Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Лагапедычныя занятие на букву р – логопедические упражнения при горловом произношении у детей или конспект индивидуального занятия у логопеда

Posted on 11.02.202021.01.2020

Содержание

  • Лагапедычныя занятие на букву р — Все о детях
    • Логопедические упражнения
    • Упражнения для правильной артикуляции
      • Парус
      • «Дятел»
      • Прогоним комара
      • Прикуси язык
      • Лошадь
  • уроки логопеда в домашних условиях от 5 лет
    • Причины
      • Короткая уздечка языка
      • Недостаточная сила воздушной струи
      • Слабые мышцы языка
    • Постановка звука «Р»
      • Закрепление в слогах
      • Закрепление в словах
    • Мягкий звук «Р»
    • Дифференциация звуков
  • ЛОГОПЕД ДОМА — Речевой материал для звука «Р»
      • ЛОГОПЕД ДОМА
  • Как научить ребёнка говорить букву Р: техники, советы родителям
    • Почему ребёнок может не выговаривать звук Р
    • Упражнения для домашних занятий
      • Речевая гимнастика
        • Видео: речевая гимнастика, помогающая постановке звуков Р и Л (мама рассказывает, как занималась с маленькой дочкой)
      • Непосредственно упражнения для становления звука Р
        • Чистоговорки
        • Скороговорки
        • Потешки
        • Словоподражания
        • Игровые задания
    • Общие советы по организации домашних занятий
    • Видео: секрет быстрой постановки звука Р (советы логопеда)
  • примеры упражнений в домашних условиях
    • Развитие речи ребенка посредством игр
    • Логопедические занятия в домашних условиях
      • Пальчиковые игры
      • Артикуляционная гимнастика
      • Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика
      • Декламация стихов и скороговорок
  • Логопедические упражнения на звук Р
    • Гимнастика для подготовки речевого аппарата
    • Логоритмические упражнения
    • Логопедические распевки для детей
    • Другие логопедические упражнения для буквы р
    • Логопедические занятия дома
    • Логопед. Постановка звука Р. Как научиться произносить звук Р. — видео

Лагапедычныя занятие на букву р — Все о детях

Как научить ребенка выговаривать «р»

Многие дети имеют проблемы с правильным произношением некоторых букв. Некоторые не могут долго выговорить «л», а другие борются с упрямой буквой «р». Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка выговаривать букву «р»? Ведь картавых могут обижать и дразнить в школе, что непременно повлияет на детскую самооценку.

В случае если самостоятельно не удается решить проблему, необходимо обратиться к логопеду. Специалист научит малыша правильно ставить язычок во рту, чтобы буквы получались хорошо.

Самой сложной из всех считается буква «р». Большинство детей не выговаривают именно ее. С некоторыми этот речевой дефект остается на всю жизнь. В основном дети стараются заменить букву «р» на другие, например. «л» или «г». В результате искажаются слова, их смысл.

Сначала обратите внимание на собственную артикуляцию. Возможно, что вы сами неправильно произносите звук «р», а ребенок лишь повторяет за вами. Несомненно, сложно научить малыша правильному выговору «р», если родители сами картавят. В таких случаях нужно обращаться к логопеду или к какому-нибудь другу или члену семьи, который обладает правильной артикуляцией и сможет посвятить свое время на занятия с вашим ребенком.

Если вы обладаете правильным произношением, в разговоре с ребенком старайтесь, чтобы малыш видел, как вы складываете губы, меняете положение языка при произношении «р». Малыш будет стараться повторить за вами, стараясь сложить губы и язык правильно.

Обучайте новому звуку в игровой форме. Переутомление крайне негативно сказывается на любого рода учебе. Усталый ребенок будет лишь испытывать нежелание к изучению нового. Постарайтесь создать атмосферу игры, пусть малыш подумает, что родители играют с ним, а не учат чему-то. Выберите несколько слов, в которых есть ярко-выраженная буква «р». Желательно, чтобы слова были короткие, односложные – малышу проще запоминать простые слова. Попросите ребенка показать, как рычит собачка или как едет трактор. Дети любят ассоциативные игры и с удовольствием демонстрируют свои навыки и знания.

Во время той или иной речевой игры постарайтесь проговаривать слова вместе с малышом. Это поможет ему правильно произносить звуки. Следите за тем, как ребенок артикулирует. Помогайте ему правильно поставить губы и язычок.

Не ругайтесь и не повышайте голос, если у вашего крохи не получается правильно выговорить букву «р». Это дело практики и усердия. Запаситесь терпением, и ваш малыш очень скоро будет декламировать стихи с выразительной дикцией комментатора.

Содержание статьи:

Логопедические упражнения

Логопедическая гимнастика

Логопедическая гимнастика

В помощь родителям и детям детские психологи разработали несколько простых упражнений. Подобные занятия проводятся и на логопедических занятиях специалистами.

Упражнения, которые помогают повысить подвижность детского язычка:

  1. Поместите свой указательный палей под детский язычок и попросите малыша подвигать им из стороны в сторону.
  2. Попросите малыша поводить язычком по задней стенке верхнего зубного ряда, имитируя чистку зубов. Старайтесь, чтобы губы ребенка при этом были растянуты в широкой улыбке.
  3. Подразнитесь со своим малышом язычками, высунув их как можно сильнее вперед и болтая ими вверх-вниз.
  4. Попытайтесь наперегонки дотянуться кончиком языка до носа. Эту игру любят все дети и охотно принимают в ней участие.

Упражнения, которые помогут правильной постановке языка в ротовой полости:

  1. Постарайтесь часто произносить вместе с ребенком слова, в которых есть буквы «т», «д» и «р». Причем «р» должна идти после этих букв, например, дракон, трактор.
  2. Подберите слова с двумя буквами «р» и как можно чаще уговаривайте малыша произносить их.

Некоторые дети сознательно игнорируют в своей речи буквы, которые не могут произнести правильно. В таком случае необходимо сделать вид, что вы не расслышали или не поняли того, что сказал ребенок, вынуждая его повторить все сначала.

