Раннее развитие детей. Методика Г. Домана
[one_half][frame][/frame][/one_half]В этой статье, по просьбе читательниц блога, мне хочется осветить волнующий многих мам вопрос о раннем развитии детей.
Считается, что маленькие дети обладают огромным потенциалом к росту. Безудержное желание познать этот мир, попробовать его на ощупь и вкус легли в основу многих популярных методик раннего развития. Ведь без новых впечатлений, без ярких эмоций, без богатых переживаний, сдобренными маминой заботой и любовью, нашим малышам сложно вырасти психически и физиологически развитыми.
Многие мамы очень серьезно подходят к этому вопросу, постоянно изучая эту тему, тестируя игры, книги и задания, вместе с тем наблюдая за развитием своего малыша.
Но случается и так, что родители, из-за своих амбиций и упорного желания, чтобы их ребенок соответствовал всем социальным нормам, пренебрегают интересами и потребностями ребенка. Из-за стремления вырастить гения они не видят внутренней жизни малыша. Зацикливаются на одной методике, руководствуясь ею во всех аспектах жизни крохи, упорно не замечая его наклонностей и индивидуальности.
Когда за словами «гений» теряется понятие «ребенок» — любые развивающие программы превращаются в зло
Не допускайте критической ошибки, пытаясь удовлетворить собственные амбиции. Наблюдайте за малышом, обращайте его внимание на мир: природу, запахи, животных, насекомых; познакомьте с музыкой и поэзией; покажите ему другую культуру и языки; обратите внимание на иную точку зрения, дайте ему услышать, попробовать и почувствовать Жизнь. А сами просто наблюдайте за ним. Его реакция будет самым лучшим индикатором для вас. В процессе наблюдения вы выявите многие наклонности вашего чада, а также узнаете его поближе.
Суть методики Глена Домана
Будучи врачом-нейрофизиологом, Глен Доман занимался обучением детей, получивших травмы мозга. И в процессе работы обратил внимание на интересный факт – стимулируя один из органов чувств, можно добиться усиления активности мозга в целом. И это привело его к созданию обучающих программ по методике Глена Домана, суть которых в том, что ребенок занимается по заранее заготовленным карточкам, на которых могут быть изображены слова (чтение), кружки (математика) или подписанные предметы быта и обихода, продукты, животные, страны и города.
Карточки разделены на тематические серии. Принцип обучения – показывать эти карточки в течение дня, соблюдая определенную последовательность. Например, 5 карточек по 3 раза в день с длиной показа в несколько минут. По мере прохождения программа усложняется и расширяется. Заниматься необходимо ежедневно.
Программы Глена Домана получили широкую популярность в России после того, как мамы узнали, что по его методике воспитывались многие нобелевские лауреаты
Личный опыт
В моей личной практике эта была первая программа, с которой я начала свою педагогическую работу со своей дочкой, которой тогда было всего 8 месяцев. Я нашла в Интернете книгу
Обучение нам давалось довольно легко. Джулия была еще маленькая, сидела на коленках и на все внимательно смотрела и внимала. Курс математики мне удалось пройти полностью. И мы выучили счет до ста. Как только мы его закончили, то приступили к чтению. Я также сама подготовила все материалы, сначала составляла трафареты к буквам, а затем переносила их на большие листы ватмана, превращая в слова. Потом раскрашивала буквы красным фламастером. И снова часы и часы работы, параллельно с занятиями.
Что могу сказать? Сразу же отмечу, что обучение занимает очень много времени и требует терпения, выдержки и отдачи от мамы. Безусловно, ваш годовасик не начнет ни читать, ни считать. И результатов вы поначалу даже и не увидите. Вам будет казаться, каким был ваш малыш, таким и остался. И здесь нужна большая выдержка и вера в то, что этим обучением вы несете только благо ребенку. В противном случае, очень легко растерять мотивацию.
У программы есть и недостатки. Это обучение, в основном, пассивное. Ребенок сидит, а мама поочередно показывает ему карточки. Причем, в оригинале этой методики, Доман советует уединяться в пустой комнате, где ребенка ничто не будет отвлекать. Возможно, в обучающем центре, это условие и можно осуществить. В домашних же условиях практически невозможно.
Другой недостаток – ребенка просто нагружают информацией, при этом его мыслительные процессы отключены. Он внимает, но не думает. Доман был против игр и спонтанной двигательной активности, что само по себе странно. Возможно, больным детям это подходит, но вот здоровым, активным ребятишкам вряд ли.
Тем не менее, не смотря на все «за» и «против» я очень вдохновилась и с глубоким энтузиазмом принялась за обучение. Тем более, что для нас с дочкой занятия проходили очень комфортно. Мне казалось, что ей это нравилось. Во всяком случае, она была спокойна и позволяла мне ее обучать.
Как я писала выше, к математике мы приступили в 8 месяцев. Занятия математикой начинаются с изучения не цифр, а кружочков, хаотично расположенных на бумаге. Якобы ребенок со временем начинает моментально видеть количество кружков, даже если их там больше ста. Начинаешь с карточки с одним кружком и ежедневно доводишь до пяти, потом 10 и т.д.
Когда все «цифры» будут изучены, можно переходить к собственно математике. Для работы используются все те же карточки с кружками. Вы четко проговариваете математическое действие (например, пять минус три равно два) и показываете ребенку карточку с двумя кружочками. Так, необходимо пройти всевозможные математические комбинации, начиная со сложения, затем вычитание, умножение и деление. Задействовать необходимо все «цифры» до 100.
Для тех, кто готов к продвинутому уровню, переходите к изучению чисел после 100 и математическим действиям с ними.С математикой мне с Джулией удалось уйти очень далеко. Во всяком случае, «числа» до 100 мы с ней изучили, и довольно долго шли с математическими операциями.
Но потом я переключилась на чтение. Здесь у Домана тот же подход. И поначалу у меня возникла загвоздка, поскольку ситуация с языками в нашей семья довольно непростая. Мы говорим на 3х языках, хотя детям даем только два. И вначале я долго думала, какой язык давать в обучении – русский или итальянский. Сначала я взялась было за русский, но позже добавила карточки и с итальянским языком. Я посчитала, что это была правильная стратегия, ведь мы общались с ребенком на этих языках.
С чтением мы также долго занимались. Я не пропускала ни единого дня. Принцип обучения таков, что начинаешь со слов из трех букв, затем переходишь к словам из 4х букв и так продвигаешься в обучении, постепенно вводя все более сложные и длинные слова, а затем и фразы.
С тех пор, как мы начали наше обучение по Доману, прошли целых 6 месяцев, и Джулия успела вырасти, научилась ходить и стала непоседой. Усадить ее за занятия было все сложнее и сложнее. Да и я, не увидев моментального результата, сбавила обороты и немного растеряла мотивацию, чем совершила большую ошибку. В итоге, мы оставили Домана в покое и я переключилась на другие развивающие игры.
Ошибка же моя оказалась в том, что я ждала хоть каких-то результатов сразу, а их не было. И впервые я увидела плоды своих трудов только через несколько лет, когда Джулии было уже больше 4х лет.
Девочка у меня выросла очень умная и развитая не по годам. К сожалению, невозможно сказать сейчас, что большое повлияло на ее развитие – то, чему я ее обучала или она и без развивающих программ была бы такой же. Нам не дано сравнить. Но я лично убеждена, что развивающие игры сыграли свою решающую роль. Я не могу сравнить результаты на одном ребенке, но я могу сравнить двух разных детей – мою дочь и моего сына, с которым я совершенно не занималась никакими методиками, за что меня муж до сих пор упрекает.
