Skip to content
Menu
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ
 «Мама КМВ» сайт для мам Пятигорска и КМВ

Логопедические занятия с детьми 2 3 лет – Календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа) по теме: Планирование и конспекты логопедичесских занятий в 1 младшей группе(2-3 года)

Posted on 18.12.202024.01.2020

Содержание

  • ЛОГОПЕД.РУ: Конспект занятия по развитию речи “Вместе с колобком” для детей 2-3 лет (первая младшая группа).
    • Конспект занятия по развитию речи “Вместе с колобком” для детей 2-3 лет (первая младшая группа).
      • Желаем успеха!
  • Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Занятия логопеда с детьми 2-3 лет
    • Логопедические занятия в домашних условиях
      • Пальчиковые игры
    • Нормативы развития речи ребенка
    • Разминка: пальчиковые игры
    • Как научить ребенка говорить правильно?
    • Артикуляционная гимнастика
    • Важные дополнения
    • Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?
    • Развивающие описательные игры
    • Логоритмика
    • Обучающие «гостевые» игры с несколькими предметами
    • Игры на развитие слуха
    • Стихи для развития речи
    • Чистоговорки
    • Советы логопедов
    • Заключение
  • Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Логопедические занятия с малышами (2 — 3 года).
  • Конспект логопедического занятия с детьми 2-3 лет «Петушок и его семья»
  • Конспект логопедического занятия для детей 2-3лет «Игрушки»
  • План-конспект занятия по логопедии (младшая группа) по теме: Логопедическое занятие «Домашние животные» для детей 2-3 лет
  • План-конспект урока по логопедии по теме: Конспект логопедического занятия «Транспорт» для детей с задержкой речевого развития 2-3 лет

ЛОГОПЕД.РУ: Конспект занятия по развитию речи “Вместе с колобком” для детей 2-3 лет (первая младшая группа).

Конспект занятия по развитию речи “Вместе с колобком” для детей 2-3 лет (первая младшая группа).

Корень А.А., учитель-логопед, МБДОУ детский сад “Веточка” п. Ванино, Ванинского муниципального района, Хабаровского края.

Тип занятия: групповое.

Продолжительность 10 мин.

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий.

Занятие рассчитано на детей раннего возраста (2 – 3 года) I младшая группа.

Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.

Ресурсы: бубен, воздушный шарик, домик, дорожки (широкая, узкая), игрушки: заяц, медведь, лиса, магнитофон, фланелеграф, изображения диких животных.(сказочные и натуральные).

Литература:

  1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, “Логопедия” Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД 1998.
  2. О.Е. Громова, “Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Е. Янушко, “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет”, — М.: Теревинф, 2011.
  4. М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина, Серия “Грамматика в играх и картинках”. – СПб.: Паритет,2005.
  5. Интернет ресурсы.

 

№

Задачи

Содержание

Организация

Результат

Вводный этап

1

Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание детей.

Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.

Здравствуйте ребята, что это у меня? Хотите поиграть? Соня в бубен поиграй, поиграй. Соня бубен Мише дай!

Логопед приветствует детей, привлекает внимание звучанием бубна. Дети сидят на ковре. Даёт ребёнку бубен со словами

Дети слушают логопеда, отвечают на вопрос, передают бубен тому кого называют.

Основной этап

1

Развитие чувства ритма

Наши детки дружно встали

по дорожке зашагали.

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Топают стараются громко получается:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Наши ноженьки устали и тихонько топать стали:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь стоп!

Логопед предлагает детям встать и пойти за ним.

Дети идут по кругу и договаривают топ-топ-топ, топ-топ-топ

2

Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного выдоха.

Ой, кто это? Колобок! Колобок румяный бок! Какой гладкий, круглый, румяный. Как улыбается! Давайте улыбнёмся Колобку! А теперь будем толстенькие как колобок. Облизнёмся, какой вкусный! Ой, ещё горячий! Подуем!Артикуляционные упр. “Улыбка” “Толстячок”, “Вкусное варенье”

Логопед показывает детям упражнения.

Дети стоят и выполняют артикуляционные упражнения.

3

Формирование умения образовывать грамматическую форму уменьшительно – ласкательных существительных.

Активизация речевого подражания. практическое усвоение стереотипной фразы.

Кто это? Назвать ласково части тела зайца изменяя слова при помощи суф.

Не лапы, а лапки; не уши, а ушки; не нос, а носик; не хвост, а хвостик.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос, затем назвать ласково части тела зайки. Даёт образец высказывания.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; подходят к логопеду, рассматривают зайца, отвечают на вопрос: называют (Ангелина, Динара, Ваня, Арсений, Соня), или повторяют слова (Саша, Лёша), показывает называемые слова (Миша) — в зависимости от речевых возможностей

4

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: узкий – широкий.

Поможем зайке найти широкую дорожку и узкую. Показать дорожки, назвать. Дети переступают через широкий ручеёк, через узкий.

Дети стоят возле логопеда. Логопед показывает и называет дорожки, просит детей переступить через широкий ручеёк. Через узкий.

Дети внимательно слушают, рассматривают ручейки. Перешагивают те кого назвали. Помогают зайцу перепрыгнуть через широкий ручеёк, через узкий.

5

Развивать координацию речи и движений.

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: большой – маленький.

Развитие чувства ритма.

Практическое усвоение стереотипной фразы

Кто это?

Колобок, колобок , я тебя съем.

Упражнение сочетающее в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание слогов.

“Дом маленький, дом большой”

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой

(разводит руки в стороны). Дети (сердито). Ой, ой, ой

(поднимают руки вверх). Логопед.Ау зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно).

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Логопед. Мишка наш пошел домой

(дети идут вразвалку). Дети (сердито).

Ой, ой, ой. Логопед. Да и крошка заинька. Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос; показывает движения проговаривает слова, побуждает детей к повторению действий и договариванию междометий.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; повторяют движения за логопедом, договаривают: ой-ой-ой, ай-ай-ай.

6

Развивать координацию речи и движений.

Развитие правильного речевого дыхания.

Создание эмоционально затрагивающей ситуации.

Кто это?

Е. и С. Железновых “Вот маленькая мышка…”

Лиса приглашает детей сесть на стульчики. Включить магнитофонную запись с песенкой Железновых, диск “Вместе с мамой”. Логопед показывает движения и побуждает детей повторять.

Дети садятся на стульчики. Выполняют упражнения под музыку.

Обобщающий

1

Активизировать словарь по теме дикие животные

Назвать всех диких животных каких встретили.

Фланелеграф с набором диких животных, выбрать только тех кого встретили.

Дети выбирают животных и показывают колобку. Колобок оценивает выбор. Далее дети свободно играют с колобком.

Заключительный.

1

Дать качественную оценку деятельностидетей.

Оценка деятельности детей.

Колобок благодарит ребят, что помогли ему от всех убежать.

Ребята играют с колобком (шариком)

Желаем успеха!

Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Занятия логопеда с детьми 2-3 лет

Логопедические занятия в домашних условиях

Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой – поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.

В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны логопедические занятия для детей. 2-3 года – возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.

Чаще всего занятия с детьми основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет.

Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй — для дошкольного возраста.

Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Нормативы развития речи ребенка

Детские показатели с трудом поддаются обобщению, необходимо учитывать индивидуальность ребенка. Все же ориентировочные нормы оценки речевого развития детей 3-4 лет существуют — на них следует обратить внимание, чтобы избежать потенциальных проблем в будущем.

Речь ребенка в 3 года характеризуется следующими показателями:

  • он постигает азы грамматики, но пока без прошедшего времени;
  • умеет составить рассказ в 4-5 предложений, глядя на картинку;
  • его словарный запас достигает 1200 слов;
  • многочисленные вопросы стали его нормой;
  • глотает некоторые слоги и производит замену букв;
  • паузы между словами часто отсутствуют.

