100% случаев страдает социальная сторона жизни, человек сокращает количество контактов, вплоть до преимущественной добровольной изоляции, что сказывается на проблеме и приводит к ее дальнейшему усугублению.

Симптомы специфические. При этом остальные сферы остаются нетронутыми, когнитивных и мнестических нарушений нет. Человек хорошо ориентируется в личности, выполняет мыслительные операции и т. д. Однако при наличии сопутствующих заболеваний, особенно тех, что и провоцируют расстройство процесса чтения, обнаруживаются прочие симптомы. Это относится в первую очередь к слабоумию. Клинические признаки фиксируются для дальнейшей оценки в рамках диагностики.

Как видят люди с дислексией?

Как и остальные с тем исключением, что печатный текст представляет сложности для восприятия.

Пути выявления

Диагностика не представляет больших сложностей при выявлении факта дислексии. Куда сложнее определить ее форму и причину развития.

Распознать расстройство можно с помощью специального опросника, который и использует доктор.

Кто ставит диагноз?

Диагностикой и лечением проблемы занимается логопед.

Задаются простейшие вопросы:

  • Умеет ли человек читать?
  • Насколько быстро читает, если умение присутствует?
  • Есть ли трудности с воспроизведением написанной информации, чтением вслух?
  • Приходится ли читать текст несколько раз, чтобы понять содержание? (в этом случае проблема может быть в недостаточной концентрации внимания или высокой сложностью читаемого текста, что вполне естественно).
  • Есть ли проблемы с письмом: пропуск букв, неправильное начертание символов?
  • Хорошо ли дается изучение иностранных языков, давалось ранее, в школьные годы?

Далее предлагается вслух, с выражением и соблюдением правил препинания прочесть короткий несложный текст. Опытный врач определяет проблемы практически сразу, но возможны варианты. Не всегда плохой навык чтения вслух говорит о диагнозе, возможно отсутствие опыта, в том числе читательского.

Тест на дислексию неприменим к детям. Для диагностики проводится устная беседа или предлагается прочесть небольшой фрагмент текста.

Как понять, что у тебя дислексия?

Самый очевидный ответ — есть трудности с чтением. Во всех остальных случаях рекомендуется обратиться к врачу для оценки состояния.

Лечение

Терапия проводится под контролем врача-логопеда. Суть лечения заключается в комплексном воздействии на проблемные качества мыслительного процесса. При этом можно скорректировать только психологические проблемы и только при сохранном интеллекте. В остальных случаях эффект будет неполный или его не будет вообще.

Начинают с простых мероприятий. Прочесть отдельную букву. Произнести ее вслух. Дальше — больше. Отдельные слова. Короткие словосочетания, предложения. Затем абзацы и так вплоть до целых текстов. Форсировать обучения категорически воспрещается, чтобы не было обратного эффекта. Сначала усваивается один навык. Только затем прививается новый. Они взаимосвязаны и не могут развиваться отдельно.

Некоторые практикуют метод Дейвиса. Это спорная методика, основанная на воображении и способности к образному мышлению.

Упражнения по устранению проблемы даются на дом, логопед контролирует усвоение навыков и корректирует направление терапии.

Коррекция дислексии возможна не всегда. Тяжелые структурные изменения головного мозга приведут к стойкому дефекту. Лечение может предполагать хирургическое вмешательство. Это косвенный метод, направленный на удаление опухоли, гематомы и пр.

Прогноз

В основном благоприятный. Коррекция возможна в 80-90% случаев. Длительность терапии составляет от 3 до 6 месяцев с периодичностью посещений логопеда 1 раз в неделю. Максимум 2.

Профилактика

Специфических методик как таковых нет. Рекомендуется начинать обучение детей чтению не ранее 4,5-5 лет, чтобы не спровоцировать обратного эффекта. Дома нужно поддерживать оптимальную эмоциональную атмосферу. Также рекомендуется своевременно лечить все возможные заболевания эндокринного, кардиологического профиля, сосудистые патологии. Профилактика не требует особых подходов. Достаточно придерживаться здравого смысла.

«Никакой он не дурак». Что такое дислексия и почему дети не могут читать

Оригинал на сайте Snob.ru

 

Каждый третий ребенок в России с трудом учится читать и писать. У каждого десятого — дислексия. Ее часто называют болезнью гениев, самый известный дислексик — Альберт Эйнштейн. Но чтобы каждый ребенок с дислексией мог проявить свои таланты, система образования должна сильно измениться. «Сноб» разбирался в ситуации вместе с родителями, детьми и учеными

«Не может даже списать нормально»

В два года Александра не говорила ни слова. В четыре ей поставили диагноз «дислексия». В 12 диагностировали дискалькулию и дисграфию. В 19 лет она выиграла олимпиаду по истории и поступила в МГУ без экзаменов.

