Легастения у детей и взрослых: как определить и лечить
Сегодня успешность во многом определяется качеством образования, которое получил человек в школьные и студенческие годы. Но что делать, если получать знания мешают особенности психического развития? Легастения – сложное расстройство, из-за которого люди с нормальным уровнем интеллектуального развития испытывают сложности с чтением и правописанием. Что делать родителям легастеников и тем, кто до сих пор не может нормально читать и писать?
Содержание статьи:
Что такое легастения
Легастения – это нарушение психического развития у людей с обычным уровнем развития интеллекта, проявляющееся сложностями в приобретении навыков чтения и письма. Эта патология объединяет в себя дислексию и дизграфию, легастеники путают буквы местами и при письме, и при чтении, пропускают слоги и не могут нормально воспринимать написанный текст.
Причиной развития легастении считается нарушение работы различных частей головного мозга. Снижение или, наоборот, чрезмерная активность разных участков, увеличение плотности, ухудшение кровоснабжения и другие, подобные причины могут привести к нарушению восприятия информации.
К факторам риска развития патологии относят:
- Патологическое преобладание активности одного полушария головного мозга.
- Черепно-мозговые травмы.
- Инфекционные заболевания, которые оказывают влияние на головной мозг – протекающие с высокой температурой и интоксикацией, менингит, энцефалит и так далее.
- Внутриутробные инфекции, гипоксия, родовые травмы.
- Социальные факторы.
Спровоцировать развитие болезни или утяжелить состояние могут завышенные требования родителей, конфликтная ситуация в школе, давление со стороны педагогов и родителей. Из-за этих факторов у ребенка с первичными сопутствующими признаками патологии развиваются вторичные психопатологии, возникающие из-за стресса и эмоционального перенапряжения.
К вторичным нарушениям обучения относится:
- Расстройства поведения – ребенок, который не может соответствовать предъявляемым ему требованиям и испытывает постоянное психологическое давление, чаще всего перестает вообще стремиться к чему-либо и пытается привлечь к себе внимание другими способами.
- Эмоциональные расстройства – страх, неврозы, депрессивные расстройства диагностируются практически у всех детей с легастенией.
- Гиперактивность – симптом, также характерный для детей с нарушением поведения.
- Психосоматические симптомы – головные боли, тошнота, рвота и другие проявления психосоматики могут возникать у детей перед школьными занятиями, особенно – перед оценочными.
- Нарушение социального поведения – критика и давление со стороны родителей и педагогов чаще всего провоцируют ответную агрессию ребенка в виде нарушения правил поведения, агрессии, конфликтов и так далее.
Гораздо реже легастения возникает у взрослых, как правило, эта патология развивается как осложнение после травм, инсультов или новообразований в головном мозге.
Симптомы легастении
Легастения – сложное расстройство, при котором головной мозг не может правильно или достаточно быстро принимать и обрабатывать информацию, необходимую для обучения. При этом интеллект ребенка может быть средним или даже выше нормы, но традиционное обучение будет вызывать у него множество проблем.
Симптомы легастении могут сильно отличаться в зависимости от возраста больного, уровня его интеллекта и сопутствующих факторов.
Выделяют симптомы, которые являются основными для всех легастеников:
- Проблемы с мелкой моторикой – неуклюжий захват ручки, карандаша и сложности в выполнении действий, требующих тонкой «ручной» работы.
- Нарушение концентрации внимания
- Сложности с запоминанием и воспроизведением информации
- Изменение порядка букв при письме или чтении
- Сложности при запоминании цифр, букв и так далее
- Нарушение пространственного мышления – сложности с определением понятия «право-лево», «верх-низ» и так далее.
- Сложности при освоении навыков письма и чтения.
Наличие 3-5 признаков одновременно – это повод внимательнее отнестись к психическому состоянию человека и обязательно пройти обследование у специалиста.
В дошкольном возрасте у легастиков обращают на себя внимание следующие особенности развития:
- Отставание в развитие речи
- Трудности в изучении и произношении сложных слов
- Нарушение концентрации внимания и сложности в запоминании
- Замедленное усвоение навыков чтения и письма или их полное отсутствие
- Нарушение координации движения
- Замедленно запоминание новой информации
- Нарушение социальных навыков.
В школьном возрасте на первое место выходят трудности с обучением:
- Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
- Инверсия (переворачивание) и транспозиция (перестановка) букв, слог и слов при чтении
- «Зеркальное» написание слов и цифр
- Неправильное понимание и путаница в арифметических знаках
- Низкий уровень чтения и пересказа текста, большое количество ошибок при чтении.
