Как воспитать личность: evo_lutio — LiveJournal
Про воспитание детей пойдет речь.
Самое главное, что нужно знать про это: личность формируется только в процессе самовоспитания, а не воспитания кем-то другим.
Чтобы стать сильной личностью, человек должен развить самосознание и саморегуляцию, а эти вещи развиваются только изнутри, посредством личных усилий. Как писал гениальный психиатр Пьер Жане: «Если человека вылечили внушением, он остался болен». Жане имел в виду психологическое здоровье. Нельзя быть психологически здоровым, если все изменения происходят с тобой извне, а изнутри ты никак ими не управляешь и не рулишь.
То есть развитие личности ребенка, подростка, взрослого человека — это таинство, которое происходит внутри его границ. Однако пока человек мал, родители оказывают на это таинство большое влияние.
Первое, на что влияют родители — это формирование внутри среды микросреды (второе — их личный пример, как с этой средой обращаться). Среда — это все те внешние факторы, которые воздействуют на организм, в нашем случае воздействовуют на ребенка и заставляют его формировать личность.
Личность — комплект психологических инструментов, которыми человек взаимодействует со средой и поддерживает жизнеустойчивость. Простыми словами — это все те черты, навыки, привычки, благодаря которым человек обеспечивает себе счастливую, энергичную, яркую жизнь. Или не очень счастливую, совсем не энергичную и вовсе не яркую, если личность у него слабая.
То есть сначала среда влияет на психику и психика формирует личность, а потом уже и личность начинает влиять, выбирать и даже менять среду. Пока ребенок маленький, личность его очень слаба и инертна, влиять на среду он не может, выбирать тоже, поэтому средой целиком занимаются родители.
Задача родителей — компенсировать факторы объективной среды так, чтобы ребенок во-первых, выжил, во-вторых, развивался бы правильно. Для этого родители кормят ребенка (сначала жидкой пищей, потом все более грубой), обеспечивают ему тепло, физическое и душевное, окружают его впечатлениями и стимулами. Из всего этого материала (плюс врожденные особенности) ребенок растит свою личность. И если с точки зрения физического материала родителям все более-менее понятно, какая еда нужна, какая температура воздуха, сколько купаний и какой массаж, то с точки зрения психологии все неясно.
Главное, чего не понимают многие родители, это то, что для развития необходимы частично неудовлетворенные потребности. Постоянно неудовлетворенные потребности ведут к гибели, а постоянно удовлетворенные потребности к состоянию покоя. Потребности всегда связаны со стрессом. Потребность в пище связана со стрессом голода. Потребность ползать и ходить связана со стрессом скуки, которую испытывает мозг малыша, не получая дозы впечатлений и стимулов. Многие родители считают своей целью исключить из жизни ребенка стресс полностью. Он не должен испытывать негативные эмоции ни одной секунды, его желание должно мгновенно удовлетворяться. Так они создают извне постоянный приток еды, внимания, игрушек, больше, чем ребенок хочет, лишь бы он не испытывал стресс вообще. В результате такого обилия и переизбытка не формируется ни одного навыка и внутреннего инструмента по преодолению стресса и удовлетворению потребностей. Потребность удовлетворяется тут же заботливыми слугами, стресс не возникает.
Ребенок вырастает и начинает нуждаться не только в пище, внимании мамы и игрушках. Ему хочется хороших оценок, интереса друзей и любви девушек. Вот засада. У него возникают потребности, которые мама не может удовлетворить. И от этих неудовлетворенных потребностей у него появляется стресс, с которым он не умеет справляться, поскольку стресса никогда не испытывал, у него даже гормональная система к стрессу совсем не адаптирована, не говоря уже о психической структуре, аморфной и нежной как кисель. У него нет внутренних инструментов, которые помогают нормальной юной личности переживать проигрыши, фрустрации, отказы, обломы, конфликты, падения самооценки и потерю границ. Он жил в искусственном мире, безветренном парничке, а теперь этот овощ попал под ледяной град.
И он мог бы погибнуть, сбежал бы от чрезмерного стресса в психическую болезнь или какую-то аддикцию с головой (в игровую, а чуть позже в химическую: наркотики дают мгновенное избавление от стресса, почти как его мама в детстве, кайф к твоим услугам), а скорее не погиб бы, а выжил и стал сильней, но в ситуацию активно включаются его родители, которые пока живы и горы готовы свернуть ради счастья ребенка. К сожалению, счастье личности извне не обеспечишь, но родители этого не знают.
Родители начинают снижать стресс своего ребенка своими силами, то есть опять за счет своих ресурсов, не думая, что он должен развивать свои, иначе так и останется овощем. Если силы родителей велики, а материальные ресурсы обильны, стресс подросшего малыша удается отсрочить. Родители платят учителям ребенка как репетиторам, чтобы те занимались с ним и относились к нему суперлояльно. Родители привлекают друзей приходить к ним в гости, заманивая угощениями и игрушками. Родители покупают ребенку все больше и больше вещей, чтобы он чувствовал себя лучше других и не страдал. Чуть позже деньги родителей обеспечат подростку и девушек тоже, а рано появившаяся машина подарит ему «авторитет» среди ровесников. Материальный избыток и купленная лояльность учителей и друзей действительно снижают на время стресс, а изнутри опор так и не формируется.
И вот подросток оказывается во взрослой жизни.
Всех преподавателей не купишь, и из престижного вуза, куда он поступил по блату, он слетает в непрестижный коммерческий, потом в еще более левый вуз, потом бросает это унизительное дело, сообщая родителям, что хочет зарабатывать. Родители растят иллюзии, что их малыш «идет своим путем». Папа дает ему деньги на «дело», много раз дает, но конечно эти деньги тратятся на кайф, обычно химический, поскольку надо снимать стресс, закрывать энергетические дыры. Учиться работать в состоянии ямы очень тяжело, да и не знает этот юный человек, что такое работа, у него нет внутреннего механизма, который есть у некоторых его ровесников и у многих взрослых людей: мотивировать себя, переломить инертность, отстрочить вознаграждение, собратья с силами, верить в себя, получить результат, укрепить мотивацию и так далее. Ничего у него этого нет, он всегда получал все извне, ему приносили. Его личность — это рот, умеющий только глотать. Даже зубов нет, чтобы жевать. Трубочка нужна, чтобы сосать.
Он и в общении стрессу не умеет противостоять. Когда ему отказывают в любви, он сначала пытается использовать иллюзии, а потом обесценивает объект и все прочие объекты, чтобы больше не нарываться. Так у него очень быстро развивается полная фрустрация ресурсов и любви, и дружбы. А творчества и учебы, работы ресурсы даже и не подключались толком. Ему никогда это не нравилось, потому что свою любовь и купленную дружбу родители ему могли обеспечить, а творчество и интерес к знаниям извне вообще никак не дашь.