— Я знаю правила, но все равно пишу с ошибками, — рассказывает Александра. — Могу не увидеть заглавную букву или перепутать буквы. Например, «е» и «и»: едем или едим? Вот мои родители никогда не знают, ем я или еду.

На практике дисграфия выглядит так: Александра пишет текст. Проверяет — ошибок нет. Сдает работу учителю — учитель находит ошибки. «»Я даже проверять не стану. Здесь сплошные ошибки. «Два», — учитель возвращает листочек обратно. «Вот дура, — слышится с задней парты. — Не может даже списать нормально!» От обиды в горле встает ком. Как же так! Ведь все было правильно. Где ошибки? Неужели я и в самом деле дура?» — так Александра описывает детство в одном из своих рассказов. Его опубликовали в группе Ассоциации родителей и детей с дислексией в фейсбуке. Сейчас в этой группе каждый день появляются посты о том, что такое дислексия и как ее скорректировать. Когда Александра училась в школе, ассоциации еще не было.

— Учителя в школах не хотели вникать в ситуацию. Им это неудобно, неинтересно и не нужно, — рассказывает Анна, Сашина мама. — Когда Александра пошла в первый класс, мне позвонили через месяц. Потребовали отдать ее в школу для недоразвитых детей. Для государства мы не существовали. Нам сказали: «Вам нужно заниматься с логопедом. Но логопед в поликлинике вами заниматься не будет».

На проблемы с письмом накладывалась дискалькулия — проблемы со счетом: пять плюс три у Александры может быть восемь, десять или двенадцать. Ей пришлось сменить три школы, два раза пройти четвертый класс, заниматься с репетитором-дефектологом и поднимать самооценку на занятиях с психологом.

Когда Александре было 12, она занималась с петербургским психологом Еленой Чесноковой, которая одной из первых в России стала применять американские методики коррекции дислексии. Для Александры она разработала индивидуальную программу. На коррекцию дисграфии ушло около десяти дней. На занятиях Александра, в числе прочего, лепила алфавит из пластилина, тренировала навыки чтения и делала упражнения на координацию движений.

— В том возрасте, в котором хорошо бы диагностировать дислексию, ребенок ничего не может сделать сам. Он не понимает, что у других может быть по-другому. Мне даже в голову не приходило, что мой сосед по парте может не делать ошибки, которые делала я, — вспоминает Александра.

Диспраксия скорректировалась сама. Чтение автоматизировалось во время учебы в школе. На семейном совете решили не тратить время на коррекцию дискалькулии — это отнимет слишком много сил, проще ходить с калькулятором. Последние два школьных года Сашу готовили к ЕГЭ. Она сдала экзамен по русскому на пятерку, но дисграфия до сих пор остается ее главной проблемой: чтобы написать СМС, Александре нужно приложить больше усилий, чем большинству людей.

— Мне кажется, что дислексия — не болезнь, а дар. Он связан с определенными трудностями в обучении, но в нем есть и положительные стороны. Например, у меня хорошая память. В основном краткосрочная, но тем не менее я могу запоминать большой объем информации.

Первую сессию Александра сдала на пятерки с одной четверкой. Преподаватели в МГУ не знают о ее особенности.

«Заставь одноногого прыгать»

Саше 13 лет. В шесть ему диагностировали дизартрию, которую удалось преодолеть при помощи логопеда. Эта же логопед скрыла от Сашиных родителей, что у него дислексия.

— Полагаю, не говорили, поскольку не знали, что с этим сделать. Потому что, если ты поставил диагноз, нужно предложить решение, а его у этих людей не было, — рассказывает Сашина мама, Светлана Дорофеева.

Трудности в обучении с приставкой дис- (дислексия, дискалькулия, дисграфия) не связаны с проблемами умственного развития. Но они часто сопровождаются нарушениями пространственного восприятия, что приводит к плохому почерку. Дети не отличают заглавную «З» от заглавной «Е», пары б/п и д/т и даже после сотого объяснения пишут «Классная радота».

Еще два года назад Саша, несмотря на всю свою сообразительность, не мог написать без ошибки ни одного слова. Учителя и родители думали, что он ленится или делает назло, и ругали его за это.

— Но это все равно что заставлять прыгать человека со сломанной ногой, — объясняет Светлана. — К четвертому классу проблема была уже очень большой. Он не хотел идти в школу, заболевал и не хотел выздоравливать. Одноклассники начали травить его. Это было просто чудовищно!