Легастения может быть отдельным заболеванием, при котором у человека сохраняется высокий интеллект, память и другие высшие функции головного мозга. Иногда это нарушение сопровождает такие заболевания как умственная отсталость, ДЦП, ЗПР и так далее.
При сохранном интеллекте люди с легастенией, также, как с дислексией, могут добиться выдающихся успехов в жизни. Так, среди талантливых и успешных людей с дислексией можно назвать Леонардо да Винчи, А. Энштейна, Уолт Диснея, Киану Ривза и других.
Диагностика
Диагностика легастении проводится в раннем школьном или дошкольном возрасте, реже – у взрослых.
При подозрении на наличие легастении необходимо посетить педиатра, который направляет на консультацию к логопеду, невропатологу, сурдологу, психиатру и другим специалистам.
Для диагностики используют общее наблюдение за ребенком и специальные тесты, включающие в себя:
- Зачитывание текста вслух
- Списывание текста
- Письмо на слух.
Зарубежные ученные разработали специальный тест для диагностики дислексии, который может использоваться для детей от 3-х лет.
При необходимости ребенок проходит дополнительные методы обследования: ЭЭГ, ЭхоЭг, сурдологический осмотр и так далее.
Лечение
При наличии дополнительных психопатологий легастеникам рекомендуется консультация и помощь психолога или психотерапевта, прием медикаментов, улучшающий кровообращение в головном мозге, антидепрессанты и так далее.
В настоящее время рекомендуется использовать программы для профилактики легастении – они эффективны при диагностировании легастении в раннем возрасте.
Легастения у взрослых — медицинский справочник
Таким образом, в конце XIX и начале XX в. существовали две противоположные точки зрения. Одни авторы рассматривали нарушение чтения и письма как один из компонентов умственной отсталости. Другие подчеркивали, что патология чтения и письма представляет собой изолированное нарушение, не связанное с умственной отсталостью. Среди авторов, отстаивающих изолированный, самостоятельный характер нарушений чтения и письма, существовали раз личные толкования природы этого расстройства. Наибольшее распространение в литературе и особенно в практической диагностике получила точка зрения, утверждающая, что в основе патологии чтения и письма лежит неполноценность зрительного восприятия и памяти. Согласно этому взгляду, механизмом нарушений чтения и письма является дефектность зрительных образов слов и отдельных букв. В связи с этим нарушения чтения и письма стали называть «врожденная словесная слепота». Типичными представителями этого направления были Ф. Варбург (F. Warburg) и П. Раншбург (P. Ranschburg). Ф. Варбург подробно описал одаренного мальчика, который страдал «словесной слепотой». П. Раншбург в результате длительных тахистоскопических исследований пришел к выводу о том, что в основе патологии чтения и письма лежит ограниченное поле зрительного восприятия. П. Раншбург впервые стал различать более легкие степени нарушений чтения и письма и тяжелые расстройства, при которых симптоматика является более выраженной. Легкие степени нарушений чтения и письма он обозначил терминами «легастения» и «графастения» в отличие от тяжелых случаев нарушений чтения и письма, которые назывались «алексией» и «аграфией». Постепенно понимание природы нарушений чтения и письма менялось. Это расстройство уже не определялось как однородное оптическое нарушение. Одновременно происходит дифференциация понятий «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия». Выделяются различные формы дислексии и дисграфии, появляются классификации нарушений чтения и письма. Большое значение в развитии учения о нарушениях письменной речи имела точка зрения невропатолога Н. К. Монакова. Он впервые связал дисграфию с нарушениями устной речи, с общим характером речевого расстройства, или афазией. Е. Иллинг (Е. Illing) выделяет ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма: 1) овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука; 2) соотнесение звука с буквой; 3) синтез букв в слово; 4) способность расчленять слова на оптические и акустические элементы; 5) определение ударения, мелодии слова, гласных слова; 6) понимание прочитанного. Е. Иллинг считал главным в картине алексии и аграфии трудность ассоциации и диссоциации, невозможность схватить целостность слова и фразы. О. Ортон (О. Orton) (1937) посвятил специальное исследование расстройствам чтения, письма и речи у детей. Он отмечал большую распространенность нарушений чтения и письма у детей, указывал, что затруднения у детей при обучении грамоте отличаются от нарушений чтения и письма у взрослых при повреждениях головного мозга. Ортон подчеркивал, что основное затруднение у детей с нарушениями чтения и письма заключается в неспособности составлять из букв слова. Ортон вслед за Е. Джексоном (Е. Jackson) называл эти затруднения «алексией и аграфией развития» или «эволюционной дислексией и дисграфией». Термин «алексия и аграфия развития», или «эволюционная дислексия и дисграфия», больше соответствовал описываемым в литературе случаям нарушений чтения и письма у детей с задержкой развития некоторых психических функций. Ортон сделал вывод, что алексия и аграфия у детей вызываются не только моторными затруднениями, но и нарушениями сенсорного характера. Он отмечал, что эти нарушения чаще всего встречаются у детей с моторными недостатками, у левшей, у тех, у которых поздно осуществляется латерализация, выделение ведущей руки, а также у детей с нарушениями слуха и зрения. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р. А. Ткачева и С. С. Мнухина. Анализируя наблюдения над детьми с нарушениями чтения, Р. А. Ткачев сделал вывод, что в основе алексии лежат мнестические нарушения, т. е. нарушения памяти. Ребенок с алексией плохо запоминает буквы, слоги, не может соотнести их с определенными звуками. По Р. А. Ткачеву, алексии объясняются слабостью ассоциативных связей между зрительными образами букв и слуховыми образами соответствующих звуков. Автор отмечает, что интеллект у детей является сохранным. Это нарушение, как считает Р. А. Ткачев, вызывается влиянием наследственных факторов.
