это что такое? Развитие любознательности у детей :: SYL.ru
Любознательность лежит в основе всех идей, изобретений и креативных действий. Она создаёт изобретателей, инноваторов, перооткрывателей, творцов, мастеров. Результат любознательности может стать ценным как для самого человека, так и для его окружения.
Что такое любознательность
Любознательность — это интерес к получению новых знаний, внутренняя открытость к людям, явлениям, окружающему миру, искреннее стремление удовлетворить познавательные потребности и получить новый опыт или впечатления.

В процессе жизни разум нуждается в новой информации, а душа — в переживаниях. Любознательность присуща открытым людям, которым свойственно доверие, что несовместимо со злобой. Любознательность подразумевает готовность к обучению, приобретение опыта у знающих. Она стимулирует к развитию.
Преимущества
Любознательность вовлекает человека в мир открытий, приносит положительные эмоции, освобождает от безразличия, побуждает к действию, расширяет кругозор и позволяет взглянуть на мир без стереотипов.
Благодаря любознательности исследователей наука не стоит на месте, в сочетании с трудолюбием это качество даёт непревзойдённые результаты.
Любознательность «создаёт» лучших учащихся.
Любознательный человек отличается полноценным восприятием и неподдельным вниманием к собеседнику. Для него не бывает скучных тем, в любой из них он отыщет что-то захватывающее.
Недостатки
Редко любознательность приносит негативный опыт. Если в результате познания обнаруживается, что кое-что не может быть изменено, такое положение вещей угнетает.
Иногда стремление овладеть новой информацией или провести рискованный эксперимент влечёт большие неприятности. Существует достаточно примеров того, как любопытство, порождённое запретом, оборачивалось не только аварийными происшествиями, но и пожизненными комплексами в использовании заурядных вещей (спички, вода, электричество).
Интерес может играть на руку злорадству или превратиться в рычаг управления, помочь разобраться в психологических причинах неудач. Таким образом, любознательность — это интерес в том или ином направлении, который может приравниваться к достоинствам, а любопытство просто выходит за пределы собственных интересов человека и может принести как пользу, так и вред.
Взаимосвязь любознательности с другими качествами
Чем больше знаний получает человек, тем сильнее его любознательность. Воспитатели, преподаватели основывают учебный процесс также на факте о том, что развитие любознательности детей и обучение взаимосвязаны.

Благодаря наблюдательности, способности замечать детали, легко возникает интерес и активируется размышление. Любознательность и наблюдательность находятся в прямой зависимости друг от друга.
Любознательный человек хорошо информирован. Благодаря получению новостей о людях, стране и мире развивается целостное восприятие.
С повышением профессиональной квалификации стимулируется любознательность, без неё нет профессионального успеха.
Несколько советов для развития любознательности
1. Стоит отбросить мнение о том, что всё, необходимое человеку, уже известно, ведь в любом направлении остаётся непознанное, и всегда есть чему научиться.
2. Не стесняться спрашивать. Каждый глупый вопрос удаляет от невежества и приближает к просвещённости.
3. Необязательно стремиться к идеалу, достаточно придерживаться уравновешенного состояния: заинтересованность дополнять получением удовольствия от нового опыта. Развитие должно радовать, и тогда всё будет происходить само собой.
4. Работать нужно регулярно, хоть и понемногу, чтобы выработались соответствующие привычки. Избегайте крайностей.
5. Не отступать: у каждого человека случаются неудачи, даже у великого.
6. Развивать интуицию. В сочетании с фундаментальной логикой интуиция даёт потрясающие результаты.
Примеры любознательности
Вечные вопросы вроде «а что там внутри?» мы задаём ещё с детства. И если человек расщепил атом, изобрёл электричество и многое другое, то только благодаря своему любопытству!
Альберт Эйнштейн одним из главных условий успеха считал умение задавать вопросы. Любопытство, самокритика, упорная выносливость, по его словам, привели его к поразительным идеям.

История науки изобилует примерами любознательности, результатом которых был головокружительный успех. Известны также случаи, когда исследователю удавалось подойти совсем близко к открытию, но лавры первооткрывателя доставались другим! К примеру, знаменитый Майкл Фарадей в процессе электролиза мог бы открыть элементарный электрический заряд, но, видимо, был слишком сосредоточен на процессе электролиза.
Любознательность способствовала появлению теории Чарльза Дарвина. Благодаря упорству исследователя он смог состояться как революционер науки.
Пётр I в высшей мере был наделён любознательностью, о чём красноречиво говорит история. Массовые реформы и преобразования в государстве являются тому подтверждением.
Для Леонардо да Винчи любознательность стала одним из семи качеств, способствовавших развитию его гения, и, как он считал, может помочь стать гением любому человеку. По словам Леонардо, он никогда не был удовлетворён лишь одним ответом «да».
Особенности любознательности детского возраста: советы родителям
1. Слушайте вопросы малыша, не уклоняйтесь от них. Не молчите, не одёргивайте ребёнка под аргументом усталости, его назойливости, ведь вопросы могут и вовсе исчезнут из его жизни. Ваши ответы нужны для его опыта и развития.
2. Разрешайте малышу получать опыт. Исследовательская деятельность малыша с вашим участием может быть переведена в то русло, где её результат будет устраивать и родителя, и ребёнка: вместо испытания игрушек на прочность — лепка фигурок из глины, пластилина, теста; вместо разбрасывания песка — просеивание его сквозь сито; вместо рисования на обоях — растворение в воде пищевых красителей, и так далее.

Не секрет, что развитие любознательности дошкольников зависит от возможности проявлять себя, самостоятельности, уверенности в себе. Разрешайте малышу сажать цветы, рисовать мелком, жать на кнопку звонка, говорить по телефону, готовить тесто. Возможности получать впечатления есть везде.
Желательно, чтобы комната малыша позволяла устраивать эксперименты, не сдерживала фантазию ребёнка. Нужно обязательно объяснить ребёнку, что в его опытах вас может не устраивать лишь результат, а не сам процесс.
3. Наблюдайте и показывайте. Парк, лужайка, игровая площадка, музей, зоопарк, магазин, улица — любое место может стать познавательным пространством. Хорошо посещать выставки и концерты, спектакли, приглашать гостей. Задавайте ребёнку вопросы, делитесь наблюдениями, обсуждайте интересное для него.
4. Поощряйте фантазию малыша. Кроме воспитателей и реальности, малыша окружает мир фантазий: мультфильмы, игры, книги, его воображение. Позволяйте ребёнку импровизировать, «быть взрослым», играть роли сказочных героев, изображать зверей, характеры людей. Пусть малыш придумает свою сказку. Стимулируйте его воображение нестандартным развитием сюжета: «что было бы, если…», «как жили бы герои?»
Телевизор — враг активного познания мира, даже самая изысканная передача включает пассивное ожидание. Ребёнок понимает, что любые вопросы решатся без его участия. Исключением может стать совместный просмотр познавательной передачи.