Какие результаты я получила с Джулией? Она в 11 месяцев пошла и через пару месяцев побежала. В 1,2 года я сняла с нее подгузники — мы от них отказались полностью. В целом, она развивалась как обычный ребенок. Но, порой, демонстрировала какие-то вещи, которые мягко говоря, удивляли. В два года она с легкостью собирала мелкие пазлы, предназначенные для детей 6 лет. Поскольку мои дети трилингвисты, то она уже неплохо говорила на двух языках (русском и итальянском) и что-то там бормотала по-английски. Она самостоятельно освоила счет до 100 на обоих языках и считала по-английски до десяти. В 4 года она научилась писать по-русски и по-итальянски, научилась самостоятельно плавать и гонять на двухколесном велосипеде. На празднике своего четырехлетия она на детском игрушечном фортепиано сыграла музыку «Happy birthday», которую сама же и подобрала. Сейчас ей 5 лет. Она с легкостью и интересом осваивает чтение по-русски и в состоянии прочесть простейшие фразы, прекрасно поет, ездит на роликах и без удержу гоняет на велике, держась одной рукой и задрав ноги кверху.
Джулия побывала в двух садиках. И в обоих независимые друг от друга воспитатели говорили нам одну и ту же характеристику о ней и довольно лестную. Я убеждена, что ее любознательность, открытость миру, схватывание на лету любых знаний, интерес к наукам и книгам – все это и есть те результаты, которые я пыталась разглядеть от первых занятий по методикам раннего развития.
В противовес я могу поставить ее брата, который на 2,5 года младше ее. Он родился и рос в тот период, когда я по глупости и наивности не увидела никаких результатов от занятий с его сестрой (которых и не должно было быть сразу), и поэтому я с ним совершенно не занималась, даже ни одной методики не применила в дело. В итоге Марко – совершенно обычный малыш, без каких-либо выдающихся талантов, более того, немного даже позади развития, присущего его годам. Он милый, добрый, с хорошим здоровьем, но того букета способностей, как у его сестры, у него нет.
Безусловно, все дети разные, даже братья и сестры могут сильно отличаться как внешне, так и в развитии, и что, действительно, не ясно, что помогло развиться ребенку – программы раннего развития или он бы и без них был таким, какой он есть.
Хочу также добавить, что Глен Доман разработал динамическую гимнастику для детей, к которой довольно противоречивое отношение. Тем не менее и ее я применила в дело. Моей дочке было 9 месяцев, когда меня стало волновать то, что она еще не ползает на 4х конечностях, а только ползет по-пластунски, как партизан. К этому моменту я прочла книгу одного психотерапевта, который в своей практике просил пациентов, которые были уже взрослыми людьми, ползать по комнате. Этот психотерапевт был убежден, что ползание – один из основных этапов развития человека. И если этот этап отсутствовал, то в будущем это может выражаться в различных психических проблемах со здоровьем.
Я изучила Домановскую идею по динамической гимнастике, выбрала самые простые и легко выполнимые в домашних условиях упражнения, и стала применять. И вот через 2 недели моя дочь полноценно поползла, а через 2 месяца пошла. Опять же никто никогда не сможет сказать, была ли гимнастика причиной успеха или же ребенку просто время пришло поползти. Но уж слишком часты совпадения.
Методика раннего развития Глена Домана была самая первая, которую я применила в обучении со своим первым ребенком и которую использовала на практике наиболее широко и полноценно. В последствии я изучила и применила ряд других методик, о которых напишу в следующих статьях.
Напоследок хочется добавить, что обучаться по Доману математикой и чтением с малышом можно как в раннем возрасте (0 — 3 года), так и в более позднем (3 — 7 лет). Главное, чтобы занятия начались до того, как ребенок овладеет традиционными методами чтения и счета цифр. А карточки с животными и предметами можно показывать в любом возрасте, тем самым расширяя и пополняя словарный и зрительный запас ребенка.
P.S.: если вам интересен комплекс динамических упражнений, который я использовала, напишите в комментариях, и я опишу их.
P.P.S.: если вы желаете понять, как именно вам нужно заниматься с ребенком, а изучать книгу Домана у вас нет ни времени, ни желания, то дайте мне знать в комментариях ниже. И я опишу методику более подробно.
[divider]
Ниже, по просьбе читателей, я привожу упражнения из программы равновесия для новорожденных по Глену Доману, которую я лично применяла для своей 9-тимесячной дочери для того, чтобы ее ползание по-пластунски перешло в ползание на четвереньках.
Эти упражнение на развитие вестибулярного аппарата:
1) Поносите своего ребенка по кругу. Бережно держите его при этом ладонями: одной поддерживайте снизу, другой — за заднюю часть головы. Но не просто носите его вокруг чего-либо, а совершайте при этом плавные движения вверх-вниз. Покачивайте его вверх-вниз, вперед-назад, и из стороны в сторону. Поносите ребенка по всему дому, рассказывая ему о том, где он находится и какие вещи его окружают. Дайте ему выглянуть в окно.
2) Лягте на спину, положив ребенка себе на живот. Плотно обхватите его за бока под мышками. Поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу. Скажите ему, что он — самолетик. Мягко наклоните его вправо-влево, опустите себе на грудь и снова поднимите.
3) Сядьте в кресло-качалку, держа новорожденного руками в вертикальном положении. Покачайтесь назад и вперед. Затем положите его ничком поперек своих колен и снова покачайтесь.
4) Положите ребенка ничком на большую подушку. А теперь осторожно приподнимите край подушки левой рукой, так, чтобы он перекатился на противоположную сторону. Потом приподнимите другой конец подушки — и ребенок перекатится в другую сторону.
5) А теперь поверните ребенка (по-прежнему находящегося на подушке) на 90 градусов так, чтобы его лицо находилось напротив одной вашей руки, а ноги — напротив другой. Продолжайте приподнимать подушку за разные концы, чтобы ребенок «покачивался» с головы до ног.
6) Встаньте. Положите новорожденного себе на плечо так, чтобы он прижимался к нему животом. Начните кружиться и делайте это достаточно осторожно, чтобы самому не утратить равновесие. Изменяйте направление кружение — по часовой стрелки, против часовой стрелки.
7) Горизонтальное кружение. Левый бок. Повторите все вышеописанное, но на этот раз положите новорожденного на свое правое плечо. При этом он должен находиться на левом боку, а животом прямо напротив вашей шеи. Кружитесь по и против часовой стрелки.
8) Горизонтальное кружение. Правый бок. Повторите все вышеописанное, но на этот раз положите новорожденного на свое левое плечо так, чтобы он лежал на правом боку. Кружитесь по и против часовой стрелки.
9) Осторожно прижмите новорожденного к себе и мягко «поскачите» по всему дому. Он будет чувствовать, как движется ваше тело вверх и вниз. Когда ребенок уже сможет контролировать положение своей головы и спины, вы можете ускорить скачку и разнообразить позиции вашего «наездника».
- все упражнения выполняются ежедневно хотя бы по одному разу;
- упражнения выполняются медленно и осторожно. Если ребенку это не нравится — немедленно прекратите упражнения или попробуйте замедлить темп;
- перед каждым упражнением объясняйте ребенку, что вы сейчас собираетесь делать;
- начинайте с 15 секунд на каждое упражнение, постепенно и осторожно доведя это время до 45 секунд;
- всегда останавливайтесь прежде, чем этого захочет ваш ребенок;
- вся ежедневная программа должна занимать не более 10 минут;
- занятия должны доставлять радость ребенку и вам;
- прежде, чем приступать к занятиям, проконсультируйтесь с вашим педиатром
- упражнения могут быть дополнены вашими собственными, любимыми вами и ребенком, динамическими упражнениями
[divider]
Похожие статьи
(видео и карточки Глена Домана)
Методика раннего развития Глена Домана – прекрасная возможность для родителей, заботящихся о развитии своих чад с самого рождения. Предлагаемые упражнения и занятия можно проводить с 3-месячного возраста. Более того, нет необходимости приобретать задания за баснословную стоимость – карточки Домана можно изготовить самостоятельно. Методика использовалась в обучении детей за рубежом и в России и полностью доказала свою эффективность.