Упражнения для правильной артикуляции

Упражнения для артикуляции

Упражнения для артикуляции

Статистика подтверждает, что до шести лет неправильная артикуляция при выговоре буквы «р» — это нормально. Но после шести неумение правильно говорить считается патологическим явлением. В садах и школах работают логопеды. Кроме того, многие из них осуществляют частную практику. За такие уроки, конечно, нужно будет заплатить. Многие родители не в состоянии выложить лишние деньги за такие занятия. Думая в первую очередь о таких семьях, логопеды разработали многочисленные пособия и методички, которые можно найти в любом книжном магазине или скачать с определенного интернет-ресурса бесплатно. Но при домашнем обучении нужно запастись терпением, как впрочем, всегда, когда хочется научить своего малыша чему-нибудь новому. Итак, как научить ребенка выговаривать «р» дома? Рассмотрим некоторые упражнения из логопедических методических материалов.

Парус

Данное упражнение максимально развивает растяжку подъязычной связки язычка, а также учит ребенка расслаблять мышцы, когда язык находится в приподнятом положении.

Широко откройте рот, а кончик языка расположите на бугорках переднего зубного ряда. Выполняйте данное упражнение два-три раза, при этом удерживайте язык в таком положении пятнадцать-двадцать секунд.

«Дятел»

Во время упражнения разрабатывается кончик языка, повышается его подвижность. Откройте широко рот и кончиком языка часто ударяйте по верхнему ряду зубов, произнося при этом букву «д». Длительность выполнения этого простого упражнения составляет не более двадцати секунд.

Прогоним комара

Выполняя данное упражнение, ребенок научится самостоятельно вызывать дрожь кончика языка с помощью сильного потока воздуха. Высуньте кончик языка и сложите его с верхней и нижней губой. Сильно выдувая воздух из легких через маленькое образовавшееся отверстие, заставляйте кончик языка дрожать под действие воздушного потока. Упражнение выполняйте не дольше двадцати секунд.

Прикуси язык

Научиться возбуждать мышцы кончика языка поможет данное упражнение. Широко улыбнитесь и слегка покусывайте кончик языка. Повторите упражнение восемь-десять раз.

Лошадь

Данное упражнение поможет ребенку растянуть подъязычную связку язычка. Дотроньтесь кончиком языка до верхнего неба и цокайте, имитируя движение лошадки по мостовой. Повторите упражнение пятнадцать-двадцать раз.

Буква «р» тяжело дается многим детям. Причины этого не определены. Некоторые считают, что раннее «рычание» малышей приводит к неправильному выговору, другие ищут проблему в физиологическом строении. Так или иначе, но практически все дети к старшему школьному возрасту начинают правильно артикулировать, произнося слова с буквой «р».

Не стоит торопить своего малыша. Дайте ему время и позвольте в свободном темпе учиться правильному выговору. Агрессия и ругань могут зародить в малыше нежелание что-либо делать и чему-то учиться. Легкая игровая форма занятий позволит не только провести успешное обучение, игра станет хорошим совместным досугом, участие в котором смогут принять все члены семьи. Очень важно дать понять малышу, что его любят несмотря ни на что. Совместные игры выполняют образовательную функцию, в то же время позволяя лучше узнать своего малыша.



Source: glamius.ru

Читайте также

уроки логопеда в домашних условиях от 5 лет

Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Каждый ребенок развивается по-своему. Кто-то в два года читает стихи, а кто-то только к четырем овладевает произношением некоторых звуков. Тем не менее, существуют определенные общепринятые нормы овладения звуками речи. Одним из последних у ребенка появляется звук «Р». При благоприятных условиях развития малыша это происходит на пятом году жизни. У некоторых деток гораздо раньше – в три или даже в два года. Но все же, если звук отсутствует в речи к пяти годам, это можно считать патологией речи.

Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Причины

Предрасполагающими факторами к неправильному произношению «Р» могут оказаться следующие:

  1. Короткая подъязычная уздечка. Она способна ограничивать движение кончика и передней части спинки языка вверх.
  2. Недостаточный напор воздушной струи при произношении данного звука.
  3. Ограниченная подвижность мышц языка, которая приводит к невозможности занять правильную артикуляционную позицию и выполнять произвольные движения языком.
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

В начале работы по постановке данного звука родителям необходимо выяснить у специалиста, имеет ли место хотя бы один из факторов в вашем случае.

Короткая уздечка языка

Если у ребенка короткая уздечка, не требующая подрезания, то необходимо проводить работу по ее растягиванию. Она включает массаж и артикуляционную гимнастику. Производить массаж вполне можно в домашних условиях. Вам нужно ухватить уздечку большим и указательным пальцами в самом низу под языком и растирать давящими движениями. Разминать уздечку необходимо по всей длине, стараясь ее растянуть. Но будьте осторожны, не повредите её. Совершайте несколько таких движений. Через некоторое время вы увидите, что уздечка увеличилась.

Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

В качестве примера артикуляционных упражнений по растягиванию уздечки предлагаем вам следующие:

  • «Дотянись языком до носа». Нужно улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять вверх к носу, а затем опустить к верхней губе. При этом язычок не должен сужаться, а челюсти должны оставаться неподвижными.
  • «Дотянись до подбородка». Улыбнуться и открыть рот. Стараться дотянуться широким языком до подбородка. Следить за тем, чтобы челюсти были неподвижны.
  • «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка погладить неба от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Есть правила, о которых необходимо помнить родителям, чтобы не навредить своему ребенку во время выполнения упражнений:

  1. Нужно максимально широко открывать рот, но при этом ребенок должен дотягиваться до альвеол.
  2. Все упражнения должны выполняться медленно, близко к пределу возможного. Помните, во время выполнения упражнений язык может уставать, уздечка может начать болеть, поэтому необходимо давать ребенку отдохнуть.

Подрезание уздечки производится только в том случае, если она короткая и состоит из неработающей соединительной ткани. Но решение по данному вопросу должен принимать только специалист.