5. Включайте обучение в повседневность. Знакомьте ребёнка с числами, задавайте простые вопросы: «одна конфета или две?», «красный или синий?», «на что похоже?», «на какую букву?», и так далее. Задача такого общения — в пробуждении интереса, что сделает процесс обучения простым.
6. Поощряйте малыша к высказыванию своего мнения. Меняйте обстановку, перекладывайте игрушки, наводите порядок, ищите лучший вариант, принимая участие в едином процессе.
7. Представьте обучение в виде игры. Критика, высмеивание, наказание за неудачи, принуждение против воли — всё это заставит ребёнка думать, что обучение — очень сложное дело, может вызвать замкнутость и опасение по отношению к учёбе.

8. Станьте примером для малыша. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже увлечены процессом познания мира, что это интересно и может продолжаться всю жизнь.
9. Устраивайте эксперименты. Нестандартный поворот событий активирует любознательность детей дошкольного возраста. Такой подход включит размышление, побудит к самостоятельности, поспособствует развитию смекалки. Разрешите малышу видеть решение задачи несколькими способами в повседневности. Расскажите, как учатся и живут в других странах, как питаются. Нарушайте привычное, приходите в восторг от новшеств, которые создаёте сами. И будьте ребёнку другом.
Проблемы развития любознательности
В современном обществе развитие любознательности обусловлено противоречиями между:
- необходимостью развития этого качества в дошкольном возрасте и принятой практикой, не всегда способствующей развитию любознательности;
- потребностью в теоретическом анализе проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью её в психологических исследованиях;
- возможностью развития детской любознательности в дошкольных образовательных учреждениях и отсутствием программных ориентиров для педагогического процесса.

Специалисты указывают на перечень возможных препятствий, сдерживающих проявление любознательного поведения человека, которое основывается на поиске, усвоении и преобразовании информации.
К ним относятся так называемые операциональные трудности: недостаточность познавательной сферы и способности к анализу и обобщению информации, ограниченность навыков рассудительности и познавательных привычек.
Из эмоциональных трудностей в качестве примера можно привести завышенную самокритичность, не обеспечивающую психологической стабильности, базовой основы для самовыражения.
Любознательность следует рассматривать как самостоятельную активность: поиск информации, полноценное самовыражение и взаимодействие с окружением — вот те компоненты, на основе которых будут развиваться положительные стороны характера.
Формирование познавательного интереса зависит от внешних причин и индивидуальных особенностей личности, задача отследить которые возлагается на воспитателей. Многое зависит от окружения человека: понимание, стимулирование, поддержка, общение и взаимообмен имеют большое значение в становлении личности и воспитании любознательности.
Высказывания о любознательности
Любознательность — это составляющая активного ума, которая во все времена волновала учёных, писателей, художников.
Эдвард Фелпс призывал поддерживать в себе огонь любознательности, который не позволит иссякнуть смыслу жизни.
По словам Анатоля Франса, лишь благодаря любознательности мир богат учёными и поэтами.
Жан-Жак Руссо справедливо отмечал, что человек является любознательным по мере своей просвещённости.
«Любопытство — двигатель прогресса!» — высказывание Андрея Белянина.
По словам Марии фон Эбнер-Эшенбах, любознательность — это любопытство, которое касается серьёзных предметов, и его справедливо можно называть «жаждой познаний».
Любознательный человек всегда пользуется популярностью в обществе, с ним приятно беседовать и невозможно заскучать, а его многосторонние интересы и увлечения способствуют приобретению новых друзей. Любознательные дети отличаются инициативностью, целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью, уверенностью, успеваемостью в учёбе. Таким образом, развитие любознательности становится одной из важных задач в современном образовании.
Детская любознательность — это надолго? Как убивают детскую любознательность. Размышления для понимающих взрослых.. Ивольский детский сад
Детская любознательность — это надолго?
Как убивают детскую любознательность. Размышления для понимающих взрослых.
Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности.
Альберт Эйнштейн
Что побуждает повара создавать новые рецепты? Что вдохновляет исследователя пускаться в далекие странствия? Что заставляет ребенка задавать множество вопросов? Не что иное, как любознательность.
С самого рождения ребенок активнейшим образом познает окружающий мир, он создан для того, чтобы учиться. Его мозг бурно развивается, создаются все новые и новые нейронные связи.
Именно поэтому термин «любознательность» ассоциируется в первую очередь с детьми. Ведь кому, как не ребенку, постоянно необходима информация для перехода на новый уровень развития?
ПОНЯТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.
Итак, что такое любознательность? Здесь, вроде бы, все просто: слово само подсказывает – «любовь к знаниям». Но почему одного ребенка называют просто любопытным, а второго гордо именуют любознательным?
Следует отметить, что содержание понятия «любознательность» до сих пор остается дискуссионным. Оно недостаточно отдифференцировано от понятий «интерес», «познавательная потребность», «мотив». Такая полиморфность обусловлена многозначностью понимания любознательности, отсутствием общих позиций в её исследовании.
Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шведова).
По мнению многих психологов, любознательность, как общая недифференцированная познавательная направленность личности ребенка, может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес (к чему-то конкретному).
Не менее существенной особенностью любознательности является то, что она может быть условием успешной активной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При наличии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Любознательность особенно ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» взрослых вопросами об устройстве мира, причинах тех или иных явлений, выходящих за пределы наличных ситуаций.
Специалисты считают любознательность признаком готовности ребенка к школьному обучению.
В.А.Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей. Любознательность – «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить… В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности».
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОНА ИМЕЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ?
Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интересов.
Любознательность является важной составляющей креативности и в значительной степени определяет саму креативность. Любознательность и познавательная активность – это то, что, по современным меркам, определяет успешность человека, в большей степени, чем интеллект.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
Сократ
Отметим четыре причины, объясняющие важность любознательности в нашей жизни. Вот они.
Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Любознательность приводит в действие наши умственные способности. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включается» внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Ребенок получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность – источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.
Любознательность помогает видеть новые идеи. У человека увлечённого разум настроен на их поиск. Свежая идея сразу же распознается, как только она приходит в голову. Любознательность позволяет человеку создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Любознательность создает изобретателей, путешественников и первооткрывателей, хороших профессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Если человек лишён любознательности, даже самые яркие из повстречавшихся на пути идей будут не замечены, потому что мозг не готов их воспринимать. По этой причине могло погибнуть бесчисленное множество идей.
Любознательность открывает новые возможности и качества. Обычно они не видны в повседневной жизни. Только пытливый ум может их заметить и распознать. И тогда любознательный человек открывает для себя новые горизонты, раздвигает границы.
Любознательность стимулирует интерес к жизни. Для любознательного человека жизнь никогда не будет рутинной. Он никогда не будет скучать, потому что, ведя активный образ жизни, всегда обнаружит что-то привлекательное, всегда найдёт способ развлечься. Таким образом, жизнь человека получает еще один источник позитивных эмоций, она воспринимается как более интересная, увлекательная, яркая.
ЧТО ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ.
Если стремление познавать мир заложено в каждого ребенка от рождения, то в чем же состоит миссия родителей?
