Как научить ребенка говорить букву «Л» твердую и мягкую: упражнения и советы логопеда
Почему ребенок неправильно произносит звук?
Звук [Л’] считается сложным и осваивается крохой в последнюю очередь.
Если к 5 годам речевые нарушения сохраняются, то возможно причина кроется в следующих ситуациях:
- кто-то из близких произносит “Л” неправильно, а малыш ему подражает;
- слабое фонематическое восприятие. 3-5 летний малыш уже различает на слух все виды согласных: шипящие, глухие, звонкие и др. Даже когда он не может их правильно произнести, то на картинке должен верно указать мышку или мишку. Если у крохи неразвит фонематический слух, в дальнейшем обязательно возникнут трудности с письмом и чтением. Различать все звуки нужно уметь к 4 годам;
- семья разговаривает на 2-х языках. Это всегда риск для развития речевых нарушений. В этой ситуации считается нормой, если оба языка осваиваются с небольшой задержкой;
- короткая уздечка языка. В норме для 5-6 летних деток её длина должна составлять 8 см. Если выявлено укорочение или утолщение уздечки, то обязательно будут сложности с произношением “Л”. Проблема решается либо хирургическим путём, либо консервативно при помощи артикуляционной гимнастики.
Выяснить причину неправильного произношения поможет консультация логопеда или стоматолога.
Специалисты отмечают, что только 10% малышей в возрасте 4-5 лет могут чисто проговаривать звук [Л’].
Осторожно: физиологическая дислалия
Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».
Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».
- Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
- «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
- Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
- Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».
Как правильно организовать занятия в домашних условиях?
Если логопед не обнаружил у малыша проблем с артикуляционным аппаратом, можно попробовать поставить звук [Л’] в домашних условиях. Чтобы упражнения по коррекции были эффективными, родители должны помнить, что лучший способ обучения ребёнка — игра.
Вот несколько простых правил, соблюдение которых сделает уроки увлекательными и результативными:
- разговаривать с ребёнком на равных и уважительно, отвечать на все его вопросы. Это поднимет его самооценку и простимулирует к дальнейшему обучению;
- чётко и внятно произносить каждое слово или слог. Родитель — пример для подражания, и малыш постарается повторить звуки правильно;
- проводить занятия в форме сказок, разыгрывая маленький спектакль. Это увлекает ребёнка, и любая информация усваивается им лучше и легче;
- не затягивать обучение. Если чувствуется, что малыш утомился, следует прекратить уроки. Не рекомендуется проводить занятия в качестве наказания, – как воспитательная мера, это не принесет никакого результата;
- очень важна регулярность упражнений. Их следует проводить 3-5 раз в день. Для уроков лучше выбирать время, комфортное для ребёнка, так можно добиться ощутимых успехов.
Необходимо ценить в малыше личность, не насмехаться над ним. Хвалить за каждый, даже самый незначительный успех и он быстро научится правильно произносить непослушную букву “Л” без посторонней помощи.
Прежде чем обращаться за помощью логопеда, можно попробовать самостоятельно научить ребёнка правильному произношению:
- первый шаг: показать малышу, как правильно выговаривать букву “Л”: язычок прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубки чуть-чуть видны. Если при этом нужное произношение не достигается, можно научить ребёнка отрывисто и чётко произносить звук [Ы’]. Когда этот этап будет освоен, двигаются дальше;
- шаг второй. Мягкий звук [Л’] легко даётся, если освоено его твёрдое произношение. Как научить ребёнка выговаривать “Л” твёрдую – зажать (прикусить) кончик языка зубами и попросить его сказать “Ы”;
- третий шаг. После того как правильное звучание было услышано, малыш переводит кончик языка снова к верхним зубкам и отрабатывает чёткое произношение;
- шаг четвёртый. К букве “Л” добавляются гласные звуки: “ла”, “лу”, “лы”, “ло” и др. После успешного освоения прямого сочетания, переходят к навыкам обратного произношения звуков – “ал”, “ул”, “ыл”, “ол”;
- шаг пятый. Закрепление материала. Когда малыш освоил звучание слогов и слов, можно подобрать стихи, где буква “Л” встречается часто.