Если такой человек начинает обвинять родителей, а это происходит обязательно, он ведь привык все получать извне, а теперь получает только оплеухи, значит виноваты родители, которые чего-то недодали. Да, они не смогли прогнуть мир под него (в первом классе у них получалось прогнуть под своего ребенка мир, мирок был мал, а большой мир никак не получается). Локус контроля у такого человека радикально внешний, как у любого инфантила, поэтому все причины своих неудач он ищет только в верных слугах, родителях. Ага, просто откупались, не давали достаточно любви… Куда еще больше любви? Зачем? Ага, не научили быть сильным, а должны были научить… Здесь остановимся.
Научить быть сильным нельзя! Сила личности формируется изнутри. В процессе преодоления трудностей! Снаружи можно всего лишь обеспечить чередование посильной нагрузки и поддержки, чтобы ребенку приходилось пыхтеть, сопеть, ныть, огорчаться, но успешно (с результатом положительным) учиться преодолевать стресс и справляться с нагрузкой. А еще можно дать пример, свой личный пример, как ты с подобной нагрузкой справляешься.
Про пример все родители, кстати, знают. Все стараются вести какие-то беседы с ребенком, что-то ему объяснять и приводить себя в пример. Но вот засада. Не считают дети примером своих родителей. Примером человек хочет воспользоваться только в одном случае. Когда он сам активно ищет инструменты для решения проблемы возникшей. А нет проблемы, нет и поиска инструмента. Зачем ему пример?
Зачем ребенку, который заинтересован в том, чтобы выйти на следующий уровень в компьютерной игре, пример бабушки, как готовить ужин. Ему не надо готовить ужин, он у него на столе стоит. В лучшем виде. Или зачем ребенку, который думает как бы получить новый гаджет, пример папы, который работать пошел с 17 лет? Гаджет он может получить намного проще, подойти к папе и попросить. Вот и вся магия. Дело трех минут, а не трех месяцев тяжелой работы. Он ведь не идиот, чтобы идти к доступной цели окольными путями. А цели его в детстве все доступны, об этом позаботились услужливые родители.
Вот если бы в его системе ценностей были умения: умею готовить, умею сам зарабатывать, он бы тогда пригляделся к примеру бабушки и папы. Но у него таких категорий в системе ценностей нет. Его система ценностей — разные виды кайфа, а не умения.
Чтобы в системе ценностей человека появились умения, он должен осознать кайф от своей автономии (!). Тогда он будет радоваться тому, что научился еще что-то делать сам и может не ждать и не клянчить у другого. А кайф этот появляется не раньше, чем человек осознает, что другой может ему дать, а может и не дать, имеет полное право, не должен ему, а даже если даст, посмотрит на него сверху. Пока этой системы нет, пока все, что он хочет ему приносят и приносят с радостью, с поклонами, из позиции снизу, он не может осознать кайф — делать все самому, ни от кого не зависеть, ни перед кем не унижаться. Он и так не унижается, он царит, он просто берет приношения челяди и все.
То есть вот эта усвоенная роль царя — это итог того культа, который существовал по отношению к его персоне. Если он будет обвинять родителей за это, он будет поддерживать свой культ в своей голове и никогда не станет полноценной личностью. Он так и не поймет, что они давали ему избыток, в детстве, а сейчас вообще ничего не должны и он должен все добывать себе сам, а не ныть, что родители ему не дали навыков и умений. Умения он должен был развивать сам, опоздал, но начать это делать никогда не поздно. Никто за него не разовьет в любом случае.
Это если смотреть на ситуацию со стороны подросшего инфантила, а если смотреть на ситуацию со стороны родителей, конечно, в их интересах и в интересах ребенка — не закармливать его заботой, бесконечной любовью, не сливать с ним границы, дать ему переживать свои личные трудности (у маленького ребенка — маленькие трудности, у большого — большие, но к ним он должен быть уже готов и тренирован), переживать свой стресс, справляться с ним, тем самым развивая специальные мышцы личности.
Когда ребенок что-то хочет, но не получает это сразу и легко, он развивает мотивацию, творческий подход и проактивность. Он думает об этом, он стремится, он растет. Ребенка следует хвалить и поощрять добиваться цели, а не класть ему в рот сразу, как только он чего-то захотел. Захотел? Отлично. Теперь у него есть стимул двигаться.
Да, бывает и другая крайность. Слишком много стресса в жизни ребенка, непреодолимые заслоны на пути потребностей, слишком сильная нужда или даже травмы. В таких условиях личность может пострадать (и даже физически погибнуть), не успев окрепнуть и вырасти. Но такие родители, как правило, и сами находятся на дне жизни, статьи о воспитании они не читают, да и читали бы, вряд ли смогли бы воплотить. Такими случаями нужно заниматься на уровне социальной защиты. Большинство же родителей стараются давать ребенку все, что ему нужно.
Так вот, кроме необходимой заботы, ребенку нужно еще уважение к его растущей автономии. Некоторые понимают это извращенно. Дескать, надо уважать его мнение = выполнять все, что он хочет. Пошла вон, мама, значит уйти и постоять за дверью, подглядывая, иди сюда, мама, тут же прибежать и все, чего требует, дать. Вот что некоторые понимают под автономией ребенка и уважением к нему. Сделать из него маленького царя. Нет, автономия — это принципиально другое. Быть автономным значит быть самому себе слугой и царем, самому стать себе родителем, обеспечивать свои потребности самому или во взаимовыгодном сотрудничестве с другими.
Те родители, которые автономию понимают правильно и даже про необходимую дозу стресса и зону ближайшего развития знают (зона ближайшего развития — то, что необходимо для роста — когда у человека не получается все, что он делает, а получается лишь большая часть, и ему есть куда расти), все равно иногда теряются, пытаясь понять, а где эта правильная доза и достаточная зона.
Ничего специально высчитывать не нужно. Правильный подход один: родитель должен сам жить как полноценная личность и любить ребенка, тогда ребенок получит и заботу, и необходимую дозу стресса для выращивания опор, и возможность постепенно учиться удовлетворять свои потребности, и посильную нагрузку для прокачки и все стимулы к росту и развитию. И пример родительский получит, которым захочет воспользоваться!
Если мать — вся целиком к услугам давно уже не месячного малыша и вся жизнь ее собралась в одной этой точке на долгие годы, ребенок так и останется точкой, не вырастет в личность, будет сначала паразитировать на матери, а потом пересядет на аддикцию какую-то или цепь аддикций. Будет на них паразитировать (а они на нем, пока не сожрут).
