Обучение чтению и математике по методике Н. Зайцева
Гармоничное развитие ребенка с самого раннего возраста — это залог успешности ребенка в будущем. Чем раньше и лучше малыш освоит чтение и элементарные навыки работы с цифрами, тем проще ему будет учиться дальше, осваивать новые науки, получать знания из книг, быть лучшим учеником на занятиях в детском саду и школе. Ведь умение читать и считать это не конечная цель, а инструмент, открывающий ребенку дорогу к дальнейшему развитию.
Ошибки в обучении детей чтению и математике
Педагоги детских центров «УмНяша» согласны с передовыми педагогами и психологами, наблюдающими за изменением в развитии современных детей. Современные дети в большинстве хотят и готовы учиться читать и считать раньше, чем пойдут в школу. В детских центрах мы слышим истории о том, как воспитатель в детском саду полгода учит детей считать до четырех. Искусственное удерживание темпов развития детей приводит к потере ими интереса к обучению. Медленная и неинтересная подача материала – убивает в ребенке всякий интерес к обучению и может только навредить.
Конечно, трех, четырехлетних деток, да и дошколят вообще, нужно учить совсем не так, как учат первоклассников. Педагоги и родители часто отмечают несостоятельность занятий по подготовке к школе, которые ведут педагоги начальных классов в рамках дополнительных программ при школах. Часто эти занятия сводятся к сидению за партой и «раскрашиванию яблочек» в рабочей тетради.
От такой подготовки к школе польза крайне мала. Ребенок устает сидеть, ему трудно сконцентрироваться, ему не интересно – и это абсолютно нормально для его возраста.
Дети до 7- 10 лет гораздо продуктивнее учатся, если их не усаживать за парту, не обездвиживать (что просто-напросто удобно для педагога, но не полезно для ребенка). Учить детей однозначно нужно в игре, позволяя им все время двигаться, решать практические задачи, а не просто слушать теорию и объяснения учителя.
Научить ребенка читать традиционном «звуковым» способом, как учат у нас повсеместно, гораздо сложнее, чем «складовым» методом.
Что такое звуковой метод обучения чтению? Вспомните свой букварь: А – Арбуз, Б – Барабан и т.д. Этот метод давно прижился, так учат в садах и школах. Проблема в том, что буквари дети осваивают легко, и буквы запоминают. Но запомнить буквы – несложная задача даже для 1-2 годовалых малышей. А вот соединить буквы в слоги, а слоги в слова, т.е. «слиять» их – крайне сложная задача для ребенка, обучающегося традиционным методом. Это настоящее мучение для первоклассников, а также для мам и пап, для учителей.
Альтернативное решение
Методика Зайцева гениальна в том, что она подходит даже для совсем маленьких детей. По этому методу малыши легко начинают читать, потому что этот метод обучения опирается на физиологию ребенка, использует возрастные особенности малышей для легкого усвоения материала. По этой методике уже долгое время работают все детские развивающие центры «УмНяша» в Москве. Методика УмНяши, основанная на методике Зайцева, предполагает обучение в игре, без насилия над ребенком, без дрессировки. Учить так, чтобы ребенок даже не заметил, что его обучают — вот главный принцип работы с детьми в детских центрах «УмНяша».
Если придерживаться этого принципа обучения детей, то начинать изучение грамматических и арифметических премудростей можно достаточно рано: уже в два года ребенок вполне способен воспринимать такого рода информацию, главное – использовать природный интерес ребенка ко всему новому и использовать подходящие по возрасту методы обучения.В детских центрах «УмНяша» мы учим читать и считать малышей любого возраста. Буквы и цифры на карточках даем даже годовалым малышам. На вопрос некоторых родителей, чаще бабушек, зачем малышей мучить буквами, разъясняем: в раннем возрасте ребенок запоминает столько слов и понятий, что 33 буквы алфавита являются просто каплей в море информации, которую сам ежедневно поглощает обычный маленьких ребенок. Но если вы вовремя добавите эти знания в свои игры и ежедневное общение, вы здорово облегчите ему дальнейшее обучение.
К сожалению, в чистом виде методика Зайцева подходит лишь для небольших групп учащихся 4-10 человек. В школе для дошколят «УмНяша» в группах 4-10 человек, именно потому, что такую группу малышей учить гораздо продуктивнее. Все кабинеты у нас оборудованы, как этого требует методика. Методика Зайцева требует специально подготовленного помещения, где ребенку можно бегать, сидеть и лежать на ковре, а не только сидеть за партой. Понятно, что в обычном детском саду или школе создать такие условия очень сложно. Это одна из причин, почему учителям начальной школы приходится работать по традиционным методикам.