Доктор Е.Комаровский рекомендует петь вместе с ребёнком. Гармоничные звуки не только научат кроху менять ритм и тональность, но и разовьют речевой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры, всё это способствует интеллектуальному развитию малыша и стимулирует нервные окончания, улучшая становление речевых навыков.
Первое время надо следить за тем, чтобы малыш чаще использовал звук [Л’] в своем лексиконе, пока привычка не перерастёт в навык.
Правильная артикуляция звука Л
Скорректировать неправильное произношение звуков поможет артикуляционная гимнастика. Она необходима, чтобы натренировать язык, растянуть уздечку, размять губы и щёчки малыша. Всё это подготовит его речевой аппарат к чёткому и твёрдому выговариванию слов.
Основы правильной артикуляции:
- губы растянуты в улыбке, зубки чуть прикрыты. Кончик языка упирается в верхние центральные резцы или десну;
- освоение речевого дыхания: ребёнок издаёт звук, сильная струя воздуха огибает языка и выходит изо рта. Это важный момент. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха сильно искажает произношение. Развить дыхание помогает игра с мыльными пузырями. Важно, чтобы кроха набирал воздух в лёгкие, а не в щёки;
- голосовые связки сомкнуты. Прислонить ладонь к горлу: при произношении звука [Л’] будет чувствоваться вибрация.
Дети — большие любители погримасничать, можно использовать это, обучая ребёнка правильному выговариванию буквы “Л”:
- улыбка. Попросить кроху широко улыбнуться, не разжимая при этом губы. Продержаться нужно 8-10 сек. Повторять упражнение 6-7 раз в день;
- лошадка. Малыш старается имитировать цоканье копыт. Пусть ребёнок улыбнётся, приоткрыв ротик, и в таком положении пощёлкает языком, сначала медленно, затем всё быстрее. Работать должен только язык, нижняя челюсть не двигается;
- маляр. Язык поглаживает нёбо, как будто красит его. Движения: от зубов и вглубь рта;
- качели. Поочередно толкать кончиком языка верхние и нижние зубы, постепенно увеличивая темп. Нужно сделать 6-8 повторов. Цель упражнения — научиться быстро менять положения языка. Этот навык пригодится для осваивания слогов, где буква “Л” сочетается с гласными: “ла”, “ло”, “ил”, “ул” и др.;
- варенье. Ротик приоткрыт. Языком малыш облизывает верхнюю губу: вверх-вниз. Нижняя челюсть при этом не должна двигаться. Если упражнение не получается, то сперва надо научить кроху держать расслабленный, высунутый язык на нижней губе. Можно предложить посоревноваться с крохой, кто дольше продержится в этом положении. Затем язычок можно поднять, дотрагиваясь им до верхней губы;
- трубочка. Сворачивать язык в трубочку как можно сильнее;
- чистим зубы. Двигать язык по внутренней стороне верхнего ряда зубов: справа-налево и обратно;
- ветерок. Рот приоткрыт в улыбке. Ребёнок прикусывает язык и выдувает воздух. Должно образоваться 2 струи. Для проверки правильности выполнения упражнения, можно поднести ко рту пёрышко или ленточку, это простимулирует и разнообразит занятие ребенка;
- пароходный гудок. Малыш открывает рот и длительно произносит звук [Ы’]. При этом кончик языка опущен и находится в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу;
- грибок. Выполняется путем сильного прижатия языка к нёбу.
Все упражнения проводятся вместе перед зеркалом: малыш должен видеть движения родителей и повторять их. Цель занятий — развить подвижность языка и правильно отрегулировать воздушный поток на выдохе.
Постановка произношения твердого звука Л
- Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.
Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения
- Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» – зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла» напевая любую мелодию: «ла-ла-ла».
- Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
- Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА – ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
- Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.
Упражнения на произношение звука Л
После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

- Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
- Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
- Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
- Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.
Логопедические упражнения на артикуляцию Л
- Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
- Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
- Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.