Если мать попытается искусственно выдать ему дозу сепарации и нагрузки, а сама будет просто наблюдать за ним, ничем другим не занимаясь (кроме бытового обслуживания его же), она во-первых, не рассчитает дозу, во-вторых, он будет видеть ее принципиальное отстранение и будет испытывать тревогу. Почему мама не подходит к нему, ведь она ничем особенным не занята! Не любит? Если же мать на самом деле очень занята чем-то еще, чем-то важным, профессиональным, общественным или творческим, он это видит и учится понимать. Если при этом мать ребенка очень любит, она будет давать ему необходимую заботу, но не будет лишать его того пространства, где он должен учиться вставать на ноги в личностном смысле.
Родители должны уважать себя и ценить свою личность, только тогда появится уважение к личности ребенка. Если они готовы жертвовать собой и себя считают приложениями к нему, они и его самостоятельность не оценят, они превращаются в изобильный корм, а ребенок получает источник пассивного удовлетворения и лишается поисковой активности и мотивации к прокачке собственных опор.
Нормально воспитание осуществляется тогда, когда мать ребенка занимается учебой, работой, творчеством, а не только материнством. Для это надо хорошо понимать, что «я дам ему все» — неуважение к его собственной способности и возможности научиться брать то, что ему надо, от мира, освоить борьбу с внешним стрессом за личные ресурсы, стать изнутри сильным и самостоятельным.
Я в соцсетях:
Статья на тему: Воспитать личность.
Костригина Т.М.
Воспитатель II квалификационной категории
МАДОУ №9 города Набережные Челны
Воспитать личность.
У современной дошкольной педагогики много задач. В основе всех – развитие здоровой, гармоничной личности. Сегодняшнее дошкольное воспитание, согласитесь, на редкость перенасыщено огромным количеством литературы по различным направлениям педагогической деятельности и методических пособий. Воспитателя в процессе работы ожидает гора научных рекомендаций и разработок. Требования, предъявляемые работникам современных дошкольных учреждений, старшему поколению воспитателей и не снились…
Но откинем на время рекомендации и методики научных умов, отвлечемся и просто поразмыслим, что нужно для воспитателя гармонично развитой личности. О чем мы не должны забывать?
Перед нами – юный человек. Он – представитель своей семьи. «В семье образно складываются корни, из которых потом вырастают ветки, и цветы, и плоды» — говорил Сухомлинский. Общаясь с ребенком необходимо знать, что лежит в основе ценностей этой семьи, (нередко бывают моменты, когда воспитатели вместе с детьми воспитывают и их родителей) и, соответственно выправлять, исправлять упущения родительского воспитания.
И второе. Невозможно воспитать гармоничную личность без любви, без внутреннего, искреннего расположения к ребенку, желания помочь ему утвердиться в этом мире, раскрыть способности, которые в той или иной мере одарила Природа. Здесь мы говорим и об уровне духовной личности воспитателя. Эту профессию, я думаю, невозможно выбрать случайно и долгие годы отдавать ей все силы и душевные и физические. Какая это великая ответственность. Ведь именно от нас не в малой степени зависит, каким человеком будет, сегодняшнее дитя. В основе основ интересы к определенным видам деятельности прививаем именно мы. Скажем, когда ребенок своими ручонками лепит из пластилина или глины зайчика, медвежонка в его сознании закладывается рождение формы, образа. Он будет видеть прекрасное в этом мире. При умелом подходе воспитателя к данному творчеству интерес будет расти и дальше. Через годы приведет в школу искусств, и далее, впоследствии, ребенок может стать художником, творческой личностью. Как важно помнить об этом, не упустить момент.
Каждое утро нас встречают юные лица, ясные как небо детские глаза. Мы связаны с ними невидимой нитью. Их судьба зависит от нас тоже. Мы в своей повседневной работе закладываем в них будущую личность. Ответственность непомерная. Если чувствуем это каждый раз, общаясь с малышами, и прилагаем свои профессиональные знания и опыт – сможем задачу выполнить.
Ящик пандоры – Как воспитать личность
Про воспитание детей пойдет речь.
Самое главное, что нужно знать про это:
личность формируется только в процессе самовоспитания, а не воспитания кем-то другим.
Чтобы стать сильной личностью, человек должен развить самосознание и саморегуляцию, а эти вещи развиваются только изнутри, посредством личных усилий. Как писал гениальный психиатр Пьер Жане: “Если человека вылечили внушением, он остался болен”. Жане имел в виду психологическое здоровье. Нельзя быть психологически здоровым, если все изменения происходят с тобой извне, а изнутри ты никак ими не управляешь и не рулишь.
То есть развитие личности ребенка, подростка, взрослого человека – это таинство, которое происходит внутри его границ. Однако пока человек мал, родители оказывают на это таинство большое влияние.
Первое, на что влияют родители – это формирование внутри среды микросреды (второе – их личный пример, как с этой средой обращаться). Среда – это все те внешние факторы, которые воздействуют на организм, в нашем случае воздействовуют на ребенка и заставляют его формировать личность.
Личность – комплект психологических инструментов, которыми человек взаимодействует со средой и поддерживает жизнеустойчивость. Простыми словами – это все те черты, навыки, привычки, благодаря которым человек обеспечивает себе счастливую, энергичную, яркую жизнь. Или не очень счастливую, совсем не энергичную и вовсе не яркую, если личность у него слабая.
То есть сначала среда влияет на психику и психика формирует личность, а потом уже и личность начинает влиять, выбирать и даже менять среду. Пока ребенок маленький, личность его очень слаба и инертна, влиять на среду он не может, выбирать тоже, поэтому средой целиком занимаются родители.
Задача родителей – компенсировать факторы объективной среды так, чтобы ребенок во-первых, выжил, во-вторых, развивался бы правильно. Для этого родители кормят ребенка (сначала жидкой пищей, потом все более грубой), обеспечивают ему тепло, физическое и душевное, окружают его впечатлениями и стимулами. Из всего этого материала (плюс врожденные особенности) ребенок растит свою личность. И если с точки зрения физического материала родителям все более-менее понятно, какая еда нужна, какая температура воздуха, сколько купаний и какой массаж, то с точки зрения психологии все неясно.
Главное, чего не понимают многие родители, это то, что для развития необходимы частично неудовлетворенные потребности. Постоянно неудовлетворенные потребности ведут к гибели, а постоянно удовлетворенные потребности к состоянию покоя.