Как была создана данная методика? В чём заключается суть методики и её уникальность? Как её применять? Ответы вы найдёте в нашей статье!
История создания
Талантливый американский нейрохирург Глен Доман вместе со своими коллегами занимался совершенствованием методов лечения и реабилитации детей с нарушениями мозговой деятельности. Посвятив 15 лет своей деятельности изучению психических процессов здоровых и больных детей, Глен Доман сделал несколько замечательных открытий.
- Во-первых, он заметил, что здоровые клетки головного мозга под воздействием упражнений активно участвовали в процессе психической деятельности. Это позволило учёному принять решение о возможности использовать методику при развитии абсолютно здоровых детей.
- Во-вторых, Доман выявил, что при зрительном, слуховом и осязательном раздражении поражённые клетки головного мозга способны реабилитироваться более быстрыми темпами, нежели при отсутствии необходимых занятий. Благодаря этому удалось обосновать применение методики в работе с больными детьми.
Так разработанные упражнения получили признание среди учёных разных стран и стали применяться воспитателями, психологами, педиатрами, нейрохирургами. На протяжении уже нескольких десятков лет они эффективно используются в различных дошкольных и реабилитационных учреждениях, развивающих центрах. В последнее время всё чаще стали обращать внимание на эту известную методику и родители.
Занимаемся по методике Глена Домана

Ориентируясь на то, что малыши, прежде всего, начинают воспринимать информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов, Доман положил в основу своей разработки именно этот принцип.
Нейрохирург предлагает демонстрировать детям написанные на отдельных карточках слова. Слова должны быть конкретными и имеющие для дошкольника особый смысл: МАМА, ПАПА, КАША, КОТ (это самые простые слова, с которых рекомендуется начинать обучение). Затем упражнения немного усложняются тем, что демонстрируемые слова подразделяются на различные категории (продукты питания, животные, овощи, фрукты и т. д.) и уже направлены не на эмоциональный отклик ребёнка, а на развитие его логического мышления. Стоит заметить, что слова должны быть написаны крупными красными буквами. На одной карточке – одно слово.
В дальнейшем, по мере взросления и развития ребёнка, ему показывают карточки с изображениями различных животных, фруктов и т. д. Карточки сопровождаются соответствующими надписями – названиями демонстрируемых изображений. Так у малыша формируется взаимосвязь между зрительным образом и словом. Это, по мнению Домана, обеспечивает плавный переход к чтению. Ребёнок учится воспринимать не отдельные буквы, а целые слова. К этому моменту он уже осваивает некоторые звуки, слоги и их сочетание.
(Вот так выглядят карточки Домана. Кликабельно)


С цифрами дело обстоит немного иначе. Доман полагает, что детям проще воспринимать не абстрактные узоры, а конкретное количество. Поэтому, по его методике, необходимо демонстрировать определённое количество точек. Их также следует изображать красным цветом.
Посмотрите видео, вот так примерно проходит урок
Делая упор на умственное развитие, важно помнить и о физическом развитии. Для этого учёный рекомендует проводить гимнастику, динамичные физические упражнения, музыкальные разминки. Чем больше и разнообразнее ребёнок двигается, тем лучше протекает его физическое развитие. А это в определённой степени влияет на умственные способности дошкольника, так как эти процессы взаимосвязаны.
Как проходит обучение?
Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии. Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало.
Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже научился сидеть). Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов. Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.
Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!
Советы в обучении
- Первое занятие – самое главное. Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
- Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
- По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
- Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
- Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова. Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом. Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
- После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение. Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
- Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т. д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
- Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!
Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.
Что ещё важно знать о методике Домана?
Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана, – это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них. Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.
Если же вы начали занятия с малышом, то нужно проводить их регулярно с постепенным усложнением. В большинстве случаев дети воспринимают это как своеобразную игру и активно включаются в процесс. Ваша задача – мотивировать их на обучение, но делать это в лёгкой и ненавязчивой форме, чтобы дошколята не потеряли интерес.
Важным моментом является и то, что нет необходимости проверять, как малыш усвоил материал (естественно, речь идёт о детях 2-4 лет). Если ребёнок выразит желание поделиться своими успехами, он непременно сделает это!
Читаем также: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами
Где брать карточки Глена Домана?
Готовые карточки Домана можно приобрести в книжных или детских магазинах. Такие наборы обычно пользуются спросом, поэтому отнюдь не дешёвы.
Однако, не стоит отчаиваться. Мы собрали для вас карточки поэтому можете скачать их у нас на сайте совершенно бесплатно. Вам останется лишь распечатать их на плотной бумаге на цветном принтере – скачать карточки Домана
Также можно заниматься с ребенком за компьютером (планшетом) смотря видео с карточками Глена Домана. Для вас мы сделали рубрику “Видео”, где постоянно добавляем новые развивающие ролики в том числе и карточки Домана – перейти в рубрику ВИДЕО
Пример видео:
Видео: Карточки Глена Домана
Алгоритм обучения чтению по методике Глена Домана
Наиболее важное правило при http://www.bubabi.org/ru/chitat-po-metodike-glena-domana заключается в том, чтобы оба участника (родитель и ребёнок) спокойно и радостно воспринимали процесс обучения чтению в качестве забавной, желанной игры. Родителю ни в коем случае не стоит забывать о том, чтообучение – это не работа, а весьма увлекательная игра жизни.


Все материалы, используемые на пути обучения вашего ребенка чтению, очень просты. Они основаны на многолетней экспериментальной работе большой группы учёных и исследователей. http://www.bubabi.org/ru/chitat-po-metodike-glena-domana разработана на основании того факта, что чтение – это ни что иное, как функция мозга. Авторы методики адекватно оценивают возможности и ограниченность маленького детского визуального аппарата и выстраивают этапы обучения так, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности.
Помните, что знание – это наиболее ценный подарок, который вы можете дать своему ребёнку. Поэтому давайте ему знание великодушно, без претензий на скорейшую его отдачу.
Последовательность действий при обучении чтению по Г. Доману удивительно проста.
Независимо от того, с какого возраста вы начали учить своё дитя читать по методике Глена Домана, вам предстоит пройти пять основных этапов:
- Отдельные слова.
- Словосочетания.
- Простые предложения.
- Распространённые предложения.
- Книги.
Рассмотрим подробно каждый из указанных этапов.
Этап первый (отдельные слова).
Первый этап обучения начинается с использования всего лишь 15-ти слов. И только после того, как ваш малыш будет хорошо знать эти слова, можно будет говорить о возможности http://www.bubabi.org/ru/entsiklopedicheskie-znaniya-po-metodu-glena-domana в дальнейшем. Благоприятным стартом для процесса обучения может быть хорошее настроение вашего чада. Ориентируйтесь на то время суток, когда малыш полон энергии и восприимчив. Помещение для проведения занятий должно быть тихим и уютным, без отвлекающих зрительное внимание ярких предметов или картин.
Начните занятие с показа вашему малышу карточки со словом «МАМА» и отчётливо произнесите фразу: «Это означает «мама»». Демонстрируйте карточку на расстоянии не менее 35 см от лица, не давая в руки. Время просмотра карточки ребёнком не должно превышать 1-2 секунд, старайтесь избегать каких-либо дополнительных комментариев к написанному и не просите повторять малыша вслед за вами. В том же темпе проделайте аналогичную процедуру с карточкой «ПАПА» и ещё тремя словами из этой группы. В конце занятия обязательно похвалите своего ребёнка, и не забывайте делать это после каждого сеанса.
В течение первого дня обучения повторите http://www.bubabi.org/ru/glen-doman-metodika-rannego-razvitiya-rebenka ещё 3 раза, причём, промежуток между просмотрами должен быть не менее получаса. На этом первый день закончен, и вы сделали первый шаг в процессе обучения своего ребёнка чтению. Таким образом, количество времени, затраченное на обучение, не должно превысить и трёх минут.