КОММЕНТАРИЙ Природные комплексы С. 7. Ватты – низменное побережье, ежедневно заливаемое морем во время приливов и освобождающееся от морской воды во время отливов. С. 10. Распределение Гаусса – Карл Фридрих Гаусс (1777–1855) – немецкий ученый, математик, механик, физик и астроном. Распределение Гаусса, или нормальное распределение – одно из важнейших распределений вероятностей. Используется во многих областях, в частности в математической статистике и статистической физике, при расчете погрешности измерений, отклонения при стрельбе, при исследовании свойств личности, моделировании процесса демократических выборов. С. 11. Легастения – затрудненное приобретение навыков чтения и письма при нормальном развитии интеллекта. Дискалькулия – неспособность к изучению арифметики. С. 12. …торжественно принимали в члены общества. – Посвящение в члены общества, или праздник юности – светский аналог конфирмации в Германии. Идея праздника родилась в середине XIX в, в разные периоды истории страны это мероприятие имело различное идеологическое наполнение. В ГДР праздник стал обязательной альтернативой конфирмации для всех подростков четырнадцати лет. На праздничном мероприятии, куда приглашались члены семьи и представители общественности, произносились речи, затем подростки давали клятву служить обществу и получали в подарок букет цветов и книгу, до 1974 г. это был сборник «Вселенная. Земля. Человек». После этого «посвящения во взрослые» к подросткам начинали обращаться на «вы». С. 17. Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза. – Краткая формулировка основного биогенетического закона, данная в 1866 г. немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем (1834–1919). Согласно этому закону, каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). В своем исходном виде закон не признается современной наукой. С. 20. Эрика – не только женское имя, но и род вечнозеленых растений из семейства вересковых. С. 21. Протей европейский – хвостатая амфибия семейства протеев. Длина тела достигает примерно 30 см, вес не более 20 граммов. Цвет кожи бледно-розовый. Из-за сходства окраса с цветом человеческого тела земноводное получило прозвище «человеческая рыбка». С. 22. Как с тем английским ученым… – Имеется в виду Иеремия Бентам (1748–1832) – английский правовед и философ, один из основоположников утилитаризма. Согласно завещанию, его тело после смерти превратили в «автоикону», точно описанную в романе, включая неудачу с мумификацией головы. «Автоикона» Бентама находится сегодня в Университетском колледже Лондона. С. 25. Георг Стеллер (1709–1746) – немецкий естествоиспытатель, адъюнкт натуральной истории Петербургской академии наук, исследователь природы Сибири, Камчатки, островов и побережья северной части Тихого океана. Оставил описание этих российских территорий и неизвестных до тех пор животных, в том числе в труде «О морских животных» (1753) описал морскую корову, названную впоследствии его именем. Этот вид был открыт в 1741 г, у Командорских островов экспедицией Витуса Беринга, в которой Стеллер принимал уча91… [стр. 91 ⇒]
Фонематическая дислексия: причины, проявления и коррекция
Нарушения устной речи возникают у многих детей дошкольного возраста. Это и искаженное произношение одного, группы звуков, и серьезные проблемы с грамматикой, лексикой, фонематикой. У школьников также могут возникать сложности с освоением учебной программы.
СодержаниеСвернуть
Фонематическая дислексия — это специфическое нарушение процесса чтения, которое появляется из-за проблем с высшими психическими функциями (ВПФ) — памятью, мышлением, речью, вниманием. Ключевая особенность — ошибки носят устойчивый, повторяющийся характер.
