Рисуночный тест «Детский сад» с примерами интерпретации.
Адаптация ребёнка в детском саду — очень важный этап в жизни всей семьи. Успешная адаптация — залог дальнейшего посещения сада с удовольствием, а не со слезами и бесконечными заболеваниями.
Адаптация в детском саду может занимать от недели до полугода. После длительного пропуска или смены воспитателей и состава группы адаптация происходит заново.
Иногда бывает сложно понять, насколько комфортно чувствует себя ребёнок в детском саду. Часто бывает, что дети не хотят ходить в сад, плачут, цепляются за маму и долго не заходят в группу. Иногда уже через 15 минут они забывают обо всем, включаются в игровой процесс и вечером не хотят идти домой. Очень важно выяснить, где находится причина негативного поведения — в детском саду или вне его (в зависимости от мамы, в неуверенности в себе, в ревности к младшему брату и т.д.).
Узнать, насколько успешно прошла адаптация ребёнка в детскому саду, можно с помощью рисуночного теста «Детский сад». Тем более что интерпретация рисуночных тестов — процесс творческий и полезный для обеих сторон. Малыш сможет выразить свои переживания и волнения, а вы — посочувствовать и помочь ему.
Инструкция: нарисуй себя в детском саду. Никаких пояснений давать не надо, пусть ребёнок рисует то, что он сам захочет.
По окончании рисунка можно задать вопросы:
- Как там, в детском саду на этом рисунке? (грустно или весело, хорошо или плохо)
- Кто изображен на этом рисунке?
- Что они делают?
- Если никого нет, то где они?
- Кто придет первым? Что он станет делать?
- А что ты делаешь на рисунке? А что ты хотел бы делать?
- Если тебя нет на рисунке, то где ты?
Ребёнок может вносить изменения в свой рисунок по ходу этих вопросов. Учитывайте это при интерпретации любых рисуночных тестов: изменения — это желаемая, а не реальная ситуация. Например, сначала на рисунке он играл один (нехватка общения), а потом с Мишей (с ним он хотел бы дружить).
Интерпретация рисуночного теста «Детский сад»
1. Сюжет рисунка
Предполагаемые рисунки можно условно разделить на три группы:
1. Нарисовано только здание детского сада (внутри или снаружи).
2. Ребенок нарисовал только себя одного или всех, кроме себя.
3. Ребенок нарисовал себя и других людей (воспитателей, детей).
При интерпретации рисуночных тестов важно обращать внимание на наличие на рисунках людей. Если людей нет — это ВСЕГДА указывает на трудности в общении. Это могут быть ситуативные трудности (только на этом рисунке) или постоянные (на всех рисунках). При этом ребёнок может страдать по поводу нехватки общения («Со мной никто не дружит»), а может и вовсе не нуждаться в друзьях (шизоидный тип характера). Расширить круг общения полезно будет в обоих случаях, так как мы живем в обществе и не можем обойтись без общения.
Итак, если на рисунке нет людей, то можно сказать, что адаптация ребёнка в детском саду вообще не произошла. Скорее всего, ему там одиноко, грустно, не с кем играть и т.д.. Предложите ему дополнить рисунок игрушками, растениями, животными, детьми, воспитателями, сказочными героями, мультяшками — кем и чем угодно, лишь бы там появились радость, движение и жизнь.
Если на рисунке изображен только его автор или, наоборот, все кроме него — то можно сделать вывод о том, что ему пока не удалось влиться в коллектив. В таком случае можно предложить несколько вариантов развития событий:
- Представь, что кто-то из ребят вернулся с прогулки и зашел к тебе в группу. Кто это будет? Что он станет делать? Кто-то еще пришел с прогулки. Кто это? Возьмёте его к себе в игру?
- Представь, что ты пришел в группу, а там уже много ребят (как на рисунке). Что бы ты стал делать? Во что играть? К кому бы подошел? А еще к кому можно подойти?
