Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Логопедические занятия на звук л – План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему: Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» для детей 6 – 7 лет

Posted on 05.03.202024.01.2020

Содержание

  • Конспект по логопедии на тему «Звук [Л]»
  • Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л].
  • План-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме: Конспект логопедического занятия «Звук Л»
  • Логопедическое индивидуальное занятие на логопункте «Звук Л»
  • Конспект занятия учителя-логопеда «Звук и буква «Л»
  • Конспект логопедического занятия на тему «Звуки [л], [л’]. Буква Л»
        • Коррекционно-развивающие:
        • Коррекционно-воспитательные:
      • Оборудование: Цветные картинки. Лингвистический материал: слова, насыщенные звуками [л], [л, ] (лиса, волк, листья, лук, луна, лыжи, ложка, лиса, лопата, лось, лампочка, лужа, ландыш, лапша, лейка) .
      • Ход занятия:
        • 1. Организационный момент.
        • Объявление темы занятия.
      • 1. Основная коррекционно-логопедическая работа:
        • 2) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л, ] и написания буквы Л.
        • 3) Развитие фонематического восприятия.
        • 4) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л, ].
      • «Прошагай словечко» (дети должны по очереди придумать слова со звуком [Л ] и прошагать его по слогам, сколько слогов, столько сделать шагов.
      • 3. Динамическая пауза (развитие общей моторики) .
      • 4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:
        • 1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л, ].
        • 2) Предложения насыщенные звуком [Л], на развитие фонематического восприятия.
        • Услышите в предложениях звук [Л]-топните, звук [Ль]-хлопните.
        • 4) Работа с кассой букв и слогов.
      • 5. Итог занятия.
  • Конспект логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»

Конспект по логопедии на тему «Звук [Л]»

Индивидуальное занятие в старшей группе детского сада для детей ОНР.

Тема: звук [Л].

Цель: автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить знания о механизме образования звука и его акустических особенностях.

Коррекционно-развивающие: развивать и укреплять артикуляционную моторику; закреплять правильное произношение фонемы в изолированном виде, в слогах; развивать и закреплять фонематическое восприятие акустического образа данной фонемы; развивать мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать осознанное отношение  к необходимости  исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля, целеустремленность.

Оборудование: зеркало, предметная картинка «Пароход», счетные палочки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Вступительная беседа.

Учитель – логопед:

— Здравствуй! Проходи, присаживайся. Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук [Л], но для начала нам нужно выполнить гимнастику.

  1. Самомассаж.

Учитель — логопед:

— Ручки погрели. Начинаем делать массаж. Растираем лоб в стороны. От крыльев носа вниз. Растираем верхнюю губу в стороны («Усы»). Пальчики на подбородок и растираем до ушей. Растираем уголки рта («Кружочки»). Растираем верхнюю и нижнюю губу («Губки поссорились»). Погладили лицо.

Ребенок повторяет движения за логопедом. По каждому упражнению ведется счет до 7.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Задача: развитие подвижности губ, укрепление мышц языка.

Выполняется перед зеркалом.

Учитель – логопед:

Упражнение «Забор» (улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении). Упражнение «Окно» (медленно открывать рот. Зубы видны), окно открывается – закрывается. Упражнение «Лопатка» (широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удержать 10 секунд). Упражнение «Маятник» (рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его в глубь рта). Упражнение «Парус» (рот широко открыть, узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков за верхними зубами. Удержать 10 секунд). Упражнение «Маляр» (сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по небу вперед-назад). Упражнение «Качели» (рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку. Делать не торопясь). Упражнение «Грибок» (улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и присосать к нёбу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов).

Упражнение «Лошадка» (улыбнуться, чтобы было видно и верхние и нижние зубки; открыть рот шире; пощелкать языком медленно. Подбородок должен быть неподвижен). Молодец.

  1. Произношение изолированного звука.

Учитель-логопед:

— А теперь поиграем в игру «Пароход».

— Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.

— На что похож мой язык? (Да, на парус).

— Давайте, погудим вместе. Ллллл, Ллллл, …

— Проведи по линиям пальчиком и не забывай гудеть как пароход.

— Как хорошо мы гудим, а пароход может петь песни.

Ребенок произносит звук [Л] и проводит по линиям пальчиком.

Игра с счетными палочками.

Ребенку дают счетные палочки.

— Возьми со стола счетные палочки. Произноси звук [Л] и откладывай в сторону. Ребенок выполняет инструкцию логопеда.

  1. Закрепление звука в слогах:

Учитель – логопед:

— Мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [Л], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.