Как работает эта уникальная система – методика Зайцева?
Знакомство с чтением
На сегодняшний день уже многие мамы и папы, бабушки и дедушки слышали про кубики Зайцева, но не все хорошо представляют, как с их помощью можно быстро и просто обучить ребенка чтению. Как показывает обширная практика, при правильном применении методики, дети младшего возраста овладевают навыком чтения значительно легче, чем школьники по традиционной методике.
Данная методика обучения детей чтению отличается тем, что создавалась изначально на основе русского языка и учитывает его специфику (например, множество суффиксов, приставок, окончаний). Зайцев предлагает не складывать слова из отдельных букв, а сразу читать по складам (склад = речевое усилие). Этот способ чтения совсем не новый, например, за него горячо выступал Л.Н. Толстой. Настоящая инновация, сделанная Н.А. Зайцевым – это создание материалов: таблиц и кубиков. По методике Зайцева используется системный подход к обучению, включающий в себя разные игры и упражнения с таблицами, кубиками и аудиоматериалами (попевками), не только обучающие чтению, но и развивающие речь и фонематический слух ребенка.
Кроме того, чтение складов по таблице и кубикам Зайцева сразу прививают ребенку грамотность, например, на кубиках не может быть ошибок вроде «ЖЫ» и «ШЫ».
Всего методические материалы состоят из 52 элементов:
- Кубики со складами «МА», «ПА», «У», «О» и т. д.
- Кубики с точками, запятыми и другими знаками;
- Кубики с мягким и твёрдым знаком;
- Таблицы, диск с попевками, пособия для родителей/воспитателей.
Но, к сожалению, разобраться в этих материалах самостоятельно не очень просто. Поэтому часто родители, а также, к сожалению, многие репетиторы и преподаватели, не зная, как грамотно использовать их, сводят занятия к чтению по таблице и составления слов из кубиков. Такие занятия однозначно нельзя назвать занятиями по методике Зайцева, и польза от них будет небольшая.
Потому что ключ к невероятной эффективности и гениальности методики лежит не в самих материалах, а в упражнениях и играх с ними, каждое из которых основано на одном из 4 типов деятельности:
- Классификация,
- Озвучивание,
- Поиск,
- Чтение и письмо («Письмочтение»).
Для каждого из этих видов деятельности существует больше двух десятков возможных вариантов упражнений и игр, а наложенные на тематику занятия, они дают бесконечное разнообразие, при этом продолжая отвечать за очень конкретный навык, ведущий к цели.
Знакомство с арифметикой
Ещё одна методика, которую взяли за основу детские центры «УмНяша» — математическая. Она позволяет легко и весело учить детей арифметике, начальным ступеням алгебры и геометрии, развивать память и учить решать математические примеры и задачи.
Обучение математике по Зайцеву довольно наглядное. Изучения цифр при помощи карточек, где указана цифра и ее количественное обозначение «Стосчет» (на карточках нанесены значения от 0 до 99). Они наглядно показывают, из чего состоят числа (у единицы закрашена она ячейка, у пятерки — 5).
Сначала малыши учатся считать. Ребенок изучает цифры до 10, потом до 100, до 1000. После чего переходит к сложным действиям (вычитанию и сложению), таблице умножения, знакомится с геометрическими фигурами, планиметрией и стереометрией.
Дома всё это возможно изучать с родителями с помощью специально разработанных Николаем Александровичем Зайцевым таблиц, которые необходимо поместить в зоне постоянной видимости. Таким образом ребенок сможет изучать математику в любое свободное время, а не по расписанию.
При этом малыш не испытает сложностей со счётом, поскольку весь процесс предельно понятен и интересен. Ребёнок будет успешно развиваться, учиться анализу и обобщению знаний. Он может (в отличие от людей, воспитанных на традиционной советской математике) легко и быстро перемножать большие числа.
В детских центрах УмНяша мы с удовольствием используем аудио-материалы для обучения детей математическому счету и очень рекомендуем их родителям для занятий дома.
Когда начинать?
Николай Александрович Зайцев поделился с миром своей методикой больше двух десятилетий назад. За эти годы её опробовали и одобрили и родители, и педагоги детских клубов, и передовые воспитатели в детских садах, и учителя развивающих центров и передовых школ. Кубики и таблицы Зайцева действительно учат читать быстро и без особых сложностей.