Когда необходима помощь логопеда?
Иногда домашние занятия по корректировке звуков не дают результата, причины могут быть следующие:
- русский язык в семье не является родным, поэтому взрослые говорят с акцентом;
- малыш не смог освоить правильное произношение после длительных упражнений;
- кто-то из взрослого окружения имеет дефект дикции и не может проводить занятия.
Поскольку устранить проблему самостоятельно не получилось, следует обратиться к помощи специалиста. Постановка звуков — это особое мастерство, которое приходит только с опытом.
Логопед осмотрит и прослушает маленького пациента и предложит посетить индивидуальные занятия или обучение в группе. Задача родителей — суметь увлечь ребёнка, стимулируя ходить на тренинги. Даже если у малыша пока нет успехов, всё равно его надо хвалить и поддерживать эмоционально.
Конспекты логопедических занятий «ЗВУК Л» (постановка, автоматизация, дифференциация)
Звук Л
(постановка)
Занятие № 1
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Общие упражнения
- Специальные упражнения
Упражнение «Накажем непослушный язык»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение Пароход гудит» — приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы. кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка – поднята к небу.
Упражнение «Индюк» — приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом темп убыстрить и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ ( как индюк болбочет)
Упражнение «Качели»
Упражнение « Как лошадка цокает» — со звуком
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
- Объявление темы
— Назовите предметы, изображенные на картинках
(ЛОПАТА, ЛАМПА, ЛОЖКА)
-Что общего в этих словах?
(Начинаются на один звук Л)
- Анализ артикуляции
- Губы – раскрыты или занимают положение для последующего (предшествующего ) звука.
- Зубы – разомкнуты.
- Язык – кончик поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами – щели, через которые проходит воздух, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу. Форма языка напоминает седло: кончик и задняя часть подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены.
- Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
- Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
- Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».
- Постановка звука
6.Закрепление изолированного звука
- Игры на звукоподражание
-Давай споем песенку : ЛА-ЛА-ЛА
7.Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:
Л Д Ж Л В У П Р Л Т М Л
- Опознание из слогов
— Топни ножкой , если услышишь звук Л:
ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ ИТ ИН ЕН ЕЛ УЛ УВ
- Опознание из слов
— В каких словах есть звук л – закрой их фишкой (картинки):
лапа
пила
доска
самосвал
валенки
стог
стол
факел
крыло
книга
окно
лампа
облако
- Опознание из предложений
— Запомни слова со звуком Л:
Из леса вышел лось.
Собака дала хозяину лапу.
С горки катился лыжник.
- Опознание из текста
— Сколько раз в тексте ты услышишь звук Л:
Дятел живет в лесу.
Он лечит деревья.
Дятел долбит клювом дупло.
8.Закрепление звука в слогах
— Повтори четко за мной:
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛО-ЛА-ЛУ-ЛЫ
ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ
ЛУ-ЛЫ-ЛУ-ЛЫ
9.Закрепление звука в словах
— Произнеси слова:
лак
лама
лампа
лапа
ладья
лото
локоть
лодка
лошадь
лоб
лупа
лужа
лукошко
лужайка
луч
10. Закрепление звука в предложении
— Повторяй за мной:
ЛО-ЛО-ЛО- мыли с мылом мы стекло
ЛА-ЛА-ЛА- сняли скатерть со стола
ЛУ-ЛУ-ЛУ- не могу найти пилу
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- стали туфли мне малы.
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
- Заключительное проговаривание
-Проговаривай за мной:
ЛА-ЛА-ЛА-, — юла сказала: —
Весела я , весела,
Все бы пела и плясала,
Потому что я – юла.
12.Домашнее задание
- Проговаривать слоги и слова со звуком Л (какие были на занятии)
- Ответить на вопросы полными предложениями:
— Какое время года наступает после весны?
— Что появляется на асфальте после дождя?
— Кто управляет самолетом?
- Звуковой анализ слова ЛАПА
Звук Л
(постановка)
Занятие № 2
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Общие упражнения
- Специальные упражнения
Упражнение «Накажем непослушный язык»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение Пароход гудит» — приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы. кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка – поднята к небу.