Сегодня ни для кого не секрет, что дети усваивают стиль жизни своей семьи. Любознательность, как личностная черта, может быть, как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых.
Практика показывает, что современный стиль воспитания очень влияет на развитие любознательности современного ребенка. Например, часто ли вы слышите в автобусе, больнице, электричке и других общественных местах как маленькие дети громко задают вопросы? Зато дети сидят, уткнувшись в гаджеты, играют в игры или смотрят мультфильмы, а бывает, что не делают даже этого, а просто равнодушно взирают на окружающих.
Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности.
Эдвард Фелпс
Становясь школьником, такой ребенок больше всего ждет перемены, чтобы поиграть в новую игру в телефоне, и ему совсем не интересен мир вокруг него. Как ни печально, но это уже свершившийся факт. У мальчишек пропало увлечение физикой, шахматами, борьбой и приключенческими романами. А всю свою жизнь они проводят в виртуальном мире, где они герои, успешные, ловкие и смелые. Девочки тоже не отстают. Их перестали интересовать умения мам. Про бабушек и говорить нечего, мало кто из девочек интересуется цветами, книгами, прикладным творчеством.
Знаменитый детский психолог Людмила Петрановская выделяет два важных условия для непрерывного развития любознательности у детей:
богатая среда;
состояние покоя.
Если мы посадим ребенка в белую пустую комнату без книжек и игрушек, то, конечно, он там будет развиваться плохо, потому что у него не будет достаточной стимуляции. Но это вовсе не значит, что для любознательности требуется что-то невероятное, из ряда вон выходящее. Ребенка не нужно возить по всем галереям мира, чтобы он развивался.
Ему достаточно нашего обычного мира — дома, на улице, в парке.
Если интересы родителей не выходят за рамки просмотра сериалов и футбольных матчей по телевизору, то, скорее всего, подрастая, их ребенок будет отдавать предпочтение компьютерным играм и молодежным сериалам. Все это, а также бесцельное блуждание по Интернету может быть проявлением любопытства. Но для развития любознательности необходим активный интерес, активное действие.
Для одного эксперимента маму с ребенком 5-6 лет приглашали в кабинет психолога, где повсюду было огромное количество развивающих игр, буквально все полы и полки были уставлены всевозможными интересными вещами. Когда мама с ребенком заходили, психолог-экспериментатор извинялся: «Ой, простите, мне срочно звонят, проходите, располагайтесь, чувствуйте себя как дома», – и выходил. Далее на протяжении 10 минут он наблюдал за поведением испытуемых.
Оказалось, что все испытуемые разделились на 4 группы.
В первой группе мама сразу говорила ребенку: «Ничего не трогай, сломаешь! Сядь, сиди смирно!» И сама сидела смирно, и все время шикала на ребенка, чтобы он ни до чего не дотрагивался. И они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала.
Во второй группе мама говорила: «Дяденька разрешил все брать – делай, что хочешь», – а сама доставала из сумочки женский журнал и принималась читать. Ребёнок, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т.д.
В четвертой группе мама, забыв про ребенка, с широко открытыми глазами начинала все хватать и рассматривать, и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.
После этого психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня любознательности у ребенка.
Нетрудно догадаться, что наиболее высоким уровень любознательности оказался в четвертой группе. На втором месте, как ни странно – ситуация, когда мама читает журнал и не мешает ребенку заниматься познанием самостоятельно. Случай со строгой мамой, запрещающей что-либо трогать, оказался еще не самым худшим. Но наименьшая познавательная активность обнаруживалась у детей, чья мама брала на себя инициативу и руководила деятельностью ребенка: «Смотри, какая полезная развивающая игра! Покрути вот здесь, а вон ту формочку положи сюда, да не так, ты неправильно делаешь, почему ты не так сделал?»
Фактически, у ребенка притуплялся познавательный интерес из-за постоянных указаний, инструкций и оценок со стороны мамы. А там, где мама показывала пример – ей самой было ужасно интересно – у ребенка включался познавательный интерес.
Мораль очевидна. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное – если самим родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не сидят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется. А если родители еще и радуются проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они рассказывают дома, то все вообще замечательно.
Часто родители сетуют, что дети целыми днями просиживают в гаджетах, и их очень тяжело отвлечь и заинтересовать какой-то другой игрой. Ставить себе задачу вообще вытащить детей из гаджетов, наверное, некорректно, потому что мы не можем идти против времени. Дети поколения Digital не просто играют в гаджеты, они в них живут. Они в них разбираются намного лучше, чем мы. Поэтому, наверное, задача должна быть не в том, как их оттуда вытащить, а в том, чтобы у них было в жизни что-то еще. Естественно, если все, что они слышат от родителей – это вопросы: «Что тебе поставили в школе?» «Почему ты до сих пор не убрал в комнате?» и «Оставь меня в покое, я устала», – то зачем им вылезать из планшета? Смысла-то нет. При этом любой ребенок, которому папа предложит, например, поиграть в футбол, не променяет это на планшет.
Но есть и другое обстоятельство – любознательность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний. Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на прогулке весь – воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке. И вдруг – мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачивается, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц.
А теперь, представьте, что мамы нет ДОЛГО. Или СОВСЕМ НЕТ. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо приемным родителям, которым бывает очень трудно реабилитировать в этом отношении детей, долго пробывших в интернатном учреждении. Но и с домашними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандально разводятся, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает очень тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и т.д.
Дети в условиях неудовлетворения основных жизненных потребностей, как правило, демонстрируют низкую степень любознательности, поскольку страх сковывает их познавательную активность и препятствует контактам со сверстниками.
Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать всё как будто на автопилоте.
Только после того, как ребенок в семье обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития, темп развития ребенка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными особенностями.
То есть, с другой стороны, очень много всего нужно, чтобы любознательность развивалась. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы.
КАК РАЗВИВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
Любознательность в детском возрасте жизненно необходима, потому ее нужно не только формировать и поддерживать, но и усиливать!
Прежде чем говорить о развитии любознательности, стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество – задача более сложная.
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастет в познавательную активность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка.
Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее…
Франс А.
Любознательность можно воспитать, если взрослый активно поддерживает ситуационно проявляемые самим ребенком эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то. Например, если ребенок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Если ребенок после наводящих вопросов взрослого не догадался сам, можно в качестве подсказки высказать собственные мысли по этому поводу. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция заложит первый кирпичик в формирование любознательности как личностной черты. Если взрослый будет ругать ребенка за попытки разобрать новую машину либо убеждать его, что в этом нет ничего интересного, то познавательные интересы будут подавляться, он поймет, что это не интересно, не стоит внимания, либо даже запрещается. Плоды такой реакции проявятся значительно позже, когда в школе ребенок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмысленно.
Второй способ развития любознательности дошкольника — внимание к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивается любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте и старайтесь это сделать максимально полно и доступно. Например, если ребенок заинтересовался большой собакой на улице – расскажите о породе, связанных с ней интересных историях. Если знаний недостаточно, можно обратиться к хозяйке за пояснениями.