Недостаточная сила воздушной струи

Как говорилось ранее, причиной в нарушении произношения звука «Р», может быть недостаточная сила воздушной струи. Предлагаем вам упражнения, направленные ее увеличение:

  • «Надуть шарики». Надуть две щеки и удерживать в них воздух.
  • «Перекатывание шаров». Надуть щеки и перекатывать воздух с одной щеки в другую.
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?
  • Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
  • Дуть на кусочки ваты, привязанные к нитке; дуть на карандаш на столе для того, чтобы он покатился, дуть на одуванчик, пускать мыльные пузыри.
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Слабые мышцы языка

Укрепления мышц языка и развитию артикуляционной моторики способствуют упражнения, при которых язычок поднимается вверх, к нёбу. Вот некоторые из них:

  • «Лошадка» — щелкать языком, растягивая подъязычную связку.
  • «Индюк» — нужно быстро касаться верхней губы концом языка и сопровождать эти движения, звуками, похожими на бл-бл-бл
  • «Гармошка» — притянуть язык к небу. Удерживать его в такой позиции при этом то опускать, то поднимать нижнюю челюсть.
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Результат описанной работы — упругий язычок. Если вы этого добились, то следующим приемом будет легко «поставить» капризный звук.

Постановка звука «Р»

Данный звук образуется при вибрации кончика языка. Для того, чтобы ее вызвать, существуют два приема, которые можно применить и в домашних условиях. Только не надо забывать, что этому должна предшествовать предварительная работа по укреплению мышц артикуляционного аппарата, описанная выше.

  1. Первый прием: нужно поднять язычок вверх, прижать к альвеолам и сильно на него подуть, имитируя при этом звук, похожий на зззз. Струя воздуха, образовавшаяся между кончиком языка и альвеолами, может вызвать вибрацию кончика языка.
  2. Второй прием: притягивая весь язык к нёбу, растяните подъязычную связку и вдохните носом. Далее сильно подуть на язык, удерживая его притянутым, как при звуке «Т», конец языка должен оставаться за верхними зубами. Получится вибрация кончика языка – трр.
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

При вызывании звука «Р» главным является умение удержать кончик языка при сильной воздушной струе. Заметьте, не получился ли в ходе ваших занятий с малышом нежелательный горловой звук, избавляться от которого гораздо дольше и сложней.

Чаще всего горловой «Р» получается тогда, когда родители заставляют произнести этот звук без предварительной подготовки и показа правильной артикуляции.

Если у вашего ребенка получилась вибрация, то следующим этапом будет закрепление полученного звука в слогах. Помните, при произнесении слогов звук «Р» нужно произносить длительно, растягивать его. Позднее, когда звук будет хорошо получаться, его нужно будет постепенно укорачивать.

Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Закрепление в слогах

Открытые слоги:

  • РА-РА-РА
  • РО-РО-РО
  • РУ-РУ-РУ
  • РЫ-РЫ-РЫ
  • РА-РА, РА-РО, РО-РЫ, РА-РУ, РО-РО, РЫ-РО, РЫ-РУ и т.д.

Закрытые слоги:

  • АР, ОР, УР, ЫР
  • АРА, АРО, ОРА, УРО, ОРУ, УРА, АРЫ, ОРЫ и т.д.
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Закрепление в словах

Вначале нужно использовать такие слова, в которых звук «Р» будет находиться в начале слова: радуга, растение, роща, ров, рот, рожь, рука, ручей, рубашка, ручка, рынок, рыбак, рычаг, рыжик.

Далее для закрепления звука потребуются слова, в которых «Р» стоит в середине слова, но он окружен гласными. Приводим пример подобных слов: горы, город, жара, нора, фара, пара, шары, хоры, нарочно, сорока и.т.д.

Теперь – звук «Р» стоит в конце слова: спор, хор, мотор, жар, комар, самовар, мир и т.д.

Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Следующим этапом будет закрепление в словах, где звук будет стоять в середине слова в сочетании с согласными: кран, прочно, брось, праздник, прачка, прыгать, град, графин, сугроб, ограда, груша, бугры, трава, трамвай, ветры, остров, стройка и т.д.

Но для произнесения слов данной группы необходима предварительная работа по отработке слогов в сочетании с согласным звуком:

  • БРА-БРО-БРУ-БРЫ
  • ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ
  • ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
  • ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ

Данные слоги стоит произносить как по горизонтали, так и по вертикали.

Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Для того чтобы разнообразить ваши занятия с малышом, можно использовать задания на звукоподражание. Например, «Скажи, как работает двигатель у автомобиля?» — тррр, «Как можно остановить лошадку?» — тррр, «Изобрази кота, который мурчит» мурр-мурр, «Покаркай как ворона» карр-карр, «Когда тебе холодно, как ты говоришь?» бррр. Эти игры безусловно понравятся ребенку и отвлекут от реальной задачи, для которй они используются.

Мягкий звук «Р»

При произнесении мягкого звука «Р» положение органов артикуляции несколько меняется. Спинка языка поднимается к небу выше, чем при произнесении твёрдого «Р». Кроме этого, язычок перемещается вперед к зубам.

Закрепление происходит в согах в таком порядке РИ, РЕ, РЯ, РЁ, РЮ.

Можно предложить ребенку повторить слог, а затем слово с данным слогом. Например, РЕ-РЕ-РЕ — реки, РЮ-РЮ-РЮ – рюша, РИ-РИ-РИ – Рима и т.д.

Предлагаем слова, которые можно использовать для закрепления мягкого звука «Р»:

  • рёв, рябчик, рисунок, репа, редька, карета, фонари, моряк, зарядка, берёза
  • жарь, вратарь, зверь, дверь
  • тревога, треск, трюк, премия, прибой, приказ, бревно, бригада, крепость, крючок, грязь, гребень, гриб
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

Дифференциация звуков

Звук «Р» можно путать с такими звуками, как мягкий «Р», звук «Л»,и мягкий «Л». Для того, чтобы научить ребенка различать данные звуки используются слова, которые отличаются только одним интересующим нас звуком. Например:

  • Раз – лаз рад — ряд
  • Ложь – рожь шар — шарь
  • Укол – укор брак — бряк
  • Рак – лак жар — жарь
Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

В данной статье мы подробно описали работу по постановке звука «Р» в домашних условиях. Очень надеемся, что данная информация принесет реальную пользу тем, кто заботится о полноценном и всестороннем развитии своего ребенка. А в следующем видеоролике опытный логопед расскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р.

