Ранний детский аутизм — причины, симптомы, диагностика и лечение

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Общие сведения
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Ранний детский аутизм
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
- 1) качественное нарушение социального взаимодействия
- 2) качественные нарушения общения
- 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Лечение раннего детского аутизма
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
Детский аутизм – причины, симптомы, признаки, лечение
Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.
Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.
Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.
Что такое детский аутизм?
Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.
Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.
Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.
Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:
- Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
- Задержка развития личности.
- Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
- Страх изменений в окружающей среде.
- Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
- Эхолалия.
- Дефицит речи и ее использования.
- Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
- Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
- Стереотипные игры с неигровыми предметами.
- Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
- Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
- Отрешенность.
- Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
- Жевание заменяется сосанием.
- Эпилептические приступы в трети случаев.
- Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
- Наступают периоды возвращения способности к обучению.
- Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
- Отсутствие социального взаимодействия.
- Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
- Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
- Отсутствие логики в поведении.
- Импульсивность.
- Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
- Коммуникативный дефицит.
- Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
- Пустой взгляд.
- Речевые навыки не нарушены.
- Движения неритмичные и стереотипные.
Причины детского аутизма
Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:
- Аффективная среда и слабость инстинктов.
- Расстройство восприятия и блокада информации.
- Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
- Ретикулярная формация ствола мозга.
- Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
- Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
- Расстройство парного функционирования обоих полушарий.
Провоцирующими аутизм факторами являются:
- Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
- Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
- Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
- Прививки.
- Психические болезни, например, эпилепсия.
- Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
- Эмоциональная холодность родителей.
- Ртутное отравление.
- Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
- Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
- Злоупотребление антибиотиками.
Симптомы и признаки детского аутизма
Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.
Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.
Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:
- Проявление характеристик в 2-3 года.
- Отсутствие улыбки в ответ.
- Игнорирование и отторжение объятий.
- Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
- Отсутствие контакта глазами с собеседником.
- Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
- Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
- Задержка или полное отсутствие речи.
- Склонность к уединению.
- Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
- Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
- Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
- Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
- Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
- Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
- Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
- Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
- Судорожные припадки в 25% случаев.
Ранний детский аутизм
Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.
Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:
- Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
- Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
- Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
- Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
- Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
- Отсутствие контакта глаза в глаза.
Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.
Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:
- Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
- Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
- Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
- Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.
Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.
Лечение детского аутизма
Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:
- Семейная терапия.
- Исправление поведения.
- Медико-психолого-педагогическая коррекция.
Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:
- Амитриптилин – психотропное средство.
- Витамин В6.
- Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
- Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
- Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.
Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:
- Строгий распорядок дня.
- Прививание жизненно необходимых навыков.
- Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
- Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
- Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
- Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
- Избегание переутомления.
- Отсутствие спешки в обучении ребенка.
Прогноз
Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.
Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.
Детский аутизм и особенности его лечения
Расстройства аутического спектра зачастую проявляются в раннем детском возрасте. Болезнь характеризуется нарушениями в социальном взаимодействии как с членами семьи, так и с другими детьми. При аутизме мозг ребёнка развивается иначе, что вызывает проблемы в адаптации и социализации. Раннее выявление расстройства важно для дальнейшей коррекции и воспитания.
Детский аутизм и его проявления
Обнаружить проявления детского аутизма можно по ряду признаков:
- нет реакции на ласку;
- нет эмоциональных проявлений;
- повышенная возбудимость или чрезмерная пассивность;
- ребёнок не может обучаться базовым действиям;
- раскачивается, дёргается, не играет с игрушками.
Точно определить наличие аутического расстройства у ребёнка помогут специалисты. При диагностике анализируется поведение малыша, проводятся лабораторные исследования. Постановка диагноза — не приговор, а причина начинать лечение симптомов психической болезни и корректировать поведение. Аутичный ребёнок, за лечение которого своевременно взялись, может вырасти скомпенсированным: лучше социализироваться и обучаться.
Ранняя диагностика детского аутизма.
Лечение детского аутизма
Аутизм — хроническое заболевание, которое поддаётся корректировке, но неизлечимо полностью. Лечение должно быть постоянным и комплексным, потому что не существует волшебной таблетки, способной изменить развитие головного мозга аутичного ребёнка. Главная задача родителей состоит в создании благоприятной атмосферы для малыша, понимании его поведения и ответственному подходу к терапии.
Точно определить наличие аутического расстройства у ребёнка помогут специалисты.