Упражнение «Индюк» — приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом темп убыстрить и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ ( как индюк болбочет)
Упражнение «Качели»
Упражнение « Как лошадка цокает» — беззвучно
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
- Объявление темы
— Отгадай загадку:
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (ЛУК)
— Какой первый звук в слове ЛУК?
- Анализ артикуляции
- Губы – раскрыты или занимают положение для последующего (предшествующего ) звука.
- Зубы – разомкнуты.
- Язык – кончик поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами – щели, через которые проходит воздух, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу. Форма языка напоминает седло: кончик и задняя часть подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены.
- Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
- Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
- Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».
- Постановка звука
6.Закрепление изолированного звука
- Игры на звукоподражание
-Давай споем песенку : АЛ-АЛ-АЛ
7.Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:
Л Д Ж Л В У П Р Л Т М Л
- Опознание из слогов
— Топни ножкой , если услышишь звук Л:
ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ ИТ ИН ЕН ЕЛ УЛ УВ
- Опознание из слов
— В каких словах есть звук л –запомни их и потом повторишь:
Лето
весна
Лента
Пенал
Журавль
Изба
Булка
Глаз
Лицо
Деревня
пенал
зима
- Опознание из предложений
— Запомни слова со звуком Л:
Лена заболела и пила лекарство.
С тополя и осины летит листва.
Люся вплела в косу ленту.
- Опознание из текста
— Сколько раз в тексте ты услышишь звук Л:
Глазки – апельсинки у кошечки Мальвинки,
Мальвинка улыбается, чему- то удивляется.
8.Закрепление звука в слогах
— Повтори четко за мной:
ПЛА-ГЛА-ВЛА-КЛА
ПЛУ-ГЛУ-ВЛУ-КЛУ
ПЛЫ-ГЛЫ-ВЛЫ-КЛЫ
ПЛО-ГЛО-ВЛО-КЛО
9.Закрепление звука в словах
— Произнеси слова:
юла шалаш плакат плащ площадь
глобус флаг каблук клубок блуза
пламя вилы пчела голубь акула
одеяло глаза вешалка клумба
село укол футбол пол кол
баскетбол волейбол посол дятел
колокол отдел упал встал узнал
взял пришел увидел нашел сидел
съел думал металл крахмал
10. Закрепление звука в предложении
— Повторяй за мной:
УЛ-УЛ-УЛ- мы купили новый стул
АЛ-АЛ-АЛ- наш Илюша очень мал
ОЛ-ОЛ-ОЛ- вратарю забили гол
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ- я у Леши шарф забыл
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
- Заключительное проговаривание
-Проговаривай за мной:
Людочка из глины слоника слепила.
Слоник был глазастый, голубой, ушастый.
Слоник от Людмилки убежал к Галинке,
Потому что Галочка дала слону скакалочку.
12.Домашнее задание
- Проговаривать слоги и слова со звуком Л (какие были на занятии)
- Ответить на вопросы полными предложениями:
— Чем едят суп?
— кто квакает на болоте?
— Что появляется на реке зимой?
- Придумать слова-имена людей, начинающиеся на звук Л : Лена, …
Звук Л/
(постановка)
Занятие № 3
1.Организационный момент
2.Артикуляционная зарядка
- Специальные упражнения
Упражнение «Накажем непослушный язык»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение Пароход гудит» —
Упражнение «Индюк» Упражнение «Качели»
Упражнение « Как лошадка цокает» — беззвучно
- Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
- Объявление темы
-Послушай и скажи, какой первый звук в словах – ЛЯГУШКА, ЛИМОН, ЛИСТЬЯ?
(ЛЬ)
- Постановка звука
(по подражанию) – у зеркала показать произношение звука Л, произнося ЛИ – ЛИ –ЛИ.
-Обрати внимание на то, что
- Губы в улыбке
- Верхние и нижние зубы видны
- Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами
5.Анализ артикуляции
- Губы – раскрыты , растянуты в стороны как при улыбке..