Малыш может нарисовать себя на одном рисунке несколько раз: стоит один у окна, сидит рядом с воспитательницей, рисует с Катей, играет с Мишей и т.д. — так у него появится выбор, как повести себя в той или иной ситуации.
Третий вариант — на рисунке 2 и более персонажей, включая самого автора. Ближняя или самая большая фигура — это наиболее значимый для ребёнка человек в детском саду. Значимый — не значит близкий: это может быть самый строгий воспитатель, злой обидчик или лучший друг. Важно выяснить, какая ситуация изображена: дружественная, конфликтная, угрожающая и т.д. Если ситуация негативная — придумывайте выходы. А если позитивная и комфортная, то, поздравляем, адаптация ребёнка в детском саду прошла успешно!
2. Фигуры на рисунке
Интерпретация рисуночных тестов начинается с общего впечатления о рисунке, затем выясняется сюжет рисунка, а потом — переходим к графическим особенностям: изображению фигур, характеру линий, цветовому решению.
Если ребёнок нарисовал себя, стоящим на ковре, на земле — на какой-либо линии, это говорит о том, что он чувствует себя уверенно, «твёрдо стоит на ногах». Если он развёрнут к другим людям лицом — это признак хорошей адаптации в коллективе детского сада, если спиной — плохой.
Если на рисунке присутствует воспитательница, то она играет важную роль в жизни ребёнка. Но если у неё рот черный, открытый, с зубами — значит, Ваш малыш переживает из-за ее слов (замечаний, упрёков) и действий (угроз, наказаний): боится, злится или обижается. При этом часто оказывается, что воспитатель не говорит «ничего такого уж страшного». Но рисунок — это отражение восприятия ситуации с точки зрения ребёнка. Т.е. для одного малыша услышать в свой адрес «Да что ж за дети-то такие бестолковые!» — ничего страшного, а для другого — очень больно и обидно.
3. Цвета на рисунке
Цвета и штриховка — дополнительные показатели, которые не стоит упускать из виду при интерпретации рисуночных тестов.
Цвета, указывающие на хорошую адаптацию ребёнка в детском саду: желтый, оранжевый, розовый, голубой, синий, зеленый. На плохую адаптацию — черный и серый. А вот красный цвет может быть разным, поэтому лучше спросить у маленького художника, что значит для него тот или иной цвет: «А красный цвет — он какой? Добрый или злой? Грустный или радостный?»
Усиленная штриховка, сильный нажим, перерисовывание и зачеркивание указывают на высокое напряжение и тревогу. Обратите внимание, какие именно детали (предметы, персонажи) ребёнок рисует с трудом.
Примеры интерпретации рисуночного теста «Детский сад»
1. Рисунок Серёжи 5,5 лет «Я в детском саду».
Сережа изобразил ситуацию, где он выступает на утреннике 23 февраля. Сначала на рисунке был только он один — маленький мальчик в правом нижнем углу, как будто спрятавшийся за ракетой. Руки опущены, поза неустойчивая (фигура слегка завалена), он как будто переминается с ноги на ногу. Эта ситуация очень волнует Серёжу, так как утренник совсем скоро, а он очень боится выступать перед зрителями и от волнения может расплакаться. В детском саду он чувствует себя одиноко, у него нет поддержки (на рисунке он один). Кроме родной сестры, играть ему не с кем, а она предпочитает общество девочек. Адаптация ребёнка в детском саду прошла неуспешно, но в таких случаях лучше говорить «еще не закончилась».
Работа с рисунком: мы добавили зрителей, которые могли бы поддержать Серёжу в трудную минуту: маму, папу, бабушку, дедушку и т.д.:
2. Рисунок Димы 6 лет «Мой детский сад»
Дима не любит ходить в детский сад и всеми способами (слезами, капризами и болезнями) пытается этого избежать. Мальчик изобразил здание детского сада, постройку во дворе и игровую площадку и себя, одиноко смотрящего из окна на улицу. Адаптация ребёнка к детскому саду прошла неудачно.