Обучение чтению и математике по Н. А. Зайцеву дома с мамой можно начинать, как только ребёнок научился говорить. В детских центрах «УмНяша» мы вводим элементы данной методики уже для годовалых малышей на занятиях «Мама и малыш» и на курсе «Малышок» для 2-х — 3 летних детей. Для детей с 3-4 лет эта методика вводится в программу «УмНяша» на занятиях по обучению чтению и математике (курс «Зайчик»). Курс «Подготовка к школе» — целиком базируется на методике Н.А. Зайцева.
Многие годы, наблюдая за результатами обучения детей в детских центрах «УмНяша», мы укрепляемся в том, что эта методика – лучшее, что можно предложить детям для обучения чтению и математике. Ребенок, которого обучали по данной методике в игровой форме, получит навыки, которые помогут ему хорошо и гармонично развиваться, иметь всесторонне развитое мышление: логику, фантазию, память и речь, ребенок научится учиться и ему будет легко и интересно учиться в школе.
Родителям и педагогам других детских учреждений, готовым освоить эту методику, мы оказываем поддержку и помощь на семинарах и мастер-классах по обучению детей чтению и математике по методике Зайцева. С радостью делимся опытом работы с детьми по данной методике.
Если вы не готовы погружаться в эту методику дома, не уверены в своих силах, или хотите, чтобы ребенок учился у профессиональных опытных педагогов, учился в группе сверстников близких по знаниям и развитию – можно записать малыша на пробное занятие в один из филиалов развивающего центра «УмНяша» рядом с вашим домом. Наши детские центры учат по Зайцеву уже более 17 лет!
Приглашаем вас на пробное занятие по методике Н.А. Зайцева в детские центры УмНяша — наши преподаватели с удовольствие ответят на все ваши вопросы.
Методики Зайцева для развития детей дошкольного возраста
Доступность методических материалов и пособий
Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.
Методики сопровождаются аудио — видеоматериалами и видео-курсами.
Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.
Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.
Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся
Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.
Зрение и осанка часто даже улучшаются.
Раннее обучение чтению и счету по методикам Зайцева Н.А. — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.
Более подробно о методике Зайцева Вы можете узнать на официальном сайте автора методики — Николая Зайцева
— http://www.metodikinz.ru/==>> Ознакомиться с другими методиками раннего развития детей
Игры по математике по методике Зайцева
Во время проведения работы по методике Зайцева педагог акцентирует внимание на цифры, их произношение, наглядность и запоминание.
Игры:
- Кубики. Количество участников не ограничено. Вам потребуется два игральных кубика. Ведущий кидает кубики. На первом количество точек – это десятки, а на втором – единицы. Дети должны показать в числовой ленте число и четко назвать его.
- Работа с понятиями «перед», «до» и «после». Задание – показать на ленте числа между 25 и 29 или назвать цифры, которые расположены перед 79, но стоят после 54. Эта игра по методике Зайцева не только обучает математике, но и развивает зрение и скорость реакции.
- Работа на внимание. Назовите число, где столько десятков, сколько столов в нашей группе, а единиц сколько мальчиков.
- Танцы. Учитель включает веселую мелодию, останавливает музыку и демонстрирует карточку 5, а дети должны собрать в группу с таким же количеством человек.
- Строительство. Дети могут использовать кубики или счетные палочки Зайцева. Задание – возьмите 4 (показать на ленте) палочки и сделайте квадрат. Возьмите 3 (демонстрация) палочки и сложите над квадратом треугольник. Скажите, что получился домик. Обязательно задавайте вопросы, сколько сторон у квадрата (треугольника), чего не хватает домику и как можно построит окна, двери или трубу.
- Отыскать цифру. На пол разложите цифровые карточки, включите музыку и пусть детки танцуют. Когда мелодия закончится, воспитатель на ленте демонстрирует число, а малыши его ищут.
- Кто первый? Участники поочередно вытаскивают карточки и стараются их отыскать на ленте. Первый, справившийся с заданием, звонит в колокольчик.
- У кого больше? Каждый игрок достает карточку и находит выпавшее число на ленте. Все вместе решают, чье число больше (меньше) и насколько?
- Отгадай по описанию. Ведущий произносит: три десятка, пять единиц. А ребенок на ленте ищет число. Для разнообразия используйте слова восемьдесят один или пятнадцать.
- Игра с нулями. При обучении математике по методике Зайцева было выявлено, что тяжелее всего детям работать с цифрами, имеющими ноль. Поэтому просто перечисляются все десятки.