Третий способ развития любознательности у ребенка состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. е. «заразить» собственными эмоциями. Например, можно пригласить ребенка поэкспериментировать, какие предметы тонут в воде, а какие — нет, и подумать о том, от чего это зависит. Можно поделиться с ним интересным и радостным наблюдением, например, как кошка играет с игрушкой, вместе в энциклопедии или Интернете узнать, кто придумал телефон.
Четвертый способ — выказывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения — результат любознательности. Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открытиям», увлечениям самого ребенка. Иногда он «открывает» для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.
ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ УБИВАЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Аристотель считал, что любознательность нельзя изменить, но практика XXI века показывает обратное.
Для развития любознательности важно не только создать благоприятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то.
Резюмируя, обозначим эти факторы:
1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Когда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что от того, как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией, зависит то, как скоро он адаптируется и вернется к желанию получать новые знания и опыт.
2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нельзя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им отвращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности.
3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом принимали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологическую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследований. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования здоровой самооценки.
ВОПРОСЫ РЕБЕНКА, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.
Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности. Именно познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их, когда:
пытаются найти «новому» место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение;
возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает;
хотят убедиться в правильности своего вывода (это категория вопросов-гипотез).
Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно.
Характер вопросов меняется с возрастом ребенка. Если сравнить вопросы, которые возникают у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, то можно заметить, что по мере развития вопросы становятся более сложными и носят отвлеченный характер. Так, в возрасте 2-3 лет ребенок путем вопросов хочет получить от взрослых информацию, связанную с предметами, с непосредственным его окружением. Позднее у детей развивается интерес и любознательность не только к видимым и осязаемым предметам, но и к явлениям более отвлеченного характера: «Откуда взялось небо?», «Как мальчики из маленьких будут большими?», «Откуда берется снег?» и т.д. и далее начинают преобладать вопросы «почему?».
В возрасте пяти лет детей не случайно называют «почемучками», на взрослых обрушивается лавина вопросов: любознательные «почемучки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют. Это говорит о том, что ребенок развивается нормально. Возраст «почемучек» – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на ребенка, зависит от родителей и педагогов. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии. Вопросы – это лакмусовая бумажка детской любознательности.
Часто мы, взрослые, даем детям ответы на не заданные вопросы. У ребенка еще нет заинтересованности, у него не возникло первичных импульсов любознательности, он еще ничего не спросил, а ему уже говорят. И совсем другое дело, когда речь идет о естественном познании — когда ребенок что-то сделал и получил результат, который провоцирует его на множество вопросов «как?», «почему?», «зачем?».
Детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов. Когда родители утрачивают терпение и отмахиваются от детских вопросов, как от надоедливой мухи, происходит примерно такая ситуация, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях»: «Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», – увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр». – Ты почему не одел калоши? – Потому что перпендикуляр. – Почему грубишь? – Потому что перпендикуляр». Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь.
Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.
Прежде всего, ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним. Тем самым взрослый сможет показать малышу, что его любят, слушают и считают его вопросы важными.
Для того, чтобы дети не стеснялись задавать вопросы, взрослый должен объяснить простое правило: «Если что-то не понял или не знаешь, – это не плохо, ведь всегда можно это узнать. Плохо когда можно узнать, а ты не узнаешь».
Недопустима неадекватная реакция на вопросы детей. Нельзя высмеивать, насмехаться и говорить: «Вырастешь, сам узнаешь» и т.д. Такое поведение взрослых не способствует развитию любознательности.
Ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.
Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не падает?» и как можно на него ответить.
Ответ-пустышка |
«Ну, потому что не падает и все». «Потому что. Ты еще маленький и не поймешь». «Иди, спроси у бабушки». «Подрастешь — поймешь». |
Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах. |
Ответ-провокация |
«А почему ты считаешь, что оно должно упасть? « «А почему Земля не падает на Солнце?» |
Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники). |
Ответ со ссылкой на мироздание |
«Так устроен мир». «Законы физики не дают ему упасть». «Так захотел Бог» |
Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку – нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего. |
Научные, слишком длинные ответы |
«Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю… |
Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же, такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно – с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено. |
Сказочные и антропоморфные ответы |
«Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем». «Потому что оно лучиками держится за небо». |
Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы – очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания. |
Ответы с вариациями |
«Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся». «А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…» |
Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывают разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?». |
Лаконичный ответ по существу |
«Солнце не может упасть» «Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким» «А упасть может только то, что близко от земли» |
Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе – хорошо. Вы ответили, по сути, простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям. |
Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Продуктивность любознательности проявляется в количестве задаваемых вопросов, их качестве, способности выдвигать предположения. На уровне речи развитие любознательности проявляется в том, насколько ребенок способен грамматически правильно выстраивать вопросы, выразительно, аргументировано выражать свою точку зрения.
Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.
Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.
Отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите ребенку хорошую службу, научив его думать, поможете сделать важный вывод: невозможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно.
Особенно в школьном возрасте необходимо побуждать ребенка к самостоятельному нахождению ответов на возникающие вопросы. Научите его пользоваться учебниками и словарями, покажите преимущества энциклопедии, познакомьте его с поиском в интернете.
Нобелевский лауреат 1944 года физик Исидор Раби подчеркнул, что своим успехам в науке он обязан матери, которая смогла не только сохранить, но и приумножить его природную любознательность. «После школы многие матери задают своим детям вопрос: «Чему новому ты научился в школе сегодня?». Многие, но не моя мама, — рассказывал он на церемонии вручения премии. – Моя мама неизменно спрашивала меня: «Изи, какой хороший вопрос задал ты сегодня?» Это помогло мне не только сохранить природную детскую любознательность, но сделало меня ученым, способным задавать вопросы и находить ответы на них».
Важно также не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствует развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.
Помните, что родитель первый и самый важный учитель ребенка. Поощряйте его любознательность и открывайте перед ним все новые и новые горизонты познания и опыта. Не забывайте о том, что дети любят исследовать окружающий мир с помощью своих органов чувств, поэтому создавайте им такие возможности в безопасной и вдохновляющей обстановке.
Помните, что, развивая у вашего ребенка любознательность, вы закладываете в нем стремление к непрерывному обучению, которое будет помогать ему расти и развиваться в течение всей жизни.
Рекомендуемая литература:
Со статьей «Как развивать детскую любознательность и стремление к знаниям?» можно ознакомиться по ссылке:
Статья по теме: Любознательные дети
Рекомендации по развитию любознательности у детей.
Малыши ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у взрослых часто голова идёт кругом от их вопросов. Иногда желание отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но всё же постарайтесь не прятаться от любознательного «почемучки».
Не одёргивайте ребёнка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе всё щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях.
Слушайте вопросы ребёнка и не ленитесь отвечать на них.