Слоги: ЛА-ЛА-ЛА , АЛ-АЛ-АЛ

ЛО-ЛО-ЛО, ОЛ-ОЛ-ОЛ

ЛУ-ЛЫ-ЛУ, УЛ-УЛ-УЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

ИЛ-ИЛ-ИЛ

Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются» (пальцы ведущей руки поочередно соприкасаются с большим пальцем).

  1. Анализ артикуляции по плану:

  • Положение губ – губам нужно улыбнуться

  • Положение зубов — зубы разомкнуты

  • Положение языка – язычок поднять за верхние зубки

  1. Развитие фонематического восприятия:

Логопед:

— А теперь считай, сколько раз я хлопну столько раз произнеси звук [Л]. (логопед отхлопывает ).

Логопед:

— Предлагаю поиграть в игру “Поднимайка”.

Сейчас я буду произносить различные звуки, а ты поднимай руку только, если услышишь звук [Л].

А) звуки: [р], [л], [р], [л], [м], [н], [л], [м], [н], [р], [л], [л], [н], [л], [м], [л].

Б) слоги: ал, па, ри, ил, ит, ин, ен, ел, ул, ув.

— Молодец. Ты справился с заданием.

VIII. Итог занятия.

— Наше занятие подошло к концу. С каким звуком мы сегодня работали? Правильно. Давай вспомним артикуляцию звука [Л]. В каком положении находятся губы, язык, зубы? Умница.

IX. Оценка работы ребенка на занятии.

Учитель – логопед:

— Мне очень понравилось как ты сегодня занималась и справлялась с заданиями. Спасибо за работу. До свиданья.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Л].

Тема: «Постановка звука [л]».

Цель:

— продолжать учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику;

— закрепить знания о механизме образования звука [л];

— показать и объяснить артикуляцию звука [л];

— учить соотносить звук с буквой;

— развивать фонематическое восприятие, память;

— воспитывать стремление совершенствовать свою речь.

Оборудование:

-материал для создания артикуляторной готовности к вызыванию звука [л]; автор – Т.А. Ткаченко;

— дидактический материал по постановке звука [л] авторы – В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;

— предметные картинки из «Логопедического лото» автор — А.С.Галанов;

— картинки из пособия Л.Н.Зуевой «Занимательные упражнения по развитию речи»;

— бинт, напальчники, спирт, ватные шарики.

Ход занятия:

I. Артикуляционная гимнастика

1. Статическое упражнение «окошечко».

Цель: научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.

2. Статическое упражнение «заборчик».

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.

3. Статическое упражнение «иголочка».

Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.

4. Статическое упражнение «парус».

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами,

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.

5. Динамическое упражнение «маятник».

Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

6. Динамическое упражнение «качели».

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

7. Динамическое упражнение «маленькие качели».

Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.

8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».

Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз( не из стороны в сторону) .

9. Динамическое упражнение «почистим зубы».

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

II. Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;

При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [л]. Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

1. Повтори за мной следующие звуки.

Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука

[л]

Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й

2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].

Упражнение для выделения на слух вызываемого звука [ Л ] в потоке прочих звуков .

Примерный звуковой ряд: М—Н —Л —А—У —О—Л—В —3—ЛЬ— В—МЬ—Л—X—Н— М —Н —Л—А—У—О—Л—В—3—ЛЬ— В —М—Л —X —НЬ —Б —З

3. Картинка с изображением Ложки и Лампы. Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно — нет.

ложка

ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка

лампа

ряд произносимых слов: вампа, ампа , лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа, дампа, шампа, лампа, бампа , рампа, чампа, нампа

4. Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].

Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).

III. Домашнее задание:

Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.

Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два

упражнения.

«иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .

«вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.

«парус» . Удерживать позиции на счет до 5.

«змейка» .Выполнять 10 раз .

Дидактический материал к уроку

1

2

3

4

5

6

picturepicture

picturepicturepicturepicturepicturepicture

hello_html_36c90ae3.gif

hello_html_2766fe84.gif

hello_html_m4c59fe0b.gif

hello_html_m4f2d32bd.gif

План-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме: Конспект логопедического занятия «Звук Л»

 Цели:

Образовательные:

— закреплять слуховой и моторный образ звука [Л];

— автоматизировать звук [Л] изолированно, в слогах, словах и предложениях;

— учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику;

— совершенствовать навыки звукового анализа;

Коррекционные:

— развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать общую моторику, используя физминутку;

— развивать мелкую моторику, использую пальчиковую гимнастику;

— закреплять умения согласовывать имена существительные с числительным;

— закрепить умение делить слова на слоги;

Воспитательные:

— воспитывать желание говорить правильно и красиво;

— побуждать интерес к логопедическим занятиям;

— воспитывать у детей активность на занятии.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

— Ребята сегодня к нам на занятие придет один необычный сказочный герой, а кто это вы узнаете, собрав картинку (Дети собирают разрезную картинку)

— Вы узнали кто это? (Лунтик)

— Ребята, у нас получилась целая картинка? (Нет)

Стук в дверь. Вносится письмо от Лунтика.