Разминка: пальчиковые игры

Логопедические программы для детей 3 лет

Мало кто верит, что мелкая моторика развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание пальчиковым играм. Приведём несколько примеров:

  1. Сложите большой и указательный пальцы. Остальные же пусть будут подняты и растопырены. Покажите детям этого петушка, приговаривая: «Наш Петя-Петушок, золотистый гребешок, пошёл на базар и купил один сапожок».
  2. Большой и указательный пальцы сомкните и постучите ими по столу. В это время говорите: «Вот курочка пришла и зёрнышко нашла, сама не съела, а деткам отнесла».
  3. Большой палец сомкните с двумя средними, а мизинец и указательный просто слегка согните, приговаривая: «Мышка грызёт сушки, кошка пришла, мышка в нору уползла».
  4. Выгибайте фаланги в разные стороны, говоря при этом: «Наши пальцы очень дружные, всем они нужные. Надо братьев посчитать, на одной руке их пять. На второй их не меньше, они все хороши, ведь пальцы мои».

Пальчиковая гимнастика – это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года – это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.

Как научить ребенка говорить правильно?

Мыслите и действуйте позитивно – тогда все проблемы будут решены. Речевое развитие ребенка 3 лет динамично: соблюдайте постепенность в обучении, не спешите усложнять задачи, очень скоро трудности развития речи ребенка будут преодолены.

Возможно, вы привлечете к постановке речи малыша логопеда, который может предложить индивидуальную программу. Логопедические тренинги приносят ощутимую пользу. Детские специалисты всячески поощряют и приветствуют самостоятельные занятия родителей дома и дают несколько весьма ценных советов:

  • Постарайтесь меньше жестикулировать в общении с малышом 3-4 лет. Побуждайте малыша тоже выражать словами свои мысли, но не отбирайте у него язык жестов полностью. Очень уместна жестикуляция при совместном чтении книг – например, что показать, какая большая репка выросла. Язык жестов снимает напряжение (см. также: массаж языка для детей: видео). В других же ситуациях предлагайте ему выбор: «Какую игрушку ты берешь с собой? Солдатика или машинку?» Оперируйте знакомыми ребенку предметами, чтобы он мог подумать и дать ответ.
  • Озвучивайте все действия: «Антоша берет ложку и кушает». Или: «Мы идем в магазин. На улице солнышко, давай наденем желтую кепочку».
  • Вносите разнообразие в свою речь. Нет смысла произносить одно и то же несколько раз и требовать от крохи повторить. Не торопите его. В один прекрасный день он ответит так, как вы ожидаете. Непонятный звук или мотание головой в ответ дают понять, что он вас слышит и реагирует на ваши слова.
  • Делайте массаж лица и гимнастику для артикуляции ежедневно (см. также: дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей дошкольного возраста). Используйте обучающее видео для детей, которое поможет и вам в этом деле. Активно включайте скороговорки и упражнения на звуки, только разнесите их по дням, не перенасыщайте занятия.
  • Поощряйте общение. Задавайте больше элементарных вопросов, пусть малыш отвечает, называя предметы. Подсказывайте, если он затрудняется ответить.

Артикуляционная гимнастика

Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика. Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:

  • Пусть ребёнок представит, что язычок – это кисточка. Его рот должен быть слегка открыт. Языком нужно проводить по нёбу в сторону горла и обратно к зубам.
  • Упражнение «Язычок на качелях». При этом рот откройте широко. Язык в это время лежит под нижними зубами. Затем его кончик поднимите под верхние зубы. Это упражнение нужно проделать не меньше четырёх раз.
  • «Вкусное варенье». Языком нужно облизать сначала верхние губы, затем перейти на нижние. Выполняйте упражнение 5 раз.
  • Почистите языком зубы. Широко откройте рот. Проведите язычком сначала по нижним зубам, потом по верхним. Проделайте это упражнение 4-5 раз.

Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.

Важные дополнения

Будет здорово, если вы решите вести дневник, в котором станете фиксировать как достигнутые успехи, так и затруднения, с которыми столкнулись во время занятий. Ваши записи помогут увидеть динамику развития, оценить достижения и воочию увидеть прогресс.

Помимо занятий с речью, развивайте навыки детей в кропотливой работе с мелкими предметами — это оказывает благотворное влияние на мышление и коммуникативные способности. Обратите внимание на следующие рекомендации:

  • Безоговорочное «да» мелкой моторике. Пусть малыш откручивает крышку и переливает воду из банки в стакан. Занятия лепкой несут неоспоримую пользу. Учите его правильно держать ложку и карандаш. Пусть предметы будут круглыми или ребристыми, шершавыми или гладкими. Обобщайте предметы по форме, назначению, цвету и др. «Стакан и кружка – из них пьют» или «Ложка и вилка – ими кушают».
  • Решительное «нет» телевизору. Каких-то 15-20 минут, чтобы посмотреть мультфильмы, вполне достаточно для детей этого возраста. Найдите альтернативу! Увлеките его обучающими играми и игрушками, способствующими речевому развитию ребенка. Пусть кубики и конструкторы войдут в его жизнь. Ни к чему малышу и электронные игры.

Звукоподражание: кто звучит? Что стучит?

Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:

  1. «Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: «Ква-ква»».
  2. «Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: «Ку-ка-ре-ку»».
  3. «Колокольчик мой целый день звенит «динь-динь»».
  4. «Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: «Хрум-хрум»».
  5. «Дождик говорит: «Кап-кап». Нужно зонтик с собой брать».
  6. «Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука «цок-цок-цок»».
  7. «Свинка говорит: «Хрю-хрю, я вам конфетку подарю»».
  8. «Часы о времени дают нам знак и звучат они «тик-так»».
  9. «Паровоз ездит по свету и твердит: «Ту-ту, я еду»».
  10. «Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: «Ау-ау»».

Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.

Развивающие описательные игры

Игра «Опиши предмет: какой он?», цель — научить ребенка описывать характерные признаки предмета. Мама вытаскивает из коробки предмет. Ребенок его описывает по известным ему параметрам (какой?): «Это яблоко. Оно красное, круглое, сочное, хрустящее».

Игра «Кто так говорит?», цель — различать по звуку и подражать голосам животных, сопоставлять голоса и названия взрослых животных и детенышей. Для игры нужны фигурки зверушек и их детенышей: козочка и козленок, кошка и котенок, собака и щенок и т.д.

В дом малыша прибыли на автобусе или на машине гости. Все они хотят поиграть с ним. Кто говорит гав-гав? – Собака. – А кто гавкает тоненьким голоском? – Щенок. – У собаки-мамы есть детеныш. Как он говорит? – Гав-гав.

Игра «Кто это и что это? Что может делать?», цель — называть предметы, их особенности и возможные действия. Прежде всего, малыш должен правильно ответить «Что это?» или «Кто это?». Следующий вопрос – «какой?

» – предполагает ответ о признаках предмета. Вопросы «что он делает?» и «что с ним делают?» описывает те действия, которые он может совершать, и то, что с ним может сделать человек. Все эти действия должны подразумевать возможные перемещения игрушек.

Игра «Угадай предмет», цель — научить ребенка определять предмет по его признакам и действиям. Показать ребенку несколько игрушек, назвать их и дать описание. «Это утка. Она говорит «кря-кря». Утка плавает». Потом описать игрушку, и ребенок должен угадать, о ком идет речь.

Логоритмика

Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет.

Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:

  • «На прогулку». Нужно вслух читать стих, под который малыш повторяет определённые движения:

Наши ножки (тянется ладошками к ногам)

шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).