Светлана занималась с сыном часами, но все без толку. В конце концов одна из учительниц сказала ключевое слово: дислексия. Светлана начала искать информацию.

Лингвист по образованию, она знала теорию языка. Оставалось изучить психологические, физиологические и нейрофизиологические основы. Результатом трудов стала «условно идеальная модель» процессов, происходящих в мозге и необходимых для успешного чтения и письма. Светлана соотнесла эту модель с тем, что было у ее сына, и приступила к активным действиям. Три недели Саша занимался дома с мамой: 12 раз в день по 5–10 минут каждый час без выходных и перерывов. Чтобы соблюдать график, заводили таймер.

— Ребенок с дислексией не может долго удерживать внимание, выполняя задания, связанные с чтением и письмом. Для него это слишком энергозатратно. До тех пор, пока действия не станут автоматизированными, упражнения с такими детьми нужно делать короткими циклами, но часто.

После интенсивного курса Саша написал небольшой текст: «Дислексия и дисграфия — это когда ты хочешь писать аккуратно и грамотно, но у тебя это не получается, и ты никому не можешь объяснить почему. С этим можно справиться, если делать специальные простые упражнения. Подтверждаю своим опытом. Саша».

Решив проблему своего сына, Светлана захотела помочь другим детям с дислексией. Но, чтобы ее методику могли применять другие специалисты, нужны научные исследования. Так Светлана стала аспирантом и стажером-исследователем в Лаборатории нейролингвистики.

— Проблема образования детей с дислексией касается не только их самих и их родителей. Эти дети могут стать полезными обществу взрослыми, многие из них талантливы. Но если их десять лет ругать и унижать… Ну, кто-то вырастет сильным. Большинство же станут озлобленными, пассивными и подавленными. Детям с дислексией нужна система решений.

«Детям не хватает воздуха!»

Мария Пиотровская — внучка востоковеда Бориса Пиотровского, дочь востоковеда и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Она и сама получила диплом арабиста, но дважды круто изменила жизнь: сначала ушла в банк, потом — в благотворительность: у ее дочери тоже дислексия.

— Школьные учителя ничего не понимали. Дочка читала медленно — заставляли читать чаще. Это вызывало у нее только головную боль, раздражение и нежелание читать вообще.

В Евросоюзе тетради детей с дислексией помечают специальными наклейками, чтобы проверять их письменные работы по-другому. Российское образование таких детей игнорирует. В идеальном мире все дети попадают к логопеду на диагностирование, а в каждой начальной школе работает дефектолог, нейропсихолог и логопед. В реальности обеспечить полный набор могут только частные школы.

В 2016 году Мария Пиотровская основала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Ее участники хотят добиться того, чтобы всех детей при поступлении в школу проверяли на дислексию.

— В России есть замечательные специалисты по дислексии, — говорит Пиотровская. — Они провели много исследований и предложили несколько решений, но на практике, увы, мы так и не смогли найти площадок, где бы их разработки применялись.

Пиотровская уверена: в каждом регионе нужны специальные центры, где детям с трудностями в обучении помогут решить их проблемы, а учителей и логопедов научат работать с такими детьми. Ассоциация ведет переговоры сразу с несколькими регионами, но пока откликнулась только Чечня: местные учителя, логопеды и школьные психологи прослушали курс повышения квалификации в Грозном. Сейчас там каждый ребенок поступает в школу с заключением логопеда и психолога, затем специалисты снова проверяют его каждые полгода, а во втором классе делают итоговое заключение.

— Эти заключения нужны, чтобы учитель понимал, что у ребенка есть особенности развития. Что никакой он не дурак и что это не проблемы воспитания, — объясняет Маликат Маздаева, логопед одной из детских поликлиник Грозного.

Раньше логопедические заключения выдавали по всей стране. Потом многие региональные фонды ОМС сократили или полностью прекратили финансирование логопедов. Хотя ситуация становится только хуже.

— Число детей с проблемами в обучении растет во всех странах, — объясняет профессор Татьяна Ахутина, заведующая лабораторией нейропсихологии на факультете психологии МГУ и попечитель Ассоциации. — Учителя с этим не справляются. Бессмысленно говорить им, что они должны лучше учить — нужна специфическая помощь. Чем раньше ребенок начнет работать над проблемой, тем быстрее он ее преодолеет. Если заниматься два раза в неделю и делать специальные задания, можно скорректировать дислексию за восемь-девять месяцев.