Здравствуйте ребята!

Пишет вам ваш друг Лунтик. Я спешил к вам в гости и приземлился на полянке. Но какой-то нехороший лесной житель заколдовал меня. Ребята помогите расколдовать меня.

— Целая картинка не получилась, потому что Лунтика заколдовали. Он торопился к нам в гости и решил пойти через лес и его там заколдовали.

— А расколдовать его поможет наша дружба. Нам надо отправиться в путешествие, чтобы собрать недостающие части картинки и расколдовать Лунтика.

II. Артикуляционная гимнастика.

— Нам предстоит дальняя дорога, чтобы нам подготовиться, давайте сделаем зарядку для языка:

— «Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит

Прислоню язык смотри

К зубкам верхним изнутри

(показ картинки парус)

— «Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник-

Узким-узким стал язык

Меж  зубами, как сучок

Вылез длинный язычок.

(показ картинки иголочка)

— «Качели»

«Чашкой » вверх

И «чашкой» вниз

Гнётся мой язык –

Артист.

 (показ картинки качели)

— «Футбол»

Щёк своих не надуваю

Мяч в ворота загоняю.

(показ картинки футбол)

— «Часики»

Влево – вправо кончик ходит, будто места не находит.

(показ картинки часы)

III. Мелкая моторика.

— А  теперь разомнём пальцы. Игра «С ветки ягоды снимаю».

 IV. Характеристика звука [Л].

— Ребята, какой первый звук в имени Лунтик? ([Л]). Это любимый звук Лунтика. Чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно всё знать о звуке [Л].

— Кто скажет, какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий)

— В каком положении язык? (упирается за верхние зубы)

— Когда мы его произносим, в каком положении губы? (в улыбке)

— Зубы открыты или закрыты? (открыты)

V.  Звукоподражание

— Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, пароходе)

Сначала мы полетим на самолёте (Л-Л-Л-Л). А теперь поплывём на пароходе (Л-Л-Л-Л). А теперь немного пройдём пешком.

VI.  Закрепление в чистоговорках.

— Чтобы нам было не скучно идти, мы будем повторять весёлые стишки:

ЛА-ЛА-ЛА — лапа

ЛА-ЛА-ЛА – ландыш

ЛА-ЛА-ЛА – ласточка

ЛО-ЛО-ЛО – лось

ЛО-ЛО-ЛО – лодка

ЛУ-ЛУ-ЛУ – лук

ЛУ-ЛУ-ЛУ – луна

Появляется Леший.

— Что это вы расшумелись в моём лесу? Зачем пришли сюда?

Логопед: К нам в гости должен был прийти один необычный сказочный герой, но его заколдовали. Ты не знаешь, кто это сделал?

Леший: Не знаю. Это не я заколдовал Лунтика.

Логопед: Как тебе не стыдно, это же наш друг.

Леший:  Я увидел неведомую зверушку и заколдовал. Нечего ходить по моему лесу. Я не знал, что он ваш друг и идёт к вам в гости.

Логопед: Теперь ты знаешь, расколдуй и отпусти Лунтика.

Леший:  Я хочу посмотреть, что умеете вы. Я хочу, чтобы вы выполнили мои трудные задания. Если справитесь. Расколдую вашего Лунтика. За каждое выполненное задание я буду вам давать часть разрезной картинки.

Логопед: — Ребята, выполним трудные задания Лешего? (да).

VII.  Игра «Найди конверт».

Леший: — Я для каждого из вас приготовил задания. Эти задания лежат в конвертах, но я их вам не дам. Вам самим нужно найти их.

Логопед: — Даша, твой конверт лежит под ёлкой. Данил, твой конверт лежит на столе. Ксюша, твой конверт лежит на стуле. Данил, твой конверт лежит на диване.

Дети садятся за столы. Логопед спрашивает у детей, где они нашли свои конверты.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

Дети выбирают лишнюю картинку. Три картинки со звуком [Л], четвёртая с другим звуком.

IX.   Игра «Придумай предложение».

Дети придумывают предложение с одной картинкой из задания № 8.

X.     Игра «Домик»

Определение позиции звука [Л] (картинки из задания №8)

За выполненную работу Леший даёт часть разрезной картинки.

XI.  Физминутка.

XII. Игра «Чудо дерево».

Леший: У меня в лесу растёт чудо-дерево, посмотрите дерево без листочков. Вам нужно его украсить.