- Зубы – разомкнуты.
- Язык – кончик поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение.
- Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
- Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
- Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».
6.Закрепление изолированного звука
- Игры на звукоподражание
— Как поется песенка ? ( ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ)
7.Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:
H Р ЛЬ Р Ж ЛЬ Р В У П Р ЛЬ Т Р М Л
- Опознание из слогов
— Топни ножкой , если услышишь звук Л:
ЛЯ ПА РИ ЛИ ИЛ РА ИТ ИН ОР ЛА ЕН ЕЛ ИР ЛЮ УЛ УВ
- Опознание из слов
— В каких словах есть звук ЛЬ –запомни их и потом повторишь:
Коляска
Апельсин
Салют
улитка
альбом
лев
люстра
листья
лента
лимон
лягушка
- Опознание из предложений
— Запомни слова со звуком ЛЬ:
Лена купила линейку.
Лева лепил из пластилина лепешку.
- Опознание из текста
— Сколько раз в тексте ты услышишь звук ЛЬ:
голубые васильки на платье у Татьянки.
Золотые мотыльки летают на полянке.
8.Закрепление звука в слогах
— Повтори четко за мной:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ
ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ
УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ
ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ
ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ
9.Закрепление звука в словах
— Произнеси слова:
Коляска
Апельсин
Салют
улитка
альбом
лев
люстра
листья
лента
лимон
лягушка
руль
король
медаль
моль
соль
соболь
10. Закрепление звука в предложении
— Повторяй за мной:
ЛЯ- ЛЯ-ЛЯ-булка стоит два … рубля
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ- постирали мы … белье.
ЛИ-ЛИ-ЛИ – мы с сестрой домой …пошли.
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ-– очень маму я … люблю.
ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ – лежит скатерть на … столе.
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – Валя крутит … руль.
ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – на крыльце сидит … король.
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
- Заключительное проговаривание
-Проговаривай за мной:
Глазки – апельсинки у кошечки Мальвинки.
Мальвинка улыбается, чему то удивляется.
12.Домашнее задание
- Проговаривать слоги и слова со звуком ЛЬ (какие были на занятии)
- Ответить на вопросы полными предложениями:
Что пьют, когда заболеют? (ЛЕКАРСТВО)
Кто квакает ? ( ЛЯГУШКА)
Что осенью опадает с деревьев? (ЛИСТЬЯ)
Что вплетают в косы? (ЛЕНТЫ)
- Игра «Измени одно слово» — по очереди меняются слова в предложении:
В озере плавают белые лебеди.
Звук Л — ЛЬ
(автоматизация)
Занятие № 5
- Организационный момент
- Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Накажем непослушный язык»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение Пароход гудит» —
Упражнение «Индюк» Упражнение «Качели»
Упражнение « Как лошадка цокает» — беззвучно
- Объявление темы
- Ответьте на вопросы:
- Что появляется на реке зимой? (ЛЕД)
- Чем едят суп? (Ложкой)
- Произношение изолированного звука
— Какой первый звук в этих словах?
- Анализ артикуляции по плану
- Губы – раскрыты , растянуты в стороны как при улыбке..
- Зубы – разомкнуты.
- Язык – кончик поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение.
- Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
- Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
- Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».
- Характеристика звука
— Звук Л – согласный, твердый.
— Звук ЛЬ – согласный, мягкий.
— Какие еще согласные звуки ты знаешь?
- Связь звука с буквой
— Посмотри на букву Л. На что она похожа?
— Напиши букву Л в воздухе.
— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Л.
— Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.
— Как превратить букву М в букву Л?
- Развитие фонематического слуха
— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л и топни ножкой, если услышишь звук ЛЬ:
полет
календарь
палец
лампа
леденец
полка
лев
ложка
пыльца
лопата
лук
люстра
белка
лев
салют
- Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.
— Произнеси за мной слоги:
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
ЛЯ-ЛА-ЛЯ-ЛА
-Составь схему слога ЛЯ и ЛА
-Почему схемы получились разные?
- Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.