Мир полон захватывающих вещей, и для взрослых это часто беда, ведь ребёнку надо с ними экспериментировать. Активное изучение ребёнком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок, но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одёрнуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: пусть ребёнок строит укрытия из стульев и одеял, рисует на стенах, швыряется подушками, возводит замки из песка. Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Проводите с ребёнком безобидные опыты и эксперименты: лепите из теста, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т.д. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребёнку тем более.
Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите её как должное, но и поощряйте её.
Знакомьте ребёнка с числами, цветами, буквами, рассказывайте обо всём. Ваша цель не в том, чтобы научить ребёнка считать или писать, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, всё остальное ребёнок изучит сам.
Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность.
Обучение должно быть весёлой забавой. Если ребёнок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если будете ставить перед детьми трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что – то делать, то он начнёт страшиться учёбы, страшиться узнавать что – то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребёнка сопровождалось игрой и забавой.
Обучая ребёнка, играйте с ним.
Наблюдение – прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживлённые улицы – ребёнку везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости – ребёнок обязательно найдёт что – то интересное для себя. Делитесь с ребёнком собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.
Показывайте и наблюдайте вместе с ребёнком мир.
Пусть ребёнок качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дёргает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его ещё более ценным. Всё, что делает ребёнок, даёт ему необходимый жизненный опыт.
Дайте возможность и просто позволяйте ребёнку получать разнообразные впечатления.
Ребёнка учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, которые вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. Поощряйте любые игры. Предлагайте ребёнку придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ребёнок знает. Добавьте Бабу – Ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка – в историю о Снежной Королеве. Задавайте ребёнку вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами.
Всегда интересуйтесь мнением малыша по различным вопросам. Задавайте вопрос о том, кто ему больше нравится — Русалочка или Король Лев, железные дороги или мягкие игрушки. Приходите в такой же восторг от стрекозы или жука, расспрашивайте о том, что он узнал нового в садике и что он думает об окружающих его предметах. Не ленитесь показывать, насколько вам с ним интересно.
Поощряйте фантазии и импровизации детей.
Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребёнка заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребёнок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания.
Будьте для ребёнка примером.
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста
Каждый взрослый, наверняка, замечал, как сильно развито у маленького ребёнка стремление к познанию окружающего мира! Именно детская любознательность и любопытство подталкивают ребятишек к новому и неизведанному, что нам, взрослым, кажется совсем несущественным. Возможно, есть родители, которые совершенно не обращают внимания на такое поведение своего дитя. Между тем, специалисты утверждают, что несформированность таких качеств, как любознательность, пытливость, любопытство может привести к серьезным проблемам при обучении в школе, ведь еще Сократ говорил: «Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим». Заботливых и внимательных родителей радует стремление ребенка к познанию нового, но при этом они хотят знать, какие приемы будут эффективнее всего воздействовать на развитие любознательности детей?
«Что это?» — главный вопрос любознательности
Психологи подчеркивают, что любознательность — это природное качество человека, основанное на познавательном интересе. Давая определение любознательности, они характеризуют ее, как стремление к новым знаниям, проявление активного интереса к полученным впечатлениям. Все это имеет большое значение для детей, так как облегчает процесс познания и непосредственно учебную деятельность. Извечный вопрос — удивление » что это?» ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность: «познание начинается с удивления» (Аристотель). Каждый родитель замечал, в период, когда кроха начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Из-за этого не стоит огорчаться, наоборот, нужно понять свое чадо и так устроить домашнюю обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой или книжный уголок, убранство в кухонном интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях:
- На начальном этапе развитие любознательности у детей дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»).
- На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»).
- Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только «что это?», но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.
Шаги по ступеням любознательности
По утверждению педагогов, воспитание любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Именно в этот период малыша привлекают не игрушки, а манят шкафчики с открывающимися и закрывающимися дверцами, сковородки, кастрюли, электрические розетки, папины дискеты, мамина косметика, бабушкино вязание, кошкины миски. Да мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один — два года! Для родителей — это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период, когда действия с предметами, то есть предметная деятельность, становится главной в жизни крохи и может удовлетворить его любопытство.
Важно: активное общение с малышом в период раннего детства и обучение новым предметным действиям помогает развивать стремление ребенка к познанию неизведанного, ведет его к новым исследовательским действиям!
Когда малыш начинает говорить, развиваются его познавательные интересы. Это выражается в тяге к самостоятельности, желании быть «как взрослый», стремлении к более полноценному общению с взрослым. На этом этапе расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих, находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: «Почему листья зеленые», «Как получается дождь?», «А радуга, это что?». Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.
В старшей возрастной группе продолжается дальнейшее развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации, что можно увидеть по следующим признакам:
- на фоне формирующегося логического мышления, расширения кругозора у дошкольников появляются зачатки исследовательских действий;
- на основе разнообразных интересов развивается мотивация к новым знаниям;
- если ребенок любознателен, он старается проникнуть в устройство предметов, проявляя интерес к их сущностным характеристикам, свойствам и назначению
- эффективность любознательности проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов, умению строить предположения, аргументировано выражать свою точку зрения.
Советы любящим родителям
Как развивать любознательность ребенка? Любящие родители должны знать понятие любознательность и разные способы ее развития. В домашнем воспитании важно использовать не только развивающие игры и упражнения, но и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. В этом плане на формирование любознательности влияет:
- Деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса, например: «Мама, смотри, оказывается, енотик умеет мыть свои лапки!» или «Папа, я догадался, как вертолет летит!».
- Внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ. Если родитель не знает, как ответить на вопрос крохи, необходимо найти ответ и вновь вернуться к нему. Полезно, если родитель будет искать ответ вместе с ребенком в энциклопедиях, интернете. Такая совместная работа дает хорошую возможность для развития познавательной активности дошкольников.
Пример родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе, проводят элементарные исследования, например, вместе с детьми выращивая овощи или цветы на даче. Или на прогулке по парку, в лесу, наблюдая за изменениями в природе, или изучая только что купленный бытовой прибор.
- Рассказ родителей об известных открывателях, создателях ценных изобретений для человечества, при этом искреннее восхищение новыми открытиями.
- В семье необходимо замечать, оценивать и сохранять все открытия собственного ребенка, его достижения. Можно завести альбом с фотографиями, детскими рисунками, выделить место в квартире для поделок.
Когда родители спрашивают, какие условия развития любознательности целесообразно создать в домашней обстановке, можно ответить, что главное — не ограничивать исследовательскую деятельность дошколенка. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как дошкольник старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Родителям лучше немного опережать своего малыша и предлагать ему разные действия, например:
- игры (вводить неожиданные предметы в игровые действия: кухонную посуду, бросовый материал; приобретать разборные игрушки: машинки, кораблики),
- рисование, лепку, аппликацию (показать оригинальные приемы изображения: с крупой, песком, камешками),
- наблюдения во время прогулки (ставить простые эксперименты: почему вода замерзла, что нужно для роста растений, как происходит листопад),
домашние дела (вместе с ребенком пересаживать растения, лепить пельмени, печь булочки),
- оборудовать комнату ребенка для побуждения к фантазии (ночник в виде земного шара, звездное небо на потолке с изображением созвездий, занавеси как декорации),
- просмотр мультфильмов, чтение книг, знциклопедии с интересными историческими или научными фактами, картинками, биографиями героев — первооткрывателей,
- занимательные опыты, которые можно устраивать дома во время досуга, детских праздников (торнадо, волшебная лампа, мыльные пузыри, невидимые чернила).