Логопед: — Ребята, давайте украсим дерево картинками со звуком [Л]. Дети выбирают картинки со звуком [Л] и вешают на дерево.

XIII. Игра «Вспомни и назови».

Дети отворачиваются от дерева и называют картинки, которыми украсили дерево.

Дети получают вторую часть разрезной картинки.

XIV. Игра «Поймай рыбку».

Леший: — Ребята, а вы умеете рыбу ловить? (да). Нужно не просто наловить рыбы, но и разложить по вёдрам.

Логопед: нужно поймать рыбку с картинкой и положить в нужное ведро. В первое ведро кладём рыбку с картинкой из одного слога, во второе ведро — из двух слогов, в третье – из трёх (ребёнок «ловит» рыбку, делит на слоги и кладёт в нужное ведро).

За выполненную работу Леший даёт третью часть разрезной картинки.

XV. Игра «Придумай слово со звуком [Л]».

Леший: — А вы умеете придумывать слова? Лунтик очень любит звук [Л]. Придумайте много слов со звуком [Л], за каждое слово вы будете получать фотографию Лунтика.

XVI. Игра «Посчитай».

Дети считают, сколько фотографий (один Лунтик, два Лунтика … и т. д.)

За выполненную работу Леший даёт четвёртую часть разрезной картинки.

XVII. Итог.

Давайте составим нашу картинку. Появляется игрушка Лунтик.

Логопед: — Ребята, Лунтик вам очень благодарен, что вы его расколдовали. Он с вами встретился и решил остаться у нас в группе погостить.

Давайте Лешему подарим портрет звука [Л] – букву [Л]. Дети раскрашивают готовую букву [Л].

 

Логопедическое индивидуальное занятие на логопункте «Звук Л»

г.Улан-Удэ, МАДОУ №111 «Дашенька», корпус №3, логопункт.

Технологическая карта открытого логопедического занятия .

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Ильина Маргарита Михайловна

Группа, логопедическое заключение

Индивидуальное занятие для дошкольников групп № 5-7. Логопедическое заключение: ФФНР, ФНР.

Тема занятия

Звук /Л/.

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной, познавательно-исследовательской и игровой направленности.

Цель

Автоматизация звука /Л/ в слогах и в начале слова.

Задачи

Образовательные:

  • Уточнить артикуляцию и характеристики звука [л],

  • Продолжать автоматизацию правильного произношения звука в слогах и словах.

  • Уточнять и расширять лексический запас слов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику (биоэнергопластика).

  • Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

  • Развивать фонематическое восприятие.

  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру речевого общения.

  • Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.

  • Формировать функции контроля и самоконтроля.

Планируемые результаты:

  • знает артикуляцию звука [л], его характеристики;

  • умеет правильно произносить звук /Л/ в прямых слогах и словах.

Универсальные учебные действия

Личностные: Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные: Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал диска, поддерживать беседу с учителем-логопедом; высказывать свое мнение.

Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

  1. Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки, «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука, дидакт-е пособия Коноваленко В.В. «Автоматизация сонорных звуков Л, Ль», «Домашняя тетрадь по автоматизации звука Л», Азова, Чернова «Домашняя тетрадь «Учим звуки», Лазаренко О.И «Логопедический альбом для автом.произношения звука Л»

  2. Предметы: зеркало, ложка (шпатель), кукла-бибабо или мягкая игрушка, ватный комок, семечки липы и т.п., карандаши, погремушка (дет музык инструменты), поднос с манной крупой, шнурок, тетрадь.

  3. Компьютер. Диск с персональными упражнениями Ткаченко Т.А.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Примечание

(Вносятся коррективы при необходимости )

Адаптировать детей к деятельности

Личностно-ориентированные приемы.

  1. Орг.момент .

— Доброе утро! Улыбнёмся друг другу.

-Проверим, как ты себя чувствуешь?

  1. Проверка психологического состояния с помощью карточки-индикатора (БОС). (шкалы: стресс, напряжение, норма, спокойствие)

(1мин)

Берет карточку, прикладывает пальчик.

Создание благоприятного психологического климата.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи- ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

Деятельностный

Методы здоровьесберегающей технологии.

Словесный

Познавательно-исследовательский

Частая смена видов деятельности.

-Давай, вспомним, с чего мы начинаем занятие?

  1. Пальчиковая гимнастика с самомассажем:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

  1. Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой

-Теперь подготовим наши губки и язычок для красивой речи:

Птенчики, Лопаточка, Иголочка, Качели, Вкусное варенье.

  1. Дыхательные упражнения

Сдувание семечек липы, поддувание ватки, султанчиков и т.п.

(3мин)

  1. Сообщение цели занятия:

-Сегодня мы с тобой продолжим работу над звуком /Л/, будем стараться правильно произносить /Л/ в слогах и словах.