- Игровые задачи. Расскажите малышам, что в автобусе ехало 7 пассажиров и на остановке зашло еще 4 человека. Предложите показать на ленте, сколько всего людей в транспорте. Пассажиры могут выходить и заходить, пока автобус не прибудет на конечную остановку.
- Соотношение числа и количества. Вам потребуются однотипные предметы. Воспитатель демонстрирует ребенку 7 и просит показать предметы. Другой вариант – на картинке демонстрируются объекты, полученное число следует продемонстрировать на ленте.
Система Зайцева доступна для работы с малышами от 3 лет. Поскольку обучение проводится в игровой форме, детки очень быстро запоминают информацию и сами просят с ними играть. Но запомните, урок длится не больше 20 минут в день.
Методики Зайцева • Будем знакомы :::::::::: • ::::::::::
Товарный знак
ООО Методики Н.Зайцева
Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.
Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.
В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.
Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.
Эффективность
Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.
К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.
Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.
Доступность
Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.
Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.
Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.
Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева
, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.
Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся
Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик. Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы. Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.
Зрение и осанка часто даже улучшаются.
Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети быстрые
, так и медленные
, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.
Некоторые экономические аспекты
Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.
Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.
Математика Зайцева. Наши ИГРЫ. | Club.Umnitsa.ru
Ярославу 4года 3месяца
Но это видимо не надолго(я уже и загадывать то боюсь..)
По Зайцеву мы занимаемся уже год,но системности в занятиях совсем нет…интерес пропадаЛ у Ярослава порой на месяца!!!!!!А я терялась в догадках как возобновить или поддержать этот самый интерес…
Сегодня с ужасом осознала,что про нашу математику я писала аж почти год назад.
И пост закончила тем,что мы начали решать примерчики на сложение))))
http://club.umnitsa.ru/smartydiary/matematika-zaitseva-prodolzhaem-zanya…
Так вот в примерчиках далеко мы не ушли))))
Ярославу это дело надоело довольно быстро.
Зато пока ему это нравилось он научился решать примерчики на +1 и +2 в пределах сотни ну оочень быстро!!!!Собственно этим мы и занимались все лето!!!Решали сначала по ленте примеры,а потом Ярослав научился быстро считать в уме!!!
Выглядело это примерно так(ленту стелили прямо на землю)
И считали,считали….
Правда тетрадки я скачивала и распечатывала абсолютно бесплатно где-то на просторах интернета…
Когда я стала объяснять Ярославу примеры на плюс 5,6,7 и т.д…мы зашли в тупик…
Сын не понимал НИЧЕГО,а я поймала себя на мысли,что слишком тороплю события(мне почему то казалось что в математике главное счет примеров!!)и очень хотела научить именно этому!
Методички у меня нет,и занятия по методике Зайцева я больше выдумывала сама…
Но идеи в голове иссякли
И тут я нашла на ютубе отличные видео-уроки!!!Теперь мы занимаемся только по ним!
Они и есть моя методичка Вот они:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLhDcnQLcrNBmxvMgEAiO46U1jOOi-SS4y
Сейчас я попробую рассказать о наших играх по порядку!
Игры по Зайцеву
ИГРА 1
СРАВНИ ПАРУ
В этой игре ребенок понимает состав числа (что оно состоит из стольких то десятеков и стольких то единиц)и учится понимать смысл какое число больше,именно смысл,представляя колличесво в уме…
У кого то здесь в клуюе я подглядела,что знак больше0меньше , это крокодильчик с зубками
И крокодильчик ест всегда большее число
Вот собственно все знаки у нас крокодильчики
В эту игру мы игреам с 2,5 лет,она Ярославу давно понятно и горячо любима!Играет в нее просто так по своей инициативе. Сам раскладыает карточки и расставляет знаки
ИГРА 2
ЧЕТНЫЕ-НЕЧЕТНЫЕ
Эта игра хит лет с 2,5,как Ярослав увидел эти мультики:
https://www.youtube.com/watch?v=Bk_OBa-AOkk
https://www.youtube.com/watch?v=muFxi3j8Tmg
Он знает,что четные числа на 2 делятся,а нечетные не делятся
Наглядно это понимает,т.к.мы делили с ним карандаши и другие счетные предметы и играли в это.
Но все потихоньку забывается и чтобы память не стерла этого навыка,я даю Ярославу листики-задания
Примерно такие:
Еще мы играем в игру:кто быстрее посчитает до 100 четными числами
Или нечетными
Кто ошибется первым — проиграл!