В течение второго дня нужно будет повторить основное занятие 3 раза, а также 3 раза продемонстрировать комплект карточек Домана из нового набора, добавленного вами. В общей сложности, второй день будет состоять из шести занятий.
На третий день стоит добавить третий набор из 5-ти новых слов. В этот день вы будете оперировать при обучении своего ребёнка чтению тремя наборами по 5 слов в каждом. При этом каждый набор слов должен, как и прежде, демонстрироваться по 3 раза. Итого, общее количество занятий возрастет до 9, растянутых на весь день, но каждое из них займет не больше нескольких минут.


Выбрать те заветные 15 первых слов, которые выучит ваш ребёнок, совсем не сложно. Они должны быть самыми знакомыми и приятными для малыша. Слова могут включать имена членов семьи и родственников, клички домашних животных, названия его любимых продуктов, видов деятельности, предметов домашнего обихода и многое другое. В каждой семье этот список разный и будет ограничиваться только вашей фантазией.
Скука – это самое главный сигнал об опасности во время обучающего процесса. Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете показывать ему наборы карточек более трёх раз в день, то ему это наскучит. Демонстрация каждой карточки больше одной-двух секунд может также привести к потере интереса ребёнка к обучению.
Итак, по истечении трёх дней ребёнок с вашей помощью совершил две чрезвычайно важные вещи:
- развил свой зрительный аппарат и, что еще более важно, научил свой мозг отличать один письменный знак от другого;
- справился с самой важной абстракцией, с которой когда-либо имел дело в своей жизни – сумел прочитать слова.
Когда у вас за спиной остались 15 выученных ребёнком слов, можете приступать к следующей группе слов, обозначающих, например, части тела. Этот набор может состоять из двадцати пяти слов, разделённых на пять наборов.
Метод добавления новых слов и изъятия старых по методике Домана очень прост. Для этого удаляйте по одному слову из каждого, уже изученного в течение 5 дней, набора, и заменяйте это слово новым. Поступайте так с каждым набором слов.
Очень упростит работу подписывание карточек Домана с обратной стороны. Ставьте карандашом дату демонстрации того или иного слова, и тогда вы будете точно знать, когда его следует удалить, заменив новым. Постепенно добавляйте к списку группу, состоящую из глаголов, например, обозначающих действие и др.
Таким образом, вы будете учить по 25 слов в день, разделенных на 5 наборов по 5 слов в каждом. Ежедневно ваш ребенок будет знакомиться с 5-ю новыми словами, по 1 в каждом наборе, а 5 старых слов будут вами удаляться.
Если вы действуете верно, то в среднем ваш ребенок будет выучивать по 5 слов в день. Но он может http://www.bubabi.org/ru/chitat-po-metodike-glena-domana, а если вы достаточно умны и заинтересованы в этом, то таких слов может быть еще больше.
Также ваш малыш быстро и легко выучит любое слово, которым заинтересуется, если вы напишите его печатными буквами на белом фоне, что тут же пополнит его словарный запас.
Этап второй (словосочетания).
Второй этап в освоении чтения по методу Глена Домана очень важен и является промежуточным звеном между чтением отдельных слов и целых предложений.


Итак, вам следует проанализировать словарный запас своего ребёнка и подумать о том, какие комбинации можно составить из выученных им слов. Причём некоторые из них придется видоизменить, чтобы получились осмысленные сочетания.
Одной из самых простых и востребованных групп слов является перечень основных цветов. Дети учатся различать и называть цвета быстро и легко, получая большое удовольствие при узнавании. Убедившись, что ребенок усвоил основные цвета, вы можете предложить его вниманию простые словосочетания: «чёрные волосы» или «жёлтый банан».
Через какое-то время вы почувствуете необходимость двигаться дальше. Тогда начните знакомить своего ребёнка с антонимами: «чистый/грязный», «правый/левый».
И снова, в зависимости от возраста и опыта вашего ребенка, вы можете дополнить http://www.bubabi.org/ru/kartochki-glena-domana-sistema-garmonichnogo-razvitiya-rebenka яркими иллюстрациями на их обратной стороне. «Большой» и «маленький» – это очень простые понятия даже для самого юного малыша он способен мгновенно постичь их, как только они будут представлены ему в простой логической форме. Они очень тесно связаны с его повседневной жизнью: «большая ложка», «маленькая ложка» и др.
Этап третий (простые предложения).
На третьем этапе вам предстоит на основе словосочетаний составить простые предложения, ведь при количестве слов в словарном запасе малыша от 50 до 75 единиц, количество возможных комбинаций довольно велико.
Для этого необходимо составить набор из 5-ти предложений, и, как и ранее, трижды в день на протяжении 3-5 дней демонстрировать его ребёнку. Затем начните работу по обновлению набора: удаляйте по 2 старых предложения и вставляйте вместо них 2 новых. Ваш ребёнок будет усваивать их очень быстро, так что переходите к новым предложениям с максимально возможной скоростью.
На этой стадии вам придётся уменьшить размер шрифта, чтобы разместить на стандартной карточке Домана 2-3 слова, что ещё на шаг приблизит вашу мечту о способности вашего малыша к прочтению книг.
Через некоторое время, попробуйте изготовить простейшую книгу предложений по методике Г. Домана, где каждому из ваших пяти предложений будет соответствовать одна картинка, причём, страницы с текстом будут предшествовать страницам с иллюстрациями. Эта книга может быть легко заполнена фотографиями самого ребенка, когда он выполняет то или иное действие. Такие книги будут очень важными шагами на пути развития вашего ребенка.
Этап четвёртый (распространённые предложения).
После простых предложений подошло время к изучению предложений распространенных. К этому этапу ваш ребёнок уже способен совершить второй по значимости шаг, после того, как впервые научился различать отдельные слова. Теперь он в состоянии понимать полноценные предложения, выражающие законченную мысль.
Узнавание отдельных слов и понимание того, что они обозначают (предмет или понятие) – это первый и основной шаг на пути обучения чтению. Узнавание слов, которые используются в предложении и могут обозначать более сложные понятия, – это второй важнейший шаг в том же направлении.


В этом разделе мы пользуемся теми же принципами, что и на третьем этапе, постепенно увеличивая количество слов в предложении. Например, предложение типа «Кот спит» следует дополнить до состояния «Кот крепко спит».
На этом этапе появится необходимость в изготовлении карточек Домана с предлогами и наречиями, однако не стоит углубляться в их изучение.
Вы наверняка заметили то, что, играя с ребёнком в составление предложений и отдавая инициативу в его руки, малышу нравятся смешные предложения типа «Мама скачет на ёлке» и т.п. Пусть это вас не смущает, ведь чем веселее проходят занятия, тем больше усвоит ваш ребёнок.
На этой стадии вы продолжаете предоставлять ребенку новый учебный материал, читая ему вслух предложения или книги. В зависимости от возраста, языковых способностей или личных особенностей, он и сам может, если пожелает, произносить те или иные слова вслух или читать вслух целые предложения. Если он делает это потому, что ему так хочется, то это прекрасно. Однако вам самим не стоит просить его об этом.
Переходя к всё более длинным предложениям, вам, без сомнения, станут малы размеры карточек Домана, поэтому вам предстоит заняться следующим:
- уменьшить размер шрифта;
- увеличить количество слов;
- изменить цвет букв с красного на черный.
Очень важно соблюдать следующее правило: никогда нельзя уменьшать размер шрифта и, одновременно с этим увеличивать количество слов. И то, и другое надо делать постепенно. Помните о том, что предложения не могут быть написаны слишком большими буквами или слишком отчетливо, стоит опасаться только слишком маленьких букв и слишком неразборчивого написания.