По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)

переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).

  • Игра «Погода». Ребёнок сидит на стульчике и слушает медленную музыку. Когда вы говорите: «Дождь пошёл», — он ладошками в ритме хлопает по коленкам. Услышав слова: «Молния появилась», – малыш звонит в колокольчик. Когда вы сказали: «Гром гремит», – ребёнок громко топает ногами. При слове «тишина» малыш замолкает и минуту сидит без движения.
  • Сделайте зарядку, приговаривая: «Сначала поднимаем ручки «раз-два-три», затем опустим наши ручки. Ножками потопаем, ладошками похлопаем, попрыгаем, побегаем, зарядку мы доделаем. И станем мы опять тихонечко гулять».

Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.

Обучающие «гостевые» игры с несколькими предметами

Игра «Прятки». Цель — понимание и активное использование в речи предлогов места «на», «в», «под», «над», «у/около». Расставьте на столе предметы детской мебели. «Вот у нас комната, в которой живет девочка Лиза.

Назови все предметы у Лизы в комнате. Каким словом можно назвать все эти предметы? – Мебель. – В гости к Лизе пришли ее друзья – лягушата, утята, медвежата. Начали они в прятки играть. Лягушата запрыгнули на стол.

Медвежата залезли под кровать. Утята спрятались за креслом. Пошла Лиза искать зверушек. На софе нет, под стулом нет. Кто поможет Лизе отыскать друзей-малышей? Где медвежата? Где утята?» Игра может повторяться несколько раз. Игрушки-зверушки могут меняться.

Игра «Просьбы и поручения». Цель — развить навыки построения повелительного наклонения. В гостях у Лизы Кошка и Зайчик. Если хочешь, чтобы Зайчик что-то сделал, попроси его об этом. «Зайчик, попрыгай!

», «Кошка, потанцуй!», «Кошка, ляг на диван!», «Зайчик, спрячься!» Побуждайте крошку использовать префиксы для образования глаголов, обозначающих различные действия: прыгни – запрыгни – спрыгни – перепрыгни; отойди – уйди – зайди – подойди.

Игры на развитие слуха

Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме.

Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.

Стихи для развития речи

Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.

Стихи – это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:

  1. «В речке произошла небольшая драка. Что-то не поделили два рака».
  2. «Всегда прячется в панцирь от страха наша милая черепаха».
  3. «Топотушки, топотушки, скачет зайка на опушке. Он устал и присел и морковочку поел».

Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.

Чистоговорки

Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:

  • «Ох-ох-ох – наш котик не так уж и плох».
  • «Ух-ух-ух – раскричался наш петух».
  • «Ах-ах-ах – мы стоим на ногах».
  • «Ша-ша-ша – вкусная у мамы получилась лапша».
  • «Шу-шу-шу – я у папочки спрошу».
  • «Ши-ши-ши – как шумели камыши».

Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.

Советы логопедов

В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей.

Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.

Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.

Заключение

В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное — придерживаться рекомендаций специалистов.

Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги.

Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Логопедические занятия с малышами (2 — 3 года).

Логопедические занятия с малышами

      Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, а главное недостаточно сформированный уровень физических способностей у детей данной категории не позволяют им заниматься каким либо видом деятельности долго и качественно. Особенно большие сложности возникают у специалистов при заботе с детьми, имеющими в медицинской карте такие диагнозы как ЗПР, СДВГ, РДА и др. В подобных случаях логопед вынужден тратить большую часть занятия на коррекцию поведения, а не речевых расстройств, в результате чего ребенок не осваивает и половины намеченной коррекционно — педагогической программы. Обратимся на конкретном примере к описанию стандартной ситуации, происходящей на логопедическом занятии.

Описание ситуации. На приеме мама с 3 — 4 летним плохо говорящим ребенком. Ее основными жалобами является следующее:» «Все специалисты говорят, что надо заниматься с логопедом, но как только мы приходим на занятия, ребенок отказывается от выполнения артикуляционных упражнений, не может сидеть с ровной спиной у зеркала, отвлекается, капризничает, начинает играть, баловаться, а то и вовсе демонстрирует негативизм и т.д. Если ему делают логопедический массаж, то он начинает плакать, сжимать зубы, драться, прятаться. С карточками и картинками он хочет играть только по своему, а не по инструкции специалиста».

Не правда ли с подобной ситуацией родители и педагоги встречаются нередко. Проанализировав, подобные жалобы родителей возникает вопрос: «А можно ли видоизменить логопедические занятия так, чтобы они были не в тягость, а в радость ребенку, доступны и понятны ему? Конечно, же, да! И поэтому развитие артикуляционных умений необходимо начинать с бытовых навыков гигиены и приема пищи. В данной статье мы попытаемся обобщить накопленный опыт и представить его в виде игр и упражнений.

Игры для язычка, губ и щёк.

•«Кусачки». Ребенку дают мягкий кусок хлеба или твердое печенье и просят быстро покусать зубами, а затем губами.

•«Бусинки». Кладем на тарелку крупные крошки печения или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или, в качестве усложнения игры, губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

•«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребенок губами берет с тарелки крошку, удерживает ее между губ и сплевывает обратно — тьфу.

•«Воздушный поцелуй». Ребенок прикладывает ладошку к губам, пытается ее поцеловать и помахать ею. Для изменения игровой ситуации можно целовать зеркало, игрушку и т. д. Для того чтобы губы лучше складывались и тянулись трубочкой, взрослый надавливает слегка на уголки рта и выдвигает губы вперед.

  • «Хомячок». Ребенок набирает в рот воды так, чтобы обе щеки надулись.
    Затем кулачками бьет по щекам и с силой выпускает струю воды в раковину.
    Можно набрать немного воды в рот и гонять ее из одной щеки в другую.
  • «Толстые щеки». Ребенок открывает рот. Взрослый сладкую палочку засовывает в рот и на внутренней стороне щек рисует ей линии, кружочки и т.д.
  • «Полоскание горла, рта». Ребенок набирает в рот воды, полощет горло,
    рот, затем выплевывает воду.
  • «Зубная фея». Чистим зубной щеткой зубы, язык и щеки.

•«Ах, как вкусно!». Посыпаем липкую тарелку мелкими крошками хлеба, сухарей, печений, леденцов, сахара и, затем, облизываем шершавую поверхность тарелки широким языком, не забывая, при этом, медленно и плавно вокализировать: «Ааа, ааам, ааах как вкусно!».

•«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку более крупными крошками. Широко открываем рот, высовываем узкий язычок «жалом» и дотрагиваемся до крошки, так, чтобы она прилипла к кончику языка. Таким образом, ребенок должен съесть от 3 до 10 крошек. Выполнять это упражнение надо быстро, четко и резко, проговаривая а – а — а. В качестве игровой ситуации ребенку можно предложить поймать рыбку (сказать, что язык — это удочка, а крошки — рыбки).

