«Кубики «сложи узор» :Квадрат Воскобовича»
Тема: «Кубики «сложи узор» :Квадрат Воскобовича»
Цель: Развитие наблюдательности, пространственного воображения, памяти, внимания и творчества. Формирование умения ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить с помощью развивающей игры квадрат Воскобовича
Задачи:
Познакомить с основами геометрии, приемами практического видоизменения путем сложения .
Формировать умение анализировать схемы и использования условных обозначений в развивающей игры квадрат Воскбовича
Развивать навыки выделять в окружающих предметах геометрические формы, познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
Оборудование: Квадрат Воскобовича, схемы, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход занятия:
1.Организационный момент
— Здравствуйте. Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы будем играть в игру, где с квадратам происходят удивительные превращения.
2.Повторение ранее изученного материала.
— Что же такое прямоугольник?
— Сколько у прямоугольника углов? (4)
— Значит это четырёхугольник.
— Какие углы у прямоугольника? (Углы все прямые)
— Если мы измерим стороны прямоугольника то узнаем, что ? (Противоположные стороны равны)
— А если мы измерим стороны квадрата то узнаем, что ?(все стороны равны)
— Кто знает, как называется большая сторона прямоугольника? (Длина)
— А меньшая? (Ширина)
3.Основная часть.
Сегодня мы познакомимся с такой игрой, как «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат».
Сказка об удивительных приключениях — превращениях квадрата
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка — Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.
Превращение первое: ДОМИК
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — подумал про себя Квадрат. — То ли дело домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком». Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.
Превращение второе: КОНФЕТА
«Папа, конечно же, будет отвечать на дедушкино письмо и наверняка попросит меня что-нибудь приписать в конце,— подумал Квадрат. — Так уже однажды было: на новогодней открытке большими печатными буквами я сам написал поздравление дедушке».
И тут Квадрат вспомнил новогодний праздник, пушистую, нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой», — подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
На этот раз Квадрат не только удивился, но и задумался.
Превращение третье: ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
«Что же это получается? — размышлял Квадрат. — Захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотелось стать конфетой, и я превратился в конфету. А если я захочу стать, — Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться,— ну, например, летучей мышью».
— Да, — сказал он себе более решительно, — хочу превратиться в летучую мышь.
Мгновение спустя Квадрат увидел в зеркале ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ.
Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит Квадрату очень захотеть, и он может превратиться во что угодно и в кого угодно. Теперь ему было о чем написать дедушке в письме.
Превращение четвертое: КОНВЕРТ
Квадрат радостный ходил по комнате. «Дедушка, как и папа, каждый день заглядывает в почтовый ящик. И очень скоро наступит день, когда он получит письмо и узнает о моем замечательном открытии».
Квадрат представил раскрытый конверт в дедушкиных руках и сразу почувствовал в себе уже знакомые изменения. Теперь ему не нужно было подходить к зеркалу: он был уверен, что превратился в КОНВЕРТ.
«А почему бы мне самому не написать дедушке письмо? Прямо сейчас?» Он взял чистый лист бумаги и написал:
«ДАРАГОЙ ДЕДУШКА ЧИТЫРЕУГОЛЬНИК. СЕВОНЯ Я ЗДЕЛАЛ АТКРЫТИЕ. ЕСЛИ Я ОЧЕНЬ ЗАХАЧУ ТО МАГУ СТАТЬ КЕМ ЗАХАЧУ И ЧЕМ ЗАХАЧУ. ТВОЙ ВНУК КВАДРАТ».
Теперь Квадрат задумался над тем, как отправить письмо.
Превращение пятое: СЕМАФОР
Во дворе мальчишки играли в паровозики. Одним из «паровозиков» был его сосед. Квадрат схватил письмо и побежал во двор.
— Слышь, Паровозик, надо письмо дедушке отвезти.
— Не могу, — ответил Паровозик, — паровозиков много, а семафором никто не хочет быть. Вот и сталкиваемся все время.
— Давай, я буду Семафором, — сказал Квадрат.
Паровозик схватил письмо и помчался в конец двора. СЕМАФОР еле поспевал за ним. Вдруг Паровозик резко затормозил.
— Все, — сказал он, — дальше не могу, дальше — ремень.