На данной стадии всё готово для перехода к последнему и самому волнующему этапу – книге. Мы уже готовились к этому шагу, создавая книги из словосочетаний, простых и распространенных предложений. Но все это было лишь подготовкой к самому главному.
Этап пятый (книги).
Сейчас ваш малыш умеет обращаться со словами и предложениями, написанными большими печатными буквами. Теперь ему предстоит научиться работать с мелким печатным текстом, содержащим огромное количество слов на каждой странице.
Чем меньше возраст ребёнка, тем более вызывающим будет этот шаг. Помните, что к этому моменту вы сумели достаточно развить и укрепить его зрительный аппарат. Если к тому времени, когда вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом в 1 см, вашему ребёнку уже исполнилось три года, у вас, по всей видимости, не возникнет особых проблем. Если же вы приступили к чтению книг, когда ребёнку еще нет и 2 лет, то с уверенностью можно предположить, что вам придется сделать самим или приобрести для него книги со шрифтом от 2,5 до 5 см. Если это сработает – прекрасно, поскольку такое чтение по Доману будет способствовать скорейшему развитию и созреванию его мозга.


Большое значение на данном этапе имеет правильный выбор книги, по которой вы и будете учить дитя читать. Чтобы не ошибиться в выборе книги, как источника ценной для ребёнка информации, приведём несколько правил:
- Её словарный запас должен составлять от 50 до 100 слов.
- Она должна содержать слова и предложения уже знакомые ребенку
- В ней должно быть не более 1-го предложения на страницу.
- Высота печатного шрифта должна составлять не менее 1 см.
- Текст должен предшествовать иллюстрациям и идти отдельно от них.
Содержание книги является чрезвычайно важным аспектом. Если при выборе книга покажется вам интересной, то почти наверняка она понравится и вашему малышу. В случае если вы сочтёте понравившуюся вам книгу немного трудной, не спешите отказываться от неё. Лучше слегка помочь ребёнку в процессе её чтения, чем купить слишком примитивную книгу, которая может ему наскучить.
Есть несколько рекомендаций родителям, имеющим желание http://www.bubabi.org/ru/chitat-po-metodike-glena-domana своего малыша:
- Делайте сами или приобретайте книги, которые будут интересны вашему ребенку.
- Прежде чем приступать к чтению, выучите его всем новым словам, которые в ней встречаются.
- Текст должен быть крупным и разборчивым.
- Убедитесь в том, что вашему ребенку придется сперва прочесть текст, а уж потом перевернуть страницу, чтобы взглянуть на иллюстрации, которые следуют за текстом.
После того, как все эти условия соблюдены, можете приступать к чтению. Сядьте вместе с ребенком и начните читать ему книгу. Если он захочет прочитать некоторые слова самостоятельно – прекрасно. Впрочем, это во многом зависит от его возраста и личных особенностей. Чем моложе ребёнок, тем меньше он хочет читать вслух. В таком случае читаете вы, а он слушает.
Ваш ребёнок начнёт собирать свою библиотеку. Прочитанную книгу ставьте к нему на полку – пусть он потом читает её самостоятельно столько раз в день, сколько захочет.
Какое это великое открытие – умение читать! Лишь немногие вещи в последующей его жизни сравнимы с ним. Он теперь всегда может иметь мудрого взрослого, разговаривающего только с ним о новых интересных вещах в любое время, когда ему только хочется, стоит лишь выбрать новую книгу.
Учение – это награда, а не наказание. Учение – это удовольствие, а не необходимость, это привилегия, а не обязанность. Родителям необходимо всё время помнить об этом и не предпринимать ничего, что могло бы разрушить такое естественное отношение ребёнка к обучению.
Методика Глена Домана – необходимые материалы и основы раннего развития детей
Методика Глена Домана: описание
Методика Глена Домана предназначена для обучения детей раннего возраста и их развития. Сейчас стало модно учить детей счету, чтению чуть ли не с пеленок, расширять их кругозор. Иногда родители делают это даже в ущерб себе и своим малышам. Трехлетние крохи уже участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, порой даже не осознавая, зачем это им нужно. С одной стороны, это не плохо. Родители проводят с ребенком много времени, ребенок активно развивается, у него формируется мышление, память, логика. С другой стороны обучение «наукам» в столь раннем возрасте больше похоже дрессировке цирковых собачек. Во всяком случае, методика Домана существует и это повод узнать о ней подробнее. Об этом и пойдет речь.
Правила обучения по методике Домана
Прежде всего, нужно объяснить, чем хороша методика Глена Домана и на каких принципах она базируется. Тогда будет понятно, кому она подходит, чего ожидать от нее и какие результаты можно получить, если заниматься с ребенком по данной методике.
Итак, основные правила методики Глена Домана:
- обучение следует начинать с раннего возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем легче и с большим удовольствием он будет учиться;
- ребенка обязательно необходимо поощрять похвалой и проявлять искреннюю радость за его достижения;
- родителям самим очень важно чувствоватьдоверие и уважение к ребенку;
- развивающие занятия должны быть приятны для ребенка и обучающего;
- чтобы информация лучше усваивалась детским сознанием, занятия должны проводиться в подходящей для этого атмосфере;
- процесс обучения необходимо прерывать до того момента, как ребенку станет скучно;
- необходимо максимально часто привлекать новые материалы;
- родителям очень важно быть собранными и последовательными, проводить систематические занятия с ребенком, а не только тогда, когда на это есть время и желание;
- ребенка нужно освободить от проверки знаний;
- учебные материалы должны быть подготовлены скрупулезно и заблаговременно;
- в случае потери интереса к изучению материала у ребенка или обучающего следует закончить занятие.
Физическое развитие ребенка согласно методу
Глен Доман определяет семь стадий созревания мозга ребенка от рождения до шести лет и считает, что этот процесс можно ускорить. По его мнению, успешное умственное и физическое развитие взаимосвязаны. Чем раньше родители позволят малышу беспрепятственно двигаться, тем быстрее будет развиваться его мозг.
Важно не упустить возможность изначально, поскольку в самый ранний период жизни мозг развивается наиболее активно, и все стадии его развития проходят последовательно. Уже само положение тела ребенка после рождения влияет на то, насколько быстро он начнет самостоятельно двигаться и интеллектуально совершенствоваться.
Малыша необходимо класть на живот, чтобы он мог свободно шевелить руками и ногами. Важно, чтобы на ребенке было минимальное количество одежды, не стесняющей движения. В комнате нужно поддерживать достаточно высокую температуру, комфортную для легко одетого младенца. Чтобы ребенок мог свободно ползти, его необходимо класть в специальный трек, который можно сделать с небольшим уклоном для облегчения передвижений. Когда малыш будет уверенно ползать, можно отпускать его на ровный пол, предварительно подготовив поверхность и соблюдая все меры предосторожности. Для развития у ребенка хватательного рефлекса нужно класть его на спину, чтобы он ухватился на пальцы взрослого и осторожно приподнимать.
Тренировка вестибулярного аппарата заключается в покачивании, перекатывании и вращении младенца. На протяжении прохождения ребенком семи стадий развития необходимо создавать подходящие условия для последовательно расширяющихся двигательных навыков: от ползания на четвереньках до выполнения гимнастических программ.
Как заниматься с ребенком при дефиците времени
Глен Доман утверждает, что работа интеллекта основывается на фактах. Чем больше точных и полезных фактов поместить в мозг ребенка, тем больше правильных выводов он сможет сделать. В качестве примера автор приводит следующую ситуацию: ребенок смотрит в окно и, увидев во дворе собаку, спрашивает маму «что это?». За 30 секунд взрослый может отреагировать одним из вариантов:
- «Извини, я занята»
- «Это гав-гав»
- «Это собака»
- «Это собака породы сенбернар»
- Продемонстрировать ребенку десять рисунков с собаками различных пород
- Показать ребенку те же карточки с собаками, но попутно объясняя: «на всех картинках изображены собаки: овчарка, спаниель, болонка, колли, чау-чау…»
Доман считает, что последняя стратегия ответа самая правильная. Так ребенок научится устанавливать связи между фактами. При просмотре картинок его мозг сам сделает выводы, что собаки бывают разного окраса и размера. Впоследствии, увидев на улице любую из показанных пород, малыш без труда сможет определить, что это собака.