  • «Вкусное варенье». Намазываем ребенку губы вареньем и просим облизать их языком по кругу. Либо намазываем только верхнюю или нижнюю губу и просим слизать варенье. Если эти упражнения недоступны ребенку, то просим его просто высунуть язычок наружу, просовывая его между губ и, тем самым, слизать варенье.
  • «Стрелочки». Взрослый намазывает ребенку губы вареньем в четырех направлениях (верх, вниз, правый, левый уголки рта). Ребенок слизывает
    варенье языком по часовой стрелке.
  • «Жевательная резинка». Даем ребенку, если это не противопоказано,
    мягкую жевательную резинку в виде большого кома и просим его пожевать.
    Большой комок жевательной резинки разжевать очень сложно, поэтому ребенок будет разрабатывать челюсти, работать языком,  сглатывать слюни и т. д., т.е. активизировать подвижные органы артикуляции.
  • «Яблочко». Ребенку кладут кусочек яблочка за щеку и просят языком вы
    тащить его оттуда. Тоже производят с другой щекой.
  • «Чашечка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Дотрагиваемся до середины язычка ложечкой или палочкой и делаем небольшое углубление в языке на несколько секунд, как будто чашечку. В качестве игровой ситуации, говорим: «Сейчас я налью тебе чаю (молока, компота…) ш – ш — ш». Можно из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать ее.
  • «Улитка». Также делаем небольшое  углубление в языке и начинаем палочкой (смазанной в варенье, йогурте…) рисовать  маленькие   кружочки,   как будто закручиваем раковину улитки. Упражнение    желательно    сопровождать стихами про улитку типа:

Улита, улита

Высуни рога

Дам тебе улитка

Пирога…

•        «Трубочка». Просим ребенка высунуть широкий язычок. Кладем сладкую палочку по желобку языка (средняя линия языка) от середины до кончика
делаем ей небольшой нажим так, что бы боковые края языка слегка загибались вверх. Затем плавно проводим сладкой палочкой по средней линии языка и вынимаем ее изо рта.

Игры для формирования воздушной струи

•        «Подними мишку». Ребенок лежит на спине, игрушечный мишка сидит
на животе. Ребенок делает вдох носом так, чтобы надулся животик и поднял
мишку вверх. Затем делается выдох  через открытый рот, животик сдувается, мишка опускается. В идеале малыш должен овладеть этим видом диафрагмального дыхания.

•        «Зеркало». Ребенок сидит у зеркала, делает вдох носом, а выдох через
широко открытый рот, в результате, зеркало запотевает и на нем можно
рисовать пальцем. Возможно, делать выдох через губы, сложенные трубочкой. Если это не получается, то лучше всего взять в рот трубочку для коктейля и делать выдох через нее.

•        «Давай   высмаркаемся».   Ребенок делает вдох носом, а затем выдох носом, а взрослый в момент выдоха, как бы высмаркивает его, т.е. ритмично
зажимает — разжимает ноздри.

  • «Вдох — выдох». Взрослый зажимает правую ноздрю ребенку. Ребенок делает вдох левой ноздрей. Взрослый разжимает правую ноздрю, зажимает левую. Ребенок делает выдох через правую ноздрю, а затем вдох правой ноздрей. Взрослый разжимает левую ноздрю,  зажимает  правую.   Ребенок делает выдох через левую ноздрю, а затем вдох левой ноздрей и т.д.
  • «Пробка». Ребенок делает вдох носом. Взрослый зажимает ноздри. Ребенок пытается сделать выдох. Взрослый пару секунд держит ноздри зажатыми,
    потом резко отпускает. Ребенок производит резкий выдох с шумом, как
    будто пробка вылетела.

«Вкусные запахи». Ребенку предлагается прочувствовать 1 – 2 — 3 запаха.
Для этого в небольшие тарелочки, мисочки кладутся продукты или готовая еда, которые имеют контрастные ароматы. Ребенок берет тарелку двумя руками, подносит к носу и делает короткий шумный вдох носом (т.е. чувствует запах), затем спокойно выдыхает через рот. Взрослый при этом приговаривает: «Ах, какая вкусная кашка! Ах, как пахнет апельсин!». В дальнейшем, необходимо научиться различать запахи без опоры на зрение. В качестве усложнения, делать 2 – 3 и более быстрых, шумных вдохов, а затем спокойный выдох через рот.

Для того, чтобы расширить репертуар такого вида дыхания, необходимо обратиться к детскому варианту дыхательной методики А.Н. Стрельниковой:

•        «Буря». Наливаем в стаканчик немного воды, опускаем в него трубочку для коктейля и просим ребенка подуть, говоря: «Давай сделаем бурю в стакане. А ну-ка сделай сильную – сильную бурю. А теперь сделай так, чтобы буря затихла и стала слабой-слабой». Необходимо приучить ребенка делать вдох через нос, а выдох через рот. В воду можно добавлять мелкую крупу, чтобы усилить зрительный эффект бури в стакане. Вместо воды можно использовать сок, компот разного цвета.

  • «Буря с ритмом». Это упражнение можно усложнить за  счет добавления ритмической структуры. Сначала взрослый  приучает  ребенка  делать ритмичный  выдох через рот, отстукивая ритм рукой по столу. Например, вдох через нос, два — три ритмичных выдоха через рот с микропаузой между ними, при этом, каждый выдох сопровождать ритмичным отстукиванием ладони по столу. Как только это упражнение  получилось у  ребенка, ритмичный выдох выполняют через трубочку и малыш видит постепенное появление пузырей в воде. В дальнейшем ритмический узор упражнения усложняется.
  • «Переливание воды или водоносы».
    Просим ребенка через трубочку набрать в рот воды, крепко сжать губы и
    перенести воду опять через трубочку в другой стаканчик. Важно не пролить
    ни капельки. Воду переливать в стаканчик можно крупной порцией или
    маленькими   постепенными   ритмичными частями. Для игровой ситуации
    в стаканчик желательно положить маленький кораблик или рыбку.
  • «Веер». Подобным образом, ребенок дует через трубочку на свою ладошку,
    веер,  цветную бумажку, султанчики, ватный шарик и многое другое, расширяя игровую ситуацию от занятия к занятию. Контролируя воздушную струю ладошкой, необходимо приучить ребенка  произвольно делать сильную или слабую струю, чувствовать, что она может быть прохладной, холод ной или теплой.
  • «Футбол». Взрослый делает небольшие ворота  на столе из подручного материала (кружки, салфетница и др.), кладет перед ребенком цветной
    ароматизированный ватный шарик и просит его через трубочку подуть так, чтобы шарик закатился в ворота. Если шарик попадает в ворота, то ребенок забил гол и выиграл, если — нет, то про играл (счет до 10, как в футболе).

•        «Дорожка для колобка». Взрослый из подручного материала делает дорожку на столе так, чтобы у нее были бортики (например, из коробочек не большого размера, спичечных коробков и т.д.). Внутрь этого прохода кладется цветной ватный шарик. Ребенку предлагается дуть через трубочку так, чтобы закатить колобка по извилистой дорожке в домик к дедушке и бабушке (внучке). Трубочку ребенок может удерживать рукой и маневрировать ей при поворотах, изгибах дорожки. Для усложнения этого упражнения можно сделать несколько разветвлений у дорожки, например, к волку, медведю и лисе. Ребенок точно должен закатить шарик в нужном направлении.

  • «Снежинки». В стеклянную банку кладутся мелко нарезанные кусочки
    салфеток, шарики пенопласта и др. Ребенку предлагается дуть в банку через трубочку так, чтобы снежинки стали летать, как будто началась метель.

•        «Свистульки». Ребенку предлагают посвистеть в колпачки от ручки, свистульки, сопелки, дудки и др.

Вышеизложенный   материал   предполагает очень простое игровое развитие  артикуляционных  навыков.  В повследствие,  когда  эти  упражнения детьми освоены, важно переходить к планомерному формированию артикуляционного праксиса, благодаря которому легко и быстро ставятся и автоматизируются звуки родного языка.

Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия

Формирование артикуляционного праксиса рассчитано минимум на три месяца планомерной педагогической         коррекции и включает в себя три этапа.
На первом этапе (первый месяц занятий) дети учатся чувствовать свое тело
и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная
моторика) носят синхронный характер (например, губы и руки вытягивается вперед).

На втором этапе данные
движения приобретают реципрокный (разноименный) характер (например, губы в улыбке, руки вытягиваются вперёд).