— Какой ремень? — не понял Квадрат.
— Мама так говорит, — пояснил Паровозик, — со двора убежишь — ремня получишь. — Он вернул Квадрату письмо, выпустил пар и — «чух-чух-чух» — побежал обратно.
Превращение шестое: МЫШКА
Вообще-то Квадрату мама тоже не разрешала никуда со двора уходить. За двором начинался колючий кустарник, а еще дальше рос густой лес.
Но сегодня был не совсем обычный день, точнее, совсем необычный, и Квадрату хотелось поскорее доставить дедушке письмо. «Превращусь-ка я в мышку», — решил Квадрат, и вскоре МЫШКА схватила зубами письмо и побежала.
Она действительно ловко пробиралась сквозь кустарник, и все было бы наверняка замечательно, если б у мышки вдруг не зачесались зубки. Она даже остановилась, чтобы немножечко почесать их о письмо, но Квадрат вовремя спохватился.
Превращение седьмое: ЕЖИК
Квадрат вновь стал самим собой. Он сидел среди колючего кустарника и, честно говоря, не знал, как оттуда выбраться. Особенно опасной Квадрату казалась веточка, что раскачивалась прямо над ним. Так и хотелось от ее колючек защититься своими колючками. Но где их взять? «А вот где», — догадался Квадрат и превратился… в ЕЖИКА. Теперь можно было без опаски наколоть на спину письмо (ежик справился с этим быстро) и бежать дальше. Среди кустарника пролегала тропинка, и Квадрат надеялся, что Ежик побежит по ней. Но Ежик повел себя странно. Он бегал от одних зарослей к другим, совершенно не замечая тропинки, и в конце концов, найдя самые темные и колючие кусты, свернулся клубком и уснул. Причем уснул так быстро, что Квадрат ничего не успел сделать.
Превращение восьмое: ЗВЕЗДОЧКА
Может быть, оттого, что звезды такие же колючие, как ежики, а может быть, всем ежикам снятся такие сны, короче, Квадрату приснился необычный сон. Ему приснился… звездный дождь. Было совершенно непонятно, откуда и куда летели эти звезды, но все они пролетали сквозь него. Это было так здорово, что Квадрату тоже захотелось стать звездочкой. И если б его дедушка жил не в другом городе, а на другой планете, он был бы звездным почтальоном и сам доставлял бы дедушке письма со своими открытиями.
Проснулся Квадрат, когда что-то кольнуло его в бок. Но он этому не удивился. Он догадался, что во сне превратился в ЗВЕЗДОЧКУ.
4.Практическая часть.
Использование схем (Приложение1;Приложение 2)
Инструкция:
5.Заключительный момент.
Дети делятся впечатлениями, рассказывают ,запомнившиеся задания
Приложение 1
Презентация «Игры Воскобовича на занятиях по математике у дошкольников «
Презентация по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА а
2 слайд Описание слайда:Игра для детей — это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Выготский полагал, что игра — это прекрасный метод развивающего обучения. «Игровые педагогические технологии» -это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат.
3 слайд Описание слайда:Развивающие игры — помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Валерьевича Воскобовича.
4 слайд Описание слайда:Технология Воскобовича — это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя, малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Квадраты Воскобовича кораблик БРЫЗГ-БРЫЗГ
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат») «Игровой квадрат» или «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». 32 треугольника наклеены на гибкую основу с двух сторон. Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным. Квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. Цель: развитие у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков
10 слайд Описание слайда:Как изготовить «Квадрат» 1.Берем кусок однотонной плотной ткани (20,0 х 20,0 см). 2. Подготовить равнобедренные треугольники размером (основание — 6 см, боковые стороны — по 4 см). 3.Расчитать зазоры между треугольниками, которые позволят квадрату легко сгибаться в нужных направлениях. 4. Аккуратно наклеить треугольники.
11 слайд Описание слайда:«Знакомимся с квадратом» Задание: обведи меня пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок; «Играем в прятки» Задание: найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком; «Сложи квадрат» Задание: сложи пополам разными способами. Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат; Примечание: чтение сказки « Превращение квадрата» Квадрат-трансформер «Давай познакомимся»
12 слайд Описание слайда:Сделать схемы, ознакомить детей с условными обозначениями
13 слайд Описание слайда:Знакомство со способами конструирования
14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:важно детям объяснить правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник и прямоугольник и далее «ежик» и «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.