Уголь
Сталь
антресоль
фасоль
ноль
щель
метель
быль
шмель
тополь
Цель
Луна
Ложка
Лодка
Белка
Полка
Лопата
Мыло
Пила
Яблоко
Угол
Стол
Мел
Пенал
Стул
Стол
гол
— Какие слова запомнили?
-Какие слова были непонятны? (АНТРЕСОЛЬ)
10 Закрепление звука в предложении
— Повторяй за мной:
Оля и Коля – малыши.
Люба сделала салат из листьев салата.
Наша школа большая и светлая.
Во дворе мальчики играют в футбол.
11.Итог
- -Какой звук отрабатывали на занятии?
- Анализ основных положений артикуляции
12.Заключительное проговаривание
-Проговаривай за мной:
Белый снег летает
Над землею белой,
Ложится, засыпает,
Усталый и несмелый.
— О чем стихотворение?
-Какое время года описывается?
13.Домашнее задание
- Проговаривать слоги и слова со звуками Л и ЛЬ ( которые были на занятии)
- Придумать слова, оканчивающиеся на звуки ЛЬ и Л.
- Договаривать строчки так, чтобы получалось складно:
УЛ –УЛ-УЛ – мы купили новый ….(СТУЛ)
ОЛ-ОЛ-ОЛ-вратарю забили …(ГОЛ)
ЛУ-ЛУ-ЛУ- не могу найти …(ПИЛУ)
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ- очень маму я …(ЛЮБЛЮ)
Логопедическое занятие на тему» «Постановка звука Л»
Тема: Звук [Л]
Цель: Автоматизация звука [Л] в обратных слогах, словах с обратными слогами.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
— Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].
— Закрепить произношение звука [Л] в словах в начале и конце.
Коррекционно-развивающие:
— Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.
— Развивать целостность восприятия.
— Развивать мелкую и общую моторику.
— Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.
Коррекционно-воспитательные:
— Воспитывать усидчивость, самоконтроль.
— Воспитывать отзывчивость, желание помогать.
Оборудование: компьютер, презентация, зеркало.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Слайд 2
Логопед: — К нам на занятие сегодня снова пришел Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.
Назови первый звук в имени Лунтика.
Ребенок. — Звук [Л].
Логопед: — Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем продолжать упражняться произносить звук [Л]. Но, чтобы в путешествии наши глаза не устали, давай их потренируем.
2. Гимнастика для глаз.
Слайд 2
Вместе с Лунтиком втроем мы по улице идём (движения руками).
Глазки вверх ты подними – и на облака смотри.
А теперь опустим вниз – что там в речке? Присмотрись.
Глазки – вверх, и глазки – вниз,
Глазки – вверх, и глазки – вниз.
Солнце в небе светит ярко,
Мы зажмуримся! Как жарко!
Открываем – закрываем,
Открываем – закрываем,
Очень весело играем!
А теперь пора обратно,
Шагать вместе – так приятно!
3. Артикуляционная гимнастика.
Слайд 3-7
Логопед: — Ты хочешь побывать на сказочной полянке? Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!
Упражнения для языка:
«Улыбка» — широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторять упражнение 3-4 раза.
Наша Маша озорница тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, — говорит.
-Я теперь — Лягушка!
«Блинчик» — положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
Язык, как блинчик, положи,
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.
«Парус» — улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Лодочка под парусом по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей зовёт.
«Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-6 раз.
Если у Маши плохое настроение, Ест наша Маша вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
Широким язычком облизнуть все сразу.
«Лошадка» — присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно, тянуть подъязычную связку. Проделать 5-6 раз.
Цокает лошадка
По дорожке громко. Язычком пощёлкай,
Тоже будет звонко!
4. Закрепление изолированного произношения звука [Л]
Слайд 8
Логопед: — Ну, теперь можно отправляться в путь!
Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?
Ребенок: — На лодке.
Л: — Правильно, нам нужна лодка.
Садимся в лодку плывем: «Л-л-л-л».
(Ребенок долго произносит звук [Л]).
5. Автоматизация [Л] в слогах.