Первое впечатление от рисунка — беспокойство, тревога: очень много деталей, разнонаправленных линий, дерево вот-вот упадёт. Страх проявился в непропорционально больших черных подсолнухах. Еще одна яркая особенность рисунка — дерево и солнце зубастые и с черными зрачками. Это вербальная агрессия сверху, т.е. со стороны взрослых.
Люди на рисунке появились позже, и мы с трудом нашли для них место. Добавили и мячик, и «лазилку», и собачку — чтобы на рисунке стало комфортнее. Это проверяется вопросом: «Как теперь там, на рисунке? Лучше? А что можно сделать, чтобы стало еще лучше?»
На завершенном рисунке стало веселее, есть с кем постоять у окна и даже погулять.
Такая работа над рисунком подтолкнет малыша к тому, чтобы попробовать повести себя по-новому, и тогда адаптация в детском саду завершится успешно.
Автор Крысанова Светлана
Смотрите также: рисуночный тест «Кактус», Дети и телевизор, Игры для обучения чтению.
Проективная методика «Мой детский сад». ГУО «Ясли-сад № 7 г.Полоцка»
Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.
Самый удобный вариант в этом случае — предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке — положительный момент. Значит, педагог для ребенка — значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку — спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного — о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.
Несмотря на то что рисуночный тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания — кажущаяся.
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.
Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Материал на тему: Методика «Я в детском саду»
Методика «Я в детском саду»
Цель: диагностика психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада
Инструкция: нарисуй рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».
Интерпретация результатов.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:
- Ребенок рисует только здание.
- Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
- Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?
Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.
Тест «я в детском саду»
ДИАГНОСТИКА
Проективная методика «Кактус»
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
Диагностика готовности к школе
Мониторинг готовности к обучению школе
Тесты для обследования детей 4-7 лет (индивидуальная психодиагностика)
Тесты для обследования детей 7-11 лет (индивидуальная психодиагностика)
Тесты для обследования детей 11-14 лет (индивидуальная психодиагностика)
Комплекс диагностики для психолога ДОУ
Тест «Красивый рисунок» Сборник анкет по изучению семьи и ребёнка
Методика «Рисунок семьи»
Методика «ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека
Тест «Вербальное мышление»
Методика исследования мотивации учения у первоклассников
«Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: -пространственное положение -размер рисунка -характеристики линий -сила нажима на карандаш Агрессия
— наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии Женственность — наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов Интровертированность — изображен только один кактусМетодика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми.Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду проходит в два этапа и начинается с наблюдений за поведением детей в группе.На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки.Путем наблюдения определяется количество детей в группе, имеющих два типа эмоциональных проявлений, условно обозначенных как повышенный и пониженный эмоциональный тонус.Примерные характеристики детей с повышенным эмоциональным тонусом:ВозбужденПодвижен (бегает, возится)Движения хаотичные, иногда судорожныеС трудом успокаиваетсяЛюбит громко разговариватьЧасто кричитВыполняет в игре активные роли, занимает активную позициюЧасто меняет замысел игрыМешает другим детям во время игры, другой деятельностиЛегко отвлекаетсяПроявляет забывчивостьПостоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводуПроявляет интерес к разговорам взрослыхПримерные характеристики детей с пониженным эмоциональным тонусом:Пассивен, апатиченМалоподвиженС трудом успокаиваетсяЧасто расстраивается, плачет по незначительному поводуКапризничаетИзбегает контактировать со сверстниками и взрослымиСоглашается на второстепенные ролиНе интересуется деятельностью других детей и взрослыхСамоустраняется от обращения к взросломуИногда полностью игнорирует общество детей и взрослыхЛжет из боязниПроявляет большую тревожность при расставании с мамойНа основе наблюдений за детьми и бесед с педагогами выявляется количество детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом, а также складываются представления об эмоциональном равновесии в группе. Картина общего эмоционального равновесия в группе детского сада обычно зависит от количества детей, поведение которых отвечает вышеперечисленным характеристикам. Число детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом не должно превышать 15% — 25% от общего числа детей группы (от 4 до 6 детей в группе из 25 человек).Полученные данные помогут составить общее представление об особенностях эмоциональных проявлений детей, однако по наличию или отсутствию большого или малого количества детей обоих типов эмоциональных проявлений нельзя составить объективную картину эмоционального самочувствия ребенка в группе детского сада.