Массаж ребенку в 3 года
Профессиональный массаж ребенку в 3 года может назначить лечащий врач. В этом случае процедуры надо проводить курсом у квалифицированного специалиста. Обычно запись к массажистам есть в поликлинике и в платных оздоровительных центрах. При этом часть специалистов делает массаж детям на дому. Кроме того, массаж в домашних условиях ребенку могут делать и родители. Такие сеансы будут несколько менее эффективны. Но и у этого варианта есть свои преимущества. Во-первых, цена вопроса. Услуги массажиста могут быть слишком дороги для вашего бюджета. Самостоятельно делая массаж, вы сэкономите эти деньги. Во-вторых, многие дети с недоверием относятся к чужим людям. Соответственно, массаж детям на дому, выполненный мамой, может пройти в более комфортной атмосфере. А это уже влияет на пользу, которую несет процедура.
Методика массажа ребенку в 3 года
Когда надо и когда нельзя делать массаж
Причиной назначения массажа ребенку в 3 года могут стать нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие. Кроме того, для укрепления мышц, общего оздоровления организма, улучшения координации движений могут быть назначены курсы профилактического массажа. Есть данные медицинских исследований о пользе профилактического сеанса не только для физического здоровья, но и для умственной деятельности и психологического равновесия малыша. От массажа придется отказаться, если у ребенка высокая температура, острое инфекционное заболевание, кожные проблемы, аллергические реакции, расстройства желудочно-кишечного тракта. Массаж детям на дому и в поликлинике лучше не делать, если малыш необычно капризен, плаксив, находится в плохом настроении. Такие проявления негативного настроя сделают процедуру бесполезной и даже вредной для ребенка.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:В течение жизни среднестатистический человек вырабатывает ни много ни мало два больших бассейна слюны.
Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.
Образованный человек меньше подвержен заболеваниям мозга. Интеллектуальная активность способствует образованию дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.
В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.
Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.
Большинство женщин способно получать больше удовольствия от созерцания своего красивого тела в зеркале, чем от секса. Так что, женщины, стремитесь к стройности.
Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.
Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.
По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.
Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.
Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.
Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.
Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.
Печень – это самый тяжелый орган в нашем теле. Ее средний вес составляет 1,5 кг.
В стремлении вытащить больного, доктора часто перегибают палку. Так, например, некий Чарльз Йенсен в период с 1954 по 1994 гг. пережил более 900 операций по удалению новообразований.
Как делать массаж ребенку 1,2, 3 месяца, видео
23.08.2019Учимся делать массаж для новорожденных правильно.
Каждая мама должна знать как делать массаж для грудничк 1-3 месяцев. Младенцы узнают мир постепенно через прикосновения, поэтому массаж в это время важен не только для физического, но и эмоционального развития.
В этом видео мы расскажем вам как правильно делать массаж детям от 1 до 3 месяцев, важные правила, которые необходимо соблюдать, чтобы массаж был максимально полезен и приятен для ребенка. Повторяя технику массаж ручек, ножек, спинки и животика, помните, что нужно всегда отталкиваться от комфорта малыша и следить за его реакцией на то или иное движение. Мы надеемся, наше видео будет для Вас полезно!
Правила массажа для детей 1-2 месяцев:
- Снимите украшения, чтобы не травмировать кожу ребенка.
- У вас не должно быть длинных ногтей.
- Комфортная температура в комнате, не холодно.
- Делайте массаж на ровной поверхности. Идеален пеленальный столик.
- Разговаривайте с ребенком во время массажа.
- Изучите технику массажа для грудничков 1-3 месяца. Важно правильно выполнять каждое движение. Это не сложно!
Зачем делать массаж 2-3 месячному ребенку, как он влияет на развитие
- Массаж полезен для психологического и социального развития. Согласно отчету 2012 азиатским журналом исследования ухода, стимулирование чувств младенца через прикосновение имеет положительное влияние на психологическое и социальное развитие. Также усиливается связь между ребенком и родителями. Поэтому массаж нужно делать в спокойной обстановке, разговаривая с малышом ласковым голосом.