Общая информация
Вопросами нарушения письменной речи занимается логопедия. В ней принято выделять алексию – полную неспособность овладеть чтением, дислексию – ученик способен частично овладеть процессом.
Выделяют разные классификации дислексии. Р. Беккер в ее основе выделял степень проявления. При литеральной появляются сложности с освоением букв, при вербальной тяжело осваивать слова. Он выделял разные виды нарушения чтения.
В логопедии распространение получила классификация, разработанная Хватцевым. Он выделял семантическую, мнестическую, фонематическую, оптико-пространственную, оптическую дислексии.
В Европе проводили исследования. Согласно им, среди детей начального уровня обучения у 10% отмечаются разные проблемы с письменной речью. Беккер отмечала, что в школах общего типа у 3% учеников выявляют дислексию, в коррекционных пятого вида (для детей с тяжелыми расстройствами речи) этот показатель вырастает до 22%.
Говорить о проблемах с чтением или письмом можно только в школьном возрасте, у дошкольников могут быть предпосылки для их появления.
Лалаева тоже проводила аналогичные исследования. Согласно им, в коррекционном образовании доля таких детей — 62% от всех учеников начального звена. В учреждениях для лиц с задержкой психического развития — 50%. Проблема распространена больше у мальчиков, чем у девочек.
Почему возникает
Среди специалистов нет единого мнения о том, как формируются нарушения письменной речи. Одна группа выделяет наследственную предрасположенность. У близнецов смогли обнаружить факторы риска:
- задержку речевого развития;
- левшество;
- неврологические болезни.
Рейнхольд указывал, что в основе подобного нарушения незрелость определенных зон коры мозга. Это проявляется в задержке развития речевых функций.
Специалисты сходятся в том, что влияние оказывает сочетание факторов. Длительные соматические болезни, поражения мозга (менингит, энцефалит, травмы) могут приводить к проблемам. У взрослых дислексия бывает после инсульта, черепно-мозговых травм.
К социальным факторам относят билингвизм, дефекты речи у взрослых, дефицит контакта. В неблагополучной среде не происходит формирование ВПФ.
Механизм формирования дислексии включает генетические, биологические, социальные факторы. Чаще всего причиной нарушения становятся минимальные мозговые дисфункции. У детей сохранный интеллект, отмечаются небольшие сложности с ВПФ. В отличие от нарушений устной речи, дислексия иногда появляется на фоне снижения слуха, интеллектуальной недостаточности, проблем опорно-двигательного аппарата.
Дислексия у школьников с нормальным уровнем интеллекта имеет характерные особенности:
- неравномерность или отставание физического развития;
- необычная структура интеллекта;
- нарушение последовательности восприятия информации, сложности с восприятием цельного образа.
Проявляться дислексия может разными симптомами. Логопеды проводят диагностику учащихся, выделяют группу риска, детально обследуют процессы чтения, письма.
Признаки
Для фонематической дислексии характерны сложности при обучении чтению. Дети не могут это сделать 2-4 года. Тяжело осваивают буквы, не могут соединить их в слоги, слова.
При таком нарушении некоторые дети легко запоминают отдельные буквы, но в процессе чтения делают ошибки. Они не выделяют букву как графему.
Хватцев считал, что основа проблемы – это нарушение фонематического слуха. В дошкольном возрасте ребенок не усвоил звуковую систему, он не различает звуки, близкие по звучанию ([С]-[Ц], [Ш]-[Ж]). Пример искаженного восприятия: «таскали — даскали», «яйцо — яйсо».
Выделяют еще одну форму фонематической дислексии. При ней у школьника появляется побуквенное чтение, изменение структуры слова. При стечении согласных пропускаются буквы, между двумя согласными вставляется гласный, слоги переставляются, пропускаются.
Выделяют психологическую симптоматику. У детей отмечаются сложности с пространственным ориентированием, неточно определяются формы, величины.
Правильное развитие пространственных представлений (право−лево, верх−низ) является основой для усвоения букв. Для этого учат ориентироваться в пределах тела (предметы слева или справа), потом переходят к отсчету от предмета (слева от кубика лежит…?). Третий этап самый сложный — ориентировка в трехмерном пространстве.
Только после этого переходят к пространственным представлениям на бумаге. Дошкольник должен уметь определять верх страницы, низ, находить строчку. Без этих навыков нельзя учить его писать.
Диагностика
Говорить о проблемах с чтением, письмом можно к концу второго класса. Тревожные моменты специалист видит после первого года обучения в школе. Своевременно выявленная проблема повышает шансы на полное избавление от дефекта.