На втором этапе обследования проводятся индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы:Ты любишь ходить в детский сад?Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?Вы дружите в группе?Вы часто ссоритесь?Тебе хорошо сегодня в группе?Каждый утвердительный ответ оценивается в 2 балла, каждый отрицательный ответ в 1 балл. Соответственно, максимальное количество баллов, которое может быть у одного ребенка – 10, а минимальное – 5. Если больше половины детей группы по результатам беседы набрали максимальное количество баллов – эта информация принимается как свидетельство позитивных тенденций в эмоциональном самочувствии детей в группе детского сада.Продолжением этой работы является проведение серии индивидуальных экспериментов с детьми по типу «Проективных ситуаций». Ребенок в процессе общения со взрослым должен завершить рассказ, начатый взрослым. Взрослый обращается к ребенку со следующими словами: «Мне интересно было бы с тобой поиграть. Мы будем рассказывать истории вдвоем. Я начну рассказывать, а ты продолжишь мой рассказ. Только говорить нужно быстро, долго не задумываться. Таково правило игры. Сколько же историй мы успеем с тобой рассказать?»Затем ребенку предлагается серия проективных ситуаций, в которых имя ребенка совпадает с именем действующего персонажа. Все рассказы носят нейтральный характер. В процессе общения взрослый интонационно поддерживает интерес ребенка к деятельности.Примеры проективных ситуаций:1… должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и вышел его рассказать. Что было потом?2… играет со своим другом (подругой) в группе. Его позвала к себе воспитатель. Что было потом?3… ест завтрак. Больше не хочется. Что было потом?4… рисовал и испачкал стол красками. Что было потом?Окончания рассказов, которые дает ребенок, могут носить нейтральный, отрицательный и положительный характер. Желательно как можно более объективно определить характер окончания рассказа.По результатам обследования необходимо посчитать количество детей в группе, у которых все окончания рассказов носили отрицательный характер. Если количество детей с такими результатами составит 50% и более процентов от общего числа опрошенных детей, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.На втором этапе обследования детям предлагают набор картинок с изображениями различных ситуаций. В ходе беседы ребенку необходимо определить характер изображенных ситуаций. На картинках: женщина с ребенком идут по улице; дети играют в группе детского сада; дети играют на улице; ребенок сидит за столом и ест. Во время демонстрации, например, первой картинки взрослый говорит ребенку: «Мама с … (называет имя ребенка, с которым беседует) идут в детский сад. Как ты думаешь, это грустная история или веселая история?» Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы взрослого. Взрослый по результатам бесед с детьми подсчитывает количество определений «грустных» и «веселых» историй. Так же как в эксперименте по проективным ситуациям, если количество «грустных» историй составит 50% и более от общего числа историй, рассказанных детям, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе детского сада.
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае — предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы. 1. Ребенок рисует только здание. 2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. 3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями. Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки? Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о `мире` в душе. Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке — положительный момент. Значит, педагог для ребенка — значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку — спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии. Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый). Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного — о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии. Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок. Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память. Несмотря на то что рисуночный тест `Я в своей группе детского сада` является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания — кажущаяся. Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить. Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные `тексты` приходит после анализа тысячи детских работ.
Консультация (подготовительная группа): Тест «Детский сад» — рисуночная методика
Тест “Детский сад” — рисуночная методика
Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае — предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада».
Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.
1. Ребенок рисует только здание.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно отметить, что события, происходящие в детском саду, являются для ребенка личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке другие дети, воспитатель, игровое поле и игрушки?
Наличие и многообразие элементов позволяет педагогу поставить еще один плюсик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.
Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке — положительный момент. Значит, педагог для ребенка — значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку — спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.
Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного — о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.