Язычок стал сильным, и теперь давай произнесем звук [Л] (перед зеркалом):

-улыбнулись

-ротик открыли, зубки разомкнули

-язычок подняли, кончик язычка острый, упирается в верхние зубки

-и погудим как самолетик:

Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л

Что делают наши губы и зубки при произнесении звука [Л]? (Губки приоткрыты, зубки разомкнуты)

-Где наш язычок? (За верхними зубками)

Правильно, язычок поднят за верхние зубки, значит, он является преградой для воздушной струи – значит, звук какой? (Согласный)

-Положи ладошку на горло и произнеси звук [Л]… Голосок поет или спит? (Поет) Значит, какой это звук? (Звонкий)

-Проверим: долго или коротко произносится звук /Л/ с помощью шнурка.

  1. Автоматизация слоговых рядов со звуком /Л/ в сочетании с дыхательно-голосовыми упр-ми. Имитация игры на музык.инструм.

Ла-ла-ла пианино

Лы-лы-лы гармошка

лэ-лэ-лэ скрипка

лу-лу-лу дудочка (3мин)

  1. Найди букву Л среди других. Давай напишем ее. Где будешь писать: на доске или на подносе?

Выполняет упр-я перед зеркалом сопряжено, отраженно и самостоятельно.

В уголке «Ветерка» реб.выбирает сам.

«Читает» схему, соотносит со своим арт аппаратом с помощью зеркала.

Ответы ребенка.

Изолированное произношение звука /Л/. (ЛазаренкоО.И. Альбом)

Произносит звук с движением пальчика по картинке.

Произносит слоги на одном выдохе с изменением интонации.

Работа у магнитной доски или на подносе с манной крупой.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть дополнена или заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук и головы.

При дизартрии возможен самомассаж лица и шеи.

Возможно использование наглядных символов арт.упражнений, если ребенок не запомнил или не соотносит названия с действиями.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

3 этап. Практическая деятельность.

А. Учебно-познавательный блок

Организовать деятельность ребенка, направленную на решение проблемной ситуации.

Развивать способность узнавать и различать фонемы.

Организовать релаксацию

Сюрпризный прием.

Игровой прием

Технология уровневой дифференциации.

  1. Сюрпризный момент.

-К нам в гости пришел(а)… (Мишка, кукла и т.п.). –Здравствуйте! Как тебя зовут? я принес тебе письмо. -От кого оно, Мишка?

— От Унтика.

— Правильно говорить «от Лунтика». Мишка не умеет правильно произносить звук /Л/ в словах. Давай мы его научим? Как правильно Унтик или Лунтик? А почему его так зовут? ( потому что он раньше жил на Луне)

(2мин)

  1. Автоматизация в словах

-Мишка принес тебе картинки, давай их посмотрим и назовем. Ты будешь стараться четко и правильно произносить слова со звуком Л, а он будет внимательно тебя слушать и учиться.

Лампа, лото, ландыш, ласточка, лопата; лось, ложка, лодка; лыжи, лук, луна.

(2мин)

  1. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».

С-М-Л-У-В-Л-Г-Н-Вь-Л-Х-Ж-У-Л

  • Выделение слова: лак, лужа, дым, каша, лодка, ласка, утка, локоть, вода.

(2мин)

  1. Физминутка-чистоговорка.

Мила шла, шла, шла,

И малинку нашла.

Села, поела

И дальше пошла. (1мин)

Ответы ребенка.

Гремит погремушкой/хлопает/подпрыгивает.

Активные движения рук, ног, приседания.

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Верно определяет на слух заданный звук, слово.

Отдых

Возможно повторение за ребенком (логопед в роли героя-игрушки)

Возможно усложнение задания

Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок

-Организовать деятельность воспитанника, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату, цели, задачам, т. е. реально последовательным выполненным операциям.

-Диагностика качества усвоения темы.

Игровая

Практические, частично-поисковые.

.

Словесные

Наглядное моделирование.

Прием на снятие психоэмоционального напряжения и развитие силы голоса.

  1. Психогимнастика «Я-хороший».

Поглаживание головы двумя руками от макушки вниз по ушным раковинам, по шее.

  1. Назови и запомни картинки:

Ландыш-лопата-лук-лодка-лампа-лыжи.

-А теперь найди на страничке такие же предметы и обведи в кружок карандашом. (Азова, Чернова, стр.3)

(2мин)

  1. Игра с мячом « Один-много»

Лапа-лапы; ласточка-ласточки и т.п.

(дидакт.пособие)

  1. Голосовые упр на ПК . Ткаченко Т.А., урок №5 , 00.56 — 02.14

Выполнение ребенком действий по предварительной инструкции.