Потребности всегда связаны со стрессом. Потребность в пище связана со стрессом голода. Потребность ползать и ходить связана со стрессом скуки, которую испытывает мозг малыша, не получая дозы впечатлений и стимулов.
Многие родители считают своей целью исключить из жизни ребенка стресс полностью. Он не должен испытывать негативные эмоции ни одной секунды, его желание должно мгновенно удовлетворяться. Так они создают извне постоянный приток еды, внимания, игрушек, больше, чем ребенок хочет, лишь бы он не испытывал стресс вообще.
В результате такого обилия и переизбытка не формируется ни одного навыка и внутреннего инструмента по преодолению стресса и удовлетворению потребностей. Потребность удовлетворяется тут же заботливыми слугами, стресс не возникает.
Ребенок вырастает и начинает нуждаться не только в пище, внимании мамы и игрушках. Ему хочется хороших оценок, интереса друзей и любви девушек. Вот засада. У него возникают потребности, которые мама не может удовлетворить. И от этих неудовлетворенных потребностей у него появляется стресс, с которым он не умеет справляться, поскольку стресса никогда не испытывал, у него даже гормональная система к стрессу совсем не адаптирована, не говоря уже о психической структуре, аморфной и нежной как кисель. У него нет внутренних инструментов, которые помогают нормальной юной личности переживать проигрыши, фрустрации, отказы, обломы, конфликты, падения самооценки и потерю границ. Он жил в искусственном мире, безветренном парничке, а теперь этот овощ попал под ледяной град.
И он мог бы погибнуть, сбежал бы от чрезмерного стресса в психическую болезнь или какую-то аддикцию с головой (в игровую, а чуть позже в химическую: наркотики дают мгновенное избавление от стресса, почти как его мама в детстве, кайф к твоим услугам {Ледлофф пишет об этом}), а скорее не погиб бы, а выжил и стал сильней, но в ситуацию активно включаются его родители, которые пока живы и горы готовы свернуть ради счастья ребенка.
К сожалению, счастье личности извне не обеспечишь, но родители этого не знают.
Родители начинают снижать стресс своего ребенка своими силами, то есть опять за счет своих ресурсов, не думая, что он должен развивать свои, иначе так и останется овощем.
Если силы родителей велики, а материальные ресурсы обильны, стресс подросшего малыша удается отсрочить. Родители платят учителям ребенка как репетиторам, чтобы те занимались с ним и относились к нему суперлояльно. Родители привлекают друзей приходить к ним в гости, заманивая угощениями и игрушками. Родители покупают ребенку все больше и больше вещей, чтобы он чувствовал себя лучше других и не страдал. Чуть позже деньги родителей обеспечат подростку и девушек тоже, а рано появившаяся машина подарит ему “авторитет” среди ровесников. Материальный избыток и купленная лояльность учителей и друзей действительно снижают на время стресс, а изнутри опор так и не формируется.
И вот подросток оказывается во взрослой жизни.
Всех преподавателей не купишь, и из престижного вуза, куда он поступил по блату, он слетает в непрестижный коммерческий, потом в еще более левый вуз, потом бросает это унизительное дело, сообщая родителям, что хочет зарабатывать. Родители растят иллюзии, что их малыш “идет своим путем”. Папа дает ему деньги на “дело”, много раз дает, но конечно эти деньги тратятся на кайф, обычно химический, поскольку надо снимать стресс, закрывать энергетические дыры.
Учиться работать в состоянии ямы очень тяжело, да и не знает этот юный человек, что такое работа, у него нет внутреннего механизма, который есть у некоторых его ровесников и у многих взрослых людей: мотивировать себя, переломить инертность, отстрочить вознаграждение, собратья с силами, верить в себя, получить результат, укрепить мотивацию и так далее. Ничего у него этого нет, он всегда получал все извне, ему приносили. Его личность – это рот, умеющий только глотать. Даже зубов нет, чтобы жевать. Трубочка нужна, чтобы сосать.
Он и в общении стрессу не умеет противостоять. Когда ему отказывают в любви, он сначала пытается использовать иллюзии, а потом обесценивает объект и все прочие объекты, чтобы больше не нарываться. Так у него очень быстро развивается полная фрустрация ресурсов и любви, и дружбы. А творчества и учебы, работы ресурсы даже и не подключались толком. Ему никогда это не нравилось, потому что свою любовь и купленную дружбу родители ему могли обеспечить, а творчество и интерес к знаниям извне вообще никак не дашь.
Если такой человек начинает обвинять родителей, а это происходит обязательно, он ведь привык все получать извне, а теперь получает только оплеухи, значит виноваты родители, которые чего-то недодали. Да, они не смогли прогнуть мир под него (в первом классе у них получалось прогнуть под своего ребенка мир, мирок был мал, а большой мир никак не получается). Локус контроля у такого человека радикально внешний, как у любого инфантила, поэтому все причины своих неудач он ищет только в верных слугах, родителях. Ага, просто откупались, не давали достаточно любви… Куда еще больше любви? Зачем? Ага, не научили быть сильным, а должны были научить… Здесь остановимся.
Научить быть сильным нельзя! Сила личности формируется изнутри. В процессе преодоления трудностей! Снаружи можно всего лишь обеспечить чередование посильной нагрузки и поддержки, чтобы ребенку приходилось пыхтеть, сопеть, ныть, огорчаться, но успешно (с результатом положительным) учиться преодолевать стресс и справляться с нагрузкой.
А еще можно дать пример, свой личный пример, как ты с подобной нагрузкой справляешься.
Про пример все родители, кстати, знают. Все стараются вести какие-то беседы с ребенком, что-то ему объяснять и приводить себя в пример. Но вот засада. Не считают дети примером своих родителей. Примером человек хочет воспользоваться только в одном случае. Когда он сам активно ищет инструменты для решения проблемы возникшей. А нет проблемы, нет и поиска инструмента. Зачем ему пример?
Зачем ребенку, который заинтересован в том, чтобы выйти на следующий уровень в компьютерной игре, пример бабушки, как готовить ужин. Ему не надо готовить ужин, он у него на столе стоит. В лучшем виде.
Или зачем ребенку, который думает как бы получить новый гаджет, пример папы, который работать пошел с 17 лет? Гаджет он может получить намного проще, подойти к папе и попросить. Вот и вся магия. Дело трех минут, а не трех месяцев тяжелой работы. Он ведь не идиот, чтобы идти к доступной цели окольными путями. А цели его в детстве все доступны, об этом позаботились услужливые родители.
Вот если бы в его системе ценностей были умения: умею готовить, умею сам зарабатывать, он бы тогда пригляделся к примеру бабушки и папы. Но у него таких категорий в системе ценностей нет. Его система ценностей – разные виды кайфа, а не умения.