- Снимает стресс, расслабляет мышцы: массаж снимает стресс у детей, стимулируя высвобождение окситоцина, нейрогормона хорошего самочувствия и снижает уровень кортизола, гормона стресса. Он расслабляет мышцы, стимулирует их рост и даже особенно хорошо работает с коликами младенцев.
- Стимулирует нервную систему: массаж полезен для нервной системы ребенка, так как он значительно улучшает развитие двигательных навыков ребенка.
- Помогает ребенку лучше спать.
- Детский массаж улучшает кровообращение и снижает уровень дискомфорта, вызванного газом или кислотностью, застоем и прорезыванием зубов. Массаж стимулирует нервы, которые проходят через пищеварительный тракт, тем самым принося пользу пищеварительной системе.
- Массаж является эффективным способом борьбы с послеродовой депрессией среди матерей. Подавленные матери демонстрировали улучшение настроения и поведения, когда они регулярно массировали своих детей. Когда дело доходит до отцов, исследования показали, что отцы, которые регулярно массируют своих детей, развивают улучшенную самооценку. Они также проявляют повышенное участие в уходе за ребенком и чаще взаимодействуют с детьми.
Лучшее время для массажа младенца-грудничка
Лучшее время для массажа вашего малыша-это когда он бодр, хорошо отдохнул и проявляет интерес к окружающей среде. Выберите момент прямо между двумя сеансами кормления, когда он с меньшей вероятностью будет чувствовать себя сытым или голодным. Должен быть промежуток не менее 45 минут от последнего сеанса кормления ребенка. Кроме того, подождите 15 минут после массажа, прежде чем кормить снова.
Детский массаж перед ванной является идеальным временем, так как вы можете смыть масло во время ванны, чтобы предотвратить накопление остаточного масла или лосьона на чувствительной коже ребенка. Вы можете сделать массаж после ванны, если у него сухая кожа.
Ритуалы перед сном для малышей. Как укладывать ребенка спать правильно
Пишите комментарии, какой массаж понравился Вашей крохе больше всего!
Полный курс массажа от 3 до 6 месяцев Смотрите видеоурок |
|
При проведении массажа ребенку старше 3 месяцев, кроме поглаживаний, вводят растирания. В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц-сгибателей и разгибателей верхних и нижних конечностей, что дает возможность увеличить в комплексе количество пассивных движений для рук и ног. |
|
Массаж кистей рук |
Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый открывает его ладонь от области возвышения первого и пятого пальцев к основанию, а затем к кончикам пальцев. |
Массаж рук: поглаживание и растирание |
Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый своей левой рукой поднимает руку ребенка, и правой ладонью поглаживает ее в направлении от кисти к плечу по разгибательной поверхности руки (6-8 раз). (Лена, поглаживание и растирание – это 2 основные техники массажа, которые применяются с маленькими детьми. Это не упражнение, которое называется «поглаживание», это техника. ) |
Затем взрослый выполняет растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый своей левой рукой поднимает руку малыша и фиксирует ее кисть. Потом правой ладонью или подушечками второго — четвертого пальцев поглаживает руку малыша от кисти к плечу, но слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз). |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой руки. |
|
Пассивные упражнения для рук |
«Обнимания». Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладони ребенка, остальными пальцами фиксирует предплечья ребенка и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их. |
«Скрещивание рук на груди». Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ребенку обхватить свои большие пальцы и сгибает ручки малыша в локтевых суставах, скрещивая их у него на груди. Затем разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения опускает руки ребенка вдоль туловища и отпускает их. |
|
Массаж живота |
Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной ладонью или обеими по ходу часовой стрелки производит круговое поглаживание его животика (5-6 раз). |
Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый основанием одной ладони производит круговые растирающие движения в направлении по ходу часовой стрелки (2-3 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье). |
|
Растирание косых мышц живота. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго-четвертого пальцев обеих рук производит растирание косых мышц его живота по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье). |
|
Массаж стоп |
Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает ногу ребенка, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем, или ладонной поверхностью другой руки поглаживает ее от пяточки к кончикам пальцев, совершая «разгибающие пальчики» движения (3-4 раза). |
Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, обхватив указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим или указательным пальцами другой руки поглаживает стопу по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз). |
|