На третьем этапе сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется вначале над согласованными, а затем — реципрокными координациями (например, язык вниз, руки и глаза вверх). Упражнения данного цикла выполняются стоя, по 4 -6 раз. Параллельно с
ними мы рекомендуем использовать и
другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует
делать не более 2 — 3 раз.

Упражнения для стабилизации дыхания.

     Предлагаемый нами цикл упражнений для стабилизации дыхания начинается с формирования у ребенка правильного дыхания в положении «лежа на спине», многократно описанного и канонизированного в разнообразных литературных   источниках   как   диафрагмальное дыхание. Только после этого мы переходим к использованию следующих упражнений:

1). «Цветок». Руки легким движением поднимаются через стороны вверх, ребенок слегка приподнимается на носочках («цветок вырос»). Далее следует глубокий вдох через нос, при этом живот слегка надувается как шарик. Руки медленно и нежно опускаются вниз через стороны, ребенок встает («цветок распустился») и одновременно делает медленный выдох через рот (как будто бы через трубочку).

2). «Ветер». Руки на поясе. Сценарий: «Наступила зима (лето, осень, весна)».

  1. «Стало холодно (тепло)».
  2. «Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер».

Расшифровка сценария:

  1. Ребенок делает сильный вдох через нос.
  2. Далее следует медленный выдох через рот (как будто бы через трубочку). В ая струя

прерывается пальцем, для того чтобы получился звук штормового ветра. В том случае, если у ребенка не получается данное движение, щеки придерживаются другой рукой.

3. «Винт». Руки медленно поднимаются через стороны вверх и делается глубокий вдох через нос на счет: 1, 2, 3. Далее они резко опускаются через стороны вниз, кисти при этом совершают круговые (винтообразные) движения в запястном суставе. Одновременно с этим делается несколько ритмичных выдохов через рот по команде: 1, 2, 3. Время вдоха и количества выдохов увеличиваются от этапа к этапу до 6 – 8 секунд.

      На втором и третьем этапах коррекционной работы данное упражнение выполняется в обратном порядке: три резких вдоха через нос сопровождаются винтовыми движениями кистей рук вверх, после чего следует плавный выдох через рот (руки при этом медленно опускаются вниз через стороны).

4). «Поющие птицы». Руки, скрещенные на уровне кистей, медленно, волнообразно поднимаются вверх (имитируем движение взмаха крыльев птиц во время полета) и одновременно с этим делается несколько вдохов через нос на счет: 1, 2, 3. Затем руки медленно и волнообразно опускаются через стороны вниз, при этом на выдохе произносятся звуки по команде экспериментатора:1, 2, 3.

На первом этапе коррекционного воздействия выполнение данного упражнения сопровождается изолированным произнесением вокальной цепочки, состоящей из одного гласного (а – а — а, о – о — о). На втором этапе гласные произносятся серийно (а — о, а – о — у и т.д.) с постепенным увеличением их количества до 6 (причем, как на мягкой, так и твердой атаке). На третьем этапе к произнесению гласных присоединяются согласные звуки, образуя вместе с ними целостные звуковые комбинации (са – са — са).

5). «Индейцы». По окончании медленного глубокого вдоха через нос, на выдохе произносятся гласные, а затем согласные звуки с одновременным постукиванием рукой по груди (животу, рту) или ритмичным закрыванием ладонями ушных раковин, пальцами рук крыльев носа. Звуки, произносимые детьми получаются ритмичными и вибрирующими.

6). «Лесенка — Дорожка». По окончании медленного глубокого вдоха через нос следуют два резких выдоха через рот, а затем один медленный. Этот ритм повторяется 1 – 2 — 3 раза в зависимости от длины выдыхаемой воздушной струи. Выдох производится одновременно с движениями рук (например, два резких выдоха сопровождаются зигзагообразным, ступенчатым движением кисти руки («идем по лесенке»), медленный выдох сопровождается прямым движением кисти руки вверх («идем по дорожке»).

     На первом этапе коррекционного воздействия выдох поочередно сочетается с движениями то ведущей, то не ведущей руки (при этом не работающая рука лежит на поясе). На втором этапе осуществляются синхронные ритмичные движения обеими руками. На третьем этапе к ним подключаются разнонаправленные движения рук (одна рука совершает ритмичные зигзагообразные движения вверх «по лесенке», а другая — прямые движения вверх «по дорожке»).

7). «Косичка». Руки согнуты в локтевых суставах, кисти направлены вверх. Кисти рук сходятся, а затем расходятся в разные стороны (как бы «плетут косичку» вверх). На вдохе делается первое скрещивание кистей рук, на выдохе — второе и т.д. попеременно, не более 4 раз. Аналогичным образом «косичка» плетется вниз.

Упражнения для челюсти.

  1. «Трусливый птенчик». Руки согнуты в локтевых суставах, слегка прижаты к
    туловищу. Кисти рук на уровне плеч собраны в кулак и повернуты вверх. Рот широко открывается и закрывается, в результате чего растягиваются уголки
    рта. Язычок — «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук
    разжимаются и сжимаются одновременно с открыванием и закрыванием
    рта.

а) Руки согнуты в локтевых суставах, ладони рук на уровне плеч обращены вверх. Нижняя челюсть движется вперед — назад с одновременным вытягиванием рук и последующим возвращением их в исходное положение.

б) Одна рука, согнутая в локтевом суставе  находится на уровне груди параллельно полу, другая — вытянута в том же направлении. Дети осуществляют

движение  челюстью вправо — влево, перемещая при этом в ту же сторону руки.

в) Руки лежат на поясе. Выполняются
круговые движения челюстью. Ко всем перечисленным выше упражнениям на 2 -ом этапе коррекционного воздействия присоединяются разнонаправленные движения челюсти и рук. На 3 — ем этапе сенсомоторной коррекции движения челюсти и рук синхронизируются вначале с однонаправленными, а затем с разнонаправленными движениями глаз.

Упражнения для губ.

  1. Покусывание и почесывание губ зубами.
  2. Улыбка — трубочка». Руки согнуты в локтевых суставах, ладони на уровне плеч обращены вверх. Руки и губы «трубочкой» одновременно вытягиваются вперед. После чего губы растягиваются в улыбке, а прямые руки (синхронно) разводятся в стороны.
  3. «Пятачок». Руки лежат на поясе, вытянутые «трубочкой» губы перемещаются вправо — влево,  вращаясь  по кругу. Руки движутся в ту же сторону, что и губы.

     На 2 — ом этапе сенсомоторной коррекции к  этому движению присоединяются разнонаправленные движения губ и рук. На 3-ем этапе они синхронизируются с однонаправленными, а затем и с разнонаправленными движениями  глаз.

  1. «Рыбки разговаривают».
  1. Ребенок хлопает губами друг о друга, сопровождая данное движение произнесением   глухого   согласного, руки при этом лежат на поясе.
  2. Большим и указательным пальцами одной руки сжимается верхняя губа, а двумя пальцами другой руки – нижняя губа, после чего губы растягиваются в разные стороны: вверх – вниз, вправо – влево.

3. Щеки сильно втянуты внутрь, после чего происходит резкое открывание рта и возникает характерный звук «поцелуя».

5) «Уточка». Вытянутые вперед губы плотно сжимаются. Большие пальцы обеих рук лежат под нижней губой, а все остальные — на верхней губе. Губы активно массируются и вытягиваются вперед как можно сильнее, в результате чего возникает поза, напоминающая клюв уточки.

Упражнения для щек.

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
  2. «Хомяк».

Сценарий: «Хомяк идет по лесу».

  1. «Вот такой он сытый, а вот такой — голодный» (имитация движений).
  2. «Нашел хомяк зерно. Идет и гоняет его из одной щеки в другую»: («Вот
    так!»).
  3. «Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно»: («Вот так!»).