Чтобы в системе ценностей человека появились умения, он должен осознать кайф от своей автономии (!). Тогда он будет радоваться тому, что научился еще что-то делать сам и может не ждать и не клянчить у другого.
А кайф этот появляется не раньше, чем человек осознает, что другой может ему дать, а может и не дать, имеет полное право, не должен ему, а даже если даст, посмотрит на него сверху.
Пока этой системы нет, пока все, что он хочет ему приносят и приносят с радостью, с поклонами, из позиции снизу, он не может осознать кайф – делать все самому, ни от кого не зависеть, ни перед кем не унижаться. Он и так не унижается, он царит, он просто берет приношения челяди и все.
То есть вот эта усвоенная роль царя – это итог того культа, который существовал по отношению к его персоне. Если он будет обвинять родителей за это, он будет поддерживать свой культ в своей голове и никогда не станет полноценной личностью. Он так и не поймет, что они давали ему избыток, в детстве, а сейчас вообще ничего не должны и он должен все добывать себе сам, а не ныть, что родители ему не дали навыков и умений. Умения он должен был развивать сам, опоздал, но начать это делать никогда не поздно. Никто за него не разовьет в любом случае.
Это если смотреть на ситуацию со стороны подросшего инфантила, а если смотреть на ситуацию со стороны родителей, конечно, в их интересах и в интересах ребенка – не закармливать его заботой, бесконечной любовью, не сливать с ним границы, дать ему переживать свои личные трудности (у маленького ребенка – маленькие трудности, у большого – большие, но к ним он должен быть уже готов и тренирован), переживать свой стресс, справляться с ним, тем самым развивая специальные мышцы личности.
Когда ребенок что-то хочет, но не получает это сразу и легко, он развивает мотивацию, творческий подход и проактивность. Он думает об этом, он стремится, он растет. Ребенка следует хвалить и поощрять добиваться цели, а не класть ему в рот сразу, как только он чего-то захотел. Захотел? Отлично. Теперь у него есть стимул двигаться.
Да, бывает и другая крайность. Слишком много стресса в жизни ребенка, непреодолимые заслоны на пути потребностей, слишком сильная нужда или даже травмы. В таких условиях личность может пострадать (и даже физически погибнуть), не успев окрепнуть и вырасти. Но такие родители, как правило, и сами находятся на дне жизни, статьи о воспитании они не читают, да и читали бы, вряд ли смогли бы воплотить. Такими случаями нужно заниматься на уровне социальной защиты. Большинство же родителей стараются давать ребенку все, что ему нужно.
Так вот, кроме необходимой заботы, ребенку нужно еще уважение к его растущей автономии. Некоторые понимают это извращенно. Дескать, надо уважать его мнение = выполнять все, что он хочет. Пошла вон, мама, значит уйти и постоять за дверью, подглядывая, иди сюда, мама, тут же прибежать и все, чего требует, дать. Вот что некоторые понимают под автономией ребенка и уважением к нему. Сделать из него маленького царя.
Нет, автономия – это принципиально другое.
Быть автономным значит быть самому себе слугой и царем, самому стать себе родителем, обеспечивать свои потребности самому или во взаимовыгодном сотрудничестве с другими.
Те родители, которые автономию понимают правильно и даже про необходимую дозу стресса и зону ближайшего развития знают (зона ближайшего развития – то, что необходимо для роста – когда у человека не получается все, что он делает, а получается лишь большая часть, и ему есть куда расти), все равно иногда теряются, пытаясь понять, а где эта правильная доза и достаточная зона.
Ничего специально высчитывать не нужно. Правильный подход один: родитель должен сам жить как полноценная личность и любить ребенка, тогда ребенок получит и заботу, и необходимую дозу стресса для выращивания опор, и возможность постепенно учиться удовлетворять свои потребности, и посильную нагрузку для прокачки и все стимулы к росту и развитию. И пример родительский получит, которым захочет воспользоваться!
Если мать – вся целиком к услугам давно уже не месячного малыша и вся жизнь ее собралась в одной этой точке на долгие годы, ребенок так и останется точкой, не вырастет в личность, будет сначала паразитировать на матери, а потом пересядет на аддикцию какую-то или цепь аддикций. Будет на них паразитировать (а они на нем, пока не сожрут).
Если мать попытается искусственно выдать ему дозу сепарации и нагрузки, а сама будет просто наблюдать за ним, ничем другим не занимаясь (кроме бытового обслуживания его же), она во-первых, не рассчитает дозу, во-вторых, он будет видеть ее принципиальное отстранение и будет испытывать тревогу. Почему мама не подходит к нему, ведь она ничем особенным не занята! Не любит?
Если же мать на самом деле очень занята чем-то еще, чем-то важным, профессиональным, общественным или творческим, он это видит и учится понимать. Если при этом мать ребенка очень любит, она будет давать ему необходимую заботу, но не будет лишать его того пространства, где он должен учиться вставать на ноги в личностном смысле.
Родители должны уважать себя и ценить свою личность, только тогда появится уважение к личности ребенка. Если они готовы жертвовать собой и себя считают приложениями к нему, они и его самостоятельность не оценят, они превращаются в изобильный корм, а ребенок получает источник пассивного удовлетворения и лишается поисковой активности и мотивации к прокачке собственных опор.
Нормально воспитание осуществляется тогда, когда мать ребенка занимается учебой, работой, творчеством, а не только материнством. Для это надо хорошо понимать, что “я дам ему все” – неуважение к его собственной способности и возможности научиться брать то, что ему надо, от мира, освоить борьбу с внешним стрессом за личные ресурсы, стать изнутри сильным и самостоятельным.
Понятие «личность». Как воспитать личность в ребёнке?
Под словом «личность» подразумевают человека, который обладает сознанием и самосознанием. А в традиционном понятии «личность» — это человек, имеющий социальные отношения и производящий сознательную деятельность. Структура личности состоит из психологических характеристик человека, его физиологических особенностей тела.
Человек, как личность, может сформироваться только благодаря процессу самовоспитания. Именно развитие самосознания и само регуляции помогает стать человеку сильной личностью. Развить это можно только изнутри, собственными усилиями. Известный психиатр Пьер Жане как-то сказал, что, даже если человека и вылечили внушением, он все равно остаётся больным. Здесь подразумевается психологическое здоровье.
Человек не может быть психологически здоров, если изменения, которые с ним происходят – это только изменения извне, а изнутри он никак ими не управляет. Другими словами, можно сказать так, что развитие ребёнка или взрослого человека как личности – это некое таинство, которое происходит внутри самого человека. И у детей очень большое влияние на это таинство оказывают родители.