Ответы ребенка

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, звуковой материал аудиодиска.

Облегчение или усложнение по ситуации

4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности.

-Подвести итоги занятия

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

-Какой звук мы учились правильно произносить?

-Как ты считаешь, сегодня ты справился со всеми заданиями?

— Ты хорошо занимался? -Тебе было интересно?- Ты устал или нет?

-Какое сейчас у тебя настроение?

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

-Да, ты сегодня старался правильно произносить звук Л, выполнил все упражнения. Ты-молодец! Заслужил сюрприз, который находится в картонной коробке с крышкой на подоконнике.

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия).

Проверка психологического состояния с помощью карточки-индикатора (БОС).

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Конспект занятия учителя-логопеда «Звук и буква «Л»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 16 «ЛАСТОЧКА»

Конспект логопедического занятия

«Звук и буква «Л» .

Учитель – логопед

Багдасарова Елена Николаевна

Тема: Звук и буква Л

Старшая группа

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением — синий круг;

  • Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные:

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,

  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

Оборудование: зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е,  2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята , какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

— Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился  и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

— Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

— Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим .

Переворачивают лист и называют букву.

— Какие бывают звуки?

-Гласные и согласные

— Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы  и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

р- согласный,звонкий

Сообщение темы

— Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

— А в какую группу мы  добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

 —  С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

Работа по теме

-Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

—  С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

— Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите  Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут  руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится  буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи — ?

Ложка — ?

Стол — ? В начале слова

— Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

— Ребята, это буква Л. Дети отвечают

— Скажите, на что она  похожа?

— Из каких элементов  состоит печатная буква Л? Из  двух палочек.

 Физминутка

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Влево-вправо, влево-вправо.

Получается на славу.

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

— Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

(Приложение 1)

 

Закрепление изученного

— Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).        

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла — есть у дворника

МЕТЛА.

Ла-ла-ла — над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло — мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу — не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу — нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

 

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать,  а на следующем уроке с ним встретимся.

Итог

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите еще раз на наши солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение?

— С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком [л] и буквой Л.

— Какая это буква? Она согласная и звонкая.

— На что она похожа? 

hello_html_m293d31cc.jpg

hello_html_m389edb48.jpg

Конспект логопедического занятия на тему «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Конспект логопедического фронтального занятия в 1 классе на тему: «Звуки [л], [л’]. Буква Л»

Цель: дифференцировать звуки [л], [л, ]. Основные задачи: Коррекционно-образовательные: — уточнить артикуляцию, произношение звуков [л], [л, ] и написание буквы Л; — расширять и уточнять предметный словарь и словарь признаков.

Коррекционно-развивающие:

— развивать фонематические процессы, навык звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов со звуками [л], [л, ];

— развивать мышление, память, воображение;

— развивать зрительное и слуховое внимание;

— развивать речевое дыхание;

— развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

— развивать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;

— воспитывать самоконтроль за речью детей.

Оборудование: Цветные картинки. Лингвистический материал: слова, насыщенные звуками [л], [л, ] (лиса, волк, листья, лук, луна, лыжи, ложка, лиса, лопата, лось, лампочка, лужа, ландыш, лапша, лейка) .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель-логопед:

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (картинки лиса и волк)

— Подумайте и ответьте: какая буква объединяет названия этих животных? (буква Л). Каким звуком выражена буква Л в слове «лиса»? (звуком [л, ]). А каким звуком выражена буква Л в слове «волк»? (звуком [л]). О каких звуках и о какой букве мы будем с вами говорить? (о звуках [л], [л, ], о букве Л.)

Объявление темы занятия.

1. Основная коррекционно-логопедическая работа:

2) Уточнение артикуляции, произношения звуков [л], [л, ] и написания буквы Л.

Учитель-логопед:

— Ребята, охарактеризуйте звуки [л], [л, ].

Характеристика звука [л]:

[л] – согласный, звонкий, твёрдый.

Характеристика звука [л, ]:

[л, ] – согласный, звонкий, мягкий.

— Напишите на доске букву Л (дети выходят к доске по одному) .

3) Развитие фонематического восприятия.

Игра «Эхо» (повторить за учителем-логопедом цепочку слогов ла-ля-ла, ло-ле-ло, лу-ли-лу)

в) в чистоговорках

ЛА-ЛА-ЛА у меня метла.

ЛО-ЛО-ЛО платье мне мало.

ЛУ-ЛУ-ЛУ стол стоит в углу.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ подметаю я полы.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ вкусное суфле.

АЛ-АЛ-АЛ у меня платок упал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ Вале сделали укол.

УЛ-УЛ-УЛ раздаётся где-то гул.