Расшифровка сценария:

  1. Дети шагают с закрытым ртом, надувая при этом обе щеки и разводя руки в стороны. Затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.
  2. Поочередно надувают то одну, то другую щеку, перемещая руки в сторону надутой щеки.

    На 2 — ом этапе коррекционного воздействия щеки и руки синхронно движутся в противоположные стороны. На 3 — ем этапе к ним присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз.

3.        Рот закрывается и дети бьют кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка.

1) «Язык — путешественник».

Сценарий:

1. Вышел язычок на улицу: « Ай! Холодно!». И спрятался в домик.

  1.  Оделся теплее, вышел во двор и облизнулся (демонстрация движения).
  2. Вспомнил, что на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел и слизал остатки варенья с верхней губы: «Вот так!».
  3. Побежал язычок кататься на качелях: «кач — кач».
  4. Посмотрел на часики: «Тик — так». Не пора ли ему идти домой?
  5. Решил поиграть в стрелочки: «Вот так!» (демонстрация движения).
  6. Замерз язычок и, чтобы согреться, начал прыгать и цокать как лошадка:
    «цок — цок».
  7. А потом стал играть в змейку: «Вот так!» (язычок выбрасывается со всей
    силой вперед и прячется обратно).

9.        Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть: «Вот так!» (демонстрация
движения).

10.        Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой, обедать и
спать.

Расшифровка сценария:

  1. Высовываем язык вперед, удерживая его по средней линии. Руки на
    поясе.
  2. Рот приоткрыт. Облизываем  языком губы по кругу.
  3. Рот открыт. Облизываем кончиком языка верхнюю губу.
  4. Поднимаем язык к верхней губе, а затем опускаем к нижней с одновременным подниманием и опусканием руки в ту же сторону. В ходе выполнения данного упражнения дети могут раскачиваться всем телом вперед — назад.

    На 2 — ом этапе коррекционного воздействия движения рук и языка становятся разнонаправленными, на 3 — ем этапе к ним присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное) движение глаз.

  1. Перемещаем язык к уголкам рта вправо — влево и раскачиваемся синхронно движениям языка.

На 2 и 3 этапах коррекционного воздействия движения рук и языка становятся разнонаправленными, на 3 – ем этапе к ним присоединяется синхронное (одно – и разнонаправленное) движение глаз.

6.        Следуем языком за движениями ведущей  руки:  вверх,  вниз,  вправо,

влево (другая рука при этом лежит на поясе). Далее руки меняются, после

чего упражнение проводится с подключением обеих рук.

      На 2 — ом этапе коррекционной работы движения языка и руки носят реципрокный характер: язык — вверх, рука — вниз; язык — влево, рука — вправо и т.д. На 3 — ем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправленно с движениями рук, а затем — реципрокно.

7.        Открываем рот, цокаем языком и одновременно прыгаем. Руки лежат на поясе.

8.        С силой высовываем язык вперед (8 — 10  раз),  изображая «жало змеи».

Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасываем вперед, выпрямляя их.

9.        Сначала покусываем, а затем почесываем язык зубами (от самого кончика до середины). Руки лежат на поясе.

10.        Цокаем языком, стоя на месте. Руки находятся на поясе.

       И в заключение хотим сказать, что начинать упражнения по формированию артикуляционного праксиса надо с наиболее легких и хорошо получающихся у ребенка. Вначале используйте 2 — 3 упражнения, а затем расширяйте репертуар до 7 — 10 игр, то есть по времени это должно занимать не более 3 — 5 или 7 — 10 минут за выполнение всего артикуляционного комплекса. Помните, что задания, связанные с дыханием, языком и глазами являются для организма самыми энергоемкими и могут привести к истощаемости и утомляемости организма маленьких детей.

Учитель – логопед:

Журавлёва Л.М.

        

Конспект логопедического занятия с детьми 2-3 лет «Петушок и его семья»

Конспект логопедического занятия с детьми 2-3 лет.

Подготовила учитель-логопед Белякова Е.М.

Тема: Петушок и его семья.

Коррекционно-образовательная цель:

Уточнение и расширение словаря по теме: «Петушок и его семья».

Коррекционно-развивающая цель: развитие звукоподражательной речи, игровых действий с игрушками.

Коррекционно-воспитательная цель:

Формирование положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: звуковая панель «домашние птицы», «чудесный мешочек» с петушком, курочкой и цыплятками, предметные и разрезные картинки, пластилин, листы цветной бумаги.

Предварительная работа:

Разучивание звукоподражаний по теме «Петушок и его семья»,

проговаривание стихотворения про петушка.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Развитие зрительного восприятия. Уточнение и расширение словаря.)

Мы отправимся на птичий двор.

Звуковая панель «Домашний двор»

Рассмотрим, кто живёт во дворе?

Послушаем голоса: петушка, курицы, цыплят.

2. Игра «Чудесный мешочек» (Развитие слухового восприятия. Развитие звукоподражательной речи.)

В руках у учителя-логопеда «Чудесный мешочек».

Ребята, посмотрите, какой интересный мешок у меня.

Заглянуть в этот мешок сможет тот, кто угадает:

Первая загадка.

Кто поёт : «ку-ка ре –ку!»

Он рано встаёт, деткам спать не даёт?

(достают из мешка петушка).

Правильно, петушок.

Имитации крика петушка.

2 загадка.

Кто поёт: «Ко –ко — ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Червячков ищите?

(достают из мешка курочку).

Правильно, курочка.

Имитации крика курочки.

3 загадка

«Жёлтые комочки,

Есть хотят.

«Пи-пи-пи» —

Они кричат?

(достают из мешка цыплят).

Правильно, цыплята.

Имитация писка цыплят.

3. Игра «Внимательные глазки». (Развитие зрительного восприятия)

Рассматривание картины «Петушок и его семья».

Какой гребешок у курочки, петушка? (красный)

Какого цвета цыплята? (жёлтые)

Какая травка? (зелёная)

Обобщение.

4. Игра «Кто как кричит». (Развитие звукоподражательной речи.)

Дети на ковре выполняют задания обобщающего характера.

Как кричит курочка?

Как кричат цыплята?

Как кричит петушок?

5. Игра — зарядка. (Развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики.)

Как машут крылышками цыплята? (показ),

Как пищат цыплята? (показ жеста: указательный и большой палец сжимаются и разжимаются. «Цыплёнок пищит»).

6. Игра – описание. (Развитие зрительного внимания)

Рассматривание петушка. Проговаривание учителем-логопедом стихотворения про петушка.

Привлечение внимания детей:

Покажите у петушка клюв, пёрышки, гребешок, лапки.

7. «Игровые действия с предметом» (Развитие игровых действий с предметами.)

Развитие тактильного восприятия.

Погладим петушка (хороший петушок), погладим курочку, цыплят.

8. Игра « Лепим зёрнышки».

Петушок и семья проголодались. Накормим зёрнышками.

Катаем шарики и прикрепляем к лужайке (лист цветной бумаги).

Обобщение. Молодцы, накормили семью!

Конспект логопедического занятия для детей 2-3лет «Игрушки»

Конспект логопедического занятия «Игрушки»

 Задачи:

  1. Уточнение и активизация словаря по теме.

  2. Упражнять в соотнесении предмета с изображением на картинке.

  3. Развивать зрительное восприятие, внимание.

  4. Развивать тактильное восприятие

  5. Развивать понимание понятий «большой – маленький».

Оборудование: Игрушка- Лягушка, мячи разных размеров, кукла, юла, мишка, машина, предметные картинки (с изображением мячей 4 – х цветов, с изображением игрушек разных размеров).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

     Узнавание и называние игрушек и действий производимых с ними.