Как научить ребенка выговаривать звук "Р"?

В следующем видеоролике опытный логопед расскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р.

ЛОГОПЕД ДОМА — Речевой материал для звука «Р»

1. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

ТРА-ТРО

ТРА-ТРУ

ТРО-ТРА

ТРУ-ТРЫ      

ТРУ-ТРЫ

ТРЫ-ТРО

ТРУ-ТРЫ

ТРА-ТРО

 

ATP — OTP — УТР — ЫТР

OTP — ЫТР — АТР — УТР

ЯТР — ЕТР — ЮТР — ИТР

ЕТР-ИТР-ЯТР-ЮТР

 

2. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

ТРАВЫ, ТРОСЫ, ТРАП, ТРОН, ТРУД, ТРАВКА, ТРОЙКА, ТРОПИКИ, ТРУБА, ТРУБКА, ТРУДНЫЙ, ТРАВА, ТРОПА, ТРОПИКИ, ТРОГАТЬ, ТРОФИМ, ТРУДНЫЙ, ТРАМВАЙ, ТРОПИНКА, ТРОСТЬ.

ТЕТРАДЬ, МЕТРО, ПАТРОН, УТРО, ОТРУБИ, ХИТРЫЙ, ОТРЫВАТЬ, ТЕАТР, МЕТР, ЛИТР, МЕТРЫ, ВЕТРЫ, МАТРАЦ, ОТРЫВОК, ОТРЫВАТЬ, ВАТРУШКА, ПЕТРУШКА, ТЕТРАДКА, ОСМОТРЫ, ОСТРЫЙ, БЫСТРЫЙ, ПЕСТРЫЙ, СТРОГАТЬ.

 

3. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ:

ДРА-ДРО

ДРА-ДРУ

ДРО-ДРА

ДРУ-ДРЫ 

ДРУ-ДРЫ

ДРЫ-ДРО

ДРЫ-ДРЫ

ДРА-ДРО

 

4. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

 

ДРАП, ДРАКА, ДРАНКА, ДРУГ, ДРОВА, ДРУГОЙ, ДРУЖИНА, ДРОБЬ, ДРОЖЬ, ДРАЧУН, 

ДРОЖАТЬ, ДРОЗДЫ, ДРАЗНИТЬ, ДРОВЯНОЙ, ДРОВОСЕК, ДРОЗД, ДРОВОСЕКИ.

ВЕДРО, ВДРУГ, ПОДРУГА, ПУДРА, ВЫДРА, ВЕДРА, КАДРЫ, КЕДРЫ, ЯДРО, МУДРОСТЬ.

ПЕТР, МЕТР, ФЕТР, ТЕАТР, ОСЕТР, ОСМОТР

 

5. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

НА ТРАВЕ НЕ ВИДНО ТРОПКИ.

В ТРАМВАЕ ТРОЕ.

ЛЮБИТЕ ТРУД.

У ТРОФИМА ВЕДРО.

У МЕТРО КИНОТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ТРОФИМ ИДЕТ ПО ТРОПКЕ.

У ПЕТРА ДВА ВЕДРА.

 

6. ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА.

ВАР, ДАР, ПАР, КОМАР, МАКАР, КОМАР, УДАР, БОР, ХОР, ДВОР, МОТОР, ТОПОР, БОБЕР, ЕГОР, 

КЕФИР, НОМЕР, ВЕТЕР, КАТЕР, МОНТЕР, АКТЕР, КОВЕР, МОНТЕР, МИР, ПИР, ТИР, 

МУНДИР, КЕФИР, КОМАНДИР, ПОВАР, ВЕТЕР, ВЕЕР, ПОМИДОР, ДВОР, НЕГР, ТИГР.

 

7. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:

 

ТРА — ТРА — ТРА, ТРА — ТРА — ТРА СИДЯТ ДЕТИ У КОСТРА.

ТРО — ТРО -ТРО, ТРО — ТРО — ТРО МЫ ИДЕМ В МЕТРО.

ТРУ — ТРУ — ТРУ, ТРУ — ТРУ — ТРУ ВСТАНЕТ СОЛНЦЕ ПОУТРУ.

ТРА — ТРА — ТРА, ТРА — ТРА — ТРА МЫ ПОЕМ С УТРА.

ТРО — ТРО — ТРО, ТРО — ТРО — ТРО НАСТУПАЕТ УТРО.

ТРУ — ТРУ — ТРУ, ТРУ — ТРУ — ТРУ БЬЮТСЯ ЛИСТЬЯ НА ВЕТРУ.

ДРА — ДРА — ДРА, ДРА — ДРА — ДРА НЕСЕТ ДИМА ДВА ВЕДРА.

ДРО — ДРО — ДРО, ДРО — ДРО — ДРО У КАТИ НОВОЕ ВЕДРО.

 

8.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГИ (ПРЯМЫЕ):

РА — РА — РА

РО — РО — РО

РУ — РУ — РУ

РЫ — РЫ — РЫ

РА — РО — РУ — РЫ

РО — РУ — РА — РЫ

РУ-РЫ-РА-РО

РЫ-РО-РА-РЫ

 

9.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОГОСОЧЕТАНИЯ:

БРА-БРО-БРУ-БРЫ

ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ

ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ

ФРА — ФРО — ФРУ — ФРЫ

ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ

К РА — КРО — КРУ — КРЫ

ДРА-ДРО -ДРУ-ДРЫ

ТРА — ТРО — ТРУ – ТРЫ

 

10.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:

РАК, РАКИ, РАНО, РАЯ, РАМА, РАНА, РАДИО, РАМКА, РАНКА, РАННИЙ, РАДУГА, РАБОТА, РАКЕТА, РАВНЫЙ, РАКОВИНА, РАКЕТКА, РАЗУМНЫЙ, РОСТ, РОТ, РОГА, РОВ, РОМА, РОМАН, РОНЯТЬ, РОДИНА. POВНЫЙ. РОДНОЙ, РОБКИЙ, РУКА, РУКИ, РУБКА, РЫБА, РЫНОК, РУКАВ, РУБИТЬ, РУБАХА, РУКАВА, РУМЯНЫЙ, РУБАНОК.