Прежде чем начинать коррекционную работу, логопед проводит подробное обследование. Родители школьника обязательно консультируются у врачей, которые оценивают познавательную деятельность, состояние нервной и зрительной системы.
Логопед изучает медицинскую документацию, собирает анамнез. Он проверяет состояние органов артикуляции, уровень активной речи, общую и мелкую моторику. Оценивается уровень речевого слуха, фонематического анализа и синтеза. Проверяется грамматика, лексический запас.
Ключевой момент диагностики — изучение состояния процессов письма и чтения. Для этого школьнику дают списать печатный, рукописный текст, после ему диктуют несколько предложений.
Изучают способность читать отдельные буквы, слоги, слова. Оценивается скорость и способность понимать прочитанное.
По окончании диагностики логопед выносит заключение о степени, виде нарушения. При необходимости он рекомендует консультации других специалистов.
Направления работы
Для преодоления проблемы специалисты используют разные способы коррекции. Оптимальное количество занятий в неделю — 4 урока. Проводится работа над развитием фонематического восприятия. Ученика учат различать оппозиционные звуки на слух, после закрепляют этот навык на письме, чтении.
Уточняется разница в произношении звуков, акцентируется внимание на ощущениях от артикуляции. Если есть дефекты в устной речи, то их устраняют. В случае сохранности всех звуков, отрабатывают утрированную артикуляцию.
Проводится работа над формированием навыка анализа и синтеза. Дети должны уметь выделять звук, слог, составлять схему предложения. В качестве отработки навыка предлагаются задания с дописыванием букв, слогов.
Логопед помогает развивать словарный запас, учит образовывать новые слова, применять их в речи. Тренируется навык устной и письменной связной речи.
Дислексия в чистом виде бывает редко, чаще всего она связана с нарушением письма. Поэтому работа ведется как над чтением, так и над письмом.
Устранение дислексии требует 2-3 года регулярных занятий. Родителям нужно постоянно тренировать ребенка, помогать ему, выполнять задания логопеда. Иногда может потребоваться помощь психолога, который будет развивать ВПФ.
Особенности работы
Для реализации каждого направления коррекционной работы используют определенные задания. Логопед фиксирует, какие звуки путает школьник, начиная реализовывать первый этап процесса.
На нем последовательно уточняется произношение звука. Для лучшего усвоения образа используют зрительный, тактильный анализатор. Букву складывают из фасоли, пластилина, палочек, чертят ее на песке.
Для облегчения выделения позиции звука используют схемы в виде птички. Нарисованная птица, расчерченная на три части вертикальными полосами: голова − начало слова, туловище середина, хвост конец.
Второй этап — это разделение на слух двух схожих звуков. Для этого акцентируют внимание на навыках слухового контроля.
Для выработки чуткости зрительного анализатора предлагают «зашумленные картинки». На них нарисованы буквы, предметы, силуэты и они сверху покрыты большим количеством штрихов. Школьнику нужно выделить, назвать все, что изображено.
Школьнику предлагается сюжетная картинка, по которой он придумывает предложения, подсчитывает количество слов. Усложненное задание — дается схема, к которой нужно подобрать подходящее предложение.
В домашних условиях можно заниматься по готовым рабочим тетрадям. Хорошее пособие есть под авторством Оглобиной. Хороший комплект у Мазановой.
Профилактические мероприятия
Необходимо развивать устную речь, стимулировать речевой слух и другие ВПФ. В возрасте 6-7 лет начинают подготовку к обучению чтению и письму.
Нельзя торопиться с освоением новых знаний. Нервная система формируется в определенном темпе. Как только зоны коры закончат развитие, ребенок легко освоит навык. При появлении тревожных симптомов, возникновении сложностей в обучении необходимо сразу обратиться за консультацией к логопеду.
Легастения: учиться ли в школе ребенку с таким диагнозом?
Затрудненное приобретение навыков чтения и письма – не приговор
Страдающие легастенией дети могут и должны обучаться в обычных школах. Многие легастеники успешно завершают обучение в школе и становятся успешными людьми. Необходим только правильный подход и соответствующая терапия.
Восьмилетняя Соня медленно пишет на бумаге свое имя. Только буква «н» почему-то оказывается перед «о». Следующую попытку также нельзя назвать удачной: в конце слова появляется буква «а». «Вот теперь правильно?» – с робкой надеждой в голосе спрашивает Соня у своей мамы, Татьяны Владимировой. Та лишь вздыхает в ответ, берет ручку и терпеливо пишет имя сама, объясняя дочери ее ошибки.