Важно: чтобы развить любознательность детей, родителям нужно использовать все моменты повседневной жизни для расширения объема знаний, побуждать дошколят задавать вопросы и вместе искать ответы на них.
Упражнения и игры на любознательность
Хорошим подспорьем для домашнего обучения всегда были игры и игровые упражнения. Помогут они в развитии любознательности и познавательного интереса. Главное при подборе таких игр — они должны побуждать детей к исследовательской деятельности, вызывать желание узнавать новое и докапываться до сути.
Цепочка вопросов
Упражнение можно проводить в любой ситуации: дома, на прогулке, на домашнем занятии. Взрослый придумывает интересную тему, например, «Зачем нужна одежда?», «Почему идет дождь?», «Откуда берутся грибы?». Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок.Дошкольник отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос. Например, логическая цепочка может быть такая:
- зачем нужна одежда?
- какая бывает одежда?
- без одежды как было бы человеку?
- из чего шьют одежду?
- когда не было ткани, во что одевались люди?
- как они добывали шкуры?
- как можно сшить одежду из шкур?
Преобразуем старое в новое
Любознательность детей можно совершенствовать самым простым способом, если придумывать новое использование старым предметам. Например, мама собирает все ненужные вещи на кухне (коробочки, пластиковые бутылочки, стаканы, крышки) и предлагает малышу придумать, как можно их еще раз использовать в быту. Из небольших пластиковых бутылочек получатся забавные рожицы зверят, если к ним подклеить ушки и нарисовать глаза, носики, усики; обклеив старую коробочку красивой тканью, можно получить оригинальную шкатулку для подарка бабушке. Главное, побуждать малыша самого придумывать различные преобразования, видеть перспективу старой вещи.
Игры — раскопки
Сейчас такие игры становятся популярными для детей и взрослых, поэтому приобретая игру — раскопку, ее можно сделать семейным развлечением. Игры — раскопки направлены на развитие любознательности, например, «Тайны пирамид», «Юный археолог», «Динозавр в айсберге» или «Потерянная экспедиция». Затем подобные игры можно делать самостоятельно и играть достаточно длительное время. Смысл всех игр в том, что обязательно нужно раскопать какой-либо артефакт под культурными слоями. Игровые действия помогают открыть древние тайны истории. На семейном досуге интересно устроить конкурс, кто быстрее докопается до артефакта или предложить коллекционирование артефактов.
Путешествуем во времени
Есть разные варианты подобных игр — путешествий, в которые можно играть вместе с детьми. Они помогают не только развивать познавательные интересы ребенка, но и учат логическому мышлению.
- Онлайн — игра: по сюжету герой находит машину времени, но не может ею управлять. Не изучив инструкцию, он просто нажимает на кнопку и начинает путешествовать. В результате много интересных персонажей разных исторических времен ему встретятся: динозавры, рыцари, ковбои. Героя игры ждут разные испытания в разном историческом времени. Нужно помочь ему вернуться в современность.
- Словесная логическая игра начинается с рассказа ведущего: «В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Жители использовали ее по-разному: одни путешествовали только в прошлое, другие — только в будущее. Но были в этой стране жители, которые не путешествовали и жили в настоящее время. Из-за этого машины заржавели. В этой стране жил Тим, он был очень любопытный, но его семья летала только в прошлое. А ему очень хотелось попасть в будущее. И однажды он пробрался к машине времени, смазал все механизмы, и машина отвезла его в будущее. После возвращения любопытный Тим всем жителям рассказал, как прекрасно будущее. И всем захотелось слетать туда. Но машины времени двигались только туда, куда они привыкли летать. Многие жители не стали даже стараться, а некоторые все-таки научились управлять машиной времени и летать туда, куда хочется». Игроки должны рассказать, куда они отправятся и что может им встретиться в путешествии, например, в прошлом времени — динозавры, пещерные жители, рыцари, короли и королевы. Или в будущем — роботы, межпланетные космические корабли. Для поддержания интереса и воплощения замысла можно предложить ребенку сделать зарисовку, а остальным участникам игры отгадать, в каком времени побывал игрок.
«Я — в зеркале»
Упражнение помогает совершенствовать познавательный интерес дошкольников, воплощать творческие замыслы, словесно описывать свои эмоциональные проявления. Взрослый предлагает ребенку нарисовать самого себя в трех зеркалах: голубом — Я в настоящем, зеленом — Я в прошлом и красном — Я в будущем. Затем идет обсуждение рисунков, например, можно спросить дошколенка, что он чувствовал при рисовании, какие эмоции вызвало у него изображение самого себя в прошлом, настоящем, будущем. Спросить, в каком времени было легче себя изобразить? Обязательно все рисунки собирать в отдельную папку, возвращаться периодически к этой теме, чтобы проследить, как совершенствуется и активизируется желание познавать себя, представлять себя в будущем.
Такие незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспитании дошколят!
Как и зачем поддерживать детскую любознательность?
Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения.
С возрастом наше стремление узнавать не только не отмирает, но и позволяет нам жить более насыщенной и счастливой жизнью. Учёные давно доказали, что люди, которых тянет к новым знаниям чувствуют себя счастливее и отличаются лучшим самочувствием. Именно поэтому перед родителями встаёт очень важная задача – поддерживать природное любопытство своих детей и не давать ему угаснуть в старшем возрасте.
Детский Монтессори центр «Созвездие» хорошо знаком с детским любопытством и спешит поделиться своими знаниями с родителями.
Любознательность – это ключ к пониманию мира
Любознательность является врожденным качеством любого ребенка, но проявляется по-разному в зависимости от возраста. Пока самые маленькие создают представления о простых предметах с помощью всех своих органов чувств, дети более старшего возраста активно используют знания старших и учатся самостоятельно добывать информацию о более сложных вещах и явлениях.
Первый год жизни
Уже на первых месяцах жизни малыши без затруднений замечают закономерности внешнего мира, настораживаются, если появляется что-то неожиданное или необычное. Именно эта чувствительность к порядку формирует первые осмысленные представления о мире, он перестаёт быть хаотичным набором ощущений.
Любопытство становится ключом развития младенца — это та сила, которая позволяет ему объяснять неожиданные события и преодолевать неуверенность. Подключая все свои органы чувств, малыш пытается исследовать всё незнакомое до тех пор, пока оно не станет понятным.
Эпоха маленького урагана
К 18 месяцам дети достигают особого этапа развития, когда они особенно жадно поглощают любую новую информацию. Научившись ходить, движимые любопытством малыши становятся для дома настоящим ураганом: абсолютно всё нужно потрогать, исследовать на вкус и запах, проверить на прочность.