ГОРА, ДЫРА, НОРА, ПОРА, ИРА, УРА, ВЕРА, НЮРА, ПАРА, МЕРА, ФАРА, БУРАН, ПАРАД, БАРАН, БАРАНЫ, НАРОДЫ, БАРАНКА, МУРАВЕЙ, БАРАБАН, УРАГАН, УРОК, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ПИРОГ, ПИРОГИ, НАРОД, ПАРОМ, ВОРОНА, ВОРОТА, КОРОНА, ДАРЫ, КОРЫТО, ДОРОГА, КОРОВА, ПОРОГ, ГОРОХ, КОРОТКИЙ, КОРОБКА, МАКАРОНЫ, ОРУДИЕ, ГОРЫ, КУРЫ, НОРЫ, ПАРЫ. ДВОРЫ, ТОПОРЫ, КОМАРЫ, ПИРАМИДА, ПОМИДОРЫ, МАКАРОНЫ, ОГОРОДЫ, БАРАБАНЫ, УРАГАНЫ, МУХОМОРЫ.

КАРП, ПАРК, МАРТ, БАРХАТ, КАРТА, МАРКА, ФАРТУК, КОРМ, ПОРТ, ТОРТ, МАРТ, ПАРК, БОРТ, ГОРКА, КОРКА, НОРКА, ФОРМА, 

ГОРНЫЙ, ФОРТОЧКА, КУРТКА, МУРКА, ДЫРКА, ФЫРКАТЬ, ДОЯРКА, ТЕРКА, ПЯТЕРКА, ЮРТА, ВЕРБА, МЕРКА, ФИРМА, ФОРМА, ФЕРМА, БЕРКУТ, ПЕРВЫЙ, ГАРМОНЬ, ВЕРНУТЬ, ВЕРХОМ. 

БРАТ, БРАВО, ВРАГ, ГРАД, ГРАНИТ, ГРАМОТА, ГРАНАТ, ГРАФИН, КРАЙ, КРАН, КРАБЫ, КРАПИВА, ПРАВДА, БРОВИ, ГРОМ, ГРОХОТ, ГРОМКО, КРОТ, ПРОБКА, ПРОВОД, ГРУППА, 

ГРУБЫЙ, КРУГ, КРУПА, КРУГОМ, КРУТОЙ, КРУПНЫЙ, ПРЫГАТЬ, ТОРТЫ, ПАРТА, МУРКА, БИРКА, ДЫРКА, БОБРЫ, КОВРЫ, ИГРЫ, ТИГРЫ, ПУРГА, ЧЕРТА, МИРНЫЙ, БУРНЫЙ, ФЫРКАТЬ, КАРМАН, КАРТОН, МОРКОВЬ, ОБРЫВ, БАРАНКА, ВИНОГРАД.

КВАРТИРА, МРАМОР, ПРОВЕРКА, ПРОДУКТЫ, ПРОВОРНЫЙ, ФАРФОР, ПРОРУБЬ, ПРОРЫТЬ, ДРОВОРУБ, ЛИТЕРАТУРА.

 

11. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:

 

РА — РА — РА, РА — РА — РА  СТОИТ ВЫСОКАЯ ГОРА.

РА -РА — РА, РА — РА — РА В ДЕТСКИЙ САД ИДТИ ПОРА.

РА — РА — РА, РА — РА — РА  НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.

РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ  ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ.

РУ — РУ — РУ, РУ — РУ — РУ  Я ПОСУДУ УБЕРУ.

РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ В КОРЗИНУ ЯГОД НАБЕРУ.

РЫ — РЫ — РЫ, РЫ — РЫ — РЫ СТОИТ ЕЖИК У НОРЫ.

РЫ — РЫ — РЫ, РЫ — РЫ — РЫ МЫ КАТАЕМСЯ С ГОРЫ.

РЫ — РЫ — РЫ, РЫ — РЫ — РЫ ПЕС СИДИТ У КОНУРЫ.

 

12. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ФЕДОР МЕТЕТ ДВОР.

НА ПАРТЕ КНИГИ И ТЕТРАДИ.

ФЕДОР НАДЕВАЕТ КУРТКУ

ЕГОР НАТЕР ПАРКЕТ.

РОМА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ.

ВОТ ВЕРА И МАРА.

РОМА ИДЕТ НА УРОК.

ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.

 

В РУКАХ У ДЯДИ ФЕДОРА РУБАНОК И ТОПОР.

НА РЫНКЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ.

У ВЕРЫ КВАРТИРА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ.

В ПОРТУ ПАРОХОДЫ.

РОМА И ЮРА ГРОМКО БАРАБАНЯТ.

НАРОДЫ ХОТЯТ МИРА.

НА НЕБЕ РАДУГА.

РОМА ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.

ШУРА ИГРАЕТ НА ТРУБЕ.

 

13. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

РАЯ КОРМИТ КУР.

РОМА УБИРАЕТ ДВОР.

ЮРА ПРОДАЕТ ОГРОМНЫЕ АРБУЗЫ.

 

ИРА РАЗДАЕТ ТЕТРАДИ.

ВЕРБА РАСПУСКАЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ.

ГОРНАЯ ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.

РАЯ ИДЕТ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ.

 

НАД СТАДОМ РОЙ КОМАРОВ.

В РУКАХ У РОМЫ ОСТРЫЙ ТОПОР.

РАЯ СОБИРАЕТ СМОРОДИНУ.

НА ОГОРОДЕ РАСТЕТ СОРНАЯ ТРАВА.