Комплексный подход лечения следующий:
- поведенческая терапия у психолога;
- психотерапия;
- медикаментозное лечение при необходимости;
- организация специальной диеты;
- регулярные домашние занятия для адаптации и социализации.
Лечение аутизма — энергозатратный и продолжительный процесс, морально сложный как для семьи, так и для специалистов. Поэтому прежде всего важно подобрать квалифицированных терапевтов, имеющих успешный опыт работы с аутичными детьми. И приготовиться к тому, что недостаточно будет только водить ребёнка на терапию: занятия должны продолжаться постоянно дома, каждый день. При таком подходе аутичные дети получают шанс на социализацию и возможность устроиться в жизни наравне с другими людьми.
К каким врачам обращаться
При работе с этим психическим заболеванием, родителям предстоит обращаться к ряду специалистов:
- психологам;
- психиатрам;
- психотерапевтам;
- логопедам.
Психологами оказываются поддержка детям и помощь в развитии социальных навыков. Психиатры занимаются исключительно медикаментозным лечением. Психотерапевты прорабатывают внутренние психические проблемы. А логопеды помогают преодолеть трудности в речевом развитии, которые возникают у подавляющего большинства аутических пациентов.
Рекомендации по коррекции аутизма у детей
Родителям детей с установленным диагнозом аутического расстройства необходимо понять, что у ребёнка может быть будущее: его мозг не мёртв, а возможности для развития есть. Просто другие.
Главные рекомендации по психологической коррекции в домашних условиях:
- Соблюдать чёткий распорядок дня.
- Придерживаться личного ритма ребёнка, не прерывать ритуалы.
- Не менять резко остановку, любые изменения должны быть постепенными.
- Уделять ребёнку много времени, постоянно с ним общаться, даже когда он отдаляется.
- Позволять аутисту побыть наедине с собой, делать перерывы в занятиях, периодически не тревожить.
- Часто обращаться к ребёнку ровным и спокойным тоном.
- Не повышать голоса.
- Не забывать про физические упражнения.
- Не поторапливать ребёнка при выполнении каких либо действий.
В процессе родители находят собственный подход, потому что ситуация для каждого индивидуальная. Но не стоит забывать и о том, что психологическая поддержка юному аутисту потребуется не только в стенах дома, но и в детском саду, и на игровой площадке. Держать ребёнка в отдалении от других детей — плохая идея для социализации и адаптации. Также рекомендуется самим родителям проходить психотерапию и регулярно консультироваться со специалистами в вопросах домашнего воспитания аутиста.
Не стоит забывать и о том, что психологическая поддержка юному аутисту потребуется не только в стенах дома, но и в детском саду, и на игровой площадке.
Медикаментозное лечение при аутизме
Лечение этого психического заболевания не подразумевает постоянной медикаментозной поддержки, в отличие от заболеваний шизофренического и аффективного спектров. Но совсем без медикаментов, скорее всего, обойтись не удастся. При аутическом расстройстве прописываются препараты, направленные на коррекцию ряда симптомов: обсессивно-компульсивного расстройства, депрессии, отсутствия импульсного контроля и других. В зависимости от сопутствующего расстройства прописываться могут разнообразные нейролептики и психотропные стимуляторы на невысоких дозировках.
Постоянно лечить ребёнка медикаментозными препаратами нельзя. Даже при условии положительного влияния за счёт подавления проявлений симптомов, в будущем это может отразиться негативно. Лекарства способны повлиять на дальнейшее развитие умственных способностей. Аутизм — это хроническое психическое заболевание, которое полностью не лечится никакими таблетками.
Режим питания
Недостаточно заботиться только о психическом состоянии аутиста. Лечение включает в себя и соблюдение подходящей для организма аутиста сбалансированной диеты. Домашнее питание может включать пищевые добавки, ферменты и необходимые витамины, в зависимости от состояния здоровья. Определить, чего не хватает в организме, помогут лабораторные тесты.
Стоит отказаться от продуктов с искусственными красителями и добавками. Снизить потребление сахара, поддерживать водный баланс и отдавать предпочтение белковой пище. Продукты с содержанием глютена и казеина также рекомендуется исключить. Пищевые добавки и витамины предварительно согласовывать со специалистом.
Стоит отказаться от продуктов с искусственными красителями и добавками. Снизить потребление сахара, поддерживать водный баланс и отдавать предпочтение белковой пище.