Дети устраивают бардак не со зла. Это их совершенно естественный способ познания того, что происходит вокруг. Без использования всех своих органов чувств крохи не могут создать целостные представления о предметах и явлениях, поэтому пока дома есть хоть что-то непонятное, оно буквально манит ребенка к себе.
Со временем больше и больше вещей становятся понятными для малыша. Он уже знает дорогу до детской площадки, что происходит в продуктовом магазине, зачем нужна мамина косметика и стоит ли тянуть кошку за хвост. Знания о вещах и событиях, которые непосредственно окружают ребенка, позволяют ему быть более самостоятельным и всё больше усложнять свои игры. День за днём багаж знаний ребенка растет, повседневные вещи уже не удивляют, поэтому интерес малыша переключается на более сложные вещи и явления, начинается эпоха бесконечных вопросов.
Эпоха почемучек
В возрасте 3-4 лет ребенок начинает задавать невероятное количество вопросов. Многое из того, что он мог изучить сам, уже изучено и внимание переключается на вещи, которые невозможно потрогать или укусить. Именно вопросы и ответы на них позволяют ребенку познакомиться с миром, которые недоступен глазу: что находится на краю неба, зачем кушать сидя, почему бабушка седая, зачем папа идёт на работу и многие другие вопросы, которые позволяют ребенку понять законы природы и принципы существования в обществе.
Вопросы – это следующий этап познания ребенком окружающего мира. Малыш уже знает многое о предметах и явлениях, но некоторые вещи совершенно невозможно понять самостоятельно. Именно в этот момент важно помогать детям находить ответы на самые разные вопросы и расширять их знания о мире.
Как поддерживать детское любопытство?
Все мы прекрасно знаем, что ребенку можно помогать развивать качества, которые не присущи ему с рождения: мы учим детей самоконтролю, внимательно относиться к другим и даже решать примеры по математике. Здесь работает простой закон – само по себе ничего не разовьется, чем больше внимания уделяешь этой стороне развития, тем лучше будет результат.
Любознательность – это уникальное качество, которое не нужно развивать, так как малыш уже рождается с ним. Однако, по многим причинам любопытство маленького человека может угасать, самым опасным этапом здесь становится дошкольный и школьный возраст. Как сохранить детскую любознательность и тягу к неизведанному? Как помочь детям стать настойчивее и успешнее на пути познания этого мира?
Родители могут поддерживать любопытство своих детей как минимум тремя способами: давать исчерпывающие ответы на их вопросы, быть примером для малыша и быть готовым докопаться до истины.
Давайте детям развернутые ответы
Малыши очень чувствительны к ответам, которые им дают родители, и настрою, с которым эти ответы даются. Если ответ удовлетворил малыша, ждите, что появятся новые вопросы, которые позволят ещё глубже понять суть предмета или явления. Если же ответ не был понят или был недостаточно полным, то ребенок будет задавать тот же вопрос снова и снова, но в какой-то момент малыш может просто перестать спрашивать, его любопытство угаснет.
Будьте примером для ребенка
И снова мы повторяем известное высказывание: «Не воспитывайте детей. Всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Интересуйтесь окружающим миром вместе, задавайте вопросы вслух, не забывайте о саморазвитии. Если у родителей нет времени удивляться этому миру, то и ребенок быстро утратит познавательный интерес.
Докопайтесь до истины вместе
Часто родители очень боятся, что в какой-то момент ребенок задаст вопрос, на который они не знают ответа. Многие мамы говорят, что не хотят показаться глупыми или несообразительными. Именно поэтому часто вместо того, чтобы честно сказать: «Я не знаю», мы говорим: «По качану и по капусте» или вспоминаем любопытную Варвару. Вы покажете гораздо лучший пример, если честно скажете, что не знаете ответа, но готовы помочь в поиске нужной информации. Ставьте вместе опыты, ищите факты в энциклопедиях, задавайте вопросы специалистам. Если вы будете честны и открыты со своими детьми, вас никогда не напугают их вопросы, какими бы сложными они ни были.
Так, когда ребенок задаёт вопрос «Почему тает лёд?», можно просто отмахнуться фразой: «Потому что температура снаружи выше, чем в холодильнике», а можно не только навести на идею о разнице температур, но и предложить проверить будет ли он таять одинаково быстро на блюдце, в руке и в горячей воде, подводя к идее о температуре плавления и стимулируя ребенка задавать ещё больше вопросов. А идеи безопасных экспериментов всегда можно подсмотреть в интернете:
Почему любознательность может угаснуть?
Зачастую взрослые сами того не замечая отбивают у ребенка страсть узнавать новое. Например, некоторые родители так хотят стимулировать самостоятельные рассуждения ребенка, что слишком часто отвечают вопросом на вопрос: «А как сам думаешь?». Иногда это и правда может помочь в развитии логического мышления, но можно и легко переусердствовать, отбив у ребенка желание спрашивать.
Пятилетняя Оля спрашивает бабушку, зачем загонять кур в курятник. На это она может ответить: «А почему, на твой взгляд, их надо закрывать?», а может дать подсказку: «Ночью их могут украсть собаки или лисы». Это не только удовлетворит любопытство девочки, но и может вызвать множество новых вопросов о диких и домашних хищниках. Также бабушка вслед за ответом может задать уже свой вопрос: «Как ты думаешь, почему лисы и собаки приходят за курами ночью?» или «Интересно, а можно ли как-то ещё защитить наших кур от хищников?». Так, ребенок не только получит ответ на изначальный вопрос, но и узнает что-то новое о животных и их повадках.
Другой опасностью может быть сад и школа. Сама программа классического образования построена так, что вопросы чаще задаются детям, а информация подаётся по программе, без учета текущих интересов учеников. Индивидуальный подход в больших группах трудноосуществим: учитель должен передать всем ученикам требуемый объем информации и оценить степень усвоения материала. Такая обстановка особенно сильно влияет на детей, природная любознательность которых уже была снижена, при этом почти не отражается на детях, у которых ещё до школы была высокая познавательная мотивация и возможность находить ответы на свои вопросы. Они продолжают интересоваться вещами за рамками школьной программы и не теряют интереса к миру. Тем не менее, следует помнить, что личность педагогов и их возможности использовать различные подходы в преподавании имеют огромное значение в сохранении познавательной мотивации ребенка. Глупо ждать от школьника интереса к учебе, если учитель целый урок просто читает вслух учебник. А вот если педагог поддерживает интерес учеников к окружающему миру, то и с учебной мотивацией детей всё будет хорошо.
Выводы
Любознательность – это врожденное стремление ребенка познавать новое. Уже с первых месяцев жизни малыш учится связывать разные ощущения в целые предметы и события. Научившись ходить, он открывает для себя целый мир новых мест и предметов, которые обязательно стоит проверить на вкус и прочность. Со временем познавательный интерес малыша переключается на более сложные вещи, его словарный запас растёт, и наступает эпоха почемучек. Если родители не отмахиваются от бесконечных вопросов малыша и помогают ему узнавать новое, он всё больше и больше привыкает живо интересоваться окружающим миром.