Логопедические пособия на заказ

ЛОГОПЕД ДОМА

Интернет — ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи

добавить на Яндекс

Как научить ребёнка говорить букву Р: техники, советы родителям

В норме ребёнок овладевает техникой произношения различных звуков к пяти годам. Исключением часто становится сложный звук Р. Одни ребята просто пропускают его в словах, другие же произносят неправильно. Заботливые родители обращаются к логопеду, чтобы исправить проблему. Однако не все знают, что специальные корректирующие упражнения часто можно делать и в домашних условиях.

Почему ребёнок может не выговаривать звук Р

Звук Р — один из самых сложных в произношении в русском языке. Ведь чтобы он звучал правильно и чётко, ребёнок должен иметь хорошо тренированный речевой аппарат и развитую амплитуду и вибрацию языка. А малыш только учится управлять своим языком. Именно поэтому данный звук ещё не может освоить двухлетний ребёнок. Редкие дети овладевают им в три года.

Знаковым же возрастом считается пять лет. Если в это время кроха ещё не произносит Р, то родителям стоит побеспокоиться: обратиться к логопеду либо начать заниматься с ребёнком самостоятельно. Это очень важно сделать, поскольку до поступления в школу остаётся два года: период, чтобы речь ребёнка стала правильной.

Если малыш посещает в детский сад, то в средней группе (там находятся дети пятилетнего возраста) обычно проходит плановый осмотр логопеда. По крайней мере, так происходит в нашем городе. Если в данном дошкольном учреждении имеется специальная логопедическая группа, то ребёнка переводят туда (с согласия родителей), могут дать направление в другой логопедический садик или же просто рекомендуют ему занятия со специалистом.

Если же ребёнок не посещает детский сад, то родители самим в пятилетнем возрасте стоит показать его логопеду.

Логопед разговаривает с девочкойЛогопед разговаривает с девочкой

В пять лет речь ребёнка долен оценить логопед, чтобы выявить возможные нарушения

Произношение звука Р является неправильным в следующих случаях:

  1. Ребёнок просто пропускает звук в слове, «проглатывает» его (ко_ова, га_аж).
  2. Заменяет сложный Р на более простые звуки — Л, Ы, Й (лыба, дейево).
  3. Звук Р произносится гортанно (на французский манер) либо с вибрацией (как в английском языке).

Как объясняла мне логопед детского сада, последний вариант наиболее сложен для коррекции. Ведь переучивать чему-либо всегда сложнее, чем учить с нуля.

В целом ребёнок может не выговаривать звук Р по ряду причин:

  1. Короткая уздечка языка. Ребёнок просто не в состоянии дотянуться язычком до верхнего нёба. Эту патологию можно исправиться специальными упражнениями, в тяжёлых же случаях требуется хирургическое вмешательство (степень недоразвитости определяет логопед).
  2. Недостаточная подвижность речевого аппарата, особенно языка (его слабая амплитуда и вибрация). Часто это бывает у детей-молчунов. Дефект также корректируется специальными упражнениями.
  3. Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут произноситься неправильно (носовое Р). Причиной патологии может стать хронический насморк, увеличение аденоидов, слабая наполняемость лёгких, проблемы с сердцем. Помочь в этом случае может специальная гимнастика.
  4. Расстройство фонематического слуха. Малыш искажённо интерпретирует услышанное слово, путает в нём звуки (например, не «пижама», а «бизяма», не «дудка», а «тутка»). При этом звук Р чаще всего пропускается. Некоторых взрослых это до поры до времени умиляет, однако частое повторение подобных слов лишь закрепляет их неправильное произношение.

Упражнения для домашних занятий

Если у ребёнка нет патологий, требующих лечения у специалиста или оперативного вмешательства (совсем короткая уздечка, необходимость решать проблемы с аденоидами, гайморитом и пр.), то родителям вполне реально научить малыша дома правильно произносить Р.

Конечно, предварительная консультация логопеда очень желательна. Он укажет на конкретную причину проблемы и даст общие указания по формированию звука.

Все упражнения достаточно просты, но тем не менее эффективны.

Речевая гимнастика

Первые несколько тренировок с сыном или дочерью следует просто заниматься речевой гимнастикой. В дальнейшем с неё будет начинаться каждое занятие по постановке звука Р.

В целом такая разминка включает в себя три группы упражнений. Каждое из них повторяется 5–7 раз.

Упражнения для дыхания:

  1. Задувание свечи. Ребёнок должен представить перед собой большой торт со свечами, которые нужно задуть своим дыханием. Для этого в лёгкие набирается побольше воздуха, а затем он выпускается резким интенсивным движением. Затем свечки задуваются уже по одной — резкими прерывистыми выдохами.
  2. Сдувание снежинки с ладошки. Малышу на ладонь кладётся кусочек ваты — импровизированная снежинка. Он должен сдуть её плавным длительным выдохом через рот. После успешных попыток задача усложняется — сдуть нужно две, а потом три снежинки. Кстати, в период цветения одуванчиков упражняться можно с ними — сдувать с них белую «шапку».
Мальчик сдувает ватку с ладошкиМальчик сдувает ватку с ладошки

Специальные упражнения помогут развить силу дыхания

Упражнения для губ:

  1. Заборчик. Нужно крепко сомкнуть зубы, а потом раскрыть губы и показать белый «заборчик» (зубы остаются сомкнутыми).
  2. Хобот слоника. Губы следует вытянуть вперёд трубочкой на максимальное расстояние.
  3. Лягушка. Малыш должен широко улыбнуться и подержать губы в таком состоянии примерно 10 секунд.
Мальчик широко улыбаетсяМальчик широко улыбается

Изображать улыбкой лягушку нужно не менее 10 секунд

Упражнения для языка (на растягивание уздечки, развитие вибрации и амплитуды):

  1. Оближи варенье. Ребёнок представляет, что у него на губах вкусное варенье: он должен облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу.
  2. Котёнок. Нужно предложить ребёнку представить себя котёнком, который лакает молочко. Для этого он также слизывает с тарелочки сгущённое молоко или варенье.
  3. Качели. Малыш последовательно дотягивается язычком сначала как можно выше к носу, а затем вниз к подбородку.
  4. Часики. Языком нужно поводить из стороны в сторону — поболтать им вправо-влево.
  5. Почистим зубки. Язычком, как будто зубной щёткой, следует провести по верхним и нижним зубкам.
  6. Малярная кисточка. Языком провести от передних зубов назад к горлу.
  7. Лошадка. Нужно показать, как цокает лошадка: открыть рот, поднять язычок к нёбу и щёлкнуть им (помогает ощутить вибрацию).
Мальчик слизывает что-то с тарелки языкомМальчик слизывает что-то с тарелки языком

Полезное упражнение, растягивающее уздечку языка, — «Котёнок», когда ребёнок слизывает с тарелочки что-то сладкое

Кроме указанных упражнений, взрослый может делать ребёнку массаж уздечки. Малыш открывает рот и поднимает язык вверх. Родитель большим и указательным пальцами (конечно же, чистыми) дотрагивается до уздечки и слегка подтягивает её вверх. Массаж выполняется дважды в день примерно по три минуты.