«Раньше в таких ситуациях я в какой-то момент начинала злиться и даже повышала голос на ребенка, – признается Татьяна. – Думала, что Соня просто невнимательная или же нарочно дурачится, пытаясь играть в такую путаницу. Однако затем я забеспокоилась и повела дочь к детскому психологу, которая назначила ей обследование. Через несколько дней мы узнали диагноз: легастения».
Буквенная путаница
Смышленая и жизнерадостная девочка, Соня никогда не давала своим родителям повода для беспокойства за ее психическое развитие. Проблемы начались, когда она пошла в первый класс. Несмотря на постоянные занятия в школе и дома, ей никак не удавалось правильно написать свои имя и фамилию или название какого-либо простого предмета. Одно и то же слово Соня каждый раз писала по-разному и неправильно, потому что, ориентируясь на свое слуховое восприятие, пыталась «реконструировать» его в письменном виде, что давалось ей с огромным трудом. Второклассница зачастую пропускала целые слоги, а также выводила на бумаге буквы «в», «д» и «р» в зеркальном отображении. Неразборчивый почерк Сони был также характерным для страдающих легастенией детей. Она не могла писать ровно, несмотря на четко прочерченные линии в тетради, попеременно использовала прописные и строчные буквы.
Легастения является частичным нарушением процесса чтения и правописания, проявляющимся в стойких специфических ошибках, близких к тем, что допускала Соня. Нередко эту болезнь называют вербальной афазаей. Ребенку, которому ставят такой неутешительный диагноз, выдают, как правило, справку о частичной инвалидности. Однако родители Сони, узнав о существующей серьезной проблеме, решили не опускать руки. Они стали активно заниматься с дочерью чтением и письмом, обратились в специализированный центр детского развития, помогающий больным легастенией детям, наняли репетиторов. Увы, борьба с вербальной афазией оказалось непростой. «Постепенно Соня научилась писать только самые простые предложения. Иногда это получалось хорошо, но время от времени она снова начинала пропускать слова, путать слоги или же писать всю фразу слитно, без пробелов», – призналась Татьяна Владимирова.
В школе, разумеется, проблемы Сони с чтением и письмом не могли остаться незамеченными. По мере усложнения заданий одноклассники все чаще подшучивали над путавшей буквы и не понимавшей причины этого девочкой. Учительница, тогда еще не знавшая о диагнозе Сони, также критиковала якобы слишком рассеянную и не желающую стараться ученицу. Веселая, общительная Соня начала замыкаться в себе, стараясь избегать контакта со сверстниками, и даже перестала хотеть идти в школу. Только курс психотерапии помог ей адаптироваться в обществе.
Главное – своевременная диагностика
В специализированный центр детского развития, специалисты которого оказывают помощь больным легастенией, каждый месяц обращаются порядка 60 семейных пар, чьи дети страдают нарушениями письма и чтения. В коридорах огромные очереди ожидающих списки с результатами обследования. Недавно врачи такого центра подвели итоги своих наблюдений: в России в каждой школе и в каждом классе есть, по крайней мере, один ученик, больной легастенией.
Детские психологи настоятельно рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка затруднения с правильным написанием или прочтением довольно простых слов, как можно быстрей обращаться в специализированное учреждение. Психологические последствия несвоевременно диагностированной легастении могут быть серьезными. «Дети испытывают постоянный стресс. Они искренне хотят писать и читать правильно, прикладывают огромные усилия для этого, стремятся не отставать от своих сверстников. Однако плохие оценки по таким учебным дисциплинам, как русский язык и чтение, влияют на их успеваемость и по другим предметам: страдающие легастенией ученики во всем чувствуют себя неуверенными, – говорит Анна Никоненко, детский психотерапевт, работающая в общественной организации «Российская ассоциациия дислексии. – Если ребенок с нарушениями письма и чтения не начнет сразу заниматься с психологами, его проблемы могут негативно сказаться на всей дальнейшей жизни. Многие дети просто боятся ходить в школу и выполнять заведомо сложные для них задания, сторонятся своих одноклассников и членов семьи, испытывая чувство стыда за свою несостоятельность. Впоследствии легастеники, видя в окружающих злобных недоброжелателей, начинают вести себя агрессивно – срабатывает так называемый механизм самозащиты. Все это может привести к серьезным психическим расстройствам, тяжело поддающимся лечению».