 Вношу Лягушку  с мешком игрушек. Лягушка  здоровается и знакомится.  Ставлю на стол мешок с игрушками и говорю:

Л. — «Лягушка — квакушка принесла нам целый мешок игрушек. Сейчас она покажет их нам и даст поиграть. Посмотри, это юла. Юлу можно заводить. Она кружится, поёт, падает на бочок»

Аналогично рассматриваются другие игрушки.

  1. Игровые действия с игрушками по словесной инструкции.

Л. – « Покачай куклу. Спой ей песенку. Брось мне мяч. Покатай машинку».

  1. Упражнение в сличении цвета.

На стол выкладываются картинки с изображением мячей 4 – х цветов, и 4 полоски 4 – х цветов. Предлагаю, положить каждую полоску к своему мячу.

  1. Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

Ладошки вверх,                              кисти на столе ладонями вверх

Ладошки вниз,                               ладони перевернуть.

А потом их на бочок                     кисти рук поставить на ребро.

И зажали в кулачок.                     Зажать ладони в кулачки.

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Достаю мешок с игрушками (мяч, кукла, мишка).

Л. – «Мы поиграли ладошками, а теперь давай, потрогаем, то, что лежит в мешочке.

  1. Игра «Помоги Мишке найти мячик»

Медвежонок появляется из – за ширмы. Медвежонок плачет.

Л. «Мишка по лесу гулял. Мишка мячик потерял. Успокойся и не плачь. Мы найдём такой же мяч. Медвежонок, расскажи, какой мячик ты потерял?

Медвежонок показывает маленький мяч и говорит: « Мой мяч был вот такой, маленький»

Л. А у меня есть мешок, а в нём много игрушек, которые растеряли малыши. Кирюша, давай вместе найдём маленький мяч.

Предлагаю обследовать маленький мячик. Кладу между ладонями и прошу покатать. Затем предлагаю большой мяч покатать. После того, как будут обследованы качества мячей, прошу, найти в мешке один из них.

  1. Упражнение «Большой – маленький»

Предлагаю картинки с изображением на них игрушек разного размера.

Прошу показать, где большая игрушка, где маленькая.

  1. Массаж лица и  пассивная гимнастика языка.

Л. – «Посмотри, что нам принёс мишка»

Достаю Чупа – чупс для массажа.

План-конспект занятия по логопедии (младшая группа) по теме: Логопедическое занятие «Домашние животные» для детей 2-3 лет

                                «Осенний ветерок»

Задачи:

  1. Обогащать активный и пассивный словарь.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями.
  4. Развивать речевое дыхание, артикуляцию, слуховое внимание.
  5. Обучение умению рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумаги.

Оборудование: Бубен, корзина с листочками, клубочки ниток, картинки с изображением листьев, пластилин, листы бумаги.

1.Приветствие

Педагог произносит приветствие с каждым ребёнком.

Поиграй, Егорка, в бубен

Мы в ладоши хлопать будем,

Поиграй, поиграй Матвейке бубен передай.

2. Логопедический блок

Логопед: Дети, к нам в гости прилетел сильный ветер. А что он нам принёс?

( Показывает корзинку, в ней листья клёна и тополя, к черенкам привязана катушечная нитка длиной 30 см).

Что это? Это листья.

Дети берут листочки и садятся за стол.

Даша, какой у тебя красивый листочек?

Логопед: У меня тоже есть такой. У кого такой листочек? (Показывает детям лист тополя, просит найти его на картинке и положить сверху свой листочек.)

Листики похожи?

Дети сначала показывают листья, затем накладывают на образец

Пальчиковая разминка

Давайте посчитаем листики.

Родители помогают детям загибать пальчики

Упражнение «Осенние листья»

Дыхательная разминка.

Логопед:Давайте сами превратимся в ветер. Подуем на наши листочки.

Листья лежат на ладошках у мам.

Упражнение  «Осенний ветерок»

Логопед:

Дует, дует ветерок!               И летят листочки,

Дует, задувает!                       Кружат по дорожке.    

Жёлтые листочки .               Падают листочки    

С дерева срывает.                  Прямо нам под  ножки.

Логопед: Наши листики умеют летать. Подуем на них. Мы будем сильным ветром. Кто дует сильнее? Чей листик качается сильнее?

Артикуляционная разминка

Логопед: Ветер-озорник раскрыл окошечки. Покажите, как он открыл окошечки.

Упражнение «Окошечки»

А в наших окошечках песенка живёт: а-а-а, а-а-а.

Дети вместе со взрослыми тянут звук (а).

Давайте будем песенку долго петь вместе и верёвочку тянуть.

У каждой мамы в кулаке зажат клубок шерстяных ниток, длина нити до 1 м, из кулака торчит небольшой кончик, ребёнок тянет ниточку за кончик и поёт звук (а).

Слуховая разминка

Логопед: Что ещё ветер в корзинке принес? Это бубен. Поиграем с бубном! Выходите на ковёр.

Игра «Солнышко и дождик»

Логопед: Светит солнышко.

Звенит бубен, дети подходят к «солнышку»

Логопед ритмично  ударяет в бубен, дети бегут к мамам.

Игра повторяется 2-3 раза.

3.Лепка

«Дождик, дождик, кап-кап-кап»

Обучение умению  отщипывать кусочки пластилина от целого, располагая их на листе бумаги. Знакомить с синим цветом.

                                «Домашние животные»

Задачи:

  1. Обогащать активный и пассивный словарь.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями.
  4. Развивать речевое дыхание, артикуляцию, слуховое внимание.
  5. Работа с красками.

Оборудование: Бубен, кошка,  бантик на верёвочке, собака, корова, петушок, картинки с изображением животных, краски, листы бумаги.

1.Приветствие

Педагог произносит приветствие с каждым ребёнком.

Поиграй, Егорка, в бубен

Мы в ладоши хлопать будем,

Поиграй, поиграй Матвейке бубен передай.

2. Логопедический блок

Артикуляционная разминка.

Совместно с логопедом дети выполняют упражнения: «Улыбка – трубочка», «Накажем  непослушный язычок».

Логопед: Сегодня мы поедем в гости в деревню. На чём поедем? На поезде.

  Выполняют имитационные движения поезда, затем приглашает детей к столу.

Вот мы и приехали в деревню! Кто это нас встречает?

Игра «Узнай, кто спрятался?»

Логопед: Животные спрятались за забор. Догадались, кто нас встречает?

 Если дети затрудняются с ответом, можно загадать несложную загадку (Му-му, молоко кому?)

Я взяла с собой угощение для животных, живущих в деревне.(Выставляет картинки с изображением травы, хлеба, тарелки с молоком, косточки).Катя, чем будешь угощать собаку?

Катя. Косточкой. и.д.

Пальчиковая разминка.

Логопед: Кошка любит играть с бантиком.(показывает фантик на нитке.) Подуем на него, а кошка будет прыгать за бантиком.

Логопед: Кошка убежала к своим котятам, а к нам  бежит собака Боьбик.

Бобик, Бобик, славный пёс,

Белый лобик, чёрный нос,

Бобик, Бобик, лапку дай

И не лай.

Игра «Колечки»

Понравилось вам в гостях? Возвращаемся домой. На чём поедем? На поезде.

 Выполняют имитационные движения поезда.

3.Изобразительная деятельность.

«Угощайся, киска!»

Продолжать знакомить детей с особым видом рисования – раскрашивания картинок. Вызывать интерес к обыгрыванию и дополнению рисунка – изображать по своему желанию любое угощение для персонажа (зёрнышки, морковка, конфетка ит.д.). В конце занятия  педагог рассматривает с детьми, что получилось.