Видео: речевая гимнастика, помогающая постановке звуков Р и Л (мама рассказывает, как занималась с маленькой дочкой)

Непосредственно упражнения для становления звука Р

Следующие упражнения уже связаны с произнесением звуков и непосредственно направлены на становление правильного звука Р:

  1. Ребёнок должен прижать язык к верхнему нёбу на уровне альвеол (позади зубов) и быстро произнести несколько раз звук Д с сильным выдохом. Это похоже на автоматную очередь: «д-д-д-д-д».
  2. Под язычок кладётся ватная палочка (хорошо, если есть логопедический шпатель), взрослый водится её вправо-влево (малыш может положить туда свой пальчик и двигать его самостоятельно). При этом произносится продолжительный звук «ж-ж-ж-ж-ж».
  3. Ребёнок широко открывает ротик и произносит растянутый слог «з-з-з-а-а-а», а взрослый в это время водит под языком ватной палочкой. Аналогично ставится мягкий Р: только вместо «з-з-з-а-а-а» произносится «з-з-з-и-и-и».

Полученный результат (у ребёнка начало получаться правильное произношение звука Р) обязательно нужно закреплять на практике. Чтобы ребёнку было интересно заниматься, для этой цели используются чистоговорки (рифмовки), скороговорки, потешки. Использовать можно примерно такие варианты:

Чистоговорки
  • РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.
  • РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.
  • РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.
  • РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.
  • В парке ровная гора — РА-РА-РА (2 раза).
  • Утром едем на метро — РО-РО-РО (2 раза).
  • Краской красим конуру — РУ-РУ-РУ (2 раза).
  • В парке кружат комары — РЫ-РЫ-РЫ (2 раза).
  • АР-АР-АР (2 раза) – Роме нравится загар.
  • УР-УР-УР (2 раза) – у розетки чёрный шнур.
  • ОР-ОР-ОР (2 раза) – зреет красный помидор.
  • ИР-ИР-ИР (2 раза) – в кружке с сахаром кефир.
Скороговорки
  • На горе Арарат зреет красный виноград.
  • У мыши в норке сыра корка.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • После росы росли розы.
  • Во мраке раки шумят в драке.
Потешки
  • У реки росла рябина,
    А река текла — рябила.
    Посередине глубина,
    Там гуляла рыбина.
    Эта рыба — рыбий царь,
    Называется “пескарь”.
  • На дворе горка,
    Под горкой — норка.
  • В этой норке крот
    Норку стережёт.
    Шёл Егор через двор,
    Нёс топор чинить забор.
Мама с сыном проговаривают словаМама с сыном проговаривают слова

Полученный результат обязательно нужно отрабатывать на чистоговорках, скороговорках и прочем материале

Словоподражания

Взрослый предлагает ребёнку порычать как тигр (Р-р-р-р), покричать как ворона (кар-р-р), показать, как скрипят ставни (скр-р-р), продемонстрировать, как ему холодно (Бр-р-р).

Игровые задания
  1. Мама говорит своему «ученику», что они поедут на пароходе (показывает картинку), но взять на него можно только вещи, в которых есть звук Р. Задача ребёнка — назвать их как можно больше. Причём говорить нужно распространёнными предложениями: «Я буду грузить на пароход рыбу (помидоры, морковь, виноград, игрушки и пр.)».Картинка с изображением пароходаКартинка с изображением парохода

    В процессе обучения можно активно использовать логопедические игры

  2. В лесу в корзину можно подожить только те грибы, в названии которых есть звук Р (подберёзовик, боровик, рыжик и пр.).Корзина, рядом разные грибыКорзина, рядом разные грибы

    В корзину можно положить только грибы, в названии которых есть звук Р

Также можно давать картинки с изображением различных предметов, среди которых просто нужно назвать те, в которых есть звук Р.

Картинка с изображением предметовКартинка с изображением предметов

Можно распечатать множество аналогичных картинок, чтобы малыш находил и называл слова со звуком Р

Общие советы по организации домашних занятий

Чтобы занятия были эффективными, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Заниматься регулярно (по возможности ежедневно). Редкие тренировки не дадут эффекта.
  2. Важна последовательность заданий: от простых к более сложным (вначале для закрепления произношения дать ребёнку отдельные слова, а затем уже сложные скороговорки и рифмовки).
  3. Для отработки звука следует использовать разнообразный материал, всё время придумывать что-то новое, чтобы заинтересовать ребёнка.
  4. На занятии очень важен позитивный настрой самого ребёнка: если в данный момент у него плохое настроение или не очень хорошее самочувствие, тренировку лучше отложить, например, на вечер.
  5. Не показывать малышу, что неправильное произношение Р — это серьёзная проблема. Пусть он воспринимает логопедическое занятие как игру.
Мама смотрит на сына и улыбается (оба лежат на кровати)Мама смотрит на сына и улыбается (оба лежат на кровати)

Для успешности занятия очень важен позитивный настрой ребёнка, а тренировку следует преподносить как увлекательную игру

Видео: секрет быстрой постановки звука Р (советы логопеда)

Поставить звук Р с помощью домашних занятий — вполне реальная задача для родителей, конечно, если у ребёнка нет серьёзных нарушений в строении речевого аппарата. У одних малышей на это уходит много времени, другие же начинают правильно произносить сложный звук довольно скоро. Главное — проводить тренировки регулярно и уметь заинтересовать ими малыша.