Основные причины трудностей в обучении — генетическая предрасположенность, проблемы внутриутробного развития, неврологические патологии, стрессы, плохая экология и чрезмерная нагрузка. Мода на раннее образование — это для детей скорее плохо, чем хорошо, считает старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии в МГУ Екатерина Матвеева.

— Приходит на прием к неврологу ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Он ходит в садик Монтессори, на танцы, в бассейн и театральную студию, а по выходным в Пушкинском музее замечательная программа для детей. Свободное время у ребенка начинается после шести вечера. Мама жалуется, что в шесть часов вечера что-то он не очень спокойно сидит за столиком и не хочет делать аппликацию. Дети перегружены: школа, кружки, секции, занятия с репетиторами. Стоит только чуть-чуть разгрузить ребенка, дать ему воздухом подышать, у него и чтение автоматизируется, и математика улучшается. Детям не хватает воздуха!

— Стандартную школьную нагрузку на период интенсивной коррекции надо снизить обязательно, — согласна Светлана Дорофеева. — Детям с дислексией вредно «просто переписывать» тексты. Им вредно создавать условия, в которых они снова и снова сделают ошибки. Но не заниматься с ними все равно нельзя, потому что они на многое способны. Лучше всего, если упражнения будут посильными, но в зоне ближайшего развития. Не отчаивайтесь и верьте в ребенка, это важно! Мотивируйте, поддерживайте, направляйте. Любите его искренне, всегда и любым. Очень важно бережно относиться, поддерживать ровное, хорошее эмоциональное состояние. Нельзя ребенка две недели тренировать, а потом наорать на него — все рухнет. В первую очередь снимите с него претензии. Поймите: ему нужна помощь.

Разъяснения по справке о дислексии

Уважаемые родители! В РОО «Дислексик+» часто поступают обращения с просьбой выдать справку, подтверждающую диагноз дислексия. В своём сообщении хочу внести ясность и дать разъяснения о праве родителей  в части выбора от какой организации они получают справку о дислексии. 

Справка, которая выдается по результатам ПМПК и справка РОО «Дислексик+» — это две разные справки. Спрака от «Дислексик+» является альтернативной и сильно отличается в процедуре уточнения диагноза. По своей содержательной части справка РОО «Дислексик+» также значительно отличается от справки ПМПК, потому что миссия РОО «Дислексик+» состоит в том, чтобы помочь ребёнку сохранится в общеобразовательной школе и получить основное общее образование.

Справка РОО «Дислексик+» спасает от ПМПК! В чём же состоит основное различие этих двух справок? Итак..

— Цель государственной справки ПМПК  о дислексии — выявить различные отклонения у ребёнка и назначить тот или иной курс лечения или реабилитации. Если Вашего ребёнка уже вывели на комиссию, тогда далее, скорее всего вам будет назначен перевод в класс коррекции.

— Цель справки от РОО «Дислексик +» состоит в том, чтобы помочь родителям понять причины возникших проблем с чтением и письмом у своего ребёнка и осознать, что ребнёку можно помочь, а также способствовать мобилизации самого ребенка-дислексика на активное участие в коррекции, повышение уверенности в собственные силы и формирование адекватной самооценки, потому что обычно у ребёнка с дислексией заниженная самооценка и устойчивое отсутствие веры в то, что ситуацию можно изменить.

Именно понимание целей работы этих двух организаций помогает родителям осознать, что справка РОО спасает от ПМПК и справку о дислексии от «Дислексик+» стоит получать, чтобы предупредть, а далее и исключить рекомендацию школы или учителя пройти ПМПК с целью уточнения причин трудностей в обучении у ребёнка.

Считаю нужным отметить, что достаточно часто от мам получаю такой комментарий: «Учительница знать ничего не хочет о дислексии. Говорит, чтобы мы больше занимались с ребёнком.» В связи с этим, каждый родитель должен знать, что законе Об образовании записано: Педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; систематически повышать свой профессиональный уровень (статья 48)

В случае если школа и учителя, игнорирует рекомендации, данные в справке – это нарушение прав ребёнка, которые родители вправе защищать всеми не запрещенными законом способами. Об этом написано в законе об образовании в статье 45.

Ещё раз обращаю Ваше внимание на тот факт, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (статья 44).

РОО «Дислексик+» ведёт свою работу в пользу семьи ребёнка с дислексией, знает как предупредить и исключить рекомендации школы пройти ПМПК. 

Пишите нам, сообщайте, РЕШАЙТЕ ВМЕСТЕ С НАМИ проблемы своего ребёнка в школе, колледже, институте.
ПОЗВОНИТЕ и получите консультацию по тел.: 8 985 220 48 73 ☎

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»