Результаты обследования Сони показали наличие у девочки тяжелой формы расстройства письма. Она попала в «исключение из правил»: 98 процентов всех детей ее возраста, согласно статистике, выполняют письменные работы успешней. Тем не менее, с чтением, как оказалось, Соня справляется не хуже большинства своих сверстников. Несмотря на итоги письменного тестирования, родители девочки вздохнули с облегчением. «Чтение открывает ворота к знаниям!» – радостно уверила Татьяна Владимирова.
Фото с сайта welt.de
Индивидуальный подход
Проблема страдающих легастенией детей заключается в том, что у каждого ребенка эта болезнь протекает по-разному. Следовательно, для всех пациентов врачи-психологи вынуждены подбирать индивидуальные курсы лечения. Психотерапия не может помочь легастенику полностью освободиться от своего недуга, однако она в значительной мере облегчает больному работу с буквами, слогами, словами и предложениями. «Соня, конечно, никогда не научится абсолютно грамотно писать, но мы уже замечаем, насколько проще ей становится это делать после трех недель посещения психолога», – говорит мама девочки.
Существует несколько методов психотерапии, разработанных специально для страдающих легастений. Решить, какой из них окажется наиболее подходящим для ребенка, можно определить только в индивидуальном порядке. Родители Сони, получив результаты обследования дочери, сразу же обратились к детским психологам. Теперь раз в неделю к ним домой приходит доктор. В течение 50 минут, в соответствие с разработанной для девочки программой обучения, он выполняет с Соней специальные задания в игровой форме, помогающие второкласснице лучше справляться с трудностями правописания. Одновременно Соня принимает участие в разработанной европейскими специалистами программе он-лайн обучения для легастеников. С помощью клавиатуры и мышки она составляет на экране компьютера комбинации из букв разных цветов и оттенков. Такой метод очень эффективно воздействует на разные органы чувств ребенка, способствуя лучшему усвоению материала.
Научным сотрудникам Российской ассоциации дислексии удалось доказать, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и легастения напрямую связаны с нарушением чувственного восприятия. Это как раз объясняет, почему больные легастенией дети часто жалуются на то, что буквы и строчки «танцуют» у них перед глазами и распознавание слов представляется им чрезвычайно сложным. С подобными затруднениями столкнулась и Соня. Психотерапевт посоветовал ее родителям приобрести специальные тренажеры для глаз. После нескольких недель занятий девочка стала гораздо лучше читать и даже начала раздельно писать слова. По мнению мамы Сони, это колоссальный прогресс в выздоровлении.
Учимся в удовольствие!
Несмотря на то, что посещения психолога обходятся родителям девочки в немалую сумму денег, мама Сони очень довольна результатами. «Я не учитель и не психолог. Когда я поначалу сама пыталась заниматься с дочерью, продуктивной работы у нас не получалось. Без понимания особенностей протекания легастении и научного подхода к делу простая зубрежка и наставления не имеют никакого смысла», – признается Татьяна Владимирова.
Геннадий Павлов, ведущий специалист московского детского Психологического центра, полностью согласен с ней: «Чтобы терапия была результативной, необходимо первоначально разработать подробный план занятий с психологом, выявить индивидуальные особенности заболевания и расставить приоритеты. Только после этого можно приступать к лечению ребенка, делая это шаг за шагом. При этом результаты терапии должны восприниматься маленьким пациентом как плоды его собственных усилий».
Родители также могут способствовать прогрессу в терапии, поощряя каждое, пусть и небольшое достижение ребенка в правописании, и деликатно и тихо указывая ему на ошибки. Таким образом, ребенок будет чувствовать себе уверенней, пополняя в то же время свой словарный запас. При проверке вместе с сыном или дочерью домашних заданий родителям не следует заострять внимание на ошибках. «Пусть ребенок получает удовольствие от уроков русского языка, а не теряет всякое желание к обучению, будучи сконцентрированным только на своих многочисленных ошибках», – считает Геннадий Павлов. Работу над ошибками рекомендуется проводить только под руководством специалистов-психологов.
Новые Энтштейны и Андерсены?
Нередко одноклассники страдающих легастенией детей считают последных глупыми. Но зачастую бывает с точностью наоборот! Многие легастеники отличаются превосходными умственными способностями. Соне врачи также предложили ряд психологических тестов. Выяснилось, что девочку можно назвать не то что абсолютно нормальной, но даже одаренной.
О том, что легастеники, несмотря на их проблемы с чтением и письмом, могут добиться в жизни немалого успеха, свидетельствуют многочисленные примеры из истории: легастенией болели такие знаменитые личности, как, например, Альберт Эйнштейн или президент США Джон Кеннеди. Следует отметить, что легастеники были и среди знаменитых писателей: Ганс Христиан Андерсен, Джон Ирвинг и даже Агата Кристи страдали от нарушения чтения и письма. Это в очередной раз указывает на то, что даже тогда, когда мир букв чрезвычайно трудно открывается детям-легастеникам, миры фантазии, логики или язык чувств для них бывают родной стихией.