Тема четных-нечетных чисел поднимается каждый день,это Яроослав очень любит (даже не верится,что пишу это)))
Ярослав на улице часто размышляет: мама,2 это четное и 22 тоже четное,потому что делится на 2 и 52 и 74 и 86 все четные…
ИГРА 3
РАССЕЛИТЬ ЖИЛЬЦОВ ПО КВАРТИРАМ
ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗРАСТ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ
РАЗВЕЗТИ МАШИНКИ ПО НОМЕРАМ ГАРАЖЕЙ
и прочее и прочее и прочее
Смысл игры один и тот-же!Научиться быстро на ленте находить число. Научиться понимать на сколько лет старше-младше кто-либо. Понимать смысл больше-меньше и на сколько больше-меньше…
Пример. Игра рассели жителей по номерам квартир. Жители у нас нарисованные человечки.
Я говорю Ярославу примерно так:
ДЛевочка Маша живет в квартире 21,а Саша живет в квартире на 10 больше,чем 21. Где живет Саша?
И Ярослав клеит Машу на 21,а потом Сашу на 31 примерно так и играем)
В конце игры выходит вот такой многоквартирый дом,заполненный жильцами
Таким же образом мы развозим машинки по гаражам,выясняам на настоящих фото членов нашей семьи кто кого старше и младше или просто я печатаю на принтере вот таких забавных зверушек:
и мы выясняем их возраст это весело и Ярослав обожает именно такие занятия-игры.
Недавно я заметила,что он понимает уже в уме такие задачки: собачке 10 лет, а кошка на 12 лет старше
и Ярослав шагает сразу вниз по ленте,отсчитывая десяток,а потом в сторону на 2,и выходит 22!!!!Ярослав дошел до этого САМ!!!!!Что наконец то привело меня к пониманию методики Зайцева-все занятия доводятся до автоматизма и у ребенка в голове складывается понимание само собой…по кирпичикам буквально!!!
ИГРА 4
«Путешествие в прошлое» (*нашла в интернете,поэтому суть скопирую просто,хотя наверное многие это знают)
Для работы потребуются счетные палочки ИЛИ КАРАНДАШИ 30 штук,«Волшебная палочка».
Ход игрового упражнения:
Предлогаем ребенку отправиться в прошлое. Взмахнем Волшебной палочкой:
«Покрутись – повертись
В прошлом очутись!»
Когда очутились в прошлом,объясняем
Ты сейчас мальчик из прошлого, а я мама из прошлого. Можно для создания интереса что-то надеть на себя и ребенка.
— Это было давным — давно. Люди еще только учились считать. Мы тоже поучимся. На столе палочки, давай их сосчитаем. Ребенок собирает палочки в руку и считает. Собрал 10 палочек. Возьмите их у малыша. Мы скрепим их резинкой. Получился пучок.
— Тут 10 палочек. Мы с тобой в прошлом. И мы еще не знаем слово «десять», будем вместо «десять» говорить «дцать»!
— Сколько тут палочек?
— Дцать!
— Положим их на стол. Теперь 1 палочку кладем сверху. Один лежит на «дцать». Послушай: «Один – на – дцать »! Какое получилось число?
— Одиннадцать!
А теперь ты положи еще одну палочку? сколько палочек лежит на дцать?
— Две!
— А вместе: «две – на – дцать»!
— Двенадцать!
Так вы докладываете еще 8 палочек.
— Десять – на – дцать ! Говорит ребенок.
— А мы же с тобой в прошлом. Тогда было не десять, а дцать. Закрепим эти 10 палочек резинкой. Тут дцать и еще дцать. Будет два дцать!
— Двадцать!
Так же с помощью палочек и пучков — связок образуйте тридцать.
Уточните, что в этом числе 3 десятка.
Вэту игру мы играли лет с 3ех,Ярославу это помогло понять и запомнить числа именно второго десятка. А еще на числа второго десятка мы выполняем такие упражнения;
ИГРА 5
Упражнения на понимание состава числа второго десятка, на закрепление понятий произношения этих чисел
Для понимание чисел второго десятка я сделала небольшой плакатик:
https://yadi.sk/i/-IuQ-pZ3ze3df
по нему наглядно все видно.Мы повесили его на видном месте и периодически прочитывали.
А через какое то время я выдала Ярославу вот такие листики-задания:
https://yadi.sk/i/22ro_wK7ze4HH
Ярослав обожает такие занятия)
ИГРА 6
Преврати число!