Родители влияют на формирование среды (внешних факторов), которые воздействуют на ребёнка и формируют его личность. Личность – это черты, привычки и навыки, которые обеспечивают человеку счастливую или несчастную, яркую или блеклую, энергичную или не очень жизнь.
Другими словами, сначала среда влияет на формирование личности, а потом (когда человек вырос) он сам начинает влиять на среду. У маленького ребёнка личность слабая и инертная, и повлиять на среду он еще не в состоянии, поэтому его средой полностью занимаются родители.
Задача родителей – сделать все, чтобы жизни ребёнка ничего не угрожало и что бы он правильно развивался. Они его кормят, обеспечивают физическое и душевное тепло, дают ему новые впечатления. Из всего этого и из своих врожденных особенностей ребёнок начинает взращивать свою личность.
С точки зрения физических благ, родителям понятно, что нужно для ребёнка, но с точки зрения психологии, к сожалению, большинство даже и не догадывается, что нужно для нормального развития ребёнка. Родителям нужно понимать, что для правильного развития необходимо частично не удовлетворять потребности своего ребёнка. Потребности, которые неудовлетворены постоянно, могут привести к гибели, а постоянно удовлетворённые потребности – к полному покою.
Любая потребность связана со стрессом. Потребность ползать связана со стрессом скуки. Именно её испытывает малыш, когда не получает так ему необходимых новых стимулов и впечатлений. Родители стараются во что бы то ни стало оградить ребёнка от стресса. Они хотят, чтобы малыш никогда не испытывал негативных эмоций, стараются постоянно удовлетворять его малейшие желания. Потребности в еде, игрушках — лишь бы только не было стресса для ребёнка.
В результате того, что ребёнок испытывает постоянный переизбыток и обилие всего, у него не формируется навыков для преодоления стресса, удовлетворения своих потребностей. Когда такой ребёнок вырастает, то ему становится мало внимания своей мамы. Он хочет, чтобы в школе у него были хорошие оценки, что бы он был интересен своим друзьям, что бы его любили девушки. И тут его ждёт неприятное понимание. Его новые потребности родители удовлетворить не в состоянии. От этого у него появляется стресс, а его с ним справляться не учили, потому что его он никогда не испытывал.
У него нет никаких внутренних инструментов, которые бы помогли переживать проигрыши и отказы, различные конфликты и падение собственной самооценки. Его мир был искусственный, словно теплица, а попав под ледяной дождь, он не знает, как с этим справиться.
Да, он мог бы погибнуть, или сбежать от стресса в психическую болезнь. А возможно он мог бы спрятаться от него за алкоголем или наркотиками. Но скорее всего, он бы выжил и стал сильнее, научившись справляться со своими стрессами. Но в этот момент родители «не дремлют». Пока они живы, то ради своего чада свернут горы. К глубокому сожалению родители даже не подозревают, что не в состоянии обеспечить счастье личности из вне.
И они снижают стресс для своего ребёнка своими собственными силами, за счёт своих ресурсов. Им даже в голову не приходит, что ребёнок должен научиться развивать свои ресурсы, чтобы развиться как личность. Если у родителей очень много материальных ресурсов, то все, что они могут сделать – это просто отстрочить стресс для своего, уже подросшего чада.
Они платят учителям, что бы те относились лояльно к ребёнку, покупают вещи, которые он хочет, только чтобы он чувствовал себя хорошо и не страдал. Со временем благосостояние родителей обеспечит «любовь» девушек, машина, появившаяся в раннем возрасте – «авторитет» у сверстников. Избыток материальных благ и купленная лояльность преподавателей, на время снизят стресс, а вот внутренний отпор так и не сформируется. И вот этот подросток входит во взрослую жизнь.
Купить всех преподавателей невозможно. Поступив по блату в престижный вуз, учится ребёнок не хочет, а через время и вовсе бросает его, потому что собирается зарабатывать и смысла в учёбе (где ему самому нужно учиться) он не видит. Тогда родители могут дать ему деньги на своё «дело», но юный бизнесмен тратит их на кайф, поскольку ему как-то нужно снять стресс, закрыть свои энергетические дыры. Научиться работать в состоянии такой «ямы» он не может, и даже не знает, что такое работать.
У него нет внутреннего механизма, который бы смотивировал его, переломил инертность, помог собраться с силами, поверить в себя и так далее. Ему всегда все приносили из вне. На самом деле его личность – это рот, который может только глотать. Он не может даже прожевать, потому что у него нет зубов. Даже в общении с другими людьми он не может противостоять стрессу. Если он получает отказ в любви, тогда сначала старается использовать иллюзии. Если это не получается, тогда он обесценивает этот объект для себя, а потом обесценивает и всех остальных из страха, что с ним опять случится тоже самое.
У него развивается тщетное ожидание дружбы, любви. А вот его ресурсы учёбы и творчества даже не подключались. Родители могли дать ему свою любовь и купленную дружбу сверстников, но они никак не могли дать ему творчество или интерес к знаниям.
Такой человек начинает во всем обвинять родителей. Это происходит обязательно. Потому что он привык, что всё к нему приходит из внешнего мира (от родителей). А теперь, вместо того, что он хочет — получает только оплеухи. Соответственно и виноваты в этом родители, и только потому, что не сумели прогнуть мир под своё чадо.
Все причины неудач такой человек видит только во внешнем мире, в своих родителях. Они просто откупились от него вместо того, чтобы дать достаточно любви, не научили быть сильным, хотя должны были и так далее. Это очень удобно, перекладывать ответственность на других, оставаясь чистым в своих собственных глазах.
Невозможно научить быть сильной личностью, потому что её сила формируется изнутри, тогда, когда преодолеваются трудности. Из вне можно обеспечить для ребёнка нагрузку, которую он выдержит и поддержку. Ребёнок будет пыхтеть, ныть и огорчаться, но все же будет справляться с нагрузками и преодолевать стресс. А кроме этого будет очень полезным, если родители покажут свой собственный пример, как они справляются с подобными нагрузками.
И здесь хочу обратить внимание еще на один момент. Обычно родители ведут беседы с ребёнком, рассказывают ему что-то или объясняют, приводят себя в пример. Но дети не считают своих родителе примером. Примером человек хочет и готов воспользоваться только в том случае, когда он ищет инструменты, чтобы с их помощью решить проблемы, которые возникли. А если нет проблем – зачем ему искать инструмент!?