Несмотря на то что рисуночный тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания — кажущаяся.
Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.
Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Хорошо было бы обсудить рисунки детей с психологом, имеющим опыт диагностики по рисункам. Как говорят специалисты, настоящее умение читать рисуночные «тексты» приходит после анализа тысячи детских работ.
Источник: Мария Быкова, преподаватель Московского психолого-педагогического института
Тест “Детский сад” — рисуночная методика
Возрастная психология, детская психология, воспитание детей
Toggle it Child-psy- Уроки понимания
- Когда ваш ребенок сводит вас с ума
- Когда мы чувствуем собственную беспомощность
- Хрустальный шарик детства
- Что знают специалисты о вашем ребенке
- Когда родительская любовь заходит слишком далеко
- Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
- Потребность в приватности
- Волшебное слово: «Жди!»
- Как много можно рассказать ребенку
- Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
- Усталость, граничащая с безумием
- Когда ребенок врет
- Мама, я боюсь!
- Если ваш ребенок грозится убежать
- Когда ребенок все время ноет
- Когда ребенок невоспитан
- Дети, подверженные несчастным случаям
- Правда и выдумки о привычках
- Не кусайте руку, которая вам протянута
- Почему дети не спят?
- Общаться с ребенком — как?
- Урок первый. Безусловное принятие.
- Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
- Урок третий. «Давай вместе!»
- Урок четвертый. «А если не хочет?»
- Урок пятый. Как слушать ребенка.
- Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
- Урок седьмой. Чувства родителей.
- Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
- Урок девятый. А как насчет дисциплины?
- Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
- Можно ли что-то поправить? Как?
- Капризничает? Значит, развивается!
- Как новорожденный ощущает свой мир
- 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
- 8 недель : мир явлений
- 12-я неделя: мир плавных переходов
- 19-я неделя: мир событий
- 26-я неделя: мир взаимосвязей
- 37-я неделя: мир категорий
- 46-я неделя: мир последовательностей
- 55-я неделя: мир задач
- 64-я неделя, или почти 15 месяцев
- 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
- Продолжаем общаться с ребенком. Так?
- Ребенок растет
- Живем вместе
- Наше общение
- Важные правила общения с детьми
- Жила была девочка, похожая на тебя…
Дорис Бретт
- Когда ваш ребенок сводит вас с ума
- Развитие ребенка
- Развитие речи
- Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
- Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
- Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
- Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
- Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
- Если ребенок ругается матом
- Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
- Нормы развития
- Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
- Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
- Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
- Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
- Кризис первого года.
- Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
- Как научить ребенка …
- Как научить ребенка пользоваться туалетом
- Как научить детей контролировать гнев
- Как научить ребенка спокойно ложиться спать
- Как научить ребенка заботиться о зубах
- Как научить ребенка побороть страх
- Как научить ребенка не пачкать пеленки
- Первые шаги
- Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
- Когда ребенок начинает активно двигаться
- Когда ребенок делает первые шаги
- Календарь развития ребенка
- Календарь развития ребёнка от рождения и до года
- Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
- Физическое развитие детей до года
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
- Норма роста и веса для подростков
- Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
- Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
- Ожирение у детей
- Психологическая зрелость
- Гимнастика для малышей
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Выявление способностей у детей и их развитие
- Развитие речи
- Азбука для родителей
- Дети нового поколения
- Дети Индиго. Особенности развития.
- Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
- Одаренные дети: особенности психического развития
- Творчество и одаренность
- Половое воспитание
- Нагота
- Представления о поле
- Половые игры
- Половая уравновешенность
- Половой опыт
- Мастурбация
- Стереотипы мужественности — женственности у подростков
- О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
- Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
- Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
- Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
- Дети и эмоции.
- Как научить ребенка общаться
- Покончим с истериками
- Как победить буку?
- Миф о тихонях
- Как преодолеть застенчивость?
- Почему ребенку трудно со сверстниками
- Детские чувства
- Кормление и еда.