Эта игра с мячом.
Ребенку предлагается например из единицу превратить в десяток.
Например я кидаю мяч Ярославу и говорю:»один»,а Ярослав кидает мне в ответ и говорит»20″
3-30
4-40 и т.д…
Или например превращаем единицу в десяток:
1-10
5-50
9-90 ит.д
Или десяток в сотню
10-100
40-400
80-80 и т.д…
Все происходит весело
Или единице в число второго десятка.
ИГРА 7
сЧЕТ ПЯТЕРКАМИ
двойками
счет числами-близнецами (это мы так называем числа:11,22,33,44,55….)
все отрабатываем до автоматизма
Кстати последнее мы считали и клеили кусочки пластилина на наш плакат.
Получилась горка))):
ИГРА 8
КЛАДОИСКАТЕЛИ:
смысл игры скопирую из интернета,чтобы не писать:
Для работы потребуются числовые карточки и монеты.
На столе раскладывается несколько числовых карточек — каменные плиты. (Не больше 10). Ребенок – кладоискатель отворачивается. Ведущий тихонько кладет монетку под одну из карточек – зарывает клад.
Кладоискатель должен отгадать, где зарыт клад. Он называет число десятков в числе. Ведущий говорит «да» или «нет».
— в этом числе 2 десятка?
— нет?
— 5 десятков?
— да.
— В этом числе 2 единицы?
— нет
— 7 единиц?
— да!
— Значит, клад зарыт под плитой № 57!
— да!!!
Теперь играющие меняются ролями. В конце игры можно подсчитать выигрыш.
Ярослав,научившись счету десятками,без труда подсчитаывает сыой выигрыш:»10,20,30,40 и 2-получается 42 рубля»-говорит он
Эта игра также одна из любимых
Только мы ее немного модернизировали
Чтобы Ярослав не путался под какими карточками клада точно нет,эти карточки он отмечает камушками
Т.о. когда он спрашивает:»лад зарыт под плитой с 3 десятками:
и я отвечаю нет
Ярослав все карточки с 3мя десятками помечает камушками и они не мешают ему искать клад дальше,не отвлдекают…
ИГРА 9
противоположная игре 8
Надо прятать клад самому прямо на нашем плакате.
Для этого ионетки мы крепим на пластилин и я говорю сыну: «Клад нужно зарыть на числе, у которого 5 десятков и 3 единицы
Ярослав уже наловчился и сразу же мне говорит:
«значит нужно искать 53»
Находит и клеит:
и напоследок задания,которые я делаю сыну каждый вечер на след.день.
это могут быть обыкновенные прописи(Ярослав до сих пор их любит)
а здесь нужно превратить единицу в число первого десятка
единицу в десяток
и десяток в сотню
Ярослав вообще любит такие задания-соединялки…
Это задание такое:я выдаю листок со смоделированным числом,а Ярослав уже считает коллическво детятков-единиц и записывает результат ниже
Игра-круговорот
Нужно читать числа по порядку
Мы начали изучать сотни и тысячи и эта игра помогает нам отработать чтение чисел до автоматизма
А эту игру Ярослав выдумал сам
Я пишу числа,а яЯослав подписывает нолики и озвучивает какое число получилось у него
Здесь снова соединялки-превращения)))
Ярослав заигрался и насоединял каляку-маляку
Но потом мне все еще и усно рассказал,так что я поняла,что не ошибся
ПАЗЛ
хотела закончить пост,но вспомнила еще одну игру-пазл
Вобщем то распечатала я сыну сотню чисел вот таких:
https://yadi.sk/i/R4BZRlnXzeodQ
заламинировала скотчем и нарезала на разные кусочки.
Сначала чисто десятками
Позже наоборот так,чтобы в каждой полоске были все число,оканчивающиеся на 1,3,6….
А вконце как попало разрезала…
Сын собирал с удовольствием
просит еще
У Ярослава появилось желание узнавать еще и еще!в пределах сотни ему тесно становится,поэтому то мы и стали потихонечку выходить за пределы
Изучаем сотни и тысячи,сейчас пока просто учимся читать эти числа,т.к.Ярослав все таки плоховато именно читает их и частенько ошибается
Наша основная игра на улице:упеть прочесть номер у проезжающей мимо машинки!!!))))Это очень весело))))
Подробности о трех и четырех-значный числах я постараюсь описать в след раз)
Я самая счастливая мама на свете)!!!