Режим питания, как и медикаментозное лечение, индивидуален. Физически дети с аутизмом обычно хорошо развиваются, но из-за дисбаланса необходимых веществ могут наблюдаться проблемы с усваиванием пищи и расстройствами пищеварения, раздражение кишечника, повышенное содержание тяжёлых металлов. Консультации диетолога при пищеварительных нарушениях не будут лишними.
Работа психолога с аутичным ребёнком
Помощь психолога детям с аутизмом — задача сложная и кропотливая. Терапия начинается с индивидуальных сеансов, первые из которых нацелены исключительно на адаптацию пациента к новой обстановке и новому человеку. В дальнейшем психолог начинает сближаться с ребёнком, вызывая у него реакции и тем самым корректируя поведение. Нужно не давить слишком сильно, а также давать время на занятия собственными успокаивающими делами во второй половине сеанса.
Терапия начинается с индивидуальных сеансов, первые из которых нацелены исключительно на адаптацию пациента к новой обстановке и новому человеку.
Важнее всего при работе с аутичными детьми — личная вовлечённость специалиста, а не его психологические техники. Ему потребуется научиться понимать реакции пациента, чувствовать, когда можно вызывать реакцию, а когда лучше остановиться. Каждый случай будет индивидуальным, к каждому нужен будет свой подход. При этом психолог должен уметь отстранять собственные проблемы, чтобы никак не влиять на пациента. При поиске психологов необходимо учитывать именно факт наличия в практике успешных случаев работы с аутистами.
Если после сеансов терапии ребёнок чрезмерно возбуждён или наоборот — излишне замкнут в себе, стоит подыскать другого специалиста. При неправильном подходе к терапии, состояние пациента с аутизмом может ухудшиться.
Музыкальная терапия в работе с аутичными детьми
Одной из наиболее популярных техник в лечении является музыкальная терапия для детей с аутизмом. Она не научить ребёнка музыке, её задачи заключаются в:
- построении некоторых музыкальных навыков;
- снижении уровня тревожности;
- развития коммуникативных навыков.
Музыкальные терапевты при помощи различных инструментов и голоса создают звуки, реагируя на поведение пациентов в группе. Создание такой своеобразной музыки помогает детям справляться с негативной реакцией на громкие звуки на улице и дома. Главная задача музыкальной терапии состоит в снижении уровня тревожности, для полноценного развития музыкальных способностей она не подходит.
Одной из наиболее популярных техник в лечении является музыкальная терапия для детей с аутизмом.
Работа с аутичными детьми сложна как для семьи, так и для специалистов. Не исключено, что подбирать терапевтов придётся долго. Но грамотное комплексное лечение поможет улучшить качество жизни ребёнка и социально его адаптировать, обеспечив скомпенсированное будущее.
Рейтинг статьи: {28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_IMAGES_VOTE{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff} ({28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_USERS{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff} оценок, среднее: {28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_AVERAGE{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff} из {28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_MAX{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}){28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}RATINGS_TEXT{28188eb0ffe9fd4b82384e9e8ff663ed3ecc468efc272c375ba9eabbe2abd6ff}

признаки, причины возникновения, лечение, тест, что это за болезнь, ранний, атипичный, легкий, фото
Аутизм – одно из загадочных проявлений, при котором отмечается выраженный дефицит эмоциональной сферы человека, приводящий к ограниченности общения.
Что такое аутизм
Аутизм – заболевание, характеризующееся расстройством интеллектуальной сферы и измененным состоянием психики. Патология сопровождается нарушением речевой и двигательной функций, стереотипиями. Приводит к сложностям в вербальном общении, контактировании при социальных взаимодействиях, адаптации в обществе, является причиной ограниченности интересов.
Симптомы и признаки аутизма у детей
Психиатры выделяют определяющие особенности в поведении у детей-аутистов. Основные из них:
- нарушение контактов в социуме;
- ограничение интересов и особенности поведения в период игр;
- частое повторение однотипных действий;
- нарушение речевого и эмоционального общения;
- интеллектуальные расстройства;
- особенности телодвижений;
- ослабление чувства самосохранения.
Симптоматика заболевания весьма разнообразна и зависит от возрастной категории пациента.