Поглаживание и растирание пальцев стопы. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, обхватив указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим и указательным пальцами другой руки берет поочередно каждый палец стопы и поглаживает его (4-5 раз), а затем растирает (2-3 раза). |
|
Массаж ног |
Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго-четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра малыша в направлении от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра. |
Растирание голени и бедра. Ребенок лежит в исходное положение на спине, ногами к краю стола. Взрослый, Слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго-четвертого пальцев производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра. |
|
Растирание голени. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, указательным и большим пальцами другой руки плотно обхватывают голень ребенка и производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз). |
|
Повторение предыдущих упражнений для другой ноги. |
|
Пассивные упражнения для ног |
Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе. Ребенок лежит висходное положение на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени и производим сгибание — разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раза). |
Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его прямые ноги одновременно и сгибает и разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза). |
|
Рефлекторное упражнение: поворот со спины на живот влево и вправо |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ноги прямые. Взрослый правой рукой удерживает его за стопы, а левой — за согнутую в локте правую руку, производит поворот таза и тем стимулирует поворот малыша влево со спины на живот. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой — его левую ручку, так же согнутую в локте (1-2 раза в каждую сторону). |
Массаж спины |
Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый поглаживает его спину по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук (4-6 раз). |
Растирание. Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый производит растирающие движения по направлению реберной дуги, снизу (от ягодиц) к шее подушечками второго — четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей рук сжатых в кулак (4-6 раз). |
|
Рефлекторное упражнение: пританцовывание (ножной рефлекс) |
Ребенок лежит в исходном положении на спине. Взрослый поддерживает его подмышки и ставят на стол (лучше спиной к себе). От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз). |
Массаж грудной клетки |
Поглаживание. Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый ладонями или большими пальцами обеих рук поглаживает малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз). |
Растирание. Ребенок лежит в исходное положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго—четвертого пальцев обеих рук растирает его по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (2-4 раза). |
|
После 5 месяцев добавляется еще ряд упражнений, и идет подготовка ребенка к сидению (к 6 месяцам) |
|
Пассивное упражнение: попеременное сгибание и разгибание рук |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы рук и производит сгибание и разгибание рук ребенка в локтевых и плечевых суставах; при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз). |
Пассивное упражнение: вращение в тазобедренных суставах (внутрь) |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый удерживает его за голени и, согнув обе ножки малыша в коленных и тазобедренных суставах, производит ими вращательные движения в тазобедренных суставах (внутрь) (4-6 раз). |
Пассивное упражнение: присаживание |
Ребенок лежит в исходном положении на спине, ногами к краю стола. Взрослый, придерживая его руки выше кисти, отводит выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждает ребенка сесть (2-3 раза). |
Активное упражнение: переступание |
Из исходного положения лежа на спине взрослый берет ребенка подмышки и ставит к себе лицом. Поддерживая его обеими руками, взрослый побуждает малыша переступать, и тот делает 3-6 шагов (не путать с шаговым рефлексом). |
Рефлекторное упражнение: разгибание позвоночника и ног — «парение» (рефлекс положения) |
Ребенок лежит в исходном положении на животе, ногами к краю стола. Взрослый подводит свои ладони под живот или под грудь ребенка и приподнимает его над столом. В результате этих действий тазобедренные суставы и позвоночник малыша рефлекторно разгибаются и он отклоняет голову назад (1-2 раза). |
Гимнастика и массаж для детей 3-4 месяцев — запись пользователя Тамара (homiak) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Массаж
Когда ребенку исполняется 3 месяца, он ведет более активный образ жизни. Так как в этом возрасте он бодрствует на несколько часов больше, для занятий гимнастикой нужно выбрать такое время, когда у малыша бывает хорошее настроение. В 3,5 месяца малыш уверено держит головку, способен приподнимать грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще класть на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и мышц шеи.