ИЛ-ИЛ-ИЛ гол в ворота мне забил.

ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ возьмите в руки мел.

Игра «Определи, где находится «л» в словах»

Выделение «л» на слух и в произношении из ряда слогов : лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел ,палатка, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

4) Отгадывание загадок, ответы которых начинаются на звуки [л], [л, ].

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки на нее воют,

А достать не могут. (Луна)

Волшебные туфли наденешь на ноги —

И сразу помчишься по зимней дороге. (Лыжи)

Гуляет в рыжей шубке,

Хитрит и скалит зубки. (Лиса)

Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают. (Ложка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю,

Делать гору, строить дом. (Лопата)

Длиннорогий и рогатый,

Лесники зовут «сохатый».

Скачет прямо он и вкось,

Крупный и могучий… (Лось)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Беленькие горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

Нагнут меня ребятки –

И дождь пойдёт на грядки. (Лейка)

Учитель-логопед: — Ребята, что объединяет эти загадки? (отгадки начинаются на звуки [л], [л, ])

— Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л]. (лук, луна, лыжи, ложка, лопата, лось, ландыш,)

— Назовите отгадки, начинающиеся на звук [л, ]. (лягушка, лиса, лейка)

«Прошагай словечко» (дети должны по очереди придумать слова со звуком [Л ] и прошагать его по слогам, сколько слогов, столько сделать шагов.

3. Динамическая пауза (развитие общей моторики) .

Учитель-логопед:

— А теперь отдохнём.

У страха глаза – вот такие! (Показать руками «огромные» глаза.)

Зелёные и большие. (Развести руки в стороны.)

Совсем, совсем как у волка, (Показать «волчьи когти».)

Когда он пугает без толку. (Погрозить пальцем.)

Прогоним мы волка под ёлку. (Потопать ногами.)

Не станем бояться мы волка! (Помотать головой.)

Имитировать движения по тексту.

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов со звуками [л], [л, ].

Учитель-логопед:

Составьте схему слова «лиса». Сколько слогов в слове «лиса»? (два слога)

Почему два слога? (потому что в слове два гласных звука [и], [а])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите первый слог. (ли.)

Назовите второй слог. (. са)

Сколько звуков в слове «лиса»? (четыре звука)

Сколько звуков в первом слоге? (два) Сколько звуков во втором слоге? (два)

Назовите первый звук в первом слоге. Дайте ему характеристику. (звук [л, ] согласный, звонкий, мягкий)

Назовите первый звук во втором слоге. Дайте ему характеристику. (звук [с] согласный, глухой, твёрдый)

Составьте схему слова «волк». Сколько слогов в слове «волк»? (один слог)

Почему один слог? (Потому что в слове один гласный звук [о])

Какое правило вы знаете? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Назовите этот слог. (волк)

Сколько звуков в слове «волк»? (четыре звука)

Назовите первый звук в слове «волк». Дайте ему характеристику. (звук [в] согласный, звонкий, твёрдый)

Назовите третий звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [л] согласный, звонкий, твёрдый) Назовите четвёртый звук в слове. Дайте ему характеристику. (звук [к] согласный, глухой, твёрдый)

2) Предложения насыщенные звуком [Л], на развитие фонематического восприятия.
Услышите в предложениях звук [Л]-топните, звук [Ль]-хлопните.

У Лены лейка..

Ласточка свила гнездо.

Мила ела салат.

Коля сильнее Толи..

У Левы заболели зубы..

Наступила зима.

Самолет летит над поляной..

Мила видела слона.

Игра « Доскажи словечко»

Гладко , плавно, лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает..

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек ,как речка,

Помоги ему чуть- чуть,

Подскажи словечко!

Ну, давай играть в футбол!

Забирай скорее..(гол)

Нам темно . Мы просим маму

Нам включить поярче ..(лампу)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось…(мыло)

Молодчинка эта Лиза,

Лепит все из (пластилина)

Заглянула в дверь коза,

Очень грустные (глаза).

Елочка, елочка, колкая(иголочка).

Сшил себе котенок тапки, Чтоб зимой не мерзли (лапки)

Какой 1ый звук в слове «лапки?(«л»)

4) Работа с кассой букв и слогов.

Учитель-логопед:

— А теперь поработайте с кассой букв и слогов.

— Выложите слова «лиса» и «волк».

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

— С какими звуками и с какой буквой мы работали на занятии? (со звуками [л], [л, ], с буквой Л)

— Чем отличаются звуки [л] и [л, ] в произношении? (звук [л] – твёрдый, звук [л, ] – мягкий)

— Ребята, лисе и волку пора домой (в лес). Попрощайтесь с ними.