16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:Схема сложения «МЫШКИ»
20 слайд Описание слайда:«ЁЖИК» «СЕМАФОР»
21 слайд Описание слайда:схема сложения «МЫШКА» – «ПТИЧКА»
22 слайд Описание слайда:«БАШМАЧОК»
23 слайд Описание слайда:«Подъемный кран»
24 слайд Описание слайда:«ЛОДОЧКА» «КОНФЕТКА»
25 слайд Описание слайда:«Звездочка»
26 слайд Описание слайда:«ЛИСА»
27 слайд Описание слайда:«ЛЯГУШКА»
28 слайд Описание слайда:Алгоритм складывания любой фигуры дети выполняют складывание формы вместе с воспитателем по показу; знакомим их со схемой поэтапного сложения; самостоятельное складывание формы с использованием индивидуальной схемы; проговаривание детьми действий во время складывания; самостоятельное складывание формы по памяти.
29 слайд Описание слайда:«Схемы к четырехцветному квадрату»
30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда:Домик
32 слайд Описание слайда:«КРАСНЫЙ КВАДРАТ»
33 слайд Описание слайда:Прозрачный квадрат Что развивает — освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; — умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части; — умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок. — внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук. Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.
34 слайд Описание слайда:Например, какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат (равных или неравных)? Придумай и сложи свой квадрат из двух, четырех равных частей. Задания с прозрачными квадратами учат ребят классифицировать (подбор пластин по признакам геометрических фигур: величина, форма, основные свойства). Например, выложи точно такой же ряд; найди в ряду лишнюю фигуру, объясни свой выбор; продолжи ряд из пластинок, объясни, что их объединяет.
35 слайд Описание слайда:Из прозрачных квадратов мы с детьми складываем: разные по величине геометрические фигуры: квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы, различные многоугольники; разные фигуры по схемам из альбома, а также придуманные совместно или детьми (использую индивидуальные схемы на каждого ребенка и большие схемы для показа): птиц, животных, транспорт, посуду, одежду, обувь и др.
36 слайд Описание слайда: 37 слайд Описание слайда: 38 слайд Описание слайда: 39 слайд Описание слайда:С «Прозрачным квадратом» можно играть индивидуально и вместе с друзьями (игра «Вертикальное домино»).
40 слайд Описание слайда:Во время занятий с детьми по играм Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее: Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой. Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет. Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся». Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
41 слайд Описание слайда: 42 слайд Описание слайда: 43 слайд Описание слайда: 44 слайд Описание слайда: 45 слайд Описание слайда:Игры В. Воскобовича — необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми с нарушением зрения. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.
46 слайд Описание слайда:СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-154366
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийКонсультация (подготовительная группа): Мастер-класс для педагогов «Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников» Квадрат Воскобовича»
МКДОУ «ЛУЧИК»
Мастер-класс для педагогов
«Использование пособий В.В.Воскобовича в развитии речи дошкольников»
Квадрат Воскобовича»
Подготовила воспитатель Г.Р. Павлова.
Вихоревка 2019г.
Цель: — повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми. — знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.
Задачи: — систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.
ХОД мастер-класса: Вступление: — Уважаемые педагоги! Сегодня я рада приветствовать вас на мастер-классе «Сказочные лабиринты игры» по играм В.В.Воскобовича. разрешите несколько вступительных слов. Существует много видов классификации игр. Но во все классификации входят дидактические игры. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры. Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.
Задачи развивающих игр:
1. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность.
2. Развивать образное и логическое мышление.
3. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
4. Развивать произвольное внимание.
5. Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).
Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. И вот среди многообразия творческих подходов игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая, очень добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается непосредственно к ребёнку. Особенности развивающих игр Воскобовича: Игры разработаны, исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
— Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
— Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
— Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовыйразвивающий дидактический материал.
— Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям. Эти игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. С помощью игр Воскобовича воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Важно отметить, что все игры имеют именно сказочный сюжет, а именно в нашей группе представлены два наиболее распространенных пособия – это «Фиолетовый лес» и «Коврограф ларчик», с которыми и на основе которых мы сегодня будем играть, да, именно играть, тем самым погружаясь в сам процесс обучения. О
«Квадрат Воскобовича»
-Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат.
«Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более. Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои. «Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Важно, что данное пособие компактное и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с детьми.
Практическая часть.
Изготовление квадрата Воскобовича. Чтобы самим смастерить такой квадрат, вырезаем заготовку из плотной пленки в виде равностороннего квадрата, стороны которого равны 14 см.;
1.Заготовка сгибается пополам, по вертикали и диагонали, потом по диагоналям и по краям угла. Сгибы можно обозначить с помощью карандаша или фломастера. Основа готова.
2.Дополнительными деталями квадрата Воскобовича служат треугольники двух цветов: красного и зелѐного. На листе зелѐной самоклеящейся пленки рисуем и вырезаем прямоугольник, длина которого 17 см, ширина 8,5 см. 3.Прямоугольник делится на 2 квадрата со сторонами 8,5 см. Квадраты делятся вертикально и горизонтально пополам, а затем по диагонали. Образуются 16 треугольников, 2 стороны которого равны 4,3 см, а основание 6 см; вырезаем треугольники и начинаем прикладывать.
4.Треугольники из самоклеящейся пленки прикладываются к основной заготовке так, чтобы были видны зазоры для сгибания.
5. Приложили треугольники на основу.
6.А теперь на каждом треугольнике отделяется защитный слой бумаги, треугольник наклеивается на основу. Аналогичным образом наклеиваются треугольники красного цвета, (наклеиваются треугольники красного цвета). Квадрат Воскобовича готов. Можно применять его в работе с детьми. Уважаемые коллеги. Я думаю, что игровой тренажѐр двухцветный квадрат Воскобовича будут востребованы в вашей практической деятельности. Желаю Вам успехов и творчества.
Тема: «Кубики «сложи узор» : Квадрат Воскобовича»
Цель: Развитие наблюдательности, пространственного воображения, памяти, внимания и творчества. Формирование умения ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить с помощью развивающей игры квадрат Воскобовича
Задачи:
- Познакомить с основами геометрии, приемами практического видоизменения путем сложения .
- Формировать умение анализировать схемы и использования условных обозначений в развивающей игры квадрат Воскбовича
- Развивать навыки выделять в окружающих предметах геометрические формы, познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
Оборудование: Квадрат Воскобовича, схемы, мультимедийное оборудование, презентация.
Ход занятия:
1.Организационный момент
— Здравствуйте. Я очень рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы будем играть в игру, где с квадратам происходят удивительные превращения.
2.Повторение ранее изученного материала.
— Что же такое прямоугольник?
— Сколько у прямоугольника углов? (4)
— Значит это четырёхугольник.
— Какие углы у прямоугольника? (Углы все прямые)
— Если мы измерим стороны прямоугольника то узнаем, что ? (Противоположные стороны равны)
— А если мы измерим стороны квадрата то узнаем, что ?(все стороны равны)
— Кто знает, как называется большая сторона прямоугольника? (Длина)
— А меньшая? (Ширина)
3.Основная часть.
Сегодня мы познакомимся с такой игрой, как «Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат».
Сказка об удивительных приключениях — превращениях квадрата
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка — Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.
Превращение первое: ДОМИК
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — подумал про себя Квадрат. — То ли дело домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком». Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.
Превращение второе: КОНФЕТА
«Папа, конечно же, будет отвечать на дедушкино письмо и наверняка попросит меня что-нибудь приписать в конце,— подумал Квадрат. — Так уже однажды было: на новогодней открытке большими печатными буквами я сам написал поздравление дедушке».
И тут Квадрат вспомнил новогодний праздник, пушистую, нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой», — подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
На этот раз Квадрат не только удивился, но и задумался.
Превращение третье: ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
«Что же это получается? — размышлял Квадрат. — Захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотелось стать конфетой, и я превратился в конфету. А если я захочу стать, — Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться,— ну, например, летучей мышью».
— Да, — сказал он себе более решительно, — хочу превратиться в летучую мышь.
Мгновение спустя Квадрат увидел в зеркале ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ.
Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит Квадрату очень захотеть, и он может превратиться во что угодно и в кого угодно. Теперь ему было о чем написать дедушке в письме.
Превращение четвертое: КОНВЕРТ
Квадрат радостный ходил по комнате. «Дедушка, как и папа, каждый день заглядывает в почтовый ящик. И очень скоро наступит день, когда он получит письмо и узнает о моем замечательном открытии».
Квадрат представил раскрытый конверт в дедушкиных руках и сразу почувствовал в себе уже знакомые изменения. Теперь ему не нужно было подходить к зеркалу: он был уверен, что превратился в КОНВЕРТ.
«А почему бы мне самому не написать дедушке письмо? Прямо сейчас?» Он взял чистый лист бумаги и написал:
«ДАРАГОЙ ДЕДУШКА ЧИТЫРЕУГОЛЬНИК. СЕВОНЯ Я ЗДЕЛАЛ АТКРЫТИЕ. ЕСЛИ Я ОЧЕНЬ ЗАХАЧУ ТО МАГУ СТАТЬ КЕМ ЗАХАЧУ И ЧЕМ ЗАХАЧУ. ТВОЙ ВНУК КВАДРАТ».
Теперь Квадрат задумался над тем, как отправить письмо.
Превращение пятое: СЕМАФОР
Во дворе мальчишки играли в паровозики. Одним из «паровозиков» был его сосед. Квадрат схватил письмо и побежал во двор.
— Слышь, Паровозик, надо письмо дедушке отвезти.
— Не могу, — ответил Паровозик, — паровозиков много, а семафором никто не хочет быть. Вот и сталкиваемся все время.
— Давай, я буду Семафором, — сказал Квадрат.
— Ну, тогда другое дело.
Паровозик схватил письмо и помчался в конец двора. СЕМАФОР еле поспевал за ним. Вдруг Паровозик резко затормозил.
— Все, — сказал он, — дальше не могу, дальше — ремень.
— Какой ремень? — не понял Квадрат.
— Мама так говорит, — пояснил Паровозик, — со двора убежишь — ремня получишь. — Он вернул Квадрату письмо, выпустил пар и — «чух-чух-чух» — побежал обратно.
Превращение шестое: МЫШКА
Вообще-то Квадрату мама тоже не разрешала никуда со двора уходить. За двором начинался колючий кустарник, а еще дальше рос густой лес.
Но сегодня был не совсем обычный день, точнее, совсем необычный, и Квадрату хотелось поскорее доставить дедушке письмо. «Превращусь-ка я в мышку», — решил Квадрат, и вскоре МЫШКА схватила зубами письмо и побежала.
Она действительно ловко пробиралась сквозь кустарник, и все было бы наверняка замечательно, если б у мышки вдруг не зачесались зубки. Она даже остановилась, чтобы немножечко почесать их о письмо, но Квадрат вовремя спохватился.
— Ну, нет,— сказал он, — я писал, старался, а она — грызть.
Превращение седьмое: ЕЖИК
Квадрат вновь стал самим собой. Он сидел среди колючего кустарника и, честно говоря, не знал, как оттуда выбраться. Особенно опасной Квадрату казалась веточка, что раскачивалась прямо над ним. Так и хотелось от ее колючек защититься своими колючками. Но где их взять? «А вот где», — догадался Квадрат и превратился… в ЕЖИКА. Теперь можно было без опаски наколоть на спину письмо (ежик справился с этим быстро) и бежать дальше. Среди кустарника пролегала тропинка, и Квадрат надеялся, что Ежик побежит по ней. Но Ежик повел себя странно. Он бегал от одних зарослей к другим, совершенно не замечая тропинки, и в конце концов, найдя самые темные и колючие кусты, свернулся клубком и уснул. Причем уснул так быстро, что Квадрат ничего не успел сделать.
Превращение восьмое: ЗВЕЗДОЧКА
Может быть, оттого, что звезды такие же колючие, как ежики, а может быть, всем ежикам снятся такие сны, короче, Квадрату приснился необычный сон. Ему приснился… звездный дождь. Было совершенно непонятно, откуда и куда летели эти звезды, но все они пролетали сквозь него. Это было так здорово, что Квадрату тоже захотелось стать звездочкой. И если б его дедушка жил не в другом городе, а на другой планете, он был бы звездным почтальоном и сам доставлял бы дедушке письма со своими открытиями.