В 4 месяца ребенок уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонями на кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кистей и мышцы ладоней, нужно научить ребенка хлопать в ладоши и ударять ими по какому-нибудь ровному твердому предмету. Кроме того, укреплению мышц и суставов активно способствует детская игра “ладушки”.
В 4 месяца ребенок впервые начинает разговаривать. Если ему что-то нравится, он начинает лепетать на своем, только ему понятном языке и улыбаться. Кроме того, он активно двигает руками и ногами, а это упражнение очень полезно для развития и укрепления мышц и суставов ребенка.
В возрасте 4-х месяцев у ребенка появляется интерес к различным игрушкам. Он все чаще берет их в руки и пытается их удержать. Родители должны способствовать развитию этого интереса, так как при захвате игрушек у малыша развиваются и укрепляются суставы и мышцы рук. Чтобы это развитие происходило без осложнений, рекомендуется покупать ребенку погремушки с удлиненной круглой ручкой. Кроме того, необходимо следить, чтобы ребенок во время игры отставлял большой палец. В 3-месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус мышц-сгибателей рук, а в 4 года — мышц-сгибателей ног. В этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время они достаточно простые и легкие, но постепенно должны становиться все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация, или встряхивание. Кроме того, в комплекс процедур следует ввести новый массажный прием — растирание, основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев. Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, потому что этот прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться все более активными и интенсивными. Кроме того, в этом возрасте допускается введение в комплекс таких упражнений, выполнение которых связано с применением гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный надувной мяч.
Нужно следить за гигиеной ребенка и как можно чаще проводить водные процедуры (теплые ванны). Уже в этом возрасте его нужно учить плавать, потому что плавание не только укрепляет суставы и мышцы ребенка, но и благотворно влияет на весь его организм. Длительность занятий детей 3-4-месячного возраста следует постепенно увеличивать. Если до 3-х месяцев их продолжительность составляла 15 минут, то в возрасте 3,5-4-х месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности занятий допускается в том случае, если ребенок здоров и у него отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае необходимо проконсультироваться у врача-педиатра. Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
Массаж ног
И. п. — лежа на спине.
Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Ее следует начинать легким поглаживанием по направлению от пятки к бедру (не более 4-х движений). После этого следует перейти к кольцевому растиранию ног. Вся процедура заканчивается несколькими поглаживающими движениями каждой ноги.
Кольцевое растирание ног
Для того, чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большими и указательными пальцами захватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Необходимо помнить, что колено растирать строго запрещается.
После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную процедуру следует повторить 6 раз. В процессе процедуры кожа должна покраснеть.
Как уже отмечалось выше, все упражнение заканчивается поглаживанием.
Скользящие шаги (с вибрацией)
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение благотворно влияет на развитие и укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры нужно избегать резких движений, чтобы ребенок не получил травму.
Для выполнения упражнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец руки массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней.
Рисунок 276.Основным приемом выполнения данного упражнения является встряхивание. Для этого нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем снова ее согнуть. При этом необходимо следить, чтобы его пятка плавно скользила по столу, не отрываясь от его поверхности (рис. 276). Такую же процедуру нужно провести и с правой ногой. Данное упражнение следует повторить 4 раза каждой ногой. Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев не исчез гипертонус мышц-сгибателей, это упражнение нужно отменить или заменить его рефлекторным упражнением “ходьба”.
Рефлекторное упражнение “ходьба”
И. п. — стоя на ногах.
Для выполнения данного упражнения следует повернуть ребенка лицом к себе и приподнять его за подмышки так, чтобы подошва его ног слегка касалась поверхности стола. Почувствовав твердую поверхность, ребенок начнет рефлекторно передвигать ногами.
Это упражнение подробно описано в разделе “Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев”.