Сад и школа могут снижать природную тягу к знаниям детей, так как они ориентированы на программу, а не на текущие интересы детей. В этом смысле совсем другого подхода придерживаются учреждения альтернативного образования, и в первую очередь система Монтессори. На занятиях по системе Монтессори у ребенка всегда есть свобода выбирать то, что ему интересно, а специально разработанные материалы и правильная работа педагогов позволяют ребенку удовлетворять свою тягу к неизведанному в максимально подходящей для этого обстановке. Именно благодаря такой организации занятий Монтессори-дети отличаются особым стремлением к знаниям, прекрасным логическим мышлением и самостоятельностью.
Заключение
В детском Монтессори клубе «Созвездие» всегда с особым трепетом относятся к природной любознательности и индивидуальности детей. Педагоги нашего детского клуба никогда не заставляют детей делать то, что они не хотят, и всегда предлагают массу интересных и познавательных занятий и чутко реагируют на вопросы и просьбы малышей. В каждом клубе сети детских центров «Созвездие» можно подобрать индивидуальное расписание: от детского садика полного дня по системе Монтессори до отдельных получасовых и часовых творческих и развивающих занятий для детей от 8 месяцев до 7 лет. Мы всегда рады встрече с вами в наших Монтессори клубах «Созвездие»!
Любознательность у детей — Психологос

Помните замечательное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
Любознательность у детей — это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. В этом случае надо серьезно разобраться в причинах.
На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но еще лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребенка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.
В доме, в классе, в группе должно быть много справочной литературы по всем видам знаний: «Жизнь животных» Альфреда Брема, «Жизнь насекомых» Жана Фабра, «Детская энциклопедия», книги рекордов и чудес «Диво» Валентины Пономаревой, «Почемучка» Александра Дитриха, книги Жак Ива Кусто, Ярослава Малина, Криса Бонингтона орфографический словарь, «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, Большой энциклопедический словарь под редакцией Прохорова и др.
Каждый вопрос ребенка — это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
Если терпеливо не отвечать на все вопросы детей, может случиться ситуация подобная той, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях».
Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии (!) посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», — увидите, скоро он отвыкнет».
Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр».
— Ты почему не одел калоши?
— Потому что перпендикуляр.
— Почему грубишь?
— Потому что перпендикуляр.
Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь. Отметим еще одну проблему наших детей. В школе им отвечают на вопросы, которых они не задавали. И дети перестают задавать вопросы. Они знают, что им будут что-то рассказывать, часто то, что им неинтересно или непонятно, зачем им это надо знать?
Идеально, когда ребенок сам задает вопросы, сам хочет что-то знать.
Приведем притчу об умении задавать вопросы:
Говорят, монахи одного монастыря послали в свою епархию прошение с вопросом:
— Можно ли во время моления курить?
Монахов наказали за дерзость.
Монахи другого монастыря послали прошение с иначе сформулированным вопросом:
— Могут ли монахи во время курения молиться?
Им ответили: «Могут».
Как научить детей задавать вопросы?
Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы — это полезно: больше узнаешь по ответам.
Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным — научись задавать вопросы.
Нельзя смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку.

эти дети мечтают о семье
Дом, в котором звучит детский смех — счастливый. Вглядитесь в эти фотографии, может быть, кто-то из этих детей тронет ваше сердце. Все они остались без родителей и воспитываются в центрах помощи детям, оставшихся без попечения родителей. Все они не перестали мечтать о семье, где встретят родительскую нежность.
Вика, Алена, Соня, Александр
6-летняя Вика — активная, жизнерадостная девочка, отзывчива на любые просьбы. С интересом играет с куклами и машинками, собирает пазлы, рисует.
Алена, 5 лет — спокойная, доброжелательная, ласковая девочка. Любознательна. Хорошо усваивает новую информацию. Рисует и раскрашивает картинки, с увлечением смотрит мультфильмы.
Соня, 8 лет, старательно учится во втором классе, помогает своим младшим брату и сестрам, заботится о них.
Саша, 4 года, доброжелательный и открытый ребенок, легко идет на контакт. Любит активные игры на воздухе. С удовольствием играет с машинками, конструктором
Родные сестры и брат (верхнее фото) мечтают о большой и дружной семье, где их будут любить и поддерживать.
Тимофей

Тимофей
Тима, 6 лет — мальчик добрый, ласковый, спокойный, отзывчивый на просьбы. Тимофей трудолюбив, всегда готов помочь протереть пыль, полить комнатные растения, накрыть стол.
Любимые игры – машинки, пазлы, конструктор. С увлечением смотрит мультфильмы, часто напевая песенки из них.
Ребенок также мечтает о дружной семье.
Артем и Коля

Артем и Коля
Коля и Артем – замечательные ребята. С ними любят общаться и дети, и взрослые.
Старшему Коле 14 лет. Самым важным для себя он считает заботу о младшем брате Артеме. Коля – человечек, готовый прийти на помощь всем, кто в этом нуждается, по первому зову.
Артем (12 лет) чувствует теплоту и любовь старшего брата и отвечает ему тем же. Это очень общительный, ласковый мальчик. Братья, как и все мальчишки, любят подвижные игры, с удовольствием занимаются конструированием. А еще обожают смотреть мультфильмы, особенно про роботов. Ребята особенны своей добротой и отзывчивостью.
Саша, Паша и Женя

Саша, Паша, Женя
Саша (5 лет) — добрый, жизнерадостный мальчик. С удовольствием играет с младшим братом, вместе смотрят мультфильмы. На занятиях «Умелые ручки» рисует, делает аппликации и несложные игрушки.
Паша (3 года) — спокойный, добрый, улыбчивый мальчик. В свои три года умеет самостоятельно одеваться на прогулку, любит играть с машинками, катать их и нагружать кубиками.
Женя( 10 лет) — общительный мальчик, любит подвижные игры, легко идет на контакт, быстро находит общий язык с окружающими. В домашних делах отличается хозяйственным и ответственным отношением. Заботится о младших братьях. Женя любит подвижные игры.
Братья очень привязаны друг к другу.
Дима

Дима
Дима (12 лет) — жизнерадостный, активный и добрый мальчик. Увлекается рисованием, компьютерными играми, его любимые предметы в школе — математика, русский язык, биология, история и иностранный язык.
Дмитрий активно участвует в соревнованиях по легкой атлетике (бег на короткие и длинные дистанции) и занимает призовые места. С нетерпением ждет начала лыжного сезона, чтобы начать тренировки. Дима остался без попечения родителей и очень стремится к жизни в семье.
Справка КП
Более подробно узнать о каждом ребенке можно на сайте «Счастливое детство – в семье!» (http://deti.educaltai.ru) в разделе «Дети, оставшиеся без попечения родителей». По вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно обратиться в сектор регионального банка данных о детях Министерства образования и науки Алтайского края ежедневно с 9.00 до 18.00 (в пятницу с 9.00 до 17.00, обед с 13.00 до 13.48) по телефону 8 (3852)29-86-08 либо отправить письмо на [email protected]