Конспект логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях»

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л, закреплять умение образовывать множественное число имени существительного, закреплять умение подбирать предметы по аналогии, совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику,

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.

Оборудование: карточка с яблоней со слогами, ромашка, карандаш, мяч, карточка с окошками, для автоматизации звука Л в середине слова, карточка для автоматизации звука Л во фразе.

Ход работы:

  1. Организационный момент.

Л:  Здравствуй, Игорь!  Я очень рада тебя сегодня видеть таким бодрым, красивым и веселым.

  1. Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.

Л: Давай немного разомнемся

«Удивилки» — поднять брови.
«Поразилки» — поднять брови, открыть рот.
«Улыбалки» — улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.
«Хмурилки» — нахмурить брови.
«Сердилки» — нахмурить брови, надуть щеки.
«Огорчалки» — нахмурить брови, опустить кончики рта вниз

  1. Работа над дыханием.

  1. Упражнение «Ежик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.

  2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие  с артикуляционной гимнастики.  

  1. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

  2. Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

  3. Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

  4. Чистим верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

  5. «Пароход гудит». Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

  6. «Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 – 10 раз.

  1. «Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

  1. Сообщение темы занятия.

Л: Давай вспомним, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?

И: Со звуком Л.

Л: Правильно. Сегодня мы продолжим работать со звуком Л, но будем учиться произносить его не только в словах, но и предложениях.

  1. Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л: А давай вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?

И: Звук Л согласный, твердый, звонкий.

Л: Когда мы произносим звук Л губы открыты — Зубы разомкнуты — Кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка — Голос звенит (рука на горле) Повтори Л-л-л-л-л.

И: Л-л-л-л-л

  1. Введение звука в слоги, слова.

Л: Я хочу угостить тебя вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы ты не ошибся, собрал только спелые яблоки, я подписала их. Читай слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЛ. Их обведи зеленым карандашом и пририсуй к ним листики, пусть они дозревают. Обведи желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисуй от них стрелки в лукошко.

hello_html_42e5bf8.jpg

  1. Автоматизация звука Л в начале слова.

Л: Молодец, ты собрал все спелые яблоки. А теперь посмотри на стол перед тобой лежит ромашка. Тебе нужно сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук Л.

(Картинки на ромашке: Ласточка, ваза, карандаш, лопата, лук, варежки, часы, ландыш)

  1. Автоматизация звука Л в конце слова. Игра с мячом.

Л: А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать тебе мяч и называть слово во множественном числе, а ты должен будешь сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.

Л: Столы-

И: Стол.

Л: Уколы-

И: Укол.

Л: Полы-

И: Пол.

Л: Залы-

И: Зал.

Л: Пеналы-

И: Пенал.

Л: Голы-

И: Гол.

Л: Бокалы-

И: Бокал.

  1. Физминутка.

Мы с тобой хорошо поработали, давай немного отдохнем и разомнемся.

Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.

  1. Автоматизация звука Л в середине слова.

Л: А теперь давай поиграем. Тебе нужно назвать картинки, нарисованные в окошках, а затем подобрать недостающую картинку по аналогии и провести от нее стрелочку в пустое окошко.

hello_html_m7f7e2741.jpg

  1. Автоматизация звука Л во фразах.

Л: Следующее упражнение называется «Загадки». Твоя задача узнать, о чем я говорю. Я буду называть первое слово, а ты должен подобрать второе подходящее, а затем назвать все словосочетание полностью.

Л: Полный..

И: Флакон. Полный флакон.

Л: Веселый..

И: Солдат. Веселый солдат.

Л: Сломанный..

И: Самосвал. Сломанный самосвал.

Л: Шелковая..

И: Блузка. Шелковая блузка.

Л: Теплый..

И: Тулуп. Теплый тулуп.

Л: Спелая..

И: Клубника. Спелая клубника.

hello_html_m3a177263.jpg


  1. Автоматизация звука Л в предложениях.

Л: Молодец, ты очень ловко справился с заданием, но впереди еще одно, последнее. Я решила тебя повеселить и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

Л: Салат ел Милу.

И: Мила ела салат.

Л: Пол упал на стул.

И: Стул упал на стол.

Л: Футбол уехал на папу.

И: Папа уехал на футбол.

Л: Ладони вымыли Клаву.

И: Клава вымыла ладони.

Л: Лук полол Милу.

И: Мила полола лук.

  1. Подведение итогов занятия.

Л: Наше занятие подошло к концу. Я хочу тебя похвалить, ты сегодня очень хорошо поработал. Скажи, пожалуйста, какой звук сегодня мы закрепляли?

И: Звук Л.

Л: А какое задание тебе понравилось больше всего?

И: (отвечает)

Л: Всего хорошего, можешь идти.

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»