Автор методики утверждает, что на любой из ответов ребенку тратится около 30 секунд, но результаты развития его интеллекта, будут существенно различаться.
Как научить ребенка читать по методике Домана
Глен Доман считает чтение одним из наиболее важных новыков. Автор, утверждает, что ребенка можно учить чтению с момента рождения. Из белого картона необходимо изготовить полоски 10х50 см и написать на них слова красным фломастером. Все буквы должны быть печатными, высотой 7,5 см и толщиной 1,5 см. Слово должно быть окаймлено полями по 1,5 см. Необходимо демонстрировать ребенку карточки по 5-10 секунд, четко проговаривая написанные на них слова.
В первый день малышу дается на изучение пять слов. Занятие повторяется три раза, не чаще, чем с получасовыми перерывами. На второй день младенцу следует повторить трижды показ вчерашних слов и добавить к ним еще пять карточек с новыми словами, так же показав их три раза. Второй день должен состоять из шести занятий. В конце каждого занятия важно хвалить и обнимать ребенка.
Первые 15 слов, которые малыш увидит, должны быть ему приятны и хорошо знакомы. Например, это могут быть имена членов семьи или домашних животных. Обучаясь, ребенок поэтапно будет осваивать словосочетания, предложения и книги.
Как обучить ребенка счету по методике Домана
Глен Доман задается вопросом, почему дети могут мгновенно считать. Ответ заключается в том, что ребенок мыслит фактами и, увидев определенное количество точек на бумаге, он в отличие от взрослого представляет предметы не в виде написанной цифры, а воспринимает их действительное количество.
Для обучения нужно изготовить из белого картона минимум 100 карточек размером 27х27 см. На каждую карточку необходимо хаотично наклеить красные точки от 1 до 100, диаметром около 2 см. В первое занятие следует показать ребенку пять карточек, на которых расположено от одной до пяти точек и отчетливо называя их количество. Нужно повторить этот процесс трижды за день, по меньшей мере, с получасовым перерывом. Занятие должно занимать в общей сложности не более трех минут.
Завершив обучение, важно поощрить ребенка похвалой и объятием. Во второй день необходимо добавить к ранее пройденным карточкам еще пять штук с количеством точек от 6 до 10, увеличив время занятий до 6 минут. Нужно продолжать занятие, пока не будут показаны все 100 карточек. Этого достаточно, чтобы ребенок усвоил идею количества. Основываясь на этой базе, ребенок в дальнейшем сможет поэтапно освоить цифры, уравнения и решение задач.
Получение энциклопедических знаний
Программу получения энциклопедических знаний можно начинать при условии успеха в обучении чтению. Она позволяет ребенку приобрести многогранные знания о мире в виде фактов. Каждый факт эквивалентен одному биту информации, который следует разместить на карточке «бит интеллекта». Карточка должна содержать отчетливый рисунок или фотографию, изображающие только один предмет, то есть иллюстрирующие один факт. Предмет должен быть незнаком ребенку и иметь недвусмысленное информативное название. Карточки следует разделить по категориям. Например: «птицы», «писатели», «животные». В каждой категории должно быть не менее десяти карточек. По мере обучения можно разделять карточки на более мелки подкатегории. Категоризация важна и помогает ребенку систематизировать полученные знания с помощью проведения закономерностей. Демонстрация карточек из одной категории должна длиться 10-15 секунд.
Начинать можно с трех разных категорий, в каждой из которых по 10 карточек. Постепенно, когда ребенок усвоит около 1000 карточек, можно будет переходить к составлению «интеллектуальной программы».
Спорные моменты в направлении
Вопреки наглядности и убедительности педагогической системы, изложенной в трудах Домана, при ее изучении возникает достаточно дискуссионных точек.
- Автор методики утверждает, что мозг человека подобен компьютеру, обладающему большим объемом и совершенным инструментарием для обработки информации. Но люди и, особенно, дети мало схожи с серийными заводскими механизмами. Если ребенок не сумеет проанализировать огромный поток полученной информации и воспользоваться ею, то она не будет способствовать его образованию и развитию.
- Информационный переизбыток может привести к утомлению и истощению ребенка. Есть риск появления психологических и физических проблем, таких как: замкнутость, проблемы с концентрацией и общением, ранимость, внезапная смена настроения, мигрени, отсутствие аппетита.
- Развивающее воспитание должно производиться соответственно возрасту ребенка. На первых порах у малышей развивается наглядное мышление, что помогает им, увидев на улице собаку, узнать ее и правильно назвать. В процессе разглядывания карточек ребенок может соотнести слово лишь с определенной нарисованной ни них картинкой. Поэтому, посещая цирк, он не сможет узнать льва или тигра, если не видел их на карточке.
- Каждый ребенок от природы стремится к творчеству, поиску и самостоятельному обретению знаний. Метод Глена Домана предполагает, что малыш инертен, поскольку процесс обучения состоит лишь из демонстрации картинок и констатации безликих единиц информации.
- Делая упор на интеллектуальном прогрессе, система Домана обделяет вниманием этическое, эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. У него остается меньше возможностей для творчества и общения с окружающими.
- Занятия предполагают включение только органов слуха и зрения, в то время как для всестороннего развития не менее важны запах, вкус и тактильные ощущения.
- Изучая подписанные карточки с картинками, ребенок запоминает слова автоматически и может понимать только то, что выучил. Увидев в книге незнакомые слова, он не сможет их воспринять.
- Информация, воспринимаемая на слух или через текст, не всегда должна быть подкреплена изображениями. Иначе ребенку будет сложно самостоятельно выстраивать в голове образы и читать книги без картинок.
- Дети любят игры и хорошо усваивают информацию через интерактивное взаимодействие. Обучение только посредством карточек исключает активное участие ребенка и вряд ли является достаточным для его активного развития.
- Изготовление карточек требует от родителей времени и усилий, что постепенно может снизить их мотивацию к занятиям.
Вместо заключения
Мода на раннее развитие детей растет в геометрической прогрессии. Как сторонник идеи, что все в жизни должно быть своевременным, пожалуй, не соглашусь со всем вышесказанным. Учить чтению ребенка, который еще не выговаривает все буквы достаточно хорошо или дрессурой учить его устному счету, пусть даже в пределах 10, мягко говоря, не совсем умно. Но у каждого родителя на этот счет свое мнение, и если кто-то считает, что развивать ребенка по всем новомодным методикам нужно, значит, так тому и быть. Самое главное в этом процессе, не забывать, что обучение должно приносить удовольствие всем участникам.
Методика Гленна Домана
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Мировую известность учёному принесли его восстанавливающие методики для детей с поражённой нервной системой, а также метод обучения детей.
Кто такой Гленн Доман
Доман родился в Филадельфии. В 40-м году он отучился на врача-физиотерапевта, после чего стал заниматься изучением мозга у детей. Однако начавшаяся Вторая Мировая война и нападение на военную базу Пёрл-Харбор помешали учёному продолжить исследования. Доман пошёл воевать, участвовал не в одном сражении, став впоследствии лейтенантом и получив военную награду – крест «За выдающиеся заслуги». Вернувшись с фронта, Гленн Доман решил продолжить некогда начатое дело. Он сновал Институт достижения потенциала человека, где до конца жизни работал и проводил исследования.
В чем заключается методика Домана
Методика Домана для детей с поражённой нервной системой основана на применении специальных карточек, которые развивают их мозг. За счёт стимулирования здоровых клеток мозга, не поражённых болезнью, дети начинали развиваться: их мозг начинал работать, дети учились разговаривать, двигаться.