Массаж ступней
И. п. — лежа на спине.
Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание и поколачивание. Начинать процедуру нужно с трех поглаживаний. Затем следует перейти к растиранию внешней и внутренней части ступни по направлению от пятки к пальцам ребенка. После поглаживания и растирания можно начать поколачивание ступней малыша. Для выполнения упражнения необходимо 8-10 раз слегка ударить по ступне ребенка тыльной поверхностью указательного пальца (рис. 277). Данный прием следует проводить по направлению от пятки к пальцам и обратно. Массаж нужно закончить поглаживаниями каждой ступни ребенка.
Сгибание и разгибание ступней
И. п. — лежа на спине.
Данная процедура способствует развитию и укреплению мышц ног. Для выполнения нужно слегка надавливать на основания пальцев со стороны подошвы.
Рисунок 277.В этом случае ступня ребенка будет рефлекторно сгибаться. После этого следует осторожно растереть внешний край ступни и она сразу распрямится. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Массаж рук
И. п. — лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует большой палец массажиста вложить в ручку ребенка и сжать ее в кулачок. Затем, придерживая рукой кисть ребенка, нужно сделать 5 движений приемом поглаживание, выполняя их по направлению от ладони к плечу. После этого можно перейти к кольцевому растиранию рук. Все упражнение нужно закончить поглаживанием (3 раза).
Кольцевое растирание рук
Рисунок 278.Для выполнения этой процедуры нужно взять кисть ребенка большим и указательным пальцами и растирать ее активными круговыми движениями (рис. 278). Упражнение следует делать таким образом, чтобы в 4 оборота пальцы массажиста достигли локтя, а в 6 оборотов дошли до плеча. В процессе процедуры кожа на руке малыша должна покраснеть. Данную процедуру рекомендуется повторить 5 раз.
Скрещивание рук на груди
И. п. — лежа на спине. Руки ребенка должны быть скрещены на груди.
Рисунок 279.Для выполнения упражнения следует вложить большие пальцы рук в ладони ребенка и сжать ладошки в кулачки. Оставшимися пальцами необходимо придерживать его за кисти рук. Затем, слегка встряхивая ручки ребенка, несколько раз развести их в разные стороны и снова скрестить на груди (рис. 279). Чтобы правильно выполнить упражнение, надо периодически чередовать положение рук: сначала правая располагается сверху, затем — левая. Данную процедуру повторить 6 раз.
Поворот на живот
И. п. — лежа на спине.
Данное упражнение способствует развитию и укреплению многих мышц ребенка. Его необходимо повторять несколько раз в день.
Для выполнения процедуры правой рукой следует поддерживать ноги малыша за нижнюю часть голеней. Вложить в ладонь ребенка указательный палец левой руки, сжать ее в кулачок, а другими пальцами держать на его запястье. При этом нужно следить, чтобы ноги ребенка были выпрямлены.
Упражнение начинается с того, что массажист осторожно поворачивает его таз на правый бок. Во время процедуры ребенок самостоятельно начинает поворачивать влево голову, грудь и плечи (рис. 280). Когда ребенок повернулся на правый бок, его нужно задержать в этом положении на несколько секунд. Затем еледуэт вытянуть левую руку ребенка вперед, и он рефлекторно перевернется на живот. При этом его руки должны располагаться под грудью, а ладони лежать прямо. Поворот на живот через левый бок делается так же, как и предыдущее упражнение. Для его выполнения необходимо переворачивать ребенка не левой, а правой рукой (рис. 281).
Рисунок 280. Рисунок 281.Приподнимание головы и туловища из положения на спине
Рисунок 282.И. п. — лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц живота и шеи. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка и сжать их в кулачки, а другими пальцами обхватить кисть руки. Затем нужно осторожно потянуть ребенка за руки так, чтобы у него слегка приподнялись голова и плечи (рис. 282). Сажать ребенка запрещается. Упражнение повторить 3 раза.
Массаж живота
И. д. — лежа на спине.