Социальные взаимодействия
Характерная черта поведения при аутизме – нарушение социальных контактов.
Больные дети склонны уходить в свой внутренний мир, необщительны и даже стараются избегать сверстников.
Малыши редко изъявляют желание попроситься на руки к родителям, они инертны, неактивны, слабо реагируют на световые и звуковые раздражители, не откликаются на имя, редко улыбаются, а к новым игрушкам проявляют вялый интерес.
При этом комплекс оживления, свойственный всем детям, у аутистов практически не развит. При вступлении в контакт с ребенком с его стороны может возникать реакция в виде агрессии или страха.
Большинство детей-аутистов склонны слабо проявлять какие-либо эмоции: очень редко улыбаются, сохраняя одно и то же выражение лица. Однако у некоторых из них мимика бывает разнообразной, хотя и не всегда адекватной.
Более взрослые дети склонны углубляться в свой внутренний мир. Многие из них не терпят физических контактов. Они редко требуют помощи, игнорируют просьбы типа “дай”, “принеси”, “возьми”, рано привыкают к самообслуживанию.
В детском садике у ребенка-аутиста также возникают проблемы с общением. При этом аффективная реакция может быть пассивной, когда ребенок не проявляет интереса к другим малышам, или активной, при которой он становится агрессивным.
Особенности игры и интересы
Примерно пятая часть аутичных детей практически равнодушны к игрушкам и играм. Груднички могут долго, не отрывая глаз, смотреть на один предмет, но при этом не трогать его.
Дети постарше склонны часами наблюдать за движением транспорта или просматривать один и тот же мультик. Они не утрачивают интереса к любимому занятию, реагируют негативно в случае, если взрослые пытаются их отвлечь.
Такие малыши редко проявляют воображение. С куклой ребенок будет совершать однообразные действия, в одном порядке и несколько раз подряд. Например, купать ее, одевать и завязывать волосы. Он может выстраивать игрушки, различая их по размеру или цвету. В большинстве случаев игры этим ограничиваются, так как фантазировать дети-аутисты не склонны. Малыш не будет разговаривать с куклой, усаживать ее и знакомить с другими.
При попытках забрать «игрушку», если она представляет опасность, ребенок выражает протест и может даже на какое-то время уйти в себя.
Детей-аутистов привлекают не только игры, но и действия, например, включение и выключение крана, наблюдение за струей воды или газовой горелкой.
Малыши отдают предпочтение одиночным играм и несколько ревностно относятся к своим увлечениям: никого к себе не подпускают и ни с кем не делятся. Очень редко дети-аутисты проявляют фантазию во время игр, представляя себя в роли животного или копируя неодушевленный предмет.
Вербальное общение
При любой форме аутизма проявляются речевые нарушения. При этом у детей может наблюдаться как задержка развития речи, так и полное ее отсутствие – мутизм. Это расстройство часто отмечается при раннем аутизме.
Наступление регресии у малышей, при которой они начинают говорить во сне или сами с собой, обычно начинается в 15-18 месяцев. При этом контакт с окружающими остается ограниченным.
У детей в более старшем возрасте могут отмечаться экспрессивные нарушения: неправильное использование местоимений и обращений. Вместо того, чтобы сказать «хочу кушать», ребенок говорит «хочет кушать», или вместо – «мне нужен карандаш» – «Коле нужен карандаш». Малыши могут повторять отрывки фраз, услышанные по телевизору или радио.
Стереотипии
Стереотипии в речи и поведении, проявляются у 80% больных детей. Чаще всего это повторяющиеся однообразные двигательные действия:
- повороты головы;
- сгибание и разгибание пальцев рук при синдроме Ретта;
- игра с выключением света;
- монотонный счет предметов;
- разрывание бумаги.
- раскачивание на стуле.
Стереотипии могут проявляться в виде:
- речевых повторений одних и тех же фраз;
- предпочтений в еде, одежде, музыке;
- соблюдения одинаковых маршрутов во время прогулок.
Такие действия часто имеют ритуальных характер.
Расстройства интеллекта
У аутистов отмечают разные степени отставания в интеллектуальном плане, выражающиеся:
- отсутствием целенаправленности;
- сложностями в сосредоточении;
- невнимательностью;
- быстрой потерей интереса.