Тогда это было немыслимо – как безнадёжно больные дети, обречённые всю жизнь провести в инвалидном кресле, могли показывать такие результаты? Своими познаниями они порой опережали сверстников, показывая довольно высокие результаты обучения.
Успех методики Гленна Домана покорил многих, так, что позднее её стали использовать для обучения здоровых детей.
Принципы методики Домана
Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, приклеивают всякие картинки. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку. Затем начинают рассказывать про объекты на карточках – что это за животные, где они живут, что едят и прочее в этом роде.
Кроме этого, к принципам системы Домана можно отнести:
- обучение нужно начинать как можно раньше – чем младше ребёнок, тем проще и эффективнее его всему научить;
- когда малыш станет показывать успехи, старайтесь радоваться за него и хвалить его;
- научить ребёнка чему-либо можно лишь тогда, когда он сам того захочет: если ваше дитя плачет и капризничает, отказываясь садиться за учёбу, не стоит его принуждать – просто подождите, когда малыш остынет;
- обстановка для учёбы должна быть соответствующей;
- обязательно должен «входить» новый материл в обучение;
- чуть ли не самое главное такого метода – регулярные занятия ребёнка;
- знания ребёнка лучше не проверять;
- уважайте своего малыша и доверяйте ему.
Требования к карточкам:
- Карточка должна быть чистой, желательно белого цвета.
- Карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28 сантиметров.
- На карточке должен быть изображён только один предмет, и ребёнок не должен быть с ним знаком.
- Все детали на карточке должны быть хорошо видны.
Как должна выглядеть карточка Домана для детей
Набор карточек: пантера.
Категория: Млекопитающие животные.
Уровень первый. Пантеры относятся к семейству Кошачьих.
Уровень второй. Пантеры – очень крупные животные.
Уровень третий. У всех пантер очень крепкие и мощные зубы.
Уровень четвёртый. Пантеры- хищники.
Уровень пятый. Пантеры (кроме львов) – одиночные животные.
Далее следует ещё несколько уровней.
Создавая собственный метод обучения детей, Гленн Доман был уверен, что с помощью этого метода можно вырастить настоящего гения. Может, оно и так: у Домана много последователей, однако существует мнение, что его метод неэффективный. В этом стоит разобраться.
Противоречия в системе Домана
Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:
- В ситуации, когда ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них объекта, малыш выглядит пассивным, ведь ему даже запрещается задавать вопросы и брать карточки в руки.
- Обучение без диалога – пустая трата времени; ребёнок не сможет в будущем применить все свои знания на практике, тогда зачем ему вообще нужно такое обучение?
- Кроме того, по многим оценкам, таким способом в ребёнке напрочь отбивается стремление к творчеству и созиданию, а это потом пагубно скажется на его психике.
- При использовании в обучении только зрительного восприятия (карточки направлены как раз на это) у ребёнка не развивается текстовое восприятие, которое нужно обязательно развивать. Таким образом, формирование речи в методике Гленна Домана для детей попросту нет места, что не совсем хорошо.
- Система Домана предполагает слишком интенсивную работу, которая для ребёнка может показаться чересчур тяжёлой – ведь заниматься нужно весь день, изредка отвлекаясь на какие-либо домашние дела.
- И, наконец, самих родителей тоже может коснуться некий дискомфорт, связанный с развивающими карточками Домана. Дело в том, что родители (чаще всего мама) должны полностью погрузиться в эту систему, уйти с головой в изготовление карточек, часами их показывать ребёнку и многое объяснять. Помимо того, что это весьма кропотливый труд, времени на другие дела будет катастрофически не хватать.
Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.
И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.
Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.
Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.
Упражнения с карточками Домана
- Учим ребёнка чтению
Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.
Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.
Здесь потребуются карточки с изображениями.
Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.
Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.
Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.
Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.
По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.
Выводы по методике Гленна Домана
Методика Гленна Домана – весьма противоречивая система, которая вызывает как восхищение, так негодование.
Методика предназначена для того, чтобы научить ребёнка писать и читать, а также приобретать базовые двигательные навыки.
Методика доступна детям с шести месяцев жизни.
Основной принцип – применение карточек с буквами, словами, сочетаниями слов, которые нужно показывать ребёнку, чтобы он их запомнил. Карточки должны быть большими и чистыми. В качестве изображений можно использовать цифры, символы, объекты (животные, цветы).
Заниматься нужно по несколько сеансов, постепенно увеличивая количество карточек.
В целом, система Домана работает, судя по многочисленным отзывам родителей. Желаем вам удачи!
Методика раннего развития Глена Домана
Для каждой мамы ее младенец самый лучший и умный, поэтому многие женщины стремятся раскрыть таланты и умения своего крохи с первых дней жизни. На сегодняшний день методика Глена Домана по раннему развитию малышей признана наиболее приемлемой и действующей.
Ранее развитие по методике Домана: когда начинать?
В результате исследований Доман получил ошеломляющий результат, оказалось, что дети могут освоить максимум информации до 6 лет. Практически с первых дней младенцы готовы к познанию мира и усвоению новой информации:
- Обучение чтению, счету, языкам и энциклопедическим знаниям можно начинать с 3 месяцев.
- Ранним физическим развитием следует заниматься с первых дней жизни.
- Уроки проводятся в игровой форме.
- Всегда хвалите маленького человечка.
- Ребенок – это личность, поэтому научитесь его уважать.
- Учите с удовольствием.
- Занятие должно проходить в спокойной обстановке.
- Если малышу скучно, то это значит, что урок окончен.
- Постоянно вводите новую информацию.
- Тщательно готовьтесь к урокам.
- Регулярно проведите обучение.
- Тестирование знаний не проводится.
Концепция методики
Система раннего развития американского ученого опирается на такие положения:
- Только работая, мозг развивается.
- Чтобы ребенок был интеллектуально развит, с ним необходимо постоянно заниматься.
- Физическая активность способствует созреванию головного мозга и двигательного интеллекта.
- Занимаясь по методике Домана, дети пятилетнего возраста, запрограммированы на постоянное получение новых знаний.
Система обучения подойдет родителям, которые готовы все свободное время посвятить малышу.
Развиваем физические данные
С момента появления на свет крохе необходимо предоставить полную свободу движения. Глен Доман в своей методике настаивает на использовании специального трека:
- Малыш помещается в тоннель для ползания.
- В первые разы, можно чтобы кроха касался ножкой или плечом бортика.
- Детки лежат в устройстве и барахтаются.
- Одевайте кроху по минимуму.
- В день младенец проводит в треке около 4 часов.
- К 4 месяцам, малыш в состоянии проползать в конструкции большое расстояние.
- После этого переходите к занятиям на полу.
Глен Доман настаивает, что надо постепенно увеличивать нагрузку: устанавливать препятствия, заниматься на лесенке, поощрять попытки ходить, бегать и плавать.
Обучение по карточкам
Вместе с физической активностью следует заниматься и ранним развитием интеллекта. Для этих целей используют специальные карточки, которые помогают младенцу быстро усваивать информацию.
Схема обучения по методике Глена Домана:
- Набор табличек (5 шт.), которые объединены одной темой.
- Каждый день – 3 занятия.
- Первый день. Показываете малышу 1 набор. Четко произносите, что нанесено на карточке. На одно пособие тратите 2 секунды.
- Второй день. Теперь используете 2 набора табличек. Теперь в день у вас 6 занятий.
- Третий день – 9 занятий с 3 наборами.
- На пятый день вы работаете с 25 карточками и проводите 15 уроков.
- На шестой день, с каждого изученного набора необходимо изъять по 1 табличке. Теперь можно добавить новый набор.
Не стоит ждать мгновенных результатов, когда ребенок будет готов, он продемонстрирует свои знания.