План-конспект урока по логопедии по теме: Конспект логопедического занятия «Транспорт» для детей с задержкой речевого развития 2-3 лет

СПБ ГУЗ «Детская городская поликлиника №51»

Групповое логопедическое занятие

с детьми двух-трех лет на тему:

«Осень. Дикие животные»

                                                                                       

                                                                                       

                                                                                     Конспект составлен:

                                                                           логопедом Ефремовой Г.Н.

                                 

Цель:

      —      развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Расширение представлений детей о времени года (осень) и признаках осени.
  2. Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные, их внешнем виде и образе жизни.
  3. Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  4. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности.
  5. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

     — картина осень, фланелеграф, картинки животных, «сухой бассейн», фигурки животных, музыкальный диск, корзина с каштанами, карандаши, емкость с водой, бумажные кораблики.

               

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришел                                      гость. Посмотрите, кто это?

Дети: Котик.

Логопед: Давайте сегодня вместе с котиком сделаем «пробуждающую» зарядку.

Дети делают самомассаж:

Серый маленький котенок,                         Дети приседают на корточки;

Улыбнулся всем спросонок,                       Дети улыбаются;

Побыстрее чтоб проснуться

Захотел он потянуться                                Дети встают и потягиваются;

Взял себя за ушки кот                                 Взявшись за мочки оттянуть их:

Потянул вверх, вниз, кругом.                     Вверх, вниз, кругом.

Стал кот лобик растирать,                          2-м и 3-м пальцами рис.круги по

Чтоб умней сегодня стать.                          контуру лба. 

И про щеки не забыл,                                  2-м и 3-м пальцами рис. круги по

Растирал что было сил.                               контуру щек.

Чтоб коту красивым быть                           2-м и 3-м пальцами рис. круги

Надо глазки не забыть:                                вокруг глаз.

1, 2, 3,4

Котик самый лучший в мире!

Переделал кучу дел,                                     Дети подпрыгивают и поднимают

И придти к нам он успел!                            руки вверх.

Логопед: -очень понравилось котику делать с вами зарядку. И он приглашает нас с вами в лес полюбоваться природой и подышать свежим воздухом! Но не так-то просто добраться нам до осеннего леса. Дороги все  дожди размыли.  Давайте сделаем с вами дорогу из «камешков»?

Дети: включаются в игру.

У логопеда в корзиночке лежат орехи каштана. Ребенок берет из корзиночки один орех, и выкладывает дорожку, дети проходят вдоль дорожки.

Логопед: -ну вот, мы и добрались до весеннего леса. Присядьте, ребята на осеннюю полянку.

            На фланелеграфе выставлена картина «Осень в лесу».

Логопед показывает на каждый предмет на картине, спрашивает, что это?

Дети отвечают (дождь, травка, туча, листик и т.д.)

Логопед  -посмотрите, мы с котиком приготовили для вас сюрприз.

Взрослый показывает детям фрагмент порогового коврика «травка».

Логопед: Давайте теперь с вами поиграем.

                 Дети выполняют упражнение «Полянка»

Дети кладут «травку» на колени, и обеими руками выполняют движения совместно с логопедом.

На полянке, на лужайке                                Прыгаем всеми пальцами по

Целый день скакали зайки.                           коврику.

И катались по траве,                                      Прокатываем ладони от

От хвоста и к голове.                                     основания к кончикам пальцев.

Долго зайцы так скакали,                             «Допрыгать» и «лечь» ладонями

Но напрыгались, устали.                               на коврик.

Мимо змеи проползали,                                Ладони по очереди ползут как 

«С добрым утром»! – им сказали.                змеи.

Вот пришла зайчиха-мать,                           Ладони поочередно гладят

Стала гладить всех, ласкать.                        коврик.

Шла медведица спросонок,                         Переступаем ребром ладони – как

А за ней- медвежонок.                                 косолапый мишка.

 Логопед: -как хорошо мы с вами ребята поиграли. А теперь давайте отправимся дальше гулять по осеннему лесу.

Дети: По ровненькой дорожке

          Шагают наши ножки (2 раза).

           Дети шагают и приходят к елочке.

Логопед: Ребята, посмотрите, какая здесь стоит красивая и пушистая елочка. И кажется под ней что – то лежит?

Дети находят большой конверт.

Логопед: -посмотрите, ребята в конверте не письмо, а картина. Достает из конверта картину, с недорисованными элементами, показывает ее детям. Давайте, посмотрим, чего здесь не хватает?

Дети: на картине не хватает листочков у дерева, птиц, лучиков у солнышка, капель у дождя и т. д.

Логопед: -я предлагаю всем вам дорисовать картину.

                   Дети выполняют упражнение «Дорисуй рисунок».

Логопед: Ребята, давайте полюбуемся красивой картиной, которая у вас получилась. И отправимся путешествовать дальше.

Дети: По ровненькой дорожке

          Шагают наши ножки (2 раза).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, кто может жить в лесу? Логопед подводит детей к «сухому бассейну» и предлагает найти в нем потерявшихся животных.

             Дети выполняют упражнение «Кто живет в лесу»?

Дети находят в «бассейне» фигурки животных (лиса, медведь, волк, заяц), тактильно определяя кто это, выставляют животных на стол и составляют простое предложение: «В лесу живет…..».

  На фланелеграф выставляются картинки с изображением, диких животных (лиса, волк, медведь, белка, заяц).

             Дети играют в дидактическую игру «Кто, где живет»?

Логопед помогает подобрать домики для животных.

             Дети играют в дидактическую игру «Охотник».

Логопед показывает картинку со скрытым изображением животного. На картинке видны лишь некоторые части тала животного (хвост, уши). Дети угадывают пойманное охотником  животное.

Дети произносят: Охотник поймал в лесу (кого?) — ….(лису, медведя и т.д.).

Логопед: Молодцы ребята! Теперь пришло время возвращаться домой. Хорошо мы погуляли с вами в осеннем лесу! Но прежде, чем уедем из леса, предлагаю вам отдохнуть на полянке. Сейчас к нам придет «Волшебный сон».  (Дети ложатся на ковер)

                   Упражнение на релаксацию (Муз. композиция «Восход»).  

Логопед: Ребята, сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра – «Волшебный сон». Вы не заснете по настоящему, будете все слышать, но вы не будите двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте. Внимание наступает «Волшебный сон».

Логопед: Реснички опускаются

                Глазки закрываются

                Мы спокойно отдыхаем

                Сном волшебным засыпаем

                Дышится легко…ровно…глубоко…

                Наши руки отдыхают…..

                Ноги тоже отдыхают…..

                Отдыхают…Засыпают….

                Шея не напряжена и расслаблена….

                Мы спокойно отдыхали,

                Сном волшебным засыпали….

                Хорошо нам отдыхать

                Но пора уже вставать!

Логопед: — а теперь мы с вами поплывем на корабликах.

                На стол выставляется емкость, наполненная водой. Детям раздаются бумажные кораблики.

                Дети выполняют упражнение на дыхание «Кораблики».

Включается музыкальная композиция «Птицы на реке». Детям напоминают, что дуть они будут легко, дышать ровно, глубоко, щеки не надуваем, плечи не поднимаем.

Логопед: — пришло время прощаться с котиком. На прощание котик приготовил для вас гостинцы.

                  Логопед берет корзинку с гостинцами и угощает детей. Прощание.

       

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

  • Как научить
  • Как приучить
  • Кормлен
  • Кормление
  • Малыш
  • Малыши
  • Питан
  • Питание
  • Разное
  • Совет
  • Советы
  • Советы психолога
  • Упражнен
  • Упражнения
  • Уход
© 2025 «МАМА - КМВ»