Зачем подростку, который хочет получить новый гаджет, брать пример с отца, который с 17 лет пошёл работать, чтобы заработать себе на обучение. Он может получить гаджет намного проще – просто подойти к папе и попросить его купить. Вот и весь секрет. И ему ненужно тяжело работать три месяца, для того, чтобы скопить нужную сумму. Он же не идиот и не будет идти к своей цели в обход. Ведь в его детстве все цели, которых он хотел, были доступны. И услужливые родители позаботились об этом.
В его системе ценностей нет необходимых ему умений. Вот если бы он умел. К примеру, готовить или сам зарабатывать деньги, тогда бы он обратил внимание на пример своего отца. А так, вся его система ценностей – это получение кайфа от разных препаратов, а не умения. Что бы в системе ценностей ребёнка появились различные умения, нужно сделать так, чтобы он осознал, насколько это кайфово быть автономным. Именно это позволит ему радоваться, что он научился чему-то новому, может это сделать сам, а не выклянчивать у кого-то.
Но такой кайф появится только тогда, когда человек будет осознавать, что другой может дать ему то, что он хочет, а может – не дать. Да и не должен ничего давать. А если и даст – то будет смотреть с высока. Пока у него нет такой системы, пока он получает все по своему первому требованию – он не сможет осознать тот кайф – насколько хорошо делать все самому. Не унижаясь и ни от кого не завися.
Когда ему все преподносят родители – их чадо не унижается. Он царит и просто принимает «подношения». Роль царя – это итог того, как позиционировали и относились к нему его родители. Обвиняя родителей за это, уже взрослый человек, старается поддерживать эту роль у себя в голове, и он вряд ли когда ни будь станет полноценной личностью.
В интересах же родителей — им не нужно закармливать своего ребёнка заботой и любовью. Ему необходимо дать возможность пережить свои собственные трудности. У маленького ребёнка они маленькие, у взрослого – большие. Ребёнок должен пережить свой собственный стресс, справиться с ним. Именно это поможет ему развить свою собственную личность.
Когда ребёнок захотел, допустим, какую-то игрушку, и не получил её сразу, то он начинает развивать свою собственную мотивацию, свой творческий подход. Он начинает думать, как же ему получить то, что он хочет и таким образом он растёт. Родители должны его хвалить и поощрять, чтобы он двигался к своей цели.
Да, есть и другая крайность. Когда в жизни ребёнка очень много стресса, а на пути его потребностей стоят непреодолимые заслоны, когда он испытывает сильную нужду и может даже погибнуть физически, так и не успев вырасти и окрепнуть. Но, зачастую, родители такого ребёнка сами находятся «на дне жизни». Большинство родителей заботятся о своих детях.
Кроме заботы, ребёнку нужно и уважении к его автономии. Быть автономным, означает быть в одном лице себе и королём, и слугой, научиться обеспечивать свои потребности или делать это взаимовыгодно с другими людьми. Что бы у ребёнка был такой подходи, необходимо, что бы и его родители сами жили как полноценные личности и любили своего ребёнка. В таком случае он получит и заботу, и ту дозу стресса, которая ему необходима, чтобы вырастить свои опоры и научиться самому удовлетворять свои потребности.
Для того, чтобы у родителей появилось уважение к личности ребёнка, они должны уважать и ценить свою собственную личность.
Если вы чувствует, что ваша тревога идёт из детства, что там произошло что-то, что сейчас проявляется все острее и острее и в самых неподходящих ситуациях, тогда я рекомендую вам воспользоваться метафорическими ассоциативными картами «Исцеление Внутреннего ребёнка». Они помогу вам выявить проблему и найти ресурсы для её исцеления. Приобрести данную колоду вы можете в школе Ирины Орда в таких городах, как Челябинск, Курган, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Уфа, Омск и в других регионах России, а также в Казахстане.
Берегите себя!
С любовью, Ирина Орда!
Октябрь 2017
Рассказать друзьямТолько личность воспитывает личность | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Только личность воспитывает личностьОсновная тенденция развития современного образования: личностно – деятельностный подход, в центре которого находится формирование личности ребенка средствами учебного предмета и учебный процесс, направленный на всестороннее развитие и освоение знаний. Знание механизмов и закономерностей педагогического воздействия далеко не решают всех проблем образовательного процесса. Конечным результатом образования является соответствующий ему, последующий образ жизни человека. Как оценить его в стенах образовательного учреждения, в рамках конкретной программы? Несомненно, велика роль педагога, который берет на себя ответственность за тех, кого, чему и как ему учить и воспитывать. Вместе с тем, он отвечает за самого себя и свое право быть Педагогом.
Общеизвестен тезис: только личность воспитывает личность.
Каждое образовательное учреждение, каждый педагог решает стоящие перед ним проблемы на своем уровне, ставя конкретные задачи, и решая их имеющимися ресурсами. За 27 лет опыта работы моего знакомства с ТРИЗ понимаешь и используешь ее возможности в решении проблем, стоящих в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении.
Один из основных вопросов: чему учить?
Понимая, что новый век – век информационных технологий и количество информации сам по себе ответа не дает. Многие образовательные технологии дошкольных учреждений содержат в себе исследовательскую деятельность: получение новых знаний в процессе исследований. В тоже время, они не обучают видеть и формулировать противоречие, которое должно быть решено в ходе исследования, не знакомят детей с технологией поиска решений. Поэтому, как правило — путь поиска этих знаний остается на уровне метода проб и ошибок или переноса имеющегося у детей опыта в схожей ситуации – за счет работы воображения.
Мне в своей работе с детьми ТРИЗ – педагогика позволяет преодолевать эти проблемы, обучая малышей находить задачи и видеть противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями, форм
·улировать их, и, используя все известные элементы технологии ТРИЗ и, апробируя их соответственно уровню детей, решать эти проблемы.
В дошкольном возрасте наиболее приемлемой формой реализации такой постановки обучения и воспитания является сотрудничество, где роль педагога – стимулировать и направлять познавательные интересы детей, не спешить сообщать готовые знания, по максиму подводить детей к самостоятельному пути решения. Такая постановк
Развитие и воспитание личности в человеке — формирование личностных качеств
Развитие и воспитание личности в человеке является одной из приоритетных задач сегодняшнего времени. Человека можно считать сложившейся личностью если у него существует способность к управлению своим поведением. Работа над этим вопросом требует высокого анализа и тщательной проработки всех психологических аспектов.
Самовоспитание личности и психическое развитие человека как будущей личности разделяется в несколько этапов: биологический или наследственный и социальный тесно совмещенные друг с другом и взаимодействующие между собой. Оба направления захватывают самые важные факторы и условия человеческого поведения, рассматривая развитие, как этапы биологического и социального адаптирования в жизни.