Проснулся Квадрат, когда что-то кольнуло его в бок. Но он этому не удивился. Он догадался, что во сне превратился в ЗВЕЗДОЧКУ.
4.Практическая часть.
Использование схем (Приложение1;Приложение 2)
Прозрачный квадрат воскобовича своими руками. Пособие окажет помощь ребенку. Мастер- класс для педагогов методического объединения
Методика Воскобовича широко известна людям, связанным с педагогикой, со времен распада Советского союза. Одной из его популярных игрушек является «Квадрат» Воскобовича, или, как его еще называют, игровой квадрат. О том, что это за игрушка, как играть в квадрат Воскобовича и как можно сделать его своими руками расскажем в этой статье.
Квадрат Воскобовича – что это за игрушка
Эта игра будет интересна не только детям разных возрастов, но и играющим с ними взрослым. Она сделана в форме квадрата, который состоит из 16 равнобедренных треугольников. Между треугольниками, составляющими квадрат, есть пространство шириной 0,5 – 1 см. Стандартные размеры треугольников 4,5*4,5*6 см. В качестве основы игрушки выбирают хорошо гнущийся материал, чаще всего это ткань. Стандартный размер основы квадрата от 14 до 15 см.
Плоскости каждого треугольника окрашены в контрастные цвета. К примеру, с одной стороны все треугольники, составляющие квадрат, красного цвета, а если мы развернем квадрат, то увидим, что они зеленые.
Количество цветов, представленных в квадрате, зависит от возраста ребенка, который им будет играть. Можно встретить двухцветный и четырехцветный квадраты. Двухцветный предназначен для детей возрастом от 2 до 5 лет, со схемами сложения четырехцветного квадрата сможет справиться ребенок от 3 до 8 лет и старше. Часто для четырехцветного квадрата применяются красный и синий цвет треугольников с одной стороны, желтый и зеленый цвет с другой стороны.
Вместе с игрой в комплекте есть инструкция, в которой предлагается сказочный сюжет для игр и схемы сложения разного уровня сложности.
Польза для ребенка от игр с Квадратом
Игровой квадрат окажет огромную помощь в развитии вашего ребенка.
Играя с ним, ребенок будет:
- учиться называть и отличать разные формы геометрических фигур;
- ориентироваться в размерах – большой, средний, маленький;
- формировать первые представления о пространственных отношениях и пространственном моделировании;
- уметь пользоваться предложенными схемами или придумывать свои для конструирования плоскостных и объемных фигур;
- запоминать цвета;
- развивать внимательность, мыслительные процессы, логику, память;
- развивать фантазию, творческие данные, креативность;
- мелкую моторику.
Как играть
Необходимо помнить, что взрослый является полноправным партнером игры с ребенком. Эту игрушку вы сможете с легкостью захватить в ваше путешествие, она надолго займет ребенка и занимает минимум места в вашем багаже.
Для игр с волшебным квадратом Воскобовича вы можете воспользоваться книжкой «Квадратные забавы», которая включена в комплектацию и предлагает сказочную историю с 18 цветными схемами сложения. Сказка «Тайна ворона Метра» с ее главными героями мамой Трапецией, папой Прямоугольником, малышом Квадратом, дедушкой Четырехугольником и другими персонажами увлечет малыша в мир приключений. Он с радостью согласится помогать преодолевать трудности, стоящие на пути героев.
Можно включить воображение и пофантазировать вместе с ребенком. Придумайте собственную сказку и свои схемы. Вы можете создать свою книгу, в которой будут записаны ваши сказочные истории и нарисованы картинки, придуманные вместе с малышом, по которым он сможет воссоздать фигуры снова. Такая игра для него будет еще интереснее.
Поиграйте в игру «Угадай, что получилось». Для этого сложите какую-либо фигуру и попросите малыша отгадать, что получилось. Если ребенок уже умеет самостоятельно складывать фигуры, то поменяйтесь ролями. Теперь он для вас сложит фигуру, а вы отгадывайте.