- Искусственное вскармливание
- Кормление по просьбе ребенка
- Кормление насильно
- Расставание с рожком
- Тошнота и рвота
- Еда
- В постель с рожком
- Семья
- Первый ребенок
- Единственный ребенок
- Второй ребенок
- Младший и средний ребенок
- Почему в семье разные дети?
- Младший ребенок
- Мать
- Отец
- Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
- Приемный ребенок
- Распад семьи. Развод
- Соперничество братьев
- Родители и дети
- Родительская любовь
- Смерть близкого человека
- Средний ребенок
- Старший ребенок
- Близнецы
- Бабушка и дедушка
- Отчим
- Мачеха
- Ребенок без отца
- Дети развода: потеря любимого
- Близнецы в детском саду
- Близнецы идут в школу
- Близнецы в школе: проблемы обучения
- Дед Мороз
- О чем плачет ребенок?
- Пеленать или не пеленать ?
- Детский сад: за и против
- Детские капризы
- Игрушки
- Избалованные дети
- Комплекс вины
- Контроль за мочевым пузырем
- «паршивая овца» в семье
- Отвергнутый ребенок
- Отпуск
- Манежик
- Лечебные игры
- Левша
- Летний лагерь
- Наказание
- Когда мы говорим «Нельзя!»
- Наследсвенность
- Непослушание
- Неуверенность в себе
- Музыка
- Игра.
- Пассивное сопротивление
- Плохие сны
- Подарки
- Привилегии
- Пoрицание
- Подзатыльники
- Развитие речи
- Приходящая няня
- Разочарования
- Религиозное воспитание
- Робость
- Самостоятельность
- Слезы
- Соска
- Детские страхи
- Тревожное состояние
- Фантазирование
- Чрезмерная живость
- Стремление сломать игрушку
- Бранные слова
- Воображение
- Дружба
- Дух соперничества
- Дух противоречия
- Дисциплина
- Воровство
- Агрессивность
- Домашние животные
- Детское КУПИ!
- Рост и вес новорожденных
- Знакомим ребенка с компьютером
- Как выбрать очки ребенку? Выбор оправ и линз.
- Очки или контактные линзы: что выбрать для ребенка?
- Как выбрать детский лагерь: критерии выбора, важные детали
- От чего зависит рост ребенка и каким он будет, когда ваш ребенок вырастет.
- В отпуск с ребенком
- Дети и деньги
- НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП
- Когда режутся зубки
- Я потерялся: для детей и родителей
- Как рассказать ребенку о сексе
- Жадность и конфликты на детской площадке
- Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ
- Почему дети не любят полезную еду, и обожают фастфуд.
- Цветовая диагностика детей для определения типов личности.
- Метод кнута и пряника, или оперантное научение
- Дети нового поколения
- Проблемы развития
- Детские страхи
- Боязнь темноты
- Нарушение сна и ночные кошмары
- Рисование страхов
- Метод избавления от страхов с помощь игр
- Метода анатомирования и манипулирования страхами
- Устранение страхов с помощью арт-тепарии
- Беспокойство у младенцев: детские страхи до года
- Детские страхи в период от 1 года до 3 лет
- Детские страхи в период от 3 до 5 лет
- Коррекция детских страхов у детей 5-9 лет
- Энурез
- Ночное недержание мочи
- Методика укрепления мочевого пузыря
- Энурез. Недержание мочи у детей, подростков и взрослых – причины и лечение.
- Леворукий ребенок
- Тесты и методики для определение леворукости
- Как подготовить леворукого ребенка к школе
- Проблемы переучивания
- 10 советов родителям леворукого ребенка
- Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 1.
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 2
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 3
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 4
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 5
- Тетрадь для занятий с детьми. Часть 6
- Школьные проблемы левшей
- Леворукие дети и математика: секреты обучения маленьких левшей
- Детские страхи
Социометрия для дошкольников
Детский коллектив — это сложная форма человеческих отношений. И сложность заключается в том, что общение в группе для большинства детей является первым опытом установления контакта. Детям необходимо адаптироваться в коллективе, научиться искать друзей, справляться с индивидуальными особенностями сверстников. Некоторые становятся лидерами, легко вливаются в коллектив. Другим это сделать сложнее. Но даже среди друзей не редки ссоры, обиды, агрессия.