Слайд 9-11
Логопед: — Вот мы и добрались до полянки! Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это? (Ребёнок рассматривает слайд, называет друзей Лунтика).
Логопед: — Посмотри, сколько на этой полянке красивых цветов. Давайте соберем их для Лунтика. А пока собираем, повторяй за мной слоги:
ЛА-ЛА-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
6. Произношение звука [Л] в обратных слогах.
Слайд 12-15
Логопед: — Лунтик очень любит произносить чистоговорки. Давай вместе с ним их проговорим.
В речку мяч упал — АЛ-АЛ-АЛ.
Мы забили гол — ОЛ-ОЛ-ОЛ .
Лунтик сел на стул — УЛ-УЛ-УЛ.
Павел полы мыл — ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ.
7. Развитие фонематического восприятия.
Слайд 16-17
Логопед: — Мила торопилась в гости к нам на полянку, хотела с нами поиграть, но уронила свою корзинку с игрушками, давай поможем ей собрать все обратно.
Игра «Помоги Миле» Логопед: — Выбирай и называй только те игрушки, в названии которых ты слышишь звук [Л]. Слова: лось, лошадка, лопатка, зайчик, мышка, котёнок. Логопед: — Мила говорит тебе: «Большое спасибо».
8. Физкультминутка. Слайд 17
На волшебном на лугу (показать руками)
Разные цветочки.
На лужок я побегу (лёгкий бег на месте)
Через лужи, кочки. (прыжки на месте)
Я понюхаю цветы, ( наклон вперёд и вдох через нос)
Полюбуюсь солнцем. (поднять голову кверху и руки)
Улыбнусь тебе, и ты,
И вместе улыбнёмся (улыбнуться друг другу).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
9. Автоматизация звука [Л] в конце слова.
Слайд 19
Логопед: — У Лунтика есть любимая игрушка «Веселый поезд».
В этом поезде путешествуют пассажиры, в названии которых есть звук [л]. Предлагаю назвать их.
Слова: осел, козел, орёл, сокол.
10. Формирование навыка звукового анализа.
Слайд 20
Логопед: — Лунтик хочет с нами поиграть. Нам необходимо разложить вещи по лукошкам: первое — слова, где Л в начале слова, второе — слова, где Л в конце слова.
Слова: лапоть, лампа, ложка, лупа, пенал, мел, стул.
11. Автоматизация звука Л в словах.
Слайд 21
Логопед: — Пока мы играли, уже стемнело. В это время Лунтик любит смотреть в свой телескоп и наблюдать за небом. Назови, что увидел Лунтик?
Ребенок называет появляющиеся на экране картинки
Л: Молодец! Ты все назвал правильно.
12.Итог.
На сегодня Лунтик и его друзья прощаются с тобой. Им было очень интересно с тобой играть, но им уже пора идти.
С каким звуком мы играли? Что тебе понравилось?
Индивидуальное занятие «Постановка звука Л»
Индивидуальное логопедическое занятие
Тема: Звук «Л», постановка.
Цели:
активизация мышц речевого аппарата, формирование артикуляционного уклада звука «л»;
развитие фонематического слуха, выделение звука из звуковых, слоговых потоков и слов;
учить правильному произношению звука «л» изолированно, опираясь на слуховой и зрительный контроль;
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем: последовательность закрепление кирпичиков LEGO между собой, для создания конструкции; развитие мелкой моторики;
воспитывать интерес к совместной деятельности, развивать внимание и сосредоточенность, навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование: зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, ЛЕГО-конструктор, образец «Пароход», дидактическая игра «Собери ракушки»
Ход занятия
11.Организационный момент. Сообщение темы занятия.
— Здравствуй! Познакомься. Это капитан Антошка. Он приглашает тебя в путешествие по морю. На чём мы будем путешествовать. Правильно — на пароходе и мы его с тобой построим из ЛЕГО.
Сегодня мы будем учиться слышать, находить среди других звуков, слогов, в словах и произносить звук «л». Будем стараться произносить его правильно и красиво.
2.Отработка артикуляции звука «ы». Анализ конструкции.