У таких детей могут проявляться способности к отдельным дисциплинам. Они гиперчувствительны, владеют памятью, имеют острый слух и хорошо воспринимают информацию. Иногда ускоренное развитие интеллекта осложняется его распадом. При синдроме Аспргера у больных отмечается сохранение интеллекта в пределах возраста, а иногда даже его превышение.
У половины детей-аутистов проявляется средняя и легкая степень умственной отсталости, а третья часть из них обладает интеллектом на пограничном уровне. Глубокая умственная отсталость у таких детей – большая редкость. Часть пациентов с высоким интеллектуальным коэффициентом имеют сложности с адаптацией в социуме. Это обусловлено их способностью к нестандартному мышлению.
Большинство детей со склонностью к эпизодическим ухудшениям интеллектуальных функций усваивают школьные навыки.
Нарушение инстинкта самосохранения
Снижение инстинкта самосохранения, проявляющееся агрессией, встречается у одной трети детей, страдающих аутизмом. При отсутствии социальных контактов негативная энергия направляется на себя.
Защитная реакция у детей-аутистов не всегда ограничивается аутоагрессией. Она может быть направлена и на взрослого, пытающегося вмешаться в жизненный мир малыша. Попытки исправить ситуацию часто приводят к проявлениям аутоагрессии. Ребенок с тяжелой формой аутизма может начать капризничать и нарочито наносить себе удары или укусы.
У многих детей-аутистов отсутствует чувство ориентации в пространстве. В раннем детстве они могут перелезать за манеж, пытаться свешиваться с бортиков кровати и т.д. В их памяти не закрепляется страха после ударов и увечий.
Особенности телодвижений
Очень часто у аутичных детей наблюдается специфичность походки, при которой они передвигаются на цыпочках, вприпрыжку или приставным шагом.
Движения больных детей отличаются неловкостью. Во время бега малыши широко расставляют ноги и размахивают руками. Они склонны придерживаться одного маршрута во время прогулок.
Причины аутизма у детей
В последние годы отмечается рост заболеваемости аутизмом. При этом тенденция не имеет научного объяснения. Заболевание может быть вызвано целым рядом факторов. Одним из них является токсическое воздействие на организм матери во время вынашивания беременности. Распространенные причины аутизма у детей:
- осложнения после простудных заболеваний;
- инфекционные поражения головного мозга, аномальное развитие отдельных его отделов;
- ДЦП;
- гормональный дисбаланс;
- воздействие на организм вирусов и бактерий;
- неконтролируемый прием антибактериальных препаратов;
- неудачно проведенная вакцинация.
Определенную роль в развитии аутизма играет генетический фактор.
Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты. Строение мозга у младенцев не отличается от мозга здоровых детей.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты..
Аутизм у взрослых
Синдром аутизма может встречаться и у взрослых. Причиной его развития часто является затяжная депрессия. Основные признаки болезни:
- однообразность речи;
- отсутствие интонаций в разговоре;
- склонность повторять одни и те же фразы;
- неспособность обратиться с просьбой о помощи к кому-либо первым;
- ограниченность движений в пространстве и в общении;
- невосприятие элементарных общественных правил и норм;
- сильная привязанность к своим привычкам.
Человек, страдающий заболеванием, пытается убежать от реальности, живя в иллюзиях своего внутреннего мира. При этом он может иметь высокий интеллект и даже добивается успехов в карьере. Однако у него часто возникают проблемы с общением в социуме, он равнодушен к нуждам и проблемам других людей, не чувствует собеседника и плохо идет на контакт.
У аутистов могут возникать припадки, приводящие к негативным последствиям.
Виды и классификация
Всего выделяют четыре вида аутизма:
- Синдром Каннера. Его признаками являются склонность к изоляции от общества, скудный словарный запас, слабое развитие речи.
- Синдром Аспергера – легкая форма аутизма, проявляющаяся у детей примерно в семилетнем возрасте. У больных с данным диагнозом отмечаются проблемы с интонацией и громкостью речи, координационные нарушения, склонность зацикливаться на одном занятии или изучении одного предмета, категоричность в суждениях. При этом они имеют высокий уровень интеллекта и нормальные речевые навыки.