Основными приемами массажа живота являются различные виды поглаживаний — по косым мышцам живота, встречные и круговые. Все процедуры нужно повторять по 4 раза.
После поглаживаний следует перейти к растиранию мышц живота: сначала к круговому, а затем — по прямым мышцам. Для выполнения кругового растирания живота нужно делать круговые движения одной рукой по направлению от пупка до ребер (рис. 283). Затем двумя руками нужно сделать растирание по
Рисунок 283. Рисунок 284.прямым мышцам живота (рис. 284). Все движения должны быть активными и ритмичными. К концу процедуры кожа ребенка должна слегка покраснеть. В конце процедуры нужно снова сделать несколько приемов поглаживания.
Массаж спины
И. п. — лежа на животе.
Основным методом проведения процедуры является поглаживание. Производятся плавные поглаживания ягодиц и спины, которые следует выполнять двумя руками. Внешней стороной ладоней нужно делать движения вверх, а внутренней стороной — вниз. Данную процедуру необходимо повторить 4 раза.
Прямое растирание спины
После плавных поглаживаний следует перейти к прямому растиранию спины. При выполнении массажа можно сочетать прямые и круговые движения. Процедура заключается в сдвигании кожи пальцами левой руки сверху вниз, и наоборот, пальцами правой руки — снизу вверх.
Растирание спины по спирали
Как и предыдущее упражнение, оно выполняется двумя руками, причем пальцы левой руки должны перемещать кожу против часовой стрелки, а пальцы правой руки — в противоположную сторону. В процессе процедуры необходимо периодически менять руки. Данную процедуру нужно проводить, пока кожа ребенка слегка не покраснеет. Упражнение следует завершить плавным поглаживанием.
Рефлекторное прогибание позвоночника
И. п. — лежа на боку.
Описание упражнения в разделе “Гимнастические упражнения и массаж де-; тей от 1,5 до 3 месяцев”. В возрасте от 3 до 4 месяцев упражнение следует повторять по 3 раза на левом и правом боку.
Массаж груди
И. п. — лежа на спине.
Основными приемами массажа груди является поглаживание и вибрация.
Рисунок 285.Поглаживания проводятся в 2 этапа: круговые поглаживания и обыкновенные. В начале процедуры нужно сделать несколько круговых поглаживаний груди, а затем перейти к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка, которые следует проводить расставленными пальцами (рис. 285).
После поглаживания можно приступить к вибрации. Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины грудной клетки к бокам. Данную процедуру нужно повторить 3-4 раза.
Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.
Упражнение “боксер” (выпады руками)
И. п. — лежа на спине.
Рисунок 286.Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов плеча и рук. Для его выполнения следует вложить большие пальцы в ладони ребенка, а остальными захватить его запястья. Упражнение основано на чередовании сгибания и разгибания рук. Например, если правая рука ребенка согнута, то левая должна быть вытянута (рис. 286).
При вытягивании руки ребенка необходимо следить, чтобы его плечо было слегка приподнятым. Эти движения во многом напоминают боксирование. Данное упражнение повторяется 6 раз каждой рукой. Во избежание травмы во время занятий нужно следить, чтобы ребенок не делал резких движений.
Упражнение на мяче
И. п. — лежа на животе.
Данная процедура способствует развитию и тренировке вестибулярного аппарата, а также расслаблению мышц конечнрстей. Она должна проводиться через полчаса после приема пищи. Для ее выполнения необходимо использовать большой
Рисунок 287.надувной ярко раскрашенный мяч. Такой снаряд вызовет у ребенка положительные эмоции. Кроме того, необходимо следить, чтобы мяч не был холодным. В противном случае он может вызвать отвращение и неприязнь ребенка.
Упражнение начинается с того, что ребенка кладут на мяч животом вниз и разводят его колени в разные стороны. После этого ребенка следует осторожно покачать на мяче по кругу и из стороны в сторону. Чтобы ребенок не упал с мяча и не получил травму, его нужно постоянно придерживать одной рукой за спинку (рис. 287).