примеры упражнений в домашних условиях

Проведение логопедических занятий в домашних условиях

Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

Развитие речи ребенка посредством игр

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

логопедические занятия

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Логопедические занятия в домашних условиях

логопедические занятия

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

  • пальчиковые игры;
  • гимнастику на развитие артикуляции;
  • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
  • декламацию стихов и скороговорок.

Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

  • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
  • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
  • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
  • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

Пальчиковые игры

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

пальчиковые игры

Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

  1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
  2. воображение;
  3. внимание.

У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

пальчиковые игры

Упражнения на развитие моторики пальчиков:

  • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:
    Солнце поднимается,
    Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
    Солнышко садится,
    Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
  • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
  • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
    Птица полетела (машем крылышками),
    Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),
    Дальше полетела.

Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

пальчиковые игры

Артикуляционная гимнастика

Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

пальчиковые игры

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

Артикуляционный комплекс:

  • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
  • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
  • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
  • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
  • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
  • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
  • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
  • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
  • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
  • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

пальчиковые игры

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)
Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)
По камушкам, по камушкам (топчется на месте)
И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

Декламация стихов и скороговорок

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

пальчиковые игры

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

Логопедические упражнения на звук Р

Логопедические занятия для детей, направленные на постановку, закрепление, введение звука в речь начинаются с упражнений для подготовки языка и умения правильно и с силой направлять воздушную струю.

 

логопедические упражнения на звук р

 

 

Гимнастика для подготовки речевого аппарата

 

Подготовка аппарата речи для правильного произнесения звука Р может осуществляться при помощи следующих упражнений:

 


 

  • Гудит пароход. По реке плывет пароход. Он еще далеко, но мы слышим его гудок. Пароход все ближе и ближе. У-у-у.
  • Сдуть ватку с кончика носа.
  • Почистим зубы. Язык поднять вверх и почистить им зубы, как щеткой, изнутри и снаружи.
  • Побелим потолок. Кончиком языка водить по небу вперед и назад.
  • Поскачем на лошадке. Цокать, присасываясь кончиком языка к небу и резко отрывая его, быстро и медленно.
  • Часики. «Узким» языком делать движения маятника от одного угла рта к другому.
  • Чашечка. Сделать из языка «чашечку», поднять ее вверх. Затем расслабить язык и положить на нижнюю губу.

 


 

логопедические занятия на букву р

 

 

Логоритмические упражнения

 

Опираясь на произнесение близких по артикуляции звуков, можно подвести ребенка к правильному произнесению звука Р.

 


 

  • Играем в баскетбол. Произносим сочетание слогов, ритмично постукивая по столу рукой: та-та-та-так; ты-ты-ты-тык; то-то-то-ток; ту-ту-ту-тук.
  • Играем в теннис. Ритмичное движение кистью вперед и назад с проговариванием слогов та-ту, та-ту, то-ты, то-ты.
  • Забиваем гвоздь в стену. Спрятать язык за верхние зубы, упереться в бугорки (альвеолы) и постукивать им, произнося звуки Т и Д, или их сочетание. Нижней челюстью при этом не двигать.
  • Мы на параде. Ды-да, ды-да, ду-до-да, да-ду-ды. Проговаривать слоги, рисуя в воздухе или на бумаге ломаные линии.

 


 

логопедические распевки для детей

 

 

Логопедические распевки для детей

  

Правильное произнесение звука Р автоматизируется путем распевания слогов с этим звуком.

 


 

Ра-ра-ра-ра – вышли кони со двора.

Ро-ро-ро-ро – мы поедем на метро.

Ры-ры-ры – у дома много детворы.

Ру-ру-ру – пастушок ту-ру-ру.

Ар-ар-ар – в лесу пожар.

Ур-ур-ур – в руках у меня бур.

Ор-ор-ор – на стене ковер.

 


 

логопедические упражнения для буквы р

 

 

Другие логопедические упражнения для буквы р

 

Логопедические упражнения на букву Р  включают в себя и упражнения на различение буквы Р на письме и звука Р на слух среди других похожих букв и звуков. Эти упражнения можно подобрать самостоятельно.

 


 

  • Покажи картинку, где спрятался звук или буква Р.
  • Придумай слова, где звук или буква Р находятся в разных частях слова.
  • Поймай звук. Рома – дома, Марина — малина, ложки — рожки, рак — лак.
  • Хорошо заучивать стишки со звуком или буквой Р.

 


 

Их можно подобрать из произведений А. Барто, С. Маршака и других детских писателей.

 

Логопедические занятия на букву Р должны проводиться специалистом в оборудованном кабинете не менее 2 раз в неделю. Обязательно дается задание на дом. Необходимо нацелить родителей на то, чтобы они контролировали произнесение этого звука с целью автоматизации его в речи ребенка. Надо использовать как можно больше речевого материала с этой буквой; стишки, сказки, песенки, скороговорки, загадки.

 

логопедические занятия для детей, логопедические занятия дома

 

 

Логопедические занятия дома

 

Если нет возможности посещать логопеда, можно проводить логопедические занятия дома. Но очень важно предварительно проконсультироваться с врачом. Родителям следует помнить, что начинаются логопедические занятия с разминки для языка, только после этого можно переходить к более сложным заданиям.

Поставить звук Р можно с переходом от звуков Т, Д. Закрепляем это в слогах, словах и предложениях. Упражнения обязательно обыгрывать. Важно также почаще хвалить ребенка и повторять постоянно упражнения, стараясь их разнообразить новым речевым материалом. Можно придумать стишки с буквой Р самим вместе с ребенком.

 


 

На дворе лежат дрова.

Марина любит мандарины.

 


 

Логопедические упражнения на звук Р обычно проводятся с 5 лет, потому что произношение его считается наиболее трудной задачей и в речи ребенка этот звук появляется последним.

 


 

Логопед. Постановка звука Р. Как научиться произносить звук Р. — видео

 

 

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»