Попробуйте вместе сложить знакомые крохе буквы, цифры или символы. Пусть он попробует сделать это самостоятельно. Так вы не только с пользой проведете время вместе, но и закрепите ранее изученный с малышом материал.
Можно создать необычный пальчиковый театр, играя только отдельными частями квадрата. Пусть ребенок поднимет вверх левый верхний угол пальчиком, левый нижний угол, правый верхний, нижний, а теперь, подняв пальчиком, центр квадрата снизу, получит пирамидку. Такую игру будет весело проводить под музыкальное сопров
Методическая разработка (средняя группа): Волшебный квадрат В.В. Воскобовича
Представляю Вашему вниманию ещё одну замечательную развивающую игру «Квадрат Воскобовича»
Волшебный квадрат- игра головоломка на трансформацию фигур. Выглядит он довольно прост: состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый.
Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат.
Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объемных фигур с различным рисунком. Двухлетки без труда соберут домик, конверт, лодочку, а детки что постарше работают по предложенным схемам или выдумывают свои образы, сказки.
Змейка это разновидность Квадрата Воскобовича.
Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают:
- умение различать геометрические фигуры,
- определять их свойства и размеры,
- пространственное мышление,
- воображение, логику, внимание,
- умение сравнивать и анализировать,
- моторику рук
- творческие способности
- умение конструировать
У этого долгоиграющего оригами огромные возможности для детского творчества!
Предлагаю вам в этом убедиться. Для того, чтобы было интереснее
мы отправляемся в путешествие.
А поможет нам «Волшебный квадрат»
ВСТУПЛЕНИЕ
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было на самолете и на лодке. Так говорил папа.
Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка предает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.
ДОМИК
После завтрака мама с папой ушли на работу, а квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я смогу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если бы я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.
КОНФЕТА
«Папа, конечно же, будет отвечать на дедушкино письмо и наверняка попросит меня что-нибудь приписать в конце, — подумал Квадрат. – Так уже однажды было: на новогодней открытке большими печатными буквами я сам написал поздравление дедушке».
И тут Квадрат вспомнил Новогодний праздник, пушистую нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой»,- подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
На этот раз Квадрат не только удивился, но и задумался.
( еще раз передать квадрат желающим)
ЗВЕЗДА
«Что же это получается? – размышлял Квадрат. – Захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотелось стать конфетой, и я превратился в конфету. А если я захочу стать, — Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться, — ну, например, звездой?»
— Да, — сказал он себе более решительно, — хочу превратиться в звезду!
Мгновение спустя Квадрат увидел в зеркале звезда.
Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит Квадрату очень захотеть, и он может превратиться во что угодно и в кого угодно. Теперь ему было о чем написать дедушке в письме.
Молодцы , вы все справились с заданиями, вам понравилось наша сказка?
А теперь вам задание «Творческая зарисовка»
открытка «Папе на 23 февраля»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Мастер-класс «Квадрат Воскобовича своими руками»
Мастер-класс «Квадрат Воскобовича» своими руками
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию работу по изготовлению замечательного дидактического пособия «Квадрат Воскобовича 4-х цветный».
Нам понадобится:
Ткань белая 15х15 см
Цветной глянцевый картон (желтого, синего, красного, зеленого цветов)
Клей «Момент» прозрачный
Линейка
Простой карандаш
Ножницы
Начинаем работу:
Вырезаем из белой ткани квадрат размером 15х15 см.
Из цветного картона вырезаем 4 квадрата размером 12х12 см. Расчерчиваем каждый квадрат на 16 треугольников. Разрезаем по линиям. Этого количества треугольников хватит на 2 изделия.
Уголки треугольников слегка закругляем.
Приклеиваем треугольники на расстоянии 0,5 см. друг от друга. Наклеив треугольники на одну сторону, переворачиваем изделие и быстро наклеиваем треугольники на другую сторону.
Закончив работу, необходимо положить изделие под пресс для ровного высыхания. Через некоторое время изделием можно пользоваться.
Творческих Вам успехов!
План-конспект занятия: Мастер-класс для педагогов по изготовлению головоломки «Четырехцветного квадрата Воскобовича»
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»
Мастер-класс для педагогов по изготовлению головоломки «Четырехцветного квадрата Воскобовича»
Воспитатель: Телюкова М.О.