Такие примеры дают надежду родителям Сони и, прежде всего, самой маленькой девочке. «Учитывая отличные данные Сони и ее стремление победить свой недуг, я не вижу никаких препятствий для того, чтобы она ходила в обычную школу. Конечно, я бы не рекомендовал ее родителям выбирать в будущем для дочери языковой профиль обучения. Однако, как говорится, не бывает ничего невозможного», – говорит лечащий врач девочки.
За границей уже давно открывают специальные школы для легастеников, где с детьми плотно работают штатные психологи. В нашей стране такая практика, к сожалению, пока не получила распространения. Кроме того, лечение страдающих нарушениями чтения и письма детей в европейских странах дотирует государство. У нас же родителям Сони и сотням других подобных семей приходится тратить немало сил и личных средств на врачей, обучающие программы и тренажеры. Однако все это окупается сполна успехами ребенка и его становлением как полноценной и нередко одаренной личности.
Дислексия — лечение. Лучшие методы лечения дислексии у взрослых и детей
Взгляд на дислексию как на заболевание, имеющее психические истоки, формировался на протяжении многих лет и глубоко укоренился в сознании представителей классической медицины, несмотря на последние достижения и открытия, доказавшие, что это состояние не является признаком отставания в развитии или психической неполноценности.
С таким подходом могло существовать только лечение дислексии – как психоневрологической болезни, которую нужно «устранить» или хотя бы «загнать в ремиссию».
Занимались на протяжении многих лет адаптацией и помощью в обучении дислексикам, в основном, врачи-логопеды, психологи и другие специалисты, включая даже офтальмологов (что более обосновано, учитывая существование типа дислексии, вызванной нарушением зрения).
И методы лечения дислексии были соответствующими – направленным на то, чтобы «переучить неправильных детей», уравнять каким-нибудь образом с ровесниками.
Стоит ли говорить, что такой подход в корне не верен!
Дислексия по Рональду Дейвису
Дислексия, по мнению Рональда Дейвиса, подтверждённому исследованиями и многолетним опытом его центра коррекции дислексии – не заболевание, не отклонение, а особый, визуальный, тип мышления. Не нарушение психики, а её особые возможности и потенциал, раскрыть который можно, обучая детей с учётом их мировосприятия.
Методы лечения (а точнее – коррекции) дислексии по программе Дейвиса – это комплекс упражнений, целая система установок и набор инструментов, которые позволят дислексикам преодолеть их сложности с чтением и письмом и полностью раскрыть свои возможности, проявить свой особый взгляд на мир и достигнуть превосходных результатов.
Нужно лишь обратиться к методистам программы Дейвиса, и они помогут вам. А дальше всё в ваших руках: продолжайте самостоятельные занятия, призывайте к помощи близких, старайтесь обратить свои слабости в силу, и вы увидите, у вас всё получится!
для детей и взрослых – EduNeo
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.
Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.
В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.
Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.
Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.
Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)
Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.
По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.
Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)
Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.
Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.
Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.
Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.
Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.
Вариант для детей.
Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.
Картинка к упражнению
ЛЕНА КАТАЕТСЯ.
____ _____ на ________
____ _____ на____ с____.
_____ _____ на___ с ____ ____.
Вариант для взрослых обучающихся.
Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.
Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.
Пример карточек для игрыСуть игры-упражнения
- Какие ассоциации приходят в голову?
- Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
- Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
- Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.
Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.
- Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
- Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.
Игра-упражнение №3.
Вариант для детей.
Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.
Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.
Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.
Речевой материал:
Учитель/родитель: Учащиеся:
Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН
Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ
В-8 ПОРТ
Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ
К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК
З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ
Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ
Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД
И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР
Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА
Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ
И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ
Игровое полеВариант для взрослых обучающихся.
Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.
Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.
Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.
Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад
Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.
Поговорки и пословицы
- За битого двух небитых дают
- Слезами горю не поможешь
- Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
- Любишь кататься — люби и саночки возить
- Один в поле не воин
- Клин клином вышибают
- Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
- Спит, как полковая лошадь.
- Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
- Что сгорит, то не сгниет.
- Пожарный спит — Родина богатеет.
- Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
- Глаза боятся, а руки делают
- Метил в пятку, да в нос попал.
- Любишь говорить — люби и слушать.
Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.
Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.
Почитать:
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Понравилась статья?
Можно купить вебинар автора: “Дислексия и дистрофия: как помочь ребенку”. Перейдите по ссылке