Чтение
Используются карточки, на которых красными буквами написано слово. Видя пособие, малыш не осознает смысла надписи, но срабатывает автоматическое запоминание, и мозг стремится уяснить полученную информацию. Благодаря этому ребенок начинает понимать принципы чтения.
- Слова.
- Словосочетания.
- Коротенькие предложения.
- Предложения из 4 слов.
- Чтение книг.
Вам потребуется много табличек с написанными красным шрифтом словами. Доман рекомендует раннее чтение начинать со знакомых тем: семья, игрушки, мебель и прочее. Постепенно добавляйте новые слова. Когда словарный запас ребенка будет большим, переходите к следующему этапу методики.
Счет
В процессе обучения вам понадобится 100 карточек 28х28 см, на которых будут размещены красные точки от 1 до 100.
Раннее математическое развитие по методике Глена Домана состоит из таких этапов:
- Количество.
- Уравнения.
- Решение задач.
- Цифры.
- Уравнения с цифрами.
Автор системы утверждает, что только после того, как кроха осознал понятие «количество», можно знакомить его с графическим изображением чисел.
Доман: ранние энциклопедические знания
Маленький человечек обязан получать многослойные знания об окружающем мире. Но в методике раннего развития Домана указано, что разъяснения не приносят пользы, поскольку мозг малышей оперирует только фактами.
Ранние энциклопедические знания будут восприниматься при соблюдении таких правил:
- На табличках Домана все изображения должны быть четко видны.
- Картинка обозначает только 1 предмет.
- Малыш не должен знать, что изображено на карточке.
- Пособие должно быть не менее 28х28 см.
- Карточки должны быть чистыми и не мятыми.
Как и каждая методика раннего обучения, система Домана подвергается критике. Но родители обязаны понимать, что им никто не навязывает данный стиль преподавания. Вы можете сочетать несколько программ и добиться поставленного результата в кратчайшие сроки.
Методика Глена Домана
Когда говорят о раннем развитии ребенка, имеют в виду интенсивное развитие его способностей в возрасте от 0 до 34 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.
Одна из методик, которая способствует раннему развитию детей это методика Глена Домана. Это одна из самых знаменитых программ раннего развития детей умственного и физического аспекта. Глен Доман был уверен, что в любом малыше скрыт огромный талант, который может быстро развиваться и открыть перед ребенком большие шансы в будущем. Так решил американский врач-нейрофизиолог после того, как детально изучил особенности развития детей. Доман и его методика раннего развития это большой вклад в успешное будущее вашего ребенка.
Кто такой Глен Доман?
Глен Доман родился в Соединенных Штатах Америки. В 1940 году он получил диплом врача-физиотерапевта. После этого начал изучать детский мозг. Но тут началась Вторая Мировая война и японцы напали на военную базу Пёрл-Харбор. Всё это помешало учёному продолжить исследования. Доман отправился на фронт, участвовал во многих битвах, стал лейтенантом и получив военную награду. Когда он вернулся с войны, то решил продолжить когда-то начатое дело. Он основал Институт достижения потенциала человека, где до конца своих дней работал и исследовал детский мозг.
Принципы методики
Методика Домана следует данным принципам:
- Начать учить малыша следует в самом раннем возрасте. Чем ваш сын или дочь младше, тем быстрее он научится любому навыку.
- Обязательно необходимо поощрять чадо и восторгаться его победами.
- Нужно сформировать между родителями и малышом доверительные отношения. А также уважительно относиться к нему.
- Учеба должна приносить положительные эмоции.
- Для учебы нужно создать правильную атмосферу.
- Необходимо прекратить тренировку до того, как у самого малыша возникнет такое желание.
- Постоянно познавайте что-то новое.
- Будьте постепенными. Учеба должна иметь регулярный характер.
- Не следует проверять то, что ребенок узнал.
- Пособия по учебе нужно подготовить подробно и за несколько дней до занятия.
- Если сыну, дочери или даже родителям самим стало скучно, обучение нужно закончить.
Физическое развитие по методике Домана
Самое больше внимание Глен Доман уделял физическому развитию детей. Учёный считал, что оно имеет прямую взаимосвязь с интеллектуальным потенциалом малышей. Именно по этой причине он был уверен, что необходимо физически развивать ребенка с самого его появления на свет.
Ребенок от природы нуждается в том, чтобы много плавать, ходить, ползать, хватать. С самого рождения младенцу нужно дать свободу перемещений и делать все, чтобы он физически развивался. Если мама с папой с раннего детства помогают крошке быть активным, то их сын или дочь будет умственно развиваться гораздо интенсивнее, по сравнению со сверстниками. Поэтому следует постоянно бегать и прыгать с малышом, с раннего детства знакомить его со спортом и физкультурой.
Как научить читать по методике Домана?
Ученый считал, что начать учить читать можно даже крошку, которому едва исполнилось 1,5 года. Нужно только следовать его методике.
Для этого родителям нужны карточки с комплектом слов. Их параметры должен быть 10*50 сантиметров, слова ярко-красного цвета, шрифт 1,5 сантиметров по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 сантиметров. Не стоит с самого начала знакомить малыша с трудными
словами. Вы должны постараться найти такие слова, с которыми малыш отлично знаком (бабушка, дедушка, кошка, собака, дом, стол, стул, вода).
Вам нужно следовать данной схеме обучения:
- Комплект слов это группа из 5 слов, которые объединены одной темой.
- Учиться нужно по 3 раза каждый день.
- Понедельник. Покажите сыну или дочери один комплект слов. Проговорите слова четким, ровным голосом. На каждое слово не следует тратить более 15 секунд. Выходит 3 урока с одним комплект слов.
- Вторник. К комплекту слов, который уже показан, прибавьте еще один. Выходит 6 уроков в день (3 с изученным ранее комплектом слов, 3 с новым) и два комплекта слов.
- Среда. 3 комплекта слов и 9 уроков.
- Четверг. 4 комплекта слов и 12 уроков.
- Пятница. 5 комплектов слов и 15 уроков в один день.
- Суббота. Добавьте еще один комплект слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих исключите по одному слову.
Как научить считать по методкие Домана?
Родители, когда слышат слово три воображают цифру, а их малыши мыслят фактами. Они представляют три мандарина, три дома, три кошки, но
даже не пытаются соотнести слово три с картинкой цифры. Именно на это специфическое для малышей качество и опирался Доман, когда создавал свою программу. Если вы позволите ребенку работать с определенными фактами, а не абстрактными терминами, то у него появится отличная возможность научиться считать, не пересчитывая, понимать количество изображенных предметов, узнать о базовых действиях в математике.
Чтобы научить ребенка считать, вам нужно будет взять 100 карточек размером 27*27 сантиметров. На карточках в хаотичном виде изображены красные точки количеством от 1 до 100. Их диаметр не должен быть больше 2 сантиметров. На уроках малыш сначала узнает термин количество, потом термин уравнение. Затем можете начать обучать ребенка решению математических задач. И лишь затем по методике Домана следует знакомить малыша с графическим изображением чисел, понятием цифра. А уже потом начните решать цифровые уравнения.
Преимущества методики
Методика развития Домана способствует и физическому развитию детей. Доман определил 7 этапов в прогрессе малыша от младенчества до 7 лет. Данные стадии идут вместе со стадиями развития мозга. В первом периоде верхние отделы спинного мозга управляют слухом, зрением, мануальными навыками и движениями. В финишном периоде ими
управляют верхние отделы коры головного мозга. Любой следующий этап, совершенствуясь, убирает старый этап и контролирует разные роли головного мозга. Скачок от одного уровня к следующему иллюстрируется, согласно программе, определенным количеством жестов и действий. Ребенок, который не обучается по программе, проходит эти этапы за 6,5 лет. А дети, обучающиеся по курсу Глена Домана, проходят данные уровни за 3,5 года.