Воспитатели, как правило, знают особенности характеров своих подопечных. Но если в группе больше 20 детей, то уделять персональное внимание каждому и в нужном объеме не всегда удается. А родители часто склонны игнорировать «мелкие» неприятности своих детей в детском саду.
Но многие современные детские сады имеют в своем штате специалистов, в чьи обязанности как раз и входит решение подобных проблем.
Методика социометрия
Существует много методик на определение межличностных отношений. Но не все они подходят для дошкольного возраста. Однако, социометрия Морено и метод наблюдения для диагностирования дошколят вполне подойдут. При этом стоит отметить, что метод наблюдения не дает полной картины. Это скорее поверхностное исследование. А социометрия как метод исследования позволяет заглянуть глубже в душу ребенка. Социометрия – это в психологии отдельная отрасль для изучения межличностных отношений.
Условия проведения методики
- Прежде всего, для получения более достоверной информации целесообразно использование не одной методики, а комплекса методов, включая наблюдение.
- Во-вторых, диагностика должна проводиться тем человеком, у которого с ребенком доверительные отношения.
- В-третьих, диагностирование должно проходить в знакомом помещении без посторонних людей, не должно быть даже воспитателя: только ребенок и специалист.
- В-четвертых, все должно быть в игровой форме.
- Ни в коем случае взрослый не должен комментировать ответы ребенка, как-то давить на него, подсказывать. Ребенок должен принимать решения самостоятельно.
Цели проведения социометрии
- Изучение сплоченности детского коллектива.
- Выявление того, какое место тот или иной ребенок занимает в группе сверстников.
- Исследование «союзов» внутри коллектива.
Очень важен тот момент, что социометрическое исследование должно проводиться в давно адаптированной группе сверстников. А не в том коллективе, который начал складываться недавно, и не все члены коллектива достаточно хорошо знакомы друг с другом.
Особенности проведения социометрии
Если для взрослых предполагается написание ответов на поставленные вопросы, то для дошкольников, в силу возрастных особенностей детей, вопрос и ответ звучат в устной форме, и взрослый самостоятельно фиксирует результат на бумаге.
Социометрия для дошкольников: примеры
-
«Два домика».
Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: «Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты поместишь в красный домик? Кого в черный?»
Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.
-
«Капитан корабля».
Ребенку предлагают представить, что он является капитаном большого красивого корабля, который собирается в увлекательное путешествие. Затем следует задать следующие вопросы для социометрии: «Кого из друзей ты возьмешь с собой? Кого ты категорически не захочешь брать?» Также три положительных и три отрицательных выбора.
-
«Подарок» или «Сюрприз».
Каждому ребенку в группе детского сада предлагают по три открытки, которые надо разложить в шкафчики раздевалки тем ребятам, с которым их связывают теплые дружеские отношения. Но взрослый должен учесть, что кто-то из детей не получит ничего. Поэтому наготове должны быть лишние открытки, которые взрослый положит таким детям. Истинная картина фиксируется на листе, как и реакция детей.
Обработка социометрии
Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец — списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим — отрицательные. Внизу сводятся данные — средние показатели выборов.
На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.
- «Лидеры» — дети, имеющие большую часть положительных выборов.
- «Принимаемые»- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.
- «Игнорируемые» результат выбора которых равен нулю.
- «Отвергаемые» — дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.
- «Изгои» — дети с большим количеством отрицательных выборов.
Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию «игнорируемые», поскольку одногрупники могли о них просто забыть.
Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.
На основе выбора детей высчитывается коэффициент сплоченности детского коллектива.
К.С. = сумма положительных взаимных выборов / сумма положительных выборов Х 100%
Высокий коэффициент дает понять, что отношения в коллективе крепкие. Атмосфера положительная.
По результатам исследования, специалист составляет план работы с детьми, корректирующий те или иные линии поведения.