— Давай вспомним, как гудит пароход, когда он отчаливает от пристани. Нужно прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы». Так гудит пароход. Давай погудим и покажем пароход: пальцы вытянутых вперед рук сомкнуты под острым углом, изображая корму парохода.
Отплывает пароход
Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход.
Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит
Ы-Ы-Ы-Ы
«Путь счастливый говорит»
Ы-Ы-Ы-Ы
— Рассмотри конструкцию парохода. Сколько деталей ЛЕГО понадобиться? Сколько маленьких? Сколько самых больших? Сколько еще нужно кирпичиков ЛЕГО? (Ребёнок отбирает нудные детали по зрительному образцу.)
— Ты подготовил все необходимые детали, чтобы построить пароход.
3. Артикуляционная гимнастика
— Давай подготовимся к путешествию как следует, выполним артикуляционную гимнастику. За каждое правильно выполненное упражнение ты получишь деталь парохода.
Возьмём с собой хорошее настроение (Упражнение «Улыбка). Давай напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться (Упражнение «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). Перед выходом в море давай проверим, как переносим качку (Упражнение «Качели»). Качка нам не страшна! Бегом на причал (Упражнение «Индюк»).
Ты чётко выполнил все упражнения и можешь приступить к работе с конструктором.
4.Развитие мелкой моторики. Работа с конструктором ЛЕГО.
Ребёнок по предложенному образцу строит пароход.
-Что у тебя получилось? (Пароход.)
5. Координация речи с точными выразительными движениями и жестами
Упражнения по методике «Расскажи стихи руками». «Смелый капитан» (стихи Е.А. Алябьевой, г. Рязань)
Я на мостике стою
и бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали
и от качки все упали.
За канат держусь я крепко,
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
Чуть с мосточка не упал.
6. Постановка звука «л».
На картинке1 путь движения парохода. Предлагаю отправиться в путь: губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). Одновременно ведём пальчиком – «пароход гудит».
7. Произнесение изолированного звука
— Пароход приплывает к пристани. (Язык отрываем от зубов – слышим звук «л»).
— Какой звук ты услышал? («л»)
8. Анализ артикуляции
— Скажи, когда мы произносим звук «л» в каком положении находятся губы? (Приоткрыты). А где находится язычок? (Язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (Работает).
9. Дыхательно-голосовое упражнение «Пароход гудит»
Закрепление изолированного звука «л».
— Капитану очень понравилось, как ты управлял пароходом. Давай проплывём ещё раз. Когда пароход далеко от пристани, как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Когда близко – громко. Произнеси звук «л» длительно на одном выдохе с изменением силы голоса. (Далеко. Близко)
10. Развитие фонематического слуха
— Выйдем на берег. Как здесь много комаров. Лови только тех, кто гудит «Л». (Ребенок хлопает, когда услышит звук «л».)
Речевой материал: Н, М, Л, Р, Л, В, Л, С, Л.
— Топни, если услышишь звук «Л» в слогах.
Речевой материал: ЛА – НУ – РА – МА – МУ – ВА – ЛЫ – ЛО.
— Давай на память соберём ракушки. Только брать можно те, в которых прячется звук «л».
Речевой материал: солнышко, песок, стул, облако, ладонь, вода, лодка, чайка, пирамидка, груша, лампа, рыбка, рак.
-Нам пора возвращаться. Поднимемся на борт Дадим прощальный гудок. (л-л-л).
— На борту нашего парохода собралось немало вещей. Лишними будут те слова, в названии которых нет звука «л». Давай поиграем в игру «Четвертый лишний».
Речевой материал:
ложка, компас, лопата, мыло;
глобус, ласты, доски, одеяло.
11. Итог занятия:
— Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и берём курс домой. А какой звук помогал тебе сегодня? [л].
-Ты очень хорошо занимался, старательно выполнял все задания. И заслужил медаль «Молодец». Наше занятие окончено.
Литература:
1.Комарова, Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях . Альбом для дошкольника / Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 32 с.
Картинка1




DOCX / 683.24 Кб