2018 г
Мастер-класс для педагогов по изготовлению головоломки «Четырехцветного квадрата Воскобовича»
Подготовил: воспитатель Телюкова М.О.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов.
Задачи:
- Расширить представления об игровом тренажере «Квадрат Воскобовича»;
- Сформировать навыки практического пользования его на занятиях и самостоятельной деятельности детей;
- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества педагогов.
Ход мастер-класса:
1 слайд: Уважаемые коллеги, я думаю, что многие из вас уже знакомы с играми Вячеслава Воскобовича. Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр. Сегодня я подробней ознакомлю вас с игрой или, еще ее можно по-другому назвать, интеллектуальным тренажером – «Квадратом Воскобовича», который вы сможете использовать после нашего мастер-класса в практической деятельности со своими детьми.
2 слайд: Игровой квадрат бывает двухцветным и четырехцветным. Двухцветный для игры с детьми от 2 до 5 лет. Четырехцветный для детей 5-9 лет.
3 слайд: Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на квадратную тканевую основу, стороны которой равны 14 см. С одной стороны квадрат – зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного.
4 слайд: «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Поэтому эту игру еще называют «Вечное оригами» или «Квадрат – трансформер».
5 слайд: Игру с двухцветным квадратом сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях – приключениях квадрата». В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку и т.д. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
6 слайд: Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Четыре цвета усложняют игру, делают ее более красочной, развивают пространственное мышление и фантазию. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных фигур в книжке «Квадратные забавы».
7 слайд: Данный интеллектуальный тренажер позволяет не только поиграть, но и развивает:
— умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур;
— умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;
— развивает внимание, память, пространственное и логическое мышление;
— воображение, творческие способности;
— мелкую моторику рук.
Работая с детьми нашего сада, я пришла к такому мнению, что не всегда и не все игры можно купить. Некоторые игры теряют свой первоначальный вид после использования, как например квадрат Воскобовича. И я решила сделать самостоятельно данный тренажер по оригиналу, но при помощи другого материала.
Сейчас мы с вами попробуем самостоятельно изготовить четырехцветный квадрат Воскобовича.
8 слайд: Для работы нам понадобится: заготовка гибкой белой ткани квадратной формы, стороны которого равны 14 см, 4 листа разноцветного картона: красного, синего, желтого и зеленого цветов, клей ПВА – М, клеевая кисть, линейка, ножницы, карандаш, тряпочка или салфетка.
А теперь мы с вами приступаем к изготовлению квадрата, а после при помощи схем поработаем с ним.
9 слайд: Начнем мы работу с оформления тканевой основы. Ткань сгибается пополам, по горизонтали и вертикали, потом по диагоналям и по краям угла. Сгибы можно обозначить с помощью карандаша. Основа готова.
10 слайд: Теперь переходим к работе с цветным картоном. Для вас уже заготовлены цветные квадраты зеленого, желтого, синего и красного цвета, стороны которых равны 8,5 см. Ваша задача их расчертить вертикально и горизонтально пополам (4,2 см, а затем по диагонали). У вас получилось 32 треугольника, 2 стороны которых равны 4,2 см, а основание 6 см.
11 слайд: Вырезаем треугольники и начинаем работать сначала с желтыми и зелеными треугольниками. В центре квадрата будут размещаться зеленые треугольники, а по краям желтые. Раскладываем их так, чтобы были видны между ними зазоры 3-5 мм для сгибания. А теперь каждый треугольник наклеиваем на основу.
12 слайд: Аналогичным способом наклеиваем треугольники с обратной стороны ткани красного и синего цвета. В центре ткани размещаем красные треугольники, а по краям синие.
13 слайд: Квадрат Воскобовича готов.
14 слайд: На сутки игровой тренажер убираем под пресс, после чего его можно применять в работе с детьми.
А теперь, уважаемые коллеги, при помощи схем попробуем поиграть с нашими чудо – квадратами (15,16,17 слайд).
Уважаемые коллеги! Я думаю, что данный игровой тренажер «Четырехцветный квадрат Воскобовича» будет востребован в вашей практической деятельности. Желаю вам успехов и творчества.
18 слайд: Спасибо за внимание!