- Синдро Ретта – заболевание нервной системы, обусловленное нарушениями в Х-хромосоме. Развивается у девочек, так как мальчики с подобным диагнозом погибают еще не родившись. Обычно проявляется на 8-ом месяце жизни малышей. Характеризуется глубокой аутичностью. Симптомами заболевания являются: слаборазвитая речь, пассивность, координационные нарушения, замедление роста головы, недоразвитость мозга, проблемы с костной и мышечной системой, признаки эпилепсии, умственная отсталость. Научиться разговаривать такие дети могут лишь к пяти-шести годам. Заболевание является врожденным и плохо поддается коррекции.
- Атипичный аутизм – приобретенная форма, проявляющаяся у взрослых. Развитие патологии сопровождается поражением мозга. Характеризуется выраженными речевыми и двигательными нарушениями.
В соответствии с современной классификацией заболевание разделяют по группам:
- первая – больные, не взаимодействующие с окружающим миром;
- вторая – замкнутые люди, которые имеют любимое увлечение и способны заниматься им часами. Они могут на протяжении длительного времени не спать и не испытывать потребности в еде;
- третья – больные, не воспринимающие общественных норм;
- четвертая – взрослые люди, не способные справляться с проблемами, имеющие склонность обижаться и винить окружающих в своих неудачах;
- пятая – аутисты с нормальным или высоким уровнем интеллекта, которые независимо от поставленного диагноза адаптируются в обществе.
Среди пациентов, относящихся к пятой группе немало ученых, писателей и музыкантов.
Диагностика аутизма у детей
Вопросами диагностики и лечения расстройств аутистического спектра занимается нейропсихолог или специалист по заболеваниям данного вида. Определение патологии осуществляется на основании исследований поведенческих особенностей больного, которые и выступают в качестве основных симптомов. Это сложности с адаптацией в социуме, склонность к стереотипным действиям, ритуальное поведение, нарушение общения.
Для уточнения диагноза применяется специальный опросник для диагностики аутизма. Сбор анамнеза осуществляется при помощи шкалы наблюдения для этих же целей (ADOS). В случае госпитализации используется оценочная шкала детского аутизма (CARS).
При подозрении на аутизм, помимо основного специалиста, могут понадобиться заключения психолога, невролога и психиатра. Необходимостью является дифференциация патологии с заболеваниями, имеющими сходные симптомы: шизофренией и другими формами умственной отсталости. Шизофрения встречается гораздо более реже расстройств аутического плана. Ее отличительными симптомами являются бредовые состояния, галлюцинации, речевые и интеллектуальные отклонения.
Важно также определить форму болезни.
Из инструментальных методов применяются:
- УЗИ мозга;
- ЭЭГ;
- проверка слуха.
Поводом для обращения к специалисту являются малейшие подозрения на патологические изменения в поведении ребенка: забывчивость, рассеянность, сопротивление переменам, импульсивность, игнорирование обращений, чрезмерная реакция на световые и звуковые раздражители и т.д.
Лечение и коррекция аутизма
Основой терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам, формирование правильного социального поведения, налаживание эмоционального контакта и общение с ними, устранение агрессивности, навязчивых мыслей и страхов, приобщение к играм.
В работе с ребенком может понадобиться помощь психолога и логопеда. Однако основная нагрузка при таком диагнозе ложится на плечи родителей. Коррекция образа жизни для аутистов предполагает проведение индивидуальной поведенческой терапии.
Таким детям необходимо обеспечить распорядок дня и строго его придерживаться. Их нельзя часто ругать, наказывать, а также торопить и требовать немедленного результата. Запрещено резко менять привычную обстановку ребенка, позволять ему переутомляться и уставать. Между занятиями следует делать перерывы, давая малышу побыть одному. Действовать в данном случае нужно спокойно, ласково и только при помощи убеждений. Если речевое общение затруднено допускается применение картинок и карточек.
Медикаментозная терапия при аутизме применяется в качестве вспомогательной. Направлена на устранение агрессии. Сводится к назначению психостимуляторов и нейролептиков, злоупотребление которыми может привести к усугублению ситуации.
У таких детей часто возникает дисбактериоз, устраняемый при помощи пробиотиков. Малышам также может быть показана иммуностимулирующая терапия, предполагающая введение иммуноглобулина и стероидов. При необходимости назначают витаминно-минеральные комплексы.
Снизить проявления аутизма можно при помощи организации питания, при которой из рациона больного необходимо исключить молоко, пшеницу, овес, ограничить употребление сахара и углеводов.