Каждый этап в развитии личности формирует будущее психическое поведение, включая в себя познания окружающего мира, новые особенности и приобретение навыков, именуемые в дальнейшем опытом. Процесс обучения и воспитания играют в этом важную психологическую роль. Быстрое развитие ребенка и будущей личности обусловлено физиологическими и психологическими особенностями вокруг него, то есть окружением, психологической атмосферой, знаниями, характером и так далее.
Личность и характер, а так же их индивидуальность формируются в раннем возрасте и помогают развивать характер. В процессе воспитания они усовершенствуются и преобразуются изменяясь под внешним факторами.
Процесс развития человека как личности индивидуален для каждого, но в нем есть много общих составляющих (чувства и эмоции, потребности, сознание и самосознание, таланты, умения, навыки и т.д.), которые в последствии формируют характер человека и создают его будущее мировоззрение.
Воспитание личности
Воспитание не является единственным средством для развития личности, но становится неотъемлемой частью жизни. Оно помогает выявлять склонности и дарования человека, развивая индивидуальные особенности и таланты к которой склонна гармоничная личность. Гармоничная личность это тип личности, который характеризуется сбалансированным внутренним состоянием. Воздействуя на развитие человека воспитание формирует характер и будущее поведение.
Главная цель воспитания (психологического и физического) — это развитие эмоционального, умственного, психологического и нравственного фона. Развивая память, мышление, сознание, логику и другие умственные способности, человек приобретает знания и опыт, формируя себя, как личность. Во время воспитания, главное не допустить что бы проявилась антисоциальная личности. Воспитание, опираясь на опыт и умения человека, помогает в умственной и трудовой деятельности, формируя в человеке такие качества, как ответственность, решительность, самодисциплинированность, настойчивость и самостоятельность в принятии важных решений. Поэтому развитие и воспитание личности является одним из важнейших этапов жизни человека, которому нужно уделять особое внимание начиная с раннего детства.
Тесты психологические на личность позволят вам определится в правильном ли направлении происходит воспитание личности.
Метки: человек как личность
Следующая статья >>> Женский эгоизм в отношениях — как побороть
Следующая статья >>> Как развить и укрепить в себе силу воли
Будущие дошкольные работники: Только личность может воспитать личность
Сегодня, 27 сентября, в России свой профессиональный праздник отмечают воспитатели и дошкольные сотрудники. Этот день отмечают 656 тысяч человек. «Молодая Гвардия» поздравляет людей, которые в своей деятельности содействуют в воспитании подрастающего поколения, открывают для детей окружающий мир и помогают им в формировании личности.
Редакция mger2020.ru пообщалась со студентами, которые обучаются на специальности «Дошкольное образование». Они рассказали о том, чему важно научить ребенка в раннем детстве, чтобы он вырос достойным человеком.
Студентка Дарья Чащина:
– Свою профессию выбрала по зову сердца. Поняла, что хочу воспитывать деток. Дело в том, что моя мама часть своей жизни отдала деткам. Когда была маленькая, то часто была у нее на работе, всегда завидовала ее должности. Думала, вырасту и точно буду копией мамы. Ну а когда началась учеба, то осознание профессии пришло, что именно такая профессия – моя.
Сейчас очень трудное время. Это конфликты между странами, ситуация на Украине и т.д. Часто ловлю себя на мысли, что будет, когда мы вырастем, и каким будет наш мир? Поэтому я поставила себе задачу, что нужно вложить все то, что вложили в нас, чтобы наши дети не жили в тяжелом и трудном времени.
Студентка Надежда Бухтиярова:
– Выбрала я эту профессию неслучайно. В моей семье мама и бабушка преподавали в школе, поэтому с самого детства я бывала на их уроках. Мне очень нравится, когда человек перенимает от меня какие-либо знания, люблю отвечать на вопросы, которые возникают. Очень привлекает окружение детей, потому что это самые благодарные слушатели, которые всегда с радостью отвечают на просьбы и идею поиграть.
Считаю своей главной миссией – раскрыть и направить ребенка именно в то русло, где ему будет наиболее интересно. Очень хочется дать воспитаннику понимание, что в каждом из них есть свой талант, и если его развивать, то страна получает новых самых лучших специалистов. Для меня самое важное – быть ребенку другом, к которому всегда можно прийти за советом.
Студентка Яна Семерикова:
– Спустя два года, пока учусь по специальности «Дошкольное образование», могу ответить на свой вопрос. Каждый из нас в этой жизни испытывает необходимость быть кому-то нужным. Маленькие дети испытывают эмоциональную потребность в заботе взрослых, искренне верят, любят и ждут. Воспитатель, на мой взгляд, одна из одних немногих профессий, основа которой – любовь, доверие и понимание.
Маленький человечек, приходя в детский сад, впервые расстается с мамой. В этот сложный для него момент педагог должен стать ему «второй мамой». И для меня как будущего воспитателя важно дать каждому ребенку душевную теплоту, поддержку, ощущение защищенности и веру в собственные силы и в свой личный успех. Ведь только вместе с успехом приходит желание идти дальше, узнать больше, сделать лучше. И для этого мне как будущему педагогу предстоит путь к самосовершенствованию, потому что, как писал Константин Ушинский, только личность может воспитать личность.
Студентка Вероника Игошева:
– Я изначально выбирала профессию, чтобы она мне нравилась, хотелось идти на нее с удовольствием, мой выбор остановился на работнике дошкольного образования, в другой сфере себя вообще не вижу. Передо мной был выбор, куда поступать, в Добрянский техникум или в Пермь, и я решила остаться в родном городе. Главная миссия в моей будущей профессии – это дать начальные толчки в образовании детям, воспитатель – это второй родитель, он также помогает сформировать в детях характер и личность. Главное для меня – выпустить из сада во взрослую жизнь достойных, воспитанных детей.
Студентка Екатерина Мичкова:
– Когда я училась в 9 классе, передо мной встал выбор, куда, а главное, на кого поступать учиться. Склонялась я больше к гуманитарным специальностям. Я изучила многие профессии: юрист, учитель начальных классов, воспитатель и т.д. И тогда я приняла твердое решение, что профессия воспитателя мне подходит больше. Она творческая, разнообразная, и, конечно же, это работа с детьми, это большая ответственность, но меня это не пугает. Воспитание ребенка – это очень тяжелый труд, поэтому в него с самого детства нужно вкладывать максимально много полезной информации. Ведь именно в дошкольном возрасте в ребенке формируется личность. И я как будущий воспитатель считаю, что детским садам, а именно воспитателям необходимо взаимодействовать с родителями детей. Только совместно можно добиться результата.